Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Генезис и развитие эстонской художественной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Варианты существования эстонской культуры, представленные за пределами Эстонии (в Сибири, в Петербургском регионе, в зарубежных странах — Канаде, США, Швеции, Австралии и др.), также свидетельствуют о единстве и трансформации культурной традиции. Эстонские поселения в Сибири, возникшие за счет ранних миграций, крестьянского состава и замкнутого проживания, несмотря на неизбежные процессы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические аспекты изучения эстонской художественной культуры
    • 1. Этнос, культурная традиция и культурогенез
    • 2. Культурная традиция и национальная культура
  • Глава II. Особенности генезиса художественной культуры на территории
  • Эстонии
    • 1. Формирование историко-культурной зоны северо-востока
  • Прибалтики
    • 2. Культура эстов в условиях иноземного культурного доминирования
  • Глава III. Характер развития эстонской художественной культуры в XIX—XX вв.
    • 1. Становление национальной художественной культуры в Эстонии
    • 2. Актуализация традиции в художественной культуре Эстонии советский и постсоветский периоды)
    • 3. Художественная культура эстонской эмиграции

Генезис и развитие эстонской художественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена обострением проблем этнической и культурной идентификации на личностном и общегосударственном уровнях в современной ситуации, вызванной распадом советского социокультурного пространства. Одним из важнейших направлений новой культурной политики является урегулирование российско-прибалтийских отношений и выработка принципов толерантности. В связи с этим необходимым видится изучение хода и специфики культурно-исторического развития эстонского народа, ближайшего соседа россиян, общего поля их культурного взаимодействия.

В настоящее время очевидно стремление к научному осмыслению генезиса и развития художественной культуры того или иного народа, используя накопленный материал различных отраслей наук. В интегративных исследованиях намечается выработка методологических принципов, учитывающих сложность и многоплановость этнои культурогенетических процессов. Значительное развитие получают дисциплины, занимающиеся региональными характеристиками культурно-исторического бытия. Культурологическое исследование позволяет выявить художественные формы этнического и национального сознания, их современное сосуществование и взаимовлияние, что является важным для дальнейшего культуротворчества.

Каждый новый этап культурно-исторического развития требует переосмысления имеющегося социокультурного опыта, при котором необходим кропотливый анализ и крупные обобщения, позволяющие выработать ценностные установки. Перед Эстонией, вновь обретшей государственную независимость в 1991 году, встала проблема обоснования принципов культурного строительства, исходя из пересмотра исторического прошлого и определения культурных ориентиров будущего.

Эстонская этнокультурная общность, сформировавшаяся в историко-культурной зоне Восточной Прибалтики, на протяжении исторического пути оказывалась под влиянием различных культур, сохраняя при этом своеобразные черты. При решении современных проблем ощущается потребность в выявлении хода сложения и степени поликультурности региона. Изучение особенностей межэтнического взаимодействия, процесса этнои культурогенеза способствует выработке программ, учитывающих возможные этнические и культурные противоречия, тем самым избегая кризисных ситуаций как внутри региона, так и на межгосударственном уровне.

Объектом исследования является культура северо-восточного региона Прибалтики с древнейших времен до наших дней.

Предмет исследования — эстонская художественная культура.

Цель исследования — выявление характеристик эстонской художественной культуры на протяжении культурогенетического процесса от древности до современности.

Задачи исследования:

• уточнить понятия «культурная традиция», «этнос» и «нация» в аспекте их взаимодействия;

• рассмотреть ход заселения и особенности археологических культур в процессе длительного формирования историко-культурной зоны севера Восточной Прибалтики;

• выявить древние мифопоэтические элементы, причины и условия их дальнейшего бытования в мире художественной культуры;

• определить различия и сходства, пути пересечения и взаимовлияния духовной и материальной культуры эстонцев с синхронными культурными явлениями иноэтнического населения в данном регионе;

• осмыслить сущность «национального возрождения» в Эстонии, специфику формирования эстонской интеллигенции;

• осветить процесс развития духовно-содержательной, морфологической и институциональной структур эстонской художественной культуры;

• проследить проявление культурной традиции в художественной культуре Эстонии и эстонской эмиграции.

Степень разработанности проблемы. На фоне значительного числа трудов по истории, археологии, этнографии, искусствоведению, затрагивающих различные элементы культуры Эстонии и эстонского народа, ощущается недостаток комплексных исследований по эстонской художественной культуре. К настоящему моменту эстонскими и российскими археологами накоплен богатый материал, позволяющий выявить характер археологических культур на территории современной Эстонии, начиная с мезолита. Наиболее фундаментальным исследованием по археологии явился коллективный труд L. Jaanits, S. Laul, V. Lougas, E. Tdnisson «Eesti esiajahigu» (1982), его дополняет ряд работ М. Аун, Н. Гуриной, Х. Моора, В. Седова, Ю. Селиранда, К. Янитса и др., касающихся отдельных вопросов культуры доисторического этапа. Существует мощный пласт исследований по фольклористике и этнографии, рассматривающих народнопоэтическое творчество, словесно-музыкальную, обрядовую и материальную культуру эстонцев по записям и памятникам (Ю.Валк, Р. Вийдалепп, А. Вийрес,.

A.Виссель, О. Лооритс, И. Рюйтель, Х. Тампере, И. Тынурист, М. Эйзен и др.). Материалы по истории Эстонии представлены в трудах С. Вахтре, М.Лаура. Авторы объемного сборника «Eesti rahvakultuur» (1998) на основе историко-этнографических и фольклорных данных раскрывают специфику элементов эстонской крестьянской культуры. Среди трудов искусствоведов особенно значительными представляются исследования Б. Бернштейна, Л. Вийроя, М. Лумисте, Я. Кангиласки, К. Кирме, В. Эрма, посвященные ряду аспектов эстонского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Архитектуроведческий аспект и история градостроительства раскрыты в работах В. Ваги, Р. Зобеля,.

B.Раама. Краткая ретроспектива эстонского искусства вплоть до последнего десятилетия XX века представлена в работе S. Helme, J. Kangilaski «Ltihike eesti kunsti ajalugu» (1999). Художественной жизни эстонских городов посвящены работы Р.Лоодуса. История русско-эстонских культурных связей выявлена в трудах С.Исакова. Для настоящего исследования особый интерес представляют работы, стремящиеся воссоздать целостную историю культуры ЭстонииЛ. Вахтре «История эстонской культуры» (1994), где предлагается сжатый обзор основных явлений, и «История культуры Эстонии» (1998) Н. Басселя, где автор основное внимание уделяет культуре XIX — XX вв., прежде всего, рассмотрению литературы данного периода. Историческим и этнографическим исследованием эстонцев, проживающих за пределами Эстонии, занимались Ю. Вийкберг, МЗасецкая, А. Корб, Х. Кулу, В. Маамяги, Р. Пуллат, Р. Рааг, А. Юргенсон и др.

Методологическая основа и методы исследования.

Методология данного исследования обусловлена необходимостью системного подхода к эмпирическому материалу археологии, этнологии, искусствоведения. В рамках системного подхода используется комплекс исследовательских методов — конкретно-исторический и сравнительно-исторический в их взаимодействии для выявления наиболее значимых процессов и явлений в синхроническом и диахроническом измерении.

Методологической базой по проблеме культурной традиции стали работы Э. С. Маркаряна, С. А. Арутюнова, Э. Г. Абрамяна, С. В. Лурье, Б. М. Бернштейна. Учитывая полемичность в науке понятий «этнос» и «нация», «этническое» и «национальное», за основу были взяты взгляды М. С. Кагана, В. М. Межуева, А. Г. Здравомыслова.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в диссертации впервые сделана попытка культурологического анализа эстонской художественной культуры с древности до современности с учетом демогенеза и этногенеза северо-прибалтийского региона, взаимодействия эстонской этнической и иноэт-нических культур на территории Эстонии. В работе впервые рассматриваются проблемы художественной культуры эстонской эмиграции. Специфика генезиса и развития эстонской художественной культуры раскрыта с точки зрения действия феномена культурной традиции.

Теоретическая и практическая значимость работы. Разработанные в исследовании теоретико-методологические подходы к целостному, системному рассмотрению генезиса и развития эстонской художественной культуры применимы для историко-культурологического изучения этнокультурных и региональных общностей. Результаты работы и фактический материал могут быть использованы для дальнейшего изучения культуры Прибалтики, при разработке учебных программ по истории мировой и отечественной культуры, а также спецкурсов, затрагивающих этническую и региональную проблематику художественной культуры.

Апробация исследования. Результаты исследования нашли отражение в докладах на всероссийской научно-методической конференции «Этнология в педагогическом образовании: проблемы и перспективы» (17−20 мая 1999 г.), международной конференции «Судьбы и карьеры художников XX века» (12 -15 июня 2000 г.), научно-практических конференциях «Культура Петербургского региона в науке и образовании» (28 — 29 сентября 2000 г.), «Пунинские чтения» (7−8 апреля 2001 г.), в публикации результатов исследования в материалах конференций и научных статьях.

Отдельные положения и выводы диссертации обсуждались на теоретических семинарах кафедры художественной культуры РГПУ им. А. И. Герцена.

На защиту выносятся следующие положения:

Центральным понятием при изучении генезиса и развития эстонской художественной культуры может служить культурная традиция как основа культурогенетического процесса, выполняющая аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обусловливающая включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем. В вопросе заимствований и актуализации прошлого опыта ведущая роль отводится культурной традиции.

Историко-культурная зона северо-востока Прибалтики испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время территорией непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в разной степени в зависимости от этапа и локальных особенностей вплавляются в существующую культурную традицию. Результатом этно-, со-циои культурогенетического развития стало формирование земледельческой культуры эстов, впитавшей на ранних этапах влияния прежде всего скандинавской и славянской культур.

Специфика формирования культурной традиции региона в период с XIII по XIX век обусловлена полем взаимодействия культуры эстов с немецкой, датской, шведской и русской (затем российской) культурами. Этнический оттенок несла культурная оппозиция город-деревня (хутор). Становление институциональной структуры художественной культуры на территории Эстонии связано с деятельностью иноэтнических слоев.

Культурная традиция, вбирающая в себя наиболее ценные явления различных этнических культур и их взаимодействий, закладывает основу национальной культуры. Национальная культура за счет активизации инновационной составляющей культурной традиции обладает значительно большей контактностью и диалогичностью. Культурный фактор играет решающую роль на стадии образования нации. Основой становления эстонской нации, начавшегося с процесса «национального возрождения», стала актуализация эстонского этнического наследия прибалтийско-немецкими деятелями и формирующейся эстонской интеллигенцией.

Самобытность эстонской художественной культуры XX века строится как своеобразное преломление культурной традиции в креативно-личностном варианте, где наблюдается активное принятие новаций и, в то же время, опора на древние мифопоэтические структуры.

Анализ интерпретаций мотивов о Калевипоэге как «индикатора» взаимодействия этнической и национальной культуры выявляет особые витки обращения к этнической составляющей, совпадающие с переходными историко-культурными периодами. 9 Эстонская культурная традиция ярко и специфически проявляется в художественной культуре эстонской эмиграции, взаимодействуя и обогащая культуру Эстонии, порой действуя как стимулирующий фактор.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения (иллюстративного материала и синхронистических таблиц).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данная работа посвящена выявлению характеристик эстонской художественной культуры в ходе этнои культурогенетических процессов от древности до современности.

В процессе выработки методологических оснований исследования определено понятие культурной традиции как основы культурогенетического процесса, выполняющей аккумулятивную, трансляционную, регулятивную и селективную функции, обусловливающей включение инноваций в общий историко-культурный опыт, что обеспечивает устойчивость и развитие культурных систем. В вопросе заимствований и актуализации прошлого опыта ведущая роль отводится культурной традиции.

В системе этнической культуры механизмы культурной традиции направлены, прежде всего, на сохранение конкретного этноса. Национальная культура, за счет активизации инновационной составляющей культурной традиции, обладает значительно большей контактностью и диалогичностью. Этнические и национальные культуры находятся в постоянном и сложном взаимодействии, что находит отражение в развитии и содержании культурной традиции. Культурная традиция, вбирающая в себя наиболее ценные явления различных этнических культур и их взаимодействий, закладывает основу национальной культуры. Культурный фактор играет решающую роль на стадии образования нации для народов, развивающихся в неблагополучных историко-культурных и социально-политических условиях. Этническая составляющая культурной культурной традиции в масштабах нации не является решающей, но в определенные исторические пероиды наблюдается ее яркая актуализация.

Историко-культурная зона северо-востока Прибалтики испытала несколько волн этнокультурных миграций, оставаясь в то же время территорией непрерывного заселения. Во взаимодействии местных и пришлых культур новации в зависимости от этапа и локальных особенностей региона вплавляются в существующую культурную традицию. Результатом этно-, социои культуро-генетического развития стало формирование земледельческой культуры эстов, впитавшей на ранних этапах влияния прежде всего скандинавской и славянской культур.

Специфика формирования культурной традиции региона в период с XIII по XIX век обусловлена полем взаимодействия культуры эстов с немецкой, датской, шведской и русской (затем российской) культурами. С ситуацией по-лиэтнизма связана начальная стадия процесса градообразования. Впоследствии достаточно четкий этнический оттенок приобрела культурная оппозиция город-деревня (хутор), поскольку город стал средоточием немецкой бюргерской культуры, а хутор — эстонской крестьянской культуры. Языческое мироощущение эстов постепенно трансформируется под воздействием христианизации. Монастыри исполняли роль проводников западноевропейских веяний. Становление институциональной структуры художественной культуры на территории Эстонии связано с деятельностью иноэтнических слоев.

Основой зарождения и развития эстонской национальной культуры является актуализация этнического наследия эстонского народа, на каждом историческом этапе соединенного с современными художественными достижениями мировой культуры, что обусловливает специфику его интерпретаций. Благодаря интересу, возникшему в конце XVIII века со стороны немецких деятелей в рамках просветительской философии, эстонский фольклор был включен в общеевропейский контекст. Изучение эстонской народной культуры на волне европейского романтизма прибалтийско-немецкими просветителями и представителями эстонской интеллигенции послужило базой для процесса «национального возрождения». Становление эстонской нации обеспечивала формирующаяся национальная культура, характерными чертами которой стало специфическое сочетание инновационно-консервативных тенденций и «спрессованный» во времени отзвук европейских художественных течений.

Объем трактовок этнического наследия, достижений национальной культуры (прежде всего, мотивов эпического произведения «Калевипоэг», представляющего собой соединение фольклорной основы и авторского труда) в художественной культуре Эстонии на всех этапах исторического развития воплощает её целостность и одновременно свидетельствует о трансформации культурной традиции, о её движении во времени. Кроме того, эпос, как эхо европейского романтического мироощущения, через идеи национального возрождения вёл за собой из XIX в XX век видоизменяющийся мощный национально-романтический компонент традиции. Использование интерпретаций мотивов о Калевипоэге как «индикатора» взаимодействия этнической и национальной культуры позволяет обозначить особые витки обращения к этнической составляющей в эстонской национальной культуре, совпадающие с переходными историко-культурными периодами. При этом этническая составляющая облекается в художественные формы национальной культуры.

Проследив жизнь и характер интерпретаций этнических и национальных мотивов в художественной культуре Эстонии с 1940 года, можно выявить некоторые этапы. Расцвет и поддержка национальной тематики с наступлением советского периода, несмотря на идеологический налёт, всё же объективно способствовали развитию национального искусства. Активно использовавшаяся тематика «Калевипоэга» обеспечивала связь с народной традицией. Отступив от политизированности, в 1970;е годы интерес к этническому наследию устремляется вглубь веков, к его первооснове, освобождаясь от рамок эпического произведения XIX века. Новое отношение к фольклору основывается на стремлении к проникновению вглубь архаического сознания. Обращение к этнической традиции в конце 1980;90-х годов с целью переоценки, новый всплеск национального самосознания происходили на фоне постмодернизма.

Варианты существования эстонской культуры, представленные за пределами Эстонии (в Сибири, в Петербургском регионе, в зарубежных странах — Канаде, США, Швеции, Австралии и др.), также свидетельствуют о единстве и трансформации культурной традиции. Эстонские поселения в Сибири, возникшие за счет ранних миграций, крестьянского состава и замкнутого проживания, несмотря на неизбежные процессы ассимиляции, сохранили элементы фольклорной традиции, языковую и этническую идентичность. Фольклорная традиция, с одной стороны, подверглась видризменению в ходе с взаимодействия с фольклором соседних народов, с другой — удержала «законсервированные» архаические фрагменты. Тем самым, этническая составляющая культурной традиции представлена достаточно ярко в своем изначальном виде. Деятельность эстонцев в Петербурге во второй половине XIX-начале XX вв., активное использование эстонской интеллигенцией образовательного потенциала Петербурга-Ленинграда служила стимулирующим фактором становления и развития эстонской национальной культуры. Ассимиляционным процессам, сопровождающим урбанистическую культуру, противопоставлялось диаспор-ное поведение, актуализировавшее этническое начало. Богатая история эстонско-петербургских культурных связей и активное взаимодействие на современном этапе способствуют проявлению этнического самосознания петербургских эстонцев. Эстонская эмиграция зарубежья, содержащая значительную долю творческой интеллигенции, несла в себе большой личностно-креативный заряд. Культурной адаптации способствовали созданные эстонцами многочисленные организации, что свидетельствует о сильно развитом диаспорном менталитете. В творчестве и деятельности представителей эстонской эмиграции, органично влившихся в национальные культуры стран проживания, наблюдается актуализация этнической традиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. АН СССР — АН Арм. ССР. — Ереван, 1978.
  2. А., Валдмаа С. История Эстонии. — Таллинн: Коолибри, 2000. — 263 с.
  3. А. О связях между карельскими и эстонскими преданиями о Калеве // Всесоюзное совещание по вопросам финно-угорской филологии. 26−30 июня 1961 г. Тезисы докладов. — Петрозаводск, 1961. — С. 137−139.
  4. А. Эстонская эпическая традиция и эпос «Калевипоэг». (О происхождении и развитии эстонско-финских преданий о Калеве и Калевипоэге) // Советская этнография. — 1965. — № 1. — С. 51−59.
  5. С.А. Диаспора это процесс // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 2. — С. 74−78.
  6. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.— 243 с.
  7. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.
  8. Аун М. Археологические памятники второй половины 1-го тысячелетия н.э. в Юго-Восточной Эстонии. — Таллинн: Олион, 1992. — 260 с.
  9. В.Г. Кризисные этносы. — М.: ИФРАН, 1993. — 183 с.
  10. Ю.Бабаков В. Г., Семенов B.C. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). — М.: ИФРАН, 1996. — 70 с.
  11. П.Бассель Н. История культуры Эстонии. — Таллинн: Эстонско-Американский бизнес-колледж, 1998. — 265 с.
  12. Н. Национальная самобытность эстонской культуры и проблемы межкультурной интеграции // ЕАВС oppejoudude toimetised = Труды преподавателей ЕABC.—Tallinn: Eesti-Ameerika Arikolledz, 1999. — С. 4−28.
  13. П.Бассель Н. Из истории философской мысли в Эстонии XVII—XX вв.еков // ЕАВС oppejoudude toimetised = Труды преподавателей ЕАВС. — Tallinn: Eesti-Ameerika Arikolledz, 1998. — С. 23−42.
  14. Н. Эволюция эстонской темы в творчестве русских писателей Эстонии // Русские в Эстонии на пороге XXI века: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей. — Таллинн: Русский исследовательский центр, 2000. — С. 42−50.
  15. В.А. Этнос в древнем мире // Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР. — Л., 1967, вып.З. — С. 18−38.
  16. .М., Гене JL Изобразительное искусство Эстонской ССР. Альбом. — М.: Советский художник, 1957. — 73 с.
  17. .М. Несколько соображений в связи с проблемой «искусство и этнос» // Советское искусствознание'78. Выпуск второй. — М.: Советский художник, 1979. — С. 274−294.
  18. .М. Традиция и канон. Два парадокса // Советское искусство-знание'80. Выпуск второй. — М.: Советский художник, 1981. — С. 112−153.
  19. .М. Эстонская графика. — М.: Советский художник, 1970. — 271 с.
  20. Ю.В. Очерки теории этноса. — М.: Наука, 1983. — 412 с.
  21. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. — М.: Наука, 1987. — 333 с.
  22. В. Проблема пространственной формы в средневековой архитектуре Латвии и Эстонии // Tartu Riikliku Ulikooli Toimetised. Vihik 86. — Tartu, I960. — 118 c.
  23. Ю. Громовержец, преследующий дьявола эстонская мифология в индоевропейском контексте // Радуга. — 1996. — № 4. — С. 149−152.
  24. Ю. О связях эстонской народной религии с христианской демонологией//Радуга. — 1997. — № 2. — С. 156−158.
  25. Ю. Устойчивый образ, меняющийся смысл: черный человек в различных слоях эстонского фольклора//Радуга. — 1997. — № 1. — С.161−164.28."Ванемуйне" сегодня и завтра. Заметки и материалы. — Тарту, 1970. — 112с.
  26. Л. История эстонской культуры. — Таллинн: Институт Яана Тынис-сона, 1994. — 229 с.
  27. Л. О нациях и национальностях // Радуга. 1995, № 1. — С. 73−74.
  28. Л.С. Эстонское народное времяисчисление и его развитие: Дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / АН ЭССР, Ин-т истории. — Таллин, 1988. — 170 с.
  29. Ю. Эстонские языковые островки в Сибири: возникновение, развитие, контакты. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. филолог, наук. — Таллин, 1989.
  30. М.В., Марк К. Ю., Чебоксаров Н. Н. Этническая антропология Восточной Прибалтики. — М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1959. — 238 с.
  31. Вопросы этнической истории эстонского народа. Сборник статей / Под ред. Х. А. Моора. — Таллин: Эстгосизд, 1956. — 327 с.
  32. Восточный путь = Austrvegr: Журнал любителей старины. — Таллинн: АО «Tael», 1995−1998.
  33. Э. Нации и национализм. — М., 1991.
  34. Героический эпос народов СССР. Сборник текстов / Сост. Л. А. Плотникова, вступ. статья Б. Н. Путилова. — Л.: Лениздат, 1979. — 750 с.
  35. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
  36. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. — М.: Эко-прос, 1993. —543 с.
  37. Н.Н. Восточная Прибалтика // Неолит Северной Евразии. Археология. — М.: Наука, 1996.43Турина Н. Н. Из истории древних племен западных областей СССР (По материалам нарв. экспедиции). — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1967. — 207 с.
  38. Н.Н. Новые неолитические памятники в Восточной Эстонии // Древние поселения и городища. Археол. сборник / Под ред. ХА. Моора и Л.КХЯнитса. — Таллин: Эстон. гос. изд., 1955.—С. 153−171.
  39. В.А. Национальной самосознание и музейная этнология // Изучение национального самосознания в этнографическом музее. Материалы семинара. — СПб.: Европейский Дом, 1998. — С. 3−17.
  40. В.А. Этническая идентичность и конфликтогенность эндофакто-ра национального сознания // Изучение национального самосознания в этнографическом музее. Материалы семинара. — СПб.: Европейский Дом, 1998. —С. 69−114.
  41. А.Д. Из истории Петербургского эстонского просветительного общества // Этнография Петербурга Ленинграда. Вып. 1. — Л.: Наука, Лен. отд-е, 1987. —С. 13−20.
  42. А.Д. К историографии эстонского населения Петербурга (60−80-е годы XIX века) // Старый Петербург: историко-этнографические исследования. — Л.: Наука, 1982. — С. 53−70.
  43. В. Диаспора: попытка определиться в понятиях // Диаспора. —1999. № 12.— С. 8−23.
  44. Ида О. Эстония: эхо истории. — Нарва: SATA, 2000. — 238 с.
  45. Интервью с В. Тормисом // Советская музыка на современном этапе: Статьи, интервью / Сост. Г. Л. Головинский, Н. Г. Шахназарова. — М.: Сов. композитор, 1981.—С. 375−380.
  46. С.Г. Русские в Эстонии, 1918−1940. Историко-культурные очерки. — Тарту: Компу, 1996. — 399 с.
  47. Искусство Прибалтики. Статьи и исследования / Сост. И.Соломыкова. — Таллин: Кунст, 1981. — 350 с.
  48. Искусство стран и народов мира: В 5 т.т. Т.5.— М.: Советская энциклопедия, 1981.
  49. Искусство Эстонской ССР. Альбом. / Автор вступ. ст. и сост. И. П. Соломыкова — Л.: Аврора, 1972.
  50. Историко-этнографический атлас Прибалтики: Одежда. — Рига: Зинатне, 1986.
  51. История Тартуского университета 1632−1982 / Под ред. К.Сийливаска. — Таллин: Периодика, 1982. — 279 с.
  52. История Эстонии I / А. Мяэсалу, Т. Лукас, М. Лаур, Т.Таннберг. — Таллинн: Авита, 1997. — 167 с.
  53. История Эстонии II / М. Лаур, А.Паюр., Т.Таннберг. — Таллинн: Авита, 1997. — 160 с.
  54. История Эстонской ССР: В 3 т.т. — Таллин: Эстгосиздат, 1961 1974.
  55. М.С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  56. М.С. Этнос и нация: общие проблемы и их проявление в отечественной истории // Вече. — 1997. — № 10. — С.23−38.
  57. А.А. О смысле художественной традиции // Советское искусст-вознание'82. Выпуск 1. — М.: Советский художник, 1983. — С. 202−243.
  58. А.С. Основы культурологии: морфология культуры. — СПб.: Лань, 1997. —512 с.
  59. К., Тормис Л., Паалма В. Эстонский театр. — М.: Искусство, 1978. — 280 с.
  60. А. Балет Э.Каппа «Калевипоэг» // Советская музыка. — 1946. — № 6. G. 44 46.
  61. А. Особенности современного этапа освоения фольклора в творчестве прибалтийских композиторов (1965−1975) // Советская музыка на современном этапе: Статьи, интервью. — М.: Сов. композитор, 1981. — С. 21−30.
  62. Е.М. Этнос и этничность // Этнографическое обозрение. — 1995.5.
  63. Д.А., Лозе И. А. Культуры шнуровой керамики и ладьевидных топоров в Восточной Прибалтике // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. — М.: Наука, 1993.
  64. Краткий этнологический словарь / Викторин В. М. и др. — М.: Фонд «Социальный мониторинг», 1994. — 103 с.
  65. Ф.Р. Избранные письма. — Таллин: Эстон. гос. изд, 1953. — 228 с.
  66. Кристиан Рауд и фольклор. Альбом репродукций. / Сост. Л. Вийроя, О. Киви, вступ. ст. М.Лотман. — Таллинн: Кунст, 1985.
  67. Кто есть кто в культуре Эстонии. — Таллинн: Авенариус, 1996. —223 с.
  68. Культура позднего бронзового века Прибалтики и лесной полосы Европейской части СССР. Восточная Прибалтика // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР / Отв. ред. О. Н. Бадер и др. — М.: Наука, 1987.
  69. Культурология. XX век. Энциклопедия. I-II т. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 447 с.
  70. М., Вахтре Л., Валк X. Очерки истории эстонского народа. — Таллинн: Купар, 1992. — 234 с.
  71. Э. Национальное и интернациональное в культурно-исторической деятельности Крейцвальда // Тезисы докладов XXII конференции «Дни Крейцвальда». — Тарту, 1978. — С. 72−74.
  72. Э. О роли «Калевалы» и «Калевипоэга» в эстонской культуре // Тезисы докладов XXVIII конференции «Дни Крейцвальда». — Тарту, 1984.1. С. 31−34.
  73. Н.М. Ведение в этническую и кросс-культурную психологию. — М.: Кл, юч С, 1999. — 224 с.
  74. З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ).
  75. М.: Институт востоковедения РАН- Издательство «Крафт+», 2001. — 176 с.
  76. И.Я. Культурология: Курс лекций. — Минск: ТерраСистемс, 1998.544 с.
  77. X. Шведские памятники в Эстонии. Краткий путеводитель. — Таллинн: HUMA, 1997. — 88 с.
  78. М. Вступительная статья // Кальо Пыллу. Альбом репродукций из серии «Племя Калева». — Таллин, 1988. — С. 9−11.
  79. Лумисте М.-Л.А. Живопись и скульптура Эстонии 16 и первой половины 17 века: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусс-я / Тартус. гос. ун-т.1. Тарту, 1975. — 29 с.
  80. С.В. Историческая этнология. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 448 с.
  81. В.А. Эстонцы в СССР, 1917−1940 гг. — М.: Наука, 1990. — 198 с.
  82. Ю. Вехи путей православия в Эстонии // Русские в Эстонии на пороге XXI века: прошлое, настоящее, будущее. Сборник статей. — Таллинн: Русский исследовательский центр, 2000. — С. 112−117.
  83. К.Ю. Антропология прибалтийско-финских народов. — Таллин: Валгус, 1975. — 134 с.
  84. ЮО.Маркарян Э. С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных и естественных наук. — Ереван, 1977.
  85. Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы исследования этнических культур: Материалы симпозиума. АН СССР — АН Арм. ССР. — Ереван, 1978.
  86. Э.С. Этнокультурная традиция, механизмы её образования и методы исследования // Методологические проблемы исследования этнических культур. Материалы симпозиума. АН СССР — АН Арм. ССР. — Ереван, 1978.
  87. Э. Эстония Россия: история границы и ее проблемы. — Таллинн: Ило, 1995. — 211 с.
  88. Межу ев В. М. Феномен книги и национальное в культуре // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. — М.: Традиция, 2000. — С. 95−110.
  89. Х.А. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете археологии // Вопросы этнической истории эстонского народа. Сборник статей / Под ред. Х. А. Моора. — Таллин: Эстгосизд, 1956.
  90. Музыкальная культура Эстонской ССР. Сборник статей / Науч.ред. Р. Г. Лаул. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1984. — 167 с.
  91. Э. Наследие Ф.Р.Крейцвальда сегодня // Тезисы докладов XXII конференции «Дни Крейцвальда». — Тарту, 1978. — С. 83−84.
  92. ПО.Нирк Э. Роль «Калевипоэга» в формировании национального самосознания эстонцев // Коммунист Эстонии. — 1957. — № 12. — С. 8−17.111 .Нормет Л. Народная песня в эстонской музыке // Музыкальная культура Эстонской ССР. — Л.: Музыка, 1984. — С. 35−47.
  93. Обсуждение доклада В. А. Тишкова «О феномене этничности» // Этнографическое обозрение. — 1998. — № 1. — С. 31−49.
  94. B.C. Финно-угры России (II тыс. до н.э. начало II тыс. н.э.). —с/
  95. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1992. — 212 с.
  96. В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. — М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  97. Г. Русские староверы в Эстонии. —Б. и., б. г. — 46 с.
  98. Ю.К. К истории возникновения термина «этнос»// Советская этнография. — М., 1973. — № 1.—С. 128−134.
  99. .Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихоло-гии. — М.: Мысль, 1974. — 487 с.
  100. В. Поэтика фольклора: (Собр. тр.). — М.: Лабиринт, 1998. — 351 с.
  101. Э.Р. Ф.Р. Крейцвальд и культурная ситуация в 1860-х годах // Тезисы докладов XXVII конференции «Дни Крейцвальда». — Тарту, 1983.
  102. К. 25 репродукций из серии «Племя Калева». Альбом. — Таллинн: Кунст, 1988.
  103. В. Архитекрурные памятники Эстонии. — Л.: Искусство, 1974. — 280 с.
  104. М. Эстетика «новой эстонской школы» // Музыкальная академия. — 1993. — № 3. — С. 40 43.
  105. М. Балет «Ванемуйне»: вчера, сегодня, завтра // Советский балет.1989. — № 3. — С. 40−43.
  106. Реалистическое искусство Эстонии. С XIX в. до настоящего времени. Каталог / Предисл. Э.Мяги. — Таллин, 1956. — 143 с.
  107. Е. Кто и как жил на земле Эстонии. Этнографические очерки. — Таллинн: Aleksandra, 1996. — 96 с.
  108. Н.А. Сперва захватить свою душу. // Kudo+Kodu. — 2001, № 13. — С. 8−9.
  109. Я. «Лачплесис» и «Калевипоэг» // Тезисы докладов XXII конференции «Дни Крейцвальда». — Тарту, 1978. — С. 76−80.
  110. Русские Прибалтики: Механизмы культурной интеграции (до 1940 г.) / Сост. Т.Ясинская. — Вильнюс: Русский культурный центр, 1997.— 278 с.
  111. Рыболовство и морской промысел в эпоху мезолита раннего металла в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. Сб. ст. / Под ред. Н. Н. Гуриной. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991.
  112. И. Исторические пласты эстонской народной песни в контексте этнических отношений. — Таллинн: Институт эстонского языка, Академия наук Эстонии, 1994. — 99 с.
  113. Ю.А. Рыболовство и морской промысел в Карелии // Рыболовство и морской промысел в эпоху мезолита раннего металла в лесной и лесостепной зоне Восточной Европы. Сборник статей / Под ред. Н. Н. Гуриной.
  114. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1991. — С. 182−202.
  115. Иб.Садохин А. П. Этнология. — М.: Гардарики, 2000. — 256 с.
  116. В.А. Эстонский театр и некоторые особенности культурной жизни эстонцев в Петербурге (1873 1917) // Старый Петербург: историко-этнографические исследования. Л.: Наука, 1982. — С. 80−97.
  117. Я. Хрестоматия по истории Эстонии. Ч. I. — Вильянди: J. Sarapuu, 1998. —124 с.
  118. В.В. Племена восточных славян, балты и эсты // Славяне и скандинавы. Сб. статей. / Ред. Е. А. Мельникова. — М.: Прогресс, 1986. — С.175−188.
  119. НО.Седов В. В. Прибалтийские финны // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР / Отв. ред. В. В. Седов. — М.: Наука, 1987.
  120. Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 2. — С. 64−74.
  121. Г. В. Эстонские молодежные общества в Петербурге в начале XX века // Этнография Петербурга Ленинграда. Вып. 1. — Л.: Наука, Лен. отд-е, 1987. — С. 21−25.
  122. Г. В. Этническая группа в современном советском городе. Социологические очерки. — JL: Наука, Лен. отд-е, 1987. — 147 с.
  123. А. Нарва датского времени. —Narva: Narva muuseum, 1995.— 47 с.
  124. Г. Т. Этнология: Слов. справ. — М: Социал. — полит, журн., 1998. — 687 с.
  125. Я.Р. Материальная культура монастырей Эстонии XV-XVI вв.: Ав-тореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / АН ЭССР, Ин-т истории. — Таллин, 1988.— 17 с.
  126. М. Эстонский народный KocTioM=Eesti rahvaroivad.— Таллинн: КПД, 2001. — 128 с.
  127. В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 2. — С. 43−63.
  128. В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. — 1997. — № 3. — С. 3−21.
  129. Л. В вечном поиске героя // Советская Эстония. — 1986. — 9 февр.
  130. Л. Эстонский балет вчера и сегодня // Музыка и хореография современного балета. Сборник статей. Вып. 2. — Л., 1977. — С.153−163.
  131. .Т., Чаптыкова Т. И. Диаспора как объект социологического исследования // Социологические исследования. — 1996. — № 12. — С. 3342.
  132. Традиция в истории культуры / Отв.ред. В. А. Карпушин. — М.: Наука, 1978, — 260 с.
  133. Э. Некоторые вопросы хронологии эстонских городищ // Новое в археологии Прибалтики и соседних территорий. Сборник статей / Под ред. Ю.Селиранда. —Таллин: АН ЭССР, Ин-т истории, 1985. — С. 148−158.
  134. Э.Ю. Городища Эстонии: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра ист. наук / АН СССР, Ин-т археологии. — Москва, 1988. — 25 с.
  135. Ф.Р.Крейцвальд в портретах и иллюстрациях. Альбом. / Отв. ред. Э. Я. Сыгель. —Таллин: Эстгосизд., 1953. — 247 с.
  136. Э.П. Россия и Прибалтика: культурный диалог. Вторая половина XIX-начало XX века. — М.: РАН, Ин-т российской истории. — 211с.
  137. Г. П. Новое отечество // Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избр. ст. по философии рус. истории и культуры. Т. 2. — СПб.: София, 1991.
  138. Философско-методологические вопросы этнографии и антропологии: Основная сов. лит. (1955−1980 гг.) / Сост. В. Н. Боряз, Л. В. Гапеева. М.: Б. и., 1981. —72 с.
  139. А .Я. Культурология для культурологов. — М.: Академический Проект, 2000. — 495 с.
  140. А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: Ав-тореф. дис. д-ра филос. наук / М-во культуры Рос. Федерации, РАН. Рос. инт культурологии. — М., 1995. — 34 с.
  141. В.И. Нация до национального государства. Историко-социологический очерк Центральной Европы XVIII в. начала XX в. — Дубна: Феникс, 1999. — 96 с.
  142. Художественная жизнь Нарвы XVIII—XX вв. — Narva: Narva Muuseum, Kunstigaleri, 1999. — 72 с.
  143. Художественная жизнь современного общества. Т.1. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К. Б. Соколов. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. — 237 с.
  144. Художественная культура в докапиталистических формациях: Структур.-типол. исслед. / В. Г. Иванов, М. С. Каган, В. В. Прозерский и др.- Науч. ред. М. С. Каган. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 303 с.
  145. Художественная культура в капиталистическом обществе: Структур.-типол. исслед. / Б. М. Бернштейн, А. П. Валицкая, Н. В. Григорьев и др. — Науч. ред. М. С. Каган. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. —286 с.
  146. Н.Н., Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. — М.: Наука, 1985. — 271 с.
  147. Я.В. Лекции по исторической этнологии. — М.: Гардарика, 1998.400 с.
  148. М. Культура и интеграция национальных обществ // Этнос и политика: Хрестоматия / Авт.-сост. А. А. Празаускас. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — С. 94−97.
  149. Е. Утопия и традиция. — М.: Прогресс, 1990. — 455 с.
  150. Шор Т. Национальная и культурная идентификация деятелей русской культуры в Эстонии // Русские Прибалтики: Механизм культурной интеграции (до 1940 г.) / Сост. Т.Ясинская. — Вильнюс: Русский культурный центр, 1997. — С. 242−251.
  151. Э.И. Национальное своеобразие балета. — М.: Знание, 1976. — 47 с.
  152. .В. Йохан Кёлер, 1826 1899. — Таллин: Кунст, 1980.
  153. Эстония. Краткий справочник / Сост. И. Коробов, Л.Раудтитс. — Таллинн: КРК, 1999. — 168 с.
  154. Эстонская живопись^Еезй maal / Сост. Э.Пихлак. — Таллин: Кунст, 1982.263 с.
  155. Эстонская скульптура. Альбом. / Сост. Л.Соонпяэ. — Таллин: Кунст, 1967.
  156. Эстонский фольклор / Отв. ред. Р.Вийдалепп. — Таллин: Ээсти раамат, 1980. —360 с. 181 .Этнические и этно-социальные категории / Отв. ред. В. И. Козлов. — М.:
  157. Н.В. Латыши в Петербурге (вт.п. XIX н. XX в.). Статистический очерк // Этнография Петербурга — Ленинграда. Вып. 3. — СПб.: МАЭ, 1994. — С. 33 — 49.
  158. Н.В. Петербург многонациональная столица // Старый Петербург: историко-этнографические исследования. Л.: Наука, 1982. — С. 7−51.
  159. Н.В. Роль Петербурга в национально-культурных движениях народов России // Этнография Петербурга Ленинграда. Вып. 1. — Л.: Наука, Лен. отд-е, 1987. — С. 3−11.
  160. Н.В. Роль Петербурга в национальном развитии латышей и эстонцев // Проблемы этнической истории балтов. — Рига: Зинанте, 1985. — С. 159−163.
  161. Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга: вторая половина XIX начало XX века. — Л.: Наука, 1984.
  162. К.Л. Кремневый инвентарь стоянок кундаской культуры: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук / АН СССР. — М., 1990. — 32 с.
  163. К.Л. О происхождении и развитии мезолитической культуры Кунда // Материалы VI Международного конгресса финно-угроведов. Т.1. — М.: Наука, 1989.
  164. Л. Некоторые вопросы изучения каменного века в Прибалтике // Новое в археологии Прибалтики. Сборник статей / Под ред. Ю.Селиранда.
  165. Таллин: АН ЭССР, Ин-т истории, 1985.
  166. Л., Янитс К. Поселения каменного века Эстонии // Тезисы докладов конференции «Поселения Прибалтики с древнейших времен до XIV века».
  167. Vilnius: Savastis, 1992. — С.24−27.
  168. Л.Ю. Могильник культуры ладьевидных топоров в Кунила // Изыскания по мезолиту и неолиту СССР. — Л.: Наука, Лен. отд., 1983.
  169. Э. Эстонская культура XIX века // Вопросы истории. — 1984.— № 2.— С. 89−101.
  170. Aluve К. Eesti keskaegsed linnused. — Tallinn: Valgus, 1993. — 119 lk.
  171. Amandus Adamson 1855 1929: juubelinaituse kataloog. — Tallinn: Riiklik Kunstimuuseum, 1955. — 69 lk.
  172. Andersen L. Eesti rahvakooli vanem ajalugu. — Tallinn: Valgus, 1991. — 111 lk.
  173. Antik R. Eesti kunstnikest ja kunstist Kanadas // Eesti kunst eksiilis 1980 = Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. — Lk. 28−33.
  174. Aspects of Estonian culture. — London: Boreas, 1961. — 332 p.
  175. August Weizenberg 1837−1921: 150 aastat siinnist / Koost. H.Paas. — Tallinn: Eesti Kultuuriministeerium, 1987. — 76 lk.
  176. Baltisaksa kultuuri osatahtsus Eesti ajaloos. Artiklite kogumik. — Tallinn: Avita, 1996. —48 lk.
  177. Baltisakslased ja sakslased Eesti kultuuriloos: valiknimestik / Koost. V.Kiittis.
  178. Tallinn: Tallinna Keskraamatukogu, 1996. — 42 lk.
  179. Barth F. Introduction // Barth F. (eds.) Ethnic Grours and Boundaries. The Social Organization of Culture Difference. — Boston: Little, Brown and Company, 1969. — P. 9 -38.
  180. Diisseldorfi koolkond eesti kunstis: naitusekataloog. — Tallinn: Punane Taht, 1980. —661k.
  181. Eesti ajalugu. Kronoloogia / Koost. S.Vahtre. — Tallinn: Olion, 1994. — 256 lk.
  182. Eesti kirjanduse ajalugu viies koites. — Tallinn, 1965−1984.
  183. Eesti kunst eksiilis 1980 = Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. —641k.
  184. Eesti kunsti ajalugu kahes koites. — Tallinn, Kunst, 1970−1977.
  185. Eesti kunsti elu kroonika (XIX saj. II poolest kuni 1940. a. keskpaigani) / Koost. R.Loodus. — Tallinn: Kunst, 1976. — 51 lk.
  186. Eesti kunstikontaktid labi sajandite. I. — Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1991. — 154 lk.
  187. Eesti kunstikontaktid labi sajandite.II. — Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1991. — 120 lk.
  188. Eesti maalikunstniku Johann Koleri loomingu probleeme: artiklite kogumik.,
  189. Tallinn: Eesti NSV Kultuuriministeerium, 1983. — 160 lk.
  190. Eesti muusika kahes koites.- Tallinn, 1968,1975.
  191. Eesti rahvakultuur / Koost. ja toim. A. Viires, E.Vunder. — Tallinn: Eesti Entsuklopeediakiijastus, 1998. — 676 lk.
  192. Ei oska raakimise moodi konelda: Zolotaja Niva, Semjonovka, Juijevka, Koidula / Koost. A.Korb. — Tartu: Eesti Kirjandusmuuseum, 1996. — 250 lk.
  193. EKKT Eesti Kunsti Klubi Torontos. kunstialbum: 1955 1966. — Toronto: EKKT, s.a. — 60 lk.
  194. EKKT 1956 1990. Art album. Society of Estonian Artists in Toronto. — Toronto: ОМА Press Ltd., 1990. — 180 p.
  195. EKKT 40th anniversary album. Society of Estonian Artists in Toronto. — Toronto: ОМА Press Ltd., 1995. — 40 p.
  196. EKKT 1956 2000. Art album. Society of Estonian Artists in Toronto. — Toronto, 2000. — 197 p.
  197. End E. Eesti kunstnikest Rootsis ja Euroopas // Eesti kunst eksiilis 1980 = Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. — Lk. 18 24.
  198. Erm V. Lahtemeistrid. Artikleid ja uurimusi 19. sajandi eesti kunstist. — Tallinn: Kunst, 1984. — 142 lk.
  199. Heinapuu A. Etnofuturismi kurv kisub vagisi lopmatusse // Eesti Ekspress. — 20. mai, 1994. —Lk. B1, B4.
  200. Helme S., Kangilaski J. Liihike eesti kunsti ajalugu. — Tallinn: Kunst, 1999. — 302 lk.
  201. Hinnov Y. Paul Raud 1865−1930: elu ja tegevus. — Tallinn: Kunst, 1966. — 128 lk.
  202. How to make ethnologists. Pro ethnologia 4. Publication of Estonian National Muuseum. — Tartu: Eesti Rahva muuseum, 1996. — 99 p.
  203. Hroch M. Die Vorkampfer der nationalen Bewegung bei den kleinen Volkern Europas. — Praha: Universita Kralova, 1968.
  204. Jaanits L., Laul S., Lougas V., Tonisson E. Eesti esiajalugu. — Tallinn: Eesti Raamat, 1982. —464 lk.
  205. Jarv A. Valiseestlaste teater ja draama. — Tartu: Tartu Ulikool, 1991. — 199 lk.
  206. Jarve M. Looking Back 45 years of the Society of Estonian Artists in Toronto (EKKT) // EKKT 1956 — 2000. Art album. Society of Estonian Artists in Toronto. — Toronto, 2000. — P. 26 — 29.
  207. Jiirgenson A. Emakeele osast Siberi eestlaste etnilises identiteedis // Eesti kultuur voorsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused. — Tartu: OU «Greif», 1998, —Lk. 126−140.
  208. Jiirgenson A. Kirik ja kool siberi eesti asundustes // Acta Historica Tallinnensia.2000. — Nr. 4. — Lk. 31 -48.
  209. Joonuks H. Kalevipoja paigad. — Tallinn: Eesti Raamat, 1982. — 112 lk.
  210. Juske A. Rahvuslik motiv eesti kunstis // Kunst.— 1989. — 74/2.— Lk. 2−5.
  211. Kalevipoeg kunstis = Калевипоэг в искусстве / Сост. И. Соломыкова и Х.Юпрус. — Tallinn: Eesti NSV Kunst, 1962. — 80 lk.
  212. Kalevipoja kusimusi / Toim. E.Laugaste. — Tartu: Tartu Riiklik Ulikool, 1957.242 lk.
  213. Kangur P., Muru K., Tonts U. Valiseesti kiijandus. — Tallinn, 1991.
  214. Kaplinski K. Tallinn meistrite linn. — Tallinn: Koolibri, 1995. — 254 lk.
  215. S. «Exitus» Kalevipojaga // Eesti Paevaleht. — 14.02.1998.
  216. Keevalik J. Kunstikogumine Eestis 19. sajandil- Kunstiteadus Eestis 19. sajandil: uurimusi Eesti kunstist ja kunstielust. — Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1993. — 231 lk.
  217. Kirme K. Eesti soled. — Tallinn: Kunst, 1986. — 182 lk.
  218. Kodres K. Rahvuslik identiteet ja selle vorm. Saada aasta otsinguid // Akadeemia. — 1995, № 6. — Lk. 1136 116.
  219. Kulu H. Eestlased maailmas: tilevaade arvukusest ja paiknemisest. — Tartu: Tartu Ulikool, 1992. — 154 lk.
  220. Lagman E. Eesti-Rootsi asulatevorgu tekkimisest kohanimede taustal // Verbum habet Sakala: Korp! Sakala koguteosest. — New York, Stockholm, Toronto, 1974. — Lk.190−200.
  221. Lee A. Miks teie ei maali rahvuslikkudel ainetel? // EKKT Eesti Kunsti Klubi Torontos. kunstialbum: 1955 1966. — Toronto: EKKT, s.a. — Lk.10.
  222. Loodus R. Eesti raamatugraafika (1860 -1917). — Tallinn: Eesti Raamat, 1966.
  223. Loodus R. Eesti raamatukunsti teke ja areng: kuni 1940. aastani. — Tallinn: Eesti Raamat, 1982. — 146 lk.251 .Loodus R. Kunstielu eesti linnades 19. sajandil. — Tallinn: OU «Greif', 1993. — 200 lk.
  224. Loodus R. Kunstielu eesti linnades 1900−1918: uurimusi Eesti kunstist ja kunstielust.— Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1994. — 125 lk.
  225. Loodus R. Kunstielust Eestis aastail 1918−1944. — Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia kirjastus, 1999. — 173 lk.
  226. Loorits O. Eesti rahvausundi maailmavaade // Elav Teadus. — Tartu, 1932. — Nr. 12.—Lk. 66.
  227. L5ugas V. Kala kunstis ja sutigilaual (Kala kuiutamine Ida-Euroopa metsavootme kiviaja kunstis) // Eesti Arheoloogiaseltsi Teataja. — Tallinn, 1990. —Nr.4. —Lk.9−10.
  228. Lumiste M. Tallinna «Surmatants». — Tallinn: Kunst, 1976. — 82 lk.
  229. Magi A. Valismaine Eesti Kirjanike Liit 50 aastat // Looming, 1995, nr. 11. — Lk. 1576−1577.
  230. National movements in the Baltic countries during the 19th century. Studia Bal-tica Stockholmiensia 2. — Uppsala, 1985. — 572 p.
  231. Neli baltisaksa kunstnikku. Artiklite kogumik. — Tallinn: Tallinna Raamatutriikikoda, 1994. — 62 lk.
  232. Nemme G. Kalevipoeg taidelises nagemuses = Kalevipoeg in the artistic vision. Concil of Estonian Societies in Australia. — Printed in Australia by Brown Prior Anderson Pty Ltd., 1984. — 138 lk.
  233. Nurk T. Amandus Adamson 1855−1929: elu ja looming. Monograafia. — Tallinn: Eesti NSV Kunst, 1959.— 156 lk.
  234. Pezold L. Kolme Eestimaa kunstniku rannuaastad. — Tallinn: Kunst, 1994. — 144 lk.
  235. Pullat R. Peterburi eestlased. — Tallinn: Eesti Raamat, 1981. — 63 lk.
  236. Parimuslik ajalugu / Koos. Tiiu Jaago. — Tartu: Tartu Ulikooli Kiijastus, 2001.280 lk.
  237. Putsep E. Kunstielu Eestimaal. I-II. — Stockholm, 1991−1996. I. Kuni 1920. aastani. — 1991. — 510 lk- II. 1920. aastast 1940. aasta suveni. — 1996. — 453 lk.
  238. Raag R. Eeslane valjaspool Eestit. Ajalooline tilevaade. — Tartu: Tartu Ulikooli Kiijastus, 1999. — 136 lk.
  239. Raag R. Pilguheit Venemaa eesti asunduste kujunemisele // Eesti kultuur voorsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused / Toim. A.Tuisk. — Tartu: OU «Greif», 1998. —Lk. 15−33.
  240. Raam V. On the architectural development of the medieval churches in Estonia // Architectural monuments in Estonia and Scandinavia: restoration in the theory and practice / Edited by Anne Lass, Juhan Maiste. — Tallinn, 1993. — P. 35−57.
  241. Raud Kristjan Kataloog. / Koost. L.Viiroja. — Tallinn: Tallinna Riiklik Kunstimuuseum, 1965. — 185 lk.
  242. Reets P.H. Eesti kunst USA-s // Eesti kunst eksiilis 1980 Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. — Lk. 34 — 40.
  243. Rootalu L. Peterburi eestlaste rahvuslikust identiteedist ja Eesti Seltsist // Parimuslik ajalugu / Koos. Tiiu Jaago. — Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2001.1. 41−52.
  244. Rootslased Eestis aastani 1944. Naitus Eesti Teaduste Akadeemia Raamatukogus 2.12.-31.12.1991. — Uppsala?., 1991. — 64 lk.
  245. Salve K. Laanemeresoomlaste traditsiooniline vaimne kultuur: parimuslikide vahelised seosed ja ethnilised suhted. Doktorivaitekiri. — Tartu: Tartu Ulikool, 1999. —287 lk.
  246. Seitse kiila Siberis / Eesti Kiijandusmuuseum, koost. A.Korb. — Tartu, 1998.334 lk.
  247. Self-portrait = Autoportree / Estonian Artists Association, Institute for
  248. Koost. A. Korb, K.Peebo. — Tartu: OU «Greif', 1995. — 207 lk. 281. Smerda M. К typologii narodia habsburske monarchie v l.pol. 19. st //
  249. Hospodarske dejiny, 7. — Praha, 1981. — S. 31−43. 282. Sten Karling and Baltic Art History / Edited by K. Kodres, J. Maiste, V.Vabar.
  250. Tallinn: Teaduste Akadeemia Kiijastus, 1999. —- 255 p.
  251. Taaru-tagused ja stepiasukad. Eesti Asundused IV / Koost. A.Korb. — Tartu, 1999, —379 lk.
  252. Tatrik E. Meie oma Kalevipoeg. Eksitust ei ole // Kultuur. — 22.02.98.
  253. Tamm J. Uhest kunstiparase keraamika liigist Tallinna arheologilise leiuauneses // Kunst Eestis labi aegade.— Tallinn: Kunst, 1990.
  254. Teaduslik konverents rahvakultuuri terminologiast. — Viljandi: Viljandi Kultuurikolledz, 2000. — 35 lk.
  255. Teisiti. Funktsionalism ja neofunktsionalism Eesti arhitektuuris. Artiklite kogumik. — 1993. — 65 lk.
  256. Topolski J. Rozwoj gospodarczy a formowanie narodu // Kwartalnyk historyczny. —Warszawa, 1975. — № 3. — S. 531−539.
  257. Tormis L. Eesti balletist. — Tallinn: Eesti Raamat, 1967. — 227 lk.
  258. Tuisk A. Siberi eestlaste kohaparimus tanapaeval. Kohastumise peegeldusi // Parimuslik ajalugu / Koos. Tiiu Jaago. — Tartu: Tartu Ulikooli Kiijastus, 2001.1. 74 90.
  259. T6nurist I. Eesti rahvapillimehed Peipsitagusest Siberini // Eesti kultuur voorsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused. — Tartu: OU «Greif», 1998. — Lk. 166 179.
  260. Vaga V. Kunst Tartus XIX saijandili. — Tallinn, 1971.
  261. Vahtramae E. Taevakirjad Siberi eesti asundustes // Eesti kultuur voorsil. Loode-Venemaa ja Siberi asundused. — Tartu: OU «Greif', 1998. — Lk. 180 194.
  262. Viikberg J. Vanematest Eesti asundustest Siberis // Keel ja Kiijandus. — 1988.nr. 5.
  263. Viiroja L. Eesti kunstist jakunstikasitusest 19. sajandi lopust kuni aastani 1916.
  264. Tallinn: Eesti Teaduste Akadeemia, Ajaloo Instituut, 1993. — 136 lk.
  265. Viiroja L. Kristjan Raud 1865−1943. Looming ja motteavaldused. Monograafia. — Tallinn: Kunst, 1981.
  266. Vilder V. Eesti kunst Austraalias // Eesti kunst eksiilis 1980 = Estonian art in exile 1980. — Stockholm: K. Litno AB, 1980. — Lk. 46 52.
  267. Viro: Historia, kansa, kulttuuri / Seppo Zetterberg. — Helsinki, Suomal. kirjall. seura, 1995. —402 lk.
  268. Voti T. Samaara kubermangu eestlaste pulmatraditsioonidest // Eesti Rahva Muuseumi aastaraamat XXXVIII. — Tallinn, 1990. — Lk. 140−154.
  269. Valiseesti kiijandus. Raamatunaituse kataloog / Koos. E.Tarik. — Tartu, 1998.40 lk.
  270. Zobel R. Tallinna keskaegsed kindlustused. — Tallinn: Valgus, 1980. — 331 lk.
Заполнить форму текущей работой