Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержание юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы в Российской Федерации, определяется как международным правом так и внутригосударственным правом. Можно выделить несколько групп международно-правовых актов, определяющих гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы. Первая группа включает в себя общие международные акты, определяющие основные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕч с и W «л У ч V С Л V' й С
  • СКИХ ГАРАНТИЙ РЕАЛИЗА1ЩИУЙРАВ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
    • 1. 1. Понятие и сущность юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы
    • 1. 2. Становление и развитие отечественного законодательства о гарантиях реализации прав лиц, уволенных с военной службы
  • Г л, а в, а 2. СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ уЛ Й VI л м с л Vl f~> V 1» ^ 'k'
  • РЕАЛИЗАЦИИ^ ПРАВ ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.-.мг.'.-х
    • 2. 1. Содержание юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы
    • 2. 2. Полномочия органов государственной власти, направленные на осуществление гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы
    • 2. 3. Основные направления совершенствования системы юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы

Юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важных направлений социально-экономической и правовой политики в Российской Федерации является совершенствование юридических гарантий прав граждан, уволенных с военной службы. Эта проблема имеет важное значение как для теории военного права, так и для практической деятельности государственных органов в этой области.

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена тем, что в настоящее время происходит реформирование организационно-штатной структуры армии и флота, при котором неизбежно сокращение численности войск. Одной из главных целей военной реформы является улучшение социального обеспечения военнослужащих. 11 августа 2000 года на заседании Совета безопасности приняты решения по реформированию Вооруженных Сил. По личному составу решено сократить армию и флот за 2001;2003 годы на 365 тысяч военнослужащих, а к 2005 году общая численность военного и гражданского персонала всех военизированных структур будет сокращена на 19,7 процента. «Цена вопроса очень велика, — сказал на заседании Совета безопасности Президент Российской Федерации Владимир Путин. — Этот вопрос затрагивает судьбы людей"1. В этой связи, проблема совершенствования юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы, имеет важное значение для теории отечественного военного права, а также для практической деятельности государственных органов по совершенствованию законодательства в этой области.

В этот период создание эффективной системы юридических гарантий реализации прав граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, усиление их социальной защиты и упрочение правового положе.

1 Б. Яишанов. Каждый пятый, шаг из строя//Российская газета. — 2000. — 11 нояб. ния должно стать важным фактором улучшения социального самочувствия военнослужащих и членов их семей. Уверенность в обеспеченном и достойном будущем позволит снять многие проблемы напряженности в воинских коллективах, увеличит потенциал установок на добросовестное выполнение воинского долга.

Несомненно, что такая деятельность будет более плодотворной, если она будет осуществляться с учетом научно обобщенного опыта решения подобных проблем в сфере социальной защиты военнослужащих, и других категорий граждан, а также с учетом исторического опыта.

Вопросы правового регулирования статуса военнослужащих исследовались в докторской диссертации Н.В. Артамонова'. Однако, это исследование касалось военнослужащих Вооруженных Сил СССР и проводилось на основе исследования советского законодательства. Исследованиями вопросов правового регулирования прав и свобод военнослужащих занимались: Х. М. Ахметшин, А. С. Кобликов, И. И. Котляров, Н. И. Кузнецов, А. В. Коровников, Ю. И. Мигачёв, Н. И. Павлов, И. Ф. Побежимов, П. И. Романов, В. П. Серегин, Б. Ф. Старов, В. Г. Стрекозов, А.А. Тер-Акопов. Отдельные международно-правовые аспекты этой проблемы исследовались И.Н. Ар-цибасовым, В. А. Батырь, Р. Ч. Бондарчуком, А. Ю. Иванченко, и некоторыми другими авторами.

Изучение вопросов правового регулирования государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, на уровне диссертационного исследования проведено А. П. Назарчуком (1998 г.). Однако, юридические гарантии реализации прав указанных лиц в этом исследовании раскрыты не были.

1 Н. В. Артамонов. Правовой статус советских военнослужащих. Диссертация на со иск. уч. степени док. юрид. наук. М.: ВКИМО, 1986. — 415с.

1 А. П. Назарчук. Правовое регулирование государственного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации. Диссертация на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. М.: 1998.

Юридические гарантии реализации статуса военнослужащих были исследованы в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук Ю.И. Мигачева1 (1999 г.). Его подходы могут быть приняты в качестве общей методологии правового анализа данных институтов и механизмов реализации и защиты прав данной категории лиц, после окончания ими военно-профессиональной деятельности.

Таким образом, специальных исследований, в том числе и на диссертационном уровне, посвященных комплексному исследованию юридических гарантий прав граждан, уволенных с военной службы, не проводилось. Отсутствуют конкретные научно-практические рекомендации по совершенствованию законопроектной деятельности в сфере обеспечения гарантий прав граждан, уволенных с военной службы. Вопросы юридических гарантий прав граждан, уволенных с военной службы, не получили своего разрешения и нуждаются в дальнейшей теоретической проработке и эффективной практической реализации.

На основании изложенного, можно отметить, что исследование юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы, относится к одной из актуальных проблем науки военного права и практики социальной защиты указанной категории граждан Российской Федерации.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования заключается в том, чтобы с позиций военного права исследовать: понятие, сущность и содержание юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службыдать анализ законодательных и нормативных правовых актов о гарантиях прав граждан, уволенных с военной службыизучить опыт правового регулирования.

1 Ю. И. Мигачев. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование). Диссертация на соиск. уч. степени док. юрид. наук. М.: 1999. гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службыпроанализировать полномочия органов государственной власти, направленные на осуществление гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы, а также дать рекомендации по совершенствованию юридических гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы.

Достижение этой цели предполагает решение следующих теоретических и прикладных задач:

Теоретические задачи исследования состоят в том, чтобы с современных позиций изучить научные исследования, монографии, статьи по проблемам гарантий прав граждан, уволенных с военной службыдать анализ теоретических вопросов юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службыисследовать правовые нормы о гарантиях реализации прав указанных гражданих место в системе российского законодательстваизучить и проанализировать деятельность органов государственной власти в данной сфере, рассмотреть механизм и принципы юридических гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы.

Прикладные задачи диссертации состоят в том, что на основании теоретического исследования, анализа нормативно-правовых актов и материалов практики их применения выработать научные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства о гарантиях реализации прав лиц, уволенных с военной службы.

Объект и предмет исследования.

Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, которые возникают в области гарантирования реализации прав граждан, уволенных с военной службы.

Предметом диссертационного исследования являются сущность, содержание и механизм юридических гарантий прав граждан, уволенных с военной службы.

Источники исследования.

Источниками исследования являются международно-правовые акты, конституционное и отраслевое законодательство Российской Федерации, а также законодательство России в XIX начале XX века и советское законодательство в данной сфере.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования.

В диссертационной работе использованы как общенаучные методы исследования, так и специально — юридические: проблемный, исторический, логический, социологический, классификационный, сравнительно — правовой, а также метод системного и функционального анализа.

Нормативно — правовую базу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, международные пакты о правах человека, конвенции, международные договоры, Федеральные законы «О статусе военнослужащих», Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а также другие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Исходной теоретической базой диссертации явились:

— монографические труды российских ученых в области общей теории государства и права, конституционного права (А.А. Алексеев, С. С. Алексеев, В. В. Бойцова, В. Г. Буткевич, В. А. Василенко, А. Б. Венгеров, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Н. В. Захарова, В. А. Карташкин, Ю. М. Колосов, .А. Комаров, В. А. Кучинский, В. В. Лазарев, И. А. Ледях, Е. А. Лукащева, И. И. Лукашук, Н. И. Матузов, А. В. Мальков, Л. С. Мингазов, Р. А. Мюллерсон, О. И. Тиунов, Б. Н. Топорнин, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушаков, Н. Ю. Хаманева, С. В. Черниченко, Б. С. Эбзеев, М. Л. Энтин и др.);

— работы военных ученых, исследовавших вопросы правового статуса военнослужащих (Н.В. Артамонов, И. Н. Арцибасов, Х. М. Ахметшин, Г. И. Загорский, Ю. Д. Казанчев, А. С. Кобликов, Н. И. Кузнецов, Ю. И. Мигачёв, Н. Г. Мишин, Н. А. Петухов, П. И. Романов, В. П. Серегин, Б. Ф. Старов, В. Г. Стрекозов, А.А. Тер-Акопов).

— работы, в которых рассматриваются аспекты правовой и социальной защиты военнослужащих (А.В. Герасимов, А. В. Коровников, А.В. Кудаш-кин, А. П. Назарчук и др.).

При теоретическом анализе правовых проблем темы исследования использовались труды по вопросам военного строительства, философии, военной экономики, социологии, теории государства и права, военной администрации.

Кроме того, в исследовании используется значительное количество публикаций, материалы, опубликованные в юридических, социологических, статистических и военных изданиях.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в предпринимаемой попытке на основе положений конституционного и военного права исследовать юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы, их сущность, содержание и механизм реализациидать анализ законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих указанные гарантиидать рекомендации по совершенствованию юридических гарантий лиц, уволенных с военной службы.

Автором выносятся на защиту следующие положения диссертации:

1. Научная концепция юридического гарантирования реализации прав граждан, уволенных с военной службы, включающая в себя определение понятия юридических гарантий реализации прав указанных граждан, анализ их содержания и механизм реализации.

2. Определение юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы, как совокупность правовых норм, устанавливающих условия, средства и способы, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию и защиту обусловленных увольнением с военной службы прав граждан.

3. Научное деление юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы на две группы: обеспечивающие реализацию и обеспечивающие защиту прав указанных граждан.

К первой группе автором относятся: нормы, определяющие пределы прав и свободих конкретизация в текущем законодательствеюридические факты, с которыми связывается обладание и непосредственное пользование имипроцессуальные формы реализациимеры поощрения и льготы для стимулирования правомерной и инициативной их реализации.

Вторую группу юридических гарантий, по мнению автора, составляют механизмы и институты защиты прав и свобод лиц, уволенных с военной службы: конституционный контроль и надзормеры защиты и меры ответственности виновных за нарушение прав и свобод личностипроцессуальные формы осуществления контроля и надзорасредства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и другие установленные законодательством меры.

4. Определение механизма юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы. В данном механизме автором выделяются следующие элементы: информирование граждан об их правахвыделение круга вопросов, связанных с точным установлением правовых оснований принадлежности лицу, уволенному с военной службы соответствующего права, его объема, конкретного содержания и пределов использованияопределение правовых средств, которые необходимо использорать в процессе реализации правнепосредственное совершение государственным органом действий, связанных с реализацией прав, в соответствии с законодательствомприменение правовых средств защиты от нарушения прав, восстановление нарушенного права.

5. Классификация юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы: по сфере действия, по способу изложения в нормативно-правовых актах, по механизму действия, а также по правовому основанию.

6. Анализ содержания юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы в Российской Федерации, которое определяется как международным, так и внутригосударственным правом.

Автором проведена классификация международно-правовых актов и законодательных актов Российской Федерации, определяющие содержание гарантий реализацию прав лиц, уволенных с военной службы, по юридической силе и по субъективным правам указанных граждан, на реализацию которых направлены данные гарантии. К таким правам автор относит: право на пенсионное обеспечениеправо на обеспечение пособиями при увольнении с военной службыправо на обеспечение жильемправо на трудоустройство, образование, медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение.

7. Вывод о том, что в механизме юридических гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы, ключевую роль играет деятельность органов государственной власти, направленная на обеспечение указанных гарантий и их полномочия в данной сфере.

8. Классификация органов государственной власти, осуществляющих гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы, в зависимости от их полномочий.

К первой группе автор относит органы государственной власти, функции которых включают установление основ федеральной политики в данной сфере, приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов граждан, уволенных с военной службы, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулировании и защите прав и свобод указанных граждан (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации).

Во вторую группу, по мнению автора, входят федеральные органы исполнительной власти, непосредственно и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющие гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы (Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, о также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

К третьей группе автор относит государственные органы, осуществляющие защиту прав граждан, уволенных с военной службы (суды, Уполномоченный по правам человека, прокуратура).

8. Рекомендации, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации в области гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы.

Теоретическое и практическое значение результатов исследования.

Теоретическое значение результатов исследования заключается в разработке теоретической концепции правовых гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы, определении специфики законодательства, регулирующего указанные гарантии, их места и роли в системе конституционного и военного законодательстваанализе сущности, содержания и механизма реализации указанных гарантий.

Положения и выводы исследования позволяют разработать и внести научно обоснованные предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в области гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы.

Практическое значение результатов исследования определяется тем, что на его основе будут разработаны конкретные предложения по реализации отдельных положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», рекомендации соответствующим государственным органам, направленные на дальнейшее совершенствование законодательства в области гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы, повышение эффективности их деятельности в данной области.

Результаты диссертационного исследования предполагается внедрить в учебный процесс с целью повышения уровня подготовки юридических кадров, а также использовать для написания учебной и монографической литературы по военному праву, военной администрации и другим юридическим дисциплинам.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования нашли свое отражение в работах по ряду учебных и учебно-методических пособий, а также в научных сообщениях, сделанных в учебных, научно-исследовательских и военных аудиториях.

Рекомендации автора нашли свое отражение в материалах научно-практических конференций, посвященных рассматриваемой проблеме.

Проведение исследования осуществлялось в тесной координации с ведущими научными, законодательными и правоприменительными центрами (Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, комитеты Государственной Думы по обороне и по делам ветеранов, институт государства и права РАН).

Автор принимал активное участие в работе по совершенствованию российского военного законодательства. Им были внесены предложения в проект подготовленной и одобренной Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Концепции социальной защиты военнослужащих Российской Федерации на рубеже 2000 года, а также в проекты федерального закона «О статусе военнослужащих» и ряд других. Автор принимал активное участие в разработке решений Первого и Второго Всероссийского совещаний по вопросам правовой и социальной защиты военнослужащих.

Положения диссертации внедрены в учебный процесс Военного Университета при подготовке военных юристов.

Объем и структура исследования.

Диссертация выполнена на 258 листах машинописного текста и включает введение, две главы, по два и три параграфа, заключение, библиографию и приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Содержание юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы в Российской Федерации, определяется как международным правом так и внутригосударственным правом.

Можно выделить несколько групп международно-правовых актов, определяющих юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы. Первая группа включает в себя общие международные акты, определяющие основные права человека и гарантии их реализации. Вторая группа международно-правовых актов включает в себя многосторонние и двухсторонние договора и соглашения, подписанные и ратифицированные Российской Федерацией в установленном порядке. Особенно важную роль в данном вопросе имеют межгосударственные акты в рамках СНГ.

Внутригосударственное право Российской Федерации содержит также достаточно разветвленную систему законодательных и иных нормативных правовых актов о юридических гарантиях реализации прав граждан, уволенных с военной службы. В основе этих норм находится конституционные нормы. Законодательство Российской Федерации о гарантиях реализации прав граждан, уволенных с военной службы, включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральные закон «О статусе военнослужащих», Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

2. С точки зрения юридической силы нормы российского права, определяющие содержание юридических гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы, можно подразделить на три группы. Первая группа — конституционные нормы. Вторая группа включает правовые нормы, содержащиеся в законах, создающие в Российской Федерации в соответствии с Конституцией законодательную основу гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы. Основополагающими законодательными актами в данной сфере являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, к которым относятся нормативные правовые акты, издаваемые Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

3. В качестве следующего критерия классификации содержания юридических гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы, можно выделить субъективные права указанных граждан, на реализацию которых направлены указанные юридические гарантии. К таким правам можно отнести: право на пенсионное обеспечениеправо на обеспечение пособиями при увольнении с военной службыправо на обеспечение жильемправо на трудоустройство, образование, медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение.

4. Важная задача развития отечественного законодательства в сфере гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы, связана с изучением, критическим осмыслением и использованием опыта зарубежных стран.

Особенно актуальными являются вопросы оптимизации пенсионного обеспечения, гарантирования прав успешной социальной адаптации и трудоустройства, а также поддержки со стороны государственных и общественных организаций ветеранов.

5. Анализ законодательства Российской Федерации, проведенный в рамках диссертационного исследования, показывает, что современная система нормативных правовых актов о реализации прав граждан, уволенных с военной службы, представляет собой достаточно разветвленную совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы и регламентирующих разнообразные вопросы правоприменительной практики в сфере социального обеспечения и защиты данной категории граждан.

6. В системе юридических гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы, ключевую роль играет деятельность органов государственной власти, направленная на обеспечение указанных гарантий и их полномочия в данной сфере. В настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система органов государственной власти, обеспечивающих гарантии реализации прав лиц, уволенных с военной службы правовыми средствами.

7. Анализ полномочий органов государственной власти в сфере осуществления гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы позволяет выделить три группы государственных органов.

К первой группе можно отнести органы государственной власти к полномочиям которых относится установление основ федеральной политики в данной сфере, приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов лиц, уволенных с военной службы, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулировании и защите прав и свобод указанных граждан. К ним относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации.

Во вторую группу входят федеральные органы исполнительной власти, непосредственно и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющие гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы. В их число входят Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, о также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации .

И, наконец, в третью группу входят государственные органы осуществляющие защиту прав граждан, уволенных с военной службы. К ним можно отнести суды, Уполномоченного по правам человека, а также прокуратуру.

Заключение

.

В заключении диссертационного исследования представляется необходимым сделать следующие выводы.

1. Юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы, можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих условия, средства и способы, которые призваны непосредственно обеспечить реализацию и защиту обусловленных увольнением с военной службы прав указанных граждан. При этом важнейшей особенностью юридических гарантий прав лиц, уволенных с военной службы, является то, что они связаны с реализацией предоставляемых им после увольнения с военной службы прав, льгот и компенсаций.

2. Юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы, можно разделить на две группы: обеспечивающие реализацию и защиту названных прав.

Говоря о соотношении правовых гарантий реализации статуса военнослужащих и защиты их прав и свобод, необходимо отметить, что правовые гарантии реализации их статуса являются более общим понятием, включая в себя их защиту. Защита, как правило, является стадией реализации, имеющей специальные цели и задачи: обеспечение реальной, наиболее полной и всесторонней реализации прав и обязанностей граждан. Потребность в защите права или свободы возникает всякий раз, когда эти права или свободы нарушены, либо когда при их реализации создаются препятствия, возникает спор и т. д.

Под реализацией (осуществлением) права обычно понимается претворение, воплощение правовых норм в фактической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан, в самом поведении участников общественных отношений. Поскольку на любой стадии осуществления прав и свобод военнослужащих возможно их нарушение, постольку на любой стадии необходима и их защита.

3. Важным теоретическим вопросом является вопрос об общих и частных принципах юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы. Важнейшим принципом, который лежит в их основе является комплексность и полнота юридических гарантий. Этим принципом должны руководствоваться в своей деятельности все государственные органы и должностные лица.

К числу общих принципов указанных гарантий также относятся принципы, применимые ко всякой деятельности, в том числе научность, активность, гибкость, комплексность.

К частным принципам установления правового статуса лиц, при их увольнении с военной службы относятся: адекватность увольнения с военной службы причинам, послужившим его основаниемправомерность увольнения с военной службыимперативностьосуществление увольнения с военной службы только специально уполномоченным должностным лицомгарантированность восстановления нарушенных необоснованным увольнением с военной службы прав и возмещения ущерба.

4. Юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы можно классифицировать по различным основаниям.

По сфере действия — международно-юридические гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ и внутригосударственные гарантии.

По способу изложения в нормативно-правовых актах гарантии реализации прав лиц, уволенных с военной службы можно классифицировать на простые институционные, сложные институционные и смешанные институционные гарантии.

По механизму действия юридические гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы могут быть материальными (нормативные установления, определяющие условия реализации прав и свобод), идеальными (презумпция невиновности, юридические фикции), процессуальными (институты надзора и контроля, судебные процедуры), а также технико-юридическими.

По правовому основанию гарантии реализации прав лиц, уволенных с военной службы, можно классифицировать на общие, специальные и индивидуальные гарантии.

5. В механизме юридических гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы, автором выделены следующие элементы: информирование граждан об их правахвыделение круга вопросов, связанных с точным установлением правовых оснований принадлежности лицу, уволенному с военной службы соответствующего права, его объема, конкретного содержания и пределов использованияопределение правовых средств, которые необходимо использовать в процессе реализации правнепосредственное совершение государственным органом действий, связанных с реализацией прав, в соответствии с законодательствомприменение правовых средств защиты от нарушения прав, восстановление нарушенного права.

6. Содержание юридических гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы в Российской Федерации, определяется как международным правом так и внутригосударственным правом. Можно выделить несколько групп международно-правовых актов, определяющих гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы. Первая группа включает в себя общие международные акты, определяющие основные права человека и гарантии их реализации. Вторая группа международно-правовых актов включает в себя многосторонние и двухсторонние договора и соглашения, подписанные и ратифицированные Российской федерацией в установленном порядке. Особенно важную роль в данном вопросе имеют межгосударственные акты в рамках СНГ.

Внутригосударственное право Российской Федерации содержит также достаточно разветвленную систему законодательных и иных нормативных правовых актов о гарантиях прав граждан, уволенных с военной службы. В основе этих норм находится конституционные нормы. Законодательство Российской Федерации о гарантиях реализации прав граждан, уволенных с военной службы, включает в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральные закон «О статусе военнослужащих», Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей» и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

7. С точки зрения юридической их силы нормы российского права, определяющие содержание гарантий реализацию прав лиц, уволенных с военной службы, можно подразделить на три группы. Первая группаконституционные нормы. Вторая группа включает правовые нормы, содержащиеся в законах, создающие в Российской Федерации в соответствии с Конституцией законодательную основу гарантий лиц, уволенных с военной службы. Основополагающими законодательными актами в данной сфере являются Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, к которым относятся нормативные правовые акты, издаваемые Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

8. В качестве следующего критерия классификации содержания юридических гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы, можно выделить субъективные права указанных граждан, на реализацию которых направлены указанные гарантии. К таким правам можно отнести: право на пенсионное обеспечениеправо на обеспечение пособиями при увольнении с военной службыправо на обеспечение жильемправо на трудоустройство, образование, медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение.

Анализ законодательства Российской Федерации, проведенный в рамках диссертационного исследования, показывает, что современная система нормативных правовых актов о гарантиях реализации прав граждан, уволенных с военной службы, представляет собой достаточно разветвленную совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы и регламентирующих разнообразные вопросы правоприменительной практики в данной сфере.

9. В механизме юридических гарантий реализации прав лиц, уволенных с военной службы, ключевую роль играет деятельность органов государственной власти, направленная на обеспечение указанных гарантий и их полномочия в данной сфере, в настоящее время в Российской Федерации сложилась определенная система органов государственной власти, обеспечивающих гарантии прав и свобод граждан, уволенных с военной службы правовыми средствами.

Анализ полномочий органов государственной власти в сфере осуществления гарантий реализации прав граждан, уволенных с военной службы позволяет выделить три группы государственных органов.

К первой группе можно отнести органы государственной власти к полномочиям которых относится установление основ федеральной политики в данной сфере, приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов граждан, уволенных с военной службы, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о регулировании и защите прав и свобод указанных граждан. К ним относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации.

Во вторую группу входят федеральные органы исполнительной власти, непосредственно и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющие гарантии реализации прав граждан, уволенных с военной службы. В их число входят Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, о также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации .

В третью группу входят государственные органы осуществляющие защиту прав граждан, уволенных с военной службы. К ним можно отнести суды, Уполномоченного по правам человека, а также прокуратуру.

10. Автором сделан вывод о том, что система юридических гарантий реализации прав бывших военнослужащих возникла во второй половине XIX века. Социальное обеспечение данной категории лиц включало нормы, регулирующие отношения по реализации, а при необходимости, и по защите их прав. История развития отечественной системы юридических гарантий прав лиц, уволенных с военной службы, показывает, что она всегда была необходимым компонентом государственной политики в отношении данной категории граждан. Важнейшие юридические гарантии были связаны с реализацией норм социального обеспечения, выплаты пенсий. В нормативных документах, при необходимости, закреплялись особые гарантии в отношении отдельных категорий — участников партизанского движения, участников локальных войн и вооруженных конфликтов.

В обеспечении социальной и правоой защиты граждан, уволенных с военной службы, важное значение имеет работа по совершенствованию системы законодательства о юридических гарантиях прав указанных граждан. При этом необходимо отметить, что укрепление правовой основы социальной политики в отношении лиц, уволенных с военной службы, предполагает также приведение законодательства об их правовых гарантиях в соответствие с нормами международного права, международно-правовыми обязательствами России в рамках СНГ, с конституционным законодательством.

Особенно актуальными являются вопросы оптимизации пенсионного обеспечения, гарантирования прав успешной социальной адаптации и трудоустройства, а также поддержки со стороны государственных и общественных организаций ветеранов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные источники.
  2. Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990. — С. 314.
  3. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР. С постатейными материалами. М.: Инфра М — Норма, 1987. — 219 с.
  4. Гражданский кодекс: В 2 ч. М.: Инфра М. — Норма, 1998. — 4.1. -413 е.- ч.2.-352 с.
  5. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью // Российская юстиция. 1992. — № 6.
  6. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята постановлением Верховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. № 52.
  7. Инструкция органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации. Утверждена Главным военным прокурором 1 августа 1994 г. Введена в действие Приказом Министра обороны № 75, 1994 г.
  8. Кодекс об административных правонарушениях. М.: Проспект, 1998.
  9. Кодекс законов о труде Российской Федерации (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. и Федерального закона от 24 ноября 1995 г.). -М.: Юрид. лит., 1992.
  10. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах И Международно-правовая защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990. — С. 20 — 31.
  11. Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. — № 3.
  12. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446−1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992.15. — Ст. 769.
  13. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон № 53-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 13. — Ст. 1475.
  14. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1997.- № 6.-Ст. 711.
  15. О внешней разведке: Федеральный закон от 10 января 1996 г., № 5-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — Ст.143.
  16. О военном положении: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. — № 29.
  17. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 51. — Ст. 4970.
  18. О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные Кодексы союзных республик: Постановление ЦИК СССР // Собрание законодательства СССР. 1934. — № 33. — Ст. 255.
  19. О государственной охране: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 22. — Ст. 2594.
  20. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 3. — Ст. 174.
  21. О гражданской обороне: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 7. — Ст. 799.
  22. О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. — № 44. -Ст. 909.
  23. О железнодорожных войсках Российской Федерации: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 32. — Ст. 3202.
  24. О защите прав человека и основных свобод: Европейская конвенция (Совета Европы) 1950 г. с 9 протоколами // Российская газета. 1995. — 5 апр.
  25. О материальной ответственности военнослужащих: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1999. — № 29. — Ст. 3682.
  26. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы: Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г., № 810 // Российская газета.- 1996.- № 106.
  27. О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 25 ноября 1996 г., № 1592 II Российская газета. 1996. — 5 дек.
  28. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 9.-Ст. 1014.
  29. О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления в области обороны и безопасности: Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г., № 220 // Российская газета. 1998. — 11 марта.
  30. О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции: Федеральный закон от 3 декабря 1994 г., № 55-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3305.
  31. О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 // Российская газета. 2000. — 24 февраля.
  32. О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РФ в должности федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г., № 854 // Российская газета. -1995.-№ 164.
  33. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей: Закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 49. — Ст. 4693.
  34. О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации: приказ Министра Обороны от 15 февраля 2000 г. № 80 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. — № 26.
  35. О порядке рассмотрения отдельных споров граждан с таможенными учреждениями: Декрет РСФСР // СУ РСФСР. 1921. — № 5.
  36. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан: Указ Президиума Верховного Совета СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1980.-№ 11.-Ct.192- 1988.- № 6.- Ст. 94.
  37. О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе: Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г., № 722 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 21. — Ст. 2466.
  38. О прокуратуре Российской Федерации: Закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 47. — Ст. 4472.
  39. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан и ее оказании: Закон РСФСР // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 33. — Ст. ст. 1913 — 1914.
  40. О свободе вероисповедания: Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.- 1990.- № 21.-Ст. 240.
  41. О создании Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. — № 19. — Ст. 1080.
  42. О суде: Декрет РСФСР, № 1,2 // СУ РСФСР. 1919. — № 31, 32. — Ст.326.
  43. О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1981. — № 28. — Ст. 976.
  44. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон // Российская газета. 1997. — 6 янв.
  45. О статусе судей в Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 14 апреля 1993 г. и Федерального закона от 21 июня 1995 г.): Закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 26. — Ст. 2399.
  46. О статусе военнослужащих: Федеральный закон № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 22. — Ст. 2331.
  47. Об обороне: Федеральный закон // Собрание законодательства РФ. — 1996.- № 23.-Ст. 2750.
  48. Об отмене в судных делах очных ставок. О бытии вместо оных рас-просу и розыску. О свидетелях. Об отводе оных. О присяге. О наказании лжесвидетелей и о подлинных деньгах: Указ Петра I // Памятники Русского права. М.: Росюриздат, 1961. — Вып. 8.
  49. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон // Собрание законодательства РФ. -1997.- № 9.- Ст. 1011.
  50. Об усилении надзора за исполнением законодательства о подготовке и призыве граждан на военную службу: Указание Генеральной прокуратуры РФ от 2 апреля 1997 г. № 17/7.
  51. Об устранении волокиты: Декрет СНК РСФСР // СУ РСФСР. -1920.- № 1,2.
  52. Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г., № 1300 // Российские вести. 1997. — № 239.
  53. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерация от 14 декабря 1993 г., № 2140 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. -№ 51.-Ст. 4931.
  54. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. М.: Воениздат, 1994.
  55. О выдаче военнослужащим и приравненным к ним потребителям продовольственных пайков отдельными продуктами: Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 г., № 477 // Собрание законодательства РФ.-1997.-№ 17.-Ст. 2016.
  56. О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. // Бюллетень Верховного Суда. СССР. 1987. — № 1.
  57. О дополнении положения о преступлениях государственных служащих статьями об измене Родине: Постановление ЦИК СНК // Собрание законодательства СССР. 1934. — № 33. — Ст. 255.
  58. О единовременном денежном вознаграждении за добросовестное исполнение (выполнение) должностных обязанностей по итогам календарного года: Постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г., № 124 // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 6. — Ст. 749.
  59. О льготах за жилищно-коммунальные и прочие услуги для военнослужащих: Распоряжение премьера Правительства г. Москвы от 25 марта 1996 г., № 282-рп // Вестник мэрии г. Москвы. 1996. — № 9.
  60. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществления правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. — № 1.
  61. О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст.23 и 25 Конституции Российской Федерации // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, 1961 1993. — М.: Юрид. лит, 1994. — С. 333−334.
  62. О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ от 22 сентября 1995 г., № 315.
  63. О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 г. // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1978. — № 4.
  64. О практике применения судами законодательства, регламентирующего участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 1 ноября 1985 г. // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. — № 1.
  65. О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. // Российская юстиция. 1993. -№ 12.
  66. О революционной законности: Постановление ЦИК и СНК СССР // Собрание законодательства СССР. 1932. — № 50. — Ст. 298.
  67. О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц: Постановление Пленума Верховного Суда РФ // Советская юстиция. 1993. -№ 1.
  68. О судебной практике рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы: Обзор Военной коллегии Верховного Суда РФ за 1995 год // Бюллетень Военной Коллегии Верховного Суда РФ. 1996. — № 3 (163).
  69. О строгом соблюдении процессуального законодательства при осуществлении правосудия по гражданским делам: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1987. — № 3. — С. 16 — 19.
  70. О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. // Российская юстиция. 1994. — № 1.
  71. О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ Минобороны РФ от 21 марта 1998 г., № 100.
  72. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 г.
  73. Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения судами РСФСР: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 7 февраля 1967 г. // Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РСФСР (1961 1983). — М.: Юрид. лит., 1984.
  74. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: Официальное разъяснение пункта 3 Указа Президента
  75. Российской Федерации от 14 декабря 1993 г., № 2140 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 15. — С. 2356.
  76. Об утверждении Положения о военных комиссариатах: // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 43. — Ст. 4983.
  77. Об утверждении Положения о вещевом обеспечении военнослужащих: Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г., № 605 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 21. — Ст. 2522.
  78. Обзоры судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц (за 1994 1998 гг.) // Архив ВК ВС. — 1994 — 1998.
  79. О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц: Постановление Пленума Верховного Суда РФ // Советская юстиция. 1993. -№ 1.
  80. О судебной практике рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы: Обзор Военной • коллегии Верховного Суда РФ за 1995 год // Бюллетень Военной Коллегии Верховного Суда РФ. 1996. — № 3 (163).
  81. Положение о военных трибуналах в местах, объявленных на военном положении, и в районах военных действий // Ведомости ВС СССР. 1941. — № 29.
  82. Положение о военно-врачебной экспертизе. Утверждено постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г., № 390 // Собрание законодательства РФ. 1995. -№ 19. — Ст. 1758.
  83. Положение о военной прокуратуре. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. -№ 32.
  84. Положение о полковых судах // СУ РСФСР. 1919. — № 31 — 32.
  85. Положение о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами. Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 2 октября 1985 г., № 934 // Собрание постановлений Совета Министров СССР. -1985.-№ 32.-Ст. 153.
  86. Положение о прохождении действительной срочной военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами СА и ВМФ. Утверждено приказом Министра обороны СССР от 24 июля 1984 г., № 150.
  87. Положение о юридической службе Вооруженных сил Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ 1998 г., № 100.
  88. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Российская юстиция. 1996. — № 1.
  89. Соборное Уложение 1649 года // Российское законодательство X -XX веков. М.: Юрид. лит., 1984. — Т.2.
  90. Справка о состоянии надзора за исполнением органами военного управления, исполнительной власти субъектов Федерации и местного управления законодательства о правах и льготах военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы // Архив ГВП. 1998.
  91. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М.: Инфра М — Норма, 1998.-219 с.
  92. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Юнити, 1996. — 248с.
  93. Устав ООН. Статут Международного суда. М.: Между нар. отношения, 1998.
  94. Устав военно-судебный // СВП. 1869. — Кн.24. — СПб., 1913.
  95. Устав дисциплинарный (с комментариями) // СВП. 1869. — Кн. 23. — СПб., 1911.- С. 184.
  96. Устав военно-судебный (с комментариями). Спб., 1889. — 528 с.
  97. Устав дисциплинарный (с комментариями). Петроград, 1915. —169 с.
  98. Устав уголовного судопроизводства от 20.11.1864 г. // Российское законодательство X XX веков. — М.: Юрид. лит., 1984. — Т.8.
  99. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Международно-правовая защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 1990. — С. 53 — 57.
  100. Монографии, статьи, учебники.
  101. Абрамович-Барановский С. С. Военное судоустройство. СПб., 1908. -98 с.
  102. С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.
  103. Д.Н. Институт военного положения по советскому праву. -М.: РИО ВЮА, 1953.
  104. Н.В., Орлов Г. В. Проблемы правового статуса военнослужащих в СССР Н Сов. государство и право. 1990. — № 11. — С. 47 — 60.
  105. Н.В. Правовой статус военнослужащих в СССР // Сов. государство и право. 1983. — № 5. — С. 19 — 27.
  106. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М.: изд. Воен. ин-та, 1984. — 145 с.
  107. Н.В. Гражданские права военного человека // Человек и закон. 1992. — № 2. — С. 43 — 47.
  108. С.В. Конституционная юстиция. М.: РИА МЮ РФ, -1994.- 127 с.
  109. П.О. Военное право в России при Петре Великом. Артикул воинский. Спб., 1886. — Вып. 2. — Часть вторая.
  110. А.К., Михалев В. А. Социальная защита военнослужащих в США И ФРГ. М.: изд. Воен. ун-та, 1998. — 123 с.
  111. Н.В. О категориях правового положения личности в социалистическом обществе // Сов. государство и право. 1974. — № 12. — С. 16 -18.
  112. Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Инфра М.-Норма, 1997.-299 с.с.
  113. Военная администрация: Учебное пособие. М.: изд. Воен. ун-та, 1996.-303 с.
  114. Военное законодательство Российской империи. М.: изд. Воен. унта, 1996.-440 с.
  115. Военное право: Учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил Российской Федерации / Под ред. Н. И. Кузнецова. М.: ВИЦ-ГУЛ, 1996.-318 с.
  116. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1983.
  117. Военно-судебный Устав. СПб., 1867. -233 с.
  118. Воинские преступления: Учебник. -М.: изд. ВАЭФиП, 1993. -354 с.
  119. А.Ф., Холодков И. В. Рассмотрение военными судами жалоб военнослужащих // Российская юстиция. 1997. — № 10. — С. 43 — 45.
  120. Д., Харрис Д., Зевак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: МниМП, 1998.-598 с.
  121. Р. Правовые системы и современность. М.: Прогресс, 1988.459 с.
  122. Доклад комиссии по правам человека при Президенте РФ о соблюдении прав человека и гражданина в РФ в 1996 1997 годах. — М.: Юрид. лит., 1998.
  123. Г. М. Принципы, задачи и организация прокурорского надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах СССР. М.: изд. ВПА, 1974.-68 с.
  124. Г. И. Судебное разбирательство по уголовному делу. М: Юрид. лит., 1985.
  125. П. История кодификации русского военного законодательства. Спб., 1908.
  126. Защита прав военнослужащих // Научно-практический семинар. — СПб, 1997.-135 с.
  127. Г. А. Место и роль юридической службы в период реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 1997. — № 3, 5.
  128. Из практики прокурорского надзора за исполнением закона // Информационный бюллетень ГВП. 1996. — № 1 (147).
  129. Из практики прокурорского надзора за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдения прав и свобод военнослужащих и иных граждан // Информационный бюллетень ГВП. 1997. — № 2 (150).
  130. С.М. Преступность и ее причины в Вооруженных Силах. — М.: изд. Воен. ун-та, 1995. 195 с.
  131. Д.А. Законодательная техника. М.: Норма, 1998. — 121 с.
  132. А.С. Законность конституционный принцип советского уголовного судопроизводства. — М.: Юрид. лит., 1979. — 200 с.
  133. А.С. Процессуальные гарантии в военном праве // Советское военное право. Теоретические проблемы: Материалы XI научно-практического семинара. М.: изд. Воен. ин-та, 1990. С. 21 — 26.
  134. А.С. Правовое регулирование порядка уголовного судопроизводства в органах военной юстиции // Труды Академии, № 49. М.: изд. ВПА, 1965.
  135. А.С. Судебная защита прав военнослужащих // Правовой статус военнослужащих и его обеспечение. М.: изд. Воен. ин-та, 1990. -С. 19 22.
  136. А.С. Судебная политика и способы ее реализации // Сов. государство и право. 1991. — № 6.
  137. Конституция РФ и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: ИГиП РАН, 1994. — 177 с.
  138. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред Б. А Страшуна. М.: Бек, 1998. — 744 с.
  139. Концепция социальной защиты военнослужащих РФ на рубеже 2000 года. М.: Диамант СВ, 1996. — 91 с.
  140. М.М. 275 лет военной прокуратуре // 275 лет на страже воинского правопорядка: Материалы научно-практической конференции. — М.: изд. Воен. ун-та, 1997. С. 5 — 17.
  141. А.В., Серегин В. П. Права человека и их реализация в условиях армии // Правительственный вестник. 1993. — № 1. -С.7−13.
  142. А.В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. М.: РАУ-Университет, 1997. -206 с.
  143. А.В. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и правовое регулирование. М.: Диамант СВ, 1995. -254 с.
  144. С.А. Административная юстиция в России. СПб., 1910. — 290с.
  145. С.А. Власть и право. М., 1915. — 420 с.
  146. А.В., Фатеев К. В. Настольная книга по защите прав военнослужащих. М.: За права военнослужащих, 1999. — 314 с.
  147. Н.И. Народный контроль в Вооруженных Силах СССР. -М.: изд. ВПА, 1976.-87 с.
  148. Н.И. Материальная ответственность военнослужащих // Советская военная энциклопедия. М.: Воениздат, 1978. — Т.5.
  149. Н.И. Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности // Военное законодательство и правовое воспитание воинов. М.: Воениздат, 1983. — С. 102 — 110.
  150. Н.И. О некоторых правовых проблемах военного строительства в свете научных исследований. И. Ф. Побежимова // материалы научно-практического семинара. -М.: изд. Воен. ун-та, 1998. С. 5 — 12.
  151. Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих // Основы советского права. -М.: Воениздат, 1991.
  152. Н.И., Старов Б. Ф. Военная администрация. М.: изд. Воен. ун-та, 1998.-349 с.
  153. В., Ващигин И., Черных А. Военная полиция в зарубежных странах // Зарубежное военное обозрение. 1997. — № 9.
  154. В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань: изд-во Казанск. ун-та, 1982. — 144 с.
  155. В.Г. Советская прокуратура и ее деятельность в области общего надзора. М.: Юриздат, 1954. — 188 с.
  156. П. Конспект лекций по военно-административным законам- Спб., 1887.
  157. Е.А. Общая теория прав человека. М.: Инфра М — Норма, 1996.-509 с.
  158. И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М.: Спарк, 1996. — 90 с.
  159. И.И. Конституции государств и международное право. -М.: Спарк, 1998.- 124 с.
  160. Материалы сессии совета Военно-юридической академии, посвященной теоретическим вопросам советского военного законодательства. 14 -15 апреля 1954 г. М.: изд. ВЮА, 1954.
  161. Н.И. Правовая система и личность. Саратов: изд. Саратов, ун-та, 1987. -239 с.
  162. А.В. Права человека и международно-правовая ответственность за их нарушения // Государство и право. 1992. — № 3. — С. 95 -104.
  163. Ю.И. Оптимизация механизмов и институтов защиты прав военнослужащих РФ с учетом опыта зарубежных стран // Государство и право. 1999.-№ 5.
  164. Ю.И. Правовой статус военнослужащих, гарантии его реализации и защиты в Российской Федерации // Государство и право. -1997. -№ 10.-С. 73−82.
  165. Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих. М.: изд. Воен. ун-та, 1998. — 321 с.
  166. Ю.И. Правовой статус военнослужащих русской армии конца XIX начала XX столетий // Военное право. — 1999. — № 1. — С. 22 -30.
  167. Ю.И., Ломанов И. Н. Будут ли у нас свои омбудсмены? // Военный вестник- 1992. № 6. — С. 7- И.
  168. Ю.И., Тихомиров С. В. Социальная защищенность военнослужащих: законодательные основы и проблемы реализации // Методические материалы к занятиям по ОГП. М.: УВРМО, 1994. — С. 3 — 19.
  169. Ю.И., Тихомиров С. В. Правовое положение военнослужащих Российской Федерации и ФРГ (сравнительный анализ законодательства) // Государство и право. 1997. — № 8. — С. 41 — 43.
  170. Ю.И., Тихомиров С. В. Военное право. М.: Бизнес Консалтинг Центр, 1998. — 297 с.
  171. Ю.И., Тихомиров С. В. Военная служба: Юридический справочник. М.: Бизнес Консалтинг Центр, 1999. — 301 с.
  172. М. Военные законы: Курс по программе, утвержденной для руководства в военно-учебных заведениях. Спб., 1861 — 1863. — Вып. 1−5.
  173. Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Пособие для прокурорской службы. М., 1889. — Том I «Прокуратура на Западе и в России».
  174. А. Военные суды защищают правопорядок в Вооруженных Силах и права военнослужащих // Информационный бюллетень Управления военных судов и Военной Коллегии Верховного Суда РФ. 1998. — № 3(171).-С. 3−8.
  175. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.- 160 с.
  176. П.Е. Применение советских правовых норм. М.: Юриз-дат, 1960.-511 с.
  177. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение. 1971. — № 3.
  178. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1997. — 471 с.
  179. О соблюдении процессуальных сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел // Бюллетень ВС РФ. 1994. — № 1. — С.11.
  180. Основы государства и права: Учебное пособие. М.: изд. Воен. ун-та, 1997.-250 с.
  181. И.Л. Правосудие: время реформ. М.: Наука. — 1991. — 207с.
  182. С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: ИгиПРан, 1996.- 145 с.
  183. Правоприменение в Советском государстве / Отв. ред. И. Н. Кузнецов, И. С. Самощенко. М.: Наука, 1985. — 304 с.
  184. А.В. Свобода совести и воинский долг // Человек и закон.- 1991.-№ 5.
  185. А.В. Статус военнослужащих и гарантии свободы совести // Сов. государство и право. 1991. — № 4. — С. 75 — 76.
  186. Ю.С. Реализация норм права. Казань: изд. казанск. унта 1989.-154 с.
  187. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М.: Бек, 1995.-457 с.
  188. А.И. Государственный статус военнослужащих и его особенности // Военный вестник. 1993. — № 5. — С 70 — 74.
  189. В.В. Правосудие по делам, возникающим из административных отношений: исторический опыт и перспективы // Государство и право. 1995. -№ 8.
  190. В. Учебник русского уголовного процесса. СПб., 1913.- 669 с.
  191. В.А. Правосудие и правовой порядок в войсках. СПб., 1882.-626 с.
  192. .Ф. Некоторые вопросы применения отдельных положений законодательства о воинской обязанности // Материалы научно-практического семинара. М., 1997. — С. 34 — 36.
  193. .Ф. Проблемы безопасности военной службы. Круглый стол: правовое обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации // Государство и право. 1998. — № 6. — С. 112−113.
  194. .Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации. М.: изд. Воен. ун-та, 1995. — 87 с.
  195. В.Г. Законы об обороне и статусе военнослужащих правовая основа, социальной политики государства в Вооруженных Силах // Военная мысль.-1991.-№ 1.-С. 5- 13.
  196. В.Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. -М.: Новый юрист, 1997. -281 с.
  197. В.Г., Королев Н. Г. Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы, суждения // Государство и право. 1994. — № 11.-С. 54−61.
  198. В.Г. Правовые основы обороны и военного строительства // Юридический справочник для военнослужащих. М.: Бек, 1997.
  199. А. О практике рассмотрения жалоб на аресты // Законность. 1994. — № 1.
  200. Теория государства и права: Учебник / Под ред. Г. И. Манова. М.: Бек, 1996. — 323 с.
  201. Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова. М.: Юрист, 1997.-672 с.
  202. Тер-Акопов А. А. Основания дифференциации ответственности за деяния, предусмотренные уголовным законом // Сов. государство и право. 1991.-№ 10.-С. 71−78.
  203. Тер-Акопов А. А. Правовые основания уголовной ответственности военнослужащих. М.: изд. Воен. ин-та, 1981. — 64 с.
  204. Тер-Акопов А. А. Безопасность человека. М.: МНЭПУ, 1998.
  205. С.В. Военная администрация. Правовые аспекты автоматизации военного управления. М.: изд. Воен. ин-та, 1992. — 63 с.
  206. Ю.А. Проблемы сравнительного законоведения // Государство и право. 1993. — № 8. — С. 43 — 49.
  207. А.А. Становление и развитие системы исполнения уголовных наказаний в Росии (военно-пенитенциарные аспекты). М.: изд. Воен. ун-та, 1997.- 199.
  208. Н.Ю. Защита прав человека в сфере исполнительной власти. М.: ИГиП РАН, 1997. — 80 с.
  209. В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Инвер-стиль, 1998.-377 с.
  210. Ю.А. Социальный статус военнослужащего. М.: изд. Воен. ун-та, 1997.- 128 с.
  211. В.М., Савицкий М. Я. Советское военно-уголовное право: Учебник: В 2 т. М.: Юриздат, 1946.
  212. к. Защита основных прав и их ограничения // Государственное право германии: В 2 т. М.: ИгиП РАН, 1994. — С.185 — 188.
  213. Юридическая энциклопедия / Под ред М. Ю. Тихомирова. М.: ЮЦ-НИиПИ, 1987.-241 с.
  214. Юридический справочник для военнослужащих. М.: Бек, 1997.531 с.
  215. Юридическая защита прав человека // Сборник материалов Хельсин-ской группы: М., 1993. — 239 с.
  216. Явич J1.C. Общая теория права. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976.286 с.
  217. Диссертации и авторефераты.
  218. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дис.. д-ра юр. наук. М., 1984. — 456 с.
  219. И.Н. Международно-правовые проблемы регулирования вооруженных конфликтов: Дис.. д-ра юр. наук. -М., 1981. 370 с.
  220. Х.М. Основные вопросы теории советского военного уголовного законодательства и практики его применения: Дис.. д-ра юр. наук.- М., 1974.-386 с.
  221. Н.В. Судебная защита прав в сфере административно-правовых отношений: Автореф. дис.. канд. юр. наук. Л., 1984. — 22 с.
  222. В.А. Надзор военного прокурора за исполнением законодательства о возмещении материального ущерба, причиненного государству: Дис.. канд. юр. наук. -М., 1989. 182 с.
  223. В.Н. Правовой статус судьи военного суда: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 1996. -25 с.
  224. Н.В. Применение к военнослужащим отсрочки исполнения приговора в военное время: Дис. канд. юр. наук. М., 1945. — 148 с.
  225. А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: Дис. канд. юр. наук. М., 1996. — 168 с.
  226. А.И. Организационно-правовые основы осуществления исполнительной власти военными органами Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. юр. наук. -М., 1996. 163 с.
  227. М.Г. Организационно-правовые основы участия военных организаций в арбитражном процессе: Дис.. канд. юр. наук. М., 1998. — 248 с.
  228. С.М. Системное воздействия на преступность в Вооруженных силах Россини: Автореф. дис. д-ра. юр. наук. М., 1997. — 40 с.
  229. М.В. Социальная защищенность офицеров внутренних войск в современных условиях (социологический анализ): Автореф. дис.. канд. соц. наук. -М., 1995. -21 с.
  230. А.В. Социальная защита военнослужащих (теоретико-правовой аспект): Автореф. дис. канд. юр. наук. Спб., 1995. — 24 с.
  231. А.В. Конституционно-правовой статус военнослужащих в РФ: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 19. — 22 с.
  232. Н.И. Организационно-правовые проблемы контроля в Вооруженных Силах СССР: Дис. д-ра юр. наук. М., 1981. — 405 с.
  233. А.Г. Административная юстиция в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: Автореф. дис.. канд. юр. наук. -М., 1998.-26 с.
  234. К.С. Материальная ответственность военнослужащих: Дис.. канд. юр. наук. М., 1997. — 235 с.
  235. С.А. Уголовное судопроизводство по делам о военных преступлениях: Дис. канд. юр. наук. М., 1997.-221 с.
  236. А.С. Административная ответственность военнослужащих и порядок ее реализации: Автореф. дис.. канд. юр. наук. М., 1996. — 32 с.
  237. Ю.И. Конституционные права военнослужащих (сравнительное исследование законодательства РФ, США, Франции и ФРГ): Дис.. канд. юр. наук. -М., 1993. 287 с.
  238. Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. канд. юрид. наук-М., 1999.-44 с.
  239. А.Н. Реакционная сущность военного законодательства ФРГ: Дис.. канд. юр. наук. Минск, 1978. — 218 с.
  240. .Ф. Обеспечение боеготовности Вооруженных Сил РФ средствами прокурорского надзора: Дис. д-ра юр. наук. М., 1993. — 395 с.
  241. В.Г. Конституционные основы защиты социалистического отечества: Дис. д-ра юр. наук. -М., 1981. 310 с.
  242. Тер-Акопов А. А. Правовые основания ответственности за воинские преступления: Дис. д-ра юр. наук. М., 1982. — 457 с.
  243. А.А. Правовые основы исполнения уголовных наказаний. применяемых к военнослужащим: Дис.. д-ра юр. наук.- М., 1997. — 490 с.
  244. Ю.П. Проблемы обновления культурной политики в Вооруженных Силах Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1993.-23 с.
  245. Ю.А. Социальный статус военнослужащего (социально-философская концепция): Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1997. -55 с.
  246. Ю.П. Проблемы совершенствования процессуального статуса подозреваемого и обвиняемого: Автореф. дис.. канд. юр. наук. Харьков, 1992.-24 с.
  247. Работы на иностранном языке
  248. Albers P. Die soziale sicherung von Leiharbeitnehmern in den Niederlan-den: Inaug.-Diss. / Vorgelegt von Peter Albers. Munster. 1994
  249. Decret № 51−469 du avril 1951 (J.O. du 26 avril 1951 BO/6 P. 2465).
  250. Decret № 62−908 du 18 Juillet 1962 relatif, а Г organisation de la defense nationale// Journal officiel du 19 juillet 1962.
  251. Code of the US Fighting man. Wash., 1957.
  252. Code Penal. P.: Dalloz, 1985 1986.
  253. Erdmann G. H, Unternehmensbezogener Kundigungsschutz: Inaug.-Diss. /Vorgelegt von Gerhard-Hellmuth Erdmann. Koln, 1990
  254. Jansen J. Geheimhaltungsvorschriften im Prozessrecht: Inaug.-Diss. / Vorgelegt von Johannes Jansen. Bochum, 1989
  255. Koch R. Das Kundigungsschutzrecht im Ubergang vom Betriebsratege-setz zum Arbeitsordnungsgesetz als Instrument faschistischer Herrschaftssi-cherung: Diss. / Vorgelegt von Rainer Koch. Bremen, 1988
  256. Reiners S. Konzerneigentumsvorbehalt und Konzernverrechnungsklausel als Sicherheiten des konzemgebundenen Warenlieferanten: Inaug.-Diss. / Vorgelegt von Stephan Reiners. Munster, 1987
  257. Robinson B. Women, taxes and federal spending / By Both Robinson. -Philadelphia: Women’s intern, league for peace a. freedom, Cop. 1983
  258. Roche J. Libertes publiques ' Jean Roche, Andre Pouille, 10. ed. — Paris: Dalioz, 1992
  259. Sandhovel U. Gevvahrleistung beim Erwerb von Software: Inaug.-Diss. / Vorgelegt von Ulrich Sandhovel. Bonn, 1991
  260. Severain V. Die Burgschafit im deutschen intemationalen Privatrecht: Diss. / orgelegt von Vero Severain. Mainz., 1990 The Military Selective Service Act. — 1973.
  261. Verordnung iiber den Urlaub der Soldaten in der Fassung vom 23. November 1972 // BGBL I S. 2151. zuletzt geand. durch Art. 2 VO v.25.5.1987 // BGBL. IS. 1336.
Заполнить форму текущей работой