Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Средневековые представления о пространстве и времени на примере «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Явление, возникающее неожиданно) отождествляется с христианс-ким чудотворным (подобием чуда, отличающемся от него, наоборот, своей предсказуемостью и религиозной моралью), не являющимся чудом в строгом смысле слова. В «Кентерберийских рассказах» проблемам сна также отводится важное место. Показательно, что Джеффри Чосер противоречив в трактовке сновидений: положительная оценка сновидения • как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ РЕАЛЬНОГО И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО МИРА: ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
    • 1. 1. Особенности восприятия времени и пространства реального мира
      • 1. 1. 1. Время и Пространство в трудах М. М. Бахтина
      • 1. 1. 2. Столкновение двух противоборствующих мировоззренческих парадигм во времени
      • 1. 1. 3. «Двумирное» пространство Средневековья
    • 1. 2. Специфика представлений о хронотопе сверхъестественного мира
      • 1. 2. 1. Чудо в средневековом сознании
      • 1. 2. 2. Сновидение как область сверхъестественного мира
      • 1. 2. 3. Чистилище как новый элемент загробного Царства
  • ГЛАВА 2. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ХРОНОТОП В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖЕФФРИ ЧОСЕРА
    • 2. 1. Пространство и время реального мира в «Кентерберийских рассказах»
    • 2. 2. Пространство и время сверхъестественного мира в художественном преломлении
  • Кентерберийских рассказов"

Средневековые представления о пространстве и времени на примере «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Категории пространства и времени являются фундаментальными составляющими мировоззрения как целостной картины мира человека, формирующей человеческое сознание. В основе каждой нации, каждой культурной общности заложена та или иная картина мира, тот или иной тип его восприятия. На основе категорий мировоззрения строится, развивается, сохраняется общество, государство, общая картина мира объединяет отдельных людей в составе того или иного пространственно-временного континуума. Актуальность исследования основных категорий мировоззренческой картины (таких, как время и пространство) в системе культуры обусловлена тем, что мировоззрение является носителем культурных особенностей различных наций и народов.

Изучение специфики и своеобразия Средневековья через призму категорий пространства и времени привлекает внимание ученых различных направлений. Однако, несмотря на то, что проблематика английского мировоззрения эпохи Средневековья широко исследовалась как отдельная проблема, а творчество Джеффри Чосера детально изучалось как самостоятельная область в литературоведении, необходимо рассмотреть вопрос об отражении в творчестве поэта таких мировоззренческих структур, как время и пространство (как категории не только реального мира, но и мира сверхъестественного, находящие свое отражение в таких его сферах, как область чудес, сновидений и загробной жизни), чему и посвящена данная работа.

Национальная английская культура вступает в диалог с другими культурами, высвечивая при этом такие вещи, на которых не останавливалось внимание в родной культуре. М. М. Бахтин писал по этому поводу: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои стороны, новые смысловые глубины"1. Это закономерность межкультурного общения, его неотъемлемая часть, исследование которой представляет в нашем случае особый интерес.

Актуальность изучения региональных особенностей мировоззрения в целом и представлений о пространстве и времени, в частности, заключается в необходимости различения национально и регионально обусловленных явлений культурной жизни народа. «Каждой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре», — писал О. Шпенглер2. В современном мире существует потребность различать не только национально-культурные явления в обществе, но и феномены, содержательно характеризующие регион, с присущими только этому региону проявлениями культурной жизни. Попытка понять, каким образом заимствованная идеология столь отдаленных времен, как XIV в., испытывая на себе влияние региональных мировоззренческих доминант, становится исключительно национальным явлением, несущим в себе отражение характера и мировидения своего народа и своего региона, представляется необходимой и важной для более глубокого и тонкого осмысления действительности.

Актуальность работы определяется также потребностью в диалоге культур разных стран.

Степень научной разработанности исследования.

На сегодняшний день работ, непосредственно посвященных анализу таких средневековых мировоззренческих установок, как пространство и время реального и нереального мира в контексте «Кентерберийских — - рассказов"-Джеффри Чосера, нет, .однако существует обширная литература, где указанная проблема рассматривается в каком-то отдельном ее аспекте. Все исследования, прямо или косвенно касающиеся данной темы, условно можно подразделить на две группы: к первой относятся научные изыскания,.

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — С. 335.

2 Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. — С. 342 затрагивающие проблемы мировоззренческой картины средневекового Запада и, в частности, Англии в общетеоретическом плане, безотносительно к творчеству какого-либо конкретного писателяво вторую группу включены работы, в которых анализируется в тех или иных аспектах творчество Чосера в целом и «Кентерберийские рассказы», в частности.

К первой группе отнесены научные изыскания, затрагивающие теоретические основы средневекового мировидения и мироощущения в целом и проблемы восприятия средневековым сознанием пространства и времени, в частности. Значительный вклад в разработку интересующего нас вопроса внесли М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, исследовавшие проблемы средневекового мировоззрения на Западе. В научных трудах Ж. Ле Гоффа и И. Хейзинги был сделан философский, исторический и культурологический анализ основных категорий и мировоззренческих доминант средневекового сознания. На основании этого анализа исследователи пришли к выводу, что сознание средневекового человека обладало спецификой, в значительной степени отличавшей его от сознания современного. Мировоззренческие категории времени и пространства, по их мнению, можно подразделить на две группы: принадлежащие реальному миру, либо принадлежащие миру сверхъестественному. Авторы рассматривают эти категории в сложном синтезе и взаимосвязи.

Исследования X. Беннета, Р. Керкпатрика, М. Кроу, Дж. Култона, Д. МакГрейди, Т. X. МакНила, Дж. Л. Лоуэсса, Э. Хаттона значительно расширили представления об общей картине средневекового мировоззрения в основных его составляющих, таких, как пространство обоих миров — реального и сверхъестественного. — .

Диссертант опирался на научные труды М. П. Алексеева, П. М. Бицилли, Л. Н. Васильевой, А. В. Веселовского, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Г. Г. Майорова, Е. М. Мелетинского, А. Д. Михайлова, Н. П. Михальской, С. М. Стама, которые помогли уточнить некоторые моменты, связанные с характеристикой некоторых мировоззренческих 5 процессов, происходивших на Западе и, в частности, в Англии в эпоху Средневековья.

Литература

относящаяся ко второй группе, посвящена анализу творческого наследия Дж. Чосера. Сюда относятся разработки отечественных и зарубежных исследователей Г. В. Аникина, А. А. Аникста, Н. А. Богодаровой, П. Бойтани, Д. Бруэр, К. Буссе, Жюссерана, У. П. Кера, Дж. Киттреджа, В. Э. Крусмана, К. С. Льюиса, М. Праза, П. Раггиерс, Ю. М. Сапрыкина, Дж. С. Тэтлока, К. Янга, на основе которых диссертант проанализировал процесс становления и развития Чосера как поэта. Особое внимание в этих работах уделено «Кентерберийским рассказам» как главному произведению Чосера.

Одним из наиболее авторитетных исследований творчества Чосера является труд А. К. Дживелегова. В нем рассмотрены социально-философские, философско-исторические и религиозные взгляды Чосера.

Автор привлекал также работы исследователей, прослеживающих крепкую и неразрывную связь творчества Чосера с народными средневековыми традициями: работы Дж. Драйдена, А. А. Елистратовой, Т. Кэмпбэлла, М. Смирнова, Н. И. Стороженко, Т. Тируита, В. М. Фриче, Р. Эдвардса.

Основой для выводов о реалистических тенденциях в творчестве Чосера послужили исследования Г. Каммингса, Г. Райта, Д. Ховарда.

Тем не менее, сегодня остается не изученной проблема непосредственного отражения и художественного преломления средневековой картины мира в аспектах времени и пространства в творчестве конкретного писателя. — Особенно острым является вопрос о степени реалистичности художественного отражения указанных мировоззренческих категорий.

Актуальность темы

диссертационного исследования и степень ее научной разработанности обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также его цель, задачи и гипотезу. б.

Гипотеза исследования. В данном диссертационном исследовании автор предполагает, что, представляя специфику английских средневековых представлений о пространстве и времени и их отражения в творчестве Джеффри Чосера, в целом весь комплекс мировоззренческих установок и ценностных доминант средневековой английской действительности (категории реального мира — восприятие времени и пространства, — и мира потустороннего — представления о чудесах, снах и загробной жизни) формирует картину мира английского поэта. При анализе обратной связи диссертант выявляет отражение этих же аспектов в контексте их художественного преломления.

Объектом диссертационного исследования является комплекс фундаментальных мировоззренческих установок Средневековья (таких, как хронотоп реального и сверхъестественного мира), как они были отражены в средневековых документальных текстах и в творчестве английских художников слова.

Предмет исследования — средневековые представления о пространстве и времени в художественном отражении «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера.

Цель исследования — рассмотрение специфики мировоззренческих категорий времени и пространства в эпоху Средневековья, способа отражения этих категорий в творчестве Джеффри Чосера с последующим анализом с точки зрения их художественного преломления.

Для достижения этой цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

1." Выявить мировоззренческие доминанты реального мира.—.времени и пространства — в сознании средневекового человека.

2. Раскрыть специфику средневековых представлений о пространстве и времени ирреального мира — в таких его областях, как сфера чудес, сновидений и загробное царство.

3. Проанализировать процесс отражения категорий пространства и времени реального мира в «Кентерберийских рассказах» Чосера.

4. Рассмотреть особенности художественного преломления представлений о потустороннем мире в «Кентерберийских рассказах».

Источники исследования составляют тексты произведений Джеффри Чосера, созданные в разное время, содержащие в себе основы и принципы английского средневекового мировидения. В работе были использованы философские трактаты современников и предшественников Чосера, тексты, посвященные духовной культуре и морально-этическим проблемам. Также в диссертационном исследовании привлекались тексты агиографической литературы, сочинения западных религиозных мыслителей (Августин Блаженный, Бертольд Регенсбургский, Григорий Великий, Фома Аквинский, Цезарий Гейстербахский). Кроме того, были использованы тексты художественных произведений других писателей и поэтов эпохи Возрождения (Данте, Боккаччо), документальные тексты Снорри Стурлусона, законодательные средневековые акты («Gragas»). Также привлекались труды медиевистов и другие работы, посвященные духовным проблемам Средневековья, указанным выше.

Методы исследования представляют собой комплексный анализ явлений на основе междисциплтарного подхода. Сюда включаются элементы описательного, ретроспективного, сопоставительного, сравнительно-исторического и аналитического методов, а также традиционные методы обобщения и классификации исследуемого материала. Сравнительно-исторический метод позволяет определить место — ~ рассматриваемого явления в региональном и конкретном-национальном континууме. Этот метод в работе с источниками раскрывает основные положения, выдвигаемые в диссертационном исследовании. Аналитический метод предполагает выявление особенностей, классификацию феноменов, касающихся разработки темы взаимосвязи и влияния одного национального литературного произведения на другое.

Научная новизна работы заключается в постановке вопроса о культурологической специфике средневековых представлений о пространстве и времени в конкретном литературном произведении. Диссертант утверждает, что категории пространства и времени (как атрибуты, присущие двум мирам — реальному и сверхъестественному) отражены в «Кентерберийских рассказах» двояко. Дохристианские традиции неразрывно переплетаются с христианскими, что приводит к противоречиям в средневековых представлениях об обоих мирах.

Практическая значимость исследования определяется актуальностью регионоведения как одной из областей философии культуры, способной уточнить и дополнить традиционные представления о средневековой культуре Западной Европы, подчеркнуть и объяснить национально и регионально обусловленные явления в культуре с точки зрения их художественного отражения и преломления в творчестве национального поэта Англии Джеффри Чосера. Также практическая значимость работы состоит в возможности использования ее материалов, основных положений и полученных выводов в курсах по теории и истории культуры, по теории и истории английской литературы, а также регионоведения. Выводы диссертации могут послужить основой для дальнейших знаний в этих областях.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Восприятие категорий пространства и времени реального мира средневековым сознанием отличается качественной неоднородностью и двойственностью: они носят противоречивый характер в связи с двуплановостью их восприятия —осознанием их вдуховно-религиозном — -аспекте, с одной стороны, и их реальным переживанием в повседневной жизни — с другой. В связи с этим средневековые представления о времени и пространстве носят эмоционально-образный характер, нежели получают рационально-когнитивное осмысление.

2. Представления о пространстве и времени сверхъестественного мира занимают важнейшее место в общей картине мира Средневековья. Диссертант констатирует особое отношение средневекового человека к сфере сверхъестественного. Прочное место в средневековом мировоззрении занимает категория чуда, без которой не мыслится само существование человека. Область сновидений претерпевает значительные изменения на всем протяжении Средних веков, однако автор диссертационного исследования утверждает, что беспокойство является тем инвариантом, которое сохраняется в отношении к категории сновидения во все периоды Средневековья.

3. В «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосер непосредственно отражает категории реального мира (время и пространство). Эти категории представлены в синтезе старых и новых мировоззренческих традиций: старая дохристианская картина реального мира накладывается на новую христианскую. Это приводит к комбинированному способу восприятия времени и пространства. В результате этого процесса «Кентерберийские рассказы» изобилуют примерами, отражающими как старое (языческое), так и новое (христианское) мировоззрение. Тем не менее, в условиях столкновения двух парадигм мышления, они не являются равноправными: приоритет оказывается на стороне новых тенденций.

4. В отношении сверхъестественного мира «Кентерберийские рассказы» отличаются богатством и широтой охвата иррациональных явлений. Представления о потустороннем мире пронизывают всю канву произведения. Категория чуда находит отражение в сочетании языческой и христианской традиций: чудо как таковое в исконном понимании (как сверхъестественное «явление, возникающеенеожиданно) отождествляется с христианским чудотворным (подобием чуда, отличающемся от него, наоборот, своей предсказуемостью и религиозной моралью), не являющимся чудом в строгом смысле слова. В «Кентерберийских рассказах» проблемам сна также отводится важное место. Показательно, что Джеффри Чосер противоречив в трактовке сновидений: положительная ю оценка сновидения как психологического феномена сочетается у него с оценкой отрицательной. Противоречивое отношение к снам остается у него неразрешенным ни в позитивном, ни в негативном направлении. Тема загробного мира является одной из основных тем произведения. Диссертант утверждает, что в потустороннем мире Чосера перевес оказывается на стороне зла: поэт подробно описывает загробные муки, игнорируя при этом тему райских наслаждений, что имеет под собой основания в самой мировоззренческой картине Средневековья: пространство Ада и Чистилища оказывается неизмеримо большим по сравнению с пространством Рая.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре культурологии ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева». Основные положения диссертационного исследования отражены в тезисах и статьях, опубликованных по теме данной работы, а также сообщались в докладах, прочитанных на научных конференциях различного уровня: международных конференциях «ШиЭСО» (Саранск, 2007), «Экология культуры» (Саранск, 2009) — конференциях молодых ученых (Саранск, 2007;2009).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения (общий объем — 183 страницы) и библиографического списка, содержащего 252 наименования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном диссертационном исследовании получены конкретные результаты. Исследование доказывает плодотворность изучения категорий пространства и времени как феноменов средневековой картины мира на междисциплинарном уровне: на стыке культурологии, социологии, истории, культурантропологии, этнопсихологии с привлечением данных из других научных областей. Мы убедились, что в исследованиях подобного рода оправдывают себя комплексный подход, принципы системности, конкретности, историчности, целостности.

Восприятие категорий пространства и времени реального мира средневековым сознанием отличается качественной неоднородностью и двойственностью: они носят противоречивый характер в связи с двуплановостью их восприятия — осознанием их в духовно-религиозном аспекте, с одной стороны, и их реальным переживанием в повседневной жизни — с другой. В связи с этим средневековые представления о времени и пространстве носят, скорее, эмоционально-образный характер, нежели получают рационально-когнитивное осмысление.

Представления о пространстве и времени сверхъестественного мира занимают важнейшее место в общей картине мира Средневековья. Диссертант констатирует особое отношение средневекового человека к сфере сверхъестественного. Прочное место в средневековом мировоззрении занимает категория чуда, без которой не мыслится само существование человека. Область сновидений претерпевает значительные изменения на всем протяжении Средних веков, однако автор диссертационного исследования утверждает, что беспокойство является тем инвариантом, которое сохраняется в отношении к категории сновидения во все периоды Средневековья.

В «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосер непосредственно отражает категории реального мира (время и пространство). Эти категории представлены в синтезе старых и новых мировоззренческих традиций: дохристианская варварская картина реального мира накладывается на новую христианскую. Это приводит к комбинированному способу восприятия времени и пространства. В результате этого процесса «Кентерберийские рассказы» изобилуют примерами, отражающими как старое (языческое), так и новое (христианское) мировоззрение. Тем не менее, в условиях столкновения двух парадигм мышления, они не являются равноправньши: приоритет оказывается на стороне новых тенденций. «» «.

В отношении сверхъестественного мира «Кентерберийские рассказы» отличаются богатством и широтой охвата иррациональных явлений. Представления о потустороннем мире пронизывают всю канву произведения. Категория чуда находит отражение в сочетании языческой и христианской традиций: чудо как таковое в исконном понимании (как сверхъестественное.

164 явление, возникающее неожиданно) отождествляется с христианс-ким чудотворным (подобием чуда, отличающемся от него, наоборот, своей предсказуемостью и религиозной моралью), не являющимся чудом в строгом смысле слова. В «Кентерберийских рассказах» проблемам сна также отводится важное место. Показательно, что Джеффри Чосер противоречив в трактовке сновидений: положительная оценка сновидения • как психологического феномена сочетается у него с оценкой отрицательной. Противоречивое отношение к снам остается у него неразрешенным ни в позитивном, ни в негативном направлении. Тема загробного мира является одной из основных тем произведения. Диссертант утверждает, что в потустороннем мире Чосера перевес оказывается на стороне зла: поэт подробно описывает загробные муки, игнорируя при этом тему райских наслаждений, что имеет под собой основания в самой мировоззренческой картине Средневековья: пространство Ада и Чистилища оказывается неизмеримо большим по сравнению с пространством Рая.

Проявление интереса к творчеству Джеффри Чосера определяет его статус как поэта, перешагнувшего рубеж третьего тысячелетия, подтверждая значимость его творчества не только в историко-культурном контексте Англии, но и в контексте всего мира. Обратившись к творчеству Чосера, мы выявили специфику представлений о пространстве и времени эпохи Средневековья на примере персонажей «Кентерберийских рассказов». В этом произведении поэт создает групповой портрет английского средневекового общества, где присутствуют характерные мировоззренческие традиции, присущие отдельно взятому индивиду. Несмотряна тот большой промежуток" времени, «который отделяет нас от времени — создания «Кентерберийских рассказов», изучая данное произведение, мы можем изучать особенности английского национального мировоззрения не только той эпохи, но иметь представление и о типичных мировоззренческих чертах англичан нашего времени. Таким образом, исследование культурного феномена английской средневековой картины мира показало, что данная проблема актуальна и в настоящее время.

Разумеется, в рамках одной диссертационной работы невозможно рассмотреть все стороны интересующей нас проблемы. За пределами нашего исследования осталось изучение специальной области науки, возникшей на стыке культурологии и лингвистики в 90-е годы XX века — лингвокультурологии. Она исследует проявления культуры народа, которые отразились и закрепились в языке, так как языковой материал является наиболее весомой, часто самодовлеющей, информацией о мире и человеке в нем.

Чем более развита национальная культура, тем более она тяготеет к диалогу с другими культурами, становясь от этих контактов богаче, впитывает в себя их достижения. Следует подчеркнуть, что национальная культура вступает в диалог с другими национальными культурами, высвечивая при этом такие вещи, на которых не останавливалось внимание в родной культуре. М. М. Бахтин писал по этому поводу: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами свои стороны, новые смысловые глубины» [15- 335]. Это закономерность межкультурного общения, его неотъемлемая чксть, исследование которой представляет в нашем случае особый интерес.

Интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет», актуализирует проблемы национального самосознания, так. как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою «русскость», «английскость» и т. п. Выявление взаимодействия, взаимовлияния мировоззренческих моделей русского и английского сознания может стать предметом специального исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Блаженный. Исповедь / Блаженный Августин. .-М.: Гендальф, 1992. — 544 с.
  2. Августин Блаженный. Творения блаженного Августина / Блаженный Августин. Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. — 751 с.
  3. , М. П. «Кентерберийские рассказы» и «Декамерон» / М. П. Алексеев // Ученые зап. Ленинград, пед. института им. А. И. Герцена. Л., 1941. С. 259−274.
  4. , М. Л. Время и вечность в «Божественной Комедий» / М. Л. Андреев // Дантовские чтения. М., 1979. С. 186 -192.
  5. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  6. , А. А. Реализм и гуманизм Чосера / А. А. Аникст // Труды военного ин-та иностр. языков. М., 1946. — 243 с.
  7. Антология мировой философии: в 4-х тт. М.: Мысль, 1969. — 576 с. П. Ануфриев, В. А., Лесная, Л. В. Российский менталитет как социальнополитический и духовный феномен // Социал.-полит. Журнал. М., «1988.-С.16−27.
  8. , А. И. Человек и мир культуры: введение в культурологию /
  9. А. И. Арнольдов. М., МГИК, 1992. — 237 с. 1 З. Арутюнов, С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие /
  10. С. А. Арнольдов / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1989. — 243 с. Н. Бабаков, В. Г., Семенов, В. М. Национальное сознание и национальная167культура. М., 1996. — 70 с.
  11. , М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М., 1965. — 543 с.
  12. , М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986. 444 с.
  13. , А. А. Психологическая антропология: История и теория / А. А. Белик. М.: ИЭИА, 1993.- 190 с.
  14. , Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века: Судьба России. / Н. А. Бердяев. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. М. — 541 с
  15. , Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. Труды. / Н. А. Бердяев.-М.: МПСИ: Флинта, 1999. 311 с.
  16. , В. С. Итоги и замыслы: Конспект философской логики и культуры / В. С. Библер // Вопросы философии. 1993. — № 5. С.75−93.
  17. , В. С. От наукоучения — к логике культуры: Два философских введения в XIX век / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1997. — 412 с.
  18. , П. М. Салимбене / П. М. Бицилли. Одесса, 1916. — 598 с.
  19. , Л. В. Великие философы: Словарь-справочник / Л. В. Блинников. М.: Логос, 1998. — 432 с.
  20. , М. Апология истории, или Ремесло историка / М. Блок. — М.: Наука, 1986.-254 с.
  21. , М. Характерные черты французской аграрной истории / М. Блок. Пер. И. И. Фроловой. М., 1956. — 349 с.
  22. , Н. А. Джеффри Чосер: штрихи к портрету / Н. А. Богодарова // Средние века. М., 1990. С. 264 — 278.
  23. , Дж. Декамерон. Пер. Н. Любимова. М., 2005. — 637 с.168
  24. , Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1983.-412 с.
  25. , О. С. Встречи с Британией / О. С. Васильев. — М.: Молодая гвардия, 1977.-208 с.
  26. , Л. Н. Альбион и тайна времени / Л. Н. Васильева. М.: Современник, 1978. — 238 с.
  27. , А. Н. Боккаччо, его среда и сверстники /
  28. A. Н. Веселовский// Собрание сочинений.- Петроград, 1915. С. 178−246.
  29. , Е. Ю., Дубровская, О. Н., Кузьмина, В. В. Система ценностей современных британцев. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.-84 с.
  30. , И. Общество, культура, социология / И. Витаньи. М.: Прогресс, 1984.-288 с.
  31. , В. Б. Традиция как форма преемственности культуры /
  32. B. Б. ВласоваУ/Культура и цивилизация.-М.:Прогресс, 1984. С.123- 139.
  33. , Н. И. К проблеме национального и этническогоменталитета/ Н. И. Воронина // Феникс. Ежегодник кафедрыкультурологии. Саранск: Тип. «Руз. печатник», 2000.- С. 14−17.
  34. , В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. СПб.: Питер, 2001.- 160с.
  35. , Л. С. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. труды. / Л. С. Выготский / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.- Воронеж: Ин-т практ.-психологии- НПО «МОДЭК», 1996. — 512 сг — - --
  36. , Г. Д. Национальные образы мира. / Г. Д. Гачев. — М.: Изд. центр «Академия», 1998.-432 с.
  37. , Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. / Г. В. Ф. Гегель. В 3-х т. Т. З: Философия духа. М.: Мысль, 1977. — 471 с.
  38. Иностр. Лит-ра. 1983. № 5. С. 187−190.
  39. , Б. А. Психология писателя. / Б. А. Грифцов М.: Худож. лит., 1988.-462 с.
  40. , А. Я. Европейское средневековье и современность / А. Я. Гуревич // Европейский альманах: История. Традиции. Культура. -М., 1990.С.135- 147.
  41. , А. Я. Изучение ментальностей социальная история и поиски исторического синтеза / А. Я. Гуревич // Сов. Этнография. — М., 1988. -№ 6.- С. 16−20.
  42. , А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А. Я. Гуревич. -М.: Индрик, 1993.-327 с.
  43. , А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984. — 352 с.
  44. , А. Я. Ментальность / А. Я. Гуревич //50/50: Опыт словаря нового мышления / Под ред. М. Феррон и Ю. Афанасьева. — М.: Прогресс, 1989. С. 454−456.
  45. , А. Я. Послесловие / А. Я. Гуревич // Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. С. 182 — 231.
  46. , А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии/ А. Я. Гуревич // Всеобщая история. Дискуссии, новые подходы. М., 1989. С. 285- 293.
  47. , А. Я. Проблемы народной средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Прогресс, 1981. — 359 с.
  48. , А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего «большинства / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. — 396 с. — ~ - -
  49. , П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. — М.: Аспект-пресс, 1994.-314 с.
  50. , И. Е. От средних веков к Возрождению / И. Е. Данилова. М., 1975.-274 с.
  51. Данте, Апигьери. Божественная Комедия / Пер. М. Л. Лозинского. Серия:170
  52. Великие книги мира. М.: Слово, 2003. — 464 с.
  53. Данте, Алигьери. Малые произведения / Алигьери Данте. М.: Наука, 1968. — 652 с.
  54. Детерминизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. С.158- 159.
  55. , А. К. Начало итальянского Возрождения / А. К. Дживелегов. -М., 1925.- 347 с.
  56. , И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И. Г. Дубов// Вопросы психологии. — 1993. № 5. С.20−29.
  57. , Н. А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских, 1825 1853 гг. / Н. А. Ерофеев. — М.: Наука, 1982. — 320 с.
  58. Ирландские саги. Пер., предисл., всупит. ст. и коммент. А. А. Смирнова. -М.-Л., 1933. -529 с.
  59. История ментальностей. Историческая антропология. М.: Аспект-пресс, 1996.-760 с.
  60. , М. С. Практика и духовность в деятельности человека / М. С. Каган// Эстетика как философская наука. С.-П.: Петрополис, 1997. С.80−83.
  61. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание. / М. С. Каган. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
  62. , М. С., Холостова Т. В. Культура — философия — искусство. /171
  63. М. С. Каган. -М.: Знание, 1988. 63 с.
  64. , И. Антропология с прагматической точки зрения. / И. Кант. М.: Наука, 1999.-471 с.
  65. , И. Трактаты и письма./ И. Кант. М.: Наука, 1980. — 709 с.
  66. , JT. Е. География, история и культура Англии / JI. Е. Кертман. -М.: Высш. школа, 1979. 384 с.
  67. , В. И. Британия Великая и Малая. / В. И. Кобыш. — М.: Известия, 1973.-255 с.
  68. Ко духов, В. И. Общее языкознание. / В. И. Кодухов. — М.: Высш. Школа, 1984.-303 с.
  69. , В. И., Шелепов, Г. В. «Национальный характер» и проблемы его исследования //Сов. этнография. 1973. — № 2. С. 69 — 82.
  70. , В. В. Понятие ментальности в социологической перспективе/ В. В. Козловский // Социология и социальная антропология. СПб.: Алтейя, 1997. С.31−44.
  71. , JI. Н. Познакомьтесь: Великобритания. / JI. Н Колодяжная. -М.: Рольф, 2000.-160 с.
  72. Кон, И. С. К проблеме национального характера / И. С. Кон //История и психология/ Под ред. Б. Ф. Поршнева, JI. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1971. С.122−158.
  73. Кон, И. С. Моральное сознание личности и регулятивные механизмы культуры / И. С. Кон //Социальная психология личности/ Под. ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1979. С.85 113.
  74. , Е. В., Балакирев, Г. В. Этнический стереотип и межнациональные отношения//Мышление и субъективный мир,-Ярославль, 1991. С. 71 -77.172
  75. , С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. / С. И. Королев. -М.: Наука, 1970. 100 с.
  76. , М., Скрибнер, С. Культура и мышление. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.— 261 с.
  77. , В. Э. На заре английского гуманизма. Английские корреспонденты первых итальянских гуманистов в ближайшей своей обстановке / В. Э. Крусман. Одесса, 1915. — 438 с.
  78. Ле Гофф, Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада / Ж. Ле Гофф. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. — 426 с.
  79. Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого / Ж. Ле Гофф.- М.: Прогресс, 2001. 440 с.
  80. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф.- М., 1992.- 273 с.
  81. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление / Л. Леви-Брюль / Пер. с фр. Л.: Атеист, 1930.-339 с. I
  82. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль / Пер. с фр. М.: Педагогика -Пресс, 1999. — 605 с.
  83. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. М.: Терра -Книжный клуб, 1999. — 392 с.
  84. Леви-Стросс, К. Структурная антропология. / К. Леви-Стросс М.: Наука, 1985.-535 с.
  85. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология/ Под общей ред. А. А. Велика. М.: Смысл, 2001. — 555 с.
  86. , А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Фолио -- -----2000.-624с. ' - -- -
  87. , Ю. М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Ученые записки Тартусского гос. Ун-та. Тарту, 1964. — № 160. С. 329 — 337
  88. , Э., Милстед, Д. Эти странные англичане / Пер. с англ. И. Тогоевой.- М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. 72 с.
  89. , Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская173патристика / Г. Г. Майоров. М., 1979. — 286 с.
  90. , О. Разговор о Данте / О. Мандельштам // Стихотворения. Проза. М.: Рипол Классик, 2004. С. 522−560.
  91. , Р. В. Контент-анализ как метод исследования истории мысли / Р. В. Манекин // Клио. 1991. № 1. С. 28 -33.
  92. , Б. В. Разум и сердце: История и теория менталитета. / Б. В. Марков Спб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1993. — 230 с.
  93. , Д. Ж. Встреча цивилизаций и культурная самобытность / Д. Ж. Маркович // Диалог цивилизаций: Восток Запад: Тез. выступлений на втором международном филос. симпозиуме. — М.: Гос. ун-т Дружбы народов, 1995. Вып.2. С. 41 -43.
  94. , В. А. Британия вчера и сегодня. / В. А. Матвеев. М.: Междунар. Отношения, 1989. — 256 с.
  95. Материалисты Древней Греции. М., 1955. 395 с.
  96. , Е. М. Поэтика мифа/ Е. М. Мелетинский. М., 1976. 407 с.
  97. , Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1983. — 304 с.
  98. Менталитет // Современная западная философия. Словарь. — М., 1991. С. 177.
  99. , Н. П. Англия / Н. П. Михальская // История эстетической мысли. В 6-ти тт. -М., 1986. № 3. С. 122 — 137.
  100. Младшая Эдда. JI.: Наука, 1970. 862 с.
  101. Молот ведьм. Рус. перевод с лат. Н. Цветкова, предисл. С. Лозинского-М., 1990.-524 с.
  102. , А. История Англии./А. JI. Мортон- М.: Иностр. лит., 1950−461с.
  103. , Т. JI. «Война и мир» за рубежом. / Т. JI. Мотылева. — М.: Сов. Писатель, 1978.-438 с.
  104. , Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века / Ц. Г. Несселыптраус. JI.-M., 1964. — 392 с.
  105. , Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения / Ф. Ницше. — М.: ЭКСМО ПРЕСС, 1998. — 1056 с.
  106. , В. В. Корни дуба: Впечатления и размышления об Англии и англичанах / В. В. Овчинников. М.: Мысль, 1980. — 300 с.
  107. , А. П. Трудности анализа ментальности / А. П. Огурцов // Вопр. философии. 1994. № 1. С. 50 53.
  108. , О. Л. Другая жизнь и берег дальний. / О. Л. Орестов. М.: Правда, 1974. — 192 с.
  109. , В. Д. Британия глазами русского. / В. Д. Осипов. М.: Изд-во АПН, 1977.-208 с.
  110. Песни трубадуров. Пер. А. Наймана. М., 1979. — 673 с.
  111. , Б. Ф. Социальная психология и история. / Б. Ф. Поршнев. -М.: Наука, 1979.-232 с.
  112. , О. Г. Языковая ментальность: способ представления мира / О. Г. Почепцов //Вопр. языкознания. 1990. № 6. С. 110 122.
  113. Поэзия вагантов. Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1975. — 732 с.
  114. , Дж. Заметки на полях: Худож. Публицистика / Дж. Пристли. -М.: Прогресс, 1988.-467 с.
  115. Проблемы философии культуры / Под ред: В. Ж. Келле. М: Мысль, -1984.-325 с.
  116. , Л. Н. Что такое менталитет?: Историографические заметки / Л. Н. Пушкарев //Отечественная история. 1995. № 3. С.158 166.
  117. , А. С. Англия есть отечество карикатуры и пародии // А. С. Пушкин Полн. собр. соч. В 10-ти т. М.-Л., 1950. Т.7. Критика и175публицистика. С. 147— 148.
  118. , Дж. Лекции об искусстве. / Дж. Рескин // Сочинения. В 10-ти т. / Пер. с англ. -М.: Б.и., 1900. Т.4. 102 с.
  119. , М. Ю. Народная культура Германии / М. Ю. Реутин. — М.: Рос. гуманит. ун-т., 1996. 217 с.
  120. , М. Ю. Пляска смерти / М. Ю. Реутин // Словарь средневековой культуры -М., 2003. С. 360−364.
  121. , М. Ментальность. //50/50: Опыт словаря нового мышления/ М. Рожанский. / Под ред. М. Феррон и Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С.459−463.
  122. , В. П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. /В. П. Руднев. -М.: АГРАФ, 1999.-384 с.
  123. , Ю. М. О гуманистических идеях Чосера / Ю. М. Сапрыкин //ВестникМоск. ун-та. История. М., 1978. — № 1. С. 43−64.
  124. , В. А. В тени Большого Бена / В. А. Скосырев. М.: Известия, 1986. — 176с.
  125. , С. Сочинения / С. Смайлс. В 2-х т. М.: Терра, 1997. Т.1: Характер. — 336 е.- Т.2: Жизнь и труд, или Характеристики великих людей. -480 с.
  126. , М. Боккаччо и Чосер как предшественники Возрождения / М. Смирнов // Книга для чтения по истории средних веков. -М., 1903. № 4. С. 172−206.
  127. , С. Н. Духовность и менталитет: К вопросу о соотношении понятий / С. Н. Соколова // Известия Тул. Гос. ун-та. Сер. гуманит. и соц-экон. науки. — Тула, 1997. Вып.1. С. 24 29.
  128. , А. Г. Человек, культура, традиция. / А. Г. Спиркин //Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. С. 5 — 14.
  129. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» / Под ред. Ю. Л. Бессмертного -М., 1993. 207 с.176
  130. , Н. Р., Булычев, И. И. О социальной сущности культуры, культурного наследия и преемственности в развитии культуры //Традиции и инновации в духовной жизни общества. М.: Прогресс, 1986. С. 42 — 52.
  131. , С. М. Учение Иоахима Калабрийского / С. М. Стам // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. С. 228 — 235.
  132. Старшая Эдца. Древнеисландские песни о богах и героях. М. Д., 1963.- 464 с.
  133. Стеблин-Каменский, М. И. Культура Исландии / М. И. Стеблин-Каменский. Д., 1967. — 216 с.
  134. , Т. Г. Национальный характер или ментальность? // Т. Г. Стефаненко. Этнопсихология. М.: ИП РАН, Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 135 — 142.
  135. Стурлусон Снорри. Круг Земной. / Пер. О. А. Смирницкой. М., 1980. -336 с.
  136. , М. Г. Время: по Гринвичу и по существу / М. Г. Стуруа. М.: Известия, 1969. — 672 с.
  137. , И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. / И. В. Суханов. — М.: Политиздат, 1976. 216 с.
  138. , И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. / И. В. Суханов. Горький, 1973. — 256 с.
  139. , Э. Новая анатомия Британии / Э. Сэмпсон. М.: Прогресс, -- 19 757−487с.' --— -- «----- - ~
  140. , Дж. Социальная история Англии / Дж. Тревельян. — М.: Изд-во иностр. лит., 1959. 606 с.
  141. , Дж. Естественная философия времени / Дж. Уитроу. М., 1964.- 404 с.
  142. M.: Худож. Лит., 1986. 380 с.
  143. , М. Я. Межвозрастная передача этнокультурных традиций. / М. Я. Устинова. -М.: Наука, 1988. -165 с.
  144. , JI. Бои за историю / JI. Февр. Сб. ст. М.: Наука, 1991. — 629 с.
  145. , П. А. Обратная перспектива / П. А. Флоренский // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. С. 329 — 338.
  146. , Дж. Фольклор в Ветхом Завете / Дж. Фрэзер / Пер. Д. Вольпина. М.: Аст, 2003. — 650 с.
  147. , И. Осень Средневековья. / И. Хейзинга / Пер. с нидерланд. Уколовой В. И. М.: Прогресс-Культура, 1995 — 416 с.
  148. Цицерон. О диванации. Кн. I. // Философские трактаты. М., «Наука», 1997. С. 457−473.
  149. , К. Письма из Англии // Чапек К. Собр. соч. в 7-и тт. М.: Худож. Лит., 1976. — №.5. С. 61 — 134.
  150. , Дж. Кентерберийские рассказы / Пер. с англ. И. Кашкина, О. Румера, Т. Поповой. М.: Эксмо, 2007. — 767 с.
  151. , М. Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования. / М. Ю. Шевяков.Автореф. дис. канд. фил. наук. -Волгоград, 1994- 18 с.
  152. , Е. А. От англосаксов к англичанам: к проблемам формирования английского народа / Е. А. Шервуд. М.: Наука, 1988. -237 с.
  153. , В. А. Историческая психология / В. А. Шкуратов. М.: Смысл, 1997.-506 с.
  154. , В. А. Историческая психология на перекрестках человекознания / В. А. Шкуратов // Одиссей. Человек в Истории. 1991. /178
  155. Под ред. А. Я. Гуревича. М.: Наука, 1991. С. 87 — 98.
  156. , В. А. Психика. Культура. История: / В. А. Шкуратов. Введ. в теорет.-метод. основы ист. психологии. — Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1990.-251 с.
  157. , О. Закат Европы / О. Шпенглер. М., 1993. — 624 с.
  158. , И. Г. Виза времени / И. Г. Эренбург // Сочинения. В 9-ти тт.— М.: Худож. Лит., 1966. №.7. С. 432 — 478.
  159. , Р. О. О художественном реализме // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. -М.: Прогресс, 1987. С. 387 -393.
  160. Albert! L. В. Delia famiglia. Opere volgari, vol. 1. Bari, 1960. 352 pp.
  161. Annales (Economies. Societes. Civilisations), 31 annee, № 1,1976. 135 pp.
  162. Anthologie poetique francaise. Moyen Age. I. Paris, 1967. 349 pp.
  163. Aries Ph. Western Attitudes toward Death: From the Middle Ages to the Present. Baltimore and L., 1976. 301 pp.
  164. Bartelink G J. M. Les oxymores desertum civitas et desrtum floribus vernans// Studia Monastica. Oxford, 1973. P. 239 246.
  165. Bennet H. Chaucer and the Fifteenth century. Oxford, 1947. 375 pp.
  166. Bernhardt E. Berthold von Regensburg. Ein Beitrag zur Kirchen, Sitten- und Literaturgeschichte Deutschlands im XIII Jahrhundert. Erfurt, 1905. 410 pp.
  167. Berthold von Regensburg. Vollstandige Ausgabe seiner Predigten, von Fr. Pfeiffer, Bd. 1−2. Wien, 1862−1880. 427 pp.
  168. Bloch M. La societe feodale. Ed. I. Paris, 1968. 426 pp.
  169. Boitani P. Chaucer and Boccaccio. Oxford, 1977. 340 pp.
  170. Breiich A. Le role des reves dans la conception religieuse du monde en Grece // Le Reve et les societe humaines. Ed. R. Caillois et G. E. von Grunebaum. Paris, 1967. P. 167−198.
  171. Brewer D. S. Chaucer in his time. L., 1963. 169 pp.
  172. Caesarii Heisterbacensis monachi Dialogus miraculorum, textum recognovit J. Strange, Bd. 1−2. Koln-Bonn, 1851.-648 pp.
  173. Chaucer G. House of Fame. Ed. by John S. P. Tatlock and P. MacKaye. N.179
  174. Y.: Free Press, 1912. 382 pp.
  175. Chaucer G. Legend of Good Women // A Parallel-Text Edition of Chaucer’s Minor Poems. Ed. by F. R. Furnivall, part 3. Cambridge, 1879. 1450 pp.
  176. Chaucer G. The Book of the Duchess. Ed. by M. McGillivray. Vancouver: University of British Columbic Press, 1998. 436 pp.
  177. Chaucer G. The Canterbuiy Tales. Oxford: Oxford University Press, 1996. -1387 pp.
  178. Chaucer: The critical heritage. Volume I, 1385 1837. L., 1987. — 1023 pp.
  179. Chaucer G. Troilus and Criseyde. Ed. by G. P. Krapp. L.: Limited Editions Club, 1938.-579 pp.
  180. Coulton G. Chaucer and his England. L., 2004 348 pp.
  181. Courselle P. Recherches sur les Confessions de saint Augustin, 2nd ed. Paris, 1968.-244 pp.
  182. Crow M. M., Olson C. Chaucer life-records. Oxford, 1966. 362 pp.
  183. Cummings H. The indebtedness of Chaucer’s works to the Italian works of Boccaccio. N. Y., 1967. 402 pp.
  184. Dempf A. Sacrum Imperium. Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. Munchen Berlin, 1929. — 352pp.
  185. V.l. (hrsg.) Beitrage zur Sektengeschichte des Mittelalters. Bd. 2. Munchen, 1890. 440 pp.
  186. Dubaey M. Le Reve dans la vie et la pensee de saint Augustin. Paris, 1973. -231 pp.
  187. Eckharts M. Predigten. Hrsg. von J. Quint. Stuttgart, 1958. 360 pp.
  188. Edwards R. Chaucer and Boccaccio. Antiquity and modernity. N. Y., 2002. -274 pp.
  189. P. -A. La ville et le «desert» (A propos de la vie religieuse aux IV et V siecles) //Les Mystiques du desert. Paris, 1961. P. 113−151.
  190. Festugiere A. J. Popular Piety, Aelius Aristides ans Asclepius // Personal Religion among the Greeks. Berkeley-Los Angeles, 1970. P. 127−146
  191. Fritsche C. Die lateinischen Visionen des Mittelalters bis zur Mitte des 12 180
  192. Jahrhunderts. Romanische Forschungen, 2 u. 3 Bde, 1978. — 347 pp.
  193. Funkenstein A. Heilsplan und naturliche Entwicklung. Formen der Gegenwartsbestimmung im Geschichtsdenken des hohen Mittelalters. Munchen, 1965. 455 pp.
  194. Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. L. 1955. 423 pp.
  195. Gragas. Hrsg. von A. Heisler. Weimar, 1937. 506 pp.
  196. Green J.R. History of the English People. L., 1895−1896. 837 pp.
  197. Gregoire Le Grand. Dialogues, vol. III. Sources chretiennes, texte critique et notes par A. de Vogue, trad, par P. Antin. Paris, 1980. 472 pp.
  198. Grundmann H. Geschichtsschreibung im Mittelalter. Gottingen, 1965. 420 pp.
  199. Guenee B. Histoire et culture historique dans l’Occident medieval. Paris, 1980.516 pp.
  200. Higounet. Les forets de l’Europe occidentale du V au XI siecle // Agricoltura e mundo rurale in Occidente nell' alto medioevo, XlIIa Settimana du studio del centra italiano di studi suH’altro medioevo. Spoleto, 1966. P. 173 -201.
  201. Howard D. The idea of the Canterbury Tales. Berkley, 1976. 3 84 pp.
  202. Hutton E. Chaucer and Italy //Ninrteenth century, CXXVIII, 1940. 491 pp.
  203. Innocent III. De contemptu mundi, I. Paris, 1925. P. 172 194.
  204. Isidore de Seville. Sententiae. Paris, 1938. 671 pp.
  205. King Alfred’s Orosius. Ed. by H. Sweet. L., 1883. 548 pp.
  206. Kirkpatrick R. The Wake of of the Commedia: Chaucer’s Canterbury Tales ans Boccaccio’s Decameron //Chaucer and the Italian Trecento. L., 1982.P. 156 185.
  207. Kittrege G. L. Chaucer and his poetry. Cambridge, 1915. 470 pp.
  208. Le Goff J. La Civilisation de l’Occident medieval. Paris, 1965. 392 pp.
  209. Le Goff J. Les intellectuels au Moyen Age. Paris, 1960. 340 pp.
  210. Levison W. Die Politik in den Jenseitvisionen des fruhen Mittelalters // Festgabe Fr. Von Bezold. Bonn und Leipzig, 1921. P. 64 79.181
  211. Lewis C. S .What Chaucer really did to II Filostrato // Essays and studies by members of the English Association, XVII, 1932. P. 347−356.
  212. Lowes J. L. Geoffrey Chaucer and the development of his genius. L., 1934. 254 pp.
  213. Map W. De nugis curialium. Ed. by M. R. James. Oxford, 1914. 359 pp.
  214. McGrady D. Chaucer and the Decameron reconsidered // Chaucer Review, XII, 1977. H. 316−337.
  215. McNeal T. H. Chaucer and the Decameron // Modern Language Notes, Lin, 1938. P. 151−167.
  216. Merignac B. Dilasser M. Un pays de Cornouaille. Locronan et sa region. Paris, 1979.386 pp.
  217. Meunier R. A. Le fonds auvergnat, provencale et alpestre dans les «Recreations imperiales» de Gervais de Tilbury et le «Reductoire moral» de Pierre Bersuire // Annales de l’Universite de Poitiers. Paris, 1948−1954. P. 135 178.
  218. Neveux H. Les lendemains de la mort dans les croyances occidentales (vers 1250-vers 1300) «Annales, E. S. C.», 34 annee, № 2, 1979.
  219. Neugass F. Teufel, Tiere und Damonen im mittelalterlichen Chorgestuhl. «Kunst und Kunstler», Jg. 25, H. 11, 1927. 423 pp.
  220. Oldoni M. A fantasia dicitur fantasma (Cerberto e la sua storia) // Studi Medievali. Paris, 1980. P. 34 52.
  221. Origene. Coutre Celce. Ed. et trad. Paris: Les Belles Lettres, 1978. 219 pp.
  222. Patch H. R. The Other World according to description in medieval literature-«Mass», Cambridge, 1950. 506 pp.
  223. Peters E. Quellen und Charakter der Paradiesesvorstellungen in der deutschen Dichtung vom 9 bis 12 Jahrhundert. Breslau, 1915. 420 pp.
  224. Praz M. Chaucer and the great Italian writers of the Trecento // The monthly criterion, VI, № 1, 1927. P. 167 179.
  225. Roupnel G. Histoire de la campagne francaise, nouv. ed. Paris, 1974. 604 pp.
  226. Ruegg A. Jenseitsvorstellungen vor Dante und die ubrigen literarischen Voraussetzungen der «Divina commedia». Ein quellenkritischer Kommentar, 12. Koln, 1945.390 pp.
  227. Ruggiers P. The art of the Canterbury Tales. Madison, 1965.429 pp.
  228. Saccetti F. Opere, vol. 1. Firence, 1857. 385 pp.
  229. Schoebe G. Was gilt im fruhen Mittelalter als geschichtliche Wirklichkeit? Ein Versuch zur Kirchengeschichte des Baeda venerabilis. Festschrift H. Aubin, bd. 2. Wiesbaden, 1965. 396 pp.
  230. Selmer C. Navigatio Sancti Brendani abbatis // Publications in Medieval Studies, XVI. Notre-Dame: Indiana, 1959. P. 239 247.
  231. Seymour St. J. D. Irish Visions ofthe Other World. L., 1930. 470 pp.
  232. Silverstein Th. Visio sancti Pauli. L., 1935. 437 pp.
  233. Sporl J. Grundformen hochmittelalterlicher Geschichtsanschauung. Studien zum Weltbild der Geschichtschreiber des 12 Jahrhunderts. Munchen, 1935. 347 pp.
  234. Tatlock J. S. Boccaccio and the plan of Chaucer’s Canterbury Tales // Anglia. Zeitschrift fur Englische Philologie, XXXVII. Berlin, 1913. P. 95 113.
  235. Tenenti A. La vie et la mort a travers l’art du XV siecle. Paris, 1952. 472 pp.
  236. Tertullien. De anima. Ed. J. H. Waszing. Amsterdam, 1946. 590 pp.
  237. Thietmari Merseburgensis Chronicon. Berlin, 1968. 297 pp. 24s. Topfer B. Das kommende Reich des Friedens. Berlin, 1964. 409 pp.
  238. Vovelle G. et M. Vision de la mort et de l’au-dela en Provence d’apres les autles des ames du purgatoire. XV —XX siecles. Paris, 1970. 329 pp.
  239. Wallace-Hadrill J. M. Gregory of Tours and Bede: their views on the personal qualities of kings. Fm. St., bd. 2. Lt, 1968:397 pp. «~ «» '»» ----
  240. Wright H. Boccaccio in England from Chaucer to Tennyson. L., 1957. 376 pp.
  241. Young K. The literary framework of the Canterbury Tales // Sources and analogues of Chaucer’s Canterbury Tales (ed. by Bryan W. F., Dempster G.). Chicago, 1941. P. 239 250.
Заполнить форму текущей работой