Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурный потенциал педагогического коллектива как предмет культурологического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обобщая рассматриваемые в литературе подходы к структуризации культурного потенциала, мы заключили, что в нем можно выделить три уровня: индивидуальный, коллективный и социально-средовой. Последний представляется в виде внутренних и внешних факторов влияния на состояние культурного потенциала. На индивидуальном и коллективном уровнях в структуре культурного потенциала педагогического коллектива… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения культурного потенциала коллектива
    • 3. Педагогический коллектив как профессиональная культурная 48 общность
  • Глава II. Содержательные и структурные характеристики культурного потенциала педагогических коллективов Министерства культуры Российской Федерации
    • 1. Структурно-функциональный анализ культурного потенциала педагогического коллектива в сфере культуры
    • 2. Анализ формализованных материалов объективного состояния культурного потенциала
    • 3. Структура и динамика наличных состояний культурного потенциала педагогического коллектива
    • 4. Перспективы педагогических коллективов как пути 121 реализации культурного потенциала

Культурный потенциал педагогического коллектива как предмет культурологического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Многими современными аналитиками состояние сферы культуры в нашей стране определяется как неоднозначное, противоречивое и даже кризисное. Реалии общественной жизни доказывают, что каких-либо изменений в обществе невозможно достичь без предварительной трансформации в сфере культуры. Поэтому обращение к социальным институтам, по своему предназначению направленным на формирование и изменение состояний культуры общества, представляется сегодня особенно важным.

В их числе заметное место занимают те, которые прямо включены в культурное пространство «свободного времени». Об особой значимости и ценности последнего говорили многие представители гуманитаристики, включая марксистскую традицию.

В современных условиях нашей страны под «свободным временем» понимается часть социокультурного бытия, на которую направлены усилия специалистов, занятых развитием культурных потенций личности, реализацией гуманистических установок общества, организацией процессов освоения, создания и трансляции культурных ценностей. Эта деятельность важна сама по себе и не только для сферы культуры, но и для экономической, политической, социальной сфер общества.

Подобная значимость обосновывает интерес к данным специалистам, придает особую актуальность насыщенности, цельности их культурного потенциала. Причем одним из основных источников его формирования представляются профессиональные учебные заведения, готовящие эту группу профессиональных работников. В связи с чем важным становится и потенциал самих педагогических коллективов этих образовательных учреждений.

Тем самым, внимание к культурному потенциалу как предмету исследования этих сообществ представляется обоснованным и актуальным. Обращение к данному предметному полю показывает, что и сам феномен культурного потенциала и, тем более, его модификации по отношению к конкретным социокультурным сообществам не получили достаточно основательного анализа в рамках культурологических исследований.

Как правило, к культурному потенциалу обращаются как к самоочевидной дефиниции, либо затрагивают отдельные его характеристики в связи со спецификой исследовательской тематики. Отдельные попытки дать общие определения культурного потенциала также не дают достаточных оснований для их экстраполяции на более конкретные социокультурные ситуации. Одной из них выступает обращение к педагогическому коллективу учебных заведений в сфере культуры с позиции исследования его потенциала.

Культурологически инструментованный подход к исследованию культурного потенциала этих педагогических сообществ позволит определить и конкретизировать его сущностные характеристики, уточнить параметры оценки наличного состояния. Это, в свою очередь, обеспечивает не только многоаспектную «диагностику» потенциала коллектива, но и позволяет более полно, отчетливо и обосновано представить объективные пути его дальнейшего развития. Однако работ, сочетающих основательный теоретический анализ и, тем более, подкрепленных достаточной эмпирической базой и посвященных именно этому аспекту профессионально-педагогических сообществ в сфере культуры, нами не было обнаружено.

Таким образом, проблема исследования заключается в несоответствии между высокой значимостью педагогических коллективов учебных заведений сферы культуры и их потенциала как культурообразующего основания и отсутствием исследований, посвященных этой проблематике.

Степень разработанности проблемы.

Формулировка проблемы и культурные особенности объекта изучения потребовали обращения к работам, представляющим разные сферы научного знания: культурология, философия культуры, социология, педагогика. Логика решения задач исследования привела к необходимости обращения к источникам по принципу сужения масштабов: от наиболее общих дефиниций культуры к определению культурного потенциала, присущего социально конкретным общностям.

Основополагающее значение имели работы о сущности и функциях культуры. Разные варианты описания культуры как целостной и саморазвивающейся системы, состоящей из ряда материальных и нематериальных элементов, можно встретить в работах Л. Уайта, Б. Малиновского, П.Сорокина. В отечественной научной мысли теория систем и методология системных исследований культуры и ее явлений нашла отражение у И. Блауберга, В. Садовского, Э. Юдина, А. Уемова, В.Сагатовского.

Анализ социальных условий производства, тиражирования, функционирования, потребления культурных ценностей применительно к учреждениям социально-культурной сферы, социально-культурным группам (к которым мы относим и образование вообще, и педагогический коллектив в частности), можно найти в работах Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Э. Тофлера, А.Моля.

Выявление ценностного значения явлений культуры, их роли в повседневной, в том числе и профессиональной, жизни людей встречаются в исследованиях, выполненных Л. Иониным, Н. Смелзером, Э. Гидденсом, в трудах Д. Мида и Г. Блумера.

Культуру под углом зрения выполняемых ею функций, выделяя в ней образование как одну из функциональных подсистем, рассматривали А. Редклифф-Браун, Т.Парсонс.

Особенности профессиональной культуры, как категории, характеризующей степень овладения профессиональной группой специфическим видом трудовой деятельности в любой сфере общественного производства, рассматривались И. М. Моделем, Э.Дюркгеймом.

Проблематика педагогической культуры с позиции культурологии достаточно основательно разработана В. Л. Бениным, однако и он не обращается к культурному потенциалу как специальному предмету исследования.

Различные варианты соотношения педагогической культуры с профессиональной и общечеловеческой культурой рассматривали М. В. Богуславский, А. П. Валицкая, Г. А. Виленский, А. В. Вильвовская, Г. Ф. Карпов, И. А. Колесникова, З. И. Равкин, Н. Л. Шеховская, Е. Н. Шиянов, В. М. Данильченко, И. Ф. Исаев, Г. И. Риц, М. И. Ситникова, А. В. Барабанщиков, Н. Е. Воробьев, Т. В. Иванова, Е. А. Соболева.

Комплексный подход к оценке человеческого потенциала можно увидеть у И. Т. Фролова, Н. А. Носова, Б. Г. Юдина.

Применительно к сфере культуры понятие «потенциал» рассматривается в работах В. Г. Зинина, Л. М. Зайцева, которые элементами потенциала видят ресурсы (в частности художественные и информационные). Н. Б. Крылова описывает «потенциал» культуры, раскрывая его основные свойства в исторической и функциональной плоскостях. Однако данные подходы не дают цельного представлении о культурном потенциале, отражая отдельные его компоненты.

Развитие потенциала рассматривается А. А. Крыловой, Л. А. Головей с точки зрения влияния на этот процесс внутренних и внешних факторов. Эти же авторы приводят определенную систему измерений для анализа природы потенциала. Проблемы накопления и использования потенциала анализируются также Ю. Н. Каныгиным. При этом ценностные основания потенциала остаются за пределами рассмотрения.

Представления о структуре потенциала, где каждый из выделяемых элементов является одновременно структурной единицей, звеном целостного образования и относительно автономной системой, приводит в своей работе О. В. Стаканов.

В той или иной мере проблематики культурного потенциала касаются в своих работах Э. А. Орлова, Ю. Л. Афонасьев, С. Н. Земляной, П. В. Парская. Однако эти авторы ограничиваются одним (реже несколькими) подходами к исследованию данного вопроса.

Анализ степени разработанности проблемы позволил нам сделать вывод о том, что в культурологических работах так или иначе обращаются к культурному потенциалу. Но он представляется как некая данность, определяемая достаточно общими понятиями, неприемлемыми для использования в комплексном анализе этого явления. Тем более этот вопрос не достаточно разработан в применении к педагогическому коллективу.

Проблема определила и цель исследования — проанализировать состояние культурного потенциала педагогических коллективов учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры и определить детерминированные потенциалом перспективы развития этих учебных заведений.

Объектом настоящего исследования стал педагогический коллектив как носитель культурного потенциала, рассматривающийся в единстве индивидуальных и коллективных проявлений, предметом — культурный потенциал коллектива, его структура и наличное состояние.

В соответствии с поставленной целью настоящее исследование предполагало решение следующих задач:

1. Проанализировать имеющиеся подходы к определению понятия «культурный потенциал».

2. Рассмотреть педагогический коллектив как профессиональную культурную общность.

3. Определить структуру культурного потенциала педагогического коллектива.

4. Вывести объективные показатели, характеризующие наличное состояние культурного потенциала педагогического коллектива.

5. Охарактеризовать современное состояние культурного потенциала педагогических коллективов учебных заведений в сфере культуры на примере Челябинской области.

6. Обозначить перспективы развития культурного потенциала педагогического коллектива учебного заведения в сфере культуры в современных условиях.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов (культурологов, экономистов, социологов), в той или иной мере затрагивающих проблемы создания, сохранения и развития потенциала вообще, а также возможных структурных его элементов. Среди них труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов (культурологов, экономистов, социологов), раскрывающие закономерности анализа и оценки социально-культурного потенциала (И.И.Белякова, О. И. Генисаретский, П. Добрев, В. В. Иванов, Г. В. Монастырский, Ю.М.Каныгин), особенности культурного потенциала (С.Н.Земляной, В. Г. Зинин, Л.М.Зайцева), проблемы его становления, накопления в различных сферах общественного разделения труда, а также психолого-педагогические теории личности (Е.В.Бондаревская, С.В.Кулевич), теория систем, работы, связанные с вопросами управления персоналом (А.П.Егошин).

Методологическими принципами изучения культурного потенциала коллектива, как части его социально-культурного потенциала, были выбраны деятельностный и системный подходы. Опираясь на деятельностный подход (С.М.Каган) при определении культурного потенциала педагогического коллектива была вычленена такая сущностная характеристика как человеческая и педагогическая активность.

Системный подход (Л.Уайт, П. Сорокин, Т. Парсонс) позволил рассмотреть культурный потенциал как сложную, но целостную — многоуровневую и многокомпонентную — социальную систему, в которой элементы образуют некоторую целостность, свойства которой не сводятся к свойствам составляющих ее элементов, одновременно являясь самостоятельными системами со своими подсистемами и взаимосвязями.

Поэтому при анализе структуры культурного потенциала также был использован традиционно-аналитический подход, позволивший вычленить и рассмотреть его отдельные элементы и уровни.

Для диагностики их наличного состояния применялись общенаучные методы, такие как анализ документов и социально-культурные методики фиксации общественного мнения.

Организация и методы исследования.

Работа по изучению культурного потенциала педагогического коллектива осуществлялась по материалам Челябинской области и проводилась в несколько этапов.

На первом была разработана теоретико-методологическая база исследования, основанная на отечественной и зарубежной литературе по интересующей нас проблематике.

На втором этапе анализ теоретических работ позволил раскрыть сущность понятия «культурный потенциал», «культурный потенциал коллектива», выделить особенности «культурного потенциала педагогического коллектива», определить его структуру и выделить возможные характеристики его наличного состояния.

На третьем этапе были проанализированы статистические данные за 5 лет, касающиеся профессорско-преподавательского состава учебных заведений системы Министерства культуры Российской Федерации, расположенных на территории Челябинской области, в целях определения группы социально-демографических факторов влияния на их культурный потенциал.

Четвертый этап включил в себя исследование наличного состояния культурного потенциала педагогических коллективов учебных заведений системы художественного образования, в котором использовались следующие методы:

— опрос (анкетирование) преподавателей областных вузов и ССУЗов, готовящих специалистов в области культуры и искусства;

— опрос (экспертный) руководителей органов управления культурой муниципальных образований Челябинской области, руководителей областных высших и средних профессиональных учебных заведений, начальников управлений и отделов Министерства культуры Челябинской области.

Использование полученных в ходе исследования данных позволило на пятом этапе определить сущность и современное состояние культурного потенциала педагогических коллективов учебных заведений культуры и искусства, а также возможные пути их развития.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Сформирована новая теоретическая модель культурного потенциала применительно к такому активному субъекту культурной деятельности, как педагогический коллектив. Основными параметрами модели выступают: ситуативность иерархичности потенциала, предметность соотношения интеллектуального и профессионального субпотенциалов, представленных на индивидуальном и коллективном уровнях.

2. Научно обоснована процедура перевода этой теоретической модели на уровень, позволяющий определить методики анализа наличного состояния культурного потенциала педагогического коллектива.

3. Обосновано положение о культурном потенциале как о форме социокультурной саморефлексии педагогического коллектива с целью диагностики его возможностей и перспектив развития.

4. Установлена и проинтерпретирована детерминационная обусловленность перспектив развития педагогического коллектива и характеристик его потенциала.

5. Установлена и структурно представлена внутренняя динамика культурного потенциала данной профессиональной общности в зависимости от особенностей опыта в этой сфере, модификации ценностей, присущих той или иной возрастной генерации, спецификой оценки профессионального статуса в различных социокультурных контекстах.

Практическая значимость исследования.

Материалы диссертации используются для оценки состояния, результатов деятельности и возможностей развития учебных заведений Министерства культуры Российской Федерации.

Также они могут быть использованы для повышения эффективности управления этими учебными заведениями с позиции соответствия вызовам времени и общественным потребностям, повышения их конкурентоспособности.

Предложенная структура культурного потенциала применима для целенаправленной работы администрации учебных заведений по диагностике состояния коллектива, проблемных моментов в учебном процессе, а также для определения путей повышения качества подготовки выпускников.

Выявленные характеристики состояния культурного потенциала педагогических коллективов высших и средних профессиональных учебных заведений, готовящих специалистов в сфере культуры и искусства, могут быть использованы при разработке перспективных программ развития данных учебных заведений и формулировании предложений в региональные и ведомственные программы развития культуры и искусства.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования использовались в аналитических материалах Министерства культуры Челябинской области. Материалы диссертации были освещены в выступлениях на межрегиональной научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2003), научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» (Челябинск, 2005), научно-практической конференции «Нравственное воспитание молодежи» (Челябинск, 2005).

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования подтвердили выдвинутое нами предположение о том, что высокий культурный потенциал педагогического коллектива является одним из условий конкурентного преимущества учебного заведения, а перспективы развития последнего во многом связаны с развитием культурного потенциала.

В связи с этим, мы выделяем в культурном потенциале элементы, направленные на его стратегическое и тактическое развитие. Основу первых составляют непосредственно стратегический, а также интеллектуальный и творческий субпотенциалы. Ко вторым мы причисляем составляющие профессионального и коммуникативного субпотенциалов.

Предложенный участниками исследования идеальный образ современного преподавателя как профессионала, обладающего четко выраженными лидерскими качествами и притягательными личностными, во многом совпадает с реальными образами преподавателей проанализированных учебных заведений. Одновременно с этим наличное состояние их самих далеко не в полной мере отвечает требованиям к современному учебному заведению в сфере культуры, учебный процесс которого должен быть высоко технологизирован (причем имеются в виду не только информационные технологии, но и педагогические и специальные) и хорошо материально обеспечен.

Такое несовпадение идеальных представлений и наличного состояния выявило необходимость целенаправленной работы по совершенствованию системы профессионального образования в сфере культуры нашей области и развитию культурного потенциала педагогических коллективов его учебных заведений, возможные пути которого, на основании полученных результатов, мы постарались определить.

Один из путей подобной работы нам видится в применении методов программирования в деятельности учебных заведений. Создание перспективных, долгосрочных программ их развития поможет, на наш взгляд, более обоснованно подходить к преодолению выявленной нестабильности в материально-технической, квалификационной и инновационной составляющих учебного процесса. Что, в свою очередь, способствовало бы сохранению доступности художественного образования и высокого качества обучения.

Полученные результаты, на наш взгляд, позволяют говорить о том, что наличное состояние культурного потенциала изученных педагогических коллективов можно определить как прогрессирующее. Оно характеризуется насыщенностью мировоззренческих установок преподавателей общечеловеческими, общекультурными ценностями, высоким уровнем их профессиональной мотивации, личной заинтересованностью в высоком качестве результатов деятельности, ответственным отношением к своей профессиональной деятельности. Помимо этого на коллективном уровне это состояние представляется через сознание коллективного единства, а также достаточно высокую степень коллегиальности в решении профессиональных задач.

В целом опыт, исследования подтвердил правильность избранных методологических и методических подходов к определению культурного потенциала и его структуры, что может послужить базой для последующего, более детального их изучения, а также позволит включить мероприятия по его развитию в областную программу развития культуры и искусства. В связи с чем следует обратить особое внимание на ряд моментов, которые были выявлены в ходе исследования.

В современной ситуации сфера культуры предъявляет к деятельности своих работников достаточно высокие требования. Одним из них является высокий уровень и качество их образования. Соответственно и профессионализм преподавателей высшего и среднего звена системы профессионального образования в сфере культуры должен систематически анализироваться и повышаться, что требует применительно к ним более продуманной кадровой политики, чем наличествует на современном этапе.

Заключение

.

Опыт исследования культурного потенциала педагогического коллектива, проведенного на основе учебных заведений высшего и среднего профессионального образования в сфере культуры Челябинской области, результаты которого были представлены в настоящей работе, показал целесообразность выбранных для него методологических и методических оснований.

При подготовке теоретико-методологической базы исследования были рассмотрены подходы к определению сущности культурного потенциала и его структуры. Наиболее рациональным представляется подход, который определяет уровни связей и отношений, концентрирующихся в самом явлении таким образом, что в нем объединяются отражение прошлого, характеристика настоящего и ориентация на будущее. В рамках данного подхода выявлены основные сущностные характеристики культурного потенциала. Согласно которым он предметен, инструментален, технологичен, функционален и операционален. Помимо этого культурный потенциал всегда ситуативен, а в его создании в каждый исторический момент времени участвует целый комплекс наличных, не только культурных, но и социальных, экономических, политических и прочих факторов.

Обобщая рассматриваемые в литературе подходы к структуризации культурного потенциала, мы заключили, что в нем можно выделить три уровня: индивидуальный, коллективный и социально-средовой. Последний представляется в виде внутренних и внешних факторов влияния на состояние культурного потенциала. На индивидуальном и коллективном уровнях в структуре культурного потенциала педагогического коллектива нами выделяются профессиональный и интеллектуальный субпотенциалы, каждый из которых, в свою очередь, состоит из ряда составляющих. При этом все выделенные элементы мы рассматриваем одновременно как структурные единицы, части единого целого — культурного потенциала — и как относительно самостоятельные, автономные системы.

Сам педагогический коллектив видится нам, во-первых, как профессиональная культурная общность, обладающая единым профессиональным языком, профессиональными сознанием и мировоззрением, отличной от других профессиональных общностей системой ценностей. А, во-вторых, как коллективный субъект профессиональной педагогической культуры.

Предложенная структура культурного потенциала позволила вывести показатели, характеризующие наличное его состояние применительно к педагогическим коллективам учебных заведений высшего и среднего профессионального звена Челябинской области, а также группы самого этого состояния. Полученные результаты оправдали комплексное использование анкетного и экспертного опроса с параллельным анализом форм государственной статистической отчетности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л. И. Диалектика социалистической экономики / J1. И. Абалкин. -М.: Наука, 1981. -456 с.
  2. Абросимова, 3. Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: автореф. дис.. канд. пед. наук / 3. Ф. Абросимова. Курган: б.и., 1994. — 21 с.
  3. , Н. Н. Человеческий потенциал России : факторы риска / Н. Н. Авдеева, И. И. Ашмарина, Г. Б. Степанова // Человек. 1997. — № 1. — С. 15−18.
  4. , Э. В. Оценка потенциала роста экономики России с помощью математической модели / Э. В. Автухович, Н. К. Бурова, Б. J1. Дорин и др. — РАН. Вычислитцентр. М., 2000. — 154 с. — Библиогр.: 8 назв.
  5. , Г. Р. Интеллектуальный потенциал молодого города : структура, содержание, социальные функции Электронный ресурс. / Г. Р. Аглямова, М. А. Нугаев // Академия управления ТИСБИ: [web-сайт]. (27.10.2006).
  6. Аксенова, J1. П. К вопросу определения понятия «риторическая культура» / Л. П. Аксенова. М.: б.и., 1995. — 97 с.
  7. , И. А. Философская концепция высшего образования : к постановке новых образовательных моделей / И. А. Александров // Философия образования. 2002. -№ 5. — С. 13−15.
  8. , Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психофизиологические проблемы высшей школы Л.: б.и., 1979.- 121 с.
  9. , Б. Г. Проблемы современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -2-е изд. М.: Изд-во «Питер», 2001. — 572 с.
  10. , Б. Г. Психологическая структура субъекта деятельности / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. 1967. — Вып. 11. — С. 13−20.
  11. , Г. М. Социальная педагогика : учеб. / Г. М. Андреева. — МГУ. -М.: Изд-во МГУ, 1980.-415 с.
  12. , О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М.: Изд-во Экономика, 1991. -65 с.
  13. , А. И. Человек и мир культуры : введ. в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 237 с.
  14. , Н. В. Управление научно-техническим прогрессом в машиностроении / Н. В. Архангельский, Л. Е. Зиновьев. М.: б.и., 1983. — 347 с.
  15. , В. И. Методология сетевого мышления : феномен самоорганизации / В. И. Аршинов, Ю. А. Данилов, В. В. Тарасенко // Онтология и эпистемология синергетики. М.: б.и., 1997. — С. 76−79.
  16. , А. Г. Психология личности : принципы общ. психол. анализа: учеб. / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1990. 361 с.: ил.
  17. , Н. А. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия / Н. А. Аткина, В. JL Ханжина, Е. В. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. -№ 2. — С. 3−12.
  18. , Ю. JT. Социально-культурный потенциал художественной деятельности / Ю. Л. Афанасьев. Львов: Свит, 1990. — 160 с.
  19. , А. А. Понятие профессионального мышления : методолог, и идеологич. аспекты / А. А. Баталов. Томск: б.и., 1985. -200 с.
  20. , Д. Грядущее постиндустриальное общество : опыт социал. прогнозирования / Д. Белл — пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.-783 с.
  21. , Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / Л. А. Беляева. Екатеринбург: б.и., 1993. — 56 с.
  22. , В. JI. Педагогическая культурология : курс лекций: учеб. пособие / В. JI. Бенин — Башкирский гос. пед. ун-т. Уфа: Башкир.гос.пед. ун-т, 2004. -515 с.
  23. , В. JI. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры : учеб. пособие / В. Л. Бенин, Р. М. Фатыхова. Уфа: б.и., 2000. -483 с.
  24. , В. П. Реформируется ли образование / В. П. Беспалько // Мир образования. 1995. -№ 10. — С. 7−12.
  25. , В. Ф. Педагогические технологии в учебных заведениях профессионального образования / В. Ф. Бессараб. Челябинск: б.и., 2001. -112 с.
  26. Бестужев-Лада, И. В. Идеальные представления о системе народного образования / И. В. Бестужев-Лада // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 21−27.
  27. Большая советская энциклопедия Электронный ресурс. // Яндекс. Словари: Большая советская энциклопедия: [web-сайт]. (27.10.2006).
  28. , Е. В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системе воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. М.: Ростов н/Д, 1999.-253 с.
  29. , Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37−43.
  30. , В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панфенов. -М.: Мысль, 1993.-207 с.
  31. , В. Ю. Культура и массовая коммуникация / В. Ю. Борев, А. В. Коваленко. М.: Наука, 1986. — 301 с.
  32. , С. В. Философская культура мышления как основа модернизации образования Электронный ресурс. / С. В. Борисов // УралПолит-Яи Первая полоса. Экспертный информационный канал: [web-сайт]. (27.10.2006).
  33. , Н. М. Социо-культурный анализ педагогических инноваций Электронный ресурс. /Н. М. Борытко // (27.10.2006).
  34. , В. Порядок и хаос в развитии социальной системы. Синергетика и теория социальной самоорганизации / В. Василькова. СПб: б.и., 1999.-521 с.
  35. , М. А. Эстетическая культура школьника : курс лекций / М. А. Верб. -СПб: б.и., 1997.- 116 с.
  36. , И. Е. Введение в педагогическую культурологию / И. Е. Видт. -Тюмень: б.и., 1999.-216 с.
  37. , И. Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видт. -Тюмень: б.и., 2002.- 110 с.
  38. , И. Е. Педагогическая культура : сущность и структура / И. Е. Видт // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 12−20.
  39. , А. В. Педагогическая культура как совокупность педагогических систем / А. В. Вильковская, Г. А. Виленский // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. -М., 1993.-Вып. 2.-С. 15−18.
  40. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск: Новая школа, 1992. — 37 с.
  41. , Л. Биологические основные законы культурного развития Электронный ресурс. / Л. Вольман // .
  42. Война и мир в терминах и определениях / под общ. ред. Д. О. Рогозина. -М.: ПоРог, 2004. 624 с.
  43. , Г. И. Культурологический подход в теории и практикепедагогического образования : дис.док. пед. наук: 13.00 /Г. И. Гайсина. 1. М.: б.и., 2002.-304 с.
  44. , Г. М. Введение в экономику культуры. Основы экономических знаний для специалистов культуры / Г. М. Галуцкий М.: б.и., 2001. — 464 с.
  45. , Г. Сочинения / Г. Гегель. М.: Знание, 1984. — Т. 4. — 401 с.
  46. , О. И. Концепции человеческого потенциала / О. И. Генисаретский, Н. А. Носов, Б. Г. Юдин // Человек. 1996. — № 4. — С. 6−9.
  47. , Л. К. Искусство быть и общаться с другими / Л. К. Гейхман. -Пермь: Пермская книга, 2001. 376 с.
  48. , Б. С. Философия образования для XXI века : (В поисках практшсо-ориентиров. образоват. концепций) / Б. С. Гершунский — Рос. акад. образования. Ин-т теории образования и педагогики. М.: Совершенство, 1998. — 605 с. — Библиогр.: с. 574−605.
  49. , Н. А. Математическое моделирование экономического потенциала государства / Н. А. Глушков. М.: Новости, 2003. — 192 с. -Библиогр.: с. 187−192.
  50. , Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей / Ф. Н. Гоноболин // Способности и интересы. М., 1962. — С. 23−35.
  51. Демографический потенциал России: аналитич. обозрение / под рук. А. Г. Вишневского. -М.: ЦКСИиМ, 1996. 135 с.
  52. Диалектика деятельности и культуры. Киев: б.и., 1983. — 159 с.
  53. , П. Совокупный фонд образования и проблема интеллектуального потенциала / П. Добрев. М.: София, 1987. — 369 с. — (Экономическая мысль).
  54. , Г. М. Потенциал науки / Г. М. Добров, В. Н. Клименюк, Л. П. Смирнов и др. Киев: б.и. 1969. — 169 с.
  55. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1998 год. М.: б.и., 1998. — 140 с.
  56. , М. Е. Педагогическая психология управления профессиональным образованием студентов в высшей школе : учеб. пособие /
  57. M. E. Дуранов, A. M. Баскаков, И. С. Ломакина — Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск: ЧГАКИ, 2003. — 288 с.
  58. , Э. О разделении общественного труда : Метод социологии / Э. Дюркгейм — пер. с фр. М.: Наука, 1991. — 572 с. — (Социологическое наследие). — Библиогр.: с. 567−570.
  59. , И. А. Искусство и синергетика / И. А. Евин. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 156 с. — Библиогр.: с. 153−156.
  60. , А. П. Управление персоналом / А. П. Егошин. Нижний Новгород: Интерпресссервис, 1999. — 319 с.
  61. , Б. С. Социальная культурология : учеб. для вузов / Б. С. Ерасов. -2-е изд. испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 591 с.
  62. Есарева, 3. Ф Особенности деятельности преподавателя высшей школы / 3. Ф. Есарева — ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 112 с. — Библиогр.: с. 107−111 (158 назв.).
  63. , А. Л. Формирование опыта творческой деятельности студентов УСПО/А. Л. Жоков.-М.: б.и., 2001. 112 с.
  64. , В. Вузовский преподаватель сегодня и завтра / В. Жураковский, В. Приходысо, И. Федоров // Высш. образование в России. -2000.-№ 6.-С. 13−18.
  65. , Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. 1999. -№ 3. — С. 70−75.
  66. , Г. Е. Общая социология : учеб. М.: Гардбарики, 2004. -591 с.: ил. -Боблиогр.: с. 579−586.
  67. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. -М.: б.и., 1986. 156 с.
  68. , Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер — Акад. проф. образования. М.: Изд. центр АПО, 2002. — 43 с.
  69. , С. Н. Духовно-нравственный потенциал общественного прогресса / С. Н. Земляной. М.: Знание, 1987. — 64 с.
  70. , В. Г. Ресурсный потенциал культуры / В. Г. Зинин, Л. М. Зайцева. М.: Знание, 1989. — 62 с. — (Новое в жизни, науке, технике).
  71. , Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства : проблемы, пути решения / Ф. Г. Зиятдинова. М.: Педагогика, 1992. — 350 с.
  72. , В. Проектная культура преподавателя вуза / В. Иванов, Л. Гурье //Высш. образование в России. 1998. -№ 3. — С. 15−20.
  73. , В. Интенсификация общественного производства и социологическая наука / В. Иванов // Социс. 1986. — № 4. — С. 64−68.
  74. , В. В. Анализ, оценка и стимулирование эффективности научного потенциала / В. В. Иванов, В. Н. Гноева, Г. В. Монастырская. Киев: Наукова думка, 1990.- 132 с.
  75. , Н. А. Трудовой потенциал промышленного предприятия : пробл. упр.: теория, методолог, опыт / Н. А. Иванов, Ю. Г. Одегов, К. Л. Андреев — Саратовский гос. ун-т. Саратов: СГУ, 1988. — 251 с.
  76. , Н. В. Культурный потенциал «третьего возраста» : автореф. дисс.. канд. культурологи / Н. В. Игнатьева. Челябинск: б.и., 2005. — 24 с.
  77. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития / под ред. А. А. Крылова, Л. А. Головей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. — 280 с.
  78. , И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. М.: Белгород, 1993. — 717 с.
  79. , М. С. К истории формирования и взаимодействия человеческих общностей Электронный ресурс. / М. С. Каган // Визуальный словарь: [web-сайт]. (27.10.2006).
  80. , М. С. Человеческая деятельность : опыт системного исследования / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 250 с.
  81. , М. С. Философия культуры / М. С. Каган — Акад. гуманит. наук и др. СПб.: Петрополис, 1996. — 414 с. — Библиогр.: с. 406−415.I
  82. , А. А. Опыт формализации виртуального события Электронный ресурс. / А. А. Калмыков // .
  83. Ю. М. Научно-технический потенциал. Проблемы накопления и использования / Ю. М. Каныгин. Новосибирск: б.и., 1974. — 254 с.
  84. Кара-Мурза, С. Г. Проблемы организации научных исследований / С. Г. Кара-Мурза. М.: Наука, 1981. — 135 с.
  85. , А. X. О культуре мышления / А. X. Касымжанов, А. Ж. Кальбуганов. -М.: Знание, 1981. 148 с.
  86. , В. Н. Управление развитием и использованием научного потенциала / В. Н. Клименюк. Киев: б.и., 1974. — 205 с.
  87. , Ю. Н. Патриотизм и культурная общность (социально-философский анализ): сб. науч. тр. / Ю. Н. Клочко, А. Ю. Клочко — СевероКавказский гос. техн. ун-т. Ставрополь: Изд-во СКГТУ, 2003. — Вып. 10. — С. 33−35. — (Гуманитарные науки).
  88. , Е. Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князев, С. П. Курдюмов. М.: НОРМА-ИНФРА, 1994. — 212 с.
  89. , Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л. Н. Коган. -М.: б.и., 1981.-200 с.
  90. , Л. Н. Профессиональная этика и культурное творчество масс / Л. Н. Коган // Межвуз. сб. науч. тр. / Челяб. гос. ин-т культуры и искусств. -Челябинск: ЧГИК, 1989. С. 25.
  91. , Л. Н. Социология культуры / Л. Н. Коган. М.: б.и., 1990. — 415 с.
  92. , Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. Екатеринбург: Наука, 1993. -380 с.
  93. , Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: б.и., 1984.-272 с.
  94. , М. П. Диалектика технического и культурного прогресса. Социологический аспект взаимосвязей и взаимодействия / М. П. Козлов. -Саратов: б.и., 1979.- 186 с.
  95. , И. В. Субъект в социокультурном пространстве своего осуществления / И. В. Кондраков // Субъект действия, взаимодействия, познания. Воронеж: Прогресс, 2001. — С. 57.
  96. , В. А. Культура и архитектура педагогического пространства / В. А. Конев // Вопр. философии. 1996. -№ 10. — С. 36−42.
  97. , О. Е. Структура педагогической культуры / О. Е. Костенко // Вестн. Омского ун-та. -2001. -№ 4. С. 23−29.
  98. , А. Формирование и использование трудового потенциала / А. Котлер // Вопр. экономики. 1987. -№ 9. — С. 15−19.
  99. , А. И. Культурология : слов. / А. И. Кравченко. М.: Акад. проект, 2000. — 670 с. — (Gaudeamus: Учебники. Учебные пособия. Методики). -Библиогр.: с. 670−671.
  100. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под ред. М. Л. Кондакова, А. С. Вишнякова. М.: б.и., 1984. — 714 с.
  101. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 574 с.
  102. Креативная педагогика XXI в. М.: ВЛАДОС, 1999. — 321 с.
  103. , Н. Б. Эстетический потенциал культуры / Н. Б. Крылов. М.: Прометей, 1990.- 140 с.
  104. , П. А. Научно-технический потенциал. Сущность и измерение /П. А. Кульвенец. Вильнюс: б.и., 1978. — 56 с.
  105. , П. А. Проблемы экономического эффективности использования научно-технического потенциала / П. А. Кульвенец. Вильнюс: б.и., 1978, — 192 с.
  106. Культура и цивилизация. М.: б.и., 1984. — 548 с.
  107. Культурология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Интерэксперт, 2000. -390 с.
  108. Культулорогия. XX век: слов. СПб.: Университетская кн., 1997. — 640 с.- (Культурология. XX век).
  109. Культурологическая энциклопедия Электронный ресурс. // Яндекс. Словари: [web-сайт], .
  110. Культурный прогресс: философские проблемы. М.: Мысль, 1984. — 254 с.
  111. , С. Синергетика теория самоорганизации : идеи, методы, перспективы / С. Кудрюмов, Г. Маленецкий. — М.: б.и., 1983. — 298 с.
  112. , К. М. Педагогическая деонтология / К. М. Левитан. -Екатеринбург: Прогресс, 1999. 112 с.
  113. Лем, С. Модель культуры / С. Лем. Пермь: Новое знание, 1993. — 98 с.
  114. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: б.и., 1977.-701 с.
  115. , Д. Личностное в личности : личностный потенциал как основа самодетерминации Электронный ресурс. / Д. Леонтьев // Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества: [web-сайт]. (28.10.2006).
  116. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития.- М.: Финансы и статистика, 1990. 119 с.
  117. , Н. Понятие общества / Н. Луман // Проблемы теоретической социологии. СПб.: б.и., 1994. — С. 65−73.
  118. , Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. -М.: б.и., 1983, — 268 с.
  119. , К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Прогресс, 1987. — Т. 23.-546 с.
  120. , В. И. Образование в США : экономическое значение, эффективность / В. И. Марцинкевич. М.: Наука, 1967. — 217 с.
  121. Мид, М. Культура и мир детства: избр. произведения / М. Мид — пер. с англ. Ю. А. Асеева — сост. и отв. ред. И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 429 с. -(Этнографическая библиотека). -Библиогр.: с. 378−397.
  122. , И. М. Профессиональная культура муниципального депутата : теоретико-социолог. анализ / И. М. Модель. Екатеринбург: б.и., 1993. — 231 с.
  123. , IT. Н. Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев. М.: б.и., 1987. -211 с.
  124. , А. Социодинамика культуры : пер. с франц. / А. Моль. М.: Комкнига, 2005.-405 с.
  125. , Н. А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студ. вузов / Н. А. Морева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Academia, 2001. — 271 с. — (Высшее образование).
  126. Морфология культуры: структура и динамика / Под ред. Э. А. Орловой -М.: Знание, 1994.- 134 с.
  127. , И. Ф. Формирование нового человека и проявление его творческого потенциала / И. Ф. Надольный, А. И. Клепиков. Киев: б.и., 1985.- 184 с.
  128. Наука и культура. М.: б.и., 1984. — 154 с.
  129. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность / отв. ред. В. Е. Тонкаль, Г. М. Добров — АН УССР. Центр исслед. науч.-техн. потенциала и истории науки. Киев: Наукова думка, 1987. — 346 с. — Библиогр.: с. 339−345.
  130. Научно-технический прогресс и творческий потенциал человека / Л. В. Сохань, В. А. Тихонович, Р. А. Ануфриева и др. — отв. ред. JI. В. Сохань, Р. А. Ануфриева — AIT УССР. Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1988. — 301 с. -Библиогр.: с. 290−301.
  131. , Е. А. Образовательный потенциал как элемент совокупного экономического потенциала машиностроительного предприятия / Е. А. Неживенко // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2002. — № 4. — С. 163−170.
  132. , Н. Д. Россия : социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. Екатеринбург: Прогресс, 2000. — 353 с.
  133. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Наука, 2001. -987 с.
  134. , А. Г. Занятость в сфере обслуживания населения : социал.-демогр. аспект / А. Г. Новицкий. М.: Мысль, 1987. — 271 с. — Библиогр.: с. 263−270.
  135. Образование. Наука. Творчество. Теория и опыт взаимодействия. -Оренбург: Эксперт, 2002. 110 с.
  136. , В. Ф. НТП и развитие творческого потенциала работника производства / В. Ф. Овчинников. Л.: б.и., 1974. — 362 с.
  137. , Ю. Г. Трудовой потенциал предприятия : пути эффективного использования: в 2 ч. / Ю. Г. Одегов, В. Б. Бычин, К. Л. Андреев — под ред. Н. А. Иванова — Саратов, гос. ун-т. Саратов: СГУ, 1991. — Ч. 1. — 170 с.
  138. , П. Г. Принципы программного подхода : материалы науч. симпозиума по проблемам долгосрочного эконом, прогнозирования народ, хоз-ва / П. Г. Олдак. Новосибирск: б.и., 1970. — 99 с.
  139. , Э. А. Предпосылки результативной активности человека / Э. А. Орлова // Морфология культуры: структура и динамика. М.: Знание, 1994. -С. 112−117.
  140. , Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова- РАН М.: Изд-во МГИК, 1994. — 214 с. — Библиогр.: с. 214.
  141. Основы науковедения. М.: Наука, 1995. — 431 с.
  142. Панкратов, А.' С. Трудовой потенциал в системе управления производством / А. С. Панкратов. М.: б.и., 1983. — 330 с.
  143. , А. С. Управление воспроизводством трудового потенциала / А. С. Панкратов — Моск. гос. ун-т. М.: МГУ, 1988. — 279 с.
  144. , Б. Д. НТР и личность / Б. Д. Парыгин. М.: б.и., 1987. — 282 с.
  145. ,. В. В. Социокультурная активность населения / В. В. Пациорковский // Человек в активном возрасте. М.: б.и., 1984. — С. 221−227.
  146. , Ж. Природа интеллекта / Ж. Пиаже // Избр. психолог, тр. М.: б.и., 1969.-362 с.
  147. , В. И. Педагогическая этика : кн. для учителя / В. И. Писаренко, И. Я. Писаренко. 3-е изд., доп. и перераб. — Минск: Нар. асвета, 1986. — 240 с. — Библиогр.: с. 235−239.
  148. , А. Ф. Исследование вопросов сочетания страха и интереса в педагогическом процессе / А. Ф. Попова — Рос. гос. акад. физ. культуры — Челяб. гос. акад. физ. культуры. Челябинск: б.и., 1996. — 35 с.
  149. , Е. В. Рыночный потенциал предприятия / Е. В. Попов. М.: Экономика, 2002. — 559 с.
  150. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. JI.: б.и., 1988. — 90 с.
  151. Производственный коллектив: социал. резервы упр. Киев: б.и., 1984. -168 с.
  152. , В. М. Экономический потенциал социальной сферы / В. М. Проскуряков, А. И. Самоукин. -М.: Экономика, 1991. 159 с.
  153. , В. А, Интегративная педагогика : обретенный смысл / В. А. Разумный — Акад. переподготовки работников искусства, культуры и туризма. -М.: Интер, 2000. 74 с.
  154. , К. М. Потенциал организации как основа ее конкурентоспособности Электронный ресурс. / К. М. Рахлин, О. Ю. Серова // QUALITY менеджмент качества и ISO 9000: [web-сайт]. (28.10.2006).
  155. , Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве /Г. И. Ризз //Педагогика. 1995. -№ 4. — С. 115−118.
  156. , Е. И. Личность учителя : теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / Е. И. Рогов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 508 с.
  157. , В. Л. Социальная самоорганизация и государственность / В. Л. Романов. М.: Наука, 2000. — 56 с.
  158. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. -М.: Педагогика, 1993. -Т.1.-780 с.
  159. , М. И. Общественные потребности, система образования, молодежь / М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина. М.: Политиздат, 1988. — 222 с.
  160. , В. Г. Формирование творческого потенциала учителя : (теория и диагностика) / В. Г. Рындак. М.: Прогресс, 1994. — 251 с.
  161. , В. Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / В. Г. Рындак, Л. В. Мещерякова. -М.: Эксперт, 1998. 301 с.
  162. , Б. Общество и образование : пер. с англ. / Б. Саймон — под ред. В. Я. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1989. 197 с.
  163. , А. И. Выбор профессии : путь к успеху / А. И. Самоучкин, Н. В. Самоучкина. М.: Ай Кью, 2000. — 300 с.
  164. , О. А. Управление трудовым потенциалом работника во взаимодействии с культурой организации : дис.. канд. эконом, наук / О. А. Самсонова. М.: б.и., 2003. — 235 с.
  165. , В. П. Управление образовательными системами : программно-метод. пособие / В. П. Сергеева. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЦГЛ, 2002. — 144 с.
  166. , И. М. Избранные произведения : в 2 т. / И. М. Сеченов. М.: б.и., 1952.-Т. 1.-601 с.
  167. , Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность : учеб. пособие для преподавателя / Г. Б. Скок. М.: Пед. о-во России, 2000.-380 с.
  168. , В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JL С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 221 с.
  169. , В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен / В. А. Сластенин // Психолого-пед. науки МПГУ. М.: Изд-во МГПУ, 2000.-С. 89−95.
  170. , В. А. Профессиональная культура в структуре личности учителя / В. А. Сластенин // Формирование профессиональной культуры учителя: учеб. пособие. М.: Магистр, 1993. — 600 с.
  171. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. — 659 с.
  172. Словарь русского языка. М.: Наука, 1989. — 1002 с.
  173. Советский энциклопедический словарь. М.: Прогресс, 1981. — 1400 с.
  174. , JT. Б. Формирование культуры педагогической деятельности / Л. Б. Соколова — Оренбургский гос. пед. ун-т. Оренбург: ОГПУ, 1999. — 400 с.
  175. , П. А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / П. А. Сорокин — под ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. — 542 с. -(Мыслители XX века).
  176. , JI. С. Теория и практика анализа экономического потенциала предприятия : автореф. дис.. д-ра эконом, наук: 08.00.12 / JT. С. Сосненко. -Пермь: б.и., 2003. 37 с. — Библиогр.: с. 36−37.
  177. , Э. А. Лазерная модель творчества (от теории доминанты к синергетике культуры): учеб. пособие / Э. А. Соснин — под ред. А. В. Войцеховского — Томе. гос. ун-т. — Томск: б.и., 1997. — 148 с. — Библиогр.: с. 131−139.
  178. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований / Под ред. С. И. Григорьева. -М.: Интеллект, 1998. -272 с.
  179. , О. В. О структуре трудового потенциала / О. В. Стаканова // Социолог, исслед. 1981. -№ 2. — С. 35−41.
  180. , У. Ф. Социология эстетической культуры (Проблемы методологии и методики) / У. Ф. Сунна, В. М. Петров. Рига: Зинатне, 1985. — 311 с.
  181. , H. М. Введение в педагогику : учеб. пособие для вузов / H. М. Таланчук. М.: Контрфорс, 1991. — 489 с.
  182. , С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия / С. А. Тангян // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 33−39.
  183. , Ю. Б. Профессиональная элита работников сферы культуры : автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Ю. Б. Тарасова — Челяб. гос. ин-т искусства и культуры. Челябинск: б.и., 1997. — 16 с. — Библиогр.: с. 16.
  184. , К. Мы рождены для успеха : как реализовать свой безграничный потенциал / К. Тернер. М.: Гранд-Фаир, 1998. — 342 с. — (Популярная психология).
  185. , Ф. Общность и общество Электронный ресурс. / Ф. Теннис // Главная-Enby's Home: [web-сайт], (28.10.2006).
  186. , П. Теология культуры : избр.: пер. с англ. / П. Тилих. М.: Юрист, 1995.-479 с.
  187. , Т. Н. Проблемы инновационного подхода к управлению профессиональной подготовкой студентов / Т. Н. Третьякова — Юж.-Урал. гос. ун-т. Фак. сервиса и легкой пром-ти. Челябинск: б.и., 1999. — 179 с. -Библиогр.: с. 169−179.
  188. Трудовой потенциал организации: понятие и структура Электронный ресурс. // Энциклопедия управления персоналом: [web-сайт]. (28.10.2006).
  189. Управление деятельностью педагогических коллективов профтехучилищ. -Л.: Мысль, 1991.-45 с.
  190. Управление трудовыми ресурсами: справ, пособие / под общ. ред. Л. А. Костина. М.: Экономика, 1987. — 119 с.
  191. , P. IT. Культура педагогического общения : психологическое видение формирования / Р. Н. Фатыхова // Проф. педагогика: категории, понятия, дефиниции. Екатеринбург: б.и., 2003. — Вып. 1. — С. 169−176.
  192. , Р. Н. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя / Р. Н. Фатыхова. Уфа: Новый центр, 2000. — 96 с.
  193. , И. С. Педагогика трудового коллектива / И. С. Фиганов. М.: Высш. шк., 1988. — 278 с. — Библиогр.: с. 278.
  194. Философия и культура. М.: б.и., 1987. — 326 с.
  195. Философский энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1983. -1440 с.
  196. , А. Я. Культурология в системе образования / А. Я. Флиер // Высш. образование в России. 1996. — № 4. — С. 32−40.
  197. , А. Я. Культурогинез / А. Я. Флиер. М.: Прогресс, 1995.-213 с.
  198. , Ф. Т. Этика профессионального педагогического работника / Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Новая типография, 1999. — 249 с.
  199. , И. Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира / И. Б. Ханина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. 1990. — С. 34−36.
  200. , К. М. Культурология : энцикл. слов. / К. М. Хоруженко. -Ростов н/Д: Феникс, 1997. 562 с.
  201. , В. С. Сущность и структура профессиональной культуры / В. С. Цукерман // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. Челябинск: ЧГАКИ, 2003.-№ 3,-С. 104−108.
  202. Человек, культура и картина мира: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т философии. -М. .-Наука, 1987.-347 с.: ил.
  203. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / под ред. И. Т. Фролова — Рос. АН. Ин-т человека. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 173 с.
  204. , В. А. Социальный комплекс предметная среда оптимизации педагогического процесса / В. А. Черкасов — Челяб. обл. отд-ние пед. о-ва — Челяб. гос. ун-т. — Челябинск: ЧТУ, 1992. — 107 с.
  205. , И. В. К вопросу формирования адаптационных способностей будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения / И. В. Черникова // Гуманит. и социал.-эконом. науки. 2001. — № 5. — С. 55−58.
  206. , Д. В. Система управления трудовым потенциалом : текст лекции / Д. В. Чудинов — Пермск. с.-х. ин-т им. Д. Н. Прянишникова. Пермь: Перм. СХИ, 1990. — 44 с. — Библиогр.: с. 42−44.
  207. , В. Д. Развитие и диагностика способностей / В. Д. Шадриков. -М. .-Наука, 1991, — 160 с.
  208. , М. Т. Потенциал : сущность и структура / М. Т. Шафиков // Социал.-гуманит. знания. 2002. — № 1. — С. 239−243.
  209. , Ф. Э. Социальные проблемы вузовской науки / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева //Социс. 1996. -№ 6. — С. 68−71.
  210. , О. Р. Педагогическая диагностика процесса воспитания в школе / О. Р. Шефер. Челябинск: б.и., 2002. — 36 с. — Библиогр.: с. 36.
  211. , А. И. Социально-экономические проблемы эффективности научного труда / А. И. Щербаков. Новосибирск: б.и., 1975. — 203 с.
  212. , В. Д. Информационное обеспечение педагогической коммуникации / В. Д. Щиршов // Образование и наука. Известия Урал, науч.-образоват. центра РАО. 2000. — № 3 (5). — С. 76−80.
  213. Экономические проблемы НТП: учеб. пособие для работников НИИ и КБ. М.: б.и., 1984.-65 с.
  214. Эстетика: слов. / под общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. -447 с.
  215. , Ю. Перестройка структуры научно-технического потенциала / Ю. Яковец // Вопр. экономики. 1986. — № 6. — С. 14−17.
  216. , Е. В. Управление качеством образования в высшей школе : теория и практика / Е. В. Яковлев — Челяб. гос. пед. ун-т. — Науч.-исслед. лаб.
  217. Упр. качеством образования в высш. шк.". Челябинск: ЧГПУ, 2000. — 148 с. -Библиогр.: с. 129−147.
  218. , Е. В. Внутривузовское управление качеством образования / Е. В. Яковлев — Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — 390 с. — Библиогр.: с. 361−388.
  219. Education and Society in New Russia. N.-Y., 1994. — 14 p.
  220. Golitsyn, G.A. Information and Creation: Integrating the «Two Cultures» / G.A. Golitsyn, V.M. Petrov. Basel-Boston-Berlin: Birkhauser Verlag, 1995. — 213 P
  221. Manual for surveying national scientific and technological potential, collection and processing of data. Management of the RSD system // Sei. policy stud, und doc. and system. Paris: UNESCO, 1970.-№ 15. — P. 21. — 210 p.
  222. Mcquail, D. Communication / D. Mcquail. L., 1984. — 98 p.
  223. Schutz, A. The phenomenology of the social world / A. Schutz. L., 1972. -165 p.
Заполнить форму текущей работой