Технология проектирования коррекционно-педагогического процесса
Рефлексивный этап: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта). Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым): диагностика, проблематизация, концептуализация, целеполагание… Читать ещё >
Технология проектирования коррекционно-педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
Суть педагогического проектирования состоит в том, что создаются предположительные варианты будущей деятельности и прогнозируются ее результаты. Объектами педагогического проектирования могут быть педагогические системы, педагогический процесс и педагогические ситуации.
Рассматривая проекгирование как часть деятельности педагога-дефектолога, можно говорить о создании им прообраза учебно-воспитательного процесса, например, в форме учебной программы как документа или комплекта документов, в кагором дается системное описание будущего (желательного) процесса обучения, воспитания и коррекции.
К основам системного проектирования в образовании относятся:
- — определение общенаучных категорий проектирования (цель, этапы, стратегия, структура объекта проектирования);
- — установление принципов проектирования, учитывающих сложность и специфические особенности образовательных систем и процессов.
Цель проектирования в сфере образования — подготовить создание новых или преобразовать имеющиеся условия функционирования и развития образовательных систем или их элементов.
Педагогические проекты, как правило, представляют собой модели, которые специалисты в области моделирования относят к концептуальным описательным моделям струюурно-функционального типа, имея в виду, что они базируются на определенной концепции и представлены на естественном языке в виде описания взаимосвязанных, но функционально различных элементов (В. П. Беспалко, Ю. Г. Татур, 1989).
На основе анализа литературы, посвященной методологии проектирования (Е.С. Заир-Бек, 1995; Н. А. Масюкова, 1999; В. Е. Радионов, 1996; В. В. Сериков, 1994), выделяются следующие этапы проектирования:
- — определение замысла, или эскиз проекта;
- — диагностика реальности (изучение, проведение исследований разной степени научности);
- — разработка стратегии (моделей действия);
- — планирование реальных стратегий на уровне задач и условий реализации;
- — создание образа результата;
- — поэтапное планирование совместных действий по достижению проектной цели во времени (составление программы действий);
- — обмен, согласование и коррекция намеченных действий;
- — оценка и анализ результатов;
- — оформление документации по проекту;
- — комплексная экспертиза результатов реализации проекта.
Для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности.
- 1. Предпроектный этап (его еще называют предварительным, или стартовым): диагностика, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, форматирование проекта, его предварительная социализация.
- 2. Этап реализации проекта: уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта; пошаговое выполнение запланированных проектных действий; коррекция хода проекта и действий его участников на основе обратной связи; получение и внутренняя оценка проектного продукта; презентация окончательных результатов работы и их внешняя экспертиза (оценка).
- 3. Рефлексивный этап: рефлексия по поводу замысла проекта, его хода и результатов (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта).
- 4. Послепроектный этап: апробация, распространение (диссеминация) результатов и продуктов проектной деятельности; выбор вариантов продолжения проекта (рождение нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение своего проекта с другими и т. д.).
В педагогическом отношении одинаково важны все этапы (процедуры) проектной деятельности. Каждый из них можно рассматривать как часть образовательного процесса, где помимо проекгировочного продукга не только диагноегически проявляются, но и формируются ценности, нормы, установки людей, инициируются их коммуникативные, творческие способности.