Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование отношений экономического федерализма как фактор развития регионов России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ экономической литературы и теоретических подходов эволюции экономической мысли позволил систематизировать взгляды зарубежных и отечественных исследований в области государственного регулирования территориального развития, и выявить отсутствие анализа причин и возможности ограничительного воздействия государственного регулирования на регион в контексте создания и сохранения рыночных основ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ
    • 1. 1. Эволюция теоретических взглядов на государственное регулирование регионов
    • 1. 2. Содержание, принципы и модели экономического федерализма
    • 1. 3. Взаимодействие центра и регионов в российской модели экономического федерализма
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РФ
    • 2. 1. Методика анализа воздействия государства на рыночные позиции регионов
    • 2. 2. Типология экономических условий функционирования субъектов РФ
    • 2. 3. Оценка реализации горизонтального экономического равенства в развитии регионов. Содержание эффекта «федеральных перекосов»
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА РОССИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
    • 3. 1. Позиционирование Челябинской области в системе отношений «центр — регионы»
    • 3. 2. Совершенствование основ экономического федерализма и развитие регионов

Совершенствование отношений экономического федерализма как фактор развития регионов России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Острой проблемой современного этапа развития экономики России являются противоречия взаимоотношений федерального центра и регионов. Нарастание социально-экономической дифференциации территорийуглубление асимметрии между обязательствами субъектов РФ и доходными источниками их реализацииперманентные изменения в распределении функций и средств между государственными структурами разных уровнейнепоследовательность экономической политики, проявляющейся в ограничении федеральным центром рыночного саморегулирования территорий при одновременном стимулировании программ развития конкуренции — свидетельствуют о несовершенстве сложившейся в России модели экономического федерализма, определяющей состояние и развитие регионов. Реализована модель экономического федерализма, соединившая характеристики корпоративного и конкурентного федерализма, то есть, с одной стороны, она направлена на сохранение национального стандарта государственных услуг населению вне зависимости от территории проживания и соответствующим сосредоточением финансовых ресурсов в федеральном центре (вектор корпоративной модели), а с другой — стимулирующая соперничество между регионами за доходы (ориентир конкурентной модели). В то же время конкуренция регионов наблюдается преимущественно в сфере распределения федеральной финансовой помощи, а влияние центра на регионы нередко приводит к созданию искусственных барьеров и препятствует созданию модели «федерализма, сохраняющего рынок».

В теоретическом плане актуальным является расширение представлений о содержании отношений экономического федерализма для федераций, имеющих высокую асимметрию, характеризующуюся многочисленностью субъектов и осуществляющих рыночные трансформационные реформы. В методическом плане необходима оценка влияния федерального регулирования на развитие регионов и разработка подходов, позволяющих идентифицировать субъекты РФ, в отношении которых неоправданные действия центра создают ограничения и усиливают несбалансированность развития. В прикладном аспекте назрела необходимость совершенствования политики территориального развития для обеспечения субъектам РФ равных экономических условий и исключения ситуаций субъективных «федеральных перекосов», тормозящих региональное развитие и деформирующих отношения экономического федерализма.

Степень разработанности проблемы. Теория государственного регулирования регионального развития в части определения целей, содержания и инструментов представлена трудами российских экономистов: А. Г. Гранберга, О. В. Кузнецовой, Ю. Н. Гладкого, А. И. Чистобаева, В. Н. Лексина, А. Н. Швецова, А. Лаврова, В. Б. Христенко и других. Однако проблемы результативности воздействия государства на регион традиционно сводятся к оценке социально-экономических последствий, в меньшей мере уделено внимание влиянию центра на рыночные условия регионального развития.

Проблемы экономического федерализма как фактора территориального развития и принципы взаимоотношений центра и регионов раскрыты как в публикациях зарубежных ученых: Д. Кларка, Рональда Л. Уатса, Р. Боадвэя,.

A. Гамильтона, В. Острома, А. Токвиля, Л. Фридмэна, Д.Дж. Элейзера и др., так и российских: В. Ю. Кульковой, И. В. Даниловой, Т. В. Грицкж, М. И. Меликова,.

B.И. Трунина, С. Синельникова и пр. Особенности формирования российской модели экономического федерализма типично исследуются как связанные с объективными факторами: природно-климатическими, географическими, ресурсными, организационно-экономическими, технологическими в трудах А. А. Кисельникова, Н. И. Лариной, В. И. Бутова, В. Г. Игнатова и других. В то же время недостаточно внимания уделяется субъективным факторам, в том числе деформации отношений между федерацией и ее субъектами, блокирующей процессы рыночного саморегулирования регионов.

Теоретические, методологические и методические проблемы исследования взаимоотношения центра и регионов с позиции развития отношений экономического федерализма определили выбор объекта, предмета и цели исследования.

Цель исследовательской работы состоит в обосновании теоретических и методических подходов к оценке пространственных результатов воздействия федерального центра на развитие субъектов РФ для разработки практических рекомендаций по совершенствованию отношений экономического федерализма в России.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: обосновать теоретические подходы к анализу государственного воздействия на регионы для сохранения рыночных и развития федеративных отношенийобобщить и уточнить принципы экономического федерализма, адекватные российской экономикесформировать методические подходы к оценке влияния федерального центра на рыночную ситуацию в регионахпровести классификацию субъектов РФ по критерию отличий экономических условий, создаваемых федеральным центромвыявить признаки формирования неблагоприятной экономической среды регионального развитияобосновать причины возникновения нарушений экономического равенства регионовпредложить меры, корректирующие асимметрию взаимоотношений центра и регионов в процессе создания и потребления валового регионального продукта (далее ВРП).

Объектом исследования являются регионы российской экономики.

Предметом исследования являются отношения между федеральным центром и субъектами РФ в условиях формирования российской модели экономического федерализма.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили концептуальные основы экономической теории, теории региональной экономики, государственного регулирования национальной и региональной экономики. В диссертационном исследовании применялись: структурно-функциональный подход, сравнительный анализ, экономико-статистические методы исследования и др.

Информационную базу исследования составили справочные данные сборников Федеральной службы государственной статистики РФ, нормативно-правовые акты, аналитические материалы Министерства финансов, обзорно-аналитическая информация Министерства экономического развития, специальные монографические издания, материалы периодической печати, аналитические разработки автора.

Наиболее существенные результаты, полученные диссертантом, и их научная новизна.

1. Дополнены теоретические принципы построения российской модели экономического федерализма, предложены: 1) принцип регулирования регионального пространства при сохранении рыночных факторов развития территорий- 2) принцип обеспечения федерацией горизонтального равенства субъектов РФ, имеющих близкие экономические параметры создания ВРПреализация принципов позволяет совершенствовать отношения между центром и регионами в направлении развития «федерализма, сохраняющего рынок» (п. 5.17 Паспорта специальности ВАК).

2. Разработан методический подход к оценке влияния федерального центра на условия развития субъектов РФ. Авторские предложения включают: 1) определение экономической позиции регионов по душевым показателям регионального спроса (инвестиций, конечного потребления населения, расходов региональных органов власти) и ВРП без учета территориальных расходов федерального центра- 2) оценка экономической среды, создаваемой федерацией на основе возвратности средств- 3) определение соответствия/несоответствия экономической среды особенностям региональных параметров создания ВРП (п. 5.15 Паспорта специальности ВАК).

3. Предложена классификация регионов по критерию условий создаваемых федеральным центромвыявлены типы экономической среды регионального развития: благоприятные, условно-благоприятные и неблагоприятные. Раскрыта содержательная характеристика «неблагоприятных условий» как ситуации, складывающейся в отношении экономически слабых регионов и характеризующейся низкой возвратностью средств федерального центраобосновано ограничительное влияние неблагоприятных условий на региональное развитие (п. 5.5, 5.15 Паспорта специальности ВАК).

4. Выявлен эффект «федеральных перекосов», содержание которого определено как применение федеральным центром мер противоположного воздействия (сдерживания и стимулирования) в отношении регионов, характеризующихся близкими экономическими параметрами, что обуславливает горизонтальное неравенство субъектов РФ (п. 5.17 Паспорта специальности ВАК).

5. Предложены общие и частные меры, корректирующие асимметрию взаимоотношений центра и регионов. В рамках частных рекомендаций определены направления совершенствования методик распределения средств через Федеральный фонд финансовой поддержки регионов (ФФФПР) и Федеральный фонд регионального развития (ФФРР), заключающиеся в использовании коэффициента соотношения регионального спроса и ВРП для изменения текущих и инвестиционных расходов с целью активизации рыночных факторов развития регионов (п. 5.12 Паспорта специальности ВАК).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что дополнена теория государственного регулирования регионов федеративных государств в части взаимоотношений федерального центра и субнациональных властей по поводу сохранения рыночных условий социальноэкономического развития регионов. Полученные в диссертации выводы и предложения могут использоваться федеральными и региональными органами власти для разработки Стратегии социально-экономического развития регионов, развития федеративных отношений, корректировки налогово-бюджетной политики. Разработанная методика позволяет осуществлять мониторинг регионального развития и совершенствовать распределение федеральных трансфертов.

Основные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин: «Региональная экономика», «Управление региональной экономикой».

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы обсуждались на XXIV Международной научно-практической конференции «Россия в глобальном пространстве: национальная безопасность и конкурентоспособность» (г. Челябинск, 2007 г.) и «Первой научной конференции аспирантов и докторантов» (г. Челябинск, 2009 г.) и др.

Методические разработки диссертанта использованы в деятельности региональных и муниципальных органов власти Челябинской области (в Стратегии социально-экономического развития Карталинского муниципального района до 2020 года). Основные результаты исследования отражены в 8 научных публикациях общим объёмом 7,6 п. л. (авторских — 3,6 п. л.).

Во введении обоснована актуальность, степень разработанности проблемы, определены цель и задачи, сформулированы: научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы регулирования регионального развития федеративных государств» рассмотрена эволюция взглядов на государственное развитие регионов, раскрыты характеристики моделей «экономического федерализма» и особенности взаимоотношений центра и регионов России.

Во второй главе «Методические основы оценки влияния федерального центра на развитие регионов РФ», предложены и апробированы методические подходы к оценке воздействия федерального центра на регионы России, представлена характеристика условий развития субъектов РФ.

В третьей главе «Совершенствование модели экономического федерализма России как условие развития регионов» разработаны общие и частные меры по корректировке воздействия федерального центра на регионы, позволяющие снизить рыночный дисбаланс и горизонтальное экономическое неравенство субъектов РФ.

В заключении представлены выводы и рекомендации.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы из 179 наименований и 14 приложений. Общий объем работы составляет 157 страниц машинописного текста, включая 19 рисунков и 35 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Острота сложившихся в России межрегиональных диспропорций, усиление социально-экономической дифференциации и неоднородности регионов, определило необходимость решения проблемы сложного характера взаимодействия регионов и федерального центра.

В России на современном этапе решаются важные долговременные задачи и цели направленные на ускорение социально-экономического развития страны, повышение уровня и качества жизни населения, создание потенциала для будущего развития. Осуществление столь стратегических общенациональных целей не возможно без территориальной целостности и социально-экономического развития субъектов РФ. Следовательно, необходимо разработать механизм, который бы позволил через федеральные и региональные институты воздействовать на различные регионы с сохранением принципов экономического федерализма. Исследование показало, что сложившиеся отношения центра и регионов нередко приводят к созданию дисбалансов в развитии рыночных отношений, что ограничивает возможности экономического роста субъектов РФ. Это подтверждает актуальность проведенного исследования и необходимость разработки концепции совершенствования взаимоотношений федеральных и региональных органов власти в Российской Федерации, на основе национальной модели экономического федерализма.

Проведение научного исследования оценки пространственных результатов федерального влияния на регионы позволило сделать ряд выводов и обобщений:

1. Анализ экономической литературы и теоретических подходов эволюции экономической мысли позволил систематизировать взгляды зарубежных и отечественных исследований в области государственного регулирования территориального развития, и выявить отсутствие анализа причин и возможности ограничительного воздействия государственного регулирования на регион в контексте создания и сохранения рыночных основ. В качестве причин социально-экономической дифференциации, типично акцентируется внимание на объективных факторах, диссертантом выделены субъективные. Выявлено, что государственное регулирование в основном ориентировано на регионы как единичный объект, а следует его рассматривать в контексте вертикальных взаимоотношений в рамках экономического федерализма. При этом государственное регулирование должно быть направлено в равной мере, как на создание регионального продукта, так и на стимулирование регионального спроса и на сохранение работы рыночных факторов развития.

2. Проведена конкретизация организационно-экономических условий построения взаимоотношений центра и регионов как в мировой практике, так и в России. Это позволило выявить традиционные принципы формирования модели экономического федерализма, определить отличительные особенности российского варианта взаимоотношений центра и регионов, и сделать вывод, что для трансформационной экономики России, в очередной раз, заимствуются неадекватные принципы экономического федерализма развитых стран, построенные на базе развитых рыночных отношений.

3. Выявлена двойственная природа регионов России, что позволило обосновать причины возникающих дисбалансов и противоречий во взаимоотношениях между федераций и территориями, как обусловленные разнонаправленностью целей и абстрагированием от рыночных факторов функционирования. Принцип «федерализма, сохраняющего рынок» не реализован. Сложившаяся организационно-экономическая среда (правила, нормы, законы) и, как следствие, экономические потоки между федеральным центром и региональными органами власти способны исказить рыночный суверенитет регионов, что приводит к потере экономической динамики, ограничению роста ВРП. Государство, корректируя неэффективность рынка, нейтрализует не только негативные тенденции в экономике, но в ряде случаев генерирует эффекты (например, «перекосы» и нарушения горизонтального равенства субъектов РФ) как производный и незапланированный результат многоканального воздействия на регион. В связи с этим, предложено применять горизонтальный и вертикальный анализ, с целью определения итогового эффекта или организационно-экономической среды, которая создана в отношении региона.

4. Сформулированы и аргументированы теоретические принципы экономического федерализма, реализация которых позволит сохранить целостность экономического пространства России, рыночный суверенитет регионов, а так же обеспечит развитие модели экономического федерализма в России в направлении «федерализма, сохраняющего рынок»: 1) регулирование регионального пространства при сохранении рыночных факторов развития территорий- 2) обеспечение федерацией горизонтального равенства субъектов РФ, имеющих одинаковые экономические условия создания ВРП.

5. Разработана методика оценки влияния центра на регионы в контексте участия государства в формировании рыночной среды территорий. Которая включает: сравнение экономических и рыночных условий регионов, без учета влияния федерального центра и с учетом его воздействияопределение сбалансированности/несбалансированности рыночных компонентов создания ВРП на основе коэффициента возвратностиидентификация экономической среды развития регионов как благоприятная, условно-благоприятная и неблагоприятная.

6. Апробация предложенной методики позволила обобщить сложившиеся пространственные условия и провести поэтапный анализ, позволивший доказать наличие ограничительного и стимулирующего фактора по отношению к регионам со стороны центра, а следовательно изменения рыночной позиции за период 2002;2007 гг. С этой целью на основе кластерного метода проведена группировка регионов, выделены ситуации благоприятной и неблагоприятной среды, специфицированы регионы, в отношении которых сложился «тормозящий» эффект со стороны центрарассчитан потенциальный ВРП и «разрыв» ВРП (как разница между фактическим и потенциальным ВРП) с применением фильтра Ходрика-Прескота. Подтверждено существование федерального эффекта сдерживания развития регионов.

7. Обосновано нарушение сложившихся взаимоотношений с федеральным центром и принципа горизонтального экономического равенства на основе расширенного анализа с применением интегральных показателей, отражающих факторы внешнего и внутреннего воздействия государства на экономику регионов (со стороны федерации и региональных органов власти), проведена оценка отличий в способности региональных органов власти проводить самостоятельную политику и степени зависимости от действий центра. Выявлены разные типы взаимоотношений федерации с регионами, имеющими идентичные экономические позиции, что дало возможность сформулировать понятие и обосновать наличие «федеральных перекосов», как несоответствие между типом рыночного дисбаланса и характером воздействия федерального центраприменение ограничительной политики и включение «федерального тормоза» к отдельным экономически слабым регионамасимметрия государственного регулирования по отношению к регионам, принадлежащим к одной группе по экономическим показателям.

8. Апробирована предложенная методика и проведен углубленный анализ взаимоотношений региона с федеральным центром на примере Челябинской области. Определено наличие сдерживающего рестрикционного влияния федерации на темп и качество регионального развития Челябинской области.

9. Предложен комплекс общих мер совершенствования отношений экономического федерализма и частных, связанных с корректировкой методики распределения финансовой помощи центра ФФФПР и ФФРР в направлении снижения дисбаланса регионов, имеющих «неблагоприятные» условия развития, а так же снижающих напряженность во взаимоотношениях центра и регионов, позволяющий нейтрализовать «федеральные перекосы», на основе введения коэффициента регионального спроса (соотношение регионального спроса к ВРП).

Показать весь текст

Список литературы

  1. О бюджетной классификации Российской Федерации Текст.: Федеральный закон от 23.12.2004 № 174-ФЗ (ред. от 26.04.2007) // Российская газета, 29.12.2004, № 289.
  2. О федеральном бюджете на 2002 год Текст.: Федеральный закон от3012.2001 № 194-ФЗ//Российская газета, 11.01.2002, № 5.
  3. О федеральном бюджете на 2003 год Текст.: Федеральный закон от2412.2002 № 176-ФЗ // Российская газета, 28.12.2002, № 244.
  4. О федеральном бюджете на 2004 год Текст.: Федеральный закон от2312.2003 № 186-ФЗ (ред. от 10.11.2004) // Российская газета, 30.12.2003, № 262.
  5. О федеральном бюджете на 2006 год Текст.: Федеральный закон от2612.2005 № 189-ФЗ (ред. от 01.12.2006) // Российская газета, 29.12.2005, № 294.
  6. О федеральном бюджете на 2007 год Текст.: Федеральный закон от1912.2006 № 238-Ф3 // Российская газета, 22.12.2006, № 289.
  7. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов Текст.: Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ // Российская газета, 26.11.2008, № 242.
  8. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ Текст. // Российская газета, 12.08.1998, № 153−154.
  9. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.03.2010) Текст. // Российская газета, 06.08.1998, № 148−149.
  10. , Р.Г. Федерализм в истории России. Текст. / Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров. М.: Издательство Республика, 1992. — 382 с.
  11. , О.Ю. Всемирный и европейский федерализм Текст. / О.Ю. Аболин1. Полис. 1994.-№ 5.-С. 143.
  12. , А.С. Российский федерализм и зарубежный опыт Текст. / А. С. Автономов // Материалы научно-практической конференции «Настоящее и будущее федерализма в России» под ред. A.JI. Алферова. Москва. 4−5 июня 2002 года.-С. 188−207.
  13. , В.В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI—XX вв.ека Текст.: научное издание / В. В. Алексеев, Е. В. Алексеева, К. И. Зубков, И. В. Побережников. М.: Наука, 2004
  14. , B.C. Региональные проблемы макроэкономического регулирования Текст.: монография / B.C. Антонюк. Челябинск: ЧГПУ, 1998.-275 с.
  15. , С.С. Региональная политика, направленная на снижение пространственных экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации (концепция) Текст. / С. С. Артоболевский. -Новосибирск: Экор, 2000. с. 23.
  16. , Э.В. Лекции по экономической теории государственного сектора Текст.: учебник/ Э. В. Аткинсон, Дж.Э. Стиглиц, перевод с англ.- под ред Л. Л. Любимова. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 822 с.
  17. , Е. В. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический ростс помощью производственно-институциональных функций Текст. / Е. В. Балацкий // Проблемы прогнозирования. 2003. — № 2. — С. 88−103.
  18. , A.M. Межбюджетные отношения в регионе: модели организации и регулирования Текст.: монография /A.M. Балтина, В. А. Волохина. -Оренбург: ОГУ, 2004. 197 с.
  19. , Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография Текст. / Н. Н. Баранский. М.: Географгиз, 1960.
  20. , В.А. Синтез макроэкономических моделей как теоретико-методологическая основа прогнозирования динамики реального ВВП Текст.: дис.. доктора экон. наук / В. А. Белкин. Екатеринбург, 2006. — 309 с.
  21. , М. Экономическая мысль в ретроспективе Текст.: 4-е изд. / М. Блауг, перевод с англ. М: Дело ЛТД, 1994. — 720 с.
  22. Бол, Р. В. Бюджетная децентрализация Электронный ресурс. / Р. В. Бол. Режим доступа: www. worldbank/org/wbi/.
  23. Большая советская энциклопедия Электронный ресурс. / под ред. A.M. Прохорова. М: Советская энциклопедия, 1978. Режим доступа: http://gatchina3000.rU/great-soviet-encyclopedia/bse/l 15/502.htm
  24. , В.Б. Дискреционная фискальная политика России её сущность и проблемы развития на современном этапе Текст.: дис.. канд. экон. наук / В. Б. Булатова. М., 2007. — 154 с.
  25. Бюджетные отношения в Российской Федерации: новые подходы к анализу и правовому регулированию Текст. / составлено под общ. ред. В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. -М.: Формула прав, 2001. 352 с.
  26. , С. Д. Россия на пути от псевдофедерализма к реальной федерации. Текст. / С. Д. Валентей //Федерализм в России. Казань, 2001.
  27. , С.Д. Экономические проблемы становления Российского федерализма Текст. / С. Д. Валентей // Федерализм. 1999. — № 1. — С. 99.
  28. , В.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. Текст. / В. Г. Введенский, А. Ю. Горохов. М.: Серебряные нити, 2002. — 128 с.
  29. , К. История хозяйства: город Текст. / К. Вебер. М.: Канон-пресс-Ц, 2001
  30. , А. И. Региональная экономика и управление: Учебное пособие для вузов. Электронный ресурс. / Гаврилов А. И. // — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 239 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/12 726/
  31. , А. Федералист: политическое эссе. Текст. /А. Гамильтон, Дне. Мэдисон, Дж. Джей. Под ред. Н. Н. Яковлева. М., 1993.
  32. , Ю.Н. Основы региональной политики: учебник Текст. / Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 659с.
  33. , А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов Текст. / Гранберг А. Г. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — С.495.
  34. , А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза Текст. / Рук. Авт. колл. и отв. ред. А. Г. Гранберг. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2000. — 435 с.
  35. , Т. В. Государственное регулирование экономики: теория и практика Текст. / Т. В. Грицюк. М.: РДЛ, 2004. — 287 с.
  36. , Т. В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия Текст. / Т. В. Грицюк // Финансы и кредит. -2003.-№ 19.-С. 18−26.
  37. , Т. В. Системные механизмы управления межбюджетнымиотношениями: российский и зарубежный опыт Текст. / Т. В. Грицюк. М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2003. — 382 с.
  38. , Г. В. Управление региональной экономикой Текст. / Г. В. Гутман, А. А. Мироедов, С. В. Федин- Под ред. Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2002. — 173 с.
  39. , И.В. Закономерности пространственного фискального регулирования в институциональной среде Текст.: Монография / И. В. Данилова. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. — 349 с.
  40. В.Г. Регионоведение: Методология, политика, экономика, право / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 1998. — С. 18.
  41. , Т. В. Роль фискального федерализма в развитии региональной экономики Текст. / Т. В. Игнатова, О. А. Прядкина. Ростов н/Д: СевероКавказская Академия государственной службы., 2000. — 34 с.
  42. , П. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей Текст. / П. Кадочников, С. Синельников-Мурылев, И. Трунин // Вопросы экономики. -2002.-№ 5.-С. 103−125.
  43. JI.M. Международная практика федерализма и проблемы Российской Федерации./ JI.M. Карапетян // Федерализм. 2001. — № 1. — С. 67−90.
  44. , О.И. Экономический рост региона и факторы его обеспечения Текст. / О. И. Карташова. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. АГС, 2002. — 50 с.
  45. , Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег Текст. / Дж. М. Кейнс- Пер. с англ. Н. Н. Любимова под ред. Л. П. Куракова- М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Ассоц. рос. вузов. М.: Гелиос АРВ, 1999.-351 с.
  46. Кёттер, М. Модернизация федеративных отношений в Федеративной
  47. Республике Германии. Станут ли препятствием модернизации сами структуры, подлежащие изменению? Текст. /М. Кёттер// М.: Институт права и публичной политики. Сравнительное конституционное обозрение — 2005. -№ 2 (51) — С. 109−114.
  48. , В.В. Региональные системы и региональное развитие в России Текст. / В. В. Климанов. М.: УРСС, 2003. — 293 с.
  49. , А.А. Пространственное развитие й проблемные территории: социально-экономические аспекты Текст. / А. А. Климов. М.: КомКнига, 2006.-288 с.
  50. , О. В. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация Текст.: монография / О. В. Коломийченко, В. Е. Рохчин. СПб.: Наука, 2003. — 234 с.
  51. О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования Текст. 3-е издание (стереотипное). / О. В. Кузнецова. М.: КомКнига, 2005. — 304 с.
  52. , О.В. Мировой и российский опыт региональной экономическойполитики Текст. / О. В. Кузнецова // Мировая экономика и международные отношения.-2003.-№ 10.-С. 60−69.
  53. , О.В. Об экономических аспектах федеративных отношений Текст. / Кузнецова О. В. // Государственная власть и местное самоуправление. 2006 — № 3 — С. 6−8 .
  54. , О.В. Территориальное перераспределение финансовых тягот в федеративном государстве (на примере Германии) Текст. /О.В. Кузнецова // Вестник Московского Университета. Сер. 5, География. 1994. — № 2. — С. 33−39.
  55. , В. Ю. Налоговое регулирование асимметрии регионального развития на основе совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации Текст. / В. Ю. Кулькова // Финансы и кредит.2005. -№ 28 -С. 12−22.
  56. , В.Ю. Направления развития региональных теорий в контексте исследования различий социально-экономического развития территории Текст. / Кулькова В. Ю. // Региональная экономика: теория и практика.2006.-№ 11(38).-С. 61−76
  57. , А. Реформа межбюджетных отношений в России. «Федерализм, создающий рынок». Текст. / А. Лавров, Дж. Литвак, Д. Сазерленд // Вопросы экономики. 2001. — № 4. — С.32−51.
  58. , Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики: учебное пособие Текст. / Ларина Н. И., Кисельникова А. А. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. — 172 с.
  59. , В. Бюджетный федерализм: диалектика централизации и децентрализации (материалы к лекциям и семинарам) Текст. /В. Лексин, А. Швецов // Российский экономический журнал. 2002. — № 7. — С.53−77.
  60. , В. Социальные обязательства государства, социальная политика и социальные реформы Текст. /В. Лексин, А. Швецов // Российискийэкономический журнал. 2001. — № 1. — С. З 8−51.
  61. , В. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма Текст. /В. Лексин, А. Швецов // Вопросы экономики. 2000. — № 1. — С.71−98.
  62. , В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития Текст. / Лексин В. Н., Швецов А. Н. М.: УРСС, 2000. — 368 с.
  63. , В.Н. Проблемы согласования интересов и организации взаимодействия в системе федеративных отношений Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Федерализм. 2003. — № 2-
  64. , В.Н. Региональная Россия начала XXI века: новая ситуация и новые подходы к ее исследованию и регулированию Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал 2004. — № 5/6. — С. 21−42.
  65. , П.С. Институциональные противоречия и ловушки переходного периода Текст. / П. С. Лемещенко // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. — № 1. — С. 82−92.
  66. , А.И. Бюджетное и налоговое регулирование экономики муниципальных территориальных образований Текст. / А. И. Лобкин // Региональная экономика: теория и практика. — 2007. № 6. — С. 124−131.
  67. , М. В. Избранные философские произведения Текст. / М. В. Ломоносов. -М.: Госполитиздат, 1950.
  68. Макроэкономика Текст.: учебник / В. М. Гальперин, П. И. Гребенщиков, А. И. Леусский, Л.С. Тарасевич- под общ.ред. Л. С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 1994. — 400 с.
  69. М.А. Фискальный федерализм и проблемы региональной налоговой политики Текст.: дис.. канд. экон. наук / Меликов М. А. -Ставрополь, 2004. 181 с.
  70. , P.M. Проблемы теории и практики государственногорегулирования экономического развития регионов Текст.: монография / P.M. Мельников. -М.: Изд-во РАГС, 2006.
  71. , Д. И. Познание России- Заветные мысли Текст. / Д. И. Менделеев, подг. текста JI. Подзолкова. М.: Эксмо, 2008 — 576 с.
  72. , В. Эволюция моделей федерализма российский и зарубежный опыт Электронный ресурс. /В. Назаров // Бюджетная политика. — 2007. -№ 3. — С. 127. Режим доступа: http://www.iet.ru/files/text/policy/200 703/nazarov.pdf
  73. Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975. — С. 29.
  74. В.М. Элементы теории реформ Текст. / Полтерович В. М. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. — 447с.
  75. , В.М. Оптимальный выбор экономических институтов Текст. / В. М. Полтерович // Экономика и математические методы. 2003. -Т.39, № 4. — С.52−58.
  76. , JI. Российская модель «переговорного федерализма» (политико-экономический анализ) Текст. /Л. Полищук// Вопросы экономики /Институт экономики РАН. 1998. — № 6, С. 68.
  77. Г. Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям Текст. / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 703 с.
  78. Проблемы федерализма: российский и мировой опыт / под ред. Г. Ю. Семигина. М.: ИСПИ РАН, 2003.
  79. , А.Е. Проблемы размещения социалистической промышленности Текст. / А. Е. Пробст. М.: Госполитиздат, 1982
  80. , О.А. Фискальная политика как инструмент регулирования межбюджетных отношений Текст.: дис.. канд. экон. наук / О. А. Прядкина. Ростов н/Д., 2000. — 186 с.
  81. , А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения Текст. / А. Н. Радищев под общ. ред. И. Я. Щипанова. М.: Госполитиздат, 1952. — 676 с.
  82. Региональная асимметрия в Российской Федерации и межбюджетные отношения в свете требований бюджетного федерализма Текст. М.: МФ НИФИ, 2001.-56 с.
  83. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. сб. Текст. / Росстат. М., 2008. — 999 с.
  84. Реформирование федеративных отношений в России (взгляд с позиции конкурентного федерализма) Текст. // Вопросы экономики. 2000. — № 10. -С.27−48.
  85. , Д.И. К вопросу о разделении России на районы по физическим и экономическим признакам Текст. / Д. И. Рихтер. СПб., 1909
  86. Россия в цифрах. 2009: Крат.стат.сб. Текст. /Росстат. М., Р76, 2009. -525 с.
  87. , В. Г. Государственное регулирование развития регионов России., Текст. / В. Г. Садков, О. П. Овчинникова, А. А. Сапожников // — М.: Прогресс, 2005.-260 с.
  88. , С.Н. Стратегическая ориентация на социально-экономический рост региона Текст. / С. Н. Сансызбаев. СПб.: Изд-во С.-Петербургского Унивеситета экономики и финансов, 2000. — 119 с.
  89. , Ю.Г. Экономическая и социальная география в СССР. История и современное развитие Текст. / Ю. Г. Саушкин. — М.: Просвещение, 1987.
  90. В.Е. Федерализм и региональная политика в России в условиях укрепления вертикали власти Текст. / В. Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. 2004. — № 1. — с.29
  91. , Ю. А. Право на развитие северных территорий / Ю. А. Спиридонов // Федерализм. 2001. — № 1. — С. 11.
  92. , О.С. Институты и экономическое развитие Текст. / О. С. Сухарев. М.: ДеКА, 2005. — 373 с.
  93. , B.JI. К вопросу о государственном регулировании в переходной экономике России Текст. / B.JI. Тамбовцев // Экономика и математические методы, вып. 4. 1998. — Т. 34. — С. 149−159. ISSN 4 247 388.
  94. , А.И. Территориальные межбюджетные отношения в экономике переходного периода: проблемы, пути решения, рекомендации. Текст. /А.И. Татаркин. Екатеринбург: УрО РАН, 2000. — 201 с.
  95. Типология субъектов Российской Федерации с точки зрения регионального развития Сборник. / под ред. В. В. Климанова // Общественные финансы. Вып. 1. 2007. — № 13 — С. 209.
  96. А. Демократия в Америке Текст. М.: Прогресс, 1992. — 559 с.
  97. , Т.И. Теоретические модели государственной фискальной политики Текст.: учебно-методическое пособие / Т. И. Трофимова.
  98. Иркутск: Издательство Байкальского Государственного Университета Экономики и Права, 2003. 42 с.
  99. , И.В. Фискальный федерализм: проблемы выбора налоговой и бюджетной политики российскими регионами Текст.: автореф. дис.. канд. Наук / И. В. Трунин. М., 2002. — 23 с.
  100. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. Текст. / Моск. Центр Ин-та «Восток-Запад». М.: Диалог-ГУ, 1999. — 235 с.
  101. , Я.Г. Размещение производства при капитализме и социалиме 2-е издание Текст. / Я. Г. Фейгин. М.: Госполитиздат, 1958.
  102. Финансы России. 2008: Стат.сб. Текст. / Росстат. М., 2008. — 453 с.
  103. , А.А. Конституционно-правовые аспекты экономического федерализма в России: необходимость преобразований Текст. / А. А. Хвощин // Федерализм 2007. — № 1 — С. 12.
  104. , А.А. Федеративные отношения и экономический федерализм в России Текст. / А. А. Хвощин // Вестник ТюмГУ. 2004. — № 1. — С. 201−210.
  105. , В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами: опыт, проблемы, перспективы. Текст. /В.Б. Христенко. М.: Дело, 2002. — 608 с.
  106. , В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ Текст. /В.Е. Чиркин// Государство и право. 1994. — № 8−9-
  107. , М.Р. Государственное регулирование перераспределения доходов Текст. / М. Р. Шагиахметов. Казань: КазГУ, 2006. — 131 с.
  108. , А.Н. Традиционный централизм или новый регионализм: подходы к обеспечению территориального развития Текст. / А. Н. Швецов // Регион: экономика и социология. 2007. — № 1. — С. 7−27.
  109. , Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма. Текст. / Ю. Швецов // Вопросы экономики. 2005. — № 8. — с.76−83.
  110. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск:1. Наука, 1991.- 17 с.
  111. , Б.М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации Текст. / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский. — М.: Гелиос АРВ, 2000. с. 206.
  112. , В.Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей. Текст. / В. Б. Шуба // Финансы. 2004. — № 8. — с.24−26.
  113. , Б. Российский федерализм: равноправие субъектов и асимметрия Текст. /Б. Эбзев, JI. Карапетян // Государство и право. 1995. — № 3.
  114. Д. Сравнительный федерализм Текст. / Д. Элейзар // Политические исследования. 1995. — № 5.
  115. , А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства Текст. / А. С. Ященко. Юрьев, 1912. — 77с.
  116. Adams, С. Spatial Variation in Canada’s Socio-Economic Well-Being: Analyzing 1991 Census Data to Determine Trends in Regionalism and Provincialism in Canada Text. / C. Adams // Geography Department thesis, Wilfrid Laurier University. 1994.
  117. Boots, B.N. Spatial perspectives on Canadian Provincialism and Regionalism Text. / B.N. Boots, A. Hecht // Canadian Journal of Regional Science. 1889. -Vol. 12.-No. 2.-P. 187−204.
  118. Buchanan, James. Federalism as an ideal political order and an objective for constitutional reform, Text. / James Buchanan // Publius: The Journal of Federalism No 2 (25), — 1995. — P. 19−27.
  119. Cameron, G. New directions in federal economic development programs Текст. / G. Cameron // Explorations in economic research. 1977. — Vol.4.
  120. Christaller, W. Central places in southern Germany Text. / W. Christaller. -Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1966.
  121. Clark, J.B. Review of Shumpeter’s Theory of Economic Development Text. / J.B. Clark. DC.: AER, 1912
  122. Dixit, A. Governance Institutions and Economic Activity Электронный ресурс. / Avinash Dixit // American Economic Review. 2009. — Vol.99. — № 1. — P. 5−24. Режим доступа: http://www.princeton.edu/~dixitak/home/PresAdF 1 .pdf
  123. Elazar, Daniel J. Federalism As Grand Design: Political Philosophers and the Federal Principle, Text. / Daniel J. Elazar. Lanham, MD: University Press of America, 1987
  124. Friedmann, J. Regional Development Policies: A Case Study of Venezuela Text. / J. Friedmann. MA: The MIT Press, 1966.
  125. Gordon, R. An Optimal Taxation Approach to Fiscal Federalism Text. / Roger Gordon // Quarterly Journal of Economics. 1983. — Vol. 97. — P.567−586
  126. Hamilton, A. The Federalist Text. ed. J.E. Cooke /А. Hamilton, J. Madison, J. Jay. -Middletown. CT: Wesleyan University Press, 1961
  127. Inman, R.P. Federal Assistance and Local Services in the United Stated: The Evolution of a New Federalist Fiscal Order Text. / Robert P. Inman // Fiscal Federalism: Quantitative Studies. The University of Chicago Press, 1988
  128. Krugman, P. The Self-Organizing Economy Text. / Krugman P. Cambridge: Blackwell Publishers, 1996.
  129. Musgrave, R.A. Approaches to A Fiscal Theory of Political Federalism Text. / R.A. Musgrave // Public Finances: Needs, Sources and Utilization. National Bureau of Economic Research. New York, Princeton: Princeton University Press, 1961.-P. 97−122.
  130. Myrdal, G. Rich Lands and Poor Text. / Myrdal G. // New York: Harper and1. Row, 1957
  131. Netzer, D. State-local Finance and Intergovernmental Fiscal Relations Text. / D. Netzer // The Economics of Public Finance. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1974.
  132. Oates, W.E. An Essay on Fiscal Federalism Text. / Wallace E. Oates // Journal of Economic Literature. September 1999. — Vol. XXXVII. — P. 11 201 149.
  133. Porter, M. The Competitive Advantage of Nations Text. / M.Porter. -London: Mcmillan, 1990
  134. Rantala, O. The political regions of Finland Text. / O. Rantala // Scandinavian political studies. 1967. — Vol.2.
  135. Richardson, H.W. Regional Growth Theory Text. / H.W. Richardson. -London, 1973
  136. Rosen, H. Public Finance Text. / H. Rosen // 5th ed., Irvin/McGraw Hill, 1998.
  137. Transition and Institutions. The Experience of Gradual and Late Reforms Text. / Edited by G. Cornia, V.Popov. Oxford University Press, 2001. — 288 p.
  138. Watts, Ronald L. Federalism, Federal Political Systems, and Federations Text. /R. L. Watts// Annual Review of Political Science. 1998. — No 1. — 117−137.
  139. Wilde, J.A. Grants-in-aid: the analytics of design and response Text. / J.A. Wilde // National Tax Journal. 1971.-№ 24.-P. 143−156.
  140. Официальный сайт Правительства РФ. www.government.ru
  141. АНО Центр информационных исследований. www.budgetrf.ru
  142. Институт экономики переходного периода. www.iet.ru
  143. Международное общество новой институциональной экономики ISNIE. -http://www.isnie.org
  144. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. www.minregion.ru
  145. Официальный сайт Министерства Финансов РФ. www.minfin.ru
  146. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. -www.economy.gov.ru
  147. Официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области. — http://econom-chelreg.ru
  148. Официальный сайт Счетной палаты РФ. — www.ach.gov.ru
  149. Официальный сайт Федерального Казначейства России. -www.roskazna.ru
  150. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. -www.gks.ru
  151. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. -www. customs .ru
  152. Официальный сайт Центрального Банка РФ. www.cbr.ru
  153. Система Консультант Плюс. www.consultant.ru
  154. Университетская информационная система России www.uisrussia.msu.ru
Заполнить форму текущей работой