Теоретические основы формирования методических умений студентов в ходе обучения элементарной математике в педвузе
Большую теоретическую и практическую ценность для данного исследования представляют работы, посвящённые профессионально-педагогичес кой направленности обучения студентов вузов А. Г. Мордковича, Г. Л. Лукан-кина, Г. И. Саранцева, А. И. Нижникова, В. В. Андреева, Н. И. Батькановой, И. А. Новик, Т. Н. Грань и др. Однако, несмотря на важность и многогранность проведённых исследований, указанная… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
- 1. Состояние разработанности проблемы формирования профессионально педагогических и методических умений будущего учителя математики
- 2. Структура методических умений и возможности их формирования в курсе элементарной математики
- 3. Условия формирования дидактических и методических умений студентов
- 4. Уровни сформированное&trade- методических умений учителя
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ В ПЕДВУЗЕ
- 1. Методическая система обучения как составная часть педагогической системы
- 2. О своеобразии курса элементарной математики и практикума по решению математических задач
- 3. Формирование умений профессионального характера как одна из целей обучения элементарной математике в педвузе
Теоретические основы формирования методических умений студентов в ходе обучения элементарной математике в педвузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К числу критериев, по которым определяется готовность выпускника педвуза к предстоящей педагогической деятельности, относятся сформированные за время обучения профессиональные, методические умения и навыки. Согласно концепции профессионально-педагогической направленности обучения каждый предмет, изучаемый в вузе, должен вносить вклад в решение проблемы совершенствования подготовки специалиста.
Наиболее сложным моментом начала педагогической деятельности студентов является переход от теоретической подготовки к выполнению практических действий учителя-предметника. Это обстоятельство успешно преодолевается тогда, когда в учебной деятельности студентов созданы условия для формирования приёмов методических умений непосредственно на материале школьного курса. Широкие возможности для этого имеет курс элементарной математики и практикума по решению математических задач (ПРЗ), обладающий особенностями, отличающими его от математических дисциплин педвуза. Во-первых, он имеет сходную со школьным курсом математики, логическую структуризацию математического материалаво-вторых, терминологически совпадающие понятия трактуются в данном курсе значительно шире и глубже чем в школе, что позволяет формировать приемы учебной математической деятельности студентов и, вместе с ними, приемы обучающей — методической деятельности.
Формирование главных методических умений, таких как, умение проводить логико-математический и логико-дидактический анализ содержания учебного материала (определений математических понятий, правил, алгоритмов, сюжетных математических задач) — умение организовывать поиск решения математической задачи, доказательства математического утвержденияумение подбирать задачи для обучения понятиям, формированию правил или построению алгоритмасоставлять систему вопросов для проверки усвоения определённого знания (понятия, теоремы, правила) и т. д. традиционно осуществляется в курсе методики преподавания математики. При этом специалисты по теории и методике обучения математике указывают на объективные трудности, не позволяющие в полном объёме решить проблему формирования методических умений. К ним относятся не только слабые знания части студентов по школьному курсу математики и отсутствие общих умений решать математические задачи, но и небольшой объём часов, отведённых на изучение курса методики преподавания математики.
Между тем, частные и специальные приёмы методических умений, связанных с логическим анализом содержания математического материала, обучением школьников решению задач успешно формируются при специально организованной учебной деятельности студентов в курсе элементарной математики и практикума по решению математических задач.
Для традиционного подхода к преподаванию элементарной математики характерным является ознакомление студентов с математическими фактами, понятиями, теоремами, методами решения математических задач, которые играют основополагающую роль в школьном курсе математики, а также решение значительного количества упражнений и задач повышенной трудности. При этом деятельность студентов, по существу, не отличается от той, к которой они привыкли в школе. Усвоение знаний носит формально-оперативный характер, что для будущей педагогической деятельности явно недостаточно.
Считаем, что в систему заданий, направленных на отработку формально-оперативных умений будущих учителей математики необходимо включить задания, на которых возможно формирование частных и специальных приёмов методических умений.
Различные группы умений педагога и пути их формирования были исследованы Е. И. Лященко, Н. Д. Кучугуровой, Е. Г. Меркуловой, Г. С. Никифоровым, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Черкизовой, Н. А. Шайденко (психолого-дидактические аспекты контроля и самоконтроля) — В. К. Елмановой, Г. В.
Краснолабоцкой (гностические умения) — И. Т. Пуковой (в воспитательной работе) — А. Родригес, О. И. Федяева (прогностические) — И. А. Засобиной, Л. В. Комаровской (конструктивные) — Т. В. Андроновой, А. П. Акимовой, З. И. Большаковой, Л. Ф. Спирина, Г. А. Нагорной, В. М. Чайки, Е. Ф. Широковой (умение анализировать педагогические явления и решать творческие педагогические задачи) — Т. Ю. Баскаковой, Б. С. Кобзарь, Е. В. Трофимовой (диагностические умения) — Я. А. Ваграменко, И. А. Румянцева, И. В. Ряхиновой (программированный контроль и технологии компьютерного обучения) — И.И. Ле-гостаева (информационные умения).
Большую теоретическую и практическую ценность для данного исследования представляют работы, посвящённые профессионально-педагогичес кой направленности обучения студентов вузов А. Г. Мордковича, Г. Л. Лукан-кина, Г. И. Саранцева, А. И. Нижникова, В. В. Андреева, Н. И. Батькановой, И. А. Новик, Т. Н. Грань и др. Однако, несмотря на важность и многогранность проведённых исследований, указанная проблема имеет много неизученных сторон. В частности, изучение состояния проблемы обучения элементарной математике и формирования профессиональных умений, теоретический анализ методической литературы позволили прийти к выводу, что в обучении недостаточно используется взаимное влияние процессов развития математического и педагогического мышления. Остаётся открытым вопрос о формировании готовности к педагогической деятельности при изучении данного курса. Поиск путей совершенствования процесса обучения с акцентом на профессиональную направленность обуславливает актуальность нашего исследования.
В своём исследовании мы использовали положения теории деятельно-стного подхода (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), в которой доказано, что для того, чтобы процесс формирования того или иного умения был успешным, субъект должен быть включен в соответствующую деятельность. На основе данной теории, нами разработана методическая система обучения элементарной математике, одной из целей которой является формирование методических умений студентов.
Обычно, говоря о результатах обучения, имеют в виду конкретные предметные знания, умения и навыки, которыми овладевают студенты в процессе изучения дисциплин, предусмотренных программами. Отметим, что в усвоении математических знаний выделяются два аспекта: формальнологический и оперативный [88]. Первый предполагает знание теорем, определений, понятий и их свойств, методов решения отдельных классов задач на уровне воспроизведения формулировки или доказательства. Второй, оперативный, выражается в умении применять какой-либо математический факт для решения конкретной задачи. Считаем, что в плане профессиональной подготовки студентов, усвоение курса элементарной математики на формально-оперативном уровне является необходимым, но недостаточным.
При сравнительном анализе состояния знаний и умений студентов на заключительном этапе обучения, на материале элементарной математики исследованием было установлено, что: а) в усвоении математических знаний и адекватных им способах деятельности лишь 46% студентов демонстрируют стабильность на формально-оперативном уровне, выражающемся в умении применять математические факты для решения задач как внутри самой математики, так и смежных дисциплин (физика, информатика, экономика). б) при выполнении заданий, учитывающих специфику педагогического труда, студенты испытывают серьёзные затруднения, обусловленные недостаточной профессионально-педагогической направленностью обучения, слабом соблюдении принципов бинарности, ведущей идеи, непрерывности и информатизации.
Например, при организации деятельности учащихся на этапах анализа условия, поиска решения математической задачи или доказательства математического утверждения студенты не владеют приёмами постановки специальных организующих и управляющих дополнительных вопросов. Испытывают трудности при выборе наиболее рационального способа решения, при составлении системы вопросов или задач для организации усвоения или проверки определённого конкретного знания (понятия, теоремы, правила и т. п.). Затрудняются в подборе заданий для обучения решению определённого класса задач, обучению понятиям, формированию правила или построению алгоритма.
Всё вышесказанное подчёркивает актуальность проблемы исследования, которую мы сформулировали следующим образом: совершенствование методической подготовки студентов средствами элементарной математики и практикума по решению математических задач.
Цель исследования состоит в разработке теоретических основ формирования методических умений студентов в ходе изучения элементарной математики и практикума по решению математических задач.
Объект исследования — процесс обучения элементарной математике и ПРЗ в педвузе с точки зрения его профессиональной направленности.
Предмет исследования — формирование методических умений при изучении элементарной математики и практикума по решению математических задач.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, эффективность методической подготовленности студентов средствами курса элементарной математики и ПРЗ возрастёт, если:
1. будет создана установка на овладение методическими умениями в ходе изучения элементарной математики и ПРЗ;
2. процесс формирования умений будет целенаправленным и планомерным;
3. в содержание обучения будут внесены специальные упражнения, моделирующие деятельность учителя математики.
Сформулированная гипотеза и проблема исследования предусматривают решение следующих задач:
1. Проанализировать состояние разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в психологической, педагогической и методической литературе.
2. Выявить методические умения, формирование которых естественным образом может осуществляться на занятиях по элементарной математике.
3.Определить условия, обеспечивающие успешное формирование методических умений студентов в ходе обучения элементарной математике и ПРЗ.
4.Построить методическую систему обучения элементарной математике и ПРЗ, одной из основных целей которой является формирование умений профессионального характера;
5.Опираясь на результаты исследования, разработать систему заданий, направленную на достижение поставленной цели, и экспериментально проверить её эффективность.
Методологическую основу исследования составляют: концепции дея-тельностного подхода и профессионально-педагогической направленности обучения в педагогическом вузе.
В исследовании мы опирались на фундаментальные работы, раскрывающие теорию формирования личности учителя (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кру-тецкий, Н. В. Кузьмина, А. В. Петровский, В. А. Сластёнин и др.), личностно-деятельностный подход к изучению педагогической деятельности и формированию личности учителя (В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев), теорию формирования педагогических умений (О.А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, Л. Ф. Спирин и др.), теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Исследование проводилось поэтапно с 1994 по 2000 год. Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлся Балашовский филиал Саратовского Государственного Университета им. Н. Г. Чернышевского (физико-математический факультет).
На первом этапе (1994;1996) осуществлялось теоретическое изучение проблемы, обобщался опыт работы вузов, проводился сбор и анализ фактических данных, характеризующих состояние данной проблемы. Проводился констатирующий эксперимент.
На втором этапе (1996;1997) продолжалось изучение состояния проблемы в теории и практике, были составлены материалы для проведения педагогического эксперимента. Опытная работа сопровождалась проведением контрольных и экспериментальных срезов, сравнительным анализом полученного материала, т. е. осуществлялся поисковый эксперимент.
На третьем этапе (1997;1999) проводился обучающий эксперимент, осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов, формулировались основные выводы и практические рекомендации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём:
— теоретически обосновано формирование методических умений в курсе элементарной математики и практикума по решению математических задач;
— выделены методические умения и доказана целесообразность их формирования в процессе изучения элементарной математики и ПРЗ;
— выявлены возможности включения специальных заданий в курс элементарной математики для формирования элементов методических умений;
— разработана методическая система обучения элементарной математике, способствующая выработке комплекса методических умений учителя математики;
— представлены требования к системе заданий по элементарной математике, для формирования методических умений.
Проблема совершенствования процесса методической подготовки будущих учителей математики решена на основе внедрения комплексных заданий методического характера в курсе элементарной математики и ПРЗ.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
— материалы диссертационной работы могут быть использованы преподавателями вузов в их практической деятельности (при проведении практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров, при написании курсовых и квалификационных работ, при организации педагогических практик), а методические рекомендации по использованию заданий для формирования дидактических и методических умений — в ходе подготовки будущих учителей математики.
На защиту выносятся:
1. Структура методических умений и доказательство целесообразности их формирования в курсе элементарной математики и ПРЗ.
2. Требования к заданиям по формированию методических умений будущих учителей математики на базе курса элементарной математики и ПРЗ.
3. Типы упражнений, для отработки частных и специальных приёмов методических умений.
4. Комплексные задания и методические рекомендации по их использованию в процессе преподавания элементарной математики и ПРЗ.
Обоснованность и достоверность результатов и выводов проведённого исследования обеспечивается совокупностью разнообразных методов исследования, адекватных поставленным в нём задачам, репрезентативностью выборки, статистической значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в форме лекций, практических занятий в Балашовском филиале СГУ, докладов и сообщений на методических семинарах физико-математического факультета БФСГУ (1994;2000), на научно-практических конференциях в г. Саранске (1994;1998), на Герценовских чтениях в РГПУ им. А. И. Герцена в г. Санкт-Петербурге (1998), на 2 Международной методической конференции в ПТУ в г. Пензе (1998).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения списка используемой литературы и приложений.
Выводы по П главе.
1. Методическая система, содержащая компонент «результаты обучения», позволяет проверять её эффективность, и при необходимости осуществлять коррекцию остальных компонентов, кроме этого выработать некоторый критерий, определяющий готовность студентов к выполнению различных видов деятельности учителя математики.
2. Курс элементарной математики в педвузе обладает следующими особенностями: во-первых, он имеет сходную со школьным курсом математики, логическую структуризацию математического материалаво-вторых, терминологически совпадающие понятия трактуются в данном курсе значительно шире и глубже. Это позволяет формировать приемы учебной математической деятельности студентов и, вместе с ними, приемы обучающей — методической деятельности.
3. Содержание курса должно предопределять возможность реализации целей математической подготовки будущего учителя: достичь такого уровня математических знаний, умений и навыков, который гарантировал бы учителю владение научным фундаментом школьного курсасформировать достаточно высокий уровень математического мышленияспособствовать формированию методической культурыобеспечить достаточный опыт математической деятельности, включая и умение преобразовывать научный материал в учебный. Профессиональная направленность отбора содержания учебного материала, обеспечивает полноценную и осознанную деятельность специалиста в рамках его профессиональных обязанностей.
4. Одним из главных результатов изучения элементарной математики и практикума по решению математических задач являются следующие умения:
— умение выполнять логико-математический анализ учебного материала, в том числе математических задач;
— умение организовать познавательную деятельность учащихся в процессе решения задачи, научиться анализировать описанную заданную ситуацию (организаторское);
— умение мотивировать решение задачи, вызвать к ней интерес (коммуникативное);
— умение составить систему заданий для определённой цели (конструктивное);
— умение провести исследование задачи, её условия, решения (гностическое);
— умение типизировать математические задачи, определять их когнитивную требовательность;
— умение осуществлять контроль учебной деятельности.
5. Работа с комплексными заданиями при изучении элементарной математики позволяет формировать мышление, ориентированное на педагогическую деятельность, не требуя отхода от специфики предмета или его расширения. Учебно-познавательные действия студентов выступают в более обобщённой форме и приобретают характер методических. Студенты не просто овладевают учебными действиями, а овладевают ими рефлексивно, осознавая основания выполняемых действий, оценивая их соответственно целям деятельности, значению для своего развития, и определяя наиболее эффективные способы усвоения.
Заключение
.
Результаты теоретического и экспериментального исследования, анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы, позволяют утверждать, что:
1. Курс элементарной математики и ПРЗ обладает широкими возможностями для формирования методических умений будущего учителя математики Для достижения высокого уровня подготовки студентов к педагогической деятельности, в ходе изучения элементарной математики необходимо проведение целенаправленной работы по усвоению частных и специальных приёмов методических умений. Такая работа позволяет выявить систему связей между учебной и методической деятельностью, определить действия, лежащие в основе учебных и методических умений.
2. Соблюдение условий построения процесса обучения с опорой на теоретические основы формирования умений, разработанные П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызинойсоблюдение принципов профессионально-педагогической направленности обучения (бинарности, ведущей идеи, непрерывности, информатизации, комплексного подхода) — учёт возрастных, индивидуальных особенностей студентов, учёт личного опыта учебной деятельности студентов и его постоянное рефлексивное осмысление, обеспечивают успешное формирование методических умений.
3. Построенная методическая система обучения элементарной математике в педвузе, содержащая в числе компонентов: цели обучения, содержание, педагогов, учащихся, средства обучения и результаты обучения позволяет гибко реагировать на все происходящие изменения при необходимости изменять их.
4.0сновным средством управления деятельностью студентов по усвоению методических умений в процессе изучения элементарной математики и ПРЗ является специально сконструированные комплексные задания. Должен быть использован набор заданий, состоящий из: а) заданий по перечислению, описанию фактов, способов действийб) заданий по разбору и структуре (анализ и синтез) — в) заданий на выявление взаимоотношений между фактами: причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, способ и т. д.- г) задачи по классификации, категоризациид) заданий на формулирование вопросове) заданий на построение вспомогательных знаковых или графических моделейж) заданий на поиск ошибок в решениях математических задач, а также на установление характера ошибокз) заданий, направленных на выделение приёмов поиска решения математических задачи) заданий на построение системы задач, удовлетворяющих требованиям полноты, наличием ключевых задач, связности;
5. Результаты экспериментального обучения показали, что организация деятельности студентов в единстве математической и методической линий оправданаиспользование комплексных заданий даёт значительно лучшие результаты в усвоении содержания учебного материала и в формировании методических умений. Полученные знания и способы действий обеспечивают студентам перенос и обобщение ранее усвоенных способов в новые, нестандартные ситуации.
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -141с.
- Активизация познавательной деятельности студентов / Сборник научных трудов. Под ред. А. Ф. Эсаулова.—Ленинград., 1973. 108с.
- Алгебра и начала анализа: учебник для 10−11 кл. сред. шк. / А. Н. Колмогоров, A.M. Абрамов, Ю. П. Дудницин и др.: Под ред. А. Н. Колмогорова.-2-е изд.—М.: Просвещение, 1991.—320с.
- Александров Г. Н. Основы дидактики высшей школы (Под. Ред. В. М. Гарева. УФА-1973.
- Александров П.С. Математика как наука // Известия АПН РСФСР. -Вып.92.— М., 1958.— с.5−36.
- Андреев В.В. Профессиональная направленность обучения «студентов педагогических вузов в курсе теории аналитических функций. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие Высш. Школа, 1980.—368с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256с.
- Балк Г. Д. О применении эвристических приёмов в школьном преподавании математики // математика в школе.—1969. № 5.—с25−27.
- Батьканова Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов: Автореф. Дис.к.п.н.— Саранск, 1994.—16с.
- Белешко Д.Т. Содержание и методика проведения в пединституте практикума по решению задач по математике: Дис.канд. пед. наук. Киев, 1988. -203с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.—192с.
- Беспалько В.П. Татур Ю.Г, Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб. метод, пособие. -М.:Высш. шк., 1989.—144с.:ил.
- Блох А .Я. Курс алгебры средней школы, (ч .1) Методические разработки для слушателей ФПК.—М.: изд. МГПИ им. В .И. Ленина, 1986. 76с.
- Блох А .Я. Курс алгебры средней школы: (ч.2) Методические разработки для слушателей ФПК.—М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986.—84с.
- Болтянский В.Г., Грудёнов Я. И. Как учить поиску решения задач // Математика в школе. 1988. № 1. с.8−14.
- Болтянский В.Г., Сидоров Ю. В., Шабунин М. И. Мордкович А.Г. Математика. Лекции, задачи, решения.—Минск.: „Альфа“, 1994.—638с.
- Буслаева И.П. Методика формирования готовности учащихся старших классов к решению нестандартных математических задач: Дис.. .канд. пед. наук.—М., 1996.-212с.
- Василевский А.Б. Методы решения задач: учеб. пособие для студентов мат. специальностей пед. ин-тов. Минск: Вышейш. Школа, 1974. — 234 с.
- Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике: Учеб. Пособие для пед. ин-тов по физ.-мат. спец. Минск: Вышейш. Школа, 1974. — 234 с.
- Вересова Е. Е. Денисова Н.С., Полякова Т. Н. Практикум по решению математических задач: Учеб. пособие для пед. ин-тов.—М.: Просвещение, 1979.—240с.
- Виленкин Н.Я. Математическая подготовка учителя математики в педагогических институтах СССР: Материалы Всесоюзной научной конференции. К.: КГПИ им. A.M. Горького, 1983. — с.60 -73.
- Володарская И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике.—М., 1989.—25с.
- Гаврилова М.А. Компьютерная ориентация методической подготовки будущих учителей математики: Дисс. .канд. пед. наук. -М.-1994. 180с.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.-c.78−86.
- Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие СП б.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992. — 154с.
- Гнеденко Б.В., Черкасов Р. С. О преподавании математики в предстоящем тысячелетии // Математика в школе. 1996. -№ 1. с.52−54.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Государственный комитет по высшему образованию, 1995.-383с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Просвещение, 1980. — 138с.
- Грань Т.Н. Методические основы профессиональной направленности курса „Методика преподавания математики“ в педагогическом вузе.: Дисс.канд. пед. наук. -М.: 2000.
- Грудёнов Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике.—М.: Педагогика, 1987.—160с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии /М.: Сентябрь, 1996 112с.
- Гуманизация математического образования в школе и вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Саранск: Мордовский пединститут, 1997 — 157 с.
- Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. — 328 с.
- Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? Часть 1. „Авангард“. —М.: 1994.—168с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.—М.:ИНТОР, 1996—544с.
- Добровольская Н.А. Формирование обобщённых умений по решению некоторых классов творческих задач: Дис.канд. пед. наук. М., 1979. -197с.
- Дуванова B.C. Обучение студентов поиску решения задач: Дис.канд. пед. наук. — Минск, 1986. 161с.
- Евелина Л.Н. Профессиональная направленность курса элементарной геометрии в педагогическом вузе.—Автореферат .к.п.н.—Москва, 1993.- 15с.
- Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ. мат. спец. пед. ин-тов.— Тобольск.: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997.-191с.
- Загвязинский В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы.— Тюмень: ТГУ, 1978.
- Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы: Межвуз. сб. науч. трудов. Издательство ЛГПИ, Ленинград, 1981. -148с.
- Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. Вавилов В. В., Мельников И. И., Олехник С. Н., Пасиченко П.И.—М.:Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. -240с.
- Задачник-практикум по элементарной алгебре. Под ред. Л. М. Фридмана. -М.: Просвещение, 1962. -115с.
- Зильберберг Н.И. Алгебра и начала анализа. Для углубленного изучения математики в 10 классе. Учебное пособие. Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 157 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. Ростов н/д.: Изд-во „Феникс“, 1997. -480с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приёмов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 140 с.
- Канин Е.С. Развитие темы задачи // Математика в школе. — 1991. № 3. с. 8−12.
- Кларин М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания.//Педагогика. 1998. № 1. с. 34−38.
- Клейн Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: В 2-х томах. Т.1. Арифметика. Алгебра. Анализ: Пер. с нем. Под ред. В. Г. Болтянского.—4-е изд.—М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат.лит., 1987.—432с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике.—М.: Просвещение, 1977.— 4.1: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся.— 108с.
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике.—М.: Просвещение, 1977.— 4.11 :Обучение математике через задачи и обучение решению задач.—142с.
- Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного школьного курса математики. М., 1974. -380 с.
- Колягин Ю.М., Оганесян В. А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII-VIII кл—М.: Просвещение, 1980.—96с.
- Короткова Л.М. Математический практикум как средство усиления прикладной и практической направленности обучения алгебре. Автореф. канд.пед.наук.- М., 1992.-16с.
- Крамор B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и наччал анализа. М.: Просвещение, 1990.-146с.
- Краткий психологический словарь / Абраменкова В. В., Аванесов B.C., Агеев B.C. и др. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Крупич В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дис. д-рапед. наук. — М., 1992. 395 с.
- Крутецкий В.А. психология математических способностей школьников / Под редакцией Н. И. Чуприковой. М.: Издательство „Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО „Модек“, 1998.-416 с.
- Кузьмина Н.А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя. Дис.к.п.н. -Нижний Новгород—1994 г.
- Кулюткин Ю.Н. Мышление и личность. СП б., Крисмас +, 1995.—22с.
- Курант Р., Роббинс Г. Что такое математика?: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1967. — 559с.
- Кучугурова Н.Д. Формирование у будущего учителя умения осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности школьников. Дис.к.п.н.— Ставрополь. 1996 г.—182с.
- Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. Пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. Ин-тов/ Е.И. Ля-щенко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.- Под ред. Е. И. Лященко.—М.: Просвещение, 1988.—223с.: ил.
- Ларина И.Б. Профессиональная направленность курса стохастики в педвузе. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: 1980.-96с.
- Литвиненко В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учеб. пособие для студентов физ. мат. спец. пед. ин-тов.—3-е изд., перераб. И доп.—M.:"ABF“, 1995—352с.
- Луканкин Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Дисс.. доктора пед. наук в форме научного доклада. Ленинград, 1989.- 59 с.
- Ляпин С.Е. и др. Сборник задач по элементарной алгебре. Учеб. пособие для студентов физ. мат. фак. пед. ин-тов. Изд.2-е перераб., доп. — М.: Просвещение, 1973 .-351с.
- Марина Е.В. Гуманитарная направленность курса „практикум по решению математических задач“ для студентов педагогических вузов. Дис.канд. пед. наук. Пенза. 2000, 182 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.-192с.
- Мартынюк О.И. Профессиональная направленность обучения элементарной математике при подготовке учителей к работе в классах с малой наполняемостью. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998.
- Математика. Алгебра и элементарные функции. Учебное пособие. 4.1/ Ко-лягин Ю.М., Луканкин Г. Л., Яковлев Г. Н.- под ред. Г. Н. Яковлева М.: Агар, 1999 г.-426с.
- Метельский Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Высшая школа, 1988. — 255с.
- Методы системного педагогического исследования./ Под. ред. Н.В. Кузьминой—Л., 1980.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. „Педагогика“. —М., 1973.
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте.—Автореферат. докт. пед. наук. -М.: 1986.
- Нижников А.И. Теория и практика проектирования методической системы подготовки современного учителя математики: Дисс. докт. пед. наук в форме научного доклада. М.: 2000
- Нижников А.И. Формирование математической компетенции при изучении студентами математического анализа. Монография. М., РИЦ „Альфа“ МГОПУ, 2000. — 61с.
- Никольская И.С., Семёнов Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6−10 кл.сред.шк. М.: Просвещение, 1989. — 192с.
- Новосёлов С.И. Специальный курс элементарной алгебры.—М.: Изд. „Высшая школа“, 1965.- 552с.
- Оганесян В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе (монография). Ереван: Луйс, 1984.- 215 с.
- Оконь В. Процесс обучения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962.—170с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. 2-еизд., перераб.—М.: Просвещение, 1986.—160 с.
- Основы вузовской педагогики./ Учебное пособие для студентов университета. Под ред. Н. В. Кузьминой. Изд-во Ленинградского университет, 1972.—310с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 1999.- 512с.
- Планирование обязательных результатов обучения математике/ Л.О. Де-нищева, Л. В. Кузнецова, И. А. Лурье и др.- Сост. В. В. Фирсов.—М.: Просвещение, 1989.—237с.:ил.—(Б-ка учителя математики)
- Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы/ Сост. Г. Д. Глейзер.—М.: Просвещение, 1989.—240с.
- Пойа Д. Как решать задачу / Пер. с англ. В. Г. Звонарёвой и Д.Н. Белла- Под ред. Ю. М. Гайдука. М.: Учпедгиз, 1959. — 207 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Пер. с англ. И.А. Вайнштейна- Под ред. С. А. Яновской. 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1975. -463с.
- Пойа Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа- Пер. с англ. B.C. Бермана- Под ред. И. М. Яглома. 2-е изд., стереотип. — М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Потапов М.К., Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В. конкурсные задачи по математике: Справ. Пособие.—М.: Наука. Гл. ред. физ. мат. лит., 1992.-480с.
- Потоцкий М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. М.: Просвещение, 1975. -208 с.
- Программы педагогических институтов. / Сборник № 8. М.: Просвещение, 1988.-c.24.
- Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 304 с.
- Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. ч.1.М.: „Прометей“, 1992.- 112с.
- Рогановский Н.М. Методика преподавания математики в средней школе.— М.: Высш.шк., 1990.-267с.
- Розов Н.Х. Вечные вопросы о школьном курсе математики. Чему учить? Как преподавать? // Математика в школе. 1999, — № 6. -с.34−36.
- Рыжик В.И. 2500 уроков математики. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. —69с.
- Саввина О.А. Теоретические основы взаимосвязи школьного курса математики и педвузовского курса математического анализа. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.
- Саранцев Г. И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. — Саранск: Тип/'Крас. Окт.», 1999.—208с.
- Саранцев Г. И. Формирование математических понятий в средней школе // Математика в школе.—1998.-№ 5.- с.27−30.
- Сборник альтернативных учебных программ математических и методических курсов для педагогических институтов (специальность учитель математики, первая ступень обучения).—М.:1992. -82с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. —М.: Народное образование, 1998.—256с.
- Сластёнин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
- Слепкань З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Методическое пособие. Киев: Рад. шк., 1983. — 192 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. Пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов.—М.: Аспект Пресс, 1995.—271с.
- Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. Санкт-Петербург, СПб акмеологическая академия, 1995.—168с.
- Стефанова Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. Дисс.. докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996. — 32с.
- Стойлова Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заве-дений.-3-е изд., испр.—М.: Издательский центр «Академия», 1998.-464с.
- Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: Вышейшая школа, 1969. -217с.
- Суворова М.В. Подготовка учителей математики в системе повышения квалификации к использованию современных учебных технологий. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96с.
- Талызина Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.—176с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1969.-134с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975.- 343с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М., Педагогика. 1989. — 352 с.
- Ткаченко К.И. О реализации развивающего потенциала курса элементарной математики в педвузе. // Проблемы образования: теория и практика. Балашов. № 1. 1999, с.28−31.
- Ткаченко К.И. О комплексных заданиях в курсе элементарной математики и практикума по решению математических задач. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПИ. Балашов: Изд-во БГТШД998, с. 53.
- Ш. Ткаченко К. И. Об условиях формирования приёмов гностической деятельности будущего учителя математики. Специфика профессионального педагогического образования на современном этапе. Смоленск: СГПУ, 1998, с. 55−56.
- Ткаченко К.И. Проблемы подготовки учителя математики для работы в условиях гуманизации образования. Проблемы гуманизации математического образования в школе и в вузе./ Тезисы докладов научной межрегиональной конференции. Саранск. 1995, с. 75.
- Ткаченко К.И. Формирование самоуправления в ходе учебной деятельности студентов. Тезисы научных статей преподавателей и аспирантов. Балашов: Изд-во БГПИД998, с. 96.
- Ткаченко К.И. Формирование умений профессионального характера как одна из целей обучения элементарной математике в педвузе. / Проблемы образования: теория и практика. Балашов, № 2 1999, с.59−62.
- Толлингерова Д.С., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М., Роспедагенство, 1994.—48с.
- Туманов С.И. Поиски решения задачи. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
- Уравнения и неравенства: Дидакт. матер. По курсу алгебры и начал анализа для 10−11 кл. ср. шк. / Под ред. М. И. Башмакова. СПб., СВЕТ, 1995, -80с.
- Федяев О.И. Элементарная математика в системе профессиональной подготовки учителя математики: Автореф. Дис.канд. пед. наук-М., 1994−17с.
- Формирование учебной деятельности студентов./ Под ред. В. Я. Ляудис.— М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989.—240с.
- Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М.: просвещение, 1983. — 160 с.
- Фридман Л. Н. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред.шк.— 3-е изд., дораб.—.М.: Просвещение, 1989.— 192с.
- Фройденталь Г. Математика как педагогическая наука. М.: Просвещение, 1982.-202с.
- Хамов Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. -РГПУ им. А. И. Герцена. 1993.—140 с.
- Шабунин М.И. и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические математические для 10−11 кл. М.: Мнемозина, 1997. — 253 с.
- Шабунин М.И. Научно-методические основы углубленной математической подготовки учащихся средних школ и студентов вузов. Дис. д-ра пед. наук в форме науч.докл. М., 1994. — 28с.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 252с.
- Шарыгин И.Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для И кл. сред.шк. М.: Просвещение, 1991. -384с.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -255с., ил.
- Юрзанова Т.К. Повышение эффективности профессиональной подготовки будущих учителей математики на основе использования курсов по выбору: Дисс.. канд. пед.наук. М.: 1996.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Просвещение, 1997. -92 с.
- Яковлев Н. М. Сохор A.M. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Анкета№ 1 (Подчеркнуть выбранный ответ)
- Считаете ли Вы что деятельностью учащихся в процессе решения задач можно управлять? а) да, знаю как-б) да, но не знаю как-в) нет, это стихийный процесс.
- Любите ли Вы решать задачи? а) очень люблю-б) люблю-в) скорее люблю, чем не люблю-г) скорее не люблю, чем люблю-д) не люблю.
- Какой этап решения задачи Вам больше всего нравится? а) получение ответа-б) анализ условий задачи-в) составление плана решения-г) поиск наилучшего способа решения-д) оформление решения-е) проверка решения.
- Какой из названных этапов решения вызывает у Вас наибольшие трудности?
- Осознаёте ли Вы собственные действия в процессе решения задачи? а) решаю, в основном, автоматически-б) полностью отдаю отчёт собственной деятельности-в) когда допускаю ошибку, начинаю задумываться над этим-г) не умею контролировать свою деятельность.
- Каких качеств, по Вашему мнению, Вам не хватает для овладения приёма-^ ми обучающей деятельности? а) сообразительности-б) самоуверенности-в) независимости мышления-г) умения ориентироваться в материале-д) фантазии, изобретательности-е) настойчивости-
- Чтобы научить решать задачи, необходимо: а) рассматривать всевозможные частные случаи, а затем обобщать-б) сначала рассматривать общие методы решения, затем «находить» их в конкретных задачах-в) этому научить невозможно-
- Какие из текстовых задач вызывают у Вас наибольшие трудности: а) на работу-б) на движение-в) на смеси сплавы-г) на числовые зависимости-д) на оптимизацию-е) на проценты-ж) комбинаторные. т1. Анкета № 2
- Поставьте знак «+» в выбранной Вами графе. Если Вы имеете дополнительные замечания, запишите их в конце анкеты.1. СпециальностьПредметДата
- Разделы и темы курса элементарной математики Для овладения высшей математикой и специальной дисциплиной (профессиональными умениями) знаний, получаемых студентами в курсе элементарной математики
- Достаточно недостаточно не могу высказать мнения1. БАЗОВЫЙ КУРС 1. Многочлены
- Тождественные преобразования
- Радикалы и иррациональные функции4. Уравнения и неравенства
- Системы уравнений и неравенств
- Показательная и логарифмическая функции над полем действительных чисел
- Задачи на составление уравнений и систем уравнений8. Функции и графики 9. Тригонометрия
- Последовательности, прогрессии11. Доказательство неравенств 12. Планиметрия 13. Стереометрия 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ
- Нестандартные уравнения и неравенства18. Задачи с параметрами 19. Комбинаторика
- Метод математической индукции21. Задачи на оптимизацию 1. АНКЕТА № 3
- Уважаемый студент! Кафедра математики и методики преподавания математики предлагает Вам ответить на ряд вопросов. Это необходимо для дальнейшего усовершенствования форм и методов подготовки специалистов в нашем университете.
- Поставьте знак «+» в выбранной Вами графе- если раздел Вами не изучался, напишите «не изучался».1. ФакультетКурсГруппаДата
- Степень выраженности качества отмечается знаком «+» в одной из пяти граф (от 1 до 5). Средняя оценка по группе качеств определяется частным от деления суммы оценок на их количество.1. КАЧЕСТВА Оценка в баллах 1 2 3 4 5
- Результаты деятельности студента.
- Наличие у учащихся прочных глубоких знаний по предмету на данном уроке или теме.
- Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету.
- Наличие прочных умений и навыков в самостоятельном исполнении заданий по предмету в учебной деятельности
- Уровень сформированнсти творческих способностей учащихся.1. Уровень знаний студента 1. Общая эрудиция
- Знание методики преподавания предмета.
- Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся.
- Знание психологии коллектива
- Знание особенности педагогической деятельности.
- Ш Умение анализировать математическое содержание (пункта, параграфа, темы)
- Умение выделять наиболее важные понятия и предложения, определяющие содержание темы.
- Умение выделять связи и отношения, в которых находятся понятия и предложения межу собой, а также с другими предложениями и понятиями.
- Умение типизировать математические задачи.
- Умение организовывать деятельность учащихся в процессе решения задач 1
- Умение актуализировать знания для решения математической задачи.
- Умение ставить организующие и управляющие вопросы, переформулировать задания.
- Знание приёмов проведения этапов поиска и решения задачи.
- Умение составлять системы задач с учётом полноты, наличием ключевых задач, связности
- V Умение контроля и самоконтроля
- Умение выявлять ошибки в решении математической задачи.
- Умение выяснять причину возникновения ошибки.
- Знание способа исправления ошибки.1. VI Гностические умения
- Умение систематически пополнять свои знания путём самообразования.
- Умение систематически расширять свои знания путём пристального изучения опыта учителей.
- Умение добывать новые знания при изучении реального педагогического процесса.
- Умение изучать личности учащихся в плане повышения уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания.
- Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями её протекания.
- VII Проектировочные умения
- Планирование уроков и системы уроков в соответствии с целями обучения, характером материала, характером межпредметной связи
- Определение наиболее эффективных методов и приёмов ведения уроков.
- Умение методически целесообразно использовать средства наглядности и ТСО на уроках и во внеклассной работе.
- Умение предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности
- VIII Конструктивные умения
- Выбор оптимальных приёмов и способов обучения с учётом общих и частных целей обучения
- Отбор и дозировка материала с учётом его особенностей и уровня подготовки учащихся.
- Умение выбирать общие, 1рупповые и индивидуальные формы работы.
- Расположение задач и упражнений в порядке увеличения их трудности для учащихся.
- Рациональное распределение времени на отдельных этапах урока, логические переходы от одного этапа к другому.1. Коммуникативные умения
- Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик.
- Умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности и внушение ему уверенности в себе.
- Проявление меры требовательности и справедливости во взаимоотношениях с учащимися.
- Предотвращение и разрешение конфликтов, подход к событиям с точки зрения ученика, изменение его позиции путём раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей.
- X Направленность личности студента1. Любовь к своей профессии. 2. Любовь к своему предмету.
- Ответственность и добросовестность.4. Увлечённость делом.
- Творчество в учебно-воспитательном процессе.6. Любовь к детям. 1. XI Способности
- Ясность и критичность ума, изобретательность.2. Развитое воображение. 3. Целенаправленная память.
- Выразительность и убедительность речи.
- Наблюдательность и внимание.
- Артистические способности.1. Общая средняя оценка: