Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Допрофессиональная педагогическая подготовка воспитанниц школы-пансиона в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Констатирующий эксперимент осуществлялся в школе-пансионе, Доме детского творчества «Гармония» г. Кургана. Им было охвачено 102 воспитанницы, 23 педагога, 89 родителей. В ходе констатирующего этапа изучались факторы, оказывающие влияние на допрофессионапьную педагогическую иод-готовку воспитанниц школы-пансиона, их отношение к профессии учителя и различным ее аспектамсодержание ценностных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты проблемы до-^ профессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ развития женского отечественного образования
    • 1. 2. Опыт деятельности современных отечественных пансионов в системе дополнительного образования
    • 1. 3. Модель допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализациимодели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Условия реализации модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Допрофессиональная педагогическая подготовка воспитанниц школы-пансиона в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Повышение роли семьи в современном обществе и связанная с этим проблема специальной подготовки девушек к материнству и воспитанию детей обусловливают необходимость теоретического осмысления исторических форм женского педагогического образования, в частности пансиона, и их адаптации к условиям современного образования. В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. выдвинута задача достижения нового качества воспитания учащихся при тесном взаимодействии с семьей. Значительная роль в решении этой комплексной задачи отводится учреждениям дополнительного образования. В них функционирует система организации кружков и клубов по интересам, призванных подготовить девочек к будущей семейной жизни, ведению домашнего хозяйства, с ориентацией их на выбор педагогической профессии.

Результаты проведенных научных исследований (A.C. Семенова, J1.M. Зотова, А.И. Рослякова) доказывают, что раннее приобщение девушек к основам семейной педагогики оказывает положительное влияние на их личностное и социальное становление, способствует жизненному и профессиональному самоопределению, готовит к будущей семейной жизни и воспитанию детей. В связи с этим проблема допрофессиональной педагогической подготовки девушек требует особого внимания и дальнейшей разработки.

В ходе инновационного движения в России в 90-е г. XX в. возникли новые виды учреждений дополнительного образования, в которых осуществляется допрофессиональная педагогическая подготовка: школы, студии, клубы, центры. Одним из таких видов является школа-пансион. Однако недостаточная разработанность системы подготовки девушек к воспитанию детей в новых социально-экономических условиях не позволяет на уровне современных требований организовать допрофессиональную педагогическую подготовку воспитанниц в учреждениях данного типа. Актуальность проблемы обусловливается также необходимостью возрождения института гувернеров и специальной подготовки девушек к воспитанию детейразвитием исторической формы — женского пансиона, в котором возможна реализация программы допрофессиональ-ной педагогической подготовки.

Констатируя активные инновационные процессы, происходящие в последнее десятилетие в системе дополнительного образования, необходимо отметить, что проблема допрофессиональной педагогической подготовки девушек-подростков в школах-пансионах нуждается в специальных исследованиях.

Степень разработанности проблемы. Особое значение в современном обществе приобретает задача ранней социальной адаптации подростков через профильное обучение и допрофессиональную подготовку в учреждениях общего и дополнительного образования.

Анализ проблемы женского педагогического образования в истории педагогической мысли был предпринят И. И. Бецким, С. Н. Введенским, С.И. Гессе-ном, В. А. Жуковским, В. В. Зеньковским, П. Ф. Каптеревым, М. В. Ломоносовым, К. Д. Ушинским и др.

Исследование факторов профессионального самоопределения личности, её познавательно-профессиональных интересов нашло отражение в трудах Е. А. Климова, Н. С. Лейтеса, А. К. Марковой, Н. Г. Морозовой, А. Д. Сазонова, H.H. Чистякова и др.

Проблема формирования профессионально-педагогической направленности личности рассмотрена в исследованиях В. Т. Аккермана, Л. А. Амагаевой, Л. А. Беляевой, Ф. Н. Гоноболина, В.А. Кан-Калика, В. А. Сластенина. В сфере дополнительного образования детей исследования проведены И. Г. Асадулиной, A.B. Николаевым. Ю. С. Пименовым, Н. В. Сергеевой, Т. М. Чебанюк и др.

Специальные исследования по проблеме женского педагогического образования, в том числе через систему пансионов, проведены Ю. М. Лотманом, А. Д. Саблиным, A.C. Семеновой, А. И. Росляковой, Х. Ш. Тенчуриной и др.

Изучение данной проблемы позволило выявить ряд социально-педагогических противоречий между:

— социальной потребностью в осуществлении выпускниками школ адекватного выбора профессии и недостаточным теоретико-методическим обоснованием этой проблемы в педагогической науке;

— объективной необходимостью ориентации учащихся на педагогические профессии в учреждениях дополнительного образования и недостаточной разработанностью содержания и форм подготовки воспитанниц в учреждениях данного типа.

— потребностью подготовки девушек к будущей семейной жизни и воспитанию детей и отсутствием системы обучения и воспитания, направленной на удовлетворение этой потребности.

Данные противоречия определили проблему исследования. Она заключается в новом теоретическом осмыслении обучения воспитанниц в школах-пансионах, в которых осуществляется допрофессиональная педагогическая подготовка.

Практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Модель допрофес-сиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона».

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона в системе дополнительного образования.

Объект исследования: допрофессиональная педагогическая подготовка девушек в системе дополнительного образования.

Предмет исследования: допрофессиональная педагогическая подготовка воспитанниц в школе-пансионе.

В основу диссертационного исследования положена следующая гипотеза: допрофессиональная педагогическая подготовка воспитанниц школы-пансиона в системе дополнительного образования может быть эффективной при:

— определении содержания и структуры допрофессиональной педагогической подготовки в школе-пансионе;

— разработке и экспериментальной проверке модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона в системе дополнительного образования;

— определении и научном обосновании условий реализации модели до-профессиональной педагогической подготовки воспитанниц в школе-пансионе.

В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие задачи исследования:

1 .Раскрыть содержание и структуру понятия «допрофессиональная педагогическая подготовка воспитанниц в школе-пансионе».

2. Определить и экспериментально проверить условия реализации модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона в системе дополнительного образования.

3. Разработать и внедрить комплекс программно-методического обеспечения допрофессиональной педагогической подготовки.

4. Составить методические рекомендации по организации допрофессиональной педагогической подготовки в учреждении дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

На философском уровне: современные философские, психолого-педагогические концепции о ведущей роли деятельности как источнике формирования личности (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, Г. И.Щукина), теория деятель-ностного подхода в обучении (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), теория системного подхода (А. Я. Найн, С. Л. Рубинштейн, В. Г. Рындак), общая теория профессиональной деятельности (Э.Ф.Зеер, Е.А.Климов).

На общенаучном уровне: идеи и концепции развития педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, В. А. Крутецкий. Н. В. Кузьмина. А. К. Маркова и др.), теории профессиональной ориентации школьников (H.H. Захаров, Е. А. Климов. А. Д. Сазонов. Н. С. Пряжников, С. Н. Чистяков и др.), теории личности, деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, A.B. Мудрик и др.), теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, И.Я. Лернер), теории и методики организации свободного времени школьников (В.И. Слабодчиков, С. Г. Давыдова, В. Н. Дружинин, Б. И. Додонов, Б. В. Зайгарник, В.М. Писаренко), профессионального самоопределения личности в системе дополнительного образования (В.А. Горский, А. К. Бруднов, В.Я. Ми-хайленко, О. В. Сергушина и др.).

На технологическом уровне: специальные исследования по проблемам развития женского образования в России, педагогической подготовки воспитанниц пансионов (A.C. Семенова, Х. Ш. Тенчурина, JT.M. Зотова, C.B. Пиняева, Н. В. Андреев и др.).

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в несколько этапов в период с 1997 по 2003 гг.

На первом этапе (1997;2000 гг.) изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, историко-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, формулировалась рабочая гипотеза, конкретизировались задачи исследования и пути их решения, разработана модель допрофессиональной педагогической подготовки. Методами исследования проблемы на этом этапе были: теоретический и документальный анализ, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, беседа, интервьюмоделирование.

На втором этапе (2000;2002 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты, апробация и коррекция модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школыпансиона, условий её реализации, комплекса программно-методического обеспечения допрофессиональной педагогической подготовки. На данном этапе использовались следующие методы: системный анализ, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) продолжался формирующий эксперимент, осуществлялись интерпретация, систематизация и обобщение полученных данных, теоретическое обоснование результатов исследования, литературная обработка материалов. Ведущими методами исследования выступали: сравнительный и количественный анализ экспериментальных данных, математическая и статистическая обработка результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования состоит:

1. В обосновании содержания и структуры допрофессиональной педагогической подготовки в школе-пансионе в системе дополнительного образования.

2. В разработке и экспериментальной проверке модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц в школе-пансионе, включающей целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный компоненты.

3. В определении и научном обосновании условий реализации модели допрофессиональной педагогической подготовки: использовании исторического и этнопедагогического опыта в допрофессиональной педагогической подготовкеактуализации индивидуально-креативной деятельности воспитанницпедагогической поддержке в профессионально-личностном самоопределении воспитанниц.

Теоретическая значимость исследования состоит во внесении определенного вклада в разработку проблемы допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц в учреждениях дополнительного образования:

— выявлены особенности педагогической подготовки в женских учебных заведениях в истории отечественного образования;

— уточнено понятие «допрофессиональная педагогическая подготовка воспитанниц в школе-пансионе»;

— обоснован процесс допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц в учреждении дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается:

1. В разработке программно-методического комплекса обеспечения процесса допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школыпансиона: комплексной программы дополнительного образования школы-пансионапрограммы допрофессиональной подготовки «Домашний воспитатель» и спецкурса для педагогов и родителей «Особенности допрофессиональной подготовки воспитанниц в школе-пансионе».

2. В составлении методических рекомендаций «Развитие педагогических способностей у воспитанниц школы-пансиона», «Развитие познавательной активности учащихся школы-пансиона в учебное и внеурочное время», способствующих оптимальной организации процесса профессионального обучения в учреждениях дополнительного образования Курганской области.

3. В использовании материалов исследования при модернизации действующих учебных планов и программ допрофессиональной подготовки подростков в учреждениях дополнительного образования в 14 районах Курганской области. Разработанные материалы используются педагогами учреждений дополнительного образования, методистами и преподавателями Курганского института повышения квалификации работников образования, педагогических колледжей.

Обоснованность и достоверность результатов обусловлены методологической обоснованностью логики исследования, разнообразием методов опытно-экспериментальной работы. Достоверность исследования подтверждается положительной оценкой и внедрением в практику дополнительного образования региона разработанных автором программ обучения, методических рекомендаций. Результаты исследования апробированы на научно-методических конференциях различного уровня и в реальных условиях образовательного процесса.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Уточненное понятие «допрофессиональная педагогическая подготовка воспитанниц в школе-пансионе» как деятельность, направленная на формирование готовности воспитанниц к выбору педагогической профессии на основе интеграции комплексного воспитания, саморазвития личности и пропедевтической психолого-педагогической подготовки.

2. Эффективность допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона достигается реализацией модели, включающей целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный компоненты.

3. Функционирование модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона возможно при соблюдении следующих условий:

— использовании исторического и этнопедагогического опыта в допрофессиональной педагогической подготовке;

— актуализации индивидуально-креативной деятельности воспитанниц;

— педагогической поддержки в их профессионально-личностном самоопределении.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе деятельности школы-пансиона, через обобщение опыта на секциях областных и городских совещаний руководителей образовательных учреждений г. Кургана и Курганской области, областных научно-практических конференциях «Опыт решения проблемы управления развитием образования в регионе» (1996 г.), «Гуманизация образовательной среды» (2002 г.), «Одаренные дети» (1997 г.), авторской школе (1998 г.), областном совете по опытно-экспериментальной работе (1998, 1999, 2001, 2003 гг.), всероссийских семинарах инновационных учреждений (г. Сочи, 1999 г., г. Москва, 2000 г., г. Сургут, 2000 г., 2001 г.), областном научно-практическом семинаре «Образование и здоровье» (2000), при защите авторской программы «Школа-пансион» на областном программно-экспертном совете (2000 г.).

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа по реализации модели допрофессио-нальной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона проходила по двум направлениям: проверка эффективности программно-методического комплекса, компонентов созданной структурной модели и анализ результативности формирования готовности воспитанниц школы-пансиона к выбору педагогической профессии.

1. Констатирующий эксперимент осуществлялся в школе-пансионе, Доме детского творчества «Гармония» г. Кургана. Им было охвачено 102 воспитанницы, 23 педагога, 89 родителей. В ходе констатирующего этапа изучались факторы, оказывающие влияние на допрофессионапьную педагогическую иод-готовку воспитанниц школы-пансиона, их отношение к профессии учителя и различным ее аспектамсодержание ценностных ориентации воспитанниц. Отношение девушек к обучению в пансионе и к будущей педагогической деятельности и различным ее аспектам оценивалось по методике «Доминанта» (В.А. Ясвин). Анализ ответов 102 девушек, поступивших в пансион, выявил недостаточно высокий уровень позитивного отношения к педагогическим профессиям. Менее половины опрошенных (32,9%) связывали свое будущее с педагогической деятельностью. В то же время более 2/3 респондентов отметили, что им хотелось бы основательно изучить психолого-педагогические дисциплины.

В ходе обследования были выявлены мотивы поступления девушек в пансион. Ведущими из них явились: подготовка к поступлению в вузы, самодиагностика личности, общение со сверстниками.

Достаточно представительной в структуре опрошенных явилась группа респондентов, ориентированных на получение знаний и умений домашнего воспитания, желающих в будущем быть домашними воспитателями.

Анализ предпочтений выявил личностно-поведенческие приоритеты: семью, дружбу, общение.

На основе результатов самооценки воспитанниц и оценки экспертов обследованные учащиеся имели готовность к изучению психолого-педагогических дисциплин — 39,4%, овладению педагогическими умениями и навыками — 33,3%, реализации их в практической деятельности — 30,1%.

2. Основной этап педагогического эксперимента — формирующий — проходил в естественных условиях функционирования пансиона. Он осуществлялся по методике лонгитюдного исследования в течение шести лет с 1997 по 2003 годы. В эксперименте участвовало 59 воспитанниц школы-пансиона. На данном этапе был внедрен учебно-методический комплекс, включавший образовательную программу пансиона, спецкурсы: «Домашний воспитатель», «Введение в педагогическую профессию» и др. В учебном плане школы-пансиона были представлены профильные предметы: педагогика, общая, возрастная, семейная психология, уход за больным ребенком, основы валеологических знаний, региональный компонент «История родного края».

В процессе внедрения учебного пропедевтического психолого-педагогического курса активно использовались формы и методы дополнительного образования: деловые игры, творческие мастерские, индивидуальное проектирование, проблемные дискуссии, тренинги, которые положительно влияли на формирование показателей готовности учащихся к педагогической деятельности.

3. В ходе эксперимента поэтапно внедрялись определенные нами условия реализации модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц в школе-пансионе: использование исторического и этнопедагогического опыта в допрофессиональной педагогической подготовкеактуализация индивидуально-креативной деятельности воспитанницпедагогическая поддержка в их профессионально-личностном самоопределении. Как показали результаты эксперимента, обоснованный нами комплекс условий оказался необходимым и достаточным для реализации модели допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц.

4. Завершающий этап опытно-экспериментальной работы включал проверку достоверности экспериментальных данных методами математической статистики, что позволило доказать вероятность того, что позитивные изменения показателей произошли в результате проведенной нами экспериментальной у * работы. Уровень готовности воспитанниц к выбору педагогической профессии измерялся по мотивационному, гностическому, деятельностному, поведенческому критериям. Результаты готовности воспитанниц на конец эксперимента оказались следующими:

— по мотивационному критерию: ценностный уровень готовности составил 63,1%, ситуативный — 26,9%, формальный — 10%;

— по информационному критерию: ценностный уровень составил 62,5%, ситуативный — 22,9%, формальный — 15,6%;

— по деятельностному критерию: ценностный уровень составил 59,2%, ситуативный — 25,9%, формальный — 15,4%;

— по поведенческому критерию: ценностный уровень выявлен у 63,4 воспитанниц, ситуативный уровень показали 21,8% девушек, формальный — 14,6%.

Выявлен достаточно высокий уровень готовности по всем критериям. Полученный в ходе математической обработки результатов коэффициент эффективности, составляющий больше единицы, подтверждает эффективность реализованной модели.

Отсроченный анализ результатов, выражающихся в статистической обработке данных о поступлении выпускниц школы-пансиона в вузы и колледжи на педагогические специальности (71,1%), подтверждает эффективность допро-фессиональной педагогической подготовки в школе-пансионе домашнего воспитания.

5. Результаты экспериментальной работы по реализации модели допро-¿- ' фессиональной подготовки воспитанниц школы-пансиона подтверждают факт эффективности использования возможностей школы-пансиона для допрофес-сиональной педагогической подготовки воспитанниц в системе дополнительного образования. Исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях демократизации общества, связанной с проведением социальных, экономических, правовых реформ, усиливается тенденция интеграции семейного и общего образования, что выражается в расширении и углублении культурных, социальных, экономических связей семьи и школы. Данная тенденция детерминирует необходимость интенсификации обучения молодежи основам психологии и педагогики семейной жизни. В первую очередь это касается девушек — будущих хозяек, матерей, воспитателей своих детей.

Решение данной проблемы вызывает к жизни новые подходы, методы, технологии, активизирует внедрение исторических образовательных и воспитательных форм, таких, как женские школы, гимназии, пансионы.

Актуальность нашей работы обусловлена наличием проблем, связанных с женским воспитанием, допрофессиональной педагогической подготовкой.

На основе проведенного историко-педагогического анализа женского отечественного образования, изучения особенностей работы современных образовательных учреждений по профессиональной педагогической ориентации девушек — подростков и молодежи были выявлены противоречия, послужившие причиной выбора темы диссертационного исследования, направленного на решение проблемы допрофессиональной педагогической подготовки девушек в школе-пансионе в системе дополнительного образования.

Обобщая результаты диссертационного исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1. Проведенный историко-педагогический и теоретический анализ выявил особенности женского, в том числе педагогического образования в России.

Конечным продуктом обучения и воспитания женщин в России являются:

— в российский период — воспитательница и домашняя хозяйка;

— в советский период — активная женщина-труженица;

— в современный период — современная деловая женщина.

Историко-педагогические источники и архивные документы выявляют отсутствие женского педагогического образования до XIII в. Государственной формой допрофессиональной педагогической подготовки девушек можно считать Смольный и Мариинский пансионы. Система среднего, а вслед за ним и высшего специального педагогического образования в России получила государственное оформление и поддержку в середине XIX в.

В годы советской власти с введением совместного обучения, с отменой домашнего образования как законодательной формы воспитательные функции были переданы общественным организациям. Начинающая действовать в 1918 г. сеть внешкольных учреждений предоставляла девушкам возможность получения педагогических и хозяйственно — бытовых навыков через клубнокружковую систему.

Социально-экономические изменения в стране, повлекшие за собой новые требования к качеству образования, активизировали процессы переосмысления исторических отечественных форм образования: гимназии, пансиона — и актуализации невостребованных в советские времена специальностей педагога-воспитателя и гувернера.

2. С начала 90-х годов XX в. в качестве вариативных образовательных форм появляются учреждения пансионного типа, представляющие собой комплексы базового и дополнительного образования. Проведенный сравнительный анализ программ и содержания показал наличие преемственности между дореволюционными и современными пансионами. Сохранилась гуманитарная направленность, элитарность образования, ориентация на развитие способностей учащихся, духовно-нравственное развитие личности воспитанников. Изменился объем получаемой информации, приоритетность дисциплин, формы, методы и средства обучения, направленность допрофессиональной подготовки учащихся, связанной с запросами современного общества.

Бывшие внешкольные учреждения, поменяв статус с досугового па образовательный, на базе бывших кружков и клубов создали школы, студии, пансионы, осуществляющие допрофессиональную педагогическую подготовку.

3. В результате проведенного исследования определена сущность современной модели женского пансиона в системе дополнительного образования детей как формы допрофессиональной педагогической подготовки. Разработанная и реализованная нами модель допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона доказала возможность успешного функционирования данной образовательной формы в системе дополнительного образования.

Компоненты структурной модели активно интегрируют, оставаясь в то же время самостоятельным подсистемами. Целевой компонент, определяющий цель, принципы допрофессиональной педагогической подготовки в ходе реализации образовательной деятельности и разработку программно-методического комплекса, интегрирует в организационносодержательный. Второй компонент представляет внедрение программно-методического комплекса посредством разнообразных формы обучения, характерных для системы дополнительного образования, и в связи с определенными нами условиями. Реализация содержания компонентов подготовки осуществляется поэтапно: диагностический, подготовительный, формирующий. Компоненты допрофессиональной подготовки включают: общеразвивающий цикл, представленный программами эстетического воспитания, культуры быта, гуманитарно-философской подготовкой, воспитанием на народных традицияхпропедевтический, реализующий психолого-педагогическую область знаний и социальное творчествовалеологиче-ский, нацеленный на формирование у воспитанниц физического и психологического здоровья, экологической культуры. Оценочно-результативный компонент модели включает систему критериев (мотивационного, гностического, деятельностного, поведенческого) и уровней (ценностного, ситуативного, формального) готовности воспитанниц к выбору педагогической профессии.

4. Определенные нами условия организации допрофессиональной педагогической подготовки учащихся школы-пансиона домашнего воспитания: педагогическая поддержка в профессионально-личностном самоопределении, актуализация индивидуально-креативной деятельности воспитанниц, использование исторического и этнопедагогического опыта — способствуют успешной реализации представленной в исследовании модели.

Разработанная и апробированная модель допрофессиональной педагогической подготовки учащихся школы-пансиона домашнего воспитания имеет практическую значимость не только для дополнительного образования, но и для других типов образовательных учреждений, где осуществляется допрофес-сиональная педагогическая подготовка.

5. Оценка результатов экспериментальной работы осуществлялась посредством математического анализа. В результате проведенной работы был отмечен рост всех типов показателей. Использование методов математической статистики позволило доказать вероятность того, что позитивные изменения показателей в произошли в результате проведенной нами экспериментальной работы.

Основываясь на общих выводах и конкретных результатах проведенного ^ теоретического исследования и практического эксперимента, мы сделали следующее заключение:

1. Проведенный теоретический анализ выявил актуальность проблемы допрофессиональной педагогической подготовки в учреждениях системы дополнительного образования. Результаты экспериментальной работы подтвердили целесообразность такой подготовки в комплексе, включающем учреждение базового и дополнительного образования, школе-пансионе.

2. Допрофессиональная педагогическая подготовка в условиях школы-пансиона представляет деятельность, направленную на формирование у воспитанниц готовности к выбору педагогической профессии на основе интеграции комплексного воспитания, саморазвития личности и пропедевтической психолого-педагогической подготовки.

3. Структурная модель допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона включает целевой, организационно-содержательный и оценочно-результативный компоненты. Процесс подготовки в модели показан как целостный, подразделяющийся на три этапа: диагпостический, подготовительный и формирующий. В ходе подготовки формируется готовность к выбору педагогической профессии. Сформированность готовности определяется с помощью критериев: мотивационного, гностического, дея-тельностного, поведенческого. Модель обеспечивает целостность и динамич-к ность процесса допрофессиональной педагогической подготовки.

4. Условиями реализации разработанной структурной модели являются: использование исторического и этнопедагогического опыта, организация индивидуально-креативной деятельности воспитанниц, педагогическая поддержка в их профессионально-личностном самоопределении в школе-пансионе. Выявленные и апробированные условия обеспечивают эффективное функционирование как в целом модели, так и ее компонентов, позволяют использовать исторический, этнопедагогический и современный опыт общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования по допрофессиональной педагогической подготовке. * 5. Разработан программно-методический комплекс обеспечения процесса допрофессиональной педагогической подготовки воспитанниц школы-пансиона и составлены методические рекомендации.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.

Вместе с тем, разработанная модель, выявленные и экспериментально проверенные условия ее реализации открывают возможности для продолжения исследования по проблеме допрофессиональной педагогической подготовки подростков. Дальнейшими направлениями могут быть: создание системы профессиональной педагогической подготовки в учреждениях дополнительного образования, разработка модели непрерывного педагогического образования воспитанниц школы-пансиона, реализация региональной программы женского г воспитания и образования, первые шаги в которой сделаны в рамках областной внедренческой площадки, действующей на базе школы-пансиона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.C. Ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся г старших классов общеобразовательных школ к юридической профессии: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Курган: КГУ, 1998. — 160 с.
  2. O.A. О формировании педагогических умений // Советская педагогика, 1972. № 11. — С. 93−103.
  3. O.A. Проблема педагогических умений в теории и практике педагогического образования // Советская педагогика, 1976. № 1. — С. 76−84.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал, 1995. № 5. — С. 19−24.
  5. В.Т. Влияние уровня развития коллективных отношений старшеклассников на их профессионально-педагогическое самоопределение.
  6. Сборник научных трудов. Саратов, 1981. С. 77−89.
  7. В.Е., Влазнев А. И., Комский Д. М. Деятельность учащихся в сфере техники: сущность основных понятий и педагогический аспект. Понятийный аппарат педагогики и образования // Сб. науч. тр. Выпуск 1. Екатеринбург, 1995.-С. 320.
  8. H.A. Понятие личностно-ориентированного обучения // Завуч, 1999.-№ 3.-С. 28−39.
  9. Л.А. Педагогические основы самоопределения школьников на профессию учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Улан-Уде, 2002. — 23 с.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.л. 10 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 336 с.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. -415 с.
  12. З.М. Слово об учителе, в книге: Взрослым о детях. — М.: Молодая гвардия, 1969.— 160 с.
  13. Jl. Юная профессия юных людей // Народное образование, 1993.-№ 9.-С. 81.
  14. И.Г. Педагогический класс: поиски. Проблемы, перспективы // Педагогика, 1994 № 6. — С. 55.
  15. У 15. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: изд-во МГУ, 1990. -3 93 с.
  16. А.Г. Непройденный путь от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии, 1990 № 5. — С. 5−13.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-251 с.
  18. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978.-248 с.
  19. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 250 с.
  20. И.Б. Педагогические условия развития гуманитарных способностей учащихся в учебном процессе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Челябинск: ЧГУ, 1995.-25 с.
  21. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. -М.: Просвещение, 1980.-213 с.
  22. В.В. Педагогические условия подготовки будущего учителя к управлению конфликтом в учебно-воспитательном процессе школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГУ, 1996. — 25 с.
  23. A.M. Педагогические условия совместной деятельности школы и общественности по ориентации учащихся на профессию учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГУ, 1982. — 25 с.
  24. A.B. Психодиагностика способностей к общению. М.: Владос, 1999.- 147 с.
  25. В.Н. формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 18 с.
  26. Беляева J1.A. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии. Понятийный аппарат педагогики и образования // Собрание научных трудов. Выпуск 1. Екатеринбург, 1995. С. 322.
  27. Л.А. Социальные функции воспитателя. Философско-V социальные проблемы воспитания // Сборник научных трудов. Свердловск, 1980.-С. 44−57.
  28. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.-304 с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М: Педагогика, 1989.- 192 с.
  30. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием // Мир образования, 1996. — № 2. — С.31 -36.
  31. Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века. М.: Педагогика, 1998. — 255 с.
  32. А. Авторитет учителя // Воспитание школьников. 1975. 1, 5.- С. 20−25.
  33. А. Записки учительницы // Воспитание школьников. 1975. -№ 5. — С. 28−34.
  34. И.А. Традиции гуманной педагогики в Российском образовании. М., 2000.-40 с.
  35. Н.Д. Профессиональное самоопределение подростков при изучении естественных наук в общеобразовательной школе: Дис.. капд пед. наук. Курган: КГУ, 1998.- 165 с.
  36. A.A. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  37. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  38. K.K. Проблемы развития системы дополнительного образования // Внешкольник, 1995 № 1. — С. 3−8.
  39. И.Б. Развитие профессионально-значимых качеств будущего учителя в контексте формирования ключевых компетенций // Дополнительное образование, 2001 № 3 — С. 52−53.
  40. А.П. Педагогическое проектирование совместной проф-ориентационной деятельности военного института и общеобразовательных учреждений: Дис. канд. пед. наук. — Курган: КГУ, 1998. 160 с.
  41. A.A. Направленность повышения квалификации учителя сельской школы на развитие готовности к осуществлению педагогического содействия профессиональному самоопределению учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Курган: КГУ, 1996. — 160 с.
  42. E.H. История одного детства. Петрозаводск, 1963. -180с.
  43. Н.П. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учащихся педагогических классов средних общеобразовательных школ: Дис.. канд. пед. наук.-Киев, 1989.- 184 с.
  44. Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 1960. — С. 213.
  45. Л.С. Проблемы психологического развития ребенка // Хрестоматия. М.: Просвещение, 1980. — С. 86−97.
  46. М.А. Эволюция понятия «воспитание». Понятийный аппарат педагогики и образования // Сб. науч. тр. Выпуск 1. Екатеринбург, 1995. -С. 46−52.
  47. Г. Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий Вестник МГУ, серия 14. Психология. — 1979. — № 4. — С. 54−63.
  48. П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика. Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982. — С. 267.
  49. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. ВЗ Т. 3. Философия духа. — М.: Мысль, 1977.-471 с.
  50. М.А. Ценностно-нормативное регулирование учебной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка: Автореф. дис. .
  51. V канд. пед. наук. Барнаул, 2003. — 21 с.
  52. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 184 с.
  53. Головей и др. Первичная психологическая профконсультация. -Л.:ЛГУ, 1988.-84 с.
  54. А. Продолжение спора // Семья и школа. 1965. — № 7. — С.20.27.
  55. С.Б. Методы активной профессиональной подготовки обучающихся индустриально-педагогического колледжа. Магнитогорск, 1997. — 25 с.
  56. С.А. Психолого-педагогические проблемы ориентации х. старшеклассников на профессию учителя: Автореф. дис.. кан. пед. наук.1. Новосибирск, 1974.-25 с.
  57. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965 — 258 с.
  58. B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.-50 с.
  59. Н.Н. Теория и технология индивидуально-педагогическо-го развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ижевск, 2002. — 43 с.
  60. В.А. Программное обеспечение учебного процесса в УДОД. Методические рекомендации. — М., 1998. 50 с.
  61. Л.Г. Подросток, характер, проблемы. М., 1993. — 30 с.
  62. Гостев А. Г. Теоретические основы управления развитием муници→ пального лицея как личностно-ориентированной образовательной системы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Барнаул, 1997. — 43 с.
  63. И.А. Подготовка самоопределяющей личности будущего военного летчика на основе пролонгированной профессиональной ориентации: Автореф. дис. канд. пед. наук. Курган: КГУ, 1998. — 24 с.
  64. С.С. Подготовка учащихся к компетентному выбору про-V фессии // Школа и производство. 1995. — № 2. — С. 17−19.
  65. Г. А. О роли принципа отражения в исследовании процесса развития // Вопросы философии. 1979. — № 12. — С. 31−43.
  66. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1978. — 92 с.
  67. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер. Ком. — 1999.-368 с.
  68. И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащегося // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 56−65.
  69. А.М. Математические модели в исследовательских программах обучения // Организация учебно-воспитательного процесса. Програмд мированное обучение. Вып. 2. Новосибирск: изд-во НГУ, 1968. — С. 27−35.
  70. С.Г. Педагогическая профориентация и пути ее осуществления// Советская Педагогика. 1978. — № 9. — С. 7−13.
  71. С. Ф. Ушинский К.Д. М.: Просвещение, 1977. — 143 с.
  72. Н.Ф. Город Курган 1782 1917. — Курган, 1991. — 256 с.
  73. Н.Ф. История Курганской области. Курган, 1996. 461 с.
  74. О.В. Ориентация молодежи на учительскую профессию // Советская педагогика. 1985. — № 6. — С. 46−49.
  75. В.Е. Формирование умений физического самосовершенство> вания у школьников старшего подросткового возраста в УДО: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Челябинск: ЧГУ, 2001. — 23 с.
  76. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 122 с.
  77. М.Ю. Готовность российской молодежи к выбору профессиональной карьеры // Школа и производство. 1999. — № 6. — С. 86−90.
  78. И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений учащихся подросткового возраста (на примере гуманитарных дисциплин): Дне.. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГУ, 1996.- 167 с.
  79. В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания // Советская педагогика. 1984. — № 12. — С. 45−79.
  80. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992.-61 с.
  81. H.H. Профориентация школьников. М.: Просвещение, 1988.269 с.
  82. .В., Холмогорова А. Б., Марус Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. — Т. 10 — № 2. — С. 56−78.
  83. Я.Н. Формирование информативной культуры у студентов ВУЗа: Авореф. дис. канд. пед. наук. Курган: КГУ, 1996. — 20 с.
  84. A.B., Шаламов В. И. Профессиональный интерес: как его понимать // Школа. 1997. — № 3. — С. 23−25.
  85. Зотова J1.M. Особенности регионального женского образования, но второй половипе XIX века по октябрь 1917 года. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киров, 2002. — 23 с.
  86. H.A. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение. 1989.-148 с.
  87. Ю.М. Как управлять собой и влиять па других людей. М.: Знание, 1991.-90 с.
  88. E.H. Не так уж будничны наши будни // Народное образование. 1994.-№ 1.-С. 124−127.
  89. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — 198 с.
  90. История педагогики. История женского образования. М.: Просвещение, 1981.-367 с.
  91. Кабанова-Миллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981.-94 с.
  92. Кабанова-Миллер E.H. Психология формирования умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. — 288 с.
  93. V 95. Каверина Р. Д. Мир профессий. Человек человек. — М.: Знание, 1986.- 172 с.
  94. М.С. Философия культуры. СПб.: Метрополис, 1996.-416 с.
  95. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 928с.
  96. Кан-Калик.А. О профессионально-педагогической подготовке учителя // Советская педагогика. 1976. — № 9. — С. 76−83.
  97. А.Д. Трудовая подготовка учащейся молодежи в условиях рынка // Школа и производство 2000. — № 1. — С. 2−5.
  98. М.А. Технолого-педагогическая подготовка учи геля ино-i . странного языка в педагогическом ВУЗе: Автореф дис.. канд. пед. наук.1. Курган: КГУ, 1998.- 16 с.
  99. В. Учитель и его авторитет // Воспитание школьников. -1972.-№ 4.-С. 25−28.
  100. А.Г. Педагогическая гимназия: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 112 с.
  101. Л. П. Телеева Е.В. Введение в педагогическую профессию. -Шадринск, 1997.-56 с.
  102. В.Н. Развитие адаптивных способностей подростков в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. -Магнитогорск, 2002. № 1. — С. 34−41.
  103. Е.А. Школа. а дальше?. Л.: Лениздат., 1971. — 105 с.
  104. X 106. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Знание, 1990. — 121с.
  105. Ф.Н. Подготовка руководителя к деятельности по разработке и осуществлению программ инновационного развития учащихся начальногопрофессионального образования: Автореф. канд.. пед. наук. Курган: КРУ, 1996.-24 с.
  106. М.С. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя // Советская педагогика. 1978. — № 9. — С. 87−92.
  107. Ковалева J1.E. Микроклимат семьи. М.: Знание, 1979. — 84 с.
  108. Я.Л. Психология общения. М.: Просвещение, 1974.312с.
  109. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984.-209 с.
  110. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 325с.
  111. Конвенция о правах ребенка. М.:3нание, 1992. — 53 с.
  112. М.А. Отечественная гимназия. Исторический оныг и современные проблемы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ижевск, 2003.-43 с.
  113. Л.В. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности // Советская педагогика. 1984. — № 5. — С. 75−79.
  114. О.Е. У истоков женского образования в России // Педагогика. 1993.-№ 2.-С. 88−97.
  115. Э. Строение тела и характер. Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1988. — 260 с.
  116. Н.К. Педагогические сочинения. В 10 T. Т.4 М.: Академия пед. наук РСФСР, 1959.-480 с.
  117. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972. — 252 с.
  118. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. -264 с.
  119. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976.-303 с.
  120. B.C. Формирование организаторских умений у будущих учителей // Советская педагогика. 1975. — № 8. — С. 83−86.
  121. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-н/Дону: Феникс, 2000. — 445 с.
  122. В.П. Формирование умений и навыков умственног о труда у старшеклассников как фактор ориентации на профессию учителя // Сб. науч. тр. -Саратов, 1981. С. 34−37.
  123. Т.И. Познавательные умения у абитуриентов как одна из предпосылок формирования готовности к учительскому труду // Сборник научных трудов. Саратов, 1981. С. 22−33.
  124. Н.В. Формирование педагогических способностей. JI.: ЛГУ, 1961.-51 с.
  125. Е.А. Педагогические условия повышения эффективности подготовки студентов педвузов к работе с пионерами: Дис.. канд. мед. паук. -Курган: КГПИ, 1989. 188 с.
  126. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Знание, 1971.94 с.
  127. А.Н. К теории развития психики ребенка. Избранные сочинения. 4-е изд. М.: МГУ, 1981. — 584 с.
  128. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: МГУ, 1982.182 с.
  129. . И.П. Математическое моделирование в педагогическом исследовании. Пермь, 2003. — 123с.
  130. А.Н. Формирование личности. Психология личности. Гесты.-М.:МГУ, 1982.- 188 с.
  131. Э.И. Акцентированные личности. Киев.: Наукова Дума, 1987.-180 с.
  132. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  133. M.K. Формирование у школьников общеучебных умении и навыков: Учебное пособие. Курган.: КГПИ, 1994. — 82 с.
  134. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Л ГУ, 1977−193 с.
  135. V 138. Лопханова Н. С. Формирование профессиональных ценностных ориентации у студентов университета к профессии учителя: Дис.. каид. пед. наук. Курган: КГУ, 1998. — 167 с.
  136. Ю.М. Женское образование в XVIII начале XIX в. П.: Сибирь, 1994.-75 с.
  137. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Знание, 1976. — 144 с.
  138. М.П. К истории школьного образования в России в XVII в. // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. М., 1983−213 с.
  139. A.M. и др. Начальный этап воспроизводства педагогических кадров. Свердловск, 1981. — 214 с.
  140. A.C. О моем опыте. Сочинения. М., 1951. — 266 с.
  141. A.C. Некоторые выводы из педагогического опыта. В 5 т. -М, 1960.-464 с.
  142. A.C. Сочинения в 7 Т. Т.5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-С. 232−559.
  143. Л.В. Педагогическая технология формирования готовности учащихся старших классов общеобразовательных учреждений к выбору профессии: Дис.. канд. пед. наук. Курган: КГУ, 1998. — 160 с.
  144. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.78 с.
  145. А.К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности // Советская педагогика. 1979. — № 11. — С. 63−71.х 149. Маркова А. К. Матис Г. А. Орлова А. Б. Формирование мотивацииучения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  146. К. Энгельс Ф. О молодежи: Сборник. М.: Молодая гвардия, 1972.-250 с.
  147. H.A. Мышление в процессе обучения. Избранные труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  148. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 224 с.
  149. А.И. Критические периоды детства. М.: Знание, 1986. — 92с.
  150. АЛ. Допрофессиональная подготовка старшеклассников к работе с пионерами как средство педагогической профориентации (па материалах пионерских отделений межшкольного УПК): Дис.. канд. псд. наук. -Курган: КГПИ, 1986. 206 с.
  151. И. Р. Шувалов И.В. Выбор профессии и профессиональный отбор путь в учителя. // Народное образование 1981 — № 9. — С. 81−85.
  152. B.C. Работа общеобразовательной школы по подготовке учащихся к сознательному выбору педагогических профессий // Советская педагогика. 1978. — № 12. — С. 93−97.
  153. A.B. Социализация и воспитание подрастающих поколений. М.: Просвещение, 1990.- 160 с.
  154. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  155. А.Я. Вопросы систематизации категорий педагогики. Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск 1. Екатеринбург, 1995. — С. 23−30.
  156. Р.Т. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия, но психологии. М.: Знание, 1987. — 222 с.
  157. P.C. Психология. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  158. Н.М. У истоков выбора. Курган, 1990. — 27 с.
  159. Некоторые страницы из истории женского образования в России // Дошкольное воспитание. 1996. — № 10. — С. 95−102.
  160. A.B. Социальное воспитание детей и подростков в сфере досуга // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования (педагогический опыт). 2001. — № 4 — С. 9−13.
  161. Новая иллюстративная энциклопедия. М.: Мир книги, 2001. — 20 т.
  162. P.A. Организационно-педагогические условия создания ифункционирования «Открытого центра профессионального образования сельского района»: Дис. канд. пед. наук. Курган: КГПИ, 1996. — 187 с.
  163. H.H. Личность. Акцентуации характера. СПб, 1996 — 70 с.
  164. С.И. Словарь русского языка. М.: Сов. Энциклопедия, 1973.- 846 с.
  165. Г. Личность: проблемы науки или искусства? Психология личности. Тесты. М.: Знание, 1982. — 250 с.
  166. Ориентация школьников на профессию учителя // Советская педагогика. 1978. — № 12. — С. 77−86.
  167. Т. Диагностика эффективности // Директор школы. 1998.3. С. 47−50.
  168. А.К. Профессиональное ориентирование учащихся при специализации обучения // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 136−140.
  169. Основы педагогического мастерства. / Под редакцией Зязюна H.A. -М.: Просвещение, 1988. 303 с.
  170. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961- 1986. М.: Педагогика, 1987. — 210 с.
  171. Л. Гувернерство в России: история // Начальная школа. -2001.-№ 3.-С. 14−17.
  172. Педагогическая энциклопедия. В 4 т. М.: Просвещение, 1966.
  173. Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. Смирнова i С.П. М.: Academa, 2001 .-С. 510.
  174. A.B. Психология межличностных отношений в группах и коллективах // Советская педагогика. 1974. — № 4. — С. 82−87.
  175. С.Ф. Любимая профессия учитель // Советская педагогика. — 1986. — № 6. — С. 46−49.
  176. Ю.С. Профессионально-педагогическая подготовка учащихся школы юного педагога к учебе в педвузе // Сборник научных трудов -Саратов, 1981.-С. 63−76.
  177. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука. 1972. — 248 с.
  178. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 3−4.
  179. И.П. Педагогика. М.: Владос, 2001. — 1 Т.-575 е., II Т.- 256с.
  180. В. Золотой век Екатерины и образование // Педагогика. -1999. № 1.-С. 69−73.
  181. Н.И. Формирование гуманистической направленности личности будущего учителя в условиях ориентации его в ценностях педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед наук. Челябинск, 1999. — 23 с.
  182. Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова А. И. М.: Просвещение, 1990.-302 с.
  183. C.B. Ориентация молодежи на получение высшего педагогического образования // Социологические исследования. -1995. № 9. — С. 141−142.
  184. Н.С. Угадай профессию. Схема анализа профессии // Школьный психолог. 2000. — № 18. — С. 16−19.
  185. Н.С. Соотношение понятий «личное самоопределение» и «профессиональное самоопределение». Понятийный аппарат педагогики и об> разования. // Сборник научных трудов. Выпуск 1. Екатеринбург, 1995. — С.119.123.
  186. Е., Пряжников Н. С. Профессиональный пасьянс. Карточные технологии в профессиональном консультировании // Школьный психолог. 2000. — № 4. — С. 6−7.
  187. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1985. — 447 с.
  188. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. М.: МГУ, 1998." — 157 с.
  189. И.Г. Формирование у учащихся научных понятий. Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск 1. Екатеринбург, 1995. С.- 88−91.
  190. А.И. Развитие женского профессионального образования в истории Санкт-Петербургской школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб, 2000.-25 с.
  191. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 Т. М., 1993.- 608 с.
  192. Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 81−85.
  193. С.Л. Бытие и сознание. М.: Знание, 1959. — 221 с.
  194. С.Л. Понятие характера в психологии и психиатрии// Вести Московского университета. Сер. 14. Психология 1979. — № 2. — С. 52−57.
  195. П. Учитель — дефектолог // Абитуриент. 1998.- № 2. — С. 38 -43.1 202. Рындак В. Г. Методологические основы образования.- Оренбург, 2000.-239с.
  196. В.Г. Образование. Наука. Творчество. Екатеринбург, 2002.352с.
  197. Е.П. Педагогическое наблюдение: Метод, позволяющий дойти до каждого // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 65−72.
  198. А.Д. Общее и педагогическое женское образование в дореволюционной Западной Сибири: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1951.-259с.
  199. У 206. Садвокасова J1.A. Подготовка учителя иностранного языка к реализации личностно-ориентированного обучения учащихся общеобразовательной школы: Автореф. канд. пед. наук. Барнаул, 2003. — 21с.
  200. А.Д. Профессиональная ориентация молодежи М., 1989.271с.
  201. A.C. Профориентация школьников в современных социально-экономических условиях. Педагогические исследования: Гипотезы, проекты, внедрение. Курган, 1999. — С. 48−55.
  202. Ю.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся колледжа физической культуры: Автор, дис.. канд. пед. наук. Чс-лябинск, 2000. — 21 с.
  203. З.Г. Основы педагогических знаний. Программа факультативного курса для учащихся 9 10 кл. — Курган, 1976.-27 с.
  204. З.Г. Педагогические основы ориентации сельских школьников на профессию учителя. Курган, 1976. С. 3 -9.
  205. A.C. Проблемы воспитания женщины в народной педагогике Карачая: Автореф. дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. — 23 с.
  206. Н.Р. Педагогические условия реализации методики активного обучения будущего учителя: Автореф. дис. .канд. пед. наук Оренбург, 2002.- 23 с.
  207. Н.В. Принципы и тенденции развития дополнительного образования в новой парадигме // Вестник дополнительного образования.• Магнитогорск, 2002- № 1. -С. 3−8.
  208. В.А. Педагогика.- М.: Academa, 2002.- 568 с.
  209. Е. Из истории женского среднего образования в России // Педагогика, 2000. № 9. — С. 74.
  210. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  211. A.A. О психологической подготовке к труду. М.: Педагогика, 1987.-Т. 1.-С. 229−240.
  212. A.A. Основные периоды психофизического развития. Изб. псих, труды. М., 1987. Т. 1. С. 180 -185.
  213. М.И. Почему педагогика бездетная // Советская педагогика. 1967.-№ 8.-С. 107−108.
  214. С.И. Формирование гностических основ учебной деятельности будущих учителей // Советская педагогика. 1979. — № 7. — С. 117−120.
  215. В.А. Лучший клад ремесла // Народное образование.- 1996 -№ 1.-С. 50−72.
  216. Т.Т. Социальный педагог: допрофессиональная подготовка учащихся // Школьные технологии. 2000. — № 5. — С. 183 — 188.
  217. Р.И. Формирование педагогических умений у учащихся гуманитарной гимназии. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Курган: КГУ, 1998.21 с.
  218. Р. И. Федосимов Г. М. Формирование педагогических умений у учащихся гуманитарных гимназий: Методические рекомендации. Кур-ган, 1998.-51с.
  219. С.И. Слитно или раздельно? Об образовании мальчиков и девочек. История вопроса// Школьный психолог.-1999. № 20. — С. 2 — 3.
  220. Л.Д. Очерки психологии. М., 1996. — 524 с.
  221. В.А. Слово к преемнику // Семья и школа.- 1968. № 10.-С. 24−27.
  222. В.А. Как воспитать настоящего человека. Минск. Народная света, 1978. — 209 с.
  223. В.А. Сто советов учителю М. Т. 2. Гл. 2. С. 456
  224. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990.-288с.
  225. В.А. Письмо о педагогической этике: Избранные произведения // Нар. Образование. 1970. — № 11 — С. 48−52.
  226. B.C., Потанин М. М. Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1995. — 462 с.
  227. И.Н. Формирование эстетической культуры старшеклассников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2002. — 23 с.
  228. Ш. Г. Локтионова С.Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования. Алматы: Рыльем, 2001.-С. 22−32.
  229. Х.Ш. Становление и развитие профессионального педагогического образования. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2002. -45 с.
  230. В. Смоленская гимназия в прошлом и настоящем // География в школе 1997. — № 6. — С. 62 — 65.
  231. Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2002.-215 с.
  232. В.В. Содержание и структура практики студентов в процессе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Дис.. канд. пед. наук. Курган, КГУ, 1998. — 171 с.
  233. И.А. Психологический анализ поступков учащихся. Молодому учителю: Практическое руководство / Составитель Березняк. Киев, 1988. — 180 с.
  234. Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976. — 96 с.
  235. Учитель. // Мир профессий: Человек человек. М.: Молодая гвардия, 1986.-С. 16−87.
  236. Д.Е. Социально-педагогические условия функционирования системы довузовского образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГУ, 2000. — 23 с.
  237. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  238. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-223 с.
  239. Фридман J1.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  240. Фридман J1.M. Наглядность и моделирование в обучении. М., 1984. -288 с.
  241. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 414 с.
  242. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990. — 576 с.
  243. Хорошилова J1. Воспитание в Московском университете в первой четверти XIX в. // Педагогика. 2000. — № 10. — С.76−78.
  244. Н.В. Женские гимназии в России // Педагогика. -1998.-№ 4.-С. 80−86.
  245. H.A. Азбука быта и поведения. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1988.- 110 с.
  246. Н.К. Категориальное поле органической парадигмы интеграции: персоналистски-педагогический аспект. Понятийный аппарат педагогики и образования. Выпуск 1. Екатеринбург, 1995. С. 69 — 74.
  247. Т.М. Дополнительное образование: диалог о сегодняшнем дне // Вестник дополнительного образования. Магнитогорск, 2002. — С. 11−13.
  248. М.О. От дополнительного образования к профессиональному// Вестник дополнительного образования. Магнитогорск, 2002.- С. 32−35.
  249. В.Н. Этика учителя. Киев, 1973. — 175 с
  250. С.Н., Поляков В. А. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 1993. — № 5. — С. 33−37.
  251. Н.И. Профессиональная ориентация сельских школьников в V условиях рыночных отношений: Дис. .канд. пед. наук. Курган, 1996. — 183 с.
  252. С.М. О сущности человека и целях воспитания. Сб науч. тр. Проблемы человека и его воспитания: философский аспект. Курган, 1993.- С. 7−9.
  253. И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971.250 с.
  254. В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» // Вестник дополнительного образования. Магнитогорск, 2002. -С 78−81.
  255. Л.П. Валеолог учитель здоровья //Педагогическое Зауралье.- 1996. № 2.-С. 11−12.
  256. Н.Б. Исследования творческой одаренности у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. — № 12. — С. 81.
  257. К. Становление культуры мышления студентов в процессе интеграции знаний: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург, 2003. -23 с.
  258. П.Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр. Эксперимент, 1993. — 109 с.
  259. А.И. Профессиональная ориентация. Практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1990. — 280 с.
  260. В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. 2001. — № 4. — С. 79−88.
  261. В.Н. Педагогические кадры школы и совершенствование воспитания учащихся. М.: Педагогика, 1979.-283 с.
  262. И., Яназнина О. Личностно-ориентированный урок: Планирование и технология проведения // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 65−72.
  263. Binet А.Т. L’Etude Experimentale de l’intelligence. Paris.: Schleicher Freres, 1903.~C.230.
  264. Deaux K. Sex and gender // Ann. Rev. Psychol. 1895. — № 36 — P. 49−81.
  265. Eagly A.N. Sex differences in social behavior: Social-role interperation. Hills-dale, NJ: Erlbaum, 1987. P. 183−201.
  266. Eysenk H.J. Revolution dans la theorie et la mesure de l’intelligence // Revue Canadienne de Psycho-Education. 1983. — № 12. — P. 3 — 17.
  267. Jean Paulhac. Les bons eleves. Paris. — 1980. — 176 c.
  268. Robert Lerene. Une ecole des geunes cosmonauts // Les Nouvelles de Moscou. 1992.-№ 12.
  269. Simone de Beauvoir. Memoires d’une jeune fille rangee.- Paris. 1978.45c.ч
Заполнить форму текущей работой