Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Памятники раннего железного века типа чундо на Корейском полуострове

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По всей вероятности, на территории северо-восточной Кореи, которая находится в непосредственной близости к российскому Приморью, культура чундо сохраняет свои связи с кроуновской культурой и существует достаточно изолированно от других культур Корейского полуострова. С продвижением населения культуры чундо в центральную Корею, в бассейн р. Ханган, которая представляет собой путь, связывающий… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПАМЯТНИКОВ ТИПА ЧУНДО
    • 1. 1. История изучения памятников типа чундо
    • 1. 2. Проблематика исследований памятников типа чундо
  • ГЛАВА 2. ПАМЯТНИКИ И КОМПЛЕКС МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ТИПА ЧУНДО
    • 2. 1. Характеристика памятников типа чундо
      • 2. 1. 1. Бассейн р. Туманган
      • 2. 1. 2. Бассейн р. Имджинган
      • 2. 1. 3. Бассейн р. Пукханган
      • 2. 1. 4. Бассейн р. Намханган
      • 2. 1. 5. Побережье Японского (Восточного) моря
    • 2. 2. Осбенности домостроительной традиции культуры чундо
      • 2. 2. 1. Жилища
      • 2. 2. 2. Вспомогательные конструкции
    • 2. 3. Комплекс маририальной культуры типа чундо
      • 2. 3. 1. Керам ика
      • 2. 3. 2. Изделия из бронзы и железа
      • 2. 3. 3. Другие категории инвентаря
  • ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА ЧУНДО КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ЕЕ МЕСТО СРЕДИ КУЛЬТУР СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
    • 3. 1. Культура чундо и ее аналогии в синхронных культурах на сопредельных территориях
      • 3. 1. 1. Поселения и эюилища
      • 3. 1. 2. Керамика
      • 3. 1. 3. Бронзовые и железные изделия
    • 3. 2. Хронология культуры чундо

Памятники раннего железного века типа чундо на Корейском полуострове (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление и начало использования железа на Корейском полуострове, а также пути развития и трансформации вовлеченных в этот процесс археологических культур — одна из наиболее острых дискуссионных проблем корейской археологии, и этому вопросу посвящено немало работ. Господствует мнение, что культуры раннего железного века Кореи складываются под действием внешнего импульса: железные изделия попадают на Корейский полуостров, главным образом, из китайского царства Янь (IV-III вв. до н.э.) и ханьского округа Лолан (конец II—I вв. до н.э.) [см., например, Юн Донсок, 1985, с. 182−187].

Основная проблема такого подхода к этому вопросу заключается в том, что в его рамках абсолютизируется значимость этих центров в формировании культур раннего железного века в Восточной Азии в целом. Несомненно, что влияние с их стороны сыграло заметную роль в этот период, в том числе и на Корейском полуострове, но оно не могло быть доминирующим, всеобъемлющим и равнозначным для всех районов Кореи. В связи с этим возникает вопрос о локальной специфике культур раннего железного века Корейского полуострова, а также о существовании на этой территории отдельных центров их формирования, демонстрирующих иной, связанный не только с царством Янь и округом Лолан, характер культурогенеза. Кроме того, этот подход оставляет открытым вопрос о том, какие процессы протекали на Корейском полуострове в период между падением Янь и образованием ханьских округов (III—II вв. до н.э.).

Северо-западная Корея рассматривается корейскими и отечественными исследователями как самый ранний и крупный металлургический центр на Корейском полуострове [см., например, Юн Донсок, 1985, с. 193- Бутин, 1982, с. 229, 243]. Ранние изделия из железа в этом районе аналогичны предметам культуры царства Янь. Поэтому мнение северокорейских археологов, датирующих появление железных изделий в этом регионе VII в. до н.э., или V—IV вв. до н.э. [Восточная Азия, 1986, с. 331- Ли Бёнсон, 1967, с. 12−17- f'.

Чосон когохак., 1995, с. 135], не имеет под собой твердых оснований. Таким образом, северо-западный металлургический центр складывается под влиянием царства Янь периода Чжанъго не ранее IV в. до н.э. или даже во II в. до н. э. [Ли Нампо, 2002, с. 51].

Появление железа в центральных и южных районах Корейского полуострова южнокорейские ученые связывают с распространением на этой территории влияния ханьского округа Лолан во II—I вв. до н.э. Дата формирования центральнои южнокорейского металлургического центров относится южнокорейскими археологами ко времени не ранее I в. до н.э. [Ли Намгю, 1982, с. 58].

Проблема появления железа в северо-восточной Корее остается до сих пор, в силу отсутствия данных, малоизученной. По материалам памятника Помый Кусок, северокорейские ученые относят начало железного века в этом районе к VII—V вв. до н.э. [Хван Гидок, 1963, с. 10- 1975, с. 218−226- Бутин, 1982, с. 227−229]. Однако по причине отсутствия массовых находок железных изделий в надежно датированных комплексах на этой территории, следует признать, что достаточных оснований для такой ранней датировки начала железного века в северо-восточной Корее пока нет.

Таким образом, мы можем констатировать, что начало железного века в различных частях Корейского полуострова происходило на фоне взаимодействия с разными культурами сопредельных регионов. Культуры этого периода в тех или иных районах Кореи обладают локальной спецификой и исследованы не равномерно. Наиболее изученным регионом Корейского полуострова является его северо-западная часть. Как показывают археологические материалы, сложение культуры раннего железного века на этой территории было тесно связано с китайским царством Янь. Что касается северо-восточной и центральной Кореи, то эти районы пока еще исследованы не достаточно. Вопрос о культуре раннего железного века этой территории до сих пор остается совершенно не разработанным как в корейской, так и в отечественной науке. Нет обобщающего анализа археологических источников, поэтому все выводы о культуре населения данной территории в раннем железном веке в работах, изданных до 2000 г., сделаны только на основании летописных свидетельств [см., например, Хангукса, 1997;6, с. 252−258, Бутин, 1984, с. 96]. Однако в настоящее время накоплено большое количество археологических материалов, позволяющих связать появление железа в этом районе с памятниками археологической культуры чундо.

Таким образом, актуальность работы определяется возможностью дополнить наше представление о начале железного века в недостаточно изученных на данный момент районах Корейского полуострова — северовосточном и центральном. Впервые вводится в научный оборот широкий круг источников по раннему железному веку Кореи, который позволит отечественным исследователям познакомиться с материалами этой территории, находящими аналогии в культурах как северо-восточного Китая, так и российского Приморья. Исследование раннего железного века северовосточной и центральной Кореи по археологическим источникам в дальнейшем поможет в изучении этнокультурных процессов в Восточной Азии в целом.

Целью работы является обобщающая характеристика археологической культуры чундо северо-восточного и центрального районов Корейского полуострова и определение ее места среди синхронных культур сопредельных регионов.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) всесторонне проанализировать археологические комплексы с керамикой типа чундо (определить специфические черты найденных жилищ и инвентаря, выделить основные характеризующие культуру компоненты и ее локально-хронологические варианты);

2) уточнить хронологические рамки периода существования памятников;

3) сравнить материалы с территории северо-восточной и центральной Кореи с материалами культур российского Дальнего Востока, в частности, кроуновской культуры Приморья (культуры туаньцзе в северо-восточном Китае).

Территориальные рамки работы определяются ареалом памятников типа чундо и сложившимся еще с эпохи неолита делением Корейского полуострова на археологические микрорайоны (северо-восточный, северозападный, центральный, юго-западный и юго-восточный) [Шоков, 1962, с. 44]. Они включают северо-восточную (пров. Хамгён-пукто КНДР) и центральную (пров. Канвондо Республики Корея) часть Корейского полуострова (рис. 1).

Большая часть Корейского полуострова (исключение составляет только его южная оконечность и о. Чеджудо) расположена в зоне умеренного климата. Пров. Хамгён-пукто (Северная Хамгён) находится на крайнем северо-востоке Корейского полуострова. На севере она граничит с Приморским краем России и пров. Цзилинь КНР, на западе — с пров. Янгандо КНДР, на юге — с пров. Хамгён-намдо (Южная Хамгён) КНДР, а с восточной стороны примыкает к Японскому морю. Большая часть пров. Хамгён-пукто находится в зоне высотной поясности. Здесь расположен крупный горный, массив — Северо-Корейские горы, состоящий из ряда хребтов (Хамгён, Пуджоллён, Нанни и др.) и обширных плоскогорий (Кэма и др.). В этом районе находятся самые высокие на Корейском полуострове горные массивы: их высота достигает 2744 м (вулкан Пэктусан). Гидросистема провинции представлена р. Туманган с притоками и реками, берущими начало в отрогах Северо-Корейских гор и впадающими в Японское море. Река Туманган — единственная крупная водная артерия бассейна Японского моря, по ней проходит граница между КНДР, КНР и Российской Федерацией. На ее берегах (в у. Хверён, Онсон, Хённюн) образовались небольшие равнины, а в низовьях — обширная дельта. Берега р. Туманган с древности представляли благоприятный для проживания населения район. Здесь образовались плодородные аллювиальные почвы, широко используемые в полеводстве. Таким образом, на территории пров. Хамгён-пукто представлены три ландшафтные зоны: высокогорье, речные долины и морское побережье [Зайчиков, Кропоткин, 1973, с. 155].

Пров. Канвондо занимает центральную часть Корейского полуострова и относится к территории обоих государств: КНДР и Республики Корея. С северной стороны она ограничена пров. Хамгён-намдо КНДР, с западнойпров. Хванхэ-намдо и Хванхэ-пукто (Северная и Южная Хванхэ), Кёнгидо, с южной — пров. Чхунчхон-пукто (Северная Чхунчхон) и Кёнсан-пукто (Северная Кёнсан) Республики Корея, с востока — Японским морем. Большая часть территории провинции гористая. Здесь поднимаются Восточно-Корейские горы, представляющие собой систему параллельных хребтов (Тхэбэк, Кёнсан и др.), протянувшихся с севера на юг. Гидросистема района представлена реками Пукханган и Намханган (Северная и Южная Ханган) с притоками. Реки Пукханган и Намханган берут свое начало в отрогах Восточно-Корейских гор, текут на запад, где, сливаясь в местности Янсури («Двуречье») пров. Кёнгидо, образуют реку Ханган. Р. Ханган течет в западном направлении и впадает в Желтое море. Так же как и в северовосточной Корее, в низовьях рек и на их берегах образовались небольшие равнинные участки с аллювиальными почвами, благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности. На морском побережье сформировались песчаные дюны и террасы (территория г. Каннын), к которым, зачастую, и приурочены археологические памятники [Зайчиков, Кропоткин, 1973, с. 155].

Таким образом, территория северо-восточной и центральной Кореи представляет собой уникальный в географическом отношении регион. Протянувшиеся с севера на юг горные хребты Хамгён, Нанним и Тхэбэк, средняя высота которых составляет 1000−1500 м над уровнем моря, образуют естественную границу, разделяющую эту часть Корейского полуострова по линии север-юг на достаточно изолированные друг от друга районывосточный и западный. Северо-восточная Корея на севере граничит с российским Приморским краем и пров. Цзилинь КНР. Данные обстоятельства не могли не повлиять на формирование и развитие археологических культур этой территории, в том числе и культуры раннего железного века. Они предполагают наличие связей между культурами северо-восточной и центральной Кореи с одной стороны, и российского.

Приморья и пограничных районов северо-восточного Китая (Маньчжурии), с другой.

Хронологические рамки исследования определяются в соответствии с датировкой раннего железного века северо-восточного и центрального районов Корейского полуострова в Северной и Южной Корее. Согласно периодизации археологии северо-восточной Кореи, северокорейские археологи относят начало этого периода к VII—IV вв. до н.э. [Восточная Азия, 1986, с. 331- Хван Гидок, 1963, с. 9- 1975, с. 218−226]. Однако археологических материалов, подтверждающих эту датировку, нет, поэтому в последнее время она подвергнута критике [Ли Намгю, 2002, с. 36, 37]. По-видимому, начало железного века на территории Северной Кореи в целом можно датировать не ранее IV в. до н.э. Именно в это время железо получает широкое распространение в соседней Маньчжурии [Восточная Азия, 1986, с. 313, 314]. Как раз в этот период в Восточной Азии появляется литое железо (чугун), что знаменует собой новый этап в технологии железоделательного процесса [Воробьев, 1994, с. 91]. На территории центрального Китая, Приамурья и Приморья первые предметы из железа появились намного раньше (в XII—VIII вв. до н.э.) [Восточная Азия, 1986, с. 314- Деревянко, 1973, с. 266, 270- Андреева, 1977, с. 115−117]. Однако это явление, затронувшее центральный Китай и российский Дальний Восток, практически никак не сказалось на культурах Корейского полуострова, где в то время господствовали культуры неолита и бронзового века.

Датировка первого этапа раннего железного века в южнокорейской археологии определяется в рамках III в. до н.э. — рубеж эр. В этот период на памятниках южной части Корейского полуострова появляются первые железные изделия [Ким Вольлён, 1986, с. 101−103]. Однако археологические комплексы с керамикой типа чундо в южной части Корейского полуострова фиксируются и в более поздний период, в «эпоху прото-троецарствия» (на втором этапе раннего железного века), который датируется рубежом эр — III в. н.э. [Ким Вольлён, 1986, с. 128- Когохак саджонКурбанов, 2002, с. 43−44- Ли Гибэк, 2000, с. 58, 66- Тихонов, 2003, с. 102−104].

Таким образом, хронологические рамки данной работы в целом охватывают период IV в. до н.э. — III в. н.э. Однако поскольку одна из задач данной работы состоит в определении хронологии памятников раннего железного века северо-восточной и центральной Кореи, и для этого имеется большой объем материала в виде абсолютных дат, мы предварительно обозначим ее хронологические рамки периодом второй половины I тыс. до н.э. — первой половины I тыс. н.э.

В период раннего железного века в северо-восточной и центральной частях Корейского полуострова формируется самобытная культура. Она не находит полных аналогов в синхронных культурах Кореи, но демонстрирует ряд сходных черт с культурами северных территорий — с кроуновской культурой российского Приморья, известной в северо-восточном Китае под названием культура туаньцзе. Памятники культуры туаньцзе получили распространение, главным образом, в приграничных районах китайских провинций Цзилинь и Хэйлунцзян. Они концентрируются, преимущественно, в окрестностях городов Яньцзи и Муданьцзян — ближайших соседей российского Приморья (рис. 1, 17−32). Вблизи г. Яньцзи (пров. Цзилинь) известно 7 поселений культуры туаньцзе (рис. 1, 24−30): Синаньлю [Ю Ынсик, 2004;а, с. 12−14], Аньтянь [Ю Ынсик, 2004;а, с. 13, 14], Сяцзя (рис. 2) [Сун Юйбинь, Ван Хунфэн, Тан Инь, 2001], Чжуаньвачан (рис. 3) [Хоу Лимин, 1985; Яньцзиши., 1986, с. 16−22], Исунтин [Ю Ынсик, 2004;а, с. 13, 15], Чжэньнэй [Ю Ынсик, 2004;а, с. 13, 15, 16] и Синьгуан (рис.4) [Яньцзиши., 1986, с. 31- Сун Юйбинь, Пу Жуньу, Ма Чэнцзи, 1992]. В окрестностях г. Муданьцзян исследовано также 7 поселений этой культуры (рис. 1, 17−23), самыми известными из которых являются Туаньцзе (рис. 5) [Линь Юнь, 1985; Тань Инцзе, Сунь Сюжэнь, Чжао Хунгуан и др., 1991, с. 51, 52- Ван Хуэй, Е Цисяо, Чжао Чжэфу, 2001, с. 181, 182- Ли Чхонгю, 2007, с. 113] и Дачэнцзы (рис. 6) [Чжан Тайсян, 1979; Ван Хуэй, Е Цисяо, Чжао Чжэфу, 2001, с. 179, 180]. Кроме них введены в научный оборот материалы таких местонахождений этого района, как Сяодиъин [Ю Ынсик, 2004;а, с. 19], Чжэньсин. горизонт III (рис. 7, 1−6) [Чжао Хунгуан, Ли Ипин, 1997; Ван Хуэй,.

Е Цисяо, Чжао Чжэфу, 2001, с. 165], Дунсин (рис. 8−10) [Чэнь Гоцин, Ли Яньте, 1996; Чэнь Гоцин, Чжан Вэй, Ли Яньте, 1996; Чжао Юнцзюнь, Ван Цзин, 1996; Ван Хуэй, Е Цисяо, Чжао Чжэфу, 2001, с. 166−169- Деревянко, 1998], Дуйкоу, горизонт I (рис. 7, 7−11) [Чжао Юнцзюнь, Чжао Хунгуан, 1997; Ван Хуэй, Е Цисяо, Чжао Чжэфу, 2001, с. 170−172] и Хэкоу, ранний горизонт (рис. 11) [Ли Чэньци, Чэнь Гоцин, 1996; Ван Пэйсинь, Ли Чэньци, Чэнь Гоцин, 1996; Ван Хуэй, Е Цисяо, Чжао Чжэфу, 2001, с. 173, 174]. Памятники культуры туаньцзе фиксируются также значительно западнее их основного ареала, в районе г. Харбин (рис. 1, 33, 34): поселения Цинхуа (рис. 12, 1−31) [Цзинь Тайшунь, Чжао Хунгуан, 1988; Ван Хуэй, Е Цисяо, Чжао Чжэфу, 2001, с. 131−134] и Туаньшань (рис. 12, 32−34) [Лю Янь, Чжэнь Пэйсю, 1992; Ван Хуэй, Е Цисяо, Чжао Чжэфу, 2001, с. 136].

Основная часть памятников культуры туаньцзе, как и в случае с кроуновской культурой, представлена поселениями. Могильников пока известно не много (рис. 1, 31, 32, 23): коллективное погребение в грунтовой яме № 21 на мог. Ваньфабоцзы в р-не г. Тунхуа пров. Цзилинь (рис. 13−16) [Цзинь Сюйдун, Чжао Дянькунь, Дун Фэн, 2003], погребения в каменных ящиках мог. Сяоинцзы (рис. 17, 1−8) [Яньцзиши., 1986, с. 66−72] и разрушенные каменные конструкции мог. Наньси (рис. 17, 6−16) пров. Хэйлунцзян [Яньцзиши., 1986, с. 75, 76]. Их можно отнести к культуре туаньцзе на основании наличия среди сопровождающего инвентаря гладкостенной керамической посуды с ручками, чаш типа доу и сосудов с решетчатым дном.

Тождественность материалов кроуновской культуры и культуры туаньцзе привело к появлению в литературе названия «кроуновская-туаньцзе культура» [Линь Юнь, 1985, с. 19- Тань Инцзе, Сунь Сюжэнь, Чжао Хунгуан и др., 1991, с. 53- Vostretsov, 1996, р. 60- Усуки Исао, 2004, с. 51- Ли Чхонгю, 2007, с. 113]. В настоящее время в нашем распоряжении имеется большой объем фактического материала, позволяющий всесторонне изучить и охарактеризовать культуру Корейского полуострова, синхронную кроуновской (туаньцзе) культуре.

Характерной чертой культуры раннего железного века северо-восточной и центральной Кореи является преобладание в керамическом комплексе неорнаментированной керамики, отличной от керамики без орнамента предшествующих периодов. В данную группу выделяются гладкостенные сосуды с бурым цветом поверхности и более плотным, по сравнению с керамикой эпохи бронзы, черепком. Благодаря этим свойствам такие сосуды получили в южнокорейской археологической литературе название кёнджшъ мумун тхоги — «плотная неорнаментированная керамика». Форма сосудов этой группы отличается разнообразием, но в основном преобладают горшковидные и баночные изделия. Кроме того, одной из наиболее ярких черт этого керамического комплекса является наличие сосудов с коническими и цилиндрическими ручками (так называемыми ручками-деньками") [Окладников, 1959;а, с. 154]. Такая керамика известна также как «керамика типа чундо». Этот термин вошел в южнокорейскую археологию после раскопок поселения О. Чундо (г. Чхунчхон в пров. Канвондо), где такая керамика были найдена в большом количестве [Когохак саджон]. Соответственно, комплексы с этой керамикой выделяются в отдельную группу и одноименную культуру [Ли Гонму, Ли Гансын, Хан Ёнхи и др., 1986, с. 39- Хангукса, 1997;а, с. 462]. В данном исследовании мы будем использовать термины «памятники типа чундо», «комплекс типа чундо» и «культура чундо».

Основную часть источников данного исследования составляют опубликованные корейскими археологами полевые отчеты, обобщающие статьи, монографии и каталоги музейных коллекций, содержащие информацию о памятниках типа чундо северо-восточной и центральной Кореи. Необходимо отметить, что таких памятников пока выявлено немного, и большая часть их находится в центральной Корее. Это связано с тем, что в археологическом отношении северо-восточная часть Корейского полуострова обследована достаточно слабо. В настоящее время в пров. Хамгён-пукто известно всего около 30 памятников, преимущественно, бронзового века, меньше — палеолита, неолита, раннего железного века и культуры государства Бохай [Пукхан мунхваюдждок., 1999, с. 443−506]. На севере пров. Канвондо открыто не более 10 памятников, большая часть которых относится к раннему и развитому средневековью (к культуре государств Силла и Корё) [Пукхан мунхваюдждок., 1999, с. 509−527]. Южная часть этой провинции изучена лучше, хотя наблюдается определенный дисбаланс между хорошо обследованной территорией морского побережья и хуже изученными внутренними районами провинции. На территории побережья в настоящее время открыто порядка 30 памятников неолита, бронзового и раннего железного века, эпохи раннего (государств Когурё, Силла) и развитого (династии Чосон) средневековья [см., например, Каннын тэхаккё., 2000].

В работе используются материалы 23 памятников, которые, в соответствии с их приуроченностью к определенным гидрологическим объектам, дифференцируются на пять локальных групп (табл. 1):

1) бассейн р. Туманган (нижнее течение) — 4 памятника: О. Чходо, Одон, Помый Кусок (Хогогдон) и Кананни-1 (рис. 1, 43−46);

2) бассейн р. Имджинган (верхнее течение р. Хантханган) — J памятник: Васури (рис. 1, 47);

3) бассейн р. Пукханган (среднее течение) — 3 памятника: О. Чундо, Синмэри и Синмэри-54/4 (рис. 1, 48−50);

4) бассейн р. Намханган (среднее течение) — 3 памятника: Туннэ, Хваджонни и Чунгымни (рис. 1, 51−53);

5) побережье Японского (Восточного) моря — 12 памятников: Капхённи, Чигённи, Йонхори-127, Анинни, Тондонни, Кёханни, Канмундон, Канмундон I-V, Канмундон-болото, Чходандон-57/2, Пёнсандон, Сонджондон (рис. 1, 54−65).

На этих памятниках выявлено 232 объекта культуры чундо, 197 из нихжилища. Количество находок составляет более 2900 экз.

Отдельные находки неорнаментированной керамики, сходной с керамикой типа чундо, отмечены и в других частях Корейского полуострова. Это территория юго-западной Кореи (пров. Чхолла-намдо) — раковинная куча.

Кунгонни в у. Хэнам, памятник Синчхандон в г. Кванджу и Седжонни в у. Намвонюго-восточная Кореи (пров. Кёнсан-намдо) — раковинной кучи Чодо, памятника Хвехённи в г. Кимхэ, Сонсан в г. Чханвон и О. Ныгдо в окрестностях г. Самчхонпхокрайнего юга Кореи (о. Чеджудо) — раковинной кучи Квагджи и т. д. [Когохак саджон]. И хотя керамический комплекс этих памятников во многом сходен с керамикой типа чундо, и многие исследователи даже причисляют его к керамике типа чундо, их комплекс инвентаря в целом во многом отличается от памятников более северных районов Корейского полуострова. Поэтому в данном исследовании памятники южных районов Корейского полуострова специально не рассматриваются. Кроме того, пров. Кёнгидо по своему географическому положению также относится к центральному району Корейского полуострова и на многих памятниках этой территории найдена керамика типа чундо. Это в частности такие поселения, как Маджанни и Игонни в у. Капхён (рис. 1, 41, 42), Баранни, расположенный в г. Хвасон, Мисари (Мисадон), находящийся в черте г. Ханам, городище с земляным валом Пхуннап (Пхуинмни), выявленное на востоке Сеула (рис. 1, 39) и т. д. Однако в данной работе эти материалы мы будем использовать лишь частично, для уточнения некоторых положений. Дело в том, что данные комплексы, расположенные на стыке культур западной и восточной Кореи, обладают рядом уникальных особенностей, поэтому сами по себе нуждаются в детальном изучении.

Отчеты о раскопках таких памятников, как Чходандон, Анинни, Чигёнпи, Канмундон-болото, Пёнсандон и Соджондон, не опубликованы. Некоторые из опубликованных отчетов, например, отчет о раскопках поселения на О. Чходо, недостаточно информативен. В связи с этим при описании тех или иных особенностей комплексов типа чундо материалы некоторых из этих памятников могут не использоваться или использоваться лишь частично, если в опубликованных работах подробная информация по данному аспекту проблемы не содержится.

При написании частей работы, посвященных хронологии комплексов типа чундо и сопоставлению их материалов с синхронными культурами соседних территорий, использовались публикации отчетного характера и специальные работы на русском, китайском, английском, японском языках. Обращает внимание на неудовлетворительное качество представления материала в старых северокорейских и китайских изданиях: незначительное количество иллюстраций, на которых часто отсутствует не только масштаб, но и какие-либо указания на реальные размеры находок и конструкций.

Для сравнения керамических комплексов культуры чундо и кроуновской культуры использовалась выборка из 44 сосудов, которые хранятся в фондах Музея ДВГУ (пос. Оленийт1, Яконовка-. Кроуновка-1), Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (пос. Кроуновка-1, Фальшивый, Шеломаев Ключ-1, Дворянка-3, Анучино-1) и Института археологии и этнографии СО РАН (пос. Кроуновка-1, Падь Семипятнова, Сенькина Шапка, Сопка Булочка). Сосуды были обмерены и, по большей части, зарисованы автором при работе с археологическими материалами в фондах соответствующих учреждений и при подготовке отчета о раскопках на пос. Сопка Булочка. В отчетах и публикациях содержатся использованные в работе данные по 42 жилищам, 1 погребению и другим материалам кроуновской культуры.

Ценный корпус источников для установления хронологии культуры чундо представляют абсолютные даты. По материалам анализируемых памятников было получено 25 абсолютных дат: 24 по образцам угля методом радиоуглеродного датирования (в том числе и с помощью AMS установки), 1 по керамике, термолюминесцентным методом. Важным источником для изучения хозяйства населения культуры чундо являются палеозоологические и палеоботанические находки. На исследованных поселениях выявлены разнообразные экофакты: семена растений, кости животных и раковины моллюсков. Для экофактов с пос. Васури, Капхённи и Канмундон-болото были сделаны видовые определения. Благодаря этому появляется возможность для изучения хозяйственной деятельности населения северовосточной и центральной Кореи в раннем железном веке.

Для уточнения этнокультурной ситуации на Корейском полуострове и сопредельных территориях в раннем железном веке привлекались также материалы средневековых письменных источников «Самгук саги» и «Саньгочжи», переведенные на русский язык М. Н. Паком и содержащие его комментарии [Ким Буски, 1995; Пак, 2001].

Поскольку цель данной работы состоит в комплексном изучении памятников типа чундо, для определения методики исследования мы исходили из базового понятия отечественной археологии — термина «археологическая культура».

Согласно понятию археологической культуры, им обозначается «ограниченная во времени и пространстве группа памятников (т. е. приблизительно одновременная и занимающая ограниченную территорию), объединенных общими характерными чертами, выражающимися в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики и в общности погребального обряда» [Авдусин, 1977, с 12].

С процедурой выделения и изучения археологических культур связано представление о культурно-значимых признаках или категориях [см., например, Клейн, 1991, 143, 144, 236, 237], которые являются непосредственным критерием культурной идентификации археологических памятников [Яншина, 2004, с. 6].

Основным средством культурной идентификации в данной работе выступают керамические коллекции. Это связано с тем, что другие категории находок (каменные орудия, изделия из металлов, украшения) в северовосточной и центральной Корее в период раннего железного века достаточно редки. Весь керамический материал происходит с поселений: могильники с керамикой типа чундо на территории Кореи пока не выявлены.

Керамика — наиболее массовая, по сравнению с другими, категория находок на поселениях вообще, и на памятниках культуры чундо в частности. По мнению некоторых исследователей, керамика представляет собой «своеобразный культурный и этнический индикатор» [Молодин, 1990, с. 16], изучение массового керамического материала является основой для систематизации и периодизации древних культур [Жущиховская, 2004, с. 11]. Мы, как и большинство исследователей, рассматриваем керамику как приоритетный культуро-диагностирующий материал. Общей тенденцией для работ, посвященных культурной идентификации археологических комплексов, является обращение в первую очередь к морфологии и орнаментации керамических сосудов [Жущиховская, 2004, с. 10—11]. Однако в связи с тем, что в керамике типа чундо орнаментированные сосуды составляют не более 1%, в качестве культурно-значимого признака мы взяли только детали морфологии сосудов. Аналогичный подход был применен исследователями при выделении памятников кроуновской культуры, керамика которой в основном не имеет орнамента. Кроуновская культура является наиболее близкой к комплексам типа чундо в пространственном отношении и по характеру материала [см., например, Окладников, 1959;а, с. 154- Эдаков, 1970, с. 97−100- Бродянский, Дьяков, 1984, с. 5- Окладников, Бродянский, 1984, с. 100- Жущиховская, 1984, с. 73- и т. д.].

Таким образом, принятие в качестве культурного индикатора специфических деталей морфологии керамических сосудов (например, наличие сосудов с ручками-«пеньками» и т. д.), определило структуру исследования и комплекс использованных для его реализации методов. В частности, в работе сначала выделена группа памятников со сходным керамическим материалом. Далее был проведен анализ комплексов находок с этих памятников. Характеристика памятников проводилась по следующим параметрам: поселения и найденные на них конструкции (жилища), керамический комплекс, металлические изделия, другие категории вещей, палеоботанические и палеозоологические материалы.

При анализе археологических источников в работе применялся набор методов, характерных для большинства археологических исследований: картографический, типологический с элементами статистического анализа, стратиграфический, планиграфический, метод датировки по аналогиям, методы абсолютного и относительного датирования.

Для передачи корейских имен собственных и терминов на русский язык использовалась русская система транскрипции корейских слов, разработанная JI.P. Концевичем [2001].

Научную новизну данного исследования определяют следующие моменты. Впервые были выделены общие черты памятников типа чундо, установлена их территориальная и хронологическая близость, а также сходство особенностей хозяйственной жизни населения изучаемой территории в раннем железном векевпервые введен в оборот отечественной науки большой объем материала, связанный с культурой раннего железного века той части Корейского полуострова, которая непосредственно примыкает к территории российского Приморья, но до сих пор остается не достаточно полно представленной в обобщающих работах как корейских, так и отечественных ученыхпроведено сравнение комплекса материальной культуры чундо с ближайшим комплексом аналогичных памятников, кроуновской культурой Приморья, и сделаны выводы о характере их взаимосвязей и этнокультурной ситуации на территории российского и зарубежного Дальнего Востока в раннем железном веке. Тем самым, удалось достаточно полно показать роль населения культуры чундо в переходе к железному веку и становлении производства железа на территории Кореи в целом.

По материалам диссертационного исследования было опубликовано 7 работ: 5 статей, 1 коллективная монография-отчет [Древние памятники., 2006] и 1 авторская монография. 4 работы написано на русском языке, монография и статья — на корейском языке и монография-отчет — на русском и корейском языках.

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН в 2005 и 2006 гг. [Субботина, 2005, с. 460−465- 2006, с. 477−482], а также на первой региональной конференции студентов и молодых ученых «История и культура Кореи», проходившей в апреле 2007 г. в Новосибирском государственном университете.

В статье, опубликованной в Корее в сборнике «Культуры бронзы СевероВосточной Азии», была кратко рассмотрена центральная проблема данного диссертационного исследования — вопрос о взаимодействии культур Корейского полуострова и российского Приморья в период финальной бронзы — первого этапа раннего железного века [Субботина, 2004].

В работу вошел раздел по керамическому комплексу культуры чундо, часть которого была опубликованный в Корее в виде монографии [Субботина, 2005].

Автор участвовал в работе по написанию отчета об археологических раскопках на поселении железного века Сопка Булочка. В ходе работы над отчётом-публикацией автором были выполнены описания керамического комплекса кроуновской культуры этого поселения. Часть опубликованных в отчете материалов также легла в основу данной работы.

Раздел, посвященный жилищам культуры чундо, был опубликован в виде статьи в журнале «Вестник НГУ» в 2007 г. [Субботина, 2007, с. 161−173].

Исследованию роли культуры чундо в формировании культур раннего средневековья Кореи посвящена статья, вошедшая в 5-й выпуск Альманаха «Российское корееведение» [Субботина, 2007, с. 109—125].

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и альбома иллюстраций. Во введении определяется актуальность темы, цели и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, комплекс используемых источников, научная новизна и апробация работы. В первой главе рассматривается история и проблематика исследований культуры чундо. Во второй главе приводятся характеристика памятников, объектов и вещественного материала. В третьей главе рассматривается место и роль культуры чундо среди культур раннего железного века российского и зарубежного Дальнего Востока. Для этого приводятся аналогии материалам культуры чундо на сопредельных территориях, рассматривается вопрос о хронологии культуры чундо. В заключении представлены основные выводы, полученные в ходе исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе была всесторонне охарактеризована культура чундо раннего железного века Корейского полуострова. Ее памятники получили распространение в северо-восточной и центральной Корее в IV в. до н.э.-III в. н.э. и продолжали существовать на южной периферии центральной части Корейского полуострова вплоть до IV—V вв. н.э. Все памятники культуры чундо представляют собой поселения, на которых выявлены жилища с котлованом 4 типов: подквадратные, подпрямоугольные, подквадратные с входом и двухкамерные: К другим категориям поселенческих объектов относятся открытые очаги, ямы и ровики. Могильники культуры чундо в настоящий момент не известны. На пос. Помый Кусок северо-восточной Кореи было найдено погребение в каменном ящике, но культурно-хронологическая атрибуция его затруднительна. На городище с земляным валом Пхуннап в ходе раскопок 2003 г. было выявлено погребение в сосудах культуры чундо. Данные находки позволяют предположить, что для этой культуры могли быть характерны погребения в каменных ящиках и гробах-урнах.

К специфической черте предметного комплекса относится в первую очередь гладкостенная керамика. Традиция производства неорнаментированных сосудов зарождается в Корее еще в бронзовом веке. Однако по сравнению с керамикой без орнамента эпохи бронзы, керамика культуры чундо отличается более плотным черепком. Данное обстоятельство позволяет предположить не местное происхождение данной керамической традиции раннего железного века. Среди сосудов преобладают закрытые банки и горшки с широким и низким воронковидным горлом. В наборе керамической посуды типа чундо широко представлены сосуды с ручками-«пеньками" — сосуды с решетчатым дном, у которых выделяется центральное отверстие, вокруг которого сосредоточены еще несколько других отверстийсосуды с единичным отверстием в днищечаши на поддоне типа доу с полым усеченно-коническим поддоном. Найдены чаши на трёх — четырёх ножках.

Для керамического комплекса этой культуры характерно преобладание среди баночных сосудов закрытых форм, среди горшков — изделий с удлиненными пропорциями тулова.

Бронзовые вещи не многочисленны, и представлены единичными находками монет и украшений. В наборе железных изделий преобладают наконечники стрел, ножи, кельты, серпы. Каменный инвентарь характеризуется большим количеством шлифованных наконечников стрел, точил, топоров и тесел, кинжалов, полулунных ножей, пряслиц. Костяной инвентарь представлен в основном на памятниках северо-восточной Кореи. В данной категории выделяются такие оригинальные находки, как лопатки животных с отверстиями, известные в иньское время в Китае как ритуально-магические предметы (так наз. «гадательные кости»). Предметы из глины включают преимущественно дисковидные пряслица, диски (заготовки пряслиц, изготовленные из фрагментов сосудов) и трубки — сопла металлургических горнов. К категории деревянных изделий относятся пряслица и остатки поворотных кругов для обработки внешней поверхности сосудов. Экофакты с поселений культуры чундо включают карбонизированные зерна растений (в основном, фасоли красной, сои, ячменя, проса, пшеницы), кости животных (главным образом, свиньи) и раковины морских моллюсков.

Исследование особенностей поселений и жилищ, а также набора найденных на них артефактов и экофактов, позволяет высказать предположение, что культура населения северо-восточной и центральной Кореи в раннем железном веке относится к хозяйственно-культурному типу ручных земледельцев лесной зоны умеренного климатического пояса. Основным занятием жителей этих районов было земледелие, а подсобными видами хозяйственной деятельности — животноводство, охота, рыболовство и морское собирательство.

В ходе исследования было установлено, что культура чундо в различных районах корейского полуострова не однородна. В ней выделяются несколько локальных вариантов, для которых характерна различная степень взаимного сходства. В целом, можно отметить, что культура чундо в бассейне р. Намханган, самом южном районе ее распространения, характеризуется максимальной степенью отличий от культуры чундо в других регионах Корейского полуострова.

Локальные варианты культуры чундо в целом совпадают с двумя этапами ее периодизации. Памятники первого этапа локализуются преимущественно в бассейнах рек Туманган, Пукханган и Имджинган, памятники второго этапа — в бассейне р. Намханган. На побережье Японского моря отмечены комплексы обоих этапов культуры. По-видимому, этот регион представлял собой промежуточную территорию, связывающую северный и южный ареалы культуры чундо.

Памятники и вещественные материалы культуры чундо находят аналоги в кроуновской (туаньцзе), отчасти — в польцевской культуре российского Дальнего Востока и в культуре ханьского округа Лолан. Наибольшее сходство с кроуновским (туаньцзе) комплексом характерно для памятников типа чундо в северо-восточной Корее, несколько меньшее — в северных районах центральной Кореи (бассейнов рек Пукханган, Хантханган и побережья Японского моря). В материалах культуры чундо бассейна р. Намханган сходства с кроуновской (туаньцзе) культурой прослеживаются слабо. С кроуновской культурой и ее практически полной аналогией, культурой туаньцзе, комплекс типа чундо связывают особенности конструкций жилищ, морфологии керамики, железных изделий, характер хозяйственной жизни населения. В этих культурах представлены жилища с котлованами с входом коридорного типа, двухкамерные жилища. Жилища имеют деревянный каркас, который обмазывался глиной. В жилищах ранних этапов культуры чундо и кроуновской культуры часть столбов в жилищах расположена в средней части котлованов. Преобладают простые формы отопительных сооружений — костры, слегка углубленные в грунт ямы без дополнительных конструкций, очаги-«каменные ящики» и т. д. Для сооружения очагов широко применяется камень и глина. Во всех трех культурах отмечены сходные типы керамики, металлических изделий. У населения культуры чундо и кроуновской (туаньцзе) культуры, сложился, по-видимому, один и тот же хозяйственно-культурный тип.

К кроуновской культуре и к культуре туаньцзе исследователи относят погребения в каменных ящиках (Сопка Известковая, Сяоинцзы). В настоящий момент культурная атрибуция каменного ящика с памятника культуры чундо Помый Кусок вызывает сомнения, но дальнейшее накопления источников по данному вопросу, как с территории Кореи, так и с соседних районов Приморья и Маньчжурии, может пролить свет на характер погребального обряда культуры чундо.

По-видимому, в настоящее время можно говорить даже об этническом сходстве населения кроуновской (туаньцзе) культуры и культуры чундо. Отождествление кроуновского населения и населения культуры туаньцзе с известными по письменным источникам племенами воцзюй (окчо) уже давно является общепризнанным в китайской историографии и с этим выводом согласны многие отечественные исследователи [см., например, Линь Юнь, 1985, с. 8- Бродянский, 1996, с. 137, 141]. Население культуры чундо можно считать упоминающимся в письменных источниках народом е («Саньго чжи») или мальгаль («Самгук саги»), поскольку время и территория описываемых этими историческими сочинениями событий совпадают с датировкой и ареалом этой культуры. По мнению некоторых историков, народ воцзюй {окчо) в этническом отношении представляет собой восточную ветвь племен е [Бутин, 1984, с. 102]. О родстве этих племен могут свидетельствовать некоторые археологические находки, в частности, треножники вали из письменных источников, которые по сообщениям китайских историографов принадлежат к культуре народа воцзюй. Мы находим их аналогии на поселениях культуры чундо (культуре народа е). Это чаши на трёх — четырёх ножках.

Предметы ханьского типа, распространявшиеся на территории Корейского полуострова через округ Лолан, а также предметы польцевского типа (чугунные кельты) присутствуют на памятниках культуры чундо в бассейнах рек Туманган, Пукханган и Имджинган. О наличии контактов между населением культуры чундо и округом Лолан говорят также и письменные источники [см., например, Ким Бусик, 1995, с. 135]. Что касается аналогий с польцевской культурой, то кроме кельтов, других предметов польцевского типа на территории Корейского полуострова не обнаружено. Существует точка зрения, согласно которой чугунные кельты польцевского облика были предметом импорта и имели довольно широкий ареал бытования [Краминцев, 1996, с. 28]. Находки таких предметов в культуре чундо подтверждает эту гипотезу.

На основании связей культуры чундо с культурами сопредельных территорий и полученных в последнее время абсолютных дат, удалось построить относительную и абсолютную хронологию памятников культуры чундо. Комплексы в бассейне р. Туманган, для которых абсолютные даты отсутствуют, можно датировать только методом аналогий, поскольку большая часть материалов этих памятников сходна с материалами кроуновской культуры российского Приморья. В работах Ю. Е. Вострецова детально разбирается концепция трансформации кроуновской культуры на территории российского Приморья. Согласно ей, в IV—III вв. до н.э. происходит миграция части кроуновского населения на юг и юго-восток, волны которой в южном направлении доходят по крайней мере до бассейны р. Туманган. Данная позиция представляется нам вполне обоснованной, т.к. между кроуновскими памятниками и памятниками культуры чундо Корейского полуострова прослеживается глубокое сходство, иногда доходящее до тождества. Несомненно, миграции с территории Приморья на северо-восток, а оттуда и в центральные районы Корейского полуострова существовали, хотя точную причину продвижения приморских племен в раннем железном веке на Корейский полуостров установить пока не представляется возможным. Нижняя граница датировки кроуновской культуры на территории южного и юго-восточного Приморья по абсолютным датам соответствует концу V—IV вв. до н.э. Таким образом, памятники культуры чундо в северо-восточной Корее можно отнести примерно к тому же времени. Верхняя граница существования памятников кроуновской культуры в этом районе Приморья также определяется по абсолютным датам — начало I в. н.э. Выяснив примерную дату возникновения отношений населения культуры чундо с ханьским округом Лолан, верхнюю границу датировки памятников бассейна р. Туманаган мы определили по находке монеты ушу на пос. Помый Кусок — конец I в. до н.э.

На территории центральной Кореи самые ранние памятники культуры чундо выявлены в бассейнах рек Пукханган и Имджинган. Мы можем их датировать IV—III вв. до н.э. -1 в. На территории южных районов центральной Кореи (в бассейне р. Намханган), и отчасти в бассейне р. Пукханган и на побережье Японского моря, отмечены поздние комплексы культуры чундо, часть материалов которых можно относить уже к переходному к раннему средневековью периоду. Они датируются I—III вв. и даже более поздним временем.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать некоторые выводы о происхождении, путях распространения и особенностях трансформации культуры чундо на Корейском полуострове. Представляется вероятной следующая картина. Культура чундо ведет свое происхождение от кроуновский (туаньцзе) культуры Приморья и северо-восточного Китая. По каким-то причинам, которыми могло быть похолодание климата, население кроуновской культуры начинает перемещаться на территорию Кореи. Первоначально они пришли в бассейн р. Туманган, затем, в бассейны рек Имджингаен и Пукханган и далее, по побережью Японского моря — в бассейн р. Намханган.

По всей вероятности, на территории северо-восточной Кореи, которая находится в непосредственной близости к российскому Приморью, культура чундо сохраняет свои связи с кроуновской культурой и существует достаточно изолированно от других культур Корейского полуострова. С продвижением населения культуры чундо в центральную Корею, в бассейн р. Ханган, которая представляет собой путь, связывающий достаточно изолированные в географическом отношении западную и восточную части Кореи, ее связи с кроуновской культурой ослабевают. По археологическим материалам аналогии памятников этого района с кроуновской культурой прослеживаются, в основном, только по керамическим материалам. Хотя и в керамическом комплексе памятников южной окраины центральной Кореи уже много черт, отличающих ее от кроуновской (туаньцзе) культуры: практически исчезают баночные сосуды, сосуды с ручками, сосуды типа доу с полым коническим поддоном. К тому же, происходили контакты населения культуры чундо с местным населением Корейского полуострова. О наличии таких контактов свидетельствует присутствие в комплексе культуры чундо во все периоды ее существования традиционных форм шлифованных каменных изделий (наконечников стрел с плоским или выемчатым основанием, полулунных ножей, кинжалов и др.), техника изготовления которых возникает в этом регионе в бронзовом веке.

В бассейне р. Ханган население культуры чундо, начинает активно контактировать с культурой ханьского округа Лолан (вероятно, начиная с конца I в. до н.э.) и с культурой раннего Пэкче. Археологические и письменные источники дают основания предполагать, что контакты населения культуры чундо с населением раннего Пэкче протекали в форме военных столкновений. По-видимому, это сыграло свою роль в становлении Пэкче как государства. Можно также допустить, что какая-то часть населения культуры чундо вошла в состав Пэкче.

Переход к железному веку в северо-восточной и центральной Корее демонстрирует принципиальные отличия от начального этапа железного века северо-западной Кореи. В северо-западной Корее находки самых ранних предметов из железа (памятники Седжунни и Йонъёндон) представлены в комплексе с ножевидными монетами миндао. Их появление в этом районе связано с влиянием на эту часть Кореи со стороны царства Янь (323—222 гг. до н.э.) периода Чжаньго. Напротив, в северо-восточной и центральной Корее комплексы, подобные Седжунни и Йонъёндон, не выявлены. Самые ранние находки железных изделий на этой территории относятся к культуре чундо, внешние связи которой тяготеют к территории российского Дальнего Востока и прилегающей к нему территории Маньчжурии, и только отчасти — к ханьскому округу Лолан, созданному в 108 г. до н.э., уже после падения царства Янь.

Исследованный материал позволил наметить пути к решению ряда спорных и мало изученных вопросов не только корейской, но и дальневосточной археологии. В частности, нам удалось отчасти прояснить одно из направлений распространения и трансформации кроуновской культуры. Тем самым появилась возможность дополнить и расширить наши знания о раннем железном веке территории Азиатско-тихоокеанского региона в целом.

В данной работе были рассмотрены практически все основные компоненты культуры чундо. Однако из-за отсутствия материала осталась не разработанной такая важная часть культуры, как погребальный обряд. Исследование погребений культуры чундо в перспективе поможет не только дополнить ее характеристику, но и прояснить ряд вопросов, связанных с духовной жизнью населения северо-восточной и центральной Кореи в раннем железном веке. Кроме того, не получили достаточного освещения в данной работе вопросы, связанные с хозяйственной жизнью населения культуры чундо, технологией производства гладкостенной керамики типа чундо, трансформацией культуры туаньцзе и происхождении кроуновской культуры. Решение означенных проблем также требует расширения круга археологических источников, и не только путем поиска и исследования новых памятников, но также и посредством взаимодействия представителей археологических школ КНДР, КНР, России и Республики Корея.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники на русском языке
  2. В.И. Отчет о раскопках на Константиновском селище 1 и на Новогордеевском городище. Приморский край. 1987 г. // Архив ИА РАН. -Р-1, № 12 079.- 117 л.
  3. Ю.Е. Раскопки поселения Кроуновка-1 в Приморье в 2002 году. 2003 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН. Ф.-l, Оп.-2, № 560. — 53 л.
  4. А.В. Отчет об археологических работах в Приморье в 2002 г. 2003 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН, 30 л.
  5. Н.А. Отчет о раскопках поселения Анучино-14 и археологических разведках в Приморье в 2002 г. 2003 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН С. 5254.
  6. Пак М. Н. Описание корейский племен начала нашей эры (по «Сань-го чжи») // Российское корееведение. Альманах Международного центра корееведения при МГУ. Вып. 2. М.: МВД МГУ — Муравей, 2001. — С. 17−39.
  7. И.Ю. Отчет об археологической разведке в Лазовском и Михайловском районах Приморского края в 2002 г. 2002 г. // Архив ИИАЭ ДВО РАН. 93 л. на корейском языке
  8. Вон Ёнхван, Чхве Боггю. Туннэ (Туннэ). Чхунчхон: Музей ун-та Канвон, 1984, — 196 с.
  9. Каннын тэхаккё пакмульгван пальгуль юджок юмуль (Каталок археологических памятников и предметов из Музея ун-та Каннын). -Каннын: Музей ун-та Каннын, 2002. С. 88−199.
  10. Ким Вольлён. Пхуннамни тхосон нэ пхохамчхин чосапого (Отчет об исследованиях культурсодержащих отложений на городище Пхуннамни). Сеул: Изд-во Сеульского нац. ун-та, 1967. — 46 с.
  11. Ли Гонму, Ли Гансын, Хан Ёнхи, Ким Сонтхэ. Чундо чинджон пого I (Чундо I: отчет о раскопках, продолжающееся издание). Пусан: Центральный гос. музей, 1986. — 39 с.
  12. Пукхан мунхваюдждок пальгуль кэбо (Сообщения о раскопках памятников культуры Северной Кореи). — Сеул: Гос. ин-т культурного наследия Республики Корея, 1999. 643 с.
  13. Пхуннап тхосон II: Тонбёк пальгуль чоса погосо (Городище с земляным валом Пхуннап. Т. И: Отчет о раскопках восточной стены городища). Сеул: Гос. ин-т культурного наследия Республики Корея, 2002.-235 с.
  14. Пхуннап тхосон III: Самхва ёльлип чегончхук саоппуджи-е тэхан чоса пого (Городище с земляным валом Пхуннап. Т III: Отчет об исследовании участка корпорации Самхва, отведенного под работы по перестройке). -Осан: ун-т Хансин, 2003. 234 с.
  15. Пхуннап тхосон IV: Кёндан чигу 9 хо югу-е тэхан пальгуль пого: понмун, томён (Городище с земляным валом Пхуннап. Т. IV: Отчет о раскопках конструкции 9 на участке Кёндан: описания, иллюстрации. -Осан: ун-т Хансин, 2004-а. 348 с.
  16. Пхуннап тхосон IV: Кёндан чигу 9 хо югу-е тэхан пальгуль пого: топхан (Городище с земляным валом Пхуннап. Т. IV: Отчет о раскопках конструкции 9 на участке Кёндан: фотографии). — Осан: ун-т Хансин, 2004−6. 239 с.
  17. Пэк Хонги, Ко Донсун, Сим Санъюк. Янъян Чигённи чугоджи: кырим, саджин (Поселение Чигённи в у. Янъян: иллюстрации, фотографии). Каннын: Музей ун-та Каннын, 2002−6. — 270 с.
  18. Пэк Хонги, Ко Донсун, Сим Санъюк. Янъян Чигённи чугоджи: понмун (Поселение Чигённи в у. Янъян: описания). — Каннын: Музей унта Каннын, 2002-а. 214 с.
  19. Пэк Хонги, Ко Донсун. Каннын Тондонни чугоджи (Поселение Тондонни в окрестностях г. Каннын). Музей ун-та Каннын. — 1997. — С. 3−77.
  20. Пэк Хонги, Чи Хёнбён, Ко Донсун. Каннын Кёханни- чугоджи (Поселение Кёханни в окрестностях г. Каннын). — Каннын: Музей ун-та Каннын. 1998.-479 с.
  21. Пэк Хонги, Чи Хёнбён. Хвенсон Туннэ чугоджи (Поселение Туннэ в у. Хвенсон). Каннын: Музей ун-та Каннын. — 1997. — 164 с.
  22. Пэк Хонги. Краткий отчет о раскопках поселения Анинни в у. Мёнджу // Че 15-хве хангук когохак чонгук тэхве пальпхё ёджи (Мат-лы 15-го общекорейского археологического симпозиума). Сеул, 1991. — С. 5−11.
  23. Пэк Хонги. Янъянгун капхённи чугоджи пальгульджоса пого (I) (Отчет о раскопках поселения Капхённи в у. Янъян. Т. I). Каннын: Музей ун-та Каннын, 1984-а. — 81 с.
  24. Сок Гванджун. Отчет о раскопках памятника Кананни-1 // Кананни, Коённи, Курёнган юджок пальгульпого (Отчеты о раскопках памятников Кананни, Коённи и Курёнган). — Сеул: Пэксан чарёвон, 2003. С. 3−65.
  25. То Юхо. Отчет о раскопках древнего памятника Одон в г. Хверён // Юджок пальгуль пого (Отчеты об археологических раскопках). — Пхеньян: Сахве квахагвон чхулъпханса, 1960. — Т. 7. — 71 с.
  26. То Юхо. Отчет о раскопках древнего памятника Чходо в у. Наджин // Юджок пальгуль пого (Отчеты об археологических раскопках). Пхеньян: Сахве квахагвон чхулъпханса, 1956. — Т. 1. — 55 с.
  27. Тэсонни юджок пальгуль джоса (Раскопки памятника Тэсонни). -Сувон: Фонд культуры пров. Кёнгидо, 2004. 23 с.
  28. Хан Енхи. Находки с поселения Маджанни: описание материала // Чундо чинджон пого III: пурок (Чундо III: отчет о раскопках, продолжающееся издание. Приложение). — Пусан: Центральный гос. музей, 1986.- 10 с.
  29. Хван Гидок. Отчет о раскопках памятника Помый Кусок в г. Мусан // Когоминсок нонмунджип (Сборник статей по археологии и этнографии). -Пхеньян: Сахве квахагвон чхулъпханса, 1975. Т. 6. — С. 124−226.
  30. Чи Гонгиль, Хан Ёнхи. Чундо чинджон пого III (Чундо III: отчет о раскопках, продолжающееся издание). Пусан: Центральный гос. музей, 1986.-54 с.
  31. Чи Хёнбён, Пак Ёнгу. Поселение Канмундон в г. Каннын // Каннын Тондонни чугоджи: пурок (Поселение Тондонни в окрестностях г. Каннын: приложение). Музей ун-та Каннын. — 1997. — с. 79—166.
  32. Чи Хёнбён. Отчет о раскопках памятника Кёханни в пос. Чумунджин // Чонхвангие-ый когохак 1: Че 20-хве хангук сангоса хавхве пальпхё ёджи (Археология переходного времени: Мат-лы 20-го симпозиума Общества древней истории Кореи). 1998. — с. 129−137.
  33. Чи Хёнбён. Памятник Канмундон-болото // Че 44-хве чонгук ёксахак тэхве пальпхёмун (Мат-лы 44-го общекорейского исторического симпозиума). Сеул, 2001. — С. 2917.
  34. Чи Хёнбён. Сообщение о раскопках памятника Канмундон в г. Каннын // Хангук сангоса хакпо (Древняя история Кореи). — 1995. — № 18. С. 755−778.
  35. Чоннам-ый кодэ мёдже: томён, саджин (Древние погребения пров. Южная Чолла: иллюстрации и фотографии). — Мокпхо: Ун-т Мокпхо, 1996. 590 с.
  36. Юн Гыниль, Сим Ёнсоп. Сообщение о раскопках древнего памятника Капхённи в у. Янъян // Мунхваджэджи (Культурное наследие). 1996. — № 29. — С. 1−42.
  37. Янъян Капхённи (Капхённи в у. Янъян). Сеул: Гос. ин-т культурного наследия Республики Корея, 1999. — 177 с. на английском языке
  38. Krounovka 1 Site in Primorye, Russia: Report of Excavations in 2002 and 2003. Japan: Kumamoto, 2004. — P. 7−22.
  39. The Ancient culture of Nangnang (Древняя культура Лолана). Сеул: Центральный государственный музей, 2001. — 293 с.
  40. Д.А. Археология СССР. М: Высшая школа, 1977- Портал «Археология России», 2004. — 271 с.
  41. . В. Древнее Приморье (железный век). М.: Наука, 1970. — 145 с.
  42. В.И., Ивлев А. Л. Многослойный памятник Новогордеевское городище. Материалы раскопок 1986−1987 годов // Тр. ИИАЭ ДВО РАН, Т XI: «Актуальные проблемы дальневосточной археологии». -Владивосток: Дальнаука, 2002. — С. 46—58.
  43. Д.Л. Введение в дальневосточную археологию. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1987-а. 276 с.
  44. Д.Л. Илоу и воцзюй: новый взгляд на старую загадку // Изв. Восточного ин-та ДВГУ. 1996. — № 3. — С. 134−143.
  45. Д.Л. Неолит и палеометалл южного Приморья. Диссерт.: д.и.н. Новосибирск, 1987−6. — С. 129−138.
  46. Д.Л., Дьяков В. И. Приморье у рубежа эр. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984. — С. 5−62.
  47. Ю.М. Древний Чосон (историко-археологический очерк). -Новосибирск: Наука, 1982. 329 с.
  48. Ю.М. Корея: от Чосона к Трем Государствам (II в. до н.э. — IV в.). Новосибирск: Наука, 1984. — 255 с.
  49. М.В. К вопросу определения древних китайских монет «5 шу» («ушуцянь») // Эпиграфика Востока. Вып. XX. — JL: Наука, 1971. — С. 15−28.
  50. М.В. Корея до второй трети VII века: этнос, общество, культура и окружающий. мир. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. —432 с.
  51. М.В. Маньчжурия и Восточная Внутренняя Монголия (с древнейших времен до IX в. включительно). Владивосток: Дальнаука, 1994.-410 с.
  52. Восточная Азия // Археология зарубежной Азии. — М.: Высшая школа, 1986.-С. 253−352.
  53. Ю.Е. «Поворотные моменты» в культурной эволюции древнего населения Приморья // Археология, этнография и антропология Евразии. 2006. — № 3 (27). — С. 25−34.
  54. Ю.Е. Жилища и поселения железного века юга Дальнего Востока СССР (по материалам кроуновской культуры). Диссерт.: к.и.н. -Л., 1987.-205 с.
  55. Ю.Е. Раскопки жилищ кроуновской культуры на поселении Киевка в Приморье // КСИА. М.: Наука, 1985. — Вып. 184. — С. 60−63.
  56. Ю.Е. Раскопки поселения падь Семипятнова III в Приморье // КСИА. М.: Наука, 1986−6. — Вып. 186. — С. 99−104.
  57. Ю.Е., Жущиховская И. С. К вопросу о канах на памятниках кроуновской культуры Приморья // КСИА. М.: Наука, 1990. -Вып. 199.-С. 74−79.
  58. Ю.Е., Жущиховская И. С. Поселение кроуновской культуры Корсаковское-2 в Приморье // Новые материалы по первобытной археологии на юге Дальнего Востока (препринт). — Владивосток: Изд-во ДВО АН СССР, 1987. С. 23−30.
  59. В.Ф. Древняя керамика: методы и программы исследования в археологии. Киев: Наука думка, 1992. — 188 с.
  60. В.Ф. Программа статистической обработки керамики из археологических раскопок // СА. 1973. —№ 1. —С. 114—135.
  61. А.П. Польцевская культура на Амуре. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. — 67 с.
  62. А.П. Приамурье (I тысячелетие до нашей эры). — Новосибирск: Наука, 1976. 383 с.
  63. А.П. Ранний железный век Дальнего Востока (курс лекций), Ч. И. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1972. — С. 173— 192.
  64. А.П. Ранний железный век Приамурья. — Новосибирск: Наука, 1973.-352 с.
  65. Р.Ш. Жилище корейцев // Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. -М.: Наука, 1979. С. 216−227.
  66. Древности Бурей / Нестеров С. П., Гребенщиков А. В., Алкин С. В., Болотин Д. П., Волков П. В., Кононенко Н. А., Кузьмин Я. В.,
  67. JI.H., Табарев А. В., Чернюк А. В. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 2000. — 352 с.
  68. В.И. Приморье в эпоху бронзы. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989. — 296 с.
  69. И.С. О локально-хронологических вариантах памятников кроуновской культуры (по данным анализа керамики) // Археология и этнография народов Дальнего Востока. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. — С 72−77.
  70. И.С. Очерки истории древнего гончарства Дальнего Востока России. Владивосток: ДВО РАН, 2004. — 312 с.
  71. И.С., Кононенко Н. А. Каменный инвентарь поселения кроуновской культуры Киевка // Вопросы археологии Дальнего Востока СССР. Владивосток, 1987. — С. 4−12.
  72. А.В. Традиционное жилище корейцев: Автореф. дис. .канд. ист. наук. — Москва: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 1992. 25 с.
  73. В.Т., Кропоткин П. Н. Корея. Общие сведения // БЭС. М.: Изд-во «Советская Энциклопедия», 1973. — Т. 13. — С. 154 — 174.
  74. Итс Р. Ф. Введение в этнографию: учебное пособие. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. 160 с.
  75. Л.С. Археологическая типология. Л.: АН СССР, ЛФ ЦЭНДИСИ, 1991.-447 с.
  76. Н.А. Археология юга Дальнего Востока России в XIX—XX вв.. Библиографический указатель. Владивосток: Дальнаука, 2003. — 458 с.
  77. С.А. Керамический комплекс многослойного памятника Сенькина Шапка (в Приморье) // История и археология Дальнего Востока. К 70-летию Э. В. Шавкунова. Владивосток, 2000. — С. 49−52.
  78. С.А. Период развитого железа в Приморье (в контексте польцевской культурной общности): Автореф. дис. .канд. ист. наук. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2001. — 18 с.
  79. JI.P. Русская и латинская системы практической транскрипции корейских слов. Правила передачи корейских имен собственных и терминов в русском языке // Российское корееведение. Альманах. Вып. 2. М.: МЦК МГУ — Муравей, 2001. — С. 39802.
  80. С.О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца XX в. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002. — 626 с.
  81. В.Е. Летописные известия о древних тунгусо-маньчжурских племенах сушень-илоу // ИСО АН СССР. Сер. Общественных наук. 1964. -№ 9. — Вып. 3.-С. 119−129.
  82. В.Е. Неолит и бронзовый век Кореи // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. Новосибирск: Наука, 1978.-С. 9−87.
  83. М.Г., Чебоксаров Н. Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // СЭ. — 1955. — № 4. — С. 3−17.
  84. Ли Гибэк. История Кореи: новая трактовка. М.: «Первое Марта», 2000.-464 с.
  85. В.И. Бараба в эпоху позднего средневековья. — Новосибирск: Наука, 1990.-260 с.
  86. Ю.Г. Исследование памятников кроуновской культуры в долине р. Суйфун // Вперед. В прошлое. К 70-летию Жанны Васильевны Андреевой. Владивосток: Дальнаука, 2000. — С. 286−294.
  87. А.П. Далекое прошлое Приморья. — Владивосток: Приморское книжное изд-во, 1959-а. 291 с.
  88. А.П. Начало железного века в Приморье // Тр. ДВФ СО АН СССР. Сер. историческая, Т. I. — Саранск, 1959−6. — С. 13−36.
  89. А.П., Бродянский Д. Л. Древнее поселение на острове Петрова // Археология Южной Сибири. Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 1979. — С. 3−13.
  90. А.П., Бродянский Д. Л. Кроуновская культура // Археология Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск: Наука, 1984. -С. 100−114.
  91. А.П., Глинский С. В., Медведев В. Е. Раскопки древнего поселения Булочка у города Находка // ИСО АН СССР, Сер. общественных наук. 1972. — Вып. 2. — № 6. — С. 66−72.
  92. А.П., Шавкунов Э. В. Погребение с бронзовыми кинжалами на реке Майхэ (Приморье) // СА. 1960. — № 3. — С. 282−288.
  93. В.М. История Кореи. Т. 1. С древнейших времен до 1876 года. М.: Муравей, 2003. — 464 с.
  94. Чебоксаров Н. Н, Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М.: Наука, 1971.-256 с.
  95. В.Э. Племена илоу и культуры раннего железного века Приморья // Вестник ДВО РАН. 2006. — № 5. — С. 135−140.
  96. Э.В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л.: Наука, 1968. — 128 с.
  97. Э.В. Приморье и соседние с ним районы Дунбэя и Северной Кореи в I—III вв.. н.э. // Тр. ДВФ СО АН СССР. Серия историческая. 1959. — С. 37−74.
  98. А.Ф. Археология Кореи (краткий очерк). — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1962. 54 с.
  99. А.В. Керамика верхнего слоя поселение на р. Чапигоу // Учен, зап. / ДВГУ. 1970. — Т. 28. — С. 97−101.
  100. О.В. Проблема выделения бронзового века в Приморье. -СПб.: МАЭ РАН, 2004. 212 с. на корейском языке
  101. Кан Инук, Чхон Сонхэн. Анализ материалов памятников с узкими бронзовыми кинжалами с территории российского Приморья // Хангук сангоса хакпо (Древняя история Кореи). — 2003. — № 42. — С. 1—34.
  102. Кан Инук. О трансформации культуры бронзового века в бассейне р. Туманган: периодизация керамики северо-восточной Кореи и связи с сопредельными территориями // Хангук когохакпо (Археология Кореи). — 2007.-№ 62.-С. 46−89.
  103. Квак Джончхоль, Ким Чханок, Ли Хснсок, Квон Тхэён, Мун Бэксон, Ю Бённок, О Хубэ. Сухёль конмульджи чоса панбомнон (Теория и методика изучения построек с котлованом). — Сеул: Чхунчхугак, 2004. — 217 с.
  104. Ким Вольлён. Хангук когохак ёнгу (Статьи по археологии Кореи). — Сеул: Изд-во Илъджиса, 2000. 741 с.
  105. Ким Вольлён. Хангук когохак кэсоль (Основы археологии Кореи). — Сеул: Изд-во Илъджиса, 1986. С. 128−144.
  106. Ким Джансок. Бронзовый век // Хангук когохак каны (Лекции по археологии Кореи). Сеул: Хангук когохакхве, 2007. — С. 73—106.
  107. Ли Бёнсон. Начало железного века в бассейне р. Амноккан // Когоминсок нонмунджип (Сборник статей по археологии и этнографии). -Пхеньян: Сахве квахагвон чхульпханса, 1967. Т. 1. — С. 12—17.
  108. Ли Намгю. К вопросу о культуре раннего железного века Южной Кореи: по данным анализа железных изделий // Хангук когохакпо (Археология Кореи). 1982. — № 13. — С. 39−59.
  109. Ли Намгю. Процесс проникновения культуры раннего железа на Корейский полуостров: по материалам периода до образования ханьского округа Лолан // Хангук сангоса хакпо (Древняя история Кореи). — 2002. — № 36. -С. 31−51.
  110. Ли Хонджон. Процесс формирования керамики типа чундо II Хангук сангоса хакпо (Древняя история Кореи). 1991. — № 6. — С. 59−82.
  111. Ли Хонджон. Чхондонги сахве-ый тхоги-ва чуго (Керамика и жилища общества бронзового века). Сеул: Согён мунхваса, 1996. — 224 с.
  112. Ли Чхонгю. Ранний железный век // Хангук когохак каны (Лекции по археологии Кореи). Сеул: Хангук когохакхве, 2007. — С. 107−135.
  113. Но Хёкджин. К вопросу о происхождении керамики типа чундо II Хонам когохакпо (Археология р-на Хонам). 2004. — № 4. — С. 97—112.
  114. Пак Сунбаль. Хансон Пэкче-ый тхансэн (Зарождение Пэкче эпохи Хапсона). — Сеул: Согён мунхваса, 2001. — 362 с.
  115. Пэк Хонги. Сообщение о раскопках памятника Канмундон-болото в г. Каннын // Канвон когохакпо (Археология пров. Канвондо). — 2002. — № 6.-С. 151−176.
  116. То Юхо. О погребение в гробе-урне, выявленное в Мёнсари, у. Синчхон // Мунхва юсан (Культурное наследие). — 1962. — № 3. — С. 4560.
  117. У Джонъён. Чунсобу чиёк сонгунни мунхва ёнгу (Культура сонгунни центрального и северного районов Кореи). Сеул: Сеульский нац. ун-т, 2002.-150 с.
  118. Хангук когохак чонмун саджон: чхондонги сидэ пхён (Специализированный словарь по археологии Кореи: кн. «Эпоха бронзы»), Тэджон: Гос. ин-т культурного наследия Республики Корея, 2004. — 629 с.
  119. Хангукса: чхоги кукка Кочосон, Пуё, Самхан (История Кореи: ранние государства Древний Чосон, Пуё, Самхан). — Сеул: Кукса пхёнчхан вивонхве, 1997−6. — Т. 4. — 312 с.
  120. Хангукса: чхондонги мунхва-ва чхольги мунхва (История Кореи: бронзовый и железный век). Сеул: Кукса пхёнчхан вивонхве, 1997-а. — Т. 3.-584 с.
  121. Хван Гидок. К вопросу о начале железного века в бассейне р. Туманган // Когоминсок нонмунджип (Сборник статей по археологии и этнографии). Пхеньян: Сахве квахагвон чхулъпханса, 1963. — Т. 4. — С. 1— 10.
  122. Чосон когохак кэё (Основы археологии КНДР). Пхеньян: Изд-во Квахак пэкква саджон, 1995. — 304 с.
  123. Чхве Муджан. Отчет о раскопках поселения железного века Игонни // Инмун квахак нончхон (Сборник статей по гуманитарным наукам). — Сеул: Изд-во ун-таКонгук, 1979.-Т 12.-С. 113−153.
  124. Ю Ынсик. Культура раннего железного века бассейна р. Туманган и культура эпохи прото-троецарствия центральной Кореи) // Сунсиль тэхаккё че 19 чип (Сборник трудов ун-та Сунсиль). — Сеул: Ун-т Сунсиль, 2006. Вып. 19.-С. 133−192.
  125. Ю Ынсик. Сообщение о раскопках памятника Сопка Булочка на территории Приморского края России // Че 47-хве чонгук ёксахак тэхве пальпхё чарёджип (Мат-лы 44-й общекорейского исторического симпозиума). Сеул, 2004−6. — С. 27−41.
  126. Ван Пэйсинь, Ли Чэньци, Чэнь Гоцин. Основные результаты раскопок 1995 г. на памятнике Хэкоу в д. Саньдаохэ г. Хайлинь // Бэйфан вэньу.- 1996,-№ 2.-С. 16−18.
  127. Ван Хуэй, Е Цисяо, Чжао Чжэфу. Хэйлунцзян каогу вэньу туцзянь (Иллюстрированный каталог археологического и культурного наследия пров. Хэйлунцзян). Харбин: Народное изд-во пров. Хэйлунцзян, 2000. -356 с.
  128. Ли Чэньци, Чэнь Гоцин. Краткий отчет о раскопках памятника Хэкоу, г. Хайлинь пров. Хэйлунцзян // Каогу. 1996. — № 2. — С. 52 — 60.
  129. Линь Юнь. О культуре туальцзе // Бэйфан вэньу. — 1985. — № 1. С. 8— 22.
  130. Лю Янь, Чжэнь Пэйсю. Краткий отчет об исследованиях памятника Туанынань в у. Хулань в окрестностях г. Харбин // Бэйфан вэньу. 1992. — № 2.-С. 18−21.
  131. Сун Юйбинь, Ван Хунфэн, Тан Инь. Сообщение о раскопках памятника Сяцзя, г. Тумэнь пров. Цзилинь // Бэйфан вэньу. — 2001. — № 2. -С. 8−16.
  132. Сун Юйбинь, Пу Жуньу, Ма Чэнцзи. Отчет о раскопках памятника Синьгуан, г. Яньцзи пров. Цзилинь // Каогу. — 1992. — № 7. С. 615—623.
  133. Тань Инцзе, Сунь Сюйжэнь, Чжао Хунгуан, Ган Чжигэн. Хэйлунцзян цюйюй каогусюэ (Археология района Хэйлунцзяна). — Шэньян: Изд-во Академии наук КНР, 1991. 254 с.
  134. Хоу Лимин. Археологические находки с памятника Чжуаньвачан, г. Яньцзи пров. Цзилинь // Бэйфан вэньу. — 1985. — № 3. — С. 29−32, 21.
  135. Цзинь Сюйдун, Чжао Дянькунь, Дун Фэн. Могильник Ваньфабоцзы, г. Тунхуа пров. Цзилинь // Каогу. 2003. — № 8. — С. 3214.
  136. Цзинь Тайшу. нь, Чжао Хунгуан. Краткий отчет о раскопках памятника Цинхуа в у. Биньсянь пров. Хэйлунцзян // Каогу. — 1988. — № 7.- С. 592−600.
  137. Чжан Тайсян. Поселение эпохи неолита Дачэнцзы в у. Дуннин пров. Хэйлунцзян //Каогу. 1979. -№ 1. — С. 15−19.
  138. Чжао Хунгуан, Ли Ипин. Краткий отчет о раскопках памятника Чжэньсин в у. Хайлинь пров. Хэйлунцзян // Бэйфан вэньу. 1997. — № 3. -С. 2−9.
  139. Чжао Юнцзюнь, Ван Цзин. Краткий отчет о разведочных работах 1992 г на памятнике Дунсин, г. Хайлинь пров. Хэйлунцзян // Бэйфан вэньу.- 1996.-№ 2.-С. 26−27.
  140. Чжао Юнцзюнь, Чжао Хунгуан. Раскопки памятника Дуйкоу, г. Хайлинь пров. Хэйлунцзян // Каогу. 1997. — № 7. — С. 16−26.
  141. Чэнь Гоцин, Ли Яньте. Краткий отчет о раскопках 1994 г. на памятнике Дунсин в д. Саньдаохэ, г. Хайлинь пров. Хэйлунцзян // Бэйфан вэньу. 1996. — № 1. — С. 2−6.
  142. Чэнь Гоцин, Чжан Вэй, Ли Яньте. Краткий отчет о раскопках памятника Дунсин, г. Хайлинь пров. Хэйлунцзян // Каогу. — 1996. — № 10. -С. 15−22.
  143. Яньцзиши вэньучжи (Описание памятников материальной культуры г. Яньцзи). Чанчунь: Комитет по созданию описаний памятников материальной культуры пров. Цзилинь, 1986. — 231 с. на английском языке
  144. Vostretsov Y. Events preceding appearing of the first state in the Far East of Russia // The First International Symposium of Bohai Culture. — Vladivostok, 1996.-P. 60−61.
  145. Yuri E. Vostretsov. Interaction of maritime and agricultural adaptations in the Japan Sea basin // The prehistory of food: appetites for change. — London & New York, 1999. P. 322−332.на японском языке
  146. Усуки Исао. Тэцуки дзидай-но Тохоку Адзиа (Северо-восточная Азия в железном веке). Токио: Изд-во Досэйся, 2004. — 318 с. 1. Ресурсы сети интернет174. http://www.nricp.go.ki-/kr/dic (Когохак саджон, «Археологический словарь»).
Заполнить форму текущей работой