Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эстетические воззрения Рудольфа Штейнера и их воплощение в искусстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в данном диссертационном исследовании проведен комплексный анализ мировоззрения Р. Штейнера, прослежены все аспекты его творчества, отражающие влияние философских взглядов на формирование эстетического сознания и художественную практику. Наиболее существенными из них являются: — теория познания, обосновывающая объективный идеализм, в котором человек своей творческой духовной… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Философия Р. Штейнера и ее истоки
  • 2. Эстетика Р. Штейнера: состояние исследования
  • 3. Эстетические воззрения Р. Штейнера
  • Глава II. Искусство, реализующее эстетику Р. Штейнера
    • 1. Гетеанум как архитектурно- изобразительный синтез
    • 2. Новое искусство — эвритмия

Эстетические воззрения Рудольфа Штейнера и их воплощение в искусстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика работы.

Данная диссертация посвящена анализу эстетических аспектов мировоззрения австрийского философа, основателя антропософии Рудольфа Штейнера (1861−1925). В диссертации предпринята также попытка на основании исследования художественно-практической деятельности Р. Штейнера проследить пути воплощения его эстетических воззрений в искусстве.

Актуальность исследования определяется прежде всего тем, что творчество выдающегося, оригинального мыслителя рубежа XIX—XX вв.еков, игнорируемое в нашей стране в советский период, в последнее десятилетие начинает осваиваться отечественными гуманитарными науками. Этот интерес, на наш взгляд, обусловлен широким кругом проблем, связанных с коренным переустройством нашего общества. Утрата единой мировоззренческой концепции, наряду с социальным, экологическим, морально-нравственным кризисом обусловили стремление к поиску новых духовных ориентиров, переосмыслению центральных философских проблем.

С этой точки зрения, важным представляется обращение не только к своему национальному прошлому, но и богатому духовному опыту мировой культуры в целом. Осуществленный Р. Штейнером на практике уникальный синтез науки, искусства и религии способствовал инициированию новых направлений во многих областях человеческой деятельности: педагогике, медицине, дефектологии, сельском хозяйстве, художественном творчестве. В начале XX века — периода русского духовного Ренессанса — антропософия стала объектом пристального внимания русской интеллигенции, оказав большое влияние на творчество А. Белого, М. Волошина, Вяч. Иванова, М. Чехова и многих других.

Эстетическая и художественно-практическая деятельность Р. Штейнера была ответом на вызов времени, попыткой решения проблем, поставленных эпохой.

Созданные по проекту Р. Штейнера архитектурные произведения в Дорнахе (Швейцария): первый (уничтоженный пожаром в 1923 году) и второй Гетеанум, предназначенные быть центром науки и искусства развивающейся антропософии, признаны и сегодня выдающимися образцами органической, пластической архитектуры.

Одним из самых значительных вкладов Р. Штейнера в сферу художественной человеческой деятельности явилось создание нового вида искусства движения — эвритмии. За восемьдесят лет своего становления эвритмия смогла развиться в самостоятельный вид сценического искусства, завоевав международное признание. В качестве педагогической и лечебной, эвритмия стала неотъемлемым компонентом воспитания, преподавания и терапии в свободных вальдорфских школах, антропософски-ориентированных лечебно-педагогических учреждениях и больницах.

Наибольшее внимание исследователей сегодня привлекает характерная для мировоззрения Р. Штейнера целостность, связанная, прежде всего, с пониманием органичной включенности человека в общий мировой процесс, роли каждой индивидуальности в формировании будущего нашей общечеловеческой культуры. При этом, наименее исследованными на сегодняшний день оказываются его эстетические воззрения.

Это определяет и главную цель данного диссертационного исследования — представить эстетический аспект мировоззрения Р. Штейнера, дать комплексный анализ его воплощения в искусстве, увидеть особое место Р. Штейнера в ряду других представителей философии и искусства конца XIXначала XX веков, определить значение его вклада в историю мировой культуры.

Для осуществления указанной цели автором ставится ряд теоретических задач: освещение художественно-эстетических проблем эпохи «модерн» и выявление источников и предпосылок к формированию эстетических взглядов Р. Штейнерарассмотрение философии Р. Штейнера с целью исследования исходных для его эстетики позицийанализ собственных эстетических воззрений Р. Штейнерапредставление художественно-практической деятельности Р. Штейнера с точки зрения реализации эстетических аспектов его «духовнонаучного» мировоззрениявыявление действия творческих импульсов Р. Штейнера в современной культуре.

Обозначенный подход к творчеству Р. Штейнера осуществляется впервые, что определяет новизну данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы: Антропософия Р. Штейнера с самого начала своего возникновения стала объектом пристального внимания современников. В нашей стране наибольший отклик она нашла у представителей русской софиологической мысли и мира искусства. Интерес вызывала актуальность затрагиваемых этим учением проблем духовности человека и человеческой культуры.

Критический анализ этого учения содержится в некоторых работах Н. А. Бердяева («Самопознание», «Философия свободного духа», «Теософия и антропософия в России»), С. Булгакова («Святой Грааль», Христианство и Штейнерианство"). Был знаком с работами Р. Штейнера и П. Флоренский, что следует из библиографии к «Столпу и утверждению Истины». Главной темой, волновавшей умы русских философов, был христологический аспект антропософии Р. Штейнера, что аналитически представлено Н. К. Бонецкой в статье «Русская софиология и антропософия». «Русская интеллигенция рубежа веков, — пишет Бонецкая Н. К., — тянулась к антропософии, интуитивно чувствуя, еще до всякой рефлексии — некую духовную близость к ней, но, несмотря на всю открытость русских софиологов навстречу новому — новой духовности, новому гнозису — какие-то очень важные, ключевые аспекты антропософии оказались для русского сознания неприемлемыми. В Штейнере и антропософии не находили благодати — особой православной любовной, милующей духовности. ."*.

Если Бердяев, Булгаков и др. высказывали свои суждения об антропософии «со стороны», то представители мира искусств смогли оценить на практике глубину творческих возможностей мировоззрения. Участие в строительстве здания Гетеанума в Дорнахе (Швейцария), эвритмии, драматических постановках на сцене Гетеанума под непосредственным руководством Р. Штейнера позволило А. Белому, М. Волошину, М. Сабашниковой-Волошиной, М. Чехову и многим другим войти «внутрь» антропософского видения мира. Интерес с точки зрения данного диссертационного исследования представляют работы: А. Белый «Воспоминания о Штейнере», «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности», «Символизм как миропонимание" — «Лекции Р. Штейнера о драматическом искусстве в изложении М. Чехова», М. Чехов «О технике актера" — М. Волошина «Зеленая змея. История одной жизни». В советское время в нашей стране никаких публикаций, исследующих творчество Р. Штейнера, не было. Лишь начиная с 80-х годов имя выдающегося мыслителя снова зазвучало в отечественной литературе. Прежде всего следует назвать таких авторов, как С. О. Прокофьев («Рудольф Штейнер и краеугольные мистерии нашего времени», «Двенадцать священных ночей и духовные иерархии»), Г. А. Бондарев («Мистерия антропософии», «Ожидающая культура», «Триединый человек тела, души и духа», «Энциклопедия духовной науки».). На русском языке были опубликованы некоторые из основных трудов Р. Штейнера по философии, педагогике, медицине. Был защищен ряд диссертаций, посвященных Бонецкая Н. К. Русская софиология и антропософия.//Вопросы философии. 1995. № 7, с. 81−82. исследованию различных аспектов антропософии: Мазурова Е. Г. «Диалектика познания и развитие человека в антропософии Р. Штейнера» (1997 г.) — Свиридкина ТЛ. «Антропософское видение проблемы человека"-(1997 г.) — Коноваленко Н. А. «Теоретические и методические основы подготовки специалиста эвритмии» (1997 г.) В 1992 году в книге «Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера.» авторами Горюновым B.C. и Тубли М. П. впервые творчество Р. Штейнера как архитектора было представлено в широком культурологическом контексте. В 1998 г. Розиным В. М. учение Р. Штейнера кратко изложено, в ряду с другими эзотерическими учениями, в книге «Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения.».

В целом можно констатировать, что с конца 80-х годов XX века в отечественной науке начинается систематическое освоение духовного наследия Р. Штейнера. Однако наименее исследованными при этом оказываются именно эстетические воззрения Р. Штейнера.

В зарубежной литературе мы находим ряд работ, специально посвященных эстетическому аспекту антропософии. Среди них представляют интерес: Krueger Manfred «Anthroposophie und Kunst" — Hans Erhard Lauer «Die Sinne des Menschen und Entwicklung der Kuenste». Внушительный список могли бы составить также имена авторов многочисленных статей и докладов, написанных и прочитанных в последние десятилетия в разных странах Европы, в Америке, Японии, и которые также посвящены различным частным вопросам эстетики Р. Штейнера. В связи с этим, автор данного диссертационного исследования выражает глубокую благодарность г-ну Вальтеру Куглеру (Дорнах, Швейцария), предоставившему обширный материал по исследуемой проблематике. Также, написанная им книга «Rudolf Steiner und die Anthroposophie» явилась ценным руководством при сопоставлении некоторых аспектов теории познания Р. Штейнера с его художественными принципами.

В 2001 году в «Издательстве КМК» вышла книга «Архитектура и Антропософия» (составитель и ответственный редактор А. Соколина). Прекрасно иллюстрированный сборник статей зарубежных авторов, посвященных проблемам архитектуры рубежа XIX—XX вв.еков, зданиям первого и второго Гетеанума, а также архитектуре XX столетия, воспринявшей импульсы Р. Штейнера, представляет собой ценный, с точки зрения данного исследования, материал.

Анализ существующей литературы позволяет заключить, что несмотря на многочисленность работ указанных авторов, они, на наш взгляд, не исчерпывают темы. В отечественной же литературе, как уже отмечалось, специальных исследований эстетических воззрений Р. Штейнера до сих пор не было, и аналогов данной диссертации ни в нашей стране, ни за рубежом не существует. Более полно обоснование данного мнения будет представлено в гл. I, § 2.

Материалом для диссертационного исследования послужили: опубликованные на русском языке и языке оригинала (немецком) основные философские труды, а также статьи, лекции и доклады, написанные и прочитанные Р. Штейнером в период с 1888 по 1924 год, посвященные общим и частным проблемам искусства и художественного творчестваписьма, рисунки, фотографии, модели зданий первого и второго Гетеанума, хранящиеся в архиве наследия Р. Штейнера, а также в музее Гетеанумамемуары участников строительства первого Гетеанума (19 131 923 гг.) и первых эвритмистовсуществующее ныне, построенное по проекту Р. Штейнера после его смерти, здание второго Гетеанумасобственный, художественно-практический опыт в искусстве эвритмии автора диссертации.

Научно-практическая значимость исследования: материалы диссертационного исследования позволяют восполнить пробел в имеющейся на сегодняшний день системе освещения эстетических и художественно-практических аспектов эпохи рубежа XIX-XX столетий. Анализ проблем, предложенных автором диссертации, может быть использован при подготовке учебно-методической литературы по эстетике, философии, культурологии, а также при научном анализе разнообразных исторических, духовных и эстетических проблем, стоящих в центре внимания современной философии.

Апробация работы: Диссертация была обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин РАМ им. Гнесиных 24 октября 2002 г. и кафедре философии Московского государственного университета сервиса 17 декабря 2002 года и рекомендована к защите. Основные положения диссертации были изложены автором на научно-методическом семинаре кафедры эвритмии Академии эвритмического искусства и представлены в форме докладов:

Комическое в искусстве эвритмии", «Учение о человеке Р. Штейнера и искусство» — научно-практические конференции «Эвритмия вчера, сегодня, завтра», проводимые Российским фондом культуры, 1998,1999 год;

Духовные основы эвритмии" - научно-практическая конференция «Человек пластический», проводимая музеем театрального искусства им. Бахрушина, 2000 год.

Автором осуществлен ряд публикаций по теме диссертации:

Конфликт: органическое-техническое и его разрешение в архитектуре модерна". Научная публикация. М., изд. отдел АЭИ, 2001; п.ч. 1,2.

Проблема синтеза науки и искусства в творчестве Рудольфа Штейнера". // Синтез в русской и мировой художественной культуре.

Материалы Второй научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. М., 2002; п.л. 0,4.

Новое искусство — эвритмия, как синтез музыки, поэзии и танца". // «Музыка и время». М., № 4,2002; п.л. 0,2.

Материалы диссертации были использованы автором при чтении учебного курса «Антропософия» в Академии эвритмического искусства 1997;2002 гг., а также положены в основу учебно-методических пособий по эвритмии.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, приложения и библиографии. Объем диссертации составляет 185 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в данном диссертационном исследовании проведен комплексный анализ мировоззрения Р. Штейнера, прослежены все аспекты его творчества, отражающие влияние философских взглядов на формирование эстетического сознания и художественную практику. Наиболее существенными из них являются: — теория познания, обосновывающая объективный идеализм, в котором человек своей творческой духовной деятельностью реально включен в мировой процесс. Представляя собой уникальный синтез науки, религии и искусства, данная теория обосновывает также и эстетическую, художественную деятельность человека не как нечто произвольное, бессознательно из души возникающее, но как закономерное продолжение мирового развития. Искусство, таким образом, получает свое оправдание, говоря словами Гете, как наука в действии, или практическая наука- , — идея развития высших познавательных способностей человека, способствующих постижению духовной, сверхчувственной действительности, являющейся источником художественного творчестваконцепция законов эволюции, ориентирующая искусство в соответствии с задачами и целями человечества в ходе его исторического развития;

— учение о человеке, которое позволяет выявить законы, становящиеся законами художественного творчества в различных видах искусства;

— идея о том, что за социальной проблематикой современной цивилизации стоит определенная духовная реальность. Действуя в сфере человеческих взаимоотношений соответственно этой духовной реальности, можно заложить основу искусства будущего — искусства действия или «социального» искусства.

На основании исследований, проведенных в гл. I, § 1, 2, 3, можно заключить, что основными эстетическими принципами Р. Штейнера являются:

1. Новое понимание художественного с точки зрения сверхчувственного источника его происхождения;

2. Мистериальный характер искусства, осуществляемый синтезом науки, искусства и религии.

3. Органический принцип создания произведений искусства. Произведение искусства, в концепции Р. Штейнера, обращено, в первую очередь, к человеческой душе, способной к сверхчувственным переживаниям. Эта способность, в то же. время, является и новым источником нового художественного чувства прекрасного. Прекрасное, согласно Р. Штейнеру, есть непосредственное выражение того, что как движение совершается за чувственно воспринимаемыми формами действительного, физического мира. Эти формообразующие органические силы движения являют собой величественный и прекрасный танец жизни.

Во всех проявлениях этой танцующей жизни наблюдается совершенно определенная закономерность, согласно которой действуют в мире творящие силы. Это — не что иное, как законы природы. Эти законы открываются сверхчувственному наблюдению — созерцанию — тремя способами, становящимися возможными при развитии высших познавательных сил человеческого сознания. Этими способами, в учении Р. Штейнера являются: имагинация — образы «духовно-сущностного», освобожденные от телесной основыинспирация — чувство «духовно-сущностного», освобожденное от связи с телесной основойинтуиция — воля «духовно-сущностного», освобожденная от связи с телесностью. Постигая, посредством этих сил окружающий мир, открывающийся человеческому сознанию в образе, чувстве и воле, человек становится источником новой художественной фантазии, которая ложится в основу создаваемых им произведений искусства. Каждое произведение призвано быть органичным продолжением высшего природного творчества. Так, искусство имеет не только художественный, эстетический, но и познавательный аспект.

Общим и необходимым качеством произведений искусства, по Р. Штейнеру, является их органический характер, т. е. — сосуществование отдельных элементов произведения по принципу организма, в котором каждый из его членов так включает себя в целое, что ни один из них не может быть изменен без изменения всего остального. Главным принципом, лежащим в основе такого понимания органического произведения искусства, является принцип метаморфозы, разработанный Гете применительно к миру растений и животных, и развитый Р. Штейнером до универсального принципа жизни. Каждый элемент произведения искусства является преобразованием предыдущего и исходным пунктом последующего. Двенадцатиричный принцип лежит в основе разнообразия мира форм. Семеричный — в основе их становления и развития.

Наконец, важнейшим аспектом собственных художественных произведений Р. Штейнера является возвращенный им мистериалъный характер. Произведение искусства находит свое полное завершение лишь во внутреннем мире созерцающего. Преображение этого внутреннего мира человека, согласно учению Р. Штейнера, есть цель и задачи искусства. Духовная наука помогает познавать законы духовного развития человека и человечества в целом, а также находить пути к его совершенствованию. Человек, созерцающий произведение искусства мистериального характера, является соучастником определенных событий, которые в его внутреннем мире обретают самостоятельную реальность, обогащая и возвышая, действуют изнутри на все существо человека.

Такое творчество, согласно Р. Штейнеру, не должно быть изолированным явлением в жизни человека. Оно должно стать повседневностью.

Своей теоретической и художественной творческой деятельностью Р. Штейнер придал новые художественные импульсы практически всем видам искусства: архитектуре, скульптуре, живописи, музыке, поэзии, драматическому искусству.

Наиболее существенным художественным вкладом Р. Штейнера в человеческую культуру явилось созданное им архитектурное произведение — здание Гетеанума, признанное выдающимся произведением позднего модерна, а также создание нового вида искусства — искусства движения, или эвритмии.

В возведенном в начале XX века в Дорнахе (Швейцария) духовно-научном и культурном центре с рядом окружавших его построек специального и жилого назначения — первом Гетеануме, актуальная в то время мысль «синтеза искусств» нашла свое воплощение. Объединяющим формальным принципом здания явился принцип метаморфозы. Открытый Гете в мире растений, этот принцип органического преобразования, в природе являющийся главенствующим принципом формообразующих сил, получил здесь свою первую художественную реализацию. Силы такого стиля непосредственно связаны с истинным законом роста, с законами жизненного развития.

Характерным строительным принципом Гетеанума стало приведение взаимодействия противодействующих сил (тяжести и несения, света и тьмы, твердости и мягкости) к их максимальной художественной выразительности. Абсолютно новым явлением для архитектуры стало художественное созвучие бетона и дерева. Впервые было найдено сочетание возможностей пластического формообразования этих двух, принципиально различных материалов. Новое, органическое понимание взаимодействия внешнего света с внутренним пространством архитектурного сооружения, потребовало нового подхода к витражному искусству. В общую концепцию была также включена живопись.

Достойна особого внимания осуществленная в здании идея «говорящих форм». Подобно тому, как посредством гортани и других речеобразующих органов формируются звуки человеческой речи, становясь носителями смыслов и понятий, природные и художественные формы становятся «гласящими». При таком сопереживающем взаимоотношении с формами, место статичных, безжизненных, механистически сконструированных, заступают внутренне подвижные, живые, «говорящие» формы.

Примирение музыкального, временного с архитектоническим, пространственным искусством — одна из основных задач, которую ставит Р. Штейнер в своем художественном творчестве. Проницание изобразительных искусств и их форм музыкальными настроениями, должно стать художественным идеалом будущего. Вместе с музыкальным потоком входит в застывшие пространственные формы присущий жизни поток становления и развития.

Характерной особенностью здания второго Гетеанума явился вступивший в жизненный, органический, формообразующий принцип социальный аспект, актуальный в период формирования идей Р. Штейнера. Этот принцип нашел свое воплощение в концентрировании функциональных характеристик и их архитектурных решений. Целиком выполненный из монолитного бетона внешний облик здания был подобен жесту доброй воли, действия, осуществляемого в согласии и единстве. Это сооружение и сегодня считается одним из наиболее значительных памятников архитектуры пластического экспрессионизма.

Уникальным вкладом Р. Штейнера в мировую культуру явилось создание им нового вида искусства движения — эвритмии. Все творческие принципы, сформулированные Р. Штейнером относительно других видов искусства, нашли здесь свое выражение. Между архитектурными, пластическими, живописными формами и эвритмией существует тесная связь. Импульс, из которого возникали формы здания Гетеанума, имеет тот же источник, находящийся в человеке. Этим источником является неразрывная, закономерная связь внутренней, душевно-духовной жизни человека с возможностью движения, заложенной в нем природой, космосом. Как возрождение древнего храмового танца, однако, возрожденного в новых формах, соответствующих эпохе, возникло искусство эвритмии.

Эвритмия есть «зримая речь и зримое пение». Важным в эвритмическом движении оказывается то, что танец рождается здесь не спонтанно, не произвольно из фантазии или мимолетных переживаний исполнителя, но возникает как воплощение закономерностей, правящих в мире движения. В эвритмии совершается попытка найти связь с общечеловеческим, со всеобъемлющим, универсально человеческим содержанием. То, что внутри человеческого организма незримо возникает и затем бессознательно становится речью, в эвритмии приводится к «созерцающему сознанию» и, благодаря возможности движения, становится образно оформленным, созерцаемым телесным жестом. То, что эвритмия берет для своего исполнения, есть сплетение нераскрывшихся, непроявленных сил в органической системе человека, которые всегда действенны, когда человек говорит или мыслит. Именно музыкально организованное, изживающее себя в гармонии или скрывающееся во времени в мелодическом элементе поэзии, приводится к явлению в эвритмическом представлении, в пластически оформленном движении, которое дает возможность непосредственно созерцать законы творящих сил космоса, природы, человека. Эвритмия есть нечто иное, как «танцующее слово» -звучащая из гармонии сфер и наполняющая мир мудрость.

Таким образом^ в данном диссертационном исследовании проведен комплексный анализ мировоззрения Р. Штейнера, определено его особое место в философии, эстетике и в искусстве рубежа XIX и XX веков. В результате исследования можно заключить, что мировоззрение Р. Штейнера является не изолированным явлением в человеческой культуре, но закономерным ее развитием. Антропософия Р. Штейнера представляет собой целостную, органичную систему взглядов, ценную как с теоретической, так и с практической точек зрения. Значение его творчества выходит далеко за пределы своего исторического периода и может явиться основой, необходимой сегодня для формирования новых идеалов будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Очерк тайноведения. Ереван."Ной". 1992-
  2. Р. Духовное водительство человека и человечества. Калуга.1. Духовное познание". 1992-
  3. Р. Задача духовного знания и здание его в Дорнахе.//Рудольф
  4. Штайнер. Из области духовного знания. М., «Энигма», 1997.
  5. Р. Очерк теории познания Гетевского мировоззрения. М., 1. Парсифаль", 1993.
  6. Р. Истина и наука. М., 1992.
  7. Р. Философия свободы. Ереван. «Ной». 1993.
  8. Р. Мистика на заре духовной жизни нового времени. Ереван.1. Ной". 1993.
  9. Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира иназначение человека. Ереван. «Ной». 1990-
  10. Р. Путь к самопознанию человека/Порог духовного мира.1. Ереван. «Ной». 1991-
  11. Р. Общее учение о человеке как основа педагогики.
  12. Парсифаль". М., 1996. 11. Штейнер Р. Легенда о храме и золотая легенда. М., 1998.
  13. Р. Основные черты социального вопроса в жизненныхнеобходимостях настоящего и будущего. Ереван. «Ной». 1992.
  14. Р. Освальд Шпенглер пророк мирового хаоса. Нью-Йорк.
  15. Антропософическое издательство. 1949.
  16. Р. Познание и посвящение. М., 1992
  17. Р. Мистерии и посвящение.//Из области духовного знания.1. М., Энигма. 1997
  18. Р. Космология, религия и философия. «Духовное познание». 1. Калуга. 1996.
  19. Р. Человек и звезды. «Духовное познание», Калуга1994.
  20. Р. Как достигнуть познания высших миров? Ереван. «Ной». 1992.
  21. Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности.1. Ереван. «Ной». 1991.
  22. Архитектура и антропософия. Сост. Анна Соколина. «Издательство1. КМК», 2001.
  23. БезантА. Эзотерическое христианство или малые мистерии. М., 1991.
  24. А. Символизм как миропонимание. М., «Республика», 1994.
  25. А. «Глоссолалия». Эпоха. Берлин. 1922 г.
  26. А. Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности.
  27. Воспоминания о Штейнере. М., «Республика», 2000.
  28. А. Творческая эволюция. М., 2001.
  29. А. Длительность и одновременность. СПб., 1923.
  30. Н.А. Теософия и антропософия в России. М., 1991.
  31. Н.А. Философия свободного духа. М., «Республика», 1994.
  32. Н.А. Самопознание. М., «ДЭМ», 1990, с. 178.
  33. Н.А. Кризис искусства. М., 1918.
  34. Г. А. Триединый человек тела, души и духа. М., 1999.
  35. Г. А. Мистерия антропософии. М., «Философскоангропософское издательство». 1997.
  36. Н.К. Русская софиология и антропософия.// Вопросыфилософии. 1995. № 7.
  37. М. Зеленая змея. Энигма, М., 1993.
  38. В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Том I. С.-Петербург. «Кольна». 1995.
  39. Гайденко 77.77. Прорыв к трансцендентному. М., «Республика», 1997.
  40. Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика).// И.-В. Гете. Избранныесочинения по естествознанию. Изд. Академии наук СССР. 1957.
  41. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М., Стройиздат. 1984, с. 129.
  42. B.C. Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. С.-Петербург.1. Стройиздат. 1992.
  43. Т. Красотой Японии рожденный. М., «Искусство». 1993.
  44. В. Границы архитектуры. М., 1971
  45. Э. Картезианские размышления. С. Петербург. «Наука», 1. Овента". 1998.
  46. Дэй Кристофер. Места, где обитает душа. М., МП «Ладья», 1994
  47. Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера. М., 1996.
  48. В. О духовном в искусстве. М., 1992.
  49. К. О человеческой душе. «Духовное познание». Калуга. 1999.
  50. Кох Э. Вагнер Г. Индивидуальность цвета. М., «Антропософия», 1995.
  51. Леке Бос. Что такое трехчленность социального организма. Калуга.
  52. Лео де ла Уссей. Социальное искусство и его источники. Тектаргмани.1. Тбилиси. 1993.
  53. К. Рудольф Штейнер. М., «Парсифаль». 1995.
  54. К. Рудольф Штейнер. М., Парсифаль, 1995.
  55. Н. С. Япония — Европа. Диалог в искусстве. Изобразительноеискусство. М., 1996.
  56. С. О. Рудольф Штейнер и краеугольные мистерии нашеговремени. Ереван. Ной. 1992, с. 18.
  57. С. О. Двенадцать священных ночей и духовные иерархии.1. Ереван, Ной, 1993.
  58. В. Путешествие в страну эзотерической реальности. УРСС. М., 1998.
  59. Д.В. Модерн. История стиля. М., «Галарт». 2001.
  60. К. А. Иоган Вольфганг Гете. М., «Мысль», 1989.
  61. К.А. Философия символических форм Кассиррера. Ереван. 1989.
  62. К.А. Феноменологическое познание. Ереван. 1987.
  63. И. Г. Сочинения. Работы 1792−1801. Научно-издательский центр1. Ладомир", М., 1995.
  64. Ходлер Фердинанд. Швейцарский фонд культуры ПРО ГЕЛЬВЕЦИЯ, 1. Цюрих, Швейцария. 1988.
  65. Человек пластический. Каталог выставки. М., 2000.
  66. Шеллинг Ф.В. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы.//Антология мировой философии. «Мысль», М., 1971.
  67. Шеллинг Ф.В. Й. Система трансцендентального идеализма.//Шеллинг.
  68. Сочинения в двух томах. Том I. «Мысль». М., 1987.
  69. Шеллинг Ф.В. Й. Идеи к философии природы как введение в изучениеэтой науки. С.-Петербург. «Наука». 1998.
  70. Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.
  71. А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., 1. Стройиздат. 1990.
  72. Энциклопедия духовной науки. В двух томах. Сост. Бондарев Г. А. Т. П,
  73. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 1999.
  74. Steiner R. Kunst und Kunsterkenntnis. Dornach/Schweiz. 1986.
  75. Steiner R. Goethes Weltanschauung. Rudolf Steiner Verlag. Dornach/Schweiz.1999.
  76. Steiner R. Goethes naturwissenschaftliche Schriften. Philosophisch
  77. Anthroposophischer Verlag am Goetheanum. Dornach/Schweiz. 1926.
  78. Steiner Rudolf /Marie Steiner von Sivers. Sprachgestaltung und Dramatische
  79. Kunst. Dramat. Kurs. (1924), Bibl. Nr. 282,1969.
  80. Steiner R. Wege zu einem neuen Baustil. Bibl. Nr. 286,1982.
  81. Steiner К Mein Lebensgang. Rudolf Steiner Verlag. Dornach/Schweiz. 1983.
  82. Steiner R. Kunst im Lichte Mysterienweisheit. Bibl.- № 275, 1966.
  83. Steiner R. Ueber die Wesenheit von Christus, Ahriman und Luezifer inihremVerhaeltnis zum Menschen. // Vom Leben des Menschen und der Erde Ueber das Wesen des Christentums. Dornach. 1980 .
  84. Steiner R. Das Wesen des Farben. Dornach/Schweiz. Rudolf Steiner Verlag.1986.
  85. Steiner R. Methodik und Wesen der Sprachgestaltung (1919−1924). Bibl.-Nr.280,1964.
  86. StenerR. Eurythmie die neue Bewegungskunst der Gegenwart.1. Dornach/Schweiz, 1986.
  87. Steiner R. Die Entstehung und Entwickelung der Eurythmie.1. Dornach/Schweiz. 1965.
  88. Steiner R. Eurythmie als sichtbare Sprache. Laut-Eurythmie-Kurs. (19 221 924), Bibl.-Nr. 279.
  89. Steiner R. Eiiythmie als sichtbare Gesang. GA Bibl.-Nr. 278. Dornach. 1975.
  90. Steiner R. Sprachgestaltung und Dramatische Kunst. Dramatischer Kurs. GA1. Bibl.-Nr. 282.
  91. Biesantz Hagen -Klingbor g Arne. Das Goetheanum. Dornach/Schweiz.1978.
  92. FantAke, Klingborg, Arne, John Wilkes A. Die Holzplastik Rudolf Steinersin Dornach. Dornach/Schweiz. 1981.
  93. Kisseleff T. Eurythmie-Arbeit mit Rudolf Steiner. Verlag die Pforte1. Basel.1982.
  94. Krueger Manfred. Anthroposophie und Kunst./ Dornach, 1988.
  95. Kugler Walter. Rudolf Steiner und die Anthroposophie. / DuMont1. Buchverlag Koeln, 1991.
  96. Kugler W. Wenn der Labortisch zum Altar wird Die Erweiterung des
  97. Kunstbegriffs durch Rudolf Steiner.// Okkultismus und Avangarde. Ostfildern, edition tertium, 1995.
  98. Lauer Hans Erhard. Die Sinne des Menschen und Entwicklung der Kuenste.1. Novalis, cop. 1980.
  99. Raske Hilde. The language of color Rudolf Steiner’s Painting and Glass
  100. Windows in the First Goetheanum. Dornach/Switzerland, 1993.
  101. RexRaab. Sprechender Beton. Dornach/ Schweiz. 1972.
  102. Rudolf Steiner. Tafelzeichnungen Entwuerfe Architektur. Edition tertium.1. Ostfildern. 1994.
  103. Sembach Klam-Juergen. Jugendstil. Naschen. Koeln. 1999.
  104. Okkultismus und Avantgarde. Von Munch bis Mondrian 1900−1915. 1995 edition tetrium, Ostfildern.
Заполнить форму текущей работой