Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования явилась концепция символического интеракционизма, представленная в работах Г. Блумера, Ч. Кули, Дж. Мидаподходы к пониманию социализации, сформулированные в теории социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс). Теоретическую основу исследования составили концептуальные подходы к социализации и воспитанию подростка в процессе социального… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА САМОПРЕЗЕН- 13−86 ТАЦИИ ПОДРОСТКА ВО ВРЕМЕННОМ ЛЕТНЕМ ОБЪЕДИНЕНИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Сущность и основное содержание опыта самопрезентации
    • 2. Особенности формирования опыта самопрезентации у подростков во временном детском объединении
    • 3. Специфика формирования опыта самопрезентации подростка в клубном пространстве
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛО- 87−155 ВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКА ВО ВРЕМЕННОМ ЛЕТНЕМ ОБЪЕДИНЕНИИ
    • 1. Характеристика процесса формирования опыта самопре- 87зентации подростка во временном летнем объединении
  • 2. Методика формирования опыта самопрезентации подрост- 107ка во временном летнем объединении
  • 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развивающиеся в нашей стране рыночная экономика, свободная конкуренция предполагают постоянное предъявление человеком самого себя, своих возможностей, идей, проектов, оперативную ориентацию на рынке рабочей силы, товаров, услуг. Участие в социальных отношениях требует от каждого владения способами самопрезентации, компетентности в оценивании презентации партнеров по взаимодействию. Демократия, как форма общественного управления основана на открытом обсуждении различных социальных проблем, поиске решений на основе диалога, где первостепенное значение приобретают способы преподнесения своего мнения, взглядов. В то же время конкурентный характер взаимодействия в бизнесе и политике открывает простор для манипулирования общественным сознанием, использования недобросовестных приемов воздействия на окружающих. Названные обстоятельства обуславливают необходимость формирования у подрастающего поколения грамотности в сфере самопрезентации.

Специфика развития личности в подростковом возрасте состоит в особой роли процессов самовыражения и самопредъявления. Именно подростки, активно демонстрируют свою индивидуальность, отстаивают уникальность, непохожесть на других, одновременно заявляя о себе как о представителе той или иной группы, общности. В этом процессе подростку достаточно трудно выстроить конструктивное взаимодействие и добиться тем самым желаемого результата. Стихийное приобретение подростком опыта самопрезентации создает опасность усвоения асоциальных форм предъявления себя, закрепления стиля взаимодействия, унижающего человеческое достоинство, способно сформировать отношение к окружающим как к средствам достижения собственного благополучия. С одной стороны, родители и педагоги нередко встречаются с проблемой неадекватной самопрезентации подростков, а с другойв практике образовательных учреждений не уделяется должного внимания формированию у подростков опыта презентации себя окружающим на основе социально-приемлемых норм взаимодействия.

В последние годы в отечественной психологической науке усилилось внимание к изучению различных аспектов самопрезентации: способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта (Е.М. Зимачева) — техники самопрезентации в публичном выступлении (Е.В. Михайлова) — особенности самопрезентации дошкольников с нарушениями речевого развития (К.Е. Панасенко) — тендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентаций (О.А. Пикулева) — самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте (Е.А. Соколова-Бауш) — психологические факторы успешности самопрезентации (В.В. Хороших) и ряд других.

Педагогические исследования самопрезентации на сегодняшний день осуществлены И. Б. Захаровой (социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном процессе), JI.M. Семеновой (формирование готовности к самопрезентации будущих специалистов по связям с общественностью), Е. Ю. Мощанской (формирование умений невербального общения в ситуации иноязычного монологического высказывания).

В рамках концепций «социальной драматургии», «управления впечатлением», «профессионального общения», «педагогического артистизма» обсуждаются вопросы различий в степени выраженности у людей стремления к самопрезентации, оптимальности стратегий и техник управления впечатлением о себе, возможностей обучения предъявлению себя окружающим и т. д. При этом анализ научной, учебной литературы, учебно-методических пособий по теории и методике воспитания показывает, что формированию опыта самопрезентации уделяется незаслуженно мало внимания, а изучению педагогических аспектов самопрезентации на сегодняшний день посвящено лишь несколько диссертационных исследований.

Наиболее общие вопросы воспитания детей и подростков в условиях детского образовательно-оздоровительного центра (пионерского лагеря) исследованы В. П. Бедерхановой, Ю. В. Бураковым, О. С. Газманом, В. П. Ижицким, А. Г. Кирпичником, М. Б. Коваль, М. И. Рожковым и другими. Основу для изучения процесса формирования опыта самопрезентации подростков в детском лагере составляют исследования различных аспектов межличностного взаимодействия во временных летних объединениях: формирования межличностного восприятия как условия совершенствования общения у подростков (А.В. Березина), повышение эффективности межличностного общения и рефлексии у подростков (Ф.А. Сидоришин), реализация воспитательных возможностей общения (А.А. Юриков). Изучение развития коммуникативной сферы личности подростка во временных детских объединениях представлено работами О. В. Заикиной, А. Г. Кирпичника, Р. С. Немова, О. В. Миновской, Е. Б. Наумова, J1.P. Сайфутдиновой, М. И. Скрыпко, О. Б. Скрябиной. В то же время формирование опыта самопрезентации подростка во временных летних объединениях специально не изучалось.

Анализ отечественного опыта социального воспитания во временном детском объединении свидетельствует о наличии практики содействия самопрезентации подростков в ходе лагерных смен — фестивалей детского творчества, сборов представителей детских общественных организаций, в тематических программах (юных инспекторов дорожного движения, юных шахматистов, юных журналистов, воспитанников кадетских корпусов). В то же время данный опыт не в полной мере изучен и обобщен, недостаточно научно обосновано соответствие условий временного летнего объединения для формирования опыта самопрезентации подростка.

Таким образом, можно зафиксировать противоречия между:

• необходимостью целенаправленно формировать опыт самопрезентации у подростка и тем, что в деятельности отечественных образовательных учреждений решению данной задачи уделяется недостаточное внимание;

• разработанностью теоретических основ для изучения процесса формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении и тем, что компоненты, критерии сформированное&trade-, педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка специально не изучались;

• имеющимися воспитательными потенциалами временного летнего объединения и тем, что данные потенциалы недостаточно используются для формирования опыта самопрезентации подростка.

Названные противоречия определили постановку проблемы исследования: при каких педагогических условиях формирование опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении будет успешным?

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении.

Объектом исследования является процесс формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении.

Предметом исследования определены педагогические условия формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении.

На основании анализа теории и практики, современных подходов к воспитанию подростков во временных объединениях, собственного опыта практической деятельности, нами была сформулирована следующая гииотеза: формирование опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении будет успешным, если:

— осуществляется включение подростка в ситуации, стимулирующие произвольность взаимодействия с окружающими;

— обеспечивается принятие участниками смены установленных норм взаимодействия и следование этикету в повседневной жизнедеятельности воспитательной организации;

— содержательной основой педагогически организованной рефлексии является аналогичность ситуаций самопрезентации воспитателя и воспитанника во временном летнем объединении.

Исходя из поставленной цели, выдвинутой гипотезы, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, были определены следующие задачи:

• определить содержание опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении;

• обосновать оптимальность условий временного летнего объединения для формирования опыта самопрезентации подростка;

• охарактеризовать процесс формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении;

• разработать методику формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении.

Методологической основой исследования явилась концепция символического интеракционизма, представленная в работах Г. Блумера, Ч. Кули, Дж. Мидаподходы к пониманию социализации, сформулированные в теории социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий, Т. Парсонс). Теоретическую основу исследования составили концептуальные подходы к социализации и воспитанию подростка в процессе социального взаимодействия и общения (J1.B. Байбородова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Н. И. Сарджвеладзе, Д.И. Фельдштейн), положения общей социально-психологической теории имиджа (Е.Б. Перелыгина), опыт разработки теории и технологии формирования имиджа (Э. Гофман, А. А. Калюжный, JI.M. Кроль, Э.ГТ. Утлик, В.М. Шепель), совокупность идей о специфике социализации и воспитания во временном детском объединении (В.П. Бедерханова, Ю. В. Бураков, А. В. Волохов, J1.B. Ершова, О. С. Газман, В.ГТ. Ижицкий, А. Г. Кирпичник, М. И. Рожков, С. И. Панченко, JI.C. Савинова, И.И. Фришман), совокупность идей о клубе и клубном пространстве.

М.Р. Мирошкина, JI.JI. Новикова, C.JI. Паладьев, В. В. Полукаров, Г. П. Щедровицкий).

Для решения поставленных задач использовались различные методы: анализ философской, социально-психологической, психолого-педагогической литературымоделирование психолого-педагогических процессов и явленийопытно-экспериментальная работаретроспективный анализ и обобщение результатов собственной профессионально-педагогической деятельностивключенное наблюдение и опросные методики: опросник В. М. Русалова, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, опросник личностной ориентации Э. Шострома (в версии А.А. Рукавишникова).

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

Первый этап (1999 — 2000 гг.) реализовывался в ходе работы автора в методическом центре ВДЦ «Орленок» и был связан с выбором темы и ее обоснованием, выявлением состояния исследуемой проблемы в научной литературе, передовом педагогическом опыте. На этом же этапе определялись методологические подходы к решению проблемы, создавалась программа опытно-экспериментальной работы, была выдвинута гипотеза.

Второй этап (2001 — 2005 гг.) связан с разработкой научного аппарата диссертации, проведением опытно-экспериментальной работы по формированию опыта самопрезентации подростка в условиях временного летнего объединенияосуществлялся поиск оптимальных средств, обеспечивающих реализацию разработанной модели.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) завершалась опытно-экспериментальная работа, осуществлялось теоретическое обобщение эмпирических данных, литературное оформление диссертации, подготовка научно-методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования.

Экспериментальная база исследования: детский лагерь «Олимпийский» Всероссийского детского центра «Орленок» (Краснодарский край, Туапсинский район), где с 2001 по 2006 гг. были проведены 29 летних лагерных смен, из них опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ходе четырех смен 2005 — 2006 гг., в рамках которых реализовывалась авторская педагогическая программа «Олимпийские резервы», число детей — участников программы — 1120. Общее количество воспитателей — студентов вузов — 79, постоянных педагогических работников ВДЦ «Орленок» — 17 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в развитии представлений о социальном воспитании подростков во временном летнем объединении:

— обосновано положение об оптимальности условий временного летнего объединения для формирования опыта самопрезентации подростка;

— определены компоненты и критерии сформированное&tradeопыта самопрезентации подростка;

— разработана совокупность идей о «клубном пространстве» как способе организации жизнедеятельности временного летнего объединения, обеспечивающем формирование опыта самопрезентации подростка;

— определены педагогические условия формирования опыта самопрезентации у подростка во временном летнем объединении.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что:

• результаты исследования позволяют создавать программы воспитания во временном летнем объединении, обеспечивающие формирование опыта самопрезентации подростка;

• содержащиеся в исследовании теоретические положения и практические материалы используются при разработке программно-методических документов для подростковых клубных объединений;

• разработанные автором методические рекомендации включены в курсы подготовки воспитателей для работы во временных летних объединениях;

• материалы исследования используются при обучении студентов педагогических специальностей в рамках изучения дисциплин «Теория и методика воспитания», «Технология и методика работы социального педагога», на курсах повышения квалификации для специалистов по работе с молодежью, педагогов дополнительного образования.

Личный вклад автора состоит в уточнении представлений о содержании опыта самопрезентации подростка, в выявлении особенностей и педагогических условий формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении, в разработке программы исследования и организации опытно-экспериментальной работы, определении разработке методики формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении.

Обоснованность и достоверность научных выводов и полученных результатов исследования обеспечивалась непротиворечивыми исходными методологическими и теоретическими положениями, всесторонним анализом проблемы, применением комплекса разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватных изучаемой проблеме, поставленным задачам, цели, гипотезе.

Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода работы. Основные теоретические положения и выводы были изложены автором на научно-практических конференциях Всероссийского детского центра «Орленок» (2001 — 2006) — на научных конференциях «Проблемы морально-нравственного развития личности и общества» (Кемерово 2004), «Гуманизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе» (Кострома 2004), «Педагогика творчества в транзитивном обществе» (Новосибирск 2004) — при реализации Программы курсов повышения квалификации специалистов «Подростково-молодежный клуб по месту жительства. Современная теория и практика» (ВДЦ «Орленок» 2005, 2006) — на заседаниях и методологических семинарах кафедры социальной педагогики Костромского госуниверситета.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Содержание опыта самопрезентации подростка, организуемого в процессе социального воспитания, включает ценностно-ориептационный компонент (аутентичностьориентации на актуализацию аудитории, на социокультурную адекватность, на результативность и эффективность воздействия на аудиторию), нормативно-оценочный компонент (сохранение собственной индивидуальности, осознание смыслов и целей взаимодействия с аудиторией, владение инструментами результативной и эффективной самопрезентации, поддержание с аудиторией обратной связи, совместная выработка правил взаимодействия, толерантность), инструментальный компонент (приемы и способы анализа ситуации, самоопределения в ситуации, конструирования собственных действий, исследования символики принятой, в сообществе, освоения понятного языка взаимодействия).

2. Оптимальность условий временного летнего объединения для формирования опыта самопрезентации подростка связана с наличием у него опыта самопрезентациипотребностями подростка в самовыражении, самооценке, самопредъявленииспецификой организации деятельности временного летнего объединения (кратковременность и интенсивность функционирования, сборность состава, разнообразие форм, видов и способов осуществления деятельности).

3. Для формирования опыта самопрезентации подростка в качестве способа организации жизнедеятельности временного летнего объединения целесообразно использовать «клубное пространство», в котором главная функция — создание условий для самодеятельности участников сообщества, ведущая роль принадлежит объединениям по интересам, структура социальных ролей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождениюпреобладают отношения сотрудничества, реализуются принципы безусловного принятия партнера по взаимодействию.

4. Успешность формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении обусловлена осуществлением включения подростка в ситуации, стимулирующие произвольность взаимодействия с окружающимиобеспечением принятия участниками смены установленных норм взаимодействия и следования этикету в повседневной жизнедеятельности временного объединениявыбором в качестве основного содержания педагогически организованной рефлексии аналогичности ситуаций самопрезентации воспитателя и воспитанника во временном летнем объединении.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы и таблицы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Формирование опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении будет успешным, если:

— осуществляется включение подростка в ситуации, стимулирующие произвольность взаимодействия с окружающими;

— обеспечивается принятие участниками смены установленных норм взаимодействия и следование этикету в повседневной жизнедеятельности воспитательной организации;

— содержательной основой педагогически организованной рефлексии является аналогичность ситуаций самопрезентации воспитателя и воспитанника во временном летнем объединении.

Совокупность ситуаций, инициирующих самопрезентацию подростка, может быть классифицирована следующим образом:

— обстоятельства предъявления подростком себя в соответствие с традиционной логикой лагерной смены;

— ситуации, специально организуемые для создания дополнительных возможностей самопрезентации в рамках клубного пространства;

— обстоятельства, позволяющие участнику смены поэтапно осваивать решение задач самопрезентации;

— ситуации индивидуального, группового анализа и совместной рефлексии подростками практики самопредъявления.

Принятие участниками смены установленных норм взаимодействия и следования этикету воспитательной организации в повседневной жизнедеятельности временного объединения: введение норм межличностного взаимодействияценностно-ориентированное информационное обеспечениерегулирование взаимодействия, деятельности и отношений в соответствие с существующими нормами и ценностями.

Обеспечение аналогичности ситуаций самопрезентации воспитателя и воспитанника во временном летнем объединении как содержательной основы педагогически организованной рефлексии предполагает:

— подготовку педагогов для работы в детском лагере — создание ситуаций самопрезентации юношей и девушек в профессиональной сфере (предварительные пробы в разработке отрядных проектов и выступление с проектом перед коллегами, работа в творческих группах по подготовке и проведению отрядных дел с позиции не только автора-разработчика, но и с позиции человека, презентующего проект);

— включение молодых педагогов в сообщество детского лагеря, в ритм его жизнедеятельности, освоение специфики организации воспитательного процесса — во время участия в инструктивно-методическом сборе детского лагеряособенность программы заключается в организации для педагогов ситуаций самопрезентации, аналогичных ситуациям самопрезентации подростков в условиях смены: (ситуации знакомства, ситуации испытания и оценки, ситуации «поддержки», ситуации представления);

— анализ ситуаций презентации воспитателей аналогичных ситуациям подростков в процессе реализации программы смены, который реализуется на протяжении всей сменыа также фиксация, а при необходимости помощь в проектировании новых ситуаций, определения их сути, характера взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми.

Использование опросника В. М. Русалова позволило констатировать, что у подростков в экспериментальных группах произошло увеличение показателей по шкалам: «социальная эргичность» (уровень потребности в социальных контактах), «социальная пластичность» (степень легкости переключения в процессе общения от одного человека к другому, степень разнообразия программ межличностного взаимодействия), «социальная эмоциональность» (уровень эмоциональной чувствительности во взаимодействии). В контрольных группах по всем трем показателям существенных изменений не произошло. Об эффективности формирования опыта самопрезентации подростков в экспериментальных группах можно судить также по результатам, полученным при помощи теста социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена произошли позитивные изменения в точности предвидения последствий поведения человека в определенной ситуации (субтест 1) — способности к логическому обобщению невербальных реакций человека (субтест 2) — понимании вербальных реакций человека в зависимости от контекста ситуации (субтест 3) — способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях (субтест 4). Применение в рамках программы диагностики Опросника личностной ориентации (ЛИО) Э. Шострома (в версии А.А. Рукавишникова), позволило нам увидеть произошедшие у подростков изменения в уровне принятия норм и ценностей самоактуализирующегося поведения: увеличение показателей по шкале поддержки (стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами) — усиление для подростков субъективной значимости ценностей, присущих самоактуализирующейся личности и степени гибкости в реализации своих ценностей во взаимодействии с окружающимипо шкале ценностных ориентаций, по шкале гибкости поведения, в принятии подростками себя, собственной индивидуальности, своих достоинств, сензитивности к себе, по шкале спонтанности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Самопрезентация представляет собой процесс предъявления окружению человеком собственного образа, непосредственное межличностное взаимодействие, важнейшей особенностью которого является способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по взаимодействию или группа и, соответственно, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

2. Содержание опыта самопрезентации подростка, организуемого в процессе социального воспитания, включает ценностно-ориентационный компонент (аутентичностьориентации на актуализацию аудитории, на социокультурную адекватность, на результативность и эффективность воздействия на аудиторию), нормативно-оценочный компонент (сохранение собственной индивидуальности, осознание смыслов и целей взаимодействия с аудиторией, владение инструментами результативной и эффективной самопрезентации, поддержание с аудиторией обратной связи, совместная выработка правил взаимодействия, толерантность), инструментальный компонент (приемы и способы анализа ситуации, самоопределения в ситуации, конструирования собственных действий, исследования символики принятой, в сообществе, освоения понятного языка взаимодействия).

3. Оптимальность ситуации временного летнего объединения для формирования опыта самопрезентации подростка связана с наличием у него опыта самопрезентациипотребностями подростка в самовыражении, самооценке, самопредъявленииспецификой жизнедеятельности временного летнего объединения (кратковременность и интенсивность функционирования, сборность состава, разнообразие форм, видов и способов осуществления деятельности).

4. Для формирования опыта самопрезентации подростка в качестве способа организации жизнедеятельности временного летнего объединения целесообразно использовать «клубное пространство», в котором:

— главная функция — создание условий для самодеятельности участников сообщества;

— ведущая роль принадлежит объединениям по интересам;

— структура социальных ролей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению;

— преобладают отношения сотрудничества, реализуются принципы безусловного принятия партнера по взаимодействию.

5. Педагогическими условиями формирования опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении являются: включение подростка в ситуации, стимулирующие произвольность взаимодействия с окружающимиобеспечение принятия участниками смены установленных норм взаимодействия и следования этикету воспитательной организации в повседневной жизнедеятельности временного объединенияпедагогически организованная рефлексия на основе аналогичности содержания ситуаций самопрезентации воспитателя и воспитанника.

6. Формирование опыта самопрезентации подростка во временном летнем объединении обусловлено включением подростка в ситуации, стимулирующие произвольность взаимодействия с окружающими: ситуации предъявления подростком себя в соответствие с традиционной логикой лагерной сменыситуации, специально организуемые для создания дополнительных возможностей самопрезентации в рамках клубного пространстваситуации, позволяющие участнику смены поэтапно осваивать решение задач самопрезентацииситуации индивидуального, группового анализа и совместной рефлексии подростками практики самопредъявления.

Принятия участниками смены установленных норм взаимодействия и следования этикету воспитательной организации в повседневной жизнедеятельности временного объединения предполагает: введение норм межличностного взаимодействияценностно-ориентированное информационное обеспечениерегулирование взаимодействия, деятельности и отношений в соответствие с существующими нормами и ценностями.

Аналогичность ситуаций самопрезентации «сезонного воспитателя» и подростка-участника временного объединения обусловлена такими обстоятельствами как: краткосрочность (сезонность) пребыванияпроживание вдали от привычного окружения и семьивысокая интенсивность протекания процессов жизнедеятельностипереплетение деловых и межличностных отношенийвозможность смены ролей в процессе реализации программы сменывозможность создания и реализации собственных идей и проектовситуация оценкинеобходимость выполнения определенных правил, принятых в детском лагереситуация «поддержки" — характеризуется также целенаправленной работой по созданию детского и педагогического отрядови подросток, и педагог являются представителями своей территории и школы или вуза (педагогического отряда).

7. Опытно-экспериментальная работа, ретроспективный анализ и обобщение результатов собственной профессионально-педагогической деятельности, включенное наблюдение и опросные методики (опросник В. М. Русалова, тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, опросник личностной ориентации Э. Шострома, в версии А. А. Рукавишникова позволил зафиксировать взаимосвязь между выявленными педагогическими условиями и эффективностью формирования опыта самопрезентации подростков во временном летнем объединении.

8. Исследование может быть продолжено в следующих направлениях:

— особенности формирования опыта самопрезентации в условиях различных образовательных учреждений;

— профориентационная работа как средство формирования у подростка опыта самопрезентации в деловой сфере;

— формирование опыта самопрезентации у подростков-лидеров общественных организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.П. Социально-психологические факторы формирования коммуникативных свойств личности: Дисс. .канд. психол. наук. -Новосибирск, 2000. 190с.
  2. Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 624с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности //Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности /Отв. ред. Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова. -М., 1989.- 175с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  6. Актуальные проблемы социального воспитания / Под ред. Яркина Т. Ф. Москва — Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. — 168с.
  7. В.А. Самосознание и мотивация деятельности детей на рубеже подросткового и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1984.-с. 103−107.
  8. П.В., Панин А. В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: «Проспект», 1997.-576с.
  9. Г. С., ВерткинИ.М. Как стать еретиком: (Жизненная стратегия творческой личности) /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991.-367с.
  10. Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы, М. 1991.
  11. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.-232с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. -228с. — (Серия «Мастера психологии»).
  13. А. Психологическое тестирование: Книга 1- Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — 320с.
  14. Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
  15. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Аспект-Пресс., 2000. — 288с.
  16. O.K. развитие навыков самопрезентации в юношеском возрасте. Дипломная работа. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт -Петербург, 2004 г.
  17. Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. Л.: ЛГУ, 1982. — 109с.
  18. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус// Новые ценности образования. Под ред. Н. Б. Крыловой. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 183с.
  19. М.Ю., Петровская Л. А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.-с.42−53.
  20. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. -М.: Мысль, 1974. 221с.
  21. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.-104с.
  22. Т.С. Воспитание старшеклассников как субъектов социального творчества. Дисс. канд.пед.наук. -М.: — 1994. 189с.
  23. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сборник научных трудов. / Под ред. Газмана О. С. М., 1989. -150с.
  24. JI.B. Педагогические основы социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Дисс. .д-ра пед. наук. Ярославль, 1994.-431с.
  25. С.В., Журавлев М. И., Савоськина В. И. Отдых и оздоровление детей и подростков. Сборник нормативных документов. М.: Граф-пресс, 2002. -216с.
  26. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984−1985. — М., 1986. — с.80−160.
  27. В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. -М.: Политиздат, 1986. 108с.
  28. В.П. Летний дом: концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар.: 1993. — 61с.
  29. В.П. Личностно-ориентированное воспитание в условиях летнего лагеря // Образование и творчество: Материалы научно-практической конференции. М., 1998. — 1 Юс.
  30. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога: Монография. Краснодар, 2001. — 220с.
  31. Е.П. Человек в изменяющемся мире социально-психологическая перспектива— М.: Прометей, 2005- 319с.
  32. А.С. Основы возрастной педагогики: Уч. пос. для студентов высших пед. учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 192с.
  33. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя М.: Просвещение, 1991 — 176с.
  34. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-304с.
  35. Н.А. О назначении человека. М.: Прогресс, 1993. — 383с.
  36. Н.А. Самопознание: (опыт философской автобиографии) /сост., предисл., подготов. текстов, коммент. и указ. имен А. В. Вадимова. -М.: Книга, 1991.-446с.
  37. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры- Психология человеческой судьбы: Перевод с английского. М.: Прогресс, 1998. — 399с.
  38. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -315с.
  39. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192с.
  40. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.-400с.
  41. БитяноваМ.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001. — 576с.
  42. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т.т., Т. 2.-М.: Педагогика, 1979−400с.
  43. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200с.
  44. Э.В. Педагогическое сопровождение самореализации студента ВУЗа в музыкально-исполнительской деятельности: Дисс. канд пед. наук Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006 — 243с.
  45. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1973. — 134с.
  46. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 389с.
  47. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986.-464с.
  48. Большой философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815с.
  49. Большой энциклопедический словарь 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Российская энциклопедия- СПб.: Наринт, 1999. — 1456с.
  50. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560с.
  51. Б орловская Н.В., РеанА.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-304с.
  52. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография /Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. — 225с.
  53. Ф., Ефрон И.- Спб.: Энциклопедический словаь. 1895. -т.29. с. 426.
  54. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. М.- Воронеж: Ин-т практич. психологии- НПО «Модэк», 1996. -392с.
  55. М. Я и Ты. М: Наука., 1993.- 96с.
  56. С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.
  57. БуйловаЛ.Н. Дополнительное образование в современной школе Буйлова Л. Н., Кленова Н.В.- отв. ред. М. А. Ушакова М.: Сентябрь, 2004−189с.
  58. Ю.В. Система воспитательной деятельности круглогодичного пионерского лагеря (на опыте Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЛКСМ «Орленок»). Дисс.канд.пед.наук. М.: 1980. — 251с.
  59. Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200с.
  60. Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии// Потенциал личности: комплексный подход: Материалы
  61. Всероссийской Internet-конференции / Отв. ред. Е. А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — с. 129−133.
  62. ВачковИ.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999 Виды самопрезентации // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях/ тезисы докладов межвузовской научной конференции СПБ, РГПУ им. А. И. Герцена, 199, с.121−123.
  63. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988. — 168с.
  64. И.Ф. Теорема личности: Дороги и тупики самосозидания. М., 1988.-237с.
  65. Е.Б. Развитие взаимоотношений с миром взрослых как определяющее условие личностного становления подростка: Автореф. дис. .канд. псих. наук. -М., 1991. -26с.
  66. Внешкольные учреждения. Пособие для работников внешкольных учреждений. / Под ред. JI.K. Балясной. Сост. Л. И. Филатов и B.C. Муратова. -М: Просвещение, 1978. 256с.
  67. А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях. Дис. док. пед. наук. — Ярославль, 1999. — 467с.
  68. Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе. Межвузовский сборник научных трудов, — Кострома: КГПИ им. Н. А. Некрасова, 1989.-147с.
  69. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, H.JI. Селиванова- Под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336с.
  70. Воспитательная работа в пионерском лагере: Сб. инстр. и метод матер / Общ. ред. В. В. Лебединского. Горький, 1981. — 114с.
  71. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128с.
  72. .З., ХарькинВ.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.- 112с.
  73. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Проблемы развития психики. /Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983−1987.
  74. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. //Новые ценности образования. Вып.2. М., 1995. с. 103.
  75. О.С. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря «Орленок» / О. С. Газман, В. Ф. Матвеев. М.: Педагогика, 1982. — 96с.
  76. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. //Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М: Инноватор, 1995. с58.
  77. О.С. Самоопределение. //Новые ценности образования. Вып. 1.-М., 1995.-c.113.
  78. О.С., Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. М.: Педагогика, 1982. — 96с.
  79. О.А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: Дис. канд. психол. наук, 2003.
  80. .Я. Формирование взаимоотношений в кратковременном детском коллективе (на материале Всероссийского пионерского лагеря ЦК ВЖСМ «Орленок»). Дисс. .канд. психол. наук. М.: 1976. — 250с.
  81. У. Школы без неудачников Пер. с англ. У. Глассер- [Предисл. В.Я. Пилиповского] М.: Прогресс, 174с.
  82. О.Я. Речевая коммуникация: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям сервиса Москва: ИНФРА-М, 2006 271с.
  83. Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие. Самара: Издательский дом «БАХ-РАХ-М», 2000. — 248с.
  84. Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. С. 188−196.
  85. М.Н. Восприятие причин трудностей общения старшеклассниками: Дис. .канд. пед. наук. -М., 1989. -237с.
  86. Л.П. Общение с собой Начала психологии активности .— М.: Политиздат, 1991.— 319с.
  87. А.П. Проблемы ролевой психотерапии // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — с. 175−203.
  88. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. Санкт Петербург. 1997.
  89. П.С. Философская концепция Эриха Фромма: Послесловие к книге Э. Фромма «Бегство от свободы». М., 1990. — 334с.
  90. Д.А., П.В. Рябов. Великие философы. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005.
  91. Даль В. И Толковый словарь русского языка. Современная версия. -М.: Изд-во Эксмо, 2002. 736с.
  92. Детский психолог. Южное отделение РАО. Ростовский государственный педагогический университет. Центр Эврика — Развитие. Выпуск 8. Ростов-на-Дону: «Тотем», 1995 г, 100с.
  93. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М.: изд. группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993.-336с.
  94. Р. НЛП: навыки эффективной презентации. СПб.: Питер, 2002.
  95. Ф. На стороне подростка.М.: У-Фактория, 2004- 368с.
  96. И.Г. Педагогическое управление временным объединением подростков. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ярославль: ЯГТТУ, 1995.
  97. Т.В. Подросток. М.: Знание, 1976. — 96с.
  98. В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. М., 2000. — 267с.
  99. И.В., Данилова Е. Е., Прихожан A.M. Психология-.М.: Academia 464с.
  100. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. .д-ра. пед. наук. -М., 1983.-46с.
  101. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
  102. Г. В. Основы социального воспитания подростка в деятельности временных детских объединений: Дисс. канд. пед. наук. -1999.- 137с.
  103. Ершова J1.В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении. Дисс. канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ, 1995. — 183с.
  104. А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Дис.. канд. психол. наук. М., 2001 -199с.
  105. И.Ю. Педагогическая коррекция межличностного общения старшеклассников как средство их профессионального самоопределения в сфере «человек-человек»: Дис. .канд. пед. наук. М., 1997.- 189с.
  106. О.В. Педагогические условия реализации коммуникативного потенциала подростков во временном детском объединении: Дисс. канд. пед. наук Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004.- 165с.
  107. И.Б. Социально-педагогическое ориентирование личности студента на успешную самопрезентацию в образовательном пространстве. Дис. .канд.пед.наук. Красноярск, 2003. — 199с.
  108. Н.Д. Нравственное самоопределение личности. М.: Знание, 1983.-382с.
  109. И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1990. 143с.
  110. Е.И. Эффективное общение и конфликты. СПб. — Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. — 69с.
  111. Н.В., Фролова Т. В. Педагогический смысл помощи и поддержки. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под ред. чл.-корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ «Инноватор», 1996 г. с. 32.
  112. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений.- М.: Политиздат, 1988. 319с.
  113. С.В. Соотношение профессионального и личностного самоопределения в подростковом и юношеском возрасте: Дис. .канд. псих, наук.-СПб, 1998.- 184с.
  114. А.А. Психология формирования имиджа учителя. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 222с.
  115. М.Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Омск, 2000.- 19с., с. 11.
  116. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности.- Основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1983. — 85с.
  117. Е.М. Поликультурная среда клуба как средство социального воспитания старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук-Кострома, 2004−195с
  118. А.Г., ИжицкийВ.П. Летние объединения старшеклассников. М.: Знание, 1984. — 80с.
  119. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996.- 190с.
  120. Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991. — 172с.
  121. Е.Н., КурдюмовС.П. Интуиция как самодостраивание. //Вопросы философии. 1994. — № 2. — с. 113−119.
  122. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 143с.
  123. М.А. Подготовка старшеклассников к социальной самозащите: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 1995. — 152с.
  124. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. 2-е изд., доп. -Минск: ТетраСистемс, 2000. — 432с.
  125. Я.А., ЛоккД., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. -М.:Просвещение. 1987.-413с.
  126. Т.Н. Зависимость социального поведения детей в группе сверстников от воздействия взрослого: Автореф дис. .канд. пед. наук.-М., 1979.- 16с.
  127. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. -335с.
  128. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367с.
  129. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255с.
  130. И.Р. Педагогические условия подготовки старшеклассников к преодолению сложных жизненных ситуаций Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02/ Костром, гос. ун-т им. Н. А. Некрасова.-Кострома, 2003.- 24с.
  131. Г. Б. Педагогика: теория и история М.: Изд-во УРАО, 2003.-184с.
  132. Е.А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 1999. -168с.
  133. Е.И. Американская социологическая мысль Тексты: Перевод. Сост. Е. И. Кравченко- Под ред. В. И. Добренькова М.: Изд-во МГУ, 1994.-495с.
  134. Краткая философская энциклопедия /Редкол.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 1994.- 576с.
  135. Краткий психологический словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494с.
  136. КругловБ.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника // психологические особенности формирования личности школьника. М., 1983. С. 4 -15.
  137. В.А., Лунин B.C. Психология подростка. М., 1965. -316с.
  138. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. — 265с.
  139. И.Н. К анализу понятия «самоутверждение личности» // Свобода и ее содержание. Волгоград, 1972. — 274с.
  140. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Кули Чарльз Хортон- Пер. с англ. яз. Смирновой Н. М. и Зотова О. А. М.: Идея-Пресс, 2001 -327с.
  141. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. — 544с.
  142. .В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской области.- Кострома: Изд-во КГУ, 2001.- 65с.
  143. .В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография / Б. В. Куприянов, О. В. Миновская / Под ред. И. И. Фришман. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. — 152с.
  144. .В., ДынинаС.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2001. — № 2, — с. 101 -105.
  145. , Б.В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъективности во взаимодействии: Моногр.- Кострома: КГУ, 2003.- 150с.
  146. З.И. Ситуационно-ролевая игра как средство регуляции поведения старшеклассников // Педагогика и психология игры. -Новосибирск, 1985. с. 71−79.
  147. ЛанцбергВ., КордонскийМ. Технология группы (сокращенный вариант)// Сельская школа со всех сторон .- 2001 № 20. -12с.
  148. Д.Ю. Формирование опыта построения жизненных перспектив старшеклассников в деятельности временного объединения: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2001. — 192с.
  149. ЛевановаЕ.А. «Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком». Методическое пособие. М., 2002. — 224с.
  150. В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. -М&bdquo- 1991.-256с.
  151. Н. Д. «Теория ролей» в психологии // Вопросы психологии. 1969. — № 6. — с. 150−158.
  152. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1979, № 1. с.121−132.
  153. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х тт. М.: Педагогика, 1983. — 320с.
  154. Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы / Сост. A.M. Панов. М.: НИИ семьи, 1998. — 144с.
  155. ЛехинИ.В., Петров Ф. Н. Словарь иностранных слов в русском языке. М.: ЮНВЕС, 1995.
  156. Линчевский Э. Э Психологические аспекты взаимопонимания (Прогнозирование в процессе общения). Л.: Знание, 1982. — 36с.
  157. .Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии. М., 1981, — 280с.
  158. ЛосскийН.О. История русской философии. М.: Высш. школа, 1991.-559с.
  159. ЛутошкинА.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1998. — 128с.
  160. Лучшие психологические тесты / Под ред. А. Ф. Кудряшова. -Петрозаводск: Петроком, 1992.-318с.
  161. Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2000.
  162. О.В. Оптимизация воспитательного процесса в детском оздоровительном центре: Дисс. .канд. пед. наук. Кострома, 2002. -199с.
  163. А.С. Методика организации воспитательного процесса / Соч. в 8-ми т. М.: Педагогика, 1984. — Т.1. — С.267−329.
  164. Р.А. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности. Дисс. .канд. психол. наук. -Л., 1981.-191с.
  165. В.А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру. -М., 1986. 64с.
  166. Л.В. Словарь по социальной педагогике.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 368с.
  167. МаслоуА. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. -М&bdquo- 1982.- 116с.
  168. Т.А. Самопознание и педагогическая поддержка. //Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Под. ред. чл.корр. РАО О. С. Газмана. /Материалы всероссийской конференции. М., УВЦ «Инноватор», 1996 г.-с.41.
  169. О.В. Ситуационно-ролевая игра как средство педагогического регулирования социальных ожиданий подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Костром, гос. ун-т им. Н. А. Некрасова.- Кострома, 2002.- 18с.
  170. МиронецО.Г. Педагогические условия эффективности процесса профессиональной подготовки организаторов детского и юношеского движения. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ижевск: УдГУ, 1996.
  171. JI.M. Психология развития конкурентоспособной личности. 2-е изд., стер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. -400с.
  172. JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений. -Педагогика и психология М.: Академия, 2004 318с.
  173. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: руководство по использованию. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1996. — 56 с.
  174. Н.М., ЮсфинС.М. Педагогика поддержки. Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. — 208с.
  175. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. 120с.
  176. Т.В. Процессы социализации, адаптации и дезадаптации личности: Учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — с.6−68.
  177. Ч.У. Основания теории знаков. — // Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова.- М.: Радуга, 1983.- с.37−89.
  178. А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. М., 1990. — 191с.
  179. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М.: Знание, 1983.-96с.
  180. А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. — М: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.
  181. А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. М., 1979. — 296с.
  182. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200с.
  183. B.C. Возрастная психология: Учеб.пособие. М.: Новая школа, 1998.-420с.
  184. МясищевВ.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356с.
  185. МясищевВ.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. // Доклады на совещании по вопросам психологии (Сокращенные тексты). М., 1956. — с. 10−14.
  186. Р.С. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива / Р. С. Немов, А. Г. Кирпичник. М.: Педагогика, 1988.- 144с.
  187. Г. П., СафинВ.Ф. Педагогические проблемы самоопределения личности // Советская педагогика. 1993. -№ 4. — с.78−81.
  188. Л.И. Педагогика детского коллектива (Вопросы теории). М.: Педагогика, 1989. — 280с.
  189. Новые ценности образования: тезаурус / Под ред. Н. Б. Крыловой. -М: «Инноватор», 1995. 143с.
  190. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — с.86−89.
  191. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. -4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1997. — 944с.
  192. Олпорт, Гордон Становление личности: Избр. тр. Гордон Олпорт- Пер. с англ. J1.B. Трубицыной и Д. А. Леонтьева.- Под общ. ред. Д. А. Леонтьева М.: Смысл, 2002- 461с.
  193. В.Н. Руководитель: управление общением на 100%: практическое руководство -М.: Психотерапия, 2006 236с.
  194. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993.
  195. А.П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для студентов вузов. Педагогика и психология А. П. Панфилова Москва: Академия, 2006. -335с.
  196. С.И. Профессиограмма педагога-организатора ВДЦ «Орленок». ВДЦ: ИИО, 1997. — 64с.
  197. С.И. Теоретические основы профессиональной подготовки отрядных вожатых пионерских лагерей круглогодичного действия. Дисс. канд. пед. наук. -М.: ВКШ, 1989. 320с.
  198. Д.Р. Люди сделают так, как захотите вы. Пер с англ. С. Мурина. -М.: Изд-во «Новости», 1993. — 160с.
  199. Парсонс Т. О структуре социального действия (под общ.ред. Чесноковой В. Ф., Белановского С.А.).- М.: Академический проект, 2002 -880с.
  200. .Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971. -351с.
  201. Н. А. Формирование опыта нравственного поведения воспитанников кадетского корпуса: Дис. канд. пед. наук. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2006 — 219с.
  202. Педагогика наших дней. / Сост. В. П. Бедерханова. Краснодар, 1989.-416с.
  203. Педагогика учреждения дополнительного образования детей" Авторы-составители: Буйлова JI.H., Каргина З. А. http://studv.crsdod.ru/lections/pudod/index.htm
  204. Педагогический словарь. В 2-х тт. / Гл. редакция: И. А. Каиров, П. К. Гончаров и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — с.464.
  205. Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002. — 223с.
  206. Ф.С. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз- Под ред. Д.Н. Хломова- Пер. с англ. Н. Б. Кедровой, А. Н. Кострикова. М.: Смысл, 2000−358с.
  207. Е.А. Знаки общения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  208. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  209. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1996. — 512 с.
  210. . Избранные психологические труды.— М.: Просвещение, 1969 177с.
  211. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кьо, 1993.
  212. И.Е. Формирование готовности будущих учителей к инновационной деятельности: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2000. -135с.
  213. К.К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. 256с.
  214. А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личностибудущего учителя во внеаудиторной деятельности. Дис. канд. пед. наук. -Кострома, 1999.-228с.
  215. В.В. Теория и практика организации клубной деятельности учащихся. Дис. .доктора пед. наук. Москва 1994. — 370с.
  216. С.Д. «Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996, 159с.
  217. Понятие самопрезентации в социальной психологии // Ананьевские чтения 97/Тезисы научно-практической конференции — СПб, 1997 — с.47−49.
  218. М.М., ВульфовБ.З. Педагогические ситуации. М., 1983.- 144с.
  219. И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: Дис.. канд. пед. наук: Кострома: КГУ, 2001. -235с.
  220. А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. 2-у изд., испр. и допол. — М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2002. -192с.
  221. Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 152с.
  222. ПосталюкН.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992. 106 е., С. 93.
  223. Психология подростка. Учебник / Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана. СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 480с.
  224. Психология самопрезентации личности в целях достижения успеха/Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общественной практике. СПб, РГПУ им. А. И. Герцена, 200, с. 13−22.
  225. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1987.-236с.
  226. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат. — 1990. — 494с.
  227. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб: Питер, 1999.
  228. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Диссканд. пед. наук. Ярославль — 1994. — 186с.
  229. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  230. К. Эмпатия. Психология эмоций: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1993. -с.248−250.
  231. М.И. Воспитание учащихся: теория и методика / М. И. Рожков, JT.B. Байбородова. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — 282с.
  232. М.И. Концепция социального закаливания детей // Современные концепции воспитания: Материалы конференции. Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. — с. 90−94.
  233. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся. // Ярославский педагогический вестник. 1994. — № 1. — с.16−18.
  234. М.И. Теоретические основы воспитательного процесса. -Ярославль, 1999.- 117с.
  235. М.И. Формирование рефлексивной позиции как фактор социального воспитания // Личность и общество: Актуальные проблемы современной психологии: Материалы Всероссийского симпозиума / Сост.
  236. T.JI. Крюкова, В. А. Соловьева, AJI. Уманский. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. — 136с.
  237. В.М. Личность и ее изучение М.: УРСС, 2004.-229с.
  238. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Глав. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672с.
  239. Ю. В. Педагогические условия ресоциализации подростков в загородных детских оздоровительных центрах: Дисс. канд. пед. наук Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004- 179с.
  240. С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — 370с.
  241. А.А. Факторный личностный опросник Р. Кеттела: Методическое руководство / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. СПб., 1998.
  242. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: Дис. д-ра психол. наук Н. Новгород, 1995. 351с.
  243. А.И. Педагогические условия формирования воспитывающей среды во временном детском объединении: Дисс. .канд. пед. наук. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 1999. — 201с.
  244. Савинова Л. С. Формирование социального опыта подростков в педагогической системе Всероссийского детского центра «Орленок»: Дис. канд. пед. наук.-Ярославль, 1999 196с.
  245. Сайфутдинова Л. Р Формирование коммуникативной культуры подростков в условиях временного детского объединения: Дисс. .канд. пед. наук. Кострома, 2001. — 156с.
  246. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 204с.
  247. В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии, 1982, № 1. с.69−75.
  248. Г. К. Личностный подход. // Школьные технологии. № 6. — 1999. — с.107−131.
  249. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. -М.: Народное образование, 2002. 176с.
  250. В.Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественно-научного анализа. JI.: ЛГУ, 1980. — 216с.
  251. Е.В. Мотивационный тренинг: практическое рук. Санкт-Петербург: Речь, 2006 233с.
  252. М.И. Развитие коммуникативных способностей подростков в условиях личностно ориентированного тренинга: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Рос. гос. проф.-пед. ун-т Челябинск, 2002 21с.
  253. О.Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников: Дисс. .канд. пед. наук. Кострома, 2000. — 161с.
  254. В.А., ПодымоваЛ.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Магистр», 1997. — 224с.
  255. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина и проф. Ф. Н. Петрова. -М.: Ювенс, 1995.
  256. Н. Социология: Пер. с англ.- М.: Феникс, 1994. 275с.
  257. Д. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни Пер. с англ. С. Кастальского, Н. Рудницкой- В. Гальдяев. М.: АСТ-пресс, 1998−286с.
  258. Совместная деятельность: методология, теория, практика. М.: Наука, 1988.-228с.
  259. Соколова-Бауш Е. А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте: Дис. канд. психол. наук, 1999.
  260. С.Н. Педагогические условия использования символики в воспитании патриотических чувств учащихся кадетского корпуса: Дисс. канд. пед. наук.- Кострома, 2002.- 184с.
  261. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. —471с.
  262. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О.В. Миновская- Под ред. А. В. Мудрика. М., 2004. — 240с.
  263. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Просвещение, 1972. — 303с.
  264. Ю. Н. Летний лагерь: слагаемые системы деятельности: Проблемы школьного воспитания. Н. Новгород: Департамент образования Нижегородской области, 2000. — № 2. — с. 11 -21.
  265. С.В. и др. Педагогика школьных каникул: Методическое пособие. М.: Академический Проект, 2003. — 176с.
  266. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства. Дисс. .канд. пед. наук. -Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1995. 182с.
  267. А.И., Тимонина Л. И. Социальное воспитание детей и подростков: опыт деятельности загородных детских центров / Под ред. А. В. Волохова. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003.-96с.
  268. Е.В. Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192с.
  269. Толстых Н. Н Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984, № 3.
  270. К.Н. Социально-педагогические особенности детского временного объединения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -М., 1983. -21с.
  271. Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе. М.: АПН СССР, 1991. — 46с.
  272. . Б.Е. Педагогика клубной работы, М.: Сов. Россия, 1984.- 149с.
  273. А.Н. Школа самоопределения. //Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М: Инноватор, 1995. с.75
  274. Д.Н. Теория установки. / Под редакцией Ш. А. Надирашвили, В. К. Цаава. М.: ИПП, Воронеж: НПО «Модэк», 1997 -448с.
  275. A.JI. Гуманистически деятельностный подход и образование педагога-профессионала // Психотехнологии в образовательном процессе: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Часть 2. Кострома, 1999. — с.59−60.
  276. Э.П. Практическая психология имиджа. Вестник университета. Серия Социология и управление персоналом. М.: Государственный университет управления. — 1999. — № 1. — С.5−17.
  277. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. M.-J1.: Изд-во пед. наук РСФСР, 1950. — Т.1. -с.495−497.
  278. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 192с.
  279. Философия самоопределения / Под ред. В. А. Андрусенко, Б. Е. Емельянова, К. Н. Мобутина и др. Оренбург. — 1996. — 65с.
  280. Философский словарь. / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М., 1987.-590с.
  281. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840с.
  282. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — 415с.
  283. ХарашА.У. Личность в общении. // Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987.-с.30−41.
  284. Ст. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. СПб., 1913.-190с.
  285. В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации: Дис. канд. психол. Наук, 2001.
  286. Е.А. Организационно-педагогические условия интегративности педагогов-субъектов воспитательного процесса детского оздоровительного центра: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 198с.
  287. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.
  288. ЧепурныхЕ.Е. Социальная защита детства в сфере образования: Монография. Ярославль: ООО «Медиум-пресс», 2001. — 252с.
  289. А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива. Автореф. дисс. д-ра псих. наук. -М., 1980.
  290. О.Н. Формирование ценностных ориентаций у подростков в условиях загородного детского центра: Дис. .канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 224с.
  291. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  292. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-303с.
  293. И.С. Вариативность самопрезентации личности в Интернет-общении. Дис. канд. психол. Наук, 2002.
  294. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
  295. В.М. Поиск новой парадигмы воспитания. //Сов. педагогика. 1991. — № 7. — с.53−58.
  296. Т. Социальная психология: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969.- 535с.
  297. ШихиревП.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов П. Н. Шихирев Екатеринбург: Деловая кн. М: Ин-т психологии РАН, 2000−447с.
  298. . Межличностные процессы, включающие регуляцию и контроль впечатления // Реферативный журнал, 1994, номер 12, (Обзор по проблеме самопрезентации.) http://18 161.book.list.gorodl3.od.ua/.
  299. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 239с.
  300. Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор Пер. с англ. Эверетт Шостром- Предисл. J1.A. Карпенко, А. В. Петровского. Минск М.: ТПЦ «Полифакт»: Моск. изд. группа, 1992. 127с.
  301. Э. Основные идеальные типы индивидуальности //Психология личности: Тексты. М., 1982. — с.55−59.
  302. В. Дифференциальная психология и ее методические основы Пер. с нем. В. Штерн- [Послесл. А. В. Брушлинского и др М.: Наука, 1998.] 335с.
  303. Г. П. Игра и детское общество. // Дошкольное воспитание. 1964. № 11. — с. 74−77.
  304. ЩепаньскийЯ. Элементарные понятия социологии: Пер. с польск. Новосибирск: Наука, 1967−247с.
  305. Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (на материалах Центра дополнительного образования). Дисс. канд пед. наук. Ростов н/Д: РГПУ, 1997.
  306. О.С. Формирование готовности подростков к социальному самоопределению: Автореф. дис. канд. пед. наук. Костром, гос. ун-т им. Н. А. Некрасова.- 2004.- 24с.
  307. А. Кого хочет женщина? = The art of erotic seduction: практ. пособие по эротическому соблазнению: пер. с англ. Альберт Эллис, Роджер Конвей. The art of erotic seduction M.: Центрполиграф, 2004. 173c.
  308. ЭльконинД.Б. К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии, № 4, 1971. с. 15−16.
  309. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис: учеб. Пособие Э. Эриксон- общ. ред. и предисл. А.В. Толстых- пер. с англ. Андреева А. Д. и др. -М.: Флинта, 2006.
  310. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.-192с.
  311. С.М. Ребенок и педагог в договорном пространстве // На стороне подростка. 2001. — № 4. — с. 4−5.
  312. В.А. и др. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. — 264с.
  313. В.А. Социальный тип личности // М.: Коммунист. 1988. -№ 10. -с.96−104.
  314. Baumeister Roy. F Self-esteem The puzzle of low self-regard (Роль регулирования самооценки в развитии личности) New York- London: Plenum press, Cop. 1993 -265c.
  315. Bugental James Frederick Thomas. The Profession of psychology Ed. by Wilse B. Webb (Значение психологической профессии в жизни общества). New York: Holt, Rinehart a. Winston, Cop. 1962. — 291S.
  316. Gottschaldt, К, ред. Bd. 1. Общ. 4acTb. llgemeine Psychologie. 1. Der Aufbau des Erkennens. 2. Halbband: Lernen und Denken / Bd. 1 Unter Mitarb. von R. Bergius et al.- Hrsg. von R. Bergius Gottingen: Verl. fur Psychologie (Hogrefe), Cop. 1959.
Заполнить форму текущей работой