Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дискурс массы в современной культуре: парадигмы понимания, символы и реальность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее, актуальность, естественно, представляют смысловые комбинации, построенные с учетом динамики современных социальных и культурных факторов, к которым относятся бытование общества преимущественно в модусе «общества потребления» и явный прогресс его транзита к обществу «информационному». В-данном случае суммативно обозначаются следующие магистральные этапы в развитии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория масс в социально-гуманитарной науке и философии
    • 1. 1. Социально-гуманитарная парадигма исследования масс
    • 1. 2. Философско-культурологическая традиция интерпретации дискурса масс
  • Глава 2. Производство массы в культурной ситуации постиндустриализма и постмодерна
    • 2. 1. Производство массы и концептуализация стратегий желания в неклассической философии культуры
    • 2. 2. «Демократическая масса»: общество потребления и массовая культура
    • 2. 3. Массовая культура, информатизация и производство масс

Дискурс массы в современной культуре: парадигмы понимания, символы и реальность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Присутствие в культурном социуме феномена, по смысловым и содержательным параметрам аналогически тяготеющего к тому, что в XX столетии получило наименование «масса», наблюдается со времен греческой Античности. Проявление выраженного культурологического и философского интереса к данному феномену фиксируется с эпохи Просвещения, однако, кульминация рефлексии по его поводу достигает к концу XIX века. С начала прошлого столетия масса все заметнее начинает заявлять о себе в связи развитием процессов урбанизации, массового индустриального производства, а позднее — массофикацшг политических структур управления, появлением, средств массовой коммуникации и информатизации-общества (наличие массы в различных бытийных модусах обнаруживается и в демократических, и в тоталитарных режимах).

Эффект «массофикации» сказывается на всех ключевых областях культурного бытия, таких как потребление, производство, коммуникацияснабжая их предикатом, «массовое», вынуждая теоретиков от культуры, политики, социальной философии координировать стратегические ипрогностические умопостроения с существенными поправками на массу. Закономерным итогом является появление и последующее углубление теорий массового общества, объемлющих социально-философские, политологические, философско-культурологические аспекты в подходах к проблеме. Тем-не менее, даже в трудах предполагающих более широкую предметную базу, например, соци-ально-футурологической направленности (Д. Белл, Э. Тоффлер) или аналитику наличных культурных ситуаций и парадигм (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез), тема массы с необходимостью включается в корпус исследовательской мысли.

Параллельно с этапами цивилизационного прогресса, как свидетельствует историческая практика, сложившиеся теории и, собственно, материал предлагаемого исследования, происходит периодическая реорганизация, адаптивная культурная трансформация и модификация массы, ее феноменальном и деятельностном измерении, с очевидностью будет иметь место и в обозримом будущем. В этойсвязи, не смотря на внушительный объем специализированных по. данной проблематике работ, процессы «массофикации» приходится квалифицировать в качестве феномена, требующего постоянного наблюдения и своевременного философского анализа и осмысления с целью конструирования адекватных социальных проектов.

Степень научной разработанности проблемы. В области разработки тематики, посвященной проблемам социальных масс, накоплен внушительный опыт исследований. Тем не менее, преимуществом в его составе пользуются. труды философско-культурологической направленности (конкретно, касающиеся вопросов массовой культуры) и, несколько в меньшей степени, политологического толка (в соотношении: масса и тоталитаризм, масса и власть).

Диссертационное исследование ориентировано на два проблемных блока: во-первых, рассмотрение и анализ процессуального и концептуального становления теории массы в социально-гуманитарной и философской мысли ХХ-ХХ1 вв., и, во-вторых, аналитика функционирования массы в современном социокультурном пространстве. В первом случае теоретической платформой исследования послужили, главным образом, первоисточники, принадлежащие крупнейшим представителям социально-гуманитарной и философско-культурологической традиции в философии: С. Сигиле, 3. Фрейд (психоанализ), Г. Лебон, С. Московичи, В. Райх, Г. Тард, Э. Фромм (социальная психология), X. Арендт Ф. Ницше, X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс (философия жизни, экзистенциализм), Т. Адорно, Г. Маркузе (неомарксизм). В трудах данных мыслителей оформляется базовый концептуально-терминологический аппарат, производится разработка схематики феноменального облика массы, ее конститутивных элементов, фиксируются социальные и культурные предпосылки, определяющие стимулы вовлеченности и оформления в массу. В рамках данного подхода концентрируется1 внимание на экстраоризируемых факторах становления «человека массы» — морали, социокультурной динамике становления и трансформации, зависимости от экономических, политических условий и специфики^ культурной ситуации в целом.

Дополнительно к анализу проблем первого уровня привлекалась литература, способствующая их конкретизации и выработке общетеоретической позиции диссертанта. К таковым относятся труды современных отечественных и зарубежных авторов: Г. Блумера, Ю. Н. Давыдова, Г. Дебора, А.Б. Ко-вельмана, П. М. Корявцева, A.B. Кукаркина, Б. В. Маркова, Р. Меншела, К. Э. Разлогова, Т. К. Теплиц, М. А. Хевеши, В. П. Шестакова и других, позволяющие дополнительно прояснить отдельные аспекты массового поведениясознания и внутрикультурного взаимодействия.

Решение второй группы проблем производилось на материале текстов постмодернистской философии культуры и классических трудов социальной футурологии. Среди них главное место отведено исследованиям Д. Белла, Ж. Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Э. Тоффлера, MI Фуко. В работах постмодернистов акцент ставится на факторы конструирования механизмов желания («соблазна»), формирующих новые типы зависимостей современного «человека массы» с учетом культурно-идеологических стратегем, присущих либеральному демократическому обществу (т.е. новых условий «производства масс»), и, соответственно, в обновленном ракурсе соотношений «масса — власть». Исследования футурологов содержат материал, конкретизирующий специфику социокультурного функционирования и образования масс применительно к «постиндустриальному обществу» и обществу «третей волны» или «обществу потребления». Ценным является анализ перспектив перехода нынешнего общества в общество «информационное», что требуется для решения актуальной проблемы экстраполяции воздействий информати-зационных факторов на процессы, стимулирующие бытование «массовой» ментальности и культуры.

Также для детализации аспектов данного блока проблем дополнительно изучалась литература, раскрывающая особенности функционирования сложившейся либеральной демократии в плане интенсификации модуса массового потребления (материального и духовного) в общей социальной. структуре, революционизирующее влияние высоких телекоммуникационных технологий на социокультурную среду и, в данной связи, появления новых форм реализации власти, манипуляции сознанием и тенденций к «виртуализации» масс. В ее составе работы Г. П. Бакулева, П. Вирилио, И. Джохадзе, Э. Канет-ти, С.Н. Кара-Мурзы, М. Кастельса, В. А. Лисичкина, М.1 Маклюэна, H.H. Моисеева, М'.М: Назарова, Д. В. Ольшанского, М. Паренти, А. И. Ракитова, А. Цуладзе, JI.A. Шелепина и др.

Объект исследования: социокультурное состояние современного общества в его массовых основаниях.

Предмет исследования: социальная масса в системе современной культуры, ее культурные символы, смыслы и значения, эволюционные тенденции.

Цель исследования: конг[ептуализация дискурса массы в диапазоне ее символических, функциональных, структурных, коммуникационных, сублимационных измерений в современной культуре и ее транзитивных процессах.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

— реконструкция социально-гуманитарной парадигмы исследования феномена масс в период массофикации социокультурных оснований общества модерна;

— установление сущностных параметров дискурса массы на основании анализа материалов философских и социально-гуманитарных исследований;

— философско-культурологическая интерпретация факторов формообразования масс в вариативных и транзитивных культурных ситуациях;

— выяснение связей координации в культурной иерархии «власть — общество — масса» и их влияния на дисциплинарные технологии управления либерально-демократическим производством масс;

— фиксирование культурной эволюции массы в пространстве постсовременных медийно-информационных технологий и коммуникаций.

Теоретико-методологические основы исследования. Длярешения поставленных задач использовался комплекс нижеследующих методов.

В целях нахождения и установленияконцептуального единства по поводу сущностных характеристик природы массовых социальных образований использовался' метод компаративного анализа, метод реконструкции и системный подход.

Для, координации социально-гуманитарной и философской' линийпараллельно применялся интегративный подход. Метод философско-кулътурного анализа позволил вычленить способы производства массы в современном мире и ее культурную нишу в масштабе социумасоциокультурный метод — определить функциональные связи в общественной-структуре и соотношениях с институтами властисоциально-психологический подход — экзистенциальные, психологические доминанты, формирующие облик «человека массы».

На основании диалектического метода стало возможным обнаружение истоков эволюционной (по крайней мере, трансформационной) схемы в социокультурной динамике существования массы.

Научная новизна диссертационного исследования:

— на основании интерпретации авторитетных социально-гуманитарных текстов осуществлена реконструкция парадигмы исследования концептуально-сущностных параметров дискурса масс;

— исходя из концептных оснований экзистенциализма (Ж.-П. Сартр) и постмодернизма (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр) смоделированы механизмы духовного и символического производства желания применительно к «органике» массы;

— обозначены принципы координации социальных масс и структур власти в условии культурно-идеологической вариативности (тоталитаризм — либеральная демократия);

— выявлены факторы формообразования в структуре «власть — масса», новой культурной"модификации «информационной массы» и массовых стратегий информационного общества;

— концептуализирована схема культурно-эволюционной трансформации масс в границах ее бытования в качестве феномена постмодерна и постиндустриальной цивилизации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В социально-гуманитарной и философско-культурологической традициях Х1Х-ХХ вв. складывается концептуально-теоретический базис и понятийно-терминологический аппарат для спецификации социокультурного дискурса массы, из чего следует признание факта начала истории ее значимого бытия в культуре. Исходными понятиями осмысления феномена’выступили концепты «толпа» Г. Лебона (управляемая «естественными» законами), «публика» Г. Тарда (управляемая законами «социальными»), «авторитарная личность» Э. Фромма, «человек-масса» С. Московичи. Они же впервые отметили тенденцию растущей зависимости культуры от влияния «толп». Усилиями социально-гуманитарной традиции XX века получила оформление концептуальная сущность массы, выраженная? предикатами иррациональности, стихийности, податливости внушению, жажды власти (и как субъекта, и как объекта силового воздействия), примитивности желаний, отсутствия способности к конструктивному культурному творчеству.

2. В отличие от психологов, социологов и ученых-гуманитариев, делающих при объяснении склонности индивида к массовому состоянию ставку на «природные влечения» и «силу внушения», представители философии опираются на философско-культурологический и философскоантропологический подходы, позволяющие адекватно определить место массы в масштабе культурной эволюцииравно как и в рамках социокультурного взаимодействия с институтом власти. Масса признаетсяшеизбежнымпродуктом современной цивилизации-' удобным* объектом и орудием политических манипуляций, служащим для легитимации дискурса власти: Философы! дополняют картину характеристиками массы, инертностьюсклонностью к нигилизму, неуемному потреблениюсамодовольством, деморализациейдеструктурированностью, деидеологизированностью,. а также установлением социальных, исторических, экономических и культурных причин возникновения" масс, анализом^ встроенности структур омассовления в дискурс и технологии власти.

3. В силу того-, что масса в работах философов1 постмодернистсткого направления интерпретируется в ипостаси генератора бесконечных желаний, отдельное: место занимает культурнаяантропология? производства желания? всовременном-, контексте. В подобной артикуляции сущностнымпараметром массы является = культурно-психологическая" зависимость, что, в свою очередь,.актуализирует проблему власти во всех ее-формах.(c)сновываясь, на философских и культурных текстах постмодерна правомочно констатировать факт роста универсальной зависимости «человека массы" — в современной социокультурной ситуаций, к которой относимы и феноменально выражаемые стратегемы либеральной демократии по поводу равенства прав и удовлетворении растущего потребительства, подогреваемого духовным производством за счет модификации имеющихся традиционных культурно-антропологических механизмов желания (удовольствия,. наслаждения) и: внедрения новационных («соблазна»). Интервенция масс в сферу культуры является симптомом «заката социального», вырождающегося в «симулякр» (Бод-рийяр), одним из конститутивных принципов чего оказывается омассовление культуры и, соответственно, симулятивность массы.

4. Проблематика зависимости культурного субъекта постмодерна находит продолжение в ракурсе исследования приемов манипуляции сознанием, допустимых и востребованных сложившимися демократическими институтами власти. Особое значение выданном измерении отводится средствам массовой информации и манипуляции, которые катализируют дискурс масс в масштабе глобальной цивилизации. Сопряженность с демократией в данном-случае опосредуется по схеме: если информация — товар, то и движение товаров должно быть «демократически свободным», товаром становится массовый спрос, включая духовное производство, массовое мнениемассовое умонастроение, массовая культура, которые при поддержке медиакоммуни-каций получают культурную легитимацию. Демократическая стратегия, ориентированная" на признание и удовлетворение любых (за исключением ограничивающих возможности самой" демократии) желаний, в сочетании с развитием дисциплинарных технологий власти, означает овладение любой культурно-антропологической потребности или интенции, вплоть до биологически индивидуальной.

5. Анализ, перспектив бытования массы в плоскости грядущего* информационного общества выявляет предпосылку новой формы власти: право на производство, распоряжение и реализацию информации предполагает, что она становится невидимо присутствующей в ветвях культурно-коммуникационных сетей, резко повышая возможности скрытой, эффективной манипуляции сознанием потребителя. Анализ культурной «ситуации постмодерна» позволяет выявит механизмы совершенствования культурно-антропологических «соблазнов», усиленных расширением коммуникационных каналов, созданием ресурсов культурного экспорта удовольствий. Если экзистенциальной энергетикой массы является желание, а «соблазн» — его конструкцией, то потенциал информационных средств по мере их перехода на уровень высоких коммуникативных технологий в отношении производства массы переходит в виртуально-симулятивную форму отчуждения человека в системе культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в системном выявлении сущностных слагаемых важного для современной культуры феномена — социальной массы, принципов его включенности в социокультурную динамику, в аналитике его модификационных типов.1.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования для подготовки лекционных курсов, связанных с философско-культурологической, социально-философской и политологической проблематикой, а также спецкурсов по теории современной культуры.

Апробация результатов исследования. По теме диссертации имеются выступления на научно-теоретических конференциях «Философский анализ процессов глобализации» (III Всероссийский научно-теоретический семинар 1 дек. 2008 г. при каф. философии ТулГУ) — «Философский анализ процессов глобализации (IV Всероссийский научно-теоретический семинар 1 дек. 2010 г. при каф. философии ТулГУ) и аспирантском семинаре кафедры философии Тульского Государственного университета.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии ТулГУ и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации отражены в шести публикациях, общим объемом более 2 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

'.

Исследование производилось по двум магистральным направлениям: выяснение процессуального и структурного-оформления1 теоретического базиса осмысления4 проблемы массы как историческогои социально-культурного образования, и ее, массы, воплощение1 в социальную «материю», с учетом культурологических соотношений и транзитивности.

За пределами рассмотрения, как потенциально возможные для"'анализа, остались проблемы массовой культуры и^ феноменология массы в ее историческом (поэтапном) измерении. Тем не менее, в отношении первой проблемы имеется-объемлющий комплекс исследований (массовая"культура*изучается со1 времен-ее возникновения и распространения^ классическими ^'отечественной текстографии на данный счет можно полагать, например, — труды, Ю. Н. Давыдова и А.В. Кукаркина), во втором" случае потребовалось бы. чрез-мерно расширить объем работы.

Анализ источников, посвященных теории массы позволил выявить структурные особенности и константы массы, социально-культурные и психологические причины ее образования в различных условиях социального и исторического измерения. В рамках социально-психологической традиции (Лебон, Фрейд, Тард, Сигиле, Райх, Фромм, Московичи) масса характеризуется в предикатах иррациональности, стихийности, податливости властному внушению, примитивности желаний и жизненных установок (в преимущественной нацеленности на потребление), неразвитости интенций к культурному творчеству, склонности к деструктивным действиям. Исследователи данной области одними из первых также акцентируют факт нарастающей угрозы для общества со стороны масс, включенность в которую ведет к нивелировке личности и утрате индивидуальной свободы. Операциональными терминами для объяснения феномена массы у мыслителей социально-психологического направления выступают сексуальность, («либидозность», «оргон»), «невротическая деятельность», «псевдо-личность», «человек-масса». У них же получают первичную проработку проблемы соотношения массы и власти, классификации масс. Главными причинами процесса массообразования-социальные психологи полагают целый1 комплекс таковых: «стадный инстинкт», поиск условий, допускающих реализацию бессознательныхвлечений- (Фрейд), инстинктивное желание силы и жизнь, «коллективной души» (Лебон, причем интерпретирующий массу, «толпу» предельно широко — от минутного «скопища» до политических классов) — техническое развитие средств коммуникации, унифицирующее умонастроение и идейные установки народонаселения (Тард), предрасположенность к психологической суггестии,.влиянию гипнотических внушений- (Сигиле), воздействие авторитарных механизмов социума (Райх), вырванность из традиционных социальных связей и поставление в вынужденную ситуацию индивидуальной независимости, ведущее к дезориентации (Фромм), включенность в, единообразие городской культуры и трудовой деятельности, стандартизирующее мышление и чувство (Московичи).

Философская" традиция* (Ницше, Ясперс, Ортега-и-Гассет, Арендт, Адорно, Маркузе) исследования* массы дополняется анализом морали, соотношения" массы и власти в фокусировке современного состояния (XXXXI вв.) обществами культуры. Конкретно, философский-вклад в разработку теории масс сводится к следующим ключевым положениям.

В Материально-экономическом отношении — в качестве потенциального фактора указывается на появление на рынке труда лишнего контингента рабочей силы в связи с развитием промышленных технологий, в качестве актуального — укрепление технической базы общества, прогресс науки и техники, предоставивший возможность удовлетворения экономических потребностей даже для «избыточного» (экономически не продуктивного) слоя народонаселения. Значительное место в исследованиях философов отводится духовным обоснованиям феномена масс: усвоение обществом идеалов либеральной демократии (заложенных эпохой Просвещения), переход от постулатов веры к могуществу разума и постепенное утверждение принципов всеобщего равенства и гуманистической заботы о каждом социальном слое, независимо от степени его реального участия в общественно продуктивной деятельности.

В" сферу философских изысканий также помещается аналитика нравственного содержания ментальности массы. Начиная с Ницше, мораль масс объясняется как производное от ее оппозиционного положения в отношении к смыслообразующим идеологическим структурам, (что отражается в его тезисе ressentiment), постулированием нигилистической «анти» — позиции, по теории-Ясперса, или качествах отрицания — равнодушии, безразличия, инертности, компенсируемых негативизмом, к конструктивнымэлементам социальной системы, согласно Арендт. После Ницше острота его суждений-лишь ' смягчается, но сохраняется, по* сути. Если же иметь в виду компоненты характера массы, ранее обозначенные в социально-психологическом поле рассмотрения, то и спроецированные в философский контекст они практически не находят опровержений или значительных корректив, но только приобретают по-философски более акцентированное выражение.

Вторая глава, была посвящена выяснению механизмов, моделирования стратегий желания (потребления) в современном социуме (преимущественно с использованием трудов постмодернистской ориентации, в частности, Ж. Бодрийяра, позволяющих рассуждать о массе в ипостаси «симулякра», знака, утратившего своего означаемого), а также анализу состояний и перспектив массового общества в ракурсе текстологии классиков социальной-футурологии Д. Белла и Э. Тоффлера. В данном случае существенно важным, на наш взгляд, также является исследование конституирования массы средствами демократической культуры, экономики и идеологии (чему был отведен отдельный параграф) и особенно — оценке современного массообразования в условиях становления информационного общества (также рассматриваемого отдельно).

Материал данной главы дополнительно дает возможность предложить эволюционную схему трансформации масс в ее историческом (соотносимо с современностью) выражении. В принципе, основания для таковой закладываются еще психологической традицией: отталкиваясь от суждений Лебона, Тарда и Райха уже позволительно говорить о наличии определенной тенденции (пусть и в самом общем виде) развития масс: «толпа» — «публика» (а Тард всецело настаивает на преемственности данного понятия) — «масса». В свою очередь, Ясперс предложил инструментарий для дифференциаций по поводу таких понятий, как «народ», «масса», «публика», причем, что ценно, они также укладываются у философа в единство последовательного ряда. Народ есть исходно субстанциональное начало, публика есть промежуточная стадия, масса, ко времени Ясперса, — замыкающая.

Тем не менее, актуальность, естественно, представляют смысловые комбинации, построенные с учетом динамики современных социальных и культурных факторов, к которым относятся бытование общества преимущественно в модусе «общества потребления» и явный прогресс его транзита к обществу «информационному». В-данном случае суммативно обозначаются следующие магистральные этапы в развитии культурно-исторической модификации масс: толпа — публика — масса, порождаемая позиционностью в распределении власти (т.е. подвластное образование, присущее тоталитарным формам управления) — масса как эпифеномен «общества потребления» — информационная масса нынешнего компьютеризируемого мира. Внешняя, на первый взгляд, простота этой типологии скрывает в себе указание на глобально существенную тенденцию: масса крепится и преумножается (от ситуативных сцеплений индивидов времен Лебона и Фрейда до интенсифицируемых сетью Интернет разветвлений в мировом коммуникационном масштабе), а ее адаптивные разновидности являются эпифеноменами устойчивого, но пластичного субстанциального образования, т. е. собственно, массы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.: Медиум, 1997. — 311 с.
  3. Т.В. Негативная диалектика / Пер. Е. Л. Петренко. — М.: Научный мир, 2003. 373 с.
  4. P.M. Человек в философском постмодернизме / Отв. ред. проф. П. С. Гуревич. М.: МИК, 2006. — 224 с.
  5. С. Вирус либерализма: перманентная война и американизация мира. М.: Европа. 2007. — 162 с.
  6. X. Истоки тоталитаризма /Пер. с англ. Борисовой И. В. и др.- под ред. Ковалевой М. С., Носова Д. М. М.: ЦентрКом, 1996. — 672 с.
  7. Д. Долгий двадцатый век: деньги, власть и истоки нашего" времени /Пер. с англ.: А. Смирнова, Н. Эдельмана. М.: Территория будущего, 2006. 469 с.
  8. Р. Демократия и тоталитаризм. /Пер. с фр. Г. И. Семенова. -М.: РИФ, 1993.-301с.
  9. П. Насилие и мир / Пер. Е. Баевской, JI. Цывьяна. М.: Всемирное слово, 1999. — 352 с.
  10. A.A. Три публичные лекции о гражданском обществе. -М.: ОГИ, 2006. 283 с.
  11. Р. Свободные и равные / Пер. Н. Гарской. М.: Рудо-мино, 1997.- 142 с.
  12. Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. -М.: Аспект-Пресс, 2005. 192 с.
  13. Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос-Альтера: Esse Homo, 2003. 267 с.
  14. А., Зодерквист Я. Секс и племенной строй, виртуальное образование и неравенство умов. Электронный ресурс.:http://www.gilbo.ru/index.php?page=netokratia materials&art=2397
  15. А., Зодерквист, Я. Конвульсии коллективизма. Смерть человека и- виртуальный субъект. Электронный ресурс.: http://www.gilbo.ru/index.php?page=netokratia materials&art=23 95
  16. Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. — 320с.
  17. . Проклятая часть: Сакральная- социология / Под общ. ред. С. Н. Зенкина, пер. с фр.: Е. Д. Гальцова, С. Н. Зенкин, O.E. Иванова и др.-М.: Ладомир, 2006. 738 с.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования /Пер. с англ. Иноземцев В. Л. М.: Academia, 1999. -956 с.
  19. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. -СПб.: Изд-во К. Л. Риккера, 1908. 175с.
  20. Новая технократическая волна на Западе /Под ред. П.С. Гуреви-ча. М.: Знание, 1986: — 452 с.
  21. В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. -М.: РУДН, 2002. 183 с.
  22. Д. Россия в поисках себя / Пер. с англ. H.H. Балашова. М.: РОССПЭН, 2006. — 220 с.
  23. . В тени молчаливого большинства или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2000. 96 с.
  24. . Америка / Пер. с фр. Д. Калугин. СПб.: Владимир Даль, 2000. — 203 с.
  25. . Общество потребления. Его мифы и структуры /пер. с фр., послеслов., прим. Е. А. Самарской. М.: Республика: Культурная революция, 2006.-269 с.
  26. . Прозрачность зла /Пер. С. Зенкина. М.: Добросвет, 2000.- 387 с.
  27. . Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. — 387 с.
  28. . Система вещей /Пер. с фр. С. Зенкина. М.: Рудо-миио, 1999. -223 с.
  29. . Соблазн. М.: Ad Marginem, 2001. — 317 с.
  30. П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований- «Прагматика культуры», Институт экспериментальной- социологии, 2002: — 159 с.
  31. П. Социология политики / Сост., пер., общ. ред. и пре-дисл: Н. А. Шматко.'- Mi: Socio-bogos, 1993 .- 333 с. ,
  32. Бычков В. В- Эстетика: М-: Гардарики- 20 041 — 556 с. 33., Быокенен П. Дж. Смерть Запада/ Пер. с англ. А. Башкирова, под? общ. ред. К. Королева: М: ACT- СПб., Terra Fantastica- 2003: — 448 с.
  33. М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 253 с.
  34. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990.-288 с.
  35. П. Информационная бомба. Стратегия обмана / Пер. И. Окуневой. М.: Гнозис, 2002. — 192 с.
  36. П. Машина зрения / Пер- А. В. Шестакова- под ред. В. Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004. — 140 с.
  37. .П. Философская нищета марксизма. Кризис индустриальной культуры/ Вышеславцев Б. П. Сочинения. М., 1995.- 461 с.
  38. Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторический соперник / Пер. М. Б. Гнедовского. М., 2004. — 240 с.
  39. С. Психология зла. Электронный ресурс.: http://www.syntone.ru/library/books/content/2882.html7current book page=l б
  40. Э. Устроение общества: очерк теории* структурации/ Пер. с англ. И. Тюриной. 2-е изд. — М: Академический Проект, 2005. — 528 с.
  41. Гражданское общество: истоки и современность / Авт. кол., науч. ред.: И. И. Кальной, И. Н. Лопушанский. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. — 490 с.
  42. М.Н., Мадатов A.C. Демократия: методология, исследования, анализ перспектив. М.: АЖИГАММА, 2004. — 128 с.
  43. . А. Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. — 395 с.
  44. Г. Общество спектакля /Пер. с фр. С. Офертаса и М. Якубович. М.: Логос, 1999. — 224 с.
  45. . Складка. Лейбниц и барокко/ Пер. Б. М. Скуратова. -М.: Логос, 1998.-264 с.
  46. ., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения/ пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У — Фактория, 2007. -670 с.
  47. И. Демократия после Модерна. М.: Праксис, 2006.112 с.
  48. И. Массовое общество и демократический тоталитаризм: свобода без выбора. Логос. № 5−6. — 2001 (31).
  49. Е.Л. Психологические манипуляции. М.: ЧеРо, 1996.144 с.
  50. Дриё де ла Рошель П. Фашистский социализм / Пер. А. Шестако-ва. СПб.: Владимир Даль, 2001. — 243с.
  51. А. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002. 620 с.
  52. А. Информационное общество и прощание с массами. Электронный ресурс.: http://www.apn.ru/publications/articlel0382.htm
  53. .С. Социальная культурология: пособие для студентов вузов. 3-е изд. — М.: Аспект-Пресс, 2000. — 591 с.
  54. С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. СПб.: Скифия, 2008. — 416 с.
  55. Г. Избранное. Том 1. Философия культуры М.: Юрист, 1996. — 671 с.
  56. Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни М: Юрист, 1996. — 607 с.
  57. Ильин В: и. Поведение потребителей. СПб., 2000. Электронный ресурс.: http://consumers.narod.ru/book/pokaznoe.html
  58. И.П. Постмодернизм от истоков до конца .столетия: эволюция-научного мифа. Москва: Интрада, 1998. — 255с.
  59. B.JI. За пределами экономического общества: постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. — М: Academia: Наука, 1998. — 640 с.
  60. Информационное общество /Сост. А. Локтионов. СПб. — М.: ACT, 2004.-512 с.
  61. .Ю. Восстание среднего класса. М.: Ультра- Культура, 2003.- 320 с.
  62. Э. Масса и власть. М.: Ad Marginem, 1997. — 528 с.
  63. Э. Человек нашего столетия. М.: Прогресс, 1990. — 484с.
  64. Кара-Мурза A.A. «Новое варварство» как проблема российской цивилизации. М.: ИФ РАН, 1995.-431 с.
  65. М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.-328 с. '
  66. М. Информационная эпоха. Экономика, общество и< культура / Пер. с англ. и под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  67. А.Б. Рождение толпы: от Ветхого к Новому Завету /
  68. Одиссей. Человек в. истории. Образ «другого» в культуре.- М., 1994. с. 123 137.
  69. П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997.240 с.
  70. А.Г. Психология власти. СПб.: Питер, 2004. — 235 с.
  71. Концепция-виртуальных миров и научное познание / Отв. ред. И. А. Акчурин, С. Н. Коняев. СПб.: РХГИ, 2000.- 320 с.
  72. П. М. Введение в> вопросы охлодинамики. С-Пб.: 2004—2006. Электронный ресурс.: http://antisvs.narod.ru/vohlo.html
  73. В. Красильщиков. Ориентиры грядущего? Постиндустриальное общество и парадоксы истории. Общественные науки и современность. 1993.- № 2.-С. 165−175.
  74. В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, меiтоды, формы, опыт). Мн.: Харвест, 1999.-448 с.
  75. А.Б. Интернет: инфраструктура информационного общества. СПб.: Судостроение, 1999. — 230 с.
  76. . Телевидение. /Пер. с фр. А. Черноглазова. М.: ИТДК
  77. Гнозис", Издательство «Логос», 2000. 160 с.
  78. Г. Психология народов и масс. Электронный ресурс.:http://www.koob.ru/lebon/psvchology of people and mass
  79. Э. Избранное: Трудная свобода. М.: РОССПЭН, 2004.752 с.
  80. В.Г. Власть: концептуальный анализ. М.: РОССПЭН, 2001.-384 с.
  81. ЛиповецкиЖ. Эра, пустоты: Эссе о соврем, индивидуализме / Пер. В. В. Кузнецов. СПб.: Владимир Даль, 2001. — 330 с.
  82. В. А. Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999. Электронный ресурс.: http://malchish.org/lib/politics/infwar.htm
  83. М. Либерализм и демократия: философские памфлеты. -М: Искусство-XXI век, 2007. 336 с.
  84. Р. Расколотое «Я». СПБ.: Белый Кролик, 1995. — 352 е.
  85. А. Поэтика и политика. СПб.: Библиотека Трамп, 2004. — 189 с.
  86. М. Галактика Гутенберга. Киев: Ника Центр, 2003.432 с.
  87. Маклюэн М: Понимание Медиа: внешние расширения’человека. М. — Жуковский: «Канон-Пресс-Ц», Кучково Поле, 2003. — 464 с
  88. М. Пресса: управление посредством утечки информации // Отечественные записки. 2003. № 4. Электронный ресурс.: http://magazines.russ.ni/oz/2003/4/2003 4 27. html).
  89. К. Избранное: Социология культуры. М.- .СПб.: Университетская книга, 2000. — 501 с.
  90. .В. Знаки бытия. СПб.: Наука, 2001. — 567 с.
  91. .В. Храм и рынок. СПб.: Алетейя, 1999. — 304 с.
  92. Г. Эрос и цивилизация / Пер. с англ. А. А. Юдина. М.: ACT: Ермак, 2003. — 312 с.
  93. Г. Одномерный человек. Электронный ресурс.: http://enatramp.narod.m/pervoistochnik.files/man:files/man0.html
  94. Р. Рынки и безумство толпы. Современный взгляд на природукассового умопомрачения. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 234 с. 981, Мизес Л.' Индивид, рынок и правовое государство, / Предисл. С. Мальцева. 2ге изд. — СПб.: Пневма, 2006- - 190 с.
  95. . Н. Информационное общество: возможность и реальность. СПб.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 507 с.
  96. С. Век толп. Наука о массах: Электронный ресурс.: http://www.gumer.inf0/bibliotek Buks/Psihol/Mosk/mdex.php
  97. С. Машина, творящая богов. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. — 560 с.
  98. Н.В. Рождение и развитие философских идей— М.: Политиздат, 1991.- .464 с: .
  99. М.М. Массовая^ коммуникация1 в современномшире: методология- анализам и? практика исследований. М-: Едиториал УРСС, 2002. -240 с. ¦ ¦'
  100. Нейсбит Д- Высокая технология, глубокая гуманность. Технологии и иаши поиски смысла, /пер. с англ. А. Н. Анваера. N4: ACT: Траюиткни-га, 2005.-381 с.
  101. Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М. Изд-во «REFL-book», 1994. — 382 с.
  102. Ф. Сочинения. В 2 тт./сост., ред. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. Т.1 — 829 е.- Т.2. — 832 с.
  103. Новая постиндустриальная волна на Западе (антология) /Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. — 632 с.
  104. Общественное мнение и власть: Механизм взаимодействия / отв. ред. Ручка Л. А Киев: Наукова думка, 1993- - 135с.
  105. Д.В. Массовые настроения в политике. М.: Прин-ди, 1995. — 240с.
  106. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588 с.
  107. М. Демократия для немногих / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 502 с.
  108. К. Открытое общество, и его враги В 2 т. М.: Феникс, 1992. Т.1. 448 е.- Т.2. — 528 с.
  109. Ю.В. Стратегии философского осмысления социального общения.: Коммуникация и образование. //Сб. статей под ред. С. И. Дудника.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С. 9−32.
  110. В.В. В царство свободы дорога: очерки либеральной футурологии. М.: ЛИЦ, 2001.- 140 с.
  111. Г. Г. Паблик рилейшнз или Как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 2004. — 336с.
  112. Г. Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук, 2000.576 с.
  113. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001. 656 с.
  114. Проблема человека в западной философии /Сб. трудов под общ. ред. Ю. Н. Попова. М.: Прогресс, 1988. — 552 с.
  115. Психология толпы: Социальные и политические механизмы воздействия на массы / Сост. К.Королев. М.: Эксмо- СПб.: Terra fantastica, 2003.- 794 с.
  116. В. Психология масс и фашизм. Электронный ресурс.: htpp://www.koob.rwbooks/psychology of mass and fascism.rar.
  117. К.Э. Дар или проклятье. Мозаика массовой культуры. -М, 1994.-260 с.
  118. А.И. Философия компьютерной революции.- М.: Политиздат, 1991.-286 с.
  119. . Искусство мыслить / Пер. с англ. 2-е изд., испр. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. — 240 с.
  120. Г. Умная толпа: Новая социальная революция. М., 2006. Электронный ресурс.: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Sociolog/Rein/index.php
  121. Рожанский И. ДАнтичный человек //О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. С. 282−298.
  122. Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. — 292 с.
  123. Г. Кризис либерализма. М., 1996. — 298 с.
  124. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / пер., предисл. и примеч. В.1 И. Колядко. — М.: Республика, 2000. 639 с.
  125. С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. СПб., 1896. Электронный ресурс, в архивированной версии.: http://wvw.koob.ru/books/criminal crowd. rar
  126. Ф. Тоталитаризм и авангард: Bs преддверии запредельного / пер. С. Дубина. М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 335 с.
  127. К. Свобода до либерализма / пер. с англ. A.B. Магуна- науч. ред. О. В. Хархордин. СПб.: Европейский университет в С. Петербурге, 2006. — 120 с.
  128. Е.Г. Аналитика масскульта. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — 280 с.
  129. Г. Общественное мнение и толпа. — М.: Изд-во Т-ва типографии А. И. Мамонтова, 1902. Электронный ресурс.: http :// s3.letitbit.net/download3 .php
  130. Г. Личность и толпа. Очерки по социальной психологии. Пер. Е. Предтеченский. СПб. Изд. А. Большакова и Д. Голова. 1903. — 178 с.
  131. Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. — М.: ИНФРА-М, 2004'. — 391 с.
  132. Г. Социальная"логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 548 с. 1381 Терин В. П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: МГМИМО, 2000. 224 с.
  133. JI. А. Критика демократии 1888−1895 : Критика демократии. М.: Москва, 1997. — 672 с.
  134. А.Дж. Исследование истории: в 3 тт.: / пер. с англ., вступ. ст., коммент. К. Я. Кожурина. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета: Изд-во Олега Абышко, 2006. Т.Г.- 408 е.- Т.2. — 445 е.- Т.З. — 480 с.
  135. Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: ACT, 2001. — 669 с.
  136. Э. Третья волна. М., 1999. Электронный ресурс.: http://www.predvm.m/load/l -1−0-19
  137. Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001. — 560 с.
  138. А. Возвращение человека действующего: Очерк социологии / пер. Е. А. Самарской. М.: Научный мир, 1998. — 203 с.
  139. JI.H. Социология массовой коммуникации. СПб.: Питер, 2003.
  140. А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и временность. 1998. — № 6. — С. 24−37.
  141. Фрейд 3. «Я» и «Оно». В 2-х тт. Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 1. — 399 е.- Т.2. — 428 с.
  142. Э. Бегство от свободы. Электронный ресурс.: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/frommQ2.txt
  143. Ю. Техника и наука как «идеология»: М.: Праксис, 2007. — 208с.
  144. А. Политические манипуляции или покорение толпы -М., Книжный дом «Университет», 19 991, 144с.
  145. Чоран Э.-М. После конца истории: Филос. эссеистика / Пер. Б. Дубина, Н. Мавлевич, А. Старостиной. СПб.: Симпозиум, 2002. — 543 с.
  146. В.П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». -М.: Искусство, 1988. 224 с.
  147. Г. Манипуляторы сознанием. / Пер. с англ.- науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980. — 326 с.
  148. Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. М: Полифакт, 1992. — 128 с.
  149. М. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
  150. И. Капитализм, социализм и демократия. /Пер. с англ.- Предисл. и общ. ред. B.C. Автономова. М.: Экономика, 1995. — 540 с.
  151. Н. О процессе цивилизации. В 2 тт. М. СПб.: Университетская книга, 2001. Т. 1. — 332 е.- Т. 2 — 382 с.
  152. . Политическая иллюзия / Пер. с фр. В. В. Лазарева- под общ. ред. В. И. Даниленко-. M.: NOTA BENE, 2002 — 430 с.
  153. Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь Мир, 2003.-208 с.
  154. А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям / Пер. с англ.- под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Ладо-мир, 2004. — 342 с.
  155. К. Истоки истории и ее цель / Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
  156. К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы / Пер. М. И. Левина, Н. В. Суслова. М.: Алгоритм, 2007. — 269 с.
Заполнить форму текущей работой