Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Материальная ответственность военнослужащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ законодательства о материальной ответственности военнослужащих и практики его применения позволяет выделить ряд принципиальных особенностей, отличающих этот правовой институт ог других видов юридической ответственности. Правовая природа материальной ответственности военнослужащих сочетает, наряду со специфическими элементами, также отдельные элементы гражданско-правовой ответственности… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
    • 1. Понятие материальной ответственности военнослужащих
    • 2. Возникновение и развитие материальной ответственности военнослужащих
  • Глава 2. ОСНОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕН НОСЛ УЖАЩИХ
    • 1. Понятие и виды оснований материальной ответственности военнослужащих
    • 2. Фактическое и правовое основания материальной ответственности военнослужащих
    • 3. Процессуальное основание материальной ответственности военнослужащих

Материальная ответственность военнослужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Одним из важнейших напрашхений военной реформы в настоящее время является поддержание на высоком уровне боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил РФ. Это определяет, с одной стороны, повышенные требования к сохранности систем вооружения, военной и специальной техники и иного военного имущества как материальной основы боеспособности и боеготовности войск, а с другой стороны, необходимость первоочередного решения правовых вопросов комплектования Вооруженных Сил и прохождения военной службы, создание механизма социальной и правовой защиты военнослужащих.

В этой связи правовое регулирование материальной ответственности военнослужащих за причиненный ими материальный ущерб государству приобретает особую значимость, оказывая воздействие на материальное обеспечение боеспособности и боеготовности войск.

Отдельные вопросы правового регулирования материальной ответственности военнослужащих в разное время освещались в работах видных ученых — военных юристов: Артамонова Н. В., Ахметшина Х. М., Бобренева В. А., Беспалова А. А., Кузнецова Н. И., Кобликова А. С., Краснова Н. И., Павлова Н. И., Романова П. И., Старова Б. Ф., Стрекозова В. Г., Тер-Акопова АА. и др.

В 1956 году И. К. Митяшиным защищена кандидатская диссертация на тему: «Материальная ответственность военнослужащих по советскому праву». В этой работе в конкретной социально-политической обстановке на базе действующего на тот период времени военного законодательства автором были рассмотрены проблемы определения понятия, правовой природы материальной ответственности, рассмотрены условия приалечения к ней. Вместе с тем, остались не рассмотренными вопросы оснований материальной ответственности военнослужащих, являющиеся центральными при исследовании любого вида юридической ответственности. В малой степени исследовались элементы состава правонарушения, связанного с причинением ущерба государству, проблемы возмещения ущерба в судебном порядке и другие принципиально важные вопросы. Ряд проблем правового института материальной ответственности военнослужащих в работе И. К. Митящина вообще не рассматривались.

В литературе до сих пор имеются различные и часто противоречивые подходы к определению самого понятия материальной ответственности военнослужащих, что обусловлено отсутствием его четких критериев в военном законодательстве. До настоящего времени в нормах права не определены и принципиальные положения данного института юридической ответственности, в соответствии с которыми материальная ответственность военнослужащих отличается от гражданско-правовой, административной и материальной ответственности работников по трудовому праву. Законодательно не установлены пределы применения материальной ответственности военнослужащих. Недостаточная теоретическая разработка этих вопросов и, соответственно, отсутствие их правового регулирования в нормах законодательства о материальной ответственности военнослужащих в практической деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц приводит к подмене одного вида ответственности другим, неоправданному расширению полномочий командования в определении размеров ущерба и сумм, подлежащих возмещению с военнослужащих. В результате утрачивается возместительная напрааленность мер материальной ответственности военнослужащих, уменьшаются гарантии правовой защищенности военнослужащих от возможного произвола.

По данным Главной военной прокуратуры в результате прокурорских проверок в войсках только в течение 1994;1995 годов выявлено более тысячи грубейших нарушений законодательства о материальной ответственности военнослужащихопротестовано около 700 приказов командиров о привлечении военнослужащих к материальной ответственностипо представлениям военных прокуроров привлечено к материальной ответственности свыше пяти тысяч военнослужащих.

В ходе прокурорских проверок соблюдения законодательства о материальной ответственности военнослужащих было восстановлено в правах около 1500 военнослужащих, незаконно привлеченных к материальной ответственности. По вопросам привлечения военнослужащих к материальной ответственности военными прокурорами разрешено около 900 жалоб, более половины из которых впоследствии удоатетворено. Всего в течение 1994;1995 годов возмещенный государству материальных ущерб составил около 62 млрд.700 млн. рублей.

Происходящие в России коренные изменения в экономике, в первую очередь, связанные с появлением многообразия форм собственности, настоятельно диктуют необходимость разработки новых подходов к определению понятия материальной ответственности военнослужащих как правового института юридической ответственности. В теории и на практике в настоящее время нет достаточно четкого понимания направленности мер материальной ответственности военнослужащих, не определены основные признаки понятия ущерба, подлежащего возмещению по нормам законодательства о материальной ответственности военнослужащих.

В связи с усилением роли экономических санкции за различные правонарушения в хозяйственной сфере возникает необходимость в определенной дифференциации размеров возмещения ущерба в зависимости от воинской специфики профессионалы юй деятельности военнослужащих. Объективно существующий служебный риск такой деятельности влияет на объем материальной ответственности военнослужащих. Однако, в нормах военного законодательства не определено понятие служебного риска воинской деятельности и не установлены условия оправданности его наступления. Эти обстоятельства на практике часто приводят к неоправданному привлечению военнослужащих к полной материальной ответственности без учета обстановки причинения ущерба.

Действующее на момент написания настоящего диссертационного исследования «Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» 1984 года имеет существенные пробелы в правовом регулировании военно-служебных отношений по возмещению причиненного ущерба. Нормами Положения не определены объект и предмет воинского имущественного правонарушения, что создает сложности при установлении размеров ущерба на практике. Недостаточно урегулированы вопросы материальной ответственности командиров (начальников) за ущерб, причиненный их подчиненными. Несоответствие содержания этих норм условиям привлечения к материальной ответственности в войсках часто приводит к тому, что виновное лицо не устанавливается, а командир (начальник) возмещает за него материальный ущерб.

Установленные законодательством Российской Федерации особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту диктуют необходимость разработки новых подходов к определению размеров материальной ответственности военнослужащих в зависимости от их правового положения. В связи с переходом к свободным (рыночным) ценам и тарифам на выпускаемую продукцию и товары подлежит изменению и установленный в законодательстве о материальной ответственности военнослужащих порядок определения размеров причиненного государству ущерба.

Принципиально нового правового подхода в законодательстве о материальной ответственности военнослужащих требуют установленные Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» случаи исполнения обязанностей военной службы. Не все перечисленные в вышеуказанном Законе случаи нахождения военнослужащего при исполнении служебных обязанностей могут быть признаны достаточными условиями наступления материальной ответственности. Причинение военнослужащим ущерба при исполнении служебных обязанностей определяется, прежде всего, связью военнослужащего с материальными ценностями, находящимися в собственности государства.

Глубокого теоретического обоснования требует постановка вопроса в законодательстве о материальной ответственности военнослужащих о возмещении военнослужащими стоимости материальных средств, выданных им для пользования в период прохождения службы, а также понесенных государством расходов на их обучение.

Недостаточно разработаны в теории и аспекты процессуатьного порядка привлечения военнослужащих к материальной ответственности. Существуют противоположные точки зрения на вопрос о правомерности выделения административного процесса в военном управлении из единой процессуальной формы деятельности государственных исполнительных органов. Негативно сказывается на обеспечении законности привлечения к материальной ответственности отсутствие правовых норм, закрепляющих процессуальные права и обязанности участников административного расследования, проводимого по фактам причинения материального ущерба государству. Законодательством недостаточно урегулированы вопросы возмещения материального ущерба военнослужащими в судебном порядке- - не установлен процессуальный порядок судебного обжалования приказов командиров (начальников) по привлечению военнослужащих к материааьной ответственности.

Пробелы в правовом регулировании процессуального порядка привлечения военнослужащих к материальной ответственности восполняются часто противоречивой судебной практикой. Кроме тою, в настоящее время при регулировании вопросов привлечения к материальной ответственности военнослужащих отсутствуют какие-либо специальные рекомендации, позволяющие решать вышеуказанные проблемы без ущерба для боеготовности и боеспособности войск.

Нерешенность в теории, законодательстве и на практике проблем определения понятия, сущности материальной ответственности военнослужащих, ее оснований: фактического, правового и процессуального не только оказывает негативное влияние на состояние материальной основы боеспособности и боеготовности войск, но и приводит, наряду с другими факторами, к пассивности военнослужащих при выполнении своих служебных обязанностей, что в конечном итоге влечет за собой снижение престижа военной службы.

Таким образом, исследования, посвященные теоретической разработке проблем материальной ответственности военнослужащих, являются актуальными, соответствуют задачам военной реформы и должны способствовать выработке оптимального соотношения интересов Российского государства и его Вооруженных Сил с интересами личности конкретного военнослужащего.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

.

Целью настоящего исследования является разработка понятия и оснований материальной ответственности военнослужащих, как вида их юридической ответственности, выделение специфических особенностей этого правового института и, с учетом этого, выработка научных рекомендаций по совершенствованию законодательства о материальной ответственности военнослужащих и практики его применения.

Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач.

1. Определение исходных теоретических положений, раскрывающих понятие и правовую природу материальной ответственности военнослужащих как относительно самостоятельного вида юридической ответственности.

2 Выявление принципиальных особенностей правового института материальной ответственности военнослужащих на основе сравнительного анализа правовых норм, регулирующих виды юридической ответственности по законодательству Российской Федерации.

3. Определение правового основания материальной ответственности военнослужащих.

4. Выяснение понятия и элементов состава воинского имущественного правонарушения — фактического основания материальной ответственности военнослужащих, и его разграничение с другими видами правонарушений.

5. Выделение и рассмотрение правовых норм, определяющих различный процессуальный порядок реализации материальной ответственности военнослужащих.

6 Разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства о материальной ответственности военнослужащих с учетом анализа практики применения правовых норм, регулирующих установление, возложение и реализацию материальной ответственности военнослужащих.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Научная новизна работы заключается в том, что настоящая диссертация представляет собой комплексное исследование вопросов материальной ответственности военнослужащих, в рамках которого разрабатываются теоретические положения о правовой природе, фактическом, правовом и процессуальном основаниях относительно самостоятельного вида юридической ответственности по российскому праву.

Особая значимость указанной проблемы вызвана взаимосвязью исследуемых в диссертации вопросов с обеспечением сохранности материальной основы боеспособности и боеготовности войск и, одновременно, социальной и правовой защищенностью военнослужащих.

Своевременность настоящего исследования обусловлена разработкой нового российского законодательства о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой обладающих научной новизной положений, выводов и практических рекомендаций, включающих: выяснение понятия и правовой природы материальной ответственности военнослужащих;

— выделение принципиальных особенностей и установление пределов применения материальной ответственности военнослужащих;

— определение и анализ оснований материальной ответственности военнослужащих: фактического, правового и процессуального:

— определение понятия и особенностей «воинского имущественного правонарушения» как фактического основания материальной ответственности военнослужащих;

— выработку предложений по совершенствованию законодательства о материальной ответственности военнослужащих.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Обоснование материальной ответственности военнослужащих как относительно самостоятельного вида юридической ответственности по российскому праву, предусматривающего применение мер государственного принуждения в виде возмещения в денежной форме виновно причиненного ущерба государству при нарушении установленных законом и возложенных на военнослужащих обязанностей по сохранности государственного имущества.

2. Рассмотрение оснований материальной ответственности военнослужащих (фактического, правового и процессуального) как правовой категории, определяющей позитивную деятельность военнослужащих по сохранности государственного имущества и предусматривающей меры возместительного характера, устанавливаемые и применяемые в особом процессуальном порядке при причинении правонарушением материального ущерба государству.

3. Определение воинского имущественного правонарушения как фактического основания материальной ответственности военнослужащих, обладающего только ему присущей спецификой. Характеристика понятия прямого действительного (реального) ущерба как элемента, определяющего сущность воинского имущественного правонарушения.

4. Обоснование наличия риска в воинской деятельности как основного условия дифференциации размеров возмещения ущерба в правовом институте материальной ответственности военнослужащих и главного критерия разграничения данного вида юридической ответственности с гражданско-правовой.

5. Определение правового основания материальной ответственности военнослужащих как совокупности норм, на основе которых осуществляется регулирование воинских имущественных отношений. включение лица в систему этих отношений и привлечение его к материальной ответственности при причинении ущерба государству.

6. Характеристика процессуального основания материальной ответственности военнослужащих как совокупности норм, определяющих деятельность компетентных органов по установлению виновных лиц и возмещению ими материального ущерба государству.

7. Рассмотрение и характеристика порядка возмещения ущерба (административного, судебного и бесспорного порядка взыскания задолженности на основании исполнительных надписей нотариальных органов) в зависимости от условий и обстановки причинения военнослужащими материального ущерба государству.

8. Предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о материальной ответственности военнослужащих.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод, а также исторический, системно-структурный и другие частные методы познания.

Конституционное, гражданское, административное, уголовное, трудовое и военное законодательство исследованы с использованием сравнительно-правового и логического методов, при помощи которых выявлены правовые нормы, регулирующие материальную ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству, проведено разграничение материальной ответственности военнослужащих от других видов юридической ответственности.

Юридической основой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об обороне», «Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству» и другие нормативно-правовые акты, в том числе специальные ведомственные нормативные акты, введенные в действие приказами МО СССР и МО РФ, регулирующие вопросы материальной ответственности военнослужащих.

В ряде случаев по теме исследования анализируется военное законодательство стран Содружества независимых государств, в частности. Украины.

В целях сравнительной характеристики правовых норм, регулирующих вопросы материальной ответственности военнослужащих в России и зарубежных странах, в работе по этим вопросам исследуется военное законодательство Великобритании, США, Франции и Германии.

Исходной теоретической основой исследования являются труды русских, советских и российских ученых в области теории государства и права (Алексеева С.С., Бобровского П. О., Батурина Ю. М., Заусцинского П., Иоффе О. С., Кудрявцева В. Н., Лившиц Л. З., Строговича М. С. и других), по вопросам теории юридической ответственности (Бахрах Д.Н., Глянцева В. В., Галагана И. А., Донцова С. Е., Малеина Н. С., Сыроватской Л. А., Самощенко Н. С., Фарукшина М. Х., Тер-Акопова А.А. и других), и ученых, исследовавших проблемы материальной ответственности военнослужащих: Артамонова Н. В., Бобренева В. А., Кузнецова Н. И., Митяшина И. К., Романова П. И., Старова Б. Ф,.

В исследовании использованы работы в области философии, экономической теории, истории государства и права России, военной администрации, административного, гражданского и трудового права,.

В ходе написания работы осуществлено изучение нормативно-правовых актов русского военного законодательства XVI—XX вв.еков, регулирующего вопросы привлечения к материальной (имущественной) ответственности военнослужащих, а также военного законодательства советского периода. Кроме того, использован ряд современных ра (хуг и публикаций советских, российских и зарубежных авторов, посвященных проблемам юридической, в том числе материальной ответственности военнослужащих в армиях США, ФРГ, Франции и Великобритании.

При написании диссертации использованы архивные материалы Министерства обороны Российской Федерации, документы Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, нижестоящих органов военной юстиции. Главного Управления МО РФ по бюджету и финансированию, различных органов военного управления, а также публикации периодической печати, материалы и статьи в юридических, социологических и специальных военных изданиях.

Использование вышеуказанной методики при исследовании нормативно-правовых актов, научных трудов, материалов и документов позволило в целом комплексно решить поставленные задачи исследования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ.

Содержащиеся в диссертационном исследовании теоретические выводы, предложения и рекомендации напраалены на дальнейшее совершенствование российского военного законодательства, укрепление законности в деятельности органов военного управления и воинских должностных лиц, и, в конечном итоге, на укрепление боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, усиление социальной и правовой защищенности военнослужащих,.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых нормативных актов, регулирующих вопросы юридической, в том числе и материальной ответственности военнослужащих.

Некоторые суждения и выводы автора могут использоваться в практической деятельности правоохранительных органов, органов и должностных лиц военного управления, а также в учебном процессе при преподавании таких учебных дисциплин, как военная администрация, гражданское, трудовое, уголовное и административное право, гражданский процесс, прокурорский надзор в Российской Федерации.

Ряд впервые введенных в научный оборот положений, законодательных конструкций, научно-практических подходов, связанных с правовым регулированием материальной ответственности военнослужащих, могут служить основой дальнейшего исследования проблем Российского военного законодательства, в частности, связанных с юридической ответственностью военнослужащих.

Диссертация подготовлена на кафедре военной администрации и гражданско-правовых дисциплин Военного Университета, где проводилось ее обсуждение.

Основные положения и выводы исследования нашли отражение в трех опубликованных статьях и были использованы при написании раздела учебно-методического пособия по военной администрации.

Положения и выводы диссертационного исследования используются в учебно-воспитательном процессе на военно-юридических факультетах, курсах усовершенствования военных юристов Военного Университета.

Выводы, полученные в результате исследования, сформулированы в качестве предложений по совершенствованию законодательства о материальной ответственности военнослужащих и отражены в приложении к диссертации.

ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ И ЕЕ СТРУКТУРА.

Диссертационное исследование изложено на 235 листах машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в данной работе анализ вопросов, соответствующих цели и задачам диссертационного исследования, позволяет сформулировать ряд основных теоретических выводов, а также высказать некоторые предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства о материальной ответственности военнослужащих.

Материальная ответственность военнослужащих — это вид юридической ответственности, предусматривающий применение мер государственного принуждения в виде возмещения в денежной форме в предусмотренных случаях и размерах виновно причиненного ущерба государству при нарушении установленных законом и возложенных компетентными государственными органами на военнослужащих обязанностей по сохранности государственного имущества.

2.Правовое оформление материальной ответственности военнослужащих в относительно самостоятельный правовой институт произошло во второй половине XIX века. Однако военнослужебные отношения, связанные с причинением ущерба государству, в полной мере не были подвергнуты специальному правовому регулированию. Впоследствии, вплоть до начала Великой Отечественной войны, размер возмещения ущерба был полным, в материальной ответственности преобладали признаки сначала гражданско-правовой ответственности, а затем — материальной ответственности по трудовому праву. В военный период в Вооруженных Силах была введена повышенная (кратная) материальная ответственность. В послевоенный период законодательство о материальной ответственности военнослужащих было подвержено частым изменениям, в связи с чем имело место игнорирование специфики условий причинения ущерба, уменьшение размеров возмещения и необоснованное освобождение от материальной ответственности некоторых категорий военнослужащих. С 1966 года и по настоящее время правовой институт материальной ответственности военнослужащих имеет самостоятельный характер, его нормы существенным образом отличаются от правового регулирования других видов юридической ответственности.

3. Анализ законодательства о материальной ответственности военнослужащих и практики его применения позволяет выделить ряд принципиальных особенностей, отличающих этот правовой институт ог других видов юридической ответственности. Правовая природа материальной ответственности военнослужащих сочетает, наряду со специфическими элементами, также отдельные элементы гражданско-правовой ответственности, материальной ответственности работников по трудовому праву и административной ответственности в рамках военно-административного процесса. а).Материальная ответственность военнослужащих преследует цель возмещения ущерба, причиненного государству. Ее наказуемое воздействие проявляется через возмещение ущерба. По признаку возместительной направленности материальная ответственность как вид юридической ответственности отличается от дисциплинарной, административной и утоловной ответственности, преследующих цели наказания. б). Постоянно имеющий место в военно-служебной деятельности фактор повышенного риска причинения ущерба определяет отличие материальной ответственности военнослужащих от гражданско-правовой ответственности, заключающееся в дифференциации размеров возмещения в зависимости от обстановки причинения ущерба и степени вины его причинителя. Наличие риска в воинской деятельности определяет уменьшенный объем материальной ответственности военнослужащих по сравнению с гражданско-правовой ответственностью. Оправданность служебного риска исключает не только вину военнослужащего и противоправность его деяния, но и имущественную ответственность воинской части. Большое разнообразие воинских отношений, связанных, в том числе, и с ведением боевых действий не позволяет законодательно урегулировать критерии оправданности служебного риска. Установление условий оправданности такого риска следует отнести к компетенции военного командования, которое с учетом обстановки причинения ущерба может сделать вывод о соблюдении военнослужащим нормативно-правовых предписаний. в). Под полной материальной ответственностью военнослужащих понимается возмещение только прямого действительного (реального) ущербаупущенная выгода (неполученные доходы) при возмещении не учитывается. г). Материальная ответственность военнослужащих обладает чертами, только ей характерными.

Специфика военнослужебных отношений определяет необходимость правового регулирования материальной ответственности командиров (начальников) за ущерб, причиненный государству их подчиненными при наличии определенных условий.

Особенности военного имущества, как правило, не имеющего хождения в гражданском обороте, подлежащего специфическому учету и представляющего особую значимость для государства независимо от себестоимости, оказывают воздействие на правовое регулирование повышенной материальной ответственности, устанавливаемой с применением коэффициентов кратности. д). Материальная ответственность военнослужащих наступает, в отличие от аналогичной ответственности работников по трудовому праву, не только за ущерб, причиненный военному имуществу, другому государственному имуществу, но и за ущерб, причиненный государству вне зависимости от нахождения в чьей-либо собственности предмета посягательства. Это обстоятельство определяет необходимость в условиях разнообразия форм собственности закрепить в законодательстве о материальной ответственности военнослужащих принадлежность военного имущества к государственной федеральной собственности. е). Регрессные иски и регрессные требования, предъявляемые военными организациями к военнослужащим, характеризуются обязательным наличием вины военнослужащего в причинении ущерба.

4.Установленные законодательством России особенности прохождения военной службы (по призыву и по контракту), а также утратившие свое возместительное и превентивное значение твердо фиксированные в рублях денежные суммы, взыскиваемые с виновных лиц в счет возмещения ущерба, диктуют необходимость разработки новых подходов к определению размеров ограниченной материальной ответственности военнослужащих. Размер ограниченной материальной ответственности для всех категорий военнослужащих, а также граждан, проходящих военные сборы, независимо от составов и воинских званий, должен быть установлен в пределах соответствующего месячного оклада денежного содержания. Размер ограниченной материальной ответственности курсантов военно-учебных заведений находится в зависимости от изменения их правового положения: до заключения и после заключения контракта о прохождении военной службы.

5. Возмещение военнослужащими стоимости материальных средств, выданных им для пользования в период прохождения службы, а также возмещение государству понесенных на них расходов за период обучения в военно-учебных заведениях рассматривается как возмещение причиненного государству ущерба в виде упущенной выгоды. Эти меры ответственности не подлежат правовому регулированию по нормам законодательства о материальной ответственности военнослужащих, поскольку в данном правовом институте возмещается только прямой действительный (реальный) ущерб, причиненный государству.

6.Правовые нормы о материальной ответственности военнослужащих действуют в период от начального до конечного моментов прохождения военнослужащими военной службы и в раде случаев продолжают действовать и после увольнения лица с военной службы (окончания военных сборов). При этом правовому регулированию подлежат лишь те правоотношения, которые возникли в период военной службы (военных сборов).

7.Основания материальной ответственности военнослужащих представляют собой правовую категорию, определяющую позитивную деятельность военнослужащих по сохранности государственного имущества и предусматривающую меры возместительного характера, устанавливаемые и применяемые в особом процессуальном порядке при причинении правонарушением материатьного ущерба государству.

Фактическое правовое и процессуальное основания материальной ответственности военнослужащих выступают в сущностном единстве Это единство проявляется на стадиях установления, возложения и реализации материальной ответственности военнослужащих.

Основания материальной ответственности военнослужащих имеют специфику, определяемую правовой природой материальной ответственности. Поскольку материальная ответственность имеет имущественный характер, а лежащий в основе ее реализации принцип дифференциации размеров возмещения ущерба определяет особые, отличные от общих требования к объективным и субъективным элементам состава правонарушения, в деянии военнослужащего обязательно должно присутствовать вредное последствие в виде материального ущерба, причиненного государству.

Специфика правовых оснований материальной ответственности военнослужащих определяется тем, что совокупность норм, регулирующих правоотношения, связанные с сохранностью государственного, в том числе и военного имущества, находятся в различных отраслях праваконституционном, административном, гражданском, утоловном.

Особенности военнослужебных отношений определяют специфику процессуального порядка привлечения военнослужащих к материальной ответственности.

8.Под фактическим основанием привлечения военнослужащих к материальной ответственности понимается посягающее на установленный порядок пользования и сбережения государственного имущества воинское правонарушение, в результате которого военнослужащим (гражданином, проходящим военные сборы) при исполнении или в связи с исполнением служебных обязанностей виновно причиняется прямой действительный ущерб государству.

Понятие воинского имущественного правонарушения, заключающегося в причинении военнослужащим государству при определенных условиях материального ущерба и предполагающего его восстановление путем применения мер возмещения, подлежит закреплению в законодательстве о материальной ответственности военнослужащих.

Состав воинского имущественного правонарушения всегда является материальным и включает в себя следующие обязательные элементы: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Объективная и субъективная стороны состава в законодательстве о материальной ответственности военнослужащих определяются также как необходимые условия привлечения к такой ответственности.

9.Объектом воинского имущественного правонарушения являются те имущественные общественные отношения, которые складываются у военнослужащего с государством при исполнении обязанностей военной службы. Объект такого правонарушения шире, чем аналогичный объект воинского преступления, поскольку включает в себя не только порядок пользования и сбережения военного имущества, установленный законами, воинскими уставами, наставлениями, инструкциями и приказами, но и порядок сохранности иного государственного имущества.

Предметом воинского имущественного правонарушения является государственное, в том числе, военное имущество, закрепленное на правах хозяйственного ведения или оперативного управления за военной организацией, а также любое другое государственное имущество.

10.Объективная сторона воинского имущественного правонарушения характеризуется совершением военнослужащим противоправного деяниядействия (бездействия), причинившего прямой действительный ущерб государству при исполнении служебных обязанностей.

Воинское имущественное правонарушение обладает только ему присущей спецификой, не позволяющей в принципе взыскивать с военнослужащих ущерб в виде упущенной выгоды. Эта специфика обусловлена особым характером правоотношений, связанных с непроизводственным и некоммерческим целевым использованием материальных средствотличиями воинского труда от производственной деятельностиоценкой служебной деятельности военнослужащих не в стоимостном отношении в зависимости от производственных результатов, а путем денежного вознаграждения за воинский труд и выполнение определенных обязанностей по военной службе.

11.Под прямым действительным (реальным) ущербом в институте материальной ответственности военнослужащих следует понимать утрату, повреждение государственного имущества, а также материальные расходы и излишние выплаты, которые произвело или обязательно должно будет произвести государство в лице воинской части (учреждения, организации) на восстановление, приобретение имущества, иных ценностей, а также для восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц по вине военнослужащих .

12. В случае причинения материального ущерба государству преступными действиями военнослужащего, а также в иных случаях наступления полной материальной ответственности, упущенная выгода в размер взыскиваемых сумм включаться не должна, а может рассматриваться в качестве обстоятельства, учитываемого при назначении наказания, если она охватывалась виной субъекта.

13.В правовых нормах, определяющих условия наступления полной и повышенной (кратной) материальной ответственности, следует закрепить термин «утрата».

В ходе расследования по установлению материального ущерба и виновных лиц необходимо давать ценностную оценку ущерба, проверяя не только документальное оформление наличия того или иного имущества, но и соответствие этих данных его фактическому наличию.

14. В правовых нормах следует закрепить обязанность командиров со стадии возбуждения уголовного дела принимать меры к полному возмещению виновным лицом причиненного ущерба, а в случае невозможности возмещения и передачи дела в суд — подавать гражданский иск на всю сумму невозмещенного ущерба.

Командир (начальник) не должен приалекаться к материальной ответственности, пока не возместит материальный ущерб непосредственный виновный. Общая сумма, подлежащая возмещению с виновного лица и командира (начальника), не должна превышать суммы причиненного государству прямого действительного ущерба.

15. Командир (начальник) с письменного разрешения вышестоящего командира (начальника) вправе наравне с судом уменьшить сумму взыскания в счет возмещения ущерба в зависимости от обстоятельств причинения ущерба, степени вины и материального положения виновного лица, за исключением случаев причинения ущерба преступлениями, совершенными в корыстных целях. На командиров (начальников) также должно распространяться требование, определяющее их обязанность решать вопрос о привлечении к участию в деле и возложении материальной ответственности в части ущерба, невозмещенного его непосредственными причинителя ми. на должностных лиц, виновных в неправильной постановке учета и хранения материальных ценностей, непринятии мер к предотвращению хищений, уничтожения, порчи имущества, если в ходе разбирательства будет установлено, что ущерб возник не только по вине его непосредственного причинителя, но и по вине этих должностных лиц.

16.Размер причиненного государству ущерба следует определять по фактическим потерям на основании данных учета, исходя из свободных оптовых и розничных (договорных) цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба с учетом индексации, а при отсутствии таких цен и в установленных законодательством Российской Федерации случаях исходя из государственных регулируемых цен (тарифов), устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Размер ущерба в случаях необходимости (по опытным экземплярам военной техники и в других аналогичных случаях) надлежит устанавливать на основании специальной экспертизы.

Нормы фактических потерь, установленные законодательством, являются обстоятельствами, подлежащими обязательному выяснению в ходе расследования и учитываемыми при исчислении размеров ущерба.

17.Возмещение ущерба натуральным равноценным имуществом не должно допускаться в случае утраты или повреждения оружия, боеприпасов, специальной техники и других предметов военного имущества, которые не могут быть в собственности граждан.

Перечень военного имущества, подлежащего возмещению в кратном размере его стоимости, должен устанавливаться применительно к тем предметам, реализация которых в гражданском обороте запрещена или ограничена.

18.Элементами состава исключения материальной ответственности военнослужащих являются следующие обстоятельстваа) добросовестное исполнение приказа командира (начальника) — оправданный в данных конкретных условиях служебный рискуничтожение имущества по военным обстоятельствам на театре военных действийгибель (смерть) должника, если после него не осталось имуществанеустановление виновного лицанеобходимая оборонакрайняя необходимость: задержание преступникаб) нахождение лица в состоянии невменяемостипричинение ущерба вследствие непреодолимой силы.

19.Обязательным элементов объективной стороны воинского имущественного правонарушения является противоправность.

Противоправными должны признаваться лишь те виновные действия (бездействие) военнослужащих, причинивших материальный ущерб государству, которые выражаются в нарушении только конкретных правил, требований и норм, содержащихся в законах, воинских уставах, наставлениях, инструкциях и других актах. Под «другими актами» понимаются соответствующие законам распоряжения, инструкции, наставления и приказы командиров (начальников), содержащие правила поведения и адресованные конкретному военнослужащему или кругу лиц.

20.Непосредственная причинная связь между противоправным поведением виновного военнослужащего и последовавшим за ним ущербом является необходимым элементом объективной стороны состава воинского имущественного правонарушения.

В институте материальной ответственности военнослужащих правовое значение признается не только за прямой непосредственной причинной связью, но и за косвенной, когда нарушение обязанности должностного лица было предпосылкой причинения ущерба другим лицом.

Командир (начальник) привлекается к материальной ответственности за свой незаконный приказ, добросовестное выполнение которого со стороны подчиненного повлекло причинение ущерба. Под термином «добросовестность» следует понимать не только старательность при выполнении приказа, но и правильную психическую оценку военнослужащим своих обязанностей и способов их реализации.

21.Необходимым условием наступления материальной ответственности военнослужащих является причинение виновным Лицом ущерба при исполнении служебных обязанностей, а также в связи с их исполнением и для исполнения военной службы. Определяющим критерием нахождения военнослужащего при исполнении служебных обязанностей является связь военнослужащего с материальными ценностями и имущественные отношения между ним и государством в лице воинской части.

22. Вина военнослужащего в причинении ущерба государству рассматривается как основной элемент субъективной стороны состава воинского имущественного правонарушения и как необходимое условие приалечения к материальной ответственности.

Действующий в институте материальной ответственности военнослужащих принцип презумпции невиновности носит специфический характер, поскольку виновным лицо признается не только по решению суда, но и правомочным командиром (начальником) по результатам административного расследования, ревизии, проверки, дознания, следствия или судебного разбирательства. Исключением из общего принципа презумпции невиновности яаляется презумпция вины материатьно-ответственных лиц. Однако, в отличие от свойственной гражданско-правовой ответственности презумпции виновности, в институте материальной ответственности военнослужащих бремя доказывания формы вины в виде умысла или неосторожности в деянии правонарушителя лежит на компетентном органе.

Цель и мотив, как обязательные элементы состава воинского имущественного правонарушения, непосредственно влияют на определение направленности противоправного поведения военнослужащего, степени общественной опасности деяния и, в целом, на решение вопросов об индивидуализации материальной ответственности.

23. Субъектом материальной ответственности военнослужащих является индивидуально определенное и только физическое лицо (военнослужащийгражданин, проходящий военные сборы) с присущим ему индивидуальным объемом ответственности.

Взаимосвязь субъекта воинского имущественного право нарушения с исполнением обязанностей по военной службе определяет соответствующий объем материальной ответственности. Поэтому при расследовании обстоятельств причинения материального ущерба и выявления виновных лиц необходимо выяснять принадлежность военнослужащего к тому или иному составу (категории), его служебное и должностное положение, а также какие обязанности по военной службе были возложены на военнослужащего в момент причинения им материального ущерба.

24. При совместном причинении ущерба военнослужащими и гражданскими лицами правовые основания возложения материальной ответственности на сопричинителей ущерба различны: военнослужащий привлекается по нормам законодательства о материальной ответственности военнослужащих, другие граждане — по нормам трудового права, если они являются служащими воинской части (учреждения, организации), либо в соответствии с нормами гражданского законодательства, если они в правоотношениях с военной организацией не состоят. Их солидарная ответственность наступает лишь при условии наличия в деянии признаков преступления, за исключением случаев осуждения хотя и по одному делу, но за самостоятельные преступления, не связанные общим намерением, а также осуждения одних лиц за корыстные преступления, а других — за халатность.

25.Правовое основание материальной ответственности военнослужащих представляет собой совокупность норм, на основе которых осуществляется регулирование воинских имущественных отношений, включение лица в систему этих отношений и привлечение к материальной ответственности при причинении материального ущерба государству.

26. Процессуальным основанием материальной ответственности военнослужащих выступают нормы права, определяющие деятельность компетентных органов по установлению виновных лиц и возмещению ими материального ущерба государству.

Административное расследование по фактам причинения военнослужащими материального ущерба государству представляет собой самостоятельное процессуальное производство в рамках военно-административного процесса.

В законодательстве о материальной ответственности военнослужащих необходимо предусмотреть нормы, устанавливающие обязанность командира (начальника) в случае выявления факта причинения ущерба государству немедленно назначать административное расследование для установления причин возникновения ущерба, его размера и виновных лиц, а также обязанности командиров подразделений и других должностных лиц о немедленном письменном информировании (рапортом) командира (начальника) воинской части о наличии фактов причийения материального ущерба. Административное расследование может проводиться только незаинтересованным в его результатах должностным лицом, компетентным в вопросах учета, сохранности и использования военного имущества.

27.Лицо, назначенное командиром (начальником) для производства административного расследования, должно обладать установленными в законодательстве полномочиями. В первую очередь, эти полномочия распространяются на документальное оформление тех или иных действий по расследуемым фактам причинения ущерба. В нормах законодательства о материальной ответственности военнослужащих необходимо предусмотреть определенные права и обязанности военнослужащих, привлекаемых к такой ответственности: предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться по окончании административного расследования со всеми материалами, являться по вызовам расследующего должностного лица, давать объяснения, не препятствовать установлению фактических данных путем совершения противоправных действий.

28. Регрессные требования к военнослужащим, виновным в причинении ущерба при исполнении служебных обязанностей, должны предъявляться в административном порядке в форме приказа командира (начальника) воинской части, учреждения, организации в соответствии с Положением о материальной ответственности военнослужащих. В случаях, когда военнослужащий к моменту возмещения воинской частью причиненного по его вине ущерба третьим лицам уже уволен с военной службы в запас или отставку, ущерб с него должен взыскиваться по регрессному иску воинской части, предъявляемому в порядке гражданского судопроизводства, либо в уголовном деле. Регрессные иски также подлежат предъявлению в суд к военнослужащим, причинившим ущерб третьим лицам, если в отношении них уже возбуждено уголовное дело при условии, что утрачена возможность со стороны командира (начальника) взыскать ущерб в административном порядке.

29.Судебный порядок обжалования решения, принятого командиром (начальником) по результатам административного расследования о привлечении военнослужащего к материальной ответственности позволяет приостановить исполнение действий, в частности, о взыскании сумм в счет возмещения ущерба и, в случае установления обоснованности жалобы, — признать незаконными и отменить применяемые меры материальной ответственности.

30.Взыскание задолженности в бесспорном порядке судебным исполнителем должно производится в случаях, когда виновное лицо ко дню увольнения в запас или отставку (окончания сборов) по приказу командира (начальника) не возместило причиненный государству ущерб. Для взыскания задолженности в бесспорном порядке командованию воинских частей надлежит представлять в нотариальные органы документ, свидетельствующий о согласии виновного лица возместить причиненный им материальный ущерб.

В случае подачи жалобы военнослужащим на решение командира (начальника) о привлечении его к материальной ответственности, исполнительное производство должно бьггь приостановлено судом до вступления в законную силу решения или определения суда об отказе в удовлетворении жалобы. В случае же отмены судом решения командира (начальника), на основании которого выдана исполнительная надпись, исполнительное производство подлежит прекращению.

31.Специфика возместительной направленности материальной ответственности военнослужащих и особые условия дифференциации возмещения ущерба в Вооруженных Силах определяют необходимость установления в законодательстве сроков исковой давности данного правового института.

32.Законодательством о материальной ответственности военнослужащих судебный порядок возмещения ущерба должен предусматриваться в следующих случаях.

1).При пропуске командованием сроков со дня окончания административного расследования, в течение которых должен бьггь издан приказ о возложении на военнослужащего обязанности возместить ущерб.

2).При пропуске по уважительным причинам срока исковой давности по взысканию задолженности нотариальными органами в бесспорном порядке.

3).При увольнении в запас или отставку военнослужащего (военного строителя) или убьггии военнообязанного после окончания сборов до момента принятия командованием решения о возмещении ими причиненного ущерба.

4).При виновном причинении материального ущерба государству военнослужащими совместно с гражданскими лицами.

5).При утрате со стороны командования возможности предъявления к виновному военнослужащему регрессного требования в административном порядке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.К. Понятие. М.: Наука, 1967. — 185 с.
  2. Г. Наука логики. М.: Мысль, 1971. — т.2 — 244 с.
  3. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  4. Конституция Российской Федерации. М.: Юридлит., 1993. — 64 с.
  5. Федеральный Закон Российской Федерации «Об обороне» // «Российская газета». 1996. — 6 июня.
  6. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей"// Законы России:"Военный пакет». М.: Красная звезда. 1993. -120 с.
  7. Ю.Закон Российской Федерации «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных КоАП РСФСР //Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992. 34, ст. 1970.
  8. Закон Российской Федерации „О библиотечном деле“ // „Российская газета“. 1995. — 17 января.12.3акон Российской Федерации „О прокуратуре Российской Федерации“ // „Российская газета“. 1995. — 25 ноября.
  9. Закон Российской Федерации „Об обжатовании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан“ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета
  10. Российской Федерации, 1993. № 19, ст. 685 с изм. и доп. от 15 ноября1995 года // „Российская газета“. 1995. — 26 декабря.
  11. Оа.Закон Российской Федерации „О сельскохозяйственной кооперации"// Собрание Законодательства Росииской Федерации, 1995. -№ 50, ст.ст. 48−70.
  12. Граждане кий кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. с дополнениями от 20 фераля1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, .N?32.
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, .N"5.
  14. Кодекс законов о труде РФ. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1971, № 50, ст. 1007, с изменениями и дополнениями: Собрание законодательства РФ, 1995, № 5, ст.346- № 8,ст.599: „Российская газета“ -1995. 25 июля, 29 августа.
  15. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями на 9 января 1996 г.) // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, № 27
  16. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964. № 24, ст. 407 с изм. и доп. на 1 февраля 1996 г. — М.: „Теис“, 1996. — 176 с.
  17. Указ Президента Российской Федерации: „О мерах по либерализации цен“ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1991. № 52. ст. 1878.
  18. Устав Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента РФ от 14.12.93 г. // М.: Воениздат, 1994. С. 4 — 195.
  19. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента РФ от 14.12.93 г. // М.: Воениздат, 1994. С. 198 — 239.
  20. Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента РФ от 14.12.93 г. // М.: Воениздат, 1994. — С. 242 — 404.
  21. Постановление Совета Министров СССР от 26 апреля 1982 г.№ 344: „О размерах материальной ответственности лиц, виновных в хищении, недостаче и сверхнормативных потерях валютных и некоторых других ценностей“. Объявлено Приказом МО СССР № 150 от 1982 г.
  22. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 21 декабря 1993 г.:"0 рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан“ // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР
  23. Российской Федерации) по гражданским делам. 4-е изд., М.: Изд-во „Спарк“, 1996. — С.340−346.
  24. С.С. Общая теория права. М.:Юридлит., 1981, т. 1. — 359с.
  25. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М.: ВКИ, 1984. — 145 с.'
  26. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дис.. докт. юрид. наук. М., 1986. — 456 с.
  27. О.В. Санкции в советском трудовом праве. Дисс.. канд. юрид.наук. М., 1977. — 198 с.
  28. В.Н., Козловцев В. А. Судебная бухгалтерия в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: ВКИ, 1989. — 96 с.
  29. Ю.М., Лившиц Л. З. Социалистическое правовое государство. От идеи к осуществлению (политико-правовой взгляд). М.: Наука, 1989. — 256 с.
  30. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе конституционных норм (государственно-правовые аспекты). Воронеж: Воронежский университет, 1985. — 155 с.
  31. С.Н. Юридическая ответственность и законность /Очерк теории/.- М.:Юрвдлит-ра., 1976. 216 с. 61 .Белинский Е. С., Фесенко Н. М. Материальная ответственность работников торговли. М.:Экономика, 1989. — 93 с.
  32. Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. -Свердловск: Изд-во Ура,!, ун-та, 1989. 202 с.
  33. Д.Н. Административное право. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М.: Изд-во „Бек“, 1993. — 220 с.
  34. Д.Н. Важные вопросы науки административного права // „Государство и право“. 1993. — № 2, — С.37−45.
  35. Н.И. Ответственность военнослужащих за административные проступки: Автореф.дис.. канд.юрид. наук. М., 1980. — 17 с.
  36. А.А. Воинская часть как юридическое лицо (понятие и признаки): Дис.. канд.юрид.наук. М., 1973. — 204 с.
  37. В.А. Надзор военного прокурора за исполнением законодательства о возмещении материального ущерба, причиненного государству: Дис.. канд.юрид.наук. М., 1989. — 205 с.
  38. Е.В. Квалификация деяний, исключающих уголовную ответственность // „Государство и право“. 1992. — № 9. — С.78−83.
  39. П.О. Военное право в России при Петре Великом. Артикул воинский. Часть вторая. Вып. 2-й. Спб, 1886. — 770 с.
  40. Военная администрация. Учебник. М.: В КМ, 1990. — 495 с.
  41. Военное право: состояние и перспективы развития. „Круглый стол“ журнала „Государство и право“ // „Государство и право“. 1994. -J4&8−9. — С.3−42.
  42. Военная администрация. Учебник. М.:ВПА, 1970. — 466 с.
  43. Военные в зеркале экономики и закона // „Красная звезда“. -1995. — 20 апреля.
  44. Военная администрация. Учебник. М.:ВПА, 1962. — 325 с.
  45. Военный энциклопедический словарь. -М.: Воениздат. 1983. — 863с.
  46. Военная администрация.Учебник. М.: ВКИ, 1980. — 577 с.
  47. И.А. Административная ответственность в СССР. Процессуальное регулирование. Воронеж, 1976. — 198 с.
  48. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. М.: Изд-во „Бек“, 1993. — 384 с,
  49. Гражданское право. В 2-х томах. Том 2. Учебник / Под ред. Е. А. Суханова. М.: Изд-во „Бек“, 1993. — 432 с.
  50. JI., Сердюк Е. Рассмотрение дел о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству // „Советская юстиция“. 1986. — № 5. — С.24−26.
  51. С.Е., Глянцев В. В. Возмещение вреда по советскому законодательству. М.: Юрид.лит., 1990. — 272 с.
  52. Е.В. Административная деликтология в системе юридической науки // „Советское государство и право“. 1991. — JSfil2io -С.32−36.
  53. ИЛ. Основания дисциплинарной ответственности военнослужащих по советскому праву: Автореф.дис.. канд.юрид.наук. -М., 1991. 18 с.
  54. О.С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. ~ М.: Госюриздат, 1961. 381 с.
  55. Т.В. Правовые понятия как средство выражения содержания права // „Советское государство и право“. 1981. — № 1. -С.36−44.
  56. В.Н. Правовое поведение: норма и патология.-М.:Наука, 1982. 287 с.
  57. В.Н. Право и поведение.- М.: Юрид. лит., 1978. 191 с.
  58. С.Г. Материальная ответственность работников промышленных предприятий как метод стимулирования труда (вопросы теории и методологии): Дис.. канд.экон.наук. -Ленинград, 1983. 183 с.
  59. С.С. Материальная ответственность рабочих и служащих по советскому трудовому праву. М.: Госюриздат, 1955. — 244 с.
  60. В. Как закон защищает имущество? // „Армия“. 1991. — № 17. — С.91−96.
  61. В.М. Ущерб возмещает виновный // „Тыл и снабжение Советских Вооруженных Сил. 1983. — № 9. — С.51−53.
  62. Н.И. Организационно-правовые проблемы контроля в Вооруженных Силах СССР. Дис.. докт.юрид.наук. М., 1981. — 405 с.
  63. Н.И. Контроль в Вооруженных Силах СССР. Учебное пособие. М. ВКИ, 1976. — 132 с.
  64. Н.И. Материальная ответственность военнослужащих.//Военная администрация. Учебник. М.:ВКИ, 1990. -С.330−344,
  65. Н.И. Статья: „Материальная ответственность военнослужащих."// Советская военная энциклопедия. Т.5. М.: Воениздат. — 1978. — С.191.
  66. Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих.// Основы советского права. М.:Воениздат. — 1991. — С.92−113.
  67. Н.И. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности.//Военное законодательство и правовое воспитание воинов. М.: Воениздат. — 1983. -С. 102−111.
  68. Н.И. Дисциплинарная, административная и материальная ответственность военнослужащих.// „Ориентир“. 1994. -Ш. — С.74−76.
  69. А.З. Правовые основы обеспечения сохранности государственного имущества в воинской части :Дис.. канд.юрид.наук. -М., 1989. 182 с.
  70. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М.: „Вердикт“, 1994. — 510 с.10За.Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.:"Вердикт“, 1996. -647 с.
  71. Комментарий к Кодексу Законов о труде Российской Федерации (с изм. и доп. на 20 августа 1995 г.). М.:"Вердикт“, 1995. — 328 с.
  72. Комментарий к Положению о военной прокуратуре. М.:Юрид. лит., 1986. — 192 с.
  73. Кузьмин-Караваев В.Д. Военно-утоловное право. Спб, 1895. — 306с.
  74. Ю7.Лазарев В. М. Юридическая ответственность как форма и средство реализации социальной справедливости в советском обществе. Дис.. канд. юрид. наук. М.- 283 с.
  75. Ю8.Лейст О. Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М.:Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 239 с.
  76. В.О. Военно-уголовное законодательство Великобритании (правовое исследование). Дис.. канд. юрид. наук. М. -1991.- 245 с.
  77. Ю.Лейба В. Н. Ответственность воинской части по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда: Дис.. канд.юрид.наук. М., 1973. — 210 с.
  78. Ю.В., Медведев О. М. Вопросы правовой ответственности в условиях бригадной организации труда // „Советское государство и право“. 1988. — № 7. — С.126−130.
  79. И.Л., Лиховидов К. С. Преступил закон отвечай // „Армия“. — 1994. — N>9. — С.38−42.
  80. ПЗ.Малеин Н. С. Современные проблемы юридической ответственности // „Государство и право“. 1994. — № 6. — С.23−32.
  81. Н.С. Закон, ответственность и злоупотребление правом // „Советское государство и право“. 1991. — № 11. — С.28−35.
  82. Н.С. О моральном вреде // „Государство и право“. 1993. — № 3. — С.32−39.i 16. Митя щи н И. К. Материальная ответственность военнослужащих по советскому праву: Дис.. канд.юрид.наук. М., 1956.
  83. Ю.И. Конституционные права военнослужащих (сравнительное исследование законодательства РФ, США, Франции и ФРГ): Дис.. канд. юрид. наук. М. 1993.
  84. В.В. Советское природоохранительное законодательство:система, форма, кодификация: Автореф.дис. канд.юрид.наук. М. 1975. — 18 с.
  85. Д. Г. Донцов С.Е. Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству // „Советское государство и право“. 1986. — № 8. — С.138−142.
  86. И.П. Основания уголовной ответственности // „Советское государство и право“. 1991. — № 6. — С.76−81.
  87. A.M. Разграничение преступлений и административных проступков // „Советское государство и право“. 1990. — № 6. — С.92−96.
  88. Г. К. Основания имущественной ответственности частных предпринимателей // „Государство и право“. 1993. — № 9. — С.97−101,
  89. Г. М., Петелин Б. Я. О понятии вины и проблемах ее доказывания // „Государство и право“. 1992. — JS&5. — С.56−62.
  90. Международное право. Учебник. / Отв.ред.Ф. И. Кожевников. -М.:Международные отношения,!987. 592 с.
  91. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // „Правоведение“, 1971. .ЬЗ. — С.44−53.
  92. Д.М. Административное право: Учебное пособие. -М.:"Манускрипт», 1994. 166 с. 127 .Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: «Юрист», 1994. — 360 с.
  93. Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих по советскому праву.-М.:ВПА, 1981. 42 с.
  94. В.В. Экология и право. М.: Юридлит., 1981. — 224 с.
  95. И. К. Шеломов Б.А. Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию: Комментарий. М.: Юр ид .лит., 1988. — 400 с. 131 .Пчелинцев А. В. Административное расследование в Советской
  96. Армии и Военно-Морском Флоте: Дис.. канд.юрид.наук. М., 1987.с.
  97. А.В. Административное расследование в Вооруженных Силах СССР. М.:ВКИ, 1987. — 33 с.
  98. .Г. Таксовый метод исчисления ущерба в отношениях природопользования // «Советское государство и право». 1980. — № 2. -С.89−94.
  99. В.И. Имущественная (материальная) ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира // «Советское государство и право1'. 1987. -№ 2. — С.70−77.
  100. П.И. Правовые основы строительства Вооруженных Сил СССР. М.:ВПА, 1958. — 208 с.
  101. М.С. Сущность юридической ответственности // «Советское государство и право». 1979. — № 5. — С.72−78.
  102. Н.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид лит., 1971. — 240 с.
  103. Е.А. Кто возместит причиненный ущерб. М.:Советская Россия, 1989. — 127 с.
  104. Д.А. Ответственность по советскому трудовому праву. М.: Юрид лит., 1974. — 183 с.
  105. В.Т. О соотношении материальной ответственности рабочих и служащих по Советскому трудовому праву и имущественной ответственности по гражданскому праву. Вестник ЛГУ, № 17. Серия экономики, философии и права, 1963, вып. З, С.90−94.
  106. В.И. Риск в уголовном праве // «Государство и право». 1993. — № 5. — С. 103−112.
  107. А. В. Материальная ответственность сторон трудового договораЩис.. канд.юрид.наук. М., 1980. — 214 с.
  108. Советское трудовое право / под ред. B.C. Андреева/. №-е изд.доп. и перераб. М.: Юрид.лит., 1976. — 228 с.
  109. Советское трудовое право / под ред.А.С. Пашкова/. М.: Юридлит., 1976. — 385 с.
  110. В. Краткий обзор исторического развития военно-уголовного законодательства. Спб, 1869. — 223 с.
  111. С., Лунев А. Советское военно-административное право. Учебное пособие для слушателей ВЮА РККА. Ашхабад. — 1942. -191 с.
  112. Тер-Акопов А. А. Правовые основания уголовной ответственности военнослужащих. М: ВКИ, 1981. — 64 с.
  113. Тер-Акопов А. А. Правовые основания ответственности за воинские преступления: Дис.. докт.юрид.наук. М., 1982. — 457 с.
  114. Тер-Акопов А. А. Основания дифференциации ответственности за деяния, предусмотренные уголовным законом // «Советское государство и право». 1991. — № 10. — С.71−78.
  115. В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. -Саратов:Изд-во Саратовского ун-та, 1973. 456 с.
  116. А.А. Мотив и цель воинских преступлений по советскому уголовному праву. Дис.. канд.юрид.наук. М., 1990. — 256 с.
  117. Финансы Вооруженных Сил СССР. Учебник. М.:ВИ, 1965. — 386е.
  118. А.П. Ответственность в системе законодательства:Дис.. канд.юрид.наук. М., 1989. — 208 с.
  119. АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ
  120. ДОКУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ ОРГАНОВ ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРОЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
  121. Воинский Устав о наказаниях / Составитель А. Г. Дадашев. -Ревель, 1923. 315 с.
  122. Устав Дисциплинарный / Составитель Н.Мартынов. Спб, 1894.62 с.
  123. Устав Военно-Судебный / Составитель Н.Мартынов. Петроград, 1916.- 744 с.
  124. Практическое руководство для полковых судов военного ведомства и бригадных судов пограничной стражи. Часть I / Составитель полковник Щербаков. Спб, 1882. — 291 с.
  125. Декрет СНК «О суде"// СУ, 1917,№ 4,ст.50.
  126. Декрет СНК «О суде"// СУ, 1918,№ 52.
  127. Закон СССР: «Об обязательной военной службе"// СЗ СССР, 1930, № 40, ст. 424.
  128. Инструкция о порядке возмещения ущерба, причиненного государству военнослужащими. Введена в действие Приказом НК ВМФ СССР № 140 от 1941 г.
  129. Постановление ГКО СССР от 1943 г. :"Об усилении борьбы с расхищениями и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров» // Сборник материалов по вопросам борьбы с недостачами, растратами и хищениями. М.:Госторгиздаит, 1945. — 385 с.
  130. Практика работы по общему надзору. М.:Главная военная прокуратура, 1990. — 55 с.
  131. Наряд № 3 Военной Прокуратуры Ростовского-на-Дону гарнизона от 1989 г.
  132. Наряд № 3 Военной Прокуратуры Ростовского-на-Дону гарнизона от 1990 г.
  133. Наряд № 3 Военной Прокуратуры Астраханского гарнизона от 1991 г.
  134. Архив воинской части № 52 717.
  135. Архив Главной Военной прокуратуры, наряд № 3, 1990 г.
  136. Наряд № 3 Военной Прокуратуры Уссурийского гарнизона от 1987 г.
  137. Определение по делу Я куб ива // Бюллетень Военной Коллегии Верховного Суда СССР, № 124 1986, с. 50.
  138. Определение по делу Калинина // Бюллетень Военной Коллегии Верховного Суда СССР, № 12*6 1986, с.83
  139. Федеральный Закон Российской Федерации «О материальной ответственности военнослужащих». Проект. М, 1996 г. 9 с.
  140. Black’s Law Dictionary, 4th Edition, St. Paul, 1951.
  141. Code civile, a ete realise par A.Lucas. Paris. Liiec. 1987.
  142. Gcsetz liber die Richtstellng der Soldaten (Soldatengestz) in der Fassung Dor Bekanntmachung vom, 19 August 1975 (BGBL. S.2273, Suletztgeand, durch Art. 1 Vierzchntes G zur And. Des Soldatengesetz V. 6.12.1990, BGBL1S. 2588).
  143. Loi port ant statut general des militaires 13 juillet, 1972 JornaJ officiel 14 juin 1972, p.7 430 modifiee par la loi # 75−1000 du 30 octobrc 1975. — Journal officiel 31 octobre 1975. — p. 11 227.
  144. PlanioI M. Traitc elementaire de droit civil 1900. T.2 p.884, 901
  145. The Officer’s Guide by Russei B. Reynolds Major General, U.S. Army, Retired. Harrisburg, Pennsylvania, 1970−1971 edition.
  146. Title 10, United States Code armed forces (as ammended through, December 31, 1988). Prep. For the use of the Commitee on armed services of the House of Representatives. — Wash.: Gov.print.off, 1989. — Lixix, 1957.
  147. Treitel G. The Law of Contract.L. 1975, p.622
Заполнить форму текущей работой