Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ музыкальных произведений: В. Блажевич «Концерт №2» А. Гурилев «Ноктюрн»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы солирующих инструментов (в Concert Grosso От итал., «Concert Grosso» — большой концерт — жанр старинной ансамблевой инструментальной музыки.) и оркестра. Первые образцы таких концертов (Concerto da camera От итал., «Concerto da camera» — камерно-инструментальный — подтип… Читать ещё >

Анализ музыкальных произведений: В. Блажевич «Концерт №2» А. Гурилев «Ноктюрн» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава I. Краткие биографические сведения В. Блажевича

1.1 История возникновения жанра Концерт

1.2 Аналитический разбор «Концерта для тромбона № 2» В. Блажевича Глава II. Краткие биографические сведения А. Гурилева

2.1 История возникновения жанра Ноктюрн

2.2 Аналитический разбор «Ноктюрна» А. Гурилева

Заключение

Литература

Введение

Рассматриваемые нами произведения: «Концерт для тромбона с фортепиано № 2» В. М. Блажевича и «Ноктюрн» А. Гурилева, принадлежат разным музыкальным стилям и являются эталоном творчества этих композиторов.

«Концерт для тромбона с фортепиано № 2» В. М. Блажевича прочно закрепился в репертуаре не только начинающих тромбонистов, но и среди профессионалов-исполнителей. Это произведение является хрестоматийным для обучения и воспитания будущих высококвалифицированных музыкантов.

Мы ставим перед собой задачу, овладеть техникой игры на тромбоне и этот концерт в полной мере позволяет раскрыть весь технический потенциал исполнителя. Актуальность этого концерта невозможно переоценить, так как он является одним из ярчайших представителей тромбоновой партии и отражает характер инструмента как ни кто другой.

«Ноктюрн» — ярчайший пример классической формы, в которой нами будет показаны все формообразующие компоненты. Именно такие произведения позволяют нам лучше показать все музыкально-тематические, как впрочем, и динамические нюансы, которыми должен овладеть исполнитель. Задача, которая стоит перед нами, одна из самых основных — раскрыть художественно-образную составляющую данного произведения и погрузить слушателя в эпоху романтизма.

Цель данной аналитической работы — раскрыть замысел композиторов в данных произведениях, который включает в себя не только художественно-образную мысль, но и техническую сторону произведений. Помочь освоить исполнителю те или иные качества, которые помогут ему в дальнейшем развитии своего исполнительского мастерства.

Глава I. Краткие биографические сведения В. Блажевича Владислав Михайлович Блажевич (03.08.1881г., хутор Трегубовка Хутор Трегубовка (Катынская волость, Смоленская губерния).-1942г., Москва) — русский тромбонист, педагог, дирижер, композитор.

Блажевич — один из основоположников отечественной исполнительской школы игры на духовых инструментах, автор многих учебно-методических пособий, в том числе и области военно-дирижерского образования.

С двенадцати лет Блажевич играл в военном оркестре в Смоленске. На протяжении пяти лет (с 1900 г., по 1905 г.) обучался в Московской консерватории (по классу тромбона Г. Борка). Блажевич был выдающимся тромбонистом: с 1905 по 1922 годы он был солистом оркестра Большого театра СССР; с 1922 по 1932 годы — солистом Персимфанса Персимфанс — первый симфонический ансамбль без дирижера. С 1920 по 1942 год Блажевич являлся профессором Московской консерватории, где вел классы тромбона и тубы. За время работы в консерватории Блажевич воспитал целую плеяду замечательных тромбонистов и тубистов, среди которых такие известные исполнители и педагоги, как В. А. Щербинин Владимир Арнольдович Щербинин (18.01. 1896 г., Майкоп — 05.06. 1963 г., Москва) — российский тромбонист, педагог и дирижер, солист оркестра Большого театра, Персимфанса и государственного симфонического оркестра СССР, профессор Московской консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса, Заслуженный артист РСФСР., А. М. Седракян Седракян Азат Мкртычевич (16.09.1911г., Эривань — 16.09.1986 г., Москва) — тромбонист, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1981). Артист симфонического оркестра Московской филармонии, в 1944;1952 годы — Государственного симфонического оркестра СССР. 1944;1986 гг. преподаватель военно-дирижерского факультета Московской консерватории (с 1960 г., доцент, с 1976 г., профессор). и многие другие.

Владислав Михайлович основал в консерватории военно-капельмейстерский класс (позднее — Факультет военных дирижеров). В 1928 году Блажевич становится одним из организаторов и руководителей высшего военно-дирижерского образования в СССР, а в 1937 году — организатором, художественным руководителем и главным дирижером Государственного духового оркестра СССР.

Исполнительская, педагогическая и организаторская деятельность Владислава Михайловича сочеталась с композиторской работой. Его творческое наследие велико и разнообразно. Автор многочисленных этюдов, ряда концертных сочинений для тромбона, тубы и духового оркестра, а также неоднократно переиздававшихся впоследствии школ для духовых инструментов, как в нашей стране, так и за рубежом.

Разносторонняя и плодотворная деятельность Владислава Михайловича Блажевича явилась значительным вкладом в развитие российской исполнительской школы игры на духовых инструментах.

1.1 История жанра «Концерт»

Концерт (нем., «Konzert», от итал., «concerto» — гармония, согласие и от лат., «concertare» — состязаться) — музыкальное произведение, чаще всего для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром. Существуют также концерты для одного инструмента — без оркестра, концерты для оркестра — без строго определенных сольных партий, концерты для голоса (или голосов) с оркестром и концерты для хора.

Во второй половине XVII века появились сочинения, основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста или группы солирующих инструментов (в Concert Grosso От итал., «Concert Grosso» — большой концерт — жанр старинной ансамблевой инструментальной музыки.) и оркестра. Первые образцы таких концертов (Concerto da camera От итал., «Concerto da camera» — камерно-инструментальный — подтип «Concerto Grosso».) принадлежат Джованни Бонончини Джованни Баттиста Бонончини (итал., Giovanni Battista Bononcini; 18.07.1670 г., Модена — 9.07. 1747 г., Вена) — итальянский композитор, виолончелист-виртуоз, из известной музыкальной семьи Бонончини. и Джузеппе Торелли Джузеппе Торелли (итал., Giuseppe Torelli; 22.03.1658 г., Верона — 8.02.1709г., Болонья) — итальянский композитор, скрипач, альтист, педагог., однако их камерные сочинения, для небольшого состава исполнителей, были переходной формой от сонаты к концерту; фактически же концерт сложился в первой половине XVIII века в творчестве Арканджело Корелли и особенно Антонио Вивальди — как трехчастная композиция с двумя крайними частями в быстром движении и медленной средней частью.

Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких солирующих инструментов с оркестром продолжилось и в XIX веке в творчестве Н. Паганини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Листа, П. Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов. При этом в сочинениях композиторов — романтиков наблюдался отход от классической формы концерта, в частности, был создан одночастный концерт малой формы и концерт крупной формы, по построению соответствовавший симфонической поэме, с характерными для нее принципами монотематизма и «сквозного развития» (например, фортепианные концерты Ф. Листа).

На протяжении XVIII — XX веков были созданы концерты практически для всех музыкальных инструментов — фортепиано, скрипки, виолончели, альта, деревянных и медно — духовых инструментов.

1.2 Аналитический разбор «Концерта № 2» В. Блажевича

«Концерт № 2 для тромбона» — одночастный концерт, имеющий 3 крупных раздела, соответствующих 3-м частям классического концерта

I часть

Moderato non tanto

II часть

Andante cantabile

III часть

Allegro non tanto

Мы, в нашем аналитическом разборе, рассмотрим только II и III части концерта.

II часть

Andante cantabile

Тромбон вступает не сразу, а лишь спустя 9 тактов, изначально звучит фортепианное вступление Andante в тональности b-moll, где композитор устанавливает лирический, спокойный характер II части концерта. Тромбон в сопровождении фортепиано звучит очень ярко, насыщенно, местами драматично и на протяжении всей части и вызывает у слушателя непроизвольный интерес.

Данная часть написана в сложно 2-х частной форме (A A1), форма второго плана вариационная. Основная тональность — b-moll.

I часть (A) — простоя 2- х частная форма.

1 период (a) состоит из 2 предложений по четыре такта. В первом предложении мелодия звучит у тромбона в тональности b-moll, второе предложение состоит из 4 тактов, тема переходит к фортепиано, а у тромбона — противосложение, которое оканчивается в 4-ом такте в f-moll. Далее звучит фортепианная связка, которая длится 2 такта и тут же устанавливается новая тональность d-moll.

2 период (b) — написан в форме периода повторно-секвенционного строения с расширенным 2 предложением.

1 предложение — состоит из 5 тактов, которое оканчивается на доминанте к d-moll.

2 предложение — состоит из 8 тактов, которое начинается в d-moll, но далее отклоняется в тональности D, e, Es, E, Ges, fis. В этом предложении звучит кульминация среднего раздела.

3 предложение — состоит из 5 тактов, которое подводит нас к концу среднего раздела этой части. Она оканчивается в тональности fis moll.

Далее звучит фортепианная связка из 6 тактов, которая возвращает нас в основную тональность — b-moll.

После связки-перехода у нас звучит 2 часть (A1), которая носит вариационный характер.

1 период (a) носит повторный характер, но варьированный. Он повторяет вступительную часть концерта.

2 период (b1) — состоит из 2 предложений, одно из них, первое, повторяет тему из первой части варьировано (A), но в другой тональности — es-moll.

Второе предложение — носит заключительный характер, оно несет в себе кульминацию всей II части концерта. И также возвращает нас в основную тональность — b-moll.

Далее звучит фортепианная связка-переход, состоящая из 7 тактов, в ней происходит модуляция в главную тональность III части концерта — Des-dur, в этой связке меняется не только тональность, но и ритм, появляются триольные восьмые, подготавливающие размер 6/8, в котором звучит финал.

Схема-разбор формы II части «Концерта № 2»

III часть

Allegro non tanto

Данная часть написана в форме сонатного Allegro. Основная тональность Des-dur.

Вступление состоит из 16 тактов, которое по характеру напоминает нам главную партию и звучит на фоне доминантовой гармонии Des dur.

Экспозиционная главная тема звучит на протяжении 16 тактов и в ней угадывается жанр танца. Она звучит легко и непринужденно в тональности Des-dur, можно проследить и восходящий и нисходящий секвенционные ходы. К концу гл. п. мы отклоняемся в тональность доминанты — As.

Далее звучит связующая партия на протяжении 7 тактов, которую играет фортепиано. Она является переходным звеном от жанра танца к маршу.

Побочная партия звучит решительно и возвышенно, длится она, 16 тактов в тональности доминанты — As. Тут мы услышим кульминацию экспозиции. Далее звучит заключительная партия, которая постепенно меняет жанр музыки на песенный, но меняется не только, жанр, но и тональность, которая модулирует в субдоминанту — Ges. Далее заключительная партия подводит нас к эпизоду.

Эпизод — Poco tranquillo — начинается 2-х тактовым вступлением фортепиано. Он написан в форме периода из 4-х предложений по 8 тактов. 1 и 2 предложения построены на одном тематическом материале. 3 предложение развивающего характера с использованием восходящего секвенционного построения. 4 предложение носит заключительный характер. Далее звучит фортепианная связка, состоящая из 7 тактов, тут происходит возвращение в тональность главной партии — As-dur.

Реприза у Владислава Михайловича в III части концерта весьма необычна. Уникальность в том, что партии репризы не приближены тонально, что характерно для музыки эпохи романтизма. Главная партия репризы варьировано повторяет тему экспозиции. Во-первых, меняется тональность, а во-вторых ритм, но динамика остается неизменна. Связующая партия репризы не менее интересна, ее особенность в том, что она ложная. Солист вступает на 4 такта раньше чем, в связующей партии экспозиции, что характерно для музыки 20 века. Далее звучит каденция, которая плавно переходит в коду — кульминацию всего произведения. Кода — синтетическая, которая построена на 2-х темах, утверждающая основную тональность — Des-dur.

В первом разделе коды звучит главная партия из I части концерта, которая звучит на протяжении 13 тактов. Второй раздел — Tempo I, построен на материале побочной партии, звучащий ярким и стремительным апофеозом всего концерта.

концерт ноктюрн жанр музыкальный Схема-разбор формы III части «Концерта № 2»

Глава II. Краткие биографические сведения А. Гурилева Александр Львович Гурилев (22.09.1803г., Москва — 30.08.1858 г., Москва) — русский композитор, пианист, скрипач, альтист.

Родился в семье Льва Степановича Гурилева — крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца еще в детстве. Игре на фортепиано он учился у Джона Филда Джон Филд (англ., John Field, 26.07.1782 г., Дублин — 11.01.1837 г., Москва) — ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Славился как пианист-виртуоз. Большую часть жизни провёл в России., теории музыки его обучал — И. И. Геништа. Играл в крепостном оркестре на скрипке и альте, а также в квартете князя Н. Голицына.

В 1831 году, после смерти В. Орлова, вместе с отцом получил вольную и отправился в Москву, где вскоре стал известен как композитор, пианист и педагог. Сблизившись с представителями московской интеллигенции — художниками и писателями, Гурилев пишет романсы на стихи Н. П. Грекова, А. Кольцова, И. Макарова. Некоторые романсы композитора были опубликованы известным издателем Бернардом Бернард Матвей Иванович (1794г., Курляндия — 27.04.1871 г., Санкт-Петербург) — пианист, композитор, педагог, музыкальный издатель. Окончил Санкт-Петербургский университет; по игре на фортепиано ученик Филда. Издал много салонных пьес для фортепиано и транскрипций. в музыкальных журналах.

Наиболее известные романсы Гурилева — «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Романс на слова Д. Щербины «После битвы» был очень популярен на флоте с Крымской войны и, став народным, был переработан в одну из популярнейших песен «Раскинулось море широко». Ему также принадлежит множество сочинений для фортепиано — инструмента, которым Гурилев хорошо владел.

В музыке, полной искреннего чувства и глубокой душевности Александр Львович Гурилев — певец — лирик — чутко выразил заветные чаяния и думы своих современников.

2.1 История жанра «Ноктюрн»

Ноктюрн (от фр., «nocturne» — ночной) — распространившееся с начала XIX века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. Французское слово «nocturne» в этом значении впервые применил Джон Филд Джон Филд (от англ. John Field, 26.07.1782 г., Дублин — 11.01.1837 г., Москва) — ирландский композитор, основоположник ноктюрна. Большую известность получил в качестве пианист-виртуоза. Большую часть жизни провел в России. Кроме большого количества фортепианных пьес, в число которых входят 18 ноктюрнов, несколько сонат, вариации, фантазии, рондо и фуги, Филд написал семь концертов для фортепиано с оркестром. в 1810х годах, хотя итальянский термин «notturno» От итал., «Notturno» — род дивертисмента, близкое к кассации и инструментальной серенаде многочастное произведение, обычно для духовых или струнных и духовых инструментов, предназначенное для исполнения на открытом воздухе в ночное время (образцы у В. А. Моцарта и Й. Гайдна). существовал еще в XVIII веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе.

В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются также подобные сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и для оркестров. Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь — время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощенную суетой дня.

Богатейшие лирические возможности ноктюрна достаточно исследованы. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью насыщается вся фактура, мелодика вбирает в себя декламационные обороты, органично взаимодействует с различными вокальными жанрами, включая оперную арию, баркаролу и хорал.

В XX веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его помощью уже не лирические ночные грезы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира.

2.2 Аналитический разбор «Ноктюрна» А. Гурилева

«Ноктюрн» А. Гурилева имеет форму сложную 2-х частную. (A B)

«Ноктюрн» в полной мере соответствует всем канонам этого жанра. С помощью этих достоинств, мы поможем слушателям погрузиться в атмосферу романтизма.

Произведение начинается со вступления фортепиано, которое длится 2 такта и показывает основную тональность — F-dur. Арпеджированное вступление звучит мягко и ненавязчиво.

1 часть (A) — простая 2-х частная форма.

1 период (a) — состоит из 2-х предложений по 4 такта.

2 период (b) — состоит из 2-х предложение по 4 такта.

2 часть (B) -период, имеет разработочный характер, мелодия переходит к фортепиано, а солист играет противосложение и отклонятся в тональности g-moll, a-moll. Кантеленное начало преломляется в нем сложно, напевностью насыщается вся фактура, органично взаимодействует с различными вокальными жанрами.

Первый мотив 1 периода, состоящий из 2 тактов, звучит в a-moll, а второй мотив имеет нисходящее секвенционное повторение. В последних нескольких тактах данного предложения (b) мы возвращаемся в основную тональность произведения — f-moll, но возвращаемся очень красиво, автор создает необычный ритм — триоли, которые имеют характер задержания и приводят нас к полной совершенной каденции.

2 период © состоит из 2 предложение. Второе предложение, расширенное, несет в себе кульминацию всего произведения. В этом периоде складывается ощущение движения темпа вперед, но это весьма обманчивое чувство. Темп остается тем же, но автор за счет сжатия длительностей создает специфическую краску.

Далее звучит заключение, состоящее из 3 тактов.

Схема-разбор формы «Ноктюрна»

Заключение

Данная аналитическая работа, безусловно, помогла нам раскрыть не только техническую и художественную сторону музыкальных произведений, но формообразующие компоненты различных музыкальных эпох.

«Концерт № 2» Владислава Михайловича Блажевича уникальное произведение своего рода. Мало того, что каждая часть по-своему особенна и уникальна, но и различные не значительные элементы подчеркивают неповторимый почерк композитора и его музыкальные предпочтения. Этот концерт позволяет нам окунуться в творчество Блажевича и раскрыть веяния музыки того времени.

Данный концерт является очень выгодным для развития профессиональных навыком музыканта-духовика. Его сложная форма и гармония позволяют очень быстро раскрыть весь потенциал обучающегося.

«Ноктюрн» Александра Львовича Гурилева доказал нам, что вокальные жанры очень сложны в формообразующих компонентах. Художественная часть этого произведения весьма цело и глубоко раскрывает нам эпоху романтизма. Вся мелодика пронизана лирико-драматичной напевностью, которая очень действенно погружает нас в эпоху ночных песен.

Считаю, что проделанная аналитическая работа целиком и полностью помогла выполнить поставленные перед нами задачи.

1. Способин И. В. «Музыкальная форма.» — М: Музыка, 1984 г.

2. Холопов Ю. Н. Форма музыкальная // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — К. 879−885.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой