Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эстетические аспекты философии Ф. Ницше: проблема массовизации искусства и культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными чертами человека-массы, занимающего господствующее положение в современной культуре, Ницше считал пассивность, отсутствие стремления к творчеству и развитию собственной личности, обезличенность, нетерпимость к инаковости и стремление к ее подавлению, варварство, удовлетворенность собственной заурядностью, отсутствие собственного мнения и стремление навязывать господствующее мнение как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Ф. Ницше о феномене массовизации культуры и его эстетических аспектах
    • 1. Ницшевская критика процессов массовизации социокультурный аспект)
    • 2. Первый шаг эстетической массовизации: крушение трагедии
    • 3. Второй шаг эстетической массовизации: вагнерианство и отеатраливание культуры
    • 4. Альтернатива угрозам массовизации — «истинное искусство»
  • Глава 2. Развитие идей Ф. Ницше о массовизации в посленицшевскую эпоху
    • 1. От искусства декаданс — к «массовой культуре»
    • 2. Развитие идей Ф. Ницше об эстетических аспектах массовизации в неклассическом искусстве и эстетике XX -начала XXI века

Эстетические аспекты философии Ф. Ницше: проблема массовизации искусства и культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философия Ф. Ницше является предметом пристального внимания более ста лет, и может сложиться впечатление, что она уже хорошо изучена. Тем не менее, многие ее разделы все еще остаются недостаточно освещенными. К их числу относится проблема массовизации культуры и искусства.

Ницше одним из первых зафиксировал тенденцию омассовления общества. Им были выделены основные типы представлений о массах: восприятие масс как недифференцированного множества, обезличенной толпы, как синонима варварства, как неспособного к творчеству механизированного сообщества. (Эти и другие характеристики массы в ходе настоящего исследования будут подробно рассмотрены и подвергнуты сравнению с основными современными определениями). Ницше констатировал также, что массы начинают проникать во все сферы культуры и оказывают определяющую роль на ее формирование, подавляя любое проявление индивидуальности.

Все большее омассовление культуры вынуждает исследователей не только анализировать этот феномен в его современном состоянии, но и обращать внимание на причины и предпосылки его формирования. Как ни странно, но в современных исследованиях, посвященных проблемам массовой культуры, Ницше упоминается лишь между делом, на изложение его воззрений часто отводится не больше пары страниц, в то время как рассмотрению взглядов его последователей (например, концепции культуры X. Ортеги-и-Гассета) уделяется значительно больше внимания. Такой подход обедняет исследования, значительно сужает их проблемное поле.

Обрисованное положение отчасти объясняется тем, что на протяжении большого периода времени тенденции массовизации культуры рассматривались как существующие исключительно в буржуазной, западной культуре. Кроме того, исследования, опубликованные до начала 90-х годов, часто оказывались крайне идеологизированными, в них Ницше — критик буржуазной массовой культуры — зачастую даже не упоминался.

Ныне, несмотря на то, что основные труды Ницше оказались доступными для широкого круга читателей и что интерес к философскому наследию мыслителя постоянно растет, несмотря на становящиеся все более заметными тенденции омассовления культуры, эта проблема, получившая глубокую разработку в философии немецкого мыслителя, остается малоизученной.

Идея кризиса культуры и сопутствующего ему процесса ее массовизации является сегодня весьма злободневной. Тем не менее, из всего наследия Ницше наибольшее внимание уделяется его критике морали и религии, называемых в качестве основных причин формирования этого феномена. Эстетические аспекты данной проблемы рассматриваются как сопутствующие ей. На наш взгляд, проблема массовизации в философии Ницше носит преимущественно эстетический характер.

Эстетические аспекты философии Ницше стали разрабатываться одновременно с начавшимся осмыслением его философии на рубеже XIX—XX вв.еков. Но отсутствие дистанции не всегда позволяло авторам исследований дать адекватную оценку творчества философа.

Среди работ, осмысляющих эстетические воззрения философа, необходимо отметить серию статей Е. Н Трубецкого о философии Ницше, в которых уделялось значительное внимание его эстетическим взглядам1, статью Г. А. Рачинского, в которой рассматривалась концепция трагического искусства и выдвинутая немецким философом проблема взаимовлияния аполлонического и дионисийского начал2, исследование Е. М. Браудо, опубликованное под названием «Ницше: философ-музыкант"3. рубецкой Е. Н. Философия Ницше. Критический очерк // Вопросы философии и психологии. 1903. № 66. С.1−36- № 67. С.190−230- № 618. С.256−290- № 69. С.329−378.

Рачинский Г. А. Трагедия Ницше: опыт психологии личности. Часть 1: Дионис и Аполлон // Вопросы философии и психологии. 1900. № 55.

3 Браудо Е. М. Ницше: философ-музыкант. — СПб.: Атеней, 1922.

Впоследствии изучение эстетических аспектов философии Ницше продолжалось в исследованиях И.Е. Верцмана1, В.М. Диановой2, Г. А. Камбара3, М.Ю. Кореневой4, А. Н. Мочкина5, С. Ф. Одуева6, К. А. Свасьяна7, Е.В. Щербаковой8.

К сожалению, большинство исследований посвящалось ограниченному кругу эстетических аспектов философии немецкого мыслителя. Так, едва ли не основное внимание уделялось рассмотрению понятий дионисического и аполлонического, в то время как остальные эстетические проблемы не получали достаточного освещения.

1 Верцман И. Е. Ницше и его наследники//Вопросы литературы. 1962. № 7. — С.49−73- Он же. Эстетика Ницше//Проблемы художественного познания. — М.: Искусство, 1967. -С.222−257. у.

Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность, — СПб.: Петрополис, 2000.

•э.

Камбар Г. А. Критический анализ философско-эстетической концепции Ф. Ницше. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. ф. н. — JI., 1986.

4Коренева М. Ю. Властитель дум//Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. — СПб.: Художественная литература. 1993. С. 1−21. Она же. Д. Мережковский и немецкая культура. (Ницше и Гете. Притяжения и отталкивания)//На рубеже X IX—XX вв.еков. — Л.: Наука, 1991. — С.44−77.

5 Мочкин А. Н. Культ Диониса и его парадигматическая роль в философии Ницше. Постановка проблемы//Античная философия в интерпретации буржуазных философов. М., 1981. С. 103−117- Он же. Философская эволюция Ф. Ницше//История зарубежной философии и современность. — М.: МГУ, 1980.

6 Одуев С. Ф. Тропами Заратустры. Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию. — М.- Мысль, 1971.

Свасьян К.А. Ф. Ницше — мученик потанш//Ницше.Ф Соч.: В 2 т. — М.: Наука. 1990. -С.5−46. о.

Щербакова Е. В. Философы о музыкеФридрих Ницше и Рихард Вагнер//Логика, методология, философия науки, мат-лы XI международной конференции. Москва-Обнинск, 1995; Она же. Эстетические воззрения Фридриха Ницше и их воздействие на австро-германскую культуру первой трети XX в. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. ф. н.-М., 1999.

В настоящее время, в условиях господства массовой культуры, концепции массовизации и кризиса культуры и искусства, выдвинутые Ницше, приобретают все большее значение.

Проблема массовизации культуры в философии Ницше подверглась.

1 2 серьезному рассмотрению в работах Г. Брандеса, а также А. А. Гусейнова, л.

М.А. Хемеши, исследования которых помогают обозначить общекультурный контекст.

В первой главе мы намерены проанализировать основные аспекты взглядов Ницше на проблему массовизации культуры и искусства. Поскольку, несмотря на преимущественно эстетическое мировосприятие философа, многочисленные симптомы массовизации культуры он фиксирует во всей окружающей его социальной и культурной действительности, в первом параграфе мы рассмотрим его представления о сущности культуры и основных элементах, необходимых для ее развития — массе и элите (аристократах, гениях, великих людях). Мы намерены выявить их основные характеристики и определить, какие отклонения в их взаимодействии философ считает повинными в современном кризисном состоянии культуры. Параллельно с этим мы хотим также рассмотреть основные направления и предполагаемые следствия происходящего процесса массовизиции культуры.

Последующие параграфы первой главы (§§ 2−4) будут посвящены анализу собственно эстетических аспектов массовизации, предпосылки которой Ницше фиксирует еще в эпоху античности. Так как именно в этот период произошли первые изменения, предопределившие современное состояние искусства, то второй параграф мы посвятим разбору изменений,.

1 Брандес Г. Ф. Ницше: аристократический радикализм//Русская мысль. 1900. — № Ц. Отд.2. С.130−153- № 12. Отд.2. С.143−161.

2 Гусейнов А. А. Философия как этика (Опыт интерпретации Ницше)//Ф. Ницше и философия в России. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999.-С. 159−179.

3 Хевеши М. А. Толпа, массы, политика. М.:ИФРАН, 2001. совершившихся в мировосприятии эллина, путем рассмотрения изменений происходящих в древнегреческой трагедии.

После этого мы сможем перейти к анализу критики современного театрального искусства осуществляемой философом на примере тетралогии Вагнера.

Разбору современного состояния театрального искусства и взаимодействия театра с другими искусствами и культурой в целом будет посвящен третий параграф. Ницше разделял точку зрения на театр как на искусство, выражающее наиболее характерные черты современной культуры. Поэтому анализ изменений, совершающихся в театре под воздействием массового вкуса, позволяет обнаружить трансформации, происходящие не только в отдельно взятом виде искусства, но и в культуре и обществе в целом.

В четвертом параграфе мы обобщим высказывания Ницше о современном искусстве как искусстве декаданс, выявим его основные функции и характеристики, рассмотрим особенности его взаимодействия с публикой и определим, какими чертами, согласно представлениям философа, обладает современный художник. Далее мы попытаемся реконструировать представления Ницше об «идеальном» искусствеискусстве, о котором тоскует философ и на возрождение которого он надеется. Сравнение представлений Ницше об искусстве в его реальном и «идеальном» состоянии позволит нам максимально отчетливо выявить их отличия.

Во второй главе мы рассмотрим современные представления о феномене массовой культуры и процессах массовизации. Так как феномен массовой культуры окончательно сложился только в двадцатом столетии, сравнение концепции массовизации культуры Ницше с представлениями, сложившимися в посленицшевский период позволит нам определить, какие из предвидений философа оказались действительно реализованными в культуре XX века и какое влияние оказали эстетические и культурфилософские аспекты его наследия на искусство и культуру XXначала XXI века.

Феномен «массовой культуры», занимающий в современном мире едва ли ни главенствующее положение, невозможно понять без обращения к философскому наследию предшествующих периодов, и особенно — к наследию Ф.Ницше. Рождение концепции массовизации принято связывать с именами Я. Буркхардта Ф. Ницше, Г. Лебона, то есть мыслителей второй половины XIX века. В творчестве Ницше были не только отмечены определенные изменения, происходящие в культуре под воздействием масс, но и впервые была сформулирована концепция массовизации культуры.

Несмотря на широкое применение в научной литературе термина «массоввизация» на протяжении более ста лет, до сих пор не существует единого общепринятого его определения. В настоящей работе массовизация будет пониматься как «процесс, в ходе которого люди все больше обращаются в массу"1. При этом масса будет пониматься как гетерогенно-недифференцированное, обезличенное и неспособное к творческой деятельности множество. (Подробное рассмотрение понятия «масса» в философии Ницше и в современных концепциях массовой культуры будет представлено в первом параграфе первой главы и втором параграфе третьей главы соответственно).

Выводы, полученные в результате данного исследования, могут способствовать дальнейшему теоретическому осмыслению проблемы массовизации в философии, эстетике и культурологии.

Заключение

.

В ходе анализа проблем массовизации в философии Ницше мы установили, что проблема омассовления культуры и искусства имеет множество ракурсов и аспектов.

Проанализировав взгляды немецкого мыслителя на кризис современной ему культуры и художественной деятельности, мы пришли к выводу, что все явления культуры и искусства оцениваются Ницше, исходя из способа реализации в них воли к власти, воли к творчеству как утверждения жизненных начал. Исходя из этого положения мыслитель разделяет всех людей на обладающих жизнеутверждающей, направленной на созидание волей — аристократов и пассивную массу, воля которой направлена на отрицание жизни. Ницше противопоставляет античную (аристократическую, рабовладельческую) культуру, как обладающую активной, жизнеутверждающей творческой волей, и современную (демократическую) культуру — культуру декаданс, представляющую собой результат воплощения воли, направленной на отрицание жизни. Главенство в современной культуре жизнеотрицающего начала свидетельствует, согласно Ницше, о росте влияния масс и нарушении иерархии, что ведет к деградации культуры и отрицанию ею собственных основ.

Предпосылки процесса массовизации Ницше фиксирует в античности, в период зарождения александрийской культуры, в которой эстетическое восприятие мира (доступное лишь немногим) сменяется восприятием рациональным, достигающим повсеместного распространения. Замена эстетического мировосприятия рациональным приводит к разрушительным изменениям в сфере древнегреческого искусства.

Деформация последнего привела в конце концов к формированию принципиально нового типа искусства — современного искусства декаданс. Возникает новое понимание назначения искусства, его ценности: на смену оценке произведения искусства с эстетической точки зрения приходит его потребительская оценка со стороны публики, не обладающей способностями для восприятия его художественных достоинств.

Стремление к сохранению прежней интенсивности воздействия произведения искусства на публику приводит к привнесению в сферу художественного творчества искусственности, выражающейся в усилении аффектов и приводящей к разрыву между формой и содержанием. Возникают новые приемы, рассчитанные на оказание элементарного (неэстетического) воздействия на публику: нарушение меры, смешение стилей, усиление чувственности и т. д. Изменяются отношения между произведением искусства и публикой: со-участие зрителей античной трагедии сменяется пассивным наблюдательством современной публики, стремящейся к покою и опьянению искусством.

Под воздействием требований пассивной, неспособной к творчеству публики изменяются и функции искусства. Вместо того, чтобы побуждать зрителя к активному жизнетворчеству, оно отвращает его от жизни, уводя в мир прекрасных грез. Функция утешения, присущая, согласно Ницше, «истинному» искусству, заменяется функциями легкого опьянения и развлечениявместо охранения жизни искусство переориентируется на ее замещение. Трансформации подвергается и игровая функция. Игра заменяется наигранностью и оборачивается глобальной театрализацией не только искусства, но и всех областей культуры.

Сопоставление симптомов массовизации культуры и искусства, зафиксированных в философии Ницше, и современных концепций массовой культуры привело нас к выводу, что большинство аспектов этого феномена получило свое дальнейшее развитие на протяжении последующего столетия и может быть выявлено в современной массовой культуре.

Основными чертами человека-массы, занимающего господствующее положение в современной культуре, Ницше считал пассивность, отсутствие стремления к творчеству и развитию собственной личности, обезличенность, нетерпимость к инаковости и стремление к ее подавлению, варварство, удовлетворенность собственной заурядностью, отсутствие собственного мнения и стремление навязывать господствующее мнение как единственное, достойное существования. Все эти черты в XX веке не только не были преодолены, но и достигли своего апогея. Усиление влияния масс послужило основой для формирования принципиально нового типа культуры: массовой культуры.

Массовая культура в ее современном понимании содержит ряд черт, отмеченных Ницше на этапе ее зарождения. Среди них: ориентация произведений искусства на усредненного потребителя художественных ценностей, обладающего примитивными художественными потребностями, шаблонность, установка на замещение жизни, акцент на эмоциональную составляющую сознания, развлекательность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Казус Вагнер. Сумерки кумиров. Антихрист. Ессе Homo. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 383 с.
  2. Ф. О пользе и вреде истории для жизни. Минск.: Харвест. М.: ACT, 2000. — 363 с.
  3. Ф. Письма («Речь не о книгах, а о жизни.» Переписка Фридриха Ницше с Готфридом Келлером, Георгом Брандесом и Августом Стриндбергом) // Новый мир. М., 1999. № 4.- С. 130−162.
  4. Ф. Рождение трагедии. М.: Ad marginen, 2001. — 735 с.
  5. Ф. Собрание сочинений,— М.: Изд. Клюкина, 1901.
  6. Ф. Собрание сочинений. В двух томах. Итало-Советское Издательство Сирин. 1990. Т.1.
  7. Ф. Сочинения в двух томах.- М.: Мысль, 1990.
  8. Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Мн.: Харвест, 2003
  9. Ю.Ницше Ф. Утренняя заря. Переоценка всего ценного. Веселая наука. -М.: ACT, 2000 912 с.
  10. Н. Сверхчеловек. Культурно-этический идеал Ницше.
  11. СПб. :Север. 1906, — 158 с.
  12. Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. Философскиефрагменты. М.: Медиум, Ювента. М. — СПб., 1997. — 202 с.
  13. Андреас-Саломе Л. Фридрих Ницше в своих произведениях: Очерк / Пер.
  14. Венгеровой//Северный вестник. 1896. № 3. С. 273.295- № 4. С.253−272−5. С.225−239.
  15. И.С. Современные зарубежные исследования философии Ницше:
  16. Научно-аналитический обзор.- ИНИОН АН СССР, 1984 75 с.
  17. Е.В. Проблематизация исторического процесса Ф. Ницше и А.И. Герценом//Фридрих Ницше и русская философия: материалы II Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2000. — С.3−6.
  18. А. История учений о драме. Теория драмы на западе во второйполовине XIX века. М., Наука. 1988. 310 с.
  19. Н.В. Д.С. Мережковский и Ф. Ницше//Фридрих Ницше ирусская философия: материалы II Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2000. -С.6 -9.
  20. И.Ф. «Поэтическая концепция „Алкесты“//"Еврипид. Драмы.
  21. В. А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. — 326 с.
  22. П.Е. Генезис нравственного идеала декадента//Вопросы философии и психологии. Спец. Отд. 1893. № 16. — С.56−75.
  23. А. Три великие книги Ф.Ницше/УНицше Ф. Стихотворения.
  24. Г. В. Социально-философский анализ массового сознания:
  25. Дис. канд. фил. наук.- М., 1994.- 128 с.
  26. Г. К. Буржуазная массовая культура. М.: Знание, 1988. — 40 с.
  27. Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000 — 320 с.
  28. JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.- М.: Наука, 1989−272 с.
  29. JI.M. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М.: Изд-во РГГУ, 1995−446 с.
  30. Д. Грядущее постиндустриальное общество.- М.: Мысль, 1993 160 с.
  31. А. Фридрих Ницше//Весы. 1908. № 7.- С.45−50- № 8. — С.55−65- № 9. — С.30−39.
  32. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости//?енышин В. Избранные эссе. М.: „Медиум“, 1996 -С. 15−65.
  33. В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М- РИП-холдинг, 2003 — С. 174
  34. Н.А. Воля к жизни и воля к культуре//На переломе:
  35. Филос. дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение.- М.: Политиздат, 1990.- С.73−83.
  36. Н.А. Ницше и современная Германия/УБиржевые ведомости. 1915. № 14 650. С. 4.
  37. Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-448 с.
  38. Н. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. — 383 с.
  39. Н.Р. Романтизм в Германии. СПб.: Азбука-классика, 2001. -512 с.
  40. .Н. Фридрих Ницше. Современные или несвоевременные мысли?//Социальная теория и современность. М., 1993. — Вып. 11. — С. 539.
  41. В.В. Ф.Ницше и его произведения. СПб., 1904. — 160 с.
  42. Е.М. Ницше: философ-музыкант.- СПб.: Атеней, 1922 67 с.
  43. . Ж. Аристократический неоцинизм Ф.Ницше//Властители современных дум. СПб.: Общественная польза. 1911.- С.5—65.
  44. Буржуазные концепции культуры. Кризис методологии.- Киев.: Наукова думка, 1980 365 с.
  45. Э.В. Культура народная, элитарная и массовая//Культурология как общая теория культуры. М., 2002 — с. 15−64.
  46. В.В. Эстетика: Учебник. М.:Гардарики, 2005. — 556 с.
  47. В., Бычкова Л. XX век: предельные метаморфозы культуры//"Полигнозис», 2000, № 2. С. 63−76. № 3 -С. 67−85.
  48. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
  49. В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия //Путь, 1992, № 1 С. 109−135
  50. А.В. Культура модернизма и постмодернизма: читатель и зритель в авторской картине мира.- СПб,.2001. 225 с.
  51. И.Е. Эстетика Ницше//Проблемы художественного познания.- М., 1967.- С.222−257
  52. В.П. Ницше глазами Делеза//Вопросы философии. 1993. № 4. С.47−48.
  53. И.В. Философия Ницше в сумерках нашего сегодня//Ф. Ницше и философия в России. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999. С. 179−208.
  54. В. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками.- М.:Канон-Пресс-Ц: Кучково Поле, 1998.-494 с.
  55. .В. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ. -Рыбинск, 2002. 55 с.
  56. Л. С. Психология искусства.- СПб.: Азбука, 2000. 416 с.
  57. P.M. Философия немецкого романтизма. Фр. Шлегель, Новалис. М.: Наука, 1978.-287 с.
  58. ГадамерХ.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 366 с.
  59. П.П. Трагедия эстетизма. М.: Искусство, 1970. -247 с.6Q.Гайдукова Т. Т. У истоков. Кьеркегор об иронии. Ницше. Трагедия культуры или культура трагедии. СПб.: Алетея, 1995 112 с.
  60. Т.Т. Ницше и античность: у истоков одной философской концепции//Вестник МГУ, Сер.7, философия. 1980. № 6. с.71−81.
  61. М. Ницше и Горький. Элемент ницшеанства в творчестве г. Горького // Русское богатство. 1903. № 5. С.24−68.
  62. В.И. Памяти В.П.Преображенского//Вопросы философии и психологии. 1900. № 54. С.731−740.
  63. А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. М.: Наука, 1994−159 с.
  64. А.Б. 7 лекций по истории социологии. М.: Книжный дом университет, 1997. — 209 с.
  65. В.И. В мире немецкого романтизма. Ф. Шлегель, Э.Т. А. Гофман, Г. Гейне. Калининград: КГУ, 1995. — 88 с. 67.. Громов Е. С. Маньковская Н.Б. Постмодернизм: теория и практика.1. М.:ВГИК, 2002- 135 с.
  66. Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой.//Вопросы философии и психологии. 1893. № 16. С, 129−154.
  67. А., Андреева И. Шопенгауэр. М.: Молодая гвардия, 2003 -366с.
  68. А.А. Философия как этика (Опыт интерпретации Ницше)//Ф. Ницше и философия в России. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999. С. 159−179.
  69. Х.Давыдов Ю. Н. Два понимания нигилизма: Достоевский и Ницше//
  70. Ю.Н. Искусство и элита.- М.: Искусство, 1966 344 с.
  71. Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Молодаягвардия. 1987. 317 с.
  72. , А. Нитше как философ. М.: Идея-Пресс: дом интеллектуальнойкниги, 2001.-279 с.
  73. Г. Общество спектакля. М.: Издательство Логос, 1999. — 224с.
  74. , Ж. Ницше. СПб.: АХЮМА, 2001 — 181 с.
  75. , Ж. Ницше и философия. М.: Ад маргинем, 2003. — 382 с.
  76. , Ж. Различие и повторение.- СПб.: Петрополис, 1998. 384 с.
  77. К. М. Парадоксы и антиномии современной эстетики иискусства.//Эстетические исследования. Методы и критерии. М.: ИФРАН, 1996. 348 с.85Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы//Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 10 т., т.9, М., 1958
  78. И. И. Концепция личности в философии Ницше: на материале разных работ.//Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб, 2000. Сер. 6. Вып. З.С. 31−40.
  79. З.Р. Предтечи серебряного века. Екб.: Изд-во Уральского университета, 2002 г. -181 с.
  80. А.А. Проблема соотношения массовой и элитарной культуры в немецкой философской мысли XIX—XX вв.. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. ф. н. М., 1982.91 .Зелинский Ф. Ф. Фридрих Ницше и античность//Всеобщий ежемесячник. 1911. № 12. С.13−27.
  81. Г. Фридрих Ницше. Этико-философский силуэт. Одесса, 1 898 160 с.
  82. В. Ницше и Дионис//Иванов В. Родное и Вселенское. М.: Республика, 1994. — С.26−35.
  83. В. Вагнер и Дионисово действо//Иванов В. Родное и Вселенское.-М.: Республика, 1994. С.35−37.
  84. Р.А. Культура масс или культура для масс?//Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола. 4 декабря 2001 г.
  85. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001.-С 71−73.
  86. История эстетической мысли. Ред. Овсянников. М., Искусство, 1987. Т. 4. -522 с.
  87. М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 414 с.
  88. Г. А. Критический анализ философско-эстетической концепции Ф. Ницше. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. ф. н. Л., 1986.
  89. Л. С. X. Ортега-и-Гассет и Й. Хейзинга о жизни благородной и жизни «заурядной"//Российская массовая культура конца XX века. Материалы круглого стола 4 декабря 2001 г. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С.73−82
  90. Э. Ницше в России. СПб. Академический проект. 1999 — 239 с.
  91. Г. С. Жажда творчества. Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра. М.:РГГУ, 2003. — 60 с.
  92. Козловски 77. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997 — 240 с.
  93. Р. Д. Принципы искусства. М.: Яз. рус. культуры, 1999 -325с.
  94. Ф. От Фихте до Ницше. М.: Республика, 2004. 541 с.
  95. В.В. Экстаз как феномен культуры: философский анализ трансцендентального субъекта. Автореф. дис. д-ра фил ос. Наук. Тюмень, 1996−52 с.
  96. В.В. Философия экстаза: Ф. Ницше, Д.Н. Овсянников-Куликовский, Вяч. Иванов//Человек в экстазе. Опыт философского познания, Тюмень. 1996. 4.1. С.-58−133.
  97. A.M. Музыкальное мировоззрение Ницше//Ежемесячные сочинения. 1900. № 2−3. -С.165−193.
  98. М.Ю. Д. Мережковский и немецкая культура. (Ницше и Гете. Притяжения и отталкивания)//На рубеже X IX—XX вв.еков. JL: Наука, 1991. -С.44−77.
  99. В.П. «Дионисизм» в культуре и контркультурные тенденции.// Маргинальное искусство. М., 1999 С. 44−49.111 .Крутоус В. П. О «мелодраматическом"//Вопросы философии. М., 1981. № 5.
  100. В.П. Новоязычество в современной культуре//Свободная мысль—XXI. 2000. № 7.
  101. Т.С. Достоевкий и Ницше: осмысление кризиса европейского самосознания//Социемы, Екатеринбург. 1995. Вып.5 С.79−110.115 .Кунгуров О. Н. Эволюция артефакта: проблема кризиса искусства в немецкой эстетике: Монография. Курган, 2001 — 238 с.
  102. Т.А. «Бог умер»: личная судьба и соблазны секулярной культуры//Ф. Ницше и философия в России. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999. — С. 133−159.
  103. А .Г. Немецкая философия жизни: критические очерки. Иркутск, 1986.
  104. А. Г., Малышев М. А. Эстетизм как способ понимания жизни в философии Ницше//Философские науки. М., 1990. № 9.- С. 67−76.
  105. В.Б. Философия нигилизма Фридриха Ницше. М., 1996. — 166 с.
  106. О. Современная философия в Германии. М., 1903. -С.67−76.
  107. Лаку-Лабарт Ф-.Musica Ficta, фигуры Вагнера. Пер. с франц., послесловие и примечания В. Е. Лапицкого.Спб., Axioma, 1999.
  108. А.А. Волюнтаризм, плюрализм и метафизика. Критика теории познания Ф. Ницше/УНекоторые вопросы историко-философской науки. М., 1984.-С.96−104.
  109. А.А. К оценке современных буржуазных исследований Ницше.// Философские науки. 1984. № 2. С.99−106.
  110. А.А. Философия Ницше//Философские науки. М. № 1.1997. -С.38−51.
  111. А.А. Философия языка Ф. Ницше: вызов традиции?//Ф. Ницше и философия в России. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999. — С. 208−221.
  112. , Г. Психология толп. М Ин-т Психологии РАН: КСП+, 1998.128Левин С.Б. Нравственно-эстетическая концепция Ф. Ницше. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. ф. н. СПб., 2002.
  113. К. От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении XIX в.: Маркс и Кьеркегор. СПб. Владимир Даль: Фонд Ун-т, 2002. С. — 679.
  114. И.И. Ницше как критик европейской культуры. Ницше и романтическая традиция//Фридрих Ницше и русская философия. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2000. С.92−96.
  115. Ъ2.Лихтенберже А. Рихард Вагнер. Поэт и мыслитель. М., 1997.
  116. А. Философия Ницше. СПб., 1901.
  117. А. Фридрих Ницше: этюд//Образование. 1899. № 10. С. 1734.
  118. А.Ф. Ф.Ницше/Ючерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.
  119. А. Сдвиг по Ницше: философия истории Ф. Ницше и наше время// Ницше и современная западная мысль. СПб.: ЕУСПб- М.: Летний сад, 2003.-С. 467−490.
  120. Т. Философия Ницше в свете нашего опыта. Художник и общество. Статьи и письма. М.: Искусство, 1986- С. 163 196.
  121. Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Петрополис, 2000 -215 с.
  122. Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. ф. н. М., 1996.
  123. Г. Одномерный человек. Киев. 1995. А.МаркузеГ. Эрос и цивилизация. Киев. 1996.
  124. Массовая культура. Учебное пособие / К. З. Акопян и др./ М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2004.- 301 с.
  125. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против». М. Гуманитарий. 2003 301 с.
  126. А.С. Анти-эстетика. Вопросы философии. — 1994. — N 7−8.
  127. Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века, М., 1991.
  128. А.С. Маргинальное искусство -М.: МГУ, 1999 180 с.
  129. В. Ирония Фридриха Ницше // Логос. № 4. 1993.
  130. С. Век толпы. М., 1998.
  131. С. Машина, творящая богов. М., 1998.
  132. Н.В. «По ту сторону добра и зла» как философская драма// Ф. Ницше и философия в России.- Сб.: Изд-во РХГУ.1999. С. 221−296.
  133. А.Н. Эдип и Прометей в интерпретации Ницше раннего периода.//Методологические и мировоззренческие проблемы истории античной и средневековой философии.- М., 1986. 4.2. С.25−28.
  134. В.Ф. Философия культуры Ф.Ницше//Философия истории: диалог культур. М., 1989.
  135. Ницше: pro et contra. СПб., Изд-во РХГИ, 2001. -1076 с.
  136. Ницше и современная западная мысль. СПб-М.: Европейский университет в СПб.: Летний сад, 2003. 592 с.
  137. М. Вырождение. СПб, 1896. -С. 420−472.
  138. С.Ф. Тропами Заратустры. Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию. М.- Мысль, 1971.
  139. М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1978 — 843 с.
  140. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс//Ортега-и-Гассет X. Восстание масс.- М.: ООО «Издательство ACT», 2001. С. 11- 209.
  141. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства//Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. -С. 209 — 269.
  142. В.К. Христианство и нигилизм. (Опыт сравнения философских идей К. Леонтьева и Ф. Ницше.).//Социальная теория и современность. Выпуск 11. Фридрих Ницше. «Воля к власти». М., 1993. Вып.11. -С.131−140
  143. М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М.- Прогресс, 1987. -357 с.
  144. С. Шопен и Ницше//Пшебышевский С. Заупокойная месса. М.: АГРАФ, 2002. -С. 321−348.166. 77. де Ман «Аллегория чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста». Изд-во Уральского ун-та. Екатеринбург. 1999.
  145. Р.Т. Максим Горький и Фридрих Ницше. Монография. М., 2001.
  146. ПодорогаВ.А. Мир без сознания (проблема телесности в философии Ф. Ницше.//Проблема сознания в современной западной философии. М., Наука, 1989.-С. 15−32
  147. В.А. Выражение и смысл: коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX вв. (С.Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер). Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра философ, наук.-М.: АН СССР. Ин-т философии, 1991.
  148. В.А. На высоте Энгадена. Ф. Ницше//Метафизика ландшафта.-М.: Наука, 1993. С. 142−230.
  149. В.А. Ф.Ницше и стратегия «пограничной» философии// Критический анализ метода исследования в современной буржуазной философии. М, 1986. С.35−62.
  150. П. В. Фридрих Ницше: критика морали альтруизма// Ф. Ницше: pro et contra. СПб.: РХГУ, 2001. С. 35−69.
  151. В.Н. О 3-х уровнях Художественной культуры Нового и Новейшего времени// Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. М.: Наука, 1983 С.27−41.
  152. К.Э. Феномен массовой культуры//Культура, традиции, образование. М., 1990. Вып. 1. С.25−37
  153. Г. А. Предисловие к кн. Ф. Ницше «Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей». М.: REFL-book, 1993. С. 20−33
  154. Г. А. Трагедитя Ницше: опыт психологии личности. Часть 1: Дионис и Аполлон//Вопросы философии и психологии. 1900. № 55. С. 963 -1010.
  155. . Истории западной философии. М., 1959. С.777−789.
  156. Г. Современные философы жизни: Ф Ницше//Философия жизни. Пб, 1992.
  157. А. Шопенгауэр и Ницше. К вопросу о пессимизме//Введение в современную философию. М., 1903. С. 143−171.
  158. Самосознание мировой культуры. СПб., 1999.
  159. К. А. Комментарии. «Весёлая наука"IIНицше Ф. Сочинения в двух томах.- М.: Мысль, 1990. Т. 1. С. 798−806.
  160. К. А. Комментарии. «Казус Вагнер"IIНицше Ф. Сочинения в двух томах.- М.: Мысль, 1990. Т. 2. С. 789−792.
  161. К.А. Ф.Ницше мученик познания//Ницше Ф. Сочинения в двух томах.- М.: Мысль, 1990 Т.1.- С.5−46.
  162. Слотердайк 77. Мыслитель на сцене//Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: Ad Marginem, 2001. С. 545−713.
  163. Ю.В. Библиогафия работ о философии Ф. Ницше, вышедших в России с 1892 по 1998 г//Ф. Ницше и философия в России.- СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999. С. 58−75.
  164. Ю.В. В мире нет ничего невозможного? (J1. Шестов о философии Ф. Ницше)//Ф. Ницше и философия в России.- СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999. С. 75 — 86.
  165. Т. Б. Философия и политика культурной революции//Ницше и современная западная мысль -СПб.: ЕУСПб- М.: Летний сад, 2003.- С. 18−58.
  166. Струве П.Б. Muscellanea. К характеристике Ницше как мыслителя и художника.//На разные темы. Сборник статей (1893−1901).СПб., 1902 -С.170−176.
  167. П.Б. Заметки о Гаупмане и Ницше//На разные темы. Сборник статей (1893−1901). СПб., 1902 — С. 279 -290.
  168. С.Г. Тема Диониса в творчестве Вяч. Иванова//Фридрих Ницше и русская философия. Издательство Уральского университета, Екатеринбург, 2000. С. 158−169.
  169. В. Античная и средневековая эстетика. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000 481 с.
  170. Г. Мнение и толпа//Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998 С. 202 — 412.
  171. Л.П. Ницше, ирония и демократическая политика//Ницше и современная западная мысль: Сб.ст. / Под ред. Виктора Каплуна. СПб.: ЕУСПб- М.: Летний сад, 2003. — С. 4−184.
  172. Э. Третья волна. М.- ACT, 1999. 784 с.
  173. Е.Н. Философия Ницше. Критический очерк//Вопросы философии и психологии. 1903. № 66. С. 1−36- № 67. С. 190−230- № 68. С.256−290- № 69. С.329−378.
  174. ТюрхГ. Философия эгоизма: Ницше, Ибсен, Штирнер СПб., 1898 — 125 с.
  175. О. Избранные произведения. В двух томах. М.: Республика, 1993.-Т. 2−542 с.
  176. Ф. Ницше и философия в России. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 1999. 309 с.
  177. Е.Л. Интуиция и логика в искусстве и науке. Фрязино: Век2, 2004.-287 с.
  178. Феномен массовости кино М.: НИИ Кинематографии, 2004- 367 с. 201. Ферреро Ф. К психологии переживаемого времени//Северные записки, 1915.-С. 185- 196.
  179. И. Фридрих Ницше и «Диалектика Просвещения»//Ницше и современная западная мысль: Сб. ст. /Под ред. Виктора Каплуна. СПб.: ЕУСПб- М.: Летний сад, 2003. — С. 184−216.
  180. С.Л. Делез и Ницше: персонаж философа//Делез, Жиль. Ницше. СПб., АХЮМА, 2001 С. 143 — 186.
  181. С. Л. Фр. Ницше и этика «любви к дальнему"//Ф. Ницше: pro et contra. СПб, 2001. С. 586−635.
  182. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я. -М.: Наука, 1925.
  183. М.А. Толпа, массы, политика. М.:ИФРАН, 2001. — 222 с.
  184. Хейзинга Й. Homo Ludens- Статьи по истории культуры. М.: Прогресс -Традиция, 1997. — 416 с.
  185. Р.Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души.- М.: Центрполиграф, 2004. 382 с.
  186. Н.А. Социальная психология искусства. Теория, методология, история. М.: Гос. институт искусствознания. 1998.- 276 с. 210 .Хренов Н. А. Публика в истории культуры. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2002 — 495 с.
  187. П.В. Обыденное сознание как проблема истории философии. -М.: Московский государственный горный университет, 2002. 198 с.
  188. Чуйко В. В. Общественные идеалы Фридриха Ницше//Ф. Ницше: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. — С. 113−133.
  189. Р.В. Психология масс и элит. Новосибирск: НГУ, 2004. — 50 с. 215 .Шапинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий// Полигнозис. М., 2000. — № 2. — 80 с.
  190. М.Н. Ницше и Шопенгауэр//Русская мысль. 1913. № 12. Отд.2. -С.33−39.
  191. В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М.: Искусство, 1988 -222 с.
  192. Л. Достоевский и Ницше//Ф. Ницше: pro et contra. СПб.: РХГУ, 2001. С.438−586.
  193. Ф. Эстетика. Философия. Культура. М. Искусство, 1983. Т.1.
  194. В. Идея вечного возвращения у Ф. Ницше: «Европейский нигилизм. Ленцер-Хайдовские заметки 1887г//Вестник СПГ. СПб, 2000. Сер. 6. Вып. 3. — С. 12−16.
  195. Е.В. Эстетические воззрения Фридриха Ницше и их воздействие на австро-германскую культуру первой трети XX в. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. к. ф. н. М., 1999.
  196. Эко У. Инновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна//Философия постмодернистской эпохи. Сб. переводов и рефератов. -Мн., 1998.
  197. Эко У. Открытость произведения искусства//Некоторые проблемы современной зарубежной эстетики. Сб. переводов и рефератов. В 2 ч., М., 1976. 4.2.
  198. Эко У. Заметки на полях «Имени розы». — СПб.: Symposium, 2003 92 с.
  199. Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.: «Ювента» М.:Прогресс, 1995. -715с.
  200. Ф. Ницше. М.: Праксис, 2001. — 252 с.
  201. П.С. Фридрих Ницше и философия иллюзии.//Новая жизнь. 1911. № 13. С.113−138.
  202. Д. Е. Ницше и Уайльд: путь эстетизма. Вестник Московского университета, сер. 7, философия. 1994 № 2.- С. 70−73
  203. К. Духовная ситуация времениПЯсперс К. Смысл и назначение истории. М.: Изд-во Республика. 1994. С.228−419
  204. К. Ницше: введение в понимание его философствования. СПб.: Фонд Университет: Владимир Даль, 2004. 626 с.
  205. Adorno Т. The Culture Industry. L., 1991.
  206. Adorno Т. Culture Industry Reconsidered//Culture and Society. Contemporary Debates. Cambridge University Press. 1995.
  207. ArnoldM. Culture and Anarchy. Cambridge, 1932.
  208. Baeumer M. L. Nietzsche and the Tradition of the Dionysian.//Studies in Nietzsche and the classical tradition. Chapell Hill. 1976. P. 165−189.
  209. Bell D. Beyond Modernism, Beyond Self. In: Aft. Politics and Will. -N.Y., 1977.
  210. Bell D. The End of the Ideology. Ylencoe, Illinois. — 1960.
  211. Benton R. The aesthetics of Nietzsche: the relation of art to life. John Hopkins diss., 1955.
  212. Bourdieur P. Distinction. A Social Critique of Judgement of Taste. L., 1994.
  213. Clark M. Nietzsche on truth and philosophy. Camb., 1990.
  214. Eliot T.S. Notes Toward the Definition of Culture. L., 1949.
  215. Gans H. Popular Culture and High Culture. An Analysis and Evaluation of Taste.-N.Y., 1974.
  216. Grimm, Ruediger. Nietzsche’s Theory of Knowledge. Berlin: Walter de Gruyter, 1977.
  217. Parkes G. Composing the Soul: The Reaches of Nietzsche’s Philosophy. University of Chicago Press, 1994.
  218. Harpham. G.G. The Ascetic Imperative in Culture and Criticism. The Univ. of Chicago Press, 1987.
  219. Hester M. The structure of Tragedy and the Art of Painting//Studies in Nietzsche and the classical tradition. Chapell Hill. 1976. P. 71−88.
  220. Houlgate S. Hegel, Nietzsche and the criticism of metaphysics. Camb., 1986.
  221. Huyssen A. After the great divide Modernism, mass culture, postmodernism. Bloomington- Indianapolis: Indiana univ. press, Cop.1986.
  222. Leavis F.R. Mass Civilization and Minority culture. L., 1930.
  223. Leavis Q.D. Fiction and the Reading Public L., 1932.
  224. Kaufmann W. Nietzsche and the Death of Tragedy: A Critique // Studies in Nietzsche and the classical tradition. Chapell Hill. 1976. P. 234−254.
  225. Mass culture. The Popular Arts in America. Ed. by B. Rosenberg and D.M. White. Glencoe, 1957.
  226. Nietzsche and Soviet culture. lly a. adversary Ed. by Rosenthal, B.G. Cambridge: Cambridge univ. press, 1994.
  227. Popular Culture. Past and Present. A Reader. Ed. by B. Waites.- L., 1982.
  228. Russel Nye. The Popular Arts and Popular Audience//The popular arts in America.: a Reader. Louisiana State U. New Orleans.
  229. Sisira К. M. The neoromantic movement in contemporary philosophy:
Заполнить форму текущей работой