Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование исследовательской компетентности у будущих менеджеров в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение и обобщение педагогического опыта реализации в учебном процессе педагогических методов и средств обучения (деловые игры, портфолио, метод проектов) при подготовке к профессиональной деятельности менеджеров в вузе позволило дать характеристику каждому методу, во-первых, с точки зрения соответствия исследовательскому принципу и принципу «принятия решений», во-вторых, с точки зрения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследовательская компетентность будущих менеджеров 13 как теоретическая проблема
    • 1. 1. Исследовательская составляющая профессиональной деятельности менеджера
    • 1. 2. Модель исследовательской компетентности менеджера
    • 1. 3. Теоретические аспекты формирования исследовательской компетентности менеджера в вузе
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опыт формирования исследовательской компетентности в процессе подготовки к профессиональной деятельности менеджеров в вузе
    • 2. 1. Анализ состояния профессиональной подготовки менеджера в вузе
    • 2. 2. Методы формирования исследовательской компетентности менеджера
    • 2. 3. Результаты формирования исследовательской компетентности менеджера в вузе
  • Выводы по второй главе

Формирование исследовательской компетентности у будущих менеджеров в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. XXI век характеризуется всё возрастающей динамикой развития и трансформации общества. Эти изменения охватывают все аспекты общественных отношений: от культуры и нравственности до политики и экономики. Традиционные категории государственной, власти — территория, природные ресурсы, вооруженные силы — уступают свои позиции конкурентной экономике, эффективному управлению, активной дипломатии и моральному авторитету, привлекательному международному имиджу нации, а также качеству ее человеческого потенциала [112, с.32].

В недалеком будущем, по мнению многих зарубежных наблюдателей, бизнес-среда будет характеризоваться высокой скоростью технологических и общественных изменений. Продолжится переход к инновационной экономике, требующей работников с высоким уровнем профессиональной подготовки. На фоне усиления глобальной конкуренции будет расти разнообразие межгосударственных и межкультурных связей. Эти тенденции, несомненно, создают сложную ситуацию на рынке труда в том, что касается поиска наиболее нужных и знающих работников. Расширяется круг новых управленческих подходов, уже найденных и только еще апробируемых в различных отраслях народного хозяйства.

Бизнес предъявляет строгие требования к высшему профессиональному образованию, которое обеспечивает подготовку высококвалифицированных управленческих кадров, соответствующих новым требованиям рынка. Знания, которые требуются от современного эффективного управленца, приобретают практико-ориентированный характер. Фактор знаний является основным фактором «новой» экономики, и его носитель — человеческий капитал [146, с.43]. Происходит переход от простого менеджера к менеджеруисследователю.

Система образования всегда отражает те изменения, которые происходят в обществе, она призвана удовлетворять его запросы и нацелена на формирование личности с глобальным мышлением, развитой в интеллектуальном, культурном, психологическом и социальном аспектах. Специалисты системы образования занимаются поиском эффективных подходов к организации профессиональной подготовки менеджеров в высших учебных заведениях. Однако современное состояние проблемы подготовки менеджеров характеризуется как развивающееся [80, с. 11].

Развитие высшего профессионального образования в рамках развертывания в России «болонских» реформ предполагает применение компетентностного подхода к разработке государственных образовательных стандартов 3-го поколения. При отходе от идеи компетентностного подхода структура образовательной системы России не способна решить проблему неконкурентоспособности многих российских вузов и их выпускников на рынке труда [45, с.63].

В таких условиях подготовка профессиональных менеджеров должна двигаться в сторону большей динамичности, гибкости и удаленности от шаблонов. Наиболее востребованными становятся специалисты, которые не только хорошо владеют своей специальностью, но и способны быстро адаптироваться и осваивать новые знания и навыки. Одним из шагов в этом направлении, на наш взгляд, является формирование у будущих менеджеров исследовательской компетентности.

Менеджер должен активно и независимо мыслить, творчески решать различные управленческие задачи, искать варианты решений в новых ситуациях. В этом случае он сможет организовать функционирование доверенного ему или им созданного объекта управления на высоком уровне, отвечающем современным требованиям.

Исследовательская компетентность будущего специалиста сегодня оценивается в качестве принципиального явления в подготовке менеджеров к профессиональной деятельности. Данная дефиниция рассматривается в работах будущих менеджеров в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в вузе.

Объект исследования — процесс подготовки менеджеров в вузе к профессиональной деятельности.

Предметом исследования является формирование исследовательской компетентности у будущих менеджеров в процессе их подготовки к профессиональной деятельности в вузе.

В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой формирование исследовательской компетентности будущих менеджеров будет эффективным, если:

— исследовательская компетентность будет выступать одним из элементом профессиональной подготовки менеджеров и будет включать в себя способы деятельности, направленные на разрешение проблемы, в любой ситуациина творческий подход к принятию решений в нестандартных условияхна получение информации, которая необходима для решения новых задач, создания, аккумуляции и оптимизации организационного знания с использованием широкого спектра методов;

— модель исследовательской компетентности будущего менеджера будет разработана с учетом тенденций развития высшего профессионального образования, в которой на основе системного подхода в форме кластера будут представлены составляющие исследовательской компетентности: «системность», «превентивность», «инновативность», «прогностичность», «ментальность»;

— в процессе обучения в контексте компетентностного подхода будет использоваться комплекс методов (метод проектов, портфолио, игротехнический метод, исследовательские работы студентов), отвечающий исследовательскому принципу и принципу «принятия решений».

Объект, предмет, гипотеза и цель исследования обусловили следующие задачи исследования:

1. Раскрыть структуру и сущность исследовательской компетентности менеджеров.

2. Разработать модель формирования исследовательской компетентности менеджеров в вузе.

3. Выявить комплекс методов и средств обучения, способствующих формированию исследовательской компетентности менеджеров, и провести их апробацию в опытной работе.

Методологическую основу исследования составляют:

— концептуальные положения философии образования и науки (Б.С. Гершунский, В. В. Краевский, А. И. Ракитов и др.);

— общенаучный системный подход (И.В. Блауберг, B.JI. Семиков, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и др.) — основные концептуальные идеи компетентностного подхода (В.И. Байденко, И. А. Зимняя, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.);

— компетентностный подход к модернизации высшего профессионального образования (И.Г. Галямина, Е. В. Григорьева, Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, В. Д. Шадриков и др.).

Теоретической основой исследования являются:

— теория профессиональной подготовки специалистов в высшей школе (А.А. Андреев, М. А. Белялова, А. А. Золотарев, Н. Г. Каркуленко, А. В. Коржуев, В. А. Попков, С. Д. Смирнов, Т. Н. Шипилова, А. Б. Юрасов и др.);

— теория проблемного обучения (И.Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и др.) — теория исследовательской деятельности (В.И. Загвязинский, А. Н. Поддьяков и др.);

— теория методов обучения (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Г. М. Коджаспирова, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов и др.);

— теория исследовательского метода в обучении (И.Я. Лернер, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин и др.);

— теория менеджмента и образования в области менеджмента (О.С. Виханский, Ю. А. Конаржевский, Э. М. Коротков, А. И. Наумов, П. Друкер, Т. И. Шамова и др.) — психологические аспекты управленческой деятельности (Т.С. Кабаченко, А. В. Карпов, А. В. Морозов и др.);

— результаты исследований в области трудовых компетенций менеджеров (JI. Спенсер, С. Спенсер, С. Уиддет, С. Холлифорд и др.);

— теория профессиональной подготовки менеджеров в высшей школе (О.А. Ершова, М. В. Заворочай, Л. Г. Колесникова, Г. В. Нагорнова и др.).

Цели и задачи работы обусловили выбор следующих методов исследования:

— теоретические: анализ литературы и исследований по проблемам обучения в высшей школе, профессиональной подготовки менеджеров, компетентностного подхода, исследовательской деятельностисравнительно-сопоставительный анализ содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования управленческих специальностей, содержания рабочих программ кафедры управления образованием ЯЛТУ им. Ушинского для общепрофессиональных и специальных дисциплин из стандарта специальности «Менеджмент организации" — анализ опыта применения методов обученияизучение и обобщение педагогического опытамоделирование;

— эмпирические: наблюдениетестирование, опытная работаанализ результатов деятельности.

База исследования: ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». В рамках тестирования для определения уровня исследовательской компетентности было опрошено 140 студентов третьего и пятого курсов ЯГПУ им. К. Д. Ушинского специальности «менеджмент организации». В рамках «самоисследования» для определения отношения студентов к имеющимся у них и необходимым менеджеру компетентностям опрос прошли 198 студентов с первого по пятый курс ЯГПУ им. К. Д. Ушинского специальности «менеджмент организации».

В изучении проблемы профессиональной подготовки менеджеров в вузе также использовался опыт Ярославского филиала ГОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики», ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова».

Организация исследования.

На первом этапе (2004;2005 гг.) проводилось изучение состояния научного знания по проблеме исследования в научной литературе, педагогической и управленческой практике, определялись цели и задачи исследования, проводилась разработка понятийного аппарата исследования. Велось изучение текущего состояния профессиональной подготовки менеджеров в высшей школе.

На втором этапе (2005;2006 гг.) проводилось изучение сущности компетентностного подхода в современной науке, в первую очередь, применительно к подготовке менеджеров. Велась разработка теоретических основ для построения модели исследовательской компетентности будущего менеджера. Выявлялись педагогические условия и комплекс педагогических методов и средств, обеспечивающих формирование исследовательской компетентности менеджера. Велось изучение педагогического опыта, проводилась диагностика уровня исследовательской компетентности студентов 3-го курса.

На третьем этапе (2006;2008 гг.) продолжалось изучение и обобщение педагогического опыта. Осуществлялась опытная работа со студентами (апробирование методов и средств обучения). Проводились анализ, систематизация и теоретическое осмысление собранного материала. Велось изучение результатов учебной деятельности студентов — будущих менеджеров. Проводилась диагностика уровня исследовательской компетентности студентов 5-го курса и сравнение результатов. Формулировались основные выводы исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— компетентностный подход в образовании обогащен за счет раскрытия сущности и состава исследовательской компетентности менеджеров;

— предложена модель компетенций будущего менеджера, которая представляет собой систему, состоящую из трех уровней: общие компетенции (ключевые, универсальные) — ключевые профессиональные компетенции (для менеджера) — специализированные компетенции;

— обосновано включение в состав модели компетенций менеджера исследовательской компетенции. Выявлены ее структура, содержание и показатели;

— предложено определение состава исследовательской компетентности менеджера в форме кластера на основе системного подхода;

— обоснованы принципы, на основании которых определен комплекс методов обучения, направленных на формирование исследовательской компетентности менеджера в вузе.

Практическая значимость исследования.

Разработанная автором модель компетенций менеджера может быть использована при разработке ГОС ВПО нового поколения для подготовки менеджеров в контексте компетентностного подхода. В ходе опытной работы апробирован комплекс методов обучения при формировании исследовательской компетентности. Выявленные педагогические условия, обеспечивающие формирование исследовательской компетентности, могут быть учтены при разработке учебных программ по дисциплинам и выборе методов обучения. Методические пособия, подготовленные в рамках работы над диссертационным исследованием, используются в учебном процессе при подготовке менеджеров на кафедре управления образованием Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского.

Материалы исследования имеют несомненную значимость для практики подготовки к профессиональной деятельности менеджеров в вузе, они могут быть использованы в системе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей.

Личный вклад автора в исследование состоит в анализе и обобщении теоретического материала по проблеме формирования исследовательской компетентности менеджераопределении понятия — исследовательская компетентность менеджераразработке модели исследовательской компетентности будущего менеджераорганизации и проведении опытной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследовательская компетентность менеджера — это совокупность знаний, умений, навыков и освоенных менеджером способов выполнения действий, позволяющая ему быть в позиции исследователя, направленная на разрешение проблемы в любой ситуациина творческий подход к принятию решений в нестандартных условияхна получение информации, которая необходима для решения новых задач, создания, аккумуляции и оптимизации организационного знания с использованием широкого спектра методов как общенаучных, так и конкретно-научных.

2. Модель исследовательской компетентности менеджера представляет собой кластер, составляющие которого дополняют и поступательно расширяют потенциал друг друга. В него входят такие составляющие, как «системность», «инновативность», «превентивность», «прогностичность», «ментальность». Для каждой составляющей могут быть определены следующие компоненты: когнитивный, поведенческий, ценностный.

3. Комплекс методов обучения, соответствующих исследовательскому принципу и принципу «принятия решений», который способствует формированию исследовательской компетентности менеджеров в вузе. Комплекс объединяет такие методы, как метод проектов, портфолио, игротехнический метод, исследовательские работы студентов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась теоретико-методологической обоснованностью исходных теоретических аргументов, соблюдением принципов системного подхода и проведения социолого-педагогических исследований, комплексным использованием разнообразных методов исследования, соответствующих целям и задачам исследования и реализацией компетентностного подхода к организации обучениякорректной организацией опытной работы, ее длительным характером и постоянным мониторингом состояния.

Апробация результатов осуществлялась через выступления и публикации на международных конференциях «Чтения К. Д. Ушинского» (Ярославль, 2005, 2006, 2007) — на всероссийских заочных научно-практических конференциях «Менеджмент в образовании: опыт, перспективы, проблемы» (Ярославль, 2005, 2006) — на III Всероссийской научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (Ярославль, 2007) — в процессе обучения студентов специальности «Менеджмент организации» в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования были опубликованы в 7 статьях и одном методическом пособиисозданные в процессе исследования дидактические материалы используются на кафедре управления образованием ЯГПУ им. К. Д. Ушинского.

Структура диссертации обусловлена задачами и логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы (215 наименований, в том числе 2 — на иностранном языке), приложения. Основной текст диссертации располагается на 164 страницах.

Выводы по второй главе.

Подготовка практической части диссертационного исследования проводилась на основе изучения текущего состояния подготовки к профессиональной деятельности менеджеров в вузе, проведения опытной работы со студентами различных форм обучения, изучения и анализа результатов опытной работы.

Анализ рабочих программ и методических пособий с точки зрения потенциала для формирования исследовательской компетентности показал, что отсутствует единый подход к составлению рабочих программ, в частности к структуре и содержанию организационно-методических разделов, наблюдается несогласованность в содержании программ в части дублирования или противоречивой трактовки отдельных моментовотсутствует системный подход в представлении отдельных направлений деятельности менеджера, в частности исследовательская составляющая представлена бессистемно, разрозненно, зачастую завуалирована и непонятна.

Анализ результатов теста, направленного на «самоисследование» студентов, показал, что среди пятидесяти составляющих компетентностей наряду с прочими студенты также высоко оценили те, которые образуют исследовательскую. Кроме того, нашло подтверждение мнение преподавателей о том, что к третьему курсу у студентов наблюдается повышенное критическое отношение как к себе самим, так и к той профессиональной сфере, которую они для себя выбрали, в то время как на первом — втором курсах от студентов часто можно услышать описание их «блестящей карьеры» в будущем. К пятому курсу всё встает на свои места и оценки становятся более адекватными.

Изучение и обобщение педагогического опыта реализации в учебном процессе педагогических методов и средств обучения (деловые игры, портфолио, метод проектов) при подготовке к профессиональной деятельности менеджеров в вузе позволило дать характеристику каждому методу, во-первых, с точки зрения соответствия исследовательскому принципу и принципу «принятия решений», во-вторых, с точки зрения формирования компетентностей, составляющих кластер. Монографические описания позволили дать качественную характеристику эффективности формирования v исследовательской компетентности и показать примеры из реальной практики, иллюстрирующие возможности рассматриваемых методов и средств обучения.

Оптимальным образом подбирать методы и средства обучения, которые реализуются в процессе подготовки к профессиональной деятельности менеджеров, и организовывать работу студентов позволяет:

— понимание содержания исследовательской компетентности, входящих в состав кластера, и сущности самого кластера как целостной системы;

— учет исследовательского принципа и принципа «принятия решений» при отборе педагогических методов и средств обучения.

Анализ опыта подготовки исследовательских работ студентов, также с точки зрения обозначенных принципов и компетентностей, дополнил качественную характеристику формирования исследовательской компетентности, так как рассмотрение студенческих работ в контексте компетентностного подхода позволило по-новому взглянуть на, казалось бы, традиционные образовательные практики.

Состояние сформированности исследовательской компетентности студентов определялось с помощью тестовой методики, основанной на компонентах составляющих исследовательской компетентности, которые в своем количественном выражении служат основанием для определения соответствующих уровней сформированности (низкого, среднего, высокого).

Тестирование было проведено в опытной группе (до опытной работы и после нее) и в группе, с которой опытная работа не проводилась. Результаты показали, во-первых, примерно равное исходное состояние уровней исследовательской компетентности студентов в опытной и контрольной группахво-вторых, значительную динамику в изменении уровней исследовательской компетентности у опытной группы. Если до опытной работы по использованию выбранных методов обучения преобладали низкий и средний уровни, то по завершении опытной работы произошел сдвиг к преобладанию среднего и высшего уровней. В-третьих, была выявлена малозаметная динамику в изменении уровней исследовательской компетентности у студентов группы, в которой опытная работа не проводилась.

Методы математической статистики позволили установить, что использование выбранного в соответствии с принципами комплекса методов и средств обучения положительно сказывается на уровне сформированности исследовательской компетентности будущих менеджеров.

Всё это говорит о том, что предложенные в нашей работе педагогические условия формирования исследовательской компетентности в процессе подготовки к профессиональной деятельности менеджеров в вузе эффективнее, чем традиционные.

Заключение

.

Поставленная цель теоретической разработки и опытной проверки педагогических основ формирования исследовательской компетентности в процессе профессиональной подготовки менеджера в вузе достигнута. Задачи, поставленные для достижения цели исследования, решены благодаря последовательному выполнению этапов исследования, применению общенаучного системного и компетентностного подходов. Положения, выносимые на защиту, обоснованы.

1. Компетентностный подход представляет собой новую парадигму образования, определяющую его цели и результаты с точки зрения приобретения человеком определенного набора компетентностей. Компетенция и компетентность — это ключевые понятия данного подхода. Цели обучения задаются в форме компетенций, а результат определяется овладением соответствующими компетентностями. Однако следует подчеркнуть, что компетентностный подход и составляющие его понятия являются актуальными темами обсуждения в научно-педагогической дискуссии.

2. Исследовательская составляющая — важный компонент в профессиональной деятельности менеджера, которая по своей природе является сложной, включает множество аспектов, осуществляется в динамичной, изменяющейся среде. Менеджер исследовательского типа — это реальность настоящего времени. Именно поэтому в подготовке к профессиональной деятельности менеджеров в вузе необходимо особое внимание уделять формированию качеств менеджера, характеризующих его как исследователя, а именно исследовательской компетентности.

3. Под исследовательской компетентностью менеджера понимается совокупность знаний, умений, навыков и освоенных менеджером способов выполнения действий, позволяющая менеджеру быть в позиции исследователя и направленная на разрешение проблемы в любой ситуациина творческий подход к принятию решений в нестандартных условияхна получение информации, которая необходима для решения новых задач, создания, аккумуляции и оптимизации организационного знания с использованием широкого спектра методов как общенаучных, так и конкретно-научных.

4. Модель исследовательской компетентности менеджера представляет собой кластер составляющих, сформированный на основе системного подхода. К исследовательским компетентностям менеджера отнесены такие из них, как «системность», «превентивность», «инновативность», «прогностичность», ментальность. Каждая составляющая исследовательской компетентности представляет собой многоуровневое образование и имеет в своем составе три компонента: когнитивный, поведенческий и ценностный.

5. Для формирования исследовательской компетентности необходимо использование комплекса методов обучения, отвечающих исследовательскому принципу и принципу «принятия решений». Обобщенный педагогический опыт реализации в ходе подготовки к профессиональной деятельности менеджеров в вузе комплекса методов обучения, соответствующих обозначенным принципам, и монографические описания конкретных примеров, раскрывающие содержание методов с точки зрения составляющих исследовательской компетентности, а также опыт подготовки исследовательских работ студентов (курсовых и выпускных квалификационных) позволяют дать качественную характеристику эффективности формирования исследовательской компетентности менеджеров.

6. Состояние сформированности исследовательской компетентности студентов определяется с помощью тестовой методики, основанной на компонентах, образующих составляющие исследовательской компетентности, которые в своем количественном выражении служат основанием для определения соответствующих уровней сформированности (низкого, среднего, высшего). Методы математической статистики позволили установить, что использование выбранного в соответствии с признаками (принципами) комплекса методов обучения положительно сказывается на уровне сформированности исследовательской компетентности будущих менеджеров.

В ходе нашего исследования были сделаны теоретические выводы и вытекающие из них практические рекомендации, которые могут быть использованы для оптимизации образовательного процесса:

— требуется дальнейшее уточнение и развитие модели компетенций будущего менеджера: описание остальных компетенций, определение их составляющих, индикаторов, выстраивание логики взаимосвязи между уровнями модели;

— необходимо создавать образовательные стандарты и учебные программы, отвечающие требованиям компетентностного подхода, закладывая в их основу детально проработанные модели компетенций специалистов;

— необходимо разрабатывать учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы, отвечающие целям и задачам профессиональной подготовки специалистов (в нашем случае менеджеров) на принципах компетентностного подхода;

— требуется внедрение в практику образования методов обучения, которые позволяют сделать студента активным участником процесса обучения и актуализировать его теоретические знания в контексте личного опыта;

— также желательно проводить оценку или, по крайней мере, отслеживать уровень базовых компетентностей абитуриентов для того, чтобы в дальнейшем обеспечить индивидуальный подход и в случае необходимости компенсировать неравномерность развития компетентностей у разных студентов.

Теоретический анализ, опытная работа и исследование в целом позволили доказать, что рассмотренные методы обучения в контексте компетентностного подхода в практике образования менеджеров являются механизмом формирования исследовательской компетентности студента — будущего менеджера, а также способствуют развитию его возможностей в самопознании и творчестве.

Проблемное поле затронутой нами темы весьма обширно и имеет множество направлений для дальнейших изысканий, о чём, в частности, свидетельствуют и предложенные выше рекомендации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Акофф о менеджменте Текст. / пер. с англ.- под ред. JI.A. Волковой СПб.: Питер, 2002. — 448 е.: ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
  2. , А. Знания или компетенции? Текст. // Высшее образование в России. 2005. — № 2. — С. 3−12.
  3. , A.JI. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа Текст. // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 19−27.
  4. , А.А. Педагогика высшей школы Текст. Новый курс М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. — 264 е.: ил.
  5. , В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 2003. — 48 с.
  6. , М.В. Метод проектов в работах зарубежных ученых // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 30 мая. http://www.eidos.ru/journal/2005/0530.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  7. , В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения Текст.: методическое пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  8. , В.И. Образовательный стандарт: теоретические и концептуальные основы Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 1999. — 38 с.
  9. , А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход Текст. -М., 2002.
  10. , А.Я., Туленков, Н.В. Методология научного исследования Текст.: учеб. пособие. 2-е изд., испр. — Киев: МАУП, 2004. — 216 е.: ил.
  11. , М.А. Формирование исследовательских умений студента в образовательном процессе вуза Текст.: дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2002.-139 с.
  12. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе Текст. М.: РЕЦЭП, 2005. — 199 с.
  13. , В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 8−14.
  14. Большая экономическая энциклопедия Текст. — М.: Эксмо, 2007. —816 с.
  15. , Е.И., Бондарчук, Л.И. Основы психологии и педагогики Текст.: курс лекций. 3-е изд., стереотип. — Киев: МАУП, 2002. — 168 е.: ил.
  16. , Н.В., Реан, А.А. Педагогика Текст.: учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»).
  17. , С.И. Введение в научно-педагогическое исследование Текст.: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — Калининград: Изд-во Калининградского государственного университета, 2003. 151 с.
  18. Введение в психологию Текст. / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. -М.: Издательский центр «Академия», 1996. 496 с.
  19. , В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования Текст. // Высшее образование в России. — 2005.-№ 2. -С. 29−37.
  20. , В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах Текст.: учеб. пособие. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. 176 с.
  21. , О.С., Наумов, А.И. Менеджмент Текст.: учебник. 3-е изд. — М.: Экономисть, 2003. — 528 с.
  22. Всемирная энциклопедия: Философия XX век Текст. / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Минск.: Харвест, Современный литератор, 2002. — 976 с.
  23. Высшее образование XXI века элитарность или массовость Текст. // Обучение & карьера. — 2006. — № 11 (104). — С. 17−19.
  24. , В.Е., Чернявская, А.П. Определение общеучебных компетентностей старшеклассников Текст. // Ярославский педагогический вестник. 2006. — № 2 (47). — С. 57−63.
  25. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий Текст. М.: МГУ, 1965. -С. 51.
  26. , М.В., Петрова, Е.А., Орлова, JI.M. Возрастная и педагогическая психология Текст.: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003.-512 с.
  27. , Б.А. Основы общей дидактики Текст.: учеб. пособие для студ. педвузов. -М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. 96 с.
  28. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Минимум содержания образования по гуманитарным и социальным дисциплинам Текст. / под ред. B.C. Степина, В. Д. Шадрикова. М.: Логос, 2005. — 82 с.
  29. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы Текст. / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  30. , О.С., Общая педагогика Текст.: курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград, 1996. 107 с.
  31. , И.В. О конструктивной функции методов обучения // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 25 мая. http://www.eidos.ru/journal/2005/0525−01.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  32. , Е.В. Компетентностный подход в современном высшем профессиональном образовании Франции и России Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2006. 22 с.
  33. , Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых Текст.: материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.
  34. , JI.H. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования Текст.: монография. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2005. — 211 с.
  35. , К., Уилер, Э. Управление знаниями. Руководство по разработке и внедрению корпоративной стратегии управления знаниями Текст. / пер. с англ. Е. М. Пестеревой М.: Добрая книга, 2005. — 192 е., илл.
  36. , А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования Текст. // Высшее образование в России. 2005. — № 4. -С. 30−33.
  37. , А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии Текст.: учебник / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 400 с.
  38. , В.Г., Репин, В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление Текст.: учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. — 319 с. — (Учебники для программы МВА).
  39. , О. А. Формирование управленческой культуры как компонента профессиональной компетентности будущего менеджера Текст.: дис.. канд. пед. наук. Киров, 2005. — 172 с.
  40. , B.C., Ханыков, И.А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций Текст. // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 5. — С. 26−37.
  41. , И.С. Педагогические условия эффективного развития научного стиля мышления в процессе профессиональной подготовки студентов-менеджеров Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Калуга, 2004. -24 с.
  42. , М.В. Формирование готовности будущих менеджеров к управленческой деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 2002. 179 с.
  43. , В.И. Учитель как исследователь Текст. М.: Знание, 1980.-96 с.
  44. , Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования Текст. / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−30.
  45. , И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности Текст. / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. Ижевск: УГУ- - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. — 103 с.
  46. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. Авторская версия. — М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. — 38 с.
  47. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования Текст. // Высш. образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 34−39.
  48. , И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования// Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  49. , И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. -2005.-№ 1.-С. 14−20.
  50. , А.А. Теория и методика интенсивного информатизированного обучения. Дидактические основы создания эффективных систем обучения. Раздел 2: Технология постановки дидактической задачи Текст.: учебное пособие. М.: ГУУ, 2005. — 32 с. (13 с. Прил.).
  51. , М.Л. Возможности использования адаптивной системы обучения для формирования ключевых компетенций Текст. // Ярославский педагогический вестник. 2005. — № 2 (43). — С. 87−92.
  52. , M.JI. Сравнительный анализ возможностей метода проектов и адаптивной системы обучения в формировании ключевых компетенций Текст.// Ярославский педагогический вестник. — 2006. — № 4 (49). С. 56−62.
  53. , M.JI. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых компетенций Текст. // Ярославский педагогический вестник. 2007. — № 2 (51). — С. 36−47.
  54. , Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, А. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий Текст.: учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2003. — С. 101.
  55. , М.А., Шустерман, Д.М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса Текст. 3-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 392 с.
  56. , Е.О. Содержание образования: культурологический подход Текст. / Е. О. Иванова, ИМ. Осмоловская, И. В. Шалыгина // Педагогика. 2005 г. — № 1. — С. 13−19.
  57. , А.В., Максимцов, М.М. Исследование систем управления Текст.: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -157 с.
  58. , Е. О менеджменте знаний и неявном знании в образовании Текст.// Высшее образование в России. 2006. — № 12. — С. 36−41.
  59. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. СПб.: Питер, 2002. — 512 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  60. Инновационный менеджмент Текст.: рабочая тетрадь / под ред. Г. М. Криницкой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. — 57 с.
  61. , Т.С. Психология управления Текст.: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 384 с.
  62. , Н.Г. Технология реализации компетентностного подхода в системе бизнес-образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Тамбов, 2004. — 22 с.
  63. , А.В. Психология менеджмента Текст.: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. 584 е.: ил.
  64. , Л.В. Поведение в организации Текст. / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломандина. М.: Инфра-М, 1999. — 220 с.
  65. Классики менеджмента Текст. / под ред. М. Уорнера / пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Питер, 2001. 1168 с: ил. — (Серия «Бизнес-класс»).
  66. , Т.М. Школьные умения и ключевые компетентности — что общего и в чем различие Текст. // Педагогика развития: ключевые компетентности и их развитие: материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск, 2003. — с 36.
  67. , Л.Г. Подготовка студентов вуза к осуществлению менеджмента как вида профессиональной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. — 26.
  68. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. // Российский государственный гуманитарный университет. Режим доступа: http://www.rsuh.ru/section.html?id=3131. В надзаг: Документы — РГГУ.РУ.
  69. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М., 2002.
  70. , Э.Б., Нинциева, Г.В., Шетов, В. Х. Научный менеджмент: российская история Текст. СПб: Питер, 1999. — 384 с.
  71. , С.П. Актуализация социального опыта студентов Текст. // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы
  72. I Всероссийской научно-практической конференции. 9−10 октября 2007 г., г. Ярославль / под. ред. Ю. П. Поваренкова. Ярослаль: Изд-во ЯГПУ, 2007. — С. 132−133.
  73. , А.Р. (ред.) Курс МВА по менеджменту Текст. / пер. с англ. -4-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 507 с.
  74. , Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся Текст.: учебно-методическое пособие / под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 59 с.
  75. Краткий философский словарь Текст. / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.- под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 496 с.
  76. , В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах Текст. Минск.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии).
  77. Курс МВА по стратегическому менеджменту Текст. / под. ред. JI. Фаэйя, Р. Рэнделла- пер. с англ. 4-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -587 с.
  78. М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе Текст. / пер. с англ. М.: ШРРО, 2005. — 384 с.
  79. , Е.В. Исследовательская составляющая управленческой деятельности Текст. // Психологическое и педагогическое сопровождение образовательного процесса: материалы 59-й международной конференции
  80. Чтения Ушинского" / под. ред. М. И. Рожкова, А. П. Чернявской. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. С. 270−273.
  81. , О.Е. Компетентностный подход в образовании Текст. // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С.3−12.
  82. , Е.В. Подготовка менеджеров в вузе в рамках компетентностного подхода Текст. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Акмеология образования. 2007. — № 6. -С. 15−18.
  83. , Е.В. Содержание исследовательских компетенций менеджеров Текст. // Формирование успешного человека: материалы чтений К. Д. Ушинского: в 2 ч. Ч. 2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. — С. 31−36.
  84. Ушинского" 2−3 марта 2006 г. Ч. 2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. -С. 23−26.
  85. , М.М. Ценностно-целевые функции личностно-ориентированного профессионального педагогического образования Текст. // Педагогическое образование и наука. 2005 г. — № 1. — С. 35−37.
  86. , Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения Текст. М.: МПСИ, 2003. — 320 с.
  87. , B.C. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству Текст. Издание второе, исправленное -М.: МГАУ, 2002. 120 с.
  88. , А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность) Текст. -М.: Смысл, 2001. 392 с.
  89. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. М.: Академия, 2005. — 346 с.
  90. , А. Ключевые концепции современного менеджмента: Словарь управленческого революционера Текст. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 184 с. — (Серия «ЭКО»).
  91. , Ю.Ф. «Менеджмент в образовании»: подготовка и защита выпускной квалификационной работы Текст. Архангельск: Поморский университет, 2005. — 38 с.
  92. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие Текст. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с. (Педагогическое мастерство).
  93. , М.И. Проблемное обучение Текст. М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  94. , С. Болонский процесс, Россия и глобализация Текст. // Высшее образование в России. 2006. — № 3. — С. 31−36.
  95. , М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента Текст.: пер. с англ. -М.: Дело, 2004. 720 с.
  96. Методические рекомендации и инструкции по сбору материалов портфолио для студентов специальности 61 100 — Менеджмент организации Текст. / сост. Е. В. Лебедев, В. Д. Сальников, Е. Ю. Патрикеева. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. — 20 с.
  97. , Б.З. Управление знаниями Текст. М.: ИНФРА-М, 2003. — 178 с.
  98. , В.Д. Методология систем: вербальный подход Текст. / отд-ние экон. РАН- науч.-ред. совет изд-ва «Экономика». М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.-251 с. (Системные проблемы России)
  99. Модернизация профессионального педагогического образования: компетентностный подход Текст. / сост. Г. А. Федотова. Великий Новгород: НовГУ, 2006. — 136 с.
  100. , Г. Имидж организации: восемь моделей организационного развития Текст. / пер. с англ.- под. ред. Н. Лапиной. М.: Вершина, 2006. -416 с.
  101. , А.В. Деловая психология. Курс лекций Текст. Учебник для высших и средних учебных заведений. СПб.: Союз, 2000. — 576 с.
  102. , X. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей Текст. / пер. с нем. В. В. Мартыновой, М. М. Дрёмина. -М.: Омега-Л, 2007. 126 с.
  103. , М. Менеджмент. Что должен знать руководитель Текст. / пер. с нем. М. А. Скворцовой. -М.: Омега-Л, 2007. 125 с.
  104. , М. Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно Текст. / пер. с нем. Д. В. Ковалевой. -М.: Омега-Л, 2006. 127 с.
  105. Нефф, Т.Дж. Уроки лидеров Текст. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003.-487 с.
  106. , Н.В. Системогенетическая концепция учебной деятельности и готовности к обучению Текст. // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. — С. 96−116.
  107. Новый энциклопедический словарь Текст. М.: Рипол классик, 2008. — 1455 с.
  108. , A.M. Методология образования Текст. Издание второе. — М.: Эгвес, 2006.-488 с.
  109. , A.M. Методология учебной деятельности Текст. М.: Эгвес, 2005.- 176 с.
  110. , A.M., Новиков, Д.А. Методология Текст. М.: СИНТЕГ, 2007. — 668 с.
  111. , Л.И. Компетенции и компетентность — одно и то же?: профессиональный словарик Текст. / Л. И. Новикова // Преподаватель. XXI век: общерос. журн. о мире образования. 2005. — № 1. — С. 49−51.
  112. Общая психология Текст.: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
  113. , С.И. Словарь русского языка Текст. Ок. 75 000 слов / под ред. д-ра. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1982.-816 с.
  114. Педагогика и психология высшей школы Текст.: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  115. Педагогика. Новый курс Текст.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. спец.: в 2 кн. М.: Гуманитар, изд. центр. ВЛАДОС, 2005. — Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — 574 е.: ил.
  116. Педагогика Текст. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
  117. Педагогика: Большая современная энциклопедия Текст. / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем, слово, 2005. — 720 с.
  118. Педагогика Текст.: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]- под ред. Л. П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 432 с.
  119. Педагогика Текст.: учебн. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  120. , Н.В. Деловые игры как один из методов преподавания экономических дисциплин// Интернет-журнал «Эйдос». 2007. — 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301−10.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  121. , В.Г. Модель выпускника университета Текст. // Педагогика. 2002. — № 9.
  122. , Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека Текст. // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. С. 73−79.
  123. , А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте Текст.: дис.. д-ра. психол. наук. — М., 2001. 350 с.
  124. , В.А., Коржуев, А.В. Дидактика высшей школы Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.
  125. Проблемы модернизации системы образования для новой экономики России Текст.: Препринт WP5/2002/04. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 63 с.
  126. Проведение преддипломной практики и выполнение дипломных работ Текст.: методические рекомендации для студентов специальности 06.11.00 «Менеджмент» всех форм обучения / Калинингр. ун-т.- сост.
  127. B.В. Ивченко, B.C. Бильчак. Калининград, 1996. — 23 с.
  128. Психология и педагогика Текст.: учебное пособие для вузов / сост. и отв. Ред. А.А. Радугин- научн. ред. Е. А. Кротков.-М.: Центр, 2002. 256 с.
  129. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация Текст. М.: Когито-центр, 2002. — 396 с.
  130. , Б.А. Психологические основы управления: учеб. пособие для студентов вузов Текст. / Б. А. Райзберг, А. К. Тутуджанян. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-240 с.
  131. , Д. 101 ключевая идея: Психология Текст. / Д. Робинсон.- пер. с англ. О. Перфильева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 224 с. -(Грандиозный мир).
  132. , Н. Модель «экономического человека» в системе экономических знаний Текст. // Высшее образование в России. 2006. — № 9.1. C. 56- 67.
  133. , М.И. Концепция воспитания свободного человека Текст. // Концепции ведущих ученых института педагогики и психологии ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. — С. 4−24.
  134. , М.И. Теоретико—методологические основы педагогики Текст.: конспекты лекций. Ярославль: Изд-во: ЯГПУ, 2000. — 92 с.
  135. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2-х т. Т. I (А-М) / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993−1999. — 608 с.
  136. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2-х т. Т. II (Н-Я) / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993−1999. -560 с.
  137. , М.М. Исследовательский метод в преподавании Текст. // Мир. 1926. — № 5. — С. 35−41.
  138. , А.И. Аспекты компетентности Текст. // Директор школы. 2004. — № 6. — С. 40−48.
  139. , Е.Е. Психология развития человека Текст.: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с.
  140. , П. Личная эффективность Текст. // Harvard Business Review. 2007. — № 9. — С. 90−100.
  141. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  142. , П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации Текст. / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999.-408 с.
  143. , В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е. Н. Общая педагогика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Ч. 1. — 288 с.
  144. Словарь иностранных слов Текст. 9-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1982.-608 с.
  145. Словарь основных психолого-педагогических понятий Текст. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1998. 45 с.
  146. Словарь терминов по менеджменту Текст.: словарь / сост. А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. — 87 с.
  147. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 304 с.
  148. , Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии Текст.: учебное пособие по курсу «Введение в психологию». — 4-е перераб. изд. М: Смысл, 2003.-687 с.
  149. , А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций Текст. СПб. — М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006 — 72 с.
  150. , А. Подготовка управленцев нового поколения: на пути к парадигме Текст. //Высшее образование в России. -2006. -№ 9. С.7−15.
  151. , М. Культура предприятия Текст. / пер. с франц. под ред. В. А. Спивака. 3-е изд. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 128 с.
  152. Теория организации: Антология Текст. / сост. B.JI. Семикова. М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. — 960 с.
  153. Толковый словарь русского языка Текст.: в 4 т. Т.4. — М.: Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, 1940. 1500 с.
  154. , О.Б., Демкина, С.И., Бритов, А. В. Образовательные технологии формирования компетенций в системе высшего профессионального образования Текст. II Университетское управление: практика и анализ. — 2005. -№ 1.-С. 112−123.
  155. , С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 10 сентября. -http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-ll.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  156. , Е.В. Дидактические условия становления мировоззренческой позиции учащихся в процессе исследовательской деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2003. — 158 с.
  157. Д.Н. Общая психология Текст. / пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе- под ред. И. В. Имедадзе. М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004. -413 с: ил. — (Серия «Живая классика»).
  158. , С., Холлифорд, С. Руководство по компетенциям Текст. -М.: Гиппо, 2003. 228 с.
  159. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе Текст.: монография / М. А. Гусаковский, Л. А. Ященко, С. В. Костюкевич и др.- под ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2004. — 279 с.
  160. Управление по результатам Текст.: пер. с финск. / общ. ред. и предисл. Я. А. Леманна. М.: Прогресс, 1988. — 320 с.
  161. , Л.М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых Текст.: автореф. дис. канд.пед.наук. Калининград, 2004. — 25 с.
  162. , Р.А. Управленческие решения Текст.: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. — 2004.
  163. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.-224 с.
  164. , Н.В. Организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов управленческих специальностей Текст. // Ярославский педагогический вестник. 2006. — № 3 (48).-С. 61−65.
  165. , И.Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 1999. — 519 с.
  166. Хрестоматия по возрастной психологии Текст.: учебное пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк- под ред. Д. И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. — М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
  167. , А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. -№ 2. — С. 58−64.
  168. , А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. — 23 апреля. http://www.eidos.ru/iournal/2002/0423.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  169. , А.В. Педагогическая инноватика рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−19.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  170. , А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. — 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].
  171. , О.А. Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. — 23 с.
  172. , В.Д., Пузанков, Д.В., Федоров, И. Б. Двухступенчатая система подготовки специалистов в области техники и технологии Текст.: методические материалы. СПб., 2004.
  173. , В.Д. Психология деятельности и способности человека Текст.: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 е.: ил.
  174. , Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации Текст. / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. СПб: Питер, 2001. — 352 е.: ил. -(Серия «Теория и практика менеджмента»).
  175. , В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология Текст. / В. М. Шепель. М.: Народное образование, 1999. — 432 с.
  176. , Т.Н. Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук. — Липецк, 2001.-175 с.
  177. , С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость Текст. / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования — образование в мире. 2001. — № 4. — С. 8−19.
  178. , Г. П. Избранные труды Текст. М.: Школа Культурной Политики, 1995. — 800 с.
  179. Экономический словарь Текст. / Е. Г. Ватутина, А. К. Большаков и др.- отв. ред. А. И. Архипов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  180. Энциклопедия менеджмента Текст., пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. — 432 е.: ил.
  181. , А.Б. Компетентностный подход в подготовке студентов технических вузов к решению технико-экономических задач Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. Рязань, 2006. — 24 с.
  182. Л. Карьера менеджера Текст. М.: Попурри, 2007. — 544 с.
  183. , В.Ю. Формирование профессиональной компетентности специалиста социальной работы в образовательном пространстве вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 25 с.
  184. Andreas Schelten Schliisselqualifikationen // Wirtschaft und Berufserziehung, Zeitschrift fur Berufsbildung, Franz Steiner Verlag Stuttgart, 56(2004)04, S. 11−13.
Заполнить форму текущей работой