Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многие факторы развития современного общества, выступающие причинами психоэмоциональных перегрузок человека, такие как урбанизация, индустриализация, усложнение социальных функций личности, плотность информационной среды, высокий уровень социальной мобильности, привели к развитию адаптивных и рекреационных механизмов культуры, необходимых для поддержания равновесия социальной системы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Базовые основы русского хорового пения
    • 1. 1. Эволюция русского хорового пения в культуре
    • 1. 2. Понятийно-терминологический аппарат русского хорового пения культурологического характера
    • 1. 3. Сущность, функции, структура русского хорового пения
  • Выводы по 1 главе
  • Глава II. Синтез традиций и инноваций в современной хоровой культуре России
    • 2. 1. Духовные традиции русского хорового пения в контексте современных проблем российского общества
    • 2. 2. Сопоставительный анализ состояния русского хорового пения и массовой музыкальной культуры в постсоветском пространстве
    • 2. 3. Современные тенденции развития отечественного хорового пения
  • Выводы по 2 главе

Сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современном российском обществе активизируется проблема возвращения к духовным истокам, в том числе и хоровым.

Во-первых, хоровое пение как генетический код нации со своими традициями несет в себе заряд духовности для отечества. Идеи гуманизма, изначально заложенные в хоровом пении, влияют на сохранение нации, культурного наследия для будущих поколений.

Во-вторых, русское хоровое пение как вид культуры сохраняется в наши дни в качестве чисто российского феномена, который является частью традиций русского народа. В нашей философской литературе не имеется убедительной концепции теории русского хорового пения, достаточно полно отвечающей его сущности.

В-третьих, в современной хоровой культуре открываются новые возможности для изучения ранее закрытого и искусственно изъятого из исполнительского оборота церковно-хорового наследия русского народа. Хоровое пение дореволюционной России, обусловленное религиозным мировоззрением и опытом церковного хорового пения, после Октябрьской революции было отвергнуто, при этом игнорировались значимые для истории хоровой культуры философские идеи, которые были заложены в церковно-хоровом пении. Культурно-историческое значение русского хорового пения, духовные и художественные ценности его произведений являются общепризнанными в мировой музыкальной культуре.

В-четвёртых, на современном этапе русский хоровой неоклассицизм тяготеет к переосмыслению хоровых форм в искусстве и становится мощным генератором развития нравственности в российском обществе. Феномен духовности русского хорового пения в культуре не отождествляется с церковными и религиозными формами хорового искусства, а понимается как феномен нравственного, этического и эстетического обогащения российского общества и личности.

В настоящее время отсутствуют диссертационные исследования, специально посвященные сущности русского хорового пения как духовного феномена культуры. Все это определяет необходимость усиления исследовательских поисков и обсуждения тех или иных теоретических конструкций, представляющих русское хоровое пение как объект философского осмысления.

Степень разработанности проблемы. Проблемы русского хорового пения только становятся предметом философско-культурологического анализа. Базу данного исследования составили труды ученых в области: философско-культурологического направления (Т.В.Адорно, Н. А. Бердяев, Ф. Ш. Бикчурина, О. Ю. Биричевская, Е. П. Борзова, К. Т. Гизатов, Т. Ю. Гордеева, Д. Е. Григорова, Т. П. Григорьева, П. С. Гуревич, В. Е. Давидович, В. Зарецкий, А. Я. Зись, С. Н. Иконникова, Л. Г. Ионин, М. С. Каган, Н. И. Кареев, Г. Г. Коломиец,.

A.В.Костина, А. Ф. Лосев, Е. В. Синцов, В. В. Медушевский, Г. П. Меньчиков,.

B.К.Суханцева, Ю. Н. Холопов, Г. В.Шкалина) — философии искусства (В.Булычев, Д. С. Димитрин, В. Зарецкий, М. С. Каган, А. Н. Сохор, В.Н.Холопова) — духовной направленности (Н.В.Балуева, В. Булычев, В. И. Закутский, М. И. Катунян, Т. М. Лежнева, Д. С. Лихачёв, Е. В. Никитина, И.М.Усова). Большинство опубликованных работ отечественных ученых-хоровиков касались истории, методики, творчества и исполнительства, в которых авторы не достаточно полно рассматривали феномен русского хорового пения как философскую составляющую познания.

Значительное место в исследовании занимают труды в области: истории русской музыки (Т.Ф.Владышевская, А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш, О. Е. Леванова, Л.А.Рапацкая) — традиций хорового пения и его глубоких связей с православием и церковной культурой (О.А.Антонов, В. Д. Булгаков, Н. С. Гуляницкая, А. В. Журавский, А. Н. Ипатов, И. В. Кошмина, В. А. Куроедов, В. В. Медушевский, К. К. Розеншильд, Л. Н. Романов, Н.Д.Успенский) — истории русской хоровой культуры (В.Д.Булгаков, В. П. Ильин, В. И. Краснощёков, Д. Л. Локшин, В.А.Чернушенко) — истории хорового исполнительства (А.Ершов,.

В.П.Ильин, Д.Л.Локшин) — теории хорового исполнительства (В.Л.Живов, В.П.Ильин) — вокально-хорового воспитания (К.Ф.Никольская-Береговская) — хорового творчества (К.Н.Дмитревская) — хорового стиля (Г.В.Григорьева, К. Б. Птица, С. А. Казачков, Ю. Паисов). Обзор научной литературы показывает, что данная тема в широком философско-культурологическом плане специально не исследовалась.

Проблемная ситуация свидетельствует о наличии следующих противоречий: 1) между имеющимся эмпирическим материалом по русскому хоровому пению и недостаточному его осмыслению как духовного феномена культуры в сущностном, системном и концептуальном аспектах- 2) между развитием музыкальной науки в целом, русского хорового пения в частности и неразработанностью философских аспектов развития современной отечественной хоровой культуры- 3) между потребностью современной отечественной хоровой школы в теоретическом обосновании русского хорового пения как духовного феномена культуры и отсутствием необходимых учебно-методических материалов по данной проблематике.

Выдвинутые противоречия на теоретико-методологическом уровне позволяют сформулировать научную проблему: какова сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры.

Объектом диссертационного исследования является русское хоровое пение.

Предмет исследования — сущностные особенности русского хорового пения как духовного феномена культуры.

Цель диссертационного исследования — раскрыть и обосновать сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры.

Для реализации сформулированной цели исследования было необходимо поставить и решить следующие задачи:

1. Выявить и систематизировать этапы эволюционного развития хорового пения в контексте философско-культурологического анализа.

2. Проанализировать и обосновать сущностные, функциональные и структурные особенности русского хорового пения.

3. Выявить и охарактеризовать духовные традиции русского хорового пения в контексте современных проблем российского общества.

4. Выявить и раскрыть современные тенденции развития отечественного хорового пения.

Рабочая гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность раскрытия сущности русского хорового пения как духовного феномена культуры достигается, если в основу исследования русского хорового пения будет положен философско-культурологический подходданы чёткие определения терминологических понятий хорового пения в философско-культурологическом контекстевыделен философский компонент содержания русского хорового пения, его сущностные, функциональные и структурные особенностина базе исторических материалов дан объективный анализ предпосылок и особенностей развития русского хорового пения, его духовности.

Методологическую основу исследования составила философия культуры, концептуальный и методический аппарат которой формировался в процессе взаимодействия различных отраслей научного знания, комплексного и системного подхода к изучению предмета исследования. Философско-культурологический подход складывался на основе интеграции методов: аксиологического, феноменологического, историко-культурологического, а также искусствоведческо-музыковедческого.

С помощью аксиологического подхода (Б.В.Асафьев, А. А. Ивин, В. В. Ильин, Г. Г. Коломиец, С. Аверинцев, АЛ. Гуревич) изучены основные экзистенционально-ценностные составляющие русского хорового пения как объективного элемента духовной культуры Россииисторико-кулътурологический подход (Н.Я.Данилевский, Н. А. Бердяев, К. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев, В.С.Соловьёв) позволил выявить динамику эволюционного развития русского хорового пения, ценностного взаимодействия составляющих компонентов хорового искусствакомпаративный подход помог обосновать общее и особенное в характеристике хорового пения и массовой музыкальной культуры в постсоветском пространстве России. На основе феноменологического подхода (Э.Гуссерль, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, М. Хайдеггер) в анализе трудноартикулируемых сторон выразимого и невыразимого в живой жизни русского хорового искусства выявлены проявления хоровых форм и тенденции исполнительства в повседневности и в межличностном общении, искусствоведческо-музыковедческий подход (Т.В.Адорно, Б. ВАсафьев, И. В. Батюк, В. Д. Булгаков, В. Булычев, Д. С. Димитрин, Г. В. Григорьева, В. Зарецкий, В. П. Ильин, М. С. Каган, Д. Л. Локшин, А. Н. Сохор, В.Н.Холопова) позволил выявить генезис русского хорового искусства как составного элемента культуры. Исследуя русское хоровое пение, мы обратились к характеристике общества, в котором оно функционировало.

Научная новизна диссертационного исследования: впервые дан понятийно-терминологический аппарат русского хорового пения философско-культурологического характера: русская хоровая культура — бытие деятельности человека, русское хоровое искусство — вид художественной деятельности, русская хоровая музыка — вид хорового творчества, русское-хоровое пение — тип исполнительской деятельности, хоровая интерпретация — истолкование хорового текставпервые рассмотрена сущность русского хорового пения как предмета философско-культурологического исследования. Проанализированы и обоснованы сущностные (онтологические, аксиологические, религиозные), функциональные (экзистенциально-этические, коммуникативные, воспитательные, исторические, познавательные, философско-мировоззренческие) и структурные (творчество, исполнительство, слушатель) особенности русского хорового пениявыявлены и охарактеризованы духовные традиции русского хорового пения в контексте современных проблем общества (нравственных, эстетических, интеллектуальных, религиозных, преемственных);

— выявлены и раскрыты современные тенденции развития отечественного хорового пения: интеграция различных видов искусств (эстрадных, театральных, хореографических, декоративных) в русское хоровое пениеусиление сакральности жанров духовного хорового пения (литургии, церковных песен, всенощной) — актуальность малых форм хорового исполнительства (вокально-хоровых ансамблей — квартетов, дуэтов, квинтетов, камерных хоров) — востребованность русского певческого фольклора (этнических и обрядовых групп, народных ансамблей песни и танца) — поиск новых средств выразительности (полиладовости, полижанровости, полистилистики) в академическом хоровом пении.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностные (интеграция онтологической, аксиологической, религиозной граней), функциональные (экзистенциально-этические, коммуникативные, воспитательные, исторические, познавательные, философско-мировоззренческие) и структурные (творчество, исполнительство, слушатель) особенности русского хорового пения.

2. Выявленные и охарактеризованные духовные традиции русского хорового пения в контексте современных проблем российского общества, (религиозные, нравственные, преемственные, эстетические, интеллектуальные).

3. Современные тенденции развития отечественного хорового пения: интеграция различных видов искусств (эстрадных, театральных, хореографических, декоративных) в русское хоровое пениеусиление сакральности жанров духовного хорового пения (литургии, церковных песен, всенощной) — актуальность малых форм хорового исполнительства (вокально-хоровых ансамблей — квартетов, дуэтов, квинтетов, камерных хоров) — востребованность русского певческого фольклора (этнических и обрядовых групп, народных ансамблей песни и танца) — поиск новых средств выразительности (полиладовости, полижанровости, полистилистики) в академическом хоровом пении.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении философии хорового искусства новыми материалами за счёт введения в научный оборот философско-культурологических подходов в русское хоровое пение. Впервые на основе различных методов исторического и культурологического анализа исследуется сущность русского хорового пения как духовного феномена культуры, имеющая во многих отношениях базовый характер. Осмысление русского хорового пения в философско-культурологическом контексте позволило выявить некоторые закономерности его развития, объяснить специфику, функции, сущностное значение и место в системе культуры, а также расширить рамки его воздействия на современное социокультурное пространство.

Практическая значимость исследования определяется значительным фактологическим материалом, содержащимся в диссертационной работе. Результаты исследования способствуют: расширению исторических знаний об эволюционном развитии русского хорового пения, формированию у любителей хорового пения эстетических чувств, возрождению и развитию духовного хорового пения и воспитательных традиций, основанных на нравственных, эстетических, этических и религиозных идеалахширокому использованию особенностей развития отечественного хорового пения в современной певческой практикеобновлению курса «Культурология» в средних специальных и высших учебных заведениях за счёт включения новых материалов автора: «Духовные традиции русского хорового пения в контексте современного философско-культурологического анализа», «Современные тенденции развития отечественного хорового пения».

Материалы исследования могут быть использованы в курсе истории русской духовной музыки и православной культуры, будут полезны хормейстерам академических хоров, поскольку знание основ русского хорового пения составляет чрезвычайно важный компонент их профессионализма.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения, результаты, выводы и рекомендации работы докладывались и обсуждались на международных, всероссийских конференциях, в реферативных сообщениях на кафедрах культурологии и философии, хорового творчества КГУКИ [международная научная конференция «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань, 2008) — международная научно-практическая конференция «Фортепианная подготовка музыканта в современном культурном пространстве» (Казань, 2008) — международный конгресс «Тюрко-Славянский диалог культур и цивилизаций: история и современность» (Казань, 2009) — всероссийская научная конференция «Антропологическая соразмерность» (Казань, 2009) — всероссийская научная конференция «Хоровое искусство в XXI веке: тенденции и перспективы» (Казань, 2009) — аспирантские чтения «Молодёжь, наука, культура: прогностическая парадигма» (Казань, 2007)].

Материалы исследования отражены в статьях автора, предназначенных для студентов высших учебных заведений культуры и искусств, используются при чтении курсов «Культурология и история культуры», «Русская духовная хоровая музыка» в КГУКИ.

Основные материалы диссертации опубликованы в виде статей в научных изданиях, в том числе рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 2, 87 п. л.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, в котором обоснована актуальность темы, раскрыт научный аппарат исследования, его новизна и основные положения, выносимые на защиту, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Выводы по 2 главе.

2.1. При резком изменении современной социокультурной жизни российского общества, необходимым компонентом поддержания его стабильности, началом взаимопонимания и взаимодействия людей выступают духовные традиции, которые связаны с осознанием человеком смысла собственного существования, его духовного обновления. Благодаря наличию духовных традиций в жизни человека происходит своего рода «сортировка» колоссального массива других видов деятельности. Духовные традиции, которые лежат в основе существования человека, относятся к важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между миром и человеком. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое. Духовные традиции — феномен социокультурной сферы, в чем и заключается его отличие от сугубо природного бытия. Через духовные традиции идет осознание окружающего мира, выработка глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовные традиции идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла. Генетически духовные традиции возникают на основе практической деятельности человека как особая форма отражений объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним.

Искусство русского хорового пения является неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Русское хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью — было и остается надежным фундаментом отечественной певческой и музыкальной культуры. Это стало надежным и испытанным средством музыкального воспитания и образования народных масс и повышения общей культуры подрастающего поколения.

Анализ духовных традиций русского хорового пения в контексте современных проблем российского общества позволяет прийти к выводу, что русская хоровая культура базируется в основном на религиозных истоках. Понимание культуры как органического, творческого и духовного познания, в котором вера определяла миропонимание и культуру через религиозный культ, пришло в Древнюю Русь через христианство. (П. А. Флоренский). В силу этого, историю религиозной духовной культуры (и мировой в том числе) можно рассматривать как компонент истории культуры духа — вектора, направляющего к духовному совершенствованию человека и общества, к творческому созиданию. В современной России хоровое искусство приобретает особое значение, оно тесно связано с духовно-певческой традицией, а также с его изначально высокой миссией. Роль этого музыкального жанра на нынешнем этапе развития культуры неуклонно растет, несмотря на то, что разделение духовной культуры на массовую и высокую достигло небывалых масштабов. При этом только высокая культура учит и воспитывает. Перед современной хоровой культурой стоят и новые задачи, к которым правомерно отнести возрождение национальной певческой традиции, установление контактов с другими национальными культурами, участие в формировании новой структуры образования и функционирования сферы культуры.

Духовные традиции русского хорового пения представляют собой сплав культурных ценностей и характеризуют собой религиозное (система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления хоровика общего порядка бытия), нравственное (внутренняя установка хоровика действовать согласно своей совести и свободной воле), преемственное (сохранение национального самосознания и певческого достижения), эстетическое (отношение хоровика к происходящему вокруг с позиций прекрасного и возвышенного, его отношения к природе, искусству и художественному творчеству) и интеллектуальное (предвидение возможных последствий предпринимаемых действий, способность предупреждать и избегать ненужных решений) содержание.

2.2. Современное политическое и экономическое состояние российского общества сказалось на отечественной хоровой культуре, в частности, перечеркнуло многие прежние достижения в области самодеятельного хорового искусства, музыкального воспитания в общеобразовательной школе, в концертной деятельности хоров. Хоровое исполнительство сегодня представляет собой довольно разнообразную картину. Прежде всего, это профессиональные народные и академические хоры, хоровые капеллы, призванные быть эталонами художественного качества. Они занимают сравнительно незначительное место относительно большого числа народных певческих коллективов.

Многие факторы развития современного общества, выступающие причинами психоэмоциональных перегрузок человека, такие как урбанизация, индустриализация, усложнение социальных функций личности, плотность информационной среды, высокий уровень социальной мобильности, привели к развитию адаптивных и рекреационных механизмов культуры, необходимых для поддержания равновесия социальной системы и её сохранения. В условиях всё возрастающей специализации знания и усложнения его знаковых кодов многие из областей высокой, элитарной культуры (художественной, научной, философской) остаются недоступными для большинства людей, их основы в упрощённом варианте формулирует массовая музыкальная культура, обладающая особой системой средств смысловой адаптации. Массовая музыкальная культура производится ежедневно в больших количествах, независимо от места и страны проживания слушателей. Это — культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам средств массовой информации и коммуникации.

Развитие русского хорового пения можно сопоставить с развитием массовой музыкальной культуры. Хоровое искусство России стало рассматриваться в последнее время в тандеме с массовой музыкальной культурой, где хоровое исполнение упрощалась и облегчалась. Роль хорового исполнительства в духовно-нравственном воспитании человека огромна в силу демократичности этого жанра, его изначально общественного, коллективного характера, его неразрывной связи с народно-песенными истоками. Русское хоровое пение в массовой музыкальной культуре выделяется своим художественным уровнем, самим способом исполнения и распространения.

Сопоставительный анализ состояния русского хорового пения и массовой музыкальной культуры в постсоветском пространстве позволил обосновать их общие и индивидуальные черты. Отмечая принципиальное сходство двух направлений в подаче звукового материала, можно констатировать, что в современных условиях России понятие русское хоровое пение приближается к понятию массовой музыкальной культуры. Массовая музыкальная культура становится «жизненным фоном», одним из условий бесконфликтного существования молодёжи, её учёбы, быта, досуга. Но эти два культурных явления имеют и принципиальные различия. Самобытность русского хорового пения сохраняется в церковных хорах, в профессиональных хоровых коллективах и певческом фольклоре. Массовая же музыкальная культура обретает фон «досуговости» и зрелищности в средствах массовой информации и коммуникации.

2.3. Процессы интеграции в современной российской культуре стали реальностью, наравне с интеграцией хорового пения и других видов искусств, что напрямую связано с созданием новой лексики музыкального языка и новых способов его котирования, требующих дополнительных знаний и навыков для ее считывания. К таким тенденциям относятся: расширение круга средств выразительности, их обогащение путём сближения с различными приёмами современной техники (аудиозаписи, телевизионные и радиопередачи, мелодии мобильных телефонов, свето-аудио-видео-звуковые представления), выявление новых экспрессивных качеств пения (резко диссонирующие кластеры в произведениях С. Слонимского, космические внематериальные конструкции, число и звуковая математика (3−2-1 с ротациями в «Айнане», 6 и 11 с их комбинациями в «Вере», обыгранное число 10 в оде на тексты Г. Державина «Бог»), тишина — долгие паузы, слова не поются и не читаются, творение молитвы, жесты («Agnus Dei», «Возношение»), выход сакральных тем и образов, молитвенных заголовков и текстов на первый план, неспешный ритм хоровых тем («Восьмая глава» для храма, четырёх хоров и виолончели) в сочинениях А. Кнайфеля,).

В ходе исследования выявлена ещё одна особенность — это обращение к ранее не использованным древним пластам фольклора, архаическим ладовым и ритмическим особенностям (сочетание кельтских, скандинавских, русских средневековых мотивов и мелодий в творчестве фолк-рок группы «Мельница», состоящей из скрипки, виолончели, флейты, перкуссии, двух гитар, бас-гитары, ударной установки и четырёх вокалистов-хоровиковирландские песни, любовные марши, тягучие бретонские мелодии, еврейские плясовые, мрачные скандинавские напевы и легкомысленные польки с русским текстом песен представлены российской группой «Darts»), синтез «фольклорного» принципа развития тематического материала с различными формами политональной звуковысотной организации.

Современная хоровая культура характеризуется активизацией старинных жанров церковного пения, духовного хорового концерта, литургии («храмовый эффект» музыки, «свечение» чистых, благозвучных аккордов, оставляющих прозрачный обертоновый шлейф, регламентированная алеаторика, тончайшее биение микро-ритма, микро-интонации в произведениях Д. Смирнова «Приявший мир», «Скорбящие радости Богородицы» с саксофоном).

Также можно отметить в рамках данной проблемы театральные постановки — мюзиклы, с активным применением синтеза хорового пения, театрального действа и инструментального сопровождения (литературность, театральность, кино, пантомима, танец, смысловые и технические приёмы смежных искусств, скрещивание симфонического оркестра и джаз-банды, арф и электрогитар, в оперных произведениях сочетание в ансамблях музыкальной речи персонажей, контрасты общего и крупного планов, смысловая полипластовость, тональные и тематические «наплывы» (опера-баллада «Мария Стюарт», цикл «Песни трубадуров») в творчестве композитора-современника С. Слонимского).

Интересной тенденцией является сочетание сольного исполнения и хоровой подпевки в эстрадном сопровождении («Хор Турецкого»).

Заключение

.

Исходя из цели нашего диссертационного исследования, мы попытались выявить и обосновать сущностные, функциональные и структурные особенности русского хорового пения как духовного феномена культуры, а также проанализировали и охарактеризовали духовные традиции русского хорового пения в контексте современных проблем общества. Выявили и раскрыли некоторые характерные для современной жизни тенденции развития хорового искусства в певческой культуре России.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты позволили сформулировать следующие выводы:

1. Выявлены и систематизированы этапы эволюционного развития хорового пения в контексте философско-культурологического анализа: древне-культовое исполнительство (архаическая эпоха), древнее восточнославянское хоровое исполнительство (эпоха Древнего мира), древнерусское народно-песенное исполнительство (эпоха Средних веков), хоровое пение русского средневековья (классическая эпоха), русское хоровое пение в эпоху Просвещения (эпоха Нового времени), русское хоровое пение в XIX в. (неклассическая эпоха), хоровое пение XX — XXI вв. (неоклассическая эпоха).

2. В сущности русского хорового пения как духовного феномена культуры просматриваются: интеграция онтологической, аксиологической, религиозной гранейфункциональные особенности (экзистенциально-этические, коммуникативные, воспитательные, исторические, познавательные, философско-мировоззренческие) — структурные особенности русского хорового пения (творчество, исполнительство, слушатель).

3. Выявлены и охарактеризованы духовные традиции русского I хорового пения в контексте современных проблем российского общества (религиозные, нравственные, преемственные, эстетические, интеллектуальные).

4. Выявлены и раскрыты современные тенденции развития отечественного хорового пения: интеграция различных видов искусств (эстрадных, театральных, хореографических, декоративных) в русское хоровое пениеусиление сакральности жанров духовного хорового пения (литургии, церковных песен, всенощной) — актуальность малых форм хорового исполнительства (вокально-хоровых ансамблейквартетов, дуэтов, квинтетов, камерных хоров) — востребованность русского певческого фольклора (этнических и обрядовых групп, народных ансамблей песни и танца) — поиск новых синтетических форм хорового исполнительства и новых средств выразительности (полиладовости, полижанровости, полистилистики) в академическом хоровом пении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. И. Духовно-культурный потенциал Казани II половины XIX — начала XX века // Вестник КазГУКИ. 2005. — № 2. Специальный выпуск. Ч. 2. — С. 76−79.
  2. Т. В Введение в социологию музыки // Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.- СПб., 1998. — 445 с.
  3. Т. В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. — (Философия искусства). — 527 с.
  4. Т. В. Философия новой музыки // Культурология. — 2006. — № 3. — С. 112.
  5. К. Ю. Работа в классе дирижирования В ДМТТТ над интерпретацией вокально-хорового произведения // Искусство и образование. 2007. — № 6. — С. 66.
  6. Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. С-Петербург, «Пневма», 2002. — 880 с.
  7. Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. СПб., «Пневма», 2002. — 880 е., с ил.
  8. Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1997. 880 с.
  9. Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том I. Античность. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 336 с.
  10. О. А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1983. — 224 е., нот. ил.
  11. Арендт X. Vita activa, или о деятельной жизни. СПб., 2000. — 413 с.
  12. . В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963. — 343 с.
  13. . В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. — 248 с.
  14. . В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина. Л.: Музыка, 1980. — 216 с.
  15. В. Очерки по истории вокальной педагогики. — В 3 ч. М., Музгиз, 1956. — Ч. 3. — 248 е.
  16. Р. К. Лисович И. И. Культурология: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Культурология» / Р. К. Бажанова, И. И. Лисович. Казань, КГУКИ, 2007. — 104 с.
  17. Р. К. Феномен артистизма: эволюция в истории культуры (От классики до постнеклассического этапа) // Вестник КазГУКИ. — 2005. — № 2. Специальный выпуск. Ч. 2. С. 72−76.
  18. Ч. О трагедии русской религиозной философии / Ч. Байчунь // Вопросы философии. — 2007. — № 5. С. 73−79.
  19. Н. В. Регент Русской Православной Церкви протоирей Михаил Фортунато и репертуарно-исполнительские традиции хора русского кафедрального собора в Лондоне // Музыка и время. — 2007. № 3. -С. 44−49.
  20. Д., Лысенко О. Ускользающая реальность // Музыка и время. -2001.-№ 3.-С. 41−43.
  21. И. Додекафония в хоровой музыке: Исполнение и интерпретация / И. Батюк // Музыкальная академия. 1998. — № 1. — С. 62−68.
  22. И. В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. М., 1999.-202с.
  23. Н. А. Судьба России. М., 1990. 220 с.
  24. Ф. Ш. Музыкальная культура Татарстана. — Казань, «Граффити групп». 2005. — 265 с.
  25. Е. П. История мировой культуры. 5-е изд., стер. СПб.: Изд-во «Лань», 2007. — 672 е.: ил. — (Мир культуры, истории и философии).
  26. В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX — первой половины XX столетия. Казань, 2000. — 188 с.
  27. В. Д. Русская хоровая педагогика конца XIX первой половины XX столетия: Учеб. пособие. — Казань: Изд-во Казан, гос. акад. Культуры и искусств, 2001. — 71 с.
  28. В. Хоровое пение, как искусство / В. Булычев // Регентское дело. 2006. — № 2. — С. 5.
  29. В. В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. — 556 с.
  30. В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: Преемственность традиций и тенденции развития. Л.: Музыка, 1991. -118с.
  31. Т. Ф. Древнерусская певческая культура и старообрядчество // http://www. allbest.ru.
  32. В. Мода.на духовную музыку? // Советская музыка. 1990. -№ 2. — С. 62−63.
  33. К., Кун Г. История эстетики. Кн. 2. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Прогресс, 2000. — 348 с.
  34. Г. В. Ф. Эстетика. В 4-х томах. Т. 3. М.: Искусство, 1968−1971. -473 с.
  35. . Г. Музыкальное искусство на рубеже XIX XX веков. Переход на русское время // Музыка и время. — 2006. — № 10. — С. 43−48.
  36. И. . В. Асафьев). Ценность музыки. De Musica. СПб, 1923. -192 с.
  37. И. Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н. Б. Гонтаренко. Изд. З-е. Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 155 1. е.: ил. -(Любимые мелодии).
  38. Т. Ю. Музыкальный звук как феномен культуры: монография / Т. Ю. Гордеева. М.: Флинта- Наука, 2007. — 120 с.
  39. Д. Е. Кризис культуры. Массовая культура и личность. — Искусство и образование. — 2007. — № 4. С. 53 — 56.
  40. Г. В. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов. М.: Музыка, 1991. — 80 е., нот. — (Библиотека музыканта-педагога).
  41. Т. 77. Философия красоты / Т. П. Григорьева // Вопросы философии. -2007. -№ 1. — С. 61 -74.
  42. Г. Музыка в Советском Союзе / Г. Гульд // Музыкальная академия. -1998.-№ 2.-С. 45−55.
  43. Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 432 с.
  44. Гуревич 77. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: АО АСПЕНТ ПРЕСС, 1994. — 317 с.
  45. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. — Новосибирск, 1982.-256 с.
  46. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (введение в феноменологическую философию) Пер. с нем. Д. В. Скляднева- Отв. ред. Я. А. Слинин. СПб.: Владимир Даль, 2004. — 400с.
  47. Гюльтекин Шамили. Мусики как «слово» и «вещь» время // Музыка и время.-2005. -№ 11.-С. 9−15.
  48. В. Е, Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1979.- 264 с.
  49. В. Е. В зеркале философии. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. — 448 с.
  50. JJ.A. Ансамблевая культура в осуществлении музыкальной коммуникации // Аспирант и соискатель. 2007. -№ 3.-С. 14 — 15.
  51. О. В. Обучение пению. — М., 2003. 207с.
  52. . Имманентность: Жизнь. //http: // www/phylosophy.allru.net. -С. 1.
  53. А. Б. Философия и методология науки: Курс лекций / А. Б. Демидов. Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2006. — 94 с.
  54. Д.С. Философия искусства в исторической перспективе. Методическая разработка. МГТУ, 2002. htm
  55. Л. Б. Основы вокальной методики. — М.: Музыка, 2004. — 368 с.
  56. Г. А. Хороведение и управление хором. М., Музгиз, 1957. -215 с.
  57. М. С. История зарубежной музыки: Учебник: Вып. 4., изд 4-е.: — М.: Музыка, 1976. 527 с.
  58. Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия: что? зачем? как? / Ю. Евдокимова, В. Мельниченко // Музыкальная академия. 1992. -№ 4.-С. 178−172.
  59. В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  60. В. И. Русское хоровое пение как духовно-нравственный фактор / В. И. Закутский // Вестник МГУКИ. 2007. — № 3. — С. 268 -269.
  61. В. Культура и цивилизация: искусство и тоталитаризм // Советская музыка. — 1990. — № 9. С. 6−14.
  62. Г. Избранное. В 2 т. Т. 1: Философия культуры / Г. Зиммель- Сост. С. Левит, Л.В. Скворцов- Отв. ред. Л. Т. Мильская. — М.: Юристъ, 1996. 671 с. (Лики культуры).
  63. А. Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. — 255 с.
  64. Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001. — 264 с.
  65. А. А. Социальная философия: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2003.-336 с.
  66. Идеи эстетического воспитания. Антология в двух томах. Сост. В. П. Шестков// Вопросы психологии. М.: Искусство, 1973. — Т.2. — С. 15−18.
  67. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 207 с. — (Б-ка учителя музыки).
  68. JI. Искусство, объединяющее поколения / Л Измайлова // Музыкальная академия. 1998. — № 3−4. — С. 254−256.
  69. С. И. История культурологических теорий. 2-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2005. — 474 е.: ил. -(Серия «Учебное пособие»).
  70. Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000. -431 с.
  71. История и культурология. Изд. 3-е, перераб. и доп.: Учеб. пособие. / Н. В. Шишова, Т. В. Акулич, М. И. Бойко и др.- Под ред. Н. В. Шишовой. М.: Логос, 2004. — 472 е., ил.
  72. История и современность. Сборник статей. Составление и редакция А. Климовицкого, Л. Ковнацкой, М. Сабининой. Л.: Советский композитор, 1981. -288 е., ил.
  73. История мировой культуры (мировых цивилизаций) / Под ред. док. фил. Наук Г. В. Драча. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. 544 с. (Высшее образование).
  74. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие дляпедагогических учебных заведений / Под общ. ред. акад.
  75. A. И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2006. — 496 с.
  76. История русской культуры IX XX вв.: Пособие для вузов /
  77. B. С. Шульгин, JI. В. Кошман, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина- Под ред. JI. В. Кошман. 4-е изд., испр. М.: Дрофа, 2003. — 480 с.
  78. История русской музыки: Учебник: Том 1. Под общей ред. Н. В. Туманиной. -М.: Музгиз, 1957. 346 с.
  79. Д. Б. Идейные основы музыкального воспитания в Советском Союзе. М., Просвещение, 1990. — 280 с.
  80. Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание. (Статьи и выступления разных лет). — М.: Знание, 1984. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике, сер. «Эстетика" — № 1).
  81. Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады / Д. Б. Кабалевский // Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки. М.: Педагогика, 1986. — С. 57−67.
  82. М. С. Искусство в системе культуры // Советское искусствоведение. М., 1979. — С. 249 — 252.
  83. М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  84. М. С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
  85. А. И пусть говорят, что я шоуменша! / А. Кадырина // Время и деньги. 2007. — № 194. — С. З 8−43.
  86. С. А. Дирижер хора артист и педагог / Казан, гос. консерватория. — Казань, 1998. — 308 с.
  87. С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. М.: Музыка, 1967.- 110 с.
  88. Л. А. Музыка как фактор духовного развития личности школьника // Музыка и время. — 2007. № 3. — С. 54−56.
  89. Н. Методика работы с русским народным хором. М., 1977. -255 с.
  90. Э. Масса и власть. М., 1997. — 353 с.
  91. В. В. О сценической композиции // Кандинский В. В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1. М., 2001. — С. 17−19.
  92. Н. История Государства Российского. М., 1830. — Т. 1. — 365 с.
  93. М. Профессиональный музыкальный слух в контексте современной практической психологии / М. Карасева // Музыкальная академия.-1999.-№ 4.-С. 172−185.
  94. А. С. Самодеятельное художественное творчество: История. Теория. Практика: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 1988.-271 с.
  95. Н. И. Философия культуры и социальной истории нового времени. СПб., 1993. — 263 с.
  96. М. И. Чтобы пело как можно больше людей время // Музыка и время. 2006. — № 1. — С. 56−57.
  97. Ю. Музыка XVIII в. М., 1965. — С. 446.
  98. Н. И. Эстетика жизни: Учебн. пособ. М.: ИНФРА-М, 1999.
  99. В.Дж. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997. — 574 с.
  100. Кон Ю. Пьер Булез как теоретик (взгляды композитора в 1950 60-е годы) // Кризис буржуазной культуры и общество. Вып. 4. — М., 1983. -С. 173- 175.
  101. А. В. Культурология: учеб. пособие / А. В. Костина. М.: КНОРУС, 2006. — 320 с.
  102. В. И. Вопросы хороведения. — М.: Музыка, 1969. — 299 с.
  103. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.- под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 496 с.
  104. О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000. — 434 с.
  105. НО. Кристи Г. Соболевская О. Станиславский — реформатор оперного искусства: Материалы и документы-М., 1985. — 186с.
  106. В. Г. Психология и педагогика: курс лекций / В. Г. Крысько. -4-е изд., испр. М.: Изд-во Омега-JI, 2006. — 368 е.: ил., табл. (Библиотека высшей школы).
  107. В. В. Музыкальная педагогика. Ростов н/Д: Феникс. — 2002. -288 с.
  108. ХЪ.Кузмин М. А. О церковном уставе и о церковном пении / М. А. Кузмин // Музыкальная академия. 1992. — № 3. — С. 37−44.
  109. В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. — М.: Высш. шк., 1989.-480 с. 115 .Кулаков А. Свет вифлеемской звезды. Страницы из истории христианства.-М., 1999.-С. 184−187.
  110. Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах. С. Я. Левит. — СПб., Университетская книга, 1998. 640 с.
  111. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов Н/Д: «Феникс», 2001. (Словари XXI века).
  112. Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. — 603 с.
  113. Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. — 417 с.
  114. Левандо 77. П. Хоровая фактура: Монография. — Л.: Музыка, 1984. — 124., нот.
  115. О. Е., Кандинский А. И. История русской музыки: Учебник: В 6-ти вып. Вып. 2., изд 4-е.: М. И. Глинка. А. С Даргомыжский / Ред. А. Кандинский. М.: Музыка, 1987. — 220 е., нот.
  116. Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исследование. М.:Искусство, 1991. — 280 с.
  117. Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 1. По XVIII век. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Музыка, 1983. — 696 е., нот.
  118. Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. Т. 2. XVIII век. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Музыка, 1982.-622 е., нот.
  119. О. А. Глобализация как важнейшая черта культуры // Вестник КазГУКИ. 2005. — № 1. Специальный выпуск. Ч. 1. — С. 26−28.
  120. И. И. Методология культуры: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Культурология» / И. И. Лисович. — Казань, КГУКИ, 2008. 116 с.
  121. Д. С. Массовая культура России конца XX века (фрагменты к.). Ч. I. СПб, 2001. — 212 с.
  122. А.Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. -М., 1990.-280 с.
  123. А. Ф. Основной вопрос философии музыки / А. Ф. Лосев // Советская музыка. 1990. — № 12. — С. 66 — 68.
  124. Ъ2.Луговска М. О молодой музыке / М. Луговска // Советская музыка. -1990. -№ 12.-С. 26−29.
  125. ХЪЪ.Лшин Г. Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового общества» // «Массовая культура»: иллюзии и действительность. М., 1975. — С. 30 -31.
  126. Э. Послесловие / Э. Людвиг // Советская музыка. 1990. — № 12. -С. 28−32.
  127. Л. Музыкознание и достижение других наук / Л. Мазель // Советская музыка. 1974. — № 4. — С. 24−35.
  128. ХЪв.Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: Становление профессионализма / Казан, гос. консерватория. Казань, 2000.-311 с.
  129. М. К. Лекции по античной философии Под редакцией Ю.П.Сенокосова. М.: «Аграф», 1999.-312 с.
  130. Т. В. Становление современного хормейстера: к проблеме эволюции школы хорового исполнительства / http:// diss, rulib. Com / 17 001.htm.
  131. С.H., Мареева Е. В. История философии (общий курс): Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. — («Gaudeamus»).
  132. Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. — М., 2003. 368 с.
  133. Массовая культура: Учеб. пособие / К. 3. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. -М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2004. 304 с.
  134. Н. В. Хоровое пение. Пермь, Изд. Братсво. 1998. — 288 с.
  135. В. Этимология культуры / В. Медушевский // Музыкальная академия. 1993.-№ 3.-С. 3−10.
  136. В. Таинственные энергии музыки / В. Медушевский // Музыкальная академия. 1992. — № 3. — С. 54−57.
  137. Г. П. Духовность человека: неоклассическое понимание. — Казань: Гран-Дан, 2003. 36 с.
  138. Г. 77. Неосознаваемое как ценность духовной культуры человека. Казань: Изд-во «Таглнмат» Института экономики, управления и права, 2006. — 256 с.
  139. Г. 77. Основы антропологии: традиции и новации: Учеб. пособие для вузов. Казань: РИЦ «Школа», 2006. — 240 с.
  140. Ю. Что такое красота? Введение в эстетику / Пер с нем. Изд. 2-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2007. — 120 с. (Из наследия мировой философской мысли: эстетика).
  141. JI. 77. Развитие творческой направленности личности участника студенческого самодеятельного вокально-хорового коллектива. Учебно-методическое пособие / КГУКИ. Казань, 2006. -40с.
  142. О.А. Культура и цивилизация // Личность. Культура. Общество. 2001. — Т. 2. Вып. 2.-С.215−218.
  143. К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. 448 с.
  144. В. П. Вокальный слух и голос. М.: Музыка, 1965. — 85 с.
  145. Ю. Живые традиции музыкальных эпох / Ю. Москва // Музыкальная академия. 2000. — № 2. — С. 116−123.
  146. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Авт. Предисловия и сост. О. Апраксина. Вып.6. М.: Музыка, 1970. — 134 с.
  147. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. статей / Сост. Т. Гайдамович. М.: Музыка, 1991. — 240 е., нот.
  148. Музыкально-художественное воспитание учащихся / Науч. ред. К. А. Назарецкая. Казань: ЮГУ, 1971.- 148 с.
  149. МустафинаГ. М. История Татарстана. XIX век: Учеб. пособие для сред, общеобразоват. шк., гимназий, лицеев и сред. спец. учеб. заведений / Г. М. Мустафина, Н. П. Муньков, JI. М. Свердлова. Казань: Магариф, 2003.-255 с.
  150. И. Л. Идеологическая функция музыки / И. JI. Набок -Л.: Музыка, 1987. 78 с.
  151. Н. Нескучные амплуа Миляуши Таминдаровой / Н. Нарыкова. Казань, 2006. — № 6. — С.26−29.
  152. Д. А. Некоторые аспекты проблем формирования профессиональной готовности учителя-музыканта XXI века время // Музыка и время. 2003. — № 3. — С. 29−31.
  153. ХбЪ.Нижников С. А. Философия: курс лекций: учеб. пособие для вузов / С. А. Нижников. -М.: Изд-во «Экзамен», 2007. 383, 1. с. (Серия «Курс лекций»).
  154. Е. В. Хоровая работа: искусство и технология // Музыка в школе. 2007. — № 2. — С. 21 — 27.
  155. Н. Н. Философия культуры русского позитивизма начала века: пособие для студентов выс. уч. Заведений / Н. Н. Никитина. М.: АО АСПЕНТ ПРЕСС, 1994. — 128 с.
  156. Никольская-Береговская К Ф. Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. 304 е.: ноты.
  157. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов, Д.. Чекалов, В. Н. Копорулина- под общ. ред. А. П. Ярещенко. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 672 с.
  158. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. — Мн.: Книжный Дом. 2003. 1280 с. — (Мир энциклопедий).1690 профессии «музыкант» в XVIII веке время // Музыка и время. — 2002. -№ 5. С. 26−27.
  159. К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. JL: МузыкаД979. — 200 с.17Х.Орлова Е. В. Церковное, религиозное, духовное. / Е. В. Орлова // Советская музыка. 1991. — № 5. — С. 20−22.
  160. И. В. В ритме новых поколений (Молодежные музыкальные жанры в общей системе современной музыкальной культуры). М.: Знание, 1988. — 56 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство" — № 9).
  161. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб.: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 509 е., 3. с. -(Philosophy).
  162. Ортега-и-Гассет X. Запах культуры / X. Ортега-и-Гассет- пер. с исп. -М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. — 384 с. (Философский бестселлер).
  163. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М.: Искусство, 1991.-335 с.
  164. Основы современной философии. Издание 2-е дополненное. Серия «Мир культуры, истории и философии» / Оформление обложки С. Шапиро, А. Олексенко. — СПб.:Издательство «Лань», 1999. 352 с.
  165. Э. В. Чернышова JT. И. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Э. В. Островского. М.: Вузовский учебник, 2007. -384 с.
  166. Официальный сайт Хора Турецкого (www.tureckiy.ru)
  167. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / сост. С. С. Калинин. М.: Музыка, 1998. — С. 26 — 31.
  168. Ю. Возрождение духовной традиции / Ю. Паисов // Советская музыка. 1989. -№ 12. — С. 32−38.
  169. Г. И. Музыка и идеология. —М.: Музыка, 1985. — С. 57 — 61.
  170. И. А. К проблеме этнической идентичности современной студенческой молодежи // Вестник КазГУКИ. 2005. — № 2. Специальный выпуск. Ч. 2. — С. 19−20.
  171. Петрашкевич-Тихомирова О. М. Культурология как теория культуры: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., испр., доп. М.: Академический Проект, 2005. — 272 с. («Gaudeamus»).
  172. ХЫ.Петрусева Н. А. Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции. М., 2002. — 150с.18Ъ.Петрушин В. Музыкальная пропаганда: принципы и методы // Советская музыка. 1990. — № 7. — С. 53−58.
  173. Н. О чуде русской элегичности / Н. Пилипенко // Музыкальная академия. 2000. — № 1. — С. 170−183.
  174. Платон. Законы. Цит. по кн.: Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.- 147 с.
  175. И. П. Педагогика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. — 540 с.
  176. Вл. Искусство всегда сострадательно / Вл. Позднер // Советская музыка. 1990. -№ 12. — С. 4−8.
  177. Т. В. Основы русской народной музыки. М.: Музыка, 1977. -223 с.
  178. . А. Сотворение оперного спектакля. М., 1985. — 103с.
  179. В. Моя жизнь — в хоровом искусстве, в том деле, которому я отдал все // Музыкальная академия. 2005. — № 2. — С. 16−18.
  180. Проблемы музыкального мышления. Сборник статей. Составитель и редактор М. Г. Арановский. М.: Музыка», 1974. — 335 с.
  181. С. Тысячелетие русского православия — тысячелетие русского церковного пения // Музыка и время. 2005. — № 11. — С. 56−61.
  182. В.В. Русская мысль о музыке в XVII веке. М.: Музыка, 1989.-90 е., нот.
  183. К. Б. Действенное средство воспитания / К. Б. Птица // Советская музыка. 1974. — № 5. — С. 6−13.
  184. Птица К Хоровое искусство основа музыкальной культуры / К. Птица // Советская музыка. — 1979. — № 7. — С. 28−37.
  185. Л. Ф. Педагогика в сестринском деле / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 352 с.
  186. Дм. В. Протоирей. Церковное пение в России // Музыкальная академия 1992. — № 2 С. 62 — 64.
  187. Д. Я. Психология масс. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2006. — 592 с.
  188. А. М. Хоровой театр и современное его видение // Вестник КазГУКИ. 2007. — Специальный выпуск. — С. 211−215.
  189. Л. Культурологические аспекты крещения Руси (на материалах музыки) // Религии Мира. История и современность. Статьи. М., 1969. -С. 177- 179.
  190. Н. В. Хоровой словарь.2-е изд., допол. — JL: Музыка, 1972.- 135 с.
  191. В. И. Нацию объединяют язык и песня // Музыка и время. -2002.-№ 12.-С. 21−23.
  192. Русская культура / А. Д. Волков, Б. П. Голдовский, Ю. А. Дмитриев и др.
  193. М.: «Энциклопедия», 2007. — 320 с. (Серия «Библиотека Новой Российской энциклопедии»).
  194. Сайдашева 3. Н. В мире татарской музыки: Сборник статей / Казан, гос. консерватория. Казань, 1995. — 220 с.
  195. Сайдашева 3. Н. Песенная культура татар Волго-Камья. Эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории. — Казань: Изд-во «Матбугат йорты». 2002. — 166 с.
  196. Сайдашева 3. Н. Эволюция песенной лирики казанских татар в историческом контексте // Вестник КазГУКИ. 2005. — № 1. Специальный выпуск. Ч. 1. — С. 95−101.
  197. Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. Казань: РИЦ «Школа», 2002.-216 с.
  198. А. В. Хоровое пение — искусство истинно народное. — М., 1962.-С. 19−21.
  199. Г. В. Музыка как судьба /Сост., авт. предисл. и коммент. А. С. Белоненко. М.: Мол. Гвардия, 2002. — 552 с.
  200. . В. Музыкальная эстетика средневековой Руси: Учеб. пособие. Новосибирск: СО ВАСХНИЛ, 1988. — 93 с.
  201. Н. М. Функциональные трансформации культуры в условиях глобализации // Вестник КазГУКИ. — 2005. № 2. Специальный выпуск. Ч. 2.-С. 37−39.
  202. Советская музыкальная культура. Вып 1. 4-е изд. перераб. и доп. — М.: Музыка, 1977. — С. 54 — 56.
  203. А. Какова же она «форма» музыкального XX века? / А. Соколов // Музыкальная академия. — 1998. — № 2. — С. 181−193.
  204. Вл. Работа с хором. 2-е изд. — М., 1983. 207 с.
  205. Вл. Сегодняшний день хоровой культуры. / В. Соколов // Советская музыка. 1982. — № 2. — С. 44 — 47.
  206. Социокультурное образование и Болонский процесс: проблемы, тенденции, опыт: материалы Междунар. науч.-метод. конф., Казань, 2728 февр.2007 г. / КГУКИ- науч. ред.: П. П. Терехов, Л. Е Савич. Казань: Астория, 2007. — 436 с.
  207. А. Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. — С. 37 — 40.221 .Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов /
  208. А. Г. Спиркин. М.: Гардарики, 2007. — 368 с.
  209. СтравинсийИ.Ф. Хроника. Поэтика. -М., 2004. 125с.
  210. Страницы истории татарской музыкальной культуры: Сборник. Казань: Изд-во КНЦ АН СССР, 1991.- 132 с.
  211. Г. А. Школьный хор: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1981. — 191 е., ил.
  212. Р. И. Хороведение и Методика работы с хором. Казань: Изд-во Казанского государ, университета культуры и искусств, 2003. — 137 с.
  213. Р. И. Хороведение и методика работы с хором: Учеб. пособие. -Вып. 2 / Р. И. Сулимов. Казань: Изд-во Печатные технологии, 2006. -168 с.
  214. В. К. Музыка как мир человека (От идеи Вселенной к философии музыки). — Киев: Факт, 2000. — 102 с.
  215. П.С. Золотая философия.html.
  216. Г. Личность и толпа. СПб., 1903. — 191 с.
  217. . Новые приёмы хорового исполнительства / Б. Тевлин // Советская музыка. 1979. — № 7. — С. 37−39.
  218. А.Т. Взирай с прилежанием (беседа с В. Калистратовым) // Музыкальная академия 1994. № 4. — С. 20−21.)
  219. А. Песнь восхождения / А. Тевосян // Музыкальная академия. -1999.-№ 4.-С. 15−21.
  220. Г. Кое-что из опыта хормейстера. Петрозаводск: Версо, 1995.- 142 с.
  221. Г. Сегодняшний день хоровой культуры. / Г. Терацуянц // Советская музыка. 1982. — № 2. — С. 46 — 50.
  222. А. Цивилизация перед судом истории. — М., 2003. — 589 с.
  223. Толковый словарь Ефремовой. / http: // www. efremova. Info / word / duxovnost.html.
  224. . Т. Современный мир и религия / Ж. Т. Тощенко // Вопросы философии. 2007. — № 6. — С. 3−16.
  225. К. Е. Чтобы вырвать душу из плена времени / К. Е. Трубецкой // Советская музыка. 1991. — № 5. — С. 23−29.
  226. Ч. А. Физика музыкальных звуков. — М.: Легкая индустрия, 1976. 182 с.
  227. Н. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. — 204 с.
  228. А. А. Музыка и эстетика. Л.: «Музыка», 1976. — 134 с.
  229. Философия культуры. Становление и развитие / Оформление обложки. Олексенко, С. Шапиро. СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 448 с.
  230. Философия культуры. Становление и развитие. / Оформление обложки. Олексенко, С. Шапиро. СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 448 с.
  231. Философия науки в вопросах и ответах: Учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 352 с. (Высшее образование).
  232. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 496 с. (Высшее образование).
  233. Философский словарь. М., 1980. — 444 с.
  234. А.Я. Культура как тюрьма. М., 2005. — 198с.
  235. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. — М., Ренессанс, 1992. -296 с.
  236. Э. Иметь или Быть? Киев, 1998. — 448 с.
  237. М. Воля к истине. Ненормальные. М., 2004. — 203с.
  238. Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003. — 250с.
  239. И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 2005. 520 с.
  240. В. Н. Музыка как вид искусства. 2-е издание, центр «Консерватория», 1994. С. 4.
  241. Ю. Н. Теоретическое музыкознание как гуманитарная наука. Проблема анализа музыки // Советская музыка. 1988. — № 10. — С. 88 -97.
  242. М., Адорно Т. В. Диалектика Просвещения. М.- СПб., 1997- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — М., 2003. — 515 с.
  243. Человек: образ и сущность. Массовая культура. М., 2000. — 300 с.
  244. Т.В. Музыка в истории культуры. Выпуск первый. -Долгопрудный АЛЛЕГРО-ПРЕСС. Том 1-й и 2-й., 1994.
  245. П. Г. Хор и управление им. М., 1961. — 240 с. 265 .Шабалин Дм. Заметки о древнерусской монодии / Дм. Шабалин // Советская музыка. 1991. — № 5. — С. 45−49.
  246. Д. Р. Историчесике корни и развитие традиционной культуры татарского народа, XIX XXI вв.: (монография). — Казань: Гасыр, 2004. — 639 с.
  247. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 2003.- Т. 1−2.-800 с.
  248. В. А. «Координаты» содержания: время, пространство и смысловая глубина произведения // Музыка и время. 2007. — № 3. — С. 50−54.
  249. В. Н. Роль хорового искусства в духовном развитии общества на современном этапе // Вестник КазГУКИ. 2005. — № 3. Специальный выпуск. Ч. З.-С. 121−123.
  250. Н. О процессе цивилизации (1980) // Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. 2001. — № 1. — С. 26−81.
  251. Эстетика: Словарь. М., 1989. — 274 с.
  252. А. А. Сборник статей, материалов, воспоминаний / Сост. И. Марисова. -М.: Сов. композитор, 1983. 149 с.
  253. Downey М. Theory and Practice of Education. London, 1975. — 216 p. 280. Entwistle H. Class, culture and education. — Great Britain, 1978. — 214 p.
Заполнить форму текущей работой