Практическое задание.
Диагностика обучаемости и обученности школьников
Для повышения объективности и точности оценки уровня обученности необходима система специально ориентированных проверочных работ — измерителей. Достаточно детально разработанная и использующая аппарат математической статистики теория педагогического тестирования позволяет создавать такие измерители (тесты), которые отвечают требованиям валидности и надежности. Стандартизированные тесты способны… Читать ещё >
Практическое задание. Диагностика обучаемости и обученности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Оцените возможности тестовой оценки результатов обучения.
Тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Тестовый контроль проводится с помощью нескольких параллельных форм (вариантов) теста, разработанного самим преподавателем или группой преподавателей. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты.
2. Предложите способы и подходы, повышающие объективность оценки уровня обученности.
Подберите аргументы в пользу и против перехода на «безотметочное» обучение в начальной школе. Возможно ли такое обучение в средней школе?
Для повышения объективности и точности оценки уровня обученности необходима система специально ориентированных проверочных работ — измерителей. Достаточно детально разработанная и использующая аппарат математической статистики теория педагогического тестирования позволяет создавать такие измерители (тесты), которые отвечают требованиям валидности и надежности. Стандартизированные тесты способны обеспечить полноту и объективность проверки обученности. С их помощью можно быстро и точно выявить достижение уровня обязательной подготовки учащихся. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. Выборочный метод при конструировании тестовых заданий дает возможность быстрее усваивать все виды явлений, лучше понимать их общие и отличительные качества, легче классифицировать конкретные явления, виды знаний. Таким образом, тестирование, выполняя функцию контроля в ходе диагностирования образовательного процесса, используется одновременно как средство диагностики обученности учащихся. Диагностика рассматривается как точное определение результатов процесса обучения, обученность же — как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Самооценка ученика должна дифференцироваться, т. е. складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребенок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Оценка высших достижений ребенка является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.
К сожалению, педагогический и родительский коллективы еще не готовы к безотметочному обучению в средней школе.