Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное партнерство как продукт цивилизованного общества берет свои корни от рыночной экономики и в педагогическом менеджменте может рассматриваться, с одной стороны, как принцип взаимодействия в социуме, с другой стороны, как технология управления социальными системами, сообщество юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации социального проекта. В реализации авторского проекта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Управленческая деятельность директора сельской школы как педагогическая проблема
    • 1. 1. Содержание и структура управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма
    • 1. 2. Особенность управленческой деятельности директора школы в сельском социуме
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма и в контексте реализации региональной политики образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-поисковая работа по реализации структурно-функциональной модели развития управленческой деятельности директора сельской школы
    • 2. 1. Создание полимерной сферы образовательных услуг в сельском социуме
    • 2. 2. Интеграция административных и рыночных методов управления сельской школой
    • 2. 3. Динамика развития управленческой деятельности директора сельской школы
  • Выводы по второй главе

Развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная ситуация развития системы управления в России характеризуется поиском новой философии социального управления. Вхождение образования в систему рыночных отношений обусловлено сменой социальных потребностей и моделей социально-экономического поведения.

Постепенное формирование единого рыночного хозяйства в России открывает, с одной стороны, возможность всеобщего благосостояния, с другой стороны, порождает отставание культуры и систем социализации индивида от цивилизованных норм. Потребность общества в высококвалифицированном руководителе учреждения образования, способном адаптировать систему образования к современным условиям, возрастает по мере обострения социальных и нравственных проблем.

Особо остро стоит проблема руководящих кадров на селе. Традиционный консерватизм управления сельской школой входит в противоречие с динамичностью проблем человека, живущего на селе, всевозрастающими потребностями аграрного сектора страны. Возрастают государственные и общественные требования к управленческой деятельности директора сельской школы, исторически призванной к систематизации социокультурной жизни российского села.

Актуализируется проблема усовершенствования, развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях рыночных реформ.

Современная наука о менеджменте располагает достаточным фондом фактов, закономерностей, идей, необходимых для решения данной проблемы.

В настоящее время в среде директоров сельских школ происходит переосмысление и переоценка своей собственной деятельности, попытка адаптации основных идей управления рыночными системами к практике управления сельской общеобразовательной школой. Новая парадигма организации управления, нашедшая поддержку в европейском менеджменте, предусматривает реализацию принципов, несовместимых с фундаментальными положениями отечественной управленческой науки: децентрализация системы управления, переход к полицентрической системе хозяйствования, сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора, формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем.

Обновляя систему управления, социальный слой директоров сельских школ становится весьма влиятельной общественной силой.

Концепция реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений, реализуемая Министерством образования и науки Российской Федерации, предусматривает структурно-содержательное преобразование деятельности сельских школ с целью обеспечения доступности и высокого качества образования для граждан, проживающих в сельской местности.

Полицентризм, как одно из положений новой парадигмы управления, служит основанием для создания оптимальных социально-педагогических условий исполнения государственных планов по реструктуризации сети сельских учреждений образования.

Полицентризм предполагает принципиально новую организацию управления, при которой значительная часть властных полномочий делегируется на более низкие уровни (от моновласти к поливласти), усиливается роль самоуправления, увеличивается сеть структурных подразделений одной организации.

Организация управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма позволяет расширить сферу образовательных услуг, реализовать технологию социального партнерства и обеспечить эффективное управление образованием в сельском социуме в период рыночных реформ, происходящих в России.

В структуру сельской школы включаются ранее бесперспективные, малорентабельные и малокомплектные учреждения образования (детские сады, студии дополнительного образования, классы профессиональной подготовки, начальные школы других поселков) и хозяйственные подструктуры (<пришкольные интернаты, лагеря отдыха и объекты малого школьного бизнеса). Консолидируются не только социальные, но и экономические, культурные возможности сельского социума с целью обеспечения доступности и качества образования сельских школьников.

Актуальность развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма обусловливается её недостаточной приспособленностью к современным социально-экономическим условиям страны, высокой степенью дезадаптации по отношению к менеджменту рыночных систем.

Отсутствуют теоретико-методологические разработки, обеспечивающие готовность руководителей сельских школ к развитию своей деятельности в условиях полицентризма.

Наряду с этим в науке сложились определенные предпосылки к решению данной проблемы, они обозначены в теории образовательных систем, теории управления образованием, в теоретических исследованиях сельского социума в области образования.

Теория управления образованием базируется на общей теории управления В. Г. Афанасьева, И. Ансоффа, Р. Ф. Фалмера. Основы менеджмента освещены в фундаментальных трудах М. Альберта, М. Вудкока, М. Х. Мескона, Ф. Хедоури, А. Файоля, Д.Френсиса.

Значительный вклад в развитие теории управления российским образованием внесли Ю. В. Васильев, М. И. Кондаков, А. А. Орлов, М. Л. Портнов, П. И. Третьяков, П. В. Худоминский, Р. Х. Шакуров, Т. И. Шамова.

Вопросы становления личностных и профессиональных качеств руководителя образовательного учреждения обоснованы в работах В. И. Андреева, Ю. А. Конаржевского, В. А. Сластенина, В. Г. Рындак.

Актуальные проблемы управления сельской школой рассмотрены в работах В. Г. Быкова, М. П. Гурьяновой, А. Ф. Иванова, Б. А. Кугана, В. А. Полякова, проблемы современного состояния образования в сельском социуме — в работах В. Г. Бочаровой, В. Т. Лисовского, Г. Г. Силласте, Г. Ф. Суворовой, С. Н. Чистяковой, А. М. Цирюльникова.

Вопросы полицентризма, перехода на полицентрическую систему хозяйствования исследуются в работах зарубежных авторов по менеджменту (Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю) — зарубежный управленческий опыт по данной проблеме рассматривается в работах отечественных авторов (И.Н.Герчикова, А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева, Н. А. Саломатин, Э.А.Уткин).

Теоретический анализ и анализ результатов практической деятельности по управлению сельской школой позволил выявить противоречия между:

— потребностью российского общества в руководителе, управленческая деятельность которого отвечает требованиям организации деятельности современной сельской школы, и традиционно сложившейся системой её управления;

— стремлением директора сельской школы к развитию управленческой деятельности и его недостаточной готовностью к использованию возможностей полицентризма;

— потребностью практики в развитии управленческой деятельности директора сельской школы и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения процесса развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма в педагогической науке.

Проблема исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке социально-педагогических условий развития управленческой деятельности директора сельской школы в контексте новой парадигмы организации управления, одним из положений которой является полицентризм.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке определили выбор темы исследования: «Развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма».

Объект исследования: управленческая деятельность директора школы.

Предмет исследования: развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма.

Цель исследования: обосновать социально-педагогические условия полицентризма, обеспечивающие интенсивность развития управленческой деятельности директора сельской школы.

Гипотеза исследования: развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма будет интенсивным, если оно обеспечивается:

• созданием полимерной (множественной) сферы образовательных услуг, направленной на максимально полную реализацию образовательных потребностей государства, социума, учащихся и их родителей;

• интеграцией административных и рыночных методов управления, способствующей успешной адаптации сельской общеобразовательной школы к системе рыночных отношений;

• внедрением технологии социального партнерства, стимулирующей консолидацию профессиональных и общественных сил сельского социума на решение актуальных проблем образования, повышение качества социальной сферы села.

Реализация поставленной цели исследования предусматривала решение следующих задач:

1. Уточнить понятие «управленческая деятельность директора сельской школы».

2. Выявить особенности управленческой деятельности директора сельской школы.

3. Разработать структурно-функциональную модель развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма.

4. Разработать научно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования являются: диалектическая теория познания, заключающаяся в целостном и всестороннем рассмотрении явлений и процессов в их развитии, взаимодействии и взаимообусловленностипринципы единства теории и практики, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов.

Философский уровень исследования базируется на научных подходах к определению человеческой деятельности (Г.С.Батищев, Н. А. Бердяев, А. Бергсон, Л. Фейербах, Ф. Шеллинг) — структуре, анализе, характеристике социокультурной среды (М.М.Бахтин, В. С. Библер, Э. В. Ильенков, А.Ф.Лосев) — концепции философии и методологии образования (В.В.Краевский, В. М. Розин, В.Н.Сагатовский).

Общенаучный уровень исследования составляют: теория личности (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, К.К.Платонов) — теория деятельности (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Г. И.Щукина) — теория образовательных систем (П.П.Блонский, А. С. Вишняков, М.В.Крупенина) — теория менеджмента (М.Х.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури) — теория управления образованием (В.С.Лазарев, П. И. Третьяков, И.К.Шалаев) — системный подход (В.П.Симонов, Э.Г.Юдин) — теория педагогического взаимодействия (А.А.Деркач, В.Г.Рындак).

Технологический уровень исследования представляют принципы педагогического проектирования и технология модернизации современной сельской школы (М.П.Гурьянова, В.Б.Орлов) — корпоративный подход к управлению организацией (Д.У.Дункан, М.И.Магура) — деятельностный подход к управлению школой (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова).

Методологические ориентиры исследования нашли отражение в критериальном аппарате и концепции развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма.

Исследование проводилось на базе сельских школ Оренбургской области.

На первом этапе (1999 — 2001 г.г.) определялись исходные теоретические позиции, рабочий аппарат, изучался исходный уровень управленческой деятельности в традиционных условиях функционирования сельских школ, анализировались затруднения, внедрялись новые организационные формы, осуществлялась интеграция современных методов управления образованием. Основные методы исследования: терминологический метод, анализ, синтез, моделирование, тестирование, беседа, методы математической статистики.

На втором этапе (2001; 2002 г.г.) разрабатывалась стратегия исследования, формировалась программа развития управленческой деятельности директора сельской школы, изучались особенности управления сельскими школами в условиях социума, создавалась структурно-функциональная модель управленческой деятельности, уточнялись понятийный аппарат и гипотеза исследования, разрабатывались и апробировались условия развития управленческой деятельности директора сельской школы. Основные методы исследования: наблюдение (прямое и косвенное), формирующий эксперимент, экспертная оценка, рейтинг.

На третьем этапе (2003 — 2004 г.г.) проводилась опытно-поисковая работа по внедрению структурно-функциональной модели развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма, осуществлялся анализ, обобщались результаты исследования, подводились итоги, формулировались выводы. Основные методы исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез, методы математической статистики.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено понятие «управленческая деятельность директора сельской школы» в части взаимодействия субъекта управления с социальными партнерами как целенаправленная профессиональная деятельность, реализующая потенциал образовательных услуг (основных и дополнительных) системы российского образования и реальные ресурсы сельского социума (интеллектуальные, кадровые, финансовые), удовлетворяющая образовательные потребности государства, общества, граждан, проживающих в сельской местности.

2. Впервые обоснованы социально-педагогические условия полицентризма, обеспечивающие развитие управленческой деятельности директора сельской школы: полимерная сфера образовательных услугинтеграция административных и рыночных методов управлениясоциальное партнерство в управлении сельской школой.

3. Выявлена особенность управленческой деятельности директора сельской школы, отражающая современную ситуацию в сельском социуме и выражающаяся в консолидации профессиональных и общественных сил на селе для решения актуальных проблем образования.

Теоретическая значимость исследования:

1. Разработана структурно-функциональная модель развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма, интегрирующая цель, принципы, этапы, методы, средства, критерии, функции, полицентрическую структуру организации, характеристику управленческой деятельности и предполагаемый результат в социально-педагогических условиях полицентризма.

2. Осуществлена экстраполяция основных положений новой парадигмы организации управления в России (переход к полицентрической системе хозяйствования, децентрализация системы управления, сочетание рыночных и административных методов управления) на управление образованием и управленческую деятельность директора сельской школы.

3. Выявлена педагогическая сущность понятия «полицентризм», отражающая современные возможности организации управленческой деятельности директора сельской школы в контексте социально-экономических реформ в России.

Практическая значимость:

1. Разработаны и внедрены в практику управления образованием муниципальные программы по реструктуризации сельских школ, отражающие изменения в территориальной совокупности общеобразовательных учреждений и обеспечивающие повышение качества образования за счет концентрации и кооперации ресурсов, более эффективного их использования.

2. Разработаны локальные акты по организации управления в условиях полицентризма, научно-методические рекомендации по развитию управленческой деятельности директора сельской школы, бизнес-планы и стратегические планы взаимодействия социальных партнеров по управлению сельской школой, муниципальные программы в области кадровой политики и проектной управленческой деятельности директора сельской школы.

3. Внедрены в практику управления сельскими школами социальные проекты по сохранению духовного наследия и преемственности поколений, работе с одаренными детьми, становлению гражданственности и сохранению здоровья учащихся.

4. Сформирован механизм {структурно-функциональная модель развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма) трансляции региональной политики образования в практику управления сельскими школами.

5. Разработан инструментарий оценки деятельности директора сельской школы (критерии, уровневые показатели, методы экспертизы).

Положения, выносимые на защиту:

1. Управленческая деятельность директора сельской школы — это профессиональная деятельность, реализующая потенциал образовательных услуг (основных и дополнительных) системы российского образования и реальные ресурсы сельского социума (интеллектуальные, кадровые, финансовые) с целью удовлетворения образовательных потребностей государства, общества, граждан, проживающих в сельской местности.

Управленческая деятельность директора сельской школы по сущностным признакам есть взаимодействие субъекта управления с социальными партнерами, реализация которого осуществляется соответственно типам взаимодействия (от постоянного взаимодействия к взаимопроникновению, а от него — к проективным связям) и посредством механизмов взаимодействия (включенность в решение школьных проблем, взаимное стимулирование рефлексивной позиции социальных партнеров, проектирование результатов совместной деятельности).

2. Особенность управленческой деятельности директора сельской школы на современном этапе её развития состоит в консолидации профессиональных и общественных сил в направлении развития духовно-нравственного потенциала человека, проживающего в сельском регионеоздоровлении сельской социальной средыобеспечении кадровыми ресурсами аграрно-экономического сектора селаинтеграции усилий социального партнерства в решении актуальных проблем образования.

3. Педагогическая сущность полицентризма состоит в особой организации управленческой деятельности директора сельской школы, при которой расширяется сфера образовательных услуг {от монок полинаправленности), децентрализуется власть (от монок поливласти), усиливается роль самоуправления и гиперболизируется роль социального партнерства в сельском социуме, в результате чего обеспечивается эффект (от новых организационных структур, экономических механизмое и дополнительных ресурсов), гарантирующий прирост качества образовательных услуг.

4. Структурно-функциональная модель развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма интегрирует цель, принципы, этапы, методы, средства, критерии, функции, полицентрическую структуру организации, характеристику управленческой деятельности и предполагаемый результат в социально-педагогических условиях полицентризма. Средством реализации структурно-функциональной модели являются кадры, финансы, коммуникации, самоактуализация личности директора.

Реализация структурно-функциональной модели способствует переводу управленческой деятельности директора сельской школы в режим развития.

Развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма предусматривает поэтапное качественное изменение её мотивационной и операциональной сторон, эволюционное преобразование системы целей и задач.

5. Социально-педагогические условия, обеспечивающие реализацию структурно-функциональной модели развития управленческой деятельности директора сельской школы.

5.1. Полимерная (множественная) сфера образовательных услуг характеризуется множеством направлений и множественностью измерениймножество направлений полимерной сферы образовательных услуг представляет реализацию разнообразных образовательных программ и разнообразие бытовых, оздоровительных и другого назначения услугмножественность измерений полимерной сферы образовательных услуг предполагает разнообразие оценок качества образования со стороны а) государства (оценка начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального уровней образования) — б) общества (общественная оценка исполнения образовательного заказа на подготовку выпускников) — в) личности (сбалансированная оценка качества образовательных услуг, предусматривающих реализацию основных образовательных ценностей: профильную и профессиональную подготовку, здоровый образ жизни, социализацию, становление гражданственности).

5.2. Интеграция административных методов (решений коллегиальных органов управления, локальных актов, приказов, планов) и рыночных методов управления (маркетинга, контрактов, социальных проектов, «малого школьного бизнеса») способствует успешной адаптации рыночных реформ, проводимых в настоящее время в России, к системе школьных отношений.

5.3. Технология социального партнерства в управлении сельской школой обеспечивает решение актуальных проблем образования в процессе реализации социальных проектов и программ, согласно которым социальные партнеры в сельском социуме (межведомственная и межотраслевая власть, частное предпринимательство, сельское сообщество, попечительский совет, ассоциация выпускников школы) выполняют роли Заказчиков и Пользователей образования, Помощников и Поставщиков ресурсов для усовершенствования образовательных услуг.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются опорой практики в познании, синтезом философских и психолого-педагогических подходов в обосновании ведущих идей, репрезентативностью экспериментальной выборки, воспроизводимостью выводов и результатов.

Апробация и внедрение результатов. Исследование проблемы «Развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма» проводилось в рамках комплексных программ Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО («Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики», 2000 — 2002 г.г., «Системная модернизация образования как фактор социального развития села», 2003 — 2004 г.г., научные руководители В. А. Поляков и В.Г.Бочарова), на базе научно-исследовательской лаборатории «Сельская школа» Института педагогики и менеджмента Оренбургского государственного педагогического университета (г.Оренбург) и сельских общеобразовательных школ Оренбургской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Кроме текстовых материалов в работу включено 15 рисунков и 16 таблиц.

Результаты исследования подтвердили правомерность внедрения структурно-функциональной модели, стимулирующей перевод управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма в режим развития.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза доказана: социально-педагогические условия полицентризма (полимерная сфера образовательных услугполицентрическая система управления, основанная на социальном партнерствеинтеграция административных и рыночных методов управления) обеспечивают развитие управленческой деятельности директора сельской школы. Условия полицентризма необходимы и достаточны для развития управленческой деятельности директора сельской школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведено исследование по проблеме «Развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма».

Подтверждено, что интенсивность развития управленческой деятельности директора сельской школы обеспечивают социально-педагогические условия полицентризма в процессе реализации структурно-функциональной модели.

Развитие управленческой деятельности директора сельской школы исследовалось на философском, общенаучном и технологическом уровнях. Определялись методологические ориентиры исследования, которые нашли свое отражение в критериальном аппарате и концепции развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма.

Развитие управленческой деятельности директора сельской школы рассматривалось как процесс, обеспечивающий зрелость системы профессионального взаимодействия. Развиваясь и стимулируясь ведущими мотивами, управленческая деятельность характеризует меру возможностей, которой обладает субъект управления в данной социальной среде. По мере «охвата» уровневых свойств (исходное состояние, становление системы, собственно развитие) качественные изменения управленческой деятельности становятся все более значительными.

Установлено, что с позиции деятельностного подхода развитие представляет собой поэтапное качественное изменение управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма, которое происходит за счет эволюционного преобразования целей, задач, действий, операциональной и мотивационной сторон деятельности, активизации личностной позиции директора в его профессиональном взаимодействии в сельском социуме и системе образования.

Как показало исследование, преобразования мотивационной стороны управленческой деятельности директора сельской школы отражают формирование профессионального мотива к развитиюпреобразования операциональной стороны его управленческой деятельности способствуют приобретению навыков диагностичного целеполагания, быстроты реакции на внешние и внутренние проблемы школы, способностей эво-люционно преобразовывать образовательную среду, в полном объеме реализовывать поставленные цели.

Развитие является управляемым процессом, регламентированным во времени, пространстве, и согласовано условиям организации. В нашем исследовании развитие управленческой деятельности директора сельской школы регламентировано созданием социально-педагогических условий. Перевод управленческой деятельности директора сельской школы в режим развития осуществлялся с помощью структурно-функциональной модели развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма, интегрирующей цель, принципы, этапы, методы, средства, критерии, функции, полицентрическую структуру организации, характеристику управленческой деятельности и предполагаемый результат в социально-педагогических условиях полицентризма.

Доказано, что управленческая деятельность директора сельской школы в условиях полицентризма качественно изменяется, становится согласованной с региональной политикой образования, интегрируется в сферу деятельности сельского социума, повышает качество социальной сферыобразовательные услуги, производимые сельской школой, удовлетворяют образовательные потребности основных заказчиков образования: государства, сельского сообщества, личности учащегося и его родителей.

Проведенное исследование позволило уточнить понятие «управленческая деятельность директора сельской школы», в структуре которого выделено взаимодействие субъекта управления с социальными партнерами, рассматриваемое нами как целенаправленная профессиональная деятельность, реализующая потенциал образовательных услуг системы российского образования и реальные ресурсы сельского социума, удовлетворяющая образовательные потребности государства, общества и граждан, проживающих в сельской местности.

Выявлена особенность управленческой деятельности директора сельской школы, которая характерна для сельского региона и состоит в консолидации всех профессиональных и общественных сил социума на решение актуальных проблем образования, повышение социального, культурного и образовательного уровней села. Учет особенностей управленческой деятельности директора сельской школы позволяет снизить социальную напряженность в сельском сообществе, сформировать взаимовыгодные условия для взаимодействия социальных партнеров по управлению сельской школой.

На основе анализа теоретических источников определены философские, социальные и психолого-педагогические подходы к пониманию структуры и содержания управленческой деятельности директора сельской школы.

Определена структура управленческой деятельности директора сельской школы в соответствии с теорией деятельности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Г. И. Щукиной.

Структура управленческой деятельности директора сельской школы представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентова) профессиональные мотивы (стремление директора повысить качество управления, решить проблемы образования, реализовать возможности сельского социума) как основа постановки целиб) действия как процессы, подчиняющиеся сознательным целям и определяющие содержание деятельностив) операции, зависящие от условий достижения целей: информационных ресурсов (нормативно-правовых документоврезультатов маркетинговых исследованийинформационного оборота социума) — инструментальной базы (интеграции административных и рыночных методов) — каналов взаимодействия с местной властью, социальными партнерами, родителями учащихся, сельским сообществом.

Содержание управленческой деятельности директора сельской школы представляет уникальный процесс создания, перераспределения и движения школьных ресурсов, использования ресурсных возможностей сельского социума с целью усовершенствования школьной жизнедеятельности и повышения качества социокультурной сферы сельского региона.

Отмечено, что управленческая деятельность директора сельской школы в условиях полицентризма систематизирует жизнедеятельность на селе, способствует превращению сельской школы в сельский социокультурный центр.

Одним из основных результатов исследования является экстраполяция основных положений новой парадигмы организации управления в России (переход к полицентрической системе хозяйствования, децентрализация системы управления, сочетание рыночных и административных методов управления) на управление образованием и управленческую деятельность директора сельской школы.

Выявлена педагогическая сущность понятия «полицентризм», отражающая современные возможности организации управленческой деятельности директора сельской школы в контексте социально-экономических реформ, проводимых в настоящее время в России.

Педагогическая сущность полицентризма определена нами как особая организация управленческой деятельности директора сельской школы, при которой расширяется сфера образовательных услуг (от монок полинаправленности), децентрализуется власть (от монок поливласти), усиливается роль самоуправления и гиперболизируется роль социального партнерства в сельском социуме, в результате чего обеспечивается эффект (от новых организационных структур, экономических механизмов и дополнительных ресурсов), гарантирующий прирост качества образовательных услуг.

Определены, теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены социально-педагогические условия полицентризма, обеспечивающие интенсивность развития управленческой деятельности директора сельской школы в процессе реализации структурно-функциональной модели: полимерная сфера образовательных услуг, интеграция рыночных и административных методов управления, технология социального партнерства в управлении сельской школой.

Применение лонгитюдного анализа подтвердило, что из трех условий полицентризма условие «полимерность сферы образовательных услуг» является продуктогенным фактором развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма.

Доказано, что интенсивность развития управленческой деятельности директора сельской школы зависит от эффективности создания условий полицентризма. При этом сельская школа рассматривается как открытая социально ориентированная система, интегрирующая общую теорию систем и концепцию заинтересованных групп (социальных партнеров).

Создание полимерной сферы образовательных услуг предполагает расширение спектра образовательных услуг за счет создания многоуровневого сельского образовательного учреждения, то есть включение множества (поли) образовательных центров в единую структуру сельской общеобразовательной школы (детский сад, студия дополнительного образования, классы профессиональной подготовки, начальные школы других поселков), каждый из которых обеспечен субъектом хозяйствования (пришкольный интернат, лагерь отдыха, сельскохозяйственный участок, учебно-производственные мастерские), в том числе коммерческого назначения (производственные комплексы, другие объекты малого школьного бизнеса).

Исследование подтвердило, что многоуровневая структура сельской общеобразовательной школы способствует её динамичной реакции на внутренние и внешние изменения рынка труда, на образовательные запросы местной молодежи. Расширенный спектр образовательных услуг позволяет удовлетворить образовательные потребности государства, общественных институтов, родителей и учащихся.

Хозяйственные подструктуры многоуровневого сельского образовательного учреждения в сложных социально-экономических условиях становились способом выживания, средством мотивации сельских школьников на сельскохозяйственный труд, методом привития адаптационных навыков к рыночной системе хозяйствования. Увеличение финансовых возможностей сельских школ за счет внебюджетного финансирования (малый школьный бизнес, дополнительные платные услуги, финансы спонсоров и попечителей) благоприятно влияет на качество образовательного процесса, способствует укреплению нормативно-законодательной и материально-технической баз.

Экспериментально подтверждено, что социальные партнеры по управлению сельской школой, выполняющие роли Заказчиков и Пользователей образования, Помощников и Поставщиков ресурсов, взаимодействуя с директором сельской школы, позитивно влияют на развитие его управленской деятельности в условиях полицентризма.

Социальное партнерство как продукт цивилизованного общества берет свои корни от рыночной экономики и в педагогическом менеджменте может рассматриваться, с одной стороны, как принцип взаимодействия в социуме, с другой стороны, как технология управления социальными системами, сообщество юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации социального проекта. В реализации авторского проекта социальное партнерство по управлению сельской школой было представлено органами правопорядка и управлениями здравоохранения, культуры, спорта, экономики, средствами массовой информации, а также коллегиальными органами управления сельской школой (родительскими комитетами, попечительскими советами, ассоциациями выпускников), другими общественными институтами и организациями, представителями частного предпринимательства.

Эффективность технологии социального партнерства по управлению сельской школой основывается на включенности социальных партнеров в решение проблем сельской школы, их взаимном стимулировании рефлексивной позиции и совместном проектировании результатов взаимодействия.

Процесс реализации механизма взаимодействия социальных партнеров по управлению сельской школой предусматривает постепенный переход от одного типа взаимодействия к другому: от постоянного взаимодействия к взаимопроникновению, а от него — к проективным связям. Постоянное взаимодействие связано с непрерывным преобразованием образовательных условий (нормативно-правовых, финансовых, материально-технических, кадровых, программно-методических, санитарно-гигиенических и других). Взаимопроникновение одной деятельности (управленческой деятельности директора сельской школы) в другую (профессиональную или общественную деятельность социального партнера) реализуется на основе принципов законности и открытости, взаимовыручки и взаимной выгодыобоюдно обеспечивает их качественное преобразование. Взаимодействие социальных партнеров по типу проективной связи предусматривает совместное стратегическое планирование и проектирование конечных результатовоценку качества и прироста качества социальной среды, долю участия и совместной выгоды каждого социального партнера, одним из которых является сельская школа в лице её директора.

Интеграция административных и рыночных методов управления сельской школы способствует её адаптации к новым социально-экономическим условиям (рыночным реформам). Административные методы управления (приказ, акт проверки, локальный акт, решение коллегиальных органов управления образованием), интегрируясь с рыночными методами управления (стратегический маркетинг, контрактный найм на работу, социальные проекты, малый школьный бизнес), обеспечивают эффективное решение финансовых, кадровых, материально-технических и других проблем сельской школыпозитивно (хотя и косвенно) влияют на качество образовательных услуг.

Подтверждением этому служат результаты исследования, когда за счет внешней среды а) создаются новые организационные структуры и мощные экономические механизмыб) приобретаются дополнительные ресурсы (информация, финансы, интеллект, человеческий капитал, материалы, техника) — в) обеспечивается эффект (от новых организационных структур, экономических механизмов и дополнительных ресурсов), гарантирующий прирост качества образовательных услуг.

Социальные проекты, реализуемые в контексте идей полицентризма, способствуют реструктуризации сельских школ в рамках государственной политики образования, позволяют внедрить в образовательную среду сельских школ программу профильного обучения, концепцию воспитания гражданственности сельских школьников, планы повышения культуры и социального оздоровления сельского социума.

Экспериментально подтверждено, что внедрение социальных проектов в программу развития сельской школы стимулирует изменение образовательных приоритетов сельских школьников и родителей, позволяет привести их приоритеты в соответствие с региональной политикой образования и потребностями социума, свидетельствует о зрелости образовательной системы и развитости управленческой деятельности директора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266−1 (в ред. Федеральных законов, Постановления Конституционного Суда РФ 1996−2004г.г.)
  2. В.З. Управление процессом развития и функционирования профессионального образовательного учреждения в условиях рыночной экономики: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1997.
  3. А.В. Рефлексивное управление. Методологические обоснования: Моногр. / А. В. Авилов. М., 2003-.200с.
  4. Ю.Н. Социология и психология управления /Ю.Н.Аксененко,
  5. B.Н.Каспарян, С. Н. Самыгин, И. О. Суханов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 512с.
  6. .Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. Т.1 / Б.Г.Ананьев- Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. -232 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 2000.-351с.
  8. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001.- 376с.
  9. В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань, 1994. 567с.
  10. .А. Высший менеджмент для руководителей / Б. А. Аникин.- М.: ИНФРА-М, 2000. 136с.
  11. И. Стратегическое управление: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. -519с.
  12. А.Я. Теоретические проблемы управления системой образования в сельском социуме / А. Я. Анцупов. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003.- 96с.
  13. Т.И. Международная конференция, посвященная 110-й годовщине С.Л.Рубинштейна. Индивидуальный и групповой субъекты в измененном обществе // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 2.1. C.145−151.
  14. А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1997. -143с.
  15. Аспекты модернизации российских школ: Науч.-метод. рек. к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего и среднего образования. М.: ГУ ВШЭ, 2001.- 164с.
  16. Ф.Ф. Что такое управление / Ф. Ф. Аунапу. М.: Экономика, 1997. -192с.
  17. В.Г. Человек в управлении обществом / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1997. — 432с.
  18. Е.М. Социология управления / Е. М. Бабосов. Минск: Тетра-Системс, 2001.-288с.
  19. М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 336с.
  20. В.П. Теоретические проблемы становления педагогической компетенции учителя / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина Самара: Изд-во СамГПУ, 2001.- 132с.
  21. B.C. Директору школы об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. М.: Сентябрь, 2002. — 160с.
  22. Г. В. Теоретические основы университетского менеджмента / Г. В. Белая. М.: МПГУ, 2001. — 304с.
  23. В.В. Система образования в рамках традиционной и новой философии образования: Метод, аспект / В. В. Беляев. Пермь, 1996. — 34с.
  24. Дж. Воспитание в духе уважения прав детей // Права человека и культура мира: проблемы обучения и воспитания. М., 1999. — С.44−50.
  25. А. Введение в метафизику//Сочинения: В 5 т. Т.5. СПб., 1914.-207с.
  26. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994.- Т. 1−2.
  27. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Сов педагогика. 1988. — № 11. — С. 38−43.
  28. Бир Стаффорд. Наука управления: Пер. с англ. / Стаффорд Бир. М.: Энергия, 1971.- 111с.
  29. П.П. Педология: Кн. для преподавателей и студентов пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 1999. — 288с.
  30. Ю.Н. и др. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества. 2001. — № 11.-С. 10−15.
  31. B.C. Образование и педагогическая мысль в Оренбуржье. Страницы истории (1735−1940г.г.).- Оренбург: Оренбургское кн. изд., 2001.- 320с.
  32. А. Г. Менеджмент: Краткий курс / А. Г. Большаков. СПб.: ПИТЕР, 2000. — 276с.
  33. А.Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организации / А. Г. Большаков, М. Ю. Несмелова. М.: МЗ Пресс, 2001.-182с.
  34. С.К. и др. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. М.: Вуз и школа, 2004.- 464с.
  35. В.Г. Основные направления научных исследований в социальной педагогике. М.: Изд-во ССОПиР РФ, 2001.- 196с.
  36. В.И. Директору школы о самоуправлении / В. И. Бочкарев. -М.: ВЛАДОС, 2001.-192с.
  37. С.Г. Профильная дифференциация обучения в сельской школе: Пос. для рук. и учителей сельских школ. М.: АРКТИ, 2000. — 136с.
  38. В.Г. Анализ работы школы // Завуч. 2002. — № 1. — С.115−140.
  39. К.Я. Педагогический менеджмент. М.: Педагогика, 1992.- 268с.
  40. А.Г. Руководитель завтрашнего дня // Народное образование. -1996. -№ 7.-С. 117−119.
  41. П. Искусство менеджмента: Новые идеи для мира хаотичных перемен: Пер. с англ. /П.Вейлл. М.: Новости, 1993. — 220с.
  42. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. Радио, 1968.- 326с.
  43. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарики, 2000. — 528с.
  44. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций. / Под. ред. Н. В. Горбуновой. М.: Новая шк., 1995. — 112с.
  45. Т.В. Гуманитарно-педагогические основы интеграции непрерывного общего, профессионального образования и воспитания сельских учащихся. М., 1998. — С.11−22.
  46. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика: Пер. с англ. / М. Вудкок, Д.Фрэнсис. М.: Дело, 1991. — 320с.
  47. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: Машстр, 1995.-122 с.
  48. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982.-488с.
  49. Р.В. Моделирование в познавательной деятельности студентов. -Казань: Изд-во КГУ, 1983. 111с.
  50. Е.А. Маркетинг дополнительного образования: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2004. — 118с.
  51. Д.М. Организация и управление / Д. М. Гвишиани.- М.: Наука, 1972.- 535с.
  52. Гегель Г. В. Ф. Система наук. 4.1. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. М.: Изд-во соцэкиз, 1959. — 400с.
  53. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учеб. пос. для вузов / С.И.Гессен- Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448с
  54. И.Н. Менеджмент: Учебник / И. Н. Герчикова. М.: ЮНИТИ, 2000.-501с.
  55. Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению / Л. Д. Гительман. М.: Дело, 1999. — 496с.
  56. В.Г. Теоретические основы целевого подхода к управлению учреждением образования: Моногр. /В.Г.Гладких. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 2000. -252с.
  57. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. -260с.
  58. Н.В., Френкель Т. В. Сельская школа: Организационно -педагогические вопросы управления / Н. В. Горбунова, Т. В. Френкель. -М.: Знание, 1991.- 64с.
  59. Грейсон Джексон К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. / Джексон К Грейсон. М.: Экономика, 1991.- 319с.
  60. М. Оптимизация образовательного пространства российской провинции на основе политики регионального развития // Народное образование. -2004.-№ 1. С.76−90.
  61. М.П. Резервы модернизации сельской малочисленной школы России: Метод, пос. / М. П. Гурьянова. М.: Изд-во ИСПС РАО, 2004. — 160с.
  62. М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пос. для педагогов / М. П. Гурьянова. Минск: Амалфея, 2000. — 448с.
  63. М.П. Типология сельских общеобразовательных учреждений России / М. П. Гурьянова. М.: Изд-во АСОП и РРФ, 2001. — 92с.
  64. М.П., Орлов В. Б. Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений села: Метод, рек. / М. П. Гурьянова, В. Б. Орлов. Изд. 2-е, доп. -М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. — 191с.
  65. В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Изд-во ЭКСМСО — Пресс, 2001. — 736с.
  66. В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Интор, 1999. — 544с.
  67. В.И. Современный менеджмент. М.: Политиздат, 1982.- 432с.
  68. Деловое администрирование / Под общ. ред. О. А. Страховой. СПб.: Питер, 2001.- 176с.
  69. М.В. Природа деятельности / М. В. Демин. М., 1984. — 240с.
  70. А.А. Акмеологические факторы устойчивого и безопасного развития // Безопасность Евразии. 2001. № 1. — С.57−98- № 2.- С. 230 -262- № 3.-С.10−13.
  71. Н.П. Развитие сельского муниципального образовательного учреждения в условиях социально-педагогического партнерства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2003. — 26 с.
  72. Р. Моделирование с помощью НЛП / Р.Дилтс.- СПб.: Питер, 2001.-288с.
  73. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения: Пер. с англ. / П.Друкер. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.- 288 с.
  74. Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников в менеджменте и управленческой практике: Пер. с англ. -М.: Дело, 1996. -276с.
  75. М. Управление нововведениями // Школа. 1998. — № 2. — 63с.
  76. В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлев. М.: Педагогика, 1990.- 168с.
  77. В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский.- М.: Педагогика, 1987. 159с.
  78. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой / В. И. Загвязинский, С.Агильманов.- М.: Знание, 1991.- 64с.
  79. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Новая школа, 1997.- 320с.
  80. В.И. Самоаттестация школы. М.: Пед. поиск, 1999. — 249с.
  81. Г. П. Сельская школа: эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности: Сб. документов и материалов / Г. П. Згожельская, О. Э. Соборнова, О. В. Разумовская.- М.: АПК и ПРО, 2003.- 85с.
  82. В.В. История русской философии. М.: Акад. Проект- Раритет, 2001.- 880с.
  83. В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов / Пер. с нем. М.: Экономика, 1990. -334с.
  84. Н.К. Аттестация как способ повышения квалификации учителей: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.
  85. А.Ф. Интеграция педагогических и социальных факторов как условие эффективной деятельности современной школы / А. Ф. Иванов. М.: АСО-ПиР, 2002.-71с.
  86. А.Ф. Сельская школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской области / А. Ф. Иванов. М.: Педагогика, 1987. — 128с.
  87. Н.В. Состояние и актуальные проблемы развития школьного образования на селе / Н. В. Иванова, Н. В. Осетрова, А. И. Смирнов М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2000. — 96с.
  88. И.А. Путь к очевидности: Сочинения / И. А. Ильин. М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. — 912с
  89. Т.М. Человек и неблагоприятные условия социализации / Т.М., Ильина, Е. С. Никифорова, Т. К. Эверстова, А. П. Шамаева. М.: Педагогика, 1999.- 128с.
  90. Инновации в российском образовании: Общее образование. 2000. М.: Изд-во МГУП, 2000. — 80с.
  91. Т.С. Психология управления: Учеб. пос. / Т. С. Кабаченко. М.: Пед. общество России, 2000. — 348с.
  92. И. Критика чистого разума: Сочинения: В 6 т. М.: Мысль, 1964. -Т.З. — 327с.
  93. П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999.- 336с.
  94. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992
  95. Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. СПб.: Питер, 2001. -224с.
  96. А.В. Личность в мире ценностей / Вестник РУНД.- М., 2003. -14с.
  97. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление: Пер с англ. -М.: Сов. Радио, 1974. 280с.
  98. В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: НОРМА, 2001.- 528с.
  99. С.Р. Принцип-центричное руководство: Пер. с англ. Минск: ООО «Попурри», 2002, — 368с.
  100. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.-328с
  101. Е.М. Культура управления: изменение и изменение // Управление персоналом. 2000.- № 2. — С.25−28.
  102. Комплексная программа РАО «Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики»: механизмы реструктуризации / Рос. академия образования, Ин-т педагогики социальной работы. М.: АСПОПиР РФ, 2000.- 74с.
  103. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Пед. поиск, 2000. — 224с.
  104. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1971.- 192с.
  105. М.А. Формирование управленческих команд — субъектов управленческой деятельности: Моногр. / М. А. Коргова. М- Пятигорск: РАГС, 2000.- 171с.
  106. В.В. Методология педагогической науки: Пос. для науч. работников в области образования, учителей, аспирантов, студентов пед. вузов / В. В. Краевский. М.: Шк. книга, 2001.- 248 с.
  107. Ю. Персонал: мифы и реальность // Управление персоналом. 1997.- № 7. — С.21−26.
  108. Кричевский P. J1. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работ / Р. Л. Кричевский. — М.: Дело, 1993. — 352с.
  109. Н.Б. Социокультурный контекст образования. Новые ценности образования. Вып. 2.- М.: Инноватор, 1995. 184с.
  110. А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Учеб. пос. к спецкурсу. Оренбург, 1995. — 100с.
  111. .А. Сельская школа Зауралья: проблемы, поиски, стратегия развития // Образования и наука. 2000. — № 2(4). — С.40 -48.
  112. Н.П. Способности, одаренность и талант учителя / Н. П. Кузьмина. JL: Знание, 1985.- 32с.
  113. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: В 2 т. / Г. Кунц, С. О'Доннел .- М.: Прогресс, 1981. -Т.1.- 495с.- Т.2.- 512с.
  114. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка / Е. В. Куркин. -М.: Новая школа, 1997. -144с.
  115. И. Эффективность управленческих решений: Пер. с чеш. М.: Прогресс. 1975. — 195с.
  116. B.C. Системное развитие школы / В. С. Лазарев. М.: Пед. общество России, 2002. — 304с
  117. П.Н. Очерки теории социального управления. Л.: Изд.-во ЛГУ, 1976.- 144с.
  118. М.В. Как сделать хорошую школу?! Практикоориентированное пособие по проектированию и управлению школой (Часть 1) / М. В. Левит. М.: Пед. поиск, 2000.- 160с.
  119. И.Я. Культурология: Курс лекций / И. Я. Левш. Минск: Тетра-Системс, 1999.- 544с.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Лентьев. М.: Политиздат, 1997, — 304с.
  121. М.Р. Сборник научно-методических материалов / М. Р. Леонтьева. М.: ВЛАДОС, 2000.- 160с.
  122. И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ / И. А. Липский. М.: Сфера, 2004.- 317с.
  123. В.Т. Жизненные ориентиры и профессиональные намерения выпускников средних школ. Результаты социологического исследования /. В. Т. Лисовский, М. П. Гурьянова, А. А. Козлов и др. М.: АСОПиР, 2000.- 60с.
  124. .Г. Разработка управленческого решения: Учебник / Б. Г. Литвак. -М.: Дело, 2000. -392с.
  125. Э.В. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением // Педагогика. 2004. — № 10. -С.42−47.
  126. Р.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Р. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991.-296с.
  127. А.Ф. Словарь античной философии / А. Ф. Лосев. М.: Мир, 1995. -232с.
  128. Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию / Р. Д. Льюис. М.: Дело, 1999.- 439с.
  129. М.И. Место поиска и отбора кадров в общей системе управления персоналом // Управление персоналом. 1998. — № 10. — С.18−22.
  130. Э. Контролинг как система мышления и управления: Пер. с англ. -М.: Финансы и статистика, 2004. 348с.
  131. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. / Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю. 11 изд.- К., Хадгар-Демос, 1993.- 785с.
  132. В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы: Метод, рек. для организаторов воспитательного процесса / В. Д. Максимова. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000. — 63с.
  133. К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и англ. / К.Манхейм. -М.: Юрист, 1994.-700с.
  134. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993.- 190с.
  135. А. Психология бытия / А.Маслоу. Киев: Рефул-бук- Ваклер, 1997.- 300с.
  136. Менеджмент в управлении школой: Учеб. пос. для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования. / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Магистр, 1995.- 224с.
  137. Менеджмент: Конспект лекций в схемах. М.: ПРИОР, 1999. — 192с.
  138. М. Основы менеджмента.: Пер. с. англ. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. М.: Дело, 1999. — 799с.
  139. .З. Теория организации: Учебник / Б. З. Мильнер. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003.-XVIII, 558с.
  140. Модель «Базовая опорная школа с сетью филиалов» (опыт работы главного управления образованием администрации Псковской области) / Сост. О. В. Разумовская, В. Н. Казакова, С. А. Григорьева, Е. Н. Степанова. М.: АПК и ПРО, 2004.- 67 с.
  141. Модель «Сельская профильная школа «(опыт работы главного управления администрации образованием Новосибирской области) / Сост. Т.П. Згор-жельская, О. Э. Соборнова, JT.A. Каменщикова, Н. И. Ваганова. М.: АПК и ПРО, 2004. — 32 с.
  142. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть / А. М. Моисеев. М.: Сентябрь, 2001. — 160с.
  143. A.M. Управление современной сельской школой: Науч. метод, пос. для директоров сельских школ / А. М. Моисеев. — М.: Изд-во Ин-та педагогики и социальной работы РАО, 2002. — 92с.
  144. В.М. Аксиометрический подход к проектированию педагогической технологии //Педагогика. 1997. — № 6. С.26−31.
  145. А.В. Социальная педагогика: Учеб. пос. для вузов / А.В.Мудрик- Под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2000. — 192с
  146. Н.П. В сельской школе после звонка: Кн. для учителя: Из опыта работы / Н. П. Мусорин. М.: Просвещение, 1989.- 96с.
  147. Э. Принять решение, но как?: Пер. с нем. / Э.Науман. — М.: Мир, 2003.- 198с.
  148. Н.В. Особенности и методы проектирования педагогической системы предпрофильного обучения // Менеджмент в образовании. 2003. — № 3.- С.32−41.
  149. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Минск: В. М. Скакун, 1998.- 896с.
  150. Образование в сельском социуме: проблемы и инновационный опыт: Сб. статей. М.: Изд-во: АСПОПиР РФ, 2001.- 83с.
  151. P.M. Практическая психология образования: Учеб. пос. для вузов / Р. М. Овчарова. М.: Академия, 2003. — 448с
  152. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1986.- 795с.
  153. Опыт Чувашской республики по апробации моделей реструктуризации сети сельских школ / Сост. Е. И. Лазарева, Е. И. Власова, С. В. Петрова, В. Д. Данилов. М.: АПК и ПРО, 2004. -36 с.
  154. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе / А. А. Орлов. М.: Прометей, 1991.- 184с.
  155. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. -М.: Политиздат, 1982.- 255с.
  156. Персональный менеджмент: Учебник / С. Д. Резник и др. М.: ИНФРА-М, 2002. — 622с.
  157. М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 5.- С.45−5 5.
  158. Питере X, Уотермен Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. / Х. Питерс, Р.Уотермен. М.: Прогресс, 1986.- 423с.
  159. К.К. Структура развития личности. М.: Наука, 1986. — 255с.
  160. Л.П. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты. Новые вопросы и ответы / Л. П. Погребняк. М., 2004. -208с.
  161. М.М. Воспитательный процесс в современной сельской школе: опыт, тенденции и перспективы развития / М. М. Плоткин. М.: Изд-во Ин-та педагогики социальной работы, 2002. — 64с.
  162. И.В. Модель политструктурного общеобразовательного учреждения // Школа: рабочая книга преподавателя. 2003.- № 5.- С.76−78.
  163. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1996. — 631с.
  164. О.Э. Модель сетевой организации профильного обучения // Менеджмент в образовании. 2003.- № 3. — С.42—49.
  165. В.А., Кузнецов А. А. Проблемы научно-методического обеспечения развития российского образования // Известия РАО. 2004.- № 1. — С. 1626.
  166. А.В. Теория и организация американского менеджмента / А. В. Попов. М., 1991.
  167. Г. Х. Эффективное управление / Г. Х. Попов. М.: Экономика, 1985. -336с.
  168. Популярный педагогический словарь для работников учреждений образования / Под ред. В. З. Вульфа. 4.1. М., Екатеринбург, 1993. — 62с.
  169. М.Л. Азбука школьного управления / М. Л. Портнов. М.: Просвещение, 1991. — 191с.
  170. Постман Нейл. Конечная цель образования: переоценка ценностей школы. / Нейл Постман. -Nen York: Alfred, А / Knohf, 1995.
  171. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления / М. М. Поташник. М.: Новая школа, 1996.-320с.
  172. М. М. Лазарев B.C. Управление развитием школы / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М.: Новая школа, 1995.- 464с.
  173. М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах): Пос. для рук. образовательных учреждений и органов образования / М. М. Поташник, А. М. Моисеев. М.: Новая школа, 1997. — 352с.
  174. А.Н. Современная социология организаций / А. Н. Пригожин. -М.: ИНТЕРПРАКС, 1995. -295с.
  175. Проектирование системы внутришкольного управления / Под. ред. A.M. Моисеева. М.: Пед. общество России, 2001. — 384с.
  176. Психологические тесты: В 2 т. / Под. ред. А. А. Карелина. М.: ВЛАДОС, 2003.-Т. 1.-312с.
  177. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. / Под. ред. П. И. Пидкасистого. Ростов н/ Д: Феникс, 1998. — 544с.
  178. Т.И. Социальный заказ муниципальной системе общего образования // Менеджмент в образовании. 2003. — № 3. — С. 18−31.
  179. С.Л. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пос. /С.Л. Резник, И. А. Игошина, К. М. Кухарев. -М.: ИНФРА-М, 2002.- 212с.
  180. Реструктуризация сельских школ: Красноярский вариант. «Педагогическая анатомия» опыта управленческого края // Нар. образование. -2004. № 8. — С.44−50.
  181. В.М. Культурология: Учеб. для вузов / В. М. Розин. М.: ИНФРА-М- ФОРУМ, 2002. — 344с.
  182. Российская педагогическая энциклопедия. М.: БРЭ, 1993.- Т.1.- 608с.
  183. Российское образование: взгляд с муниципального уровня // Менеджмент в образовании. 2003. — № 3. — С.8 -17.
  184. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПБ.: Питере, 1999. 720с.
  185. С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976.- 276с.
  186. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под. ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных экономических исследований, 1995. -158с.
  187. В.Г. Методологические основы образования. Учеб. пос. к спецкурсу. Оренбург, 2000. — 191с.
  188. В.Г. Уроки Сухомлинского / В. Г. Рындак. Изд. 2-е, доп. — М.: Пед. вестник, 2003. — 340с.
  189. Рюэгг-Штюрм. Й. Системно-конструктивистская «теория фирмы» и управление процессами глубоких изменений на предприятии // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 6. — С.85−91.
  190. В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. 1995. — С.41−55.
  191. Г. Общество и образование / Г. Саймон. М.: Прогресс, 1989. -200с.
  192. Сборник научно-методических материалов / Под ред. М. Р. Леонтьевой. -М.: ВЛАДОС, 2000. -106с.
  193. Сельская школа: ресурсы развития: Метод, пос. по разработке проектов развития сельской школы / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: РОССПЭН, 2003. -144с.
  194. В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от, А до Я / В. П. Сергеева. М.: Пед. общество России, 2002. — 256с.
  195. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 292с.
  196. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учеб. пос. / В. П. Симонов. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Пед. общество России, 1999. — 430с.
  197. В.А. и др. Педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.-512 с.
  198. Э.А. Разработка управленческих решений: Учеб. для вузов / Э. А. Смирнова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, — 271с.
  199. Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Метод, пос. / Под ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичугиной. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 256с.
  200. Социальное развитие села и сельская школа: Сб. науч. ст. / Под ред. М. П. Гурьяновой. М.: Изд-во Ин-та педагогики и социальной работы, 2003. — 100с.
  201. Социальная история села: Конец XIX- конец XX века: Пос. для педагогов / Сост. С. С. Хижняков. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. — 400с.
  202. Т. Модернизация сельской школы: доступность и качество образования // Народное образование. 2003. — № 6. — С.23−29.
  203. Г. Ф. Как избежать негативных последствий реструктуризации сети сельских школ // Народное образование. 2004. — № 2. — С.85−90.
  204. Татьянченко Д. В, Воровщиков С. Г. Управление качеством образования: вхождение в проблему. Челябинск: Книга, 1995. — 105с.
  205. Ф.Ш. Методологические проблемы развития образования и теоретические вопросы педагогической науки // Школьные технологии. 1999. — № 5. — С.55−83.
  206. В.К. Истины управления: взгляд на основы управления менеджмента/ В. К. Терентьев. М.: Сентябрь, 2002. — 160с.
  207. B.C. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития // Семья в России. 1999. — № 1−2. — С.54−60.
  208. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 1997. — 288с.
  209. П.И. Школа: управление по результатам: Практика педагогического менеджмента// П. И. Третьяков. М.: Новая школа, 2001. -320с.
  210. М.Б., Туровская С. Б. Культурная сущность образования: Сб. 17 Культура, традиции, образование: Вып.1. М., 1990. — 102с.
  211. М.В. Социология управления: Учеб. пос. / М. В. Удальцова. -М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 144с.
  212. Управление организацией: Учебник / Под. ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соламатина. М.: ИНФРА-М, 2001. — 669с.
  213. Управление персоналом: Учеб. для вузов / Под. ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 560с.
  214. Управление это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 351с.
  215. К.М. Ресурсы управления школьной организацией / К. М. Ушаков. М.: Сентябрь, 2000. — 144с.
  216. Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1935−1940, Т.4 -683.С.
  217. P.M. Технология или искусство управлять / Р. М. Феденева. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 163с.
  218. Л.А. Инспекционная деятельность органов управления образованием: Сб. док. и мат. / Л. А. Федорова. М.: АРКТИ, 2004. — 68с.
  219. Философский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840с.
  220. Л.И. Профессиональные ценности и стереотипы российских менеджеров образования: концепция изучения // Школьные технологии. 1999. -№ 5. — С.248−256.
  221. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -366с.
  222. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.2. М.: Прогресс, 1986.
  223. З.А. Педагогические условия формирования и реализации миссии сельской школы: Автореф. дис.канд. пед. наук. Пермь, 2001. — 23с.
  224. С.С. Социальная история села конца XIX кона XX века: Метод. пос. / С. С. Хижняков. — М.: Изд-во Ин-та педагогики социальной работы, 2002. — Т. 1. — 80с.
  225. С.Ф., Тараненко Н. Д. Управление современной школой: Вып. VI. Профильное обучение: новые подходы: Практ. пос. для руководителей системы образования, слушателей ИПК / С. Ф. Хлебунова, Н. Д. Тараненко. -Ростов-н/Д: Учитель, 2004. 96с.
  226. С.Е. Директор школы. (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1979. -232с.
  227. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс / О. Г. Хомерики, М. М. Поташник, А. В. Лоренсов. М.: Новая школа, 1994. — 64с.
  228. A.M. Стратегии и модели развития сельской школы // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2000. — № 1. -С.170−183.
  229. С.Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. Организация и управление / С. Н. Чистякова, Н. Н. Захаров. М.: Педагогика, 1987. — 160с.
  230. В.Д. Формирование психологической системы деятельности. Проблема системогенеза. Ярославль, 1980. С. 5−31.
  231. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. -208с.
  232. И.К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы (сущность и эффективность) Дис. д-ра. пед. наук / И. К. Шалаев. Л., 1989 — 384с.
  233. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АППЦИТП, 1992. — 64с.
  234. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Пед. поиск, 2001. -384с.
  235. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина. М.: Педагогика, 1980.- Т.1.- 319с.
  236. В.М. Человеческая компетентность менеджера. Управленческая антропология / В. М. Шепель. М., 2004.- 432с.
  237. P.M. Непрерывное образование: концептуально-программное обеспечение. Новгород, 1995. — 96с.
  238. А.И. Педагогические основы управления деятельностью учреждений дополнительного образования: Моногр. / А. И. Щетинская. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1997.
  239. Р. Об антихристианских подосновах национализма, сегодняшних бедствиях души и трех главных задачах нашей эпохи / Р.Штайнер. СПб: Изд-во им. В. Соловьева, 2002. — 94с.
  240. В.Э. Дидактическая многомерная технология / В. Э. Штейнберг. Уфа: БИРО, 1999.- 96с.
  241. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966.- 206с.
  242. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1979. — 160с.
  243. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса // Сов. педагогика. — 1982. — № 8. — С.74−77.
  244. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  245. Эксперимент по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности: Сб. док. и мат. / Сост. Т.П. Згор-жельская, И. И. Колисниченко, О. Э. Соборнова. М.: АПК и ПРО, 2003. -85с.
  246. Ю. Конкуренция, с которой придется считаться //Директор школы. 2000. — № 7. — С. 16−23.
  247. Янг Стенли. Системное управление организацией: Пер. с англ. / Стенли Янг.- М.: Сов. Радио, 1971.- 195с.
  248. David Jary, Julia Jary Dictionary of Sociology HarperCollins Publishers. 1991.
  249. Connor P.E. Scientific research competents as a function of creative ability. // JEEE transaction on engineering management. N.Y., 1974. -Vol. EM-21, № 1.- P.2−8.
  250. Domino G. Creativity and the home environment. Gifted Child Quarterly. 1979. — № 24(4). — P. 818−828.
  251. Администрация Оренбургской области
  252. ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ460 000, г. Оренбург, ул. Постникова, 27 телефон (3532) 77−44−41, факс (3532) 77−95−36 ' E-mail: [email protected]от-///У. № //1. АКТоб использовании (внедрении) научно-исследовательской разработки
  253. Автор разработки: Цыганкова Лидия Михайловна, заместитель директора департамента общего и профессионального образования Оренбургской области.
  254. Учреждение, внедряющее разработку: департамент общего и профессионального образования Оренбургской области.
  255. Название внедряемого материала: развитие управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма.1. Предмет внедрения:
  256. Структурно-функциональная модель развития управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма.
  257. Педагогическая эффективность внедряемой разработки.
  258. Сроки внедрения: период 1999—2004годы.
  259. Предложения о дальнейшем использовании: рекомендуется для использования в управленческой практике региональных, муниципальных органов управления образованием и директоров сельских общеобразовательных школ.
  260. Директор департамента общего и профессионального образования, канд. пед. наук1. А.В.Ковалев
  261. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  262. Институт социально-педагогических проблем сельской школы129 278, Москва, ул. Павла Корчагина, д. 7а Теп.: (095) 283−83−07 283−87−34 Факс:(095) 283−83−07 e-mail: [email protected] http: //www. socrabota.ru1. J/ С f. Cf № Jti'-Л/ .от.на №
  263. В образовательную практику сельских районов различных территорий России, участвующих в научно-исследовательской работе Института социально-педагогических проблем РАО, активно внедряются идеи, изложенные в диссертационном исследовании JI.M. Цыганковой. :
  264. ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
  265. Об областном Дне родной школы
  266. В целях развития социально-педагогического партнерства, осуществления преемственности поколений выпускников, расширения ресурсной базы школы постановляю:
  267. Учредить в первую субботу февраля ежегодный областной День родной школы.
  268. Утвердить положение об областном Дне родной школы согласно приложению.
  269. Рекомендовать органам местного самоуправления ежегодно проводить областной День родной школы.
  270. Управлению администрации области по информации и общественным связям (Лихтин А.Н.) организовывать освещение в электронных и печатных средствах массовой информации проведение областного Дня родной школы.
  271. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на заместителя главы администрации области Пивоварову Н.С.
  272. Указ вступает в силу со дня его подписания.
  273. Глава администрации А. Чернышев
  274. Разослано: заместителям главы администрации области, Нагорнову А. Ф., главам муниципальных образований области, Лихтину А. Н., департаменту общего и профессионального образования Оренбургской области, прокуратуре области.
Заполнить форму текущей работой