Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Символика женских украшений в традиционной культуре якутов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы не претендуем на то, чтобы полностью решить задачу выявления функциональных связей и особенностей всех деталей и элементов внешнего убранства с повседневной жизнью и ее важнейшими событиями. В данной работе выделяется лишь один важный участок этой обширной проблемы: символика женских украшений как явление якутской культуры. При этом в целях сокращения объема в диссертации рассматриваются… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ^TI OI 2 I’M ш, а «ж ж я чая я я я aas а-» — г — g ж ж -иг ж ж я тяж тяж я в ж, а * я ж е е ее" ж я в a ж ж к ж ж явавжвяж з в
  • 1. Общая характеристика работы
  • 2. Историографический очерк
  • Глава 1. Эстетика и язык украшений
    • 1. Язык и символика головных украшений,
    • 2. Мифологемы бус и иной серьги
    • 3. Семантика и образная структура серег с подвесками
    • 4. Традиции и символы нагрудно-наспинных, поясных и наручных украшений
  • Глава 2. Символика обрядов жизненного цикла
    • 1. Роль украшений в свадебной обрядности
    • 2. Использование украшений в ритуалах, пограничных семейной обрядности р. Рождение и смерть в символике оделеды и украшениях я кую в
  • Глава. 3, Украшения как символ самосознания в культуре якутов
    • 1. Символы самосознания в традиционной культуре якутов
    • 2. Пространство и время повседневности р. Стратегия «правильного» поведения в повседневной культуре якутов

Символика женских украшений в традиционной культуре якутов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционная культура — часть общего понятия культуры, совокупность культурных форм и явлений (орудийбытовых предметов, норм поведения, обиходных понятий, мировоззренческого комплекса), сложившихся в доинду-етриальную эпоху и несущих отчетливую печать локальной и этнической специфики" [79,3], которая применительно к якутской культуре сформировалась в конце XIX — начале XX в.

Традиционная культура создается коллективно, ее нормы стабильны и отражают опыт предшествующих поколений, что позволяет выделить как самостоятельные объекты детали и компоненты костюма с тем, чтобы в результате получить целостное понимание связи одежды, украшения, с одной стороны, и социальной и природной среды, с другой, И если в одних случаях, как, например, с женским и мужским нарядом славян, ученые близко подошли к пониманию целостности образа и полноты внешних, социокультурных функций, то в других случаях работа еще ведется на разных стадиях функционального анализа и обобщения. В полной мере это относится к наряду, внешнему облику и украшениям якутов как с точки зрения исторически сложившихся традиций, так и с точки зрения современной практики.

Мы не претендуем на то, чтобы полностью решить задачу выявления функциональных связей и особенностей всех деталей и элементов внешнего убранства с повседневной жизнью и ее важнейшими событиями. В данной работе выделяется лишь один важный участок этой обширной проблемы: символика женских украшений как явление якутской культуры. При этом в целях сокращения объема в диссертации рассматриваются, в основном, серебряные украшения, имеющие в силу своей ценности особую значимость, которая легко выделяется в условиях повседневности. Менее значимые украшения из других материалов имеют меньшие сотщаяьно-значгшые нагрузки и часто обладают лишь эстетической функцией, что снижает интерес к ним в данной работе, В то же время такой ценный металл как золото вообще не используется в градационных украшениях якутов. Анализ символики и эстетической выразительности женских украшений из серебра позволяет видеть их связь с повседневной жизнью и наиболее значимыми событиями в жизни якутов.

Заключение

.

Якутские национальные украшения отличаются от украшений других народов Сибири и Дальнего Востока не только отдельными деталями, но всем комплексом (совокупностью элементов украшений для различных территорий и различных возрастных групп), характеризующим представителей этноса.

В ходе работы мы постарались определить функциональную значимость символики украшения в традициях якутской культуры, раскрыть взаимосвязи материального и духовного в повседневной жизни. Нами доказано, что ритуальный комплекс традиционных украшений якутов является одной из характеристик традиционного мировоззрения, символически-декоративным средством визуализации представлений якутов о трехчастном строении души человека.

Любой символ имеет множественную смысловую структуру: настолько.

Л. ^ л. сложную в каждом случае, насколько широко он был задействован исторически. Можно предположить, что многослойные по своей природе символы украшения и одежды запускают не только механизмы консолидации в сознании данного сообщества, но и вызывают резонанс в ряде других структур общественного сознания. Кроме того, ситуативное значение символа может в той или иной мере определять направленность национального самосознания.

На примере функционирования украшений в обрядах жизненного цикла, нами проиллюстрировано, что комплекс традиционных украшений, применяемый в ритуале, и варианты внутри структуры повседневного поведения взаимосвязаны и находят выражение в символике предметов. Украшение рассмотрено как знак отношений между социумом и внутренним миром человека, выделена специфическая роль украшений в культурно-историческом и индивидуально-художественном опыте якутов как символа этнического самосознания.

В ходе исследования определена роль символики украшений в повседневной культуре якутов. Украшение как материальный знак определяет структуру поведения индивида в повседневной жизни и является одним из механизмов поддержания традиции в системе национальной культуры, одновременно является знаком этнической идентичности.

Если учесть, что выбор тех или иных символов национальной консолидации не является актом произвольного выбора, а задается социальным контекстом и реальной национально-культурной ситуацией, то анализ структуры и динамики символов в национальном самосознании может дать существенную информацию для своевременной коррекции национальной полигики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники1. Архив ИВ РАН (СПб,)
  2. Ионов В, М. Материалы по верованиям якутов. 4.1. Ф.22. — Оп.1. — Д.1.
  3. В.М. Материалы по верованиям якутов (Необработанные материалы), -Там же. Д. 2.
  4. В.М. О якутских дохристианских верованиях. Там же. — Д.З., Д. 14.
  5. Архив МАЭ РАН (Кунсткамера) (СПб.)
  6. A.A. Материалы по верованиям якутов. Ф. 14. — Оп.З. — Д. 12.
  7. A.A. Верования якутов Вилюйского окрутя. 1920 г. Там же. — Д. 16.1. Архив ЯНЦ СО РАН
  8. В. Кумысный праздник у якутов и орнаментация кумысных сосудов / Пер. с нем. Е. В. Мальцевой. Ф. 5. — Оп.1. — 132 л.
  9. Записи о поверьях, духах (Материалы Вшпойской экспедиции Саввина). 1938 г.- Ф.5. Оп.З. — Д. 102.
  10. Г. В. Якутский орнамент Ф.4. — Оп.1.- Д. 13−15.
  11. Я.И. Описание якутов. Записки за 1741 1745 гг. Рукопись. / пер. с нем. Жихаревой К. — Ф.5. — Оп.1. — 152 л.
  12. Материалы по верованиям якутов. Обрядовый и шаманский фольклор. 1940 г. Ф.5. — Оп.З. — Д.301.
  13. М.М. Якутский орнамент. 123 таблицы. Ф.5. — Оп. 1. — Ед. хр. 27−28.
  14. И.В. Фольклорные материалы Попова И.В., народные приметы, народная медицина, загадки, песни и др. 1928−1930 гг. Там же. — Д.523.
  15. A.A. Материалы Саввина, собр. во время экспедиций. Верхоянский район. 1940 г. Записи о разных духах абааЬы. — Ф.5. — Оп.З. — Д.477.
  16. A.A. Материалы по истории и этнографии якутов. 1934−1948 гг. Ф. 4,1. Оп. 12. Д. 10.
  17. A.A. Материалы по брачному праву и свадебные обряды. 1936−1941 гг. Там же. — Д. 11.
  18. A.A. «Табу» (Сэт-сэлэн). 1938−1939 гг. Там же. — Д.24. Саввин A.A. Этнографические записи. 1937 — 1942 гг. — Там же. — Д. 26, 27. Саввин A.A. Различные этнографические материалы. 1948−1950 гг. — Там же. -Д.28, 29, 30.
  19. A.A. Этнографические записи и заметки. 1934 1944 г. — Д. 33, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 56.
  20. A.A. Верования якутов. Фетишизм (Ымыы). 1938 г. Там же. — Д.66. ЦГА РС (Я)
  21. С.И. Сведения о древних погребениях XVII-XVHT вв. на территории Чураичинского района. Ф. 1413. — Оп. 2. — Д.414.
  22. Абрамова З. Е, Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии / З. Е. Абрамова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1966. — 223 с.
  23. Л.А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча / Л. А. Абрамян // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1994, — С.109−132.
  24. H.A. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири / H.A. Алексеев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1980. — 318 с.
  25. H.A. Традшщонные религиозные верования якутов в XIX начале XX вв / H.A. Алексеев. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1975. — 198 с.
  26. H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири / H.A. Алексеев. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1984. 233 с.
  27. H.A. Представление кетов о мире / H.A. Алексеенко // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976.-С. 98−105,
  28. Андроеова-Ионова М. Н. Олонхо, песни, этнографические заметки, статьи / М.Н. Андросова-Ионова. Якутск- Кудук, 1998. — 733 с.
  29. Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка / Н. К. Антонов. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1971.- 173 с.
  30. Анцыферова Л, И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия / Л.И. Анцыферова/7 Психол. журн. М,? 1993. — Т. 14. -№ 2. — С. 3−16.
  31. Артановский С. Н, На перекрестке идей и щтхшизаций. Исторические формы общения народов: мировые культурные контакты, многонациональное государство / С. Н. Артановский. СПб.: СПбГАКИ, 1994. — 224 с.
  32. С. А. Инновации в культуре этноса и их с оциаль, но экономиче ск ая обусловленность / С. А. Арутюнов // Этнографические исследования развития культуры. — М., 1985. — С. 31−50.
  33. С. А. Механизмы усвоения нововведений в этнической культуре / С. А. Арутюнов // Методические проблемы исследования этнических культур. -Ереван, 1979. С. 103−109.
  34. В.Арутюнов С. А. Народы и культуры, развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М: Наука, 1989. — 243 с.
  35. С. А., Сергеев Д. А. Проблемы этнической истории Берингоморья / С. А. Арутюнов, Д. А. Сергеев. М.: Наука, 1975. — 240 с.
  36. А.Н. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии / А. Н. Афанасьев. М.: Индрик, 1996. — 638 с.
  37. А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А. К. Байбурин.™ СПб.: Наука, 1993. -240 с.
  38. А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры / А. К. Байбурин .// Этнознаковые функции культуры: Сб. ст. М., 1991. — С. 23−42.
  39. А.К. Семиотические аспекты функщгонирования вещей / А. К,
  40. Байбурин // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. — С. 63−87.
  41. А.К. Семиотический статус вещей и мифология / А. К. Байбурин // Сб. МАЭ. Л., 1981. — T. XXXVII. — С. 215−226.
  42. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт- Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Изд. гр, «Прогресс», «Универс», 1994. — 616 с.
  43. C.B. История народов Сибири XVI -XVII вв. .// Научные труды: В 3 т. / C.B. Бахрушин М.: Изд-во АН СССР, 1955. — Т. 3, Ч. 2. — 299 с.
  44. М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М.: Худ. лит-ра, 1965. — 527 с.
  45. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. -444 с.
  46. Г. П. История земледелия в Якутии. (XVII-1917): В 2 т. / Г. П. Башарин. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1989. — Т. 1. — 348 с.
  47. Н.С. Свадебные обряды якутов / Н. С. Берг // Вестник ИРГО, СПб., 1853. — Ч. VII. — Отд. 8. — 74 с.
  48. О.Л. О языке якутов / О. Л. Бетлингк / Пер. с нем. В. И. Рассадин. -Новосибирск: Наука. Сиб, отд-ние, 1989. 644 с.
  49. И. Журнал или по денник флотского капитана Иосифа Биллингса / И. Биллингс- Пер. Ф. Каржавина /У Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции: 1785−1795 гг. / Под общ. ред. И. С. Вдовина. Магадан, 1978. — С. 19−43.
  50. П.Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. М.: Искусство. 1971.-544 с.
  51. К.А. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности / К. А. Богданов. СПб.: Искусство — СПб., 2001. -438 с.
  52. В.Г. О работе Е.Д. Стрелова «Одежда и украшения якутки в половине XVIII века» / В. Г. Богораз // Советская этнография. 1937. — № 2−3. — С. 75−82.
  53. . Система вещей / Ж, Бодрийяр. М.: Рудомино, 1999, — 222 с.
  54. Боло С, И. Прошлое жутов до прихода русских на Лену / С. И. Боло // Сб. тр. Науч.-исс лед. ин-та жут, яз. и культуры при СНК Я АССР / Под ред. П. А Ойунского. Якутск: Госиздат, 1938. — Вып. 4. — 227 с,
  55. Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII-XIX вв.) / Р. И. Бравина. -Якутск: ЯГУ, 1996. 231 с.
  56. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV XVIII вв. Т, 1: Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. -М.: Прогресс, 1986. — 627 с.
  57. ГО.В. Новая обрядность важный компонент советского образа жизни / Ю. В. Бромлей // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. -М&bdquo- 1981. -С.5−27.
  58. Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории /Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1981.-389 с.
  59. Бромлей Ю. В, Этнические функции культуры и этнография / Ю. В. Бромлей //Этнознаковые функции культуры: Сб. ст. М., 1991. — С. 5−22.
  60. Будуруйбэт Мулдьу Беде. Неспотыкающийся Мюлдыо Сильный. / [Зап. со слов Д.М. Говорова]. Якутск: Якуткнигоиздат, 1938. — 495 с.
  61. Васгшевич Г. М, Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVII начало XX в.) /Г.М, Василевич. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — 304 с.
  62. В.Н. Шаманский костюм и бубен у якутов / В. Н. Васильев // Сб. j J J
  63. МАЭ. Т. 1. — Спб, 1910. — Вьш. 8. — С. 1 — 47,
  64. H.H. Языческая символика славянских архаических ритуалов / H.H. Белецкая. М.: Наука, 1978. — 239 с.
  65. Верхоянский сборник: Якутские сказки, песни, загадки и пословицы, а также русские сказки и песни, записанные в Верхоянском округе И. А. Худяковым / Верхоянский сборник. Иркутск: Тип, Н. Громовой, 1890.-311 с.
  66. АН. Историческая поэтика / АН. Веселовский. М: Высш. шк., 1989. -408 с.
  67. H.A. К материалам о якутских сказках / H.A. Виташевекий, -Пг.: Тип. Императ. АН, 1914. 17 с.
  68. H.A. Якутские материалы для разработки вопросов эмбриологии права / Виташевский H.A., Левенталь Л. Г., Павлинов Д. М. Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов. Л., 1929. — Т. 4. — С. 89−220.
  69. Л.Л. Функции числительных в мифопоэтичееком тексте (на материале олоихо) / Л. Л. Габышева // Язык Миф — Культура народов Сибири: Сб. научи, тр. — Якутск, 1988.- С. 78 — 92.
  70. P.C. Одежда народа саха конца XVII середины XVIII века / P.C. Гаврильева — Новосибирск: Наука. Сиб, предприятие РАН, 1998. — 144 с.
  71. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья: (Материалы к этногенезу) / Н.И. Гаген-Торн. Чебоксары: Чувашиздат, 1960. — 228 с.
  72. Гаген-Торн Н. И. Магическое значение волос и головного убора в свадебных обрядах Восточной Европы / Н.И. Гаген-Торн // Этногр, Обозрение. 1933. -№ 5/6. — С.76−88.
  73. В.М. Устная эпическая традиция во времени: Истор. иссл. поэтики / В. М. Гацак. М.: Наука 1989. — 256 с.
  74. Г. Д. Национальные образы мира. Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Г. Д. Гачев. — М.: Ин-т ДИ-ДИК, 1999. — 367 с.
  75. И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов / ИГ. Георги. СПб, 1799. — Ч. И. — 176 с.
  76. А.И. К изучению сакральной лексики старинных якутов / А. И. Гоголев // Традиционные представления саха об окружающем мире: Докл. и тез. науч.-практ. конф. Якутск, 1998. — С.12 -17.
  77. А.И. Мифологический мир якутов: божества и духи покровители / А. И. Гоголев. Якутск: ЯГУ, 1994. — 29 с.
  78. А.И. Якутская орнаментика и ее характерные особенности / А. И. Гоголев /7 Историческая этнография якутов. Якутск, 1980. — С.91−107.
  79. АЛ. Якуты: Проблемы этногенеза и формирования культуры / А, И, Гоголев. Якутск: ЯГУ, 1993. — 200 с.
  80. Я.Э. Логика мифа / Я. С. Голосовкер. -М.: Наука, 1987. 218 с.
  81. СЛ. Якутский экспонат Ысыах в коллекции Британского музея / С. Н. Горохов. Якутск: Бичик, 1993. — 193 с,
  82. М.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири / МЛ, Грязнов // Археол. сб. 1961. — № 3. — С, 7−31.
  83. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. 3-е изд. — Л.: Гидр омете оиз дат. 1990, — 528 с.
  84. И.С. Культура северных якутов оленеводов. К вопросу о поздних этапах формирования якутского народа / IL С. Гурвич. — М.: Наука, 1977. — 247 с.
  85. И.С. Этническая история Северо Востока Сибири / И. С. Гурвич. -М.: Наука, 1966. — 269 с.
  86. А.Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972. -318 с,
  87. А.Я. Норвежское общество в раннее средневековье. Проблемы социального строя и культуры / А. Я. Гуревич. М.: Наука, 1977. — 337 с.
  88. А.Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. -М.: Искусство. 1981. 359 с. щ/
  89. А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства/ АЯ. Гуревич, М.: Искусство, 1990. — 395 с.
  90. Гусев В. Е, О полифунциональности фольклора / В. Е. Гусев // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. ст. и материалов. Л., 1980. — С. 180- 183.
  91. Гусев В. Е, Эстетика фольклора / В. Е, Гусев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние? 1967. — 317с.
  92. Гусев С, С. Обыденное мировоззрение: Структура и способы организации /
  93. С.С. Гусев. СПб.: Наука 1994. — 88 с. j «¦¦
  94. .Х. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. / Б.Х.
  95. Долгих, М: Изд-во АН СССР, 1960, — 622 с. 71. Дьулуруйар Ньургун Боотур Нюргун Боотур Стремительный. / Текст К. Г. Оросина- Ред. текста, перевод, коммент. и вступ. ст. Г. У. Эргиса. — Якутск: Якгиз, 1947. -410 с.
  96. В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-эшографическийисточник / В. П. Дьжонова. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1975. — 164 с.
  97. В.П. Старинные шейные украшения / В. П. Дьжонова // Сб. МАЭ. -М.-Л» 1958.-T.XVII. С. 179−186.
  98. Ю.Н. Семейно-родовые обряды и обычаи в якутских сказках / Ю.Н. Дьжонова// Фольклор и соврем, культура: Сб. науч. тр. Якутск, 1991. -С. 97- 102.
  99. Н.В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени / Н. В. Емельянов. М.: Наука, 1990. — 216 с.
  100. Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук, М: Идея — Пресс, 2000. -280 с.
  101. В.М. Тюркский героический эпос: Избр. тр. /В.М. Жирмунский. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1974. — 727 с.
  102. М.Я. Народные танцы Якутии / М. Я. Жорницкая. М: Наука, 1966. — 168 с.
  103. Ж Жуковская Н. Л. Категории и с имв о лик, а тр адиционной культуры монголов / Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 1988. — 196 с.
  104. Н.Л. Цвето-числовые композиции как один из способов передачи межпоколенной информации в монгольской культуре /Н.Л. Жуковская // YI Междунар. контр, монголоведов, Улан-Батор, авг. 1992 г. М, 1992. — Ч. 1. -С. 91−98.
  105. Ф.М. О лировидном мотиве в орнаменте якутов / Ф. М. Зыков // Проблемы народного прикладного искусства Якутии. Якутск, 1984. — С. 82 — 92.
  106. Ф.М. Поселения, жилища и хозяйственные постройки жутов XIXначала XX в.: Ист.-этногр. исслед. / Ф, М. Зыков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986. — 102 с.
  107. Ф.М. Ювелирные изделия якутов / Ф. М. Зыков. Якутск: Кн. изд-во, 1976. — 60 с.
  108. Иванов Вяч. В с. Избранные труды по семиотике и истории культуры / Вяч.Вс. Иванов. М.: МГУ, 1998. — Т. 1. — 911 с.
  109. Иванов Вяч.Вс. Чет или нечет. Ассиметрия мозга и знаковых систем / Вяч.Вс. Иванов. М: Северное радио, 1978. — 185 с.
  110. C.B. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов / C.B. Иванов //Якутия и ее соседи в древности: (Тр. Прилен. археол. экспедиции). -Якутск, 1975. С.184−194.
  111. C.B. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX нач. XX вв.: Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости / C.B. Иванов. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — 839 е.: ил.
  112. C.B. Орнамент / C.B. Иванов /V Историко-:шгографический атлас Сибири / Под ред. М. Г. Левина, Л. П. Потапова М, — Л., 1961. — С. 369−434.
  113. C.B. Орнамент народов Сибири как исторический исто-шик: (По материалам XIX нач. XX века): Народы Севера и Дальнего Востока / C.B. Иванов. -М.- Л.: Изд-во АН СССР. Ленингр, отд-ние, 1963. — 500 е.: ил.
  114. C.B. Старинный якутский обряд, связанный с рождением ребенка / C.B. Иванов // Религиозные представления и обряды у народов Сибири в XIX и нач. XX в.: Сб. МАЭ. Л., 1971. — T. XXVII. — С. 142−149.
  115. И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китае (1692 1695) / И. Идее, А. Бранд. — М.: Наука, 1967. — 404 с.
  116. С.Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. -СПб.: СПбГУКИ., 2001, Ч. 1−3.
  117. Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Логос, 2000. — 432 с.
  118. В.М. Дух-хозяин леса у якутов / В. М. Ионов // Сб. МАЭ. Иг., 1916.
  119. Т, IV, Вып. 1. — 43 с, (отд. оттиск).
  120. О.В. Жилые и хозяйственные постройки у якутов (йст.-зтногр. очерк) /О.В. Ионова // Сиб. этнограф. М.- Л, 1952.-Сб. 1.-С. 238−319.
  121. Исторические предания и рассказы якутов: В 2 ч. / Изд. подгот. Г. У. Зргис. -М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1960. -2 ч.
  122. М.С. Системный подход и гуманитарное знание // Избр. / М. С. Каган, -Л.: Изд-во Ленингр, ун-та. 1991.-383с.
  123. М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996, — 414 с.
  124. Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности / Е. Г. Катаров // Сб. МАЭ. 1929. — T.VIII. — С.153−186.
  125. Н.М. Народный костюм (семиотические функции): Учеб. пособие / Н. М. Калашникова. М.: Изд-во «Свароги К», 2002. — 374 с.
  126. Н.И. На земле чоронов и сэргэ / Н. И. Каштан // Радуга на снегу: (Культура, традиционное и современное искусство народов Советского Крайнего Севера). М.: Мол. гвардия, 1972. — С. 76−96.
  127. Ф. Некоторые замечания о гривне как древнем знаке отличия в России / Ф. Карецкий // Тр. и летописи о-ва истории и древностей Рос. при Импер, Моск. ун-те. М&bdquo- 1828. — Ч. IX, Кн. 1. — С.227−234.
  128. Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Гардарнка, 1998. — 784 с.
  129. Кассирер 3. Избранное. Индивид и космос / Э. Кассирер. М.: Универс. книга- СПб.: Культ, инициатива, 2000. — 653 с.
  130. Н.Ф. О предметах украшений татарских женщин / Н. Ф. Каганов // ИОАИЭ. 1908. — T. XXIII. — Вып. 5. — 385 с.
  131. Э.В. От изобразительности к орнаменту / Э. В. Кильчевская, -М.: Наука, 1968. 206 е.: ил.
  132. Кис л яков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней .Азии и Казахстана / H.A. Кисляков. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — 240 с.
  133. С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» / С.Г. Климова// Социс. 2000. — № 12. — С. 13 — 22.
  134. ПО. Кнабе Г. С. Древний Рим история и повседневность / Г. С. Кнабе. — М: Искусство, 1986. — 206 с.
  135. Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима / Г. С. Кнабе. М.: Индрик, 1994. — 528 с.
  136. Г. С. Язык бытовых вещей / Г. С. Кнабе // Декоративное искусство СССР. 1985. 1 (326). — С. 39 — 43.
  137. ИЗ. Козлова Т. В. Костюм как знаковая система / Т. В. Козлова. M: МТИ, 1980. — 68 с.
  138. И.В. Материальная культура якутов XVIII века: (По материалам погребений) / И. В. Константинов. Якутск: Якуткнигоиздаг, 1971. 212 с.
  139. Константинов И, В. Происхождение якутского народа / И. В. Константинов //Якутияи ее соседив древности.-Якутск, 1975.-С. 106- 173.
  140. Л.В., Король Г. Г. Кочевой мир: развитие технологии и декора (художественный металл) / Л. В. Конькова, Г. Г. Король // Этногр. обозрение. -1999. № 2. — С.56 — 68.
  141. М.Ф. Миропонимание язычников мифы, обряды, ритуалы / М. Ф. Косарев // Природа. — 1994. — № 7. — С. 79 — 89.
  142. Г. В. Легенды и рассказы о шаманах / Г. В. Ксенофонтов /У Очерки изучения Якутского края: Прилож. Иркутск: Изд. Якут, секции ВСОРГО, 1928. — Вып. 2. — 77 с.
  143. Кеенофонтов Г. В, Ураангхсш-сахалар: Очерки по древней истории якутов: / Г. В, Кеенофонтов. -Якутск: Изд-во PC (Я), 1992. Т.1. — Кн. 1, -416 с.
  144. Г. В. Шаманизм: Избр. тр.: (Публ. 1928 1929) / Г. В. Кеенофонтов. — Якутск: Север-Юг. 1992. — 318 с.
  145. Г. В. Эллэйада: Материалы по мифологии и легендарной истории якутов / Г. В. Кеенофонтов. М.: Наука, 1977. — 248 с.
  146. Кулаковекий А. Е, Материалы для изучения верований якутов / А. Е. Кулаковский // Зап. Якут, краев, геогр. о-ва. Якутск, 1923. — Кн.1. — 107 с.
  147. Кулаковский А. Е, Научные труды / A. E, Кулаковский. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979. — 484с.
  148. Культурология. XXвек: Слов. СПб.: Унив, кн., 1997. — 640 с.
  149. Куруубай хааннаах Кулун Кутустуур: Строптивый Кулун Куллустуур. -М.: Наука, 1985. 608 е.
  150. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюлъ. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 608 е. — (Психология: Клаееич. тр.).
  151. Леви-Строс К. Первобытное мышление / К. Леви-Строс. М.: Республика, 1994. -384 с. — (Мыслители XX века).
  152. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М.: Наука, 1985. — 535 с. — (Зтногр. б-ка).
  153. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. М.: Прогресс, 1992. — 372 с.
  154. В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре / В. Д. Лелеко. СПб.: СПбГУКИ, 2002. — 320 с.
  155. Я.И. Описание народов Сибири (перв. пол. XVIII в.): ист.-этиогр. материалы о народах Сибири и Северо-Востока I Я. И. Линденау. Магадан:1. Кн. год=во? 1983, 176 с,
  156. КЗ. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества / Ю. Липе, Смоленск: Русич, 2001. — 512 с.
  157. А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию / А. Ф. Лосев. М: Изд-во МГУ, 1982. — 479 с.
  158. А.Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1994. — 919 с,
  159. А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 525 с. — (Мыслители XX века).
  160. Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства: XVIII начало XIX века / Ю. М. Лотман. — 2-е изд., доп. — СПб.: Искусство, 1994. -414 с.
  161. Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века / Ю. М. Лотман // Ст. по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. — С.484−517.
  162. Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. О динамике культуры /Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство — СПО, 2000. — 704 с.
  163. Ю.М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман /7 Тр. по знаковым системам: Вып. 754. Тарту, 1987. — Вып. 754. — С. 10 — 21.
  164. Учен, зап. Тарт. ун-та XXI).
  165. А.Г. Традиционная танцевальная культура якутов / А. Г. Лукина. -Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. 175 с.
  166. C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала / C.B. Лурье. СПб: Тип. им. Котлякова, 1994. — 288 с.
  167. МаакР.К. Вилюйский округ / Р. К. Маак. 2-е изд-е. — М.: АО «Яна», 1994. — 592 с.
  168. M аз ал ов, а Н. Е. Состав человеческий: Человек в традищгоннныхсоматических представлениях русских / Н. Е, Мазалова. СПб.: Петерб. Востоковедение, 2001, — 192 е.: ил.
  169. М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в iffl д о ев р опей еккх языках: Образ мира и миры образов / ММ. Маковский. М.: Гумашгг. изд. центр ВЛАДОС 1996.-416с.
  170. М.М. Язык Миф Культура: Символы жизни и жизнь символов / М. М. Маковский, — М.: Ин-т Рус. Яз. РАН, 1996. — 329 с.
  171. А.Н. К вопросу о тотемизме у народов Сибири / А. Н. Максимов // Уч. зал. РАНИОН. М., 1928. — Т. 7. — С. 3−14.
  172. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э. С. Маркарян, М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  173. Г. С. Орнамент русской народной вышивки (как историко-этнографический источник) / Г. С. Маслова. М.: Наука, 1978. — 206 е.: ил.
  174. Г. С. Основные черты орнамента ярославской и костромской вышивки /Г.С. Маслова// Сообщ. ГРМ, Л., 1976. — Вып. XL — С, 153−160,
  175. Материалы по истории Якутии XVII века: (Документы ясачного сбора). М.: Наука, 1970, — Ч. 1−3. 1269 с.
  176. Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов. Л.: Изд-во АН СССР. 1929. — Т. 1−4.
  177. С.Т. С ешютика культуры и искусства: Опыт знцикл. слов.: В 2 ч. / С. Т, Махлина. СПб: СП6ГУКИ, 2000. — 552 с.
  178. Махлина С/Г, Язык искусства в контексте культуры / С. Т. Махлина. -СПб.: СПбГАК, 1995. -216 с.
  179. Е.М. Выступление на конференции по историзму фольклора в 1964 г. / Е. М. Мелетинский /У Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988. -С. 261−265.
  180. Е.М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Наука, 1976.408 с,
  181. Е.М. Происхождение героического эпоса / Е. М. Мелетинский. М.- Изд-во воет, лиг, 1963. — 462 с.
  182. М.Н. Костюм разных времен и народов: В 4 т. / М. Н. Мерцалова. М.: Акад. моды, 1993, — Т. 1. — 543 с.
  183. А.Ф. Коренные жители Сибири. Отд. VI /7 Путешествие на Север и Восток Сибири: Север и восток Сибири в естественно-историческом отношении / А. Ф. Миддендорф. Спб. 1878. — ЧЛ1. — С. 619−833,
  184. Мифология и повседневность: тендерный подход в антропологических дисциплинах: Материалы науч. конф., 19 21 февр. 2001 г. — СПб.: Алетейя, 2001.-468 с.
  185. Мифы народов мира: Энцикл. М: Сов. энцикл., 1980. — Т. 1, — 671 е.- 1982= -Т. 2. -719 с.
  186. Ю.И. Основные компоненты культуры этноса / КХИ, Мкртумян // Методологические проблемы исслед-ния этнических культур. Ереван, 1978, — С. 42−48.
  187. Мукаржовский Я, Эстетическая фугжщш. норма и ценность как социальные факты / Я. Мукаржовский / Пер. H.A. Каменской // Труды по знаковым системам. Вып. 365. Памяти П. Г. Богатырёва. — Тарту, 1975, — С. 243 — 295. (Учен, зап-ки Тарт, ун-та- VII).
  188. С.Е. Душа убиваемая и мстящая / С. Е. Неклюдов // Труды по знаковым системам. Вып. 365. Памяти П. Г. Богатырёва. — Тарту, 1975. С. 65 — 75. (Учен, зап-ки Тарт. ун-та VII).
  189. .Ф. Саха орнаменнара / Б. Ф. Неустроев, Якутск: Кн. изд-во, 1990. — 98 с. (на якут. яз.).
  190. Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: Опыт сопоставления структур / Е. С. Новик. М.: Наука, 1984. — 304 с.
  191. М.М. Одежда и украшения у якутов XVII XVIII вв. / М. М. Носов И Сб. науч. ст. ЯКМ, — Якутск, 1955. — Вып. 1.- С. 84−137: ил.
  192. М.М. О якутском народном орнаменте / М. М. Носов if Сб. тр. Общ-ва гонения Якутской АССР. Якутск, 1936. — Вып.1. — С.63−70: ил.
  193. М.М. Стилевые признаки якутского узора / М. М. Носов // Сб. материалов по этнографии якутов. Якутск, 1948. — С. 107−116: ил.
  194. М.М. Художественные бытовые изделия якутов XVIII начала XX века / М. М. Носов. — Якутск: Кн. изд-во, 1988. — 104 е.: ил.
  195. М.М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII в. до 1920 / М. М. Носов // Сб. изучи. ст. ЯКМ. Якутск. 1957. — Вып. 2. — С. 116−152: ил.
  196. П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание // йзбр. произв. / П. А. Ойунский. Якутск, 1975. — Т. 2. — С. 292−357.
  197. А.П. Исторические рассказы и легенды нижней Лены / А. П. Окладников // Сб. МАЭ. М.- Л., 1949. — Т. XI. — С. 73−109.
  198. А.П. Якутия до присоединения к Русскому государству / А. П. Окладников // История Якутской АССР. М.- Л.: Наука, 1955. — Т.1. — 432 с.
  199. А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга ¦ АП. Оконешникова, Пермь: Звезда, 1999. -406 с.
  200. Л.Р. Художественный металл в снаряжении всадника и коня у народов Сибири XIX нач. XX века: Становление и развитие ремесленной традиции / Л. Р. Павлинская /У Памятники материальной культуры народов Сибири. — СПб., 1994. — С. 52−75.
  201. Паллас П, С, Путешествие по разным провинциям Российской империи / П. С. Паллас. СПб., 1773 «1775. — 4.1- Ч III.
  202. Памятники права Саха (Якутия) /7 Сб. документов и материалов. В 2 ч. Якутск: Бичик, 1994. — 200 с.
  203. Э.К. Предания о том, откуда произошли якуты / Э. К. Пекарский /7 Сиб. живая старина. Иркутск- 1925. — Вып. 3−4. — С. 137−144=
  204. Э.К. Словарь якутского языка / Э. К. Пекарский. M.: Изд-во АН СССР, 1959. — Т. 1−3. — 3858 стлб.
  205. Э.К. Якутская сказка / Э. К. Пекарский // С. Ф. Ольденбург: К 50-летию науч.-обществ, деятельности. Л., 1934. — С. 421−426.
  206. В.Т. Легенды о Кудангсе в художественной обработке П. А. Оиун-ского /В.Т. Петров /7 Мифология народов Якутии. Якутск, 1980= - С 41−45.
  207. В.Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе / В. Т. Петров. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. — 88 с.
  208. В.Я. Человек и животное в мифе и ритуале: мир природы в символах культуры / В. Я. Петрухин /V Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.- 1986. — С.5−25.
  209. В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В. М. Пивоев. Петрозаводск: Карелия, 1991. — 111 с.
  210. .П. Забытый источник сведений по этнографии Сибири XVII века / Б, П. Полевой /7 Советская этнография. 1965.- № 5. — С. 123−126.
  211. A.A. Материалы по истории религии якутов б. Вилюйского округа / A.A. Попов /У Сб. МАЭ. М.- Л., 1949. — Вып. XL — С. 255−323.
  212. A.A. Материалы по шаманству у якутов. Культ богини ЛыыыЬыт у якутов / A.A. Попов /7 Культура и письменность Востока, 1928. Кн. 3, -С. 124−133.
  213. A.A. Якутский фольклор / A.A. Попов / Лит, обраб. М. Е. Тагер. -Л.: Сов. писатель, 1936. 320 с.
  214. .Н. Семейная культура народов Северо-Востока России, Традициии инновации /Б.Н. Попов, Новосибирск: Наука, 1993. — 263 с,
  215. A.A. Символ и миф в народной культуре / A.A. Потебня, М.: Лабиринт, 2000. — 480 с.
  216. В.В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В. Похлебкин, — 3-е изд. М.: Междунар. отношения, 2001. — 560 с.
  217. Предания, легенды и мифы саха (якутов) / Сост. H.A. Алексеев и др. -Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма РАН, 1995. 400 с.
  218. Н.Л. Сведения для изучения шаманства у якутов Якутского округа / Н. Л, Припузов // Изв. ВСОИРГО, 1884. Т. 15, № 3−4. — С. 59−66.
  219. В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В .Я. Пропп. 2-е изд. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 364 с.
  220. В.Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. 2-е изд., испр. — М.- Гослитиздат, 1958. — 603 с.
  221. В.Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. М: Наука, 1976. -325 с.
  222. И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири: (Общность, сходство, различия) / И. В. Пухов // Типология народного эпоса. М., 1975. С, 12−63.
  223. И.В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы / И. В. Пухов. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 256 с.
  224. Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X начало XIX века) / Н. Л. Пушкарева. — М.: Ладомир, 1997. -381 с.
  225. А.Л. Музыкальный фольклор и этногенез якутов / А. Л. Решетникова /У Фольклор и современная культура: Сб. научн. тр. Якутск, 1991. — С. 147−153.
  226. E.H. Жизненный крут у якутов / E.H. Романова, П. А. Слепцов, С. К. Колодезников // Илин. 1993. — № 2. — С. 64 — 73.
  227. E.H. Люди солнечных лучей с поводьями за спиной: (Судьба вконтексте мифоритуальной традиции якутов) / E.H. Романова. М.- КМЦ ИЭА РАН, 1997. -200с.
  228. E.H. Традиционный этикет якутов: (Праздничное поведение) / E.H. Романова /7 Этнос: традиции и современность: Сб. научи, тр. Якутск, 1994. — С.61 — 67.
  229. E.H. Якутский праздник Ысыах: Истоки и представления / E.H. Романова. Новосибирск: Наука. Вост. отд-ние. 1994. — 160 с.
  230. Р у с с ко -якуте кий словарь. / Под ред. П. С. Афанасьева и Л. Н. Харитонова. -М.: Сов. Энцикл., 1968. 720 с.
  231. . А. Космогоническая: символика «чудских» шаманских бляшек и русских вышивок / Б. А. Рыбаков /У Финно-угры и славяне. Л., 1979. — С. 7−34.
  232. . А. Происхождение и семантика ромбического орнамента. / Б. А. Рыбаков / Музей нар. искусства и худож. промыслов /7 Сб. тр. НИИХП. М., 1972.-Вып. 5.- С. 127−134.
  233. .А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. 2-е изд. — М.: Наука, 1994. — 607 с.
  234. А.И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX -нач. XX века: (Ист.-этногр. исслед.) / А. И. Саввинов. Новосибирск: Наука 2001. — 171 с.
  235. Л.А. Социология повседневности / Л. А. Савченко. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 2000. — 200с.
  236. A.M. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип / А. М. Сагалаев. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. — 154 с.
  237. К.С. Ритуал в системе этнической культуры / К. С. Сариигулян /7 Методол. пробл. исслед. эти. культур. Ереван, 1978. — С. 69 — 78.
  238. Сафронов Ф. Г. Дохристианские личные имена народов северо-востока
  239. Сибири / Ф. Г. Сафронов. Якутск- Кн. изд-во, 1985. — 200 с.
  240. Ф.Г. Якуты: Мирское управление в XVII начале XX в. / Ф. Г. Сафронов. — Якутск: Кн. изд-во, 1987. — 128 с.
  241. Сборник якутских пословиц и поговорок / Сост. Н. В. Емельянов. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1965. — 248 с.
  242. Свод этнографических понятий и терминов: Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М.: Наука, 1991. — Вып. 4. — 167 с.
  243. В.В. Социальная природа художественного мышления / В. В. Селиванов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 143 с.
  244. В.В. Человек и зверь: (О двух ведущих темах палеолитического искусства) / В. В. Селиванов // Первобытное искусство. Новосибирск, 1976. -С. 26−39.
  245. Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения / И. С. Гурвич, К. Д. Басаева, В. П. Дьяконова. М.: Наука, 1980. — 240 с.
  246. З.Ф. Космологические представления якутов: символика и знак / З. Ф. Семенова // Духовная культура в жизни этноса. Якутск, 1991. -С.27 — 35.
  247. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир / Общ. ред. и вступ. ст. А. Е, Кибрика. М.: Прогресс, 1993. — 656 с.
  248. В .Л. Якуты: Опыт этногр. исслед. / В. Л. Серошевский. 2-е изд. — М.: РОССПЭН, 1993. — 736 с.
  249. Сибирь в путевых описаниях Мише ера. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1996. — 310 с. — (История Сибири. Первоисточники).
  250. Е.С. Якутские лексические схождения: Учеб. пособие / Е. С. Сидоров. Якутск: ЯГУ, 1997. — Вып. I. — 146 с.
  251. И.В. Моделирующие принципы традиционного мировидения / И. В. Следзевский // Околдованная реальность: (Мир африкан. ментальности). M., 1994. — С. 10 — 19.
  252. А. О веровании якутов Якутской области / А. Слепцов // Изв. ВСОРГО. 1886. — T.XVII. — Вып. 12. — С. 119 — 136.
  253. П. А. Традиционная семья и обрядность у тутов (XIX нач. XX века) / П. А. Слепцов. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1989. — 158 с.
  254. А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура) / А. В. Смоляк. М.: Наука, 1991. — 279 с.
  255. Н.М. Украшения якутов / Н. М. Сохранская // Ювелирное искусство народов России: (Ювелирные украшения): Из собрания ГМЭ. -Л., 1974.- С. 194 233.
  256. А. Г. Происхождение сознания / А. Г. Спиркин М.: Госполитиздат, 1960. — 471 с. (АН СССР, Ин-т философии).
  257. Средневековая культура монгольских народов: Сб. науч. тр. / РАН, Сиб. Отд-ние, Бурят. Ин-т Общ. наук. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. -145 с.
  258. И.Д. Формы заключения брака у турецких племен Сибири и у кочевников Средней Азии / И. Д. Старынкевич // Сб. МАЭ. Л., 1930. — T. IX. -С. 288−332.
  259. Стеблин-Каменскин М. И. Миф / М. й, Стеблин-Каменский. Л.: Наука, 1976. — 104 с.
  260. Е.Д. Одежда и украшения жутки в половине XVIII века / Е. Д. Стрелов // Советская этнография. 1937. — .№>. 2−3. — С. 82 — 99.
  261. Н.Ф. Символика славянских обрядов: Избр, тр. / Н. Ф. Сумцов, -М.: Вост. лит-раРАН, 1996. 295 с.
  262. Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел / Ю. Ю. Сурхаско. -Л.: Наука, 1985. 170 с.
  263. C.B. Женские украшения казанских татар середина XIX нач. XX в. // Исторшо-этногр. исследование / C.B. Суслова. — М.: Наука, 1980. — 123 с.
  264. Тайлор 3. Первобытная культура / Э. Тайлор. М.: Политиздат, 1989. -573 с.
  265. В.В. Семиотические функции якутского стола «еандалы» / В. В. Тимофеева // Язык миф — культура народов Сибири: Сб. научн, тр. — Якутск, 1994. Вып. 3. — С. 208−216.
  266. Т.П. Место орнамента в якутском изобразительном искусстве / Т. П. Тишина // Творчество художников Советской Якутии. Якутск. 1990. -С.93 — 111.
  267. Т.П. О некоторых проблемах комплексного исследованияякутского орнамента (по материалам шут. нар. искусства) / Т. П. Тишина Н Пробл. нар. прикладн. искусства Якутии, Якутск. 1984. — С.59 — 82.
  268. Т.П. Фольклорные основы якутского орнамента / Т. П. Тишина // Язык миф — культура народов Сибири / Сб. науч. тр. — Якутск, 1988, — С. 147 — 161.
  269. Т.П. Якутские орнаментальные мотивы / Т. П. Тишина /У Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск. 1966. — С. 220 — 235.
  270. С. А. Общественный строй якутов XVII—XVIII вв.. / С. А. Токарев. -Якутск: Госиздат, 1945. 414 с.
  271. С.А. Очерки истории якутского народа / С. А. Токарев. М.: Соцзкиз, 1940. — 248 с.
  272. С. А. Ранние формы религии и их развитие / С. А. Токарев. М: Политиздат, 1990. — 662 с.
  273. В.П. Древо мировое / В. П. Топоров // Мифы народов мира:
  274. Эцикл.: 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1987. — T.l. — С.398 — 406.
  275. В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исслед. в обл. миф оно этического- Избр. / В. Н. Топоров -М.: Прогресс- Культура. 1995. — 623 с.
  276. В.Н. О числовых моделях в архаичных текстах / В. Н. Топоров // Структура текста. М., 1980. — С.3 -58.
  277. В.Н. Первобытные представления о мире: (Общий взгляд) / В. Н. Топоров // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М, 1982. С.8−40.
  278. В.Н. Судьба и случай / В. Н. Топоров // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994. — С.38 — 69.
  279. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал / А. М. Сагалаев, И. В. Октябрьская. Новосибирск: Наука. Сиб, отд-ние, 1990. -209 с.
  280. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство ивремя. Вещный мир / Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, A.M. Сагалаев, М. С. Усманова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. — 224 с.
  281. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество / Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, A.M. Сагалаев, М. С. Усманова. -Новосибирск: Нежа. Сиб. отд-ние, 1989. 242 с.
  282. В.Ф. Любовь и брак у якутов / В. Ф. Трощанский И Живая старина. 1909. — Вып. 2. — С. 17 — 26.
  283. В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов / В. Ф. Трощанский. Казань: Тип. Импер. ун-та, 1902. — 185 с.
  284. В.Ф. Якуты в их домашней обстановке / В. Ф. Трощанский // Живая старина. 1909. — Вып. 3. — С. 344 — 392.
  285. В. Символ и ритуал / В. Тэрнер / Вступ. ст. А. Бейлиса. М.: Налтса 1983.-277 с.
  286. И.Е. Народное искусство как пластический фольклор / И.Е.
  287. Фадеева // Вопр. Искусствознания. 1978. — № 1. — С. 284 — 306.
  288. И.Е. Структура фольклора: (К вопросу о связях двух сфер нар. творчества) / TIE, Фадеева // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. ст. и материалов / Сост. В. Е, Гусев. Л, 1980. — С. 5 — 17.
  289. Д. Энциклопедия знаков и символов / Д. Фоли. 2-е изд. — М.: Вече, 1997. — 428 с.
  290. .А. Палеолитическое искусство и мифология / Б. А. Фролов // У истоков творчества. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние. 1978. — С. 106−115.
  291. Фрэзер Д, Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д. Фрэзер, М: Политиздат, 1986. — 703 с.
  292. Д. Фольклор в Ветхом завете / Д. Фрэзер. 2-е изд., испр. — М: Политиздат, 1990, — 542 с.
  293. Фуко М, Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / М.Фуко. СПб.: A-cad, 1994. — 406 с.
  294. Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / Й. Хёйзинга. М.: Наука. 1988. — 540 с.
  295. Л.В. Колыбель у народов Сибири / Л. В. Хомич // Сб МАЭ, -Материальная культура народов Сибири, 1988. T. XLII. — С.24−49.
  296. И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И, А, Худяков, Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — 439 с.
  297. Т.В. Оппозиция мужской / женский и ее классифицирующая роль в модели мира / Т. В. Цивьян // Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Отв. ред. А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб., 1991. — С. 109 — 132.
  298. Чистов К, В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / К. В. Чистов. Л.: Наука, 1986.-303 с.
  299. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения в 2 т. Т.1 / Ф.В. Й. Шеллинг // Сост., ред., авт. вступ. ст. A.B. Гулыга- Пер. с нем. М. И. Левина. -М.: Мысль, 1987. 639 с.
  300. Л. Украшения / Л. Штернберг // Энщгклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз и НА. Ефрон. Ярославль, 1993. — Т.68. — С. 638 — 642.
  301. Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии / Л. Я. Штернберг. Л.: Изд-во АН СССР, 1936. — 572 с.
  302. Шюц А. Структуры повседневного мышления / А. Шюц /У Соц. исслед. -1988. -№ 2.-С. 129−137.
  303. Г. К. Понятие «модель мира» его междисциплинарный статус / Г. К. Щедрина // Культурологические исследования «01: Сб. науч. тр. СПб., 2001, — С. 3−12.
  304. Щукин Н. С, Поездка в Якутск / Н. С. Щукин. Спб: Tim. Департамента воен. поселений, 1844. — 315 с.
  305. М. Священное и мирское / М. Элиаде, М.: МГУ, 1994. — 143 с.
  306. М. Словарь религий, обрядов и верований / М. Элиаде. М.: Прогресс, 1997.-414 с.
  307. М. Шаманизм: Архаические техники экстаза / М. Элиаде. Киев: София, 2000. — 480 с.
  308. Г. У. Очерки по якутскому фольклору / Г. У. Эргис. М.: Наука, 1974. -402 с.
  309. Этнические стереотипы поведения: Сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнографии им. H.H. Миклухо-Маклая- Под ред. А. К. Байбурина. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 325 с.
  310. Этнокультурные контакты народов Сибири / Под ред. Ч. М. Таксами. Л.: Наука, 1984. — 142 с.
  311. Ювелирные изделия: Ил. типол. слов. / Авт.-сост. P.A. Вантошова, Б. Г. Ванюшов. СПб.: Политехника, 2000. — 240 е.: илл.
  312. Юнг К. Г. Архетип и символ / КГ. Юнг. М.: Renaissence: JVE WOSD, 1991.-299 с.
  313. Юнг К. Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг- Под ред. С. Н. Сиренко. М.:
  314. Серебряные нити, 1997. 367 с.
  315. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий / К. Г. Юнг. М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1994. — 253 с.
  316. А.М. Мифологические корни фольклорного мышления: Пространство, время, существование / AM. Яковлева /V Вести. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 1981. — № 6. — С. 56−65.
  317. Якутские загадки / Сост., пер., вступ, ст. и контент. С. П. Ойунской. -Якутск: Якут, книжн. изд-во, 1975. 376 с.
  318. Якутские народные песни. В 4 ч. / АН СССР, ЯФ СО, ИЯЛИ- Сост. Г. У. Эргис и др. Якутск: Якут, изд-во. (на як. яз.). 1977−1983. -4 ч.
  319. Якутские сказки / Изд. подг. Г, У. Зргис, Якутск: Кн. изд-во, 1964. — 304 с.
  320. Якутский героический этюс-олонхо «Нюргун Boom- Стремительный» / Воесозд. на основе нар. сказаний Пл. Ойунский: Пер. на рус. В. Державин. -Изд. 2-е. Якутск: Кн. изд-во, 1982. — 432 с.
  321. Якутский героический эпос «Могучий Эр Соготох». Новосибирск: Наука. Сиб, издат. фирма РАН, 1996. — 440 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
  322. Якутско русский словарь / Под ред. П. А. Слепцова. — М.: Сов. энцикл., 1972. — 608 с.
  323. З.И. О безрелигиозности первобытной магии / З. И, Ямпольский // Советская этнография. 1979. — № 1. — С.72−76.
  324. Bowra С.М. The expiriens of greeks / C.M. Bowra. London: Macmillan & со., ltd., 1943. — 232 p.
  325. Schutz A. The Structures of the Life-World / A. Schutz, Th. Luckmarm. -London: Heinemann, 1973. 336 p.
  326. Smith A.D. National Identity / A.D. Smith. New-York: Prioroty press, 1991 .-175 p.
  327. Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations / A.D. Smith. Oxford, 1986. — 221 p.
  328. Women and new academy: Gender a. cultural contexts. London: Um v. of Wisconsin press, 1989. — 174 p.
  329. Верхушка якутской шапки с серебряной
  330. Орнамент в виде солнца кун ойуу
  331. Бастынга головное украшение незамужней женщины.
  332. Орнамент елочка в виде нёба тангалай ойуу.
  333. Женская обрядовая одежда тангалаи X11II (вид сбоку).
  334. Женские серьги с подвесками.
  335. Лировидный мотив ко5уор ойуу.
Заполнить форму текущей работой