Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культурологическая концепция человека в теории социализации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сейчас в науке существует ряд вопросов, решение которых предполагает прояснение специфики пространства и времени, но взятых не как отдельные формы культуры, а в их единстве как активные компоненты культурообразования и культурной самоидентификации социализирующейся личности. В этом смысле определенным методологическим^ потенциалом обладает пространственно-временная непрерывность, доказавшая г… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
    • 1. 1. Место и роль культуры в пространстве и времени человека и общества
    • 1. 2. Самоидентификация социализирующейся личности
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ КАК
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
    • 2. 1. Целостное понимание личности как системы взаимодействующих факторов в истории философии
    • 2. 2. Социализация личности и ее индивидуальность в культурно-историческом процессе
  • ГЛАВА 3. РОЛЬ ДУХОВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА
    • 3. 1. Целостность и единство жизнедеятельности человека
    • 3. 2. Современное понимание специфики ценностных аспектов личности

Культурологическая концепция человека в теории социализации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сложность, неустойчивость социально-культурного бытия требует пересмотра старых концепций становления человека. В этом отношении принцип социализации, нуждается в теоретическом переосмыслении, обосновании, классификации содержательных признаков, что делает исследовательскую задачу актуальной.

Современная социокультурная ситуация характеризуется столь быстрым и фундаментальным изменением, что философско-культурологическое осмысление происходящего в значительной степени отстает от темпов самих этих изменений. Отсутствует как целостное видение современной действительности, так и определение специфики современной формы научной репрезентации социокультурной системы, необходимой и достаточной для ее освоения.

Социализация личности предстает как все более усложняющийся процесс человекотворения, выразившийся и в росте иерархичности личностных структур, и в увеличении количества схем, интерпретирующих социализацию. Социализация обычно рассматривается как двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе.

Этот взгляд на социализацию сформировался в диалоге и борьбе ряда научных направлений и школ. Специфика феномена социализации состоит в том, что он находится на пересечении предмета ряда гуманитарных научных дисциплин. Интересным представляется потенциал культурологической концепции человека основывающейся на выводах социальной философии. В обществе существует единое внутреннее основание для интегрирования феноменов культуры. Этим основанием является внутренний мир человека, его духовное богатство. Человека социализируясь, обогащает общество, способствуя его культурному прогрессу. Итогом такого взаимодействия личности и общества является подъем качественных параметров их бытия.

Актуальной становится задача анализа места и роли культуры в социализации, так как развитие культуры внаше время связано со значительной диспропорцией между исключительно быстрым, лавинообразным ростом новых культурных форм и все большим отставанием возможности их освоения, с чем, по-видимому, связана одна из причин ослабления ею функции нормативности. Это важно, так как, теряя целостность, распадаясь на психолого-педагогические, психологические, социологические модели, дискурс социализации утрачивает смысловое ядро, которое можно восстановить только через системность феномена и главные системообразующие принципы.

Сейчас в науке существует ряд вопросов, решение которых предполагает прояснение специфики пространства и времени, но взятых не как отдельные формы культуры, а в их единстве как активные компоненты культурообразования и культурной самоидентификации социализирующейся личности. В этом смысле определенным методологическим^ потенциалом обладает пространственно-временная непрерывность, доказавшая г в XX столетии свою продуктивность в проекциях идеи непрерывности на. социально гуманитарное знание. Поэтому пространственно-временная непрерывность не случайно стала одной из инноваций. Усложнение объектов науки, осознание их системного характера с необходимостью выдвинули непрерывность в число приоритетных методологических принципов исследования. Это позволило впервые изучать природу таких объектов, границы, существования которых не имеют четких очертаний, поскольку эти объекты" постоянно находятся в становлении, обнаруживая свою незавершенность, пульсацию, что отличает социализацию личности как целостной системы взаимодействующих факторов и единство культурной жизнедеятельности.

Однако ни в философии, ни в культурологии непрерывность пока не отрефлексирована как потенциал исследования социокультурной реальности.

Современная наука еще не сформулировала общих законов пространственно-временных отношений для биологических и социальных систем, хотя некоторые частные случаи изучены. В 90-ые годы появляется осознание необходимости и перспективности введения непрерывности.

Если культура рождается и проявляет себя только в деятельности субъекта, то можно предположить, что центром культурного пространства-времени, выступает субъект, его встроенность в мир культуры, природы, общества. Необходимость выделения субъекта в качестве центра обусловлена тем, что он «организует» пространственно-временную непрерывность, создает его структуру, конструируя свое отношение к прошлому, настоящему, будущему, к принятым нормам и т. д. Культура целостно выражает социализацию субъекта, обеспечивая его способность регулировать деятельность, в ней задана возможность такого структурного многообразия, благодаря которому и обеспечивается формирование субъекта как регулирующего «начала» пространственно-временной непрерывности.

Личность в своей общественной жизни приобретает такое содержание, которое не программируется человеческой генетикой, однако, в сходных социальных условиях личности демонстрируют противоположные устремления. Исследование механизмов социализации помогает иначе представить проблемы соотношения генетической программы и общественной среды, роли самосознания и самореализации в становлении личности.

Методологические подходы к социализации формируют различные науки. Роль же культурологической методологии заключается в переосмыслении понятий «пространство», «время», «субъектность», «самоидентификация» применительно к проблеме социализации в ее современном звучании.

В проблеме социализации пересекаются два основных направления — ценностное и рефлексивное. Ценностная сторона становления личности предполагает доминанту должного: каким должен быть процесс социализации индивида. Рефлексивная сторона направлена на собственную логику социально-культурного в человеке, не зависящую от ценностных предпочтений отдельного субъекта. Анализ характера взаимосвязи содержательной и динамической сторон социализации делает исследовательскую задачу актуальной.

Отдельную задачу составляет роль духовности в формировании ценностной стороны социализации. Духовность — человеческое качество, характеризующее смысл поведения личности, способной к восприятию и активному усвоению форм человеческой культуры в процессе общественной практической деятельности. Уникальность человека ярче всего проявляется в духовности. Это приводит нас к пониманию объективных факторов и экзистенциальных потребностей, порождающих проблему духовности у каждого человека.

Духовность осознается людьми как средство, спасающее от последствий глобальной информационно-технологической экспансии и связанной с ней угрозы физического исчезновения человека как вида. Утверждение человеком высших культурных ценностей поможет ему избежать деградации и полного морального и физического вырождения. Человек должен применить волю, чтобы овладеть сложной системой культуры, этими чистыми формами внешнего мира, которые он способен превратить в формы своей индивидуальной жизнедеятельности, в схемы и способы своей деятельности, чтобы стать человеком духовным. Духовность — продукт и фундаментальное основание культуры, проявление «человеческого в человеке».

Таким образом, проблема социализации концентрируется не только в сфере истории социальных идей, но и в области социальных изменений. По этой причине социализации личности затрагивает экономические, общекультурные, психологические и педагогические аспекты. Их дифференцированное своеобразие составляют инфраструктуру эволюции проблемы социализации.

Степень научной разработанности проблемы. Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта. Понятие социализация появилось в 30-е гг. и с 40−50-х гг. широко используется в социологии, социальной психологии и антропологии. В американской антропологии, традиционно сосредоточенной на изучении культуры, этот термин был подвергнут критике как преувеличивающий значимость усвоения социальных ролей и упускающий из виду передачу когнитивных аспектов культурыбыли предложены альтернативные термины «культурализация» (К. Клакхон) и «инкульту рация» (М. Херсковиц). На сегодняшний день социализация и инкультурация рассматриваются как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему.

В конце XIX века, к понятию социализация обратились ученые, которые стремились изучить процессы, происходящие в личности под воздействием общества. Вот почему понятие «социализация» встречается, прежде всего, в трудах Г. Тарда, Э. Дюркгейма, Ф. Гиддингса, У. Джемса, хотя сама проблема поставлена раньше — в трудах О. Конта, К. Маркса и Ф. Энгельса, Г. Спенсера.

Несмотря на то, что понятие социализации широко и в разных контекстах употребляется всем комплексом социально-гуманитарных наук, специальных работ, посвященных конкретно социализации личности, крайне мало. Такое положение дел свидетельствует о высокой степени контекстуальности проблемы и низкой — концептуальности. Иными словами, социализация принимается как сам собой разумеющийся процесс, социализация берется как свойство разнообразных, не всегда четко определенных многофакторных систем. По этой причине литературу по данной проблематике можно дифференцировать на два класса. Один — исследования собственно социализации, второй — посвящен различным социальным проблемам, эксплицитно включающим процесс социализации в его многоплановости и противоречивости.

Социальные науки чаще всего обращают внимание на три контекста формирования личности — психолого-педагогический, социологический и деятельностный. Социализация, понимаемая как выражение личностно-психологического начала, трактуется как процесс формирования свободного и ответственного индивида, осознающего внутренний характер своего выбора и поведения. Социализация в контексте деятельностного подхода в отличие от психологического, указывает на формирование личности под влиянием типов совместной деятельности людей (К.Х Момджан). Личность, обладающая деятельностным измерением, способна к адекватным социальным поступкам, статусным ролям и к социальному действию (H.H. Козлова, В.Г. Федотова).

Методологическая интеграция деятельностного и психологического подходов к социализации осуществлена через понятие интериоризации, обозначающего процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека. Иначе, социализация представляется как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости, следовать им.

В литературе присутствует ряд типологических схем, отражающих дискретный характер процесса социализации. Это схемы стадий личностного развития. Так, М. С. Каган выделяет три основных этапа социализации — дотрудовой, трудовой, послетрудовой. П. Бергер и Т. Лукман различают два этапа социализации — первичную и вторичную. Методологический принцип дискретности изучения процессов тесно связан с естественнонаучной парадигмой мышления и способностью различения фаз эволюции объекта. Однако отождествление социализации с ее этапами для философии и культурологи является только частью методологии, нацеленной на реконструкцию всеобщности и целостности.

В «Немецкой идеологии» К. Маркс и Ф. Энгельс фактически говорили о процессе социализации, когда утверждали, что «развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении. различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой. физическое существование позднейших поколений определяется их предшественниками. история отдельного индивида отнюдь не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, а определяется ею».1.

Ученые конца XIX — начала XX века попытались связать социализационные эффекты с поведением человека в обществе. Габриэль Тард, стремился выявить связь социализации с подражанием. Он обратил внимание на то, что «индивидуальное согласие влечет за собой несогласие социальное» в том смысле, что существует дефицит желаемых людьми предметов. «Для устранения этой неурядицы представлялось только одно средство. Нужно было, чтобы из этих противоречивых галлюцинаций, какие в большом числе возбуждал у первобытных людей вид окружающей природы, выделилась одна или несколько таких, какие были свойственны какому-нибудь замечательному человеку и которые оказались бы, в конце концов, признанными всеми. Это происходило вследствие личного влияния этого человека и подражательной л доверчивости его близких». Хотя обобщения Тарда* критиковались, он поставил важный для теорий социализации вопрос о роли взаимодействия в организации социального поведения людей.

У Эмиля Дюркгейма концепция социализации опирается на выдвинутый им принцип социологизма. В духе этого принципа он, в частности, дал убедительную трактовку воспитания, связывая его с социализацией, и писал по этому поводу: «Общество может существовать только тогда, когда между его членами существует достаточная степень однородности. Воспитание воспроизводит и укрепляет эту однородность, изначально закладывая в душе ребенка главные сходства, которых требует коллективное существование. Но с.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т. — М.: 1985. Т. 2. С. 411— 412.

2 Тард Г. Социальная логика. — СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. С. 123. другой стороны, без известного разнообразия любая кооперация была бы невозможна. Воспитание обеспечивает сохранение этого необходимого разнообразияпри этом оно само дифференцируется и специализируется. Стало быть, в обоих своих аспектах оно состоит в социализации молодого поколения", воспитание для него «не больше, как образ и подобие общества. Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его».3 Таким образом, суть позиции Э. Дюркгейма заключается в признании за обществом активного начала и приоритета его перед человеком.

Уильям Джемс выявил в социализации психологический аспект: влияние различных социальных сообществ на личность, с ними связанную, столь велико, что «на практике получается деление человека на несколько личностейэто может повести к дисгармоничному раздвоению социальной личности».4.

Из теоретических концепций социализации особый интерес представляет, с одной стороны, концепция Т. Парсонса, в которой проявились особенности понимания общества с точки зрения его структуры и функций, с другой — концепции представителей такого понимания общества, где большее значение придается уникальным человеческим общностям и уникальности человека как участника социальной жизни: предшественников и представителей символического интеракционализма (Ч. X. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Блумер), феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), этнометодологии (Г. Гарфинкель), социологов, стремящихся соединить макро и микросоциологические подходы к обществу (И. Гофман, Э. Гидденс, П. Бурдьё и др.).

Т. Парсонс в развернутой социологической теории функционирования общества определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли». В основе процесса.

3 Дюркгейм Э. Самоубийство: Пер. с фр. / Изд подгот. Вал. Л. Луков. — СПб.: Союз, 1998. С. 451.

4 Джемс У. Психология / Под ред Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991. С. 84−85 и социализации, как считал Т. Парсонс, лежит «генетически данная пластичность человеческого организма и его способность к обучению». Универсальная задача социализации — сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Он относит социализацию к двум основным средствам (второе — социальный контроль) установления социального равновесия. Социализацию он связывает с интериоризацией общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Тем самым он развивает концепцию интериоризации Л. С. Выготского, который понимал под ней основной механизм обучения — «переход от наблюдаемого и автоматически повторяемого (за наставником или коллективом) действия к его самостоятельному сознательному осуществлению».5.

Я-концепция Чарлза Кули переносит в социализации акцент на «социальную самость», или «зеркальную'самость», 6 такой подход определяется I как «субъект-субъективный» Отсюда внимание ученого к малым группам — семье, соседям, друзьям, где, по его мнению, только и рождается человеческая природа: «Человек не имеет ее от рожденияон может обрести ее лишь п благодаря товариществув изоляции она приходит в упадок».

Дж. Мид точно так же связывает социализацию с формированием «Я» и «Меня», со «значимыми другими», общение с которыми приводит к появлению о абстрактного представления об «обобщенном другом».

5 Шейнин А. Г. Выготский // Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2 т / Гл ред. и сост. С. Я. Левит. — СПб: Унив. книгаАлетейя, 1998. Т. 1. С. 136.

6 Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 316−329.

7 Кули Ч. Первичные группы // Там же. С. 334.

8 Мид Дж. Аз и Я // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. С. 229−230.

Феноменологическая социология, у истоков которой были работы А. Щюца, а наиболее значительными представителями стали П. Бергер и Т. Лук-ман, раскрыла связь социализации с повседневностью.

Понятие «социализация» продолжает разрабатываться и в последнее время. Так, Э. Гидденс в своей «Социологии» определяет социализацию как «социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностямв этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла».9.

Новый аспект вносит и рассуждение П. Бурдье о соотношении социализации и социального института.

В неопозитивистской концепции социальной интеграции П. -А. Сорокина, выделены три наиважнейших фактора социальной интеграции, а именно:

1. «Космическо-географическая» социализация индивидов: климат, территория и т. п.

2. «Биолого-физиологическая» социализация: основные инстинкты и стимулы, заставляющие людей вступать в многочисленные взаимодействия.

3. «Психологическая социализация»: внушение, подражание, эмоционально-интеллектуальные контакты и т. п. 10.

Большое значение придается также концепциям, идеям и подходам к ' социализации, изложенным в трудах 3. Фрейда, М. Вебера, Р. К. Мертона, Н. Смелзера, Э. Эриксона, Э. Фромма, В. Франкла, ряда других известных исследователей.

М. Мид развила концепцию культурной социализации, сформулировав положение о том, что проблемы наших детей есть порождение нашей цивилизации и особенно двух ее последних столетий, когда, помимо.

9 Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 672.

10 Сорокин П. А. Система социологии. — М.: Астрель, 2008. С. 261−287. характерного для архаических обществ постфигуративного типа (когда дети учатся у старшего поколения) возникли два новых типа культурной социализации — конфигуративный (где и дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративный (где взрослые учатся также у своих детей). Культура примитивных народов выработала такие механизмы социализации, которые позволяют совершить переход из мира детства в мир взрослых безболезненно в рамках постфигуративной культуры.11.

Психологическая антропология как междисциплинарное направление исследований отражала желание культурных антропологов проникнуть во внутреннюю психологическую жизнь индивидов, обусловленную их культурной социализацией. Однако в отечественной науке понятие «культурная социализация» еще не вполне установилось.

Социологические и психолого-педагогические стратегии описания процесса социализации имеют свои ограничения, обусловленные прежде сильным элементом редукционизма, препятствующего социально-философским смыслам системности и целостности социально-культурных феноменов.

Исторические горизонты социально-философского и культурологического подхода к социализации личности требуют также исследования классических сценариев становления (воспитания, образования, обучения) человека, к которым относятся рационалистические схемы влияния общества на формирующуюся личность в эпохи античности, Ренессанса, Модерна и Постмодерна.

Учитывая системность, сложность процесса и продукта социализации, следует указать на лакуны в ее исследовании. Так, например, не все содержательные и концептуальные элементы социализации выявлены. Остается некоторая неопределенность в соотношении типологии этапов с содержательной типологией: такое важное свойство социализации как идентификация разбросано по разным типологическим характеристикам.

11 Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. — М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. С. 322−323.

Иными словами, возникает необходимость в такой реконструкции, где этапы социализации, ее продукты и собственно механизмы были бы объединены в единую систему и включали бы их как полноправные элементы. В то же время задача социально-философского' и культурологического анализа с необходимостью предполагает обращение к духовно-ценностной составляющей становления личности, взятой в ее универсальной значимости.

Объектом исследования является культурно-исторический процесс социализации личности.

Предметом исследования является социализация личности в контексте культурологической концепции человека.

Цель исследования — определение места и роли социализации личности в культурном пространстве и времени, через призму духовной составляющей и роли духовности в процессе социализации культурного человека.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Проследить становление проблематики места и роли культуры в пространстве и времени человека и общества.

2. Произвести анализ культурной самоидентификации социализирующейся личности.

3. Исследовать целостное понимание личности как системы взаимодействующих факторов в истории философии.

4. Выявить природу социализации культурной личности и ее индивидуальности на основе исторически сложившейся культуры.

5. Охарактеризовать целостность и единство культурной жизнедеятельности человека.

6. Представить современное понимание специфики ценностных аспектов культурной личности.

Методологическая основа исследования. Основным методом данного исследования является диалектика, позволяющая рассматривать явления в изменении и развитии, с учетом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей, причин и следствий, анализируя критически существующие научные взгляды. Исследование проведено с учетом положений и выводов, содержащихся в научных публикациях зарубежных и российских авторов по проблемам социализации и социокультурного развития. Использованы методы герменевтического анализа, позволяющие изучать понятия в их связях с другими понятиями внутри одного поля значений, что является одним из релевантных философско-методологических способов анализа.

Теоретическую основу исследования составили труды классиков истории философии, культурологии, социально-философской мысли, теоретико-методологические работы отечественных философов по анализу человека и общества в культурологическом аспекте, философской антропологии, социальной динамике, методологии социального познания, деятельностного подхода, постмодернистской социальной мысли, труды психологов, работы представителей психоанализа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— проведен социально-философский анализ социализации личности в свете культурологической концепции человека. С субъект рассматривается как центр культурного пространства и времени в настоящем, что актуализирует его бытие в каждый конкретный момент процесса социализации. Настоящее представлено как временная характеристика непрерывности осваивающейся через бесконечное конструирование, перевод настоящего времени в формы пространства, которое выражает значимость событий во времени. Пространство и время — важные моменты, факторы культуры, ее специфики. Центром культурного пространства-времени выступает субъект с его встроенностью в мир культуры, природы, общества. Культура характеризуется как непрерывность смыслообразования, понимания и общения постоянно самовосстанавливающаяся. ' 16 •.

— установлено, что социализация личности является способом детерминации целерационального поведения, источником духовного богатства нравственного субъекта — то есть, процессом социального обучения.

— эксплицирована культурная жизнедеятельность человека как сложноорганизованное динамическое образование, объективированное в формах культурной деятельности и являющееся главным условием и решающим механизмом социализации культурной личности. обосновано, что свобода культурной личности является сферой возможного выбора значимых для конкретной личности видов свобод. проведен анализ влияния детерминант духовного бытия человека в их многообразии, противоречивостии избирательности на: социальное: бытие личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в: ! привлечении внимания ученых, культурологов и. широкой общественности к потенциалу культурологической концепции человека в культурно-исторической теориисоциализации личности, к процессам функционирования духовной культуры в обществе, тенденции социокультурного развития личности, социальных групп и институтов.

— в возможности использования основных положений и выводов исследования в дальнейшей разработке теоретического. анализа места и роли. культуры в социализации.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— материалы и выводы диссертации могут быть использованы: в качестве мировоззренческой, методологическойи: аксиологической основы, для конкретного анализа социокультурной реальности, в рамках которой новые парадигмы развития культуры непосредственно влияют на процесс собственного культурного роста, выраженного в жизненных и практических установках культурной личностисодержание и выводы диссертации можно использовать в образовательном процессе при разработке и реализации учебных курсов по философии культуры, спецкурсов по культурологии, социальной философии, при преподавании учебных дисциплин по политологии, прикладной социологии и этике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социализация есть особый культурно-исторический процесс формирования человека как личности определенного общества, субъекта культуры, общественно — трудовой деятельности, совершающейся в формах, созданных предшествующим развитием.

2. Атрибутивной характеристикой культурно-исторического процесса социализации признается время. Поскольку культура рождается и проявляет себя и свое развитие только в деятельности субъекта, постольку центром культурного пространства-времени, его самой фундаментальной константой выступает субъект, культурная личность, не имеющая в своем развитии завершенности, всегда открытая для дальнейшего развития в поисках пути к совершенству.

3. Специфические черты культурологического анализа социализации личности по сравнению с социологическим и психолого-педагогическим исследованием социализации. В основе интерпретации структуры и смысла процесса культурно-исторического процесса социализации лежит концепт «личность». Системные особенности культурологической социализации личности не являются сугубо иерархическими, они характеризуются свойствами взаимного конструирования и дополнительности.

4. Духовная составляющая культурно-исторического процесса в социализации отнесена к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность культурологической социализации. Ее ментальность проявляется в процессе развития культурных способностей человека, в добровольном выборе индивидом важнейших культурных ценностей и идеалов, в самосозидании, потребности самосовершенствования, будучи продуктом и фундаментальным основанием культуры.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования получили апробацию на научно-практической конференции «Интеграция науки и образования — ресурс развития региона» (Биробиджан, 2002 г.), на второй международной научной конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах» (Благовещенск, 2002 г.), научно-практической конференции преподавателей и сотрудников филиала (Благовещенск, 2003 г., 2004 г., 2007 г.) региональной научно-практической конференции «Молодежь XXI века: шаг в будущее» (Благовещенск, 2004 г., 2009 г.), «Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского» (Благовещенск, 2008 г.), международной научной конференции «Россия — Восток — Запад: Проблемы межкультурной коммуникации» (Владивосток, 2009 г.).

По теме исследования опубликовано 12 научных статей, докладов и тезисов, а так же одна работа в научном журнале Вестник Академии (Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы), включенном ВАК МОиН в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Культура развивается во времени, которое является неотъемлемой составляющей процесса социализации личности, приобретающая решающее экзистенциальное значение в человеческом сознании и бытии. Социокультурное время носит многоуровневый характер. В нем имеется время, которое определяет историю происхождения человека как родового существа, время формирования наций и народностей, развития и смены эпох, формаций, время индивидуального бытия человека.

2. Пространство и время являются факторами специфики культуры, где культура это способность ориентироваться в пространстве и времени. Центром культурного пространства-времени, его самой фундаментальной константой и выступает субъект, его встроенность в мир культуры, природы, общества. Субъект «организует» культурную пространственно-временную непрерывность, создает его структуру, конструируя свое отношение, к прошлому, настоящему, будущему, к принятым нормам, к далекому и близкому и так далее.

3. Проекция социальности и проекция социализации невозможны без категории времени. Каждый временной период имеет в основании культуры определенную систему ментальных явлений, в которых фиксируется понимание пространства-времени, свободы, ответственности, деятельности, что составляет каркас сознания любого человека, социализированного в соответствующей культуре.

4. Социализация личности происходит в ходе рефлексии над мировоззренческими архетипами, универсалиями культуры. Культура — это особый проект места в мире, созидаемый поиском человека человеком, направляющим этот поиск, что является фундаментальной заботой человечества. Индивид в горизонте культуры это индивид в горизонте личности, где человек по своему происхождению, есть открытость миру.

5. В качестве системного феномена социализация реализует себя в социальных контекстах развертывания личностных характеристик, в теоретических реконструкциях моделей социализации, в структурности и целостности социализации. Системный образ социализации личности основан на векторности самого процесса, что определяется многообразием значений и смыслов социализации.

6. Освоение социально исторически сложившихся форм культурной деятельности индивида — главное условие и решающий механизм индивидуального становления личности. Индивидуальная жизнедеятельность каждого культурного человека выступает как целая система процессов, саморегуляция которых является их особой разновидностью.

7. Культурная жизнедеятельность человека — это наиболее обобщенно — содержательная характеристика человеческой жизни во всех ее проявлениях. Целостность, компоненты которой находятся между собой в определенных связях и отношениях, объективированных в формах культурной деятельности и являющихся главным условием и решающим механизмом социализации культурной личности, включающая в себя самоконтроль, осуществляемый, в процессе приобщения к, культуре, в способностях.

8. Внутренним условием самореализации выступают нравственные принципы человека, степень его нравственного развития. Противоположностью самореализации выступают самоотчуждение личности. Оно находит отражение в различных сферах культурной жизнедеятельности людей и проявляется в форме технологического, экономического, политического, духовного отчуждения.

9. Специфическая и главная функция менталитета заключается в обеспечении механизмов стабильности, а не механизмов" изменения. Благодаря этой основной ментальной функции организуется целостность и единство коллектива через самоидентификацию индивида с социальной общностью, с государством, с природой, с историческими событиями. В настоящее время менталитет выполняет функцию сохранения культурных и гносеологических стереотипов, являясь ядром психического склада, по сути, ментальные ценностные ориентации являются базовыми.

10. Духовность является принципом саморазвития и самореализации. Неотъемлемой стороной развития нравственности является подлинная свобода личности и ее ответственность перед собой и обществом. Свобода культурной личности должна пониматься как сфера возможного выбора значимых для конкретной личности видов свобод, рамки личной свободы равны рамкам его успешной деятельности или степени его социализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. Диалектика человеческой жизни: (Соотношение философии, методологии и конкретно-научных подходов к проблеме индивида) / К. А. Абульханова Славская. — М.: «Мысль», 1981. — 224с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. Личность в жизнедеятельности, деятельности и общении / К.А. Абульханова-Славская М.: «Наука», 1983. — 335с.
  3. , Н. «Мудрость философии и проблемы нашей жизни» / Н. Аббаньяно / Перевод с итальянского, комментарии и именной указатель А. Л. Зорина. — Санкт Петербург: Изд-во «Алетейя», 1998. — 320с.
  4. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев — М.: «Мысль», 1969.-339с.
  5. , В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Кн. 1 / В. И. Андреев. — Казань.: Изд-во Казан. Ун-та, 1996. — 565с.
  6. , В. П. Проблемы социализации личности / В. П. Андреенкова//Социальные исследования. —М.: Наука, 1970. С. 19—21.
  7. Антология мировой философии // Философия древности и Средневековья. В 4 т. М.: 1969. Т.1. — 480с.
  8. Е.А. Социальная роль и социальная активность личности. — М.: Просвещение, 1971. 139с.
  9. Аристотель. Метафизика, XII. // Собрание сочинений. В 4 т. -М.: Т.1. 1975.-550с.
  10. Аристотель. Никомахова этика. // Собрание сочинений. В 4-х т. М.: Т.4. 1983.-658с.
  11. Аристотель. О душе. // Собрание сочинений. В 4-х т. М.: 1978. Т.2 — 652 с.
  12. Аристотель. Физика. //Собрание сочинений. В 4-х т. М.: 1981. — 657с.
  13. Ф. Человек перед лицом смерти. / Перевод с фр. Ромина В.К.- Общ. ред. Оболенской C.B.- Предислов А. Я. Гуревича с. 5−30. М.: Прогресс. Прогресс академия, 1992. 526с.
  14. Арендт X. Vita aktiva, или о деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина- под ред. Д. М. Носова. СПб.: Алетейя. 2000. — 284с.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: 1976. — 158с.
  16. В.Ф. Историко-философские этюды. — М.: 1984. 318с.
  17. JI. Е. Зараза антикультуры/ JI.E. Балашов//Весн. Рос. Филос. О-ва. -2001. № 4. С. 14−19
  18. JI.M. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989. С. 220с.
  19. Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с англ. Под ред. А. Ф. Филлипова. — М.: Аспект-Пресс, 1996. 255с.
  20. Бауман 3. Индивидуализированное общество./ Пер. с англ., под ред. B.JI. Иноземцева. М.: Логос, 2005. — 390 с.
  21. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. —М.: «Academia-Центр» Медиум, 1995. 244с.
  22. Н. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 173с.
  23. Н. А. Философия неравенства /Н. А. Бердяев- сост. предисл. и примеч. JI. В. Полякова. -М.: ИМА-пресс, 1990. -228с.
  24. Л.Н. Облик: знак или образ // Киноведческие записки. Историко-теоретический журнал. 1992. № 16.
  25. В.В. Философия и религия // Вопросы философии, 1992. № 7. С. 173−187
  26. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. — 413с.
  27. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1976. Т. 24.-221с.
  28. Л.А. Ренессанс и советская культура// Вопросы философии. 2006. № 12. С.38−59
  29. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. М.: Наука, 1978. — 432с.
  30. Л.П. Человек: деятельность и общение — М.: Мысль, 1978. — 216с.
  31. П. Практический смысл: Пер. с фр. М- СПб.: Ин-т эксперимент, социологии, Алетейя, 2001. — 562с.
  32. Ф. Сочинения. В 2 т. М.: 1978. — Т.2. — 456с.
  33. . Мотив чужого. Минск: Пропилеи, 1999. — 176с.
  34. К. Философская антропология / Пер. с исп. F. Вдовина. М., «Христианская Россия», 2000. — 360с.
  35. Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. — 2000. № 1.
  36. М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века / Перевод, примечания, комментарии П. П. Гайденко и Ю. Н. Давыдова. М.: 1991. — 442с.
  37. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808с.
  38. В. Введение в философию. М.: 1997. — 310с.
  39. П.П. Прорыв к трансцендентному. — М.: Республика, 1997. — 495с.
  40. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. В Зт. М.: 1977, Т.З. -471с.
  41. Г. Философия права. М.: 1990. — 528с.
  42. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: 1994. — 250с.
  43. С. Мировоззрение и идеология / Избранные сочинения. Приложение к журналу «Вопросы философии». — М.: Росслен, 1999.
  44. C.B. Ценностные основания менталитета в трансформирующемся российском обществе: Дис.канд. Философ. Наук: -Ставрополь, 2002. 186с.
  45. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 704с.
  46. М.Г. Диалектика язычества и проваславия в структуре русского менталитета: Автореф. Дис. кандид.филос. наук. — Н. — Новгород, 2001.-24с.
  47. Т. Избранные произведения. В 2 т. — М.: 1964. Т.2. 748с.
  48. Г. Е. Исторический материализм и развитие социалистического общества. — М.: Политиздат, 1973. — 607с.
  49. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Перевод с англ., и фр. — М.: 1990.-199с.
  50. П. Избранные .произведения: В 2.. М.: Соцэкгиз, 1963. Т.1. — 480с.
  51. А.Х. Неизбежность пантеизма // Культура эпохи Возрождения.-М.: 1986. 141с.
  52. А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350с.
  53. П.С. Человек как объект социально — философского анализа. — М.: Прогресс, 1988. 476с.
  54. JI. Н. От Руси до России. Очерки по русской истории /Л. Н. Гумилев / Под ред. акад. А. М. Панченко. М.: Дрофа- Наталис, 1996. — 352с.
  55. Э. Идеи к чистой феменологии и феменологической философии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 370с.
  56. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Серия — Образование и наука. Справочники. -М: Изд. ОлмаМедиаГрупп, 2007. 2716с.
  57. Д.В. Основные этапы развития античной философии //Отв. ред.: М. Ф. Овсянникова, Т. Г. Кукава.- АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1977.-295с.
  58. . Голос и феномен. СПб.: Алетейя, 1999 — 208с.
  59. Р. Избранные произведения М.: 1950. — 430с.
  60. Г. В. Проблема человека в раннегреческой философии. Изд-во Ростовского ун-та, 1987. 174с.
  61. Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.-352с.
  62. Э. Самоубийство: Пер. с фр. / Изд. подгот. Вал. А. Луков. — СПб.: Союз, 1998.451с.
  63. A.A. Определение культуры и место материальной культуры в общей культуре. — М. 6 1967. 146с.
  64. А.Г. Проблемы-интереса. JI.: 1964.-62с.
  65. Л.А. Становление личности. — Горький, Волго Вятское кн. Изд-во, 1987.-216с.
  66. A.A. Фактор понимания. М.- Алгоритм, 2006. — 461с.
  67. , Н. С. Культура и общественный прогресс / Н. С. Злобин. — М.: Наука, 1979. — 69 с.
  68. Изложения учения Сен-Симона. Перевод с французского Пер.: Ландау М. Е., Вступ. ст.: Волгин В. П., Под ред. и с коммент.: Желубовская Э. А. — М., Л., Изд-во АН СССР, 1947. 599с.
  69. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. — 400с.
  70. История эстетики.: памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. — М.: 1962. Т.2. -488с.
  71. В.Л. Граница как позиция и предмет понимания. В кн.: Понимание как усмотрение и построение смыслов. Тверь. 1996. — С.63−80
  72. М.С. Философия культуры. СПб.: 1996. — 415с.
  73. Э. Философия символических форм. Т. 1−3. М.-СПб., 2002. — 429с.
  74. И.И. Отчуждение: истоки и современность. Симферополь: Таврия, 1990.-200с.
  75. И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М.: 1964. Т.З. — 756с.
  76. .Г. Современность — как принуждение и свобода // Вопросы философии. 1998. № 4
  77. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968.-275с.
  78. Керимов Т. Х Поэтика времени. М., Академический проект, 2005. — 218с.
  79. Л.А. Стиль и цивилизация // Антолблогия исследования культуры. СПб.: 1997. — 278с.
  80. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного подхода. —М.: 1974.- 49с.
  81. Кон И. С. Индивидуальность и способности. М.: Наука, 1983. — 278с.
  82. Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  83. А. И. Социализация// Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С.130−144
  84. А. И.Социализация личности: норма и отклонение. М.: Ин-т молодежи, 1996. — 478с.
  85. А. И., Луков Вал. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999. -351с.
  86. А. И. Социализация // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М.: Мысль, 2004. Т.2. — 572с.•.'- 175. .
  87. , Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. —- Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.— 173 с.
  88. Ч. Первичные группы.Американская социологическая мысль. -М.: 1994.- 149с.
  89. Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. -М.: Изд-во:Моск. ун-та, 1994. 329с.
  90. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. — СПб.: Университетская книга- ООО «Алетейя», 1998.-447 с.
  91. В.Ф. Духовность и отчуждение/Ютчуждение как социокультурный феномен /Тезисы докладов всесоюзной научно-практической конференции. 1991, Симферополь.-Киев., 1991.- С. 67−77
  92. II.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века// Психологический журнал. 2000. Т.21-№ 3. С. 73−87
  93. , Ю. А. Собрание сочинений / Ю. А. Левада. —- М.: Наука- 1970. —-344 с.
  94. С.А. Философия науки: словарь основных терминов. — М.: Академический проект, 2004. 320с.
  95. Г. Лебон Психология толпы // Психология- толпы. М.: Институт психологии РАН, Изд-во «КСП+», 1999. — 416с. • ' л
  96. Е.В. Идея отношения в познании человека. В кн.: Новые идеи в философии. Вып. 9. Пермь, 2000.
  97. В.А. Субъект, объект, познание. ^ М: Наука, 1980. 357с.
  98. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960. № 6. С. З-10
  99. М.А. Поэтическая справедливость. Идея эстетического воспитания в истории общественной мысли. — М.: Фабула, 1993. 106с.
  100. А.Ф. Эстетика Возрождения. — М.: Мысль, 1978. 623с.
  101. . Ф. Методологические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов.— М.: Наука, 1984.-305с.
  102. А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980.-737с.
  103. Н. Что такое «Личность»? // Вопросы философии 1998. № 2. С.54−64
  104. Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения. В 2 т. М.: 1960. Т.1.- 620с.
  105. Дж. О государственном правлении // Избранные философские произведения. В 2 т M.: Т.2. 1960. — 736с.
  106. А.Ф. Миф — Число — Сущность. М.: Мысль, 1994. — 552с.
  107. P.A. Отношение разума и веры в новоевропейской метафизике (Августин, Декарт, Паскаль): Монография. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1999.- 183с.
  108. C.B. Метаморфозы традиционного сознания. Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. СПб., 1994. -288с.
  109. Е.С. «Высокое знание» в духовности человека европейской культуры и восточная' мудрость. С. 69−81// Психологический универсум образования человека ноэтического. Сборник статей. — Томск: Володей. 1999." — 384с.
  110. Г. Г. Формирование средневековой философии. М.: Директ — Медиа, 2009. — 739с.
  111. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). -М.: Мысль, 1983. -284с.
  112. B.C. Постмодернизм // Современная западная философия: Словарь. -М.: 1991. С. 237−240
  113. B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии.1998. № 2. С.43−53
  114. Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии.1999. № 8. С 11−19
  115. К. К критике политической экономии. //. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1959. Т. 13. — 738с.
  116. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т. -М.: 1985- Т. 2. 803с.
  117. Мид Дж. Аз и Я II Американская социологическая мысль: Тексты / пер. А. Гараджи / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 237с.
  118. Мертон Р: К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
  119. Мотивация жизнедеятельности студента М.: Наука 1971. — 322с.
  120. Э. Персоналистская и комунитарная революция- Раздел Персонализм против морализма и индивидуализма. — М.: 1999. 265с.
  121. H.H. Человек во Вселенной и на Земле (по поводу книги И.Т., Фролова «О человеке и гуманизме»)//Вопросы философии. — 1990. № 6. С.32−45
  122. Э. Манифест персонализма. — М.: 1999.-124с.
  123. , А. В. Введение в социальную педагогику I А. В. Мудрик. — М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 1997. — 365 с.
  124. A.C. О менталитете русской культуры: моноцентризм или полицентризм // Гуманитарий: Ежегодник. —^^СПб., 1996-^^ № 1. С. 125−157
  125. НарскийИ.С. Отчуждение и труд.-М.: 1983. — 144с.
  126. Ф. По ту сторону добра и зла. // Сочинения. В.2т. М.: 1990. Т. 2. С. 158−230 .
  127. , О. М- Нравственно-правовая культура личности как средство профилактики противоправного поведения в молодежной среде : монография /
  128. О. M. Никулина, Е. H. Шумелкина, Г. И. Железовская и др. — Саратов: Изд. центр «Наука «, 2007. — 188 с.
  129. Е.Ю. «Экономический человек»: быть и иметь» // Вестник Моск. Унив. Серия философия. 1996.№ 6. С.123−126
  130. Е. В. Культурная социализация и самоидентификация хакеров: Дис. канд. социол. наук. М., 2004. 176с.
  131. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 800 слов и фразеологических выражений. Рос. АН- Рос. Фонд культуры. — Изд. 3-е. — М.: «АЗЪ», 1996. — 928с.
  132. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М.: 1991. 224с.
  133. От романтизма до наших дней. ТОО ТК «Петрополис», Санкт -Петербург, 1997.-С.880
  134. Пико дела Мирандола Эстетика Ренессанса / Перевод Н. Брагиной В 2 т. -М.: 1981 Т.1. -495с.
  135. Платон. Избранные диалоги. М.: 1986. — 607с.
  136. К.К. Человек в социалистическом и буржуазном обществе. — М.: 1966.-136с.
  137. Платон // Собрание сочинений в 4 т.- М.: 1993. Т.2. 528с.
  138. Платон. Диалоги. M.: 1986. — 607с.
  139. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: Инфра-М, 2000. — 140с.
  140. М.М. Историческое и логическое (философско-методологический анализ): Монография. — Нижний Новгород.: Изд. ВГИПА, 2004.- 186с.
  141. М.М. Философия и метафилософия: Монография. Нижний — Новгород: Изд-во ВГИПА, 2006. — 348с.
  142. М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Монография. Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. — 245с.
  143. М.М. Бытие, гуманизм и второе осевое время. Монография. -М.: Росс, гуманист, о-во, 2008. 238 с.
  144. М.М. Природа философии и религии в истории мировоззрения. Монография. Н. Новгород: ВГИПУ, 2010. — 368с.
  145. М.М. Технологическая природа религии. Монография. -Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. 327с.
  146. Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой половины XV в. / Н.В. Ревякина- АН СССР, Сиб. отд-ние, инст. Истории, филологии и философии. Новосиб. Гос ун-т. — М.: Наука, 1977.-272с.
  147. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Пер. с итал. СПб.: ТООТК «Петрополис», 1994. — 320с.
  148. А.И. Духовность — основа русского менталитета. — М.: 2000. — 347с.
  149. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989. № 4. С. 89
  150. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. Переводы. Подготовили B.C. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, H.A. Полторацкий, А. Д. Хаютин. [Коммент. B.C. Алексеева-Попова и Л.В. Борыцевской]. М.: Наука, 1969. — 703с.
  151. O.K. Диалектическая телеология. — М.: 1998. 145с.
  152. Е.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 65−73
  153. И. А. Информация, коммуникация, трансляция в социокультурных процессах современного общества: Автореф. дис. доктора культурологии. Краснодар, 2001. -27с.
  154. В.Е. Искусство как межличностная коммуникация: (Социально-психологическая концепция) / Санкт Петербург. Гос. ун-т. -СПб.: Изд-во Санкт — Петербург, ун-та, 1995. — 199с.
  155. В.В. Культура. Деятельность. Общение. М.: РОССПЭН, 1998.-480с.
  156. В.В. Универсальный текст культуры // Сильвестров В. В. Культура. Деятельность. Общение. М.: 1998. — 680с.
  157. Н. Социология: Пер. с англ. / Науч. ред. издания на рус. яз.
  158. B. А. Ядов. М.: Феникс, 1998. — 685с.
  159. В.В. Введение в классическую философию. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.-349с.
  160. П. Человек, цивилизация, общество. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 587с.
  161. П. А. Система социологии. М., Астрель, 2008. — 1008 с.
  162. . Избранные произведения. В 2-х т. Общая ред. И вступит, ст., с. 5−77. В. В. Соколова. М.: Госполитиздат, 1957. Т.1. — 631с. ,
  163. С.П. Социология. Человек как объект и предмет социологического изучения // Социально — гуманитарные знания. — 1999. № 6.1. C.34−56
  164. Ю.С. Константы: Словарь Русской культуры/ Ю. Степанов. — 2-е изд. испр. и доп. М., Академический проект, 2001. — 992с.
  165. Л.П. Проблемы целостности личности: (гносеологический аспект). -М., 1987. 132с.
  166. А.Д. Специфика структуры нравственного сознания // Человек в системе нравственных отношений. — М., 1996. — 197с.
  167. А.И. Диалектика снятий противоречий личностного и профессионального измерений в становлении личности. — М.: 2004.
  168. A.B. Место и роль социализации личности в культурологической концепции человека / A.B. Субботина // Вестник Академии
  169. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы). Научный журнал. № 2. — М., 2010. — С. 64−67.
  170. A.B. Проблемы реализации личности в учении Конфуция/ A.B. Субботина // Россия и Китай на дальневосточных рубежах: материалы международной научной конференции (г. Благовещенск, 15−17 мая 2002 г.). -Благовещенск, 2002. С. 33−35.
  171. A.B. Социализация молодежи/ A.B. Субботина // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы пятой региональной научно-практической конференции (г. Благовещенск, 12−13 мая 2004 г.). — Благовещенск, 2004. С. 163−165.
  172. Субботина А. В: Востребованность выпускников на рынке труда/ А. В. Субботина // Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского: сборник докладов (Благовещенск, 7 февраля 2004 г.). Выпуск 5: В 2-х ч. — Благовещенск, 2004. 4.1. — С. 230−238.
  173. A.B. Целостность и единство культурной жизнедеятельности человека/ А. В. Субботина // Чтения памяти профессора Евгения Петровича Сычевского: сборник докладов (Благовещенск, 7 февраля 2008 г.). Выпуск 8. -Благовещенск, 2008.-С. 181−196.
  174. A.B. Менталитет как целостное выражение коллективных ценностей/ A.B. Субботина // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы десятой региональной научно-практической конференции. Благовещенск, 2004.-С. 142−143.
  175. A.B. Современное понимание специфики ценностных аспектов * культурной личности/ A.B. Субботина // Программа и тезисы 4-й международной научной конференции (г. Владивосток, 2−4 апреля, 2009 г.). — Владивосток, 2009. С. 103.
  176. A.B. Место и роль социализации личности в культурологической концепции/ A.B. Субботина // Вестник Академии. — М, 2010. № 2-С. 64−67.
  177. Г. Социальная логика: Пер. СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. -427с.
  178. А.И., Воронцов Б. Н. О месте понятия отчуждения в системе категорий марксизма // Вопросы философии. 1978. — № 11. С.15−38
  179. А.Д. Постижение истории: Сборник: Пер. с англ. / Сост. A.B. Огурцов- Вступит. Ст. В.М. Уколовой- Заключительная ст. Рашковского Е. Б. Авт. Коммент. Д. Э. Харитонович, Н. И. Колышкина. М.: Прогресс, 1990. -730с.
  180. Толковый словарь русского языка: В 3-х т. Т.1: А-М / Под ред. Д.Н. Ушакова- Сост. Г. О. Винокур и др. -М.: Веге, 2001. 704с.
  181. М.Б. Философские основания культурологи: Сб. / Сост. и предисл. А. П. Огурцова, O.K. Румянцева. М., РОССПЭН, 1997. — 437с.
  182. М.Б. Философские основания истории культурологии // Постижение культуры. Вып. 7. М., 1988. С.86−122
  183. H.H. Время человеческого бытия. / Отв. Ред. В. А. Лекторский: АН СССР, инст. Философии. М.: Наука, 1987. — 255с.
  184. УстюговаЕ.Н. Стиль как историко-культурная проблема. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. — СПб., 1997. — 260с
  185. Философской словарь // Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. М., Политиздат, 1986. — 444с.
  186. Л. Избранные философские произведения. В 2 т. Общ. ред. И всупит. Ст., с.5−50, М. М. Григоряна. Т. 1−2. М.: Госполитиздат, 1955. — Т.1. -676с.
  187. Л. Избранные философские произведения- В 2т. Общ. ред. И всупит. Ст., с.5−50, М. М. Григоряна. Т. 1−2. М.: Госполитиздат, 1955. — Т.2. -943с.
  188. СЛ. Реаьность и, человек / Примеч Р. К. Медведевой. — М.: Республика, 1997. 478с.
  189. С.Л. Русское мировоззрение: C6i. / Вступит, ст. A.A. Ермичева, с. 5−36. СПб.: Наука Санкт.-Петер. Изд. Фирма, 1996. — 736с.
  190. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: 1990: — 258с.
  191. Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.-М.: Ренессанс, 1992. -416с.
  192. Фрагменты ранних греческих философов. 41. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики: — М.: 1989: — 576с.
  193. В. Человек в поисках смысла: Сборник.: Перевод с англ. и нем / Общ. ред. Л. Я. Розмана, Д.А. Леонтьева- Вступ ст. Д. А. Леонтьева: [с. 5−21]. — М.: Прогресс, 1990. -336с.
  194. М. История безумия в классическую эпоху. М.: 1997. — 576с.
  195. М. Время и бытие. Статьи и выступления / Сост, пер., вступ. ст. и указ. В. В. Бибихина. -М.: Республика, 1993. 445с.
  196. A.C. Основная ошибка философии- Детерминизм и свобода воли. Замечания по поводу взглядов Томаса Куна. Казань: Из-во «Дом печати», 2003.-716с.
  197. JI.C. Кант: разум — художественный опыт -— эмпирическое // Психотворец. Обыватель. Философ. М., 2002. 287с.
  198. Черняк J1.C. Время у Гегеля // От философии жизни к философии культуры. М.: 2001. — 323с.
  199. А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост. А. Я. Алхасов- Пер. с англ. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. — 194с.
  200. А.Б. Соотношение статики и динамики в политической культуре общетсва // «Новая Россия»: власть права и право власти: Мат. Рос. Межвуз. Науч. Конф. 28−29 ноября 1997.-М., 1997.
  201. М. Положение человека в Космосе (пер. А. Филиппова) С. 31−95 //Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послес. П.С. Гурёвича- Общ. Ред. Ю. Н. Павлова. -М.: Прогресс, 1988. 523с.
  202. А. Свобода воли и нравственность: Перевод / Общ. ред-, сост. и.вступ. ст. A.A. Гуссейнова-:АЛТ Скрипкина. — М.: Республика, 1992.— 447с. './ Л.-.' :. .'¦'. / './'л---. — '
  203. Э. Идентичность: юность, и кризис:. Пер. с англ./Общ. ред: и предисл. А. В. Толстых. М-: Издат: группа «Прогресс», 1996. — 342с: -220- Юм Д. Сочинения: В 2-х т.Т.2/: Примеч. И. С. Нарского. 2-е изд., доп. и испр.- М.: Мысль, 1996. — 779с:
  204. А. Культура и преступление // Иностр. Лит. 1995. № 1.
  205. К. Смысл и назначение истории: Сборник: перевод с нем./Вступ. ст. П. П. Гайденко, с. 5−26- коммент. В. Н. Катасонова. 2-е изд. — М.: Республика, 1994. 527с.223.: Ясперс К. Ницше и христианство. — М.: «Медиум», 1994. — 527с.
  206. К. Общая психология. -М.: 1997. 1056с. ' ¦ .
Заполнить форму текущей работой