Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1970 — 1980;е годы особую роль в изучении хачкаров сыграли труды ряда исследователей (Б. Н. Аракеляна, В. М. Арутюняна, С. А. Сафаряна, С. Г. Бархударяна, Г. Овсепяна, А. Н. Шагиняна, Н. С. Степанян, А. С. Чакмакчя-на, А. Л. Якобсона, Ш. М. Мкртчяна, А. А. Айвазяна и др.), а также работы сотрудников института археологии и этнографии Академии наук Армении. Научные исследования, в особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Истоки и основные факторы развития армянской монументально-декоративной мемориальной пластики
    • 1. Генезис хачкаров
    • 2. Ранние хачкары VIII—X вв.
    • 3. Хачкары XI столетия
    • 4. Основные художественные мотивы, элементы и орнаменты древних хачкаров: символика и идейное содержание
  • Глава II.
  • Художественные особенности хачкаров в средневековый период (XII-XIII вв.)
    • 1. Функциональное назначение хачкаров и их создатели
    • 2. Основные группы хачкаров и их композиционные особенности
    • 3. Общие стилистические черты хачкаров XII—XIII вв.
  • Глава III.
  • Традиции развития хачкаров в XIV—XXI столетиях
    • 1. Дальнейшее развития основных художественных групп хачкаров в эпоху позднего средневековья (XIV-XVII вв.)
    • 2. Стилистические особенности позднесредневековых хачкаров
    • XVI. -XVII вв.) джугинской школы
    • 3. Хачкары конца XX и начала XXI столетий

Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметом исследования диссертации являются самые распространенные мемориальные памятники Армении — хачкары (крест-камни: «хач» — крест и «кар» — камень), не имеющие в мировом искусстве аналогии. Хачкары установлены на территории Армении повсеместно: не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, они отмечают собой даже самые отдаленные места. Изучение их художественных особенностей — это в значительной степени исследование, оценка и расшифровка всего декоративно-орнаментального искусства Армении. В течение многих веков развитие хач-каров совершенствовалось и превратилось в одну из великолепных областей народного мемориально-декоративного искусства. Хачкары, будучи исключительно армянским явлением, являются характерными памятниками армянской средневековой и позднесредневековой культуры.

Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение они получили с VIII века, когда вытеснили форму мемориальных сооружений, принятую в VI—VII вв. — стелы с изображениями религиозных сцен. Хачкары — это памятники, мемориальные сооружения, воспринимавшиеся как в прошлом, так и сейчас не только как символ веры, но и как произведения искусства, которые служили образцом для работ мастеров следующих поколений. Хачкары в средневековой Армении были сферой приложения сил самых выдающихся скульпторов и камнерезов.

Актуальность исследования связана с неослабевающим интересом, проявляемым со стороны искусствоведов, культурологов, историков, архитекторов, скульпторов и художников к уникальному явлению армянской культуры, которым являются хачкары. В настоящее время изучение искусства создания хачкаров требует нового теоретического и искусствоведческого подхода в обобщении и осмыслении многовекового опыта народных мастеров.

Представленный в диссертации текстовой и иллюстративный материал может заинтересовать не только искусствоведов и специалистов, занимающихся реставрацией каменных памятников зодчества. Изучение этих произведений поможет современным художникам создать и развить такие новые направления хачкарного искусства, как групповые хачкары, хачкары с мотивами христианской иконографии, монументальные хачкары, а также миниатюрные и сувенирные хачкары. Сохранившиеся на хачкарах тексты содержат ценнейшие сведения для историков, этнографов, лингвистов, фольклористов.

Степень разработанности проблемы и историография. Хачкары до 50-х годов ХХ-го столетия не были специально исследованы с искусствоведческих позиций. В общих чертах хачкары рассматривались в трудах ряда видных ученых (Н. Марр, И. Орбели, Ю. Балтрушайтис, Н. Тарковский, Б. Ара-келян, Г. Овсепян, Г. Левонян, К. Кафадарян, С. Мнацаканян, А. Якобсон и др.), однако их систематическое изучение началось лишь в 1960;х годах.

Для исследования хачкаров вехой стал отрывок из кандидатской диссертации археолога-литографа С. Г. Бархударяна «Средневековые армянские архитекторы и мастера по камню» — Ереван, 1963 г., посвященный армянским хачкарам.

В конце 1960;х годов искусство хачкаров заинтересовало и ряд итальянских исследователей, изучавших армянскую архитектуру. В 1969 году в Милане был опубликован фундаментальный каталог с иллюстрациями, на итальянском и английском языках, посвященный армянским хачкарам (Documenti di architettura Armena 2. Khatchar. — Milano, 1969). Материалы для этого издания были представлены Академией наук Армении.

В 1973 году в Париже был издан коллективная монография, на армянском, русском и английском языках (со сравнительно большим материалом), в которой говорится об основных этапах эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами. В данном историко-археологическом исследовании использованы материалы, взятые из рукописных свидетельств армянских средневековых историков (где есть краткие отрывки о хачкарах), которые дают богатейшие литературные сведения об этих мемориальных памятниках.

В 1970 — 1980;е годы особую роль в изучении хачкаров сыграли труды ряда исследователей (Б. Н. Аракеляна, В. М. Арутюняна, С. А. Сафаряна, С. Г. Бархударяна, Г. Овсепяна, А. Н. Шагиняна, Н. С. Степанян, А. С. Чакмакчя-на, А. Л. Якобсона, Ш. М. Мкртчяна, А. А. Айвазяна и др.), а также работы сотрудников института археологии и этнографии Академии наук Армении. Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения.

Однако историко-искусствоведческих работ, основанных на комплексном подходе к исследованию хачкаров, очень мало. В этом отношении необходимо выделить труды таких исследователей, как А. Н. Шагинян «Искусство армянских хачкаров», — Эчмиадзин, 1960., «Армянские хачкары и их надписи (1Х-ХШ вв.)», Автореф. канд. дис. — Ереван, 1970., Р. Исраелян «Хачкары» -Эчмиадзин, 1977., Г. Овсепян «Материалы и исследования по истории армянского искусства» — Ереван, 1983., А. Л. Якобсон «Армянские хачкары» -Ереван, 1986., А. А. Айвазян «Мемориальные памятники и рельефы Нахиче-вана» — Ереван 1987., «Джуга» — Ереван 1990.

Цели и задачи исследования. Представить художественную эволюцию хачкаров, выявить локальные художественные стили школы, показать их в тесной взаимосвязи со средневековой архитектурой Армении. До нас дошли многие тысячи хачкаров самой различной формы, структуры, разнообразного изобразительного и орнаментального заполнения стел.

Задачей диссертации было, прежде всего, дать хронологическую и типологическую классификацию исследуемого материала, его обобщение, анализ изобразительных элементов и богатейшей орнаментики, отражавших весь художественный процесс, совершавшийся в Армении. Хронологическое построение работы позволяет проследить развитие хачкаров, постепенное усложнение их художественного содержания.

Главная цель данной работы — анализ основных этапов эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами, от древнейших времен до современности. В работе рассматривается ряд вопросов, связанных с исторической предпосылкой возникновения и развития различных типов хачкаров, их художественными особенностями (символика и идейное содержание) и функциональным назначением. В связи с этим необходимо решение следующих задач: а) Изучение раннесредневековых мемориальных памятников Армении и их взаимосвязи с хачкарами. б) Исследование литературных источников (рукописей), свидетельств армянских средневековых историков и научных историко-искусствоведческих трудов ряда исследователей прошлого столетия. в) Выявление основных и редких форм хачкаров и изображений крестов. Определение классического изображения армянского креста и исследование процесса его формирования. г) Анализ различных художественных мотивов (символика и идейное содержание), элементов и орнаментов хачкаров. д) Определение основных художественных групп хачкаров. е) Прослеживание дальнейшего развития хачкаров (до современности) и выявление их новых художественных качеств, отражавших эволюцию монументально-декоративного искусства Армении.

Методологическая основа исследования состоит в системном подходе, предполагающем историко-искусствоведческий, источниковедческий и художественно-стилистический анализы хачкаров, как произведений монументально-декоративного искусства. В процессе исследования были изучены натурные объекты — хачкары, расположенные в различных регионах Армении, использованы историко-искусствоведческие труды ряда исследователей, занимавшихся изучением истории искусства армянского народа.

Особое внимание в диссертации уделяется основным художественным мотивам, элементам и орнаментам хачкаров, вопросам, связанным с их символикой и идейным содержанием. При таком подходе выявляются общие характерные черты хачкаров и новые направления в искусстве хачкаров.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен комплексный анализ возникновения и эволюции хачкаров, их роли в развитии армянского декоративно-монументального искусства УШ-ХХ вв.

В работе выявлен ряд ранее не рассматривавшихся и не включенных в научный оборот материалов в сфере искусства создания хачкаров.

Собранный материал позволяет по-новому рассматривать историко-искусствоведческие предпосылки эволюции хачкаров. Результаты исследования расширяют традиционные представления о хачкарах. Впервые в научный оборот введены сведения о хачкарах конца XX — начала XXI веков.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшем изучении вопросов развития армянского искусства. Результаты работы могут быть использованы в педагогической и музейной практике, в том числе в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях при изучении истории, культуры и искусства Армении культурных традиций восточнохристианского средневековья. Результаты работы с иллюстративным каталогом могут стать также серьёзным подспорьем для современных скульпторов и художников декоративно-прикладного искусства.

Границы исследования. Хронологические границы исследования охватывают формирование хачкаров в раннехристианский период, их формообразование в УШ-Х1 веках, бурное развитие с XI — до XIII века, дальнейшую эволюцию в позднесредневековом периоде (Х1У-ХУН вв.) и новое развитие с конца XX века до сегодняшних дней.

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из основного текста в объёме 150 страниц, приложения и альбома с иллюстрациями. Основной текст состоит из введения, трех глав и заключения, включает примечания к тексту и список использованной литературы.

1. Айвазян А. А. Историко-архитектурные памятники Нахичевана. — Ереван 1987.

2. Айвазян А. А. Мемориальные памятники и рельефы Нахичевана. -Ереван 1987.

3. Айвазян А. А. Памятники армянской архитектуры Нахичеванской АССР.-Ереван, 1981.

4. Айвазян А. А. Джута. Ереван 1990.

5. Академия наук Армянской ССР. Мемориальные памятники средневековой Армении, хачкары 1Х-ХШ вв. Ереван, 1984.

6. Аннинский А. История Армянской церкви (до XIX в.). Кишинев, 1900.

7. Аракелян Б. Н., Арутюнян Н. В. Урартская клинообразная надпись из Гарни. //Историко-филологический журнал. № 2. — Ереван, 1966.

8. Аракелян Б. Н. Гарни I: Результаты раскопок 1949 1950 гг. — Ереван, 1952.

9. Арутюнян В. Каменная летопись армянского народа. Ереван, 1985.

10. Арутюнян В. М., Сафарян С. А. Памятники армянского зодчества. М., 1951.

11. Асратян М. Очерки армянской архитектуры. М., 1985.

12. Давлианидзе Л. С. К изучению цундско-тмговских хачкаров. //Вестник гос. музея Грузии, XX в., 1959.

13. Капанцян Г. А. О каменных стелах в горах Армении. Ереван, 1952.

14. Кильневская Э. В. От изобретательности к орнаменту. -М., 1968.

15. Кушнарева К. Культура Нагорного Карабаха по археологическим источникам: Автореф. канд. дис. Л., 1951.

16. Марр Н. Я. Описание дворцовой церкви в Ани. Петроград, 1916.

17. Марр Н. Я. Раскопки в Эриванской губернии. СПб., 1894.

18. Марр Н. Я. Смирнов Я. И. Вишапы. М., 1931.

19. Мещанинов Н. И. Каменные статуи рыб-вишапы на Кавказе и в Северной Монголии. Л., 1926.

20. Мкртчян Ш. М. Историко-архитектурные памятники Карабаха. Ереван, 1988.

21. Мнацаканян С. X. Архитектура армянских притворов. Ереван 1952.

22. Мнацаканян С. X., Степанян Н. С. Памятники архитектуры в Советской Армении.-Л., 1970.23.0рбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1962.24.0рбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963.

23. Пиотровский Б. Б. Археология Закавказья. Л., 1949.

24. Пиотровский Б. Б. Вишапы. Каменные статуи в горах Армении. Л., 1939.

25. Ростовцев М. Апаранская греческая надпись царя Тиридата, Анийская серия, № 6. СПб., 1911.

26. Сборник «Хачкары», оформление газета «АЗГ». Ереван 2001.

27. Свирин А. Н. Миниатюра древней Армении. -М.-Л., 1939.

28. Степанян Н. С., Чакмакчян А. С. Декоративное искусство средневековой Армении. Л., 1971.

29. Тирацян Г. А. Новонайденная надпись Арташеса I царя Армении. //Вестник древней истории. — № I. — М., 1959,.

30. Токарский Н. М. Архитектура Армении 1У-Х1У вв. Ереван, 1961.

31. Токарский Н. М. Архитектура древней Армении. Ереван, 1946.

32. Токарский Н. М. Джрвеж II, Вохджаберд. Ереван, 1964.

33. Тревер К. В. Очерки по истории культуры древней Армении. М.-Л., 1953.Зб.Чалоян В. К. Армянский Ренессанс. М. 1963.

34. Шагинян А. Н. Армянские хачкары и их надписи (1Х-Х1И вв.): Авто-реф. канд. дис. Ереван, 1970.

35. Элларян И. Б. Памятники истории и культуры Агстевской долины. -Ереван, 1987.

36. Якобсон А. Л. Армянские хачкары. Ереван, 1986.

37. Якобсон А. Л. Из истории армянского зодчества. Армянские монастыри XIII в. Хоракерт и Мшкаванк. //Советская археология, XIV. М., 1950.

38. Якобсон А. Л. Из истории зодчества средневековой Армении. Агарцин, Сагмосаванк, Нор-Гетик. //Ежегодник Института истории искусства. -М., 1952.

39. Якобсон А. Л. Очерк истории зодчества Армении У-ХУИ вв. М.-Л., 1950.

ЛИТЕРАТУРА

НА АРМЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.

40. Абегян М. Вишапы. Ереван, 1941.

41. Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1948.

42. Аракелян Б. Н. Города и ремесла в Армении 1Х-ХШ вв. Ереван, 1958.

43. Аракелян Б. Н. Сюжетные рельефы Армении IV—VII вв. Ереван, 1949.

44. Арутунян В. А. Караван-сараи и мосты средневековой Армении. Ереван, 1960.

45. Асратян М. Армянский архитектурный комплекс. //ВестникII 1975, № 5.

46. Асратян М. Архитектурные комплексы Сюника ХУИ-ХУШ вв. Ереван, 1973 .

47. Ачарян Г. Словарь памятников. Ереван, 1946.

48. Барсехян Л. А. Мшкаванк. Эчмиадзин, 1959.Ю.Бархударян С. Г. Армянские мемориальные памятники. Ереван, 1960.П.Бархударян С. Г. Новоявленная эпитафия в Ахпатском монастыре. -Эчмиадзин, 1967.

49. Бархударян С. Г. Средневековые армянские архитекторы и мастера по камню. Ереван, 1963.

50. Бархударянц М. Арцах. Баку, 1895.

51. Воскеан Г. Васпуракан-Ванские монастыри. Венн, 1940.

52. Воскян А. Монастыри Арцаха. Венеция, 1953.

53. Гафадян К. Ахпат. Ереван, 1963.

54. Гафадян К. Раскопки города Двина. Ереван, 1962.

55. Гафадян К. Эпитафия Овнаванка. Ереван, 1948.

56. Гафадян К. Эпитафия Санаинского монастыря. Ереван, 1957.

57. Джанполадян Р. М. Мхитар Гош и монастырь Нор-Гетик (Гошаванк). -Ереван, 1948.

58. Егизарян Г. И. Нор-Гетик (Гошаванк). Эчмиадзин, 1959.

59. Кафадарян К. Г. Ахпатские архитектурные сооружения и надписи на камнях. Ереван, 1963.

60. Кафадарян К. Г. Город Двин и его раскопки. Ереван, 1952.

61. Кафадарян К. Г. Санаинский монастырь и его надписи. Ереван, 1957.

62. Киракос Ганззакеци. История Армении. Ереван, 1961.

63. Мартиросян А. От каменного века до Урарту. Ереван, 1971.

64. Мкртчян Ш. М. Историко-архитектурные памятники Карабаха. Ереван, 1980.

65. Мкртчян Ш. М. Нагорно-Карабахская автономная область. Баку, 1970.

66. Мнацаканян А. Армянское орнаментальное искусство. Ереван, 1957.

67. Мнацаканян С. X. Армянская архитектура. Ереван, 1960.

68. Мнацаканян С. X. Сюникская школа армянского зодчества. Ереван, 1960.

69. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Тифлис, 1912.

70. Папухян Н. Народная архитектура Сюника. Ереван, 1972.

71. Самвелян X. Культура древней Армении. Ереван, 1931.

72. Саргсян Г. Дехцнутский монастырь. Эчмиадзин, 1953.

73. Саргсян Г. Макараванк. Эчмиадзин, 1954.

74. Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1811.

75. Тахиадян М. Путешествие в Армению. Ереван, 1847.

76. Товма Арцруни. История дома Арцруни. Тифлис, 1917.

77. Тороманян Т. К вопросу о взаимовлияниях в армянской архитектуре. -Ереван, 1948.

78. Тороманян Т. Материалы по истории армянской архитектуры. Ереван, 1942.

79. Тороманян Т. Текорский храм. Тбилиси, 1911.

80. Улубабян Б. Гандзасар. Ереван, 1981.

81. Улубабян Б. Золотая цепь. Ереван, 1979.

82. Улубабян Б. Княжество Хачена в Х-Х1У вв. — Ереван, 1975.

83. Улубабян Б. Очерки истории Восточного края Армении. Ереван, 1981.

84. Фавтос Бузанд. История Армении. Тифлис, 1913.

85. Шагинян А. Н. Искусство армянских хачкаров. Эчмиадзин, 1960.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой