Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философско-культурологический аспект феномена успеха в деятельности дирижера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ведущей личностью, направляющей музыкальный коллектив, является дирижер. На нем лежит большая ответственность: художественная, морально-нравственная, финансово-экономическая. Успешный дирижер — это уникальный лидер, который не только сплачивает разнородную множественность оркестрантов и певцов хора в целостный творческий «организм», но и определяет путь развития коллектива. Перед дирижером… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ЯВЛЕНИЯ УСПЕХА В ДИРИЖИРОВАНИИ
    • 1. 1. Генезис категории успеха
    • 1. 2. Эволюция дирижирования в контексте истории культуры и возникновение явления дирижерского успеха
    • 1. 3. Внешние социально-культурные формы успеха в дирижерской деятельности
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЛИКАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПРИРОДЫ УСПЕХА В ЕГО
  • ОСНОВАНИЯХ
    • 2. 1. Аудитория как цель и основа успеха
    • 2. 2. Природа, назначение и смысл дирижерского жеста
    • 2. 3. Роль дирижера в осуществлении целостного восприятия музыки
    • 2. 4. Реквиемность как особая семантика успеха
  • ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН АРТИСТИЗМА В ДИРИЖИРОВАНИИ
    • 3. 1. Сценический артистизм и восприятие артистизма
    • 3. 2. Типы дирижерского артистизма в западноевропейском дирижировании
    • 3. 3. Типы дирижерского артистизма в российском дирижировании
    • 3. 4. Особенности артистизма в успешной деятельности хорового дирижера С.А. Казачкова

Философско-культурологический аспект феномена успеха в деятельности дирижера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Необходимость выявления философско-культурологического аспекта феномена успеха в деятельности дирижера обусловлена следующими причинами.

Во-первых, научно-мировоззренческой. Взаимоотношения человека, общества и природы в последнее время приобретают новый постпостмодернистский вид. Картина жизни музыканта в эпоху классического мышления оценивалась, главным образом, с позиции системности, определенности и постоянства, картина времени модерн представлялась, прежде всего, с позиции хаотичности, неопределенности и случайности событий. Век постмодерна создавал из имеющегося хаоса абсолютно новую реальность, соответствующую информационному обществу. Но в нынешней культурной ситуации постмодерн, по-видимому, исчерпывает себя и ему на смену приходит постпостмодерн. Экспликация именно такого современного мировоззрения постепенно проникает во все сферы жизнедеятельности людей и оказывает непосредственное воздействие, в том числе и на деятельность дирижера. Речь идет о своеобразном «воскрешении субъекта» — музыки.

Во-вторых, культурологической. В современной культуре обостряется противостояние открытой массовой и закрытой элитарной культур. Элитарное искусство всегда решало особые задачи, противоположные ценностям массового потребления. Но массовые предпочтения и поддержка предпринимателей сегодня концентрируются в сфере развлекательных жанров искусства. Особенно тяжело приходится в этом плане академическим коллективам, занятым созданием и распространением высоких художественных ценностей: в частности, симфоническим оркестрам, хорам.

Ведущей личностью, направляющей музыкальный коллектив, является дирижер. На нем лежит большая ответственность: художественная, морально-нравственная, финансово-экономическая. Успешный дирижер — это уникальный лидер, который не только сплачивает разнородную множественность оркестрантов и певцов хора в целостный творческий «организм», но и определяет путь развития коллектива. Перед дирижером возникает проблема выбора: предпочесть репертуар и исполнительские трактовки, диктуемые спросом, или предложить новую музыкальную интерпретацию, индивидуально неповторимое решение, философское «слышание» мира, что не всегда может сулить материальный успех и быстрое массовое признание. От точности ответа зависит не только творческая судьба самого дирижера, но и процветание всего музыкального коллектива. Таким образом, одной из актуальных проблем является определение успешности элитарных по своей сути институций — симфонического оркестра или академического хора в условиях глобального, массового общества потребления. К тому же актуальной остается и тема поиска технологии сценического успеха дирижера как личности.

В-третьих, музыкально-эстетической. До сих пор в музыкальной и артистической среде поддерживается мнение, высказанное в середине XX в. американским дирижером Л. Стоковским: «Дирижирование — одна из самых туманных и неверно понимаемых областей музыкального искусства. Зачастую слишком много значения придается внешней стороне дирижирования, в то время как внутренний смысл искусства дирижирования остается совершенно нераскрытым» [152, с. 159]. Но с тех пор прошло достаточно времени, и дирижерская деятельность претерпела явные изменения, напрямую связанные с трансформацией социальной жизни. Общество потребления сделало сферу музыкальной культуры.

частью глобальных бизнес-процессов, и данный ключевой момент нельзя оставлять без внимания, говоря о дирижерской деятельности.

Мир оперно-симфонической музыки в настоящее время вовлечен в коммерческие условия «игры» предприятий и организаций, занимающихся продажей различных товаров и услуг. Современные исследователи музыкальной культуры, в частности, британский критик и публицист Н. Лебрехт, автор бестселлера «Кто убил классическую музыку?» [91], говорит о том, что дирижер сейчас больше продюсер и менеджер, нежели музыкант. Аксиомой деятельности стало количество финансовых затрат на организацию внешнего успеха. Однако имеются основания полагать, что экономическая составляющая хоть и важна, но не является главной. Таким образом, для понимания качества дирижерского успеха требуется «композиционный», многовекторный подход с акцентом на соотношении «художественное свершение — материальный успех». Сегодня особенно актуально исследование «общего» компонента для деятельности «дирижера-музыканта» и «дирижера-менеджера».

Степень разработанности проблемы характеризуется тем, что исследование находится на стыке нескольких научных дисциплин, и для раскрытия темы потребовалось изучить и использовать труды по философии и культурологии, по современной популярной психологии, а также по искусствоведению и музыкальному исполнительству.

Успех, успешную деятельность рассматривали далеко немногие философы. Первые признаки выявления категории успеха появляются лишь в теологии и философии протестантизма: М. Лютер [32- 70- 146], Ж. Кальвин [31- 180], а затем в философии прагматизма — У. Джеймс [50], Д. Дьюи [57], Ч. С. Пирс [123]. Однако понимание успеха, исходящее из понятий воли и деятельности, возникло в философии достаточно давно. Волю, волевые качества личности как одно из слагаемых успеха рассматривали в своих работах античные философы Платон, [124- 125],.

Аристотель [4], а позже И. Кант [69], Г. В. Ф. Гегель [38], Ф. Ницше [112- 113- 114], А. Шопенгауэр [178]. В той или иной степени на успех как следствие деятельности обратили внимание названные выше Платон [127], Аристотель [5], а кроме того Н. Макиавелли [99], Г. В. Лейбниц [94], Г. В. Ф. Гегель [38], Ю. Хабермас [166], М. Хайдеггер [167], 3. Фрейд [164].

Массовая культура всегда проявляла большую активность в пропаганде и популяризации концепта успеха. В настоящее время наблюдается изобилие книг о различных видах достижения успеха в повседневной и личной жизни, общественной и частной деятельности. Весьма характерны их заголовки: «1001 путь к успеху» [54], «Алхимия успеха» [142], «Астроуспех» [43], «Психология успеха» [183], «Страсть к успеху» [61], «Язык успеха» [72]. Авторами подобных сочинений являются крупнейшие американские миллионеры, бизнесмены руководящие многими людьми, и общественные деятели Б. Гейтс [36], В. Говард [41], Д. Карнеги [72], С. Паркинсон [120], Э. Сабат [140], Дж.Дж. Фокс [163].

В российской публицистике настоящего времени, среди многообразия книг по данной тематике следует особо отметить работы таких авторов, как: И. Л. Добротворский [54], Т. И. Колесникова [82], В. И. Образцов [117], Н. Б. Правдина [128], А. Б. Свет [142], Ю. В. Щербатых [183]. В последнее время появляются единичные диссертации по исследованию феномена успеха, это работы Е. В. Караханян [71], О. Ю. Клочковой [78], С. Ю. Ключникова [79], Н. В. Розенберг [138]. Вместе с тем, исследований посвященных целостному философско-культурологическому анализу успеха, тем более успеху дирижера, пока нет. Кроме того, во всех источниках по исследованию феномена успеха отмечается только его положительное содержание, за рамками рассмотрения остается так называемая «оборотная сторона» данного явления. Но успех может сочетаться с нарушением моральных норм, нравственных императивов, и тогда он приводит к отрицательным последствиям, к деструкциям личности.

Большую группу работ, посвященных феномену дирижирования, составляют труды композиторов и исполнителей. Основополагающими являются работы Г. Берлиоза «Дирижер оркестра» [10], Р. Вагнера «О дирижировании» [22] и Ф. Листа — «Письмо о дирижировании» [95]. Они вышли в свет в конце XIX в. и заставили обратить внимание на технику и методологию явления дирижирования. С тех пор осмысление сущности дирижерской профессии стало развиваться по нескольким направлениям. Культурологические аспекты дирижерской деятельности пытались рассмотреть сами дирижеры, в частности, западноевропейские: Б. Вальтер [25], Ф. Вейнгартнер [28], Г. Вуд [34], И. Б. Маркевич [102], Ш. Мюнш [110], В. Фуртвенглер [165]- а также отечественные мастера: Л. М. Гинзбург [53], К. П. Кондрашин [83], A.M. Пазовский [119], H.A. Римский-Корсаков [134], Г. Н. Рождественский [136- 137],.

B.Т. Спиваков [151], Ю. Х. Темирканов [156], Б. Э. Хайкин [168]. Но из-за отсутствия философского подхода, высказывания крупнейших маэстро XX в. не отличались системностью. К. П. Кондрашин справедливо отметил: «Нет другой музыкальной специальности, столь мало разработанной в научном отношении, как дирижирование. Существующие пособия знакомят главным образом с технологией тактирования» [83, с. 52].

Данный пробел восполнен в немногочисленных работах таких авторов, как: Л. П. Боровик [16], Г. Дехант [49], Г. Л. Ержемский [58],.

C.А. Казачков [62−66], И. А. Мусин [109], В. Г. Ражников [131], Л. С. Сидельников [143], Б. Ф. Смирнов [147], рассмотревших исторический срез проблемы и частично ее философско-эстетические и психологические аспекты. Они обратили внимание на методологию обучения и художественного воспитания молодых дирижеров.

В последнее время большой объем справочной, библиографической информации стал доступным в виртуальной системе Интернет [195- 196- 197].

Таким образом, назрела проблемная ситуация, когда имеется определенный набор знаний о дирижерском успехе, но до сих пор он остается не обобщенным с позиций философии и теории культуры. Трудов, именно в таком аспекте рассматривающих феномен успеха в деятельности дирижера, практически нет.

Объект исследования: деятельность дирижера.

Предмет исследования: сущность успеха в деятельности дирижера.

Цель работы: выявить необходимые и достаточные основания успеха дирижерской деятельности, определить внешние и внутренние условия достижения успеха.

Задачи исследования: для достижения поставленной цели необходимо решить следующее:

— дать философско-культурологические определения понятий «жизненный успех», «творческая удача дирижера», «успешная дирижерская деятельность»;

— рассмотреть деятельность дирижера как культурную целостность в единстве взаимодействий: дирижер — оркестр, дирижер — композитор, дирижер — социокультурная жизньспроектировать теоретический алгоритм успешной дирижерской деятельности;

— выявить основания успешной дирижерской деятельности, их философскую семантику;

— раскрыть особенности дирижерского артистизма, представленного в качестве одного из важнейших компонентов успешной дирижерской деятельности;

— определить типы дирижерского артистизма, выявляя их общие и отличительные признаки.

Изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования как совокупность следующих научных предположений. Успех дирижера формируется не только из внешних факторов, таких как постоянное восхищение публики, стремительный взлет карьеры, материальное благополучие, но и из скрытых явлений. К ним можно отнести личностные качества дирижера, актуальность и востребованность в данное время исполняемого репертуара, гуманизм и просветительство, проводимые дирижером в качестве миссии, интенциональную направленность концертного выступления на позитивные цели.

Проблема успеха в большей степени разработана в области бизнеса, аксиомой которого является формула «прибыль = успех». Однако для сферы искусства и творчества эта целепостановка недостаточна, и адекватное решение проблемы можно найти в более широком поле философско-культурологического исследования.

Методологическую основу исследования составляют: принцип историзма, дающий возможность следить за изменением какого-либо явления во временипринцип объективности, позволяющий увидеть явление в своей непреходящей значимости, подтвержденной практикойпринцип детерминизма, показывающий причинную обусловленность и зависимость всех явлений объективного мирапринцип синергетизма, выявляющий пластичность адаптации самоорганизующихся систем к меняющимся условиям.

Работа опирается на ряд научных подходов:

• структурный, рассматривающий явление дирижерского успеха как целостность, для которой характерно уровневое строение по принципу иерархических связей и взаимодействий;

• герменевтический, согласно которому для понимания феномена успеха дирижера необходимо осмыслить отдельные, составные части (культуру, коммуникацию, язык), но для этого необходимо иметь представление о смысле целого (знание a priori);

• компаративистский, как выявление общих и специфических черт успешной деятельности дирижера через сравнение, сопоставление и аналогию;

• парадигмалъный, базирующийся на признании последовательной смены моделей успеха и форм управления музыкальными коллективами в истории европейской культуры;

• специфическое место в работе занимает метод наблюдения за публичной концертной деятельностью ведущих симфонических оркестров и выдающихся дирижеров современности, а также элементы метода включенного наблюдения. Элементы последнего метода отработаны автором данной работы в процессе учебы в классе хорового дирижера С. А. Казачкова, учебного дирижирования хором Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова и певческой деятельности в хоре Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Успех является атрибутом творческой деятельности. Однако необходимо различать особенности временного, внешнего успеха и долговременного, подлинного успеха. Для выражения в философско-культурологическом аспекте различных классификаций успеха вводятся в научный оборот определения жизненного успеха, творческой удачи дирижера, успешной дирижерской деятельности.

2. Успешная деятельность дирижера представляет целостное и системное явление, совокупность уровней, элементов и взаимодействий, среди которых важнейшими являются оппозиции: дирижер — оркестр, дирижер — композитор, дирижер — социокультурная жизнь.

3. Успешная дирижерская деятельность в настоящее время необходимо дополняется действиями, ранее не характерными для сферы академического искусства: менеджерской работой, созданием рекламы, организацией концерта как своеобразного шоу-представления.

4. Фундаментальными основаниями дирижерского успеха являются: аудитория (массовость), жестоуправление, целостность восприятия музыки и семантика реквиемности.

5. Успешная дирижерская деятельность основана на трех типах дирижерского артистизма, таких как дирижер — диктатор, дирижердеятель, интеллектуально-поэтический тип управления.

Научная новизна исследования:

• дирижерская деятельность впервые рассмотрена не в музыковедческом или искусствоведческом плане, а в философско-культурологическом аспекте совместно с такими понятиями, как жизненный успех, творческая удача, дирижерский артистизм;

• успешная дирижерская деятельность определена как сложноорганизованная целостность, как совокупность уровней, элементов и взаимодействий;

• определены как объективные социально-культурологические условия, так и субъективные психологические качества личности, приводящие дирижера к успеху в деятельности;

• выявлены и систематизированы типы дирижерского артистизма;

• определены фундаментальные основания успешной дирижерской деятельности, их философская семантика;

• сформулирована сверхзадача современной дирижерской деятельности, состоящая не только в исполнении музыки, но и в создании культурного события.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выявлена природа одного из загадочных явлений — феномена успеха современной дирижерской деятельности, которая расширяет наши знания о данном явлении в охвате широкого социально-культурного поля. Разработанные в диссертации теоретические положения, практические выводы и рекомендации могут быть применены в философских, психологических и культурологических исследованиях.

Апробация работы и внедрение результатов в практику. Основные результаты, положения, выводы диссертационного исследования опубликованы в научной печати, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также представлены на конференциях международного, всероссийского уровней: «Человек в мире культуры: исследования, прогнозы» (Казань, 2007) — «Теоретические и практические проблемы социально-правовых, медико-экономических сфер жизни общества» (Курск, 2009) — «Россия и россияне: Особенности цивилизации» (Архангельск, 2009) — «Философия XX века о познании и его аксиологических аспектах» (Ульяновск, 2009) — «Антропологическая соразмерность» (Казань, 2009) — «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2009) — «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве России» (Москва, 2009) — «Истина и диалог: христианские ценности в культуре» (Санкт-Петербург, 2009) — «Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств» (Белгород, 2009) — «Культурно-художественная среда: творчество и технологии» (Киев, 2009 и 2010) — «Актуальные вопросы современной науки и образования» (Красноярск, 2010) — «Наука и образование в современной России» (Москва, 2010).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (11 параграфов), заключения, списка литературы из 194-х наименований и приложения (3 таблицы, 39 иллюстраций).

Выводы диссертации:

— успех в деятельности дирижера представляет собой целостное и системное явление, включающее в себя не только музыкально-исполнительские таланты дирижера, но и его менеджерские способности по организации пиара и рекламы концерта;

— для успеха своей деятельности дирижеру необходимо достигнуть качественных результатов во взаимодействиях с оркестром (репетиционный процесс), с композитором (проблема интерпретации), быть в центре культурной (проблема актуальности творчества);

— успешная дирижерская деятельность базируется на соединении четырех перманентных оснований успеха: массовости, жестоуправлении, целостном восприятии музыки, реквиемности;

— артистизм дирижера определен в конечном результате, как совместное творчество, понимание и переживание новых необычайных смыслов, состояний, как достижение полноты и многообразия бытия человека, который открыт миру и которому открыт мир. Именно такого результата достигает для себя, музыкантов или хора, а также аудитории слушателей дирижер и не только в одном концерте, но и во всей многообразной деятельности. Артистизм в подобном понимании является одним из главных факторов успешной деятельности дирижера.

— для успеха дирижерской деятельности маэстро должен обладать индивидуальным сценическим артистизмом, базирующимся на каком-либо одном или комбинации нескольких базовых типов дирижерского артистизма: типе дирижера-диктатора, типе дирижера-деятеля или интеллектуально-поэтическом типе управления.

И. Кант, в завершающих строках труда «Критика практического разума» [68] связывает сознание своего существования с двумя вещами: звездным небом над головой и моральным законом внутри себя [68, с. 807]. Таких идеалистов в настоящее время становится катастрофически мало. Современный человек связывает сознание своего существования с принципиально другими вещами: деньгами, недвижимостью, личным успехом в жизни. Реальная культура XXI века преследует цели, отличные от стремлений человека, например, XVIII века. Возможно, будут определены иные ориентиры, которые неведомы деятелям искусства наших дней. Ведь еще пятьдесят лет назад академизм считался эталоном этики и красоты, а сейчас его вовлекают в сферу бизнеса, расчетов, дешевой популярности. Сможет ли музыкальная индустрия естественными и сознательными усилиями успешных лидеров не уничтожить, а сохранить благородные идеалы, или их ренессансу будет предшествовать революция в умах, кардинальные изменения в культуре?

A.A. Блок в 1918 г. высказал следующую мысль: «Возвратить людям всю полноту свободного искусства может только великая и всемирная Революция, которая разрушит многовековую ложь цивилизации и поднимет народ на высоту артистического человечества» [13, с. 228]. Какой вариант первый или второй выберет современное человечество, то есть мы?

Данная работа предполагает научное развитие заложенной в ней проблематики в следующих направлениях:

1. Более подробный (в частности, монографический) анализ успеха в деятельности дирижеров в контексте общества потребления мог бы содействовать более глубокому пониманию данного феномена.

2. За рамками данного исследования осталась в частности проблема соотношения артистизма дирижера и свободы творчества рядовых музыкантов оркестра. Разлад может привести коллектив далеко не к успеху, а к прямо противоположным результатам. Исследование в таком ракурсе может стать абсолютно самостоятельной, интересной работой. 3. Любое продолжение темы успеха дирижеров, как ведущих представителей определенных этапов культуры будет не просто актуально, но может сообщить нечто чрезвычайно специфическое для самоидентификации человека в ежесекундно «отводящем» внимание Человека от самого себя мире.

Указанные направления способны при дальнейшей работе обогатить заявленное исследование, которое, подчеркнем это, носит открытый характер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационной работы, обозначим ее основные результаты. Итак, в первом параграфе первой главы мы обнаружили в историческом срезе, что категория успеха является по своей природе социокультурным феноменом, то есть возникающим и существующим в социальном мире культуры. В древней магии, божественных делах библейских пророков, древнегреческих и древнеримских верованиях категория успеха примерно одинаково понималась как возвышение одного человека над массой других людей. Это выражалось через славу, силу, геройство, триумф, богатство. Лишь христианское средневековье смогло превратить категорию успеха в стремление к скорейшему успению, то есть истинной цели жизни — смерти, и воссоединению с божественным первоисточником. Однако протестантский переворот вновь придал успеху давно забытые качества древнего понимания успеха. Со временем в понимании успеха на первый план вышел материальный компонент. Так возник бизнес-успех, повсеместно существующий в современном мире, в частности, в музыкальной индустрии классической музыки.

Во втором параграфе для постижения феномена успеха в дирижерской деятельности одновременно с историей категории успеха была рассмотрена история дирижирования. Здесь дается описание первых форм музыкального управления посредством ручных жестов — хейрономические сигналы. Через рассмотрение техники тактирования с помощью баттуты и управления оркестром из-за клавесина мы подошли к началу XIX в., то есть к периоду появления современной манеры дирижирования. Возникновение нового метода дирижирования обусловлено историческим ходом развития музыкальных инструментов и все более усложняющимся музыкальным письмом в контексте усложнения ритмической организации жизни людей. Музыка и движение возникли в синкретическом единстве на заре человечества и закрепились в последующем во всевозможных видах и формах, в частности в исполнительских приемах музыкантов и жестах дирижера. В изучении исторических форм дирижирования принято исходить из различий между принципами ритмической организации музыки на определенных этапах культуры человечества, и мы следовали этой дифференциации, соединяя историю категории успеха с историей дирижерского управления.

Третий параграф первой главы представлен нами в виде анализа внешних социально-социальных форм успеха в дирижерской деятельности. Так взаимодействия дирижера и оркестра, дирижера и композитора, дирижера и окружающей его жизнью представляют успешное дирижирование как сложный, многоплановый и динамичный процесс, представляющий культурную целостность. Возникает важный и актуальный вопрос, каким образом дирижер для получения личного успеха направит свои репертуарные и исполнительские действия — на спрос массовой публики, на вкус музыкальной элиты или сможет предложить свою новую интерпретацию, глубокое «видение» человека и мира? На результаты музыкальной деятельности сегодня оказывает влияние множество факторов, не связанных напрямую с музыкой, имеются в виду администраторская деятельность, реклама, участие в общественных акциях. Дирижер должен учитывать все множество внутренних и внешних факторов успеха.

Во второй главе мы попытались увидеть внутреннюю природу дирижерского успеха в его основаниях таких как: аудитория (массовость), жестоуправление, целостность музыкального восприятия, реквиемность. Данные четыре фактора успеха являются не просто выборочными, а основными, базовыми факторами успешной дирижерской деятельности. Поэтому через них мы попытались проникнуть во внутреннюю природу категории успеха.

Массовость всегда подразумевает субъективное внешнее управление. Оркестр и хор также могут существовать только под единым дирижерским руководством, поэтому право стоять во главе массового коллектива есть отчасти знак успеха. Право на свободное жестоуправление получает не каждый человек. Отбор претендента на этот пост проходит посредством признания способностей претендента многими людьми, заведениями и структурами. Целостное восприятие, доступное каждому музыканту симфонического оркестра, у дирижера является максимально глубоким и полным. Генетическая память, подсознательная жизнь детских переживаний постоянно оказывают свое действие на сознание дирижера. Последним четвертым фактором успеха, как нами установлено, является реквиемность. Использование этого печального жанра окутывает исполнителя ореолом успешности a priori, то есть уже до начала момента концертного исполнения. К тому же реквием пробуждает драматические звучания, представляя картины страшного и неизбежного перехода из одного мира в другой, захватывая дух слушателя трагедийными образами. В работе констатируется, что семантика реквиемности, опыт исполнения реквиемов способны придавать дирижерской интерпретации особую глубину, а значит, ведут к подлинному успеху.

Третья глава включает четыре параграфа и исследует соотношение феномена артистизма с дирижированием. Так в первом параграфе было проведено исследование феномена артистизма с позиций трех дисциплинпсихологии, театроведения, феноменологии. Для раскрытия тесно связанного с понятием артистизма феномена восприятия артистизма было обращено внимание на восприятие концертного выступления людьми в зале. Выяснено, что симфонический концерт не есть чисто звуковое действо. Концерт всегда является в первую очередь визуальным шоу.

Во втором параграфе диссертации выводятся определенные ключевые типы артистизма западноевропейских дирижеров {дирижер-диктатор, дирижер-деятель, интеллектуально-поэтический тип управления) анализируется специфика оказываемого влияния на оркестр дирижеров того или иного артистического типа. История дирижеров-интерпретаторов насчитывает десятки выдающихся личностей начиная с середины XIX в. и по настоящее время. Все они вели яркую артистическую жизнь на сцене и за это снискали признание публики. Каждый дирижер представлял свой неповторимый стиль работы с оркестром, форму концертного выступления, что позволило нам выделить данные типы сценического артистизма.

Третий параграф посвящен исследованиям типов дирижерского артистизма в контексте явления успешной деятельности российских дирижеров. В российской исполнительской практике, как и в западноевропейской, были свои дирижеры, соответствующие трем основным типам дирижерского артистизма. Затем возникли синтетические типы. Общий процесс развития характеризуется повторением западноевропейских типовых образцов с добавлением к ним специфических компонентов русской ментальности. Однако в истории советского исполнительства есть никем более не повторенный феномен существования оркестра без дирижера.

В четвертом параграфе третьей заключительной главы диссертации нами было обращено внимание на жизнь и сценическую деятельность известного казанского хорового дирижера С. А. Казачкова. Яркий представитель редкого артистического типа дирижера-учителя, он на протяжении всей своей долгой жизни создавал в г. Казани определенную хоровую школу пения и дирижирования со своей техникой исполнения, своими традициями. Восприимчивость и постоянное внимание к новым музыкальным формам, желание обогатить их сделали С. А. Казачкова виднейшей персоной в общественной музыкальной жизни г. Казани. Более того, этого дирижера можно назвать подлинным Человеком культуры, действительно большим артистом и успешным дирижером.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Виталий Гинзбург. Памяти ученого / М. И. Алкацев.
  2. Режим доступа: http://www.tmy.mwport.m/files/2010−1 -str-01 .pdf
  3. Амедео Модильяни. 1884 1920 / автор текста В. Баева. — М.:1. Директ-Медиа, 2010. 48 с.
  4. Аристотель. Метафизика / Аристотель- пер. с древнегреч.
  5. A.B. Кубицкого, М. И. Иткина / ред. В. Ф. Асмус // Сочинения в четырех томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1976. — С. 63 367.
  6. Аристотель. О душе / Аристотель- пер. с древнегреч. П. С. Попова,
  7. М.И. Иткина / ред. В. Ф. Асмус // Сочинения в четырех томах. Т. 1. -М.: Мысль, 1976. С. 369 — 448.
  8. Аристотель. Политика / Аристотель- пер. с древнегреч. В. Карпова //
  9. Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. -М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 307 — 654.
  10. A.A. Реквием / A.A. Ахматова // Сочинения в 2-х томах.
  11. Т. 1.-М.: Цитадель, 1996. С. 196 — 204.
  12. A.B. Реквием по братве / A.B. Афанасьев // Роман-газета.-2001.-№ 18.-127 с.
  13. Р.К. Артистизм в контексте культуры / Р.К. Бажанова
  14. Казань: Отечество, 2008. — 132 с.
  15. К. Послание к Римлянам / К. Барт- пер. с нем. В. Хулана. М.:
  16. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. -580 с.
  17. Г. Дирижер оркестра / Г. Берлиоз- пер. с фр. С. Горчакова. // Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. С. 68 — 86.
  18. Библия. Ветхий завет. М.: Российское библейское общество, 2005. -С. 3 1008.
  19. Библия. Новый завет. М.: Российское библейское общество, 2005. -С. 1009- 1376.
  20. A.A. Искусство и революция (По поводу творения Рихарда Вагнера) / A.A. Блок // Искусство и революция / Сост. JI. Асанова.- М.: Современник, 1979. С. 228 — 232.
  21. Большая психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо, 2007. — 544 с.
  22. Большая Советская энциклопедия (в 30 тт.) / ред. А. М. Прохоров. -Изд. 3 е. — М.: Советская энциклопедия, 1977. Т. 27. — 624 с.
  23. JI.П. Из истории дирижирования / JI.П. Боровик, Э. В. Папаян, В. А. Фролкин. — Краснодар: Эоловы струны, 2001. -59 с.
  24. A.B. Казачков в моей жизни и творчестве / A.B. Булдакова // Семен Казачков: хоровой век. — Казань: КГК, 2009.-С. 354−368.
  25. Буржуазная философия XX века / ред. Л. Н. Митрохин, Т. И. Ойзерман, Л. Н. Шершенко. М.: Политиздат, 1974. — 335 с.
  26. K.M. фон. Жизнь музыканта. Главы из неоконченного романа / K.M. фон Вебер- пер. В. В. Штокмар // Советская музыка. 1935.- № 7 8. — С. 3 — 15.
  27. Р. Об актерах и певцах / Р. Вагнер // Рихард Вагнер. Избранные работы / сост. И. А. Барсова и С. А. Ошеров. М.: Искусство, 1978. — С. 567 — 624.
  28. Р. О дирижировании / Р.Вагнер. СПб.: Изд-во редакции «Русской музыкальной газеты», 1900. — 104 с.
  29. Валерий Гергиев самый востребованный в мире: Голос России. -Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/2011/01/27/41 494 010.html
  30. . О музыке и музицировании / Б. Вальтер- пер. с нем. Н. П. Аносова // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. I. Под ред. Г. Я. Эдельмана. М.: Музгиз, 1962. — С. 7 — 118.
  31. . Тема с вариациями. Воспоминания и размышления / Б. Вальтер- пер. с нем. А. Афониной // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 4. М.: Музыка, 1969. — С. 11 — 294.
  32. С. Искусство дирижирования / С. Василенко // Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975. С. 203 — 207.
  33. И.С. Поль Рикёр о необходимости разработки философской теории признания // Философские науки. 2010. — № 7. — С. 25 -39.
  34. Ф. О дирижировании / Ф. Вейнгартнер- перевод с нем. Е. В. Гиппиуса. Л.: ТРИТОН, 1927. — 46 с.
  35. Г. Язык жестов — путь к успеху / Г. Вильсон. СПб.: Питер Ком, 1999.-224 с.
  36. Витамины для ума — статьи и книги о личной философии, о философии бизнеса, о результатах и успехе. — Режим доступа: http://www.smartprint.com.ua/vit/vit main. php?content=2004/issue 040 35
  37. В.М. Жан Кальвин и его учение. Политическое учение Кальвина. Женева при Кальвине / В. М. Володарский // Швейцария в
  38. XVI первой половине XVII в. // История средних веков: В 2 т. Т. 2. Раннее новое время / ред. С. П. Карпов. — М.: МГУ- Высшая школа, 2003.-С. 133 — 138.
  39. Всемирная энциклопедия: Философия / ред. A.A. Грицанов. М.: ACT- Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.
  40. ВудГ. О дирижировании / Г. Вуд- пер. с англ. Н. П. Аносова. М.: Музгиз, 1958.- 104 с.
  41. ГаджиевК.С. Масса. Миф. Государство / К. С. Гаджиев // Вопросы философии. 2006. — № 6. — С. 3 — 20.
  42. . Бизнес со скоростью мысли: Как добиться успеха в информационную эру / Б. Гейтс. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 477с.
  43. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В.Ф. Гегель- пер. с нем. Б. Столпнера // Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики / ред. Е. П. Ситковский. М.: Мысль, 1974. — С. 51 — 452.
  44. Гегель Г. В. Ф. Философия права / Г. В.Ф. Гегель- пер. с нем. Б. Г. Столпнера и М. И. Левиной / ред. Д. А. Керимов и B.C. Нерсесянц. -М.: Мысль, 1990. 524 с.
  45. И.В. Фауст // Страдания юного Вертера: Роман. Фауст: Трагедия / И.В. Гете- пер. с нем. Б. Пастернака. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 640 с.
  46. Гир М. Реквием по завоевателю / М. Гир. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-640 с.
  47. В. Гений на блюдечке: как раскрыть и максимально использовать свои способности / В. Говард- пер. с. англ. Г. П. Бляблина. М.: Рипол Классик, 2004. — 222 с.
  48. Е.М. «Дубровский» Э.Ф. Направника / Е. М. Гордеева.- М.: Музгиз, 1960. 52 с.
  49. ГоулдерК. Астроуспех: к счастью и гармонии через звезды / К. Гоулдер. -М.: Вече: ACT, 1997. 400 с.
  50. A.C. Горе от ума / A.C. Грибоедов // Избранное. Пьесы. Стихотворения. Приза. Письма. — М.: Советская Россия, 1978. -С. 27- 127.
  51. Грум-Гржимайло Т. Н. Об искусстве дирижера / Т.Н. Грум-Гржимайло. — М.: Знание, 1973. 40 с.
  52. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Совмещенная редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ в современном написании. В 4 тт. Т. 1. / В. И. Даль. М.: Олма Медиа Групп, 2007. — 640 с.
  53. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Совмещенная редакция изданий В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ в современном написании. В 4 тт. Т. 4. / В. И. Даль. М.: Олма Медиа Групп, 2007. — 576 с.
  54. Р. Страсти души / Р. Декарт- пер. с фр. А. К. Сынопалова / ред. В. В. Соколов // Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1989.-С. 481 -572.
  55. ДехантГ. Дирижирование: Теория и практика музыкальной интерпретации / Г. Дехант. Нижний Новгород: Деком, 2000. у- 446 с.
  56. У. Введение в философию / У. Джеймс- пер. с англ. И. И. Лапшина, Л. Е. Переяславцевой // Джеймс У. Введение вфилософию- Рассел Б. Проблемы философии. — М.: Республика, 2000.-С. 3−152.
  57. Д. Парадокс об актере / Д. Дидро- пер. Р. И. Линцер / ред. Э. Л. Гуревич и Г. И. Ярхо // Собр. соч. в 10 тт. Т. V. Театр и драматургия / Д. Дидро. М., Л.: Academia. 1936. — С. 565 — 636.
  58. B.C. Управление. Философия. Общество / B.C. Диев // Вопросы философии. 2010. — № 8. — С. 35−41.
  59. Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика / ред. Л. М. Гинзбург. М.: Музыка, 1975. — 632 с.
  60. И.Л. 1001 путь к успеху / И. Л. Добротворский. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. — 568 с.
  61. .Г. Он был великий Артист / Ж. Г. Дозорцева // Натан Рахлин. Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью.- Казань: Издательский дом «Титул-Казань», 2006. С. 219 — 220.
  62. Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха. Сборник / сост. Х.-Й. Шульце- пер. с нем. В. Ерохин.— М.: Музыка, 1980.-271 с.
  63. Д. Реконструкция в философии / Д. Дьюи- пер. с англ. Л. Е. Павловой // Реконструкция в философии. Проблемы человека.- М.: Республика, 2003. С. 3 — 132.
  64. Г. Л. Закономерности и парадоксы дирижирования / Г. Л. Ержемский. СПб.: Деан- Ферт, 1993. — 263 с.
  65. Т. Невыносимая симфоничность бытия / Т. Замировская // Татьяна Замировская: «Невыносимая симфоничность бытия» | Experty. by белорусская музыка. — Режим доступа: http://www.experty.by/node/896
  66. И.В. Модель влияния мотивов «достижения успеха» на трудовую адаптацию личности / И. В. Зейвальд // Успехи современного естествознания. 2008. — № 11. — С. 28 — 32.
  67. Инамори Казуо. Страсть к успеху. Японское чудо / Казуо Инамори. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 306 с.
  68. С.А. Дирижерский аппарат и его постановка / С. А. Казачков. М.: Музыка, 1967. — 111 с.
  69. С.А. Дирижер хора — артист и педагог / С. А. Казачков.- Казань: КГК, 1998. 308 с.
  70. С.А. Некоторые вопросы репетиционной работы с хором: Автореф. канд. искусствоведения / С. А. Казачков. — Казань, 1955. -15 с.
  71. С.А. От урока к концерту / С. А. Казачков. Казань: КГУ, 1990.-343 с.
  72. С.А. Расскажу о времени и о себе / С. А. Казачков.- Казань: КГК, 2004. 62 с.
  73. И. К вечному миру / И. Кант- пер. с нем. JI.A. Комаровского // Критика чистого разума. М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2007. -С. 859- 898.
  74. И. Критика практического разума / И. Кант- пер. с нем. Н. М. Соколова // Кант И. Критика чистого разума. — М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2007. С. 677 — 808.
  75. И. Основы метафизики нравственности / И. Кант- пер. с нем. Л.Д.Б. // Критика чистого разума. — М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2007.-С. 611 676.
  76. Ф.В. Мартин Лютер. Гражданин-реформатор / Ф.В. Кантценбах- пер. с нем. O.E. Рыбкиной // Кантценбах Ф. В., Штедтке И. Мартин Лютер. Жан Кальвин. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-С. 5- 148.
  77. Е.В. Социально-философская концепция успеха. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. филос. наук / Е. В. Караханян. Уфа. 2009. — 18 с.
  78. Д. Язык успеха / Д. Карнеги. — М.: Эксмо, 2002. 255 с.
  79. В.А. Культурологическая форманта как фактор формирования целостного восприятия музыки в процессе работы хорового дирижера над партитурой / В. А. Каюков // Электронное научное издание «Аналитика культурологии». 2006. № 2 (6).
  80. В.А. Общественная хоровая педагогика в Японии и социологические исследования целостного восприятия музыки /
  81. B.А. Каюков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. Специальный выпуск. — С. 63 65.
  82. Кац A.M. Дирижер — это профессия второй половины жизни / A.M. Кац // Музыкальная академия. 1995. — № 3. — С. 17−29.
  83. Д.Л. Он был необыкновенным дирижером / Д. Л. Клебанов // Натан Рахлин. Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью. Казань: Издательский дом «Титул-Казань», 2006. -С. 118−120.
  84. О.Ю. Модель успеха как фактор профессионального выбора: На примере студентов московских педагогических вузов. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. соц. наук / О. Ю. Клочкова. М. 2003. — 26 с.
  85. С.Ю. Философия успеха: гносеологический анализ. Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. филос. наук /
  86. C.Ю. Ключников. М. 2003. — 23 с.
  87. Н.Г. Идентификация. История. Человек / Н. Г. Козин // Вопросы философии. 2011. -№ 1. — С. 37 — 48.
  88. Г. Покушение на Искусство / Г. Козлов. — М.: Слово/81оуо, 2007.-560 с.
  89. Т.И. Мир человеческих проблем: психологическая концепция здоровья / Т. И. Колесникова. — М.: Владос-Пресс, 2003.- 204 с.
  90. КондрашинК. О дирижерском искусстве / ред. С. М. Хентова. Л., М.: Советский композитор, 1970. — 152 с.
  91. В.А. Культурный облик Возрождения и Реформации / В. А. Кондрашов // История мировой культуры / ред. Г. В. Драч. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 277 — 329.
  92. Р. Дирижер и оркестр или 100 ненужных советов молодым дирижерам / Р. Кофман. Киев: Абрис, 2009. — 132 с.
  93. Н. Артур Никиш и «Кармен» в Большом театре / Н. Кочетов // Артур Никиш и русская музыкальная культура. Воспоминания, письма, статьи / сост. Л. М. Кутателадзе, ред. Л. Н. Раабен. Л.: Музыка, 1975. — С. 151 — 154.
  94. Культура и культурология. Словарь / ред. А. И. Кравченко. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 928 с.
  95. Д.А. Общение с ним одухотворяло и возвышало / Д. А. Кутдусов // Натан Рахлин. Материалы. Статьи. Воспоминания. Интервью. — Казань: Издательский дом «Титул-Казань», 2006.- С. 214 218.
  96. С. Наслаждение и долг / С. Кьеркегор- пер. с дат. П. П. Ганзена. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 416 с.
  97. ЛебонГ. Психология масс / Г. Лебон // Психология масс: Хрестоматия. Самара: БАХРАМ-М, 2006. — С. 5 — 130.
  98. ЛебрехтН. Кто убил классическую музыку? / Н. Лебрехт. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2004. — 588 с.
  99. Н. Маэстро миф. Великие дирижеры в схватке за власть / Н. Лебрехт- пер. с англ. С. Ильин. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. — 448 с.
  100. Н. Маэстро, шедевры и безумие: тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классической музыки / Н. Лебрехт- пер. с англ. С. Ильин. — М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009.-328 с.
  101. Лейбниц Г.-В. Монадология / Г.-В. Лейбниц- пер. с фр. E.H. Боброва / ред. В. В. Соколов // Сочинения в четырех томах. Т. I. -М.: Мысль, 1982. С. 413 — 429.
  102. Ф. Письмо о дирижировании. Ответ критикам / Ф. Лист- пер. Н. Мамуна // Лист Ф. Избранные статьи. М.: Музгиз, 1959. -С. 157- 159.
  103. Л.А. Человек-легенда / Л. А. Лицова // Семен Казачков: хоровой век. Казань: КГК, 2009. — С. 336 — 342.
  104. А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Книга 1 / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1988. — 414 с.
  105. Н. Государь / Н. Макиавелли // Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -С. 47- 142.
  106. В.В. Флейта-позвоночник / В. В. Маяковский // Люблю: Поэмы, стихотворения, проза. — СПб.: Азбука-классика, 2002. -С. 191−201.
  107. Г. П. Душа человека: историко-философский экскурс / Г. П. Меньчиков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 1. — С. 5 11.
  108. А. Социодинамика культуры / А. Моль- пер. с фр. не указан.- М.: Прогресс, 1973. 406 с.
  109. Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.
  110. И.А. Язык дирижерского жеста / И. А. Мусин. М.: Музыка, 2007.-232 с.
  111. ПО.МюншШ. Я дирижер / Ш. Мюнш- пер. с англ. М.Викторовой.- М.: Музыка, 1965. 84 с.
  112. Л.В. Герменевтические контексты фортепианного исполнительского творчества. Автореферат на соискание уч. ст. канд. филос. наук / Л. В. Никитина. Казань. 2010. — 26 с.
  113. НицшеФ. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше- пер. с нем. Е. Герцык, М. Рубинштейна, Е. Соловьевой /ред. Г. Рачинский и Я. Берман. — М.: ИЧП «Жанна», 1994. -С. 5 -353.
  114. .Ж. Письма о танце и балетах / Ж.Ж. Новерр- пер. с фр.
  115. A.Г. Мовшенсона / ред. Ю. И. Слонимский. С. 39 — 300.
  116. В.И. 10 путей к успеху управления: советы и притчи по управлению: практическое руководство для менеджеров /
  117. B.И. Образцов. Калининград: Янтарный сказ, 2002. — 192 с.
  118. С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов / ред. Н. Ю. Шведова. -18-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1986.-797 с.
  119. A.M. Записки дирижера / A.M. Пазовский. — М.: Советский композитор, 1968.-557с.
  120. С.Н. Полный свод законов Паркинсона и миссис Паркинсон: Как преуспеть в работе, развлечениях и семейной жизни, имея самые скромные способности: Психол. бестселлер /
  121. C.Н. Паркинсон. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 511 с.
  122. A.B. Артистичность как фактор формирования личности дирижера-хормейстера / A.B. Парфенова. Режим доступа: http://pedgazeta.ru/viewdoc.php?id=:l 109
  123. Платон. Алкивиад I / Платон- пер. с древнегреч. С.Я. Шейнман-Топштейн // Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1 / ред. А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990.- С. 220 267.
  124. Платон. Кратил / Платон- пер. с древнегреч. С.Я. Шейнман-Топштейн // Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1 / ред. А. Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, A.A. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1990. -С. 613−681.
  125. Платон. Пир / Платон- пер. с древнегреч. С. К. Апта / ред.
  126. A.Ф. Лосев, В. Ф. Асмус, A.A. Тахо-Годи // Собрание сочинений в 4 тт. Т. 2.-М.: Мысль, 1993.-С. 81 134.
  127. Платон. Политика, или Государство / Платон- пер. с древнегреч.
  128. B. Карпова // Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. — М.: Эксмо- СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 7 — 306.
  129. H.H. Я привлекаю успех: Как достигнуть успеха и реализовать свои желания, получая удовольствие / Н. И. Правдина.- СПб.: Невский проспект, 2002. 190 с.
  130. ПушкинA.C. Евгений Онегин / А. С. Пушкин // Полное собрание сочинений. В 17 тт. Т. 6. -М.: Воскресенье, 1995. — 699 с.
  131. Г. П. Виолончелист. Фрагменты из книги / Г. П. Пятигорский // Исполнительское искусство зарубежных стран. -М.: Музыка, 1970. Вып. 5. — С. 127−215.
  132. В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В. Г. Ражников. -М.: Знание, 1980.-96 с.
  133. Д.Я. Вместо предисловия / Д. Я. Райгородский // Психология масс: Хрестоматия. — Самара: БАХРАМ-М, 2006. -С. 3−5.
  134. РикёрП. Религия и вера / П. Рикёр- пер. с фр. И. С. Вдовиной // Герменевтика и психоанализ. — М.: Искусство, 1996. — С. 115 234.
  135. Римский-Корсаков H.A. Эпидемия дирижерства / H.A. Римский-Корсаков // Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. М.: Музыка, 1975. — С. 157 — 164.
  136. С.Т. Несколько мыслей о советской музыке / С. Т. Рихтер // Советская музыка. 1956. — № 1. — С. 39 — 41.13 6. Рождественский Г. Н. Дирижерская аппликатура /
  137. Г. Н. Рождественский. JI.: Музыка, 1974. — 103 с.
  138. Г. Н. Мысли о музыке / Г. Н. Рождественский. — М.: Советский композитор, 1975. 200 с.
  139. Н.В. Арихитектоника успеха в культуре. Диссертация на соискание уч. ст. канд. филос. наук / Н. В. Розенберг. Тамбов. 2001.- 176 с.
  140. Н.В. Хоровой словарь / Н. В. Романовский. М.: Музыка, 2000.-230 с.
  141. Э.М. Бизнес-этикет / Э.М. Сабат- пер. с. англ. Б. Н. Осетрова. -М.: Фаир, 1998.-240 с.
  142. Саймон Рэттл: «Время Караяна ушло безвозвратно» (интервью) -Академическая музыка OpenSpase.ru. — Режим доступа: http://www.openspace.ru/musicclassic/names/details/27/
  143. СветА.Б. Алхимия успеха: метод управления ситуациями / А. Б. Свет. СПб.: Питер, 2001. — 117 с.
  144. JI.C. Симфоническое исполнительство: Эстетика и теория. Исторический очерк / JI.C. Сидельников. М.: Советский композитор, 1991.- 286 с.
  145. СинцовЕ.В. Природа невыразимого в искусстве и культуре / Е. В. Синцов. Казань: Фэн, 2003. — 304 с.
  146. Словарь русских синонимов // Полный словарь русских рифм. Словарь русских синонимов. М.: ТЕРРА- Книжная лавка — РТР, 1996.-С 153 -334.
  147. М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации (к 450-летию немецкой реформации) / М. М. Спирин // Вопросы научного атеизма, вып. 5 / ред. А. Ф. Окулов. М.: Мысль, 1968.-С. 109- 136.
  148. .Ф. Дирижерское искусство как художественный и социокультурный феномен: Диссертация на соискание уч. ст. доктора искусствоведения / Б. Ф. Смирнов. Челябинск: 2004. -330 с.
  149. Современный философский словарь / ред. В. Е. Кемеров. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск. 1998. -1064 с.
  150. А.И. Русский вопрос к концу XX века / А. И. Солженицын // Новый мир. 1994. — № 7. — С. 135 — 176.
  151. П.А. Социология и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П.А. Сорокин- пер. с англ. В. В. Сапова.- СПб.: РХГИ, 2000. 1056 с.
  152. В.Т. Мимолетности / В. Т. Спиваков. М.: Музыка, 2004.- 224 с.
  153. Л. Музыка для всех нас / Л. Стоковский // Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 1975.-С. 462−466.
  154. A.B. На телевидении и радио классика не особенно нужна / A.B. Судаков // Музыкальная жизнь. 2009. — № 6. — С. 18 — 19.
  155. Сунь-Цзы. Трактат о военном искусстве / Цзы-Сунь- пер. с кит. Н. И. Конрада // Сунь-Цзы, У-Цзы. Трактаты о военном искусстве.- М.: ACT- СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 5 — 442.
  156. Е.В. Наполеон / Е. В. Тарле // Сочинения. В 12 тт. Т. 7. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. — С. 13 — 431.
  157. Ю.Х. Культура во всем мире в катастрофическом состоянии / Ю. Х. Темирканов // Музыкальная академия. — 2009. -№ 1.-С. 112−113.
  158. Теодор Курентзис Архив. — ForumKlassika.Ru. — Режим доступа http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-3513.html
  159. Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т. 1 / ред. Д. Н. Ушаков.- М.: Вече- Мир книги, 2001. 704 с.
  160. Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т. 3 / ред. Д. Н. Ушаков.- М.: Вече- Мир книги, 2001. 672 с.
  161. Дж. Аристос / Дж. Фаулз- пер. В. Нугатова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 432 с.
  162. Философская энциклопедия / ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская энциклопедия, 1970. Т. 5. — 740 с.
  163. Дж.Дж. Как стать суперзвездой маркетинга: необычные правила, благодаря которым победно звенит ваш кассовый аппарат / Дж.Дж. Фокс- пер. с англ.: А. Лисовского. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-226 с.
  164. ФрейдЗ. Психология масс и анализ человеческого «Я» / 3. Фрейд- пер. с нем. Я. М. Когана // Психология масс и анализ человеческого «Я». СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. -С. 5- 108.
  165. В. Статьи. Беседы. Из записных книжек / В. Фуртвенглер- пер. с нем. Н. Милицыной // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 2 / сост. Г. Я. Эдельман. М.: Музыка, 1966.-С. 141 — 191.
  166. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас- пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000.-С. 5 -286.
  167. М. Бытие и время / М. Хайдеггер- пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. — 452 с.
  168. .Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи / Б. Э. Хайкин.- М.: Советский композитор, 1984. 239 с.
  169. Я.С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я. С. Хаммер // Вопросы психологии. — 2008. — № 4. — С. 147 153.
  170. С. Поборник совершенства / С. Цвейг // Музыкальная жизнь.- 2006. № 11.-С. 35 -37.
  171. Д.Х. Реквием блондинкам / Д. Х. Чейз. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. С. 5 199.
  172. Современный литератор, 1999. — 296 с. 175. Шекспир У. Гамлет / У. Шекспир- пер. с англ. М. Лозинского // Полное собрание сочинений в 8 тт. Т. 6. М.: Искусство. 1960. -С. 2- 157.
  173. ШеллингФ.В. Философия искусства / Ф.В.Шеллинг- пер. с нем. П. С. Попова / ред. М. Ф. Овсянников. М.: Мысль, 1966. — 496 с.
  174. ШнееГ. Ротшильд, или история династии финансовых магнатов / Г. Шнее // Библиотека Форекс. Режим доступа: http://www.forexlib.org.ua/rotshild2
  175. А. Мир как воля и представление. Т. I. / А. Шопенгауэр- пер. с нем М. И. Левиной // О четверояком корне достаточного основания. Мир как воля и представление. Т. I. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993. — С. 125 — 502.
  176. А. О четверояком корне достаточного основания / А. Шопенгауэр- пер. с нем М. И. Левиной // О четверояком корне достаточного основания. Мир как воля и представление. Т. I. Критика кантовской философии. — М.: Наука, 1993. С. 5 — 124.
  177. ШуманР. О музыке и музыкантах: Собр. ст. в двух томах. Т. II-A / Р. Шуман- пер. с нем. А. Г. Габричесвкого и Л. С. Товалевой / сост. Д. В. Житомирский. М.: Музыка, 1978. — 327 с.
  178. Ю.В. Психология успеха / Ю. В. Щербатых. М.: Эксмо, 2007.-560 с.
  179. Ф. Об авторитете / Ф. Энгельс // К. Маркс и Ф.Энгельс.
  180. Сочинения. Изд. 2. Т. 18. — С. 302 — 305. 185. Энциклопедический словарь. Т. 35 / ред. К. К. Арсеньев. СПб.:
  181. Requiem: Bloodymare (Gempo). Режим доступа: http://forum.gempo.ru/viewtopic.php?id=232
  182. The New Encyclopaedia Britannica. V. 3. 15th edition. Chicago: Encyclopaedia Britannica, Inc., 1994.
  183. Garretson R.L. Choral music. History, Style, and Performance Practice / R.L. Garretson. New Jersey: Prentice-Hall, Inc. A Simon & Schuster Company Englewood Cliffs, 1993. — 250 p.
  184. Garretson R.L. Preface / R.L. Garretson // Choral music. History, Style, and Performance Practice. New Jersey: Prentice-Hall, Inc. A Simon & Schuster Company Englewood Cliffs, 1993. — P. IX — XI.
  185. LudwigCh. «. und ich ware so gern Primadonna gewesen»: Erinnerungen / Ch. Ludwig. Unter Mitarb. Von Peter Csobadi. 3., Uberarb. Aufl. — Berlin: Henschel, 1999. — 296 s.
  186. Seifert W. Gunter wand: so und nicht anders: Gedanken und Erinnerungen / W. Seifert. 3. Ayfl. — Hamburg: Hoffmann und Campe, 1999.-528 s.
  187. Alby C., Caron A. Karajan. Eine Hommage an den gro? en Dirigenten / C. Alby, A. Caron. Scherz: arte edition, 2000. — 143 s.
  188. Modl M. So war mein Weg / M. Modl. Berlin: Parthas — Verl, 1998. — S. 9 — 220.1. Интернет сайты195. http://www.belcanto.ru196. http://ru.wikipedia.org197. http://www.classic-music.ru
Заполнить форму текущей работой