Правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого Федеральной Службой Безопасности
Авторское определение правовой характеристики контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, под которым понимается оценка ее содержания на основе совокупности правовых норм, описывающих каждый из необходимых признаков рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия. Характерные юридически значимые признаки контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Юридические основы контролируемой 10поставки
- 1. Понятие контролируемой поставки как оперативно- 10розыскного мероприятия, и ее место в системе оперативнорозыскных мероприятий
- 2. Основные положения нормативного правового регулирова- 43ния контролируемой поставки
- 3. Юридически значимое содержание контролируемой постав- 58−71 ки как оперативно-розыскного мероприятия
- Глава 2. Правовое обеспечение осуществления 72контролируемой поставки органами федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 1. Правовое регулирование принятия решений о проведении 72контролируемой поставки
- 2. Нормативное обоснование использования результатов кон- 78тролируемой поставки
- 3. Нормативная правовая защита лиц, оказывающих содейст- 100−114 вие органам федеральной службы безопасности в проведении контролируемой поставки
Правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого Федеральной Службой Безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность научного исследования обусловлена объективной практической потребностью совершенствования проведения контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, а также выработки практических рекомендаций по нормативно-правовой регламентации ее осуществления.
Проведение научного исследования особенно важно в связи с тем, что в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности"1, а также в других законах (прежде всего, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности») законодатель не изложил развернутого определения контролируемой поставки, порядка ее проведения. Это обстоятельство затрудняет на практике ее единообразное понимание, а правовое регулирование контролируемой поставки в ведомственных нормативных правовых актах органов ФСБ России не имеет должной юридической силы.
• Вместе с тем в Конвенции против транснациональной организованной преступности (2000 г., Палермо, Италия) настоятельно рекомендуется государствам-участникам, включая Российскую Федерацию, применять контролируемую поставку в борьбе с организованной преступностью наряду с другими агентурными операциями.
Степень научной разработанности темы. Контролируемая поставка традиционно изучалась в рамках теории оперативно-розыскной деятельности и ряда смежных дисциплин, включая военное право. В той или иной мере различные аспекты контролируемой поставки как метода получения информации рассматривались учеными различных научных школ и направлений: В. М. Ат.
1 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. — 1995. — 18 авг. fl 2 См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. -№ 15. — Ст. 1269. мажитовым, В. Г. Бобровым, Э. Г. Гасановым, В. Ю. Голубовским, П. С. Дмитриевым, В. Б. Ивасенко, Ю. Ф. Квашой, В. П. Кувалдиным, В. И. Кычковым, Г. К. Си-ниловым, Н. И. Уткиным, А. Е. Шарихиным, А.В. Шахматовым1.
В последние годы в ряде научных работ рассмотрены вопросы правового регулирования контролируемой поставки (А.Х. Ахкубеков, С. К. Заикин, М. Г. Литвинюк, В. И. Михайлов, В. В. Петров, К. В. Сурков, А. В. Федоров, А.Е. Чече-тин, А. Ю. Шумилов, Э.И. Юн2 и др.). Однако говорить о разрешении всех (или хотя бы большей части) проблем ее правовой регламентации пока рано. И это вполне объяснимо, так как на уровне монографического исследования тема правовой характеристики контролируемой поставки практически не разработана.
Таким образом, одно из важнейших оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемое органами федеральной службы безопасности, его юридическая природа и предназначение должному научному осмыслению, необходимому творческому синтезу до настоящего времени не подвергались.
Объектом научного исследования выступает правовая характеристика оперативно-розыскных мероприятий.
Предметом научного исследования является правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого органами федеральной службы безопасности.
Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании основных положений нормативного правового регулирования контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого органами.
1 См.: Голубовский В. Ю., Уткин Н. И., Кычков В. И. Оперативно-розыскное мероприятие — контролируемая поставка. Вып. 3 (7). — СПб., 1998; Шарихин А. Е. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: некоторые нерешенные вопросы и перспективы // Вневед. сб. науч. раб. № 3. — М., 2000; Шахматов А. В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: Дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 1999.
2 См.: Михайлов В. И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: Й Учебно-практ. пособие. — М., 1998; Петров В. В. Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков: Монография. — М., 2005; Шумилов А. Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учеб. пособие. — М., 1999. федеральной службы безопасности и другими субъектами оперативно-розыскной деятельности.
Достижению поставленной цели было подчинено решение следующих основных задач исследования:
— провести анализ и обобщить практику в области правового регулирования контролируемой поставки;
— определить место контролируемой поставки в общей системе оперативно-розыскных мероприятий;
— разработать и детализировать нормативные предписания, регламентирующие контролируемую поставку на уровне закона и открытых межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов;
— сформулировать выводы и предложения, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы контролируемой поставки.
Методологической основой исследования является диалектический материализм как логика и теория познания. Для достижения полноты и всесторонности охвата предмета исследования, перепроверки полученных данных и, в конечном счете, повышения достоверности выводов в процессе научной работы использованы ряд общенаучных и конкретно научных методов (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия, экстраполяция, исторический, логический, конкретно-социологический и др.).
В ходе научной работы уделено первостепенное внимание изучению имеющейся в России нормативной правовой базы, включая военное право, предписания которого регулируют общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности, а также синтезированию положительного опыта правового регулирования в аналогичной сфере деятельности на межгосударственном и международном уровне.
Научная новизна исследования заключается в проведении комплексного систематического и цельного теоретического изучения на междисциплинарном уровне юридической характеристики контролируемой поставки, суть которого состоит в разработке научно обоснованных общих правил осуществления контролируемой поставки органами федеральной службы безопасности, другими спецслужбами и правоохранительными органами России, что позволит более действенно бороться с преступностью в условиях построения правового государства.
Кроме того, научная новизна заключается в достижении конкретных результатов, полученных в ходе проведенного исследования и представленных в следующих выносимых на защиту положениях и выводах:
1. Авторское определение правовой характеристики контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, под которым понимается оценка ее содержания на основе совокупности правовых норм, описывающих каждый из необходимых признаков рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия. Характерные юридически значимые признаки контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия составляют: а) наличие объекта защитыб) объективные признаки (основание для осуществления оперативно-розыскного мероприятия, условия проведения, способы совершения, место и время проведения, используемые средства, результаты проведения) — в) участники контролируемой поставки: обязательные (оперативный работник-исполнитель, руководитель органа, который санкционировал ее проведение) и факультативные (лицо, оказывающее содействие, и др.).
Отсутствие одного из перечисленных признаков правовой характеристики свидетельствует об отсутствии в конкретной деятельности правовых границ контролируемой поставки, а следовательно, оперативно-розыскного мероприятия как такового. Исходя из цели работы, соискатель вычленил те признаки юридического содержания контролируемой поставки, которые качественно ее определяют и в определенной мере включают все стороны рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия как акта правомерного поведения.
2. Авторское определение контролируемой поставки и предложение закрепить его в п. 13 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в следующей редакции: «контролируемая поставка — это допуск с ведома и под конспиративным контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оборота товара или перемещения предметов (средств, веществ), а также предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления».
Отсутствие в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» законодательного определения контролируемой поставки создает объективные предпосылки для его произвольного толкования и может привести к негативным юридически значимым последствиям (утрата доказательственного значения результатов оперативно-розыскной деятельности, действия оперативно-розыскных служб, нарушающих права и законные интересы физических и юридических лиц и др.).
3. Авторский вывод о необходимости закрепить в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» норму о правомерности действий должностного лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, или отдельных граждан, вынужденно причиняющих реальный вред правоохра-няемым интересам при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, поскольку в ходе контролируемой поставки перемещаются предметы, вещества, продукция и услуги, незаконный оборот которых влечет за собой уголовную ответственность, и их перемещение в других условиях является преступлением.
4. Авторский вывод о том, что уровень принятия правового решения о проведении контролируемой поставки необходимо поставить в зависимость от ее вида (внешняя, транзитная, внутренняя), а также в зависимость от предметов поставки, свободная реализация которых запрещена (или разрешена), и закрепить это правило в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Практическая значимость исследования заключается в том, что совокупность содержащихся в ней идей, научных положений, выводов, рекомендаций и предложений позволяет практически использовать ее: в ходе законотворчества, при совершенствовании отдельных действующих законодательных актов и в процессе разработки ряда новых законов, предназначенных устранить имеющиеся пробелы правового регулирования оперативно-розыскных мероприятийв ведомственном нормотворчестве — при разработке новых и совершенствовании действующих ведомственных и межведомственных нормативных правил организации и тактики проведения контролируемой поставкив учебном процессе — при обучении сотрудников ФСБ России основам правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре оперативно-розыскной деятельности Московского пограничного института ФСБ России, где проводилось ее обсуждение. Автор апробировал результаты исследования в научных сообщениях, сделанных им на заседании кафедры, в ходе научно-практических конференций и на научных семинарах, проведенных в ряде научных и учебных центров, включая Академию ФСБ России и ВНИИ МВД России. Основные положения и выводы по те* ме диссертационного исследования отражены в трех научных публикациях общим объемом 1,3 п.л. Ряд практических рекомендаций, высказанных диссертантом в работе, были учтены при подготовке ведомственных нормативных правовых актов1.
Кроме того, основные положения диссертации внедрены в учебный процесс кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского пограничного института ФСБ России (материалы к лекции по теме: «Контролируемая поставка»).
Структура диссертационного исследования. Структура научной работы определяется ее целью и принятым подходом к решению поставленных задач.
1 См.: «Некоторые правовые и организационные аспекты противодействия органов безопасности незаконному обороту наркотиков» (Организационно-аналитическое Управление ДЭБ ФСБ России от 3 августа 2000 года № 8/А — 121, г. Москва) и «Организационные и тактические вопросы проведения контролируемой поставки наркотиков» (Управление ФСБ России по объединениям ВВС ВГК от 30 ноября 2004 года № 1113, г. Москва), которые направлены в подчиненные органы.
В соответствии с этим план работы включает введение, две главы (по три параграфа в каждой), заключение и приложения.
— Г.
Выводы по второй главе:
1. Уровень принятия правового решения о проведении контролируемой поставки желательно поставить в зависимость от ее вида (внешняя, транзитная, внутренняяа также по предметам, свободная реализация которых запрещена или разрешена) и закрепить это правило в ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
2. Недопущение нарушения оперативно-розыскных процедур при проведении контролируемой поставки является одним из условий соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности. Поэтому эти процедуры должны быть закреплены на законодательном уровне.
3. В ходе контролируемой поставки перемещаются предметы, вещества, продукция и услуги, предусмотренные УК РФ, незаконный оборот которых влечет за собой уголовную ответственность. Их перемещение в других условиях является преступлением. В этой связи целесообразно закрепить в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» норму о правомерности действий отдельных граждан, вынужденно причиняющих реальный вред пра-воохраняемым интересам, при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
С учетом того, что основные выводы по проведенному исследованию изложены в главах диссертации, диссертант считает возможным в заключение остановиться только на некоторых важных вопросах.
Так, для исключения возможности нарушения прав человека и гражданина, повышения результативности и качества работы органов государственной безопасности в ходе научного исследования разработано определение контролируемой поставки. Контролируемая поставка — это допуск с ведома и под конспиративным контролем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оборота товара или перемещения предметов (средств, веществ), а также предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления.
Соискатель полагает, что эффективность контролируемой поставки возможна только после решения ряда вопросов, связанных с организацией нормального финансирования и материально-технического обеспечения органов безопасности, с повышением профессионального уровня работников, осуществляющих контролируемую поставку, после совершенствования законодательного определения сферы оперативно-розыскной деятельности органов безопасности.
Как представляется, в современном законодательстве России идет процесс формирования нового межотраслевого комплексного нормативно-правового института — оперативно-розыскного законодательства. Эта новая нормативно-правовая общность образуется за счет совокупности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации высшей (после законов) юридической силы.
Разработанные в ходе научного исследования методические рекомендации могут, смеем надеяться, быть использованы для повышения уровня правосознания оперативных соторудников и использованы в этих целях в их профессиональной подготовке.
В настоящее время характер стоящих перед Федеральной службой безопасности Российской Федерации задач в сфере борьбы с преступностью требует более детального правового регулирования этой деятельности. Успех здесь возможен лишь в результате дальнейшего совершенствования нормативной базы, слаженной и хорошо скоординированной работы заинтересованных министерств и ведомств России, наступательной тактики, рассчитанной на опережение преступных проявлений, совершенствования форм и методов противодействия, высокого оперативного искусства со стороны руководящего и оперативного состава.
Надеемся, что этому будут способствовать следующие теоретические положения и практические рекомендации, обоснованные и изложенные в диссертации.
Теоретические выводы:
1. Суть контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия проявляется, прежде всего, в том, что ею наряду с проверочной закупкой охватываются случаи контроля со стороны правоохранительных органов и спецслужб за перемещением в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности, прежде всего, предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, т. е. тех товаров, предметов и продукции, приобретение которых в других условиях является правонарушением.
2. В практике правоохранительных органов и спецслужб принято выделять три уровня организации оперативно-розыскной деятельности: оперативно-розыскное действие, оперативно-розыскное мероприятие и оперативно-розыскная (специальная, тактическая) операция. И хотя в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» контролируемая поставка определена обобщающим термином «мероприятие», ее следует рассматривать как высшую организационную форму оперативно-розыскной деятельности — в форме специальной операции как совокупности взаимосвязанных по целям, месту и времени действий и мероприятий, объединенных единым замыслом.
3. Контролируемая поставка как оперативно-розыскное мероприятие должна характеризоваться не только в организационно-тактическом аспекте, но и с позиций права. Поэтому целесообразно дать научно обоснованное определение именно правовой стороне контролируемой поставки. Причем сделать это желательно на законодательном уровне.
4. Рассматривая контролируемую поставку в системе других оперативно-розыскных мероприятий, ее следует отличать от оперативного внедрения как еще одной операции, предусмотренной Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Ее необходимо также отличать от проверочной закупки и оперативного эксперимента. В частности, она от проверочной закупки отлична, прежде всего, по объекту защиты и тем, что первая совершается различными способами, сутью которых является контроль за незаконным оборотом товара, а вторая — только путем закупки товара (предметов), не предусматривая его контролируемого оборота. Кроме того, эта операция отлична от действий сотрудников подразделений почтовой безопасности, которые при проведении проверочных мероприятий используют контрольные отправления.
Практические рекомендации и предложения:
1. Недопущение нарушения оперативно-розыскных процедур при проведении контролируемой поставки является одним из условий соблюдения законности в оперативно-розыскной деятельности. Поэтому эти процедуры должны быть закреплены на законодательном уровне.
2. В ходе контролируемой поставки перемещаются предметы, вещества, продукция и услуги, предусмотренные УК РФ, незаконный оборот которых влечет за собой уголовную ответственность. Их перемещение в других условиях является преступлением. В этой связи целесообразно закрепить в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» норму о правомерности действий отдельных граждан, вынужденно причиняющих реальный вред пра-воохраняемым интересам, при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
3. Вскрытие почтового отправления и тем более замена его содержимого является по законодательству Российской Федерации ограничением конституционного права на тайну почтовых отправлений. Поэтому вскрытие почтового отправления или подмена находящихся в нем предметов должны осуществляться с соблюдением предусмотренных для этого процедур, в частности, или в рамках таможенного законодательства, или путем получения разрешения суда.
Список литературы
- Международно-правовые документы Универсальные договоры
- Единая конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 года (Нью-Йорк) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. — М., 1970. — С. 105−131.
- Конвенция о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года (Вена) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXV. М., 1981. — С. 416−434.
- Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года (Вена) // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994.- 133 с. и
- Конвенция против транснациональной организованной преступности от 2000 года (Палермо, Италия, 12 — 16 декабря) // Российская юстиция. — t 2001.-№ 7.-20 с.
- Региональные международные договоры
- Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств, принятых Советом глав государств СНГ от 10 февраля 1995 года // Бюллетень международных договоров. № 9. — 1995.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах // Бюллетень международных договоров. — 1999. — № 11. — С. 3—7.
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Гаага, 23 ноября 1999 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001.-№ 3. — С. 5−12.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). М.: Юрид. Лит, 1995. — 63 с.
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994 г. — № 13. — Ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 1. — Ст. 1
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 9. — Ст. 1011.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 1. — Ст. 1.
- Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 26. — Ст. 3170.
- Федеральный конституционный закон от 23 мая 2001 года «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001.-№ 23.-Ст. 2277.
- Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — N° 22. — Ст.2066.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. Ст. 2954.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. -№ 12.-Ст. 1406.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. -№ 249 (2861).
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 33. — Ст. 3349.
- Федеральный закон Российской Федерации от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных органов и контролирующих органов» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. № 10. — Ст. 1067.
- Федеральный закон Российской Федерации от 16 февраля 2003 года № 15-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995.-№ 8.-Ст. 600.
- Федеральный закон Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 54-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 8. — Ст. 609.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «Об органах внешней разведки» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 22. — Ст. 2594- 1997. — № 2. — Ст. 3502.
- Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 2. — Ст. 219.
- Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. -№ 29. — Ст. 3697.
- Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026−1 «О милиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 14. -Ст. 1666.
- Закон Российской Федерации от 17 января 1992 года № 168-ФЗ «О прокуратуре» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 2.-Ст. 140.
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730−1 «О государственной границе» // Российская газета. — 2000. — 5 авг.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утв. Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1997 года № 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 2. — Ст. 170.
- Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 года № 633 «Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 26. — Ст. 2453.
- Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 770 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 28. -Ст. 3382.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 года № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном бюро Интерпола» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 43. — Ст. 4916.
- Инструкция утв. приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, ФПС России, ГТК России от 13 мая 1998 г. №№ 175/226/336/201/410/56 «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд».
- Приказ МБ Российской Федерации от 6 июля 1992 года № 173 «Обобъявлении документов о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством безопасности России и Службой национальной безопасности Республики Узбекистан».
- Приказ МБ Российской Федерации от 6 июля 1992 года № 174 «Об объявлении документов о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством безопасности России и КГБ Республики Казахстан».
- Приказ МБ Российской Федерации от 15 мая 1993 года № 187 «Об утверждении Положения об экспертных учреждениях и Инструкции о порядке исследования предметов и документов, отождествления личности и сбора образцов для сравнительного исследования».
- Приказ ФСК России от 10 апреля 1995 года № 166 «Об объявлении Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между ФСК России и Службой государственной безопасности Республики Грузия».
- Приказ ФСБ России от 13 октября 1996 года № 0159 «Об объявлении протоколов № 7, 8, 9, 10 к Соглашению между Министерством Безопасности Российской Федерации и государственным комитетом Республики Кыргызстан по национальной безопасности».
- Приказ ФСБ России от 30 мая 1996 года № 269 «Об объявлении Соглашения о сотрудничестве между ФСБ России и Главным полицейским управлением Швеции».
- Приказ ФСБ России от 21 декабря 1996 года № 587 «Об объявлении соглашений о сотрудничестве между ФСБ России и специальными службами зарубежных государств».
- Приказ ФСБ России от 21 февраля 1998 года № 68 «Об объявлении соглашения о сотрудничестве между ФСБ России и Разведывательной службой Федеративной Республики Германии».
- Приказ ФСБ России от 16 апреля 1999 года № 170 «Об объявлении Протокола к Соглашению о сотрудничестве между Министерством безопасности Российской Федерации и Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики».
- Приказ ФСБ России от 21 февраля 1998 года № 68 «Об объявлении соглашения о сотрудничестве между ФСБ России и Разведывательной службой Федеративной Республики Германии».
- Приказ ФСБ России от 22 ноября 1999 года № 591 «Об объявлении Меморандума о сотрудничестве между ФСБ России и ДЕА США по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».
- Приказ ФСБ России от 5 февраля 1999 года № 50 «Об объявлении Протокола № 15 к «Соглашению о сотрудничестве и взаимодействии между Министерством Безопасности Российской Федерации и Советом Безопасности Украины».
- Методические рекомендации «Некоторые правовые и организационные аспекты противодействия органов безопасности незаконному обороту наркотиков» (Организационно-аналитическое Управление ДЭБ ФСБ России от 3 августа 2000 года № 8/А — 121 Москва).
- Распоряжение МВД России, ФСБ России, ФПС России, ГТК России от 2 июня 2001 года № 1/9282/18/5/ору-1244/612-р «Об организации межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков».
- Решения органов прокуратуры и суда
- Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 9 августа 1996 года № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»».
- Решение Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверки конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 года № 86−0) // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. -1998.-№ 6.-С. 1−20.
- Материалы следственной и судебной практики
- Уголовное дело № 1−176−99. Архив Октябрьского суда г. Калининграда.
- Уголовное дело № 1−831−97. Архив Гурьевского райсуда Калининградской области.
- Уголовное дело № 2537−98. Архив Новосибирского областного суда.
- Уголовное дело № 547/7—00. Архив Оренбургского областного суда.
- Уголовное дело № 3012−99. Архив Пензенского областного суда.
- Уголовное дело № 20 002−9. Архив Ульяновского областного суда.
- Уголовное дело № 3006−99. Архив Пензенского областного суда.
- Уголовное дело № 27 009—99. Архив Тверского областного суда.
- Уголовное дело № 40 560−99. Архив Тверского областного суда.
- Уголовное дело № 768 403—99. Архив Хабаровского краевого суда.
- Уголовное дело № 121−99. Архив Челябинского областного суда.
- Уголовное дело № 116−00. Архив Челябинского областного суда.
- Уголовное дело № 106−99. Архив Челябинского областного суда.
- Уголовное дело № 50 027−99. Архив Западной транспортной прокуратуры.
- Уголовное дело № 24 477−99. Архив Западной транспортной прокуратуры.
- Уголовное дело № 50 034−99. Архив Западной транспортной прокуратуры.
- Уголовное дело № 51 139—99. Архив Западной транспортной прокуратуры.
- Уголовное дело № 50 118—99. Архив Западной транспортной прокуратуры.
- Уголовное дело № 24 477—99. Архив Западной транспортной прокуратуры.
- Уголовное дело № 11−97. Следственное управление ФСБ России.
- Уголовное дело № 95−97. Следственное управление ФСБ России.
- Уголовное дело № 94—97. Следственное управление ФСБ России.
- Уголовное дело № 92−97. Следственное управление ФСБ России.
- Уголовное дело № 107—97. СО УФСБ РФ по Смоленской области.
- Уголовное дело № 8−95. СО УФСБ России по РСО, Владикавказ.
- Уголовное дело № 109−96. СО ФСБ России по Нижегородской области.
- Уголовное дело № 36−97. Мурманская прокуратура.
- Бычкова К.Г. Предварительное расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: Дис.. канд. юрид. наук. Ижевск, 1990. — С. 18−59.
- Гасанов Э.Г. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками (антинаркотизм): Авто-реф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2000. — 46 с.
- Гасанов Э.Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления. М.: ЮрИнфоР, 1997.-С. 100−225.
- Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью. М.: ЮрИнфоР, 2000.-С. 100−193.
- Доля Е.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: Научно-практич. пособие / Отв. ред. С. Б. Шурыгин. М.: в/ч 33 965, 1997. — 72 с.
- Жукова Т.В. Особенности доказывания незаконного сбыта наркотических средств, совершаемых организованными группами: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. — С. 3−4.
- Зазулин Г. В. Противодействие незаконному обороту синтетических наркотиков: Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 2000. — С. 1−10.
- Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий / Под ред. А. Ю. Шумилова. М., 1994. — 128 с.
- Зникин В.К. Использование оперативно-розыскной информации в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Томск, 1998.-23 с.
- Калачев Б.Ф., Моднов И. С., Веренинова Т. Ю., Клипачев А. Д. Контрабанда наркотиков в России / Под ред. проф. П. Г. Пономарева. М.: ВНИИ МВД России- УЭК ФСБ России. 1996. 30 с.
- Кирин В.А. Законодательство о борьбе с преступностью: Отрасли и их взаимосвязь. — М.: Юрид. лит., 1978. — С. 58.
- Кузьминых К.С. Криминалистические проблемы назначения и проведения экспертиз наркотических средств: Дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 1997.-С. 20−80.
- Кушхов А.А. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступным оборотом наркотических средств (Северный Кавказ): Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2000. С. 69−72.
- Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: необходимость и законность. — Н. Новгород: Нижегородский юрид. ин-т МВД России, 1997.-С. 66−67.
- Мастерков А.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты провокационной деятельности: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Владивосток, 2000.- 18 с.
- Михайлов В.И., Трошкин Е. З., Баньковский A.JI. Противодействие легализации «грязных» доходов: правовые и организационные формы. -Минск: Тесей, 2001. С. 10−85.
- Махмудов В.И. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в приграничных регионах России: Дис.. канд. юрид. наук. Калининград, 2000. — С. 1−100.
- Меретуков Г. М. Криминологические проблемы борьбы с наркобизнесом организованных преступных групп. М., 1995. — 383 с.
- Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. В. Лазарева. — М.: Спарк, 1997. — С. 1—121.
- Научно-практический комментарий к Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности / Под ред. И. Н. Зубова. М.: Спарк, 1999. — С. 20−73.
- Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация: Учебник / Под ред. А. С. Овчинского, B.C. Овчинского. -М.: ИНФРА-М, 2000. 87 с.
- Паршин В.Н. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ: Дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 1999. — 176 с.
- Петров В.В. Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков: Монография. М., 2005.
- Середа Г. В. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Иркутск, 2000. — 22 с.
- Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1993. 39 с.
- Сурков К.В. Оперативно-розыскное законодательство России: пути совершенствования и развития: Дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1997. С. 70— 115.
- Сучков О.Ю. Особенности производства предварительного расследования по делам о контрабанде наркотических средств и психотропных веществ: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2000. — С.1−50.
- Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности: Комментарий / Под ред. П. Г. Пономарева. М.: Новый Юрист, 1997. — С. 287.
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в схемах и таблицах: Постатейный комментарий / Под ред. М. Н. Маршунова. — М.- СПб., 1998.-349 с.
- Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: На-учно-практ. комментарий / Под ред. В. В. Николюка, В. В. Кальницкого, А. Е. Чечетина. Омск, 1996. — 86 с.
- Хамдамов А.А. Совершенствование оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и раскрытию организационного сбыта наркотических средств: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1992. С. 3−12.
- Шахматов А.В. Правовое регулирование содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — СПб., 1999. — 21 с.
- Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России: Монография. — М., 1997. — 232 с.
- Шумилов А.Ю. Начала уголовно-розыскного права: Монография. -М., 1998.-С. 1−102.
- Шумилов А.Ю. Основы уголовно-розыскного права: Учеб. пособие. -М., 2000.- 195 с.
- Шумилов А.Ю. Основы уголовно-правовой оценки сыскной информации: Монография. — М., 2000. 140 с.
- Шумилов А.Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности. 4-е изд. — М., 2004. — 320 с.
- Андреева JI.A. Уголовно-правовое противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ / Науч. ред. Б.В. Вол-женкин. — СПб.: Юрид. ин-т Ген. прокуратуры Российской Федерации, 1998. -44 с.
- Антонян Ю.М., Князев В. В. Борьба с незаконным оборотом наркотиков за рубежом. М., 1999. — С. 1—16.
- Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати) // Ежемесячный информационный бюллетень. М.: ВИНИТИ, 1992. № 3. 95 с.
- Волженкин Б. Провокация или оперативный эксперимент? // Законность. 1996. — № 6. — С. 26−30.
- Голубовский В.Ю., Уткин Н. И., Кычков В. И. Оперативно-розыскное мероприятие — контролируемая поставка. Вып. 3 (7). СПб., 1998. -С. 127−130.
- Демин А.Н. Контракты в сфере оперативно-розыскной деятельности // Российская юстиция. 1997. — № 6. — С. 10.
- Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. — М., 1996. С. 1−111.
- Зажицкий В.И. Проблема принципов оперативно-розыскной деятельности // Государство и право. — 2001. — № 7. С. 70−73.
- Ивасенко В.Б. Оперативно-розыскная деятельность и незаконный оборот наркотиков / Словарь терминов и понятий. — М., 1998. — С. 1—90.
- Козусев А.Ф. О прокурорском надзоре за оперативно-розыскной деятельностью: Вневед. сб. науч. раб. / Под общ. ред. А. Ю. Шумилова. Вып. 1. -М., 1998.-С. 48−50.
- Мусаев А.Р., Сбирунов П. Н., Целинский Б. П. Противодействие незаконному обороту наркотических средств. — М.: ВНИИ МВД России, 2000. -С. 87−128.
- Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция. М., 1998. — С. 1−39.
- Михайлов В.И. Гарантии обеспечения прав и законных интересов личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. — Н. Новгород., 1994.-С. 30−35.
- Опалев А.В. Этические проблемы обеспечения государственной безопасности // Безопасность. 1995. — № ½.
- Омигов В.И. Криминологические и правовые проблемы борьбы с наркоманией и наркотизмом. — М., 1992. С. 1−6.
- Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К. К. Горяинова, B.C. Овчинского, А. Ю. Шумилова. -М.: Инфра-М, 2001. С. 1−333.
- Пособие по борьбе с контрабандой наркотическими средствами и психотропными веществами для оперативного состава таможенных органов,
- Государственной таможенной службы и Таможенной Службы Финляндии / Под ред. Антеро Аланиеми, Эдуард Стрельченко. — М., 1997. С. 85−88.
- Проблемы борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков: Межвуз. сб. науч. ст. / Под ред. Е. П. Фирсакова. — Саратов, 1998. — 88 с.
- Соловьев А.В. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств: Учеб. пособие. — Саратов, 1998. 92 с.
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. Ф. Черданцева. — М.: Юрайт, 1999.-С. 140−343.
- Фаткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права: Курс лекций. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1987. С.80−135.
- Федоров А.В. О разработке модельного закона «Об оперативно-розыскной деятельности» для государств-участников СНГ // Учен. зап. — СПб., 1997. № 1 (3). — С. 271−279.
- Федоров А.В., Михайлов В. И. Комментарий к модельному законодательству о борьбе с организованной преступностью для государств-участников СНГ // Учен. зап. / Российская таможенная академия. — СПб., 1997. -№ 1 (3).-С. 255−268.
- Чечетин А.Е. Опыт борьбы с наркобизнесом в США. Омск, 1992. С. 1.15.
- Чечетин А.Е. О совершенствовании правовых основ оперативно-розыскной деятельности: Межв. сб. науч. тр. — Омск, 1995. С. 24−32.
- Чувилев А.А. Оперативно-розыскное право. М.: НОРМА-ИНФРА, 1999.-С. 1−37.
- Шарихин А.Е. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности: некоторые нерешенные вопросы и перспективы // Вневед. сб. науч. раб. М., 2000. — № 3. — С. 136−140.
- Шумилов А.Ю. Основы правового регулирования ОРД: Лекция 4. — М., 1997.-С. 44.
- Шумилов А.Ю. Юридические основы оперативно-розыскных мероприятий: Учеб. пособие. — М., 1999. С. 1−46.
- Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах. М., 1998.-С. 1−58.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.