Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы истории и теории младописьменных литератур в научном наследии Н.И. Черапкина

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примечательно, что при всей широте, разносторонности и многогранности научного наследия ученого прежде всего в нем удивляет наличие несомненной логики и единой литературоведческой концепции, которая скрепляет между собой различные этапы его творчества. Размышляя о мордовской и других литературах, Н. И. Черапкин вплотную подошел к необходимости изучения тех национально-типологических явлений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Формирование Н. И. Черапкина как творческой личности
  • Глава II. Проблема закономерностей литературного развития в теоретических концепциях Н.И. Черапкина
  • Глава III. Литературный процесс народов Поволжья в контексте научных идей Н.И. Черапкина

Проблемы истории и теории младописьменных литератур в научном наследии Н.И. Черапкина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из центральных задач современной литературоведческой науки в России является восстановление реальной исторической картины развития национальных литератур.

История любой национальной литературы представляет собой творчество известных поэтов, писателей, драматургов, которые, являясь выразителями своей эпохи, продолжают уже сложившиеся традиции и создают новые. Задача теоретического обобщения их художественного опыта заметно выдвинулась в настоящее время в литературоведении Мордовии и других Поволжских республик.

За последние годы мордовское литературоведение достигло определенных результатов в исследовании как национальной литературы в целом, так и ее составляющих компонентов. Создано немало содержательных статей и монографий, в которых анализируются актуальные теоретические проблемы национальной литературы. Среди них монографии «Мордовское стихосложение» М. И. Малькиной (1990), «Размышления» («Арьсемат», 1989) A.B. Алешкина и «Встречи» («Васто-мат», 1993) Г. И. Горбунова, в которых сделана попытка проникновения в сложный мир мордовской литературы и ее отдельных поэтов и писателей. В этом же ряду исследований находятся монографии «В едином строю» (1984) и «Процессы жанрового развития мордовской прозы (50 — 90-е годы)» (1995) А. И. Брыжинского, «Годы и конфликты» (1981) и «Драматурги Мордовии» (1991) Е. И. Чернова, «Многоцветие смеха» В. И. Демина (1998), в которых анализируется жанровое разнообразие мордовской литературы второй половины XX века. Многие современные литературоведы продолжают традиции воссоздания творческого портрета писателей: «Писательсь и эряфсь» («Писатель и жизнь», 1987, 1992) М. Г. Имярекова, «Человек и время» (1995), «Валдо тештень пус-мо» («Букет светлых звезд», 1996) Н. В. Зиновьева и другие.

Новым явлением в мордовском литературоведении на сегодняшнем этапе его развития становится стремление к самопознанию, самоанализу, что свидетельствует о дальнейшем совершенствовании литературоведческой мысли. И как следствие этого, активной разработке подвергается опыт самих историков и теоретиков национальной филологической наукиих работы все чаще становятся объектом глубоких размышлений и беспристрастной оценки (13- 53- 76- 77- 118).

В контексте этих исследований все более значительной представляется личность Николая Иосифовича Черапкина (1917;1987), известного ученого Мордовии, заложившего основы литературоведческой науки в республике, талантливого критика и исследователя младописьменных литератур России.

Несмотря на признание заслуг ученого в становлении и развитии мордовского профессионального литературоведения, его подлинный вклад по-настоящему не выявлен, оценки его деятельности остаются не подкрепленными глубоким целостным анализом жизни и творчества исследователя.

Актуальность темы

диссертации связана с необходимостью восполнения того пробела по отношению к многогранному наследию Н. И. Черапкина, который и поныне остается в научной литературе Мордовии.

Творчество Н. И. Черапкина — одно из значительных достояний национальной научной мысли, не только мордовской, но и общероссийской, о чем свидетельствует тот резонанс, который вызвали его исследования в других Российских республиках.

Как литературовед, — отмечает известный критик A.B. Алеш-кин, — Николай Иосифович Черапкин был ученым российского масштаба. Он входил в ту плеяду национальных ученых республик Поволжья, к каким мы относим мордвина М. Е. Евсевьева, марийца К. К. Васина, удмуртского поэта и критика Кузебая Герда, чуваша М. Я. Сироткина, коми фольклориста, академика А. К. Микушева. И неслучайно коми литературовед Альберт Ванеев пишет о Черапкине как об особого типа ученом, который «относится к литературоведению как к духовной науке» и называет его «ключевой фигурой в финно-угорском литературоведении России 60−80-х годов». С ним считались крупнейшие российские литературоведы, занимавшиеся проблемами развития мировой литературы" (1,4).

В настоящее время национальное литературоведение нуждается в исследованиях такого типа, благодаря которым через синтез научных, эстетических, философских воззрений творческой личности можно осмыслить глубины самых сложных явлений литературы.

Николай Иосифович Черапкин — видный ученый и талантливый критик, в судьбе которого преломились важнейшие тенденции и явления развития научной литературоведческой мысли народов России на протяжении всего XX века. Более того, сама личность и творческая деятельность Н. И. Черапкина оказали стимулирующее воздействие и были органично связаны практически со всей национальной литературно-критической мыслью середины XX века.

Выбор темы исследования обусловлен значением творчества Н. И. Черапкина в национальном историко-литературном процессе.

С теоретической точки зрения, — констатирует A.B. Алешкин, — его литературоведческие труды стали характерным симптомом взросления мордовского литературоведения как науки" (5, 21).

Универсальный ум ученого плодотворно проявил себя в разных направлениях: историк и теоретик национальной литературы, талантливый организатор науки и исследователь межнациональных историко-культурных и литературных связей народов Поволжья, автор первых обобщающих трудов по истории мордовской литературы, зачинатель и принципиальный сторонник сравнительно-типологического изучения литературы младописьменных народов, создатель хрестоматий, учебников, учебных пособий и программ по литературе для вузов и национальных школ Мордовии и, наконец, писатель, автор ряда драматических, поэтических и прозаических произведений — таков круг научных, общественно-просветительских и литературных интересов Николая Иосифовича, воплотившего свои идеи и мысли в многочисленные научные и художественные произведения. Рассмотренная в этих аспектах деятельность Н. И. Черапкина заключает в себе уроки, важные для развития современного литературоведения Мордовии.

Примечательно, что при всей широте, разносторонности и многогранности научного наследия ученого прежде всего в нем удивляет наличие несомненной логики и единой литературоведческой концепции, которая скрепляет между собой различные этапы его творчества. Размышляя о мордовской и других литературах, Н. И. Черапкин вплотную подошел к необходимости изучения тех национально-типологических явлений и процессов, которыми предопределилось оформление национального своеобразия как исторических путей развития этих литератур, так и особенностей их художественных форм и жанровых разновидностей. Ученый сформулировал и воплотил в своей конкретной исследовательской практике принципы историко-типологического изучения национального литературного процесса, определив тем самым стержневую тему собственных научных изысканий: «характерные тенденции и закономерности в развитии родственных поволжских литератур» (168, 6).

Н.И. Черапкин не только внес большой вклад в изучение национальных литератур Поволжья, в процессе рассмотрения и оценки которых в полной мере отразилось его отношение к современным ему литературным концепциям и проявился его талант критика, исследователя младописьменных литератур России, но и подготовил определенные теоретико-методологические основы для литературоведческих поисков последующего периода. Являясь широко образованным и талантливым человеком, Н. И. Черапкин создал ряд фундаментальных сочинений, которые проложили путь будущим поколениям мордовских ученых.

В своих трудах исследователь разрабатывал многие проблемы теории младописьменных литератур: это и методология литературоведения (169- 173), и общие закономерности развития литературы (163- 164), и вопросы ее национальной специфики (151- 172), художественного перевода (150). Из этого круга проблем мы выбрали те, которым ученый уделял наибольшее внимание и которыми он интересовался на протяжении всей своей научной деятельности: межнациональное взаимодействие и жанровое развитие литератур, роль фольклора в становлении идейно-эстетических и художественных традиций, а также вопросы специфики литератур Поволжья, проблемы закономерностей в их развитии.

Актуальность темы

исследования в значительной мере определяется тем обстоятельством, что даже в современном литературоведении отсутствует единое мнение по этим вопросам, вместе с тем мысли и идеи.

Н.И. Черапкина, его наблюдения, рекомендации и предположения в большинстве случаев оправдались и подтвердились, с течением времени не только не утратив, но напротив, приобретя еще более важное научное и литературно-художественное значение.

Степень изученности темы. В литературоведении Мордовии имеется немало исследований, так или иначе связанных с именем Н. И. Черапкина. Широкое вовлечение наследия ученого в актив национальной литературоведческой науки стимулировало внимание исследователей к творческой личности Н. И. Черапкина.

Первый этап изучения научного наследия ученого начинается в 50-е годы XX века. К этому периоду относится появление главным образом рецензий на литературоведческие труды Н. И. Черапкина, среди нихрецензии Б. Бассаргина (14), Л. Васильева (31- 32), К. Васина (35), О. Добровольского (61), И. Инжеватова (79) и других исследователей.

Второй этап приходится на 80−90-е годы XX века — время активного признания роли Н. И. Черапкина в развитии филологической мысли Мордовии. В периодической печати публикуется ряд статей, посвященных непосредственно его научному наследию и деятельности (1- 29- 33- 57- 90- 95- 116- 124- 141).

Возросший интерес к жизни и творчеству крупнейшего исследователя обусловлен рядом причин. Среди них можно выделить следующие:

1)Н.И. Черапкин был одним из наиболее видных ученых, чье творчество широко известно в научной и общественной среде не только Мордовии, но и далеко за ее пределами. Его заслуги несомненны, его педагогический вклад плодотворен, а творческое наследие играет исключительную роль для науки и просвещения мордовского края.

2) Имя Н. И. Черапкина сделали широко известным не только его литературоведческие труды. Главная причина заключалась в том, что ученому удалось «высветить и передать будущему те, не лежащие на поверхности эстетические начала и традиции, которые были и есть в культурной и литературной истории каждого народа» (5, 7).

3) Исследования Н. И. Черапкина о судьбах и закономерностях развития мордовской и других национальных литератур Поволжья и поныне продолжают оставаться весьма актуальными, ибо содержат в себе мысли, идеи и выводы, помогающие его последователям раскрывать потенциальные возможности этих литератур. Поэтому к его работам обращаются, их цитируют, на них ссылаются опытные исследователи других республик.

Активизация внимания к научной деятельности Н. И. Черапкина связана прежде всего с выходом в свет сборника «Доктор литературы: Воспоминания, статьи» (62). В него вошли размышления ученого об историко-культурных судьбах мордовского и других поволжских народов, извлечения из его литературоведческих трудов, непубликовавшиеся ранее статья о развитии литературно-критической мысли в Мордовии «Раздвигая горизонты» и выступление Н. И. Черапкина на VI Международном конгрессе финно-угроведов, а также воспоминания, статьи и посвящения современников, письма и архивные материалы.

Сборник «Доктор литературы: Воспоминания, статьи», в основе которого обширный документальный и фактический материал, является наиболее значительным вкладом в определении места ученого в общественно-литературном процессе 1960;х — 1980;х годов. Творческое наследие Н. И. Черапкина введено здесь в активный научный оборот и органично вошло в современные исследования мордовской историко-литературной мысли.

Признавая несомненное теоретико-методологическое значение работ о Н. И. Черапкине, опираясь на них, мы вместе с тем вынуждены констатировать, что научное творчество талантливого литературоведа республики, а также его художественное наследие не нашли в них исчерпывающего освещения. В литературоведении Мордовии, несмотря на высокий уровень работ авторов специальных исследований (главным образом А. В. Алешкина, Н. В. Зиновьева, Л. Г. Васильева), вопрос о реальном вкладе Н. И. Черапкина в мордовскую науку остается все еще нераскрытым, что препятствует целостному анализу наследия и творческой личности самого исследователя. В статьях М. Моисеева, В. Демина, Т. Кубанцева научная деятельность мордовского ученого, хотя и рассматривалась в историко-литературном аспекте, однако обобщающих выводов и заключений не получила. А между тем на этом пути открываются богатые перспективы. По существу, мы получаем редкую возможность заново обозреть целостный круг явлений мордовской литературы в ее многолетней истории — так, как она предстала восприятию крупного ученого республики. Это, в свою очередь, позволяет не только проследить движение оригинальной исследовательской мысли, что уже само по себе представляет значительный интерес, но и по-новому переосмыслить явления национальной литературы, увидеть их в ином ракурсе, ином контексте.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые сделана попытка комплексного анализа теоретического и литературно-критического наследия Н. И. Черапкина как основоположника научных основ мордовского литературоведения.

Исходя из этого, в диссертации поставлена основная цель: осмыслить роль и место Н. И. Черапкина не только в контексте национального литературного процесса Мордовии, но и в аспекте изучения истории и теории литературного развития младописьменных народов России, в частности, Приволжского региона.

Впервые в мордовском литературоведении в работе дан целостный анализ теоретического и практического вклада ученого в развитие историко-литературной науки Мордовиипоказана роль Н. И. Черапкина как талантливого исследователя младописьменных национальных литератур Россииподробно рассматривается его художественное наследие. В диссертации введен в научный оборот ряд новых источников, а также материалы личного (неопубликованного) фонда ученого: письма, воспоминания, отзывы.

Литературно-критические и литературоведческие труды Н. И. Черапкина, публиковавшиеся на протяжении всей его творческой деятельности, являются объектом исследования.

Предмет исследования составляет научная и литературно-критическая деятельность ученого, рассматриваемая в единстве с общим движением общероссийской и национальной филологической мысли XX века.

В соответствии с основной целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

— изучить и воссоздать основные этапы жизни, научной биографии и общественно-педагогической деятельности Н. И. Черапкина;

— дать целостную характеристику научному наследию Н. И. Черапкина;

— исследовать направления его деятельности как ученого, заложившего основы литературоведческой науки в Мордовии, как талантливого исследователя младописьменных национальных литератур России;

— выявить проблемно-тематический состав художественных произведений писателя с определением его творческой индивидуальности в контексте общих научных исследований;

— изучить вклад Н. И. Черапкина как литературного критика в национальный общественно-литературный процесс 1960;х — 1980;х годов, определить актуальность его наследия для настоящего времени.

В соответствии с поставленными задачами диссертация имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, приложение, список использованной литературы.

Первая глава «Формирование Н. И. Черапкина как творческой личности» построена на обширном, ранее не вводимом в научный оборот материале, доподлинно воссоздающем жизненный путь ученого. Созданию полноценной биографии способствовали научно-биографические исследования диссертанта, его обращение к источникам и первоисточникам: автобиографиям литературоведа, письмам, рукописям, документам.

В данной главе подробно рассматриваются основные направления деятельности ученого, его общественно-литературная позиция, показано восприятие Н. И. Черапкина как человека и научного деятеля современниками.

Вторая глава «Проблема закономерностей литературного развития в теоретических концепциях Н.И. Черапкина» посвящена характеристике взглядов исследователя на ключевые проблемы филологической науки. В первую очередь это касается постановки и обсуждения поиска объективных закономерностей национального литературного процесса, а также проблемы межнационального взаимодействия литератур, роли фольклора в становлении и развитии идейно-эстетических и художественных традиций.

В диссертационном исследовании обстоятельному анализу подвергнуты прежде всего те выводы и наблюдения ученого, которые сохранили свою значимость до настоящего времени, и в современных условиях остаются по-прежнему объектом изучения в национальном литературоведении Мордовии.

Содержание третьей главы «Литературный процесс народов Поволжья в контексте научных идей Н.И. Черапкина» определяется решением вопроса о роли и месте исследователя в формировании научно-эстетической мысли мордовского народа и всего младописьменного Приволжского литературного региона. Идеи ученого, проникая в современную литературоведческую науку, активно способствуют совершенз ствованию ее методологии и расширению проблематики, плодотворному развитию по многим направлениям.

В данной главе мы коснулись некоторых проблем, составляющих существенно важные аспекты национального мордовского литературоведения, как их понимал Николай Иосифович Черапкин: вопросы теории и истории жанровых форм, летосчисления национальной литературы.

На основе анализа выводов ученого нами уточняются и корректируются хронологические рамки возникновения и формирования профессиональной мордовской литературы, рассматриваются некоторые специфические явления и общие закономерности ее развития как в дооктябрьский, так и в послеоктябрьский периоды.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляет конкретно-исторический подход к наследию ученого, позволяющий проанализировать в единстве биографию Н. И. Черапкина и его научный вклад в становление и развитие национального литературоведения Мордовии.

С учетом многогранной деятельности Н. И. Черапкина основными методами исследования стали конкретно-исторический и сравнительный методы.

Источники исследования подразделяются на следующие группы:

— литературоведческие труды Н. И. Черапкина;

— опубликованные документы, отражающие жизнь и научную деятельность исследователя;

— учебно-методические работы Н. И. Черапкина (учебники, учебные пособия, хрестоматии, программы по литературе), его переписка с отдельными лицами и общественными учреждениями, документы, анкеты, дневники, письма, доклады, принадлежащие Н. И. Черапкину;

— мемуаристика (воспоминания И. Г. Неупокоевой, Р. Г. Бикмухаметова, И. К. Кузьмичева, С. М. Петрова, О. М. Савина, A.B. Алешкина, И. М. Девина и других литераторов, близко знавших ученого).

В диссертации учитывались достижения отечественного литературоведения (труды М. М. Бахтина, П. Н. Беркова, Р. Г. Бикмухаметова,.

A.C. Бушмина, В. М. Жирмунского, Н. И. Конрада, Д. С. Лихачева, Г. И. Ломидзе, И. Г. Неупокоевой, Г. Н. Поспелова, М.Н. Храпченко), а также работы ученых Приволжского региона (A.B. Алешкина,.

B.М. Ванюшева, Е. В. Владимирова, В. В. Горбунова, Ф. К. Ермакова, В. И. Мартынова, Е.И. Чернова).

Заключение

.

Проведенное нами историко-литературное исследование научной и общественно-педагогической деятельности Николая Иосифовича Черапкина позволило сделать обобщающие выводы.

Во-первых, исследование подтвердило наметившуюся в научной литературе прошлых лет положительную оценку вклада ученого в разработку фундаментальных проблем литературоведения, связанных с историей и теорией национальных литератур.

Во-вторых, в трудах ученого заложены исходные научные постулаты, позволяющие сегодня говорить о правомерности его научной гипотезы о классическом пути развития литератур младописьменных народов Поволжья, с постепенным выравниванием их художественного опыта по отношению к литературам старописьменной традиции.

В третьих, вскрыта важная роль факторов диахронической типологии литератур Поволжского региона, таких как: генетическое сходство путей формированияобщность исторических судебвлияние контактных связейединство художественно-философского развития.

В-четвертых, определена ведущая тенденция литературного процесса Поволжья, выражающаяся во взаимовлиянии национальных литератур.

В-пятых, сделан научно состоятельный вывод о путях развития художественных жанров младописьменных литератур Поволжья, что позволило определить теоретическую платформу научной концепции формирования собственно-национальных закономерностей литературного процесса.

Существенным моментом следует считать вывод ученого о том, что на формирование жанровой системы литератур Поволжья сильное влияние оказала русская литература, художественные традиции которой уходят в толщу духовно-эстетического опыта народа, его фольклорную культуру.

Важнейшим вкладом исследователя явилось глубокое раскрытие им вопроса о преемственности жанрового развития, перспективах и принципах типологии жанров в национальных литературах Поволжья.

Использованный в настоящей диссертации современный методологический подход к изучению наследия ученого, воссоздание его творческой биографии в широком историко-литературном контексте, вовлечение в научный оборот новых архивных, документальных и литературных материалов создали необходимые предпосылки осуществления объективного литературоведческого анализа жизни, деятельности и творческого наследия Н. И. Черапкина.

Взаимные художественно-эстетические контакты народов Поволжья в значительной степени обусловили интенсивность развития литератур, создав вместе с тем максимально благоприятные условия для экономического и культурного процветания Поволжских народов, причем каждая литература заимствовала лишь то, что отвечало ее внутренним потребностям. В соответствии с этими потребностями на очередном этапе своего развития она переформировывала, переосмысляла предшествующую ей культурную традицию.

Воздействие фольклора сказалось в развитии всех литератур народов Поволжья не только на проблематике и социальной направленности, но и в своеобразии национального колорита, богатстве лексики и художественно-выразительных средств. Устное народное творчество стало для мордовских, марийских и чувашских писателей важнейшим источником познания и художественного воссоздания психологии и идеалов народа.

Освоение современными мордовскими литературоведами методологии сравнительно-типологического изучения явлений литературного процесса во многом исходят из научной теории, выдвинутой Н. И. Черапкиным.

Сравнительно-типологический подход стал качественно новым теоретическим подходом в литературоведческой науке Мордовии. Широко представленный в исследованиях Н. И. Черапкина, он успешно осваивается в трудах современных литературоведов Мордовии.

В нашем исследовании мы обозначили широкий спектр научных, общественно-просветительских и литературных интересов Н. И. Черапкина как основателя концепции теоретических и методологических основ профессионального мордовского литературоведения, рассмотрели влияние творчества ученого на последующие этапы его развития.

Конкретно-исторический подход к научному наследию Н. И. Черапкина позволил нам рассмотреть его целостность и единство, значительный вклад в различные отрасли национальной филологической науки. Многоаспектные работы, составляющие обширный историко-культурный и теоретический комплекс исследований по истории мордовской литературы, положили подлинно научное начало изучению возникновения, формирования и развития литературы мордовского народа.

Отражая разносторонние, но воедино направленные интересы литературоведа в сфере литературы и общественно-просветительской деятельности, наследие Н. И. Черапкина служит важным источником для национальной филологической науки, одним из ее «первоисточников».

Таким образом, проведенное в данной диссертации исследование научной теории Н. И. Черапкина позволяет смоделировать процесс развития истории национальных литератур, способствует верному решению актуальных вопросов мордовской литературно-критической мысли, дает возможность проследить взаимосвязи и взаимообусловленность основных закономерностей развития поволжских литератур. Глубокое осмысление ученым национально-художественного опыта и традиций мордовской литературы во многом предопределило наиболее перспективные пути решения широкого спектра сложных литературоведческих проблем, которые еще ждут своей дальнейшей разработки как в историко-литературном, так и в теоретико-методологическом аспектах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Единство традиций: Народ и личность в мордовской эпической поэзии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. — 192 с.
  2. A.B. Эпическая поэзия младописьменных народов Поволжья (Дооктябрьский период): Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1983. — 84 с.
  3. В. Выступление на IV съезде писателей СССР // Лит. газета. 1975. — 24 декабря. — 16 с.
  4. A.A. Соч. в 2-х т. — М.: Худож. лит., 1986. Т. 2. — 463 с.
  5. Р.Н. Шаг в зрелость. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1975. — 190 с.
  6. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1963.-363 с.
  7. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
  8. В.Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1953.-Т. 7.-139 с.
  9. В.Г. Собр. соч.: В 3-х т. М.: Гослитиздат, 1948. — Т. 1. -800 с.
  10. Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. писатель, 1983.-237 с.
  11. А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50−90-е годы). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 189 с.
  12. И. Знаменитый ученый из Мордовии (О докторе филологических наук, профессоре Н.И. Черапкине) // Светлый путь. Коми, 1985. — 16 июля.
  13. Л. Горячее сердце большого друга // Волга. 1975. -№ 12.-С. 178−181.
  14. Л. Нужная и полезная книга (О кн. Н. И. Черапкина «По заветам М. Горького») // Сов. Мордовия. 1962. — 2 декабря.
  15. Л. Счастье в поиске, в труде. К 70-летию профессора Н. И. Черапкин // Сов. Мордовия. — 1987. — 21 мая.
  16. Р.П. Русскоязычное творчество З.Ф. Дорофеева // Аспект- 91. Исслед. по мордов. лит.: Труды НИИЯЛИЭ. Вып. 106. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. С. 207−214.
  17. К. Азимут первопроходца (О кн. Н. И. Черапкина «В братском содружестве») // Лит. Россия. 1970. — 9 января.
  18. А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. -648 с.
  19. А.Н. Собр. соч. М. — Л., 1938. — Т. 16. — 368 с.
  20. Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья (На материале автономных республик Поволжья и Приуралья). Казань: Изд-во АН СССР, 1976. — 168 с.
  21. Е.В. Голоса участия и дружбы: Лит. краевед, очерки. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 206 с.
  22. Г. И. Иван Корнилович Инжеватов // И. К. Инжеватов -ученый, педагог, писатель: Биобиблиогр. указатель. Саранск, 1996. — Вып. 2. — С. 4−6.
  23. И.К. Александр Веселовский и современность. М.: Наука, 1975.-240 с.
  24. И. Ульхть шумбраня, профессор: Очерк // Мокша. 1987. -№ 2. — С. 44−55.
  25. Г. С. Мордовский рассказ. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987.-216 с.
  26. A.B. Пици палакст. М.: Центриздат, 1930. — 128 с.
  27. М.Е. Мордовская свадьба // Живая старина. — СПб.: тип. С. Н. Худекова, 1892. Кн. 2. — Вып. 2. — С. 98−117. — Кн. 3. -Вып. 2.-С. 211−219.
  28. С.Н. Гордиться славою предков .: Предисловие // Пикуль B.C. Слово и дело. Кн. 1. М.: Современник, 1991. — С. 5−30.
  29. А.И. У Горького // Советская Мордовия. 1991. -27 сентября.
  30. H.B. Горбунов B.B. // Зиновьев H.B. Человек и время: Мордов. лит. и нац. шк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. -С. 131−139.
  31. Н.В. Путь ученого: Жизнь и творчество Ивана Корнило-вича Инжеватова. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. — 128 с.
  32. Н. В. Черапкин Н.И. // Зиновьев Н.В. Человек и время: Мордов. лит. и нац. шк. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. -С. 140−144.
  33. .Е. Мордовский советский роман. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. — 183 с.
  34. Н.И. Запад и Восток. Статьи. М.: Наука, 1966. — 519 с.
  35. Н. Деятелю науки // Молодой ленинец. 1992. — 9 мая.
  36. Н.И. Проблемы славянского фольклора. М.: Наука, 1972.-360 с.
  37. И. Достоинство рассказа // Дружба народов. 1977. — № 8. -С. 249−266.
  38. Т.И. Николай Иосифович Черапкин (1917−1987) // Вестник Мордов. ун-та. 1997. — № 2−3. — С. 29−30.
  39. В.А. Драматургия и жизнь. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. — 80 с.
  40. В.А. Сходство и различие жанров драматургии финно-угорских народов Поволжья и Приуралья // Финно-угроведение. -Йошкар-Ола, 1996. № 4. — С. 21−29.
  41. Летопись печати Мордовской АССР (1958 1990 годы). — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959 — 1995.
  42. B. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. — 751 с.
  43. Д.С. Заметки о русском // Новый мир. 1980. — № 3.1. C. 10−39.
  44. Г. И. В спорах и размышлениях // Способность к диалогу. -М.: Наследие, 1993. -Ч. 1. С. 30−50.
  45. В.М. Начало пути. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976.-146 с.
  46. В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224 с.
  47. В. Ученый, писатель, педагог // Молодой ленинец. -1967.-20 мая.
  48. Ш. Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1964.-Т. 32.-804 с.
  49. ПЗ.Маскаев А. И. Мордовская народная эпическая песня. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. — 439 с.
  50. Н. Спешил делать добро (Памяти профессора Н.И. Черап-кина) // Известия Мордовии. 1998. — 23 июня.
  51. Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977.-280 с.
  52. С. М. Основные вопросы теории реализма. Критич. реализм. Соц. реализм. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  53. И. Критик, ученый, педагог // Сов. Мордовия. 1977. -21 мая.
  54. Повесть временных лет. М. — Л.: Изд-во АН СССР, 1950. — 405 с.
  55. Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: Сборник статей. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. 336 с.
  56. A.C. Собр.соч.: В 10-ти т. М.: Правда, 1981. — Т. 6. -447 с.
  57. Сказания о народных героях: героический национальный эпос / Сост. Л. Н. Лысова. М.: Школа-Пресс, 1995. — 640 с.
  58. Слово о погибели Русской земли // Изборник: Повести Древней Руси / Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко. М.: Худож. лит., 1987.-С. 134−135.
  59. Ученый, писатель, просветитель: К 80-летию со дня рождения Н. И. Черапкина // Инсарский вестник. 1997. — 28 мая.
  60. Н. М. Жанры в меняющемся мире. М.: Мысль, 1989. — 542 с.
  61. Финно-угроведение в Мордовской АССР. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970.-С. 22−42.
  62. Н. Завидная судьба // Инсарский вестник. 1997. -25 июля.
  63. Н.И. Автобиография. Саранск, 1965. — 3 с.
  64. Н.И. В братском содружестве. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969.-384 с.
  65. Н.И. Вирява: Одноактная пьеса. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1959. — 28 с.
  66. Черапкин Николай Иосифович // Время и события: Библиографический указатель / Сост. Н. Микановская. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986.-С. 20−21.
  67. Н.И. Горячее сердце большого друга. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. — 228 с.
  68. Н.И. Звезда мордвина // Сов. Мордовия. 1985. — июль (спец. вып.).
  69. Н.И. Национальные, младописьменные // Волга. 1972. -№ 12.-С. 100−111.
  70. Н.И. По заветам М. Горького. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1961.- 120 с.
  71. Н.И. Притоки. М.: Современник, 1973. — 198 с.
  72. Н.И. Связь времен и народов // Дружба народов. 1980. -№ 11.-С. 232−234.
Заполнить форму текущей работой