Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические и методические основы управления образовательными учреждениями в условиях рынка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить ряд трудов по маркетингу образовательных услуг, в которых исследуются особенности маркетинговой концепции образовательных учреждений (Н.П Литвинова, В. В. Шеремегова, В. К Пштипекко, В. Я Андрее", В. М. Маневич, А. П Панкрухин, Г Г. Азгальдое, С.Л. Костанян), Отдельные аспекты рассматриваемой темы, касающиеся маркетинга образовательных услуг, рассмотрены в трудах посвященных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. L Теоретические основы управления образовательными учреждениями в условиях рынка
    • 1. Маркетинговые модели ориентация в условиях рыночной экономики
    • I. L Специфика маркетинга образовательных услуг
  • Глава II. Маркетинговая ориентация образовательных учреждений в условиях рынка
    • 1. Особенности маркетинговой ориентации иега^дзрствеиных образовательных учреждений
    • 11. Формы адаптации государственных образовательных учреждений в условиях рынка
  • Глава III. Методические основы разработки маркетинговой программы образовательных учреждений в условиях рынка

Теоретические и методические основы управления образовательными учреждениями в условиях рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена создание условии, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека." Конституция РФ ст. 7.

Актуальность темы

исследования. Реформирование структуры государства Российской Федерации на современном этапе вызывает необходимость реформирования одного из наиболее крупных социальных институтов — системы образования, которая органически связана с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией. По пути к достижению общечеловеческих ценностей: согласия, сотрудничества, благосостояния, Российская Федерация должна исходить из духовных приоритетов, хозяйственных ресурсов, культурных традиций, потребностей социума. Специфика транзитивной экономики определила необходимость изменения принципов политики в сфере образования. Изменение структуры экономики, расширение негосударственного сектора, увеличение фактора автономии субъектов привело к необходимости в новой методике решения возникающих проблем Образовательные учреждения, как субъекты рынка образовательных услуг, вынуждены искать новые ориетационные модели адаптации к изменяющейся ситуации. Нестабильность экономического развития, уменьшение финансирования в сфере образования вызвало необходимость поиска моделей адекватно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка В Указе N 1 Прези дента РФ, Законе «Об образовании «от 12.07.96 декларируется 10% квота расходов на образование в валовом национальном продукте. По данным Госкомстата в РФ на образование расходуется 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП).В действительности на эти цели идет около 5% ВВП с учетом внебюджетных средств по линии дополнительных услуг». В различных странах этот показатель составляет 53% в Великобритании — 5,4% в Германии- 6,0% во Франции- 6,9% в США — 7,3% в Канаде от ВВП. По сравнению с 1970 г. (7% ВВП) доля ВВП в РФ1, выделяемая на образование сократилась в д ва раза дтри этом это происходит на фоне резкого снижения ВВП за последние годы.

Структурные деформации в финансировании образовательных учреждениях привели к появлению новой образовательной модели сочетающей в себе государственный сектор (бюджетное финансирование) и рыночный сектор (небюджетное финансирование). На рынке образовательных услуг образовались новые гибридные модели образовательных учреждений:

Во-первых, государственные образовательные учреждения с бюджетным и небюджегаьам финансированием;

Во-вторых, негосударственные образовательные учреждения с небюджетным финансированием. Внебюджетное финансирование, по сути отражает рыночный сектор гибридной модели образования. Увеличение численности гибридных моделей как государственных «так и негосударственных, привело к насыщению рынка образовательными услугами и вызвало необходимость в ориентации на экономические модели соответствия.

1 Финансовые известия, 1997,30 сентября. С. VI спроса и предложения. Генеральным фактором, определяющим необходимость существования образовательных услуг, стала неудовлетворенная потребность потенциального потребителя. Демонополизация рынка образовательных услуг > появление альтернативы у потребителя привели к деформации экономических моделей деятельности образовательных учреждений. Деформация экономической («одели развития школы отражается в данных динамики штатных образовательных услуг, предоставляемых в г СанктПетербурге. В 1994 — 1995 годах количество школ предоставляемых штатные услуги составляло 115 (17% от общего количества) с объемом доходов 8,0 млн. р. В 1995 -1996 годах количество посол соответственно составляло 223 (33% от общего количества) с объемом доходов 12,0 млн. р. В 1996 -1997 годах количество школ соответственно составляло 311 (45% от общего количества) с объемом доходов 20,0 млн. р. В 1997 — 1998 годах количество школ составляло 375 (55% от общего количества) с объемом доходов 25,0 млн. р. (105, с. 12).

Анализ динамики показателей свидетельствует о том, что к концу 1998 года более половины школ (55%) выходят на рынок образовательных услуг с новым продуктом, расширение фактора автономности * образовательного учреждения как юридического лица, предоставляет субъекту возможность вступать в конкурентную борьбу с другими субъектами и самостоятельно формировать стратегическую модель развития. Маркетинговая ориентация.

Понятие автономии (грея. яШопогша), Ожегов СИ. Автономия / Словарь русского языка., М., 1984, с. 21, означает «самоуправление» вызванная автономностью образовательных учреждений (курсив наш — Ю. III) является фундаментальным принципом государственной политики в сфере образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 05.01. 1996 г. предоставляет хозяйственную самостоятельность (курсив нашЮ.Ш.) в осуществлении образовательного процесса, подборе кадров, расстановке кадров, финансовой деятельности в рамках утвержденного устава (ст. 32).

Актуальность проведения исследования вызвана необходимостью разработки адаптационных моделей образовательных учреждений всех уровней. Огсут-сгвие аналогов адаптации образовательных систем в транзитивной экономике Российской Федерации, вызывает необходимость проведения исследования в данном направлении. Использование результатов международных исследований в сфере маркетинга&bdquoтрансформация имеющихся моделей адаптации различных субъектов рынка и маркетинговая ориентация образовательных учреждений, являются фундаментальной базой для проведения исследования по теме.

Альтернативные системы образования цивилизованных стран мирового сообщества, где основой получения образовательной услуги потребителем является свободный выбор, убедительно подтвердили решения Коллоквиума «Учитель 21 века» Европейского форума «За свободу в образовании» (E/F/F/E) проходившего в мае 1997 года в Санкт-Петербурге.Специфика формирования рынка обравовэтельных услуг в Российской Фед^ рации, расширение автономии образовательных учреждений как субъектов рынка, повышают актуальность проведения исследования. Научная актуальность проблемы состоит в установлении взаимосвязи моделей ориентации рыночных структур применительно к сфере образования, а также систематизации дефиниций маркетинга относительно рынка образовательных услуг.

Практическая актуальность проблемы заключается в разработке маркетинговых ориентационных моделей образовательных учреждений с целью повышения эффективности формирования стратегий в условиях транзитивной экономики.

Социальная актуальность проблемы состоит в том, что её решение позволит повысить эффективность деятельности образовательных учреждений, что приведет к стабилизации значительного сектора экономики.!/.

Актуальность темы

исследования определяется возможностью создания системы научных знаний, в основе которых будут разработаны модели маркетинговой ориентации образовательных учреждений, дополненные относительно существующих исследований, адаптированные применительно к переходной экономике.

Объектом исследования являются образовательные учреждения различной формы собственностидействующие в условиях нестабильной экономики. Предмет исследования — совокупность управленческих решений, нацеленных на адаптацию образовательных учреждений к рынку.u.

Основной целью диссертационной работы является исследование стратегических и тактических приемов субъектов рынка образовательных услуг при маркетинговой ориентации в условиях взаимодействия с элементами нестабильной среды транзитивного периода. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих научных задач: во-первых, сформулироватъ теоретические основы проведения исследования. во-вторых, изучить методическую базу маркетинговых подходов в ориентации образовательных учреждений. в-третьих, выявить специфические особенности маркетинговой ориентации образовательных учреждений. в-четвёртых^ровести анализ системы маркетинговой ориентации образовательных учреждений. в-пятыхдфовесги анализ формирования спроса у потребителей образовательных услуг. в-шестых, провести анализ маркетинговых ориенгационных моделей цивилизованных стран и возможность их трансформации в Российской Федерации. в-седьмых, разработать модель маркетинговой ориентации образовательных учреждений Российской Федерации. в-всздмых, разрабогать методологию маркетинговой ориеэтационной программы образовательного учреждения. Теоретическая и методическая основа диссертации. При написании диссертации автор опирало! на работы в данной сфере отечественных и зарубежных экономистов, юристов, философов, психологов, социологов. Теоретическую основу исследования составили труды, в которых на основе системного анализа рассматриваются современные теоретические подходы к развитию неярооюводствеяной сферы, экономические основы децентрализации управления образовательным учреждением в условиях автономии, диверсификации источников финансирования, а также философские тезисы о единстве материальной и духовной деятельности индивидов, процессе производства и потребительского выбора и принципы заложенные в ней — рациональное поведение субъекта в условиях ограниченных возможностей, теория максимизации полезностей, теория мотивации индивидуального потребителитеория потребительских ценностейзакон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания, метод восхождения от абстрактного к конкретному (закон отображения действительности в мышлении).

Информационную базу исследования составили источники в сфере маркетинга и образования СШД, Европы и Российской Федерации, среди которых работы X. Швалъбе, Е Дихтлъ, X Хершген, Н. Мэнкью, X. Маккей, Р. Моррис, Ф. Котлер, М. Портер, Ж. Ламбек, М Вудкок, А. Дайан, А Вайс-ман, А Плас,.

Д. Эванс, Б. Берман, Б. Карлофф, АЯ Кибанов, В. П Щетинин, НА. Хромен-ков, Б. С. Рябушкин, АН. Романов, Т. П. Данько, В. С. Кабаков, П. С Завьялов, В. Е. Демидов, Р. Б. Ноздрева, Л. И Цыгичко, О. А. Третьяк, Н. П Литвинова, ДИ. Баркан, В. Д Камаев, МИ. Потеев, А П. Панкрухин, Г. Г. Азгадьдов, ГГ. Абрамишвили, М. Л. Левицкий, С, А Дятлов.

При проведении исследования^ качестве опредеиоЕЮЩих, использованы междисциплинарные понятия экономики образования, философии, социологии, психологии, права: субъект, объект, система, образование, услуга, образовательная услуга, рынок образовательных услуг, образовательное учреждение, демонополизация, конкуренция, конкурентоспособность, альтернатива образования, образовательная политика Степень разработанности проблемы.

В отечественной историографии проблема маркетинговой ориентации образовательных учреждений, в основном, освещается в трудах обобщающего характера, без выделения специфики объекта исследования. Маркетинг образовательных услуг, в частности, рассматривается в контексте экономических основ управления образованием (ВЛ Щетинин, Н А. ХроменковДС. Ря-бушкинХ финансирование образования (В.И. Ерошин, Г. Б. Башхина, МЛ. Левицкий, Т.Н. Шевченко), диверсификации источников финансирования (Б.Н. Подшибякина), правовые аспектов автономии (Т.Н. Бочкарева, H. KL Смирнова, В. Я Шкэтушш, В. И. Марцинкевич).

Следует отметить ряд трудов по маркетингу образовательных услуг, в которых исследуются особенности маркетинговой концепции образовательных учреждений (Н.П Литвинова, В. В. Шеремегова, В. К Пштипекко, В. Я Андрее", В. М. Маневич, А. П Панкрухин, Г Г. Азгальдое, С.Л. Костанян), Отдельные аспекты рассматриваемой темы, касающиеся маркетинга образовательных услуг, рассмотрены в трудах посвященных экономике образования (В.В Тумапев, А. П. Козаков, М. И. Потеея, В. Д. Маркова) В зарубежной историографии, проблема маркетинговой ориентации, в основном, освещается в трудах рассматривающих общую концепцию маркетинга, без выделения исследуемой проблемы как объекта Специфике маркетинга образовательных услуг посвящены труды авторов (Ф. Котлер, Ф. Карей, А. Фокс), вопросы проведения маркетинговых исследований отражены в трудах авторов (Ф.О. Оривель, Ф. Махлуп), вопросы маркетинговой ревизии в труде (ДЛсахаропулос), вопросы маркетинга рынка образовательных услуг в трудах (П. Дэвис, К Скриббинс).

Конкретный вклад автора в проведенное исследование состоит в следующем:

— разработка и постановка цели и задачи диссертационного исследования.

— проведение анализа процесса формирования образовательной услуги.

— проведение анализа развития образовательных учреждений разных типов.

— разработка подхода к решению проблемы маркетинговой ориентации образовательных учреждений в условиях транзитивной экономики.

В диссертации сформулированы и обоснованы следующие положения и результаты, обладающие научной новизной и являющиеся предметом защиты:

— изучены и выделены особенности образовательных услуг,.

— изучены и выделены особенности формирования потребности в образовательных услугах;

— предложена модель маркетинговой ориентации образовательного учреждения в условиях переходной экономики;

— предложена модель разработки маркетинговой ориентационной программы образовательного учреждения;

— теоретически обоснована необходимость стратегического подхода к решению проблемы взаимодействия образовательного учреждения с элементами внешней среды;

— предложена маркетинговая структура образовательного учреждения как функциональное звено ориентации на целевые рынки;

— разработана и обоснована структура службы маркетинга образовательного учреждения;

— предложена методика разработки маркетинговой ориенгпщионной программы образовательных учреждений;

Практическая значимость работы заключается в том, что положения и выводы, содержащиеся в диссертации могут быть использованы при методических разработках и составлении маркетинговых программ ориентации, в процессе лекции и семинарских занятий по общим и специальным курсам: экономика, экономика образования, организация и управление непроизводственной сферы, маркетинг, маркетинг в образовании, трансформации образовательных учреждений всех типов с ориентацией на рынок, формировании стратегии и тактики ведения конкурентной борьбы, а также при построении собственной структуры в условиях автономии. Теоретические выводы на основе отечественного и зарубежного опыта могут быть использованы при формировании моделей реформирования образования и оптимизации отношений в сфере рынка.

Апробация.

Диссертация выполнена на кафедре сравнительного образования СПбГУПМ.

Материалы диссертации нашли свое отражение в публикациях, чтении лекций по курсу «Маркетинг» в НОУ «Институт экономики и финансов^! 994−1998), «Основы экономики и предпринимательства» в СПбГУПМ (] 995−1998), «Маркетинг» в «Высшей школе приватизации и предпринимательства» (1995;1998), а также на Международном Коллоквиуме «Учитель 21 века» Европейского Форума «За свободу в образовании"(1997). Кроме этого результаты исследования используются автором при трансформации модели «^дарственного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат» г. Санкт-Петербурга.

ВЫХОД.

Модель услпути (товара) Цена услуги (товара) Количество услуги (товара) Место покупки.

Рис. 3.9. Модель принятия решения о покупке Па современном этапе развития маркетинга при разработке ориентационных маркетинговых программ наиболее широкое развитие имеют эмпирические типологии, основанные на психографическом анализе поведения потребителей. Выделение специфических признаков в моделях сегментации, позволяет варьировать характеристиками, формируя принципиально новые ниши на рынке для ориентации образовательного учреждения.

Типологические модели потребителей в маркетинге наиболее целесообразны в случае ситуации с совокупностью объектов многомерных наблюдений. Многомерность информационных источников, показателей-характеристик объекте" исследований, объектов исследований определяет увеличение соразмерности. Решение данной проблемы возможно с применением методов многомерной классификации, поэтапного расширения типологических групп с выделением генеральных признаков классификации.

Приведение в соответствие ресурсов образовательного учреждения, потребностей потребителей образовательных услуг в маркетинге осуществляется путем выделения уровней рынков по степени их соответствия данным факторам.

Автор Н. П. Литвинова рассматривает данную процедуру с взаимосвязью с характерным признаком рынка — емкость. По мнению автора, алгоритм сужения рынка может быть представлен в виде поэтапного уменьшения данного показателя и представлен в таблице 3.4. (94, с. 33).

173 Заключение.

Демократический выбор России, движение к правовому государству, рыночной экономике, связанные с этим процессы преобразования в ведущих сферах общественной жизни обусловили кардинальную реформу системы образования. В стране сложилась новая демократическая система образования, ориентированная на реализацию фундаментальных прав человека и ценностей гражданского общества Намеченная Правительством России программа экономических преобразований вызывает необходимость скорейшего преодоления структурных дисбалансов и перехода к новому этапу ее реализации в рамках системной реформы социальной сферы. Цели, задачи и направления реформирования российской системы образования не могут быть осмыслены и определены вне тех изменений, которые произошли и происходят в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве России. Задачи обновления и укрепления российской государственности, демократизации общественной жизни, перехода на рыночные механизмы экономического развития и преобразования форм собственности, децентрализации управления, усиления роли субъектов федерации и местного самоуправления, интеграция в мировое политическое, экономическое, социально-культурное пространство все это реализуемо при условии непрерывного обновления системы образования. Кардинальные изменения структуры хозяйства изменили роль и функции образования, сменившие акценты с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных трупп. Только в единстве широкой и заинтересованной государственной, частной и общественной поддержке образовательного учреждения смогут в полном объеме справиться со своим первейшим предназначением — готовить свободных людей для жизни и труда в свободном обществе.

Структурная перестройка государственной системы вызвала необратимость структурной перестройки системы образования. Это и существенный фактор внутреннего ресурса и развития образования, обеспечивающий его гибкость, динамизм, способность своевременного удовлетворения имеющихся потребностей личности и общества. Структурная перестройка вызвала появление новых форм и типов образовательных учреждений, с появлением интегрирующих факторов общего и профессионального образования.

Принцип более полной автономии образовательных учреждений, как государственных, так и негосударственных нашел отражение в Законе РФ «Об образовании» от 05. 01. 19% г. Переход к рыночным методам хозяйствования вызвал необходимость, в условиях более полной автономии, искать новые формы управления образовательными учреждениями. Выравнивание возможностей доступа потребителей образовательных услуг к качественному образованию, вызвал необходимость переосмысления и переориентации образовательных учреждений на удовлетворение спроса со стороны рынка образовательных услуг и рынка труда.

Структурные изменения привели к необходимости изменения ориентацн-онных моделей образовательных учреждений. На смену количественным факторам в образовании пришли качественные факторы образовательного процесса Подготовка конкурентоспособного потребителя является глобальной задачей образовательных учреждений всех уровней. Принципиально изменилась образовательная схема маршрута учащегося. Наличие альтернатив, демографическая водна контингента вызвала необходимость в целевой маркетинговой ориентационной модели по более полному удовлетворению насущных потребностей потребителей.

По мере формирование рынка образовательных услуг, как сфере обращения, он предъявляет принципиально новые методы и формы деятельности образовательных учреждений. Децентрализация управления образовательными учреждениями вызвала необходимость применения маркетинговых приемов работы на рынке. Формирование сети дополнительных образовательных услуг стало возможно только на основе изучения рынка образовательных услуг. Предоставление юридической возможности образовательному учреждению заниматься предпринимательской деятельностью, уравнивает его в правах с другими субъектами рынка Все это вызывает необходимость в разработке эффективного механизма приспособления, реагирования на внешние воздействия со стороны образовательного учреждения. Способность эффективно адаптировать свои внутренние структуры и аккумулировать дополнительные средства в соответствии со своими запросами и запросами социума, все это составляет суть маркетинга образовательных услуг.

Анализ рассмотренных в исследовании вопросов позволяет выделить детерминанты результирующих выводов, необходимых при комплексном решении проблем образовательных учреждений, среди которых можно выделить следующие:

— образовательная услуга представляет собой частное решение дефиниции услуга с характерными критериями продукта;

— маркетинговая ориентационн&я модель образовательного учреждения представляет собой многоблочную структурированную систему элементов с влиянием множества факторов и обратной связью между элементами;

— мотивационным фактором получения образовательной услуги является инвестирование в человеческий капитал с последующим повышением конкурентоспособности индивида на рынке труда;

— маркетинговая ориентационная целевая программа образовательного учреждения является комплексным стратегическим инструментом адаптации в условиях рынка,.

— активатором формирования потребности индивида в получении образовательной услуги является состояние дискомфорта при условии дисбаланса спроса на трынке труда и потенциала индивида;

— формирование маркетинговой ориентационной программы образовательного учреждения происход ит с учетом динамики спроса на рынке труда;

— стратегическая ориентационная модель образовательного учреждения в своей основе имеет продукт в виде образовательной устуги, выводимой на рынок, с целью повышения конкурентоспособности индивида на рынке;

— маркетинговая ориенхационная модель образовательного учреждения разрабатывается в определенном временном тренде и корректируется в соответствии с динамической моделью спроса потребителя на рынке образовательных услуг;

— ядром фокусирования маркетинговой ориентационной модели образовательного учреждения является неудовлетворенная потребность индивида и ситуация дискомфорта во временном тренде;

— маркетинговая ориентация образовательных учреждений различной ферм собственности должна проводиться на рынке образовательных услуг с учетом специфики продукта и соблюдением системного подхода к его выведению на рынок, выполнением специфических маркетинговых процедур сегментации, позиционирования, ранжирования элементов по значимости.

Разработке маркетинговой ориентационной модели должно предшествовать комплексное структурирование проблемы образовательного учреждения с выделением детерминант по значимости. На современном этапе развития социума маркетинговая ориентационная модель в основе построения имеет концепцию СОР (спрос — организм — реакция), с генеральным фактором мотивации и результирующей детерминантой благополучия. Индивид на рынке образовательных услуг выступает как совокупность двух дефиниций: 1) экономического человека (Homo Economicus) — 2) социологического человека (Homo Socilogicus). Социальная маркетинговая ориентация образовательных учреждений на потребности индивида (Homo Sodtogicusecononricus) является на современном этапе развития принципиально новым аспектом концепции с центральной идеей использования наиболее оптимальных сочетаний переменных социальной ориентации, а также тех мультипликационных эффектов, которые возникают в результате этих сочетаний. Социальная маркетинговая ориентация на рынке образовательных услуг носит целевой характер с минимизацией экономических ресурсов всех видов.

Мировым сообществом накоплен достаточный опыт трансформации образовательных учреждений на рынке в условиях переходной экономики. Ситуация с резким снижение финансирования образования Российской Федерации, является катализатором к обоснованному переходу на маркетинговые принципы деятельности.

Маркетинговые ориентационный модели представляют собой стабилизирующий фактор деятельности всех типов образовательных учреждений на рынке образовательных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая Декларация прав человека (10. 12. 1948 г.) // Международно-правовые документы по вопросам культуры / Под ред. А. С. Залесоцкого. — СПб.: СПбГУП, 1996. — С. 27 — 28.
  2. Декларация о праве человека на свободу образования от 30. 05. 1991 г. // Сборник материалов и документов по образовательному праву/ Под ред. Н. П. Литвиновой. В 2-х т. Т. 1.4.1. СПб.: СПГУПМ, 1996. — С. 54 — 57.
  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (04. 11. 1950 г.) И Сборник материалов и документов по образовательному праву / Под ред. Н. П. Литвиновой. В 2-х т. Т.2. 4Л. СПб.: МЦ Европа, 1996.-С. 26.
  4. Европейская Хартия местного самоуправления от 15. 10. 1985 г. // Местное самоуправление в Российской Федерации. М: Белые альвы, 1998.1. С. 22−27.
  5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1995 г.
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21. 10. 1994. СПб: Манускрипт, 1995. — 205 с.
  7. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12. 07. 1996. СПб.: Гиппократ, 1996. — 64 с.
  8. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 05. 12. 1995 г. СПб.: НПО БФ «Омега», 1998. — 56 с.
  9. Библиографическое описание документа Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1. 84. Введ. 01. 01. 86. — М., 1984. — 75 с. — (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).
  10. Составление библиографического описания: Краткие правила 2-е изд, доп. -М.: Кн. палата, 1991. — 116 с.
  11. П.Абрамова Г. П. Маркетинг, вопросы и ответы. М: Агропромиздат, 1991. -159 с.
  12. Г. Г., Война В. А., Трусов Ю. Ф. Операция «Маркетинг». -М.: Международные отношения, 1976. 312 с.
  13. С. Н., Розанова Н. Н. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России. // Вопросы экономики 1997. — № 6. — С. 138−154.
  14. В. Г. Человек в зеркале экономической теории. ML: наука, 1993 — 263 с.
  15. Г. Г. Что нужно для успешной работы? // Вестник высшей школы. 1991. — № 7 — с. 10−14.
  16. Академия рынка маркетинг. Пер. с французского/ А Дайая, Ф. Букерелъ, Р. Ланкар и др.- Научн. Ред. А. Г. Худокормов М.: Экономика, 1993−572 с.
  17. И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издаг-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1997.-256 с.
  18. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий /А И. Муравьев, А Ф. Мухин, Ю. А, Григорьев. М.: Финансы и статистика, 1991. -144.
  19. О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: издательская группа «ИНФРА М — НОРМА», 1997. — 224 с.
  20. С. Н. Методика разработки маркетинга Практическое руководство. / Серия «Практика маркетинга». М.: Фолиум, 1995. — 100 с.
  21. Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге / пер. с англ. под. Ред. М Р. Ефимовой / М: Финстагинформ, 1993. — 96 с.
  22. М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 1987. — 346 с.
  23. М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности / под ред. О. В. Осмоловского. Минск.: Высшая школа, 1989. -195 с.
  24. Д. И. Практический маркетинг. Вып. 1. Управляем фирмой в условиях рынка: маркетинг ключ к успеху, изд. ЛНГ1Ф «АКВИЛОН»,-199! 49 с.
  25. Д. И, Ходяченко В. Б. Вып. 2. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучить потребителя Изд-во ЛИПФ «АКВИЛОН», 1991.-80 с.
  26. Д. И, Ходяченко В. Б., Валдайцев С. В. Вып. 3. Как создаются коммерчески успешные товары и услуги маркетинг и нововведение. Изд-во «АКВИЛОН» — 1991. — 96с.
  27. Г. Человеческий капитал. Теоретический и эмпирический анализы, со специальным отношением к образованию Нью-Йорк, Национальное бюро экономических исследований, 1975. — 458 с.
  28. И. С Маркетинг сегодня. М.: «Менеджер», 1996. -128 с.
  29. Бестужев-Лада И В. К школе 21-п> века. Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. — 123 с.
  30. Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: пер. с англ. М.: Экономика, 1991 — 284 с.
  31. А. К., Черенков В. И. Международный маркетинг. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1993.-116 с.
  32. Бьюкенен Д, Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии / нобелевские лауреаты по экономике. Джеймс Бью-кенен. М.: ТАУРУС-АЛЬФА, 1997. — 272 с.
  33. Е. И. Экономическое образование это больше, чем экономические знания. Материалы международного семинара «Экономическое образование в школе». — СПБ, Изд-во «Образование», РПТУ им. А. И. Герцена, 1995. — 80 с.
  34. Бруниер К Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // ТАСИС. 1991. — вып. 3. — С. 54 — 56.
  35. В. Ф. Маркетинг: путь к успеху на рынке. Ставрополь.: «РАЗВИТИЕ», 1994. 362 с.
  36. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха М.: АО «ИНТЕРЭКСПЕРТ», «Экономика», 1995. (пер. с нем.) — 344 с.
  37. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации М., 1992. — № 30 — С. 1797.
  38. М., Френсис Д Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М: «ДЕЛО ЛТД», 1994. — 320 с.
  39. . 3. Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика.1993.-№ 2.-С. 25 30.
  40. Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. / Серия «Практика бизнеса», Вып. 1. М.: Рус. Партнер. ЛТД, 1994.-252 с.
  41. И. К Маркетинг и международное коммерческое дело. М.: Внешторгиздат, 1990. — 264 с.
  42. . С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Вестник высшей школы. 1997. — № 8 — С. 42 — 56.
  43. Е. П. Маркетинг. М: Экономика, 1994. — 325 с.
  44. Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995. -192 с.
  45. А. П., Вещун А. П. Организациионная структура и функции службы маркетинга предприятия. Региональный центр менеджмента и маркетинга «ПРОГРЕСС», С-ПбГТУ 1992. — 109 с.
  46. В. П., Игнатьева Н. Г. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению СПб.: АО «Белл», 1994 — 158 с.
  47. Е. А, Маркетинговый ситуационный анализ. Изучение запросов покупателей и их поведения на рынках сбыта М.: ВНИИ информатики и тесадшсо-экономичесасих исследований. ИНФОРМЭЛЕКТРО (аналитическая справка), 1980. — 15 с.
  48. Гребенников, А Н. Лидеры мнений в качестве материала для сэмплинг-панеяи. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. — № 1.-С. 69−71.
  49. Грейсон Д, О’Дем К Американский менеджмент на пороге XXI века -М.: Экономика, 1991. -371 с
  50. О. Л. требования рынка труда к содержанию профессионального образования. Человек и общество: тенденции социальных изменений. Материалы международной пракг конференции. СПб. — Минск — Ростов на Дону: Изд-во СпбГУ, 1997. -493 с.
  51. Т. П Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА — М, 1997. — 280 с.
  52. П. Хотите стать коммерсантом? Пер. с нем. М.: СП «ИНТЕРЭКСПЕРТ», «ЭКОНОМИКА», 1994, — 271 с.
  53. Дихтль R, Хёршген X. Практический маркетинг. / Пер. с нем. А М. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк: ИНФРА — М, 1996. — 255 с.
  54. С. И. Бизнес-образование и подготовка спец иалистов для внешней торговли. Материалы конференции «Проблемы бизнес-образования в России» // Российский экономический журнал. -1998. 3 1. — С. 82 — 97.
  55. Н. А. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики. 1998. -№ 1. — С. 81−91.
  56. . А. Некоторые аспекты образовательного выбора Человек и общество: тенденции социальных изменений. Материалы международной практической конференции. СПб — Минск — Ростов на Дону.: Изд-во СПбГУ, 1997.-493 с.
  57. С. А. Экономика переходного периода Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995 — 160 с.
  58. А. Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности М: СП «Вся Москва», 1994. — 256 с.
  59. В. С. Стратегия американских школ бизнеса на рубеже 21-го века / Все о теории и практике управления бизнесом, финансами, кадрами. // Менеджмент в России и за рубежом. -1998. № 1(4) — С. 39 — 55.
  60. Жданова JI А. Организация и управление капиталистической промышленной фирмой. -М.: Изд-во УДН, -1987. -123 с.
  61. JI. А. Маркетинг, основы теории и реализации. Концепция потребителя. Владивосток. Изд-во Дальневосточного университета, 1993. -136 с.бЗ.Жих Е. М., Панкрухин А. П., Соловьев В. А Маркетинг: Как завоевать рынок? Л.: Лениздаг, 1991. — 149 с.
  62. Е. В., Завгородняя, А В. Концепция непрерывного образования. // Финансирование образования как гарантия прав граждан на образование. / Под ред. Н. П. Литвиновой. СПб.: СПбГУПМ, 1997. — С. 138 — 154.
  63. Идрисов, А Б., Картышев С. В., Постников, А В. Стратегическое планирование и анализ эффектиности инвестиций. Изд. 2-е, стереотипное М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИН» 1997. — 272 с.
  64. Инвестиционный рейтинг российских регионов, /эксперт. 1997. — № 47. -С. 25 — 38.
  65. Итоговый документ международного конгресса «Образование и наука напороге третьего тысячелетия», Новосибирск: Государственный комитет
  66. Р. Ф. по высшему образованию. Томский государственный университет Изд-во ТГУ, 1995. 22 с.
  67. В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемыпрограмма решение, — Л.: Лениздаг, 1990. — 112 с.
  68. А. П. Школьнику о рыночной экономике М.: Общество «Знание» — ТОО «ИнтелТех» — ООО «Менеджер», 1993. -196 с.
  69. В. Д Экономическая теория. М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛА-ДОС», 1998. — 640 с.
  70. Как работают японские предприятия: Сокр. пер. с англ. / под ред. Я. Мон-дена и др. М.: Экономика, 1989. — 397 с.
  71. Р. И, Албегова И. М., Леонова Т. Г., Бмцов Р. Г., Найт П. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации. // Общество и экономика 1993. 10. — С. 6 — 8.
  72. Р. И., Албегова И. М, Леонова Т. Г., Бмцов Р. Г., Найт П. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации. // Общество и экономика -1993. № 9. — С. 3.
  73. Капелюшников P. R «Движение рабочей силы и рабочих мест в Российской промышленности». // Вопросы экономики. -1998. № 2. — С. % -114
  74. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписное. М: Экономика, 1991. -239 с.
  75. В. В. Воспроизводство экономических интересов. / Экономические интересы и хозрасчет в условиях НТР. / Межвузовский сборник научных трудов. Минпросвещения РСФСР. Ленинград.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1985. -130 с.
  76. В. В. Региональная экономика в условиях перехода к рынку. Человек и общество: тенденции социальных изменений. Материалы практ. конференции. СПб. — Минск — Ростов на Дону: Изд-во СПбГУ, 1997. -493 с.
  77. В. П. Маркетинг: организация и управление. Барнаул.: Изд-во Алтайского университета, 1995. 245 с.
  78. Ф. Основы маркетинга. СПб.: АО «КОРУНА», АОЗТ «ЛИТЕРА ПЛЮС», 1994.-698 с.
  79. А. К О понятии рынка труда // Вопросы экономики. 1998. — № 1 -С. 33−41.
  80. . В. Дискриминация работников творческого труда Экономический аспект. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. — 144 с.
  81. Критский М М. Человеческий капитал. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. -221 с.
  82. Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль. / Под ред. Акад. А. Н. Романова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
  83. Н. Б. Управление образованием в условиях рынка М.: Новая школа, 1997. — 144 с.
  84. С. И., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешгоргкздаг, 1989. — 216 с.
  85. . Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996. 589 с.
  86. Лебедев, А Н., Боковиков, А К Влияние ролевой установки на экономическое поведение российских потребителей. // Вопросы психологии. 1995. -№ 3.-С. 46−52.
  87. А. Н., Боковиков А. К. Отношение российских потребителей к конкуренции товаров отечественных и зарубежных фирм. // Психологический журнал. 1996. -№ 1. — С. 35−43.
  88. М. Л., Шевченко Т. Н. Финансово-хозяйственная деятельность школы: Кн. 1. М: Синергия, 1997. — 224 с.
  89. Н. П, Шереметова В. В., Пилипенко В. И., Андреев В. И. Маркетинг образовательных услуг. Серия: Введение в эдукологию. Издание второе, переработанное и дополненное. СПб, 1997. -108 с
  90. Лицом к рынку: проблемы и возможности практического маркетинга / Авт. А П Панкрухин, В. А. Соловьев М.: Центр-орпрудавтотраяс, 1991.- 267 с.
  91. С. Международный маркетинг.: Пер. с англ. М.: Международные отношения, 1979. — 476 с.
  92. С. В. Основы практической психологии.- М.: Наука, 1992.-315 с.
  93. Маркетинг промышленных товаров: Пер. с англ. / Общая ред. и предисловие В. И Седова. М: Прогресс, 1978. — 420 с.
  94. Маркетинг: Пер. с англ. под ред. Д. И. Коспохина М: Прогресс, 1974. -234 с.
  95. Маркетинг в рисунках, схемах и таблицах. / В. И. Герасим, Ф. Б. Уда-лов- Н. Новгород, Изд-во Нижегородского университета, 1995 195 с.
  96. Маркс К Капитал. Т. 3. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд. Т. 4, Т. 25, Т. 26, Т. 46, Т. 47.
  97. В. Д. Маркетинг услуг.—М.: Финансы и статистика, 1996,-128с.
  98. А Материалы научно-практической конференции. Реформирование системы образования Российской Федерации. Изд. СПбРГТТУ им. А. И. Герцена, 1997 80 с.
  99. Т. А. Управление развитием образовательных учреждений. Автореф. дис. канд. экон. наук. СПб., 1998. — 21 с.
  100. Р. Маркетинг: ситуации и примеры: Пер. с англ. М.- Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. — 207 с.
  101. Н. Г. Макроэкономика. Пер. с англ. М.- Изд-во МГУ, 1994. -736с.
  102. ПО. Научно-технический потенциал Мурманской области. 1997. Статистический сборник. / Мурманской областной комитет государственной статистики. 1998. — 17 с.
  103. Монополистическое ценообразование: проблемы и закономерности -М.: Наука, 19S0 291 с.
  104. Нив Г. Европа перемен: проблемы исследований высшего образования. II Высшее образование в Европе. 1991. — Т. 26. — № 3, С. 6 — 34.
  105. Р. Б., Цыгичко JI. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 1991. 304 с.
  106. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. // Весь мир. -1996. Вып. 3. — С. 199 — 203.
  107. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. Сборник научных трудов. М.: Научно-исслед. НИИ высшего образования., Государственный комитет СССР по народному образованию, Академия педагогических наук, 1991. -137 с.
  108. А. В. Рынок товаров народного потребления. М.: Знание, 1988. -62 с.
  109. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1994. — 496 с.
  110. Панкрухин, А П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе. М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Мин. науки Российской Федерации, 1992. — 114 с.
  111. Панкрухин, А П. Цена образования, i Альма матер. 1997. — № 5. -С. 24−29.
  112. А. П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию. / Альма матер. 1997. — № 1. — С. 25 — 30.
  113. С. Законы Паркинсона / Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1989.-234с
  114. Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: «Ось — 89″, 1997. — 80 с.
  115. А. Практический маркетинг. Точка зрения потребителя / пер. с англ. Жуковский А. П. I международный центр дистанционного обучения „ЛИНК“, 1995. 63 с.
  116. . А, Новикова С. Б. Американская шхола управления. Бизнес-план или как повысить доходность вашего предприятия. М.: АНКИЛ, 1991.-32 с.
  117. . Н. Проблемы формирования рынка образовательных услуг. / Молодежь, образование, рынок: сб. науч. тр. / Научно-исслед. НИИ высшего образования. М.: НИИВО, 1992. — 234 с.
  118. Порядок проведения маркетинговых исследовании. Методическое руководство. / ВНИИ внешних экономических связей при ГВК СМ СССР. -М. центр „ТЕХНОМАРКЕТИНГ“, НПК „АЛЕЙРОН“, 1989. 23 с.
  119. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. — 679 с.
  120. М. И. Основы маркетинга в сфере образования. СПб.: ЛИТМО, 1992. -102 с.
  121. Проблемы экономики и планирования образования. Сборник трудов лаборатории под редакцией С. Л. Костаняна, М: Научно-исслед. НИИ высшего образования, 1973. 221 с.
  122. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 2000 годов. // Российская газета — 1997. — 12 марта
  123. Д. О слабой и сильной версиях теории отбора Нью-Йорк, „Экономические письма“, 4,1979, — 248 с.
  124. Пути совершенствования общеобразовательной школы. Материалы IX областных педагогических чтений. Изд-во Саратовского университета, 1992. -160 с.
  125. М., Рафел Н. Как завоевать клиента СПб.: Питер-Пресс, 1996. -352 с.
  126. Реформирование системы образования Российской Федерации. Материалы научно-практической конференции. СПб.: Изд. РГТТУ им. А И. Герцена, 1997. — 80 с.
  127. Н. И. Образовательные стандарты. Образование в изменяющемся мире. Материалы четвертой научно-практической конференции. / Научн. ред. С. В. Тарасов СПб.: СФЕРА, 1998. — 98 с.
  128. Романов A К, Коряюгов Ю. Ю., Краскльников С. А Маркетинг. / Под ред. А. Н. Романова М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  129. Рынок товаров: формирование, управление. / под ред. А. В. Орлова, Ф. А Крутикова М: Экономика, 1983. — 244с.
  130. В. П. Как рассчитать цену на научнсьтехшзческую продукцию. М.: Финансы и статистика, 1993. — 80 с.
  131. КН. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда // Вопросы экономики. 1998. — № 1.-С.42 — 58.
  132. П. Экономика/ пер. с англ. Пушкарева КВ., М.: Алфавит, 1993.-430 с.
  133. Сборник законов об образовании стран ближнего зарубежья. / под ред. В. А. Мясникова, Е. Н. Гороховой. М, 1993. 342 с.
  134. Сборник бизнес-планов: Современная практика и документация. Ответственный и зарубежный опыт. Выпуск первый. / Под ред. В. М. Попова М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.
  135. Я. Практический маркетинг (Что у вас за работа?) / пер. с англ. Жуковский А. П. / Международный центр дистанционного обучения „ЛИНК“, 1995. 52 с.
  136. Современный маркетинг. / В. Б. Хруцкий, И. В. Корнеева, Е. Э. Авту-хова / Под ред. В. Е. Хрупкого. М.: Финансы и статистика, 1991. — 256 с.
  137. Современная экономика труда Теория и государственная политика -М.: Изд-во МГУ, 1996. 318 с.
  138. Социально-экономическое положение Мурманской области за 1997 год. Статистический сборник. / Мурманский областной комитет государственной статистики, 1998. 83 с.
  139. Социальная инфрастуктура Мурманской области. 1997 Статистический сборник / Мурманский областной комитет государственной статистики, 1998.-30 с.
  140. Л. И., Лыдова О. Н. Сдвиги в системе профессиональной подготовки молодежи. // Вопросы экономики. 1998. р — № 1. — С. 92
  141. Статистический ежегодник по Мурманской области. 1997 / Мурманский областной комитет государственной статистики, 1998. 134 с.
  142. Т. Информационное богатство профиль постиндустриальной экономики. / Новая технократическая волна на западе. М.: Прогресс, 1986.-132 с.
  143. Стратегическое планирование. / Под ред. Уткина Э. А., М: Ассоциация авторов и издателей „ТАНДЕМ“, Изд-во „ЭКМОС“, 1998. 440 с.
  144. Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама Теория и практика. -М.: Прогресс, 1989. 334 с.
  145. В. А. Маркетинг и конкуренция путь к интеграции в мировую экономику. -Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1995. — 181 с.
  146. В. М. Экономико-мягематические методы и модели в ценообразовании. 4.1. Ленинград: Изд-во ЛФЭИ, 1991. -180 с.
  147. О. Будущее труда / Новая технократическая волна на Западе. М.- Прогресс, 1986 — 144 с.
  148. О. А Марктеинг. Изд-во СпбГУ, 1991. 105 с.
  149. Труд в Мурманской области. 1997. / Мурманский областной комитет государственной статистики, 1998. 55 с.
  150. Л. Инвестиции в человеческий капитал. // Экономика образования. Теория человеческого капитала / Под ред. Н. П. Литвиновой- СПб.: СПбГУПМ, 1997.-72 с.
  151. Л. П., Шасгико, А Л. Предмет и метод экономической теории -М: Теис, 1997. -184 с.
  152. Управление персоналом организации. / Под ред. А. Я. Кибанова М.: ИНФРА-М, 1997.-512 с.
  153. Е. Б., Базоева 3. М. Навстречу 1989 1990 учебному году. Академия педагогических наук. Выпуск XXIV. — М.: изд-во АПН, 1988. — 58 с.
  154. Чанг-Чунг. Потребности и спрос в системе маркетинга Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Донецк, 1995, 22 с.
  155. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: ИНФРА-М, 1995. — 224 с.
  156. Т. И. Рабочая модель мотивации. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. -1996. № 4. — С. 57 — 59.
  157. А. Л. Модели рационального экономического поведения человека // Вопросы экономики. 1998. — № 5. — С. 53 — 97.
  158. Швальбе Б, Швальбе X. Личность, карьера, успех: пер. с нем. М.: А /О Издательская группа „ПРОГРЕСС“, „ПРОГРЕСС ИНТЕР“, 1993. — 240 с.
  159. Швальбе X Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М: Республика, 1995. — 317 с.
  160. Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм. Фрибургский университет (Швейцария). Московская школа социальных и экономических наук // Вопросы экономики. 1997. — № 7. — С. 35 — 51.
  161. Ю. М Маркетинговая ориентация учебных заведений. // Финансирование образования как гарантия прав граждан на образование. / Под ред. Н. П. Литвиновой. СПб.: СПбГУПМ, 1997. — С Л12 -130.
  162. В. П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 306 с.
  163. Д., Берман Б. Маркетинг: сокр. пер. с англ./ авт. предисд. и науч. ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990. — 350 с.
  164. Экономические интересы и хозрасчет в условиях научно-технической революции. Межвузовский сборник научных трудов. Мин. Просвещения РСФСР, РГТТУ им. А. И. Герцена, Ленинград, 1985. 42 с.
  165. Экономическое образование в школе. Материалы Международного семинара /Минобразования Р.Ф., РГТТУ им. А. И. Герцена, Международный центр образовательных инноваций.- СПб: Изд. „Образование“, 1995. -103 с.
  166. Д., Удалов Ф. Е., Сухоедова Л. Ф., Волков Ю. С. На пути к маркетингу. Монография. Н. Новгород- Изд-во Нижегородского университета, 1993. 153 с.
  167. Эффективные технологии маркетинга. / Effective Marketing Technologies. / Ю. А. Ковальков, О. Н. Дмитриев. М.: Машиностроение, 1994. -560 с.
  168. А. Ю. Фирма и рынок. М.: Знание -1990. — 164 с.
  169. . Карьера менеджера М.: Прогресс, 1991. — 428 с.
  170. D. Е., defining the Business- The Starting Point of Strategic Planning, Englewood Cliffs, NJ, Prentice hall -1980. — pp. 155 -164.
  171. Abbot L. Quality and Competition, New-York, John Wiley and Sons, 1978 -p.40
  172. Antonides G. An attempt at integration of economic and psychological theories of consumption / J. of Econ. Psychol. Amsterdam. 1989 v. 10. № 1., p. 77 -99.
  173. Berlyne D. E., Conlicht, Arousal und Curiisity, New-York, Me Craw-Hill, 1960.-pp. 237 251.
  174. Borchberg E. Das Marketing sistem, 1977. — pp. 82 — 95.
  175. David F. R, how Companies Define Their Mission?, Long Range Planning, vol. 22, № 1,1989, pp. 90 97.
  176. Drucker P. The practice of Management N. Y.: Harper and Row, 1954. -p. 37.
  177. Economic Growfh-an American Problem. Englewood Gliffs, 1964. pp. 41 -46.
  178. Eiglier P. et Langeard E, Servuction, Paris, Mc Grew Hill- 1987 — p. 261.
  179. Ehrertberg R The demographic Structure of Unemployment rates arid Labor Market transition Probabilities. Research in Labor economics, 1980, vol 3. p. 241−291.
  180. Chistian J. Duvignean and Ranga N. Prasad. Guidelines for Calculating financial and Economic Rates of Return for DFC Projects, The World Bank, Washington, USA, 1990. pp. 82 — 84.
  181. Cox W. E. (1967), Product Life Cycles as Marketing Models, journal of Business, vol. 40, October, pp. 375 384.
  182. Goderis J. P. Les mesures de satisfaction, Conference donnee, а ГI AG, lou-vain la — Neuve., 1994 — pp. 312 — 341.
  183. L., Ragel J. H. (eds). Advances in behevioraJ economics. N. Y. s 1987, pp. 131 -138.
  184. Green W., Econometric Analysis: Eglewood Cliffe, N. Y. Prentice Hall, 1993, pp. 664 672.
  185. Hanschmann R Marketing, diens-tleistungmarketing. Haden, 1978. s. 48.
  186. Hofbnann A Tafxachen uber Deutschland. Die Schulen. Franfurt / Mem, 1993.-S. 339
  187. E., Cartby Mc. „Basis Marketing A. Managerial Appoach, Homewood“ Richard D. Jrwin, 1960. p. 342.
  188. Kahie L. R (ed), 1983, Social values and Social Change: Adaptation to Life America, New-York, Praeger, pp. 21 24.
  189. КоЙег P. Grow While the Quality Schrinks Business Week 15, 1971. p. 50.
  190. Kotier P., J. C. Ferrel and Charles Lamb. Cases and reading in Marketing for Nonprifit Organisation, Prentice Hall, 1983, p. 211.
  191. Levitt Th., Limaguiation on service du marketing, Paris, Economica, 1985. -pp. 428−431.
  192. Marketing Praxis for keetn — und Mittclbetriebe von Dr. Heinz Schwalbe. Lizenzausgabe der Z. Auflage, erschienen beam Haufe verlag, bundesrepublik Deutschland, Freiburg L Br., 1993. — S. 317.
  193. Moris R. The Marketing Principe. Butterworths. Professional Publishers (Pty)Ltd, Durban, 1989 p. 14.
  194. Narvel J. C. And Slater S. F. (1990), The Effects of Market Orientation on Business Profitability Journal of Marketing, vol. 54, Oktober, pp. 20 35
  195. Ohmal J., Kenechi D. The Mind of the Strategist, New- York, Penguin., 1982.-pp. 21−28.
  196. Porter M. E. Competitive strategy, New- York, The Free Press., 1980 p. 421.
  197. Porter M. E., Choix strategigues et concurrence, Paris, Economica, 1982. -pp. 312−324.
  198. Porter M. E. Three Roles of international Marketing in Global Strategies in: Porter M. E. (cd), Competition in Global Industries, Boston, Mass, Harvard Business School Press, 1986. pp. 76 -121.
  199. Rokeach M. O. The Nature of Human Values, New- York, The Free Press., 1973-pp. 38−39.
  200. Schmidt Crohe J. Product innovation, Verfahzen und Orgation dor Ne-uproduktplannung. Wiesbaden. -1972 — s. 57 — 68.
  201. Schmidt P., Strauss R The Prediction of Occupation Using Multiple Logit Models. International Economic Review, 1975, voL 16, Pp. 471 — 486.
  202. Scitovcky T. The Economy, Oxford University Press Inc., 1976 pp. 186.
  203. Seguela J., Hollywood lave plus Wane, Paris, Flammarion., 1982. pp. 142 -151.
  204. Sheth J. N., Newman B. L and Cross B. L., Consumtion Values and Market Choices: Theory and Applications, Cincinati, OH, South-Western Publishing Company, 1991. pp. 97 -109.
  205. J. Б. And Rink D. R, Fitting Marketing strategy to Varying Product Life Cycles, Business Horizons, Januar Februar., 1982. — pp. 244.
  206. Taylor J. W. Competitive Marketing Strategies, Radnor, Penn, Chilton Book Company, 1986. pp. 124−126.
  207. Tellis G. J. and Crawford С. M. An Evolutionaiy Approach to Product Growth Theory, Journal of Marketing, voL 45, Cadi, pp. 125 -134.
  208. The Economic of Education. 3W edition. Zy E Cohn, Goske. Pergamon Press, 1990.-p. 236.
  209. Wasson C. R Dynamic Competitive Strategy and Product life Cycle, St. Charles- Challenge Boob., 1974. pp. 512 — 521.
  210. Washburn S. Managing the marketing functions- die challenge of customer -centered enterprise. N.-Y. 1988. pp. 21 — 24.
  211. Weber M Economy and Society. In: An Outline of Interpretative.Sociology. G. Roth, C. Wittich eds. Berieley, universiti of California Press, 1978. p. 38 -41.
  212. Wind J., Yoram D. and Cardozo F., richard N. „Industrial market segmen-tetation“, „Industrial marketing Management“, vol. 3. 1974. — pp. 244 — 265.
  213. Wind J. Y. Product Policy: Concepts, Methods and Strategy, Reading, Mass, Addison. Wesley, 1982. p. 348.
  214. Маркегангнэто одновременно философия бизнеса и активный процесс.» (90) «Маркетинг это область знаний, опираясь на понятия и категории экономической теории, используют их для правильного позиционирования своего поведения в рыночном пространстве.» (51)
  215. Маркетинг является одним из видов человеческой деятельности." (25,137) «Маркетинг понимается сегодня как отражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления.90 (53)
  216. Маркетинг это вся деятельность фирмы, направленная на достижение видимого результата, предлагаемого потребителю в виде эквивалента его деньгами.» (188)
  217. Маркетинг это product — товар- price — цена- place — место реализации, рынок- promotion — продвижение товара" (108,31)
  218. Маркетинг это минимизация затрат для максимизации удовлетворения потребностей инд ивидов и ссодиума" (Ю. Ш.)
  219. Определяющие признаки рыночной ориентации
  220. Показатели выше среднерыночных
  221. Устойчивое конкурентного преимущества
  222. Создание ценности для Ценность выше, чем упокупателя конкурентовi
  223. Ориентация на клиента Ориентация Мониторинг на конкурентов среды Междуфункциональная координация
  224. Составлено по: Narvel J. С. and Slater S. F. (1990), The Effects of
  225. Доведенные до потребителя и реализация Рис. 1.3. Обшдя схема маркетинг1. Гфошюдшшьные потребители
  226. Индивидуальные потребители1. Потребление товара1. VO VD
Заполнить форму текущей работой