Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен дружбы в культуре русского Серебряного века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См. например, стр. 147 о прекращении дружбы С. Соловьева и А. Блока, А 243 Например, культ «солнечного гения» К. Бальмонта в духе немецкого романтизмакульт ученого мэтра, гуманиста Вяч. Иванова в духе традиций Античности и Ренессанса. 244 Таковыми можно считать, например, Владимира Соловьева, Вячеслава Иванова, Дмитрия Мережковского фессионального ученичества.245 Принадлежность к «школе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Дружба как предмет междисциплинарного исследования
    • 1. Феномен дружбы (к определению понятия)
    • 2. Дружба как предмет культурологии
    • 3. Психологический анализ дружеских отношений
    • V. 4. Историко-культурный обзор исследований проблемы дружеских отношений
  • Глава 2. Дружеские связи в среде русской интеллигенции Серебряного века
    • 1. Культурный контекст эпохи.7 $
    • 2. Формы, содержание и виды дружеских связей
    • 3. Александр Блока в окружении друзей (Е. Иванов, А. Белый,
  • С. Соловьев и др.)

Феномен дружбы в культуре русского Серебряного века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность фшософско-кулыпурологического изучения дружбы.

Изучая культуру, исследователь обращается не только к её материальным достижениям, но стремится сохранить и понять духовный опыт человечества. Для наиболее полной картины исследователю необходима реконструкция внутреннего духовного мира человека на протяжении эпох. Человеческие поступки, чувства, переживания, не только решающие исход грандиозных битв на полях многочисленных сражений или являющиеся причиной появления на свет величайших творений искусства, но и формирующие отношения с окружающими людьми в повседневной жизни, — всё втягивается в сферу внимания учёного.

Особенно большое внимание необходимости изучения человеческих чувств и эмоций уделяли представители французской школы Анналов (по названию издававшегося журнала «Анналы», посвященного истории Франции и истории культуры, преимущественно эпохи Возрождения). Люсьен Февр (1991), считал, что корни сознательных межличностных отношений людей лежат в эмоциональной жизни. Эмоции составляют часть взаимосвязей между людьми. Несмотря на личносность и сокровенность, их выражение есть результат целого ряда опытов совместного существования.

На этом основывается убеждение автора: изучая человеческую историю, необходимо, прежде всего, сконцентрировать внимание на самом человеке — движениях его души, на таких едва уловимых субстанциях, как страсти и переживания. Ибо, несмотря на колоссальную трудность интерпретации, именно источники, хранящие в своих недрах живое человеческое дыхание, способны наиболее полно охарактеризовать те проявления эпохи, которые приближают нас к ее глубинному восприятию. Фиксируя изменения внутреннего мира человека в толще повседневного опыта среди сиюминутных печалей и радостей, выявляя те человеческие связи, которые существовали или были утрачены, их функции, характер и особенности, мы намного больше узнаем о мире, в котором жил человек. Необходимо ориентироваться не на вещи и факты, но и на явления, прошедшие через сознание человека, постараться понять людей, их непосредственных свидетелей.

На актуальность исследований в области человеческих чувств, прошедших через горнило культуры, указал Люсьен Февр: «Подумать только, — у нас нет истории Любви! Нет истории Смерти. Нет ни истории Жалости, ни истории Жестокости. Нет истории Радости,. лишь краткий обзор Страха» 1.

Попытка реконструировать эмоциональную жизнь определенной эпохи не может реализоваться без такого ее компонента как дружеские связи между людьми. Сложность предмета изучения состоит в.

1 Февр Л. Бои за историю. — М.: Наука, 1991.-е. 123 том, что здесь тесным образом переплетаются интересы нескольких гуманитарных наук. Анализ человеческой личности и сфер ее душевной жизни — область психологии. Но как только эмоция регламентируется, превращается в общественный институт, она привлека ет внимание историка, пытающегося через историю идеи реконструировать историю общественных учреждений.

Изучение феномена дружбы обусловлено, с одной стороны, логикой развития научно-исторической мысли, с другой — самой жизнью. Так как процессы, протекающие в современном обществе и в имеющие общечеловеческий, универсальный для современных развитых стран характер, свидетельствуют о разрушении традиционных способов регуляции общения.

Современная городская цивилизация предполагает интенсификацию и обезличивание контактов между людьми, а также увеличение доли функционального общения вместо глубоких эмоциональных ^ связей. Спешка большого города, а также разнообразие и широкий выбор занятий повышают цену времени, что сокращает продолжительность общения. Часто большинство контактов являются анонимными. Разноплановость видов общения (в общественных местах, на работе, на улице), жёсткий поток информации увеличивают нагрузку на личность. Закономерной тенденцией обособления лично-^ сти в городе является увеличение избирательности дружеских связей. Следствием разрушен"я исторически сложившихся норм общения является отмеченное многими исследователями пагубное воздействие этого факта на психическое и душевное здоровье человека.

Негативное влияние на способность людей к установлению глубоких межличностных контактов оказывает также шок от будущего, описанный Олвином Тоффлером. На протяжении 20 века отношения людей друг с другом приобретает всё более непостоянный характер.

Это связано с общей тенденцией цивилизации — глобальной индустриализацией. Люди так же как вещи и места проходят через нашу жизнь во всё убыстряющемся темпе. Чаще всего мы вступаем с окружающими лишь в поверхностные, деловые отношения. Сознательно или нет, мы строим наши отношения с большинством людей на функциональной основе.

Рыночная ориентация, характерная для современного человека, заставляет рассматривать себя и окружающих в качестве товара, который можно и нужно выгодно «продать». Эта особенность отмечена Эрихом Фроммом в книге «Человек для самого себя» (1990). Ситуация, в которой люди смотрят друг на друга как на вещи, ведёт к ощущению одиночества человека в мире.

В России межличностные отношения осложняются ещё и тем, что экономические трудности, заставляющие тратить больше времени и сил на рутинный труд, препятствуют установлению и поддержанию глубоких эмоциональных контактов. Дружеское общение требует времени и настроенности на погружение во внутренний мир другого человека.

Изучение традиций дружеского общения на протяжении веков может предоставить колоссальный материал для теоретических обобщений, на базе которых можно сформулировать варианты решения проблемы распада дружеских связей.

Данное исследование обращено ко времени рубежа Х1Х-ХХ столетий отечественной истории. Сегодня для нас Серебряный век — это целая эпоха русской культуры, остро затронувшая те глобальные жизненные, философские проблемы, на разрешение которых ушло всё двадцатое столетие. Этот период русской культуры является наследником века Золотого. Дружеские связи творческой интеллигенции Серебряного века демонстрируют нам органичную связь с традициями дворянской культуры, предполагавшей многоплановость и разнообразие форм общения. Это и интимные беседы за чашкой чая, и бурные обсуждения вопросов политики и общественной жизни в Дворянском собрании. Это объединения поэтов и писателей вокруг ^ альманахов «Северные цветы», «Северная пчела», и их дружеские пирушки времён лицейской молодости.

Дружба, вознесённая пушкинской эпохой на пьедестал почёта, не утратила актуальности и в более поздние периоды, но вторая половина века XIX отказывается от репрезентативного выражения дружеских чувств. Здесь преобладают самоанализ и сопоставление, а на смену стихотворным излияниям приходят потоки страниц из писем и дневников, посвященных проблемам дружбы и взаимопонимания.

В эпоху Серебряного века мы также наблюдаем культивацию общения. Начиная с печатных ассоциаций, редакционных собраний, вечеринок, которые приобретают форму литературных салонов, кружков, и, заканчивая интимными дружескими прогулками по городу, домашними посещениями, обширной перепиской, — всё свидетельствует об этом.

Объектом исследования является дружба как феномен русской культуры Серебряного века. Особое внимание уделяется влиянию особенностей культуры на складывание и развитие дружеских У отношении.

Предметом исследования являются виды и формы дружеского взаимодействия в эпоху Серебряного века, а также содержание дружеских и творческих связей людей этого круга. Эти вопросы освещаются на примерах «истории дружб» А. Блока и А. Белого, А. Блока и Е. Иванова, А. Горького и Ф. Шаляпина и др. * Специфика предмета исследования состоит в том, что в человеческих отношениях, неразрывно переплетены два аспекта. С одной стороны, это отношения людей, внутренний мир каждого из которых уникален и в то же время подчинён некоторым достаточно универсальным законам. В соответствии с ними строятся также и сами человеческие связи. С другой стороны, эти люди принадлежат своему времениих мысли, особенности чувств и поступки, содержание и формы взаимоотношений определены культурой эпохи, страны и социальной группы, к которым они принадлежат.

Научная гипотеза исследования состоит в том, что в реальных отношениях, разворачивавшихся между «героями эпохи», переплеталось несколько факторов, детерминирующих человеческое поведение. Во-первых, духовные поиски, выстраивающие смысложизнен-ную ориентацию человека. Во-вторых, психологические закономерности развития личности и взаимоотношений между людьми. В-третьих, культурные модели поведения, влиявшие на развитие этих отношений.

Цель исследования: проследить взаимодействие этих факторов, на конкретном материале судеб деятелей культуры Серебряного века и взаимоотношений, разворачивавшихся между ними.

Цель предопределила постановку следующих задач:

• определить понятие дружбы в качестве объекта культурологического исследования;

• дать краткую характеристику специфики эпохи Серебряного века, в контексте проблем дружбы и дружеских связей между людьми;

• проанализировать традиционные, эпохальные и психологические закономерности отношений, складывавшиеся в среде творческой интеллигенции;

• выявить культурно-исторические и психологические реалии, определяющие человеческое поведение, а также формы и содержание дружеского общения;

• через призму дружеских отношений проследить отношений как изменилась к началу XX века ценностная ориентация, формирующая стержень культуры.

Степень разработанности темы. Осмысления дружбы в эпоху Античности, Возрождения, Просвещения мы находим у выдающихся философов и моралистов: Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Монтеня, Лабрюйера и др.

Психология, впоследствии занявшаяся изучением феномена дружбы, до второй половины XIX века сама была неотделима от философии. Поэтому научное изучение психологических особенностей дружбы началось сравнительно поздно, лишь в XX столетии, когда был накоплен достаточный теоретико-методологический материал.

Анализ особенностей дружбы был проведен отечественными и зарубежными психологами, среди которых такие видные исследователи, как С. Рубинштейн, В. Леви, А. Маслоу, Д. Майерс, Ж. Год-фруа. Проблема обоснования феномена и понятия дружбы нашла отражение в работах наших современников И. С. Кона2, М. С. Кагана3 «Мир общения». Традиционное бытование старых и появление новых форм и видов дружеского общения в ХУ-Х1Х веках прослеживается в работах историков культуры и литературоведов, в частности, у Л. М. Баткина, Ю. М. Лотмана, Л. И. Гинзбург. Вместе с тем период рубежа Х1Х-ХХ столетий русской культуры в них не представлен. Богатейший материал, посвященный местам общения и развлечения петербургской интеллигенции на протяжении столетий, в том числе и в эпоху Серебряного века, собран Ю. Л. Алянским.4.

2 Кон И. С. Дружбв. Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1980. — 225 с.

3 Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. -318с.

4 Аля некий Ю. Л. Веселящийся Петербург: (по материалам Г. А. Иванов). Т. 3. — Спб.: Прана, 1994.-220.

Содержание дружеского общения в эпоху Серебряного века, его специфика могут быть выявлены, благодаря изучению разнородного материала: работ историков и теоретиков культуры, философов и поэтов. Труды Вл. Соловьёва дают представление о тех духовных проблемах, которые волновали творческую интеллигенцию Серебряного века. Это — принцип Всеединства, учение о Софии, размышления о природе человека и предназначении человечества, вопрос о смысле существования России во всемирной истории. Эти вопросы нашли отражение в поэтическом наследии самого философа, которое вдохновило поэтов-символистов А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова на создание произведений, связанных с образами Вечной Женственности, «мистических» зорь.

Характеристика историко-культурной обстановки, бытовых подробностей, последовательное описание судьбы, жизненного и творческого развития поэтов, художников, музыкантов Серебряного века мы находим в трудах В. Орлова, К. Мочульского, Г Стернина, Н. Богомолова, Дж. Малмстада, Б. Никитина, Ю. Айхенвальда и других.

Источниковедческой базой стали многочисленные документы: мемуары, записки — яркие свидетельства очевидцев тех лет. А также — дневники и переписка: их страницы хранят непосредственные впечатления и рассуждения, ещё не успевшие остыть чувства и переживания.

Методы исследования. Культурологический и междисциплинарный характер работы предполагает комплексную методологическую базу. В процессе исследования применены различные виды научного анализа: сравнительный анализ, источниковедческий, историко-культурный, психологический.

Для выявления наиболее характерных черт дружеских взаимоотношений в среде интеллигенции Серебряного века использовано сопоставление различных видов, форм и типов дружеского общения, сформировавшихся на протяжении эпох.

Работа с мемуарами, перепиской и дневниками, привлеченными в качестве основных источников во второй части работы, представляет ряд объективных сложностей. Рассматривая дружеские взаимоотношения Александра Блока с Евгением Ивановым, Андреем Белым и др., диссертант применяет источниковедческий анализ.

Пользуясь воспоминаниями, никогда не следует забывать высказывание Талейрана: «Ничто так легко не приводится в желаемый вид, как факты». Поэтому необходимо тщательное сопоставление и отбор свидетельств. Вместе с тем, нельзя требовать от мемуариста исключительной точности и беспристрастности в подаче материала. Наше восприятие и трактовка действительности зависят от тысячи мелочей: настроения, самочувствия, вкусов и пристрастий. Из множества картин и событий человек запоминает и воспроизводит лишь те, которые являются для него наиболее значимыми. Возможности его восприятия ограничены. Таким образом, непосредственное наблюдение может быть является иллюзией. Значима не ложность или истинность утверждения, а установка на подлинность, так как излагаемый факт имеет только то значение, которое вкладывал в него автор. Наша задача — увидеть изображенное так, как видел это автор своей биографии, узнать его отношение к окружающей среде, попытаться понять, как её элементы формируют часть сознания личности индивида.

Мемуары — часто итог жизненного пути. Это — иное видение фактов, порой мучительное отречение от них. Выявление исследователем деформации и отбора фактов, допущенных мемуаристом, представляет более важный результат, чем подтверждение его абсолютной искренности. Само умолчание о каком-либо действии или разговоре имеет под собой интересную социально-психологическую основу, которая обнажает скрытые стимулы поступков автора, его внутренние взаимосвязи с окружающими людьми и внешним миром.

Другой аспект в исследовании подобного рода документов касает-^ ся их пограничности. Перед нами — литературные мемуары, авторами которых зачастую являются поэты, писатели художники: А. Белый, Е. Иванов, В. Пяст, М. Горький, М. Зощенко, А. Бенуа, люди, склонные не слепо копировать действительность, а творить её. Никакое событие не может быть известно человеку во всей его полноте., И воображение неудержимо стремится восполнить пробелы памяти и восприятия, воссоздать целостную картину мира.

Соотношение литературного и документального элементов меняется в течение разных эпох и в зависимости от установок авторов, их мотивов. Мемуаристы Серебряного века зачастую руководствовались мифотворческим подходом к действительности. Свидетель-щ ство тому «Петербургские зимы» Георгия Иванова, краткие портреты-зарисовки Марины Цветаевой, «Воспоминания о Блоке» Андрея Белого и пр.

Существуют не только различные типы мемуаров, но и различные типы памяти. Это может быть точная фиксация в мозгу речевых характеристик: интонаций, особенностей построения фраз, специфики лексикона. Иногда воспроизведению событий предшествуют описания пейзажа, погоды, внутренней обстановки помещения, где происходит действие. Декларируя свой принцип письма в «Воспоминаниях о Блоке», Андрей Белый восклицает: «за атмосферу — ручаюсь"5. Он сосредотачивается на самом важном — фоне разговоров, щедро расточает «фотографии, снятые с жестов», а подробный пересказ тем Ч разговоров — отсутствует.

5 Белый А. Собр. соч. Воспоминания о Блоке. — М.: Республика, 1995, с. 85.

В отличие от ретроспективизма мемуаров достоинство дневника — синхронность. На его страницах — намёки на мимолётные чувства, мысли и настроения, смытые рекой времени.

Особенность переписки — диалог. Иногда «собеседники» сами ^ осознают её несиюминутную ценность. А. Белый считал письма А.

Блока явлением редкой культуры. Их переписка, решавшая конкретные насущные задачи, стала литературным дневником эпохи, осветившим факты культуры, произведения писателей и их личности. Но всего в письме не скажешь: скупые строки и недомолвки, ^ понятные двоим, но порою чинящие препоны исследователю, тому доказательство.

Всё это ещё раз наталкивает нас на мысль о необходимости сопоставления источников, их тщательного анализа и проверки.

Для уяснения специфики затронутой в мемуарах и переписке философской и культурной проблематики использован культурно-исторический анализ, позволяющий уточнить содержание дружеских связей в рассматриваемой среде.

Сопоставление поэтических и художественных текстов Серебряного века позволило определить образную систему видения наиболее ярких представителей культуры этого периода. Для понимания мотивов их поступков и внутренних переживаний потребова-^ лось прибегнуть к рассмотрению ценностных основ культуры, а также к психологическому анализу.

Теоретическая новизна исследования. Опираясь на этот обширный материал, диссертант исходит из того, что целостного представления об особенностях и специфике дружбы в кругу русской интеллигенции Серебряного века не существует. Следует провести культурные ^ параллели между видами и формами дружеского общения, существовавшими в предшествующие эпохи, выяснить, каково влияние традиций и в какой степени формы и содержание дружбы на рубеже веков определялись культурным контекстом эпохи.

Практическая ценность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки отдельных тем по курсу «История русской культуры рубежа Х1Х-ХХ веков». На базе предложенной работы возможно составление методических материалов в русле проблематики: «Серебряный век. Судьбы и культура». Собранные и систематизированные примеры форм и видов дружеского общения, их преломление сквозь призму культуры, характеристика дружеских и творческих взаимоотношений отдельных лиц могут использоваться в лекциях к различным гуманитарным курсам, их спектр не ограничивается культурологиейпроблематика данной работы соприкасается и с психологией и с этикой. Методологические подходы к изучению дружбы, введение этого явления в сферу рассмотрения культурологии может послужить базой для создания более обширного труда «Дружба в зеркале искусства: через века и страны».

Полоэ/сения, выносимые на защиту:

• культурологический аспект рассмотрения проблемы дружбы предполагает методологическую целостность, для достижения которой необходимо обратиться к разнородному научному опыту (истории и аксиологии культуры, философии, психологии и др.);

• феномен дружбы в эпоху Серебряного века представляет собой сложное и противоречивое явление культуры: приязнь, возникшая на основе единства взглядов, разрушается несовместимостью личностных качеств;

• способность или неспособность к дружбе проявляются в качестве сущностных характеристик личности, раздираемой противоречиямиодним из самостоятельных типов дружбы этого времени становится тип дружбы-вражды;

• формы, виды дружбы, а также ее содержание зависят от специфики среды, культурно-исторических особенностей и духа эпохи, на фоне которых они формируются и развиваютсяв указанный период в среде интеллигенции увеличивается значимость эмоционально-экспрессивного элемента дружбы. В качестве межличностных контактов выступает поиск творческих идей и поддержки в их воплощении. Содержательная сторона дружбы подчинена удовлетворению высших потребностей (добра, истины и красоты), а формы дружеского общения предопределяются необходимостью создания условий для духовного роста личности и ее самореализации;

• кризисная фаза развития культуры, каковой был Серебряный век, более всего тяготела к такой форме духовного поиска как мистическое откровение. В результате появился принципиально новый тип дружбы, основой которого было «мистическое единение» душ.

Работа прошла апробацию на межвузовской научно-теоретической конференции «Модернизация России на рубеже веков» 18 октября 2000 г. в СпбГГИ, тема доклада: «Гуманистическая составляющая в среде русской интеллигенции на рубеже Х1Х-ХХ веков». Ведущие направления исследования изложены диссертантом в статье: «Человеческое измерение культуры. Феномен дружбы в эпоху серебряного века"// Россия и мир. Гуманитарные проблемы. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. СПб, 2001, с. 214 219- некоторые положения освещены в публикации «Автобиография как плод дружеских взаимоотношений» // Человек и вселенная. СПб., 2003, вып. 7 (28), с. 85−89. Главные положения и выводы сформулированы в публикации: «Типология дружеских связей в эпоху Серебряного века» // Горизонты культуры. Труды Научно-теоретической конференции. СПб.: Нестор, 2003, с. 214−216.

Заключение

.

Проведенное исследование привело к следующим выводам. Дружба в среде интеллигенции Серебряного века тяготеет к традиционным формам общения, но наполняет их содержанием, присущим данной эпохе. Активно развиваются такие формы дружеского общения как салоны, кружки, переписка, «дачные увеселения» -посещения друзей в загородных имениях, прогулки — общение происходит на лоне природы — в городских и пригородных зонах, садах, парках. Формы дружбы сочетают в себе различную содержательную направленность: общение ради удовольствия, получение новых впечатлений (совместные развлечения: в салонах — шуточные розыгрыши, сочинение шарадво время прогулок — катание на роликах, посещение цирков, Луна-парков) — общение эмоциональное, связанное с облегчением сердца, анализом взаимоотношений с другими людьми без относительного учета их профессиональной деятельности (это может быть конфликт поэта с издателем или с его братом) — общение профессиональное (в данном случае связанное с различными видами искусства), обмен идеями, теоретическое обсуждение и практическая помощь в реализации творческих замысловего разновидность — дружба на почве общих взглядов в вопросах искусства и мировоззренияобщение, которому придается значение мистическое (оно может не иметь продолжения в плане эмоциональном и др.241) — духовное общение экзистенциального характера, способствующее.

241 Например, Сергей Троцкий упоминает о такой мистической дружбе, мгновенно установившейся между ним и Андреем Белым, но тут же замечает, что через несколько лет, послав однажды Белому письмо, ответа он не получил. внутреннему человеческому росту, решению вопросов о смысле жизни, сущности бытия.

Преобладание того или иного содержательного элемента дружбы позволяет выделить различные ее типы: дружбу-мистическое сродА ство, дружбу-сотворчество, дружбу «по интересам», дружбу духовное ученичество (учительство), творчески разнонаправленную дружбу.

Характерной чертой дружб эпохи Серебряного века является «идеологический привкус», он распространяется на вопросы творче-^ ства и мировоззрения.242 Это связано с основными тенденциями среды и шире — эпохи. К ним следует отнести развитие европейского индивидуализма, отчасти на базе идей Ф. Ницше. Следствие — крайний эгоцентризм, ореол гениальности, культовости творческой персоны243. Дружеское общение поэтов, художников, композиторов этого времени происходит в контексте жесткой критичности. Даже ф принадлежность к одному течению (например, в среде литературной.

— к символизму) не освобождала от полемики в печати, которую могли начать друзья (полемика по поводу «мистического анархизма», связанного с концепциями Г. Чулкова и Вяч. Ивановаполемика и разрушение дружбы в среде «соловьевцев» — Блока — БелогоСоловьева). Искусство Серебряного века пестрит множеством тече ний, направлении, дробность возникает и вследствие внутренних градаций — так, символисты делились на «старших» и «младших». Размежевание происходит по принадлежности к «духовным вождям». 244 В эпоху Серебряного века формируется новый подход к поэзии как к ремеслу — отсюда не только момент духовного, но и про.

242 См. например, стр. 147 о прекращении дружбы С. Соловьева и А. Блока, А 243 Например, культ «солнечного гения» К. Бальмонта в духе немецкого романтизмакульт ученого мэтра, гуманиста Вяч. Иванова в духе традиций Античности и Ренессанса. 244 Таковыми можно считать, например, Владимира Соловьева, Вячеслава Иванова, Дмитрия Мережковского фессионального ученичества.245 Принадлежность к «школе», общность во взглядах на искусство обуславливает дружескую привязанность. В эпоху века Золотого разница в художественном методе не влияла на дружеские взаимосвязи. В поэзии Пушкина переплетаются ^ реализм и романтизм. Жуковский, подаривший Пушкину свой портрет, свидетельствующий об ученичестве последнего, был типичным романтиком, но возникшая разница в художественном методе не могла разрушить их отношения. Столетием позже искусство наделяется демиургическим значением, вопрос метода приобретает мировоззренческий характер и шире — экзистенциальный. Острота полемики, ломка дружеских союзов также обусловлена двумя анти-номичными тенденциями культуры. Одна из них — тяга к догматичности. Школы, течения базируются на четко прописанных принципахсодружества, такие как мистическое содружество — Блок — Соловьев — Белый формируются благодаря приверженности одной фи-^ лософской концепции, в данном случае концепции Владимира Соловьева. Другая тенденция характеризуется извечным стремлением культуры к развитию и обновлению. Поэт М. Кузмин, представитель символизма, написав статью «О прекрасной ясности», выступил как основатель акмеизма. Деятелям искусства тесно в жестких рамках направлений. А. Ахматова говорила: «меня сажают на почетное место, называют акмеисткои, я делаю вид, что соглашаюсь».

В качестве дальнейших перспектив исследования можно указать следующие. Первая имеет практическую направленность. Можно написать «поэтическую историю дружб» Серебряного века, собрав и проанализировав творческие посвящения деятелей культуры этого периода друг другу. Вторая более теоретична. Дружба питается не Щ только общением, но как упоминалось в данной работе, дополнени.

245 Например, поэтическое содружество вокруг Н. Гумилева ем к ней и необходимым спутником творчества является одиночество. То есть основой второго направления исследования может стать рассмотрение одиночества как феномена культуры246 в эпоху русского Серебряного века.

В ходе настоящего исследования были подтверждены положения, выносимые на защиту:

• культурологический аспект рассмотрения проблемы дружбы предполагает методологическую целостность, для достижения которой необходимо обратиться к разнородному научному опыту (истории культуры, философии, психологии и др.);

• феномен дружбы в эпоху Серебряного века представляет собой сложное и противоречивое явление культуры: приязнь, возникшая на основе единства взглядов, разрушается несовместимостью личностных качеств;

• способность или неспособность к дружбе проявляются в качестве сущностных характеристик личности, раздираемой противоречиямиодним из самостоятельных типов дружбы этого времени становится тип дружбы-вражды;

• формы, виды дружбы, а также ее содержание зависят от специфики среды и культурно-исторических особенностей эпохи, на фоне которых они формируются и развиваютсяв указанный период в среде интеллигенции увеличивается значимость эмоционально-экспрессивного элемента дружбы, в качестве межличностных контактов выступают: поиск творческих идей и поддержки в их воплощениисодержательная сторона дружбы подчинена удовлетворению метапотребностейформы дружеского общения предопределяются.

246 Одиночество как феномен культуры уже рассматривалось зарубежными исследователями. См., например сборник «Лабиринты одиночества». — М.: Прогресс, 1989.-624 необходимостью создания условий для духовного роста личности и ее самореализации;

• кризисная фаза развития культуры, каковой был Серебряный век, более всего тяготела к такой форме духовного поиска как мистическое откровение. В результате появился принципиально новый тип дружбы, основой которого было «мистическое единение» душ.

В качестве перспектив дальнейшего исследования можно указать следующие:

• анализ развития темы дружбы на примере художественных и живописных произведений искусства эпохи Серебряного века с целью выявить исторические закономерности и личностную специфику фиксации дружеских отношений в данный период;

• сравнительный анализ ценностей модерна и традиционной русской христианской культуры на материале дружбы эпохи Серебряного века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Образец культурный // Культурология. 20 век. Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С.325−326
  2. Ю. Силуэты русских писателей. Кн. 1−2. — М.: Республика, 1998. 589 с.
  3. Н. Арбат, 55 // Наше наследие. — 1990. N5. — С.99−101.
  4. Александр Блок. Исследования и материалы. Л.: Наука, 1987. — 285 с.
  5. Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2-х т. Т. 1. М.: Худож. Лит., 1980. — 552 с.
  6. М.С. Разговоры с Вячеславом Ивановым. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. 384 с.
  7. Ю. Л. Веселящийся Петербург: (по материалам Г. А. Иванова). Т. 3. СПб.: Прана, 1994. — 220 с.
  8. А. Л. Искусство, культура и сверхкультура. М: Знание, 1991.- 61 с.
  9. Ю. П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. -СПб.: «Советский композитор», 1991. 344 с.
  10. Антихрист: Антология. / Исупов К. Г. М.: Высш. Шк., 1995. -413 с.
  11. Аристотель. Никомахова этика // Собр. соч. в 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. -830 с.
  12. С. Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. — Л.: Просвещение, 1967. 268 с.
  13. Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. — 526 с.
  14. Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — 728 с.
  15. Н. П. Из дум о былом: Воспоминания / Сост. А. И. Добкин. М.: Феникс: Культурная инициатива, 1992. — 512 с.
  16. К. Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина // Бальмонт К. Д. Светлый час: Стихи и переводы из 50 книг / Сост. В. Крейд. М.: Республика, 1992. — С. 228−231
  17. К. Д. Автобиографическая проза. М.: Алгоритм, 2001.-605 с.
  18. JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. — 196 с.
  19. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии.-М.: Мысль, 1969. С. 73 144
  20. М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Иск-во, 1979.-424 с.
  21. М.А. Воспоминания об Александре Блоке. — М.: Правда, 1990.- 610 с.
  22. В. Г. Полн. Собр. соч. в 13-ти т. Т. 11. Письма 1829 -1840. -М.: Из-во АК. Наук СССР, 1956. 718 с.
  23. А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.-528 с.
  24. А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 1.- М.: Худ. Лит., 1990. 543 с.
  25. А. Начало века. Воспоминания. В 3-х кн. Кн. 2. М.: Худ. Лит., 1990.-687 с.
  26. А. Между двух революций. Воспоминания в 3-х кн. Кн. 3. М.: Худ. Лит., 1990. — 670 с.
  27. А. Воспоминания о Блоке. М.: Республика, 1995. — 510 с.
  28. А. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. — М.: Автограф, 1997. 606 с.
  29. Белькинд. Блок и Вячеслав Иванов // Блоковский сборник. Тарту, 1972. Вып. 2 — С.365−388
  30. А. Н. Мои воспоминания. В 2-х т. М.: Наука, 1993. -Т. 1.711 с. Т. 2. 742 с.
  31. Н. Кризис Искусства. М.: СП Интерпринт, 1990. — 48 с.
  32. Н. Философия, культура и искусство. В 2-х т. Т. 2./ Сост. Р. А. Гальцева. М.: Иск-во: ИЧП «Лига», 1994. — 509 с.
  33. Н. Н. Александр Блок и его время.: Биоргафия. — М.: Независимая газета, 1999. 255 с.
  34. Д. Концепция культуры и некоторые ошибки в ее изучении // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 57−90
  35. А. и Белый А.: Диалог поэтов о России и революции. -М: Республика, 1990. 687 с.
  36. А. и А. Белый. Переписка. 1940. — 340 с.
  37. А. А. Дневник / примеч. А. Л. Гришунина. М.: Сов. Россия, 1989.-512 с.
  38. А. Письма // Собр. соч.: В 2-х т. Т.2. М.: Худож. Лит, 1955.-С. 513−739
  39. А. Письма. / Вст. Ст. С. М, Соловьева, Г. И. Чулкова, А. Д. Скалдина. В. Н. Княжнина. Л.: «Колос», 1925. — 228 с.
  40. А. А. Письма к родным. В 2-х т. Т. 1. / С предисл. М. А. Бекетовой. М. — JL: «Academia», 1927. — 370 с.
  41. А.А. Письма к родным: В 2-х т. Т.2. М. — JL: «Academia», 1932.-340 с.
  42. А. А. Письма к Е.П. Иванову. М. — JI.: Ак. Наук СССР, 1936.- 132 с.
  43. А.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1971.
  44. М. Апология истории, или ремесло историка. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  45. Е. В. Культура и общество: вопросы истории и теории. М.: МГУ, 1978. — 232 с.
  46. Э. Энциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей). М.: ООО «Фирма „Издательство АСТ“, 2000. — 668 с.
  47. Ф. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1971. — 590 с.
  48. А. Борьба за идеализм. Критические статьи. -СПб.: Издание Н. Г. Молоствова, 1900. 544 с.
  49. М. Жизнь — бесконечное познанье. Стихи. Поэмы. Проза. Воспоминания современников. Посвящения. Сост. В. П. Купченко. М.: Педагогика — Пресс, 1995. — 576 с.
  50. Воспоминания и записки Евгения Иванова об Александре Блоке // Блоковский сборник. Тарту, 1962. Вып. 1. — С. 344 425
  51. Христиан Вольф и философия в России. Сб. Ст. Российская Академия Наук, И-т филоссофии. / ред.- сост. В. А. Жуков. -СПб.: РХГИ, 2001,-398 с.
  52. Воспоминания Михаила Зощенко / Сост. Ю В. Томашевский. -Л: Худ. Лит., 1990.-510 с.
  53. Воспоминания об Анне Ахматовой / Сост. В. Я. Виленкин, В.
  54. A. Черных. М.: Советский писатель, 1991. — с. 718и
  55. Воспоминания об А. Белом / Сост. В. М. Пискунова. — М.:1. Республика, 1995. 589 с.
  56. Воспоминания о Максимилиане Волошине / Сост. Купченко
  57. B. П., Давыдова 3. Д. М.: Советский писатель, 1990. — 717 с.
  58. Воспоминания о Михаиле Зощенко / Сост. Ю. В. Томашев-ский. СПб.:Худ. Лит., 1995. — 605 с.
  59. Воспоминания о Серебряном веке / Сост. В. Крейд. — М.: Республика, 1995.-с. 559
  60. Г. П. Аксиология культуры. — СПб.: Изд. Спб. унта, 1997.-224 с.
  61. К. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1974. — 647 с.
  62. Л. Я. О психологической прозе. — Л.: „Худож. Лит.“, 1977.-443 с.
  63. Гиппиус 3. Живые лица. Воспоминания. В 2-х кн. Тбилиси: „Мерани“, 1991.- 382 с.
  64. К. Влияние концепции культуры на концепцию человека // Антология исследований культуры. Т. 1 Интерпретация куль* туры. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 115- 140
  65. . Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. М.: Мир, 1992. — 376 с.
  66. А. А. Дом Энгельгарда: Из истории концертной жизни Петербурга первой половины XIX века. — СПб.: Сов. Композитор, 1992. 248 с.
  67. Н. Ларннов М. : Воспоминания современников./ Сост. Г. Ф. Коваленко. М.: Галарт, 1995. — 167 с.
  68. Н. С. И Ларионов М. Ф.: Исследования и публикации. М.: Наука, 2001. — 252 с.
  69. А. Гордин М. Пушкинский век: Панорама столичной жизни. СПб.: Пушкинский фонд, 1995. — 414 с.
  70. Ю. Н. Культура природа — традиции // Традиция в истории культуры. -М: Наука, 1978, с. 41−60
  71. В. Е. Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов: Изд-во Ростовского у-та, 1979. 264 с.
  72. О.И. Культура общения и её воспитание. Л.: И-т Культуры, 1989.-98 с.
  73. Е. Р. Дмитриевский В. Н. Шаляпин в Москве. — М.: Моск. Рабочий, 1986. 238 с.
  74. М. В. Воспоминания. М.: Наука, 1987. -477 с.
  75. Л.К. Александр Блок: личность и творчество. — М.: Наука, 1980.-224с.
  76. Дома рассказывают / Сост. И. И. Лисаевич. Л.: Лениздат, 1991.- 223 с.
  77. Друзья Пушкина: Переписка- Воспоминания- Дневники. В 2-х т. Т. 1. Сост. В. В. Кунин. М.: Правда, 1988. — 640 с.
  78. Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989. N1.-с. 106−109
  79. В.В. Владимир Соловьёв // Зеньковский В. В. История русской философии. Л.: „ЭГО“, 1991. — с. 7−72
  80. Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.-304 с.
  81. В.Г. История этики древнего мира. СПб.: Лань, 1997.-256 с.
  82. В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. — 428 с.
  83. В. И. Дионис и прадионисийство. — СПб.:"Алетейя», 1994.-341с.
  84. В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. В 2-х кн. Кн. 1. — СПб.: Академический проект, 1995. 480 с.
  85. В. И. Стихотворения. Поэмы. Трагедия. В 2-х кн. Кн. 1. СПб.: Академический проект, 1995. — 432 с.
  86. В. И. Взгляд Скрябина на искусство // Иванов В. И. Скрябин.-М.: 1996
  87. Г. В. Мемуары и рассказы / Сост. В. Крейд. М., 1992 ф 91. Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. — М.: «Феникс», 1992.- 428 с.
  88. Из истории русской эстетической мысли. Межвузовский сб. научн. Трудов / Сост. Исупов К. Г. СПб.: Образование, 1993. — 177 с.
  89. С.Н. История культурологических течений. Уч. пособие в 3-х ч. Ч. 2. СПб.: СПбГУКИ, 2001. — 180 с.
  90. К. Г. Русская эстетика истории. СПб.: Высшие гуманитарные курсы, 1992. — 155 с.
  91. М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  92. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отноше• ний. М.: Политиздат, 1988. — 318 с.
  93. М.С. Философия культуры. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1996.- 416 с.
  94. Г. И. Лисина М.И. Общение со взрослыми и психоли-гическая подготовка детей к школе. — Кишинёв: «Истина», 1987. 135 с.
  95. Л. Ф. «Человек, перед которым я не врал»: Есенин и Иванов-Разумник. СПб.: Облик, 1997. — 127 с.
  96. А. К. Формальный анализ определений понятия «культура» // Антология исследований культуры. Т. 1. интерпретации культуры. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 91−115
  97. Клайд Кей Мейбен Клакхон. Личность в культуре (индивидуум и группа) // Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: «Евразия», 1998. — 352 с.
  98. П. А. Письма к А. А. Блоку. 1905−1915. М.:p Прогресс Плеяда, 2003. — 366 с.
  99. Ковчег: Поэзия первой эмиграции / Сост., авт. Предисл. И коммент. В. Крейд. М.: Политиздат, 1991. — 511 с.
  100. Д. 3. Михаил Врубель. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 1999.-544 с.
  101. Кон И. С. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989.447 с.
  102. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980.- 225 с.
  103. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  104. К. А. Воспоминания. — Минск: Современный литератор, 1999. — 488 с.
  105. Н. Александр Блок: лик маска — лицо // Аврора.- 1989. N11. С. 119−149
  106. Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. — 624 с.
  107. Ларошфуко Франсуа де Мемуары. Максимы. — М.: Наука, 1993.- С. 199−237
  108. С. Дягилев: Монография. — СПб.: Композитор, 1993.- 352 с.
  109. М.Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПБ.: Искусство, 1994. — 399 с.
  110. В. Николай Гумилев. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. Л.: Лениздат, 1990.-302 с.
  111. Д. Социальная психология. СПб.: Питер Ком, 1998.- С.532−559
  112. Д. Русские поэты начала XX века. — Л.: Сов. писатель, 1986. 404 с.
  113. Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд.-во АН Арм СССР, 1973. — 146 с.
  114. Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). -М.: Мысль, 1983. 284 с.
  115. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. -СПб.: «Евразия», 1997. 430 с.
  116. Материалисты Древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. М: Гос. Изд-во полит, лит-ры, 1955. 238 с.
  117. В. Культура и история. Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма. М.: Мысль, 1977.- 197 с.
  118. Д. П. Фундаментальные характеристики культуры // Антология исследований культуры. Т. 1 Интерпретации культуры. СПб.: Университетская книга. 1997. — С. 49−56
  119. З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПб.: «Искусство — СПб», 2000. — 784 с.
  120. М. Опыты. В 3- кн. Кн. 1. М.: Ак. Наук СССР, 1979.-293 с.
  121. И. А. Век модерна: (Жизнь Санкт-Петербурга на рубеже веков). СПб.: Изд. Пушк. Фонда, 2001. — 271 с.
  122. . С. Сергей Рахманинов. Федор Шаляпин. — М.: ОТиСС, 1998.-239 с.
  123. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. Ред. Сост. В. П. Крейд. М.: СП «Вся Москва», 1990. — 316 с.
  124. . Мир и дар Набокова. Первая русская биография писателя. М.: «Пенаты», 1995. — 549 с.
  125. В. Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока: В 2 кн. -M.: ТЕРРА, 1997.
  126. В. Н. История одной «дружбы вражды» // Пути и судьбы. — Л.: Советский писатель, 1971. — 744 с.
  127. Осип и Надежда Мандельштам в рассказах современников. / Вст. Ст., подг. текста, коммент. О. С. Фигурнова, М. В. Фигурнова. М.: Наталис, 2001. — 544 с.
  128. Осип Мандельштам и его время / Сост. В. Крейд, Е. Не-чепорук. M.: «L/ Age d’Homme — Наш дом», 1995. — 480 с.
  129. Н. Океан времени: Стихотворения- Дневник в стихах- Статьи и воспоминания. СПб.: «Logos», 1993. — 616 с.
  130. Петербургский период Г. Иванова / Сост. В. Крейд. -Tenafly: Эрмитаж, 1989. 190 с.
  131. JI.JT. Из творческих связей А. Блока и А. Белого в период «Распутий"// Блоковский сборник. Тарту, 1985, вып. 4, с. 43−51
  132. Поэты кружка Н. В. Станкевича / Вст. Ст. С. И. Машин-ского. М. Л.: Сов. Писатель, 1964. — 617 с.
  133. Прапамять: Антология русских стихотворений о перевоплощении / Ред. Кол., предисл., коммент. В. П. Крейда. Orange- Antiouary, 1988. — 136 с.
  134. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца и др. М.:Педагогика, 1983. — 448 с.
  135. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  136. А. С. Собр. Соч. В 10-ти т. Т. 4. М.: «Худ. Лит.», 1975.-623 с.
  137. С. Воспоминания. Записанные Оскаром фон Риземаном. М.: Радуга, 1992. — 255 с.
  138. В. В. О писательстве и писателях / Сост. А. Н. Николюхин. — М: Республика, 1995. 734 с.
  139. К. К. Другой Петербург. СПб., «Лига Плюс», 1998.-576 с.
  140. А. Александр Блок. М.: «Молодая гвардия», 1969.-340 с.
  141. . А. А. Только ли о Марине Цветаевой?: Воспоминания. М.: Аграф, 2002. — 384 с.
  142. Сабанеев JL JI. Воспоминания о Скрябине / Коммент. С. Грохотов. М.: Классика — XXI, 2000. — 389 с.
  143. В. Н. Понятие деятельности в философской науке. Томск: из-во Томского у-та, 1978. — 224 с.
  144. В. Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3 ч. Ч. 1.: Введение: философия и жизнь. СПб: Изд. С-Петербургского университета, 1997.-224 с.
  145. Серебряный век: Петербургская поэзия конца XIX начала XX в. — JI.: Лениздат, 1991.-526 с.
  146. Серебряный век: Мемуары / Сост. Т. Дубинская-Джамилова.-М.: Известия, 1990.- 672 с.
  147. Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. -227 с.
  148. Э. В. Понятие, сущность и основные функции. -Л.: ЛГИК, 1990.-83 с.
  149. Э. В. Культурология. Очерки теории культуры. М.: Фирма «Интерпракс», 1994. — 269 с.
  150. В. Чтения о Богочеловечестве- Статьи- Стихотворения и поэма / Сост. А. Б. Муратова. — СПб: Худож. Лит., 1994.-528 с.
  151. С.М. Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997. — 431 с.
  152. Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX начала XX века. — М.: «Советский художник», 1984. — 293 с.
  153. И. Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. В 2-х т. Сост. В. П. Варунца / М.: Композитор. Т. 1. 1998. — 541 с. Т. 2. 2000. — 799 с.
  154. М. К. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991.-285 с.
  155. О. М. Скрябин в художественном мире Москвы конца XIX начала XX века. Новые течения. М.: Музыка. 1997.-38 с.
  156. Л.А. Понятие Культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 17−48
  157. Л.А. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 141−156
  158. М. С. Архитектоника исповедального слова. — СПб.: «Алетейя», 1998. 243 с.
  159. Уокер Роберт. Рахманинов. Челябинск: Урал L TD, 1998.- 199с.
  160. Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. — С. 9−74
  161. Д. Концепция науки о культуре // Антология исследований культуры. Т. Интерпретации культуры. — СПб.: Университетская книга. 1997. — С. 157−170
  162. П. А. Флоренский: pro et contra: Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост. К. Г. Исупов. СПб.: Издательство Русского христианского гуманитарного университета, 2001. -823 с.
  163. Э. Человек для самого себя. СПб.: Наука, 1990. — 340 с.
  164. Ю. Ф. Скрябин как лицо: Воспоминания. СПб.: Центр, сред, муз., 1995. — 679 с.
  165. В. Собр. соч. в 4-х т. Т. 4 Некрополь. Воспоминания. Письма. М: Согласие, 1997. 744 с.
  166. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. — С.449−528
  167. Л. А. Пушкин и его окружение // Пушкинская энциклопедия. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1989. -С. 145−655
  168. В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. В 4-х ч .4. 1. 1889- 1917. М.: Эдиториал УРСС, 1996. -233 с.
  169. К. И. Из воспоминаний. М.: Сов. писатель, 1958.-364 с.
  170. К. И. Дневник 1901−1929 / Коммент. Е. Ц. Чуковской-М.: Современный писатель, 1997. 354 с.
  171. К. И. Книга об Александре Блоке: с приложением хронологического списка стихотворений А. Блока / Сост. Е. Ф. Книпович. Paris: YMCA — Press, 1976. — 169 с.
  172. К. И. Собр. Соч. в 15 т. Т. 5. Современники: Портреты и этюды / Сост. Е. Чуковская. М.: ТЕРРА, 2001. -479 с.
  173. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского / Сост. Е. Чуковской. М.: Премьера, 1999. — 400 с.
  174. Г. И. Валтасарово царство. М.: Республика, 1998.-607 с.
  175. Г. И. Годы странствий. Из ниги воспоминаний. -М.: «Федерация», «Интернациональная» (39) типография «Мосполиграф», 1930. 397 с.
  176. Ф. И. Воспоминания / Сост. Е. Дмитриевская, В. Дмитриевский. М.: Локид, 2000. — 541 с.
  177. В. Б. Сентиментальное путешествие. М. Берлин: Геликон, 1923. — 335 с.
  178. В. А. Вечное настоящее культуры. Теоретические проблемы историко-культурного процесса. СПб.: СПбГТУ, 2001.-232 с.
  179. В. А. Образы русской культуры: к проблеме объективного осмысления национального ценностного мира // Ценностный мир русской культуры. Сб. ст. СПб.: СПбГАК, 1995.-С. 5−27
  180. В. А. к вопросу о петербургской и московской школах русского символизма. // Петербург в русской культуре. Тезисы докладов на научно-теоретической конференции.
  181. Отв. Ред. Щученко В. А. СПб.: изд. Гос. Ак. Культуры, 1997. -С. 5−7
  182. Цицерон. О Старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1993.-245 с.
  183. Шамфор Максимы и Мысли. М.: Наука, 1993. — С. 51 241
  184. Шефтсбери Антони Эшли Купер. Эстетические опыты. Сост. А. Ф. Михайлова. М.: «Искусство», 1975. — 543 с.
  185. Г. Г. Блок и Кузмин // Блоковский сборник. Тарту, 1972. С.341−365
  186. А. Письма. / Под. Ред. М. Гершензона. — М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1909. — 409 с.
  187. Этот гений Федор Шаляпин: Воспоминания. Статьи. / Сост. H. Н. Соколов М.: Государственный музей музыкальной культуры, 1995. — 397 с.
  188. А.М. Культура против природы: психология русского модерна // Октябрь, 1983, № 7. С. 169−191
  189. А. М. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М: ИЦ-Тарант, 1996. — 413 с.
  190. А. Г. Пушкинский Петербург. — СПб.: Петро-поль, 1993.-431 с. 1. Иностранные источники.
  191. F rasse, Jean-Cloude. Philia. La notion d’amitie dans la philosophie antique. Paris, Libre, philosophique Vrin, 1974. — 504 p.
  192. Kaufmann Pierre. Psychonalise et theorie de la culture. Paris, 1974, 212 p.
  193. Sansen, Raymond. Doctrine de amitie chez Ciceron. Exspose, source, critique, influence. These pres. Devant 1 ' Univ. de Paris, 1975, 558 p.
Заполнить форму текущей работой