Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры: по материалам коллекции Государственного Эрмитажа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Труды отечественных и зарубежных антиковедов, посвященные материалам боспорских некрополей и особенностям погребального обряда боспорян в поздний период существования Боспорского царства, свидетельствуют о многообразии археологических источников их изучения. Среди находок в погребениях римского времени, немалую часть составляют выполненные в относительно невысоком рельефе раскрашенные гипсовые… Читать ещё >

Содержание

  • I. ВВЕДЕНИЕ
    • 1. 1. Объект и предмет исследования
      • 1. 1. 1. Гипс и его особенности. Античные письменные источники об изделиях из гипса
      • 1. 1. 2. Характеристика и формирование эрмитажной коллекции гипсовых украшений боспорских деревянных саркофагов
      • 1. 1. 3. Хронологические и географические рамки исследования
    • 1. 2. Постановка проблемы
      • 1. 2. 1. Цели и задачи исследования
    • 1. 3. Методика исследования
      • 1. 3. 1. Археологический аспект
      • 1. 3. 2. Искусствоведческий аспект
  • II.
  • Глава 1. История изучения гипсового декора боспорских деревянных саркофагов
    • 1. 4. 1. Степень изученности декора саркофагов римского времени
    • 1. 4. 2. Археологический подход к изучению декора саркофагов
    • Глава 2. Типология гипсовых украшений деревянных саркофагов Боспора. Проблема бытования типа
    • II. 2.1 Архитектурные детали и элементы утвари
  • П. 2.2 Растительные мотивы
  • Q.2.3 Анималистические мотивы
  • П. 2.4 Мифологические персонажи и сюжетные композиции
    • II. 2.5 Фигурки, статуэтки и фрагменты скульптуры и рельефов из гипса
      • 11. 2. 6. Бюсты
      • 11. 2. 7. Фрагменты разных украшений. 44 П. 2.8 «Римейки» или подделки. 44 II.2.9 Трагические театральные маски как пример бытования изобразительного типа
    • Глава 3. Археологический контекст. Погребальный комплекс
  • П. 3.1 Проблема датировки (на примере комплекса находок из земляного склепа К-26 некрополя Нимфея)
  • TL3.2 Критерии определения социальной стратификации
    • Глава 4. Вопросы семантики и стилистики погребального декора
  • П. 4.1 Проблема взаимосвязи декора с погребальным культом (на примере сюжета с Ниобидами)
    • II. 4.2 Греко-римская пластическая традиция — художественная основа гипсового декора боспорских деревянных саркофагов

    П. 4.3 Местные особенности и художественное своеобразие погребальной пластики европейского Боспора. Критерии выявления мастерских по производству гипсовых украшений для деревянных саркофагов на Боспоре.

    П. 4.4 Декоративный ансамбль. Варианты декора саркофага.

    II.4.5 Проблема синтеза и синкретизма в греко-варварском искусстве Северного Причерноморья.

    11.

    Глава 5. Внешняя критика источника. Проблема установления подлинности памятников эрмитажного собрания.

  • Гипсовый рельеф в погребальных памятниках Европейского Боспора первых веков новой эры: по материалам коллекции Государственного Эрмитажа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Труды отечественных и зарубежных антиковедов, посвященные материалам боспорских некрополей и особенностям погребального обряда боспорян в поздний период существования Боспорского царства, свидетельствуют о многообразии археологических источников их изучения. Среди находок в погребениях римского времени, немалую часть составляют выполненные в относительно невысоком рельефе раскрашенные гипсовые аппликации, 1 предназначавшиеся для украшения деревянных саркофагов. Многие группы находок, датированные первыми веками н. э. — стеклянные сосуды, керамика, изделия из металла, надгробные стелы — обстоятельно изучены и хорошо освещены в литературе. В отличие от них, изделия из гипса как самостоятельная группа памятников исследованы не столь подробно, хотя интерес к этим произведениям античного художественного ремесла возник достаточно давно, а в последние десятилетия минувшего века заметно обострился. С одной стороны, это было связано с раскопками в 19 661 977 гг. римского катакомбного некрополя Нимфея археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством Н. JI. Грач. С другой стороны, публикация материалов Луврского собрания изделий из дерева и гипса3 и развитие темы в исследованиях отечественных и зарубежных ученых4 послужили поводом к изучению и введению в научный оборот этой группы памятников эрмитажной коллекции.5.

    1 Слово «аппликация», означающее в русском языке способ создания плоскостных орнаментов или изображений путем наклеивания отдельных элементов, в данном случае используется для обозначения рельефных накладных украшений, тоже наклеивавшихся на ровную поверхность стенок саркофага или прикреплявшихся к его угловым и выступающим частям. В зарубежных работах, касающихся этого вида погребального декора, используется термин «appliqu6».

    2Грач Н. Л. Раскопки некрополя Нимфея // АО 1974. М.: 1975. С. 270−271- она же. Раскопки некрополя Нимфея в 1973;74 гт. // Новые открытия советских археологов: Тезисы докладов. Ч. 2. Киев: 1975. С. 59−60- она же. Раскопки некрополя Нимфея // АО 1977. М.: 1978. С. 314−315- она же. Нимфейская археологическая экспедиция (основные итоги исследований за 1973;1987 гг.) // Итоги работ археологических экспедиций Государственного Эрмитажа. Л.: 1989. С. 81−92- она же. Некрополь Нимфея. Государственный Эрмитаж. СПб.: Наука. 1999. — Тема данной работы была предложена автору H. Л. Грач именно в связи с находками гипсовых изделий в некрополе Нимфея во время раскопок 1974;1976 гг.

    3 Pinelli P., W^sowicz A. Catalogue des bois et stucs grecs et romains provenant de Kertch. Musde du Louvre. Paris, 1986 (далееWP 1986). Cf. rev.: Jijina N. / Archeologia XL. Warszawa. 1990. Pp. 183−187- Жижина H. К. Изделия из дерева и гипсовые украшения деревянных саркофагов из Пантикапея в собрании Лувра / ВДИ 1. М.: 1990. С. 228−235.

    4 Берзина С. Я. Производство гипсовых изделий на Боспоре // АИБ. Вып. И. Симферополь: 1962. С. 237−256: в основу работы было положено подробное изучение коллекции Керченского историко-археологического.

    В процессе изучения гипсовых украшений деревянных саркофагов возникает ряд вопросов. Могут ли эти находки считаться достаточным или, по крайней мере, весомым основанием для выводов о дате захоронений, в которых они найдены? Можно ли признать присутствие в погребении фрагментов саркофага с гипсовыми рельефами социально значимым фактором? Достаточно ли обнаруженных при раскопках фрагментов набора гипсовых аппликаций для полной реконструкции декора саркофага? Всегда ли сохраняется единый принцип размещения рельефов на его стенках и крышке? Какие стилистические особенности украшений сближают их с античной традицией, какие классические образцы были взяты боспорскими ремесленниками за основу, и как они трансформировались в местной художественной среде? Каков смысл и значение декора саркофагов в ритуале проводов усопшего в иной мир, и, наконец, какова иконографическая программа, заключенная в образной системе, применявшейся местными мастерами? Ответы на поставленные вопросы далеко не всегда могут быть однозначными, однако, они требуют обсуждения, и необходимость в этом назрела. музея (с 1992 — Керченский историко-культурный музей заповедник) с использованием материалов эрмитажного собранияRodziewicz М. Some Questions about the Adaptation of Niobides Representations in Panticapean Art of the Roman Period / Melanges offerts к Kazimierz Michalowski. Warszawa. 1966. Pp. 635−639- Pinelli P. A propos d’un d? cor de sarcophage provenant de Kertch // La Revue du Louvre et des Musses de France. Octobre, 1987. No 4. Pp. 273−277- она же. Proposition d’un mod61e pour les Niobides de Panticap^e / Archeologia XLI. 1990. Pp. 45−55- W^sowicz A. Bustes-Miniatures // Travaux de la Maison de l’Orient Mediterraneen. No 27. N6cropoles et pouvoir. Ideologies, pratiques et interpolations. Actes du colloque Th? ories de la пёсгоро1е antique. Lyon 21−25 janvier 1995. Marchegay S., Le Dinahet M.-T., Salles J.-F. (edd). Paris-Lyon-Athenes. 1998. P. 191 198- она же. Niobides en stuc provenant de Kertch dans les musses polonais // Боспорские исследования V. 2004. С. 495−502- она же. Bustes-miniatures en stuc provenant de Kertch// Centre d’arch^ologie M? diterran?enne de l’Acad6mie Polonaisedes sciences. Etudes et travaux. Vol. XX. 2005. P. 298−313.

    5 Жижина H. К. Гипсовые трагические маски из боспорских некрополей римского времени в собрании Эрмитажа (по материалам Нимфея и Пантикапея) // Тезисы докладов региональной научной конференции, посвященной 150-летию Керченского историко-археологического музея. Керчь- 1984; она же. Комплекс гипсовых рельефов из земляного склепа некрополя Нимфея и вопросы реконструкции декора боспорских деревянных саркофагов римского времени// ТГЭ28. СПб.: ДмитрийБуланин. 1997. С. 149−166- JijinaN. Nymphaion Necropolis in Bosporus // Travaux de la Maison de l’Orient M6diterran6en. No 27. Wcropoles et pouvoir. Ideologies, pratiques et interpretations. Actes du colloque Theories de la ndcropole antique. Lyon 21−25 janvier 1995. Marchegay S., Le Dinahet M.-T., Salles J.-F. (6dd). Paris-Lyon-Athenes: 1998. P. 199−216- она же. Wooden Sarcophagi with Plaster-Cast Appliques from Nymphaeum // Northern Pontic Antiquities in the State Hermitage Museum. Boardman J., Solovyov S. L., Tsetskhladze G. R. (edd.). Colloquia Pontica. Vol. 7. Leiden-Boston-KOln: Brill. 2001. PP. 249−266- она же. Synthesis of Cultures or Local Interpretation of Greek Art and Tradition (after the materials from great burials and necropoli of the Bosporan area) // Collection arch^ologie et histoire de Г antiquity Universit? Lumtere-Lyon 2. Vol. VII. Les cultes locaux dans les mondes Grec et Romain. Actes du colloque de Lyon 7−8 Juin 2001. G. Labarre et al. (.

    Изложенный в данной работе материал, как кажется, позволяет.

    высказать некоторые суждения о том, что же представляет собой такая.

    группа археологических находок, как украшения для деревянных саркофагов,.

    изготовленные из гипса. Охарактеризовав сущность рассматриваемого.

    материала как многопланового источника, сочетаюш-его в себе признаки.

    памятника материальной культуры, то есть археологического артефакта, и.

    изделия, относящегося к категории произведений массового искусства, автор

    постарался представить эту двойственную природу на нескольких.

    конкретных примерах. Так, в процессе осмысления имеющейся в нашем.

    распоряжении информации пути исследования естественным образом.

    расположились двунаправленно. Археологическая его часть преимущественно посвящена уточнению.

    времени распространения на Боспоре увлечения гипсовым декором в.

    погребальной практике и выяснению потенциальной возможности включить.

    находку в захоронениях гипсовых аппликаций в число значимых признаков.

    для определения социального статуса погребенных. С использованием.

    традиционных археологических приемов, на примере отдельно взятого.

    долговременно существовавшего комплекса (земляная катакомба К-26.

    нимфейского некрополя), думается, была продемонстрирована достаточная.

    степень надежности полученных датировок. Учитывая, что находки из.

    датированных комплексов некрополя Пантикапея (например, из каменного.

    ящика N2 30 (28) в кургане на Глинище, раскопки 1901 г.) в дате с.

    нимфейскими существенно не расходятся, велика вероятность того, что.

    — гипсовые украшения боспорских деревянных саркофагов.

    можно признать датирующим археологическим материалом и,.

    сохранив принятую для них широкую дату (I-II вв.), принять и.

    узкие хронологические рамки наиболее активного применения гипсового рельефа в отделке саркофагов на европейском.

    Боспоре в пределах между серединой I и серединой II в. Вторая проблема, для рассмотрения которой были использованы.

    археологические методы, касается отражения в погребальных памятниках.

    социального статуса «владельцев» погребального сооружения. Здесь, как.

    кажется, выводы следует предлагать с большей осторожностью. Основное.

    внимание при оценке археологического объекта с этой точки зрения должно.

    быть, как и в большинстве других случаев, уделено корреляции находок.

    гипсовых украшений и фрагментов саркофага с другими характеристиками.

    изучаемого комплекса. В качестве «работающего» коррелирующего признака.

    гипсовые аппликации можно рассматривать в сочетании с масштабностью и.

    сложностью конструкции погребального сооружения (как в случае с.

    пантикапейским склепом, раскопанным в 1900 г. на земле нотариуса.

    Фельдштейна), набором сопровождающего инвентаря, в котором.

    наличествуют дорогие изделия (что, кстати, в ярко выраженном виде не.

    встречено ни в одном из погребений первых веков н. э. в боспорских.

    некрополях), и дополнительными деталями устройства, «маркированными».

    элементами (как, например, высеченные на стенах катакомбы К-7 некрополя.

    Нимфея рельефные полуфигуры и золотая индикация с монеты).^ ^^ Тем не.

    менее, в одинаково бедных находками захоронениях, конструктивно мало.

    различающихся между собой или идентичных.

    — присутствие гипсовых украшений в археологическом.

    комплексе можно признать значимым критерием определения.

    социального статуса погребенных, принадлежавших к верхним.

    слоям городского населения — не исключительно высокого.

    уровня благосостояния, но на верхней границе зажиточности. Оценка исследуемого материала с точки зрения развития искусства.

    Боспора первых столетий н. э., стилистический анализ памятников, попытка.

    Ростовцев 1913/14- Грач 1999. 132−137. Рис. 59−62. Табл. 162. прочтения некоторых из их семантических пластов, думается, позволяет.

    определить гипсовый погребальный рельеф как единый художественно семантический комплекс, в котором нашли отражение и традиционные для.

    всего античного мира мифологические образные системы, и художественные.

    схемы и решения, восходящие к классическому времени, и местный колорит,.

    региональная художественная специфика, выразившаяся в грубовато наивной пластике рельефов и их яркой красочной выразительности. Попытка.

    сопоставить гипсовые боспорские аппликации для деревянных саркофагов с.

    работами скульпторов, работавших в метрополии над изготовлением.

    саркофагов из мрамора, предпринятая не впервые, но с использованием более.

    широкого образного репертуара, показала, что заимствования и.

    самостоятельная творческая переработка мастерами знакомых устойчивых.

    образцов сосуществовали в боспорском художественном ремесле. Наряду с.

    буквальными «слепками» с аттических, римских и малоазийских образцов.

    (пантикапейские театральные маски, голова пантеры, некоторые из фигур

    Ниобид), на Боспоре пользовались спросом и такие изделия, в которых.

    традиционная античная тематика и художественные схемы обретали новое.

    качество, продолжая эхом звучать в по-своему динамичных, но пластически.

    далеких от классических норм декоративных мотивах и образах (ажурные.

    акротерии, расписные букрании, мелкие медальоны с изображениями.

    Медузы и оскалившихся львов, нимфейские Ниобиды). С другой стороны, в.

    репертуаре боспорских гипсовых рельефов яснее выступают образные.

    предпочтения (фигурки Аттиса, свойственные малоазийской традиции), чаще.

    используются фигуры, наполненные, содержанием, очевидно, более.

    востребованным в регионе (например, Змееногая богиня). Однако же при.

    всей разнородности памятников, предложенная типологическая.

    классификация, кажется, со всей определенностью указывает на греческую.

    основу художественного творчества боспорян. Эта предварительная.

    типология представляет собой, по выражению Ж.-К. Гардена, то.

    упорядоченное множество объектов, которое позволит в дальнейшем «делать заключения относительно фактов, не содержащихся в первичном.

    представлении объектов".^ ^^ Таким образом,.

    — на примере гипсового декора деревянных саркофагов.

    отчетливо выявляется стилистическое своеобразие боспорской.

    гипсовой пластики, ее особенности, получившие развитие в.

    процессе взаимодействия греческого и местного населения.

    Боспорского царства. Боспорский погребальный рельеф в виде.

    гипсовых аппликаций для саркофагов дополняет условно обобщенный портрет местной культурной среды, сложившейся.

    на поздних этапах античности в результате этого.

    взаимовлияния.

    Введение

    в научный оборот памятников из собрания Государственного.

    Эрмитажа, с точки зрения автора данной работы, может дать.

    дополнительный материал для осмысления многих проблем истории.

    культуры Боспора и его связей с античным Средиземноморьем и варварским.

    миром. Он может способствовать разворачиванию дискуссий по конкретным.

    вопросам археологической и искусствоведческой проблематики, не.

    последними из которых могут оказаться и затронутые в работе темы.

    достоверности и надежности источников, имеющих репутацию.

    документальных. В связи с этим может быть обсужден и вопрос о сюжетах,.

    возможно, использовавшихся мастерами декоративно-прикладного.

    искусства, работавшими в русле тех художественных течений, которые были.

    востребованы средой, жившей в соответствии с региональными принципами,.

    законами и верованиями. Бесспорным в любом случае остается то, что.

    производство расписных гипсовых аппликаций для украшения стенок.

    саркофагов и гробов — явление в жизни греческих городов Северного.

    Причерноморья локальное и ограниченное во времени. а-сУП. 1902. 152(1−2).

    dy ННФ. 73. 61.

    еУ ННФ. 74. 567а. b.

    Диам. 12 см. Вые. 4 см. f). Деталь крепежа. Украшения в виде крупнои мелкопрофилированных.

    разорванных колец и полуколец различной высоты (2−4,5.

    см). Базы и капители выполнены частью в половину, частью.

    в три четверти окружности, и дополнены раскраской: на.

    скоциях гипс покрыт светлой охрой или розовой краской. На оборотной округло вогнзтой стороне отчетливо.

    отпечатались желобки каннелюр. По-видимому, половинки.

    баз и капителей крепились к полуколонкам, помещенным.

    вдоль стенок, а капителями и базами, выполненными в три.

    четверти окружности, были дополнены колонки, которые.

    располагались по углам. Оборотная сторона гипсовых.

    деталей имеет средний внутренний диаметр 8 см и часто.

    снабжена низкой (вые. 1 см), зубчатой подпоркой,.

    укрепленной по длине окружности для увеличения ширины.

    основания. Ширина самой подпорки также невелика: 1−1,2.

    см. Простое вычисление указывает на то, что диаметр

    деревянных колонок и полуколонок едва ли превышал 6 см. С уверенностью разделить эти детали на две подфуппы (отделить.

    базы от капителей) невозможно. Различие между базой и,.

    скажем, ионийской капителью было бы очевидно в случае.

    находки гипсовых балюстр (что было бы уместно при.

    оформлении угловых частей) или завитков волют, i В.

    данном же случае оно может заключаться лишь в.

    незначительных расхождениях размеров диаметра и.

    ширины валиков и скоций: базами, очевидно, можно.

    считать изделия, у которых валики и скоций шире и реже,.

    капителями, соответственно, те, у которых они уже и чаще. Единственной деталью, которую предположительно можно.

    было бы трактовать как часть капители, является лист.

    аканфа (см. типы II.2.2.5−6), однако, археологически.

    зафиксировать соотнесенность этих украшений в.

    погребениях ни с фрагментами колонок, ни с гипсовыми.

    профилированными деталями не удается. В любом случае,.

    поскольку капитель не является прямым отражением базы,.

    то нельзя исключить вероятность того, что верхние части.

    колонки с эхином и абаком могли бьггь вырезаны из дерева. [1] Например, ионические деревянные капители зафиксированы Ф.

    И. Гроссом на саркофаге 1864 г. с горы Митридат.

    [Сокольский 1969. Табл. 37, JV" 91. 63] и на саркофаге с.

    Ниобидами из раскопок А. Е. Люценко в 1874 г. в Керчи у.

    Долгой скалы [там же. Табл. 32, Ss 80. 60].

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Алексеев 2003 — Алексеев А. Ю. Хронография Европейской Скифии. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2003.
    2. Алексеева 1975 Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья. Ч. I. М.: 1975 (САИГ1−12). С.
    3. Алексеева 1978 Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья. Ч. II. М.: 1978 (САИ Г1−12). С.
    4. Алексеева 1982 Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья. Ч. III. М.: 1982 (САИ Г1−12). С.
    5. Андреев 1996 Андреев Ю. В. Греки и варвары в Северном Причерноморье (основные методологические и теоретические аспекты проблемы межэтнических контактов)//ВДИ№ 1 (216). 1996. С. 3−17.
    6. Античное Причерноморье Античное Причерноморье. Сборник статей по классической археологии. С. JI. Соловьев (ред.). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2000. С. 236.
    7. Античные государства Античные государства Северного Причерноморья. // Археология СССР с древнейших времен до средневековья в 20 томах. Г. А. Кошеленко, И. Т. Кругликова, В. С. Долгоруков (отв. ред.). М.: Наука. 1984. 392 С.
    8. Арсеньева 1977 Арсеньева Т. М. Некрополь Танаиса. М.: 1977. С.
    9. Берзина 1962 Берзина С. Я. Производство гипсовых изделий на Боспоре // АИБ. Вып. И. Симферополь: 1962. С. 237−256.
    10. Блаватский 1941 Блаватский В. Д. Раскопки некрополя Тиритаки в 1933 г. // МИА 4. М.- Л.: Изд. АН СССР. 1941. С. 61−74.И. Блаватский 1979 Блаватский В. Д. Необычная фигурка педагога / КСИА 159. 1979. С. 22−26.
    11. Блаватский 1985 Блаватский В. Д. Греко-скифское искусство // Блаватский В. Д. Античная история и археология. М.: 1985. С. 132−164.
    12. Блок 1986 Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука. 1986. 254 С.
    13. Бродская 1960 Бродская Н. В. Тема театра в искусстве античных городов Северного Причерноморья. Л.: 1960 (НБА АХ СССР, ф. 11, оп. 2, ед. хр. 447−448).
    14. Бычков 1981 Бычков В. В. Эстетика поздней античности. II—III вв.ека. М.: Наука. 1981.325 С.
    15. Вальдгауер 1945 Вальдгауер О. Ф. Миф о гибели Ниобид в искусстве V века до х. Э.//ТОАМ.Л. 1945. С. 5−45.
    16. Варнеке 1919 Варнеке Б. В. Актеры Древней Греции. Одесса. Вып. V. 1919. С. 124.
    17. Бахтина 2005 Бахтина М. Ю. Греческое искусство и искусство Европейской Скифии // Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху. СПб.: 2005. С.297−397.
    18. Гайдукевич 1949 Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.- JL: Издательство АН СССР. 1949. 622 С.
    19. А. Д. 1975 Грач А. Д. Принципы и методика историко-археологической реконструкции форм социального строя (по курганным материалам скифского времени Казахстана, Сибири и Центральной Азии) // Социальная история народов Азии. М.: 1975. С. 158−182.
    20. Грач 1975а Грач Н. Л. Раскопки некрополя Нимфея // АО 1974. М.: 1975. С. 270 271.
    21. Грач 1975b Грач Н. Л. Раскопки некрополя Нимфея в 1973−74 гг. // Новые открытия советских археологов: Тезисы докладов. Ч. 2. Киев: 1975. С. 59−60.
    22. Грач 1978 Грач Н. Л. Раскопки некрополя Нимфея // АО 1977. М.: 1978. С. 314 315.
    23. Грач 1985 Грач Н. Л. Нимфей в конце IV—I вв. до н. э. Особенности развития. // Причерноморье в эпоху эллинизма. Материалы III Всесоюзного симпозиума по древней истории Причерноморья. Цхалтубо. 1982. Тбилиси. 1985. С. 333−341.
    24. Грач 1987а Грач Н. Л. Нова пам’ятка еллшстичного часу з Шмфею // Археолопя. 1987, № 57. Кшв. С. 81−94.
    25. Грач 1989 Грач Н. Л. Нимфейская археологическая экспедиция (основные итоги исследований за 1973−1987 гг.) // Итоги работ археологических экспедиций Государственного Эрмитажа. Л. 1989. С. 81−92.
    26. Грач 1999 Грач Н. Л. Некрополь Нимфея. Государственный Эрмитаж. СПб.: Наука. 1999. С.
    27. Грейвс 1992 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. Пер. с англ. Ред., комм. А. А. Тахо-Годи. М.: Прогресс. 1992. 624 С.
    28. Давыдова 1990 Давыдова Л. И. Боспорские надгробные рельефы V в. до н. э. — III в. н. э. Каталог выставки. JL: 1990.
    29. Давыдова 1994b Давыдова JI. И. Боспорские надгробные рельефы II в. до н. э. — II в. н. э. Автореферат канд. дисс. СПб.: 1994.18 С.
    30. Давыдова 2000 Давыдова JI. И. «Боспорское искусство»: проблема определения // Таманская старина 3. Греки и местное население Боспора Киммерийского. Ред. С. JI. Соловьев, Г. Р. Цецхладзе. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2000. С. 96−98.
    31. Давыдова 2004 Давыдова JI. И. (ред.). Античная скульптура. Лапидарная коллекция из собрания Керченского государственного историко-культурного заповедника. Т. I. Киев: Мистецтво. 2004. 255 С.
    32. Доманский 1965 Доманский Я. В. О начальном периоде существования греческих городов Северного Причерноморья. // АСГЭ. Вып. 7. Л.: 1965. С. 116−141.
    33. Доманский 1970 Доманский Я. В. Заметки о характере торговых связей греков с туземным миром Северного Причерноморья в VII—IV вв. до н. э. // АСГЭ. Вып. 12. Л.: 1970. С. 47−53.
    34. Жебелев 1901 Жебелев С. А. Пантикапейские Ниобиды // MAP 24. СПб., 1901. С. 1−57.
    35. Жижина 1987 Tesori d’Eurasia. 2000 anni di Storia in 70 anni di Archeologia Sovietica. Palazzo Ducale, Venezia. A cura di В. B. Piotrovskij. Exhibition catalogue. Milano: Montadori [Publishers], 1987. Cat. 186−194. Pp. 148−154.
    36. Жижина 1990 Жижина H. К. (Рец.:) Изделия из дерева и гипсовые украшения деревянных саркофагов из Пантикапея в собрании Лувра // ВДИ № 1. М.: 1990. С. 228−235.
    37. Жижина 1997 Жижина Н. К. Комплекс гипсовых рельефов из земляного склепа некрополя Нимфея и вопросы реконструкции декора боспорских деревянных саркофагов римского времени // ТГЭ 28. СПб.: Дмитрий Буланин. 1997. С. 149−166.
    38. Жижина 1999 Древний город Нимфей. Каталог выставки (науч. ред.). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1999. Кат. 348−353 (гипсовые украшения саркофагов). С. 123−124.
    39. Жижина 2005 Жижина Н. К. Четыре гипсовые аппликации I—II вв. из раскопок Нимфея в собрании Эрмитажа // СГЭ. LXIII. СПб. 2005. С. 77−82.
    40. Жижина 2007 Жижина Н. К. Гипсовые трагические маски — элемент декора боспорских деревянных саркофагов I—II вв. (по материалам коллекции Государственного Эрмитажа) // Випперовские чтения. Вып. 38. М.: 2007 (в печати).
    41. Журавлев 2006 Журавлев Д. В. Краснолаковая керамика юго-западного Крыма I—III вв. н. э. (по материалам позднескифских некрополей Бельбекской долины). Автореферат канд. дисс. М.: 2006. 20 С.
    42. Журавлев 2007 Журавлев Д. В. Понтийская сигиллата из могильников Бельбек III и Бельбек IV в юго-западном Крыму (в печати). 119 С.
    43. Захаренков 1999 Захаренков Н. В. Грунтовой склеп I в. н. э. на некрополе Илурата// БФII. СПб.: 1999. С. 315−317.
    44. Иванова 1945 Иванова А. П. Черты местного стиля в деревянной резьбе Боспора римского времени // Труды Отдела античного мира Государственного Эрмитажа. Т. 1.Л.: 1945. С. 167−198.
    45. Иванова 1953 Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. JL: 1953.191 С.
    46. Иванова 1954а Иванова А. П. Образы местной мифологии в искусстве Боспора // Ученые записки ЛГУ. Серия исторических наук. Вып. 20. Л.: 1954. С.
    47. Иванова 1954b Иванова А. П. Местные мотивы в декоративной скульптуре Боспора / СА XV. М.: 1954. С.
    48. Иванова 1955а Иванова А. П. О некоторых особенностях боспорской живописи // АГСП. М.- Л.: Изд-во АН СССР. 1955. С. 286−296.
    49. Иванова 1955b Иванова А. П. Художественные изделия из дерева и кости // АГСП. М.- Л.: Изд-во АН СССР. 1955. С. 406−436.
    50. Иванова 1961 Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. Очерки. Киев. 1961.150 С.
    51. Иессен 1947 Иессен А. А. Греческая колонизация Северного Причерноморья, ее предпосылки и особенности. Л.: 1947.
    52. Историзм 1996 Историзм в России. Стиль и эпоха в декоративном искусстве. 1820е—1890е годы. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. Ред. Н. Ю. Бирюкова, И. Н. Уханова. СПб.: Славия. 1996.429 С.
    53. Историография 1980 Историография античной истории. В. И. Кузищин (ред.). М.: Высшая школа. 1980. С.
    54. Каменецкий 1973 Каменецкий И. С. Катакомбные погребения в некрополе Танаиса//АО 1972. М.: 1973. С. 128−129.
    55. Кессиди 1986 Кессиди Ф. X. Философия, диалог и диалектика в Древней Греции классического периода. // Проблемы античной культуры. М.: Наука. 1986. С. 18−23.
    56. Кивокурцев 1941 Кивокурцев Н. П. Боспорская гипсовая статуэтка Эрота // С, А VII. 1941. С. 280−283.
    57. Клейн 1995 Клейн Л. С. Археологические источники // Классика археологии. Вып. II. СПб.: ФАРН. 1995. 2-е изд. 349 С.
    58. Клейн 2001 Клейн Л. С. Принципы археологии. СПб.: Бельведер. 2001. 152 С.
    59. Книпович 1934 Книпович Т. Н. К вопросу о торговых сношениях греков с областью реки Танаиса в VII—V вв. до н.э. // ИГАИМК. Вып. 104. М.- Л.: 1934. С. 90−110.
    60. Книпович 1955а Книпович Т. Н. Художественная керамика в городах Северного Причерноморья//АГСП. I. М.- Л.: Наука. 1955. С. 356−391.
    61. Книпович 1955Ь Книпович Т. Н. Основные линии развития искусства городов Северного Причерноморья в античную эпоху // АГСП. I. М.- Л.: Наука. 1955. С. 164−187.
    62. Кобылина 1941 Кобылина М. М. Раскопки некрополя Тиритаки в 1934 г. // МИА 4. М.- Л.: 1941. С. 75−84.
    63. Кобылина 1951а Кобылина М. М. Поздние боспорские пелики // МИА 19. М.- Л.: Издательство АН СССР. 1951. С. 136−170.
    64. Кобылина 1951b Кобылина М. М. Скульптура Боспора // МИА 19. М.- Л.: Издательство АН СССР. 1951. С. 171−188.
    65. Кобылина 1958 Кобылина М. М. Мастерская коропласта в Пантикапее // СА XXVIII. 1958. С. 178−192.
    66. Кобылина 1961 Кобылина М. М. Терракотовые статуэтки Пантикапея и Фанагории. М.: 1961.
    67. Кобылина 1972Кобылина М. М. Античная скульптура Северного Причерноморья. М., 1972.
    68. Кобылина 1978 Кобылина М. М. Изображения восточных божеств в Северном Причерноморье в первые века н. э. М.: Наука. 1978. 215 С.
    69. Колтухов, Пуздоровский 1983 Колтухов С. Г., Пуздоровский А. Е. Грунтовой склеп из окрестностей Неаполя Скифского // Население и культура Крыма в первые века н. э. Киев: 1983. С. 149−153.
    70. Корпусова 1983 Корпусова В. Н. Некрополь Золотое. К этнокультурной истории европейского Боспора. Киев: 1983. С.
    71. Кропоткин 1970 Кропоткин В. В. Римские импортные изделия в Восточной Европе. II в. до н. э. — V в. н. э. // САИ Д1−27. М.: Наука. 1970. С.
    72. Круглое 1987 Круглов А. В. О композиции и датировке фрагмента рельефа «Посещение Дионисом драматического поэта» // СГЭ LII. JL: Искусство. 1987. С. 33−36.
    73. Круглов 1998 Круглов А. В. Самобытность и греческие традиции в римском декоративном рельефе I в. до н. э. — I в. / Автореферат канд. дисс. СПб.: СПбГУ. 1998.20 С.
    74. Круглов 2000а Круглов А. В. Мраморные кратеры в убранстве римского сада // SYZSITIA. Сб. статей памяти Ю. В. Андреева. СПб.: Алетейя. 2000. С. 136−142.
    75. Круглов 2000b Круглов А. В. Нимфейская сердоликовая печать и архаистические композиции // Античное Причерноморье. Сборник статей по классической археологии. С. JI. Соловьев (ред.). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2000. С. 217−226.
    76. Кунина 1997 Кунина Н. 3. Античное стекло в собрании Эрмитажа. СПб.: Аре. 1997. 360 С.
    77. Кунина 1997а Кунина Н. 3. К вопросу о стеклоделии на Боспоре // ТГЭ XXVIII. СПб.: Дмитрий Буланин. С. 134−148.
    78. Кунина, Сорокина 1972 Кунина Н. 3., Сорокина Н. П. Стеклянные бальзамарии Боспора // ТГЭ 13. Л.: 1972. С. 146−177.
    79. Лазенкова 1999 Лазенкова Л. М. Керченский музей древностей. Основатели // БФ И. СПб.: 1999. С. 73−79.
    80. Лосев 1991 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат. 1991. 522 С.
    81. Музы и маски Музы и маски. Театр и музыка в античности. Античный мир на петербургской сцене. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2005.
    82. На краю ойкумены На краю ойкумены. Греки и варвары на северном берегу Понта Эвксинского. Каталог выставки в Государственном историческом музее. Д. В. Журавлев (ред.). М.: 2002.
    83. Нимфей 1999 Древний город Нимфей. Каталог выставки. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 1999. С. 58−60.
    84. Новые поступления 1977 Новые поступления Эрмитажа. 1966−1977. Каталог выставки. Л.: Аврора. 1977.
    85. Ростовцев 1913/14 Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. СПб.: 1913/1914.
    86. Ростовцев 1925 Ростовцев М. И. Скифия и Боспор. Л.: 1925.
    87. Саверкина 1962 Саверкина И. И. Мраморный саркофаг из Мирмекия // ТГЭ VII. JI.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 1962. С. 247−266.
    88. Саверкина 1972 Саверкина И. И. К характеристике стиля аттических саркофагов римского времени // ТГЭ XIII. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 1972. С. 135−145.
    89. Саверкина 1986 Саверкина И. И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа. Оригиналы и римские копии. Л.: Искусство. 1986.
    90. Сидорова 1960 Сидорова Н. А. Римские саркофаги в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина // Труды ГМИИ «им. Пушкина. М.: Искусство. 1960. С. 79−102.
    91. Силантьева 1959 Силантьева П. Ф. Некрополь Нимфея // МИА 69. М.- Л.: Издательство АН СССР. 1959. С. 5−107.
    92. Силантьева 1974 Силантьева П. Ф. Терракоты Пантикапея // САИ Г1−11. Ч. III. Л.: Наука. 1974. С. 5−37.
    93. Соколов 1967 Соколов Г. И. О портретной головке из гипса в собрании Государственного Эрмитажа // СГЭ XXVIII. Л.: 1967. С. 38−40.
    94. Соколов 1973 Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. Л.: Аврора. 1973.
    95. Соколов 1999а Соколов Г. И. Искусство Боспорского царства. М.: 1999.
    96. Соколова 2003 Соколова О. Ю. (ред.). Материалы Нимфейской экспедиции. Вып. 1. СПб.: Государственный Эрмитаж. 2003. 60 С., 32 ил.
    97. Сокольский 1969 Сокольский Н. И. Античные деревянные саркофаги Северного Причерноморья // САИ Г1−17. М.: Наука. 1969.
    98. Сокольский 1970 Сокольский Н. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья/ Автореф. докт. дисс. М.: 1970. С.
    99. Сокольский 1971 Сокольский Н. И. Деревообрабатывающее ремесло в античных государствах Северного Причерноморья // МИА 178. М.: Наука. 1971.
    100. Сорокина 1957 Сорокина Н. П. Тузлинский некрополь // Труды ГИМ. Вып. 96. М.: 1957. С.
    101. Строганов 1862 Строганов С. Доклад о действиях Императорской археологической комиссии за 1862 год // ИАК. Вып. 7. СПб., 1863. С. I-XXII.
    102. Тарадаш 1976 Тарадаш А. М. Памятники античного искусства в Одесском археологическом музее АН УССР // Материалы по археологии Северного Причерноморья. Вып. 8. Одесса: 1976. С. 225−232.
    103. Тункина 1999 Тункина И. В. О судьбе рукописного наследия Павла Дюбрюкса // БФII. СПб.: 1999. С. 8−35.
    104. Тэйлор 1989 Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М.: Политиздат. 1989. 573 С. (Cf.: TylorE. В. Primitive Culture. London. 1871).
    105. Фролов 2000 Фролов Э. Д. Традиции классицизма и петербургское антиковедение // Проблемы истории, филологии, культуры. Вып.8. Москва-Магнитогорск: 2000. С. 61−83.
    106. Фролов 2006 Фролов Э. Д. Русская наука об античности. Историографические очерки. 2е изд. СПб.: Издательский Центр „Гуманитарная Академия“. 2006.607 С.
    107. Фрэзер 1980 Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат. 1980. 831 С. (Cf.: Frazer G. The Golden Bough. London. 1923).
    108. Хазанов 1975 Хазанов A. M. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников Евразийских степей. М.: Наука. 1975.343 С.
    109. Ходза 1997 Ходза Е. Н. К вопросу об анималистических изображениях в античной коропластике // ТГЭ 28. СПб.: Дмитрий Буланин. 1997. С. 63−73.
    110. Ходза 2000а Ходза Е. Н. Терракотовые статуэтки мальчиков из собрания Эрмитажа// ZYIIITIA. Сб. статей памяти Ю. В. Андреева. СПб.: Алетейя. 2000. С. 125−131.
    111. Ходза 2000b Ходза Е. Н. Терракотовый бюст из Пантикапея. Попытка интерпретации // Античное Причерноморье. Сборник статей по классической археологии. С. Л. Соловьев (ред.). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2000. С. 192−216.
    112. Ходза 2001 Ходза Е. Н. Греческая терракотовая полуфигура V в. до н. э. из собрания Эрмитажа // СГЭ LIX. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа. 2001. С. 37−40.
    113. Шауб 1987 Шауб И. Ю. Культы и религиозные представления населения Боспора. Автореферат канд. дисс. Л.: 1987.
    114. Шауб 1987а Шауб И. Ю. Погребения кургана Большая Близница как источник по истории религиозных представлений жителей Боспорского царства // КСИА191.М.: 1987.
    115. Шталь 2000 Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и СНГ. Пелики. IV в. до н. э. Керченский стиль. Т. 1. М.: Прогресс-Традиция. 2000.
    116. Шталь 2004 Шталь И. В. Свод мифо-эпических сюжетов античной вазовой росписи по музеям Российской Федерации и СНГ. Леканы, аски, лекифы, ойнохои, IV в. до н. э., Керченский стиль. Т. 2. М.: Прогресс-Традиция. 2004.
    117. Шульц 1953 Шульц П. Н. Мавзолей Неаполя Скифского. М.: 1953. С.
    118. Щеглов 1976 Щеглов А. Н. Система „полис-хора“ и контактные зоны в Причерноморье // Тезисы докладов XIV Международной конференции античников социалистических стран. Ереван. 1976. С. 523−525
    119. Щукин 1978 Щукин М. Б. Об „узких“ и „широких“ датировках // Проблемы археологии. Вып. 2. М.: 1978. С. 28−32.
    120. Щученко 1991 Щученко В. А. История философии в контексте культуры. Французская философская культура в XVII веке. // Автореферат докт. дисс. Л.: 1991.34 С.
    121. Яйленко 1982 Яйленко В. П. Греческая колонизация VII—III вв. до н. э. По данным эпиграфических источников. М.: Наука. 1982. 312 С.
    122. Akten 1995 (1998) Akten des Symposiums 125 Jahre Sarkophag-Corpus. Marburg, 4.-7. Oktober 1995 / Koch G. (Dir.), Amedick R., Bielefeld D., Grassinger D. (Collab.). Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern. Sarkophag-Studien. 1998. 324 Pp.
    123. Altmann 1902 Altmann W. Architektur und Ornamentik der Antiken Sarkophage. Berlin. 1902.
    124. Amedick 1991 Amedick R. (ed.). Die Sarkophage mit Darstellungen aus dem Menschenleben 4: Vita Privata // ASR. Bd. 4.1. 1991.
    125. Andreae 1977 Andreae B. et. al. Zweites Symposion iiber die antiken Sarkophagreliefs / AA. 1977. 327−478.
    126. Baratte-Metzger 1985 Baratte F., Metzger C. Musee du Louvre: Catalogue des sarcophages en pierre des epoques paienne et paleochretienne. Paris: 1985.
    127. Bieber 1939 Bieber M. The History of the Greek and Roman Theatre. Princeton-London-the Hague: Princeton University Press-Oxford University Press-Martinus Nijhoff. 1939. Pp. 467.
    128. Bielefeld 1997 Bielefeld D. Die stadtromische Sarkophage 2: Weinlese- und Ernteszenen // ASR. Bd. 5.2.2. 1997.
    129. Binford 1971 Binford L. R. Mortuary Practices: Their Study and Their Potential // Memories of the Society for American Archaeology. Vol. 25. 1971. P. 6−29.
    130. Bltimner 1879 Bliimner H. Technologie und Terminologie der Gewerbe und Kiinste bei Griechen und Rdmern. Leipzig. 1879 (1875−87).
    131. Bouzek 2000 Bouzek J. Attic Art of Late 5th and 4th century ВС // Таманская старина 3. Греки и местное население Боспора Киммерийского. Ред. С. Л. Соловьев, Г. Р. Цецхладзе. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2000. С. 105−106.
    132. Brennecke 1970 Brennecke Т. Kopf und Maske. Untersuchungen zu den Akroteren Sarkophagdeckeln. Berlin. 1970. Diss. S. 291.
    133. Brilliant 1984 Brilliant R. Visual Narratives. Storytelling in Etruscan and Roman Art. Ithaca-London: Cornell University Press. 1986 (1984 — 1st ed.).
    134. Cain 1985 Cain H.-U. Romische Marmorkandelaber. Beitrage zur ErschlieBung hellenistischer und kaiserzeitlicher Skulptur und Architektur. Band 7. Fittschen K., Zanker P. (hrsgb.). Mainz-am-Rhein: Verlag Philipp von Zabern. 1985.
    135. Chehab 1968 Chehab M. A. Bulletin du Musee de Beyrouth 21.1968.
    136. Clarke 2003 Clarke J. R. Art in the Lives of Ordinary Romans. Visual Representation and Non-elite Viewers in Italy, 100 ВС — AD 315. Berkeley-Los Angeles-London: UCP. 2003.
    137. Clinton 1992 Clinton K. Myth and Cult. The Iconography of the Eleusinian Mysteries. Stockholm. 1992.
    138. Collignon 1911 Collignon M. Les statues funeraires dans Part grec. Paris. 1911.
    139. Cook 1964 Cook R. M. Niobe and Her Children. An Inaugural Lecture. Cambridge. 1964.
    140. Cook 1985 Cook B. F. The Townley Marbles. London. 1985.
    141. Cormack 1994 Cormack S. (Rev.) Schmidt-Colinet A. et al. Das Tempel-Grab Nr. 36 in Palmyra: Studien zur palmyrenischen Grab-architektur und ihrer Ausstattung. Mainz: 1992. Pp. 35−42, n. 32 / JRA. 7. 1994. Pp. 437−446.
    142. Cumont 1906 Cumont F. V. Les religions orientales dans le paganisme romain. 1906.
    143. Cumont 1942 Cumont F. V. Recherches sur le symbolisme funeraire des Romains. Paris: P. Geuthner. 1942.
    144. Cumont 1959 Cumont F. V. Afterlife in Roman Paganism. New York. 1959 (reprint from 1922).
    145. Dubois de Montpereux 1843 Dubois de Montpereux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkases, en Colchide, en Georgie, en Armenie et en Crimee. Paris, 1843. Vol. V.
    146. Duncan-Jones 1982 Duncan-Jones R. The Economy of the Roman Empire: Quantitative Studies (2nd ed.). Cambridge. 1982. Pp. 127−131, 166−171.
    147. Edgar 1903 Edgar С. C. Greek Sculpture // Catalogue Gendral des Antiquites Egyptiennes du Musee du Caire. Imprimerie de L’Institute Fran9ais. D’Archeologie Orientale. Le Caire. 1903. Nos. 27 425−27 630. Pp. 83. Pis. XXXII.
    148. Edgar 1906 Edgar С. С. Sculptors' Studies and Unfinished Works // Catalogue GeMral des Antiquites Egyptiennes du Musee du Caire. Imprimerie de L’Institute Fran? ais. D’Arch6ologie Orientale. Le Caire. 1906. Nos. 33 301−33 506. Pp. 91. Pis. XLIII
    149. Eisner 1995 Eisner J. Art and the Roman Viewer: The Transformation of Art from the Pagan World to Christianity. Cambridge: 1995.
    150. Ewald 2004 Ewald В. C. Death and Myth: New Books on Roman Sarcophagi // AJA Vol. 103. No 2. Pp. 344−347.
    151. Filarska 1957 Filarska B. Szkla starozytne. Museum Narodowe w Warszawie. Warszawa: 1957.
    152. Gaggadis-Robin 2005 Gaggadis-Robin V. Les sarcophages pai’ens du Musee de l’Arles antique. Editions du Musee de l’Arles et de la provence antiques. 2005 (I Class Studies 18 2 026 690).
    153. Gaidukevi<5 1971 Gaidukevic V. F. Das Bosporanische Reich. Berlin-Amsterdam. 1971.
    154. Geoming 1984 Geoming W. A. Die florentiner Niobiden. Diss. The Bonn University. 1984.
    155. Gilby 1996/98 Gilby D. M. Weeping Rocks: the Stone Transformation of Niobe and Her Children. Dissertation. University of Wisconsin. Madison. 1996 (Ibid.: Ann Arbor. UMI. 1998. XIII. 336 Pp., ills.).
    156. Grassinger 1994 Grassinger D. The Meaning of Myth on Roman Sarcophagi // Myth and Allusion: Meaning and Uses of Myth in Ancient Greek and Roman Society. Boston: Fenway Court. 1994. Pp. 71−107.
    157. Hagg, Nordquist 1990 Hagg R., Nordquist G. C. (edd.). Celebrations of Death and Divinity in the Bronze Age Argolid. Stockholm: 1990.
    158. Halm-Tisserant 2004 Halm-Tisserant M. Le sparagmos, un rite de magie fecondante // Kernos 17 (2004). Pp. 119−142.
    159. Herdejiirgen 1996 Herdejiirgen H. Stadtromische und Italische Girlandensarkophage 1: Die Sarkophage des Ersten und Zweiten Jahrhunderts // Andreae В., Koch G. (hrsgb). ASRBd. 6.2.1. 1996.
    160. Hesburg 1989 Hesburg H. von. Neuere Literatur zu romischen Grabbauten / JRA 2. 1989. Pp. 207−213.
    161. Hopkins 1983 Hopkins K. Death and Renewal // Sociological studies in Roman history. Vol. 2. London-New York-Sydney: CUP. 1983.
    162. Hoving 1996 Hoving Т. False Impressions. The Hunt for Big-Time Art Fakes. New YorkA Simon & Schuster. 1996. 567 Pp.
    163. Humphreys 1990 Humphreys S. C. (Rev.) Morris I. Burial in Ancient Society: The Rise of the Greek City-State. Cambridge: 1987 / Helios 17.1990. Pp. 263−268.
    164. Huskinson 2000 Huskinson J. (ed.). Experiencing Rome: culture, identity and power in the Roman Empire. London: Open University and Routledge. 2000.
    165. Huskinson 2002b Huskinson J. Culture and social relations in the Roman province // Salway P. (ed.). The Roman Period. Oxford History of the British Isles. Oxford. 2002.
    166. Huskinson 2003 Huskinson J. Sandwell I. (edd.). Culture and Society in Later Roman Antioch. Oxbow. 2003.
    167. Huskinson 2002−2003 Huskinson J. Theatre, performance and theatricality in some mosaic pavements from Antioch // Bulletin of the ICS. Vol. 46. 2002−2003. Pp. 131−165.
    168. Isings 1957 Isings C. Roman Glass from Dated Finds. Groningen- Djakarta: 1957.
    169. Isler-Kerenyi 1971 Isler-Kerenyi C. Ein Spatwerk des Berliner Malers // AK No 14. 1971. S. 25−31.
    170. Jijina 1990 Jijina N. (Rev.) Paule Pinelli, Alexandra W^sowicz. Musee du Louvre. Catalogue des bois et stucs grecs et romains provenant de Kertch. Paris, 1986. 187 PP. //Archeologia. XL. Warszawa. 1990. PP. 183−187.
    171. Jijina 2007 Jijina N. С. The Decor of Bosporan Sarcophagi, First-Second Centuries B.C. // Greeks in the North coast of the Black Sea. Cat. exh. The Paul Getti museum. Malibu. Los Angeles (in print).
    172. Jones 1987 Jones R. Burial Customs of Rome and the Provinces // Wacher J. (ed.). The Roman World II. London: 1987. Pp. 812−844.
    173. Kieseritzky-Watzinger 1909 Kieseritsky G., Watzinger C. Griechische Grabreliefs aus Sudrussland. Berlin: 1909.
    174. Kleiner 1988 Kleiner D. E. E. Funerary Art and Architecture: Observations on the Significance of Recent Studies / JRA 1. 1988. Pp. 115−119.
    175. Koch 1993 Koch G. Sarkophage der romischen Kaiserzeit. Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern. 1993.
    176. Koch, Sichtermann 1982 Koch G., Sichtermann H. Romische Sarkophage. Miinchen: 1982.
    177. Koch et al. 1998 Akten des Symposiums 125 Jahre Sarkophag-Corpus. Marburg, 4.-7. Oktober 1995 / Koch G. (Dir.), Amedick R» Bielefeld D., Grassinger D. (Collab.). Mainz am Rhein: Philipp von Zabern. Sarkophag-Studien. 1998.
    178. Koortbojian 1995 Koortbojian M. Myth, Meaning, and Memory on Roman Sarcophagi. Berkeley-Los Angeles: 1995.
    179. Kranz 1999 Kranz P. (bearbt.). Die stadtromische Eroten-Sarkophage 1: Dionysische Themen mit Ausnahme der Weinlese- und Ernteszenen // ASR. Bd. 5.2.1. 1999.
    180. Kunina 1997 Kunina N. Ancient Glass in the Hermitage Collection. The State Hermitage. SPb.: Ars Publishers. 1997.
    181. Kunina 1998 Kunina Nina Z. A glass portrait from Nymphaion // Archeologia. XLVIII. 1997. Warsawa, 1998. P. 51−53.
    182. Kurtz, Boardman 1971 Kurtz D. C., Boardman J. Greek Burial Customs. Oxford: Thames and Hudson. 1971. Pp. 384.
    183. La Baume 1974 La Baume P. Glas der Antiken Welt // Wissenschaftliche Kataloge des Romisch-Germanischen Museum Koln. Bd. 1. Koln: 1974.
    184. La Baume, Salomonson 1976 La Baume P., Salomonson J. W. Romische Kleinkunst: Sammlung Karl Loffler // Wissenschaftliche Kataloge des Romisch-Germanischen Museum K6ln. Bd. 3. Koln: 1976.
    185. Laffineur 1987 Laffineur R. (ed.). Thanatos: Les costumes funeraires en Egee a l’age du bronze. Liege: 1987.
    186. Ling 1976 Ling R. Stuccowork // Strong D., Brown D. (edd.) Roman Crafts. London: 1976. P. 209−221.
    187. Matz 1968−75 Matz F. Die Dionysischen Sarkophage / Die antiken Sarkophagreliefs. IV. Bd. 1−4. Berlin. 1968−1975.
    188. Mielsch 1975 Mielsch H. R6mische Stuckreliefs // RM 21. 1975. Heidelberg: F. H. Kerle Verlag. SS. 201. Tfln. 88
    189. Minns 1913 Minns E. H. Scythians and Greeks. Cambridge. 1913.
    190. Morris 1987 Morris I. Burial and Ancient Society, the Rise of the Greek City-State // New Studies in Archaeology. Cambridge University Press. 1987. 262 Pp.
    191. Morris 1992 Morris I. Death Ritual and Social Structure in Classical Antiquity // Key Themes in Ancient History. Cartledge P. A., Garnsey P. D. A. (edd.). Cambridge: CUP. 1992. Pp. xv, 264.
    192. Murray 1981 Murray S. C. Rebirth and Afterlife: A Study of the Transmutation of Some Pagan Imagery in Early Christian Funerary Art (BAR-IS no. 100). Oxford: 1981.
    193. Nock 1946 Nock A. D. Sarcophagi and Symbolism / AJA 50. 1946. Pp. 140 170.
    194. Nymphea Nymphea. Confin de Oikoumene. Fondos Arqueologicos del Ermitage. Catalogo. Vatencia- Salamanca. 2002−2003.
    195. Pinelli 1987 Pinelli P. A propos d’un decor de sarcophage provenant de Kertch // La Revue du Louvre et des Musees de France. 1987. Octobre. No 4. P. 273−277.
    196. Рое 1996 Рое J. P. The supposed conventional meanings of dramatic masks: a re-examination of Pollux 4.133−54//Philologus 140. 1996. Pp. 306−328.
    197. Redina 2006 Redina Е. F. Bosporanskie aplikacje gipsowe // Skarby znad morza Czarnego. ZIoto, rzezba, ceramika z Muzeum Archeologicznego w Odessie. Katalog wystawy v Muzeum Narodowym w Krakowie. 2006. Pp. 355−362.
    198. Reeder 1992 Reeder J. C. Typology and Ideology in the Mausoleum of Augustus: Tumulus and Tholos / Classical Antiquity. 11. 1992. Pp. 265−304.
    199. Reinach 1909−12 Reinach S. Repertoire des reliefs grecs et romains. I-III. Paris: 1909−1912.
    200. Robert 1890 Robert С. Die antiken Sarkophagreliefs II: Mythologische Cyclen. Berlin: 1890. SS. 230. Tfln. LXV.
    201. Robert 1900 Robert C. Roman Sarcophagi at Clieveden // JHS. XX. 1900. Pp.
    202. Robert 1907 Robert C. Die antiken Sarkophagreliefs III: Einzelmythen. I. Actaeon-Hercules. Berlin: 1907. SS.
    203. Robert 1968 Robert C. (hrsgb.) Die Antiken Sarkophag-reliefs. II. Mythologische Cyklen. Roma: «L'Erma» di Bretschneider. 1968. SS.
    204. Robertson 1992 Robertson M. The Art of Vase-Painting in Classical Athens. Cambridge University Press. 1992. P. 265−268.
    205. Rodenwald 1939 Rodenwaldt G. (hrsgb). Die Antiken Sarkophagreliefs. Bd. 5. Abt. 1. Die Meerwesen. Berlin: 1939.
    206. Rogge 1991 Rogge S. Die attischen Sarkophage 1: Achill und Hippolytos // ASR. Bd. 9.1.1.
    207. Rome & Barbarians Rome Faces the Barbarians. 1000 Years to Create an Empire Exh. catalogue. Cultural Centre. Abbey Daoulas. 1993.
    208. Rostovtsew 1931 Rostowzew M. I. Skythien und der Bosporus. Berlin. 1931. S.
    209. Sartre 1989 Sartre A. L’architecture funeraire de la Syrie // Dentzer J.-M., Orthmann W. (edd.). Archeologie et histoire de la Syrie II. Saarbriicken: 1989. Pp. 423 446.
    210. Saverkina 1979 Saverkina I. I. Romische Sarkophage in der Ermitage. Berlin. 1979.
    211. Schauenburg 1995 Schauenburg K. (ed.) Die stadtromische Eroten-Sarkophage 3: Zirkusrennen und verwandte Darstellungen. // Andreae В., Koch G. (hrsgb.) ASR. Bd. 5.2.3. 1995.
    212. Schmidt-Colinet 1992a Schmidt-Colinet A. et al. Das Tempel-Grab Nr. 36 in Palmyra // Studien zur palmyrenischen Grab-architektur und ihrer Ausstattung. Mainz: 1992. Pp. 35−42, n. 32.
    213. Schmidt-Colinet 1992b Schmidt-Colinet A. L’architecture funeraire de Palmyre // Studien zur palmyrenischen Grab-architektur und ihrer Ausstattung. Mainz: 1992. Pp. 447−456.
    214. Schneider 1929 Schneider A. M. Samos in Friichristlischer und Byzantinischer Zeit // Jdl. 1929. Bd. 54. S. 96−141.
    215. Schulze 1998 Schuze H. Ammen und Padagogen. Sklavinen und Sklaven als Erzieher in der antiken Kunst und Gesellschafit. Mainz: Verlag Philipp von Zabern. 1998. 165 SS. 56 Taf.
    216. Smith 1982 Smith R. R. R. (Rev.): Brendel 0. J. The Visible Idea: Interpretations of Classical Art. (Art History Series II). Washington D. C.: Decatur House Press. 1980 / JRS. Vol. 72. 1982. P. 198.
    217. Smith 1988 Smith R. R. R. Rev.: Andreae B. Die Symbolik der Lowenjagd. Gerda Henkel Vorlesung.. Pp. 68. 32 Tfln. Opladen: Westdeutscher. 1985 // The Classical Review. New Series. OUP. Vol. 38. No 2. Pp. 362−363.
    218. Sokolov 1976 Sokolov G. Antike Schwarzmeerkiinste. Denkmaler der Architektur, Bildheuerei, Malerei und angewandten Kunst. Leipzig. 1976.
    219. Stark 1863 Stark K. Niobe und die Niobiden in ihren literarischen, kiinsylerischen und mythologischen Bedeutung. Leipzig: Verlag von Wilhelm Engelmann. 1863. SS. 464.
    220. Stephani 1878 Stephani L. Holzsarkophag einer Grabkammer des Mithridasberg bei Kertch mit Darstellung des Niobiden in Gipsrelief// CR 1875 1878. S.
    221. Stephanska Stephanska H. Fragment de sarcophageromain avec scene de bataille // Travaux de Centre d’arclreologie Mediterrandene de .'Acdёmie Polonaise des sciences. Vol. 16. Etude et Travaux. VIII. Pp. 272−283.
    222. Stroczeck 1998 Stroczeck J. Lowen Sarkophage. Sarkophage mit Lowenkoppfen, Schreitenden Lowen und Lowen Kampfgruppen // Die Antiken Sarkophagreliefs. Bd. 6. Die dekorativen romischen Sarkophage. Teil 1. Berlin: Gebr. Mann Verlag. 1998.
    223. Sourvinou-Inwood 1995 Sourvinou-Inwood C. 'Reading' Greek Death to the End of the Classical Period. Oxford: 1995.
    224. IYIEITIA lYIXITIA. Сб. статей памяти Ю. В. Андреева. СПб.: Алетейя. 2000.469 С.
    225. Tesori d’Eurasia Tesori d’Eurasia. 2000 anni di Storia in 70 anni di Archeologia Sovietica. Palazzo Ducale, Venezia. A cura di В. B. Piotrovskij. Exhibition catalogue. Milano. 1987.
    226. Turcan 1966 Turcan R. Les Sarcophages Romains a Representations Dionysiaques. Essai de chronologie et d’histoire religieuse // Biblioteque des Ecoles Fran9ais d’Athines et de Rome. Fasc. 210. Editions E. de Boccard. Paris. 1966.
    227. Turcan 1974 Turcan R. Masques corniers d’orientaux: Attis, Ganymede, ou Arimaspes / Melanges de philosophic, de litterature et d’histoire ancienne offerts a Pierre Boyance. Roma. 1974. Pp. 729−730.
    228. Turcan 1978 Turcan R. Les sarcophages romaines et le probleme du symbolisme fimeraire // ANRW II.16.2. Berlin. 1978. Pp. 1700−1735.
    229. Turcan 1999 Turcan R. Messages d’outre-tombe: l’iconographie dessarcophages romains. Paris: DeBoccard. 1999. Pp. 194.
    230. Voshchinina, Chodza 1971 Voscinina A., Chodza E. Zwei Portratstatuen aus Кегб. Zu Stil und Datierung // Wissenschaftliche Zeitschrift der Universitat Rostock, Rostock: 1971.
    231. VW 1974 Vaulina M., W^sowicz A. Bois grecs et romains de l’Ermitage. Wroclaw-Warszawa-Krakow. 1974.
    232. Walker 1985 Walker S. Memorials to the Roman Dead. London: Trustees of the British Museum by British Museum Publications Ltd. 1985.
    233. Walker 1988 Walker S. Aspects of Roman Funerary Art // Huskinson J., Beard M., Reynolds J. (eds.). Image and Mystery in the Roman World. Papers given in memory of Jocelyn Toynbee. Cambridge. 1988. Pp. 23−44.
    234. Walker 1990 Walker S. Roman Sarcophagi in the British Museum. // CSIR. Corpus of the Sculptures of the Roman World. Great Britain. Vol. II. Fasc. 2. London. 1990. 120 Pp.
    235. W^sowicz 2004 W^sowicz A. Niobides en stuc provenant de Kertch dans les musees polonais // Боспорские исследования V. 2004. С. 495−502.
    236. W^sowicz 2005 W^sowicz A. Bustes-miniatures en stuc provenant de Kertch // Centre d’archeologie Mediterraneenne de I’Academie Polonaisedes sciences. Etudes et travaux. Vol. XX. 2005. P. 298−313.
    237. Watzinger 1905 Watzinger K. Griechische Holzsarkophage aus der Zeit des Alexanders des Grossen. Leipzig: 1905.
    238. Watzinger 1946/47 Watzinger C. Theoxenia des Dionysos // JDI. 1946/47. Bd. 61/62. S. Berlin:
    239. Wiegartz 1971 Wiegartz H. et al. Symposion iiber die antiken Sarkophagreliefs / AA. 1971.86−122.
    240. Winter 1903 Winter F. Die Typen der Figiirlichen Terrakotten. Bd. I-III. Berlin-Stuttgart: 1903.
    241. Wood 2004 Wood S. (Rev.) Paul Zanker, Bj6rn Christian Ewald, Mit Mythen leben. Die Bilderwelt der romischen Sarkophage. Munich: Hirmer, 2004. Pp. 389. Ills. 309. / Bryn Mawr Classical Review 2004.11.22
    242. WP 1986 Pinelli P., Wqsowicz A. Catalogue des bois et stucs grecs et romains provenant de Kertch. Musee du Louvre. Paris, 1986. Pp. 189.
    243. Wujewski 1995 Wujewski T. Symbolika architektury Greckiej. Poznan: Wydawnictwo naukowe Uniwersytetu im. Adama Mickiewicza w Poznaniu. 1995. S. 365.
    244. Zanker 1988 Zanker P. The Power of Images in the Age of Augustus / Ann Arbor: UMI. 1988. Pp. 72−77.
    245. Zanker 2000 Zanker P. Die mythologischen Sarkophagreliefs und ihre Betrachter. 2000.
    246. S Institute of Classical Studies. London. JDI Jahrbuch des Deutschen Archaologischen Instituts. Berlin. JHS Journal of Hellenic Studies. London.
    Заполнить форму текущей работой