Правовой статус судьи военного суда
См. подробнее об этом: Кобликов A.C. Судебная защита прав военнослужащих // Правовой статус военнослужащих и его обеспечение в Вооруженных Силах СССР. — М.: ВКИ, 1990. — С. 19 — 22. века и гражданина в Российской Федерации за 1993 г. указывалось, что статус российских военнослужащих в области фундаментальных прав человека недостаточно урегулирован, «что способствует произволу и серьезным… Читать ещё >
Содержание
- ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ ВОЕННОГО СУДА
- Введение
- Глава I. Содержание и правовое регулирование статуса судьи военного
- 1. Понятие и содержание статуса судьи военного суда
- 2. Отечественное законодательство о статусе судьи военного суда
- Глава II. Актуальные проблемы реализации Закона о статусе судей в военных судах
- 1. Формирование судейского корпуса и требования, предъявляемые к судьям военных судов
- 2. Правовые гарантии независимости судей военного суда
Правовой статус судьи военного суда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Осуществляемая в России судебная реформа направлена на преобразование нашего государства в правовое, организацию государственного управления на принципах разделения властейоформление системы органов, осуществляющих правосудие в самостоятельную ветвь власти, создание системы взаимных «сдержек и противовесов» в государственном механизме. Одной из целей судебной реформы является принципиальное изменение роли суда — ориентирование его не на репрессивные, а на правозащитные функции, обеспечение безусловной независимости судей, принятие ряда других мер по созданию условий для справедливого осуществления правосудия. Эти изменения в конечном счете должны привести к созданию подлинно независимой судебной власти в стране1.
Изменение роли суда и профессиональных судей в ходе судебной реформы необходимо и с точки зрения обеспечения прав человека. В системе обеспечения таких прав во всех странах мира предпочтение отдается судебным органам и процедурам. Согласно ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах2, государства — участники пакта обязаны развивать прежде всего средства судебной защиты граждан.
1 См.: Концепция судебной реформы в РФ. — М.: Республика, 1992; Проект закона РФ «Об устройстве и полномочиях судебной власти», разработанный в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка прокуратуры РФ // СЮ. — 1992. — N 11 — 12. — С. 33−35- Проект федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» // Рос. газета. — 1995. — 22 февр.
2 Международное право в документах. — М.: Юриздат, 1982. — С. 318.
В этих условиях необходимы не простое провозглашение идей и принципов, пусть даже самых правильных, а, с одной стороны, глубокий критический анализ прошлого и настоящего, честное признание ошибок и просчетов как в теории, так и на практике, с другой же стороны — разработка конкретных механизмов, обеспечивающих реализацию нового подхода к судебной власти, повышение ее роли в жизни общества.
Восприятию судебной власти в нашем обществе как самостоятельной и равной в системе разделения властей препятствуют традиции прошлого, когда суд рассматривался, главным образом, как одно из звеньев правоохранительных органов, современный правовой нигилизм, отсутствие в обществе глубоких демократических правовых традиций. Теперь наше общество отказывается от такого понимания суда и на первый план выходят проблемы формирования самостоятельной судебной власти, обеспечения независимости судей, которые можно решить, если создать правовую базу, обеспечивающую соответствующий статус судей. Он должен включать в себя отлаженные механизмы отбора и подготовки кандидатов на должность судей, наделения их судебными полномочиями, повышения престижа судебной работы, исключения всяких попыток командования судами и усиления гарантий их независимости, в том числе создания продуманных гарантий от незаконного привлечения судей к любому виду юридической ответственности и, наконец, решения вопросов материального и технического обеспечения судов и судей.
Об актуальности указанных проблем говорит и тот факт, что VI Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолюции N 16 от 15 декабря 1980 г. просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней включить в число первоочередных задач разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей, их отбора, профессиональной подготовки и статуса. Конгресс рекомендовал в первую очередь рассмотреть вопрос о роли судей в системе правосудия, важности их отбора и профессиональной подготовки. Эти проблемы рассматривались ООН в 1985 г., после чего были приняты «Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов» 1.
В прошлом в СССР, а в последующем и в России делались попытки научной и законодательной разработки указанных вопросов, однако многие проблемы остаются неразрешенными до настоящего времени.
В связи с существенными изменениями законодательства о судоустройстве и уголовно-процессуального законодательства России подверглись серьезному обновлению требования, предъявляемые к судьям, порядок их назначения на должность, процессуальные права и обязанности, основания привлечения к ответственности и гарантии от незаконного привлечения к различным видам ответственности. Изменения в законодательном регулировании правового статуса судей, в том числе и военных судей требуют анализа, научного осмысления и выработки рекомендаций по применению нового законодательства.
1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН N 40/147 от 13.12.85 г. // Международные нормы и правоприменительная практика в области прав человека: Пособие для рос. судей. — М.: Рос. правовая академия, 1993. — 176 с.
Правовому статусу личности вообще и некоторых категорий гравдан в частности в юридической литературе последних лет уделяется определенное внимание2.
Правовой статус военнослужащих рассмотрен в докторской диссертации Н. В. Артамонова.
Отдельным вопросам статуса судей общих судов посвящены ряд работ ученых-процессуалистов: М. Х. Биктимирова, В. А. Галкина, Ю. М. Грошевого,.
B.П.Нажимова, Н. В. Радутной, Л. Н. Симкина и ряда других. Значительное внимание освещению вопросов, актуальных для осуществления правосудия в военных судах, вследствие особенностей их задач, организации и деятельности, уделялось в работах Г. И. Загорского, Д. С. Карева, A.C. Ко б ликов а,.
C.С.Максимова, М. С. Строговича. Деятельности народных заседателей военных судов посвящена кандидатская диссертация А. Д. Пронякина.
Между тем в юридической науке вопросы статуса профессионального судьи военного суда специальному комплексному исследованию не подвергались.
Остаются дискуссионными многие теоретические положения, касающиеся законодательной регламентации правового статуса военного судьи. К недостаточно разработанным проблемам относится и само понятие «правовой статус» 3.
2 См., например: Смирнов О. В. О правовом статусе рабочих и служащих // СГиП. — 1974. — N 3. — С. 40 — 48- Ноздрачев А. Федеральная государственная служба // Рос. юстиция. — 1994. — N б. — С. 35 — 38- Его же. Государственные служащие: на пути к новому статусу // Хозяйство и право. — 1995. — N 2.
С. 69 — 80.
3 На неопределенность понятия государственной должности и государственного служащего, нечеткость правового регулирования статуса государственной должности обращено внимание в проекте Реформы государственной службы (тезисы.
В ходе судебной реформы в Российской Федерации приобретают актуальность вопросы о положении судебной власти в Вооруженных силах и законодательном урегулировании правового статуса военных судей.
Должностные лица, осуществляющие правосудие в войсках, нуждаются в законах, которые не только излагали бы их основные права и обязанности, определенные требования, предъявляемые к ним, но и содержали гарантии, обеспечивающие как эффективное осуществление их профессиональных функций, так и реализацию предоставленных военным судьям прав.
Вопрос о правовом статусе военных судей приобретает значимость еще по целому ряду соображений.
Во-первых, хотя презюмируется, что правовой статус всех судей един (ст. 2 закона «О статусе судей»), но этот же закон содержит требование, согласно которому особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, должны определяться и закрепляться в федеральном законе. В частности особенности правового статуса судей военного суда будут закреплены в разрабатываемом в настоящее время Законе о военных судах.
Во-вторых, статус судей военного суда напрямую связан с обеспечением конституционных прав военнослужащих4. В докладе о соблюдении прав челоконцепции) // Рос. газета. — 1993. — 23 дек.- см. об этом также: Алексеев Н. С., Даев В. Г., Кокорев Л. Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. — Воронеж, 1980. — С. 107- Ханай Г. Социалистическое право и личность. — М., 1971. — С. 115 — 273- Чхиквадзе В. М. Социалистический гуманизм и права человека. — М., 1978. — С.147 — 148.
4 См. подробнее об этом: Кобликов A.C. Судебная защита прав военнослужащих // Правовой статус военнослужащих и его обеспечение в Вооруженных Силах СССР. — М.: ВКИ, 1990. — С. 19 — 22. века и гражданина в Российской Федерации за 1993 г. указывалось, что статус российских военнослужащих в области фундаментальных прав человека недостаточно урегулирован, «что способствует произволу и серьезным их нарушениям в Вооруженных силах». (В январе 1994 г. вопрос о нарушениях прав человека в Российских вооруженных силах обсуждался на международном уровне — в Европарламенте и на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы.) В докладе делался вывод о необходимости принятия мер по обеспечению фактической независимости органов военной юстиции от военного командования, укреплению в кадровом и экономическом отношениях военных судов в связи с расширением их полномочий по защите прав военнослужащих и разрешению гражданских дел5. Решение же задач судебной защиты прав и интересов военнослужащих является важнейшим фактором укрепления боевой готовности войск.
В-третьих, в настоящее время идет разработка новых нормативных актов о судопроизводстве и судоустройстве, в том числе относящихся и к военной юстиции (Закон о военных судах и другие акты)6. Необходимо также отметить, что, хотя закон «О статусе судей в РФ» принят, в нем не удалось разрешить все проблемы, касающиеся статуса судей7. Кроме того в практике применения этого закона возникло много вопросов, особенно применительно.
5 Рос. газета. — 1994. — 25 авг. См. директиву Министра обороны РФ Д-11 от 11.02.1994 г. «О порядке разработки Концепции военно-правовой реформы в Вооруженных Силах РФ» .
7 Об определенных недостатках этого закона говорит и тот факт, что с момента его принятия в 1992 г. до 1995 г. в него уже трижды вносились поправки. Из 21 статьи закона 16 статей подверглись изменению, одна статья исключена и в текст закона включена одна новая статья. к военным судьям в связи со спецификой их правового положения как военнослужащих.
Следует также учесть, что история развития военных судов в России, становления профессиональной военной юстиции оказалась во многом забытой либо рассматривалась учеными лишь с 1917 г. Многовековой исторический опыт создания и совершенствования военно-судебных органов, тенденции развития правового статуса судьи военного суда оказались в значительной части не использованными.
Анализируя актуальность вопроса о правовом статусе военного судьи, необходимо учитывать взаимосвязь правового положения судей в уголовном и гражданском процессах с единством выполняемых судом функций, эффективностью правосудия, законностью и справедливостью приговоров и т. д. Нужно также учитывать и значение статуса судьи военного суда для достижения целей, стоящих перед военными судами. Только в случае, когда правовое положение военных судей будет соответствовать их высокому предназначению, они смогут работать с максимальной отдачей в интересах укрепления боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил государства, усиления законности, защиты прав граждан, в том числе военнослужащих.
Совокупность приведенных обстоятельств определила выбор темы и направления диссертационного исследования.
II.
Цель и задачи исследования
.
Целью диссертации является исследование и определение понятия, содержания и структуры правового статуса судьи военного суда, особенностей правового статуса судьи военного суда в правовом статусе судьи общего суда, его соотношения со статусом военнослужащего, анализ специфических условий реализации закона «О статусе судей» в Вооруженных силах.
Указанные вопросы изучались с тем, чтобы сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенствование законодательства о военных судах и военных судьях, системы подбора и расстановки кадров военных судей, усиление гарантий их независимости.
Статус судьи в полном объеме можно рассматривать не только с точки зрения юридической, но и в социально-политическом, экономическом и других аспектах. Автор же не ставил перед собой цель раскрыть содержание всех закрепленных в законе прав, обязанностей, гарантий деятельности судей. В работе исследуется лишь правовой аспект статуса военного судьи.
Достижение указанной цели предполагало постановку и решение следующих основных задач:
— определение понятия, содержания и структуры правового статуса судьи военного суда;
— исследование статуса судьи военного суда в историческом аспекте и выявление закономерностей в законодательном регулировании его статуса в различных нормативных актах;
— анализ требований, которым должен отвечать кандидат на должность военного судьи;
— рассмотрение особенностей статуса судьи военного суда в пределах единого статуса судьи, определяемых пребыванием судьи на военной службе;
— разграничение статуса судьи военного суда со статусом военнослужащего;
— изучение основных факторов, гарантирующих независимость военных судей;
— обоснование на базе проведенного анализа и исследований конкретных предложений по совершенствованию законодательства в области правового статуса военных судей;
— разработку рекомендаций для практических органов военной юстиции по обеспечению правового статуса судьи военного суда.
III. Методологическая основа и методы исследования.
Методологической основой исследования являются положения диалектического и исторического материализма.
При работе над диссертацией автор опирался на результаты научных разработок российских и некоторых зарубежных ученых-юристов в рассматриваемой и смежных областях знаний. В пределах, необходимых для раскрытия темы диссертации, проанализировал действующее судоустройственное, уголовно-процессуальное и военное законодательство. При работе над диссертацией автор использовал методы конкретного социологического исследования, информационного, логического и статистического анализов. Использовались и частные методы научного познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, анкетный опрос, интервьюирование, непосредственное наблюдение, а также другие методы социологических исследований.
При сборе данных применялись обе формы статистического наблюдения: официальная отчетность органов военной юстиции и специально организованные в военных судах статистические обследования. Автором были проанкетированы более 200 судей военных судов. Собранные сведения, на которых строятся основные выводы диссертации, являются репрезентативными. Статистические данные и результаты статистического анализа подвергались качественному анализу и их достоверности способствовали, параллельно с изучением соответствующих документов, интервью с судьями военных судов для оценки информации, полученной от респондентов.
При обосновании предложений по совершенствованию законодательства области правового статуса судей военных судов использован опыт работы автора в качестве военного судьи, а также опыт преподавания учебных дисциплин «Уголовный процесс», «Профессиональная этика военного юриста» и «Правоохранительные органы Российской Федерации» курсантам и слушателям Военного университета.
IV. Апробация результатов исследования.
1. Основные положения диссертации изложены в статьях: «Гарантии независимости судей военных трибуналов в свете судебно-правовой реформы» (Сб. статей / ВКИ. — М., 1991. — N 27. — С.145 — 151) — «Российское законодательство об органах осуществления правосудия в войсках до военно-судебной реформы 1867 года» (Сб. статей / ВКИ. — М., 1993. ^ 29 — 30. — С.188 — 194). Некоторые положения диссертации вошли в текст второй главы краткого учебника «Уголовный процесс Российской Федерации» (М.: МНЭПУ, 1995, 0,5 п.л.) и учебного пособия «Уголовный процесс Российской Федерации» (М.: Военный университет, в печати), а также учебника «Уголовный процесс Российской Федерации» (М.: Спарк, 1995. — 0,8 п.л.).
Автором составлена справка об истории развития военно-судебных учреждений в России, которая представлена в Управление военных судов Министерства юстиции Российской Федерации. Для этого же Управления автором подготовлены методические рекомендации по проведению занятий с судьями военных судов окружного звена: «Зональное распределение обязанностей судей военных судов округов по организационному обеспечению деятельности нижестоящих судов» .
Кроме того, некоторые теоретические положения и практические рекомендации, содержащиеся в работе, используются для подготовки учебных программ и проведения занятий по учебным дисциплинам: «Правоохранительные органы Российской Федерации», «Уголовный процесс Российской Федерации», «Профессиональная этика военного юриста» в Военном университете.
2. Результаты исследования и основные положения работы докладывались диссертантом на заседаниях кафедры уголовного права и процесса Военного университета.
У. Научная новизна исследования и основные положения, выносимые на защиту.
Теоретическое значение работы и ее научная новизна определяются тем, что понятие и содержание правового статуса военного судьи впервые стали предметом самостоятельного комплексного научного исследования.
В работе предпринята попытка дать определение правового статуса судьи военного суда, выделить особенности правового статуса военного судьи в статусе судьи общего суда и его отличия от статуса военнослужащего, раскрыть динамику и основные направления развития российского законодательства в области правового статуса судьи военного суда. Кроме того, впервые делается исторический анализ указанной проблемы в целях выяснения закономерностей развития отечественного законодательства о правовом статусе судьи военного суда.
На защиту выносятся следующие положения, представляющие научную новизну:
1. Под правовым статусом судьи военного суда понимается его правовое положение как представителя судебной власти в Вооруженных силах, определяемое совокупностью закрепленных в законе прав, обязанностей, гарантий их реализации, а также ответственности. По своей сути правовой статус судьи военного суда определяется как статус лица, осуществляющего правосудие и пребывающего на военной службе.
Правовой статус судьи военного суда является межотраслевым юридическим институтом, характеризуемым нормами различных отраслей права.
2. В содержание правового статуса судьи военного суда предлагается включать определяемые в федеральных законах права, обязанности, гарантии, ответственность, а также порядок реализации прав и обязанностей судьи военного суда.
Кроме того, в понятие «правовой статус судьи военного суда» необходимо включать порядок наделения судей полномочиями, срок их нахождения в должности, требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей, условия их профессиональной подготовки, порядок формирования судейского корпуса и продвижения военных судей по службе, взаимоотношения с органами военного командования.
В содержание понятия правового статуса судьи военного суда включаются порядок возникновения, срок действия и прекращения его полномочий, прав и гарантий их осуществления, порядок и гарантии при привлечении военных судей к различным видам ответственности.
3. Структура правового статуса судьи военного суда включает в себя 3 составляющих части: общегражданскую, военно-служебную и судебную.
При этом общегражданская часть регламентируется общим для любого гражданина законодательством: Конституцией России и федеральными законами. В о ен но-служебная часть рассматриваемого статуса основывается на военном законодательстве: законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», общевоинских уставах и положении о порядке прохождения службы офицерским составом. Судебная же.
часть регламентируется гл. 7 Конституции РФ, законами «О судоустройстве РСФСР», «О статусе судей в РФ», УПК РСФСР, ГПК РСФСР.
Рассматривая статус военного судьи как военнослужащего, можно также выделить следующие составные части его правового статуса:
— общая, относящаяся к правовому статусу гражданина;
— специальная, представляющая собой совокупность общих для всех военнослужащих военно-служебных прав и обязанностей;
— особенная — комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих;
— единичная, включающая в себя особенности правового положения конкретного военнослужащего.
Исходя из результатов исследования диссертантом разработаны научные рекомендации по совершенствованию российского законодательства в области правового статуса судьи военного суда:
В законе «О военных судах» предлагается сформулировать статью о судебной власти в следующей редакции: «Судебная власть в Вооруженных силах, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, принадлежит военным судам» .
В этот же закон необходимо внести статью об определении стажа работы по юридической профессии при назначении на должность судьи военног го суда, сформулировав ее следующим образом: «Срок военной службы на офицерских должностях, а также время обучения в высшем военно-учебном заведении на юридическом факультете офицерскому составу засчитывается в стаж работы по юридической профессии при назначении на должность судей военных судов» .
В военных судах всех уровней автором предлагается выделить штатные единицы для кандидатов на должность судьи. Их полномочия и порядок работы должны быть определены в законе «О военных судах» .
При органе, осуществляющем организационное обеспечение военных судов, следует создать экзаменационную комиссию, предусмотренную ст. 5 закона «О статусе судей в РФ», персональный состав которой должен быть определен Высшей квалификационной коллегией из числа наиболее опытных судей военных судов Московского военного округа, округа ПВО, профессорско-преподавательского состава Военного университета.
Присвоение судье военного суда квалификационного класса не следует ставить в зависимость от занимаемой им должности. Необходимо, чтобы для каждой штатной должности военного суда был определен соответствующий класс. Судья по своей инициативе сдает экзамен на соответствующий класс, а вакансии судебных должностей замещаются теми лицами, которые на момент замещения имеют соответствующий этой должности класс.
VI. Практическая значимость результатов диссертационного исследования.
Практическая значимость диссертации вытекает из новизны полученных результатов и состоит прежде всего в анализе, обобщении и выработке практических рекомендаций по совершенствованию правового статуса судьи военного суда. Разработанные автором теоретические положения и рекомендации, основанные на анализе действующего законодательства, изучении научных материалов, проведенных автором исследованиях, в работе могут быть использованы для:
— совершенствования законодательства о статусе судей, обеспечения подбора и расстановки кадров судей, порядка привлечения их к различным видам ответственности и гарантий от необоснованного привлечения к ответственности;
— повышения качества и эффективности деятельности Управления военных судов и органов судейского сообщества по работе с кадрами военных судей;
— учебного процесса в юридических вузах при преподавании учебных дисциплин «Уголовный процесс Российской Федерации», «Правоохранительные органы Российской Федерации» и «Профессиональная этика военного юриста» .
Заключение
.
Под правовым статусом личности понимается юридический аспект ее положения в обществе. Понятия «правовой статус» и «правовое положение» -равнозначные понятия. Правовой статус гражданина представляет собой совокупность его прав и обязанностей, а также гарантий реализации тех и других.
В обществе наиболее существенными признаками статуса отдельных групп граждан являются профессия, квалификация, образование, а также се-мейно-возрастные и локально-территориальные различия.
Правовой статус вне зависимости от взятого масштаба (гражданин, категория граждан, конкретное лицо) включает в себя лишь статусные права и обязанности, т. е. такие, содержание которых зависит от определенных юридических фактов.
Применительно к военнослужащему можно выделить следующие составные части его правового статуса:
— общая, относящаяся к правовому статусу гражданина;
— специальная, представляющая собой совокупность общих для всех военнослужащих военно-служебных прав и обязанностей;
— особенная — комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий военнослужащих;
— единичная, включающая в себя особенности правового положения конкретного военнослужащего.
Что же касается правового статуса судьи военного суда, то его необходимо рассматривать как межотраслевой юридический институт, который представляет его правовое положение как должностного лица, характеризуемое нормами о судоустройстве, уголовнопроцессуального и гражданского-роцессуального, военного законодательства, которые регулируют общественные отношения, связанные с порядком возникновения, сроком действия и прекращением его полномочий, прав и гарантий их осуществления, порядком привлечения военных судей к различным видам ответственности.
Существование органов военной юстиции обусловлено военной деятельностью государства. Наличие Вооруженных сил предполагает в них специфических воинских отношений. Эти отношения регулируются особой системой военного законодательства и большим количеством актов военного управления. Квалифицированное применение их возможно лишь специализированными судебными органами, включающими специально подготовленных в военно-правовом и собственно военном отношениях людей.
Первоначально военное строительство абсолютизировало принцип единоначалия, сводя его к всевластию командира, который решал и вопросы осуществления правосудия.
Военная юстиция в России появляется как способ ограничения произвола военных начальников в отношении своих подчиненных. Она предполагала правовое регулирование военно-служебных отношений, существование и деятельность специально созданных военно-судебных органов.
Самостоятельный военный суд был учрежден во время царствования Петра I при создании регулярной армии. В этот период появляется и законодательно закрепляется правовой статус аудитора — прообраза профессионального военного судьи. Военно-судебная власть того времени не отделялась от власти командования, все органы военных судов находились в подчинении соответствующих командиров, причем власть конфирмирующего приговоры судов начальства была практически безгранична. Система военных судов была сложной и многостепенной. Существовали как обычные военные суды, так и военно-полевые суды и особые военные суды. Все указанные суды действовали в качестве судов первой инстанции. Над ними стояли соответствующие воинские начальники, которые проводили ревизию дел, разрешенных судами. Военный суд первой инстанции проводился постоянными или временно назначаемыми комиссиями, в которые входили строевые офицеры. При этих судебных комиссиях были профессиональные юристы — аудиторы.
В соответствии с военно-судебной реформой 1867 г. была установлена система военно-судебных органов: полковые, военно-окружные суды и Главный военный суд. Военно-судебный устав определял, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были учреждаться и действовать как коллегиальные органы, причем военно-окружные суды и Главный военный суд действовали на постоянной основе и состояли из профессиональных военных юристов.
В октябре 1917 г. органы военной юстиции в России упраздняются. Но остается армия с проблемами воинской дисциплины и боевой готовностинеобходимость поддерживать установленный в армии правопорядок, предупреждать правонарушения и наказывать за преступления. В течение непродолжительного времени уголовные дела в отношении военнослужащих рассматривались в местных судах — ревтрибуналах и органах ВЧК.
Создание на постоянной основе Красной Армии потребовало учреждения уже в 1918 г. военно-судебных органов. По законодательству периода гражданской войны военные трибуналы создавались революционными военными советами и политически им подчинялись. В последующем неоднократно провозглашались независимость судей военных трибуналов и подчинение их только закону, однако командование всегда имело возможность косвенными путями воздействовать и влиять на судебную практику (согласие на привлечение к уголовной ответственности и арест военнослужащих, материальное обеспечение судей, присвоение им воинских звание и т. д.).
Таким образом, в российской армии военные суды существуют уже 300 лет. Они строятся организационно применительно к структуре армии. Их деятельность и работа профессиональных военных судей необходима для поддержания режима законности в войсках и судебной защиты прав военнослужащих.
Однако назрела необходимость преобразовать военные суды из органов, преимущественно связанных с применением уголовной репрессии, в органы, гарантирующие права солдат и офицеров, предусмотреть укрепление судебной власти в войсках, создать реальные условия независимости военных судей и подчинения их только закону.
В Вооруженных силах судебная власть должна принадлежать военным судам в лице военных судей, о чем необходимо прямо сформулировать статью в законе «О военных судах» .
Поскольку судьей военного суда может быть любой гражданин, отвечающий соответствующим требованиям Конституции РФ и закона «О статусе судей в РФ», отбор судей должен осуществляться на конкурсной основе путем сдачи экзаменов. Для военно-судебной системы это означает необходимость создания такой экзаменационной комиссии, которую, учитывая относительно небольшое количество военных судей и общий для всех них порядок назначения на должность, следует сделать единой для всех Вооруженных сил.
Закон не определил, при каком органе юстиции и какой квалификационной коллегии надлежит создать такую комиссию. Логично предположить, опираясь на ранее существовавший опыт по подбору и расстановке кадров военных судей, что эту комиссию следует создать при органе, осуществляющем организационное обеспечение военных судов. Персональный ее состав должен быть определен Высшей квалификационной коллегией из числа наиболее опытных судей Военного суда Московского военного округа, округа ПВО, профессорско-преподавательского состава Военного университета.
В законе «О военных судах» следует предусмотреть положение, согласно которому срок военной службы на офицерских должностях, а также время обучения в высшем военно-учебном заведении на юридическом факультете офицерскому составу засчитывается в стаж работы по юридической профессии при назначении на должности судей военных судов.
Реализация такого предложения снимет остроту кадрового вопроса в военных судах и будет способствовать их нормальному комплектованию судьями.
К подготовке кадров военных судей в силу их особого правового статуса следует предъявить специфические требования.
Представляется, что формирование специализированных судов, которыми являются военные суды, следует производить преимущественно из лиц, получивших военно-юридическое образование. На первое место при обучении будущих судей необходимо поставить серьезную научно-исследовательскую деятельность, поскольку им нужны не узкая специализация, а широкая образованность и глубокие теоретические знания в области права, служащие надежной опорой для решения сложных мыслительных задач. Программа подготовки будущих военных судей должна быть составлена так, чтобы они имели полное представление о судебной практике, существующей в военных судах.
Срок стажировки слушателей в военных судах следовало бы продлить до нескольких месяцев в рамках отдельного семестра обучения, по окончании которого они сдавали бы комплексный экзамен. В период стажировки будущий военный судья, имея теоретические знания, привлекался бы к работе в суде, как кандидат на в о енн о-судебную должность.
В военных судах всех уровней следует выделить штатные единицы для стажеров (кандидатов на должность судьи).
В соответствии с законом «О статусе судей в РФ», в зависимости от различных параметров, судьям военных судов присваиваются квалификационные классы. В настоящее время их присвоение ставится в зависимость от занимаемой тем или иным судьей должности. Такой порядок не стимулирует судей повышать свою квалификацию, профессиональный уровень, мешает продвижению по службе на объективной основе опыта и знаний. Нужно, чтобы для каждой должности был определен необходимый нее класс. Судья по своей инициативе сдает экзамен на класс, а вакантные должности замещаются теми лицами, которые на момент замещения имеют соответствующий этой должности квалификационный класс.
Квалификационный класс — это показатель, характеризующий уровень профессионального мастерства судьи, его опыт, деловые качества. Он должен в максимальной степени отражать личный вклад судьи в осуществление правосудия. При его присвоении нельзя учитывать количество вынесенных судьей частных определений и представлений, число дел, рассмотренных в выездных заседаниях, отчетность о проведении лекций, бесед, о количестве публикаций, выступлений по радио и телевидению.
При решении вопроса о присвоении квалификационного класса судье военного суда, по нашему мнению, необходимо учитывать следующие значимые факторы:
— оценку качества его судебной работы;
— стаж судебной работы;
— привлекался ли он к различным видами ответственности, были ли поданы на него жалобы о неправомерных действиях;
— имелись ли факты необоснованного осуждения граждан, других грубых нарушений уголовного и процессуального законодательства.
В период построения правового государства и укрепления судебной власти особое значение приобретает обеспечение независимости судей и подчинение их только закону. Для военных судей актуальность принципа независимости определяется и его соотношением с принципом единоначалия в армии. Одним из главных условий обеспечения независимости судей является длительный, вплоть до пожизненного, срок нахождения их на должности. Для военных судей принцип несменяемости в условиях, когда они должны находиться в любой местности, где расположены войска, можно реализовать путем предоставления им дополнительных льгот и привилегий.
В связи с бессрочными полномочиями военных судей при решении вопроса о необходимости их досрочного перемещения следует исходить из того, что такое перемещение возможно только при их согласии.
Другой проблемой, возникающей в связи с увеличением срока полномочий судей, стал вопрос о том, как поступить с судьей военного суда, достигшим предельного возраста состояния на военной службе, срок судейских полномочий которого не истек. Военного судью в таком случае нельзя уволить с действительной военной службы приказом Министра обороны. Решение об отзыве с судебной работы члена военного суда в связи с достижением им предельного возраста состояния на действительной военной службе должен принимать Президент РФ.
Проведенное в диссертационной работе исследование свидетельствует о том, что имеется объективная социальная потребность в дальнейшей углубленной разработке проблемы правового статуса судьи военного суда.
Список литературы
- Конституция РФ 1993 г., гл. 7.
- Закон РФ «О статусе судей в РФМ // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. — N 30. -Ст. 1792- 1993. — N 17. — Ст. 606.
- Закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 22.03.95 г. // Рос. газета. 1995. — 26 апр.
- Закон РФ «О статусе военнослужащих» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. — N 6. Ст. 188.
- Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» // Ведомости Съезда народны депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. M 9. — Ст. 325.
- Постановление Совета Министров СССР «О порядке прохождения военной службы офицерским составом» N 240 от 18 марта 1985 г. Объявлено приказом Министра обороны СССР N 100 от 6 апреля 1985 г.
- Закон РФ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФИ от 8.05.1994 г. // Рос. газета. 1994. — 12 мая.
- Постановление Верховного Совета РФ «О некоторых мерах, связанных с исполнением закона РФ м0 воинской обязанности и военной службе» // Рос. газета. 1993. — 10 апр.
- Закон РФ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» от 3.12.94 г. // Рос. газета. 1994. — 10 дек.
- Закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Рос. газета. -1995. 26 апр.
- Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // Рос. газета. 1995. — 3 авг.
- Положение о кваликационных коллегиях судей. Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.93 г.
- Положение о квалификационной аттестации судей. Утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 13.05.93 г.
- Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалифицированного экзамена на должность судьи. Утверждено приказом министра юстиции РФ от 12.08.93 г. N 66/16−01.
- Указ Президента РФ «Об исчислении стажа работы для кандидатов в судьи военных судов» N 263 от 13.03.1995 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1995. — N 12. -Ст.1031.
- Абрамович-Барановский С. С. Военная подсудность. СПб., 1900. — 93 с.
- Абрамович-Барановский С. С. Военное судоустройство: Конспект лекций, читанных в Александровской Военно-юридической Академии в 1910 1911 гг. — СПб., 1911. — 158 с.
- Абрамович-Барановский С. С. Лекции по военному судопроизводству. СПб., 1913. — 324 с.
- Абрамович-Барановский С. С. Значение военного начальства в военно-уголовном судопроизводстве. Сравнительное исследование взаимных отношений судебной, административной и обвинительной власти уголовного процесса по общему и военному праву. СПб., 1896.
- Абрамович-Барановский С. С. Военное судоустройство. -СПб., 1900. 281с.
- Абрамович-Барановский С. С. Дополнение к курсу Военное судоустройство. СПб., 1905. — 93 с.
- Агеева Г. Н. Судебное разбирательство в советском уголовном процессе. М., 1960. — 87 с.
- Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. — 264 с.
- Альперт С.А. Принципы советского уголовного судопроизводства и их роль в формировании правового статуса участников процесса // Проблемы социалистической законности. 1986. -Вып. 17. — С. 64 — 69.
- Анашкин Г. З. Повысить качество рассмотрения уголовных дел судами 1 инстанции // СЗ. 1961. — N 1. — С. 23 — 28.
- Анашкин Г. З. Судейская активность и объективность//СЮ. -1967. N 5. — С. 3−4.
- Ароцкер Jl. Е. Тактика и этика судебного допроса. М.: Юрид.ЛИТ., 1969. — 129 с.
- Арсеньев В.Д. К вопросу о процессуальном положении судей в советском уголовном процессе // СГиП. 1954. — N 6. -С. 92 — 93.
- Артамонов Н.В. Правовой статус советского военнослужащего и его обеспечение. М.: ВКИ, 1984.
- Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дис.. доктора юрид. наук. М.: ВКИ, 1986.
- Баишев М.И. Военно-судебная реформа в царской армии (60 -70-е ГГ. XIX В.). М.: ВЮА, 1955. — 132 С.
- Бардзкий А. Об ответственности должностных лиц судебного ведомства за преступления и проступки по службе. Тула, 1884. — 452 с.
- Бахтиев Р.Х. Процессуальное положение судьи: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1974.
- Бахтиев Р.Х. О процессуальном положении народного судьи // Вестник Мое. ун-та. Сер.12. Право. 1975. — N 2. — С. 86 -88.
- Боботов C.B. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития. М.: Наука, 1989. — 167 с.
- Боботов C.B., Чистяков Н. Ф. Суд присяжных: История и современность. М.: Манускрипт, 1992. — 149 с.
- Бобрищев-Пушкин А. М. Эмпирические законы деятельности русского суда присяжных. М., 1986.
- Бобровский П. 0. Развитие способов и средств для образования юристов военного и морского ведомств в России. Историческое исследование. СПб., 1881.
- Бойков А.Д., Демидов И. Ф., Кучумова В. Ф., Михайлова Т. А. Выявление и устранение следственных ошибок при судебном рассмотрении уголовных дел. М., 1990. — 82 с.
- Биктимиров M.X. Правовое положение председателя районного (городского) народного суда и его деятельность: Дис.. канд. юрид. наук. Казань, 1974. — 176 с.
- Болдырев В.А. Советский суд. М.: Юрид. лит., 1966. -110 с.
- Бородин C.B. Выборность и подотчетность народного суда. -М.: Госюриздат, 1957. 63 с.
- Бохан В.Ф. Формирование убеждений суда. M 1973.- 160 с.
- Бушуев Г. И. Организация работы председательствующего по уголовному делу в суде первой инстанции. М.: ВКИ, 1980. -114 с.
- Бушуев Г. И. Судья в уголовном процессе. М.: Юрид.лит., 1984. — 109 с.
- Бушуев Г. И. Совещание судей при постановлении приговора. М.: Юр.лит., 1988. — 109 с.
- Военно-судебный Устав 1867 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собр.2. Т.ХЬП. СПб., 1871. — Ст. 44 575. -С. 536 — 637.
- Военный суд, его защитники и разрушители. СПб., 1883. -197 с.
- Военные суды в русской армии за 25-летие / Сост. И. Иллю-стров. СПб.: Типолитография А. Тяжелова, 1890. — 162 с.
- Военные судьи о проблемах судебной этики. М., 1990.44 с.
- Вопросы повышения эффективности правосудия по уголовнымделам. Калининград, 1981.
- Воробьев В., Соловьев А. Роль председательствующего в подготовке судебного следствия // СЮ. 1974. — N 16. — С. 8 — 10.
- Викторский С.И. Русский уголовный процесс. М.: Мое. ун-т, 1912. — 403 с.
- Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
- Вихров А.А. Военное уголовное право США орудие реакции и войны. — Л.: Воен. академия тыла и транспорта, 1989.
- Выдря М. Роль председательствующего по уголовному делу в обеспечении процессуальных гарантий // СЮ. N10 1979. — С.20 -21.
- Власов И. Независимость судей гарантия правосудия // СЮ. — 1992. — N 15 — 16. — С. 28 — 29.
- Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов социалистического государства // СГиП. 1977. — N 5.
- Галкин В.А. Принципы замещения судейских должностей: Дис.. канд. ист. наук.
- Гальперин И.М., Лукашевич В. З. Предание суду. М., 1965.
- Голунский С.А. Судебное заседание военного трибунала. -Ашхабад, 1942. 72 с.
- Голунский С.А. Принципы и особенности советского военно-уголовного процесса // Учен, труды ВИЮН. 1946. — Вып.8.
- Голунский С.А., Карев Д. С. Военные суды и военная прокуратура. М., 1940.
- Гореватый Н.М. Подготовка и проведение судебного следствия. М.: Госюриздат, 1955. — 112 с.
- Горшенин К.П. Советский суд.- М.:Госюриздат, 1957. 64 с.
- Граверт Р. Юридическое образование в ФРГ: система, проблемы, перспективы // СГиП. 1991.- N 4.
- Гусев J1.H. Советская военная юстиция в годы иностранной интервенции и гражданской войны: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1950.
- Гусев Л.Н. Сборник документов по истории советской военной юстиции. М.: ВЮА, 1954. — 480 с.
- Гусев Л.Н., Кобликов A.C. Демократические принципы осуществления правосудия в СССР. М., 1955.
- Двинянинов А.Г. Процессуальные гарантии независимости судей и подчинения их только закону // Учен.зап. Пермск. ун-та. -1976. N 351. — С. ИЗ — 135.
- Демидов В., Пашин С. О статусе судей в России // СЮ. 1992. N 15 — 16. — С. 29 — 30.
- Дроздов Г. Судебный контроль за расследованием преступлений // СЮ. 1993 N 15−16. — С. 12 — 13.
- Еникеев 3.0. О расширении полномочий судьи//СЮ. N 4. -С. 15.
- Ершов В. В. Судебная власть в правовом государстве: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1992.
- Ефремова H.H. Судоустройство России в XVIII в. первой половине XIX в. — М.: Наука, 1993. — 190 с.
- Загорский Г. И. Принятие решения по уголовному делу // СЮ. N9, 1976. — С. 19 — 20.
- Загорский Г. И. Осуществление правосудия в Вооруженных Силах СССР в период Великой Отечественной войны: Дис.. доктора юрид. наук. М.: ВКИ, 1986. — 357 с.
- Зайончковский П. Военные реформы 1860 1870 гг. в России. М.: МГУ, 1952. — 367 с.
- Золотухина Н.М., Стрекозов В. Г., Тер-Акопов A.A. Военной юстиции быть // СГиП. 1992. — N 1. — С. 62−69.
- Кайгородов В.Д. Обеспечение независимости суда первой инстанции во взаимоотношениях с вышестоящими судами // Сб. аспирантских работ Свердловск, юрид. ин-та. 1975. — Вып. 18. -С. 44 — 49.
- Калинычев Ф.И. Вопросы военной организации и военного права России в период образования феодально-абсолютистского государства. М.: ВЮА, 1953. — 159 с.
- Карев Д.С. Военное судоустройство СССР:Уч. пособие. М.: ВЮА, 1950. — 224 С.
- Карев Д.С. Особенности судопроизводства в органах военной юстиции. М.: ВКИ, 1974.
- Карев Д.С. Советская военная юстиция в годы иностранной интервенции и гражданской войны (1918 1920 гг.) // Уч. записки/Всесоюзный ин-т юрид.наук. — 1945. — Вып.4. — С.33 — 53.
- Карев Д.С. Военные суды и военная прокуратура: Дис.. доктора юрид. наук. М., 1950 — 1951.
- Кашаникат. Усмотрение судьи при назначении наказания // СЮ. 1991 N 13−14. — С. 14 — 15.
- Карев Д.С., Чертков Д. Д. Особенности судопроизводства в органах военной юстиции: Учебник. М.: ВЮА, 1940. — 224 с.
- Кашепов В.П. Организационно-процессуальная подготовка к судебному разбирательству уголовного дела в суде первой инстанции: Комментарий суд. практики за 1975 г. М., 1976. -С. 175.
- Кищин В. Концепция перестройки юридического образования встране // СЮ. 1990. — N 7. — С. 18 — 19.
- Кобликов A.C. Полномочия военного командования в советском уголовном процессе. М., 1965. — 49 с.
- Кобликов А. С. Конституционные принципы правосудия в СССР. М.: ВКИ, 1980. — 66 с.
- Кобликов A.C. Основы профессиональной этики советского военного юриста. М.: ВКИ, 1987. — 92 с.
- Кобликов А. С. Суд и основные участники советского уголовного процесса. М.: ВПА, 1958. — 30 с.
- Кобликов A.C. Существенная гарантия правосудия (0 порядке комплектования состава суда. В связи со статьей А. Новодворкиса «Размышления народного заседателя» в журнале Социалистическая законность, 1969, N 2) // СЮ. 1969. — N 10. — С. 35 — 37.
- Кобликов A.C. Нравственные начала деятельности председательствующего в судебном заседании // СЮ. 1987. — N 16. -С. 10 — 12. .
- Кобликов A.C. Судебная политика и способы ее реализации// СГиП. 1991. — N 6. — С. 69 — 75.
- Кокорев Л.Д. Участники правосудия по уголовным делам. -Воронеж: Воронеж, ун-т, 1971. 160 с.
- Кокорев Л.Д. Нравственные начала судебного разбирательства // Суд и применение закона. М., 1982.
- Колбая Г. О независимости суда // Вестник ВС СССР. -1991. N 3. — С. 6−10.
- Коновалов А. Несколько слов о судебной культуре // СЗ. -1939. N 6. — С. 43 — 45.
- Конституционные основы правосудия в СССР. М.: Наука, 1981.
- Концепция судебной реформы в РФ. М.: Республика, 1992. -111 с.
- Крылова H. Статус суда в Великобритании // Вестник ВС СССР. 1991. — N 5. — С. 36 — 39.
- Круглый стол журнала «Государство и право» на тему «Военное право: состояние и перспективы развития» // ГиП. 1994. -1 N 8 — 9.
- Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. 137 с.
- Лаговиер Н. Роль председателя на судебном заседании // СЮ. 1937. — N 16. — С. 22 — 23.
- Леоненко В.В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. Киев: Наукова думка, 1981. — 163 с.
- Ликас А.Л. Культура правосудия. М.: Юрид.лит., 1990. -174 с.
- Лукашева. Социалистическое право и личность. М.: Наука, 1987. — 159 с.
- Лупинская П.А. Законность и обоснованность решений в уголовном судопроизводстве. М., 1972. — 79 с.
- Лыкошин. Военное судопроизводство. СПб., 1914. — 250 с.
- Лыкошин. Порядок постановления приговоров в военных судах. Сравнительное исследование положений общего и военного процессов по русскому и иностранному законодательствам. СПб., 1896. 507 с.
- Любинский В., Морщакова Т. Рабочее время судьи // СЮ. -1969. N 19. — С. 16 — 17.
- Маликов М.Ф. Проблемы судебного приговора. Уфа: Башкирок. гос. ун-т, 1987. — 126 с.
- Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе // СГиП. 1991. — N 12. — С. 90 — 98.
- Мартынов, Анасимов. Возможны ли изменения в организации нашего военного суда. СПб., 1881. — 59 с.
- Мартынчик Е.Г. Основы формирования приговора в советском уголовном процессе. Кишинев: Штиинца, 1989. — 166 с.
- Мартынчик Е.Г., Радьков В. П., Юрченко В. Е. Охрана прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. -Кишинев: Штиинца, 1982. 187 с.
- Матвиенко Е.А., Бибило В. Н. Уголовное судопроизводство по исполнению приговора. Минск: Изд-во БГУ, 1982. — 206 с.
- Матюшин Б.Т. Внутреннее убеждение судей и оценка документов // Вестник Мое. ун-та. Сер. И. Право. 1977. — N 3. -С. 57 — 62.
- Мельников С. Дела судейские//СЮ. 1991. — N 1.- С. 2 — 3.
- Мизулина Е. Уголовный процесс: концепция самоограничения государства. Тарту, 1991. — 147 с.
- Мирошниченко И.Я. Возникновение и развитие революционных военных трибуналов (1918−1920): Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1968.
- Морщакова Т. Г. Проблемы совершенствования законодательства о дисциплинарной ответственности судей // Проблемы совр. сов. законодательства. 1986. — С. 184 — 198.
- Морщакова Т.Г. 12 дней в Германии // Вестник ВС СССР. -1991. N 4. — 1991. — С. 31 — 33.
- Морщакова Т.Г. Судебная реформа. М.: ИНИОН АН СССР, 1990. — 94 с.
- Мотовиловкер Я.0. Основной вопрос уголовного дела и егокомпоненты. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. — 152 с.
- Мотовиловкер Я.О. О пределах судейской независимости при установлении фактов и применении права по уголовному делу // СГиП. 1986. — N 5. — С. 124 — 127.
- Муранов А.И. О военных судах//Вестник ВС СССР. 1991. -N8. — С. 34 — 35.
- Муранов А.И., Звягинцев В. Е. Суд над судьями (Особая папка Ульриха). Казань, 1993. — ИЗ с.
- Нажимов В.П. Правовое и процессуально-правовое положение судей народного суда при рассмотрении уголовных дел: Дис.. канд. юрид. наук. Л., 1957. — 533 с.
- Нажимов В.П. Правовое и процессуально-правовое положение судей при рассмотрении уголовных дел в народном суде: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Л., 1958.
- Нажимов В.П. Процессуальное положение судей // СЮ. -1957. N 5. — С. 39 — 42.
- Неверов. Независимость судей и связь их с руководящими органами района // СЮ. 1940. — N 10. — С. 1−8.
- Некрасова М.П. Влияние профессиональной деформации личности юриста на формирование конечных выводов по делу // Вопросы осуществления правосудия в СССР. Калининград, 1979.
- Огнев Д.Ф. Судопроизводство полковых и равных им по власти судах. СПб., 1889. — ИЗ с.
- Пашкевич П.Ф. Процессуальный закон и эффективность уголовного судопроизводства. М.: Юриздат, 1984. — 175 с.
- Пашкевич П.Ф. Закон и судейское усмотрение // СГиП. 1982. N 1. — С. 55 — 64.
- Перлов И.Д. Судебное следствие в советском уголовном процессе. М.: Госюриздат, 1955. — 248 с.
- Петренко В.М. Независимость советских судей и подчинение их только закону: Дис.. канд.юрид.наук. М., 1953. — 353 с.
- Петрухин И.Л. Правосудие в правовом государстве // Социалистическое правовое государство. М.: АН СССР и ИГПАН. -С. 178 — 193.
- Петрухин И.Л. Народный судья (К вопросу о подготовке судейских кадров) // СЮ. 1969. — N 1. — С. 10 — И.
- Петухов Н. Правосудие в вооруженных силах // Вестник ВС СССР. 1991. — N 7. — С. 15 — 17.
- Петухов Н. Военные суды сегодня // Вестник ВС СССР. -1991. N 2. — С. 2−5.
- Петухов Н. Трибунал перед вынесением приговора // Извес-- тия. 1991.
- Плетнев. Основные принципы военно-уголовного процесса.1. Пб., 1908.
- Познанский В.Л. Единоличные действия судьи как субъекта уголовного процесса // Вопросы уголовного процесса. М. 1979. — С. 319.
- Портнов В.П., Славин М. М. Становление правосудия в Советской России (1917−1922). М.: Наука, 1990. — 165 с.
- Правовой статус военнослужащих и его обеспечение в Вооруженных Силах СССР // Материалы 9-й научно-практической конференции 22.05.1989 г.: Сборник. М.: ВКИ, 1990. — 75 с.
- Потеружа И.И. Воспитательно-предупредительное значение судебного разбирательства уголовных дел. Минск: АН Белорус. ССР, 1976. — 207 с.
- Прокопьева. О роли профессиональных и непрофессиональныхсудей в процессе постановления судебного приговора // Вопросы осуществления правосудия в СССР.- Калининград, 1979. С.30−39.
- Проблемы обеспечения конституционного принципа судейской независимости. М., 1990. — 79 с.
- Проблемы правового статуса личности в уголовном процессе. Саратов, 1981.
- Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. М.: Наука, 1974.
- Радутная Н.В. Независимость судей конституционный принцип социалистического правосудия // СГиП. — N 3. — 1979. ~ С. 147 — 155.
- Радутная Н.В. Судья. Основы подготовки к профессии. М.: ВИУРЮ, 1986. — 77 с.
- Радутная Н.В. О независимости судей / / СЗ. 1989. N11. — С. 9 — 11.
- Радутная Н.В. Престиж народного судьи // СГиП. 1976. -N 7. — С. 93 — 99.
- Радутная Н.В. Народный судья. Профессиональное мастерство и подготовка. М., 1977.
- Рахунов Р.Д. Независимость судей в советском уголовном процессе. М., 1972. — 190 с.
- Розенгейм М.П. Очерк истории военно-судных учреждений в России до кончины Петра Великого. СПб., 1878. — 376 с.
- Сборник законодательных работ по составлению Военно-су-дебного Устава. СПб., 1867.
- Сидоренко Ю.И. Независимость суда и независимость судей. М.: ВИУРЮ, 1990. — 160 с.
- Симкин Л.С. Опыт социологического изучения общественногомнения работников органов юстиции о функциональных проблемах судебного управления // Проблемы совершенствования советского законодательства. 1976. — N 7. — С. 175 — 185.
- Симкин Л.С. Правосудие и власть // Новый мир. 1991. -N7. — С. 178 — 193.
- Симкин Л.С. Профессиональная подготовка судей: зарубежный опыт и наши проблемы // СЮ. 1990. — N 2. — С. И — 12.
- Симкин Л.С. Как стать судьей в Америке // СЮ. 1992. -N 17 — 18. — С. 21 — 22.
- Соболевский В.А. Правосудие и правовой порядок в войсках. СПб., 1882. — 625 с.
- Советская военная юстиция (1918−1920). М., 1960.
- Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.: Наука, 1988. — 223 с.
- Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1989. — 765 с.
- Столетие военного министерства, 1802−1902 гг. Главное военно-судное управление. Исторический очерк. СПб., 1902. -С. 154 — 179.
- Столетие военного министерства, 1802−1902 гг. Приложение к историческому очерку. Развитие военно-судного управления в России. СПб., 1902. — 189 с.
- Строгович М.С. Советский военно-уголовный процесс, его природа и принципы. М.: ВЮА, СА, 1950. — 40 с.
- Субботин В. Правильно понимаемая независимость судей // СЮ. 1940. — N И. — С. 7−9.
- Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991. -236 с.
- Сыщикова Т.М. Уголовно-процессуальная деятельность народного судьи. Саратов, 1987.
- Тамаш А. Судья и общество. М.: Юрид.лит., 1985. — 140 с.
- Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М.: Юриздат, 1991. — 237 с.
- Троицин К. История судебных учреждений в России. СПб., 1851. — 387 с.
- Ульрих В. К десятилетию военных трибуналов // ЕСЮ. -1928. N 51 — 52. — С. 1269 — 1271.
- Халдеев Л.С., Хохряков Г. Ф. Судьи и судебно-правовая реформа: готовность к работе в новых условиях // СГиП. 1990. -N 6. — С. 21 — 28.
- Ханай Г. Социалистическое право и личность. М., 1971. -285 с.
- Хитрово. Русский военно-уголовный процесс. Его возможная реорганизация и возможная реорганизация военной юстиции и военно-юридической Академии.
- Чхиквадзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. М., 1978. — 270 с.
- Шинкарев А. О правовом статусе правоохранительных органов // СЮ. 1980. — N 24. — 23 с.
- Юсупова С. 0. Принцип независимости судей и подчинение их только закону в советском уголовном процессе: Автореф.дис.. канд. юрид. наук. Душанбе, 1972.