Романтические тенденции в творчестве В. Шишкова
Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на Всесоюзной межвузовской конференции, посвященной 75-летию со дня рождения М. А. Шолохова, которая состоялась в октябре 1980 года в Москве, легли в основу методических разработок: «В. Я. Шишков. Жизнь и творчество (к 110-летию со дня рождения)», «Творчество В. Шишкова в годы Великой Отечественной войны (к 40-летию победы советского… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Проблемно-тематическое и художественное своеобразие творчества В. Шишкова в дооктябрьский период
- Глава II. В.Шишков на пути к эпическому творчеству
- Глава III. Романтические тенденции в вершинных произведениях В. Шишкова
Романтические тенденции в творчестве В. Шишкова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Отчете ЦК КПСС ХХУ1 съезду были высоко оценены достижения советской литературы. Писателями созданы произведения, в которых отражен социалистический образ жизни, нашли воплощение характерные черты нашего современника. Забота страны, народа в центре внимания художников.
В решениях ХХУI съезда КПСС, в Постановлении ЦК «О литературно-художественной критике» в материалах юбилейного пленума Союза писателей СССР намечены важнейшие пути развития советской литературы. «Глубокая идейность, гражданственность и высокий уровень художественного мастерства — таково главное требование партии, народа к деятелям искусства» .^'.
Достижения художественной практики социалистического реализма ставят серьезные задачи перед литературоведением, обобщающим эти завоевания. В центре внимания остаются важные проблемы метода и стилей социалистического реализме. Но метод социалистического реализма нельзя полностью раскрыть, не учитывая ступеней развития литературы, не обобщая того, что было сделано выдающимися мастерами слова в предшествующие годы. Такое осмысление обусловлено диалектикой метода и стилей.
Процесс формирования творческого метода — явление длительное, сложное, и это учитывается советскими учеными. Каждый исторический этап способствует новому раскрытию потенциальных возможностей социалистического искусства. Причем, при изучении литературного процесса внимание должно быть нацелено и на такие произведения, которые в свое время не находили выхода к широкому.
1.Под знаменем партийности и народности. Материалы юбилейного пленума Союза писателей СССР, посвященного пятидесятилетию создания союза. — М.:1984, с. 18. — читателю, забыты сейчас, но которые несут на себе печать художественных исканий литературы того или иного периода.
Чрезвычайно важно, на наш взгляд, это сделать в отношении тех писателей, которые стояли у истоков советской литературы, которыми на заре социалистического искусства были предугаданы многие явления, получившие развитие в последующие годы.
В эпоху социализма формируется, по определению В. ИЛенина, «действительно новое, великое коммунистическое искусство, которое создаст форму соответственно новому содержанию» ^'и задача современных историков литературы не пропустить ничего из опыта, накопленного за многие десятилетия художниками слова, так как их практика — шаг в поступательном движении к коммунистическому искусству.
Социалистический реализм — метод, который находится в постоянном движении, в развитии. Он многогранен и, по справедливому замечанию М.Б.Храпченко/'романтическое течение в социалистической литературе — при его несомненной подвижности и изменчивости.
— никак нельзя назвать случайностью, заблуждением либо выдумкой о критиков и литературоведов" .
Горьковское понимание романтизма и реализма в сущности трактует романтизм и реализм как две стороны всякого подлинного художественного творчества: Основными" течениями" или направлениями в литературе считаются два: романтизм и реализм.
Но по отношению к таким писателям-классикам, каковы Бальзак, Тургенев, Толстой, Гоголь, Лесков, Чехов, трудно сказать с достаточной точностью — кто они — романтики или реалисты?
1. Цеткин К. Из книги Воспоминания о Ленине. — В кн: В. И. Ленин о литературе и искусстве. — М.:1969, с. 666.
2. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. — В кн: лрапченко М. Б. Собрание сочинений в 4-х томах. — М. :1982, т.4, с. 32.
В крупных художниках реализм и романтизм всегда как будто соединены.. Это слияние романтизма и реализма особенно характерно для нашей большой литературы, оно и придает ей ту оригинальность, ту силу, которая все более заметно и глубоко влияет на литературу всего мира" .^'.
Как отмечает Л. Егорова: — «Горьким по сути дела сформулирован основной принцип нового метода изображения действитель ности в ее революционном развитии, для которого был весьма р важен опыт романтизма» .
Известно, что бурное развитие капитализма в России в конце XIX в. и становление третьего этапа освободительного движения крайне обострили классовую борьбу в стране, что обусловило новое качество критического реализма, определило новый период его развития.
В.Короленко был одним из первых русских писателей, который в 80-е годы теоретически обосновал историческую необходимость появления «нового» реализма. Он высказал теперь уже широко известную мысль о необходимости синтеза романтизма и реализма и на практике шпытался осуществить эти поиски. Следы этой работы отчетливо проявляются, например, в полесской легенде «Лес шумит» /1885/, рассказе «Река играет» /1891/, стихотворении в прозе «Огоньки» /1900/ и т. п. В то же время Короленко искал реального героя, который мог бы активно включиться в борьбу против социального зла. Нередко эти герои выступали в облике бунтарей, свободолюбивых бродяг. «В сибирских рассказах./Короленко — Л.К./.
1. Горький М. 0 том, как я учился писать. — В кн.: М. Горький о литературе. — м.:1953, с. 311.
2. Егорова Л. 0 романтическом течении в советской прозе. — Ставрополь: 1966, с. 15. — 6.
I — I романтика социального оптимизма, надежды и нетерпеливого предвосхищения соединились с поэзией «вольной волюшки» ^' бродяга же для Короленко стал «символом неугасимого человеческого стремления к воле и счастью, символом порывов и надежд, хотя бы и недостижимых» .
Задачу прогрессивного, демократического искусства Короленко видел в том, чтобы, опираясь на стремление человечества к счастью и красоте людских отношений, показать способность человека к подвигу. Писатель считал, что подлинно народная литература должна быть героичной по своему существу. «Идеи писателя о „синтезе“ реализма и романтизма, о героическом в искусстве требовали более радикальных: творческих решений. Сам Короленко отводил своим произведениям и творчеству современного ему литературного поколения подготовительную роль». Однако, хотя эти идеи, как отмечает В. Келдыш, «были наиболее отчетливо сформулированы еще во второй половине 80-х годов. и позднее уже не д менялись в главных своих очертаниях, дальнейшее развитие литературы подтвердило их правильность,» в первую очередь практикой с;
Горького". Огромную роль в творческом развитии Горького сыграл Короленко. Именно ему А. Пешков принес в 1889 г. свое сочинениепоэму «Песнь старого дуба». Десятилетие 1886−1896 гг. в жизни.
1. Бялый Г. В. Г. Короленко. — Л.: 1983, с. 59.
2. Там же, с. 73.
3. Заика С. М. Горький и русская классическая литература конца.
XIX — начала XX века. — М.: Наука, 1982, с. 135.
4. Келдыш В. Новое в критическом реализме и его эстетике. — В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала.
XX века. — М.:1975, с. 80.
5. Заика С. М. Горький и русская классическая литература конца XIX — начала XX века, с. 135.
Нижнего Новгорода назвал позднее М. Горький, уже прославленный писатель, «эпохой Короленко» .*' Он же, М. Горький, считал Короленко своим учителем: «Он был моим учителем, недолго, но был о им, и это моя гордость по сей день» .
Пристально присматривались Короленко и Горький к миру отверженных, проявляя особый интерес к «выламывающейся» личности, даже в условиях «дна» сохраняющей живую душу. Однако, уже герои ранних романтических произведений Горького — босяки «бунтари, и бунтарство это, несмотря на всю неотчетливость, их стремлений, их недовольства жизнью, являлось бунтарством социальным, направленным против основ современного общества». Художественные искания М. Горького «были направлены на то, чтобы выработать и определить те художественные средства, при помощи которых герои ческая тема в русской литературе приобрела бы гораздо более 4 сильное звучание .
В 1900 г. в известном письме Чехову Горький отметил: «Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм. И убьете его скоронасмерть, надолго. Эта форма отжила свое время — факт! настало время нужды в героическом. Все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а сбыло выше ее, лучше, красивее». Эта горьковская оценка произве.
1. Горький М. Время Короленко. — В кн.:Горький М. Полное собрание сочинений. — М.:1973, т.16, с. 184.
2. Горький М. Письмо Короленко Е. от 7.Х.25г. — В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. — М.:1955, т.29, с. 444.
3. Муратова К. Возникновение социалистического реализма в русской литературе. — M.-JI.:I966, с. 142.
4. Бурсов Б. Горький и романтизм. — Нева, 1955, № 2, с. 153.
5. Горький М. Письмо Чехову А. П. /январь 1900 г./ - В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. — М.: 1954, т. 28, с.ИЗ. дений Чехова связана с эстетическими исканиями, раздумиями самого Горького. Когда Горький в 1900 г. приветствовал Чехова за то, что он «убивает реализм», доводя до высшего совершенства его приемы, то это означало не отрицание реализма, а высшее его утверждение — желание возвысить реализм до героического пафоса, ибо «настало время нужды в героическом» .^*.
Героическая тема в полную силу звучала и у Горького. «Выражая идеи социального оптимизма, активного вмешательства в жизнь, М. Горький в 90-х и 900-х годах создает ряд произведений, в которых вдохновенно воплощены героико-патриотические начала. Образы, воплощающие в себе неукротимое стремление к свободе, свету, жаж^ борьбы и подвига, Горький нарисовал в.
Песне о Соколе" и «Песне о Буревестнике» — произведениях, овер янных ощущением грядущей социальной бури". Как отмечают Б. Михайловский и Е. Тагер:" Романтическая патетика в раннем творчестве Горького возникла не случайно. Еще В. Г. Короленко в конце 80-х годов писал о возможности возрождения романтизма на почве пробуждения народных масс, о желательности его синтеза с реализмом, о о новом качестве литературы будущего". С. Петров указывает, что «Горький. выразил жажду свободы и революционные устремления в поэтических формах революционного романтизма. Романтическое начало, — по мнению С. Петрова, — проникало и в реалистические произведения Горького 90-х годов» .
1. Бялик Б. Эстетические взгляды Горького. — JI.:I939, с. 217.
2. Храпченко М. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя. — В кн.: Храпченко М. Собрание сочинений в 4-х томах. — М.: 1980, т.1, с.661−662.
3. Михайловский Б., Тагер Е. Творчество М.Горького. — М.:1969, с • 3 •.
4. Петров С. Возникновение и формирование социалистического реализма. -М.: 1976, с. 239.
Обращает на себя внимание тот факт, «что уже после богатого развития критического реализма на протяжении XIX в. романтизм вновь „пригодился“ Горькому в 90-х годах, как Маяковскому и Блоку в предоктябрьские годы» .^'.
Как отмечает Л. Залесская: «в «Матери» Горького, произведении социалистического реализма, идеал писателя слился с активными устремлениями революционного пролетариата, верящего в победу социалистической революции и готовящего эту победу.
Романтизм, совпадая в своих идеалах с социалистическим реализмом, рисуя героев в необыкновенных, но жизненных обстоятельствах, перестает быть отдельным методом искусства, стано о вять одним из течений социалистического реализма" .
Именно в русле романтического стилевого течения развивалось и творчество В.Шишкова. В. Шишков — романтик как тип писателя был характерной фигурой эпохи, он воплощал в себе проявление закономерностей художественного развития передовой русской литературы конца XIX — начала XX вв., советской литературы с периода ее зарождения по 1945 год. В каждой из трех глав, в заключении нами делается попытка рассмотреть развитие романтических тенденций в творчестве писателя.
Следует отметить, что в произведениях и высказываниях В. Шишкова воплощены взгляды писателя на реальное и романтическое в самой жизни, а также в искусстве. В. Шишков идет по горь-ковскому пути. М. Горький, размышляя, о новом качестве реализма социалистического. искусства, задумываясь над вопросом:
1. Михайловский Б. Творчество М. Горького и мировая литература, I892-I9I6, — М.: 1965, с.16−17.
2. Залесская JI. 0 романтическом течении в советской литературе. — М.: 1973, с. 39.
Каким же должно быть искусство, призванное изображать современных людей и эпоху?" «'-* в беседе с Ф. Богородским отметил: «Если говорить о «стилях и «направлениях», то невольно вспоминаются Пушкин и Толстой. В их реалистическом искусстве есть элементы и романтизма, и классицизма, и, если хотите, — символизма. Точнее — многоплановый реализм дожен лечь в основу творчества нар ших художников» .
Многоплановый реализм лежит и в основе творчества В.Шишкова." - Реализм. романтизм. символизм. Ведь это все формулы! — говорил писатель. А разве можно творить по формулам? Когда я пишу, могу ли я думать о том, реализм это или романтизм? Я знаю только один закон: писать надо правдиво. И когда я пишу, я только и думаю о том, чтобы с наибольшей правдой выразить то, что я вижу и хочу показать. Реальная действительность и романтика мечты тесно сплетены в нашей жизни, почему же устрао нять это в художественном отражении жизни?." * Писатель, по мнению В. Шишкова, «обязан. указывать народу на вершины человеческой жизни или давать жизнь для контраста в отрицательных ее чертах, в провалищах, ограждая бездну горящими маяками» .^* Этот романтический принцип лежит в основе реализма В.Шишкова. Первые шаги в творчестве писателя показали, что в его произведениях читатель встретится с «вершинами» и с «безднами», данными.
1. Богородский Ф. Воспоминания о Горьком. — В кн.: Вопросы изобразительного искусства. Сб., выпуск 3. — М.:195ь, с. 200.
2. Там же, с. 200.
3. Коган Л. Из воспоминаний. — В кн.: Воспоминания о В.Шишкове. — М.: 1979, с. 142.
4. Шишков В. Автобиография. — В кн.: Шишков В. Полное собрание сочинений в 12-ти томах. — M.-J1.: 1927, т.1, с. 69. в контрасте. Романтические краски близки писателю: произведения его отличаются остротой сюжетов, конфликтов, автор нередко использует трагические развязки, а для словесно-стилевого оформления содержания опирается на особую поэтическую систему, орнаментальные средства стилизации, богатый словарь тропов, символов, глубокий лиризм.
Сугубо романтические средства изображения действительности у В. Шишкова сливаются с тяготением к предметности образов, в основе его искусства лежит правда действительности, жизнь народа. Здесь нет противоречия: ведь В. Шишков был прежде всего реалистом, именно видимый мир во всем богатстве форм и красок питал его художественное воображение. Произведения писателя имели добротную реалистическую основу, которая подчинила себе все романтические элементы. Ранее других на своеобразие творчества В. Шишкова обратили внимание его собратья по перу. Так, В. Бахметьев отмечал:" в произведениях его, к какому бы жанру то или иное из них ни относились, мы не найдем ухода от мира реального в своевольное царство беспочвенной и потому обычно анемичной фантазии. Даже там, где писатель переключался в область сказки и аллегории или вводил своих героев в мир потрясенной психики с его бредом и галлюцинациями /" Пурга", «Страшный кам», «Угрюм-река» / - под пером, приверженным жизненной правде, возникали густые, теплокровные краски, и те сцены, что были рассчитаны на сказочность, наливались живыми соками, приобретали очертания совсем не сказоч I ш ной яви .
I. Бахметьев В. Вячеслав Шишков. Жизнь и творчество. — М.: 1947, с. I40-I4I.
Ведь как отмечал М. Храпченко: «В социалистической литературе не наблюдается острого конфликта между социалистическим реализмом и романтическим течением, и не наблюдается потому, что определяющее свойство этого течения, возникшего на основе социалистического мироощущения, не забвение действительности, а своеобразное ее раскрытие» .**.
Мы не углубляемся здесь в большие и сложные вопросы о соотнесенности романтических и реалистических начал в советской литературе, о принципиально новой эстетической структуре социалистического реализма как метода «синтетического», как «peaлизма крылатого» (что подчеркивал А. Фадеев), об огромных формообразующих возможностях социалистического реализма, о многообразии его стилевых течений. Наше современное литературоведение дало основополагающие ответы на эти вопросы в трудах А. Бушмина, Г. Ломидзе, А. Метченко, Л. Новиченко, А. Овчаренко, С. Петрова, Б. Сучкова, А. Эльяшевича и других ученых, исследовавших данную проблему, мы исходим из главных их выводов. Наша задача — проследить развитие романтических тенденций в реалистических произведениях В.Шишкова.
Творчеству В. Шишкова посвящена обширная критическая и научная литература: вышли монографии В. Бахметьева, А. Богдановой,.
H.Еселева, И. Изотова, М. Майзеля, В. Чалмаева, Н. Яновского, статьи Ф. Бутенко, В. Борисовой, Р. Колесниковой, Г. Кунгурова, Е. Шас-тиной и др. Защищен целый ряд диссертаций. Произведения этого писателя рассматриваются и в некоторых трудах по русской лите.
I. Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек. — В кн.: Храпченко М. Собрание сочинений в 4-х томах, т.4, с. 33. ратуре конца XIX — начала XX вв., носящих обобщающий характер." '" ' Начало изучению творчества В. Шишкова было положено П. Медведевым вступительной статьей к полному собранию сочинений о.
В.Шишкова в 12-ти томах. Причем, П. Медведев одним из первых обратил внимание на то, что в творчестве писателя: «Человек, его внутренняя жизнь, очень часто социальная сторона человеческих взаимоотношений — центральная, отнюдь не областническая тео ма В. Шишкова». П. Медведев правильно подметил, что В. Шишков, если «и вводит в свои повествования о человеческой жизни элементы этнографического характера в очень крупных дозах, то это происходит только потому, что вне их, без них не будет понятен сам человек, его психология, движения его мысли, мотивация его u U н «действии .
1. Андреев Ю. Революция и литература. Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма /20−30-е гг./ - М.: Художественная литература, 1975, 446 с.
Волков А. Горький и литературное движение конца XIX и начала XX веков. — М.: Советский писатель, 1954, 493 с.
Ершов JI. Сатирические жанры русской советской литературы.
— Л.: Наука. 1977, 284 с.
Залесская Л. О романтическом течении в советской литературе, 272 с.
Овчаренко А. М. Горький и литературные искания XX столетия.
— М.: Художественная литература, 1982, 590 с.
Эльяшевич А. П. Лиризм, Экспрессия. Гротеск: 0 стилевых течениях в литературе социалистического реализма. — Л. Художественная литература, 1975, 356 с. и др.
2. Медведев П. Творчество Вяч.Шишкова. — В кн.: Шишков В. Полное собрание сочинений в 12-ти томах, т.1, с. 9−42.
3. Там же, с. 12.
4. Там же, с. 12.
Однако, уже в 1935 г. о «мистике», «пантеистической символике», которые «нарушают стилевую манеру писателя и вредят ей», о чрезмерном тяготении В. Шишкова к острым сюжетным ситуациям говорил М.Майзель.^' Он видел в творчестве В. Шишкова сплошные идейные срывы и серьезные ошибки, по мнению этого критика, В. Шишков «дает увлечь себя самой примитивной, убо о гой и наивной символике» .
Подобная оценка, непонимание В. Шишкова как писателя было характерно для многих критиков 20−30 гг. И только после Великой Отечественной войны творчество этого замечательного мастера слова стало рассматриваться как большой вклад в сокровищницу советской многонациональной литературы.
Появляется ряд монографий, статей, диссертаций, охватывающих весь писательский путь В. Шишкова и отдельные вопросы творчества писателя. Следует отметить одну из первых монографий, которая была написана человеком, хорошо знающим В. Шишкова, писатео лем В.Бахметьевым. Прослеживая творческий путь В. Шишкова, В. Бахметьев, одним из первых, подчеркнул, что «в литературном фонде Шишкова мы не найдем вещи, которая была бы создана в результате отвлеченно задуманной идеи, вне отталкивания от действительности, от событий и фактов народной жизни, от непосредственно пережитого, виденного и слышанного» .^0 Под народностью произведений писателя В. Бахметьев имеет в виду «не только их тематику, но и форму и стилевые приемы, и самую установку.
1. Майзель М. Вячеслав Шишков. Критический очерк. — JI.:I935, с. 135. *.
2. Там же, с. 134.
3. Бахметьев В. Вячеслав Шишков. Жизнь и творчество, с. 142.
4. Там же, с. 142. творческой работы" ." '" * Высоко оценила талант В. Шишкова А.Богда-р нова. Она, прослеживая творческий путь писателя, отмечает, что и ранние рассказы и очерки В. Шишкова это — «изображение той материальной нужды, классового угнетения, политического бесправия, которые выпадали на долю трудового народа Сибири до Октябрьской революции». Критик обращает внимание на тот факт, что в раннем творчестве писателя «самый выбор тем и героев отграничивал Шишкова от писателей, принадлежащих к упадочническим литературным направлениям». Все творчество писателя А. Богданова рассматривает как «процесс идейно-художественной эволюции» ^*, В. Шишков, по мнению критика," вырос вместе со своим народом", именно от него писатель «взял все лучшее» .
В 1956 году BHxojjfМонография И. Изотова о творчестве В. Шишг* кова. В целом высоко оценивая талант писателя, И. Изотов упрекает его за то, что «не всегда В. Шишкову удавалось строго держаться в рамках реалистических требований, не всегда он мог избежать искушения поразить читателя внешним эффектом, таинзтп венностыо приключений, граничащей с мистикой». А в монографии, вышедшей в 1975 г., И. Изотов, ошибочно, на наш взгляд, пишет о том, tiro с «первых лет своей писательской деятельности В. Шишков тяготел к реализму, и, хотя не без колебаний, он все более утвер
1. Бахметьев В. Вячеслав Шишков.Жизнь и творчество, с. 142.
2. Богданова А. Вячеслав Шишков.Литературно-критический очерк.
— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1953, 256с.
3. Там же, с. 26.
4. Там же, с. 115.
5. Там же, с. 253.
6. Изотов И. Вячеслав Шишков. Критико-биографический очерк.
— М.: Советский писатель, 1956, 168с.
7. Там же, с. 97. ждался в нем" .^* И. Изотов недостаточно учитывает тот факт, что реализм не «все более утверждался» в В. Шишкове, но что он был писателем-реалистом с первых шагов в литературе, поднимал в своих произведениях острые социальные проблемы еще до Октября. Однако, реализм В. Шишкова — особый, писатель, как и всякий большой-. художник, был оригинальным, причем в его реализме сильна романтическая струя.
Не случайно В. Чалмаев еще в 1969 г. увидел у В. Шишкова «единство правды исторической и правды поэтической, синтез документальной достоверности и живой многоплановой (философской, о лирической, юмористической) игры воображения». о.
В 1973 и 1976 гг. вышли монографии Н. Еселева о В.Шишкове. Н. Еселев останавливается на основных фактах биографии писателя, исследует его творческую эволюцию от ранних произведений к вершинным. По мнению Н. Еселева:" Сила художественного слова В. Шишкова, мощь его языка росла год от года, от произведения к произведению" .^' Причем, как доказывает критик/'творчество Вячеслава Шишкова шло по восходящей линии и достойно оборвалось на исторической эпопее «Емельян Пугачев» .^*.
1. Изотов И. Вячеслав Шишков — писатель, патриот. — Оренбург, 1975, с. 186.
2. Чалмаев В. Вячеслав Шишков /Критико-биографический очерк/. М.: Советская Россия, 1969, с. 44.
3. Еселев Н. Шишков. — М.: Молодая гвардия, 1973,215 с. Еселев Н. Шишков. — М.: Современник, 1976,240 с.
4. Еселев Н. Шишков. — М.: 1976, с. 237.
5. Там же, с. 237.
Монография Н. Яновского рассматривает творчество писателя как большой вклад в сокровищницу советской многонациональной литературы. Н. Яновский справедливо пишет о том, что В. Шишков в «лучших произведениях доводил илепку образов» до «их материализации», а «музыка» его романов и повестей производила впечатление не только на читателей, но и на писателей. Г. Маркова и С. Сартакова, К. Седых и Л. Иванова, В. Шукшина и В.Астафьева. Следует сказать о том, что Н. Яновский давно и плодотворно занимается изучением творчества В.Шишкова. Кроме того, он составитель ряда интересных книг, со страниц которых перед нами встает обаятельный образ ^писателя" мы знакомимся с высказываниями о.
Шишкова о литературе, о писательском труде.
Среди авторефератов диссертаций по интересующему нас воп.
4 ^ росу следует отметить авторефераты В. Потапова, Е. Шастиной,.
1. Яновский Н. Вячеслав Шишков. Очерк творчества. — М.: Художественная литература, 1984, с. 270.
2. Яновский Н. Истоки. Сибирский период в творчестве Вяч.Шишкова. — В кн.: Яновский Н. История и современность. — Новосибирск, 1974, с. 7−59. Он же. Веление времени. Гражданская война в изображении Вяч.Шишкова. — В кн.: Яновский Н. Поиск. Литературно-критические статьи. — Новосибирск, 1979, с. 3−70. Яновскии Н. Роман Вячеслава Шишкова Угрюм-река". — В кн.: Литература^Сибири. История и современность. — Новосибирск:
3. Воспоминания о В.Шишкове. — М.: Советский писатель, 1979, 304с. Шишков В. Мой творческий опыт. — М.: Советская Россия, 1979, 92с.
4. Потапов В. Стиль исторического повествования В. Я. Шишкова «Емельян Пугачев». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М.:1952,.
5. Шастина Е. Ранние рассказы В. Я. Шишкова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Иркутск: 19Б4, 16с. т 2.
Л.Анцыферовой, • П.Лихошвая.
Так, В. Потапов называет В. Шишкова «художником самобытным, оригинальным, который, используя лучше традиции русской класо сической прозы, сумел сохранить свою индивидуальность». 'Е.Шас-тина подметила, что ранние рассказы В. Шишкова стоят в одном ряду с рассказами других демократически настроенных писателей, что «стремление уйти от привычного быта, сковывающего свободу и мечты человека, свойственно и героям ряда ранних рассказов В.Я.Шишкова» .Л .Анцыферова справедливо отмечает, что «в сказе у Шишкова достигается удивительная слышимость голоса эпохи, которая так и пробивается в повествование, превращая его из сухого документа истории в прекрасную, говорящую страницу жизни». Немалая заслуга Л. Анцьферовой в том, что она одна из первых попыталась доказать необоснованность — упреков, адресованных В. Шишкову в подражании А.Ремизову. Она пишет: «Обвинения в адрес писателя, что он сбивается в сказовой манере на А. Ремизова, столь же несправедливы, сколь бездоказательны. Шишков ис.
1. Анцыферова Л. Роман «Угрюм-река» и развитие творчества В. Я. Шишкова в 20-е годы /К вопросу жанра и мастерства/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М.: 1966, 22с.
2. Лихошвай П. Роман «Емельян Пугачев» В. Шишкова /Творческая история и мастерство писателя/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Киев: 1967, 18с.
3. Потапов В. Стиль исторического повествования В. Я. Шишкова «Емельян Пугачев». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, с. 16.
4. Шастина Е. Ранние рассказы В. Я. Шишкова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, с. 12.
5. Анцыферова Л. Роман «Угрюм-река» и развитие творчества В. Я. Шишкова в 20-е годы /К вопросу жанра и мастерства/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, с. 18. пользует форму сказа в прямо противоположных целях, полемически заостренно направляя ее как раз против Ремизова" .*' П. Лихошвай исследует в «Емельяне Пугачеве» — крупнейшем произведении писателятакие элементы сюжета, как пейзаж, бытописание, портрет, авторские отступления, в которых наиболее отчетливо сказываютр ся особенности писательского стиля" .
Причем, П. Лихошвай, говоря о портрете в романе «Емельян Пугачев», пишет: «Характерной особенностью портретов, созданных Шишковым, является их ярко выраженная эмоциональная окрао шенность». Он подметил в «Емельяне Пугачеве и «наличиенаряду с объективной и субъективной формы повествования, которая наиболее отчетливо проявляется в авторских отступлениях» .^*.
Исследуя разнообразные романтические стили, стилевые течения внутри складывающегося метода социалистического реализма в 20-е годы, затрагивали вопрос о романтических тенденциях в рг творчестве В. Шишкова /в частности, роман «Ватага» / Ю. Андреев, *.
F> 7.
Л.Залесская, А.Эльяшевич.
1. Анцыферова Л. Роман «Угрюм-река» и развитие творчества ВЛ. Шишкова в 20-е годы /К вопросу жанра и мастерства/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, с. 18.
2. Лихошвай П. Роман «Емельян Пугачев» В. Шишкова /Творческая история и мастерство писателя/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологичекких наук, с. 12.
3. Там же, с. 16.
4. Там же, с. 14.
5. Андреев Ю. Революция и литература. Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма /20−30-е гг./, с. 104.
6. Залесская Л. 0 романтическом течении в советской литературе, с • •.
7. Эльяшевич А. Лиризм. Экспрессия. Гротеск: 0 стилевых течениях в литературе социалистического реализма, с. 98.
Однако, следует отметить, что исследования, которое бы охватило тему «Романтические тенденции в творчестве В. Шишкова» целиком, нет. Между тем, необходимость в таком исследовании очевидна. Игнорируя или недооценивая романтические тенденции в творчестве писателя, нельзя объективно раскрыть творческую индивидуальность автора «Угрюм-реки», «Емельяна Пугачева». Цели и задачи настоящего исследования — рассмотреть романтические тенденции в наиболее значительных произведениях В. Шишкова /1908;1945 гг./, выяснить их место в творчестве писателя. Актуальность предлагаемой диссертации определена тем значением, какое придается сегодня изучению романтических тенденций в творчестве писателей конца XIX — начала XX вв., советского периода. В. Шишков стоял у истоков зарождения метода социалистического реализма, внес существенный вклад в его развитие. Творчество писателя шло в русле искания демократической литературы конца века, в генеральном русле развития советской литературы.
А.Фадеев сформулировал методологические положения, которые имеют принципиальное значение для изучения советской литературы, изучения метода социалистического реализма: «Иные думают, — писал он, — что метод социалистического реализма нужен для того, чтобы художники стали похожи друг на друга, как иголки. Между тем такая стандартность и нивелировка есть издевательство и над социализмом, и над реализмом. Социалистический реализм есть, помимо всего прочего, богатство художественных индивидуальностей». * *.
I. Фадеев А. 0 социалистическом реализме. — В кн.: Александр Фадеев о литературе. — М.: 1982, с. 12.
Есть писатели, которые с большой силой воплотив в своей деятельности самые характерные черты метода социалистического реализма, определили вместе с тем какую-то свою, важную линию, особую струю в литературе. Писатели, обогащающие наше представление о социалистическом реализме, открывающие нам его новые грани. Изучать их наследие — значит раскрывать сущность социалистического реализма во всей его художественно-исторической конкретности и богатстве, говорить об их методе — значит наглядно доказывать жизненность социалистического реализма, выявлять его корни, его единство в многообразии.
Один из таких писателей В.Шишков. Новизна работы состоит в том, что впервые вопрос о романтических тенденциях в творчестве В. Шишкова становится предметом специального рассмотрения. Выясняется роль романтических тенденций в наиболее значительных произведениях писателя. Этот анализ позволил по-новому посмотреть на широкий круг созданных В. Шишковым очерков, рассказов, повестей, романов, художественных образов, в существенной мере дополнить, уточнить их толкование .
Методологической базой исследования явились труды основоположников марксизма-ленинизма, представителей революционно-демократической и марксистской мысли, документы партии и правительства по вопросам литературы и искусства, работы ведущих советских ученых по истории и теории литературы.
Практическое значение диссертации заключается в том, что сделанные в ней выводы и наблюдения могут быть использованы в лекционных и практических курсах по теории и истории руской литературы конца XIX — начала XX вв., советской литературе, в спецкурсах по творчеству В. Шишкова, в методических разработках для учителей средних школ.
Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены на Всесоюзной межвузовской конференции, посвященной 75-летию со дня рождения М. А. Шолохова, которая состоялась в октябре 1980 года в Москве, легли в основу методических разработок: «В. Я. Шишков. Жизнь и творчество (к 110-летию со дня рождения)», «Творчество В. Шишкова в годы Великой Отечественной войны (к 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне)» изданных в г. Кировограде, а также в основу статьи, депонированной в ИНИОН АН СССР «Проблемно-тематическое и художественное своеобразие творчества В. Шишкова в дооктябрьский период». Общий объем работ составляет 4,4 печатных листа. Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы. Содержание диссертации изложено на 180 страницах машинописи. Список использованной литературы включает 264 названия.
Заключение
.
В.Шишков относится к числу писателей, интерес к которым не т. о нем угасает в литературоведении. Как уже отмечалось в диссертации, написаны монографии, статьи, в 1973 году в серии «Жизнь замечательных лгодей» вышла книга Н. Еселева «Шишков» .Это признак того, что произведения В. Шишкова любимы народом, а творчество его имеет огромное значение для современного литературного процесса. Мы полагаем, что этот неослабевающий интерес во многом связан с тем, что в произведениях В. Шишкова находит место особое сочетание реализма и романтических тенденций. Подобное сочетание характерно и для творчества целого ряда современных советских писателей, а потому вопрос этот продолжает оставаться актуальным.
Причем, В. Шишков как писатель интересен и тем, что он связал литературный процесс прошлых лет с нашей современностью? поисками многих художников слова на протяжении десятилетий. Во многом В. Шишков был новатором.
В нашей диссертации сделана попытка, исследуя наиболее заметные очерки, рассказы, повести, романы В. Шишкова 1908;1945 гг., проследить, как формировался Шишков-художник, какое место в его творчестве занимали романтические тенденции.
Важное значение имеет тот факт, что писатель пришел в советскую литературу с традициями литературы критического реализма конца XIX — начала XX вв. Романтические тенденции в его творчестве были тесно связаны, а развитием всего общественно-литературного процесса, как дооктябрьского, так и послеоктябрьского периодов. Исследование ведется в русле художественных исканий прогрессивной русской литературы рубежа веков, проелвживается связь писатетеля с творчеством Короленко, М. Горького, выявляется художественное осмысление важнейших проблем, определившее типологическую общность отдельных элементов поэтики этих писателей.
В творчестве В. Шишкова романтические тенденции проявились отчетливо уже с первых его шагов в литературе. Причем, на развитие романтических тенденций в его творчестве огромное влияние оказали Короленко и М.Горький.Связь с этими двумя выдающимися мастерами слова прослеживается уже в первых произведениях писателя: аллегории «Кедр» /1908/, рассказе «Бабушка потерялась» /1909/ и др. Очерки, рассказы, повести писателя окрашены лиризмом, природа в них выступает самостоятельным действующим лицом, соотносится с настроениями и переживаниями героев.В.Шишков, как и М. Горький-романтик нередко прибегал к своеобразному лирическому обрамлению своих произведений, часто пользовался приемом «рассказа в рассказе» .
Значительное место в творчестве писателя заняла проблема поисков положительного героя. Герой В.Шишкова часто человек незаурядный, поставленный в исключительные, драматические, но жизненные ситуации. В этих ситуациях в полной мере проявлялись все лучшие человеческие качества.
Следует сказать, что герои раннего В. Шишкова еще далеки от сознательной классовой борьбы, они чаще всего выступали проводниками пассивного бунта, а поступками своими больше всего напоминали горьковских босяков. Однако, нельзя не считаться с тем важным обстоятельством, что писатель увидел и отобразил в своем творчестве социальное пробуждение народов Сибири и Крайнего Севера, а это имело несомненное общественно-политическое значение.
— 175.
У В. Шишкова, как и у Горького-романтика, отчетливо зазвучала героическая тема, тема" выламывающейся личности? тема бунта. Знаменательным представляется тот факт, что писатель в дооктябрьский период творчества от образов протестантов, мечтателей, стихийных бунтарей пришел к созданию образов политических ссыльных. Они выведены В. Шишковым в повестях «Пурга» и «Тайга» .
Политический ссыльный Андрей в «Тайге» — носитель авторской мысли о близости грядущих перемен, о будущем России. По определению автора — это образ-символ, посредник между старой и новой правдой. Старую и новую правду символизируют в повести Устин и Анна. Все эти образы созданы В. Шишковым и при помощи приемов романтической поэтики. Эти приемы позволили писателю в финале повести выразить глубокое убеждение в близости коренных перемен, в близости революции: всеочищающий пожар тайги в финале произведения символизировал обновление старой России, приход новой, светлой жизни.
Творчество В. Шишкова дооктябрьского периода, как и творчество других, демократически настроенных писателей было проникнуто предчувствием близких перемен в жизни страны и народа. Свое предчувствие В. Шишков выразил при помощи приемов по преимуществу взятых из романтической поэтики.
В советское время М. Горький, А. Серафимович, С. Есенин, В. Маяковский, Д. Фурманов, Л. Леонов, Вс. Иванов, М. Шолохов и др. вырабатывали творческие принципы метода и стилей нового искусства. Свое место в творческих поисках обрел и В.Шишков.
Творчество писателя советского периода, романтические тенденции в нем неразрывно связаны с исканиями всей советской литературы.
— 176.
Обращает на себя внимание тематическое разнообразие произведений В.Шишкова.Наряду с показом жизни малых народностей Сибири и Крайнего Севера до Октября, писатель обращался и к современной тематике, его привлекала и жизнь новой советской деревни, людей, гфеображенных революцией, тема гражданской войны.
Романтические тенденции получили в творчестве писателя новое развитие. Они явственно проявлялись в каждом из его произведений по-разному.
Произведения о гражданской войне В. Шишков создает в русле творческих исканий молодой советской литературы. Романтические тенденции в них проявились особенно ярко, в первую очередь это относится к роману «Ватага», в котором автор развенчивает анархию и бандитизм ." Ватага1,1 по словам автора, была тем психологическим толчком, который определил выбор темы пугачевского восстания, привел писателя к созданию величественной эпопеи «Емельян Пугачев1.1.
В.Шишкова привлекла и тема беспризорничества. Однако, в повести «Странники» надуманная романтика, натурализм помешали писателю показать гфоцесс перевоспитания человека с достаточной убедительностью.
В целом же следует сказать, что приемы почерпнутые из романтической поэтики, помогали писателю в создании реалистических гфоизведений, полнокровных художественных образов.
Романом страстей «назвал В. Шишков «Угрюм-реку» .Сюжет этого романа тяготеет к чрезвычайному, необычному, велика роль интриги. Приемы художественного письма, которые были присущи многим творениям художника здесь проявились с новой силой. Пейзаж в «Угрюм-реке» в большей мере, чем ранее, в других произве.
— 177 ниях, несет большую идейную нагрузку, играет важную роль в композиции. Автор романтизировал и любимых героев, людей из народа, причем их образы в отдельных случаях достигали силы символов, укрупнялись. Народ в романе показан борцом за свои права прежде всего. Немало в «Угрюм-реке» образов-символов.В первую очередь, к ним относится Угрюм-рекасимвол жизни, как указывал сам В.Шишков.
Огромная работа была проделана писателем по переделке этого романа, по изгнанию из него «мистики» и «чертовщины» /В.Шишков/.
В диссертации рассматривается оценка «Угрюм-реки» М. Горьким, привлекается текстологический материал.
В «Емельяне Пугачеве» — вершинном произведении писателя, произведении эпического размаха создать яркую, впечатляющую картину жизни России ХУП1века, незабываемые образы помогли и средства романтической поэтики, так любимые В.Шишковым.С большим мастерством в романе изображен народ, он главный герой исторического повествования. Автор иногда прибегает к символизации образа народа, так пугачевцы для него «сказочные богатыри, они презирают опасность и самую смерть». Все лучшие черты русского национального характераписатель воплотил в Емельяне. Своего любимого героя, мужественного, бесстрашного вождя народного восстания автор несколько романтизировал &bdquo-для него писатель нашел самые яркие краски. Полны лиризма в «Емельяне Пугачеве» женские образы: Шатьмы, Устиньи Кузнецовой, Стеши Твороговой, Даши.
С особой силой в романе звучит голос автора. Писатель наполнил эпос лирикой, выразил самые сокровенные свои переживания. В вершинном произведении, подступом к которому было все творчество.
— 178.
В.Шишковаjписатель использовал всю богатейшую палитру красок, которыми владел: он здесь и летописец, и тонкий лирик, романтик и реалист.
В.Шишков — писатель новатор, оригинальный художник. У него было безупречное литературное чутье. Одним из первых он заметил огромный талант М. Шолохова:" М. Шолохов бесспорный и самый большой писатель. Он знает самые затаенные движения человеческих душ и с большим мастерством, по-серьезному умеет показать это. Даже самые случайные его герои, жизнь которых началась и закончилась на одной странице, надолго остаются в нашей памяти. писал В. Шишков одному из своих друзей.
М.Шолохов дорог В. Шишкову своей глубокой народностью, ему близки шолоховские герои — простые труженики. Ведь и сам автор «Емельяна Пугачева» избрал с самого начала своего творческого пути объектом своего изображения жизнь народа.
Как и всякий великий художник, В. Шишков чувствовал стиль, своеобразие, неповторимость прославленных мастеров слова: «Когда читаешь классиков, Гоголя, Тургенева, Чехова и др., — чувствуешь какую-то особую музыкальность: у Гоголя одна инструментовка, у Короленко другая, у Толстого третья, но у всех есть ритм, музыкальное движение, у некоторых чуть уловимое, у некоторых, как у Гоголя, резко выраженное. Этот ритм нужно всегда держать, нужно, так р сказать, прислушиваться к своему перу1, — говорил В.Шишков.И он прислушивался к своему перу постоянно. Он выработал свой стиль.
1.Шишков В. Письмо Когану Л. от 21.У.1940 г.- В кн.:Мой творческий опыт. с. 88.
2.Шишков В. Мой творческий опыт — начинающим писателям. Там же, с. 41.
— 179.
Ведь стиль, по определении М. Храпченко," способ выражения образного освоения жизни, способ убеждать и увлекать читателей." «^*.
В.Шишков — писатель, в реалистическом творчестве которого сильна романтическая струя, он нередко пользовался средствами романтического художественного стиля. Это проявлялось и в особенностях создания типических обстоятельству в приемах раскрытия характера, и в системе изобразительно-выразительных средств. Его произведения насквозь пронизаны лиризмом.
Писатель часто вплетал в ткань своего повествования народные песни, легенды, сказания, предания, причем, рассказчик слышал их из уст простых людей/нередко пользовался писатель сказовой формой, приемом «рассказа в рассказе» /.Повествованию рассказы простых людей придавали особую музыкальность, лирическое звучание, переплетались с размышлениями героев, с их судьбами, читатель узнавал о легендах и повериях жителей Сибири и Крайнего Севера. Предания, сказания, как и другие фольклорные и романтические элементы, всегда несли многозначный смысл, воспринимались то как символы, то как аллегории, то как параллелизмы, придавали произведениям многоплановость и углубленность, изображению стереоскопичность, были подчинены реализму.В.Шишков тем самым подготовил почву для культивирования жанров легенды, предания в современной советской прозе.
У В. Шишкова оживление, очеловечивание природы настолько сильно, органично, что человек воспринимается как неотделимая ее часть, в свою очередь природа у В. Шишкова неотделима от человека.
1.Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- В кн.:Храпченко М. Собрание сочинений в четырех томах, — М. :1981,т.Ш, с. Н4.
— 180.
Своей глубокой задушевностью, лиризмом, особой романтичностью произведения В. Шишкова близки с фольклорными. Не случайно неразрывную связь рассказов, повестей, романов писателя с устным народным поэтическим творчеством исследовали многие: Д. Иванов, Г. Кондаков, В.Кочетов.
М.Храпченко указывает, что «особенность течений внутри социалистической литературы, состоит в том, что они не представляют собой обособленных, изолированных друг от друга, замкнутых в себе художественных образований. Между ними постоянно происходит живой обмен творческим опытом. И более того — нередким оказывается претворение в различных произведениях одного и того же писателя принципов реалистического и романтического творчества.» ^*.
Ибо, как пишет этот известный советский литературовед, Лауреат Ленинской премии: «Каждый талантливый писатель отыскивает оригинальные пути и средства воплощения своих идей и образов, пути и средства, позволяющие ему сделать их интересными,» заразительными", близкими читательской аудитории." .
Потенциальные возможности эстетических открытий В. Шишкова для дальнейшего развития литературы социалистического реализма очевидны. Разработка этого вопроса остается актуальной задачей современного литературоведения. '.
1.Храпченко М. Художественное творчество, действительность, человек.- В кн.:Храпченко М. Собрание сочинений в четырех томах.- М.:1982,т.1У, с. 32.
2.Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- В кн.:Храпченко М. Собрание сочинений в четырех томах, т. Ш, с. 114.
Список литературы
- Полное собрание сочинений, изд.5, — М.: 1963, т.39, с. 152.
- Полное собрание сочинений, изд.5, — М.: 1963, т.40, с. 182.
- Под знаменем партийности и народности. Материалы юбилейного пленума правления Союза писателей СССР, посвященного пятидесятилетию создания союза. М. Политиздат, 1984. — 127с.
- О партийной и советской печати. Сб. М.: 1954, с.343−347.
- Художественные произведения и статьи Вяч.Шишкова.6. Шишков В.7. Шишков В.8. Шишков В.9. Шишков В.10. Шишков В.11. Шишков В.12. Шишков В.
- Полное собрание сочинений в 12-ти томах. М-Л: ЗИФ, 1926−1929.
- Полное собрание сочинений. Изд.2-е, — М-Л: 3Ш, 1927−1929.
- Собрание сочинений в 8-ми томах, — М.: Гослитиздат, 1960−1962.
- Собрание сочинений в 8-ми томах, — М.: Правда, 1983.
- Избранные сочинения в 6-ти томах, — М.: Госполитиздат, 1946−1948.
- Избранные сочинения в.4-х томах, — М.: Молодая гвардия, 1958.
- Сибирский сказ. Петроград: Огни, 1916, — 180 с.
- Подножие башни. Петербург: Госиздат, 1920, — 79 с. 15. Шишков В, 16. Шишков В, 17. Шишков В.18. Шишков В.19. Шишков В.20. Шишков В.21. Шишков В.22. Шишков В.23. Шишков В.
- Партизан Денис Давыдов. Л.: Советский писатель, 1941, — 44 с.
- Слава русского оружия. Картины войны России с Пруссией в 17 571 761 годах. Л.: ГИХЛ, 1941, — 180 с.
- Гордая фамилия. М.: Сов. писатель, 1943, — 140 с.
- Автобиография. В кн.: Писатели. Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. — М.: 1926, с. 351−353.
- Автобиография. В кн.: Шишков В. Полное собрание сочинений. — МЛ: 1927, т.1, с. 45−70.
- Автобиография. В кн.: Писатели. Автобиографии и портреты современных русских прозаиков. Изд. 2-е доп. и испр. — М.: 1928, с. 381−383.
- Автобиография. В кн.: Советские писатели. Автобиографии в двух томах. — М.: 1959, т.2, с.684−687.
- Пушкине. Ответ на анкету/. -Ленинград. 1924, № II, с. 10.
- Плавающие и путешествующие. 30 дней. 1927, № 10, с. 9.
- От автора. В кн.: Шишков В. Полное собрание сочинений. — М.-Л: 1927, т.5, с. 5−6.26. Шишков В.27. Шишков В.28. Шишков В.29. Шишков В.30. Шишков В.31. Шишков В.32. Шишков В.33. Шишков В.34. Шишков В.
- Предисловие. В кн.: Шишков В. Полное собрание сочинений. — M-J1: 1927, т.8,с.7.
- Письмо «Бегемоту» /Автобиография/.- В кн.: Бегемотник /Энциклопедия бегемота/, Л.: 1928, с. 174−176.
- К 10-летию Госиздата/. В кн.: Писатели — Госиздату. I9I9-I929.- М-Л.: 1929, с. 91.
- Как мы пишем. В кн.: Как мы пишем, -Л.: 1930, с.190−210.
- Мой творческий опыт начинающим писателям. — Резец, 1934, № 7, с. 18−19.
- Читатель требует от нас хороших книг. В кн.: Слово писателя. Сб. высказываний советских писателей к ХУШ съезду ВКП/б/. — М.: 1939, с. 314−316.
- Емельян Пугачев". Огонек, 1942, № 51, с. 13.
- Окончание «Емельяна Пугачева».-Огонек, 1944, № 16, с. II.
- Алексей Николаевич Толстой. Доклад на праздновании 60-летия писателя. /Посмертная публикация/.- Октябрь, 1945, № 3, с. 98−101.
- Неопубликованные произведения: Воспоминания о В. Я. Шишкове. Письма. Л.: Ленинградское газетно-журнальное издательство, 1956, — 396 с.
- Мой творческий опыт. М.: Сов. Россия. 1979, — 196 с.
- Мои встречи с М.Горьким. В кн.: М. Горький в воспоминаниях современников /в двух томах/. — М.: 1981, т.1, с. 320−322.1. Письма
- Письмо Чехову А.П./январь 1900 г./.-В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. М.: 1954, т.28, с. ИЗ.
- Письмо Анучину В., июнь /без даты, получено 21. У1.1912 г./. В кн.: Горький и Сибирь.-Иркутск: 1949, с. 53.
- Письмо Анучину В. от 4.XI.I9I2 г. -В кн.: Горький М. Письма в Сибирь. -Новосибирск: 1946, с. 60.
- Письмо Шишкову В. от 3 /16/ апреля 1916 г. В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. — М.: 1955, т. 29, с. 356−357.45. Горький М, 46. Горький М.47. Горький М.48. Горький М.49. Шишков 6.50. Шишков 6,51. Шишков В.
- Письмо Нарбуту В. от 17 августа 1925 г. В кн.: Архив А. М. Горького.- М.: 1964, кн.2, с. 64.
- Письмо Короленко Е. от 7.X.1925 г.- В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. М.: 1955, т.29, с. 444.
- Письмо Шишкову В. от 20.ХП.1925 г.- В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах. М.: 1955, т.29, с. 451.
- Письмо Шишкову В. от 5.1.1934 г.- В кн.: Архив А. М. Горького. М.: 1966, т. Х1, с. 334.
- Письмо Федину К. Между 2 и 25 декабря 1934 г. В кн.: Горький М. Собрание сочинений в 30-ти томах, т. 30, с. 367.
- Неопубликованные письма В. Я. Шишкова. /Письма к Г. Н. Потанину и его жене1911-I9I5 гг./. Публикация, предисл. и коммент. Н. Бабушкина и Я.Кошелева.- Сибирские огни, 1959, № 2, с.174−180.
- Неопубликованные письма В. Я. Шишкова к Г. Потанину /1913 г./.Публикация Я. Кошелева/. Алтай. 1957, кн. 10, с. 291−295.53. Шишков В.54. Шишков В.55. Шишков В.56. Шишков В.57. Шишков В.58. Шишков В.59. Шишков. В.
- Письма В. Шишкова к А. М. Ремизову /1913/. Публикация, предисл. и ком-мент. Н. Яновского/. Енисей. 1974, № 5, с.66−71, № 6, с.65−70.
- Два письма В. Я. Шишкова /1914 г. Публикация А. Андрианова/. Сибирские огни. 1963, № 12, с.176−177.
- Письмо Ремизову А. от 18.Ш.1915 г. Огонек. 1973, № 40, с. 24.
- Письма В. Шишкова к В.Анучину./Публикация и коммент. М.Вексельмана. Приведены три письма В. Шишкова к В. Анучину: I2.XI.I9I6, 20.1H.I9I8, 13.УШ.1922/. Сибирские огни. 1961, № 4, с.184−185.
- Неизвестное письмо В. Я. Шишкова /в издательство библиотеки «Сибирский рассвет», 1918 г./Публикация и ком-мент. Р. Скворцовой/. Альманах Алтай. 1962, кн.4, с. 88−92.
- Два неопубликованных письма Вячеслава Шишкова В. Анучину /7.ХП. 1934, 20.ХП.1935/. Публикация и коммент. Л. Ланда/. Нева. 1957, № 9, с. 202. Впервые: Звезда Востока. 1948, № 3, с. 94−97.
- Письма к Лясоцкому И. Е. 1930−1939 гг. В кн.: Лясоцкий И. Вячеслав Яковлевич Шишков в Томске. -Томск. 1953, с. 41−57.61. Шишков В.
- Письма В. Шишкова к П. Петрову /1935г./. Публикация и коммент. В.Трушкина. -Сибирские огни. I960, № 4, с.190−191.
- Письма Виноградову А. /28.У1.1938/, Новодворскому Н. /26.Х.1930/, Федину К. /2.1.1939/, Шпакской М. /26.УП.1936/. Смена. 1956, № 19, с. 15.
- Чистое золото правды. М.: Советский писатель. 1963, — 240 с.
- Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия. 1979, — 318 с. 70. Белая Г. 71. Блок А.72. Богородский Ф73. Бурсов Б.74. Бушмин А.75. Бялик Б.76. Бялый Г. 77. Бялый Г. 78. Ванслов В.79. Владимиров Г. 80. Волков А.81. Волков А.
- Закономерности стилевого развития советской прозы. М.: Наука. 1977, — 255 с. 0 романтизме. В кн.: Блок А. Собрание сочинений в шести томах. — М.: 1971, т.5, с. 473−484.
- Воспоминания о Горьком. В кн.: Вопросы изобразительного искусства. Сб. восп. -М.: 1956, с. 182 202.
- Горький и романтизм. Нева. 1955, № 2, с. 153−157.
- Русский реализм конца XIX в. Издательство Ленинградского университета. 1973, 168 с.
- В.Г.короленко. Л.: 1983, с. 59, 73, 88, 246.
- Эстетика романтизма. М.: Искусство. 1966, — 403 с.
- Проблема союза рабочего класса и крестьянства в художественной прозе начала двадцатых годов. Звезда Востока. 1955, № I, с. 104−105.
- Четвертая партизанская группа. /Из воспоминаний о партизанском движении в Чумышском районе Барнаульского округа/. Сибирские огни. 1929, № 5, с. II2-I32.
- Время Короленко. В кн.: Горький М. Полное собрание сочинений. — М.:1973, т.16, с. 167−195.
- Художественная проза народничества.- М.: Наука. 1970, 214 с.
- Проблемы реализма. М.: Советский писатель. 1961, — 371 с.
- Идеи времени и форта времени. Л.: Советский писатель. 1980, — 600 с. 0 романтическом течении в советской прозе. Ставрополь: Ставропольский пединститут. 1966, — 133 с.
- Проблемы типологии социалистического реализма. Ставрополь: Ставропольский пединститут. 1971, — 178 с.
- Обновление традиций. Ставрополь: Ставропольский пединститут. 1974, — 68 с.
- Советская сатирическая проза 20-х годов. М-Л.: Наука. I960, — 283 с. 95. Ершов Л. 96. Заика С. 97. Зайцевский А.98. Залееская Л.
- Келдыш В. Русский реализм начала XX века. М.:1. Наука. 1973, 280 с.
- К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973, — 552 с.
- Короленко В. К вопросу о романтизме. В кн. Короленко В. Полное собрание сочинений. Посмертное издание. Дневник. 1887 г.- Полтава. 1925, т. I, с. 95−99.
- Единство и многообразие. М.: Советский писатель. I960, — 527 с.
- Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство. 1976, — 367 с.
- Поэтика русского романтизма. М.: Наука. 1976, — 375 с.
- Советская художественная проза 20-х годов о гражданской войне. М.: Просвещение. 1973, — 144 с.
- Творчество М.Горького. М.: Просвещение. 1969, — 336 с.
- Петров С. Социалистический реализм. М.:1. Просвещение. 1977, 272 с.
- Проблемы романтизма. Сборник статей. М.: Искусство, 1967, т.1, 360 с.- М: Искусство, 1971, т.2, 202 с.
- Русский романтизм /под редакцией проф. Гуляева Н./. М.: Высшая школа. 1974, — 360 с.
- Оборонные книги издательства «Советский писатель». Звезда. 1941, № 9, с. 97−100.реализма начала XX века. Л.: Наука. 1982.
- Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель. 1977, — 526 с.
- Короленко и сибирская школа писателей. В кн.: В. Г. Короленко. Жизнь и творчество. Сборник статей. -Петербург. 1922, с. 30−39.
- Горький среди нас. 20-е годы. М.: Гослитиздат. 1943, — 148 с.
- Пути русского реализма. М.: Советский писатель. 1963, — 264 с.
- Из Сибири. В кн.: Чехов А. Собрание сочинений в 12-ти томах. — М.: 1956, т. 10, с. 35.
- За быстро текущим днем. М.: Советский пиаатель. i960, — 384 с. творчестве В.Шишкова.151. Акимов В.
- Страницы народной жизни. Звезда. 1973, № Ю, с. 194−201.
- Вяч., Шишков. Тайга. Печать и революция. 1924, с.272−273.
- Вячеслав Шишков. Очерк жизни и творчества. В кн.: Шишков В. Я. Избранные сочинения. — М.: 1948, т. I, с.5−80.
- Вячеслав Шишков. Жизнь и творчество.- М.: Советский писатель. 1947, — 198 с.
- В.Я.Шишков. В кн.: Русские писатели в Томске. К 350-летию города Томска. 1954. — Томск: 1954, с.73−80.
- Выдающийся советский писатель. -Сибирские огни: 1953, № 5, с.168−171.
- Ранние рассказы В. Я. Шишкова. Новосибирск. 1955, вы. XI, с.117−149.
- Художественные особенности «шутей -ных» рассказов В. Я. Шишкова. В кн.: Вопросы творчества и языка русских писателей. — Новосибирск: i960, с. 20−52.
- Вяч.Шишков. Сибирский сказ. Жизнь для всех. 1918, Jf I, с.115−116.
- Между Достоевским и Маминым-Сибиряком. /0 Вяч. Шишкове/. В кн.: Борьба за стиль. -М.: 1934, с. 210−249.
- Нарком, которого Воронский сделал на-постовцем. Октябрь. 1924, № 2, с. 199−201.
- Вечер читателя и писателя /В.Я.Шишков на «Красном треугольнике"/. Книга и профсоюзы. 1927, № 5, с. 12.
- Я.Шишкове. М.: Советский писатель. 1979,
- Вячеславе Шишкове. В кн.:Шишков В. Тайга. — Рига: 1928, с. 7−12.
- Шишков В. Тайга. Печать и революция. 1927, № 5, с. 200.
- Шишков В. Пейпус-озеро. Печать и революция. 1926, № 7, с. 205−206.
- Шишков В. Ватага. Печать и революция. 1927, № 6, с. 223.
- Вячеславе Шишкове. В кн.:Шишков В. Алые сугробы. — Харьков: 1927, с.5−13.
- Угрюм-река» В.Шишкова. Будущая Сибирь. 1934, Ш Ю, с. 99-III.
- Вячеслав Шишков. Алые сугробы. Книга и профсоюзы. 1928, W 3, с. 37−36.
- Отзыв о сборнике Шишкова В. «Сибирский сказ». Летопись. 1917, № I, с. 308.
- А.М.Горький и В. Я. Шишков. Ученые записки Калужского пединститута. 1963, вып. XI, с. 149−175.
- Шишков. М.: Молодая гвардия /серия ЖЗЛ/. 1973, — 220 с.
- Шишков. М.:Современник.1976, — 239с.180. Жеребцов Б.181. Жовтис П. 182. Зазубрин В.183. Иванов Д. 184. Иванов Д. 185. Изотов И.186. Изотов И.187. Каплин А.188. Кашкарова И. Самсонов Н.189. Коган Л.
- Вячеслав Шишков /1873−1945/. В кн.: Шишков В. Тайга. Холодный край. -Красноярск. 1979, с. 397−430.
- Мастерство художника-реалиста. Советский Казахстан. 1955, с. 82−130.
- Неезженными дорогами. Сибирские огни. 1926, № 3, с. 182−201.
- Русская народная песня в произведениях Вяч. Шишкова с сибирской тематикой. Ученые записки Томского педагогического института. — Томск:1959, т.18, с. 22−40.
- Произведения В. Шишкова с сибирской тематикой и устное народное творчество. Ученые записки Томского пединститута. — Томск: 1958, № 17, с. I06-I2I.
- Вячеслав Шишков. Критико-биографичес-кий очерк. М.: Советский писатель. 1956, — 168 с.
- Вячеслав Шишков писатель-патриот. /Учебное пособие/. — Оренбург:/Б.и./ 1975, — 193 с.
- Вячеслав Шишков. Спектакль в селе Огрызове. Рабочий читатель. 1925, № 10, с. 19−20.
- Истоки. К 100-летию со дня рождения /писателя В.Я.Шишкова/. Полярная звезда. 1973, № 5, с. 130−133.
- Алтайский фольклор в творчестве В. Я. Шишкова. Барнаул: Алтайское книжное издательство. 1969, — 95 с.
- Связь времен. Горно-Алтайск. 1978, с. 47.
- Слово об авторе «Емельяна Пугачева». К 100-летию со дня рождения В. Я. Шишкова. Дон. 1973, № II, с.161−168.
- О писателях-наблюдателях. Ленин -град. 1931, № 6, с. 79−83.
- В.Я.Шишков и устное народное поэтическое творчество. М.: МГУ. 1981, — 65 с.
- К вопросу о кружке Г. Н. Потанина в Томске /неопубликованные материалы/. Ученые записки Томского педагогического института. Томск: 1957, т.16, с. 501−504.
- Из истории культуры Сибири. Томск: Томский государственный университет. 1966. выпуск I, с. II4-II5.
- Вяч.Шишков. Ватага. Красный флот. 1925, № I, с. 175.
- Вяч.Шишков. Подножие башни. Очерки и рассказы. Печать и революция. 1921, № 2, с. 204.
- На родине Шишкова. 1973, 199 с.
- Внук Ибрагима-оглы. /Путешествие по местам Сибири, связанным с жизнью и творчеством В. Шишкова/. Ангара. 1970, № 4, с. 61−78,
- Внеюбилейные итоги. /0 творчестве В. Шишкова/. Звезда. 1935, № 4, с. 231−258.
- Вячеслав Шишков. Критический очерк. Л.: ГИХЛ. 1935, — 136 с.
- Емельян Пугачев. Новый мир. 1944, № 4−5, с. 218−223.
- В.Я.Шишков и приенисейский край. -Енисей. 1966, с. 138−145.
- Творчество Вяч.Шишкова. В кн. Шишков В. Полное собрание сочинений в 12-ти томах. — М-Л.: 1927, т.1, с.9−42.
- История и военная современность. -Ленинград. № 6−7, с.30−31, 1944.
- Пропал человек. Сибирские огни. 1929, № 6, с. 195−196.
- Сборник статей. М.: Московский рабочий.215. Оборин А.216. Павлов Н.217. Пакентрейгер С.
- Вяч.Шишков. Слава русского оружия. Картины войны России с Пруссией в I757-I76I гг. Красная новь. 1942, № 8, с. 106−109.
- В.Шишков в Калининской области. -Альманах Родной край. 1948, с. 177 188.
- Вяч.Шишков. Тайга. Печать и революция. 1927, № 4, с. 200.
- Памяти В. Я. Шишкова. Звезда. 1945, № 3, с. 124.
- Памяти В. Я. Шишкова. Ленинград. 1945, № 4−5, с. 31.
- Гордая фамилия". Новый мир.1943, № 10−11, с. 183−184.
- Новинки беллетристики. Печать и революция. 1924, № 5, с. 138.
- Писатель советской фамилии. К 100-летию со дня рождения В. Я. Шишкова.- Нева. 1973, с. 163−165.
- Бешеное золото. /Неизвестный сценарий В.Я.Шишкова/. Нева. 1965, № 3, с. 206−207.
- Проблематика и поэтика творчества В. Я. Шишкова. Калинин: Издательство Калининского государственного университета. 1983, — 123 с.
- Роман о роли народа в истории. Советский Казахстан. 1953, № 10, с. II0-II4.
- Вячеслав Шишков на Нижней Тунгуске. /К биографии писателя/. Енисей. 1973, № 6, с. 60−61.
- Старшие и младшие. В кн.: Слонимский М. Собрание сочинений в 4-х томах. — Л.: 1970, т.4, с.426−428.
- Встречи с писателями. Вячеслав Шишков. Дон. 1957, № 12, с.166−167.
- В.Я.Шишкове. Ленинград. 1945, № 4, с. 32.
- Вячеслав Шишков. В кн.:Федин К. Писатель. Искусство. Время. — М.: 1980, с. 205−209.
- Наши дни. Альманах, № 4, 1924. -Октябрь. 1924, № I, с. 189.
- Вяч.Шишков. Ржаная Русь. Очерки. -Красная новь. 1927, № 10, с.246−248.
- Вячеслав Шишков. М.: Советская Россия. 1969, — 117 с.
- Подвиг художника. К 100-летию со дня рождения /писателя/ В. Я. Шишкова. Молодая гвардия. 1973, № 10, с.273−279.
- Достоинство рассказа. В кн.: Шишков В. Я. Рассказы. — М.: 1982, с. 5−20.
- На Угрюм-реке и ее притоках. 100 лет со дня рождения В. Я. Шишкова. Наука и религия. 1973, № 10, с. 76−80.
- На Угрюм-реке и ее притоках. Наука, и религия. 1973, НО, с. 80.
- Истоки. К 100-летию со дня рождения В. Я. Шишкова. Сибирские огни. 1973, № 10,' с. 157−176.251. Яновский Н, 252. Яновский Н, 253. Яновский Н.254. Яновский Н.255. Яновский Н, 256. Яновский Н,
- Из ранних сибирских рассказов и очерков Вячеслава Шишкова /К 100-летию со дня рождения/. Алтай. 1973, № 3, с. 93−102.
- Истоки. Сибирский период в творчестве Вяч.Шишкова. В кн.: Яновский Н. История и современность. — Новосибирск: 1974, с. 7−59.
- Роман Вяч. Шишкова «Ватага» и его критики. Сибирские огни. 1978, № 2, с. 178−192.
- Роман «Угрюм-река» и развитие творчества В. Я. Шишкова в 20-е годы I к вопросу жанра и мастерства/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: Московский педагогический институт им. В. И. Ленина. 1966, — 22с.
- У истоков советского романа в Сибири. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Томск: Томский государственный университет им. В. В. Куйбышева, 1967, 17 с.
- В.Я.Шишков и устное народное поэтическое творчество. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. МГУ. 1976, — 20 с.
- Роман «Емельян Пугачев» В. Шишкова /Творческая история и мастерство писателя/. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Киев: Киевский государственный педагогический институт им. А. М. Горького. 1967, — 18 с.
- Стиль исторического повествования В. Я. Шишкова «Емельян Пугачев». Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1952, — 16 с.
- Ранние рассказы В. Я. Шишкова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Иркутск: Иркутский государственный университет им. А. А. Жданова. 1964, — 16 с.