Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественных условиях развитие сферы инновационной деятельности характеризуется низкими количественными и качественными показателями потенциала экономических субъектов, определяющих восприимчивость к нововведениям и готовность к их созданию. Важным условием при этом является закрытость отечественных экономических субъектов, их ориентация на собственные силы, ограниченность доступа к информации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические аспекты беичмаркиига в сфере инновационной деятельности предприятий
    • 1. 1. Проблема активизации инновационной деятельности отечественных предприятий
    • 1. 2. Сущность и задачи бенчмаркинга как инструмента маркетинга взаимодействия
    • 1. 3. Роль бенчмаркинга в обеспечении взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности
  • Глава 2. Исследование возможностей использования бенчмаркинга в отечественной сфере инновационной деятельности
    • 2. 1. Анализ условий и факторов, обеспечивающих использование бенчмаркинга в отечественной инновационной сфере
    • 2. 2. Исследование использования методов бенчмаркинга в сфере инновационной деятельности
    • 2. 3. Анализ деятельности форм и структур поддержки информационного обмена в сфере инновационной деятельности
  • Глава 3. Формирование основных положений механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности
    • 3. 1. Принципы и методы формирования партнерских отношений в системе бенчмаркингового взаимодействия предприятий
    • 3. 2. Обеспечение реализации механизма бенчмаркингового взаимодействия на базе инновационно-маркетингового центра
    • 3. 3. Методика оценки эффективности бенчмаркингового взаимодействия в инновационной сфере

Формирование механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях, когда состояние отечественной экономики характеризуется замедлением темпов роста, интеграция в мировое экономическое пространство на основе экстенсивных факторов является невозможным. В долгосрочной программе стратегического развития России до 2010 г. основным приоритетом, обуславливающим устойчивый рост российской экономики, определена активизация инновационной деятельности, направленная на повышение технического уровня производства и обеспечение выхода высокотехнологичной продукции на внутренний и внешний рынки.

В современной инновационной деятельности, как показывает практика, ориентация на «догоняющую» стратегию является неэффективной. Экономическим субъектам для поддержания долговременного конкурентного преимущества необходимо создавать товары и услуги, которые удовлетворяют не только реальные, но и перспективные потребности, превосходят существующие мировые стандарты. В данных обстоятельствах все более широкое распространение получает бенчмаркинг, который на основе изучения передового опыта позволяет прогнозировать потребности и создавать конкурентоспособные инновации.

Инновационная деятельность предполагает активное использование интеллектуальных ресурсов — знаний, информации. Обеспечение восполнения данных ресурсов, формирование нового знания — процесс длительный и затратный, и его крайне сложно осуществить в условиях традиционных конкурентных отношений. Поэтому передовые, динамично развивающиеся организации реализуют свою деятельность на принципах концепции маркетинга взаимодействия, которая ориентирует их на развитие отношений партнерства и кооперации, что облегчает процесс получения знаний.

В отечественной экономике проблема активизации инновационной деятельности во многом связана с недостаточным развитием партнерских отношений между экономическим субъектами, а также низким уровнем информационного обмена, прежде всего, между предприятиямипотенциальными поставщиками и потребителями нововведений. Это требует изучения бенчмаркинга в аспекте взаимодействия как инструмента, направленного на гармоничное развитие и улучшение отношений между предприятиями в сфере инновационной деятельности. Актуальность поставленной проблемы определяется:

— отсутствием четкого представления о социально-экономическом содержании бенчмаркинга как инструмента концепции маркетинга взаимодействия и его слабым использованием в управлении;

— недооценкой отечественными предприятиями информационного ресурса, знаний как важного компонента своего инновационного потенциала, обеспечивающего конкурентное преимущество;

— отсутствием системы показателей оценки влияния бенчмаркинга на инновационную активность предприятий.

Степень изученности проблемы Теоретические и методологические основы изучения проблемы активизации инновационной деятельности изложены в работах таких авторов, как В. Р. Атоян, К. А. Багриновский, Л. Г. Балаян, М. А. Бендиков, Л. Гохберг, A.A. Дагаев, П. Друкер, П. С. Завлин, Н. И. Иванова, Д. И. Кокурин, А. Менш, Р. Нельсон, М. Портер, Б. Твисс, А. Б. Титов, О. Уильямсон, Б. Уинтер, Ф. Хайек, Й. Шумпетер и другие.

Теоретические основы концепции маркетинга взаимодействия, методы разработки научно-прикладных рекомендаций по использованию бенчмаркинга рассмотрены в работах следующих авторов: И. А. Аренков, Г. Л. Багиев, П. Ф. Баум, Я. Гордон, П. Дойль, Р. Кэмп, Е. А. Михайлова, Ю. Н. Соловьева, В. В. Томилов, О. Юлдашева.

В последние годы на первый план при изучении деятельности предприятий, в том числе и в инновационной сфере, выдвинулись вопросы изучения их взаимосвязей, поиска эффективных форм их организации и управления. Изучение данных вопросов нашло отражение и в работах отечественных исследователей Авдашевой С. Ю., Дементьева В. В., Ефремова B.C., Кочеткова Г. Б., Мильнера Б. З., Пономарева И. П., Чечеткиной О. В., Храбровой И. А. и других.

Анализ теоретических работ зарубежных и отечественных исследователей в области бенчмаркинга показал, что в них недостаточно уделяется внимания его изучению в системе взаимовыгодного обмена знаниями и информацией между организациями. Формирование данной системы и обеспечение ее функционирования должно создать предпосылки для создания инновационных сетей и появлению конкурентоспособных продуктов и услуг.

Данными обстоятельствами подтверждается актуальность настоящего исследования с научной и практической точек зрения, что определило выбор его темы, целей, задач, структуры и основных направлений.

Цель и задачи диссертационного исследования Целью диссертационной работы является разработка механизма использования бенчмаркинга в процессах взаимодействия в сфере инновационной деятельности.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

— исследовать возможности использования бенчмаркинга при решении проблем активизации отечественной инновационной сферы с учетом современных мировых тенденций;

— проанализировать сущность бенчмаркинга как социально-экономической категории в рамках концепции маркетинга взаимодействия;

— определить роль бенчмаркинга в организации и управлении процессами взаимодействия экономических субъектов в инновационной сфере;

— выявить факторы и условия, обеспечивающие использование бенчмаркиига в отечественной сфере инновационной деятельности;

— выявить методы доступа к новым знаниям и информации, как предпосылку использования бенчмаркинга отечественными предприятиями;

— определить структуры и формы поддержки некоммерческого обмена знаниями и информацией в отечественной инновационной сфере;

— разработать концептуальные основы механизма формирования и развития отношений, необходимых для активизации инновационной деятельности, на основе бенчмаркинга;

— разработать предложения по обеспечению координации обмена знаниями и информацией между экономическими субъектами;

— разработать методику оценки использования бенчмаркинга при взаимодействии предприятий.

Объектом исследования являются процессы взаимодействия предприятий в сфере инновационной деятельности.

Предметом исследования является бенчмаркинг как инструмент маркетинга взаимодействия, направленный на активизацию инновационной деятельности.

Методология и методика исследования Теоретическую базу диссертации составляют монографии отечественных и зарубежных исследователей в области маркетинга взаимодействия, бенчмаркинга, инновационной деятельности и конкурентоспособности отечественных предприятийдиссертации российских экономистов, а также научные статьи, материалы научно-практических конференций. Методологической основой диссертации является сетевая теория, неоинституциональная теория, комплексный и эволюционный подходы к изучению деятельности организаций. При решении конкретных задач в диссертации использовались методы определения конкурентоспособности предприятий и диагностирования их инновационного потенциала, методы экспертных оценок.

Документальной основой являются нормативно-правовые акты, регламентирующие различные аспекты инновационной деятельности предприятий в РФ. В процессе исследования использовались информационные материалы Госкомстата России и Пензенской области, результаты исследований, проведенных ведущими научно-исследовательскими институтами страны.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в инновационной сфере, в связи с чем:

— предложено и рассмотрено понятие «бенчмаркинговое взаимодействие», которое предполагает регулярный взаимовыгодный информационный обмен между экономическими субъектами и нацелено на установление партнерских отношений, необходимых для повышения инновационного потенциала организаций и развития инновационных сетей;

— выявлены предпосылки и элементы использования бенчмаркинга в отечественной экономике, доказывающие необходимость функционирования системы регулярного информационного обмена между экономическими субъектами на региональном уровне;

— определена роль региональных органов власти и вузов в поддержке некоммерческого информационного обмена между предприятиями в процессе развития отношений в сфере инновационной деятельности;

— разработаны принципы и определены этапы реализации установления партнерских отношений между субъектами в сфере инновационной деятельности на основе бенчмаркинга;

— определены структура и условия функционирования инновационно-маркетингового центра, на базе которого обеспечивается возможность информационного обмена и организации инновационной деятельности на региональном уровне;

— предложена методика оценки эффективности использования бенчмаркинга в инновационной сфере на основе социально-экономического анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные результаты, сделанные автором обобщения и выводы, позволяют расширить представление о бенчмаркинге как инструменте некоммерческого взаимовыгодного обмена знаниями и доказывают необходимость и возможность его использования в целях активизации сферы инновационной деятельности. Сформулированные положения по результатам исследования будут использованы в преподавании курсов «Теория маркетинга», «Промышленный маркетинг», «Маркетинг инноваций».

Предложенные принципы механизма бенчмаркингового взаимодействия и методика его оценки могут быть применены при формировании инновационной политики регионадиагностировании потенциала предприятий и разработке мероприятий по повышению их конкурентоспособности.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы опубликованы в открытой печати в виде статей и тезисов, а также докладывались на всероссийских и вузовских научно-методических конференциях, проводимых в Пензенском государственном университете (1999;2002 гг.), Государственном университете управления (Москва, 2000 г.). Основные положения диссертации опубликованы в 12 работах, в которых личный вклад автора составил 3,5 п.л.

Объем и структура работы Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 233 наименования, и 5 приложений. Основное содержание изложено на 171 странице машинописного текста, работа содержит 20 таблиц, 22 рисунка.

Заключение

.

В отечественных условиях развитие сферы инновационной деятельности характеризуется низкими количественными и качественными показателями потенциала экономических субъектов, определяющих восприимчивость к нововведениям и готовность к их созданию. Важным условием при этом является закрытость отечественных экономических субъектов, их ориентация на собственные силы, ограниченность доступа к информации рыночного и научно-технического характера. Причем сами предприятия недооценивают значимость информационного обмена и эффективного взаимодействия с субъектами внешней среды в их влиянии на повышение конкурентоспособности.

Эффективность современной инновационной деятельности, как свидетельствует мировой опыт, определяется возможностью получения новых знаний минимальным временем их превращения в продуктовые и технологические нововведения. Важным для обеспечения конкурентного преимущества становится обеспечение доступа к знаниям, которые сложно реализовать коммерчески — опыту и культуре организаций, а также сведениям, материалам, научным открытиям общедоступного характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации — М., 1995
  2. Федеральный Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ)
  3. Федеральный Закон «Об участии в международном информационном обмене» (от 04.07.96 № 85 ФЗ)
  4. Постановление Правительства РСФСР от 5.12. 91 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»
  5. Закон РФ «О финансово-промышленных группах» (от 30.10.95 г. № 190-ФЗ)
  6. Постановление Правительства Российской Федерации «О концепции реформирования российской науки на период 1998—2000 годов» (18.05.98, № 127-ФЗ). Российская газета, 1998, 3 июня
  7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов"/ Приказ Министерства финансов РФ от 16.10.2000.
  8. Н., Губанов С. Российская экономика в системе мировых связей// Экономист, № 3, 2000, с. 18−20
  9. А. Время не столько подводить итоги, сколько работать.// «Общество и экономика», № 9, 2001, с. 18
  10. Ю. Восемь принципов, которые меняют мир/ www. udc. com. ua/ de -04/06/2002
  11. П.Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2000. 256 с.
  12. М.В., Конников С. Г., Цыганов С. А. Новое знание и рождение перспективной технологии// Инновации, № 9−10,2000, с. 18−23
  13. В.Д. Природный, трудовой и научно-технический потенциалы российской экономики// Вестник Московского Университета, серия 6 Экономика, № 2, 1998, с.68−93
  14. И.А., Баум П. Ф., Томилов В. В. Инновационный потенциал фирмы: стратегия развития СПб.: Издательство СПб ГУЭФ, 2001 -122 с.
  15. И.А. Формирование и принятие маркетинговых решений на принципах бенчмаркинга/ автореф. дис. д.э.н. СПбГУЭФ, 1999
  16. Н. Наука, производство и рынок в РоссииII Проблемы теории и практики управления, № 3,1999, с.58−61
  17. В.Б. Стратегия обеспечения доходности инновационной деятельности/ автореф. дис. к.э.н. Воронеж, 1999
  18. В. Р. Баландин B.C. Организация и финансирование инновационной деятельности в рамках университетского УНИК/ Под общ. ред. В.Р. Атояна- Саратов, СГТУ, 2001.- 228 с.
  19. В. Р. Коваль A.A. и др. Вузовский технопарк как базовая структура инновационной деятельности региона/ Под ред. Атояна В. Р. Саратов: СГТУ, 2001.- 127 с.
  20. В.Р., Чеботаревский Ю. В. и др. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы/ Под общ. ред. Атояна В. Р. Саратов, СГТУ, 2001. — 410 с.
  21. В. Спусковой крючок// Эксперт, № 3,22.01.2001, с. 15−17
  22. В.И. Инновация беспроигрышная рулетка за счет бюджета// Интеллектуальная собственность, № 4, 1999, с. 10−16
  23. Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг: Учебник для вузов/ Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: «Изд-во Экономика», 1999. — 703 с.
  24. К.А., Бендиков М. А. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим развитием// Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2001, с.2−19
  25. В.Н. Состояние, концепция и принципы аналитического приборостроения для АПК// Пищевая промышленность, № 2, 2002, с.68−69
  26. В., Гунин В. Маркетинговое управление интеллектуальным капиталом инновационного предприятия// Маркетинг, № 6, 2000, с.59−71
  27. В., Клейменов К. Маркетинговые цепочки ценностей и конкурентное преимущество компании/ Маркетинг, № 3,2001, с.34−37
  28. В.А., Баринов Н. В. Управление конверсией в России// Менеджмент в России и за рубежом, № 2,1999, с. 93−106
  29. П.Ф. Формирование стратегии развития инновационного потенциала промышленных предприятий/ автореф. дис. к.э.н.- СПб.: 2000
  30. В., Матросова Е. Структурные преобразования промышленности//Экономист, № 2, 1997, с.88−93
  31. М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта//Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2001, с.37−45
  32. М.А., Джамай Е. В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения// Менеджмент в России и за рубежом, № 4,2001, с.3−25
  33. A.A. Институциональный аспект анализа цены российских реформ// Проблемы прогнозирования, № 1,2001,49−61
  34. Большой скачок: пять красных знамен (исследования компании «Ирбис»)// «Food market», № 1,2001, с.5−8
  35. Большой экономический словарь/ под ред. А. Н. Адрилияна, М, «Институт новой экономики», 1999 г.
  36. В.Н., Почукаева О. В. Оценка вклада инновационного фактора в рамках программы развития межотраслевого комплекса// Проблемы прогнозирования, № 5,2000, с.31−46
  37. В., Маркова В. Особенности маркетинга технологических нововведений// Маркетинг, № 1, 1997, с.57−61
  38. И. Маркетинг промышленного образца// Маркетолог, № 5,2000 г, с.14−16
  39. М. Национальный индекс удовлетворенности клиентов: построение и использование// Проблемы теории и практики управления, № 4, 1999, с. 51−55
  40. Н.Ю. Разработка организационно-экономических методов и моделей управления инновационной деятельностью промышленного предприятия/ дис. к.э.н. Тольятти, 2000
  41. К. Инновации и проблемы качества// Вопросы экономики,№ 7, 2001
  42. А.И. Маркетинговое обеспечение инновационного процесса на предприятии/ автореф. дис. к.э.н. Орел, 2000
  43. Н.В. Влияние инновационных процессов на развитие перерабатывающих предприятий АПК (на примере республике Марий-Эл)/автореф. дис. к.э.н. — Йошкар-Ола, 2000
  44. Ф. Изменение роли маркетинга в корпорации / Классика маркетинга. Сост. Энис Б. М. и др. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  45. Е. Государство будет эффективным, если создаст условия для экономического роста// Проблемы теории и практики управления, № 5, 2000, с.13−17
  46. А., Румянцев А. Стратегия инновационного развития региона// Экономист, № 6,1998, с. 10−17
  47. Ю. Утверждая научные принципы управления интегрированными структурами// Российский экономический журнал, № 10,2001, с.56−67
  48. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство/ Пер. с нем. М.: Синпресс, 2000
  49. В.Я., Косалс Л. Я. и др. Оборонные предприятия России во второй половине 2000 года: ВПК, государство и общество М.: 2000
  50. И.Г. Организационные формы интеграции компаний// www. cfin/ru/ press/ management/ 1999−6/13. shtml
  51. И. Инновационный концерн как интегральная форма организационного бизнеса// Экономист, № 11, 2001, с. 34−49
  52. А.И. Производственный аппарат России: основные характеристики и г перспективы использования// «Проблемы прогнозирования», № 1,2001, с.74−85
  53. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития -М.:ВлаДар, 1993
  54. С.Ю. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста// Проблемы теории и практики управления, № 4, 1999, с.26−31
  55. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга// Маркетинг в России и за рубежом, № 4,2000, с.3−17
  56. В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: в 2х томах. Том 2 М.: МНИИПУ, 96
  57. Я. Маркетинг партнерских отношений/ Пер. с англ.под ред. O.A. Третьяк СПб.: Питер, 2001 — 384 с.
  58. JI. Интеллектуальная деятельность основа экономики информационного общества// Человек и труд, № 2, 2001, с.32−34
  59. Гохберг JL Статистика науки и инноваций инструмент обследования научно-технической политики// Человек и труд, № 4, 2000, с. 9−13
  60. JI.M., Гудкова A.A., Миндели Л. Э., Пипия Л. К., Соколов A.B. Организационная структура российской науки. М.: ЦИСН, 2000.
  61. Д.В., Григорьев B.C. Инновационный менеджмент: ресурсы и эффективность Пенза, 1996
  62. Е.А. Формирование венчурных структур в сфере информационных технологий/ автореф. дис. к.э.н. СПб, 2001
  63. В.Н. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. М.: «ИНФРА-М», 1999.-328 с.
  64. И. Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий// «Вопросы экономики», № 7, 2001, с.61−67
  65. И., Титова Н. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции// Маркетинг, № 1,1997, с.20−23
  66. И.Б. Инноватика открывает рынок // «ЭКО», 2001, № 6, с.9−14
  67. Дж. Кризис глобализации// Проблемы теории и практики управления, № 6,2000, с.32−42
  68. Дж. Развитие нового направления деятельности компании// Маркетинг, № 6, 1998, с.69−74
  69. А. Рычаги инновационного роста// Проблемы теории и практики управления, № 5,2000, с.70−77
  70. A.A. Экономический рост и глобализация технологического развития.// Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 1, с. 89−104.
  71. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект): учебное пособие М.: ИНФРА-М, 1997 — 280 с.
  72. Е.М. Роль выставок в выборе партнеров// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы реструктуризации российских предприятий"/ Под ред. Семерковой JI.H. -Пенза, 2002
  73. И. Г. Цыганов С.А. Создание новых технологий или прыжок через пропасть// Вестник РАН, № 1,2000, с.291−294
  74. Деловая активность промышленных предприятий Пензенской области в IV квартале 2000 года. Прогноз на 2001 год. Стат. сборник Пенза, 2001
  75. В. Финансово-промышленные группы в российской экономике// Российский экономический журнал, 1999, № 3, с.50−63
  76. И.Н. Стратегия повышения восприимчивости предприятий в инновациям/ автореф. дис. к.э.н. СПб., СПбГИЭА, 1996
  77. П. Управление маркетингом: уч. пособие/Пер с. англ. О. Н. Беличева. М.: Бинон, 1998
  78. О. Методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности//Интеллектуальная собственность, № 1, 1999, с. 13−17
  79. В. О научно-промышленной политики России на рубеже веков// Проблемы теории и практики управления, № 1, 2000, с.40−43
  80. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001
  81. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/Пер. с англ. М. Котельниковой. М.:ФАИР-ПРЕСС, 1998.-288 с.
  82. С. На гребне конъюнктурной волны//Экономика и жизнь, 2001, № 48, с.30
  83. A.B. Стратегические альянсы в российской экономике/ автореф. дис. к.э.н. СПб, 2000
  84. B.C. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование// Менеджмент в России и за рубежом, № 2,2001, с.5−31
  85. B.C. Стратегии бизнеса: императивы 21-го века// Менеджмент в России и за рубежом, № 6, 2001, с.8−15
  86. В. Интеграция России в мировое научно-технологическое пространство в условиях глобализации экономики// Человек и труд, № 4,2000, с. 11−14
  87. А. Исследование системных свойств в экономике как предпосылка преодоления кризиса// Проблемы теории и практики управления, № 1,2000, с.72−78
  88. В.В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Экономическая наука современной России, № 3,2002, с.40−55
  89. В.Н., Тучкова В. В. Проблемы корпоративного управления в высокотехнологичных организациях//Инновации, № 9−10, 2000, с. 34−37
  90. Н., Дагаев A.A. Технологические объединения// Экономист, № 7, 1999
  91. А. Циклический спад// «Эксперт», 4.02.2002, № 5, с.74−75
  92. A.M., Сучкова И. В. Статистическое изучение нематериальных активов// Вопросы статистики, № 11, 2000, с.24−27
  93. Инновационный менеджмент: справочное пособие/Под ред. П. Н. Завлина -2-е изд. М.: ЦИСН, 1998
  94. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/Под ред. Ильенковой С. Д. М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997
  95. B.JI. За пределами экономического общества. М., 1998
  96. В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях// Вопросы экономики, № 7,2001, с. 17−25
  97. К. Маркетинг изменяется, чтобы выжить?// Маркетинг, № 1, 1998, с.76−81
  98. Г. Предприятия упущенное звено в цепи институциональных преобразований в России // Проблемы теории и практики управления, № 2,2001, с. 21−35
  99. Н. Как реализовать бенчмаркинговый проект в вашей компании/ www. udc. com. ua/ de 04/06/2002
  100. Д.И. Инновационная деятельность М.: Экзамен, 2001. — 576 с.
  101. Н.И., Гаврилов С. Л. Научно-технологическое развитие: формирование и оценка потенциала стратегического управления// Проблема прогнозирования, № 5, 2001, с. 42−49
  102. В., Куренков Ю. Корпоративное управление инвестиционным процессом// Проблемы теории и практики управления, № 2,2001, с. 34−39
  103. Ю. Международный научно-технический потенциал социально-трудовой сферы// Экономист, № 12, 1997, с.55−63
  104. О. П. Трифилова A.A. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 2001, с. 22−27
  105. A.B. Статистический анализ развития инновационного процесса// Вопросы статистики, № 11, 2001, с. 11−13
  106. Котлер Филипп Маркетинг менеджмент СПб: Питер Ком, 1998.- 896 с.
  107. А., Орлова Н., Нарумова О. Совершенствование системы технологического обмена// Интеллектуальная собственность, № 1, 1991, с.3−13
  108. Г. Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса// США: ЭПИ, № 4,2000, с. 33−39
  109. О. Локомотив структурных реформ// Рынок легкой промышленности, № 6, 2000, с.6−8
  110. Дж.М., Вонг В. Стратегия запуска новой продукции на внешние рынки: эмпирическое исследование факторов современности// Маркетинг в России и за рубежом, № 2, 1999, с. 8−14
  111. А. Ориентиры реформирования научной сферы// Экономист, № 2, 2000, с. 30−33
  112. И. Условия инновационного развития// Экономист, 2001, № 7, с. 25−31
  113. В. Г. Аукционек С.П. Тенденции развития экономики России в 2001 г. // «ЭКО», 2001 ,№ 6, с. 4
  114. Кушлин В. XXI век и возможности расширенного воспроизводства// Экономист, № 2,2000, с.3−12
  115. В.Ф. Роль инновационных технологий в обеспечении качества и конкурентоспособности продукции// Проблемы прогнозирования, № 1, 2001, с.136−147
  116. С. Роль местных властей в инновационном процессе на промышленных предприятиях России/Юбщество и экономика, № 2, 2001, с.43−47
  117. Лу Юнсян Эра наукоемкой экономики// Вестник РАН, № 1, 2000, с.338−343
  118. А. Доверие и трансакционные издержки// Вопросы экономики, № 1, 2003, с.42−58
  119. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия/ТМаркетинг, № 3, 1996, с. 33−36
  120. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и передового опыта/Под ред. Чепоренко А. Ю. М.: РНИС и МП, 1995
  121. Маттссон Л.-Г. Взаимоотношения и сети/Теория маркетинга. Под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
  122. Д. В поисках технократического мифа//Эксперт, № 15, 16.04.2001, с.15−18
  123. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: учебное пособие М.: Инфра-М, 1997
  124. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2002. — 558 с.
  125. Е.А. Основы бенчмаркинга: внутренний сопоставительный анализ// Менеджмент в России и за рубежом, № 4, 2001, с.42−51
  126. Е.А. Основы бенчмаркинга: использование методов бенчмаркинга и TQM в сфере творческого труда// Менеджмент в России и за рубежом, № 6,2001, с. 34−45
  127. Михальски Тино Услуги как стратегический выбор глобально действующих предприятий// Проблемы теории и практики управления, № 3, 1998, с. 17−21
  128. Н., Сарычева Т. Межфирменный маркетинг основа взаимодействия партнеров в логистической системе// Маркетинг, № 3, 2001, с. 27−32
  129. Н., Слушаенко М. Трансакционные издержки и их влияние на конкурентные позиции фирмы// Маркетинг, 2002, № 3, с. 101−112
  130. Н. К. Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление: в 2х томах. Том 1 М.: Внешторгиздат, 1993
  131. Н. Иванова Национальные инновационные системы// Вопросы экономики, № 7,2001, с.59−70
  132. Наука и техника современного капитализма. Социально-экономический справочник М.: Мысль, 1989
  133. Наука и технология в России: прогноз до 2010 года/ Под ред. Л. М. Гохберга, Л. Э. Миндели. М.: Центр исследований и статистики науки, 2000.
  134. Наука России в цифрах: 2001. Стат. Сб./ ЦИСН. М., 2001
  135. А. Проблемы российской региональной науки в свете зарубежного опыта//Политэконом, 1999, № 3, с. 19−20
  136. Н. Инновационный путь развития экономики// Экономист, № 6,2000, с.34−40
  137. Новые формы связи науки с производством/ Под ред. Балаяна Г. М.: Наука, 1992−224 с.
  138. С. Интеграция инвестиционных ресурсов в структуре стратегического альянса// Вопросы экономики, № 1, 2002, с. 56−63
  139. JI. Управление инвестиционным процессом: ситуация в России и опыт развитых стран//Проблемы теории и практики управления, № 6,1997, с.52−57
  140. Обзор экономики России: основные тенденции России. ч.2.-Корпоративное управление в России — М.: 2000 — 254 с.
  141. Обзор экономики России: основные тенденции России. ч.З.-Специальный доклад: Конкурентные преимущества российской экономики. — М.: 2000 г. — 220 с.
  142. С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Н. Ю. Шведовой — 16-е изд., испр. М.: Рус.яз., 1984
  143. С.И. Повышение инновационного потенциала предприятий в условиях становления новых организационных форм в промышленности -М.: ГАУ, 1997
  144. Основные направления научных исследований НИУ Россельхозакадемии// Пищевая промышленность, № 4, 2000, с. 5−7
  145. Оценка интеллектуальной собственности: учеб пособие/ под. ред. С. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, 2002
  146. Р. Создание сетевых организационных структур// Проблемы теории и практики управления, № 3, 1997, с.41−44
  147. С.Э., Майзель А. И. и др. Международный менеджмент -СПб: Питер, 2000 256 с.
  148. И.П. Виртуальная организация: предпосылки возникновения новой организационной формы// Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 2001, с.29−34
  149. М. Международная сонкуренция: Пер. с англ./ Под ред. И с предисловием Щетинина В. Д. М.: Междунар. отношения, 1993. — 896 с.
  150. А.И. Управленческие нововведения: непознанные ресурсы// Управление персоналом, № 1, 2001, с.21−24
  151. Промышленность России: Стат.Сб. Москва: Госкомстат, 2002.
  152. В.И. Интеллектуальные потенциалы США и России: феноменология, подходы, определения// США- Канада: ЭПИ, № 7, 1999, с.90−102
  153. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики/ Рук. авт. кол. Львов Д. С. М.: «Изд-во Экономика», 1999
  154. В. Сетевой мир// Эксперт, № 12, 27.03.2000, с.14−17
  155. В.В. Рынок как объект социологического исследования//Социс, № Ю, 2001, с.28−37
  156. С. Реструктуризация управления промышленностью как один из путей выхода из кризиса//Проблемы теории и практики управления, № 2, 1998, с. с.8−13
  157. Д., Качалин В. Сравнительный анализ эффективности как инструмент стратегического планирования/ www. udc. com. ua/dc — 31.08.01
  158. Э. Принятие и диффузия нового продукта/ Классика маркетинга. Сост. Энис Б. М. и др. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  159. Российский статистический ежегодник, 2001 — М.: Госкомстат, 2001
  160. C.B. Уточнение понятия «бизнес-процесс»// Менеджмент в России и за рубежом, № 6,2001, с. 26−33
  161. А. Экономике необходим технологический задел// Экономист, № 3,1997, с.21−26
  162. В.П. Как рассчитать цену на научно-техническую продукцию -М.: Финансы и статистика, 1993
  163. Сайед Мохамед Н. Соловьева Ю. Н. Багиев Е.Г. Сетевые подходы в системе маркетинга инноваций// Маркетинг и рыночные сети. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.- Часть 1.
  164. А. Легальный шпионаж// БОСС, № 3,2001, с. 7−8
  165. А. Интеллектуальные активы: идентификация, оценка, управление// Интеллектуальная собственность, № 5, 2000, с. 22−24
  166. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. -М.: Прогресс, 1990
  167. JI.H., Шерстобитова Т. И., Пронина Н. Н. Особенности формирования и развития маркетинговых структур на предприятиях Пензенской области// Организатор производства, № 1 (региональный выпуск), 2000, с. 47−50
  168. Е.И. Научное обеспечение пищевых и перерабатывающих отраслей АПК// Пищевая промышленность, № 4, 2000, с. 6−7
  169. М., Аккерман Ш. Вызовы нового тысячелетия. Взгляд первый. // Эксперт, № 43, 13.11.2000, с.17−19
  170. М. Предпосылки и тенденции применения концепции маркетинга в российской экономике.// Маркетинг. 1997, № 2, с. 23−34
  171. О. Технологический облик России на рубеже XX века// Экономист, № 4,1998, с.3−9
  172. Т.И., Глазатова М. К. Стратегия использования возможностей малого предпринимательства в ходе реструктуризации отраслей и предприятий// Право. Экономика. Маркетинг, № 3,1999
  173. В.Г., Мильнер Б. З. и др. Организация и ее деловая среда: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 2. М.: ИНФРА-М, 2000. — 192 с.
  174. Г. Роль инновационных процессов в модернизации постсоветской промышленности// Общество и экономика, № 2, 2001, с. 165 180
  175. Ю.Н. Маркетинг взаимодействия: промышленные сети, бенчмаркинг, конкурентоспособность: Уч. пособие СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001 — 84 с.
  176. Социально-экономические проблемы России: Справочник/ Отв. ред. Филиппов П. С. СПб.: Норма, 1999
  177. Социально-экономическое положение Пензенской области в 2000 году. Пенза: Госкомстат, 2001 год
  178. А., Ардиашвили А. Предпринимательские сети новая форма организации межфирменного взаимодействия// МЭиМО, № 4, 1991, с. 1016
  179. В. Кириллов Л. Менеджмент в процессе слияния и поглощений// Управление персоналом, № 1, 2000, с. 11−17
  180. И. О «технократизме» и «экономическом рационализме» в инновационном процессе// Вопросы экономики, № 7, 2001, с. 22−27
  181. . Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 271 с.
  182. Терминологический словарь по вопросам управления инновационными проектами/ Сост.: И. А. Липатова, И.С. Терентьева- Министерство образования Российской Федерации М., 2001
  183. Д.В. Развитие интеграции промышленных предприятий в условиях реформирования экономики/ автореф. дис. к.э.н. Владимир, 2000
  184. А.Б. Теория и методология маркетинга инноваций в предпринимательских структурах/ автореф. дис. д. э. н СПб, 1998
  185. А., Лотова И. Научно-технический потенциал социально-трудовой сферы// Экономист, № 12, 1997, с.64−70
  186. С.А. Российские и западные оборонные компании на рынках высокотехнологичной продукции// США- Канада: ЭПИ, № 8−9, 1998, c. l 115
  187. О. Историческая эволюция и новые ориентиры развития маркетинга// РЭЖ, № 2, 2001, с.59−67
  188. О. Экономические институты капитализма/ Пер. с англ. — СПб.: Лениздат, 1996. 702 с.
  189. ., Нельсон Р. Эволюционная теория экономических изменений -М.: 2000
  190. Управление социально-экономическим развитием России./ Под ред. Д. Львова, А. Поршнева. М., Экономика, 2002
  191. P.A. Стратегический маркетинг. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640 с.
  192. П. Кристаллизация индустрии / Эксперт, № 12, 27.03. 2000, с.4
  193. В., Марушкина М. Интеграция инновационной сферы// Экономист, № 2, 1997, с. 18−27
  194. Ю., Шелухин И., Белов А. Компании чужим умом крепнут// Коммерсантъ, № 171,21.09.02, с.9
  195. В. Российские реформы и глобализация: движущая сила или взрывчатая смесь// Проблемы теории и практики управления, № 5, 2000, с.28−35
  196. . Бенчмаркинг диагностика предприятия// Экономика и жизнь, № 42,1998, с.28−29
  197. Хенинг-Турау Торстен Влияние компетенции потребителя на успех маркетинга отношений. (О знаниях)// Проблемы теории и практики управления, 1999, № 6, с.82−87
  198. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности// Вопросы экономики, № 8, 2001, с. 6−10
  199. Г. Инновации и конкурентоспособность техники//Экономист, № 2, 1998, с. 11−17
  200. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. -М.:Издат. Дом «Альгина», 2000
  201. A.B. Инновационные процессы и их влияние на социально-экономическое развитие предприятий/ автореф. дис. к.э.н. М.: МГСУ, 1999
  202. Е.Ю. Проблемы организации и управления в наукоемких отраслях экономики России// Менеджмент в России и за рубежом, № 1, 2001, с.20−31
  203. С.А. Аналитические приборы: отечественная продукция// Пищевая промышленность, № 8,2001, с. 46−47
  204. А. Содействует ли интеграция законодательству о банкротстве?// Экономист, № 1, 2002, с.55
  205. О.В. Построение предпринимательских сетей в сфере российского инновационного малого бизнеса// Вестник МУ, № 1, 2001, с. 23−28
  206. ., Лавров К. Международный трансфер технологий: опыт американских корпораций// Проблемы теории и практики управления, № 2, 1999, с. 31−36
  207. А.Н. Анализ социальных сетей// Социс, № 1, 2001, с.109−121
  208. Е. Новая институциональная теория фирмы— М.: ТЕИС, 1998.
  209. Шеко Петр Инновационный хозяйственный механизм// Проблемы теории и практики управления, № 2, 1999, с. 71−76
  210. Н. Глобализация и региональная кооперация в сфере НИОКР// Проблемы теории и практики управления, № 6, 1999, с. 22−26
  211. Т. Наука требует жертв. Бюджетных, (об «Основах политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»)// Российская газета, № 50,2002, 21 марта.
  212. Л.И. Конкурс как эффективная форма бенчмаркинга// Пищевая промышленность, № 2, 2001, с.62−63
  213. Шремп Юрген Э. 10 тезисов к вопросу о глобализации/ЯТроблемы теории и практики управления, № 2, 2000, с. 89−91
  214. О. Тенденция формирования общественного мнения о науке// «Человек и труд», 2000, № 4, с. 5−8
  215. Шулус, А Становление системы поддержки малого предпринимательства в России// Российский экономический журнал, № 5−7, 1997
  216. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982
  217. Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки/ Под ред. В.К. Сенчагова- М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998 621 с.
  218. Экономическая конъюнктура в третьем квартале и октябре 2000 г. Обзор макроэкономических тенденций № 21.// Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
  219. Эксперт-200// Эксперт, № 35,24.09.2001, с.86
  220. Эксперт -200// Эксперт, 2002
  221. Энджел Дис. Ф., Блэкуелл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей / Под ред. Волковой JI.A.- СПб.: ПитерКом, 2000
  222. Ю.А. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во «Акалис», 1996−272 с.
  223. О. Маркетинг взаимодействия: философия и методология межфирменных коммуникаций// Маркетинг, № 3. 1999, с. 8−12
  224. Юнь О., Борисов В. Инновационная деятельность в промышленности// Экономист, № 9,1999, с.29−37
  225. Ю. Предпосылки преодоления инновационного кризиса// Экономист, № 1,1998, с.32−37
  226. Ю. Концептуальные подходы к оценке эффективности корпоративной интеграции// Российский экономический журнал, № 5, 1998, с. 33−37
  227. В. Организации государственных систем внешнеэкономического мониторинга в развитых странах: уроки для России// Российский экономический журнал, № 3, 2002 с.55−62
  228. Н.С. Исследование конкурентоспособности предприятия: методология и опыт// автореф. дис. д.э.н. Саратов, 1997
  229. Benchmarking and Best Practice/ What’s benchmarking//www. apqc/org/best/whatis.cfm
  230. Hiltrop J.M., Despres C. Benchmarking the Performance of Human Resourse// Long Range Planning, 1994, № 6.
  231. Hakansson H., Johanon J. Strategies of Formal and Informal Cooperation in International Industrial Networks// Understanding Business Markets: Interaction, Relationships, Networks/ Ed. Ford D. London, 1990
  232. Serageld I. And Grootaert C. Defining Social Capital. A. Vultifaseted Perspective. Washington, D.C.: World Bank, 2000
Заполнить форму текущей работой