Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы формирования методических умений студентов в ходе обучения элементарной математике в педвузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большую теоретическую и практическую ценность для данного исследования представляют работы, посвящённые профессионально-педагогичес кой направленности обучения студентов вузов А. Г. Мордковича, Г. Л. Лукан-кина, Г. И. Саранцева, А. И. Нижникова, В. В. Андреева, Н. И. Батькановой, И. А. Новик, Т. Н. Грань и др. Однако, несмотря на важность и многогранность проведённых исследований, указанная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
    • 1. Состояние разработанности проблемы формирования профессионально педагогических и методических умений будущего учителя математики
    • 2. Структура методических умений и возможности их формирования в курсе элементарной математики
    • 3. Условия формирования дидактических и методических умений студентов
    • 4. Уровни сформированное&trade- методических умений учителя
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКЕ В ПЕДВУЗЕ
    • 1. Методическая система обучения как составная часть педагогической системы
    • 2. О своеобразии курса элементарной математики и практикума по решению математических задач
    • 3. Формирование умений профессионального характера как одна из целей обучения элементарной математике в педвузе

Теоретические основы формирования методических умений студентов в ходе обучения элементарной математике в педвузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К числу критериев, по которым определяется готовность выпускника педвуза к предстоящей педагогической деятельности, относятся сформированные за время обучения профессиональные, методические умения и навыки. Согласно концепции профессионально-педагогической направленности обучения каждый предмет, изучаемый в вузе, должен вносить вклад в решение проблемы совершенствования подготовки специалиста.

Наиболее сложным моментом начала педагогической деятельности студентов является переход от теоретической подготовки к выполнению практических действий учителя-предметника. Это обстоятельство успешно преодолевается тогда, когда в учебной деятельности студентов созданы условия для формирования приёмов методических умений непосредственно на материале школьного курса. Широкие возможности для этого имеет курс элементарной математики и практикума по решению математических задач (ПРЗ), обладающий особенностями, отличающими его от математических дисциплин педвуза. Во-первых, он имеет сходную со школьным курсом математики, логическую структуризацию математического материалаво-вторых, терминологически совпадающие понятия трактуются в данном курсе значительно шире и глубже чем в школе, что позволяет формировать приемы учебной математической деятельности студентов и, вместе с ними, приемы обучающей — методической деятельности.

Формирование главных методических умений, таких как, умение проводить логико-математический и логико-дидактический анализ содержания учебного материала (определений математических понятий, правил, алгоритмов, сюжетных математических задач) — умение организовывать поиск решения математической задачи, доказательства математического утвержденияумение подбирать задачи для обучения понятиям, формированию правил или построению алгоритмасоставлять систему вопросов для проверки усвоения определённого знания (понятия, теоремы, правила) и т. д. традиционно осуществляется в курсе методики преподавания математики. При этом специалисты по теории и методике обучения математике указывают на объективные трудности, не позволяющие в полном объёме решить проблему формирования методических умений. К ним относятся не только слабые знания части студентов по школьному курсу математики и отсутствие общих умений решать математические задачи, но и небольшой объём часов, отведённых на изучение курса методики преподавания математики.

Между тем, частные и специальные приёмы методических умений, связанных с логическим анализом содержания математического материала, обучением школьников решению задач успешно формируются при специально организованной учебной деятельности студентов в курсе элементарной математики и практикума по решению математических задач.

Для традиционного подхода к преподаванию элементарной математики характерным является ознакомление студентов с математическими фактами, понятиями, теоремами, методами решения математических задач, которые играют основополагающую роль в школьном курсе математики, а также решение значительного количества упражнений и задач повышенной трудности. При этом деятельность студентов, по существу, не отличается от той, к которой они привыкли в школе. Усвоение знаний носит формально-оперативный характер, что для будущей педагогической деятельности явно недостаточно.

Считаем, что в систему заданий, направленных на отработку формально-оперативных умений будущих учителей математики необходимо включить задания, на которых возможно формирование частных и специальных приёмов методических умений.

Различные группы умений педагога и пути их формирования были исследованы Е. И. Лященко, Н. Д. Кучугуровой, Е. Г. Меркуловой, Г. С. Никифоровым, Н. Ф. Талызиной, Н. В. Черкизовой, Н. А. Шайденко (психолого-дидактические аспекты контроля и самоконтроля) — В. К. Елмановой, Г. В.

Краснолабоцкой (гностические умения) — И. Т. Пуковой (в воспитательной работе) — А. Родригес, О. И. Федяева (прогностические) — И. А. Засобиной, Л. В. Комаровской (конструктивные) — Т. В. Андроновой, А. П. Акимовой, З. И. Большаковой, Л. Ф. Спирина, Г. А. Нагорной, В. М. Чайки, Е. Ф. Широковой (умение анализировать педагогические явления и решать творческие педагогические задачи) — Т. Ю. Баскаковой, Б. С. Кобзарь, Е. В. Трофимовой (диагностические умения) — Я. А. Ваграменко, И. А. Румянцева, И. В. Ряхиновой (программированный контроль и технологии компьютерного обучения) — И.И. Ле-гостаева (информационные умения).

Большую теоретическую и практическую ценность для данного исследования представляют работы, посвящённые профессионально-педагогичес кой направленности обучения студентов вузов А. Г. Мордковича, Г. Л. Лукан-кина, Г. И. Саранцева, А. И. Нижникова, В. В. Андреева, Н. И. Батькановой, И. А. Новик, Т. Н. Грань и др. Однако, несмотря на важность и многогранность проведённых исследований, указанная проблема имеет много неизученных сторон. В частности, изучение состояния проблемы обучения элементарной математике и формирования профессиональных умений, теоретический анализ методической литературы позволили прийти к выводу, что в обучении недостаточно используется взаимное влияние процессов развития математического и педагогического мышления. Остаётся открытым вопрос о формировании готовности к педагогической деятельности при изучении данного курса. Поиск путей совершенствования процесса обучения с акцентом на профессиональную направленность обуславливает актуальность нашего исследования.

В своём исследовании мы использовали положения теории деятельно-стного подхода (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.), в которой доказано, что для того, чтобы процесс формирования того или иного умения был успешным, субъект должен быть включен в соответствующую деятельность. На основе данной теории, нами разработана методическая система обучения элементарной математике, одной из целей которой является формирование методических умений студентов.

Обычно, говоря о результатах обучения, имеют в виду конкретные предметные знания, умения и навыки, которыми овладевают студенты в процессе изучения дисциплин, предусмотренных программами. Отметим, что в усвоении математических знаний выделяются два аспекта: формальнологический и оперативный [88]. Первый предполагает знание теорем, определений, понятий и их свойств, методов решения отдельных классов задач на уровне воспроизведения формулировки или доказательства. Второй, оперативный, выражается в умении применять какой-либо математический факт для решения конкретной задачи. Считаем, что в плане профессиональной подготовки студентов, усвоение курса элементарной математики на формально-оперативном уровне является необходимым, но недостаточным.

При сравнительном анализе состояния знаний и умений студентов на заключительном этапе обучения, на материале элементарной математики исследованием было установлено, что: а) в усвоении математических знаний и адекватных им способах деятельности лишь 46% студентов демонстрируют стабильность на формально-оперативном уровне, выражающемся в умении применять математические факты для решения задач как внутри самой математики, так и смежных дисциплин (физика, информатика, экономика). б) при выполнении заданий, учитывающих специфику педагогического труда, студенты испытывают серьёзные затруднения, обусловленные недостаточной профессионально-педагогической направленностью обучения, слабом соблюдении принципов бинарности, ведущей идеи, непрерывности и информатизации.

Например, при организации деятельности учащихся на этапах анализа условия, поиска решения математической задачи или доказательства математического утверждения студенты не владеют приёмами постановки специальных организующих и управляющих дополнительных вопросов. Испытывают трудности при выборе наиболее рационального способа решения, при составлении системы вопросов или задач для организации усвоения или проверки определённого конкретного знания (понятия, теоремы, правила и т. п.). Затрудняются в подборе заданий для обучения решению определённого класса задач, обучению понятиям, формированию правила или построению алгоритма.

Всё вышесказанное подчёркивает актуальность проблемы исследования, которую мы сформулировали следующим образом: совершенствование методической подготовки студентов средствами элементарной математики и практикума по решению математических задач.

Цель исследования состоит в разработке теоретических основ формирования методических умений студентов в ходе изучения элементарной математики и практикума по решению математических задач.

Объект исследования — процесс обучения элементарной математике и ПРЗ в педвузе с точки зрения его профессиональной направленности.

Предмет исследования — формирование методических умений при изучении элементарной математики и практикума по решению математических задач.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, эффективность методической подготовленности студентов средствами курса элементарной математики и ПРЗ возрастёт, если:

1. будет создана установка на овладение методическими умениями в ходе изучения элементарной математики и ПРЗ;

2. процесс формирования умений будет целенаправленным и планомерным;

3. в содержание обучения будут внесены специальные упражнения, моделирующие деятельность учителя математики.

Сформулированная гипотеза и проблема исследования предусматривают решение следующих задач:

1. Проанализировать состояние разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в психологической, педагогической и методической литературе.

2. Выявить методические умения, формирование которых естественным образом может осуществляться на занятиях по элементарной математике.

3.Определить условия, обеспечивающие успешное формирование методических умений студентов в ходе обучения элементарной математике и ПРЗ.

4.Построить методическую систему обучения элементарной математике и ПРЗ, одной из основных целей которой является формирование умений профессионального характера;

5.Опираясь на результаты исследования, разработать систему заданий, направленную на достижение поставленной цели, и экспериментально проверить её эффективность.

Методологическую основу исследования составляют: концепции дея-тельностного подхода и профессионально-педагогической направленности обучения в педагогическом вузе.

В исследовании мы опирались на фундаментальные работы, раскрывающие теорию формирования личности учителя (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кру-тецкий, Н. В. Кузьмина, А. В. Петровский, В. А. Сластёнин и др.), личностно-деятельностный подход к изучению педагогической деятельности и формированию личности учителя (В.В.Давыдов, А.Н. Леонтьев), теорию формирования педагогических умений (О.А. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, Л. Ф. Спирин и др.), теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Исследование проводилось поэтапно с 1994 по 2000 год. Основной опытно-экспериментальной базой исследования являлся Балашовский филиал Саратовского Государственного Университета им. Н. Г. Чернышевского (физико-математический факультет).

На первом этапе (1994;1996) осуществлялось теоретическое изучение проблемы, обобщался опыт работы вузов, проводился сбор и анализ фактических данных, характеризующих состояние данной проблемы. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1996;1997) продолжалось изучение состояния проблемы в теории и практике, были составлены материалы для проведения педагогического эксперимента. Опытная работа сопровождалась проведением контрольных и экспериментальных срезов, сравнительным анализом полученного материала, т. е. осуществлялся поисковый эксперимент.

На третьем этапе (1997;1999) проводился обучающий эксперимент, осуществлялся анализ и обобщение полученных результатов, формулировались основные выводы и практические рекомендации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нём:

— теоретически обосновано формирование методических умений в курсе элементарной математики и практикума по решению математических задач;

— выделены методические умения и доказана целесообразность их формирования в процессе изучения элементарной математики и ПРЗ;

— выявлены возможности включения специальных заданий в курс элементарной математики для формирования элементов методических умений;

— разработана методическая система обучения элементарной математике, способствующая выработке комплекса методических умений учителя математики;

— представлены требования к системе заданий по элементарной математике, для формирования методических умений.

Проблема совершенствования процесса методической подготовки будущих учителей математики решена на основе внедрения комплексных заданий методического характера в курсе элементарной математики и ПРЗ.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— материалы диссертационной работы могут быть использованы преподавателями вузов в их практической деятельности (при проведении практических занятий, спецкурсов и спецсеминаров, при написании курсовых и квалификационных работ, при организации педагогических практик), а методические рекомендации по использованию заданий для формирования дидактических и методических умений — в ходе подготовки будущих учителей математики.

На защиту выносятся:

1. Структура методических умений и доказательство целесообразности их формирования в курсе элементарной математики и ПРЗ.

2. Требования к заданиям по формированию методических умений будущих учителей математики на базе курса элементарной математики и ПРЗ.

3. Типы упражнений, для отработки частных и специальных приёмов методических умений.

4. Комплексные задания и методические рекомендации по их использованию в процессе преподавания элементарной математики и ПРЗ.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов проведённого исследования обеспечивается совокупностью разнообразных методов исследования, адекватных поставленным в нём задачам, репрезентативностью выборки, статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась в форме лекций, практических занятий в Балашовском филиале СГУ, докладов и сообщений на методических семинарах физико-математического факультета БФСГУ (1994;2000), на научно-практических конференциях в г. Саранске (1994;1998), на Герценовских чтениях в РГПУ им. А. И. Герцена в г. Санкт-Петербурге (1998), на 2 Международной методической конференции в ПТУ в г. Пензе (1998).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения списка используемой литературы и приложений.

Выводы по П главе.

1. Методическая система, содержащая компонент «результаты обучения», позволяет проверять её эффективность, и при необходимости осуществлять коррекцию остальных компонентов, кроме этого выработать некоторый критерий, определяющий готовность студентов к выполнению различных видов деятельности учителя математики.

2. Курс элементарной математики в педвузе обладает следующими особенностями: во-первых, он имеет сходную со школьным курсом математики, логическую структуризацию математического материалаво-вторых, терминологически совпадающие понятия трактуются в данном курсе значительно шире и глубже. Это позволяет формировать приемы учебной математической деятельности студентов и, вместе с ними, приемы обучающей — методической деятельности.

3. Содержание курса должно предопределять возможность реализации целей математической подготовки будущего учителя: достичь такого уровня математических знаний, умений и навыков, который гарантировал бы учителю владение научным фундаментом школьного курсасформировать достаточно высокий уровень математического мышленияспособствовать формированию методической культурыобеспечить достаточный опыт математической деятельности, включая и умение преобразовывать научный материал в учебный. Профессиональная направленность отбора содержания учебного материала, обеспечивает полноценную и осознанную деятельность специалиста в рамках его профессиональных обязанностей.

4. Одним из главных результатов изучения элементарной математики и практикума по решению математических задач являются следующие умения:

— умение выполнять логико-математический анализ учебного материала, в том числе математических задач;

— умение организовать познавательную деятельность учащихся в процессе решения задачи, научиться анализировать описанную заданную ситуацию (организаторское);

— умение мотивировать решение задачи, вызвать к ней интерес (коммуникативное);

— умение составить систему заданий для определённой цели (конструктивное);

— умение провести исследование задачи, её условия, решения (гностическое);

— умение типизировать математические задачи, определять их когнитивную требовательность;

— умение осуществлять контроль учебной деятельности.

5. Работа с комплексными заданиями при изучении элементарной математики позволяет формировать мышление, ориентированное на педагогическую деятельность, не требуя отхода от специфики предмета или его расширения. Учебно-познавательные действия студентов выступают в более обобщённой форме и приобретают характер методических. Студенты не просто овладевают учебными действиями, а овладевают ими рефлексивно, осознавая основания выполняемых действий, оценивая их соответственно целям деятельности, значению для своего развития, и определяя наиболее эффективные способы усвоения.

Заключение

.

Результаты теоретического и экспериментального исследования, анализ учебно-методической, психолого-педагогической литературы, позволяют утверждать, что:

1. Курс элементарной математики и ПРЗ обладает широкими возможностями для формирования методических умений будущего учителя математики Для достижения высокого уровня подготовки студентов к педагогической деятельности, в ходе изучения элементарной математики необходимо проведение целенаправленной работы по усвоению частных и специальных приёмов методических умений. Такая работа позволяет выявить систему связей между учебной и методической деятельностью, определить действия, лежащие в основе учебных и методических умений.

2. Соблюдение условий построения процесса обучения с опорой на теоретические основы формирования умений, разработанные П. Я. Гальпериным и Н. Ф. Талызинойсоблюдение принципов профессионально-педагогической направленности обучения (бинарности, ведущей идеи, непрерывности, информатизации, комплексного подхода) — учёт возрастных, индивидуальных особенностей студентов, учёт личного опыта учебной деятельности студентов и его постоянное рефлексивное осмысление, обеспечивают успешное формирование методических умений.

3. Построенная методическая система обучения элементарной математике в педвузе, содержащая в числе компонентов: цели обучения, содержание, педагогов, учащихся, средства обучения и результаты обучения позволяет гибко реагировать на все происходящие изменения при необходимости изменять их.

4.0сновным средством управления деятельностью студентов по усвоению методических умений в процессе изучения элементарной математики и ПРЗ является специально сконструированные комплексные задания. Должен быть использован набор заданий, состоящий из: а) заданий по перечислению, описанию фактов, способов действийб) заданий по разбору и структуре (анализ и синтез) — в) заданий на выявление взаимоотношений между фактами: причина, следствие, цель, средство, влияние, функция, способ и т. д.- г) задачи по классификации, категоризациид) заданий на формулирование вопросове) заданий на построение вспомогательных знаковых или графических моделейж) заданий на поиск ошибок в решениях математических задач, а также на установление характера ошибокз) заданий, направленных на выделение приёмов поиска решения математических задачи) заданий на построение системы задач, удовлетворяющих требованиям полноты, наличием ключевых задач, связности;

5. Результаты экспериментального обучения показали, что организация деятельности студентов в единстве математической и методической линий оправданаиспользование комплексных заданий даёт значительно лучшие результаты в усвоении содержания учебного материала и в формировании методических умений. Полученные знания и способы действий обеспечивают студентам перенос и обобщение ранее усвоенных способов в новые, нестандартные ситуации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. -141с.
  2. Активизация познавательной деятельности студентов / Сборник научных трудов. Под ред. А. Ф. Эсаулова.—Ленинград., 1973. 108с.
  3. Алгебра и начала анализа: учебник для 10−11 кл. сред. шк. / А. Н. Колмогоров, A.M. Абрамов, Ю. П. Дудницин и др.: Под ред. А. Н. Колмогорова.-2-е изд.—М.: Просвещение, 1991.—320с.
  4. Г. Н. Основы дидактики высшей школы (Под. Ред. В. М. Гарева. УФА-1973.
  5. П.С. Математика как наука // Известия АПН РСФСР. -Вып.92.— М., 1958.— с.5−36.
  6. В.В. Профессиональная направленность обучения «студентов педагогических вузов в курсе теории аналитических функций. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие Высш. Школа, 1980.—368с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 256с.
  9. Г. Д. О применении эвристических приёмов в школьном преподавании математики // математика в школе.—1969. № 5.—с25−27.
  10. Н.И. Профессионально-педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвузов: Автореф. Дис.к.п.н.— Саранск, 1994.—16с.
  11. Д.Т. Содержание и методика проведения в пединституте практикума по решению задач по математике: Дис.канд. пед. наук. Киев, 1988. -203с.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.—192с.
  13. В.П. Татур Ю.Г, Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб. метод, пособие. -М.:Высш. шк., 1989.—144с.:ил.
  14. А .Я. Курс алгебры средней школы, (ч .1) Методические разработки для слушателей ФПК.—М.: изд. МГПИ им. В .И. Ленина, 1986. 76с.
  15. А .Я. Курс алгебры средней школы: (ч.2) Методические разработки для слушателей ФПК.—М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986.—84с.
  16. В.Г., Грудёнов Я. И. Как учить поиску решения задач // Математика в школе. 1988. № 1. с.8−14.
  17. В.Г., Сидоров Ю. В., Шабунин М. И. Мордкович А.Г. Математика. Лекции, задачи, решения.—Минск.: „Альфа“, 1994.—638с.
  18. И.П. Методика формирования готовности учащихся старших классов к решению нестандартных математических задач: Дис.. .канд. пед. наук.—М., 1996.-212с.
  19. А.Б. Методы решения задач: учеб. пособие для студентов мат. специальностей пед. ин-тов. Минск: Вышейш. Школа, 1974. — 234 с.
  20. А.Б. Обучение решению задач по математике: Учеб. Пособие для пед. ин-тов по физ.-мат. спец. Минск: Вышейш. Школа, 1974. — 234 с.
  21. Е. Е. Денисова Н.С., Полякова Т. Н. Практикум по решению математических задач: Учеб. пособие для пед. ин-тов.—М.: Просвещение, 1979.—240с.
  22. Н.Я. Математическая подготовка учителя математики в педагогических институтах СССР: Материалы Всесоюзной научной конференции. К.: КГПИ им. A.M. Горького, 1983. — с.60 -73.
  23. И.А., Митина A.M. Проблема целей обучения в современной педагогике.—М., 1989.—25с.
  24. М.А. Компьютерная ориентация методической подготовки будущих учителей математики: Дисс. .канд. пед. наук. -М.-1994. 180с.
  25. П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981.-c.78−86.
  26. В.И. Основы теоретической педагогики: учеб. пособие СП б.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1992. — 154с.
  27. .В., Черкасов Р. С. О преподавании математики в предстоящем тысячелетии // Математика в школе. 1996. -№ 1. с.52−54.
  28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: Государственный комитет по высшему образованию, 1995.-383с.
  29. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Просвещение, 1980. — 138с.
  30. Т.Н. Методические основы профессиональной направленности курса „Методика преподавания математики“ в педагогическом вузе.: Дисс.канд. пед. наук. -М.: 2000.
  31. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике.—М.: Педагогика, 1987.—160с.
  32. В.В. Образовательная технология: от приёма до философии /М.: Сентябрь, 1996 112с.
  33. Гуманизация математического образования в школе и вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Саранск: Мордовский пединститут, 1997 — 157 с.
  34. JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. — 328 с.
  35. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? Часть 1. „Авангард“. —М.: 1994.—168с.
  36. В.В. Теория развивающего обучения.—М.:ИНТОР, 1996—544с.
  37. Н.А. Формирование обобщённых умений по решению некоторых классов творческих задач: Дис.канд. пед. наук. М., 1979. -197с.
  38. B.C. Обучение студентов поиску решения задач: Дис.канд. пед. наук. — Минск, 1986. 161с.
  39. Л.Н. Профессиональная направленность курса элементарной геометрии в педагогическом вузе.—Автореферат .к.п.н.—Москва, 1993.- 15с.
  40. О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов физ. мат. спец. пед. ин-тов.— Тобольск.: Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 1997.-191с.
  41. В.И., Гриценко Л. И. Основы дидактики высшей школы.— Тюмень: ТГУ, 1978.
  42. Задачи как цель и средство обучения математике учащихся средней школы: Межвуз. сб. науч. трудов. Издательство ЛГПИ, Ленинград, 1981. -148с.
  43. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. Справочное пособие. Вавилов В. В., Мельников И. И., Олехник С. Н., Пасиченко П.И.—М.:Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987. -240с.
  44. Задачник-практикум по элементарной алгебре. Под ред. Л. М. Фридмана. -М.: Просвещение, 1962. -115с.
  45. Н.И. Алгебра и начала анализа. Для углубленного изучения математики в 10 классе. Учебное пособие. Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. 157 с.
  46. И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. Ростов н/д.: Изд-во „Феникс“, 1997. -480с.
  47. И.И. Система эвристических приёмов решения задач. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992. — 140 с.
  48. Е.С. Развитие темы задачи // Математика в школе. — 1991. № 3. с. 8−12.
  49. М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания.//Педагогика. 1998. № 1. с. 34−38.
  50. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей: В 2-х томах. Т.1. Арифметика. Алгебра. Анализ: Пер. с нем. Под ред. В. Г. Болтянского.—4-е изд.—М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат.лит., 1987.—432с.
  51. Ю.М. Задачи в обучении математике.—М.: Просвещение, 1977.— 4.1: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся.— 108с.
  52. Ю.М. Задачи в обучении математике.—М.: Просвещение, 1977.— 4.11 :Обучение математике через задачи и обучение решению задач.—142с.
  53. Ю.М., Луканкин Г. Л. Основные понятия современного школьного курса математики. М., 1974. -380 с.
  54. Ю.М., Оганесян В. А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII-VIII кл—М.: Просвещение, 1980.—96с.
  55. Л.М. Математический практикум как средство усиления прикладной и практической направленности обучения алгебре. Автореф. канд.пед.наук.- М., 1992.-16с.
  56. B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и наччал анализа. М.: Просвещение, 1990.-146с.
  57. Краткий психологический словарь / Абраменкова В. В., Аванесов B.C., Агеев B.C. и др. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  58. В.И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дис. д-рапед. наук. — М., 1992. 395 с.
  59. В.А. психология математических способностей школьников / Под редакцией Н. И. Чуприковой. М.: Издательство „Институт практической психологии" — Воронеж: Издательство НПО „Модек“, 1998.-416 с.
  60. Н.А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя. Дис.к.п.н. -Нижний Новгород—1994 г.
  61. Ю.Н. Мышление и личность. СП б., Крисмас +, 1995.—22с.
  62. Р., Роббинс Г. Что такое математика?: Пер. с англ. М.: Просвещение, 1967. — 559с.
  63. Н.Д. Формирование у будущего учителя умения осуществлять контроль учебно-познавательной деятельности школьников. Дис.к.п.н.— Ставрополь. 1996 г.—182с.
  64. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. Пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. Ин-тов/ Е.И. Ля-щенко, К. В. Зобкова, Т. Ф. Кириченко и др.- Под ред. Е. И. Лященко.—М.: Просвещение, 1988.—223с.: ил.
  65. И.Б. Профессиональная направленность курса стохастики в педвузе. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997.
  66. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304с.
  67. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: 1980.-96с.
  68. В.Н., Мордкович А. Г. Практикум по элементарной математике: Алгебра. Тригонометрия: Учеб. пособие для студентов физ. мат. спец. пед. ин-тов.—3-е изд., перераб. И доп.—M.:"ABF“, 1995—352с.
  69. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Дисс.. доктора пед. наук в форме научного доклада. Ленинград, 1989.- 59 с.
  70. С.Е. и др. Сборник задач по элементарной алгебре. Учеб. пособие для студентов физ. мат. фак. пед. ин-тов. Изд.2-е перераб., доп. — М.: Просвещение, 1973 .-351с.
  71. Е.В. Гуманитарная направленность курса „практикум по решению математических задач“ для студентов педагогических вузов. Дис.канд. пед. наук. Пенза. 2000, 182 с.
  72. А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.-192с.
  73. О.И. Профессиональная направленность обучения элементарной математике при подготовке учителей к работе в классах с малой наполняемостью. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998.
  74. Математика. Алгебра и элементарные функции. Учебное пособие. 4.1/ Ко-лягин Ю.М., Луканкин Г. Л., Яковлев Г. Н.- под ред. Г. Н. Яковлева М.: Агар, 1999 г.-426с.
  75. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Высшая школа, 1988. — 255с.
  76. Методы системного педагогического исследования./ Под. ред. Н.В. Кузьминой—Л., 1980.
  77. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. „Педагогика“. —М., 1973.
  78. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте.—Автореферат. докт. пед. наук. -М.: 1986.
  79. А.И. Теория и практика проектирования методической системы подготовки современного учителя математики: Дисс. докт. пед. наук в форме научного доклада. М.: 2000
  80. А.И. Формирование математической компетенции при изучении студентами математического анализа. Монография. М., РИЦ „Альфа“ МГОПУ, 2000. — 61с.
  81. И.С., Семёнов Е. Е. Учимся рассуждать и доказывать: Кн. для учащихся 6−10 кл.сред.шк. М.: Просвещение, 1989. — 192с.
  82. С.И. Специальный курс элементарной алгебры.—М.: Изд. „Высшая школа“, 1965.- 552с.
  83. В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе (монография). Ереван: Луйс, 1984.- 215 с.
  84. В. Процесс обучения. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962.—170с.
  85. В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. 2-еизд., перераб.—М.: Просвещение, 1986.—160 с.
  86. Основы вузовской педагогики./ Учебное пособие для студентов университета. Под ред. Н. В. Кузьминой. Изд-во Ленинградского университет, 1972.—310с.
  87. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. Учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр „Академия“, 1999.- 512с.
  88. Планирование обязательных результатов обучения математике/ Л.О. Де-нищева, Л. В. Кузнецова, И. А. Лурье и др.- Сост. В. В. Фирсов.—М.: Просвещение, 1989.—237с.:ил.—(Б-ка учителя математики)
  89. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы/ Сост. Г. Д. Глейзер.—М.: Просвещение, 1989.—240с.
  90. Д. Как решать задачу / Пер. с англ. В. Г. Звонарёвой и Д.Н. Белла- Под ред. Ю. М. Гайдука. М.: Учпедгиз, 1959. — 207 с.
  91. Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Пер. с англ. И.А. Вайнштейна- Под ред. С. А. Яновской. 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1975. -463с.
  92. Д. Математическое открытие: Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание / Д. Пойа- Пер. с англ. B.C. Бермана- Под ред. И. М. Яглома. 2-е изд., стереотип. — М.: Наука, 1976. — 448 с.
  93. М.К., Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В. конкурсные задачи по математике: Справ. Пособие.—М.: Наука. Гл. ред. физ. мат. лит., 1992.-480с.
  94. М.В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте. М.: Просвещение, 1975. -208 с.
  95. Программы педагогических институтов. / Сборник № 8. М.: Просвещение, 1988.-c.24.
  96. Психологическая диагностика: учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 304 с.
  97. Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. ч.1.М.: „Прометей“, 1992.- 112с.
  98. Н.М. Методика преподавания математики в средней школе.— М.: Высш.шк., 1990.-267с.
  99. Н.Х. Вечные вопросы о школьном курсе математики. Чему учить? Как преподавать? // Математика в школе. 1999, — № 6. -с.34−36.
  100. В.И. 2500 уроков математики. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. —69с.
  101. О.А. Теоретические основы взаимосвязи школьного курса математики и педвузовского курса математического анализа. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1996.
  102. Г. И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. — Саранск: Тип/'Крас. Окт.», 1999.—208с.
  103. Г. И. Формирование математических понятий в средней школе // Математика в школе.—1998.-№ 5.- с.27−30.
  104. Сборник альтернативных учебных программ математических и методических курсов для педагогических институтов (специальность учитель математики, первая ступень обучения).—М.:1992. -82с.
  105. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. —М.: Народное образование, 1998.—256с.
  106. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.
  107. З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике: Методическое пособие. Киев: Рад. шк., 1983. — 192 с.
  108. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. Пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов.—М.: Аспект Пресс, 1995.—271с.
  109. Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. Санкт-Петербург, СПб акмеологическая академия, 1995.—168с.
  110. Н.Л. Теоретические основы развития системы методической подготовки учителя математики в педагогическом вузе: Автореф. Дисс.. докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996. — 32с.
  111. Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заве-дений.-3-е изд., испр.—М.: Издательский центр «Академия», 1998.-464с.
  112. А.А. Педагогика математики. Минск: Вышейшая школа, 1969. -217с.
  113. М.В. Подготовка учителей математики в системе повышения квалификации к использованию современных учебных технологий. Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1996.
  114. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96с.
  115. Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987.—176с.
  116. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1969.-134с.
  117. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: Изд-во МГУ, 1975.- 343с.
  118. Теоретические основы содержания общего среднего образования./ Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М., Педагогика. 1989. — 352 с.
  119. К.И. О реализации развивающего потенциала курса элементарной математики в педвузе. // Проблемы образования: теория и практика. Балашов. № 1. 1999, с.28−31.
  120. К.И. О комплексных заданиях в курсе элементарной математики и практикума по решению математических задач. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПИ. Балашов: Изд-во БГТШД998, с. 53.
  121. Ш. Ткаченко К. И. Об условиях формирования приёмов гностической деятельности будущего учителя математики. Специфика профессионального педагогического образования на современном этапе. Смоленск: СГПУ, 1998, с. 55−56.
  122. К.И. Проблемы подготовки учителя математики для работы в условиях гуманизации образования. Проблемы гуманизации математического образования в школе и в вузе./ Тезисы докладов научной межрегиональной конференции. Саранск. 1995, с. 75.
  123. К.И. Формирование самоуправления в ходе учебной деятельности студентов. Тезисы научных статей преподавателей и аспирантов. Балашов: Изд-во БГПИД998, с. 96.
  124. К.И. Формирование умений профессионального характера как одна из целей обучения элементарной математике в педвузе. / Проблемы образования: теория и практика. Балашов, № 2 1999, с.59−62.
  125. Д.С., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М., Роспедагенство, 1994.—48с.
  126. С.И. Поиски решения задачи. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  127. Уравнения и неравенства: Дидакт. матер. По курсу алгебры и начал анализа для 10−11 кл. ср. шк. / Под ред. М. И. Башмакова. СПб., СВЕТ, 1995, -80с.
  128. О.И. Элементарная математика в системе профессиональной подготовки учителя математики: Автореф. Дис.канд. пед. наук-М., 1994−17с.
  129. Формирование учебной деятельности студентов./ Под ред. В. Я. Ляудис.— М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989.—240с.
  130. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М.: просвещение, 1983. — 160 с.
  131. Л. Н. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред.шк.— 3-е изд., дораб.—.М.: Просвещение, 1989.— 192с.
  132. Г. Математика как педагогическая наука. М.: Просвещение, 1982.-202с.
  133. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел в педвузе с точки зрения профессионально-педагогического подхода. -РГПУ им. А. И. Герцена. 1993.—140 с.
  134. М.И. и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические математические для 10−11 кл. М.: Мнемозина, 1997. — 253 с.
  135. М.И. Научно-методические основы углубленной математической подготовки учащихся средних школ и студентов вузов. Дис. д-ра пед. наук в форме науч.докл. М., 1994. — 28с.
  136. И.Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. пособие для 10 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1989. — 252с.
  137. И.Ф., Голубев В. И. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учеб. пособие для И кл. сред.шк. М.: Просвещение, 1991. -384с.
  138. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. -255с., ил.
  139. Т.К. Повышение эффективности профессиональной подготовки будущих учителей математики на основе использования курсов по выбору: Дисс.. канд. пед.наук. М.: 1996.
  140. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Просвещение, 1997. -92 с.
  141. Н. М. Сохор A.M. Методика и техника урока в школе: В помощь начинающему учителю. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  142. Анкета№ 1 (Подчеркнуть выбранный ответ)
  143. Считаете ли Вы что деятельностью учащихся в процессе решения задач можно управлять? а) да, знаю как-б) да, но не знаю как-в) нет, это стихийный процесс.
  144. Любите ли Вы решать задачи? а) очень люблю-б) люблю-в) скорее люблю, чем не люблю-г) скорее не люблю, чем люблю-д) не люблю.
  145. Какой этап решения задачи Вам больше всего нравится? а) получение ответа-б) анализ условий задачи-в) составление плана решения-г) поиск наилучшего способа решения-д) оформление решения-е) проверка решения.
  146. Какой из названных этапов решения вызывает у Вас наибольшие трудности?
  147. Осознаёте ли Вы собственные действия в процессе решения задачи? а) решаю, в основном, автоматически-б) полностью отдаю отчёт собственной деятельности-в) когда допускаю ошибку, начинаю задумываться над этим-г) не умею контролировать свою деятельность.
  148. Каких качеств, по Вашему мнению, Вам не хватает для овладения приёма-^ ми обучающей деятельности? а) сообразительности-б) самоуверенности-в) независимости мышления-г) умения ориентироваться в материале-д) фантазии, изобретательности-е) настойчивости-
  149. Чтобы научить решать задачи, необходимо: а) рассматривать всевозможные частные случаи, а затем обобщать-б) сначала рассматривать общие методы решения, затем «находить» их в конкретных задачах-в) этому научить невозможно-
  150. Какие из текстовых задач вызывают у Вас наибольшие трудности: а) на работу-б) на движение-в) на смеси сплавы-г) на числовые зависимости-д) на оптимизацию-е) на проценты-ж) комбинаторные. т1. Анкета № 2
  151. Поставьте знак «+» в выбранной Вами графе. Если Вы имеете дополнительные замечания, запишите их в конце анкеты.1. СпециальностьПредметДата
  152. Разделы и темы курса элементарной математики Для овладения высшей математикой и специальной дисциплиной (профессиональными умениями) знаний, получаемых студентами в курсе элементарной математики
  153. Достаточно недостаточно не могу высказать мнения1. БАЗОВЫЙ КУРС 1. Многочлены
  154. Тождественные преобразования
  155. Радикалы и иррациональные функции4. Уравнения и неравенства
  156. Системы уравнений и неравенств
  157. Показательная и логарифмическая функции над полем действительных чисел
  158. Задачи на составление уравнений и систем уравнений8. Функции и графики 9. Тригонометрия
  159. Последовательности, прогрессии11. Доказательство неравенств 12. Планиметрия 13. Стереометрия 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ
  160. Нестандартные уравнения и неравенства18. Задачи с параметрами 19. Комбинаторика
  161. Метод математической индукции21. Задачи на оптимизацию 1. АНКЕТА № 3
  162. Уважаемый студент! Кафедра математики и методики преподавания математики предлагает Вам ответить на ряд вопросов. Это необходимо для дальнейшего усовершенствования форм и методов подготовки специалистов в нашем университете.
  163. Поставьте знак «+» в выбранной Вами графе- если раздел Вами не изучался, напишите «не изучался».1. ФакультетКурсГруппаДата
  164. Степень выраженности качества отмечается знаком «+» в одной из пяти граф (от 1 до 5). Средняя оценка по группе качеств определяется частным от деления суммы оценок на их количество.1. КАЧЕСТВА Оценка в баллах 1 2 3 4 5
  165. Результаты деятельности студента.
  166. Наличие у учащихся прочных глубоких знаний по предмету на данном уроке или теме.
  167. Сформированность у учащихся устойчивого интереса к предмету.
  168. Наличие прочных умений и навыков в самостоятельном исполнении заданий по предмету в учебной деятельности
  169. Уровень сформированнсти творческих способностей учащихся.1. Уровень знаний студента 1. Общая эрудиция
  170. Знание методики преподавания предмета.
  171. Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся.
  172. Знание психологии коллектива
  173. Знание особенности педагогической деятельности.
  174. Ш Умение анализировать математическое содержание (пункта, параграфа, темы)
  175. Умение выделять наиболее важные понятия и предложения, определяющие содержание темы.
  176. Умение выделять связи и отношения, в которых находятся понятия и предложения межу собой, а также с другими предложениями и понятиями.
  177. Умение типизировать математические задачи.
  178. Умение организовывать деятельность учащихся в процессе решения задач 1
  179. Умение актуализировать знания для решения математической задачи.
  180. Умение ставить организующие и управляющие вопросы, переформулировать задания.
  181. Знание приёмов проведения этапов поиска и решения задачи.
  182. Умение составлять системы задач с учётом полноты, наличием ключевых задач, связности
  183. V Умение контроля и самоконтроля
  184. Умение выявлять ошибки в решении математической задачи.
  185. Умение выяснять причину возникновения ошибки.
  186. Знание способа исправления ошибки.1. VI Гностические умения
  187. Умение систематически пополнять свои знания путём самообразования.
  188. Умение систематически расширять свои знания путём пристального изучения опыта учителей.
  189. Умение добывать новые знания при изучении реального педагогического процесса.
  190. Умение изучать личности учащихся в плане повышения уровня их развития и условий, влияющих на результаты обучения и воспитания.
  191. Умение изучать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности и перестраивать свою деятельность в соответствии с целями и условиями её протекания.
  192. VII Проектировочные умения
  193. Планирование уроков и системы уроков в соответствии с целями обучения, характером материала, характером межпредметной связи
  194. Определение наиболее эффективных методов и приёмов ведения уроков.
  195. Умение методически целесообразно использовать средства наглядности и ТСО на уроках и во внеклассной работе.
  196. Умение предусмотреть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности
  197. VIII Конструктивные умения
  198. Выбор оптимальных приёмов и способов обучения с учётом общих и частных целей обучения
  199. Отбор и дозировка материала с учётом его особенностей и уровня подготовки учащихся.
  200. Умение выбирать общие, 1рупповые и индивидуальные формы работы.
  201. Расположение задач и упражнений в порядке увеличения их трудности для учащихся.
  202. Рациональное распределение времени на отдельных этапах урока, логические переходы от одного этапа к другому.1. Коммуникативные умения
  203. Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты: учитель-класс, учитель-ученик, ученик-класс, ученик-ученик.
  204. Умение раскрывать систему перспективных линий развития коллектива и личности и внушение ему уверенности в себе.
  205. Проявление меры требовательности и справедливости во взаимоотношениях с учащимися.
  206. Предотвращение и разрешение конфликтов, подход к событиям с точки зрения ученика, изменение его позиции путём раскрытия перед ним подлинных ценностей и целей.
  207. X Направленность личности студента1. Любовь к своей профессии. 2. Любовь к своему предмету.
  208. Ответственность и добросовестность.4. Увлечённость делом.
  209. Творчество в учебно-воспитательном процессе.6. Любовь к детям. 1. XI Способности
  210. Ясность и критичность ума, изобретательность.2. Развитое воображение. 3. Целенаправленная память.
  211. Выразительность и убедительность речи.
  212. Наблюдательность и внимание.
  213. Артистические способности.1. Общая средняя оценка:
Заполнить форму текущей работой