Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные проблемы и методы макроэкономических исследований

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая функция организации производства направлена на установление между участниками производственного процесса и подразделениями предприятия, занятыми созданием материальных благ, разнообразных связей, обеспечивающих их совместную деятельность. Следует исходить из того, что производственные отношения образуют сложную систему, включающую в себя производственно-технические… Читать ещё >

Основные проблемы и методы макроэкономических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра управления финансами Курсовая работа ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Матусевича Юрия Дмитриевича студента 2-го курса, специальность «менеджмент»

Научный руководитель:

кандидат экономических наук доцент В. А. Котова Минск, 2014

  • Введение
  • Глава 1. Цель, основные задачи, методы и проблемы макроэкономических исследований
  • Общенаучные и специфические методы исследования
  • Безработица — как проблема макроэкономического исследования
  • Инфляция как одна из острых проблем современности
  • Глава 2. Анализ исследований в области инфляции и занятости в Республике Беларусь
  • Особенности политики занятости в Республике Беларусь
  • Оценка инфляционных процессов на современном этапе в Республике Беларусь
  • Глава 3. Методы устранения макроэкономических проблем
  • Заключение
  • Список используемых источников

В широком смысле макроэкономика представляет собой совокупность экономических факторов, процессов и явлений, функционирующих на региональном, национальном (государственном) и международном уровнях.

Реальная макроэкономика — это совокупность конкретных экономических явлений и процессов, результаты которых выражаются в совокупных показателях объема производства, доходов, занятости и уровня инфляции, имеющих место в региональной, национальной и мировой экономике.

Макроэкономика как теория представляет особый раздел экономической науки, исследующий содержание реальных макроэкономических явлений и процессов с целью определения их сущности, закономерностей проявления и взаимозависимости для выработки направлений экономической политики органами власти (управления) соответствующего уровня: государственного, регионального и международного.

Центральное место в макроэкономической теории занимает исследование на региональном, национальном и международном уровнях: совокупного спроса и предложения; экономической стабилизации и экономического роста; инфляции и методов борьбы с ней; безработицы и ее преодоления; перераспределения доходов и других экономических проблем.

Особая роль в макроэкономике принадлежит вопросу о месте и роли государства в экономической жизни общества, т. е. участии государства в экономике, в перераспределении материальных благ и управлении экономическими процессами.

Макроэкономика анализирует состояние экономики определенного уровня с помощью набора показателей, основными среди которых являются: валовой национальный продукт, национальный и личный доходы, общий уровень цен, темп экономического роста, уровень инфляции и занятости, показатели бюджета, платежного баланса и др.

Под макроэкономическими понимаются исследования, в ходе которых экономика государства, группы государств или государственного образования, пользующегося экономической самостоятельностью, рассматриваются как единое целое.

В отличие от микроэкономики, где главным объектом исследования является отдельное предприятие (фирма), предметом макроэкономики являются процессы, происходящие на уровне экономической системы государства.

Основная цель макроэкономических исследований — это поддержка текущей экономической политики государства.

Основная цель данной работы — рассмотрение методов в их динамике, которые использует макроэкономика, а также изучение основных макроэкономических проблем с белорусской точки зрения.

В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы:

1. Выявить специфические стороны макроэкономических методов;

2. Выявить основные проблемы в макроэкономике;

3. Показать пути и методы устранения выявленных проблем.

В первой главе рассмотрены основные цели, задачи макроэкономического исследования национальной экономики, т. е. обуславливается тема курсовой работы.

Подробно рассматриваются общенаучные методы макроэкономического исследования, такие, как диалектический и метафизический, метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный и структурный методы.

Как и другие науки, макроэкономика обладает специфическими методами, основными из которых являются агрегирование и моделирование. Эти два метода обуславливают особенности макроэкономических исследований.

Также рассматриваются основные макроэкономические проблемы, такие как: безработица и инфляция.

Во второй главе рассмотрен анализ исследований в области инфляции и занятости в Республике Беларусь.

В третьей главе предложены основные методы устранения макроэкономических проблем.

Глава 1. Цель, основные задачи, методы и проблемы макроэкономических исследований

Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой», а слово «экономика» — «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика — раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое. Объектом изучения макроэкономики является: обобщающие показатели экономики, экономический рост, проблемы инфляции, безработицы, налоги и т. д. Предметом макроэкономической теории является поведение экономики, системы её внутренних связей, рассматриваемых как единое целое. Макроэкономика является основой экономической политики государства.

Основные цели и задачи макроэкономического регулирования:

1. Стабильный рост национального производства. Основной критерий результативности экономики — объём производства. От него зависит уровень благосостояния граждан. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.

2. Стабильный уровень цен. Стабильные конкурентные цены устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения. Минимизация уровня инфляции. Длительное и ощутимое повышение цен — это проявление инфляции, устойчивое снижение цен — дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен — это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.

3. Высокий уровень занятости ресурсов. Противоречивость этой цели и цели минимизации уровня инфляции. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Чем больше страна производит конкурентоспособной продукции, тем больше экспортирует, тем стабильнее курс национальной валюты. Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

В Беларуси одной из стратегических задач является ориентация национальной экономики на экспорт. В этой связи возникает потребность наращивания экспорта наукоемкой, высокотехнологичной продукции с низкой материалои энергоемкостью, привлечение иностранных инвестиций в ориентированные на экспорт и импортозамещающие производства.

Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение её качественного состояния.

Из выше сказанного можно сделать вывод: макроэкономическая политика представляет собой определение правительством основных общих целей и задач национальной экономики и использование необходимых инструментов для их реализации.

Общенаучные и специфические методы исследования

Приступая к исследованию основных типов, форм и методов организации производства, первоочередным шагом является определение главных понятий.

" Производственное предприятие — это обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. «

К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения.

" Производство — это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. «

" Процесс производства на промышленном предприятии представляет собой совокупность технологических операций по непосредственному изготовлению продукции и разнообразных вспомогательных и обслуживающих процессов, обеспечивающих нормальную работу основных подразделений. «

Каждое предприятие состоит из производственных подразделений. В состав предприятий могут также входить организации и учреждения, призванные удовлетворять нужды работников и членов их семей.

" Производственные подразделения предприятия — цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы, прямо или косвенно участвующие в производственном процессе, взаимосвязи между ними, принятые в совокупности, составляют производственную структуру предприятия. «

Содержание производства определяет трудовая деятельность, предполагающая три составляющие:

целесообразную работу, или сам труд;

предметы труда, т. е. все то, на что направлена рациональная деятельность человека (сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п.);

средства (орудия) труда (машины, оборудование, инструмент и т. п.), с помощью которых человек преобразует предметы труда, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Организация производства представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на рациональное сочетание труда с вещественными элементами производства, орудиями и предметами труда.

Эта система мероприятий, кроме того, направлена на оптимальное сочетание частных производственных процессов между собой в пространстве и времени и на этой основе — на повышение эффективности производства. Различают формы организации общественного производства, типы организации производства и методы организации производственных процессов. Следует отметить, что производство новой продукции невозможно без комплексной характеристики технических, организационных и экономических особенностей производства. Таким образом, в следующем параграфе курсовой работы будет рассмотрена — характеристика типов организации производства.

Организация производства является обязательным условием эффективной работы любого предприятия, поскольку создает благоприятные возможности для высокопроизводительной работы трудовых коллективов, выпуска продукции хорошего качества, полного использования всех ресурсов предприятия, всестороннего развития личности в процессе труда. Организация производства — это вид деятельности, осуществляемый на всех уровнях иерархии управления — на национальном уровне, в отраслях и регионах, на предприятии.

На национальном уровне организационная деятельность находит выражение в работе органов государственного управления по выработке политики, обеспечивающей формирование рациональной отраслевой структуры народного хозяйства, выделение приоритетов и создании необходимой пропорциональности в развитии отдельных отраслей и экономических районов, рациональное размещение промышленности по территории страны и т. п.

Организация производства в рамках отраслей и крупных хозяйственных комплексов состоит в развитии специализации и кооперирования предприятий, в обеспечении оптимальной концентрации производства на основе сочетания крупных, средних и малых предприятий, в создании отраслевой инфраструктуры и научного обслуживания предприятий.

Основными задачами организации производства на предприятии являются:

1) экономия общественного труда за счет упорядочения связей и отношений в производственном процессе;

2) усиление творческого характера труда работающих;

3) обеспечение коллективной и личной заинтересованности работающих в результатах труда;

4) создание надлежащих условий для осуществления всех направлений производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Улучшение организации производства является малокапиталоемким путем развития производства и, как правило, требует значительно меньших затрат для достижения одинакового уровня эффективности по сравнению с мероприятиями технического и технологического характера. Это достигается на основе сокращения потерь рабочего времени и непроизводительных затрат труда; улучшения использования производственных мощностей, лучшей загрузки оборудования и использования его технических возможностей; уменьшения запасов товарно-материальных ценностей и сокращения времени пребывания предметов труда в производство.

макроэкономическое исследование инфляция занятость В материальном производстве выделяют две стороны: производительные силы и производственные отношения, которые образуют в своем единстве способ производства.

Производительные силы — это силы и средства, участвующие в процессе производства. Производственные отношения — отношения между людьми, возникающие в процессе производства и распределения материальных благ. Функционирование процесса производства обеспечивается на основе его организации.

Деятельность по организации производства реализуется через функции организации производительных сил и производственных отношений.

Первая функция решает задачу организации производительных сил. С ее помощью обеспечивается соединение личных и вещественных факторов производства в единый производственный процесс. Элементы производительных сил выступают как факторы производства: человек — личный фактор, орудия и предметы труда — вещественные факторы. Организация производства решает задачу объединения и обеспечения рационального сочетания и взаимодействия в пространстве и во времени всех факторов производства.

Вторая функция организации производства направлена на установление между участниками производственного процесса и подразделениями предприятия, занятыми созданием материальных благ, разнообразных связей, обеспечивающих их совместную деятельность. Следует исходить из того, что производственные отношения образуют сложную систему, включающую в себя производственно-технические и социально-экономические отношения. Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников производства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ и их исполнителей и диктуют необходимость налаживания между ними производственных связей. Эта функция и устанавливает связи, обеспечивающие совместную деятельность людей в процессе производства.

Третья функция состоит в создании организационных условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев предприятия как единой производственной системы, и реализует задачу создания заинтересованности работников в результатах труда. Она базируется на использовании категории социально-экономических отношений. Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой присвоения средств производства, отношениями собственности.

Четвертая функция призвана решать задачи создания условий для повышения качества трудовой жизни работников, их постоянного профессионального и социально-культурного развития, самосовершенствования трудовых ресурсов предприятия.

Анализ основных функций организации в материальном производстве позволяет сформулировать понятие сущности организации производства.

Сущность организации производства заключается в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных факторов производства, установлении взаимосвязей и согласованных действий участников производственного процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.

Безработица — как проблема макроэкономического исследования

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность, выступает безработица, представляющая собой циклического явление, выражающееся в превышении предложения труда над спросом на него. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда.

В международной статистике население в возрасте от 16 лет и старше подразделяется на четыре группы:

1. Занятые, к ним относятся выполняющих любую оплачиваемую работу и тех, кто имеет работу, но не работает по причине болезни, забастовки или отпуска;

2. Безработные, в эту группу включают людей, которые не имеют работы, но активно ее ищут. Согласно определению Международной организации труда (МОТ), безработным считается человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места (человек считается безработным при соблюдении всех трех условий);

3. Экономически неактивное население (не включаемое в рабочую силу), к нему относятся учащиеся, домохозяйки, пенсионеры, а также те, кто не может работать по состоянию здоровья или просто не хочет работать;

4. Экономически активное население (рабочая сила) включает тех, кто выполняет оплачиваемую работу и ищет оплачиваемую работу.

Показатели количества «занятых» и «безработных», численности «рабочей силы» и численности «не включаемых в рабочую силу» являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рисунок 1.1). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Данные об изменении в потоках трудоспособного населения представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Изменение в потоках трудоспособного населения

Выделяют три основные причины безработицы:

1. потеря работы (увольнение);

2. добровольный уход с работы;

3. первое появление на рынке труда.

Экономическая наука в зависимости от причин выделяет следующие основные виды безработицы. К добровольной безработице относятся:

· фрикционная безработица (от слова «фрикция» — трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра. [15, с. 303].

К фрикционным безработным относятся:

§ уволенные с работы по приказу администрации;

§ уволившиеся по собственному желанию;

§ ожидающие восстановления на прежней работе;

§ нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;

§ сезонные рабочие (не в сезон);

§ люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы. [15, c.304].

· институциональная безработица — вид безработицы, которая может возникать как следствие действия законодательных положений о минимальной заработной плате, пособий по безработице (человек может предпочесть получать пособие по безработице, нежели работать). Неслучайно законодательство всех стран предусматривает определенный срок выплаты таких пособий.

Основные виды вынужденной безработицы:

· структурная безработица — форма незанятости, связанная с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах.

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

· Циклическая безработица — высвобождение рабочей силы, вызванное общим спадом производства, т. е. той фазой экономического цикла, для которой характерно сокращение совокупного спроса, производства и занятости. Циклическая безработица может проявляться в открытой и скрытой форме. Открытая форма означает увольнение работника и потерю им дохода. Скрытая безработица проявляется в сокращении продолжительности рабочего дня, рабочей недели, принудительных отпусках и соответствующем сокращении заработной платы;

· Сезонная безработица — возникает в связи с сезонными колебаниями объема производства и изменением спроса на рабочую силу в зависимости от времени года.

Безработица может быть долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а к краткосрочной — сезонная и фрикционная.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выражается в процентах.

Уровень безработицы определяется по формуле (1.1):

u = U / L Ч100% или u = (U / E + U) Ч100%, (1.1)

где u — уровень безработицы, %;

E — численность занятых, чел.;

U — количество безработных, чел.;

L — численность трудоспособного населения.

Уровень безработицы — показатель, характеризующий масштабы безработицы в стране.

Естественный уровень безработицы — это такой уровень, при котором обеспечена полная занятость рабочей силы, т. е. наиболее эффективное и рациональное ее использование. Это значит, что все люди, которые хотят работать, работу находят. Так как полная занятость рабочей силы означает, что в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то естественный уровень безработицы может быть рассчитан как сумма уровней фрикционной и структурной безработицы.

Современное название этого показателя — не ускоряющий инфляцию уровень безработицы — NAIRU (non — accelerating inflation rate of unemployment). NAIRU — определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет (используются прогнозные оценки с учетом вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции).

Величина естественного уровня безработицы меняется с течением времени. Причиной роста естественного уровня безработицы является увеличение продолжительности времени поиска работы (т.е. продолжительности времени, когда люди находятся в безработном состоянии), что может быть обусловлено:

1. Увеличением размеров выплат пособий по безработице;

2. Увеличением продолжительности времени выплаты пособий по безработице;

3. Ростом доли женщин в составе рабочей силы;

4. Увеличением доли молодежи на рынке труда.

Первые два фактора обеспечивают возможность поиска работы в течении более продолжительного периода времени. Последние два фактора, означающие изменение половозрастной структуры рабочей силы, увеличивают количество людей, впервые появившихся на рынке труда и ищущих работу (т.е. увеличению численности безработных), усиливают конкуренцию на рынке труда и удлиняют срок поиска работы.

Если имеется избыточная безработица (фактическая безработица больше естественной), то это свидетельствует о неполном использовании рабочей силы, что ведет к недопроизводству (национальный объем производства меньше потенциального, соответствующего полной занятости).

Уровень циклической безработицы определяется как разность между фактическим и естественным уровнями безработицы.

Также для характеристики безработицы используется показатель длительности безработицы — время, в течении которого человек остается без работы.

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе, который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах:

Уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне. Неэкономические последствия безработицы — это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно — сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение. На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП.

Отставание фактического ВВП от потенциального ВВП определяется по формуле (1.2):

GDPgap = (Y — Y*) /Y* * 100%, (1.2)

где Y — фактический ВНП;

Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A. Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена» .

" Закона Оукена" определяется по формуле (1.3):

Y — Y* / Y* = - в Ч u — u*. (1.3)

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u — это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u — u*) — уровень циклической безработицы, в — коэффициент Оукена (в > 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т. е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A. Оукен.

Отставание фактического ВВП по отношению к фактическому предыдущего года определяется по формуле (1.4):

Yt — Yt-1/Y* = 3% - 2 Ч (ut — ut-1), (1.4)

где Yt — фактический ВВП данного года; Yt-1 - фактический ВВП предыдущего года, т. е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам; ut — фактический уровень безработицы данного года; ut-1 - фактический уровень безработицы предыдущего года; 3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом;

2 — это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%).

Инфляция как одна из острых проблем современности

В современных условиях во многих странах большое значение приобрело явление инфляции. Инфляция («inflation» — от итальянского слова «inflation», что означает «вздутие») представляет собой устойчивую тенденцию роста общего уровня цен.

В этом определении важны следующие слова:

1) Устойчивая, что означает, что инфляция — это длительный процесс, устойчивая тенденция, и поэтому ее следует отличать от скачка цен;

2) Общего уровня цен. Это значит, что инфляция не означает роста всех цен в экономике. Цены на отдельные товары могут вести себя по-разному: повышаться, понижаться, оставаться без изменения. Важно, чтобы увеличивался общий индекс цен, т. е. дефлятор ВВП.

Процессом, противоположным инфляции, является дефляция — это устойчивая тенденция снижения общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции, что означает снижение темпа инфляции.

Количественную оценку инфляционных процессов можно дать при помощи нескольких показателей.

Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы уровней цен текущего и предыдущего года к уровню цен предыдущего года.

Темп инфляции определяется по формуле (1.5):

р = Pt — Pt-1/Pt-1 Ч 100% или р = (Pt / Pt-1) — 1 Ч 100% (1.5)

где Pt - общий уровень цен (дефлятор ВВП) текущего года;

Pt-1 - общий уровень цен (дефлятор ВВП) предыдущего года.

Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен.

Рост уровня цен приводит к снижению покупательской способности денег. Под покупательской способностью (ценностью) денег понимают количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на одну и ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, поэтому ценность денег падает.

Для характеристики инфляции особое значение имеет индекс потребительских цен (ИПЦ) — это отношение стоимости потребительской корзины в ценах данного периода к ее стоимости в ценах предшествующего периода. («Потребительская корзина» — это набор товаров, обеспечивающий минимальный или рациональный уровень потребления.) Подсчитываются также индексы цен на товары производственного назначения, на некоторые наиболее важные виды сырья или продукции (например, цены на нефть).

Индекс потребительских цен определяется по формуле (1.6):

I = ?p1q0/?p0q0 Ч 100% (1.6)

где I — индекс потребительских цен;

p1 — цены на товары и услуги в текущем периоде;

p0 — цены на товары и услуги в предшествующем периоде;

q0 — неизменный набор товаров и услуг («потребительская корзина»).

Повышение ИПЦ свидетельствует об инфляции (росте цен), снижение — о дефляции (снижении цен).

Причины инфляции весьма разнообразны. Самым общим основанием инфляции является несоответствие денежной и товарной массы. Инфляция может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами.

К внутренним причинам инфляции относятся:

1. Деформация структуры экономики, проявляющаяся в существенном отстаивании отраслей, производящих потребительские товары и услуги;

2. Дефицит государственного бюджета;

3. Рост государственного долго, подрывающий покупательную способность национальной валюты, обостряющий дефицит государственного бюджета;

4. Необоснованная денежная эмиссия;

5. Опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда;

6. Диспропорции в экономике, имеющие место в ходе экономического цикла;

7. Повышение налогов, процентных ставок, что уменьшает стимулы к инвестициям;

8. Монопольное положение на рынке крупных производителей, устанавливающих монопольно — высокие цены;

9. Повышение цен в целях компенсации ожидаемых убытков;

10. Инфляционные ожидания.

К внешним причинам инфляции можно отнести:

1. Колебания цен на мировом рынке: рост мировых цен на импортируемые товары «импортирует» инфляцию; снижение мировых цен на предметы экспорта уменьшает поступления от внешней торговли;

2. Ухудшение условий международной торговли (торговая дискриминация);

3. Сокращения поступлений от внешней торговли;

4. Отрицательное сальдо платежного баланса.

В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции.

1) Выделяют две основные причины инфляции: 1.) увеличение совокупного спроса и 2.) сокращение совокупного предложения. В соответствии с причиной, обусловившей рост общего уровня цен, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Если причиной инфляции служит рост совокупного спроса, то такой тип называется инфляцией спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван либо увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта), либо увеличением предложения денег.

Основной причиной инфляции спроса большинство экономистов считают увеличение денежной массы (предложения денег), приходя к этому выводу из анализа управления количественной теории денег.

Уравнение количественной теории денег определяется по формуле (1.7):

M Ч V = P Ч Y, (1.7)

где M — номинальное предложение денег (масса денег в обращении); V — скорость обращения денег (величина, которая показывает, сколько оборотов в среднем в год делает одна денежная единица, например 1 рубль, 1 доллар и т. п., или какое количество сделок в среднем в год обслуживает одна денежная единица); P — уровень цен; Y — реальный выпуск (реальный ВВП).

Произведение уровня цен на величину реального выпуска (P Ч Y) представляет собой величину номинального выпуска (номинального ВВП). Скорость обращения денег практически не уменьшается и обычно считается величиной постоянной, поэтому увеличение предложения денег, т. е. рост левой части уравнения ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рисунок 1.2 а), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рисунок 1.2 б). При этом в краткосрочном периоде инфляция сочетается с ростом реального выпуска, а в долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном уровне).

Периоды инфляции спроса представлены на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Инфляция спроса

В долгосрочном периоде проявляется принцип нейтральности денег, означающий, что изменение предложения денег не оказывает влияния на реальные показатели (величина реального выпуска не изменилась и осталась на уровне Y*) (рис. 10.6, б). [15, с. 315].

Уравнение обмена представлено в темповой записи (для небольших изменений входящих в него величин) (1.8):

(?M / M Ч100%) + (?V / V Ч 100%) = (?P / P Ч100%) + (?Y / Y Ч 100%) (1.8)

где (?M / M Ч100%) — темп прироста денежной массы, обычно обозначаемого m;

(?V / V Ч 100%) — темп прироста скорости обращения денег;

(?P / P Ч100%) — темп прироста уровня цен, т. е. темп инфляции р;

(?Y / Y Ч 100%) — темп прироста реального ВВП, обозначаемого g.

Поскольку предполагается, что скорость обращения денег практически не меняется, то, перегруппировав уравнение, получим:

р = m — g (1.9)

где m — прирост денежной массы;

g — т. е. темп инфляции равен разнице в темпах прироста денежной массы и реального выпуска.

Если инфляция вызвана сокращением совокупного предложения (что происходит в результате увеличения издержек), то такой тип инфляции называется инфляцией издержек. Инфляция издержек ведет к ситуации стагфляции — одновременному спаду производства и роста уровня цен (рисунок 1.3).

Инфляция издержек (предложения) представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Инфляция издержек (предложения)

Рост издержек может быть вызван различными причинами:

· Удорожанием сырья и топлива;

· Повышением заработной платы

· Увеличением косвенных налогов, акцизов.

Хозяйствующие субъекты пытаются предвидеть изменение основных макроэкономических показателей, в частности, динамику цен. Предполагаемые уровни инфляции, основываясь на которых производители и потребители строят свою денежную и ценовую политику, называют инфляционными ожиданиями. В зависимости от точности инфляционных ожиданий выделяют ожидаемую (прогнозируемую) и непредвиденную (непрогнозируемую) инфляцию. Инфляционные ожидания являются важным фактором развития инфляции и могут сами вызвать или затормозить ее рост. Сочетание инфляции спроса, инфляции издержек и инфляционных ожиданий порождает инфляционную спираль.

Раскручивание инфляционной спирали представлено на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 - Инфляционная спираль

2) В зависимости от того, какие формы принимает инфляционное неравновесие рынков, различают открытую и подавленную (скрытую) инфляцию. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте общего уровня цен. Подавленная (скрытая) инфляция проявляется в хроническом товарном дефиците при постоянстве цен. Государство устанавливает контроль над ценами, замораживая их на определенном уровне. В этих условиях цены не выполняют свои функции, прекращая действие рыночного механизма, формируется стабильное превышение совокупного спроса над совокупным предложением, возникает хронический товарный дефицит. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить.

3) В зависимости от темпов роста инфляции может протекать с разной скоростью. В связи с этим экономисты различают:

· Ползучую (умеренную) инфляцию, когда рост цен составляет 3 — 5% (до 10%) в год. Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска;

· Галопирующую, измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двухзначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.

· Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40 — 50% в месяц или более 1000% в год.

Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов прогнозировать инфляцию. Последствия инфляции различны в зависимости от того, является она ожидаемой или непредвиденной. В условиях ожидаемой инфляции экономические агенты могут таким образом построить свое поведение, чтобы минимизировать величину падения реальных доходов и обесценения денег. Так, рабочие могут заранее потребовать повышения номинальной ставки заработной платы, а фирмы предусмотреть повышение цен на свою продукцию пропорционально ожидаемому темпу инфляции. Кредиторы будут предоставлять кредиты по номинальной ставке процента ®, равной сумме реальной ставки процента (реальной доходности по кредиту) — r и ожидаемого темпа инфляции — pe:

R = r + pe (1.10)

Так как кредит предоставляется в начале периода, а выплачивается заемщиком в конце периода, то имеет значение именно ожидаемый темп инфляции.

Эта зависимость номинальной ставки процента от ожидаемого темпа инфляции носит название «эффект Фишера». «Эффект Фишера» формируется следующим образом: если ожидаемый темп инфляции повышается на 1 процентный пункт, то номинальная ставка процента повысится также на 1 процентный пункт.

Расчет реальной ставки процента определяется по формуле (1.11):

r = R — рe. (1.11)

Однако следует иметь в виду, что эта формула справедлива лишь для низких темпов инфляции (до 10%).

Для высоких темпов инфляции расчет реальной ставки процента определяется по формуле (1.12):

r = R — рe / 1 + рe Ч 100%. (1.12)

Это объясняется тем, что необходимо не просто рассчитать величину дохода (реальной ставки процента), но и оценить его покупательную способность. А поскольку уровень цен изменится на величину, равную рe, то величину дохода, равную разнице между номинальной ставкой процента и ожидаемым темпом инфляции, следует разделить на новый уровень цен, т. е. (1 + рe). При низких темпах инфляции эта сумма будет близка к 1, но при высоких темпах инфляции она становится значимой величиной, которой нельзя пренебрегать.

Главное последствие инфляции — это перераспределение доходов. Даже ожидаемая инфляция означает значительное перераспределение богатства. Она порождает так называемый «инфляционный налог», не санкционированный законодательно, но навязанный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложится на более бедных людей.

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм и уменьшаются их инвестиционные возможности.

Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем государственной эмиссии денег.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.

Значительно повышаются так называемые «издержки меню» — расходы фирм на смену ценников, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производителей снижаются стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, растет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сокращается производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

В реальной действительности населения не в состоянии осуществлять точные прогнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частные и существенные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

Перераспределяется доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет перераспределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесценившимся деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный размер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов выступают пожилые люди. В результате происходит перераспределение доходов от старших к более группам общества.

Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, которые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий). В то же время могут увеличить свой реальный доход получатели нефиксированных доходов — прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы товаров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.

Обесцениваются сбережения населения, хранящиеся на руках населения, а также и на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений. Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, поскольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двойных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодоступность товаров для различных слоев населения рот одинаковых размеров дохода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе. Высокая инфляция порождает не только экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабильность общества.

АНАЛИЗ ВВП

Результатом функционирования национальной экономики является национальный продукт. Под национальным продуктом понимают общий эффект (результат) экономической активности субъектов во всех сферах национальной экономики. Он включает стоимость продукции отечественного производства, размещённого как внутри страны, так и за её пределами.

Для количественного определения национального продукта в разных национальных экономиках существуют разные методы. В большинстве стран с рыночной экономикой объем национального продукта определяется по системе национальных счетов (СНС).

СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых субъектами хозяйствования в процессе общественного воспроизводства. Непосредственно СНС выступает в виде совокупности взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение, обмен и использование конечного продукта и национального дохода.

СНС — это своего рода «бухгалтерский учет страны». Макроэкономические показатели можно сравнивать с бухгалтерской отчетностью отдельных предприятий на микроуровне. И в первом и во втором случае по такой отчетности можно судить об эффективности деятельности. Разница состоит в том, что в рамках микроэкономики речь идет о счетах отдельных хозяйств, а в макроэкономике — о национальных счетах для экономики в целом.

Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота. Она отражает функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами: государством, фирмами и домашними хозяйствами. Эти субъекты совершают различные виды экономической активности (виды операций).

Производство валового внутреннего продукта 2000;2013 гг. представлено в таблице 1:

Таблица 1

20132

Валовой внутренний продукт:

в текущих ценах, млрд. руб.

36 565

49 992

65 067

79 267

97 165

129 791

137 442

164 476

297 158

530 356

636 784

в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году

107,0

111,4

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

107,7

105,5

101,7

100,9

Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс. руб.

3 732

5 138

6 733

8 253

10 163

13 622

14 457

17 330

31 368

56 036

67 271

2012 год характеризовался макроэкономической стабилизацией после девальвации белорусского рубля в 2,71 раза в 2011 году и инфляции на уровне 108,7%. В январе-ноябре 2012 года рост ВВП по отношению к аналогичному периоду 2011 года составил 2,0% (при прогнозе на год 5−5,5%).

В соответствии со второй оценкой объем ВВП в 2012 году составил в текущих ценах 530,4 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах на 1,7%. Индекс-дефлятор ВВП за 2012 год по отношению к ценам 2011 г. составил 175,4%.

В соответствии со второй оценкой объем ВВП за III квартал 2013 г. составил 175,4 трлн. руб. и увеличился по сравнению со III кварталом 2012 г. в сопоставимых ценах на 0,8%.

Объем ВВП в 2013 г. составил в текущих ценах 636,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2012 г. в сопоставимых ценах на 0,9%. Индекс-дефлятор ВВП составил 119%.

Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость (ВДС) по основным видам экономической деятельности представлены данными в таблице 2:

Таблица 2

в текущих ценах 2013 г

в % к 2012 г.

(в сопоставимых ценах)

млрд. руб.

в % к ВВП

Валовой внутренний продукт

в том числе:

636 784,2

100,9

Валовая добавленная стоимость

557 244,0

87,5

100,5

из нее:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

50 487,4

7,9

95,8

горнодобывающая промышленность

6 428,2

1,0

99,8

обрабатывающая промышленность

149 541,0

23,5

94,9

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

17 196,3

2,7

101,5

строительство

62 191,2

9,8

106,1

торговля

78 224,8

12,3

110,5

транспорт и связь

52 187,2

8,2

98,8

Чистые налоги на продукты

79 540,2

12,5

103,3

Динамика ВВП за периоды 2013 года (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года) представлена на рисунке 1:

Глава 2. Анализ исследований в области инфляции и занятости в Республике Беларусь

Особенности политики занятости в Республике Беларусь

Основной целью государственного регулирования занятости являются достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и процессы воспроизводства рабочей силы.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены прежде всего на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

· Обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

· Ориентация системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;

· Обеспечения обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсации безработным;

· Содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);

· Предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;

· Сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;

· Координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

· Международное сотрудничество в решении проблем занятости населения.

Главным регулятором процессов на рынке труда нашей страны является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь. Госпрограмма, утвержденная постановлением Совета Министров 30 января 2012 года № 96, закрепляет уже зарекомендовавшие себя меры по снижению «температуры» на рынке труда страны и вводит новые правила игры в условиях модернизации экономики. Основные цели программы следующие: сохранение стабильной ситуации в сфере занятости; интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке; совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями развития экономики; информационное, профориентационное, методическое обеспечение занятости населения. Основной особенностью данной программы является переориентация на работу с нанимателями. В числе приоритетов программы — совершенствование мониторинга состояния рынка труда, содействие нанимателям в структурной перестройке экономики.

В экономике Республики Беларусь в январе-сентябре 2014 г. было занято 4526,5 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем в январе — сентябре 2013 г. В организациях (без микроорганизаций и малых организаций, без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 310,5 тыс. человек (73,1% общей численности населения, занятого в экономике) и по сравнению с январем — сентябрем 2013 г. уменьшилась на 1,9%.

Данные о численности занятого населения Республики Беларусь приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 — Данные о численности занятого населения Республики Беларусь

Численность занятого населения

Всего, тыс. человек

В % к соответствующему периоду предыдущего года

2013 г.

Январь

4 595,4

98,2

Январь-февраль

4 592,5

98,1

I квартал

4 594,3

98,1

Окончание таблицы 2.1

Январь-апрель

4 591,7

98,0

Январь-май

4 587,3

98,0

I полугодие

4 582,9

98,0

Январь-июль

4 580,7

98,0

Январь-август

4 580,5

98,0

Январь-сентябрь

4 579,5

98,1

Январь-октябрь

4 579,1

98,2

Январь-ноябрь

4 578,4

98,3

Январь-декабрь

4 577,1

98,3

2014 г.

Январь

4 542,8

98,9

Январь-февраль

4 546,2

99,0

I квартал

4 544,4

98,9

Январь-апрель

4 543,7

99,0

Январь-май

4 538,2

98,9

I полугодие

4 534,4

98,9

Январь-июль

4 530,8

98,9

Январь-август

4 529,7

98,9

Январь-сентябрь

4 526,5

98,8

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2014 г. составила 21 тыс. человек, что на 21% меньше, чем на конец октября 2013 г. И на 0,2% больше, чем на конец сентября 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2014 г. составил 0,5% от экономически активного населения (наконец октября 2013 г. — 0,6%).

Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Данные о численности занятого населения Республики Беларусь

Численность безработных

Зарегистрировано безработных за месяц, тыс. человек

Уровень зарегистри;

рованной безработицы, %

тыс.

чело;

век

В % к соответствующе;

му месяцу предыдущего года

В % к предыдущему месяцу

2013 г.

Январь

30,6

88,9

108,5

16,3

0,7

Февраль

31,5

92,4

102,9

16,6

0,7

Март

31,0

92,5

98,6

16,5

0,7

Апрель

30,6

93,7

98,6

14,4

0,7

Май

29,7

94,8

97,1

15,0

0,6

Июнь

27,9

91,1

93,7

14,0

0,6

Окончание таблицы 2.2

Июль

27,3

89,5

97,9

13,1

0,6

Август

27,8

88,2

101,9

15,3

0,6

Сентябрь

26,3

87,2

94,5

14,6

0,6

Октябрь

26,5

89,6

101,1

17,4

0,6

Ноябрь

26,0

87,6

98,0

14,8

0,6

Декабрь

24,9

88,5

95,9

11,5

0,5

2014 г.

Январь

26,5

86,5

106,1

15,7

0,6

Февраль

26,2

83,3

99,1

14,5

0,6

Март

25,3

81,7

96,7

13,9

0,6

Апрель

25,7

84,2

101,6

15,1

0,6

Май

23,9

80,6

93,0

11,7

0,5

Июнь

22,6

81,1

94,3

11,9

0,5

Июль

22,3

81,9

98,9

12,9

0,5

Август

21,9

78,7

97,9

11,8

0,5

Сентябрь

20,9

79,8

95,8

13,0

0,5

Октябрь

21,0

79,0

100,2

14,2

0,5

В январе-октябре 2014 г. на учет было поставлено 225, 5 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 134, 7 тыс. человек, или 59, 7% от числа обратившихся. Оказано содействие в трудоустройстве в январе-октябре 2013 г. 158, 7 тыс. человек, в том числе 103 тыс. безработных, или 64, 9% от числа всех трудоустроенных.

На оплачиваемые общественные работы в январе-октябре 2014 г. было привлечено 58 тыс. человек, из них 29, 4 тыс. безработных, или 50, 6% от числа привлеченных.

Среди численности безработных женщины составляли 41, 5%, лица в возрасте до 31 года — 35, 8%, сельские жители — 23, 4%.

В общей численности безработные уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон составляли 38,7%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины — 6, 7%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности — 4, 2%, лица, длительно неработающие (более года) — 15, 7%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходился 2, 1% от общей численности безработных, выпускников учреждений профессионально — технического, среднего специального и высшего образования — 2, 1%. [16]

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец октября 2014 г. условно приходилось 0,3 безработных (на конец октября 2013 г. — 0,4 безработных). Из общего числа вакансий 79, 9% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2014 г.

составил 118, 9 тыс. рублей, или 11, 4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Численность принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в сентябре 2014 г. приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 — Численность принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в 2014 году (тысяч человек)

Численность работников, принятых на работу

Из них на дополнительно введенные рабочие места

Численность уволенных работников

Соотношение принятых работников и уволенных, в процентах

Всего в том числе:

84 495

4 024

9 079

106,8

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

7 467

10 575

70,6

Рыболовство, рыбоводство

118,4

Промышленность

87,6

Горнодобывающая промышленность

40,4

Обрабатывающая промышленность

86,7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

99,4

Строительство

100,5

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

114,4

Гостиницы и рестораны

116,2

Транспорт и связь

84,2

Финансовая деятельность

110,7

Операции с недвижимым имуществом, аренда

85,3

Окончание таблицы 2.3

Образование

198,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

100,4

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг

118,2

Данные о численности принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в 2014 году (тысяч человек) представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Численность принятых и уволенных работников в организациях Республики Беларусь в 2014 году (тысяч человек)

Данные о распределении численности занятого населения по видам экономической деятельности (в процентах к итогу) представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 - Распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)

Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года) приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 — Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)

Численность безработных, тыс. человек

83,0

67,9

52,0

44,1

37,3

40,3

33,1

28,2

24,9

Мужчины

46,0

25,5

21,1

17,7

15,2

14,7

17,3

15,7

13,0

12,9

Женщины

90,0

57,5

46,8

34,3

28,9

22,6

23,0

17,4

15,2

12,0

Уровень зарегистрированной безработицы

3,1

1,9

1,5

1,1

1,0

0,8

0,9

0,7

0,6

0,5

Оценка инфляционных процессов на современном этапе в Республике Беларусь

Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что в 2014 году прирост ВВП Беларуси составит 3,4%, а инфляция — 29,8%.

Вместе с тем в 2013 году, соответственно оценкам МВФ, рост белорусской экономики составит 4, 3%, а инфляция по итогам года сложится на уровне 27,6%.

В апреле текущего года МВФ предполагал рост ВВП Беларуси в 2013 году на 3%, а инфляцию на уровне 38, 4%. Очевидно, что спустя полгода фонд улучшил свои ожидания.

Однако прогноз МВФ гораздо негативнее официального прогноза белорусского правительства, согласно которому ВВП в 2013 году должен вырасти на 5 — 5,5%, а инфляция — замедлиться до 19 — 22% после 108, 7% в 2012 году. На 2014 год белорусские власти прогнозируют рост ВВП на уровне 8, 5%, инфляцию — 12%.

В числе основных факторов, которые должны сдерживать инфляционные процессы — жесткая денежно — кредитная политика и жесткая монетарная политика. Речь идет в том числе о жесткой политике в области льготного кредитования. В настоящее время мы видим, что в прогнозный коридор 19 — 22% мы можем уложиться в текущем году по индексу потребительских цен.

После подъёма до 3% в январе 2014 года темпы роста потребительских цен в Беларуси в феврале опустились до 1, 2%, а в марте снизились до 1, 1%. Тем не менее, по сравнению с декабрём 2013 года потребительские цены в Беларуси увеличились за январь — март 2014 года уже на 5, 4%, тогда как правительство рассчитывает удержать инфляцию в 2012 году в пределах 12%.

Если посмотреть на динамику цен по товарам и услугам, то можно сделать вывод, что правительство имеет шансы выполнить свой прогноз, так как ускоренный рост цен в начале 2014 года объяснялся исключительно административными решениями правительства.

А именно, правительство отпустило цены на услуги, которые ранее само же и сдерживало. Так в марте 2014 года услуги выросли в цене на 3%, что и обусловило значительную часть прироста потребительских цен. В наибольшей степени в марте подорожали электроэнергия (на 22, 4%), а также дошкольных учреждений (на 50%). Стоимость этих услуг контролируется государством.

Аналогично обстояли дела и в январе — феврале 2014 года. В частности, в январе услуги в месячном выражении подорожали на 6, 1%, а в феврале — на 2,5%. В результате за январь — март 2014 года услуги выросли в цене с начала года на 12%.

При этом цены на продовольственные товары за I квартал 2014 года увеличились всего на 5,2%, а цены на непродовольственные товары и того меньше — на 1, 8%. При этом в марте темпы роста цен на продовольственные товары упали до минимального уровня в текущем году — 0,6% (в январе они выросли на 3, 1% в месячном выражении, а в феврале — на 1, 4%).

Непродовольственные товары в марте подорожали в месячном выражении всего на 0, 4% после роста на 1, 1% в январе и 0, 3% в феврале.

Таким образом, рост потребительских цен в I квартале 2014 года был обусловлен, в основном административным увеличением цен на некоторые услуги при относительно низких темпах роста цен на потребительские товары. То есть ситуация с ценами не кажется страшной: если правительство прекратит повышение цен на услуги, то можно ожидать, что рост потребительских цен резко замедлиться.

Но надо иметь в виду, что снижение темпов увеличения цен на товары в 2014 году объясняется, по — видимому, стабильностью курса белорусского рубля, что обеспечивает стабильность цен импортных товаров и препятствует повышению цен белорусскими производителями.

В этом году цены производителей промышленной продукции увеличатся на 13,6%, цены на сельхозпродукцию — на 16%, а цены в строительстве — на 18,4%.

В следующем году рост инфляции составит 11%, а цены на сельхозпродукцию вырастут на 12%, в строительстве — на 10, 8%, цены производителей промышленной продукции — на 8, 3%.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в октябре 2014 г. по сравнению с сентябрем 2014 г. составил 101%, с декабрем 2013 г. — 109,3%.

Данные о динамике базового и сводного индексов потребительских цен по Республике Беларусь (в процентах) приведены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 — Динамика базового и сводного индексов потребительских цен по Республике Беларусь (в процентах)

Предыдущий месяц = 100

Декабрь предыдущего года = 100

Свободный ИПЦ

Базовый ИПЦ

Свободный ИПЦ

Базовый ИПЦ

2013 г.

Январь

101,9

101,8

101,9

101,8

Февраль

101,5

101,2

103,5

103,0

Окончание таблицы 2.5

Март

101,5

101,8

105,0

104,9

Апрель

101,7

101,2

106,8

106,1

Май

101,6

101,8

108,5

108,0

Июнь

101,8

101,5

110,5

109,5

Июль

101,3

100,9

112,0

110,5

Август

102,3

101,7

114,6

112,4

Сентябрь

101,3

100,8

116,1

113,3

Октябрь

101,8

101,3

118,1

114,8

Ноябрь

101,7

101,1

120,1

116,0

Декабрь

101,4

100,8

121,8

117,1

2014 г.

Январь

103,0

102,8

103,0

102,8

Февраль

101,2

100,6

104,3

103,4

Март

101,1

100,6

105,4

104,0

Апрель

100,5

100,4

105,9

104,4

Май

100,7

100,6

106,6

105,0

Июнь

100,3

100,5

107,0

105,6

Июль

101,0

101,0

108,0

106,7

Август

100,1

100,8

108,2

107,6

Сентябрь

101,7

100,6

110,0

108,3

Октябрь

101,9

101,0

112,0

109,3

Инфляция в Беларуси по итогам 2014 года прогнозируется на уровне 15 — 16%. Превышение прогнозного показателя в 12% на 2014 год обусловлено сокращением бюджетного и перекрестного субсидирования, повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и городского транспорта, акцизов на нефтепродукты, цен на пшеницу, а также повышением больше, чем планировалось, арендной платы. В том числе это сделано, чтобы снизить нагрузку на реальный сектор экономики. Регулируемые позиции дали дополнительный прирост на 3, 25%, нерегулируемые — на 0, 75%.

Глава 3. Методы устранения макроэкономических проблем

За время своей деятельности государственная служба занятости накопила огромный опыт борьбы в области занятости, который целесообразно продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с возможным высвобождением работников из производства.

Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне должны стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в рамках областных программ занятости населения. К разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов областных, региональных служб занятости и органов исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной тематикой, областных объединений работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов заинтересованных предприятий. [10, c.501].

Для достижения наиболее полной сбалансированности спроса предложения рабочей силы как по объему, так и по структуре, государственное регулирование применительно к условиям республики должно быть направлено на:

1. Оказание незанятым гражданам помощи в трудоустройстве;

2. Развитие системы профориентации, подготовки и переподготовки безработных;

3. Бронирование и создание рабочих мест на предприятиях для граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

4. Организацию оплачиваемых общественных работ;

5. Развитие гибких форм и сезонной занятости;

6. Развитие информационно-справочной сети государственной службы занятости населения;

7. Обеспечение социальной защиты временно незанятых граждан.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

1. Выплата пособий по безработице;

2. Создание служб занятости (бюро по трудоустройству). [10, c.505].

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

1. Усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

2. Создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

1. Создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

2. Помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

1. Проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

2. Создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики. [10, c.506].

Для эффективной борьбы с современной инфляцией необходимо создавать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции, и функциональную систему, стимулирующую экономический рост. Наличие таких систем позволит в режиме саморегуляции решать задачи нормального функционирования экономики.

Структурным элементом функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков, или других органов, отвечающих за такую политику. В основе такой политики лежит:

1. Регулирование уровня процентной ставки центрального банка, где снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность и инвестиционный процесс. Показатель ставки рефинансирования стал индикатором тенденций движения денежного рынка и основным регулятором экономического роста и уровня инфляции.

2. Политика регулирования обязательных резервов, в мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. Основные функции обязательного резервирования — определение верхнего предела роста денежной массы, повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы. Как показывает международный опыт даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменения в размерах предложения. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

3. Операции на открытом рынке — используются как один из главных антиинфляционных механизмов. Они воздействуют на денежные массы. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный Банк либо привлекает резервы (для расширения предложения денег), либо изымает их оттуда (если необходимо ограничить размеры денежной массы).

4. Рефинансирование коммерческих банков — позволяет поддерживать ликвидность банковской системы. Если рефинансирование будет оперативным, то широко расширяются возможности взаимодействия финансового рынка и реального сектора экономики.

5. Политика валютного курса — оказывает решающее воздействие на изменение уровня цен в стране. Снижение валютного курса приводит, как правило, к росту цен внутри страны. В условиях высокой инфляции цены внутреннего рынка непосредственно следуют за изменениями валютного курса. Политика валютного курса может как и улучшить положение в стране, так и наоборот. Практический опыт использования различных режимов валютного курса свидетельствует о том, что если выбранная стратегия не отвечает реально складывающейся экономической ситуации, она может только усугубить переживаемые страной экономические трудности. [10, c.509].

Инфляция может быть регулируемым процессом, если проводить правильную политику антиинфляционного регулирования. В каждой стране инфляционный процесс характеризуется определенной спецификой возникновения и протекания. Если где-то инфляцию удалось урегулировать одним способом, это не означает, что этот метод будет эффективен в другом государстве. Для проведения правильной политики необходимо учитывать особенности инфляции в конкретной стране. Однако, чтобы справиться с инфляцией в любой стране необходимо устранить, во-первых, ее причины и сочетать государственное регулирования с рыночными механизмами. [10, c.510].

Заключение

Макроэкономика — составная часть экономики, изучающая функционирование национальной экономики в целом. Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.

Метод — это способ построения и обоснование научного знания, совокупность приемов, операций и инструментов, которые обеспечивают отражение изучаемого объекта.

Cовременная система научных методов является весьма сложным и быстро прогрессирующим образованием. По различным критериальным признакам выделяются различные методы.

Использование общенаучных методов присуще любой научной деятельности, независимо от ее вида и направленности, а потому позволяет провести достаточно четкую черту между наукой и ненаукой. Общенаучные методы играют решающую роль в определении судьбы исследования, поскольку очерчивают его общее направление, принципиальные подходы к объекту, алгоритм, последовательность действий ученых.

Специфические методы адекватны предметному пространству одной или нескольких родственных наук и используются для решения более конкретных исследовательских задач. Методы одной науки могут быть использованы другими науками, но с учетом различий их объектов и предметов.

В начале работы мы описали основные цели и задачи макроэкономического исследования, которые привели нас к рассмотрению макроэкономических проблем.

Все исследуемые проблемы актуальные и требуют их решения.

Безработица — как проявление макроэкономической нестабильности является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Безработица представляет собой особое состояние экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы становиться вынужденно не занятой, избыточной. Она представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблемы безработицы часто является предметом политических дискуссий, не решив эту проблему невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Инфляция — как проявление макроэкономической нестабильности. Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция — это переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост цен.

Инфляции сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира.

Таким образом, можно сказать, что все рассмотренные проблемы и их регулирование имеют огромное значение в экономике, и очень актуальны в наше время.

Список используемых источников

1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина. — М.: Дело и сервис, 2001. — 448 с.

2. Бункина, М. К. Макроэкономика: учебник / М. К. Бункина, А. М. Семенов. — М.: Дело и сервис, 2003. — 510 с.

3. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: учебник / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. — Спб.: Питер, 2004. — 288 с.

4. Экономическая теория: учебник / В. Л. Клюня и [и др.]; под ред.В. Л. Клюни, И. В. Новиковой. — Минск: ТетраСистемс, 2001. — 400 с.

5. Тарасевич, Л. С. Макроэкономика: учебник / Л. С. Тарасевич, В. М. Гальперин, А. И. Леусский. — М.: Юрайт-Издат., 2003. — 652 с.

6. Макроэкономика: учебное пособие / М. И. Плотницкий [и др.]; под ред.М. И. Плотницкого. — Минск: Новое издание, 2002. — 461 с.

7. Бондарь, А. В. Макроэкономика: учебное пособие / А. В. Бондарь [и др.]; под ред. А. В. Бондарь. — Минск: БГЭУ, 2009. — 415 с.

8. Ивашутин, А. Л. Макроэкономика: учебное пособие / А. Л. Ивашутин. — Минск: Амалфея, 2008. — 340 с.

9. Юрьева, Т.В., Марыганова, Е. А. Макроэкономика: учебно-методический комплекс / Т. В. Юрьева, Е. А. Марыганова. — Москва: Евразийский открытый институт, 2008. — 286 с.

10. Лемешевский И. М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций / И. М. Лемешевский. Минск: ФУАинформ, 2006. — 544 с.

11. Разнодежина Э. Н., Барт Л. В. Макроэкономика: краткий курс лекций / Э. Н. Разнодежина, Л. В. Барт. — Ульяновск: УлГТУ, 2002. — 80 с.

12. Селищев, А. С. Макроэкономика: учебное пособие / А. С. Селищев. СПб.: Питер, 2002. — 237 с.

13. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. — Москва: Дело, 2002. — 472 с.

14. Яллай, В. А. Макроэкономика: учебное пособие / В. А. Яллай. — Псков: ПГПИ, 2003. — 104 с.

15. Экономическая теория: учебник / И. В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. — Минск: ТетраСистемс, 2011. — 464 с.

16. Электронный ресурс / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: http://belstat.gov. by. — Дата доступа: 23.11.2014.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой