Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция творческой памяти в художественной культуре, Марсель Пруст, Владимир Набоков, Иван Бунин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалом исследования послужили: цикл романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»: «По направлению к Свану», «У Германтов», «Под сенью девушек в цвету», «Содом и Гоморра», «Пленница», «Беглянка», «Обретенное время» — автобиографический роман Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева», рассказы «Зеркало», «Сосны», «Суходол», «Красавица», стихи: «Этой краткой жизни вечным измененьем.», «Слово… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПАМЯТЬ КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 01. Тайна как мифологическая категория памяти и основа религиозного чувства вечной памяти
    • 1. 02. Животворящая и преображающая сила памяти- дихотомия «память/забвение» в поэтике фольклора
    • 1. 03. Интерпретационная вариативность исторической памяти в моделировании исторического прошлого
    • 1. 04. Исторический экскурс в философию памяти: Вечная память как освобождение
    • 1. 05. Звуковая память как ядро слова
    • 1. 06. Музыкальная шкатулка, хранящая время и вечные образы мира
    • 1. 07. Образы памяти в изобразительном искусстве и искусстве q кинематографа — эстетика откровения
    • 1. 08. Творческая память в театральном искусстве
    • 1. 09. «Реставрация» памяти
    • 1. 10. Культурологическое значение памяти
  • Глава 2. «ДОМ» КАК ХРОНОТОП ТВОРЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ ПРУСТА, НАБОКОВА, БУНИНА
    • 2. 01. Память о себе как о «другом» — условие творческого процесса в автобиографическом жанре литературы
    • 2. 02. Память «двойника»
    • 2. 03. Морфология памяти — «Дом-Память»
    • 2. 04. Странствующий «Дом-Память»
  • О- 2.05. Дом как метафора памяти
    • 2. 06. Окно памяти
    • 2. 07. Лестница воспоминаний
    • 2. 08. Память зеркал
    • 2. 09. Духовное содержание «Дома-Памяти»
    • 2. 10. Беспамятство «Антидома»
    • 2. 11. «Дом-Память» как условие творчества-припоминания
    • 2. 12. Дом индивидуальной и коллективной памяти
    • 2. 13. Родословная «Дома-Памяти»
    • 2. 14. Топонимика Памяти
    • 2. 15. Стихии Памяти
    • 2. 16. Сказка-Память
    • 2. 17. Свет Памяти

Концепция творческой памяти в художественной культуре, Марсель Пруст, Владимир Набоков, Иван Бунин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Елиазар Мелетинский утверждал, что гуманитарная наука имеет значение не только сама по себе, но и передает людям знания о прошлой мировой культуре, поддерживая в них известный культурный уровень1. Другими словами, все гуманитарные науки, без исключения, содержат в себе память культуры человечества и транслируют ее потомкам.

Ю. М. Лотман различает два вида культурной памяти: «память информативную» и «память креативную (творческую)"2. Первая «имеет плоскостной, расположенный в одном временном измерении, характер и подчинена закону хронологии"3. Творческая память, по словам Лотмана, не только «панхронна», но она, в противоположность первому виду памяти, взрывает время, «противостоит времени» и «сохраняет прошедшее как пребывающее"4.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что созидательная роль памяти остается ведущей и основополагающей на протяжении многовековой истории культуры человечества (в особенности, в переходные эпохи, когда связи времен прерываются). Память является не только фундаментом сознания отдельной человеческой личности, но и основой всей культуры (особенно в сфере художественного творчества). Память является главным проявлением духа человека, поэтому становление целостной личности, развитие ее творческого начала невозможно без участия памяти, как невозможно и самопознание культуры, актуализирующееся через творческую память.

Целью исследования является изучение феномена творческой памяти на широком культурологическом материале с акцентом на образном освоении природы и функций памяти в творчестве трех великих писателей XX века —.

1 Мелетинский Е. Чувство меры. // Наше Наследие. 1990, № 2. С. 2.

2 Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПБ., 2000. С. 674.

3 Там же.

4 Там же.

Марселя Пруста, Владимира Набокова, Ивана Бунина, создавших яркие образцы особенного жанра в литературе — романа-воспоминания.

Данная цель определила постановку следующих исследовательских задач:

• анализ природы и функций памяти в различных сферах культуры: мифологии, фольклоре, философии, истории, языкознании, психологии, музыкальном, изобразительном, театральном искусстве, кинематографе, реставрационном деле;

• выявление характерных особенностей, свойств творческого типа памяти, которые позволяют говорить об определенной инвариантности творческой памяти;

• рассмотреть связь творческой памяти с такими явлениями, как: предмет, слово, сон, мысль, звук, сказка, коллективное бессознательное, вода, камень, дерево, зеркало, лестница, окно и т. д.;

• выявить основные функции творческой памяти в культуре.

• проанализировать образный строй произведений Марселя Пруста, Владимира Набокова, Ивана Бунина как формосодержание глубинных слоев творческой памяти и сделать основной акцент на многоаспектном анализе центрального хронотопа «Дома-Памяти»;

• провести компаративный анализ исторических, национальных и духовных аспектов хронотопа памяти в творчестве трех писателей.

В задачи исследования не входит всестороннее обстоятельное изучение функционирования памяти в каждом отдельной сфере культуры.

Культурологический обзор, представленный в работе, скорее призван обозначить богатую перспективу данного исследования.

Методологической основой данной работы стали труды по истории и теории культуры и литературы Ю. М. Лотмана, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, Д. С. Лихачева, М. Мамардашвилина формирование ведущего смыслового акцента в исследовании повлиял также художественный концепт дома в кинематографическом творчестве Андрея Тарковского.

Материалом исследования послужили: цикл романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени»: «По направлению к Свану», «У Германтов», «Под сенью девушек в цвету», «Содом и Гоморра», «Пленница», «Беглянка», «Обретенное время" — автобиографический роман Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева», рассказы «Зеркало», «Сосны», «Суходол», «Красавица», стихи: «Этой краткой жизни вечным измененьем.», «Слово" — русскоязычные романы Владимира Набокова «Другие берега», «Дар», «Машенька», стихи: «Для странствия ночного мне не надо», «Комната», «Лестница», «Око», «Трамвай" — а также: художественные произведения А. С. Пушкина, А. А. Фета, К. Батюшкова, А. Ахматовой, О. Мандельштама, А. Блока, Б. Пастернака, М. Цветаевой, Аре. Тарковского, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, П. П. Бажова, И. С. Шмелева, К. Паустовского, У. Шекспира, Б. Шоу, Ч. Диккенса, Ги де Мопассана, М. Метерлинка, Э. Т. А. Гофмана, Г.-Х. Андерсена, Р. Бредбери, М. Павичафилософские произведения Платона, Аристотеля, Вольтера, Гегеля, А. Бергсона, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева, С. Булгаковапамятники фольклора различных народов мира: русские народные сказки, сказки и мифы папуасов Киваи, народов Австралии и Океании, собрание арабских сказок «Тысяча и одна ночь», живописные работы Сандро Боттичелли, Дуччо, .Яна ван Эйка, Рембрандта, Диего Веласкеса, В. Д. Поленова, Дж. О. Миллеса, У. Дайса, Тома де Томона, Сальвадора Дали, Рене Магриттамузыкальные произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. Метнера, М. Таривердиева, Стингакинематографические работы А. Тарковского, И. Бергмана, М. Калатозова, Ф. Феллиниархитектурные ансамбли Тадж-Махала, подмосковной усадьбы Суханово, Собора Василия Блаженного и др.

В исследовании использован комплекс культурологических методов, к которым относятся: метод феноменологической рефлексЕа и редукции, позволяющий изучить феномен памяти изнутри в стремлении понять его структуру, основные элементы, отказавшись при этом от рассмотрения памяти как механической работы человеческого сознания и сосредоточившись преимущественно на анализе творческой памятиданный метод позволил также нивелировать некоторые принципиальные отличия различных парадигм творческой памяти и сконцентрировать внимание на «точках пересечения» концепций памяти, представленных различными авторами в различных сферах культурыистеряко-культурологическвЕЙ подход, обусловивший попытку проследить генезис креативной памяти в различных областях культурыгерменевтический метод, позволяющий анализировать культурные тексты в рамках интерпретационной парадигмы, основанной на фоновом знании исторической эпохи, личной биографии, особенностей той или иной культуры, расшифровывая семиотические коды художественной памятилитературоведческий метод, позволяющий осуществить текстовой анализ конкретного литературного материала, определив роль творческого припоминания в создании художественных мировискусствоведческий метод, позволяющий обнаружить использование свойств творческой памяти в конкретных художественных приемах, присущих тому или иному виду искусствакомпаративный метод, позволяющий провести сравнительный анализ художественных произведений, созданных в различных областях культуры в разные эпохи различными авторами, обнаруживая в них как общую памятно-креативную основу, так и национально-исторические культурные особенностиаксиологический метод, позволяющий исследовать ценностные характеристики созидательной памяти и их роль в художественном творчестве.

Данная работа представляет собой междисциплинарное исследование различных областей художественного творчества сквозь призму проблемы воплощения творческой памяти в формосодержании культурных текстов.

Научная новизна. Автором диссертации впервые рассмотрен и обоснован термин «творческой памяти» применительно к различным культурным сферамрассмотрена проблема творческой памяти при сравнительном анализе художественных миров, созданных в различных национальных культурах (при этом научная новизна исследования обусловлена также выбором материала для компаративного анализа) — осмыслен хронотоп «Дома-Памяти» как метахронотоп, включающий в себя множественные слои и элементы творческого припоминания.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы могут быть использованы при изучении типологии памяти в различных областях художественной культуры при разработке проблематики соотношения памяти и творчества. Материалы диссертации могут быть использованы в общих и специальных курсах по культурологии, истории художественной культуры, истории и теории литературы, компаративному анализу национальных культур и литератур, а.

5 также в спецсеминарах по проблемам памяти в художественной литературе и культуре.

Апробация. Ряд положений диссертации был представлен в докладах, сделанных на конференциях: «Рождественские чтения». Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет иностранных языков, 2000; ЛОМОНОСОВ-2002, ЛОМОНОСОВ-2003; на круглом столе «Память в культуре» при кафедре сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова. По материалам диссертации опубликовано также шесть статей. Кроме того, отдельные положения работы прошли апробацию в ряде курсов по «Культурологии», «Риторике», «Этике и культуре управления», читаемых автором в Подольском Институте.

6 Московского Государственного Открытого Университета и в Подольском Институте Экономики (филиале Российской Экономической Академии им. Г. В. Плеханова).

Обсуждение диссертации состоялось на заседании кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова.

Структура диссертации.

Работа включает в себя введение, две главы, заключение и библиографию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

• Память играет космообразующую роль в мифическом сознании античности, которая, по мнению Фрейда, Юнга, Ортеги-и-Гассета, тесно связана с природой сновидения. Сновидение, как отголосок мифа, является собранием личных и коллективных воспоминаний о целостной природе человека в прошлом, о его единстве с природой. Изначальные воспоминания реконструируют в человеке забытый образ мира и восстанавливают прерванные связи. В этом состоит объединяющая и реконструирующая функция общих мифологических воспоминаний.

• В фольклоре (и в частности, в волшебной сказке) память оказывается неотъемлемым элементом доброго начала и условием победы добра над злом, красоты над безобразием. А потому является необходимым условием для преображения характера героя или обстановки вокруг него. Нравственные основы фольклорной памяти позволяют говорить о ее животворящей, пробуждающей и преображающей силе, дарящей второе рождение не только героям в контексте сказки, но и читателям через многие годы после ее создания.

• В историческом исследовании важно изучение творческих характеристик ретроспективной памяти, среди которых выразительны избирательный и интерпретационные аспекты. Последний роднит историческую память с художественной. Интерпретационный характер исторической памяти предоставляет человечеству возможность возвращаться к незавершенным смыслам в контексте большого исторического времени. И в этом проявляется главное — творческое — начало памяти.

В основе философской мысли лежат два противоположных понимания памяти: материалистическое и идеалистическое. Очевидна разница между опытной природой памяти как механизма человеческой психики и априорное начало памяти как идеалистической предвечной категории человеческого сознания. Причем, необходимо отметить освсбохздаюсзую силу последней, способной также выступать в качестве источника творчества.

Язык вербализирует внутреннюю память и выводит ее в сферу культуры. Слово-имя (onoma), вмещая в себя несколько видов коллективной памяти (историческую, родовую, христианскую, символ ико-этимологическую память), представляет собой форму культуры, способную оживать, наполняясь старым/новым смыслом, или регрессировать, лишаясь памятной сердцевины. В данном случае память, как культурологическая константа актуализируется преимущественно в качестве звучащей субстанции.

Музыка в наибольшей степени подчеркивает возрождающую функцию памяти. Понятие «музыкальной памяти» связано с категорией внутреннего слуха как необходимого музыкального дара. Музыкальную память можно выделить также как первичный толчок функционирования творческой памяти (первые опыты детского воображения непосредственно связаны с первыми музыкальными воспоминаниями — колыбельной, первым звучанием живого инструмента и т. д.). С музыкой (преимущественно духовной) сопряжена концепция Вечной.

Памяти, победы над смертью (церковные песнопения, классические духовные произведения).

Если язык вербализирует внутреннюю память, то живопись ее визуализирует. Целый ряд приемов, выработанных живописью, можно рассматривать как формы выражения памяти о прошлом. В частности, прием перспективы можно рассматривать как хронотоп памяти. В духовной живописи прошлое и настоящее становится параллельно божественному и человеческому. Подобная структура может быть названа двоемирием памяти. В многовековой истории изобразительного искусства известны также опыты создания моделей самой Памяти на живописных полотнах.

Анализ роли памяти в кинематографе позволяет объединить опыт функционирования креативной памяти в различных видах искусства, поскольку кинематограф синтезирует в себе память слова, линии, формы, звука, жеста и т. д. При этом важна связь категорий памяти с художественным и духовным уровнем картины. В популярном кинематографе роль памяти либо ослаблена, либо мифологизирована. Глубокое же проникновение в прошлое возможно при погружении в духовные пласты памяти в интеллектуальном кино.

Вообще в искусстве память выступает не только как эстетическая категория. Память — это еще и всегда нравственная оценка прошлого. Именно оценочное состояние памяти помогает осуществиться истинному преображению самого человека. Каждый художественный мир открывает в общем пространстве культуры не только философский, художественный, но и нравственный аспект творящей памяти. У творящей памяти различные пути актуализации. В различных областях культуры память выполняет свою функцию и занимает свою нишу. Память является не только основой, на которой возводится новый художественный мир, она также помогает человеку отыскать новый мир в самом себе, в глубинах собственного духа. Память способна возвращать человечеству утраченный смысл жизни и соединять между собой разноположенные культурные континуумы. Ее интеграционное, целостнообразующее значение в пространстве-времени культуры очевидно: в частности, память противостоит процессам дискретности, дробности, распадения жизни и формирует из разрозненных образов и частей единую культурологическую картину мира.

• Функционирование творческой памяти в жанре автобиографического романа возможно при формировании образа собственного Я (Я-рассказчика), ибо, как говорит Марсель Пруст, «книга — порождение иного «я», нежели то, которое проявляется в наших повседневных привычках, общении, пороках"565. Самопознание через воспоминание предполагает «выход из себя» или преодоление индивидуума в его возрастании до полноты личности. Роль памяти в формировании особенного художественного образа автора ярко проявляется в системе персонажей-двойников. Память двойника позволяет рассказчику представить законченную картину собственного прошлого и актуализировать образы чужой памяти.

• «Дом-Память» как центральный хронотоп концепций творческой памяти трех авторов символизирует собой образ души человека, веру, корни, любовь. Дом есть средоточие.

565 Пруст М. Против Сент-Ббва. С. 36. родовой, (Бунин), личной (Пруст), собирательной (Набоков) памяти.

Дом выступает также в роли соучастника творческих поисков и одновременно средства передвижения в творческом припоминании-пути (корабль, воздушный шар, поезд, карета). Внутренняя структура хронотопа «Дома-памяти» позволяет закрепить за каждым элементом Дома (окном, лестницей, дверью, зеркалом и т. д.) ту или иную составляющую памяти, ее творческо-преобразовательного отношения к прошлому.

Вид из окна дома (в особенности, дома детства), а также характерный для него абрис является формообразующим и смыслообразующим элементом творческой памяти художника. Окно формирует точку зрения памяти героячерез окно ему открываются приметы Вечной памяти. При этом миру распахнутого настежь окна, насыщающего память героя, противостоит в произведениях трех авторов мир окна зарешеченного или окна, выходящего в тупик, и, следовательно, блокирующего действие творческой памяти.

Соединяя «этажи» воспоминаний, лестница дома структурирует соотношение верховьев и низовьев творческой памяти героев. Как правило, верхние этажи соотносятся с давними, самыми глубинными пластами воспоминаний. Лестница, как и окно, является, преимущественно, проводником духовных воспоминаний (в противоположность двери) — с ней сопряжен образ Божественного и материнского начал в человеке. Причем, женское начало в доме одухотворяет пространство.

Ряд физических свойств, которыми обладает зеркало, позволяют интерпретировать всматривание в него как своего рода встречу с прошлым. Зеркало побуждает к творчеству-припоминанию. У.

Набокова, Бунина и отчасти Пруста зеркальное отражение есть непременное условие рождения художественного слова, высвобождения произведения из творческой «утробы» писателя. Зеркальные отражения замещают пробелы в памяти героя.

Материал, из которого сделан дом, обладает собственной памятью, свойства которой отражаются в творческой памяти героя. Пластичность, теплота, гибкость дерева, из которого сложен русский домоснова иконы, крест на погосте противоположны холодности, неподвижности, тяжеловесности западноевропейского камня. В дереве есть жизненность мгновения, его готовность к изменению, к творчествув камне — застывшая форма. Дерево позволяет возвращаться к незавершенным смыслам, камень — воплощение завершенности. Однако художественные миры всех трех авторов насыщены садами и старыми деревьями, их роль в воскрешении и понимании прошлого велика. Более того, именно деревья (наряду с Мартенвильскими колокольнями, камнем на мостовой, вкусом пирожного) открывают Марселю смысл творчества.

Дом как культурный концепт становится средоточием личной и одновременно родовой, коллективной историко-литературной памяти в творчестве Бунина. В нем в наибольшей степени проявляется связь со всей многовековой, традиционно русской культурой. Набоковский дом — дом изгнанника под открытым небом, где соединяются все его адреса, все сады и парки, путешествующие вместе с ним по всей Земле: «Берлин, Прага, Франценсбад, Париж, Ривьера и так далее — теряют свое суверенство. Корни, корни чего-то зеленого в памяти, корни пахучих растений, корни воспоминаний, способны проходить большие расстояния, преодолевая некоторые препятствия, проникая сквозь другие, пользуясь каждой трещиной. Так эти сады и парки шли с нами через Европу."566. Замки и соборы Пруста вмещают в себя богатство исторических воспоминаний, собственные же комнаты Марселя отделяют его от влияния внешнего мира, способствуя погружению в бездну или возвышению к вершинам внутреннего пространства памяти.

• «Дом-Память» предстает через антитезу беспамятства Антидома с зарешеченными окнами (в противовес распахнутым окнам «Дома-Памяти»), в котором художник не может помнить-творить.

• Топонимика пути-припоминания совершается по определенным законам, распространяясь вдаль и вширь, ввысь и в глубину. Но главное направление творческой памяти — это обращение извне вовнутрь, то есть возвращение к себе, в свой Дом (внутри себя).

• Поиски времени и места, самого себя осуществляется при определенном освещении памяти, во власти той или иной стихии. В частности, близость дома к водной стихии обостряет чувство памяти, пробуждая прапамять художника.

Однако «каждый художник — гражданин неведомой страны, позабытой даже им, отличающейся от той, откуда, снявшись с якоря явится другой художник"567, -говорил Марсель Пруст. Поэтому поиски утраченного времени и пространства для трех различных авторов, принадлежащих трем разным культурам (русской — Бунин, французской — Пруста и феномена смешанной — Набоков) сводятся к поиску особенной страны, особенного ДОМА, «Дома-Памяти», в котором живет художник. Причем, черты возведенных ими «зданий» сходны между собой.

Художник проделывает невероятно сложный путь, полный боли и счастья, отдавая свою жизнь для того, чтобы все нити соединились в одной-единственной.

566 Набоков В. В. Другие берега. С. 299,300.

567 Пруст М. Пленница (перевод Любимова Н. М.). М., 1992. С. 250. точке, чтобы возвратиться к самому себе, чтобы, реставрируя развалины, возвести внутри себя Храм — Дом — Память — Произведение Искусства. И сегодня, сейчас и завтра двери этого дома будут распахнуты для каждого из нас. Нужно только переступить порог.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Библия. — «Христианское издательство», 1991.
  2. И. А. Жизнь Арсеньева. // Бунин И. А. Собрание сочинений в 8-ми томах. / Сост., подготовка текста, коммент. А. К. Бабореко. Т. 5. М.: Московский Рабочий, 1996.
  3. И. А. Зеркало. // Бунин И. А. Собрание сочинений в 8-ми томах. / Сост., подготовка текста, коммент. А. К. Бабореко. Т. 2. М.: Московский Рабочий, 1994.
  4. И. А. Суходол. // Бунин И. А. Собрание сочинений в 8-ми томах. / Сост., подготовка текста, коммент. А. К. Бабореко. Т. 3. М.: Московский Рабочий, 1994.
  5. И. «Этой краткой жизни вечным измененьем.». // Бунин И. А. Стихотворения. М.: «Молодая гвардия», 1990.
  6. В. В. Дар. // Набоков В. В. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 3. — М.: «Правда», 1990.
  7. В. В. Другие берега. // Набоков В. В. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 4.-М.: «Правда», 1990.
  8. В. В. Машенька. // Набоков В. В. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 1.-М.: «Правда», 1990.
  9. В. В. «Для странствия ночного мне не надо.». // Набоков В. В. Как я люблю тебя: Стихотворения, поэма, эссе о России / Ред.-сост. И. А. Курамжина- Вступ. ст. 3. Шаховской. М.: Центр-100,1994.
  10. Ю.Набоков В. Комната. // Набоков В. В. Стихотворения и поэмы. М., 2001.
  11. В. Лестница. // Набоков в. В. Стихотворения и поэмы. М., 2001.
  12. В. В. Музыка. // Набоков В. В. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 2. -М.: «Правда», 1990.
  13. В. В. Облако, озеро, башня. // Набоков В. В. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1990.
  14. В. В. Трамвай. // Набоков В. В. Стихотворения. — М., 1991.
  15. М. По направлению к Свану / Перевод с французского Любимова Н. М. -М: Республика, 1992.
  16. М. Под сенью девушек в цвету / Перевод с французского Любимова Н. М. М.: Изд-во «Крус», 1992.
  17. ПрустМ. У Германтов /Пер. с фр. ЛюбимоваН. М. М.: Республика, 1993.
  18. М. Содом и Гоморра / Перевод с французского Любимова Н. М. -М.: Изд-во «Крус», 1992.
  19. М. Пленница / Перевод с французского Любимова Н. М. М.: Худож. лит., 1992.
  20. М. Беглянка / Перевод с французского Любимова Н. М. — М.: Изд-во «Крус», 1993.
  21. М. Обретенное время / Перевод с французского Кондратьева А. И.- Под ред. Яриковой О. И. М.: Наталис, 1999.
  22. М. Утехи и дни / Пер. с фр. Е. Тарховской и Г. Орловской. — СПб. — М.: Летний сад, 1999.
  23. Г. — X. Снежная королева. // Андерсен Г. X. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1.-М.: ТЕРРА, 1997.
  24. А. А. В Царском селе. // Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. -М., 1996.
  25. А. А. Северные элегии. // Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. М., 1996.
  26. А. А. Клеопатра. // Ахматова А. А. Стихотворения и поэмы. — М., 1996.
  27. П. П. Горный мастер. // Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. — М., 1987.
  28. К. Мой гений. // Русская лирика XIX века. М., 1981.
  29. А. «Девушка пела в церковном хоре.». // Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. В 2-х томах. Т. 1. Л., 1972.
  30. Гомер. Одиссея./ Пер. с древнегреческого В. Жуковского. М.: Худож. лит. 1981.
  31. Н. В. Молитвы, духовное завещание, предсмертные записи. // Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 1992.
  32. Н. В. Мертвые души. // Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5.-М., 1959.
  33. Э. Т. А. Серапионовы братья / Пер. с нем. Жирмунской Н. // Гофман О. Т. А. Новеллы. JL, 1990.
  34. Э. Т. А. Пустой дом. // Гофман Э. Т. А. Новеллы. Л., 1990.
  35. Ч. Колокола. // Диккенс Чарльз. Собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 12.-М., 1959.
  36. М. Синяя птица (Пер. Любимова Н.). // Верхарн Э. Стихотворения. Метерлинк. Пьесы. М., 1972.
  37. . Л. «Опять Шопен не ищет выгод.». // Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. Переводы. М., 1990.
  38. . Л. «Годами когда-нибудь в зале концертной.». // Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы. Переводы. М., 1990.
  39. М. Варшавский угол. // Павич Милорад. Русская борзая / Пер. с серб. Д. Стукалина. СПб.: «Азбука», 2001.
  40. А. С. «Что в имени тебе моем.». // Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. Т. 1.-М., 1985.
  41. А. С. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.». // Пушкин А. С. Сочинения в 3-х томах. Т. 1. М., 1985.
  42. А. Жизнь, жизнь. // Тарковский А. Белый день. — М., 1998.
  43. Л. Н. Детство. М., 1983.
  44. Л. Н. Война и мир. // Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22-х томах. Т. 4 -7.М. 1981.
  45. Фет А. А. Шопену. // Фет А. А. Стихотворения. Л., 1953.
  46. М. Поэма конца. // Цветаева М. И. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений: в 3-х томах. Т. 2. Стихотворения и поэмы 1921 1929. М.: Прометей, 1990.
  47. У. Антоний и Клеопатра. // Шекспир Уильям. Полное собрание сочинений в 8-ми томах. Т. 7. М., 1960.
  48. И. С. Лето Господне. М., 1990.
  49. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. М., 1980.
  50. И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.: ИНИОН РАН, «Интрада», 2001.
  51. История русского искусства: в 3-х т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века: Отв. ред.: М. М. Ракова, И. В. Рязанцев. — М.: Изобраз. Искусство, 1991.
  52. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.
  53. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. — М., 1994.
  54. М. Этимологический словарь русского языка Т. II. М., 1967.
  55. М. Этимологический словарь русского языка Т. III. М., 1971.
  56. Философская энциклопедия в 5-ти томах. Главный редактор Ф. В. Константинов. М.: «Советская энциклопедия», 1960- 1970.
  57. Августин Аврелий. Исповедь. // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.
  58. . В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминания. // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001.
  59. С. В защиту тепла человеческого дыхания. // Общая газета, № 49,6−12 декабря 2001.
  60. О. В. Сны в фильмах Андрея Тарковского. // Сон -семиотическое окно: XXYI-e Випперовские чтения. М., 1993.
  61. В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. / Пер. с английского Анастасьева Н. А. СПб., Алетейя. 1999.
  62. А. П. И. Чайковский. М., 1967. .
  63. Н. Владимир Набоков. Одинокий Король. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002.
  64. Античные камеи в собрании Эрмитажа. Каталог. Л., 1988.
  65. Аристотель. Топика. // Аристотель. Собр. сочинений в 4-х томах. Т. 2. -М., 1978.
  66. Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., «Искусство», 1990.
  67. . О музыке Чайковского. Избранное. — Л., 1972.
  68. А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. — М.: Современник, 1983.
  69. Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. — М.: Издательство им. Сабашниковых. 2003.
  70. Ф. Человек запоминает. // Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998.
  71. Л. М. Итальянской Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989.
  72. М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
  73. М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000.
  74. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  75. М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.
  76. Бергер JL Г. Эпистемология искусства. — М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997.
  77. Бергман Ингмар. Картины /Пер. со шведского. — М.: «Музей кино» — Таллин, 1997.
  78. А. Материя и память. // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. -М.: «Московский клуб», 1992.
  79. Н. Воля к жизни и воля к культуре. // Слово. № 1,1990.
  80. Н. А. Смысл творчества. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т.Т. 1.- М., Искусство, 1994.
  81. Н. А. Самопознание. М., «Книга», 1991.
  82. И. М. К наследию русских древоделов. М., 1994.
  83. Р. Женские тени на фоне пирамид. // «Эхо Планеты», № 32, август 2001.
  84. П. П. Память и мышление. СПб., 2001.
  85. П. П. Основные предположения генетической теории памяти. // Психология памяти. М., 1988.
  86. А. В. Из бунинских разысканий. // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001.
  87. . Владимир Набоков: русские годы: биография / Пер. с англ. М.: Издательство Независимая Газета- СПб.: Издательство «Симпозиум», 2001.
  88. С. Икона, ее содержание и границы. // Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв. — М., 1993.
  89. С. Н. Православие. — М.: «Издательство ACT" — Харьков: „Фолио“, 2001.
  90. Ф. Общие понятие о русской иконописи. // Философия русского религиозного искусства XVI — XX вв. М., 1993.
  91. Б эддели Алан. Ваша память. Руководство по тренировке и развитию / пер. с английского С. JI. Могилевского. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  92. Т. Ф. Владимир Набоков и искусство книги Англии рубежа веков. // Набоковский вестник. Вып. 1. Петербургские чтения. -СПб., 1998.
  93. Вольтер. Метафизический трактат. // Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.
  94. Воспоминания о Чайковском. М., 1973.
  95. Л. С. Мышление и речь. М., Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.
  96. Л. С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.
  97. В сторону Пруста. (Моне, Дебюсси и другие). М.: ИПЦ „Художник и книга“, 2001.
  98. М. Л. Избранные статьи. — М., 1995.
  99. Г. Национальные образ мира. М., 1998.
  100. Гегель. Работы разных лет в 2-х томах. Т. 2. М., 1971.
  101. П. П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997.
  102. Н. В. Размышления о Божественной литургии. // Наше Наследие. № 5, 1990.
  103. Я. Э. Сказания о титанах. М.: Нива России, 1993.
  104. Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992.
  105. Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: „ДИ-ДИК“, 1994.
  106. А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
  107. Л. Окно с затейливой резьбой: М.: Просвещение, 1986.
  108. Делез Жиль. Марсель Пруст и знаки. Статьи / Пер. с французского. — СПб. Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ, 1999, СПб.: Алетейя, 1999.
  109. У. Память. // Психология памяти. М., 1998.
  110. Е. Николай Метнер. Монографический очерк. — М., 1966.
  111. В. Н. Теоретические работы. Исследования, статьи, письма. — М.: Советский художник, 1984.
  112. П. Эволюция памяти и понятия времени. // Психология памяти. — М., 1998.
  113. К. И. „Бунинский“ мир и „сиринский“ мир. // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001.
  114. Иванов Вяч. Письма М. О. Гершензону. // Наше Наследие 1989. — М., 1990.
  115. А. О ценностях подлинных и мнимых. // Наше Наследие. № 3, 1990.
  116. Ильин Иван. О семье (Из книги „Путь духовного обновления“). // В Доме Отца моего. М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001.
  117. Г. И. Рассказ о градостроительстве. М.: Стройиздат, 1985.
  118. История западноевропейского театра (Под общ. ред. А. Г. Образцовой, Б. А. Смирнова). Т. 7. -М.: Искусство, 1985.
  119. Л. Ф. Библиотека дома Набоковых. // Набоковский вестник. Вып. 1. Петербургские чтения. СПб., 1998.
  120. Г. Поднять потолок. // Искусство кино. № 1,1999.
  121. А. Страницы жизни. -М., 1975.
  122. В. О. Русская история: Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1.-М., „Мысль“, 1993.
  123. Л. В. ».В этом злом и прекрасном мире.". // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. СПб.: РХГИ, 2001.
  124. О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография. В 2-х книгах. -М., 1987, 1988.
  125. Ф. Образный язык народных сказок / Пер. с нем. М.: evidentis, 1999.
  126. Д. С. Заметки и наблюдения. Л., 1989.
  127. Д. С. Небесная линия города на Неве. // Наше Наследие 1989. -М., 1990.
  128. Д. С. Сады и парки. // Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983.
  129. Д. С. Раздумья о России. СПб.: Издательство «Logos». 1999.
  130. А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. — Харьков: Фолио- М.: «Издательство ACT», 2000.
  131. А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков: Фолио- М.: «Издательство ACT», 2000.
  132. А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
  133. Ю. М. О метаязыке типологических описаний культуры. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.
  134. Ю. М. Внутри мыслящих миров. // Лотман Ю. М. Семиосфера. -СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.
  135. Ю. М. Символические пространства. // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.
  136. Ю. М. Карамзин. СПб.: «Искусство-СПБ», 1997.
  137. Ю. М. История и типология русской культуры. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002.
  138. Ю. М. Об искусстве. СПб.: «Искусство — СПБ», 1998.
  139. Л. А. О мелодии. — М., 1952.
  140. М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996.
  141. Ю. Иван Бунин. М.: Посев, 1994.
  142. М. К. Психологическая топология пути: М. Пруст. «В поисках утраченного времени». — Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. СПб., 1997.
  143. Л. И. Семинар по некоторым вопросам оптики и теории колебаний. // Мандельштам Л. И. Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике. — М.: «Наука», 1972.
  144. О. Э. Скрябин и христианство. // Мандельштам О. г). «И ты, Москва, сестра моя, легка.»: Стихи, проза, воспоминания, материалы к биографии. М.: Моск. рабочий, 1990.
  145. О. О. О современной поэзии. Слово и культура. Разговор о Данте. // Мандельштам О. Э. Слово и культура: Статьи. — М.: Сов. Писатель, 1987.
  146. И. Ф. О византийском исихазме. ТОДРЛ. Т. XXIX. — Л., 1974.
  147. Е. Чувство меры. // Наше Наследие. 1990, № 2.
  148. Мески Жан. Замки. / Пер. с фр. В. Г. Овчинниковой. М.: «Издательство Астрель»: «Изд-во ACT», 2003.
  149. Н. Муза и мода: защита основ музыкального искусства. Paris, 1935. YMKA-PRESS, 1978.
  150. Н. К. Воспоминания. Статьи. Материалы /Сост.-ред. 3. А. Апетян.-М., 1981.
  151. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М.: «Практика», 2002.
  152. Мориак Клод. Пруст. / Пер. с французского. М.: Изд-во Независима Газета, 1999.
  153. А. В поисках Марселя Пруста. СПб.: «Лимбус-Пресс», 2000.
  154. Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака. Л., 1991.
  155. А. С. Русская проза Владимира Набокова. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  156. К. М. Мастера французской готики. М., 1988.
  157. Я. И. Жилища разных эпох. М., Стройиздат, 1975.
  158. В. Интервью разных лет. // Набоков о Набокове и прочем: Интервью, рецензии, эссе. / Сост., предисл., коммент., подбор иллюстраций Н. Г. Мельникова. М.: Издательство Независимая Газета, 2002.
  159. Набокова Вера. Предисловие к сборнику: В. Набоков. Стихи (1979). // В. В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. -СПб.: РХГИ, 1997.
  160. Г. Раздумья о Шопене. // Шопен, каким мы его слышим. — М., 1970.
  161. . Мир и дар Владимира Набокова: первая русская биография писателя. М.: изд-во «ПЕНАТЫ», 1995.
  162. . Прогулки по Парижу. Левый берег и острова. — М.: «Радуга», 2001.
  163. . Прогулки по Парижу. Правый берег. М.: «Радуга», 2001.
  164. А. В., Островский Г. С. Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества. М., 1981.
  165. Павич Милорад. Хазарский словарь. СПб.: Изд-во «Азбука», 1999.
  166. . Л. Люди и положения. // Пастернак Б. Л. Собр. соч. в 5-ти томах. Т. 4.-М., 1991.
  167. К. Искусство видеть мир. // Паустовский К. Северная повесть. М.: Правда, 1989.
  168. Платон. Государство. Филеб. И Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М.: Изд-во «Мысль», 1999.
  169. Платон. Пир. Федр. // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. М.: Изд-во «Мысль», 1999.
  170. JI. Б. Что такое голография? М.: Моск. Рабочий, 1983.
  171. Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля. М., 1987.
  172. А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. М., 1865.
  173. В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: «Лабиринт», 2001.
  174. В. Я. Русская сказка. — М.: «Лабиринт», 2000.
  175. В. Я. Сказка. Эпос. Песня. М.: «Лабиринт», 2001.
  176. Пруст Марсель. Памяти убитых церквей / Пер. с фр. И. И. Кузнецовой. -М.: Согласие, 1999.
  177. М. Заметки о Поставе Моро. // Пруст Марсель. Против Сент-Бёва: Статьи и эссе / Пер. с франц. Т. В. Чугуновой. М.: ЧеРо, 1999.
  178. М. Против Сент-Бёва. // Пруст Марсель. Против Сент-Бёва: Статьи и эссе / Пер. с франц. Т. В. Чугуновой. М.: ЧеРо, 1999.
  179. М. Портреты художников и музыкантов. Стихотворения: В переводах В. Ладогина- Подстрочн. пер., предисл. и коммент. С. Нефедова. СПб.- М.: Летний сад, 2001.
  180. Ф. Большое пространство малого города. // Наше Наследие: Our Heritage 1989. -М., 1990.
  181. В. Иркутск с нами. // Распутин В. Век живи — век люби. — М.: «Молодая гвардия», 1982.
  182. . В. Геометрия картины и зрительное восприятие. — СПб.: Азбука-классика, 2002.
  183. А. Сны и предсонье. СПб.: «Азбука», 2000.
  184. Т. Общие амнезии. // Психология памяти М., 1998.
  185. Т. Опыт исследования творческого воображения. // Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.
  186. Р. — М. Письма к молодому поэту / Пер. с нем. Марины Цветаевой. // Небесная арка: Марина Цветаева и Райнер-Мария Рильке. Сост. К. Азадовского. СПб., 1992.
  187. JI. М. Творческие дневники Достоевского. М.: «Наука», 1981.
  188. К. О памяти и памятниках. // Симонов К. Собр. соч. в 10-ти томах. Т. 11 (дополнительный). Очерки и публицистика. — М., 1985.
  189. Сказки и мифы Океании. — М., 1970.
  190. Сказки и мифы папуасов Киваи. М., 1977.
  191. И. А. Искусство Италии конца XIII XV веков. — М., 1987.
  192. Ф. А. <Рец. на кн.:> Ив. Бунин. Избранные стихи. // И. А. Бунин: pro et contra / Сост. Б. В. Аверина, Д. Риникера, К. В. Степанова. — СПб.: РХГИ, 2001.
  193. К. С. Работа актера над собой. Ч. 1-я и 2-я. // Станиславский К. С. Собр. сочинений в 9-ти томах. Т. 2, 3. М., 1989, 1990.
  194. Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997.
  195. Тахо-Годи А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. // Гомер. Одиссея. — М., 1981.
  196. . М. Психология музыкальных способностей. // Теплов Б. М. Избранные труды в 2-х томах. Т. 1. М., 1985.
  197. Д. Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. / Пер. с англ. Жутовской Н. М. И Видре Е. М. СПб.: «Академический проект», 2000.
  198. Е. Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. // Трубецкой Е. Н. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  199. Е. Н. Смысл жизни. // Трубецкой Е. Н. Избранные произведения. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
  200. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни / Пер. с испанского, вступит, ст. и коммент. Е. В. Гараджа. К: Символ, 1996.
  201. . А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
  202. К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. // Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. Т. 5.-М., 1990.
  203. П. А. Иконостас. М., «Искусство», 1994.
  204. Флоренский Павел, священник. Имена. // Священник Павел Флоренский. Малое собр. сочинений. Вып. 1. — Издательство «КУПИНА», 1993.
  205. Флоренский Павел, священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. — М.: Моск. Рабочий, 1992.
  206. П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
  207. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., автор вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990.
  208. Фрейд 3. Толкование сновидений: Сб. произведений / Пер. с нем. — М.: Изд-во ОКСМО-Пресс, 2000.
  209. В. С. Волшебное зеркало. М., «Знание», 1979.
  210. Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. М.: Политиздат, 1980.
  211. Дж. Дж. Фольклор в Ветхом завете: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1990.
  212. М. Преодоление метафизики. // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. -М.: Республика, 1993.
  213. М. Письмо о гуманизме. // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. — М.: Республика, 1993.
  214. А. В. Альбомы «Souvenir d’ltali» Тома де Томона. // Панорама искусств. № 7. М., 1984.
  215. Хафнер Герман. Выдающиеся портреты античности. М., 1984.
  216. Хосе Ортега-и-Гассет. Размышления о «Дон-Кихоте». // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
  217. Хосе Ортега-и-Гассет. Musikalia. // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
  218. Хосе Ортега-и-Гассет. Размышление о рамке. // Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
  219. М. Мать и музыка. Мой Пушкин. // Цветаева М. Избранная проза в 2-х томах. Т. 2. New York, 1979.
  220. П. И. О музыке, о жизни, о себе. — Л., 1976.
  221. Шестов Лев. Власть ключей. // Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. Т. 1. -М.: «Наука», 1993.
  222. М. Набоков, писатель: Манифест. — М.: Изд-во, А и Б, 1998.
  223. А. Автобиографические заметки. // Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. IV. М.: «Наука», 1967.
  224. А. Пространство-время. // Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. 11. — М.: «Наука», 1967.
  225. А. Относительность: сущность теории относительности. // Эйнштейн А. Собр. научных трудов. Т. 11. М.: «Наука», 1967.
  226. Элиаде Мирча. Оккультизм, колдовство и моды в культуре /Пер. с ант. -К.: «София" — М.: ИД «Гелиос», 2002.
  227. Эрпель Фриц. Рембрандт. Берлин, 1989.
  228. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М.: ООО «Изд-во ACT-ЛТД», Львов: «Инициатива», 1998.
  229. Юнг К. Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж. Л, Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Под общ. редакцией С. Н. Сиренко. М.: Серебряные нити, 1998.
  230. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного (пер. Д. В. Дмитриева). // Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. М.: «Олимп" — ООО «Изд-во ACT-ЛТД», 1997.
  231. Юнг К. Г. О феноменологии духа в сказках (пер. Т. А. Ребеко). // Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. — М.: «Олимп" — ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997.
  232. Юнг К. Г. Настоящее и будущее (пер. Д. В. Дмитриева). // Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. — М.: «Олимп" — ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1997
  233. Proust М. A la recherche du temps perdu: Du cot6 de chez Swann. Moscou: 6ditions du Progr6ss, 1970.
  234. Proust M. A la recherche du temps perdu: A l’ombre des jeunes filles en fleurs. Gallimard, 2000.
  235. Proust M. A la recherche du temps perdu: Le cot6 de Germantes. Gallimard, 2000.
  236. Proust M. A la recherche du temps perdu: Sodome et Gomorrhe. Gallimard, 2000.
  237. Proust M. A la recherche du temps perdu: La Prisonni6re. Gallimard, 2001.
  238. Proust M. A la recherche du temps perdu: Albertine disparue (La Fugitive). -Gallimard, 2001.
  239. Proust M. A la recherche du temps perdu: Le temps retrouv6. Gallimard, 2001.
  240. Proust M. Les Plaisirs et les Jours. Gallimard, 2001.
  241. Abatangel L. Marsel Proust et la musique. Imprimerie des Apprentis orphelins d’Auteuil, 1937.
  242. Baijon L. Le monde du souvenir: Proust. // Baijon L. De Baudelaire & Mauriac. Paris: Casterman, 1962.
  243. Bibesco M. Marsel Proust et la m6moire. // Hommes et mondes, 11 (d6 1955 -1956).
  244. Botton A. Comment Proust peut changer votre vie. Denoel, 1997.
  245. Cattaui G. Marsel Proust (Proust et son temps, Proust et le temps). Julliard, 1952.
  246. Cattaui G. Proust perdu et retrouv6. Paris: Plon, 1963.
  247. DiesbachG. Proust.-Perrin, 1991.
  248. Doubrovsky S. La place de la madeleine.
  249. Dreyfus R. Souvenirs sur Marsel Proust. Paris: Editions Grasset, 2001.
  250. Fretet J. L’Alienation po6tique Rimbaud Mallarm6 — Proust. — J.-B.- Janin, 1946.
  251. Guichard L. Introduction к la lecture de Proust. Paris: Librairie Nizet, 1956.
  252. Jackson E. R. LEvolution de la m6moire involontaire dans l’oeuvre de Marsel Proust.
  253. Kristeva J. Le temps sensible (Proust et l’experience litt6raire). Paris: editions Gallimard, 1994.
  254. Pirou6 G. Proust et la musique du devenir. Paris: Denoel, 1960.
  255. Poulet G. L’espace proustien. Paris: 6ditions Gallimard, 1963.
  256. Prieur J. Proust fant6m. 6ditions Gallimard, 2001.288. Revel J.-F. Sur Proust.
  257. Ripert P. Dictionnaire des citations de langue fran9aise. Paris, 1993.
  258. TadiS J.-I. Marsel Proust. Gallimard, 1996.
Заполнить форму текущей работой