Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования в условиях развития социального партнерства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, действительно, конкурентоспособность современного вуза все больше зависит от качества сформированной им системы социального партнерства и эффективности существующих связей. В частности, в работе доказывается, что наиболее эффективны те виды партнерских отношений, которые строятся на взаимовыгодных связях. Взаимовыгодные связи предполагают возможность предоставления партнеру прямой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конкурентоспособность вуза
    • 1. 1. Особенности развития системы высшего образования в России
    • 1. 2. Конкуренция в системе ВПО: понятие и основные факторы
    • 1. 3. Методики оценки конкурентоспособности учреждений ВПО
  • Глава 2. Система социального партнерства учреждений ВПО как основа конкурентоспособности вуза
    • 2. 1. Система социального партнерства вуза: современные состояние и российская специфика
    • 2. 3. Матричный подход к оценке влияния социального партнерства на конкурентоспособность вуза
  • Глава 3. Механизмы формирования системы социального партнерства и обеспечения конкурентоспособности вуза
    • 3. 1. Финансовые механизмы развития
    • 3. 2. Имиджевые механизмы развития
    • 3. 3. Совместная инновационная деятельность

Обеспечение конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования в условиях развития социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации и степень разработанности проблемы.

Современная экономическая ситуация предъявляет новые требования к деятельности российских вузов, которые в большинстве своем не справляются с теми задачами, которые возлагаются на них обществом, государством и экономикой страны. Уход от полностью бюджетного финансирования вузов привел к резкому сокращению их финансовых ресурсов, росту злоупотреблений со стороны руководства вузов и существенному снижению качества образовательных услуг. Такая ситуация не может считаться удовлетворительной, и, следовательно, требует разработки действенных механизмов обеспечения высокого конкурентного статуса российских вузов, предполагающего, в том числе, достижение общественно значимых приоритетов.

Обеспечение высокой конкурентоспособности вузов возможно за счет развития эффективной системы социального партнерства, в рамках которой партнеры могут привлекаться не только к финансированию определенных проектов и направлений деятельности вуза, но и к участию в непосредственном формировании профессиональных компетенций выпускника и развитии имиджа вуза. Социальное партнерство способно обеспечить рост конкурентных характеристик вуза по целому ряду направлений и тем самым способствовать решению проблем экономической политики в сфере высшего образования.

Актуальность данной проблематики определена высоким уровнем несоответствия формируемых вузами профессиональных компетенций выпускников потребностям рынка и актуальным потребностям современной экономики, требующей серьезного инновационного толчка. Таким образом, требуется действенный механизм повышения уровня практической ориентации профессионального образования, его сближения с реальной профессиональной деятельностью и развития инновационного потенциала выпускников, что позволит повлиять на инновационный рост российской экономики. Именно эффективные механизмы развития социального партнерства вузов способны решить эти актуальные задачи.

Проблематика диссертационной работы достаточно поверхностно отражена в российской и зарубежной литературе. Отношения авторов о понятии конкурентоспособности университета и подходы к формированию системы социального партнерства очень различаются, нет общего мнения по поводу понятия конкурентоспособности вуза и практически не предложено действенных механизмов создания взаимовыгодной системы социального партнерства, которая может оказывать сильное влияние на конкурентоспособность университета. Основные положения конкурентоспособности вуза рассмотрены такими российскими и зарубежными авторами, как И. Ансофф., М. Н. Гельвановский, Л. А. Корчагова, Д. В. Макарычев, В. Ю. Пашкус, Ю. С. Савенкова, А. А. Советкина, Р. А. Фатхутдинов и др.

Методические аспекты оценки конкурентоспособности вуза рассмотрены в работах таких российских и зарубежных ученых, как Л. А. Корчагова, В. А. Лазарев, С. А. Мохначев, Н. И. Пащенко, И. Б. Романова, Н. А. Пашкус, Н. С. Яшин и др.

Практические и теоретические аспекты развития и укрепления социального партнерства вуза рассматриваются в работах следующих российских и зарубежных авторов: А. Базаев, Е. М. Вологжина, В. С. Верхотурцев, П. Карстанье, В. А. Михеев, О. Н. Олейникова, А. М. Осипов, В. В. Тумаев, Г. Ю. Семыгин, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.

Теоретические аспекты развития российского высшего образования отражены в работах А. В. Белоцерковского, Е. М. Вечтомова, Я. И. Кузьминова, Н. Е. Покровского, Б. И. Табачникаса и др.

Труды вышеназванных авторов внесли значительный вклад в решение вопросов обеспечения и оценки конкурентоспособности университета и укрепления его позиции на рынке, в т. ч.и на основе развития эффективной системы социального партнерства вуза.

Несмотря на то, что в последние годы постоянно растет число публикаций, посвященных проблеме конкурентоспособности вузов и развития партнерских структур вузов, предложенные в вышеуказанных работах механизмы не всегда корректны и применимы на практике.

В литературе не предложено конкретных механизмов формирования взаимовыгодной партнерской структуры вуза, которая бы способствовала росту его конкурентных преимуществ. Не встречается в литературе и методики оценки конкурентоспособности, учитывающей комплексное влияние партнерских структур.

Ощущается определенный дефицит исследований, посвященных проблематике социального партнерства вуза как рычага конкурентных отношений в сфере высшего профессионального образования. Не проведена в литературе и систематизация взглядов на развитие партнерских структур вузов, использование мотивационных механизмов взаимодействия участников партнерства и взаимосвязь этих механизмов с параметрами конкурентоспособности вузов.

Таким образом, актуальность темы данной диссертационной работы определяется ее практической и теоретической значимостью для группировки подходов к оценке и обеспечению конкурентоспособности вуза на основе создания взаимно эффективных партнерских структур и совершенствования механизмов их развития.

Объектом исследования является система социального партнерства как существенный фактор конкурентоспособности вузов.

Предметом исследования выступают механизмы развития социального партнерства вуза как фактора конкурентоспособности вузов.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ концепции социального партнерства в сфере высшего образования как значимого направления обеспечения конкурентоспособности вузов и выявление вклада в обеспечение конкурентоспособности вуза финансовых, имиджевых и инновационных механизмов развития социального партнерства.

В соответствии с данной целью в диссертации были поставлены следующие задачи:

• изучить специфику развития высшего профессионального образования в России;

• разработать комплексный подход к анализу конкурентоспособности вуза и выявить основные факторы конкурентоспособности вуза;

• проанализировать существующие методики конкурентоспособности вуза и разработать методику, учитывающую влияние системы социального партнерства вуза и позволяющую получить комплекс стратегических рекомендаций по дальнейшему развитию социального партнерства вуза;

• систематизировать подходы к формированию системы социального партнерства и выделить основные направления партнерской деятельности;

• предложить комплексный подход к реализации механизмов формирования системы социального партнерства вуза в структуре его конкурентоспособности;

• выработать механизмы формирования взаимовыгодной системы партнерских отношений вуза на основе финансовых, имиджевых и инновационных форм взаимодействий, позволяющие реализовать существенный прирост конкурентоспособности вуза.

Теоретической основой диссертации послужили общенаучные принципы и подходы концепции конкурентоспособности, концепции социального партнерства, концепции брендинга и дополнительного финансирования высшего образования и др. В работе использовались теоретические выводы и научно-практические рекомендации, изложенные в трудах отечественных и зарубежных специалистов. Применялись методики продвижения, стратегические, экспертные и иерархические методы и др.

Методология и методы исследования.

В процессе исследования применялись методики продвижения, стратегические, экспертные и иерархические и другие методы.

Основные научные положения, выносимые на защиту:

• выявлены основные направления обеспечения конкурентоспособности вузов и доказано, что социальное партнерство может оказывать на нее сильное влияние;

• предложено комплексное понятие конкурентоспособности вуза, оперирующее его основными способностями в современной экономической средеразработана схема влияния партнерских структур на основные значимые, с точки зрения обеспечения конкурентоспособности, направления деятельности вуза;

• обосновано применение взаимовыгодных партнерских структур вуза для достижения его высокой конкурентоспособности по всем направлениям;

• предложена методика оценки конкурентоспособности вуза, учитывающая уровень развития партнерских структур и возможность получения стратегических рекомендаций по их совершенствованиювыявлена роль финансовых, имиджевых механизмов и совместной инновационной деятельности вуза в создании взаимовыгодных партнерских структур и обеспечении конкурентоспособности вуза;

• разработаны финансовые, имиджевые механизмы и механизмы осуществления совместной инновационной деятельности, обеспечивающие возможность получения партнерами премии за участие в партнерских структурах и способствующие росту конкурентоспособности вуза.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы социального партнерства вузов как фактора конкурентоспособности.

К наиболее существенным результатам исследования, содержащим научную новизну, можно отнести следующие:

• обоснована роль социального партнерства в обеспечении конкурентоспособности вуза как система взаимоотношений вуза с потенциальными работодателями, спонсорами, контролирующими структурами и общественными партнерами, направленная на повышение конкурентного статусапостроена схема социального партнерства в структуре деятельности вуза, позволяющая оказывать позитивное влияние на рост конкурентоспособности вуза, укреплять уже существующие связи и влиять на развитие новых, а также обоснованы ее основные направления по формированию конкурентных преимуществ вуза посредством фандрейзинговой и инновационной деятельности, развития имиджа и создания бренда вуза;

• доказана необходимость построения взаимовыгодных партнерских структур вуза, которые являются инструментом привлечения дополнительного финансирования в вуз для формирования востребованных рынком профессиональных компетенций выпускников и обеспечения его высокой конкурентоспособности на рынке образовательных услуг;

• разработана методика оценки конкурентоспособности вуза в ответ на изменение уровня развития партнерских структур, построенная на основе модифицированной методики стратегического анализа SPACE;

• доказана роль финансовых, имиджевых и инновационных механизмов развития социального партнерства, которые обеспечивают конкурентный рост вуза, повышая его рыночную привлекательность для всех групп прямых и косвенных потребителей образовательных услуг;

• предложена методика внедрения финансовых, имиджевых и инновационных механизмов развития социального партнерства вуза с целью повышения его конкурентного статуса, позволяющая сформировать те способности вуза, которые составляют основу его конкурентных преимуществ, формирующих отличия вуза и его образовательных услуг от его основных конкурентов.

Теоретическая значимость работы связана с разработкой комплексного подхода к анализу конкурентоспособности вуза на основе развития его системы социального партнерства. Разработанная автором концепция конкурентоспособности вуза за счет развития его партнерских структур обладает высокой перспективностью с точки зрения обеспечения устойчивых условий эффективного функционирования вуза по всем направлениям его деятельности.

Практическая значимость исследования связана с возможностями применения разработанных автором подходов к адаптации методов обеспечения и оценки влияния социального партнерства на конкурентоспособность вузов. Разработанные автором механизмы формирования взаимовыгодных партнерских структур позволяют не только развить устойчивые связи со стейкхолдерами на взаимовыгодных условиях, но и повысить результативность инструментов дополнительного финансирования высшего образования, качество продвижения вуза на рынке и в партнерской среде, обеспечить прирост инновационного потенциала вуза, в результате чего обеспечить рост показателей конкурентоспособности вуза. Методика оценки конкурентоспособности вузов с учетом уровня развития партнерских структур не только позволяет сопоставить конкурентный статус различных вузов, но и обладает гибкими механизмами разработки эффективной стратегии совершенствования системы социального партнерства вуза с целью дальнейшего роста конкурентоспособности.

Степень достоверности и апробация результатов исследования.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается за счет анализа законодательных и других нормативно-правовых документов, касающиеся темы диссертации.

Информационная и статистическая база исследования представлена данными Госкомстата России, статистическими, аналитическими и инструктивными данными системы высшего образования, а также качественными и статистическими данными учреждений системы высшего образования, в том числе СПбГУ и МГТУ, полученными соискателем в ходе работы над диссертацией. Кроме того, использованы материалы, представленные в монографиях, статьях, тезисах международных, общероссийских и межвузовских научно-практических конференцийданные официальных сайтов образовательных учреждений России и органов надзора за образованием.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования докладывались соискателем и получили положительные отзывы на международной научно-практической конференции, на научных сессий и семинарах.

Разработанные автором механизмы формирования взаимовыгодных партнерских структур и методы оценки конкурентоспособности вузов с учетом уровня развития системы социального партнерства были апробированы тремя вузами: Мурманским государственным техническим университетов, Мурманским филиалом Балтийского института экологии, политики и права, Московским психолого-социальным университетом.

Предложенные механизмы позволили повысить мотивацию участников партнерских отношений к участию в деятельности вузов на взаимовыгодных условиях, обеспечивая собственную конкурентоспособность на рынке услуг.

Методика оценки конкурентоспособности вузов с учетом уровня развития партнерских структур, предложенная автором, показала свою адекватность. Применение методики позволило учесть при разработке стратегии вузов регионов такие потенциальные возможности, которые способствовали совершенствованию системы социального партнерства с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности вуза, стабильного его развития на рынке образовательных услуг, а также высокой интеграции вуза с региональной экономической системой, обеспечивая ему наилучшую ориентацию при решение региональных проблем развития экономического потенциала.

Публикации. По теме исследования автором опубликовано 5 научных работ, общим авторским объемом 2,1 п.л., в том числе 4 статьи объемом 1,8 п.л. в журналах, рекомендованных ВАК для публикации материалов диссертаций, представленных на соискание ученой степени.

Структура работы. Структура работы и логика ее изложения обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом, необходимо заключить, что развитие системы социального партнерства оказывает значительный позитивный эффект на конкурентоспособность современных вузов. Конкурентоспособность учреждений высшего профессионального образования во взаимосвязи с развитием системы социального партнерства обеспечивается по целому ряду взаимозависимых направлений.

Формируя систему социального партнерства, вуз становится способен повысить свою рыночную привлекательность для всех групп прямых и косвенных потребителей образовательных услуг. Обеспечение роста потребительской привлекательности вуза происходит за счет применения имиджевых механизмов развития социального партнерства, применение которых позволяет партнерам осуществлять взаимовыгодные рекламные мероприятия, привлекать лидеров мнений для различных мероприятий вуза, осуществлять РЯ-акции совместных проектов. Рост потребительской привлекательности вуза осуществляется за счет распространения среди потенциальных потребителей информации о высокой востребованности выпускников данного вуза или о высокой оценке деятельности вуза его партнерами, особенно крупными работодателями вуза. Аналогичное распространение информации о перспективных возможностях вуза как инновационного агента или финансового партнера позволяют повлиять на развитие новых партнерских отношений, которые в свою очередь позволят повысить потребительскую привлекательность вуза.

Развитие социального партнерства вуза оказывает существенное влияние и на обеспечение действительного и потребительского качества образовательных услуг. Включение партнеров в образовательную деятельность вуза, развитие практик учащихся, совместная инновационная деятельность с привлечением учащихся, участие партнеров в экспертизе образовательных программ вуза и их дальнейшей коррекции позволяют воздействовать на реальное качество образовательных услуг, повысить их соответствие требованиям рынка, реализовать потребности всех отраслей экономики страны в кадрах с высоким инновационным потенциалом.

Формирование системы социального партнерства вуза позволяет ему более полно соответствовать тем целям и функциям, которые возложены на него обществом. Вуз должен поддерживать доступность высшего образования для различных групп населения, в этой связи применение финансовых механизмов развития социального партнерства позволяет снизить финансовую нагрузку семьи на высшее образование детей и переложить часть этой нагрузки на выпускника, компенсирующего долг в ходе своей профессиональной деятельности, или работодателя, принимающего на работу перспективного сотрудника. Исходя из общественных ожиданий вуз также должен обеспечивать пропорциональное развитие всех отраслей экономики страны по инновационному типу. Следовательно, комплекс образовательных программ, реализуемых вузами страны, должен охватывать все эти направления. Взаимодействуя с партнерами, вузы способны более полно выявить потребности всех отраслей и сформировать именно тот набор компетенций, который востребован работодателями и сможет создать предпосылки для инновационного роста российской экономики.

Социальное партнерство влияет и на доходность вуза (и/или способность привлекать ресурсы, необходимые и достаточные для обеспечения высокого качества образовательных услуг и достижение общественных и государственных целей в сфере высшего образования). Реализация финансовых механизмов, в частности использование фондов целевого капитала в рамках стратегического союза вуза с применением технологии проектного фандрейзинга и различных форм образовательных кредитов, позволяет привлечь активы партнеров для реализации важных с точки зрения обеспечения конкурентоспособности вуза проектов, в том числе и социальной направленности, что способствует выполнению общественных требований.

Таким образом, по всем основным направлениям обеспечения конкурентоспособности вуза, выраженным через его способности, развитие системы социально партнерства позволяет достичь перспективных результатов. Исследование показало, что наиболее привлекательно использование имиджевых, финансовых и инновационных механизмов развития социального партнерства, так как они (каждый со своей стороны) формируют те способности вуза, которые составляют основу его конкурентных преимуществ, формирующих отличия вуза и его образовательных услуг от его основных конкурентов и определяющих потребительский выбор.

Исследование также показало, что влияние социального партнерства на конкурентоспособность поддается качественной и количественной оценке, производить которую можно с помощью матричных методик, к которым относится и модифицированная методика SPACE, разработанная в этой работе. С помощью данной методики можно оценивать изменение основных характеристик конкурентоспособности вуза под влиянием развития системы социального партнерства, а также сравнивать различные вузы по уровню их конкурентоспособности. Данный подход позволяет получить не только численную оценку конкурентоспособности вуза в текущий момент времени, но и комплекс рекомендаций по стратегическому поведению вуза, в том числе и в отношении дальнейшего развития системы социального партнерства.

Таким образом, действительно, конкурентоспособность современного вуза все больше зависит от качества сформированной им системы социального партнерства и эффективности существующих связей. В частности, в работе доказывается, что наиболее эффективны те виды партнерских отношений, которые строятся на взаимовыгодных связях. Взаимовыгодные связи предполагают возможность предоставления партнеру прямой финансовой или косвенной (прирост имиджа, качество продукции, повышение инновационного потенциала и т. д.) премии за участие в партнерских структурах, инвестирование активов в вуз и совместную деятельность в различных типах совместных проектов. Реализация подобных взаимовыгодных связей возможна за счет имиджевых, финансовых и инновационных механизмов, комплексное применение которых рекомендовано в данном исследовании.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Полученные в диссертационной работе результаты позволят вузам создавать устойчивые партнерские структуры, способствующие развитию их конкурентного статуса и формированию эффективной стратегии конкурентного поведения. Рекомендации, разработанные в исследовании, позволят вузам правильно использовать финансовые, имиджевые и инновационные механизмы для создания взаимовыгодных партнерских структур. Предложенные автором механизмы дадут возможность повысить мотивацию участников партнерских отношений к участию с целью обеспечения собственной конкурентоспособности. Рекомендации автора по оценке конкурентоспособности вуза под воздействием изменения уровня развития партнерских структур позволят вузам правильно сформировать свою эффективную конкурентную стратегию, в том числе и в сфере взаимодействия с партнерами.

Материал диссертации может применяться как методические рекомендации для Министерства образования и науки при оценке уровня конкурентоспособности вузов, их ранжирования и формирования политики в сфере высшего образования.

Материалы исследования возможно применять как базу в дальнейших теоретических исследованиях специфики конкурентоспособности вузов и влияния на нее социального партнерства. Кроме того, они могут быть использованы при подготовке студентов в области менеджмента и экономики образования, при разработке учебных программ по экономике, маркетингу и менеджменту в сфере образования, а также ряду специальных курсов и программ данного профиля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. В. Управление целевым капиталом образовательного учреждения / Т. В. Абанкина, А. И. Вавилов // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. — № 4. С. 6−12.
  2. , Г. Е. Опыт комплексной оценки качества подготовки магистров / Г. Е. Алпатов // Вестник Санкт-Петербургского университета. -Серия 5. Экономика. 2009. — № 1. — С. 159−165.
  3. , Дж. Р. Когнитивная психология / Дж. Р. Андерсон. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
  4. , О. Н. Системный подход к оценке качества и конкурентоспособности образовательных услуг / О. Н. Андрейчикова, Ю. В. Шленов, А. В. Андрейчиков // Качество. Инновации. Образование. 2011. — № 2. -С. 2−9.
  5. , И. А. Бренды вузов глазами работодателей: степень доверия к качеству подготовки специалистов / И. А. Анисимова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2008. — № 1.-С. 9−15.
  6. , И. Стратегическое управление / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.-519 с.
  7. , Т. В. Фандрейзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования / Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. СПб.: Изд-во: Лань, Планета музыки, 2010. — 286 с.
  8. , А. Профессиональное образование и социальное партнерство / А. Базаев // Высшее образование в России. 2008. — № 2. — С. 67−71.
  9. , А. В. О «качестве» и «количестве» образования // Высшее образование в России / А. В. Белоцерковский. 2011. — № 4. — С. 3−9.
  10. , A.B. Российское высшее образование: о вызовах и рисках / А. В. Белоцерковский // Высшее образование в России. 2012. -№ 7. — С. 3−9.
  11. , О. В. Восприятие качества образовательных услуг потребителями / О. В. Беляева // Международный журнал экспериментального образования. 2009. — № 3. — С. 61−62.
  12. , А. Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса / А. Э. Бинецкий. М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. — 240 с.
  13. , Е. С. Создание эндаумент-фондов как необходимое условие инновационного развития российского профессионального образования / Е. С. Бирюков // IDO Science. 2010. — № 2. — С. 71−73.
  14. , E.H. Прогнозирование конкурентных позиций калужских вузов на рынке образовательных услуг. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.extech.rU/expo/confer/theses/.htm.
  15. , Е. Психологические основы Паблик рилейшнз / Е. Богданов, В. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. — 208 с.
  16. , Д. А. Конкурентоспособность вуза: понятие и влияние качества образовательных услуг / Д. А. Бончукова // Вестник ИНЖЭКОНа. -Серия: Экономика.-2012.-№ 2.-С. 381−383.
  17. , Д. А. Конкуренция в образовательной сфере и конкурентоспособность вуза: проблема согласования понятий / Д. А. Бончукова // Вестник российской академии естественных наук. 2012. — № 1. — С. 96−99.
  18. , Д. А. Финансовые механизмы повышения конкурентоспособности вузов / Д. А. Бончукова, Н. А. Пашкус // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. — № 1. — С. 110−114.
  19. Брайен, Ник. Бренды как маячки для нового потребителя / Ник. Брайен // Рекламный мир. 1999. — № 7.
  20. , B.C. Социальное партнерство в системе профессионального образования / В. С. Верхотурцев // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. — № 5. — С. 118−121.
  21. , Е. М. О проблемах высшего профессионального образования в России / Е. М. Вечтомов // Вестник Сыктывкарского университета. Серия 1: Математика. Механика. Информатика. — 2009. — № 9. -С. 118−127.
  22. , Н. М. Социальное партнерство как инструмент повышения качества и улучшения ресурсного обеспечения профессионального образования / Н. М. Вилков // Транспортное дело России. 2009. — № 8. — С. 93−96.
  23. , А. Автономные учреждения: новые возможности и новые опасности / А. Вифлеемский // Народное образование. 2007. — № 8. — С. 21−35.
  24. Возможна ли новая Кремниевая долина? Лекция Пьера Дероше о международном опыте создания экономических инновационных кластеров. Электронный документ. Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2011/04/08/deroche/
  25. , Е. М. Социальное партнерство как механизм обеспечения качества образования / Е. М. Вологжина // Среднее профессиональное образование. 2008. — № 11. — С. 33−34.
  26. , Э. Р. Социальное партнерство в высшем профессиональном образовании: модели и формы реализации / Э. Р. Ганиев // Социально-гуманитарные знания. 2010. — № 6. — С. 342−349.
  27. , M. H. Конкурентоспособность: микро-, мезо-и макроуровни. Вопросы методологии / M. Н. Гельвановский // Высшее образование в России. 2006. — № 10. — С. 32−40.
  28. Система внешних факторов конкурентоспособности вуза / А. Голик // Высшее образование в России. -2007. -№ 7. С. 131−135.
  29. , Е. Н. Сравнительный анализ международного и российского опыта управления качеством высшего профессионального образования / Е. Н. Гривенная // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. -№ 1.-С. 94−98.
  30. , И. П. Бенчмаркинг как основа создания конкурентоспособного предприятия / И. П. Данилов, Т. В. Данилова. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. — 69 с.
  31. , С. С. Российский подход к ранжированию ведущих университетов мира / С. С. Донецкая // ЭКО. 2009. — № 8. — С. 137−150.
  32. , К. Ю. Фандрейзинг как инструмент совершенствования системы финансирования государственных организаций культуры : дис. канд. экон. наук / К. Ю. Дятликов. М., 2004. — 185 с.
  33. , Т. К. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества вуза / Т. К. Екшикеев // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2010. — № 4 (32). — С. 1−7.
  34. , С. Е. Взаимозависимость качества образовательных услуги конкурентоспособности вуза в рыночной экономике : дис.. канд. экон. наук / С. Е. Елисеев. М.: Ин-т междунар. права и экономики, 2005. — 148 с.
  35. , Ю. В. Ресурсный потенциал мулькультурного вуза в условиях Болонского процесса : дис.. канд. экон. наук / Ю. В. Ермаков. СПб., 2011.-202 с.
  36. , Ю. В. Инновационные стратегии учреждений высшего образования в России / Ю. В. Ермаков. // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер. Экономика. — 2011. — № 5. — С. 400−402.
  37. , Б. В. Осмысление опыта реформ управления высшим образование в ЕС / Б. В. Железов // Вестник международных организаций. -2008.-№ 2. -С. 27−35.
  38. , А. Эндаумент-фонды: новое слово / А. Зокин // Cbonds Review. -2010.-№ 9.-С. 52−55.
  39. Исследования школьного образования (педагогический аспект) / под ред. проф. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. -247с.
  40. , A.B. Термин «fundraising» в русском языке: заимствование, произношение и значение / А. В. Карпунина // Омский научный вестник.-2011.-№ 101.-С. 158−161.
  41. , В. По поводу оценки качества / В. Качалов, Б. Прудковский // Высшее образование в России. 1999. — № 2 — С. 54−57.
  42. Качество высшего образования / под ред. М. П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2012.-291 с.
  43. , Н. Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза / Н. Р. Кельчевская // Университетское управление. -2002,-№ 4.-С. 5−23.
  44. , А. А. Нормативно-подушевое финансирование вузов / А. А. Климов // Экономика образования. 2007. — № 3. — С. 22−27.
  45. , К. В. Высшее образование в России: особенности и проблемы экономического развития / К. В. Ковцев // Экономика и предпринимательство. 2012. — № 6. — С. 266−268.
  46. , К. В. Имидж, как механизм развития системы социального партнерства и обеспечения конкурентоспособности вуза / К. В. Ковцев // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. — № 1. — С. 7−10.
  47. , К. В. Применение организационно-экономических инструментов сопровождения деятельности вузов на региональном уровне / К. В. Ковцев, И. П. Ковцева // Актуальные проблемы современной науки: материалы 1
  48. Международной научно-практической конференции. Краснодар, 30 сентября 2011 г. Академия знаний. 2011. — С. 29−33.
  49. , К. В. Развитие измеряется качеством. Высшее профессиональное образование сегодня: проблемы и угрозы экономического развития / К. В. Ковцев // Креативная экономика. 2012. — № 10. — С. 59−65.
  50. , К. В. Социальное партнерство как фактор развития высшего образования / К. В. Ковцев // Российское предпринимательство. 2012. — № 19. -С. 119−124.
  51. , И. П. Организационно-экономические механизмы сопровождения деятельности вузов и их совершенствование: дис.. канд. экон. наук / И. П. Ковцева. СПб., 2011. — 239 с.
  52. , И.П. Модель сопровождения деятельности высшего учебного заведения в системе развития экономического потенциала России / И. П. Ковцева // Российское предпринимательство. 2011. — № 4(1). — С. 132−136.
  53. , И.П. Фандрейзинг высшего учебного заведения как инструмент развития экономического потенциала России / И. П. Ковцева // Экономика и предпринимательство. 2011. — № 3. — С. 45−50.
  54. , И. П. Фандрейзинг как способ активизации экономической деятельности высшего учебного заведения / И. П. Ковцева // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. — 2011. — № 3. — С. 377−379.
  55. , Л. А. Оценка конкурентоспособности вуза / Л. А. Корчагова // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 5. — С. 48−54.
  56. , Я. И. Поддерживать или инвестировать? Образовательные программы в рамках антикризисных мер / Я. И. Кузьминов // Вопросы образования. 2009. — № 1. — С. 5−21.
  57. , Г. Р. Обеспечение качества высшего образования в условиях рыночной экономики / Г. Р. Куцев // Педагогика. 2004. — № 3. — С. 12−23.
  58. , В. А. Конкурентоспособность вуза как объект управления: монография / В. А. Лазарев, С. А. Мохначев. Екатеринбург: Изд. дом «Пригородные вести», 2003. — 160 с.
  59. , А. Больше денег от вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии / А. Левитас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 320 с.
  60. , А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования / А. Ливандовская // Высшее образование в России. 2006. — № 7. — С. 154−155.
  61. , Е. Б. Теория и практика связей с общественностью : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Е. Б. Лукиева. Томск: Изд-во Томского политех, ун-та, 2009. — 126 с.
  62. , М. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг / М. Лукошенко // Высшее образование в России. 2006. — № 10. — С. 47−56.
  63. , Д. В. Качество образования как главный фактор конкурентоспособности вуза / Д. В. Макарычев // Известия Самарского науч. центра Рос. акад. наук. Т. 8. — 2006. — № 4. — С. 973−979.
  64. , С. Изучение конкуренции на карагандинском региональном рынке образовательных услуг вузов / С. Мамонтов // Маркетинг. -1999.-№ 1.-С. 61−72.
  65. , Н. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) / И. Моисеева, Н. Пискунова, Г. Костин // Маркетинг. 1999. -№ 5. — С. 77−89.
  66. , В. А. Основы социального партнерства: теория и политика: учебник / В. А. Михеев. М.: Экзамен, 2001. — 448 с.
  67. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2012. — 111 с.
  68. , С. Управление конкурентоспособностью вуза: современные особенности / С. Мохначев // Высшее образование в России.2007.-№ 10.-С. 39−43.
  69. , С. А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза / С. А. Мохначев // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. — № 1. — С. 67−71.
  70. , М. (2009) Глобальный рейтинг вузов: МГУ выше Гарварда / М. Муравьёва. Электронный документ. Режим доступа: http://ww.strf.rn/material.aspx7CatalogIcH221 &с!по= 17 866
  71. , Е. 3. Социальное партнерство как условие инновационного развития профессионального образования / Е. 3. Муратшин // Вестник Татарского гос. гуманитар.-пед. ун-та. 2011. — № 4. — С. 349-353.
  72. , О. Н. Социальное партнерство в профессиональном образовании / О. Н. Олейникова. М., 2005. — 82 с.
  73. , О. Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза / О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева // Высшее образование в России. 2006. — № 6. — С. 111−129.
  74. , А. М. Социальное партнерство в образовании: ориентиры научного анализа / А. М. Осипов, П. Карстанье // Образование и общество.2008.-№ 1.-С. 71−76.
  75. , В. Ю. Качественная оценка конкурентоспособности вуза / В. Ю. Пашкус // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. — № 1.-С. 106−109.
  76. , В. Ю. Конкурентоспособность общественного сектора и Новая экономика: Вызовы времени / В. Ю. Пашкус. Саарбрюккен: LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2012. — 240 с.
  77. , В. Ю. Современные финансовые инструменты обеспечения конкурентоспособности вузов / В. Ю. Пашкус // Вестник Российской академии естественных наук. 2012. — № 1. — С. 123−125.
  78. , В. Ю. Инновационные стратегии образовательных учреждений: от нишевых стратегий к брендам / В. Ю. Пашкус, Ю. В. Ермаков // Вестник ГПА. 2011. — № 1. — С. 24−28.
  79. , Н. А. Эффективность инновационных реформ образования в России: Теоретические подходы и методики оценки / Н. А. Пашкус. -Саарбрюккен: LAP, 2011. 250 с.
  80. , Н. А. Качество высшего образования как фактор регулирования рынка труда / Н. А. Пашкус, А. А. Башта // Вестник Российской академии естественных наук. 2012. — № 2. — С. 61−64.
  81. , Н. И. Конкурентоспособность вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции : дис. канд. экон. наук / Н. И. Пащенко. Уфа, 1999. — 191 с.
  82. , С. М. Бюджетные образовательные учреждения: реформирование и последствия перевода в автономные учреждения / С. М. Петров, JI. Ю. Грудцына // Образование и право. 2011. — № 2. — С. 94−105.
  83. , Н. Е. Университет: храм науки или оптовый рынок знаний? / Н. Е. Покровский // Вестник информационно-образовательного портала Auditorium.ru. 2002 год. М., 2003. — С. 11−30.
  84. , С. Н. Социальное партнерство в системе профессионального образования / С. Н. Полякова // Среднее профессиональное образование. 2007. -№ 1.-С.7−8.
  85. , Д. П. Влияние ЕГЭ на решение проблемы доступности высшего образования / Д. П. Попов // ЭГО. 2010. — № 2. — Электронный документ. -Режим доступа: http://ego.uapa.ru/issue/2010/02/12/
  86. , Л. Э. Международное сопоставление оплаты труда преподавателей вузов / Л. Э. Рамбли // Экономика образования. 2010. — № 1. -С. 102−106.
  87. , В. М. Управление развитием негосударственных образовательных учреждений в сфере высшего и дополнительногопрофессионального образования в регионе : дис. канд. экон. наук / В. М.
  88. Рамзаев. М.: Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ, 2000.-187 с.
  89. , С. В. Сетевая модель развития университетских бизнес-инкубаторов / С. В. Ратнер, О. В. Филатова // Экономический анализ: теория и практика. -2011. -№ 13. -С. 2−9.
  90. Рейтинг российских университетов // Карьера. 1998. — № 2. -С. 18−29.
  91. , Н. М. Социальное партнерство в финансирования профессионального образования в России / Н. М. Романенко // Известия Волгоград, гос. пед. ун-та. 2007. — № 3. — С. 106−112.
  92. , И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения / И. Б. Романова. Ульяновск: Средневолжский научный центр, 2005- 140 с.
  93. , Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати. -М.: Радио и связь, 1993. 278 с.
  94. , Ю. С. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях / Ю. С. Савенкова, А. А. Советкина // Вопросы образования. 2009. — № 4. — С. 184.
  95. , Р. Конкурентное преимущество и качество человеческих ресурсов в России / Р. Сейнер // Вестник международных организаций. 2008. -№ 6.-С. 39−45.
  96. , О. В. Социальное партнерство как фактор повышения качества образования / О. В. Сельская // Актуальные проблемы современной науки. 2012. — № 2. — С. 104−109.
  97. , Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире / Г. Ю. Семыгин. М.: Мысль, 1996. — 206 с.
  98. , И. П. Социальное партнерство. Что ждет работодатель?: Итоги пилотного всероссийского социологического исследования / И. П. Смир-нов, Е. В. Ткаченко. М.: Аспект, 2004. — 32 с.
  99. Социальное партнерство в системе профессионального образования: опыт категоризации и реализации / А. В. Ефанов, А. Н. Патриков, А. В. Сергеев, К. В. Шевченко // Образование и наука. 2009 — № 11- С. 48−59.
  100. Социальное партнерство учреждений профессионального образования / Е. В. Ткаченко, Е. Г. Сафонова, Л. П. Панина, О. А. Фищукова. -Екатеринбург: ИРПО, 2003. 329 с.
  101. , В. Д. Бенчмаркинг путь к совершенству / В. Д. Стариков // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 4. — С. 12−18.
  102. , Н. М. Особенности мониторинга рынка образовательного кредитования / Н. М. Старобинская, Л. В. Чебыкина, Л. В. Иконникова, Н. А. Зиновьева, H.A. Топникова // Проблемы современной экономики. 2009. — № 4. — С. 39901.
  103. , А. Модели социального партнерства в сфере образования / А. Столяров // Человек и труд. 2007. — № 3. — Электронный документ. — Режим доступа: http://www.chelt.ru/2007/3−07/stolyarov307.html (19.02.2009).
  104. , С. Германия теперь открыта / С. Сумленный // Эксперт. -2011.-№ 17.-С. 30−31.
  105. , Б. И. Вуз как автономное учреждение: «за» и «против» / Б. И. Табачникас // Проблемы современной экономики. 2010. — № 1. — С. 393 395.
  106. , А. Мода на профессию: получить престижный диплом и не остаться без работы / А. Теплова. Электронный документ. — Режим доступа: http://ufal .ru/newscomp/l86492.html?p=last
  107. Технологии современного фандрейзинга в социальной сфере / под ред. Н. А. Пашкус. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 199 с.
  108. Фандрайзинг: истории из российской практики. Сборник кейсов / Д. Даушев, А. Клёцина, И. Меныпенина, Т. Тульчинская. СПб.: ЦРНО, 2012. -236 с.
  109. , Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза / Р. А. Фатхутдинов // Высшее образование в России. 2006. — № 9. — С. 37−38.
  110. , Р. А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. 7-е изд. — М.: Дело, 2005. — 448 с.
  111. , Ю. М. Механизм целевого капитала в образовании и перспективы российской эндаумент-индустрии / Ю. М. Федорчук // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2010. — Т. 4. — С. 99−105.
  112. , A.A. Интеллиджент-маркетинг как система управления маркетинговой деятельностью вуза как основного института формирования национальной интеллигенции / А. А. Хайрец, Г. И. Сидунова // Экономические науки. 2008. — № 3. — С. 165−169.
  113. , X. Дж. Бенчмаркинг в лучшем виде! / X. Дж. Харрингтон, Дж. С. Харрингтон. СПб.: Питер, 2004. — 176 с.
  114. , И. А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства / И. А. Хоменко // Педагогическое обозрение. (Новосибирск) 2008. — № 4 (79). — С. 7−8.
  115. , Г. И. Финансовый менеджмент в системе высшей школы: особенности, проблемы и пути совершенствования / Г. И. Хотинская, В. А. Тупчиенко // Финансовый менеджмент. 2003. — № 1. — С. 3−19.
  116. , П. Дж. Когда менеджмент приносит деньги: Наставления учреждениям культуры всех стран / П. Дж. Хэнбери. СПб.: Контрфорс, 1999. -141 с.
  117. , Н. К. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт: монография / Н. К. Чапаев, М. JI. Вайнштейн. Челябинск- Екатеринбург: ЧИРПО: ИРРО, 2007. — 408 с.
  118. , М. С. Социальное партнерство в сфере профессионального образования / М. С. Чванова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. -2006. № 2 (10). — С. 47−55.
  119. , М. С. Государственная политика модернизации образования: ожидания и результаты / М. С. Чеснокова // Модернизация экономики: проблемы и перспективы: материалы международной научной конференции. СПб.: ОЦЭиМ, 2010. — С. 150−151.
  120. , К. А. Экономические составляющие социального партнерства / К. А. Чугаев // Профессиональное образование. 1997. — № 4.
  121. Шафранов-Куцев, Г. Ф. О проблемах перехода вузов к новой правовой форме «Автономное учреждение» / Г. Ф. Шафранов-Куцев // Образование и наука. 2007. — № 1. — С. 3−9.
  122. , Е. JI. Развитие фандрейзинга в России: вопросы методологии / Е. JI. Шекова // Вестник С.-Петерб. ун-та. Серия 8. Менеджмент. -2005.-Вып. 1.-С. 101−122.
  123. , О. В. Социальное партнерство: проблемы и перспективы / О. В. Шнейдер // Педагогическое обозрение. 2008. — № 4 (79) — С. 9.
  124. Эндаумент мечты российских вузов // Нанотехнологии. Экология. Производство: научно-производственный журнал. — 2012. — № 2. -С. 60−64.
  125. , Н. С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: Методология, оценка, регулирование / Н. С. Яшин. Саратов: Изд-во СГЭА, 2001.-248 с.
  126. Goffman, Е. The Presentation of self in everyday life / E. Goffman // University of Edinburgh, Social Sciences Research Centre, 1959. 259 p.
  127. Horowitz, S. Marketing without borders: How to sell anything in a shoestring / S. Horowitz. NY: A Fireside Book, 1993.
  128. Hospers, G. J. The next silicon valley? On the relationship between geographical clustering and public policy / G. J. Hospers, P. Desrochers, F. Sautet // International Entrepreneurship Management Journal. Vol. 5. — 2009. — P. 285−299.
  129. Infante, D. A. Building Communication Theory / D. A. Infante, A. S. Rancer, D. F. Womack. 4nd edition. — Waveland Pr., Inc., 2003. — 416 p.
  130. Keller, K. Strategic Brand Management / K. Keller. N. Y.: Prentice Hall, 1998.
  131. Paul, P. J. A Preface to Marketing Management / P. J. Paul, J. H. Donnelly. McGraw-Hill Professional, 2002. — 280 p.
  132. Rosenfeld, P. Impression management: Building and enhancing reputations at work / P. Rosenfeld, R. A. Giacalone, C. A. Riordan. Cengage Learning EMEA, 2001. — 264 p.
Заполнить форму текущей работой