Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение массива преступлений данного вида позволило выявить их специфику, обусловленную в основном следующими обстоятельствами: внезапность возникновения и скоротечность авиационного происшествияопасность для всех лиц, находящихся в летательном аппарате, и для местных жителейтяжкие последствия для людей и материальной частисложность установления причин и виновных в авиационном… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Криминалистическая характеристика, типичные следственные ситуации и типичные версии по делам об авиационных происшествиях
    • 1. Понятие и содержание криминалистической характеристики нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ
    • 2. Типичные следственные ситуации, складывающиеся на начальном этапе расследования, и системы типичных версий
  • Глава 2. Особенности начального этапа расследования нарушений правил полетов или подготовки к ним
    • 1. Планирование расследования и проблемы взаимодействия следственных органов с ведомственной комиссией при расследовании авиационного происшествия
    • 2. Производство первоначальных следственных действий при расследовании нарушений правил полетов или подготовки к ним
    • 3. Экспертные исследования как решающий компонент процесса установления истины по уголовному делу

Методика расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.

Актуальность темы

исследования.

На современном этапе развития Вооружённых Сил РФ невозможно представить себе выполнение боевых, учебно-боевых, учебных и хозяйственных задач без использования авиационной техники. Однако в связи с тяжёлым экономическим положением в государстве в настоящее время стоит проблема недостаточного финансирования деятельности не только авиации Вооруженных Сил РФ, но всей авиации России в целом1. Как следствие этого, вынужденное использование летательных аппаратов с продлённым ресурсом эксплуатации, нуждающихся в ремонте и доработке, нехватка горючего, запасных частей, опытных инструкторов, слабая материально-техническая база для полноценной учёбы и, соответственно, слабая подготовка пилотов и технического персонала. Последние закупки боевых самолетов для Военно-воздушных сил были произведены в 1992 году. В 1997 году закупки авиационной техники Министерством обороны РФ составили 2 вертолета Ка-502.

Для экипажей военно-транспортной и дальней авиации стали привычными «коммерческие рейсы». При выполнении таких рейсов воздушное судно загружается зачастую без должного контроля, рейс выполняется бортом, не приспособленным для перевозки грузов, количество груза превышает максимально допустимый вес для данного борта, либо груз неправильно отцентрован.

1 См.: Эминов В. Е. Особенности криминогенного воздействия социально-экономических и социально-правовых факторов на обеспечение безопасности полетов и эксплуатацию воздушного транспорта. / Актуальные проблемы криминологии и исправительнотрудового права. Сб. науч. трудов. — М.: ВЮЗИ, 1990. — С. 59 — 62- Приказ Федеральной авиационной службы России от 18.09.96. N 58 «О дополнительных мерах по повышению безопасности полетов» .

См.: Батуев В. ВВС в стиле модерн. // Московский комсомолец. — 1999. — 6 мая.

Как показывает статистика, в последние годы количество авиационных происшествий в России не сокращается, растет тяжесть их последствий. Так, в 1997 году в гражданской авиации РФ произошло 35 авиационных происшествий, в том числе 10 катастроф, повлекших гибель 80 человек3.

По данными Международной организации гражданской авиации (ИКАО), членом которой Российская Федерация как правопреемница СССР является с 14 ноября 1970 года4, Россия возглавляет список стран по числу погибших на один миллион пассажиров при регулярных пассажирских перевозках на магистральных авиалиниях, а в Военно-воздушных силах ВС РФ с января по сентябрь 1994 года в авиакатастрофах погибло 82 человека5.

Авиационные происшествия влекут за собой не только огромный материальный ущерб, причиняемый государству, но и гибель множества людей. Кроме того, каждое происшествие, произошедшее с воздушным судном, обычно имеет большой общественный резонанс и отрицательно влияет на отношение граждан к авиации вообще и к ВВС, в частности. Показательны слова одного американского ученого по этому поводу: «Проявляемое конгрессом беспокойство по поводу приблизительно 200 жертв авиационных происшествий, происходящих в течение года с воздушными судами американских авиаперевозчиков, можно в интересах справедливости сравнить с беспокойством, которое они проявляют к жертвам курения, а от табака в США, ежегодно умирают 300 000 человек! И что же? По авиационным происшествиям конгресс проводит слушания, а владельцам табачных фабрик он предоставляет субсидии"6.

Крайне неблагоприятен для Российской Федерации общий прогноз положения с авиацией на ближайшие годы, усугубляемый происходящими в См.: Бас В. И. Безопасность полетов: итоги прокурорской проверки неутешительны. // Законность. — 1998. — № 9. — С. 21.

4 См.: Актуальные вопросы международного воздушного права. / Под ред. А. С. Пирадова. -М.: Международные отношения, 1973. — С. 44.

5 См.: Букашев А. Все ниже, ниже и ниже. // Московский комсомолец. — 1994. — 17 ноября.

6 Винер Э. Л. Столкновения в воздухе: авиационные происшествия, системы и реальная политика. / Ошибки пилота: человеческий фактор. М.: Транспорт, 1986. — С. 158.

России негативными процессами в социально-политической и экономической сферах.

В этих условиях в настоящее время большое государственное значение приобретает и широко обсуждается в литературе проблема надлежащего обеспечения безопасности полетов, как в Российской Федерации, так и в международной авиации8.

Во исполнение сказанного, одним из основных направлений деятельности государства в данный момент является повышение безопасности полетов, предотвращение авиационных происшествий и предпосылок к ним, борьба с преступными нарушениями правил полетов и подготовки к ним9. В выполнении этой задачи важная роль отводится военной прокуратуре, на которую возложена обязанность осуществления действенного прокурорского надзора за соблюдением законов регламентирующих выполнение полетов и подготовку к ним, квалифицированного расследования авиационных происшествий.

Представляется, что недостаточная эффективность борьбы с указанными преступлениями в немалой степени обусловлена отсутствием комплексного исследования закономерностей возникновения их причин и вопросов расследования. Все это проводит к тому, что работники военной прокуратуры вынуждены затрачивать много сил и времени на поиски решения задач возникающих следственных ситуаций и выдвижения следственных версий, имеющих в обобщенном виде типовое содержание и неоднократно подтверждавшихся на практике.

См., например: Костенников М. В. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах гражданской авиации. — Автореф. дисс.. канд. юр. наук. — М., 1995; Прокоплюк Н. И. Проблемы обеспечения безопасности полетов в современных экономических условиях. — СПб.: Акад. гр. авиации, 1997.

См., например: Ляхов А. Г. Преступления против безопасности международной гражданской авиации и Советское уголовное законодательство. // Советское государство и право. — 1989. — № 7. —С. 124- 128. 9 См., например: Указ Президента РФ от 08.08.98 N 938 «О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации» — Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.06.98 N 605.

Несмотря на актуальность данной темы, до настоящего времени нет единого комплексного исследования проблемы в криминалистическом аспекте. В частности, до сих пор не была разработана криминалистическая характеристика нарушений правил полетов или подготовки к ним в авиации Вооруженных Сил РФ, основанная на обобщении эмпирического материала.

Некоторые стороны деятельности органов военного управления и военной юстиции по расследованию и предупреждению авиационных происшествий в авиации Вооруженных Сил РФ освещены в монографиях B.C. Булаковского, Б. Я. Петелина, С. Я. Розенблита, В. П. Серегина. Последняя работа, посвященная расследованию авиационных происшествий в авиации ВС РФ следователями военных прокуратур, была издана в 1973 году10.

В монографии «Расследование и предупреждение авиационных происшествий», написанной в 1977 году для следователей гражданских прокуратур, не нашли отражения специфика и особенности расследования авиационных происшествий в условиях Вооружённых Сил РФ11. Изданные в 1989 году в Институте усовершенствования следственных работников при Прокуратуре СССР методические рекомендации по осмотру места авиационного происшествия12 и назначению экспертиз по данной категории дел13, по сути, являются кратким изложением содержания монографии 1977 года, которая на сегодняшний день остается единственной фундаментальной работой, в которой наиболее полно отражены все этапы расследования уголовных дел данной категории. Вопросы криминалистического исследования нарушений правил полетов или подготовки к ним в ВС РФ, в силу их специфичности, остались за рамками этих исследований.

Кроме того, с момента опубликования результатов имеющихся немногочисленных теоретических разработок данной темы прошел значительный.

10 См.: Петелин Б. Я., Серегин В. П. Осмотр места летного происшествия. (Учебное пособие). — М.: ВПА им. Ленина, 1973.

11 Эминов В. Е., Саулевич Э. К., Лодысев М. С., Кофман В. Д. Расследование и предупреждение авиационных происшествий. — М. Прокуратура СССР, 1977.

12 См.: Ряшев В. М. Осмотр места происшествия при расследовании катастроф и аварий на воздушном транспорте. — Ленинград, 1989.

13 См.: Ряшев В. М. Назначение экспертиз при расследовании катастроф и аварий на воздушном транспорте — Ленинград, 1989. период времени, отдельные рекомендации не в полной мере отражают современные возможности криминалистической науки. Стремительное развитие современной авиационной техники и изменение ситуации в ВС РФ привели к тому, что многие положения в специальной литературе устарели, изменились терминология и сам подход к расследованию уголовных дел данной категории. Не учтены возможности современных компьютерных технологий при расследовании авиационных происшествий. Складывающаяся обстановка убедительно свидетельствует о необходимости исследования данной проблемы.

Криминалистические аспекты борьбы с авиационными происшествиями затрагивались в работах В. П. Антонова, B.C. Булаковского, В.В. Жел-това, В. Д. Кофмана, М. С. Лодысева, И. Ф. Пантелеева, Б. Я. Петелина, С. Я. Розенблита, Э. К. Саулевича, В. П. Серегина, Ф. М. Терехова, С. В. Тюрина, В. Е. Эминова и других.

Как показывает практика, совершение и расследование преступлений в условиях Вооруженных Сил, в том числе и нарушений правил полетов или подготовки к ним, имеют определенную специфику, которая обусловлена, в частности, следующими обстоятельствами: а) Вооруженные Силы выполняют только им присущие специфические задачи, имеют строго определенную структуру и организацию, имеют на вооружении специальную, в том числе и авиационную, технику и современное оружие, что определяет повышенные требования не только к состоянию здоровья военнослужащих, но и умению квалифицированного обращения с данной техникойб) войсковые части и военные объекты, транспорт и т. д. закрыты для посторонних, право доступа на них имеет ограниченное число лиц.

Особенности расследования преступлений в условиях Вооруженных Сил нашли отражение в работах ученых кафедры криминалистики Военного университета: В. Н. Абрамина, Н. М. Балашова, И. А. Гамалеева, А.И. Зинов-кина, В. Н. Калтыгина, В. А. Козловцева, Р. Н. Климова, Маликова С. В., В. Н. Щукина и других. Различные аспекты данной проблематики были затронуты также С. Н. Чуриловым, В. П. Антоновым, В. П. Антиповым, В. В. Романовым.

Труды этих криминалистов являются научной основой для дальнейшей разработки методики расследования отдельных видов преступлений в условиях Вооруженных Сил, и в частности — преступлений, связанных с нарушением правил полетов или подготовки к ним.

Уголовным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие с 1 января 1997 года, преступления, связанные с нарушением правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ, отнесены к «преступлениям против военной службы», включены в 33 главу XI раздела Кодекса и содержатся в ст. 351 УК РФ.

Учитывая сказанное, в настоящем диссертационном исследовании предполагается рассмотреть вопросы, связанные с расследованием преступлений, предусмотренных указанной выше статьей Уголовного кодекса РФ.

Как показывает следственная практика, нарушение правил полетов или подготовки к ним в условиях Вооруженных Сил не имеет такого распространения, как, например, дорожно-транспортные происшествия. Однако расследование такого рода преступлений на практике вызывает наибольшие затруднения и часто сопряжено с существенными упущениями в организации предварительного расследования, которые обусловлены как спецификой авиационных происшествий, так и чрезвычайно редким, единичным хас рактером авиакатастроф по сравнению^другими видами преступлений.

Изучение массива преступлений данного вида позволило выявить их специфику, обусловленную в основном следующими обстоятельствами: внезапность возникновения и скоротечность авиационного происшествияопасность для всех лиц, находящихся в летательном аппарате, и для местных жителейтяжкие последствия для людей и материальной частисложность установления причин и виновных в авиационном происшествиимногообразие причин, как главных, так и способствующих происшествиюотсутствие вообще либо малое количество свидетелей и очевидцев, неблагоприятные условия восприятия очевидцами обстоятельств авиакатастрофымалое количество вещественных доказательствсложность технических и специальных вопросов, связанных с эксплуатацией и обслуживанием авиационной техники. Основным доказательственным материалом по делам данной категории являются вещественные доказательства, обнаруженные на месте происшествия (например, средства объективного контроля) и лётная документация (например, задание экипажу воздушного судна).

Что касается единичности авиационных происшествий, то по данным Главной военной прокуратуры Российской Федерации, преступность, связанная с нарушением правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ (речь идет о преступлениях, сведения о которых отдельно учитываются по форме 1 статистической отчетности Главной военной прокуратуры — предусмотренных ст. 253 УК РСФСР и ст. 351 УК РФ) за 1992 — 1997 г. г. имела следующую структуру14:

Год ВозбуПриостановПрекращено Прекращено НапраОсуждено лено либо по реабилитипореабиливлено ждеуголовидет предварующим остирующим дел в, но ных дел рительное нованиям основаниям суд лиц следствие.

1992 11 — 5 4 2 2.

1993 5 — 3 2 ;

1994 15 — 7 7 1 2.

1995 14 1 7 5 1 1.

1996 23 1 14 6 2.

1997 14 2 8 3 1 2.

Следует заметить, что большое количество прекращенных по нереа-билитирующим основаниям уголовных дел и малое количество направленных в суд уголовных дел связано, прежде всего, с гибелью в результате авиационного происшествия подлежащих привлечению к уголовной ответ.

14 Данные приводятся на основании компьютеризованной статистической отчетности ГВП. ственности лиц (п. 8 ч. 1 ст. 5 УПК РСФСР), а также с принятием акта амнистии, устраняющего применение наказания (п. 4 ч. 1 ст. 5 УПК РСФСР).

Долю преступлений, связанных с нарушением правил полетов или подготовки к ним, совершаемых в Вооруженных Силах, наглядно демонстрирует приведенная ниже таблица15:

Год Количество совершенных преступлений Доля преступлений в общем количестве преступлений в ВС РФ за год, %.

1992 11 0,21.

1993 5 0,34.

1994 15 0,36.

1995 14 0,045.

1996 23 0,075.

1997 14 0,053.

1998 13 0,05.

Существует ряд особенностей, связанных с криминалистической характеристикой и методикой расследования данного вида преступлений. В первую очередь — установления главной и непосредственной (технической) причины авиационного происшествия. В ходе предварительного следствия возникают вопросы взаимодействия с ведомственной комиссией по расследованию данного авиационного происшествия, организации расследования в целом и методике проведения отдельных следственных действий, участия в них специалистов, назначения и использования результатов экспертиз.

Вышесказанное дает основания утверждать, что, несмотря на небольшое количество преступлений, связанных с авиационными происшествиями, в структуре всей преступности в Вооруженных Силах Российской Федерации, изучение и выявление закономерностей нарушений правил полётов или подготовки к ним, разработка эффективной криминалистической методики.

15 Там же. их расследования с учётом современного развития авиационной техники, с учетом повышенной опасности данного вида преступлений, их специфического характера, является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед криминалистикой в настоящее время.

2. Цели и задачи исследования.

Объектом данного диссертационного исследования является преступная деятельность, связанная с нарушением правил полетов или подготовки к ним, предметом — криминалистический аспект нарушений правил полетов или подготовки к ним в условиях Вооруженных Сил, а именно специфические закономерности расследования авиационных происшествий, произошедших в авиации Вооруженных Сил РФ.

Целью предстоящего диссертационного исследования является выявление особенностей расследования уголовных дел об авиационных происшествиях, в том числе — особенностей возбуждения уголовных дел, планирования, тактики проведения отдельных следственных действий, участия в них специалистов, назначения экспертиз, разработка криминалистической характеристики нарушений правил полетов или подготовки к ним, типичных следственных ситуаций и типичных следственных версий начального этапа расследования, разработка научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективной организации расследования преступлений данной категории на начальном этапе расследования.

Для достижения цели работы в ходе диссертационного исследования предполагается решение следующих задач:

— изучение и обобщение нормативно-правовых актов, специальной и научной литературы по избранной проблематике;

— изучение и анализ практики расследования преступлений, предусмотренных ст. ст. 253 УК РСФСР и 351 УК РФ;

— разработка криминалистической характеристики данного вида преступления;

— выявление наиболее типичных следственных ситуаций, складывающихся на первоначальном этапе расследования по данной категории дел;

— разработка системы типичных версий, выдвигаемых на начальном и последующем этапах расследования;

— определение типичных первоочередных задач расследования, путей и способов их решения на основе анализа криминалистической характеристики рассматриваемого вида преступлений и типичных следственных ситуаций;

— разработка рекомендаций по повышению эффективности планирования и производства предварительного следствия, проведения оперативно-розыскных мероприятий;

— исследование вопроса о привлечении специалистов при расследовании преступлений, предусмотренных ст. ст. 253 УК РСФСР и 351 УК РФ.

3. Методологическая основа и источники исследования.

Методологической основой диссертационного исследования являются положения общенаучных философских методов, общенаучных эмпирических и теоретических методов познания, а также специальных методов познания частных наук, обусловленных спецификой изучаемого объекта: сравнительно-правового, логического, исторического, социологического и другихизучение научной и специальной литературы по исследуемому вопросу, анализ действующего законодательства и ведомственных нормативных актованкетирование, интервьюирование, наблюдениеанализ, синтез и обобщение данных.

В ходе диссертационного исследования использовались фундаментальные научные труды по криминалистике, уголовному праву и процессу, судебной медицине, психологии и психиатрии, других областей знаний, имеющие отношение к теме исследования, в том числе работы зарубежных авторов.

Нормативную базу исследования составило действующее законодательство Российской Федерации в области обеспечения безопасности полетов и расследования авиационных происшествий.

В диссертации представлена обобщённая следственно-судебная практика органов военной юстиции по борьбе с нарушениями правил полетов или подготовки к ним в условиях Вооруженных Сил РФ по материалам уголовных дел об авиационных происшествиях.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные автором в 1998 — 1999 г. г. путем:

— изучения по специально разработанной программе 92-х уголовных дел, расследованных органами военной прокуратуры либо находящихся на стадии предварительного следствия;

— анкетирования и интервьюирования прокурорско-следственных работников военных прокуратур, расследовавших либо принимавших участие в расследовании уголовных дел об авиационных происшествиях;

— изучения статистической отчетности, обобщений и обзоров Главной военной прокуратуры РФ по исследуемой проблеме.

4. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в его рамках, с учётом современных представлений криминалистики о возможностях получения доказательственного материала, впервые в современных специфических условиях предпринято исследование в криминалистическом аспекте проблемы расследования преступных нарушений правил полетов или подготовки к ним в условиях Вооруженных Сил. Кроме того, предпринята попытка комплексного, системного подхода к исследованию теоретических и практических вопросов расследования нарушений правил полётов, подготовки к ним и эксплуатации военных летательных аппаратов с целью последующей выработки комплексов научно-практических рекомендаций по расследованию дел данной категории.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Криминалистическая характеристика нарушений правил полетов или подготовки к ним в авиации ВС РФ как разработанная на основе изучения и обобщения эмпирического материала совокупность криминалистически значимых для раскрытия и расследования преступлений изучаемой категории взаимосвязанных типичных данных о способе, обстановке, месте, времени совершения преступления, состоянии метеоусловий, личности преступника и обстоятельствах, способствующих авиационному происшествию.

2. Характеристика типичных следственных ситуаций, зависящих от объема и характера фактической информации на первоначальном этапе расследования нарушений правил полетов или подготовки к ним в авиации Вооруженных Сил РФ.

3. Система типичных версий, выдвигаемых на начальном этапе расследования авиационных происшествий, использование которых позволяет наиболее быстро и эффективно выполнять следственные действия при расследовании преступлений изучаемой категории.

4. Характеристика комплекса следственных действий, проводимых на начальном этапе расследования в тесном взаимодействии с государственной комиссией по расследованию причин авиационного происшествия как основа успешного раскрытия и расследования преступлений исследуемого вида.

5. Обоснование положения о том, что, как правило, уголовное дело возбуждается сразу после поступления сообщения о произошедшем авиационном происшествии, однако, возбуждение уголовного дела возможно и после получения материалов служебного расследования в зависимости от результатов работы ведомственной комиссии. Сложность расследования дел данной категории предполагает создание следственно-оперативной группы.

6. Тактика проведения следственных действий на первоначальном этапе расследования нарушений правил полетов или подготовки к ним в условиях Вооруженных Сил РФ имеет определенные специфические особенности, знание которых позволяет повысить их своевременность, полноту и эффективность. В частности, к первоначальным следственным действиям относятся осмотр места авиационного происшествия и иных объектов аэродрома, проведение допросов и различных экспертных исследований, а также иные следственные действия.

Основные положения диссертации рассматривались и обсуждались на заседаниях кафедры криминалистики Военного университета. Апробация отдельных теоретических и практических результатов диссертационного исследования выразилась во внедрении материалов работы диссертанта в процесс преподавания криминалистики в Военном университете. В частности, результаты исследования используются при проведении лекционных занятий с курсантами и слушателями Военного университета, а также с практическими работниками военных прокуратур на курсах усовершенствования.

Основные теоретические положения диссертации изложены в 5 научных публикациях по проблемам исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в осуществлении теоретических обобщений по данной проблеме, формулировании впервые в криминалистической науке криминалистической характеристики преступлений данной категории, что обогащает криминалистическую методику в научном отношении.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что выработаны практические рекомендации по повышению качества и эффективности расследования данного вида преступленийполученные выводы и рекомендации могут быть использованы на практике в работе органов предварительного следствия и суда, преподавателей в процессе подготовки военных юристов.

5. Структура диссертационного исследования.

Структурно работа состоит из введения, двух глав (разделенных по параграфам) и заключения, а также списка литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются вопросы, как теоретические, так и практические, касающиеся криминалистической характеристики нарушений правил полетов или подготовки к ним как воинского преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ, в том числе структура криминалистической характеристики и её отдельные элементы. Кроме того, рассматриваются особенности возбуждения уголовных дел об авиационных происшествиях, типичные следственные ситуации, складывающиеся на начальном этапе расследования, а также системы выдвигаемых типичных следственных версий.

Во второй главе основное внимание уделено особенностям возбуждения и планирования расследования уголовных дел о нарушениях правил полетов или подготовки к ним, вопросам взаимодействия следственных органов с ведомственной комиссией при расследовании авиационного происшествия, а также тактическим особенностям проведения отдельных следственных действий на начальном этапе расследования уголовного дела.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщение результатов предпринятого диссертационного исследования позволяет определить основные закономерности расследования нарушения правил полетов или подготовки к ним в Вооруженных Силах РФ и сформулировать следующие выводы:

1. Актуальность и важность темы обусловлена возросшим в последние годы количеством авиационных происшествий в России, ростом тяжести их последствий (многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб), а также отсутствием современного комплексного исследования проблемы разработки современной методики расследования нарушений правил полетов или подготовки к ним в авиации Вооруженных Сил РФ, основанной на обобщении эмпирического материала.

2. Действия лица, ставшие причиной авиационного происшествия с военным воздушным судном, квалифицируются по ст. 351 УК РФ. Объективная сторона данного преступления предусматривает обязательную причинно-следственную связь между нарушением правил полетов или подготовки к ним и наступившими тяжкими последствиями. Субъектом данного преступления может быть только военнослужащий, на которого специально возложены обязанности по осуществлению, обеспечению полетов и подготовки к ним, а также по эксплуатации воздушного судна. Субъективная сторона нарушений правил полетов или подготовки к ним выражается только в неосторожной форме вины.

3. Расследованию преступлений, связанных с нарушением правил полетов или подготовки к ним в авиации Вооруженных Сил РФ в целом присущи общие черты расследования преступлений иных категорий, совершаемых в Вооруженных Силах. Однако расследование уголовных дел данной категории имеет также и свои определенные особенности, обусловленные повышенной общественной опасностью и тяжестью последствий авиационных происшествий, сложностью установления причин авиационного происшествия, спецификой предварительного следствия, связанной с ведомственным расследованием.

4. Криминалистическая характеристика нарушений правил полётов или подготовки к ним представляет собой разработанную на основе изучения и обобщения эмпирического материала совокупность криминалистически значимых для раскрытия и расследования преступлений изучаемой категории взаимосвязанных типичных данных о причине (способе) авиационного происшествия, обстановке, месте, времени совершения преступления, состоянии метеоусловий, личности преступника и обстоятельствах, способствующих авиационному происшествию.

5. Уголовное дело возбуждается сразу после поступления сообщения о произошедшем авиационном происшествии, однако, возбуждение уголовного дела возможно и после получения материалов служебного расследования в зависимости от результатов работы ведомственной комиссии. Сложность расследования дел данной категории предполагает создание следственно-оперативной группы.

6. В результате всестороннего исследования и анализа научной и эмпирической базы расследования авиационных происшествий в зависимости от объема и характера фактической информации к моменту возбуждения уголовного дела стало возможным типизировать следственные ситуации, возникающие на начальном этапе расследования. К таковым можно отнести следующие: а) решение о возбуждении дела принимается военным прокурором после окончания административного расследования и получения заключения комиссии, в котором установлены нарушения в действиях конкретных должностных лицб) решение о возбуждении дела принимается военным прокурором после проведения в авиационной части прокурорской проверки состояния законности, в ходе которой установлен скрытый командованием части от органов следствия факт произошедшего авиационного происшествияв) дело возбуждается в ходе служебного расследования, когда признаки состава преступления становятся очевидными и нет необходимости дожидаться заключения комиссииг) уголовное дело возбуждается сразу после авиационного происшествия и предварительное расследование проводится параллельно с работой административной комиссии.

Как показывает судебная и следственная практика, наиболее сложными для расследования на начальном этапе являются 3 и 4 следственные ситуации. Они являются неблагоприятными, поскольку не содержат сведений, наиболее важных для раскрытия данных преступлений, вынуждают следователя вести расследования в условиях недостатка информации и неочевидности.

7. Анализ практики обусловил возможность разработки системы типичных версий, выдвигаемых на начальном этапе расследования авиационных происшествий, использование которых позволяет наиболее быстро и эффективно выполнять следственные действия при расследовании указанного вида преступлений. При расследовании авиационных происшествий, исходя из задач, стоящих перед следствием, выдвигаются следующие типичные следственные версии:

— версии о причинах авиационного происшествия;

— версии, связанные с подготовкой экипажа к полету;

— версии, связанные с руководством полетами и их обеспечением;

— версии, связанные с подготовкой и работой авиационной техники в ходе полета;

— версии, связанные с выполнением полета экипажем и его действиями в воздухе до совершения посадки;

— версии, связанные с подготовкой аэродрома к приему воздушного судна;

— версии, связанные с действиями экипажа при посадке воздушного судна;

— версии, связанные с воздействием личностного и человеческого факторов при авиационном происшествии;

— версии о последствиях авиационного происшествия;

— версии об обстоятельствах, способствующих авиационному происшествию.

8. По каждому факту авиационного происшествия в обязательном порядке проводится служебное расследование, осуществляемое специальной комиссией и проводимое параллельно расследованию в рамках уголовного дела. С данной комиссией, несомненно, со стороны следователя необходимо установление тесного контакта и взаимодействия в целях наиболее эффективного и полного расследования лётного происшествия.

9. Успех и эффективность расследования уголовного дела об авиационном происшествии в значительной мере зависит, прежде всего, от своевременности и качества производства первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

10. В целях достижения положительного результата при расследовании нарушений правил полетов или подготовки к ним в диссертации разработаны рекомендации по проведению отдельных следственных действий на первоначальном этапе расследования уголовного дела, которые имеют определенные специфические особенности. В частности, к таковым относятся осмотр места авиационного происшествия и иных объектов аэродрома, проведение допросов и различных экспертных исследований, а также иные следственные действия.

11. В результате полученных теоретических положений, основанных на изучении эмпирического материала, в целях наиболее тесного и результативного взаимодействия следственных органов и ведомственной комиссии, а также быстрого, полного и объективного расследования авиационных происшествий в Вооруженных Силах РФ предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность по расследованию авиационных происшествий в авиации ВС РФ: а) Перечень задач, выполняемых ведомственной комиссией на первом этапе ведомственного расследования авиационного происшествия («Методика расследования авиационных происшествий и инцидентов» — С. 9), необходимо дополнить такой задачей, как установление со стороны председателя комиссии взаимодействия с органами предварительного следствия, обеспечение участия следователя военной прокуратуры на всех этапах работы комиссии, решение вопросов, связанных с их доставкой к месту авиационного происшествия, а также установление руководящей роли следователя при проведении осмотра места происшествия. б) В п. 52 «Правил расследования авиационного происшествия и инцидентов в авиации Вооруженных Сил РФ», введенных в действие Приказом Министра обороны РФ № 322 от 22.06.93, закрепить обязанность председателя комиссии представить копию акта ведомственного расследования органам предварительного следствия для приобщения к материалам уголовного делав) «Правила расследования авиационного происшествия и инцидентов в авиации Вооруженных Сил РФ» дополнить пунктом, предусматривающим получение членами ведомственной комиссии согласия у органов предварительного следствия либо постановление следователя для проведения действий, имеющих одновременно уголовно-процессуальное значение, то есть направленных на сбор доказательств (выемка бортовых и наземных средств объективного контроля, документов, имеющих отношение к авиационному происшествию, проведение освидетельствования, опросов, экспертиз и т. п.).

12. Таким образом, методически правильно проведенное предварительное следствие по делу об авиационном происшествии позволит:

— исключить необоснованное привлечение лиц к уголовной ответственности;

— выявить причины авиационного происшествия и дать им уголовно-правовую оценку;

— установить лиц, виновных в нарушении правил полетов или подготовки к ним;

— определить причины и условия, способствовавшие совершению преступления и принять меры для их устранения.

13. Полагаем, что использование предложенных в диссертации рекомендаций в известной степени поможет практическим работникам военных прокуратур наиболее оптимально решать первоочередные задачи расследования, оценить сложившуюся следственную ситуацию, выдвинуть соответствующие версии и спланировать дальнейшую работу по расследованию авиационного происшествия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. // Российская газета. — 1996. — 18 июня.
  2. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (утратил силу).
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.
  4. Федеральный закон «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.97 № 60-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 12. — Ст. 1583.
  5. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации». // Российская газета. — 1998. — 14 января.
  6. Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 8. — Ст. 366.
  7. Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185−1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
  8. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». // Российская газета. — 1995. — 18 августа.
  9. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
  10. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями от 21 июля 1998 г.). // «Российская газета» — 1998. — 2 апреля.
  11. Положение о военной прокуратуре. Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1981. — № 32. — Ст. 956.
  12. Положение о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.06.98 N605.
  13. Положение об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии от 05.12.85.
  14. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г. М.: Воениздат, 1994.- 526 с.
  15. Указ Президента РФ от 08.08.98 N 938 «О повышении безопасности полетов в Российской Федерации и мерах по совершенствованию деятельности в области авиации».
  16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31.03.98. № 19 «Об улучшении организации работы транспортных прокуратур и повышении эффективности их деятельности».
  17. Приказ Федеральной авиационной службы России от 18.09.96. N 58 «О дополнительных мерах по повышению безопасности полетов».
  18. Приказ Минздрава РФ от 10.12.96 № 407 «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз».
  19. Приказ Минздрава РФ от 16 декабря 1993 г. N 292 «Об организации стационарной судебно-психиатрической экспертизы в Российской Федерации».
  20. Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Введены в действие Приказом Министра обороны РФ № 322 от 22.06.93.
  21. Инструкция о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР. Утверждена Министерством здравоохранения СССР 27.10.70.
  22. Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР. Утверждена Приказом Министерства здравоохранения СССР от 21.07.78 № 694.
  23. Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Введена в действие Приказом Министра обороны РФ № 315, 1995.
  24. Инструкция органам дознания Советской Армии и Военно-Морского Флота. Введена в действие приказом Министра обороны СССР № 1, 1978.
  25. Инструкция по организации и обеспечению перелетов самолетов и вертолетов авиации Вооруженных Сил. Введена в действие совместным Приказом ГК ВВС, ГК войсками ПВО, ГК ВМФ N 220/0130/0147 от 21.07.86.
  26. Инструкция по воздушным перевозкам в Министерстве обороны СССР. Введена в действие Приказом Министра обороны СССР N 205 от 30.04.91.
  27. Положение об организации межполетного контроля полетов в авиации Вооруженных Сил РФ. Введено в действие Приказом Главнокомандующего ВВС N200 1981 года.
  28. Положение об использовании воздушного пространства СССР. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР N 251 от 22.03.84. Введено в действие Приказом Министра обороны СССР N 0140 1984 года.
  29. Положение об организации и выполнении международных полетов (перелетов). Утверждено Главнокомандующим ВВС 01.03.96-
  30. Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР (Ol 111−85). Введены в действие Приказом Главнокомандующего ВВС N 161 от 03.07.85.
  31. Наставление по производству полетов авиации Вооруженных Сил СССР (НПП-88). Введено в действие Приказом Главнокомандующего ВВС N 46 от 10.02.88 с последующими изменениями, введенными в действие Приказом Главнокомандующего ВВС N 40 от 15.02.90.
  32. Наставление по инженерно-авиационному обеспечению авиации Вооруженных Сил РФ (НИАО-90). Введено в действие Приказом Главнокомандующего ВВС N 17 от 04.02.91.
  33. Руководство по организации работы лиц группы руководства полетами на аэродромах авиации Вооруженных Сил РФ. Введено в действие Приказом Главнокомандующего ВВС N 143 от 22.07.92.
  34. Руководство по предотвращению летных происшествий в авиации ВС СССР (РПЛП-90). Введено в действие Приказом Главнокомандующего ВВС от 30.10.90.
  35. Методическое пособие для экипажей и органов УВД по ведению (организации) радиосвязи при выполнении международных полетов. Введено в действие Приказом Главнокомандующего ВВС N 78 от 29.04.96-
  36. Нормы годности военных аэродромов (НГВА-92). Введены в действие Приказом Главнокомандующего ВВС N 218 от 20.07.91.
  37. Инструкция по летной эксплуатации самолета ИЛ-76. Введена в действие Приказом Командующего Военно-транспортной авиацией ВВС N 163 от 20.06.77.1. КНИГИ
  38. В.Н., Гамалеев И. А., Чурилов С. Н. Альбом схем по криминалистической методике. М.: ВКИ, 1989. — 268 с.
  39. Авиационная психология. Методические разработки. М.: 2-й МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, 1983. — 91 с.
  40. Актуальные вопросы международного воздушного права. / Под ред. А. С. Пирадова. М.: Международные отношения, 1973. — 200 с.
  41. Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права. Сб. науч. трудов. / Отв. ред. В. Е. Эминов. М.: ВЮЗИ, 1990. — 134 с.
  42. В.П. Следственные версии и планирование расследования. -М.:ВКИ, 1978.- 124 с.
  43. В.П. Задачи расследования и системы типичных версий. -М.:ГВП, 1979.-50 с.
  44. В.П. Обнаружение и закрепление следов-наложений веществ и материалов при расследовании преступлений. Учебное пособие. -М.:ВКИ, 1975.-52 с.
  45. Х.М., Петухов Н. А., Тер-Акопов А.А., Уколов А. Т. Преступления против военной службы (Военно-уголовное законодательство Российской Федерации). Научно-практический комментарий УК РФ. М.: ГУПВТИИ, 1999.- 197 с.
  46. Н.Ф. Советское право в деятельности гражданской авиации. Тексты лекций. Ленинград: Академия гражд. авиации, 1988. — 46 с.
  47. А.Н., Эминов В. Е. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании авиационных происшествий. Учебное пособие. М.: ТАСС, 1985.-55 с.
  48. Р.С. Курс советской криминалистики. Т. 3. М.: Академия МВД СССР, 1979.-407 с.
  49. Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М.: Юр. лит., 1987. — 272 с.
  50. Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. — М.: Юр. лит., 1988. — 304 с.
  51. Р.С. Курс криминалистики. Т. З: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. М.: Юристъ, 1997. — 478 с.
  52. Р.С., Винберг А. И. Криминалистика. Общетеоретические проблемы. М.: Юр. лит., 1973. — 263 с.
  53. М.В., Чурилов С. Н. Методологические основы формирования частных криминалистических методик: Учебно-методическое пособие. М.: ВКИ, 1984.-45 с.
  54. B.C. Памятка военному прокурору и следователю по расследованию дел о летных происшествиях. М.: ГВП, 1958. — 30 с.
  55. А.Н. Тактические приемы по применению логических методов познания в процессе расследования. Учебник. М.: МГУ, 1971. — С. 266 — 267.
  56. А.Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. М.: МГУ, 1978. — 72 с.
  57. А.Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М.: МГУ, 1984. — 143 с.
  58. И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений. Минск: Вышэйшая школа, 1983. — 215 с.
  59. В.Н. Судебная психиатрия: Курс лекций. М.: Юристь, 1998.-408 с.
  60. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие. / Под ред. А. Я. Качанова. М.: Спарк, 1996. — 589 с.
  61. Вопросы судебной экспертизы (Сборник статей аспирантов и соискателей ВНИИСЭ). / Отв. ред. В. П. Махоткин. М.: Тип. Им. Воровского, 1974.- 115 с.
  62. В.К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений. Томск: Томск, ун-т 1985.- 379 с.
  63. Д.А. Советы авиапассажирам: (Соблюдение правил безопасности полета и спасение в аварийных ситуациях): Пер. с англ. М.: Транспорт, 1989. — 304 с.
  64. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учебное пособие. / Под ред. А. А. Крылова. Ленинград: ЛГУ, 1979. — 224 с.
  65. JI.Я. Предмет доказывания и криминалистические характеристики в методике расследования преступлений. Свердловск: Уральск, ун-т, 1978. — С. 11 — 18.
  66. Г. В., Зиновкин А. И. Взаимодействие следователя военной прокуратуры с милицией при расследовании преступлений. Учебное методическое пособие. М.: ВКИ, 1990. — 59 с.
  67. Д.А., Юрин А. И. Организация и проведение судебно-психиатрической экспертизы. Лекция. Ташкент: Ташкентская высшая школа МВД СССР, 1981. — 32 с.
  68. .В., Минаев Е. Р. Основы безопасности полетов: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.: Транспорт, 1987. — 143 с.
  69. Л.А., Мазуркевич В. Б., Мельник В. В., Яковлев Я. М. Су-дебно-психологическая экспертиза при расследовании транспортного происшествия. Саратов: Сарат. ун-т, 1994. — 236 с.
  70. Е.П. Проблемы первоначального этапа расследования преступлений. Красноярск: Красноярск, ун-т, 1987. — 168 с.
  71. А.Н. Общие положения методики расследования от дельных видов преступлений. Харьков: ХЮИ, 1965. — 46 с.
  72. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. доктор юридических наук, профессор А. В. Наумов. — М.: Юристъ, 1997.-824 с.
  73. Коллектив авторов под руководством Эминова В. Е. Особенности расследования авиационных происшествий в гражданской авиации (Информационно-методическое письмо). М.: Прокуратура СССР, 1974. — 32 с.
  74. Коллектив авторов под руководством Эминова В. Е. Учебное следственное дело об авиационном происшествии. М.: ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1978.-205 с.
  75. М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. -М.: МГУ, 1980.- 117 с.
  76. М.М., Цыганова А. А. Назначение и проведение судебно-психологической экспертизы. (Методическое письмо). М.: Прокуратура СССР, 1980.- 16 с.
  77. Криминалистика на службе следствия. (Материалы научно-практической конференции следственных работников Литовской ССР 15−17 декабря 1966 г.)./ Под ред. Ф. П. Архипова.- Вильнюс: Пяргале, 1967. 210 с.
  78. Криминалистика. Учебник. / В. Н. Абрамин, B.C. Булаковский и др.- под ред. В. Н. Абрамина, В. П, Антонова и В. В. Романова. М.: ВКИ, 1983. — 454 с.
  79. Криминалистика: Учебник. / Под ред. И. Ф. Пантелеева, Н. А. Селиванова. М.: Юр. лит., 1988. — 672 с.
  80. Криминалистическая тактика. Учебник. / Под ред. В. И. Киреева. -М.: ВКИ, 1991.-242 с.
  81. Криминалистика (Методика расследования отдельных видов преступлений). Учебник. М.: ВАЭФП, 1993. — 532 с.
  82. Криминалистика. Учебное пособие. / Под ред. доктора юрид. наук, проф. В. А. Образцова. М.: Юристъ, 1997. — 760 с.
  83. В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юр. лит., 1979.-322 с.
  84. И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Юр. лит., 1988. — 224 с.
  85. .А. Квалификация транспортных преступлений. М.: Юр. лит., 1975 — 125 с.
  86. В.И. Научно-технический прогресс и проблемы уголовного права. М.: Юр. лит., 1975 — 260 с.
  87. В.П. Использование материалов архивных уголовных дел при расследовании преступлений. М.: ВНИИ МВД СССР, 1971, — 56 с.
  88. Методика расследования преступлений (Общие положения). Материалы научно-практической конференции. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработка мер предупреждения преступности, 1976. -179 с.
  89. Методическое пособие по расследованию, учету и анализу предпосылок к летным происшествиям в частях авиации ВМФ. М.: Авиация ВМФ, 1973.-24 с.
  90. Методические рекомендации по проведению медико-экспертных исследований при авиационных происшествиях с самолетами. / В. Г. Кузнецов, А. И. Онуфраш и др.- под ред. В. Г. Кузнецова. М.: ГосНИИ ГА, 1978. -30 с.
  91. Методика расследования авиационных происшествий и инцидентов. Часть 1. / В. И. Шилин, В. Н. Венков и др.- под ред. Е. А. Русанова. М.: Воениздат, 1995. — 174 с.
  92. Назначение и производство криминалистических экспертиз. (Пособие для следователей и судей). / Под редакцией Г. П. Аринушкина, А. И. Винберга, А. Р. Шляхова. М.: Юр. лит., 1976. — 296 с.
  93. Назначение и производство судебных экспертиз. (Пособие для следователей, судей и экспертов). / Под редакцией Г. П. Аринушкина, А. Р. Шляхова. М.: Юр. лит., 1988. — 320 с.
  94. Н.А. Ошибки пилота: психологические причины. М.: Транспорт, 1990. — 64 с.
  95. Обеспечение безопасности полетов в сложных метеорологических условиях: Межвуз. сб. науч. трудов. / Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации. / Под ред. С. К. Камзолова. М.: МГТУ ГА, 1996. — 91 с.
  96. В.А. Криминалистика. Учебное пособие. М.: Юрикон, 1994.-208 с.
  97. Опыт расследования преступных нарушений правил безопасности движения на транспорте: Сб. науч. трудов. М.: Прокуратура СССР, 1970. -118 с.
  98. Основы инженерной психологии. Учебное пособие. / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. — 335 с.
  99. Ошибки пилота: человеческий фактор. / Пер. с англ. А. С. Щеброва. М.: Транспорт, 1986. — 262 с.
  100. И.Ф. Расследование и профилактика взрывов, пожаров, крушений и авиапроисшествий. М.: Юр. лит., 1975. — 208 с.
  101. .Я., Серегин В. П. Осмотр места летного происшествия. (Учебное пособие). М.: ВПА им. Ленина, 1973. — 24 с.
  102. А.А. Учение о преступлении по Советскому уголовному праву. М.: Юр. лит., 1961. 666 с.
  103. В. А. Лапа В.В. Профессия летчик: Психологические аспекты. — М.: Воениздат, 1985.- 136с.
  104. Предотвращение летных происшествий (медицинские аспекты). Сб. науч. трудов. / Под ред. А. Гюрджиана. М.: Воениздат, 1977. — 207 с.
  105. Причины летных происшествий, методика их расследования и предупреждения. / Г. Г. Семенко, А. И. Фадеев и др.- под ред. И. Ф. Рубцова. -М.: Воениздат, 1965. 760 с.
  106. Проблемы общей и инженерной психологии: Сб. науч. трудов. / Отв. ред. Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов. Ленинград: ЛГУ, 1964. — 168 с.
  107. Н.И. Проблемы обеспечения безопасности полетов в современных экономических условиях. Санктъ-Петербург: Акад. гр. авиации, 1997. — 3 с.
  108. Расследование воинских преступлений. / В. Н. Абрамин, Ф. М. Терехов и др.- под ред. А. Н. Полева. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1973. — 189 с.
  109. С .Я. Расследование летных происшествий. М.: ВЮА РККА, 1944. — 44 с.
  110. С .Я. Методика расследование летных происшествий. -М.: ГВП ВС СССР, 1948. 80 с.
  111. С.Я. Расследование летных происшествий в легкомоторной авиации. Методическое пособие для следователей. М.: Всесоюзный институт криминалистики Прокуратуры СССР, 1963. — 126 с.
  112. К.С. Интерпол: миф и действительность. М.: Международные отношения, 1986. — 192 с.
  113. В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 1998.-488 с.
  114. В.В. Актуальные проблемы судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессе: Лекция. М.: Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ, 1999.-44 с.
  115. Руководство для следователей. / Под ред. Н. А. Селиванова, В. А. Снеткова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 732 с.
  116. В.М. Осмотр места происшествия при расследовании катастроф и аварий на воздушном транспорте. Л: Институт усовершенствования следственных работников при Прокуратуре СССР, 1989. — 19 с.
  117. В.М. Назначение экспертиз при расследовании катастроф и аварий на воздушном транспорте. Л: Институт усовершенствования следственных работников при Прокуратуре СССР, 1989. — 16 с.
  118. Р.В., Буряков В. М., Кофман В. Д. Вопросы расследования и анализа авиационных происшествий. Учебное пособие. М.: УОП МИИГА, 1979.-92 с.
  119. Л.Д. Расследование преступлений как система деятельности. М.: МГУ, 1989. — 180 с.
  120. Н.А. Советская криминалистика: система понятий. -М.: Юр. лит., 1982. 152 с.
  121. О.Д. Психологический комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.: Зерцало, 1999. — 96 с.
  122. Следственные действия (процессуальная характеристика, тактические и психологические особенности): Учебное пособие. / Под ред. проф. Б. П. Смагоринского. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 1994. — 243 с.
  123. Справочник следователя. Выпуск второй (Практическая криминалистика: расследование отдельных видов преступлений). М.: Юр. лит., 1990.-592 с.
  124. Справочник следователя. Выпуск третий (Практическая криминалистика: подготовка и назначение судебных экспертиз). М.: Российское право, 1992. — 320 с.
  125. Судебная психиатрия. Учебник. / Под ред. Г. В. Морозова. М.: Юр. лит., 1978.-344 с.
  126. Судебная психиатрия: Учебник. / Под ред. проф. А. С. Дмитриева, проф. Т. В. Клименко. М.: Юристъ, 1998. — 408 с.
  127. Судебно-медицинская экспертиза: Справочник для юристов. М.: Юр. лит., 1985.-320 с.
  128. Судебные экспертизы. / И. В. Виноградов, Г. И. Кочаров и др.- под ред. Н. А. Селиванова. М.: Воениздат, 1980. — 191 с.
  129. Тер-Акопов А. А. Ответственность за нарушение специальных правил поведения. М.: Юр. лит., 1995. — 176 с.
  130. Ф.М. Расследование летных происшествий. Ленинград: Ленуприздат, 1973. — 72 с.
  131. С.Н. Проблемы общего метода расследования преступлений. Учебное пособие. М.: ВАЭФП, 1993. — 257 с.
  132. Ю.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1995. -256 с.
  133. Экспертизы в судебной практике: Учебное пособие для студентов юр. ин-тов и факультетов. / Коллектив авторов под руководством В.И. Гон-чаренко. Киев: Вища школа, 1987. — 200 с.
  134. В.Е. Борьба с авиационными происшествиями (Вопросы уголовной ответственности и предупреждения преступных нарушений правил безопасности полетов и эксплуатации воздушного транспорта). М.: Тип. им. Воровского, 1980. — 104 с.
  135. В.Е., Саулевич Э. К., Лодысев М. С., Кофман В. Д. Расследование и предупреждение авиационных происшествий. / Отв. ред. Н. В. Жогин. М.: ЦНИИТЭИ Минзага СССР, 1977. — 222 с. 1. СТАТЬИ, ГЛАВЫ В КНИГАХ
  136. В.В., Посадков Ф. И. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. // Следователь. — 1997. — № 2. — С. 66 68.
  137. В.П. Криминалистические характеристики преступлений и системы типичных версий // Алгоритмы и организации решений следственных задач. Иркутск, 1982. — С. 49 — 56.
  138. Г. А. Участие специалистов и использование специальных познаний помогло изобличить виновного в аварии самолета. // Следственная практика. — 1981. — № 132. —С. 83 85.
  139. Г. В. К вопросу о следственных версиях. // Вопросы борьбы с преступностью. — 1976. — Вып. 24. — С. 150 163.
  140. И.И. Методологические аспекты криминалистической характеристики. // Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.-С. 63 -69.
  141. А.Н. Особенности осмотра места авиационного происшествия. // Следственная практика. — 1977. — № 115. — С. 23 -26 (ДСП).
  142. А.Н. Выявление усталостных повреждений при расследовании летных происшествий. // Социалистическая законность. — 1974. — № 3.—С. 68−69.
  143. Бас В. И. Безопасность полетов: итоги прокурорской проверки неутешительны. // Законность. — 1998. — № 9. — С. 21 25.
  144. В. ВВС в стиле модерн. // Московский комсомолец. — 1999.6 мая.
  145. Р.С. Версии и планирование в процессе доказывания. / Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.: Юр. лит., 1973. -С. 417−426.
  146. Р., Быховский И., Дулов А. Модное увлечение или новое слово в науке? // Социалистическая законность. — 1987. — № 9. — С. 56 -58.
  147. В.П. Анализ летных происшествий, вызванных опасными для авиации метеорологическими условиями. // Проблемы безопасности полетов. — 1982. — № 7. с. 33 40.
  148. Н.Г. Первоначальные следственные действия и их роль в построении методики расследования. // Методика расследования преступлений (Общие положения). М., 1976. — С. 79 — 80.
  149. О.М. Как были установлены причины катастроф и мотивы нарушений правил безопасности полетов. / Опыт расследования преступных нарушений правил безопасности движения на транспорте. М.: Прокуратура СССР, 1970. — С. 112 — 117.
  150. А. Все ниже, ниже и ниже. // Московский комсомолец.1994. — 17 ноября.
  151. Васильев B. J1. Некоторые аспекты психологии допроса. / Криминалистика на службе следствия. (Материалы научно-практической конференции следственных работников Литовской ССР 15−17 декабря 1966 г.). -Вильнюс: Пяргале, 1967. С. 139 — 144.
  152. Вестон Р.Ч. У. Роль человеческого фактора в управлении воздушным движением. / Ошибки пилота: человеческий фактор. М.: Транспорт, 1986.-С. 182−207.
  153. JI.Г. К вопросу о криминалистической характеристике и следственной ситуации в методике расследования преступлений // Следственная практика. — 1985. — Вып. 146. — С. 123 128.
  154. Л.Г., Бидонов В. Л. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений и закономерных связях между ее элементами. / Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984. — С. 94 — 97.
  155. Э.Л. Столкновения в воздухе: авиационные происшествия, системы и реальная политика. / Ошибки пилота: человеческий фактор. М.: Транспорт, 1986. С. 157 — 181.
  156. В.К. К вопросу о криминалистической характеристике преступлений. / Правовые вопросы борьбы с преступностью. Томск: Томск, ун-т, 1982. — С. 150 — 159.
  157. И.Ф. Криминалистические характеристики преступлений в структуре частных методик. / Криминалистические характеристики в методике расследования преступлений. Свердловск: Уральск, ун-т, 1975. -С. 94−95.
  158. И.Ф. Пути повышения эффективности методик раскрытия и расследования преступлений (к проблеме алгоритмизации деятельности следователя). / Алгоритмы и организация решения следственных задач. Иркутск: Иркутск, ун-т, 1982. — С. 33 — 35.
  159. И.Ф., Драпкин Л. Я. Основные факторы интенсификации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. / Проблемы интенсификации деятельности по расследованию преступлений. -Свердловск: Свердловск, юр. ин-т, 1987. С. 4 — 10.
  160. В.А. Содержание и значение криминалистической характеристики преступлений. / Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.-С. 58−61.
  161. А.П. О психологических приемах допроса на предварительном следствии. // Правоведение. — 1981. — № 1. — С. 86−90.
  162. М.А. Психологический анализ деятельности авиадиспетчера. / Проблемы общей и инженерной психологии: Сб. науч. трудов. / Отв. ред. Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов. Ленинград: ЛГУ, 1964. — С. 100 — 108.
  163. .Н. Организационно-правовые вопросы работы штабов комиссий по расследованию авиационных происшествий. // Проблемы безопасности полетов. — 1980. — № 12. — С. 59 70.
  164. В.В. К вопросу о выдвижении версий по делам об авиационных происшествиях. // Криминалистика и судебная экспертиза. — 1976. —Вып. 12. —С. 16- 18.
  165. В.В. Из практики расследования летных происшествий. / Опыт расследования преступных нарушений правил безопасности движения на транспорте. М.: Прокуратура СССР, 1970. — С. 79 — 100.
  166. Ю. Расследование летных происшествий. Первоначальные следственные действия. // Социалистическая законность. — 1974. — № 3.1. С. 66−68.
  167. А.Н., Сахненко В. Д. Безопасность полета военного самолета при автоматическом планировании траектории. // Проблемы безопасности полетов. — 1990. — № 12. — С. 43 54.
  168. Г. Г. Криминалистическое понятие и значение способа совершения преступления. / Труды Высшей школы МООП СССР. — 1967. — Вып. 15. —С. 53 -74.
  169. Информация о специализированном совещании ИКАО по вопросам расследования и предотвращения авиационных происшествий. // Проблемы безопасности полетов. — 1980. — № 4. — С. 68 78.
  170. В. Использование возможностей судебно-психиатрической экспертизы. // Законность. — 1998. —№ 10. — С. 5 10.
  171. Е.П. Пути интенсификации первоначального этапа расследования преступлений. / Проблемы интенсификации деятельности по расследованию преступлений. Свердловск: Свердловск, юр. ин-т, 1987. -С. 38−45.
  172. В. Авиация малая — проблемы большие. // Законность.1998. —№ 1. —С. 43−44.
  173. А.Ь. Медико-трассологические исследования при расследовании авиационных происшествий. // Проблемы безопасности полетов. — 1978. —№ Ю. —С. 48−53.
  174. А.Н. Содержание и значение криминалистической характеристики преступлений. / Актуальные проблемы советской криминалистики. М., 1979. — С. 12 — 15.
  175. А.Н. О проверке следственных версий // Социалистическая законность. — 1985. — № 12. — С. 52 53.
  176. А.Н., Матусовский Г. А. О системе версий и методике их построения. // Криминалистика и судебная экспертиза. — 1970. — Вып. 7.— С. 7- 12.
  177. В.А., Эминов В. Е. Особенности применения некоторых научно-технических средств при осмотре места авиационного происшествия. // Следственная практика. — 1976. — № 112. — С. 101 107. (ДСП).
  178. М.М. Использование специальных психологических познаний по делам об авиационных происшествиях. / Преподавание юридической психологии и её практическое применение в свете решений партии и правительства. Часть 1. Тарту, 1986. — С. 178 — 181.
  179. И.Ф. Криминалистическая характеристика и ее место в системе науки криминалистики и в вузовской программе. / Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984. — С. 31 — 34.
  180. В.И. Некоторые вопросы изучения обстановки совершения преступлений в первоначальный период расследования. / Проблемы интенсификации деятельности по расследованию преступлений. Свердловск: Свердловск, юр. ин-т, 1987. — С. 45 — 46.
  181. А.В. Влияние человеческого фактора на безопасность полета. // Проблемы безопасности полетов. — 1990. — № 12. — С. 30 42.
  182. В.И. Повышение эффективности расследования авиационных происшествий. // Проблемы безопасности полетов. — 1997. — № 6. —С. 27−30.
  183. Л.А. Умелое изобличение виновного в авиационной катастрофе. / Опыт расследования преступных нарушений правил безопасности движения на транспорте. М.: Прокуратура СССР, 1970. — С. 101 -111.
  184. И.М. Некоторые аспекты криминалистической характеристики и место в ней данных о сокрытии преступлений. / Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984. — С. 25 — 30.
  185. А.Г. Преступления против безопасности международной гражданской авиации и Советское уголовное законодательство. // Советское государство и право. — 1989. — № 7. — С. 124 128.
  186. И.Д. Некоторые юридически и организационно-методические аспекты судебно-медицинской экспертизы погибших в авиационной катастрофе членов летных экипажей и пассажиров. // Проблемы безопасности полетов. — 1980. — № 4. — С. 68 78.
  187. И.Д. Системный подход к расследованию и анализу летных происшествий, связанных с человеческим фактором. // Проблемы безопасности полетов. — 1983. — № 4. — С. 73 79.
  188. М.Г. Типичные ситуации и их влияние на выбор тактических средств на начальном этапе расследования. / Тактические операции и эффективность расследования. Межвузовский сборник научных трудов. -Свердловск: УрГУ. — 1986. — Вып. 69. — С. 52.
  189. Межгосударственный авиационный комитет. Конференция общества расследователей авиационных происшествий. // Российская газета. -1999. — 13 апреля.
  190. А.А. Расследование преступлений, связанных с нарушением правил безопасности полетов. // Следственная практика. — 1987. — № 151. —С. 41 -47.
  191. Н.И. О соотношении понятий «криминалистическая характеристика преступления» и «предмет доказывания». / Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984. — С. 78 — 82.
  192. В.А. Криминалистическая характеристика преступлений: дискуссионные вопросы и пути их решения. / Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984. — С. 7 — 14.
  193. А.И. Организационная система служб расследования авиационных происшествий в США. // Проблемы безопасности полетов. — 1982. —№ 10. —С. 68−78.
  194. А.И., Егоров М. И., Свиркин В. А. Организационные и методические рекомендации по расследованию авиационных происшествий. // Проблемы безопасности полетов. — 1979. — № 2. — С. 3 12.
  195. А.К. О понятии места авиационного происшествия. / Вопросы судебной экспертизы (Сборник статей аспирантов и соискателей ВНИИСЭ). / Отв. ред. В. П. Махоткин. М.: Тип. им. Воровского, 1974. — С. 29 — 42.
  196. А.К. Использование заключений судебной экспертизы при расследовании дел об авиационных происшествиях. // Следственная практика. — 1981. —№ 132. —С. 77−82
  197. В.П., Миронов В. Ф., Кудрявцев И. Л., Криворучко С. И. Вопросы судебной экспертизы: психологической и психолого-психиатрической. // Правоведение. — 1987. — № 2. — С. 53 56.
  198. В.Н. Вслух о доселе умалчиваемом (О проблемах расследования лётных происшествий). // Воздушный транспорт. — 1991. — № 18. — С. 5.
  199. Прошак J1. Почему падают вертолеты. // Аргументы и факты. -1999. -№ 13.
  200. А.Р. Методологические вопросы психологического изучения личности преступника. / Психологическое изучение личности преступника: Методы исследования. М., 1976. — С. 5 — 21.
  201. С.Н. Игнорируемые человеческие факторы. / Ошибки пилота: человеческий фактор. М.: Транспорт, 1986. — С. 208 — 227.
  202. Р.В., Кофман В. Д., Лукьянов И. Б. Некоторые выводы из сравнения методов организации расследования авиационных происшествий. // Проблемы безопасности полетов. — 1979. — № 9. — С. 11 24.
  203. М.В. О структуре криминалистической характеристики и типичных следственных ситуациях. // Криминалистика и судебная экспертиза. — 1982. —Вып. 25 —С. 17.
  204. Н.А. Некоторые вопросы судебно-психологической экспертизы. // Советская юстиция. — 1984. —№ 12. — С. 11 12.
  205. Н.А. Типовые версии, следственные ситуации и их значение для расследования. // Социалистическая законность. — 1985. — № 7. — С. 52 55.
  206. Н.А. Комментарий к статье «Модное увлечение или новое слово в науке?». // Социалистическая законность. — 1987. — № 9 — С. 58.
  207. Ситуация с безопасностью на воздушном транспорте в России. // Аэрокосмос. — 1999. — № 4 — С. 70 71.
  208. П.А. Классификация методов и технических средств расследования авиационных происшествий. // Проблемы безопасности полетов. — 1978. — № 2. — С. 13−21.
  209. Сухо дольский Г. В. К вопросу о формировании у человека-оператора навыка слежения за движущейся целью. / Проблемы общей и инженерной психологии: Сб. науч. трудов. J1: ЛГУ, 1964. — С. 80 — 89.
  210. В.Г. Теоретические основы методики расследования преступлений. // Советское государство и право. — 1976. — № 6. — С. 90 -94.
  211. В.Г., Образцов В. А. О криминалистической характеристике преступлений. // Вопросы борьбы с преступностью. — 1976. — Вып. 25. —С. 99.
  212. В.Н. О роли специалиста в проведении следственных действий по делам об авиакатастрофах. / Вопросы судебной экспертизы (Сборник статей аспирантов и соискателей ВНИИСЭ). М.: Тип. им. Воровского, 1974. — С. 9 — 20.
  213. С.Н. О принципах разработки и построения частных криминалистический методик. // Проблемы предварительного следствия. -Волгоград. — 1980. — Вып. 10. — С. 119 122.
  214. Ю.В. Психология осмотра места происшествия. // Следователь. — 1997. — № 6. — С. 51 55.
  215. А.А. О содержании понятия криминалистическая характеристика преступления. / Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.-С. 100.
  216. В.Е. Особенности допроса свидетелей по делам о летных происшествиях в гражданской авиации. / Вопросы криминалистической методологии, тактики и методики расследования. М., 1973. — С. 59 — 60.
  217. В.Е., Дудышкин Б. Н. Основы взаимодействия служебного и уголовно-процессуального расследования авиационных происшествий. // Проблемы безопасности полетов. — 1979. — № 3. — С. 3 10.
  218. В.Е. Наказание за преступные нарушения правил безопасности полетов и эксплуатации воздушного транспорта. / Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права. Сб. науч. трудов. -М.: ВЮЗИ, 1990. С. 108 — 113.
  219. Н. Воздушные катастрофы «планирует» земля. // Российская газета. — 1994. — 25 марта.1. ДИССЕРТАЦИИ
  220. Р.С. Осмотр места происшествия. Дисс.. канд. юр. наук. -М.: ВЮА, 1953.
  221. Н.М. Тактические решения следователя военной прокуратуры при расследовании хищений продовольствия, совершенных должностными лицами воинских частей. Дисс. канд. юр. наук. — М.: ВКИ, 1986.
  222. Т. С. Криминалистическая ситуалогия. Дисс.. докт. юр. наук. — М.: МГУ, 1997.
  223. В.Н. Расследование хищений огнестрельного оружия и боеприпасов из хранилищ воинских частей. Дисс.. канд. юр. наук. — М.: ВКИ, 1991.
  224. Р.Н. Организация и тактика начального этапа расследования краж государственного имущества из складов и магазинов на территории войсковых частей. Дисс.. канд. юр. наук. — М.: ВКИ, 1988.
  225. В.А. Расследование и предупреждение хищений денежных средств, совершаемых должностными лицами финансовой службы воинских частей. Дисс. канд. юр. наук. — М.: ВКИ, 1987.
  226. А.Н. Научные и правовые основы расследования отдельных видов преступлений. Дисс.. докт. юр. наук. — Харьков, 1967. — 2 т.
  227. П.И. Проблемы правового регулирования международной аэронавигации военных и гражданских воздушных судов. Дисс.. канд. юр. наук. М.: ВУ, 1997.
  228. А.В. Противодействие расследованию по делам о воинских преступлениях и методы его преодоления. Дисс.. канд. юр. наук. — М.: ВУ, 1996.
  229. С.В. Расследование преступлений в боевой обстановке (правовое обеспечение, организация, методика). Дисс.. канд. юр. наук. -М.: ВУ, 1998.
  230. Е.Г. Первоначальные следственные действия в методике расследования отдельных видов преступлений. Дисс.. канд. юр. наук. -М., 1969.
  231. С.Н. Принципы разработки и построения частных криминалистических методик. Дисс.. канд. юр. наук. — М.: ВКИ, 1981.
  232. В.Н. Методика расследования хищений военного вещевого имущества, совершенных путем присвоения, растраты либо злоупотребления служебным положением. Дисс.. канд. юр. наук. — М.: ВКИ, 1986.1. АВТОРЕФЕРАТЫ
  233. О.В. Правовые и научно-организационные основы производства судебных экспертиз в экспертном учреждении. Автореф. дисс.. канд. юр. наук. — М.: МЮ СССР, 1982.
  234. М.В. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах гражданской авиации. Автореф. дисс.. канд. юр. наук. — М.: Мое. высшая школа милиции МВД РФ, 1995.
  235. А.Р. Психологические основы расследования преступлений. Автореф. дисс. докт. юр. наук. — М.: ЦНИИСЭ, 1967.
  236. С.Н. Криминалистическое учение об общем методе расследования преступлений. Автореф. дисс. докт. юр. наук. — М.: ВАЭФП, 1995.1. АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ
  237. Архив отдела изучения и обобщения судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
  238. Архив Военного суда Московского военного округа.
  239. Архив Главной военной прокуратуры РФ.
  240. Архив военной прокуратуры Московского военного округа.
  241. Архив военной прокуратуры Федеральной пограничной службы РФ.
  242. Архив Московской городской военной прокуратуры.
  243. Архив военной прокуратуры Тверского гарнизона.
  244. Архив военной прокуратуры Люберецкого гарнизона.
  245. СТРУКТУРА состава комиссии по расследованию авиационного происшествия.
  246. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ Заместитель председателя1. ПОДКОМИССИИ
  247. Акт по результатам расследования авиационного происшествия
  248. Государственная комиссия по расследованию причин авиационного происшествия
  249. Утверждаю" Начальник СБП авиации ВС РФ"19г.1. АКТпо результатам расследования катастрофы самолета Ан-124втапвтад ВТА ВВС «„19года час.мин., день-в районе аэродромав точке с координатами 52°20'34“ с.ш., 104°12'51» в.д.1. Общие сведения.
  250. Расследование проведено государственной комиссией, назначенной распоряжением Правительства Российской Федерации от ««19г. №в составе:
  251. Председателя начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации-
  252. Командир экипажа подполковник 1 кл. 1984 г. погиб
Заполнить форму текущей работой