Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование комплектования пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При реализации норм права, регулирующих систему комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе, мы предлагаем выделять следующие особенности: а) реализацию указанных норм права проводят специально уполномоченные компетентные органы военного управления и должностные лица (военные комиссариаты, кадровые органы, командиры воинских частей и др.) — б… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ НА КОНТРАКТНОЙ ОСНОВЕ
    • 1. Понятие, признаки и система комплектования военной организации государства личным составом на контрактной основе
    • 2. Опыт правового регулирования комплектования вооруженных сил и пограничной охраны России и некоторых зарубежных стран личным составом
    • 3. Факторы, обусловливающие необходимость перехода пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности на контрактную систему комплектования личным составом
  • ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ И ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ НА КОНТРАКТНОЙ ОСНОВЕ
    • 1. Нормативные правовые акты, регулирующие систему комплектования пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе
    • 2. Понятие и правовая характеристика контракта о прохождении военной службы, и возможность его совершенствования

    § 3. Особенности реализации норм права, регулирующих систему комплектования пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе в современных условиях.

Правовое регулирование комплектования пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации обусловлена следующими обстоятельствами:

— во-первых, в современных условиях, в процессе перевода экономики России на рыночные отношения возникла необходимость содержания небольшой по численности, но мобильной, хорошо оснащенной армии, укомплектованной высокопрофессиональными кадрами, которые способны выполнить поставленные задачи в области обороноспособности и безопасности государства. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации сказано: «Стране не обойтись без профессиональной, хорошо обученной армии. Это одна из приоритетных задач"1.

Но решение этой задачи невозможно без проведения комплексной поэтапной военной реформы. Успешному проведению военной реформы способствует, в том числе, переход к комплектованию военной организации государства2 личным составом на контрактной основе.

С целью создания профессиональной армии федеральными органами государственной власти проводятся социологические, научные и иные исследования, позволяющие определить наиболее оптимальные пути перехода военной организации государства на контрактную систему комплектования личным составом. В данную деятельность включились пограничные органы и пограничные войска федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы и пограничные войска). Военной доктриной Российской Федерации определены основные направления развития военной организации государства, среди кото.

1 См.: Выступление Президента РФ с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 года (Программа «Новости», Первый канал. 16 мая 2003 года. 15 часов). 2.

Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. См.: Указ Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 17. — Ст. 1852. рых мы в целях нашего исследования подчеркиваем следующее: а) приведение структуры, состава и численности компонентов военной организации государства в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности государства с учетом экономических возможностей страныб) совершенствование системы комплектования (на базе контрактно-призывного принципа с последовательным, по мере создания необходимых социально-экономических условий, увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, прежде всего, на должностях младших командиров, специалистов ведущих боевых специальностей)1;

— во-вторых, падением престижа прохождения военной службы по призыву. Ежегодные проблемы с призывом граждан на военную службу приобретают все более острый характер. Возрастает число граждан, освобожденных от призыва или получивших отсрочку, что негативно сказывается на укомплектовании воинских должностей, замещаемых солдатами и сержантами по призыву, поэтому возникает необходимость комплектовать указанные воинские должности военнослужащими на контрактной основе;

— в-третьих, тем обстоятельством, что нормативными правовыми актами Российской Федерации недостаточно урегулированы вопросы, касающиесякомплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе, а также реализации военнослужащими своих прав и свобод, привлечения военнослужащих к ответственности за нарушение условий контракта и другие проблемы.

Несовершенство правовой базы, особенно на ведомственном уровне, ведет к тому, что многие военнослужащие, особенно выпускники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, увольняются с военной службы досрочно. В результате военная организация государства теряет подготовленные кадры, на обучение которых затрачены нема.

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 17. — Ст. 1852. лые финансовые и материальные средства. Установленная законодательством мера ответственности за нарушение условий контракта не является сдерживающей тенденцию на увольнение военнослужащих с военной службы до окончания срока контракта;

— в-четвертых, недостаточным уровнем научной и теоретической проработки элементов системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, научно обосновывающих основные направления дальнейшего совершенствования военного законодательства по обеспечению комплектования воинских должностей личным составом на контрактной основе. В научной литературе данные элементы рассматриваются в совокупности с элементами системы комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, что часто приводит к неправильному толкованию данных элементов. Выделение прохождения военной службы по контракту как особого института в военном строительстве требует выделять и соответствующие элементы системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе.

Степень научной разработанности темы. Проблема правового регулирования комплектования военной организации государства личным составом исследовалась рядом ученых1:

1 См.: Вахидов Л. Т. Организационно-правовые основы поступления 1раждан на военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. паук. -М.: ВУ, 1996; Загидулин Р. Л. Первичность реформы военного законодательства-необходимое условие реформирования Вооруженных Сил РФ: основные направления и принципы правовой реформы: Дис. канд. юрид. наук. — Хабаровск, 1999; Иванькович Г. И. Исторический опыт реформирования Пограничных войск СССР-РФ (80−90 годов XX столетия): Дисканд. истор. наук.

М.: МВИ ФПС России, 1999; Калинин А. Е. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ: Монография. — М.: ВУ, 2002; Колединов Л. И. Комплектование кадров Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактной основе: факторы и трудности реализации: Дисканд. социол. наук. — М., 1999; Колибаба Г. Н. Правовые основы советской военной службы: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВЮА, 1955; Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: Монография. — М.: ВУ, 2001; Мигачев Ю. И. Конституционные права военнослужащих (сравнительное исследование законодательства РФ, США, Франции и ФРГ): Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВКИ. 1993; Митюков А. Г. Социально-политические проблемы комплектования Вооруженных Сил РФ: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ГАВС, 1994; Овсянко Д. М. Правовое регулирование военной службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1972; Рсдкоус В. М. Контрактная система прохождения военной службы в органах Федеральной службы безо.

А.Т. Вахидовым, Р. А. Загидулиным, Г. И. Иваньковичем, А. Е. Калининым, А. И. Колединовым, Г. Н. Колибаба, А. В. Кудашкиным, Ю. И. Мигачевым, А.Г. Ми-тюковым, Д. М. Овсянко, В. М. Редкоус, Д. В. Смирновым, В. Е. Чекановым и другими.

Между тем, каждый из вышеуказанных авторов, затрагивал лишь отдельные вопросы, связанные с комплектованием военной организации государства личным составом.

Так, А.Т. Вахидов1 в своем диссертационном исследовании рассмотрел вопросы, связанные с поступлением граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации. Р. А. Загидулин обосновал необходимость, основные направления и принципы правовой реформы — как условия реформирования военной организации государства. А.Е. Калинин3 отразил сущность правовой регламентации комплектования и порядка прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации. А.В. Кудашкин4 свои работы посвятил исследованию института заключения контракта о прохождении военной службы. Д.В. Смирнов5 затронул вопросы комплектования должностей солдат и сержантов по контракту и т. д.

В связи с этим возникла необходимость проведения комплексного научного исследования, посвященного вопросам правового регулирования комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанная необходимость связана с тем, что при комплектовании пограничных органов пасности Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: Академия ФСБ России, 1998; Смирнов Д. В. Правовое регулирование военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин в.

Вооруженных Силах РФ: Дисканд. юрид. наук. — М., 1996; Чеканов В. Е. Законодательство о службе (работе) военных строителей и актуальные вопросы практики его применения: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВПА, 1987.

1 См.: Вахидов А. Т.. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук.-М.: ВУ, 1996;

2 См.: Загидулин Р. А. Указ. соч.

3 См.: Калинин А. Е. Указ. соч.

4 См.: Кудашкин А. В. Указ. соч.

5 См.: Смирнов Д. В. Указ. соч. и пограничных войск к источникам комплектования предъявляются особые требования, касающиеся наличия у кандидата качеств, необходимых при защите и охране Государственной границы Российской Федерации.

Целью диссертационного исследования является комплексное исследование теоретических аспектов и анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия комплектования военной организации государства личным составом на контрактной основе, и выработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок и особенности комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе.

Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:

1. Выработать определение комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе и применение этого понятия к комплектованию пограничных органов и пограничных войск.

2. Разработать теоретические положения по совершенствованию элементов системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе и применение данных элементов к комплектованию пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на добровольной основе.

3. Исследовать исторический опыт комплектования вооруженных сил и пограничной охраны России и некоторых зарубежных стран и выработать предложения по созданию наиболее целесообразной модели комплектования военной организации государства на современном этапе.

4. Обосновать объективную необходимость внесения изменений в действующее законодательство, касающихся перехода военнойорганизации государства к комплектованию военнослужащими на контрактной основе на современном этапе, с учетом политических, экономических, правовых, военных, организационных и социально-психологических факторов.

5. Провести исследование нормативных правовых актов, регулирующих порядок комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе, и на этой основе выработать предложения по совершенствованию отдельных норм военного законодательства, касающегося конкретизации прав и обязанностей сторон контракта о прохождении военной службы и их юридической ответственности за нарушение условий контракта.

6. Исследовать правовую природу и содержание контракта о прохождении военной службы, его отличие от трудового и гражданско-правового договора и предложить меры по совершенствованию видов и структуры контракта.

7. Разработать проект Организационно-методических указаний об организации порядка проведения комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе.

Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в процессе комплектования военной организации государства в целом, пограничных органов и пограничных войск, в частности, военнослужащими на контрактной основе.

Предмет исследования — теория и практика правового регулирования порядка проведения комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе.

Методологическая основа исследования. В работе использованы общенаучные и частнонаучные методы исследования: философский, логический, исторический, правовой, социологический, структурно-функциональный.

Теоретической основой исследования являются труды ученых: Г. В. Лтаманчука, Д. М. Бахрах, А. Е. Калинина, А. В: Кудашкина, Н. И. Кузнецова, В. А. Малых, Ю. И. Мигачева, А. Г. Митюкова, Д. М. Овсянко, Н. И. Павлова, JI.B. Певень, A.M. Плеханова, Д. ВСмирнова, В. Е. Чеканова и других1.

1 См.: Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). — М., 2000. — 303 е.- Бахрах Д. М. Государственная служба в Российской Федерации: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 1995. — 251 е.- Калинин Л. Е. Указ. соч.- Кудашкин Л. В. Указ. соч.- Кузнецов Н. И. О некоторых вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в области военного строительства // Сб. науч. тр. — М.: ВУ, 1997. — Т. I. — С. 293−304- Малых В. Л. Правовые основы воинской службы офицерского состава Вооруженных Сил СССР. — М.:

Информационную базу исследования составляют:

1. Конституция, федеральные законы и законы Российской Федерации и СССР, подзаконные нормативные акты Российской Федерации и СССР, ведомственные акты Министерства обороны, Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Статьи, репортажи и интервью в средствах массовой информации по вопросам комплектования военной организации государства личным составом.

3. Статистический и социологический материал, подготовленный на основе данных Департамента организационно-кадровой работы ФСБ России, Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации, периодических изданий.

4. Материалы научных и научно-практических конференций, проводимых по вопросам военного строительства в Московском военном институте ФПС России. В диссертационном исследовании использован также личный служебный опыт автора.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой первое комплексное исследование правового регулирования системы комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Новыми в проведенном исследовании являются разработанные автором теоретические положения о системе комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими, проходящих военную службу по контрактууточнены элементы системы комплектования военной организации государства, применимые к данной категории военнослужащихвыработаны предложения по совершенствованию норм военного законодательства, регулирующего содержание кон.

ВПЛ, 1981. — 57 е.- Мигачев Ю. И. Указ. соч.- Миткжов Л. Г. Указ. соч.- Овсянко Д. М. Административное право: Учеб. пособие / Под ред. проф. Г. Л. Туманова. — М.: Юристь, 1997. — 446 е.- Павлов Н. И. Юридическая ответственность военнослужащих по советскому праву. — М.: ВПЛ, 1981. — 42 е.- Певень JI.B. Проблемы профессионатизации Вооруженных Сил Росси: Дис. канд. философ, наук. — М.: ГЛВС, 1992. — 187 е.- Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи. — М., 1993. — 283 е.- Смирнов В. В. Контрактная армия в России: проблемы и пути их решения // Военная мысль. — 2003. — № 2. — С. 2−7- Чеканов В. Е. Указ. соч. и др. тракта о прохождении военной службы, конкретизации юридической ответственности сторон за невыполнение условий контракта и рекомендации должностным лицам пограничных органов и пограничных войск по проведению отбора и заключению контракта, с гражданами, поступающими на военную службу на контрактной основе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Авторское определение о том, что под комплектованием военной организации государства военнослужащими < на контрактной основе понимается система мероприятий, установленная государством и регулируемая нормами военного права, направленная на пополнение Вооруженных Сил Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба военнослужащими, добровольно поступающими на военную службу.

В современной научной литературе определено понятие комплектования военной организации государства личным составом. В связи с переходом военной организации государства на контрактный способ комплектования и изменения требований, предъявляемых к источнику комплектования, нормативных правовых актов и элементов системы комплектования, появилась необходимость конкретизации данного понятия.

Автор пришел к выводу о том, что комплектование пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе осуществляется на общих принципах и в порядке, который установлен для Вооруженных Сил Российской Федерации. Однако при комплектовании пограничных органов и пограничных войск возникает необходимость принимать на военную службу по контракту лиц, постоянно проживающих в приграничных районах, знающих национальные, культурные и иные особенности местного населения, их язык и традиции, что в дальнейшем может быть использовано оперативными органами при охране границы и влечет за собой переход к комплектованию оперативных органов личным составом по контракту по территориальному принципу.

Кроме того, в целях более успешного решения задач по охране государственной границы к военнослужащим предъявляются требования по наличию специальных качеств: внимательности, физической и психологической устойчивости к перегрузкам, способности длительное время проживать в автономном коллективе и др. Указанные требования должны быть закреплены в ведомственных нормативных актах.

Предлагаемая автором классификация элементов системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе включает в себя: источники комплектованиятребования, предъявляемые при отборе граждан на военную службу по контрактупринципы комплектованияспособы комплектованияпорядок подготовки граждан к военной службеособенности комплектования воинских частей и соединений различными категориями военнослужащих.

2. Авторский вывод о том, что на современном этапе военной реформы сохранение в Российской Федерации контрактно-призывного способа комплектования военной организации государства с поэтапным увеличением численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является наиболее эффективной моделью комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности личным составом.

3. Авторский вывод о том, что контракт о прохождении военной службы относится к одному из видов договоров, но не может рассматриваться тождественно с трудовым и гражданско-правовым договорами, ибо обусловлен особенностями военной службы как особого вида государственной службы.

Под контрактом о прохождении военной службы мы предлагаем понимать письменный договор, устанавливающий правоотношения между федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, в котором предусмотрена военная служба, и гражданином (иностранным гражданином), желающим проходить военную службу на добровольной основе. Контракт о прохождении военной службы имеет существенные отличия от трудового договора (контракта).

Отдельными авторами1 предлагается детально регламентировать содержание контракта о прохождении военной службы. Однако, по мнению диссертанта, ввиду того, что порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих в Российской Федерации, в целом, урегулированы нормативными правовыми актами, наиболее целесообразно внести дополнения в Типовую форму контракта о прохождении военной службы.

Мы предлагаем четыре вида контракта о прохождении военной службы. Виды контракта, на наш взгляд, должны быть определены: для офицерского состава и прапорщиковдля курсантов военных образовательных учрежденийдля военнослужащих, проходящих военную службу в сложных, опасных и чрезвычайных условияхдля остальных категорий военнослужащих.

Автором предложена конкретизация прав и обязанностей сторон! контракта о прохождении военной службы, и юридической ответственности сторон за нарушение условий контракта. В связи с этим мы предлагаем внести дополнения и изменения в федеральное законодательство с целью совершенствования норм права, регулирующих условия контракта, как гарантий реализации норм права при прохождении военной службы и конкретизации порядка привлечения к юридической ответственности за нарушение условий контракта со стороны военнослужащего.

4. Предложенный автором проект Организационно-методических указаний по организации комплектованияпограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе. Данный проект разработан с учетом специфики прохождения во.

1 См., напр.: Вахидов А. Т. Организационно-правовые основы поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: Лвтореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1996. — С. 14- Алексин Д. В. Контракт о прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. — 1999. — № 1. — С. 59- Терешкович С. В.

Заключение

контракта о прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. — 1998. — № 8. — С. 33 и др. енной службы при выполнении задач по защите и охране Государственной границы Российской Федерации.

Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии теории военного права в сфере совершенствования правового регулирования комплектования военной организации государства личным составом на контрактной основе.

Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые на основе проведенного научного исследования рекомендации могут быть учтены в процессе дальнейшей практической деятельности государства по совершенствованию правового регулирования системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе, а также использованы органами военного управления и должностными лицами в процессе реализации норм военного права по комплектованию пограничных органов и пограничных войск личным составом на контрактной основе.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы научной работы обсуждались на кафедре специальных юридических дисциплин Московского военного института Федеральной пограничной службы Российской Федерации и были опубликованы автором в ряде научных статей.

Кроме того, материалы диссертационного исследования использованыв методических материалах, подготовленных в Московском военном институте ФПС России, в помощь руководителям групп занятий по общественно-государственной подготовкепри выступлениях на научно-практических конференцияхв процессе проведения занятий по учебной дисциплине «Специальная государственная служба» с курсантами Московского военного института ФПС России.

Структура диссертационного исследования представляет собой введение, две главы, заключение, библиографию и приложения в виде схем, таблиц, проектов предлагаемых нормативных правовых актов, пояснительных записок к ним, проекта Указа Президента Российской Федерации и проекта Организационно-методических указаний по организации комплектования пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе.

Выводы по второй главе:

1. В результате исследования вопросов правового регулирования системы комплектования" пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе предлагается в целях совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих порядок поступления на военную службу по контракту: а) внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 28 марта.

1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся конкретизации условий контракта о прохождении военной службы (см. Приложение 4) — б) внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», касающиеся конкретизации юридической ответственности военнослужащих за досрочное расторжение контракта о прохождении военной службы со стороны военнослужащего (см. Приложение 5) — в) внести изменения и дополнения в Приложение 1 «Положения о порядке прохождения военной службы» (Указ Президента РФ от 16 сентября.

1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»), касающиеся введения четырех видов контрактов о прохождении военной службы для * различных категорий военнослужащих (см. Приложение 6). г) издать приказ ФСБ России о введении в действие Организационно-методических указаний по организации комплектования пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе (см. Приложение 7).

2. Контракт о прохождении военной службы — это письменный договор, устанавливающий правоотношения между федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, в котором предусмотрена военная служба, и гражданином (иностранным гражданином), желающим проходить военную службу на добровольной основе.

3. Контракт о прохождении военной службы, по нашему мнению, имеет существенные отличия от трудового договора (контракта) и должен содержать указания на: а) стороны и предмет контрактаб) срокв) права и обязанностиг) ответственность сторонд) порядок и условия досрочного расторжения контрактае) дополнительные условия и заключительные положения.

4. Реализация норм права, регулирующих систему комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе, осуществляется на основе федерального законодательства и подзаконных нормативных актов. Среди подзаконных актов важную роль играют ведомственные акты, которые конкретизируют особенности комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе, с учетом требований, предъявляемых к кандидатам, желающим проходить военную службу в пограничных органах и пограничных войсках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного научного исследования автор пришел к следующим выводам:

1. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими на контрактной основе осуществляется в соответствии с законодательством: Российской Федерации путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу по контракту.

Под комплектованием военной организации государства личным составом на контрактной основе мы предлагаем понимать систему мероприятий, установленную государством и регулируемую нормами военного права, направленную на пополнение Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск, воинских формирований и органов военнослужащими, добровольно поступающими на военную службу.

Комплектование федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, осуществляется на принципах и в порядке, которые установлены для Вооруженных Сил Российской Федерации.

К гражданам Российской Федерации (иностранным гражданам), желающим заключить контракт о прохождении военной службы в пограничных органах и пограничных войсках предъявляются специальные требования, обусловленные особенностями их деятельности по защите и охране государственной границы. Эти требования должны быть более четко урегулированы законодательством и включены в I содержание контракта о прохождении военной службы.

2. Комплектование военной организации государства личным составом имеет свою систему. На наш взгляд, рассматриваемые в научной литературе элементы=системы комплектования требуют адаптации к системе комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Мы предлагаем в систему комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, включать: а) источники комплектованияб) требования, предъявляемые при отборе граждан на военную службув) принципы комплектованияг) способы комплектованияд) порядок подготовки граждан к военной службее) особенности комплектования воинских частей различными категориями военнослужащих.

Исследованные в работе цели, задачи и элементы системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе являются важнейшими предпосылками, обеспечивающими ее целостность и относительную самостоятельность.

3. В различные исторические периоды армия и пограничная охрана России комплектовались личным составом на добровольной основе и на основе всеобщей воинской повинности (обязанности). В некоторых зарубежных странах законодательно закреплены четыре основных способа комплектования вооруженных сил и пограничной охраны государства личным составом: а) кад-рово-призывнойб) кадровыйв) кадрово-милиционныйг) милиционный.

В настоящее время в Российской Федерации наиболее эффективным способом комплектования, по нашему мнению, будет являться кадрово-призывной способ, с поэтапным увеличением числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в зависимости от экономических и демографических возможностей государства.

Контрактная система комплектования военной организации государства требует значительных финансовых и материальных затрат, без которых с облю-дение сторонами контрактных условий и реализация правового статуса военнослужащих не могут осуществляться в полном объеме. Российская Федерация в настоящее время не имеет возможности полностью перейти на кадровый способ комплектования Вооруженных Сил, пограничных органов и пограничных войск личным составом в основном по социально-экономическим причинам.

4. Переход к профессиональной армии показывает, что выбор способа комплектования вооруженных сил, пограничных органов и пограничных войск зависит от ряда факторов. Основными факторами, определяющими выбор способа комплектования военной организации государства, — являются: политические, экономические, правовые, военные, организационные и социально-психологические.

Их учет в деятельности по совершенствованию правового регулирования комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе позволит успешно решить задачи по профессионализации военной организации государства в целом, а также пограничных органов и пограничных войск в частности.

5. На основе проведенного научного исследования по дальнейшему совершенствованию правового регулирования системы комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе нами определены перспективные направления, позволяющие внести дополнения и изменения в действующее законодательство, с учетом интересов военнослужащих и государства при заключении и исполнении контракта о прохождении военной службы.

В связи с этим мы предлагаем внести дополнения: а) в п. 5 ст. 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»,. касающиеся конкретизации юридической ответственности за досрочное расторжение контракта о прохождении военной службы со стороны военнослужащегоб) в ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся уточнения содержания контракта о прохождении военной службы.

6. Исследование содержания контракта о прохождении военной службы показало, что он, в целом, основан на’требованиях законодательства Российской Федерации, отвечает общим признакам договора с учетом особенностей военной службы как особого вида государственной службы.

Контракт о прохождении военной службы (далее — Контракт) может рассматриваться как письменное соглашение, устанавливающее правоотношения между федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, в котором предусмотрена военная служба и гражданином (военнослужащим), желающим проходить военную службу на добровольной основе.

Контракт отличается от трудового и гражданско-правового договора. Эти отличия заключаются в наличии специального субъекта, к которому предъявляются особые требования и особые условия Контракта (особый предмет, срок, права, обязанности и ответственность сторон в специальной сфере правоотношений — сфере обеспечения обороноспособности и безопасности государства).

Закрепление указанных условий в контракте имеет не только практическое, но и теоретическое значение: должны быть созданы законодательные предпосылки для признания контракта о прохождении военной службы как самостоятельной правовой формы управленческой деятельности.

В отличие от существующих мнений мы предлагаем считать условиями Контракта следующее: а) стороны контрактаб) предмет контрактав) срок прохождения военной службы по контрактуг) права, обязанности и ответственность сторонд) дополнительные условия контрактае) порядок и условия досрочного расторжения контрактаж) заключительные положения.

Всуществующей Типовой форме контракта, на наш взгляд, не достаточно полно раскрыты права сторон, заключающих контракт. Государство обязано четко определить свои права по отношению к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, и конкретизировать вид ответственности сторон контракта за невыполнение или ненадлежащее выполнение его условий:

Мы s предлагаем также включить в содержание контракта дополнительные условия, которые стороны будут оговаривать с учетом особенностей военной службы в том или ином федеральном органе исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Это позволит повысить материальную и моральную заинтересованность гражданина при поступлении на военную службу, а также индивидуализировать условия контракта для отдельных категорий военнослужащих (высококвалифицированных специалистов, военнослужащих, обладающих редкими профессиями, военнослужащих, проходящих военную службу в сложных, опасных и иных особых условиях).

Нами предложен проект четырех видов Контракта, которые будут заключаться в зависимости от категории военнослужащего (контракт для офицерского составаконтракт для обучающихся в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образованияконтракт для военнослужащих, проходящих военную службу в сложных, опасных и иных особых условияхконтракт для остальных категорий военнослужащих).

На основании этого мы предлагаем внести изменения в существующую Типовую форму контракта о прохождении военной службы (Приложение 1 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»), касающиеся введения в действие четырех видов Контракта в зависимости от категории военнослужащего.

7. Одним из факторов, определяющих существование системы комплектования военной организации государства личным составом на контрактной основе, является наличие необходимости реализации норм права, регулирующих правоотношения в процессе поступления граждан на военную службу по контракту.

При реализации норм права, регулирующих систему комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе, мы предлагаем выделять следующие особенности: а) реализацию указанных норм права проводят специально уполномоченные компетентные органы военного управления и должностные лица (военные комиссариаты, кадровые органы, командиры воинских частей и др.) — б) деятельность указанных органов и должностных лиц носит государственно-властный характер. Должностное лицо, которому предоставлено право заключения контракта, является представителем государства и осуществляет свои полномочия на основании законодательствав) содержание нормативных правовых актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти, Президента Российской Федерации конкретизируется ведомственными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Конкретизация позволяет уточнять особенности комплектования данного ведомства, способствует более правильному и последовательному применению норм права, а также преследует цель оказания практической помощи должностным лицам, применяющим на практике нормы права, регулирующие порядок комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе.

Указанные особенности реализации норм права, регулирующие порядок комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе, позволяют сделать вывод о необходимости издания в Федеральной службе безопасности Российской Федерации ведомственного нормативного акта, регулирующего и конкретизирующего особенности применения норм права при комплектовании пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на контрактной основе.

В целях реализации норм права, регулирующих порядок комплектования пограничных органов и пограничных войск военнослужащими на добровольной основе, мы предлагаем проект приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которым предлагаем ввести в действие Организационно-методические указания по организации комплектования пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 27/ Собрание законодательства Российской Федерации.- 1994. № 32 — Ст. 3301.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1(4. 1). — Ст. 3.
  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 22. — Ст. 2031.
  5. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 55-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 13. — Ст. 14 641
  6. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 53-Ф3 «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 22.-Ст. 2331.
  7. Федеральный закон от 26 июля 1997 года «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 9. — Ст. 1014.
  8. Федеральный закон 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 23. — Ст. 2750.
  9. Федеральный закон от 3 апреля 1995 года№ 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.-№ 15.-Ст. 1269.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Российская газета. 2003.15 марта. С. 11
  11. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 11. — Ст. 1270
  12. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 17. — Ст. 1852.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года№ 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. -№ 39. — Ст. 4590.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1372 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (с изменениями от 17 июня- 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1999.-№ 42.-Ст. 5013.
  15. Постановление СМ Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 115 «О распространении действия постановления. Правительства Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 918 на военнослужащих внутренних и пограничных войск».
  16. Приказ ФПС России от 16 октября 1996 года № 700 «Об организации профессионального отбора граждан и военнослужащих для прохождения военной службы в организациях и войсках ФПС России на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин».
  17. Приказ МВД России от 25 марта 1997 года № 180 «Об утверждении Временного положения о порядке прохождения военной службы по контрактуна должностях солдат, матросов, сержантов и старшин во внутренних войсках МВД России».
  18. Приказ ФПС России от 18 июля 1999 года № 384 «О порядке проведения в системе ФПС России ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей».
  19. Приказ ФПС России от 12 мая 1999 года № 245 «О порядке комплектования органов и войск ФПС Росси морскими специалистами».
  20. Приказ ФСБ России от 18 ноября 1999 года № 567 «О контракте о прохождении военной службы».
  21. Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 года № 714 «О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности».
  22. Приказ ФПС России от 18 декабря 1999 года № 693 «Об утверждении Руководства по организации прохождении военной службы в Федеральной пограничной службе Российской Федерации».
  23. Приказ ФПС России от 27 декабря 1999 года № 693 «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема граждан РФ в военные образовательные учреждения профессионального образования ФПС России».
  24. Приказ Минобороны России от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами».
  25. Приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации от 30 ноября 2001 года № 378 «О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в ФСО России».
  26. Приказ Минобороны России от 30 сентября 2002 года № 350 «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации».
  27. Декрет СНК РСФСР от 2 апреля 1918 года «О порядке замещения командных должностей в РККА» // Собрание указаний РСФСР. 1918. — № 41. -Ст. 518 (утратил юридическую силу).
  28. Декрет СНК от 28 мая 1918 года «Об учреждении Пограничной охраны при Наркомфине» // Из истории войск ВЧК и Пограничной охраны (документы и материалы 1917−1921). М., 1958, — С. 310−312 (утратил юридическую силу).
  29. Закон СССР от 18 сентября 1925 года «Об обязательной военной службе» // Собрание законодательства СССР. 1925.- № 62. -Ст. 353 (утратил юридическую силу).
  30. Закон СССР «Об обязательной военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации СССР. 1930. — № 40. -Ст. 424 (утратил юридическую силу).
  31. Закон СССР «О воинской обязанности» // Собрание законодательства СССР. 1939. — № 23. — Ст. 256 (утратил юридическую силу).
  32. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1967. — № 42. — Ст. 234 (утратил юридическую силу).
  33. Закон Российской Федерации от 24 сентября 1992 года № 3531−1 «Об обороне» (утратил юридическую силу).
  34. Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года «О статусе военнослужащих» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. — № 9. — Ст. 325 (утратил юридическую силу).
  35. Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4455−1 «О воинской обязанности и военной службе» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1993. № 9. — Ст. 325 (утратил юридическую силу).
  36. Предписание Всероссийского бюро Военных комиссаров от 31 июля 1918 года // Из истории войск ВЧК и Пограничной охраны. М.: Воениздат, 1958, — С. 325 (утратило юридическую силу).
  37. Приказ коллегии ВЧК от 29 января 1921 года № 1 // Из истории войск ВЧК и Пограничной охраны. М.: Воениздат, 1958, — С. 414 (утратил юридическую силу).
  38. Приказ Совета Труда и Обороны от 27 сентября 1922 года «О создании Отдельного пограничного корпуса войск ГТТУ» // Из истории советских Пограничных войск 1921 1927. Документы и материалы: — М., 1963, — С. 36 (утратил юридическую силу).
  39. Приказ НКВД от 22 апреля 1938 года «О сроках обучения и порядке комплектования военных училищ НКВД» // Из истории советских Пограничных войск. 1935 1941. Документы и материалы: — М., 1971, — С. 34 (утратил юридическую силу).
  40. Положение о порядке прохождения действительной сверхсрочной службы в Вооруженных Силах СССР // Свод Законов СССР. Т. 9. М., — 1990, — Ст. 496 (утратило юридическую силу).
  41. Приказ Министра обороны России от 6 февраля 1998 года № 67 «О порядке заключения контрактов о прохождении военной службы и увольнения с военной службы офицеров, прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил Российской Федерации» (утратил юридическую силу).
  42. Приказ ФПС России от 16 марта 1999 года № 133 «О реализации Постановления Правительства РФ от 27 февраля 1999 года № 232 в Федеральной пограничной службе» (утратил юридическую силу).
  43. Федеральный закон от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 19. — Ст. 2021 (утратил юридическую силу).
  44. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1994 года № 2245 «О Федеральной пограничной службе Российской Федерации» (утратил юридическую силу).
  45. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 года № 232 «Об утверждении Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации» (утратил юридическую силу).
  46. Административное право: Учебник / Под ред. проф. Ю. М. Козлова, проф. JI.JI. Попова. М.: Юристъ, — 2000. — 726 с.
  47. Административное право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А. П. Коренева. 2 изд. — М.: Щит-М., — 2001. — 341 с.
  48. С.С. Теория государства и права: Учебник. М., — 2000.268 с.
  49. А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. М.: Зерцало, 2000. — 671 с.
  50. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М.: ВКИ, 1984. — 145 с.
  51. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М., 2000. — 303 с.
  52. П.В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ). Дис.. канд. юрид. наук: М., 1996. — 198 с.
  53. Д.М. Административное право России. Особенная часть: Учебник. М.: БЕК, 2000. — 326 с.
  54. Д.М. Государственная служба в Российской Федерации: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1995. — 251 с.
  55. К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4. — С. 27−29.
  56. Боевой и численный состав вооруженных сил // Независимое военное обозрение. 2002. № 19. — С.З.
  57. Ю. Граница требует самоотверженного служения, стойкого характера и доблести (интервью с Директором ФПС Росси генерал-полковником Тоцким К.В.) // Пограничник. 2002. — № 5. — С. 3−9.
  58. Большая Советская Энциклопедия. Т. 23. М.: Советская энциклопедия. — 1973. — 620 с.
  59. Большой юридический словарь / Под. ред. А .Я. Сухарева, В.Е. Крут-ских. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М., 2001. — 703 с.
  60. В. Комплектование вооруженных сил Великобритании. // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 12″. — С. 12−15.
  61. JI.A. Российское казачество: зарождение, развитие, служеб-но-боевая деятельность. Учеб. пособие. М.: ВУ, 1995. — 81 с.
  62. Н.И., Пастернак Ю. М. Некоторые вопросы истории создания и развития кадровых органов Пограничной службы России. Учеб. пособие.- М.: МВИ ФПС России, 2001. 40 с.
  63. А.Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ: Дисканд.юрид. наук. М.: ВУ, — 1996. — 178 с.
  64. Военные реформы и преобразования в истории СССР. М.: ВПА, -1991.-50 с.
  65. Военный энциклопедический словарь / Пред. гл. ред. комиссии Н. В. Огарков. М.: Воениздат, — 1983. — 456 с.
  66. Военное право. Альбом схем / Под ред. Н. И. Павлова. М.: ВПА, 1985.- 172 с.
  67. Военное право. Учебник / Под ред. В. П. Серегина и Н. И. Павлова. -М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1988. 284 с.
  68. Военное право. Учебник / Под ред. акад. Н. И. Кузнецова. М.: ВУ, 1997.-328 с.
  69. Вооруженные и военизированные формирования в СССР. Взгляды, Позиции. Документы: М.: ИПУ РАУ, 1991. — 170 с.
  70. Э., Любомишц Е., Хрусталев Е., Цымбал В. Выбор за Президентом (варианты перехода к профессиональной армии) // Независимое военное обозрение. 2001. — № 46. — С. 4.
  71. Ю. Контракт по-русски // Московский комсомолец. 2004.- 19 февр. С. 4.
  72. Е. Особенности погранслужбы // Независимое военное обозрение. 2002. — № 16. — С. 8.
  73. Гилрой K. JL, Филлипс P. JL, Блейдер Д. Д. Армия, комплектуемая добровольцами по найму: пятнадцать лет спустя. М.: ГАВС, 1992.- 54 с.
  74. JI. Репортаж для программы «Новости» (Телеканал ОРТ 21 ноября 2002 года, 15 часов).
  75. Государственная служба: организация, кадры, управление. М.: РАГС, 1999.-285 с.
  76. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1, 2. -М.: Гос-ое издат-во иностранных и национальных словарей, 1956. 461 с.
  77. А.Ю. Система комплектования и прохождения службы рядовым и сержантским составом вооруженных сил США в Европе. — Берлин: ГСВГ, 1988. 40 с.
  78. Ю.Г. Офицерский корпус вооруженных сил США. Изд. ГСВГ, 1987,35 с.
  79. В.В. Комплектование армии: реальность и перспективы // Ориентир. 1995. — № 4. — С. 3−8.
  80. В.В. Проблемы комплектования армии и флота // Красная звезда. — 1995. 24 марта. — С. 3.
  81. Р.А. Первичность реформы военного законодательства — необходимое условие реформирования Вооруженных Сил РФ: основные направления и принципы правовой реформы. Дисс. канд. юрид. наук. Хабаровск, 1999, 179 с.
  82. Д.П. Основы теории государственного управления. Курс лекций. М., ТЕКА, 2000, 445 с.
  83. С. Военная реформа, как необходимая часть преобразований в России // Красная Звезда. 2000. — 25 апреля. — С. 2.
  84. А. «Профи» стало больше, проблем не меньше // Граница России. 2001. — № 32. — С. 5.
  85. Г. И. Исторический опыт реформирования Пограничных войск СССР РФ (80−90 годов XX столетия): Дисс. канд. истор. наук. -М., МВИ ФПС России, 1999, — 178 с.
  86. Из истории войск ВЧК и Пограничной охраны. Документы и материалы. 1917- 1921: М., Воениздат, 1958, — 522 с.
  87. Из истории советских Пограничных войск. 1921 — 1927: Документы и материалы. М., 1963. — С. 208−209.
  88. История охраны государственной границы: Учебное пособие. М., Академия ФПС России, 2000. — 65 с.
  89. Ф.И. Вопросы военного права России в период образования феодально-абсолютического государства (вторая половина XVII века): Дисс. канд. юрид. наук. М., 1950, — 167 с.
  90. А.Е. Нужен ли контракт о прохождении военной службы и как заключать новый контракт с военнослужащим? // Право в Вооруженных Силах. -2000. № 7.- С. 55−59.
  91. А. Реформа системы комплектования вооруженных сил в западных странах. // Зарубежное военное обозрение.- 1991. № 3. — С. 3−5.
  92. А.И. Комплектование кадров Вооруженных. Сил Российской Федерации на контрактной основе: факторы и трудности реализации: Дисс. канд. социол. наук. М., 1999, — 159 с.
  93. Г. Н. Правовые основы советской военной службы: Дисс. канд. юрид. наук. М.: ВЮА, 1955, — 167 с.
  94. Комментарий к Федеральному закону РФ «О воинской обязанности и военной службе"/ Под общ. ред. В. Г. Стрекозова, М., 1999, — 480 с.
  95. Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы» / Отв. ред. А. В. Кудашкин, М., 2000, — 544 с.
  96. Комплектование войск пограничной охраны по контракту (по материалам отечественной и зарубежной печати) // Вестник границы России. — 1995.-№ 7.-С. 10−17.
  97. Комплектование вооруженных сил США личным составом по добровольному принципу: история, состояние, перспективы. (Реферат по материалам зарубежной печати). М., 1995. — 40 с.
  98. Конституции государств Восточной Европы.Учеб. и справочное пособие / Под ред. докг. юрид. наук Д. А. Ковачева. М., ИНФРА-М, 1996, — 160 с.
  99. Конституции зарубежных государств: Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии, Европейского союза, США, Японии, Бразилии. Уч. пособие./Сост. В. В. Маклаков. 3- е изд. М.: БЕК, 2000, — 564 с.
  100. Конституция США. М.: ТОО Иван. 1993, — 32 с.
  101. А. Комплектование Вооруженных сил Франции // Зарубежное военное обозрение. 2003. — № 1. — С. 11−13.
  102. И. Думский план военной реформы // Независимое военное обозрение. 2002. — № 4. — С. 1,4.
  103. В.Ф. Кадровая политика военного руководства США по формированию офицерского корпуса вооруженных сил // Военная мысль. — 2001.-№ 3.-С. 58−65.
  104. А.В. Военная служба особый вид государственной службы // Государство и право. 2000. — № 3. — С. 12−19.
  105. А.В., Фатеев К. В. Комментарий Федерального закона «О статусе военнослужащих» / Под общ. ред. Стрекозова В. Г. М.: Спарк, 1998, -576 с.
  106. Н.И. О некоторых вопросах совершенствования законодательства РФ в области военного строительства // Сборник научных трудов. -М.: ВУ, 1997. Т. 1. — С. 293−304.
  107. Э. Новая армия Словакии (по материалам итальянского журнала «Rivista Militare» перевод Е. Болтуновой) / /Солдат удачи. — 2001. № 11. — С. 46−47.
  108. В.А. Правовые основы воинской службы офицерского состава Вооруженных Сил СССР. М.: ВПА, 1981, — 57 с.
  109. Ю. Добровольный способ комплектования вооруженных сил США // Зарубежное военное обозрение. — 2000. № 2. — С. 2−6.
  110. А.А. Система комплектования вооруженных сил Великобритании. Изд. З.Г. В., 1990. — 60 с.
  111. Ю.И. Конституционные права военнослужащих (сравнительное исследование законодательства РФ, США, Франции и ФРГ): Дисс. канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1993. — 270 с.
  112. Ю.И. Правовые гарантии реализации прав военнослужащих (сравнительно-правовое исследование): Дисс. доктора юрид. наук, М., 1999,-558 с.
  113. В.И., Тихомиров С. В. Военное право: Учебник. М.: Бизнес Консалтинг Центр, 1998. — 304 с.
  114. В. И. Тихомиров С.В. Военная служба. Поступление, призыв, прохождение, увольнение: Справ, пособие. М.: Бизнес Консалтинг Центр. 1999.- 304 с.
  115. А.Г. Социально-политические проблемы комплектования Вооруженных Сил РФ: Дисс. канд. юрид. наук. М.: ГАВС, 1994. — 178 с.
  116. А. Военной реформы «по-минобороновски» не будет // Независимое военное обозрение. 2003. — № 16. — С. 3.
  117. В. Бедные, но гордые.своей профессией // Независимое военное обозрение. 2002. — № 27. — С. 3.
  118. На страже границ Отечества. История пограничной службы: Краткий очерк. М.: Граница, 1998. — 607 с.
  119. Новое законодательство России об обороне, армии и военной службе: Сборник нормативных актов. М.: Бизнес Консалтинг Центр, 1998. — 45 с.
  120. В.В. Контрактная армия в России: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. — № 2. — С. 2−7.
  121. У.П. Комплектование офицерским составом армии, основанной на добровольном принципе // Сборник рефератов по проблемам комплектования вооруженных сил США. М.: ГАВС, 1993. — № 2. — С. 3−6.
  122. С. Высшая военная школа утрачивает кадры // Независимое военное обозрение. 2001. — № 45.- С. 2.
  123. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. 2001. — 287 с.
  124. А.Ф. Государственная служба: Учебник. М.: Статут, 1999. — 592с.
  125. О военной службе: Сборник нормативных актов. М.: Юрайт, 2001,-211 с.
  126. Д.М. Административное право: Учеб. пособие / Под ред. проф. Г. А. Туманова. М.: Юристъ, 1997. 446 с.
  127. Д.М. Правовое регулирование военной службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1972, — 187с.
  128. С.И. Словарь русского языка. М.: Гос-ое изд-во иностранных и национальных словарей. 1953. — 394 с.
  129. В.А. Военная реформа в Российской Федерации: конституционно правовое обеспечение. — М.: ФЕРТ, 2001. — 224 с.
  130. Основной закон ФРГ. М., 1996. — 15 с.
  131. Офицер Вооруженных Сил / Под ред. В.Ф. Hex. М.: ВУ, 1996.129 с.
  132. Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих по советскому праву. М.: ВПА, 1981. — 42 с.
  133. JI.B. Проблемы профессионализации Вооруженных Сил Росси: Дис. канд. философ, наук. М., ГАВС, 1992. — 187 с.
  134. A.M. Отдельный корпус пограничной стражи. М., 1993, — 283 с.
  135. И. Границе нужны профессионалы (беседа с начальником Управления кадров ФПС России генерал-лейтенантом Бурносовым Н.И.) // Пограничник. 2002. — № 4. — С. 5- 8.
  136. И. ФПС: сокращение «по-путински» (интервью с начальником Управления кадров ФПС России генерал-лейтенантом Бурносовым Н.И.) // Независимое военное обозрение. — 2002. № 2. — С. 1.
  137. Реальность определяет перспективу // Вестник границы России. — 2002. № 4. — С. 38−73.
  138. П.И. Общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил СССР. М.: ВПА, 1965. — 53 с.
  139. Смирнов В. В, Контрактная армия в России: проблемы и пути их решения // Военная мысль. 2003. — № 2. — С. 2−7.
  140. Д.В. Правовое регулирование военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1996.- 203 с.
  141. Судебник 1497 г. в контексте истории российского и зарубежного права XI XIX в.в.: Сб. статей. — М.: Парад. — 2000. — 344 с.
  142. А.И. Методологические вопросы профессионализации воинской деятельности. Дисканд. философ, наук. М.: В, А им. Ф. Э. Дзержинского, 1983. — 146 с.
  143. В. Конвейер «липовых» офицеров (интервью с начальником Московского военного института ФПС России генерал-лейтенантом Егоровым В.П.) // Независимое военное обозрение. 2002.- № 6. — С. 8.
  144. А. Подготовка офицерских кадров в Турции // Зарубежное военное обозрение.- 1995. № 8. — С. 9−15.
  145. В.Ф. Комплектование Вооруженных Сил РФ рядовым и сержантским составом: проблема и пути ее решения // Военная мысль. 2000. -№ 4. — С. 54−56.
  146. В.Ф. Об этапах и вариантах перехода Вооруженных Сил РФ на добровольный способ комплектования // Военная мысль. 2002. — № 2. -С. 14−20.
  147. М. Контракт вместо призыва // Независимое военное обозрение. 2001. — № 44. — С. 3.
  148. В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. М.: Воениздат, 1993. — 344 с.
  149. В.Е. Законодательство о службе (работе) военных строителей и актуальные вопросы практики его применения: Дис. канд. юрид. наук. -М.: ВПА, 1987. 194 с.
  150. А.В. Вооруженные Силы Российского государства в XV—XVII вв.еках. С образования централизованного государства до реформ при Петре I. М.: Воениздат, 1954.-223 с.
  151. В.И. Отношение призывников к службе в армии по контракту: социальный аспект // Социологические исследования. 1994. — № 3. — С. 12- 14.
  152. Шарль-де-Голь. Профессиональная армия. Перевод с франц. М.: Воениздат, 1985. — 82 с.
  153. В.В. Принципы формирования армии: зарубежный опыт. -М.: Прогресс, 1990. 56 с.
  154. Д.О. Правовое регулирование замены военной службы альтернативной гражданской: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1997. — 167 с.
Заполнить форму текущей работой