Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рыночная экономика: необходимость, сущность, преимущество и недостатки

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств мирового океана. Игнорирует иногда потенциально отрицательные… Читать ещё >

Рыночная экономика: необходимость, сущность, преимущество и недостатки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова Институт экономики и менеджмента Кафедра теории и методологии науки КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Макроэкономика»

на тему:

Рыночная экономика: необходимость, сущность, преимущество и недостатки Белгород 2014

Введение

Глава 1. Рынок: сущность, функция Глава 2. Рыночная экономика Глава 3. Формирование рыночной экономики в России Глава 4. Преимущества и недостатки рыночной экономики Заключение Список литературы

В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала. Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. Рыночная экономика является самой распространённой экономической системой в мире на рубеже ХХ-ХХІ вв. и самой эффективной с точки зрения долгосрочного экономического развития. В направлении к рыночной экономике развиваются как страны с переходной экономикой нового типа, так и переходные экономики традиционного типа в развивающихся странах. Существуют три основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.

1) Общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т. е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую стадийную (прядильная фабрика). Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

2) Экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т. е. с государственным участием, и т. д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может.

3) Разрешение проблемы трансакционных издержек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т. д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое условие — самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности. Говоря о современном положении дел в экономике нашей страны, невозможно не затронуть тот факт, что она переживает грандиозные перемены. В декабре 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Советского Союза вступила на путь самостоятельного существования. В области внешней и внутренней политики российское руководство определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования. В целом российская экономика может служить объектом для огромнейшего исследования, мне же хотелось уделить внимание вопросу о рыночном статусе российской экономики, который она получила совсем недавно. Я пыталась отразить в своей работе сущность и основные черты рыночной экономикой, а также особенности рыночной экономики современной России. Огромные размеры территории, обилие природных богатств, развитая промышленная база, высокие технологии и эффективно используемые трудовые ресурсы страны в конечном итоге должны не только вывести её из кризиса, но и помочь занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Глава 1. Рынок: сущность, функции

«Рынок — это не какая-либо рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».

В научном плане рынок представляет собой сложное многоплановое понятие, поэтому трудно дать какое-либо единственное определение рынка, которое полностью отразило бы его содержание. Сущность рассматриваемого понятия заключается в том, что рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме.

Рынок как система производственных отношений Рыночные отношения, как и другие экономические отношения, носят объективный характер. Они возникают на определенной стадии общественного воспроизводства — стадия обмена. Главными субъектами рыночных отношений являются продавец и покупатель. Кроме продавца и покупателя, на рынке может действовать посредник, который помогает продавцу и покупателю найти друг друга. В условиях общественного разделения труда между производителем и потребителем объективно возникают отношения по поводу обмена товаров. Развитие обмена приводит к тому, что обмен товаров опосредуется деньгами, т. е. принимают форму купли-продажи. Поэтому рыночные отношения, как правило, имеют денежную форму проявления. Объектом рыночных отношений выступает товар (автомобили, ткань, пшеница).

Рынок товаров может подразделяться на отраслевые рынки: рынок стали, рынок драгоценных металлов, рынок обуви и т. д. Так же существует рынок услуг. Если форму товара принимает капитал, то говорят о рынке капитала, который может подразделяться на денежный, кредитный и фондовый рынок. В зависимости от масштабов операции, говорят об отраслевом, местном, национальном, международном рынках соответствующего товара. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают: отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда связь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе; обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами; процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда; кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент; процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Определение рынка как отношений обмена показывает его место в единой системе производственных отношений. Собственность предопределяет все другие производственные отношения той или иной экономической системы. Рыночные отношения зародились на базе частной собственности в различных ее формах. Частная собственность порождает экономическую обособленность субъектов рынка и их экономическую независимость. Эта независимость проявляется в возможности самостоятельно принимать хозяйственные решения. Производитель решает, что производить и в каком объеме, какие ресурсы использовать и по какой цене их покупать, по какой цене реализовывать продукцию, как реагировать на поведение других субъектов рынка.

Покупатель решает, что покупать, в каком объеме, по какой цене, у какого продавца. Мотив поведения субъектов рынка в условиях господства частной собственности один — личная экономическая выгода. Такие условия можно разделить на 2 группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся: реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбалансированности при структурных изменениях; демократизация производства при сохранении государственных регуляторов.

При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующей системой, способной к бесконечному процветанию; создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет 3 основных элемента: рынок товара и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок. Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования:

1) требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования;

2) преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике;

3) превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

— функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены;

— стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

— функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

— регулирующая функция — самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

— санирующая функция — рыночный механизм — это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

— ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т. е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

— контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

— посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

— информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

— функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

— функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя — в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Глава 2. Рыночная экономика

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных её элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное.

При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производственное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. в этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок. Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами. Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены.

Цена — денежное выражение стоимости товара; то, чем необходимо пожертвовать для приобретения единицы товара, услуги. Они — предмет особого исследования. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками, т. е. издержками обращения, связанные с обменом. Четверным центральным звеном рыночной экономики являются — спрос и предложение. Спрос — это то количество товара (и их стоимость), которое могут и желают приобрести потребители при данной цене. Предложение — все количество товара (и его стоимость), находящееся на рынке или которое желают реализовать производители при данном уровне цены. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ. Пятый элемент рыночного механизма — конкуренция. Конкуренция — это экономическое состязание за достижение лучших результатов области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа. Она обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли, организации ярмарок и т. д. Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

маржинального (предельного) анализа;

издержек альтернативного выбора;

экономической рациональности.

На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которое решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенность рынка товарами, изменение рыночных цен, переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляются плавно. Это обусловлено тем, что проявление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику в виде предложения или спроса. В условиях совершенного рынка, когда имеет место большой и регулярный спрос и неограниченное количество хозяйствующих субъектов, каждый из них занимает бесконечно малый удельный вес.

Маржинальный подход как бы обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний спроса и предложения; поддерживает равновесное состояние между товаропроизводителями и потребителями.

Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов или деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший вариант, который дает хотя и минимальный, но гарантированный доход.

Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.

Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из меняющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в минимально допустимую величину прибыли. Критерий рациональности определяется исключительностью права на доход. Фирмы стремятся максимизировать прибыль, а потребители — максимально улучшить свое благосостояние при ограниченном использовании капиталов. Построение рыночной экономики на основании указанных принципов позволяет достигнуть равновесного состояния, которое является центральной проблемой рыночного механизма, основывающегося на использовании двух противоположных сил — спроса и предложения с одной стороны, и рыночных цен — с другой. Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется: формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная):

структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной, трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

особенностями сферы товарного обращения;

уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

видами торговли, используемыми в стране.

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

— Рынки благ и услуг;

— рынки средств производства;

— рынки научно-технических разработок;

— рынки ценных бумаг;

— рынки рабочей силы.

Многообразие рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

рынки товаров производственного назначения;

рынки товаров народного потребления; продовольственных товаров;

рынки сырья и материалов и т. д.

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:

внутрирегиональные;

межрегиональные;

республиканские;

межреспубликанские;

международные (мировые).

Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

По степени ограничения конкуренции различают:

монопольный;

олигопольный;

межотраслевые рынки.

По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

рынки оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

рынки розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

рынки государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

легальные, т. е. официальные;

нелегальные, т. е. «теневые», «черные»

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков:

— рынки товаров и услуг;

— рынки факторов производства;

— финансовые рынки;

— рынки интеллектуального продукта;

— рынки рабочей силы;

— региональные рынки.

Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использование различных факторов (признаков). Основными из них являются:

Географические: по регионам, по административному делению, по плотности населения, по климатическим условиям.

Демографические: группировка населения по возрасту, по полу, по размеру, по уровню дохода, по профессиональному составу (научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные), по уровню образования, по религиозной принадлежности, по национальному составу.

Психографические: группировка населения по социальному составу (с низким, средним, высоким, очень высоким достатком), по стилю жизни (богемный, элитарный, молодежный, спортивный), по личным качествам.

Поведенческие: приобретение товаров носит случайный характер, поиск выгод при покупке товара, статус постоянного клиента, степень нуждаемости в продукте, эмоциональное отношение к продукции.

В современных условиях широкое распространение получили спотовый и срочный рынки. Эти виды рынков тесно связаны между собой. Спотовый рынок определил появление срочного.

Спотовый рынок — это разновидность рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной доставкой.

Срочный рынок — это рынок срочных контрактов, т. е. соглашения контрагентов о будущей поставке активов в виде материальных ценностей, товаров, ценных бумаг в установленный срок на согласованных условиях.

На спотовом рынке участвуют хеджеры и торговцы. Спрос и предложение формируются за счет товаров, которые не предназначены для хранения. Хеджеры, осуществляющие сделки по продаже и покупке контрактов, могут продать товар в настоящий момент или продать срочный контракт и хранить товар. Хеджеры фактически формируют на спотовом рыке предложение контрактов, осуществляя тем самым страхование от возможных потерь при колебании цен на те или иные товары. Торговцы формируют запасы товаров относительно ожидаемой цены спот. Действия торговцев определяются текущей и ожидаемой ценой спота на срочном рынке, выполнение срочных контрактов осуществляется в виде форвардных, фьючерсных и опционных контрактов.

Форвардный контракт — это соглашение между контрагентами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи. Исполнение контракта осуществляется в соответствии с данными условиями в назначенные сроки. Предметом соглашения могут выступать различные активы — товары, акции, облигации, валюта и т. д.

Фьючерсный контракт — это соглашение о будущей поставке предмета контракта. Фьючерсный контракт отличается от форвардного рядом особенностей. Фьючерсный контракт заключается только на бирже. Биржа сама разрабатывает его условия. Предметом контракта могут выступать материальные активы — бензин, золото, пшеница и финансовые инструменты — валюта, ценные бумаги, фондовые индексы. Исполнение фьючерсных контрактов гарантируется расчетной палатой биржи посредством взимания залогов с участников торгов под открытие позиций. Закрытие позиций происходит путем совершения офсетной сделки, после которой участник фьючерсной торговли больше не несет обязательств исполнения контрактов, а перекладывает их на нового контрагента.

Опционные контракты. Опцион — это двухсторонний договор о передаче права на покупку или продажу определенного базисного актива по определенной цене в определенное время. В контракте участвуют две стороны: покупатель опциона — сторона, приобретающая право на покупку или продажу актива, и продавец — сторона, предоставляющая право поставить или принять актив по требованию покупателя. За полученное право покупатель опциона уплачивает продавцу некоторое вознаграждение, называемое премией.

С точки зрения сроков исполнения опционы подразделяются на 2 типа: американские и европейские. Американские опционы могут быть исполнены в любой день до срока окончания контракта. Европейские — только в день исполнения контракта.

В настоящее время в России создается рыночная модель функционирования всей экономической системы хозяйствования.

В этих особенностях важно изучить особенности используемых моделей в странах с развитой рыночной экономикой. Вначале нужно отметить, что существующие рыночные системы и направленность их развития зависят:

от географического положения;

от наличия природных ресурсов;

от исторических условий развития;

от традиций населения и его обычаев;

от уровня развития производственных сил;

от социальной направленности общества.

Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Вместе с тем во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся:

— наличие многообразных форм собственности;

— преобладание свободных цен на товары и услуги;

— развитая система свободной конкуренции;

— распространение предпринимательской деятельности;

— определенная система государственного регулирования экономики.

Можно выделить 7 характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях.

1) Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Её характерными особенностями являются:

— малый удельный вес государственной собственности. В конце 70-х гг. государственная собственность в акционерном капитале в промышленности и на транспорте составляла: в США — 10%, в ФРГ — 18, в Великобритании — 24, во Франции — 34, в Италии — 38%.

— минимальная регулирующая роль государства в экономике. В начале 80-х гг. президент Рональд Рейган наметил программу дальнейшего сокращения государственного сектора, сокращения центрального правительственного аппарата, закрытия большого количества социальных программ. В результате этих мер произошла модернизация существующей экономической модели, в которой роль рынка возросла, а государства — сократилась;

— всемерное поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство в 80-е гг. обеспечивало в США ежегодно примерно 80% новых рабочих мест;

— резкая дифференциация на богатых и бедных;

— большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

— приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.

2) Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов, Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. К основным чертам японской модели относятся:

— высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-х гг. — производство электроники и компьютеров.

— составление 5-летних планов укрепления и развития сил самообороны, которые разрабатываются с 1957 года.

— широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений;

— незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет 17-кратный разрыв между главой фирмы и служащими;

— социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагаются на корпорации и объединения.

3) Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Главным идеологом социальной рыночной экономики является Людвиг Эрхард, который в своей книге описал основные принципы функционирования новой немецкой экономики. Отличительными особенностями немецкой модели являются:

— сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В Германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование;

— в Германии был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности;

— в немецкой модели, так же как и в японской, решающая роль отводится банкам, при этом центральному банку предоставлена полная автономия;

— различие в уровне заработной платы, как и в японской модели, является незначительным и составляет 23-кратный разрыв между главой фирмы и служащими.

4) Шведская модель. Отличительной особенностью шведской модели является: социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы, которая с 1945 г. до начала 70-х гг. составила всего 2%. В Швеции весьма высокий уровень государственного сектора. Большая часть услуг предоставляется в государственном секторе, причем бесплатно. Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.

5) Французская модель. Она не имеет ярких особенностей. Эта модель — среднее между американской и немецкой. Во французской модели высокой является регулирующая роль государства. Во Франции с 1947 г. составляются пятилетние планы — индикативное планирование. Также для данной модели характерны значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.

6) Южно-корейская модель. Эта модель интересна тем, что её использование в процессе развития экономики позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой превратиться в передовую индустриально развитую страну. Отличительной особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:

— планирование экономического развития. Этим занимается государственный плановый орган — Совет экономического планирования. Он с 1962 г. разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты, принимать решения о выделении бюджетных средств на их финансирование.

— в Южной Корее длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х гг. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы и эффективно использовать их на развитие приоритетных отраслей;

— регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживалось развитие собственного производства.

Централизованное использование среднеи долгосрочных планов и целевых программ с установлением производственных заданий и сроков их выполнения в сочетании с рыночными методами хозяйствования позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации.

6) Китайская модель. Реформирование экономики Китая началось с преобразований в сельском хозяйстве. Процесс перехода крестьянских дворов на семейный подряд завершился к концу 1984 г. Крестьянские дворы часть произведенной продукции сдают государству по договорам, часть — в счет налогов, часть в фонды местных органов власти, а оставшуюся продукцию крестьянские семьи могут использовать по своему усмотрению. При выборе модели экономического развития для КНР китайские ученые разработали «смешанную модель». Ее сущность состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. В результате был намечен переход от модели «Централизированной плановой экономики» к модели «Социалистической плановой товарной экономики», сущность которой состоит в том, что социалистическое производство является товарным и взаимодействие межу товаропроизводителями строится на развитии товарно-денежных отношений.

Используя разработанные теоретические положения, XIII съезд КПК выдвинул принципы, которые были положены в основу осуществления экономических реформ. Главным было признано оживление хозяйственной деятельности предприятий государственного сектора путем отделения права собственности от права хозяйствования. Экономические реформы привели к развитию промышленности на селе. За прошедшее десятилетие там возникло около 8 млн рабочих мест. В промышленности в результате экономических преобразований возник новый хозяйственный механизм, основанный на использовании различных форм собственности и методов хозяйствования. При этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами собственности. Новый механизм предоставил возможность предприятиям возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. В результате доля сверхплановой продукции резко возросла. предприятия получили возможность продавать сверхплановую продукцию на открытом рынке по ценам на 20% выше установленных государством. Все это способствовало оживлению экономики и обеспечению за последние годы самого высокого в мире прироста промышленного производства.

рыночный экономика производственный сегментация

Глава 3. Формирование рыночной экономики в России

На рубеже 90-х годов в России начался переход от плановой системы к рыночной экономике. Как показал опыт, он оказался чрезвычайно тяжелым и, по-видимому, продлится не одно десятилетие. Началом переходного периода принято считать смену политического строя, которая открывает путь для глубоких социально-экономических преобразований. Наиболее общими условиями завершения переходного периода являются формирование целостной системы рыночных институтов, начало устойчивого экономического подъема, активное включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, преобладание среднего класса в социальной структуре общества. По сути, речь идет о коренном преобразовании всех сторон жизни общества. Проводимые в переходный период преобразования представляют собой системные реформы. Главные сферы системных реформ в переходной экономике:

— отношения собственности (преобладание частной или государственной);

— роль государства в экономике (монополия или регулирование);

— экономическая среда;

— организация денежно-кредитной и налогово-бюджетных сфер;

— система распределения материальных благ и социальных услуг населению;

— организация и регулирование внешнеэкономических отношений.

В СССР административно-командная система (АКС) сложилась в начале 30-х годов и просуществовала с некоторыми изменениями до конца 80-х. Эта система основывалась на двух важнейших принципах:

— первый из них означает монополию государства на производительные ресурсы (землю, недра, производственное оборудование и т. д.). Из монополии государственной собственности следовало исключительное право государства на принятие экономических решений.

— второй принцип — планирование — требовал принятия всех основополагающих решений в экономике центральными государственными органами в форме обязательного адресного задания для исполнения.

АКС формировалась как под влиянием социалистической идеологии, так и под воздействием экстремальных условий Первой Мировой и Гражданских войн. Историческая роль АКС в нашей стране определяется тем обстоятельством, что в период ее расцвета — в 50−60-е годы — были решены грандиозные задачи модернизации общества: формирование индустриальной экономики; урбанизация; обеспечение всеобщей грамотности. В то же время АКС были присущи генетические пороки. Тотальная монополизация экономики государством и почти полное искоренение конкуренции вели к подавлению хозяйственной инициативы, незаинтересованности производителей в научно-техническом прогрессе, крайне слабой адаптации производства к платежеспособному спросу.

Так же в период 1953;1985 гг. происходил устойчивый дефицит сырья, оборудования, рабочей силы, готовой продукции производственного и потребительского назначения. Плюс важнейшим недостатком АКС был экстенсивный характер экономического развития за счет использования огромных природных ресурсов. К началу 60-х годов произошло исчерпание некоторых экстенсивных факторов, что привело к замедлению экономического роста СССР. С конца 70-х годов были практически исчерпаны возможности экономического роста. Преобразование АКС с этого времени стало настоятельной необходимостью. Предпринятая в период Перестройки (1985;1991) попытка реформировать АКС с помощью создания двухсекторной экономики привела к краху советской экономики. Крах АКС проявился как в нарастании инфляции, так и развале государственных финансов вследствие распада СССР. Длительность существования АКС. В России такая система просуществовала почти 60 лет, так что к началу реформ два поколения не имели представления о рыночной экономике.

1. Наличие элементов рыночной экономики в рамках АКС. Советская модель АКС была гораздо более антирыночной, чем схожие национальные модели в некоторых странах Европы (Венгрия и Польша). Государственный сектор занимал практически монопольное положение практически во всех сферах хозяйственной жизни; уничтожено мелкое частное производство и торговля и др.

2. Размер структурных диспропорций и уровень милитаризации народного хозяйства. В России перекос в сторону «производства средств производства» достиг рекордного уровня — 75% товаров производственного назначения. В 90-е гг. возникла сильная зависимость российской экономики от импорта продовольствия и промышленных потребительских товаров.

3. Сложившийся к началу реформ уровень внутреннего и внешнего макроэкономического неравновесия — дефицит потребительских товаров и услуг, падение валютной выручки от экспорта энергоносителей, рост инфляции.

4. Преобладающий менталитет и трудовая этика населения. Преобладание враждебного отношения к предпринимательству, частной хозяйственной инициативе.

5. Геополитическое положение. Россия географически отдалена от наиболее развитой западной и центральной части континента, что затрудняет связи с ведущими индустриальными связями.

6. Идеологический фактор. Коммунизм воспринимался как некий идеал социальной справедливости, поэтому советское общество, гораздо в меньшей степени испытало «демонстрационный эффект» рыночной экономики.

В силу перечисленных исходных условий переход к рыночной экономике в России неминуемо должен занять более продолжительный срок, чем в малых и средних странах Центральной Европы и Балтии. Основные задачи, решаемые в ходе формирования рыночной экономики в России следующие:

1. Либерализация. Означает ликвидацию системы центрального директивного планирования и распределения ресурсов, устранение или ограничение государственного контроля во всех сферах хозяйственной деятельности.

2. Перестройка отношений собственности. Осуществлялась как за счет создания новых частных или коллективных предприятий, так и в результате приватизации.

3. Формирование рыночной инфраструктуры. Данный процесс включает в себя формирование рынков товаров, рабочей силы, капитала, недвижимости.

4. Демонополизация экономики и поощрение конкуренции.

5. Реформа социальной сферы. Проводилась посредством перехода от системы социального обеспечения к системе социальной защиты.

6. Перестройка отраслевой структуры экономики. Она была организована в направлении опережающего развития производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках, а также свертывания неэффективных отраслей.

7. Формирование открытой экономики. Предполагается активное использование имеющихся у страны конкурентных преимуществ в целях повышения эффективности всего народного хозяйства, а также привлечение внешних финансовых ресурсов.

8. Преодоление трансформационного спада и возобновление устойчивого экономического роста.

9. Макроэкономическая стабилизация. Предполагает подавление инфляции посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики.

По главным направлениям перехода к рыночной экономике промежуточные итоги следующие.

1. Либерализация экономики. В 90-х гг. произошло резкое сокращение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Ликвидирован механизм планового управления экономикой и отменен обязательный госзаказ. Либерализация цен распространилась на большинство товаров и услуг. В результате был устранен прежний дефицит товаров и услуг как производственного, так и потребительского назначения.

2. Перестройка отношений собственности. Ликвидирована монополия государства на основные средства производства. В ходе приватизации произошел переход в частную собственность около двух третей государственного имущества.

3. Формирование рыночной инфраструктуры. В основном сложился рынок товаров и услуг производственного и потребительского назначения. Рынки труда, ценных бумаг, недвижимости в основном находятся в процессе формирования.

4. Демонополизация экономики и поощрение конкуренции. Монополии в России сохранили свои позиции на уровне локальных рынков. Государству удалось взять под контроль естественные монополии (электроэнергетика, газовая промышленность, железные дороги и трубопроводный транспорт). Не удалось ликвидировать административные барьеры на пути движения товаров между отдельными регионами России.

5. Реформа социальной сферы. В этом направлении сделаны лишь первые шаги (введение страховой медицины). Пока государство не может оправдать ожиданий населения в сфере предоставления жилья, субсидий по коммунальным услугам, бесплатности здравоохранения и образования.

6. Перестройка отраслевой структуры экономики. Переориентация производства на платежеспособный спрос началась, но еще далека от завершения. Об этом свидетельствует проявившаяся после кризиса 1998 года неспособность отечественных производителей заполнить своими товарами сегменты внутреннего рынка, оставленные иностранными фирмами.

7. Формирование открытой экономики. Россия заняла в международном разделении труда крайне невыгодное место экспортера энергоресурсов, сырья и полуфабрикатов и утратила многие освоенные прежде рынки сбыта готовых изделий.

8. Преодоление трансформационного спада и возобновление экономического роста. Спад ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства оказался сопоставим с падением основных макроэкономических показателей в ходе революции или Гражданской войны.

9. Макроэкономическая стабилизация. Достигнута в 1996 г. только с третьей попытки и оказалась весьма непрочной, не выдержав мощного удара финансового кризиса.

Промежуточные итоги показывают, что в России в 90-е годы были созданы основные организационные и правовые институты рыночной экономики, была проведена приватизация преобладающей части крупных и почти всех мелких и средних предприятий промышленности, строительства и торговли. По оценке некоторых экономистов народное хозяйство России к концу 90-х годов продвинулось только на 20−25% по пути от планового централизованного хозяйствования к либеральной рыночной экономике, создав еще далеко не совершенную инфраструктуру рынка. В России рыночная экономика формируется под сильным влиянием социально-исторических и геополитических факторов. В социально-экономическом плане наша страна является связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество принадлежит скорее к восточному типу и сохранило его следующие черты: огромную роль государства как регулятора экономики; крайне медленное формирование автономного от государства гражданского общества; тесную связь административной власти и собственности; недостаточное развитие частной хозяйственной инициативы.

Сложившейся в 90-х годах российской модели рыночной экономики присущи черты переходной системы, а также характеристики, унаследованные из исторического прошлого. Сохраняется тесная связь политической власти и собственности. Медленно идет формирование среднего класса как влиятельной общественной силы. Серьезной проблемой стала высокая криминализация экономической жизни, которая отчасти обусловлена общими для переходных состояний экономики факторами — перераспределение собственности, рост коррупции в результате ослабления государственной власти.

Теневая экономика полукриминального типа долгое время была естественной сферой, где существовало некое подобие рыночных отношений, и откуда вышла часть российских предпринимателей. Переход к рыночным отношениям происходит крайне неравномерно в различных отраслях российской экономики. В финансовой сфере и некоторых отраслях промышленности формы и методы хозяйствования приближались к уровню стран со зрелой рыночной экономикой. В то же время в сельском хозяйстве, социальной сфере в основном сохранились механизмы, унаследованные от АКС. В окончательном виде российская модель еще не сформировалась, и теоретически возможен выбор между несколькими моделями — от чисто либеральной до социально-демократической. По мнению некоторых экономистов, наиболее соответствовала бы российским условиям модель социального рыночного хозяйства. Эта модель могла бы обеспечить ограниченное единство рынка и государства

Глава 4. Преимущества и недостатки рыночной экономики

Определим достоинства рынка, к которым можно отнести следующие: Эффективное распределение ресурсов на производство необходимых обществу товаров. Рынок выполняет распределительную функцию. Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации. Достаточно иметь данные о цене на продукт и об издержках его производства. Гибкость и высокая степень приспособляемости к изменяющимся условиям. Оптимальное использование результатов НТП.

Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, вводят новейшие технологии, разрабатывают новые товары. Рынок выполняет стимулирующую функцию. Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей. Способность обеспечивать разнообразные потребности общества, повышать качество товаров и услуг, более быстро достигать рыночного равновесия. Желание производителей удовлетворить спрос поворачивает производство к потребителю, подчиняя ему самого производителя. Стремление расширить ассортимент продукции, повышать ее качество, снижать издержки и тем самым поддерживать конкурентоспособность своей продукции. Способность выявлять общественную значимость производимых товаров. Тем самым рынок совершенствует отраслевую структуру производства и ликвидирует дефицит товаров и услуг. Возможность координировать экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли — продажи. Однако рынок не способен справиться со всеми проблемами общества, он много не может.

Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных богатств мирового океана. Игнорирует иногда потенциально отрицательные, порой разрушительные последствия принимаемых решений, если эти решения приносят предпринимателю доход. Не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, общественных благ (дороги, дамбы, общественный транспорт, образование и т. д.). Не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Рынок действительно не способен решать основные социально-экономические проблемы (безработица, инфляция…). По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке. Ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Подвержен нестабильному развитию с присущими ему рецессионными и инфляционными процессами. Не может гарантированно защитить конкуренцию, которая постепенно ослабевает под напором ею же порожденных монополий.

Более чем столетняя история развития ведущих стран мира доказала, что при решении главных экономических задач рыночной экономике нет альтернативы и рыночная система обладает целым рядом несомненных достоинств (таблица).

Таблица Соотношение достоинств и недостатков рыночной системы хозяйствования

№ п/п

Достоинства рынка

Недостатки системы

Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, определяет объёмы и структуру производства товаров и услуг в экономике государства

Рыночная экономика подвержена нестабильному развитию и развивается циклично

Рыночная система гарантирует общественную оценку результатов труда всех производителей товаров и услуг

Рыночная система не в состоянии самостоятельно останавливать, предотвращать и контролировать монополизацию рынков товаров и услуг

В рынке всегда существуют условия для высокоэффективного производства. Этому способствует конкуренция между производителями, которая позволяет преуспевающим процветать, а отстающие вынуждены уходить с рынков

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему инфляции

Через механизм конкуренции рынок способствует эффективному и рациональному распределению ресурсов на производство необходимых всему обществу благ

Рыночная система не создаёт стимулов и не способна производить товары и услуги коллективного пользования, то есть такие блага, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени они могут оплачивать их использование

Рыночный механизм успешно функционирует при наличии весьма ограниченной информации

Рынок не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение доходов между регионами и слоями населения. Рыночная система воспроизводит существенное неравенство и не способна обеспечить социально приемлемые в обществе границы неравенства

Рыночные цены всегда информируют субъектов рынка о наличии или отсутствии товаров и услуг, их количестве и качестве, полезности для потребителей

Рынок ориентирован на удовлетворение потребностей только тех потребителей, кто имеет деньги, а не на производство социально необходимых товаров и услуг

Рынок естественным образом соединяет интересы производителей и потребителей без приказов и команд

Рыночная система не имеет экономического механизма защиты окружающей среды и не способна устранять внешние эффекты.

Рыночная система хозяйствования материально заинтересовывает производителей в удовлетворении тех потребностей общества, которые выражаются через спрос

Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов

Для рынка характерны гибкость и высокая степень приспособляемости к изменяющимся внутренним и внешним условиям хозяйствования

Система рыночного хозяйства игнорирует потенциально опасные и разрушительные последствия принимаемых решений, если они приносят предпринимательский доход

Потребители и производители независимы в принятии своих собственных решений при заключении сделок, установлении необходимых контактов и производственных связей

Рыночная экономика не может самостоятельно регулировать использование природных ресурсов, принадлежащих всему человечеству

Производители всё время стремятся поддерживать конку рентоспособность своей продукции, поэтому поставляя на рынок произведённые товары и услуги, они расширяют ассортимент, повышают их качество и снижают издержки производства

Система рыночного хозяйства не может преодолеть острый дефицит энергоносителей, нехватку продовольствия и пресной воды во многих развивающихся странах мира

Товаропроизводители разрабатывают новые товары и услуги, вводят новейшие технологии, идут на риск, стремясь получить высокую прибыль и выиграть в конкурентной борьбе. Они используют результаты последних достижений научно-технического прогресса, а конкуренция делает этот процесс непрерывным

Рыночная система не может контролировать рост народонаселения планеты, влиять на демографические вызовы и миграционные процессы

Рынок освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, так как это противоречит экономическим интересам всех участников рыночных отношений

Рыночная система не может создать инфраструктуру для удовлетворения культурных потребностей общества

Рыночная система хозяйствования заставляет потребителей выбирать рациональную структуру потребления для семейных и личных нужд, согласно действующим рыночным ценам и соответствующую величине их доходов

Для рынков характерна неполнота информации, затрудняющая их эффективное функционирование: реально существующая информация об издержках, прибыли, стоимости и ценах на товары и услуги является неполной и распределяется между всеми участниками неравномерно

Рынок оздоровляет экономику государства, освобождая её от убыточных, неконкурентоспособных предприятий

Рыночная система не обеспечивает фундаментальных исследований в науке

Рынок выполняет важнейшие функции в хозяйственной жизни страны: учётно-измерительную, посредническую, регулирующую, ценообразующую, стимулирующую, социальную, санирующую, информационную и функцию перемещения капиталов

Система рыночного хозяйства способна давать сигналы и импульсы к развитию неформальных отношений и институтов в обществе, в дальнейшем поддерживать их и постоянно воспроизводить. К ним относятся теневая экономическая деятельность, коррупция, криминальная экономика, рейдерство и деятельность мафиозных структур

Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, определяет объёмы и структуру производства товаров и услуг в экономике государства. Эту функцию он осуществляет через установление соответствия объёма предложения объёму платежеспособного спроса, то есть механизм рынка через систему рыночных цен приспосабливает предложение товаров и услуг к платёжеспособному спросу потребителей [3−5]. Рыночная система гарантирует общественную оценку результатов труда всех обособленных производителей товаров и услуг. Стоимость товаров и услуг базируется на общественно необходимых затратах труда (ОНЗТ). Они представляют собой затраты труда, которые признаются обществом как необходимые и неизбежные при данном уровне развития производительных сил, производительности труда и оплачиваются им. Механизм такой рыночной оценки объективен, эффективен и прост. Он заключается только в одном: состоялась купля продажа произведённых товаров и услуг или нет.

Стремление как можно выгоднее продать или купить товары и услуги заставляет производителей и продавцов, а также потребителей постоянно поддерживать «рыночную форму». Рынок создаёт условия и предпосылки для высокой эффективности производства. Это связано с постоянной конкуренцией, которая безжалостно отделяет отстающих от преуспевающих. В конкурентной борьбе побеждают те производители, которые лучше прогнозируют и угадывают изменения потребительского спроса, применяют новые технологии и оборудование, снижают издержки производства [3−5].

Через механизм конкуренции рынок способствует эффективному и рациональному перераспределению ресурсов на производство необходимых обществу благ. Выдающийся западный экономист Фридрих фон Хайек определил конкуренцию как способ распознавания и открытия значимых факторов производства, которые без конкурентной борьбы оставались бы не используемыми и никому не известными. Рыночный механизм успешно функционирует при наличии весьма ограниченной информации. Достаточно иметь только данные о цене на товары, продукты, работы, услуги, о величине издержек их производства и рынок постепенно начнёт насыщаться необходимыми товарами и услугами, удовлетворяя спрос всё больше и больше [1, 2, 6]. Рыночные цены всегда информируют потребителей и производителей, сообщая о наличии или отсутствии товаров и услуг, их количестве и качестве, величине затрат, полезности для потребителей [1, 2, 6, 7].

Неотъемлемой составной частью свободы хозяйственной деятельности предприятий и свободы потребительского выбора является свободное ценообразование. Свободные цены — это своего рода «сердце» рыночной системы. При свободном ценообразовании цена не скована какими-либо ограничениями, формируется на основе взаимного договора между производителями, продавцами и потребителями, представляющими спрос и предложение на товары и услуги. Именно такие, никем не назначенные цены, сформировавшиеся свободно, и называются рыночными [1, 2, 6, 7]. Цена в рынке представляет собой важнейший инструмент, который обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями. Подчеркивая огромную важность и самоценность для рыночной экономики свободного ценообразования, Ф. фон Хайек утверждал, что любые отступления от него, какими бы благородными целями или намерениями ни мотивировались, в перспективе приводят к установлению диктатуры. Рынок естественным образом, без приказов и команд соединяет интересы производителей и потребителей. Рыночная система хозяйствования материально заинтересовывает производителей в удовлетворении тех потребностей общества, которые выражаются через спрос. Она отличается способностью к удовлетворению разнообразных потребностей потребителей, постоянному повышению качества товаров и услуг, более быстрому достижению рыночного равновесия. Для рынка характерны гибкость и высокая степень приспособляемости к изменяющимся внутренним и внешним условиям хозяйствования. Когда в 70-е гг. XX в. мировые цены на нефть выросли в 4−6 раз, рынок ответил внедрением ресурсосберегающих технологий и разработкой альтернативных энергоносителей. Рыночная система предоставляет свободу выбора и действий для всех участников рыночных отношений.

Производители и потребители независимы в принятии своих собственных решений, заключении сделок, установлении необходимых контактов и производственных связей [1, 2]. Производители, поставляя на рынок товары и услуги, всё время стремятся поддерживать конкурентоспособность своей продукции, расширяя ассортимент, повышая её качество и снижая издержки производства. Стремясь получить высокую прибыль и выиграть в конкурентной борьбе, производители при разработке новых товаров и услуг вынуждены идти на риск, применять новые технологии, то есть использовать результаты последних достижений научно-технического прогресса. Рыночная конкуренция делает этот процесс использования инноваций непрерывным [1,2]. Рынок освобождает экономику от дефицита товаров и услуг, так как это противоречит экономическим интересам всех участников рыночных отношений. Даже в самой развитой рыночной экономике иногда возникают расхождения во времени между появлением новой потребности и её удовлетворением. Но эти периоды, как правило, непродолжительны, обусловлены инерционностью хозяйственного механизма и при современном уровне маркетинга быстро устраняются [1, 3−5]. Рыночная система хозяйствования заставляет потребителей выбирать рациональную структуру потребления для семейных и личных нужд, согласно действующим рыночным ценам и соответствующую величине их доходов.

Рынок освобождает экономику государства от неконкурентоспособных и убыточных предприятий и таким образом оздоровляет её. Под влиянием рыночных сил происходит беспощадная отбраковка таких товаропроизводителей, которые не способны эффективно вести дело, производить и продавать товары и услуги по ценам равновесия. На основании вышеизложенного можно с достаточным основанием утверждать, что рыночная система хозяйствования относится к разряду общечеловеческих ценностей, является достоянием всей мировой цивилизации и в обозримом будущем останется таковой. Однако вместе с тем, при всех её достоинствах, необходимо отчётливо представлять недостатки рыночной экономики, имманентно присущие ей. Рынок является важнейшим механизмом координации деятельности и призван обеспечивать эффективное перераспределение ограниченных экономических ресурсов. Не следует забывать о том, что он имеет пределы возможностей оптимально распределять ресурсы. Применение рыночной системы в чистом виде, без вмешательства государства, приводит к целому ряду негативных последствий для общества. Современная рыночная система хозяйствования имеет значительное количество неустранимых, внутренне присущих ей экономических, социальных, экологических, информационных и других недостатков (таблица).

Дисфункции экономики рынка. Рыночная экономика подвержена нестабильному развитию и развивается циклично, с характерными для неё экономическими циклами, когда экономический рост и увеличение произведённого ВВП чередуется с тяжёлыми спадами производства. Подобные колебания периодически приводят к увеличению инфляции, снижению доходов населения, росту безработицы и возрастанию социальной напряжённости в обществе [2−5]. Рыночная система не в состоянии самостоятельно останавливать, предотвращать и контролировать монополизацию рынков товаров и услуг. В условиях рынка монополии всегда стремятся ограничить свободу конкуренции, сокращают объёмы производства и стремятся установить высокие цены на свои услуги. Поэтому государство обязано регулировать цены на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение и водоотделение, услуги железнодорожного транспорта [2−5].

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему инфляции — одну из самых тяжелых болезней экономики XX—XXI вв. Её грозные симптомы зафиксированы как в рыночных, так и в нерыночных экономиках, где механизм рынка разрушен авторитарной или административно-командной системой. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция поражает производство и потребление товаров и услуг и проявляется в постоянном росте цен и деформации механизма рынка [1, 5]. Социальные последствия инфляции связаны с падением реальной стоимости личных сбережений граждан, снижением покупательной способности реальных доходов потребителей. Это приводит к ещё большему социальному расслоению общества и углублению имущественного неравенства населения. Поскольку современная экономика по своему устройству инфляционна, то в принципе инфляция неустранима. Поэтому антиинфляционное регулирование — это бессрочная, повседневная обязанность государства и его постоянная функция [1, 5].

Дисфункции социальной сферы

Рыночная система не создаёт стимулов и не способна производить общественные блага, то есть товары и услуги коллективного пользования, такие как дороги, дамбы, мосты, общественный транспорт, образование, медицина, национальная оборона, общественная безопасность, чистый воздух и др. Они потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени потребители в состоянии оплачивать пользование этими благами [2−5]. Рынок не гарантирует право на труд и доход, необеспечивает перераспределение доходов между отраслями экономики, регионами и слоями населения. По данным П. Самуэльсона рыночная система воспроизводит существенное неравенство и не способна обеспечить социально приемлемые в обществе границы неравенства. Рынок ориентирован на удовлетворение потребностей только тех потребителей, кто имеет деньги, а вовсе не на производство социально необходимых товаров и услуг.

Проблемы экологии

Рыночный механизм не в состоянии устранять внешние эффекты, так называемые экстерналии. Производственная деятельность участников рынка довольно часто приводит к негативным последствиям, в результате чего страдают посторонние люди, не принимающие участия в производственном процессе [2−5]. Увеличение общественного богатства в развитых экономиках приводит к возрастанию проблемы внешних эффектов. Например, увеличение количества личных автомобилей в больших городах сопровождается загрязнением атмосферы и окружающей среды. Химические производства, целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники питьевой воды. Широкое применение в сельском хозяйстве азотных, калийных и прочих удобрений делает продукты питания непригодными для употребления. Рыночный механизм никогда не был способен устранять или хотя бы компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами среде обитания человека и природе в целом.

Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. Серьезные экологические проблемы способно разрешить только государство. Оно имеет право ввести жёсткие ограничения и нормативы, использовать систему штрафов, определить границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности. Таким образом, рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды и неспособен устранять такие внешние эффекты, как:

1) загрязнение атмосферы, рек, озёр, морей, мирового океана, артезианских источников пресной воды, плодородных почв и земель, лесных угодий;

2) возникновение парникового эффекта и угрозу озоновому слою Земли;

3)появление кислотных дождей;

4) исчезновение многих биологических видов животных и растений, сокращение естественных мест их обитания;

5) стремительный рост промышленных и бытовых отходов;

6) кризис крупных городов. Только законодательные акты могут заставить производителей вкладывать средства в экологически чистые производства. Рыночная система не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов. Система рыночного хозяйства игнорирует потенциально опасные и разрушительные последствия принимаемых решений, если они приносят предпринимательский доход. Например, производство пестицидов ДДТ было запрещено ещё в 1960 г., однако этот «эликсир смерти» производили в США вплоть до 1972 г. Рыночная экономика не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, таких как рыбные богатства морей и океанов, состояние воздушного бассейна, климатические изменения на планете [2, 8].

Недостатки развивающихся экономик мира

Система рыночного хозяйства не может преодолеть острый дефицит энергоносителей, нехватку продовольствия и пресной воды во многих странах мира. Рыночная система не может контролировать рост народонаселения планеты, влиять на демографические вызовы и миграционные процессы.

Культурные проблемы общества

Рынок не может создать инфраструктуру для удовлетворения культурных потребностей общества. Рыночный спрос на культуру всегда отражает некий усреднённый вкус потребителей, ограничивая тем самым возможности «высокого» искусства. Находящиеся в худшем материальном положении слои населения не располагают средствами для потребления культурных благ и услуг в учреждениях культуры в полном объёме.

Информационная асимметрия

На реальных рынках несовершенной конкуренции информация является неполной и распределяется крайне неравномерно между участниками экономических отношений. Возникает явление информационной асимметрии, когда информация, необходимая для принятия решений о приобретении товаров и услуг, об инвестициях, при заключении деловых контрактов, находится в преимущественном распоряжении небольшого числа участников рынка, заинтересованных в её сокрытии [9−12]. Неполнота информации — это фундаментальное несовершенство рынка. Монопольное владение значимой информацией позволяет владельцам использовать её в своих целях в ущерб своим контрагентам без ведения последних. Поскольку информационная асимметрия существует всегда, то её можно только уменьшить, но полностью исключить невозможно [9−12]. Проведённые Д. Акерлофом исследования показали, что реально существующая информационная асимметрия приводит к значительной деформации рынка, а в некоторых случаях рынок может быть разрушен вообще.

Проблемы науки

Рыночная система не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

Неформальная экономика — органическая часть современной системы капитализма

Система рыночного хозяйства способна давать сигналы и импульсы к развитию неформальных теневых и криминальных социально-экономических отношений и институтов в обществе. Опыт развития большинства стран мирового сообщества показывает, что система рыночного хозяйства не только подаёт сигналы и импульсы к развитию неформальных теневых отношений между субъектами рынка, но также поддерживает их и постоянно воспроизводит. К ним относятся теневая и криминальная экономика, коррупция, силовое предпринимательство, деятельность мафиозных структур. Наличие подобных неформальных отношений в обществе и государстве является, по сути, ещё одной очень значимой сущностной характеристикой рыночной системы.

Таким образом, кроме известных провалов рынка, в «недрах» рыночной системы хозяйствования, под привычными терминами «теневая» или «неформальная» экономика существует и «скрывается» ещё целый ряд существенных недостатков, которые влияют на неё, и значительно искажают работу «невидимой руки» рынка. Многие ведущие индустриальные державы для нивелирования негативных последствий рынка практикуют энергичное государственное вмешательство в хозяйственную деятельность с целью регулирования экономических отношений в интересах всего общества.

Это характерно для таких стран как Англия, Италия, Испания, Германия, Дания, Франция, Финляндия, Швеция, Япония. Однако исторический опыт показал, что государственное регулирование экономической и социальной сферы в этих странах с благими целями, вмешательство государственных органов управления, не даёт возможности навсегда избавиться от теневых сфер экономики, а во многих странах неформальная экономическая и социальная активность даже возросла. Наличие у рыночной системы хозяйствования вышеперечисленных недостатков, органично присущих ей, неизбежно приводит к конфликту интересов между органами государственной власти, бизнес-сообществом и населением страны, юридическими и физическими лицами. Подобные конфликты возникали и существуют во многих странах мира, находящихся на разных стадиях социально-экономического развития. Рынок, даже в его развитом, цивилизованном виде, нельзя понимать как нечто однозначно положительное, как некое чудодейственное спасительное средство от возможных экономических и социальных бедствий всех стран и народов. Напротив, это весьма сложный и противоречивый феномен общественного устройства.

Заключение

Рыночная система имеет как своих страстных защитников, так и непримиримых критиков. Это не случайно, поскольку наряду с бесспорными достоинствами рынок имеет и существенные недостатки. Рынок (рыночная экономика) — это способ взаимного приспособления действий покупателей и продавцов под воздействием изменений в ценах, отражающих колебания спроса и предложения. Корректировка хозяйственного поведения людей осуществляется стихийно.

Рыночный механизм ориентирован на удовлетворение платежеспособных потребностей в частных благах и не обеспечивает эффективного регулирования производства общественных благ для удовлетворения социально приоритетных потребностей. Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы со стороны её защитников состоит в том, что она способствует эффективному распределению ограниченных ресурсов общества. По их мнению, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Очень часто, если возникает дефицит товаров, рынок способен его быстро устранить.

Рыночная система в определенных пределах способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения. Она предоставляет значительную свободу предпринимательству и выбору. Движение производственных ресурсов из одной отрасли в другую, как правило, не по приказу какого-либо правительственного органа, а по мотивам собственной выгоды субъектов производства. Поборники рыночной системы доказывают, что она обеспечивает максимальную экономическую эффективность. Именно презумпция эффективности заставляет многих представителей западной экономической теории сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков или правительственного регулирования рыночных процессов. Вместе с тем рыночная система, при всей её эффективности является далеко не идеальной. В силу своих внутренних противоречий и закономерностей она не только объективно не способна решить целый ряд важных проблем в жизни общества, но и усугубляет многие отрицательные явления.

Во-первых, в основе рыночной системы лежит механизм конкуренции. Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она довольно безжалостна по отношению к индивидуальному производителю. Поэтому в погоне за максимальной прибылью предприниматели пытаются освободиться от конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний — все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от её регулирующего воздействия.

Во-вторых, рыночная система не может обеспечить полной занятости и стабильного уровня цен. Безработица и инфляция значительно усиливают социальные и экономические проблемы современного общества.

В-третьих, рынок не может решить проблему длительных структурных сдвигов в производстве. Рынок обеспечивает лишь краткосрочное равновесие.

В-четвертых, рыночная система неспособна учитывать коллективные потребности и наличие внешних эффектов (выгод и издержек), что препятствует производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу.

В-пятых, рынок не в состоянии обеспечить социальную защищенность в обществе. Он обеспечивает товарами тех, у кого есть «денежные голоса». Делает он это весьма эффективно.

Любой доход участника свободного рынка (кроме криминального) считается справедливым. Однако рынок не обеспечивает и объективно не может обеспечивать всем членам общества высокого потребления и даже достойного существования. Это становится возможным лишь при условии очень высокого уровня развития общественного производства. В целом же конкурентная рыночная система объективно ведет к социальному расслоению общества, к формированию богатых, среднеимущих и бедных групп населения.

1. Виноградов В. В., Экономика России. — Учеб. пособие. — М.: Ютисть, 2002. — 320 с., с. 95−107.

2. Маршалл А. Принципы политической экономии. М.: Прогресс, 1984. Т. 2. С. 6.

3. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Д. Д. Москвина. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 528 с., с. 128−130

4. Бекетов Н. В. Особенности развития и перспективы эк. роста рос. экономики // Эконом. анализ: теория и практика. — 2008. — № 6. — с.43−47.

5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 1999. — 384 с.

6. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2006. — 688 с.

7. Носова С. С. Экономическая теория: Учеб для студ. высш. учеб. заведений. — М.; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.

8. Общая экон. теория: учебник для студентов, обуч. по экон. специальностям / В. З. Баликоев — 5-е изд. стер. — М.; изд-во ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2006. — 732с.

9. О развитии экономики стран СНГ // БИКИ.- 2008. — № 139. — с.16.

10. Основы эк. теории: Учеб. Пособие для высшей школы. — М.: Академический Проект, 2004. — 608 с.

11. Сценарии макроэкономического развития на 2009 г. и на период 2010 — 2011 гг. // БИКИ. — 2008. — № 145. — с. 2−3.

12. Ханин Г. И. Периоды становления постсоветской экономики // ЭКО. — 2007. — № 5. — с. 30−50.

13. Экономика: учебник для вузов / И. В. Липсиц. — М.: Омега-Л, 2006. — 656 с.

14. Экономика России в 2007 году: некоторые предварительные итоги (Росбанк) // Банковское дело. — 2008. — № 2. — с. 42−46.

15. Экономика России в ноябре 2008 г. // БИКИ. — 2009. — № 1−2. — с. 3−4.

16. Экономическая теория: Учебник. — Изд. испр. и доп. // Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлёвой, Л. С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 672 с.

17. Мациевский Н. С. Дисфункции рыночного механизма в условиях информационной асимметрии // Известия Томского политехнического университета. — 2011. — Т. 319. — № 6. С. 46−50.

18. Мациевский Н. С. Ценообразование в рыночной системе. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. — 123 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой