Международно-правовой механизм взаимодействия пограничных органов и войск стран — участниц Содружества Независимых Государств в пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: На примере стран СНГ Кавказского региона
Научная новизна исследования заключается в обосновании и доказательстве юридической категории «правовой механизм взаимодействия пограничных органов и войск стран СНГ» как специфической, социально-детерминированной, важной и значимой для различных аспектов военного сотрудничества государств бывшего Советского Союзав осуществлении детального научного анализа процессов и явлений, связанных… Читать ещё >
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ И ВОЙСК СТРАН-УЧАСТНИЦ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ПРЕСЕЧЕНИИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ.
1.1. Сущность и содержание взаимодействия пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств.17
1.2. Правовая характеристика сложившегося международно-правового механизма взаимодействия пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. 40
1.3. Исторический опыт формирования механизма правового регулирования взаимодействия пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ .67
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА МЕЖДУНАРОДНО — ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ И ВОЙСК СТРАН-УЧАСТНИЦ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ И ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ.
2.1. Основные направления развития международно-правового механизма взаимодействия пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.94
2.2. Меры международно-правового регулирования совместной служебной деятельности пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств по недопущению и пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. 111
2.3. Условия и факторы достижения эффективности реализации международно-правового механизма взаимодействия пограничных органов и войск стран Содружества Независимых Государств при решении ими совместных задач в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. 134
Международно-правовой механизм взаимодействия пограничных органов и войск стран — участниц Содружества Независимых Государств в пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ: На примере стран СНГ Кавказского региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Коренные преобразования, происходящие в нашей стране и на международной арене, привели к качественному изменению геополитической ситуации на постсоветском пространстве, созданию и стабилизации значительного числа государственных и межгосударственных образований социального, экономического и политического характера. Особое место среди них заняло Содружество Независимых Государств. Созданное после распада Союза ССР, это международно-правовое образование прошло сложный путь становления и развития, интегрировав в себя многие из позитивных явлений, существовавших в системе функционирования советской политической инфраструктуры, военного дела и международных отношений.
Очевидная необходимость постоянного согласования взаимных усилий усугублялась постоянными угрозами независимости, экономическому и политическому суверенитету стран СНГ, связанными с набирающими силу терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, перманентным ростом транснациональной преступности. Все это в полной степени касается и стран СНГ Закавказского региона: Грузии, Армении и Азербайджана.
Свою лепту в развал системы охраны и защиты границ государств Содружества внесли деструктивные преобразования в научно-технической, кадровой и организационно-управленческой сферах, а также в системе ресурсного и материально-технического обеспечения пограничных органов и войск стран СНГ1.
1 См: Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические про-блемы.-М., 1997; Вардомский Л. Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития. Приграничные районы, приграничное сотрудничество. Под ред. Л.Б. ВардомскогоМ., 2000.с. 18−44- Вашанов В. А. Совершенствование производственно-хозяйственных связей регионов России и СНГ. Приграничное сотруд.
Крайне отрицательную роль в характеристике анализируемых явлений сыграло отсутствие политической воли государств-союзников к реальной, а не декларируемой координации военно-политических устремлений, что со всей очевидностью подтверждается диссонансом разрабатываемых ими оборонительных инициатив, разобщенностью и ограниченно-государственным характером принимаемых решений2.
Самостоятельным и весьма мощным сегментом противоправного сектора приграничных отношений стал незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств, их различных аналогов. Криминологическая статистика последних лет свидетельствует о том, что не менее трех четвертей противоправных деяний, официально зарегистрированных в странах СНГ как преступления, были в той или иной степени связаны с данным явлением3. Обстановка на границах СНГ продолжает осложняться и по существу стала одной из основных проблем национальной безопасности в постсоветском пространстве.
За прошедшие 5−7 лет законодателями стран — членов СНГ принято немалое количество нормативных актов, регламентирующих основные аспекты пограничной деятельности4. Однако, не смотря на это, процесс координации совменичество: опыт и перспективы.- Оренбург, 2001; Кузьмин Э. Л. Российский центр, регионы и внешний мир. Международная жизнь.-1998, № 11−12- Марченко Г. А. Региональные проблемы новой российской государственности.-М., 1996; Хвощев.
B.Е., МуллаяновР.Ш. Пограничная политикан безопасность.-Челябинск, 2001.
2 См: Проничев В. Е. Пограничная безопасность России. Граница России. Центральная еженедельная газетаМ: КЖИ «Граница» № 43 (500) ноябрь 2004 г.
C.с.1−3.
3 См. материалы встречи Президента Российской Федерации В. В. Путина с Президентом Грузии М. Саакашвили. Комсомольская правда N 231 (22 287) от 19 сентября 2004 г. — с. 6.
4 Правовые инициативы, запланированные для реализации в указанной сфере, концептуально декларированы в Межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступность на период с 2000 до 2003 года, Утвержденной Решением стных действий до настоящего времени находится в стадии поиска оптимальных юридических, управленческих и сугубо военных решений.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: существенными изменениями геополитических, социально-экономических, военно-стратегических условий существования России, затрудняющих решение задач обеспечения национальной безопасности в целом и пограничной безопасности в частности;
— необходимостью дальнейшего теоретического осмысления и совершенствования механизма взаимодействия пограничных органов стран СНГ в сфере борьбы с трансграничной преступностью;
— отсутствием системности, несовершенством и противоречивостью нормативных актов, регламентирующих вопросы компетенции и юрисдикции пограничных органов стран Содружества при решении ими совместных оперативно-служебных задач по недопущению и пресечения незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств;
— наличием объективной потребности инициирования международных и внутригосударственных норм различной юридической силы, способных устранить существующие правовые коллизии и ликвидировать очевидные юридические дефекты в действующей практике правового регулирования отношений в.
Совета глав государств Содружества Независимых Государств 25 января 2000 г. Программа имеет самостоятельные разделы, касающиеся взаимодействия в пограничной сфере. См. официальный текст. -М: КЖИ «Граница» 2000, 54с. Необходимость дальнейшего развития названных инициатив подтверждена во время встречи руководителей Содружества Независимых Государств в Казани в августе 2005 г. См. Пресс-релиз переговоров руководителей СНГ. — Официальный Интернет-сайт СНГ. Публикации от 29 августа 2005 г. http://www. sodrugestvo.ru. сфере борьбы с трансграничной преступностью.
Степень научной разработанности темы. Уровень теоретического анализа проблемы формирования и развития правового механизма межгосударственного взаимодействия в приграничной сфере достаточно высок, о чем свидетельствуют труды ведущих отечественных и зарубежный правоведов: О. А. Арина, С. Н Бабурина, Ю. И Бочорадзе., Ю. Е. Булыгина, Л. Б. Вардомского, С. А. Воронцова, К. С. Гаджиева, С. В Голунова, А. А. Джекшенкулова, А. В. Загорского, В. А Карташева, Э. П. Кочетова, В. П. Кузьменко, В. Н. Лысенко, А. К. Магомедова, Г. И. Марченко, Е. Г. Моисеева, Е. А. Олейникова, Р. А. Ризаева, Н. И. Рыжака, О. А. Сафронова, Д. Е. Фурмана, С. Б. Чернявского, Е. Д. Шелковниковой, А. Ю. Шумилова и ряда других5.
5 См. Арин О. А Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. -М. Спарк, 2001.-188 е.- Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. -М., 1997. — Бочорадзе Ю. И. Геополитическая ситуация в постсоветском пространстве и проблемы пограничной безопасности России,-М.Былина, 2003.-419 е.- Булыгин Ю. Е. Основы управления в органах федеральной службы безопасности. -М: РИО Академии ФСБ России. 2002.-358 е.- Вардомский Л. Б. Указ.соч.С. 18−44. Воронцов С. А. Правоохранительные органы: Учебник для вузов: — Ростов — на Дону, Феникс, 2001. — 419 е.- Гаджиев К.
Введение
в геополитику.- Баку: -Азиздат., 2003. -549 е.- Годунов С. В. Новые приграничные регионы России в поисках стратегии обеспечения безопасности — Россия-2001: новые тенденции политического, экономического и социального развития: Материалы конференции. М., 2002, с. 147−156- Джекшенкулов А. А. Новые независимые государства в мировом сообществе. -М: Международные отношения, 2000 -188 е.- Загорский А. В. Военное сотрудничество стран СНГ — М.: Воениздат — 2001. — С. 9- Картаиюв В. А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. — М.: Прогресс — Академия, 1995 — 512 е.- Кочетов Э. П. Геоэкономика. М., Юрайт, 1999. -488 е.- Кузьменко В. П. Международные транспортно-коммуникационные коридоры и приграничные СЭЗ. Материалы международной научно-практической конференции «Украина и проблемы безопасности транспортных коридоров в Черноморско-Каспийском регионе». Национальный институт украино-российских отношений, Севастополь, 8−9 июня 1999 г.-44 е.- Лысенко В. Н. Региональные конфликты в странах СНГ.-М: Полис, 2002 — 183 е.- Магомедов А. К. Мистерия.
Однако уровень и глубина осуществленного анализа не вполне соответствуют потребностям современной международно-правовой практики. Проведенная аналитическая работа позволила автору сделать мотивированный вывод о том, что предметная сфера исследований юридических аспектов взаимодействия ограничивалась в основном общеправовыми, и реже — частно-правовыми характеристиками. Проблематика скоординированной борьбы с отдельными видами трансграничных преступлений, равно как и многие организационно-правовые аспекты координации усилий пограничных ведомств стран-союзников должному научному анализу не подвергались.
Именно по этой причине, в качестве объекта исследования автором определены общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия пограничных органов и войск стран СНГ по предупреждению посягательств на безопасность рубежей этих государственных образований, связанных с незарегионализма.- М:. Столица, 2000. — 385 е.- Марченко Г. И. Региональные проблемы новой российской государственности. М., КЖИ № Граница" 2003.-385 е.- Моисеев Е. Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., Зерцало. 2001.-284 е.- Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). /Под ред. Олейникова Е. А. М., 1997. Ризаев Р. А. Спорные границы на Кавказе. -М.: Наука, 2003, -78 е.- Рыжак Н. И. Обеспечение национальной безопасности современной России. Монография-М: Витязь, 2002.-328с.- Сафроиов О. А. Функционализм и неофункционализм: экономические, социальные и политические процессы региональной интеграции. — Регион в составе федерации. Политика, экономика, право. Нижний Новгород, 1999. Фурман Д. Е. О будущем «постсоветского пространства». — Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия в двух томах / Сост.Т. А. Шаклеина. Т. 1. Кн. II. Исследования. М., 2001, — 619с.- Чернявский С. Б. Конфликты в Закавказьеопыт политологического исследования причин-М.: Зерцало, 2003 г. -400 е.- Шелковни-кова Е. Д. Борьба правоохранительных органов России с незаконным оборотом оружия. Монография.-М: Изд-во РУДН. 2002,-288 е.- Шумский Н. И. Интеграция в СНГ: проблемы и перспективы//Мировая экономика и мировые отношения.1999. -185 е.- Спецслужбы России: законы и комментарии. Авт.-сост. А.Ю. ШумиловМ.: ЮристЪ, 1997, — 216 с. конным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Предметом исследования являются теория и практика правового регулирования совместных усилий пограничных органов и войск стран-участниц СНГ по недопущению и пресечению ими незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Целью исследования является выявление и совершенствование юридического механизма регламентации и регулирования процедур взаимодействия пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств Кавказского региона6 по недопущению и пресечению ими незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Достижение данной цели предполагает решение следующих научных задач:
— изучить и конкретизировать правовую сущность научной категории «взаимодействие пограничных органов и войск» применительно к существующей в странах СНГ системе взглядов на данное специфическое социально-правовое явление, выявить проекции этих взглядов на проблематику борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
— осуществить теоретический анализ механизма правового регулирования совместной оперативно-служебной практики пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств в сфере противоборства с трансграничной преступностью;
— изучить исторический опыт формирования и развития механизма взаимодействия пограничных органов и войск стран-участниц СНГ по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
— исследовать сложившуюся систему правовых мер, приемов и процедур взаимодействия пограничных органов и войск стран-участниц СНГ по пресе.
6 Здесь и далее территориальная конкретизация объекта осуществляемого исследования определяется границами России со странами Закавказья. (Прим. автора) чению преступности в области незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, определить существо и содержание правовых пробелов и коллизий в указанной сфере, разработать нормы, устраняющие обнаруженные правовые дефекты;
— разработать научно обоснованный алгоритм совершенствования международно-правового механизма регулирования совместной служебной деятельности пограничных органов и войск стран СНГ в сфере недопущения и пресечения незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
— предложить комплекс рекомендаций по совершенствованию взаимодействия пограничных органов и войск государств СНГ Кавказского региона в борьбе с трансграничной преступностью данного вида, доказать необходимость конструирования и введения в правовой оборот унифицированных модельных норм, регламентирующих режимы организуемого взаимодействия в интересах достижения его максимальной эффективности.
Методологическую основу диссертации составляет диктуемая замыслом и логикой исследования взаимосвязанная совокупность приемов и способов познания социальных явлений, включающая в себя исторические, логические, сравнительно-правовые, формально-юридические, структурнофункциональные, типологические, описательные методы научного анализа, изучение документальных источников, научно-публицистической, мемуарной и специальной периодической литературы, моделирование нормативных актов, проведение социометрических обследований, обобщение независимых характеристик, изучение мнений экспертов, иные приемы познания механизма взаимодействия как объективной реалии.
Теоретическую основу диссертации составили исследования правовых, организационных и служебно-профессиональных характеристик механизма взаимодействия пограничных органов и войск стран СНГ, сформулированные в трудах А. А. Баландина, И .Я. Богданова, И. В. Бусыгина, А. В. Дахина, П.Ф.
Дубровина, Н. В. Зубаревича, П. И. Иозефи, В. М. Клименко, В. А. Колосова, В. П. Мурадяна, В. М. Наумова, А. А. Попова, В. И. Попова, М. Н. Рудакова, А. В. Сергунина, П. В. Соколова, Р.Ф. Туровского7.
Для рассмотрения изучения правового механизма взаимодействия как элемента пограничной политики использовались научные работы В. А. Дмит.
7 См .'.Баландин А. А. Роль совместных проектов в приграничном сотрудничестве. — Приграничные регионы, приграничное сотрудничество. Вестник научной информации, 2000, № 11−12. Богданов И. Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты. -М., Статистика.- 1999. -233 е.- Бусыгина И. А. Проблемы современного регионализма применительно к Черноморью. — Безопасность России. Черноморский регион. Доклады Института Европы. № 37.-М., 1997. Военная экономика (актуальные проблемы): / Учебник. Под ред. Соколова П. В и Наумова В. М. М., 1997; 456 е.- Дахин А. Теневой сектор приграничного сотрудничества: проблема сочетания гражданского, государственного и глобального контекстов. Материалы международной научной конференции. -Нижний Новгород, 1999.-54с.- Дубровин П. Ф., Курс лекций по проблемам управления контрразведывательной деятельностью. — М:. Академия ФСБ России. Открытый фонд специальной кафедры № 51. Инв.13/97. С. 44. Зубаревич Н. Н. Взаимодействие России с южными соседями: проблемы и перспективы. http://pubs.camegie.ru/books/1999/1 Оатп/ОЗ.asp.- Иозефи П., Курс лекций по истории европейского права.- Казань: ГУ, Репринт, 1908. С. 28. Клименко Б. М. Государственная территория (вопросы теории и практики международного права). -М., 2-изд. 2004 г.- 439 е.- Колосов В. А., Туровский Р. Ф. Феномен нового российского пограничья. — Известия РАН, сер. геогр., 1997, № 6, с. 51−61. Мурадян И. Геоэкономическая структура Закавказского региона и экономическая структура этих государств. — Центральная Азия и Кавказ. -Ереван: Лулео, 2000, -66 е.- Попов А. А. Граница как фактор региональной политики в Краснодарском крае.-http://www.alanianet.ru/neokavkaz/n4/4−9.htm: Попов В. И. Организационно-правовые основы взаимодействия пограничных органов и пограничных войск ФСБ России с органами внутренних дел в сфере охраны государственной границы. Дисс. канд. юрид. наук.-М: 2004. Рудяков Н. М. Преступность и коррупция в посткоммунистических странах // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. -М., 1998. № 1. Сергунин А. А. Внешние факторы регионализации России. Сравнительный регионализм: Россия — СНГ — Запад. Материалы международного исследовательского проекта. Нижний Новгород, 1997. о риева, A. JL Манилова, П. Н. Саклакова, А. И. Тымко. Концептуальные позиции названных ученых были подкреплены анализом правового механизма взаимодействия как самостоятельного института публичных правоотношений. Особо ценными в этой связи стали труды Г. В. Атаманчука, В. Г. Афанасьева, Э. Г. Юдина, Ц.А. Ямпольского9. • .
В военно-правовом контексте проблематика правового регулирования совместной оперативно-служебной деятельности пограничных структур рассматривалась в опоре на научные взгляды С. С. Дукова, К. А. Нама, Ю.А. Про-кудина10, в историческом контексте — на исследовательские позиции Ю. Г. Кисловского, В. В. Редькина, В. А. Сальникова и других ученых11.
8 Федеральная пограничная служба Российской Федерации: предназначение, структура и выполняемые функции. -М., КЖИ «Граница» 1995. -254 е.- А. Л. Мантов. Состояние и перспективы международно-договорной деятельности ФПС России в сфере пограничной политики Российской Федерации. -М., Вагриус 1996. -316 е.- Саклаков П. Н. Общегосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации-М.1999. А. И. Тымко Перспективы охраны новых участков государственной границы Российской Федерации. Дисс. канд. воен. наук.-М.1994.
9 См.: Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. -М.: Норма.1997.-439 е.- Афанасьев В. Г. Системность и общество.-М., 1980. Юдин Э. Г Системный подход и принципы деятельности.-М:. Наука. 1978. 228 е.- Ямпольский Ц. А. Проблемы государства и права.-2-изд. перераб. и дополн. -М. Юриздат. 1992.
10 См. Дуков С. С. Совершенствование работы начальника и штаба пограничного округа (отряда) по организации и поддержанию взаимодействия войск при пресечении военно-политических провокаций на границе: Дисс.канд. военных наукМ. 1982. Нам К. А. Взаимодействие войск пограничного округа с войсками военного округа, органами КГБ и МВД при выполнении задач охраны и защиты Государственной границы. Дисс.канд.воен.наук. -М: 1984; Прокудин Ю. А. Философский анализ категории «взаимодействие» и ее методологическое значение для деятельности советских военных кадров. Дисс. канд. филисоф. наукМ. 1990.
11 См.: Кисловский Ю. Г. История таможни государства российского.-М: РИА РТА. 1995; - 422 е.- Редькин В. В. Пограничные войска КГБ СССР: их служебно-боевое предназначение и основы действий-М: Воениздат.: -317 е.- Сальников В. А. Государственные границы: история и современность. Социально-политический.
Источниковедческую основу исследования составили: международные соглашения и договоры по вопросам межгосударственного сотрудничества в пограничной сфере, документы стран — участниц СНГ по проблематике пограничного взаимодействия, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иные подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты СССР, нормативные правовые акты стран Содружества Независимых Государств (преимущественно — Кавказского региона). В диссертации использованы материалы научных и научно-практических конференций, проводимых по вопросам международного сотрудничества в высших учебных заведениях Российской Федерации военного и правоохранительного профиля.
Для подтверждения научной корректности выдвигаемых юридических новаций были проведены целевые исследования материалов подразделений дознания пограничных органов и войск стран СНГ: проанализировано более 30 томов соответствующих дел. В интересах проверки репрезентативности отдельных фрагментов работы были осуществлены опросы специалистов пограничных ведомств стран СНГ Кавказского региона, непосредственно занимающихся организацией и осуществлением взаимодействия. Полученные данные составили эмпирическую основу исследования.
Значительное влияние на подготовку выводов по результатам исследования оказал личный опыт участия автора в совместных оперативно-следственных и оперативно-боевых мероприятиях на российско-грузинской и российско-азербайджанской границах во время его пребывания в зоне контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также служебная практика работы автора по расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. анализ. -М.: Философия. 388 с.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и доказательстве юридической категории «правовой механизм взаимодействия пограничных органов и войск стран СНГ» как специфической, социально-детерминированной, важной и значимой для различных аспектов военного сотрудничества государств бывшего Советского Союзав осуществлении детального научного анализа процессов и явлений, связанных с функционированием данного механизмав исследовании достоинств и недостатков сложившейся практики взаимодействия пограничных органов и служб стран СНГ, обнаружении правовых дефектов, коллизий и пробелов в действующей нормативной правовой базеразработке и предложении комплекса юридически обоснованных велений и мер, обеспечивающих рост эффективности организуемого взаимодействия, инициировании соответствующих предложений и нормв уточнении существа и содержания проблемы незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и устройств как реальной угрозы стабильности на границах СНГв научной разработке мер по устранению разобщенности усилий пограничных органов и войск стран СНГ при решении ими совместных оперативно-служебных и военно-политических задач.
По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие научные положения и выводы:
1. Авторское толкование понятия «взаимодействие пограничных органов и войск» стран СНГ по пресечению незаконного оборота оружия, его компонентов, боеприпасов, взрывчатых веществ и их аналогов.
Под взаимодействием пограничных органов и войск автор предлагает понимать процесс согласования усилий пограничных органов и войск стран СНГ, обеспечивающий единство их действий при решении общих задач обеспечения безопасности границ Содружества Независимых Государств по месту, времени, лицам и обстоятельствам.
2. Авторский подход к сущности категории «правовой механизм взаимодействия пограничных органов и войск». Автор предлагает трактовать данную дефиницию как совокупность правовых норм, определяющих собой процедуры, пределы и алгоритмы осуществляемого взаимодействия, властно-распорядительных велений и действий по его практической реализации пограничными органами и войсками стран СНГ.
3. Авторский вывод о содержании правового механизма взаимодействия пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, к элементам которого относятся:
— совершенствование процедур праворегулирования и правоустановления осуществляемого взаимодействия;
— формирование правовых норм и институтов, регулирующих порядок поддержания и укрепления координационных связей и контактов в международно-правовой сфере, преодоление правовых коллизий, ликвидация правовых дефектов и пробелов в действующем праве;
— разработка подходов к формированию новых правовых инициатив, касающихся взаимодействия;
— поиск совместных решений сходных и типичных правовых проблем;
— совершенствование правовых режимов совместной охраны и защиты границ СНГ, борьбы с трансграничной преступностью.
4. Авторские модели норм, регламентирующих правовое обеспечение деятельности пограничных органов стран СНГ, режимов и процедур их взаимодействия в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия. В качестве реальных способов правового обеспечения эффективной деятельности пограничных органов и войск предложено:
— определение специфических характеристик совместной служебной практики пограничных структур стран СНГ;
— уточнение компетенции и юрисдикции каждой из пограничных служб стран-союзников в ходе их совместной деятельности;
— разработка конкретных предложений и рекомендаций, направленных на повышение эффективности взаимодействия пограничных органов государств-участников СНГ в их борьбе с приграничной и транснациональной преступностью в сфере противоправного оборота оружия.
5. Предложения по совершенствованию методологических основ механизма правового регулирования взаимодействия пограничных органов и войск государств-участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы, сформулированные на основе исследования, могут быть использованы в следующих направлениях: во-первых, при создании и совершенствовании правовой базы, регламентирующей общественные отношения в области международного взаимодействия пограничных органов и войск стран — участниц СНГ в борьбе с незаконным оборотом оружияво-вторых, в практической деятельности руководителей пограничных структур при принятии ими управленческих решенийв-третьих, при подготовке программ лекционных (теоретических) и семинарских (практических) курсов образовательных учреждений СНГ пограничного профиля по проблемам службы и тактики пограничных войск, криминологии, военному и административному праву, юридической психологии, а так же в спецкурсах, предлагаемых к реализации в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников пограничных органов стран Содружества Независимых Государств.
Апробация научных результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на кафедре специальных юридических дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, докладывались автором на межведомственных научно-практических конференциях, проводившихся в Московском пограничном институте ФСБ России и в Академии экономической безопасности МВД Россиииспользовались автором при разработке проекта Инструкции по проведению дознания в пограничных органах ФСБ России, при подготовке аналитической справки УФСБ РФ по Чеченской Республике «О результатах оперативной обстановки в Урус-Мартановском районе Чеченской Республики» (за февраль 2003 г). Материалы исследования, касающиеся вопросов совершенствования правового механизма взаимодействия, использованы при подготовке аналитических документов Следственного Управления ФСБ России. Содержащиеся в работе предложения по развитию системы контроля за незаконным оборотом оружия и боеприпасов опубликованы в специализированном научно-практическом издании и четырех научных статьях, общий объем авторских публикаций 12,8 п.л.
Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В контексте проводимого анализа принципиальное значение приобрел науковедческий метод и деятельностный подход к рассмотрению фундаментальных юридических вопросов согласования усилий пограничных органов и войск стран-участниц СНГ.
Анализ теоретических основ и прикладных аспектов механизма правового регулирования взаимодействия пограничных органов и войск стран СНГ в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, осуществленный в ходе проведенного исследования, со всей очевидностью показал важность и значимость данной проблемы, ее диалектичность и органическую взаимосвязь с задачами обеспечения реальной военно-политической стабильности на рубежах Содружества Независимых Государств. Это позволяет сделать нижеследующие теоретические выводы:
1. Посредством исследования базовых характеристик взаимодействия как объективной международно-правовой реалии может считаться доказанным, что исследуемое явление представляет собой упорядоченную систему государственно-властных велений и мер нормативно-правового согласования усилий пограничных ведомств государств-союзников при предотвращении и нейтрализации угроз военно-политической стабильности на границах СНГ.
Под «взаимодействием пограничных органов и войск» в странах СНГ по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и их аналогов предложено понимать организованный процесс согласования усилий пограничных органов и войск стран СНГ по обеспечению единства их действий при решении задач обеспечения безопасности границ Содружества Независимых Государств по месту, времени, лицам и обстоятельствам.
В свою очередь, научная категория «правовой механизм» такого взаимодействия может трактоваться как совокупность правовых норм, определяющих собой процедуры, пределы и алгоритмы осуществляемого взаимодействия, властно-распорядительных велений и действий по его практической реализации пограничными органами и войсками стран СНГ. Данная научно-теоретическая позиция доказана материалами проведенного исследования.
2. Осуществленная автором аналитическая работа позволила обосновать и сформулировать существо терминосистемы «правовой механизм регулирования взаимодействия пограничных органов и войск», определить особенности ее осуществления как на предметно-процессуальном (в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), так и в региональном (применительно к региону Большого Кавказского хребта) аспектах реализации. Непосредственное познание данного механизма в контексте решения юридических проблем борьбы с незаконным оборотом оружия на границах Содружества предполагало выделение его структурных элементов, таких, как:
— совершенствование процедур правоустановления и праворегулиро-вания взаимодействия;
— формирование правовых норм и институтов, регламентирующих порядок поддержания и укрепления координационных связей и контактов и в международно-правовой сфере, ликвидацию правовых дефектов и пробелов в действующем праве;
— разработку подходов к формированию новых правовых доктрин, касающихся взаимодействия;
— поиск совместных решений сходных и типичных правовых проблем;
— совершенствование правовых режимов совместной охраны и защиты границ Содружества, борьбы с трансграничным криминалом.
Посредством изучения значительного числа научных источников, справочных и информационных материалов оперативно-служебной практики пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств, публикаций периодической печати, удалось установить, что на границах СНГ существует и становится все более очевидной необходимость постоянного взаимодействия названных органов. Несмотря на то, что в настоящее время функционирование такого взаимодействия регламентировано имеющимися нормативно-правовыми актами, механизм такой регламентации имеет значительное число дефектов и пробелов. Это требует инициирования соответствующих норм, оптимизации служебных процедур, унификации внутригосударственного законодательства, регулирующего контакты и связи приграничных ведомств.
3. Обращение автора к актуальным вопросам правового механизма взаимодействия подкрепилось интенсивными и разносторонними исследованиями различных аспектов совместной деятельности пограничных структур стран-союзников, проводимыми с позиций научной методологии. В рамках проведенного исследования:
— выявлены важнейшие зависимости и причинно-следственные связи существующей системы правового регулирования взаимодействия с результатами оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности пограничных органов и войск стран СНГ (преимущественно региона Большого Кавказа);
— обоснованы юридические принципы функционирования правового механизма взаимодействия;
— осуществлен анализ методов, приемов, и способов совместной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности пограничных структур СНГ в контексте их соответствии действующим нормам международного и военного права;
— определены направления дальнейшего развития нормативных основ регулирования совместной деятельности пограничных органов и войск прикав-казских стран Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, инициированы соответствующие нормы;
— изучена направленность и динамика тенденций развития механизма правового регулирования взаимодействия применительно к сложившейся практике координации усилий пограничных ведомств Кавказского региона;
— обоснованы факторы и условия достижения эффективности правового регулирования взаимодействия пограничных структур СНГ в различных сферах их повседневной оперативно-служебной деятельности.
Проведенная работа позволила отразить диалектику складывающихся объективных противоречий между нарастающей криминализацией постсоветского пространства и необходимостью скоординированной борьбы с ее последствиями на южных границах Содружества.
4. Изучение исторического опыта формирования и становления правового механизма пограничного взаимодействия на постсоветском пространстве позволило определить основные направления совершенствования этого явления.
Применительно к деятельности пограничных структур государств СНГ региона Большого Кавказа таковыми были определены:
— постоянное совершенствование практики правового регулирования вопросов совместной деятельности пограничных органов и войск России, Армении, Азербайджана и Грузии;
— наращивание усилий по их обеспечению пограничных органов названных государств необходимыми правовыми и информационными ресурсами;
— оптимизация и унификация профессионально-правовой подготовки персонала пограничных служб государств-союзников;
— разработка и инициирование в руководящие органы пограничных структур СНГ моделей новых актов различной юридической силы, ликвидирующих имеющиеся пробелы в действующем международном праве.
Благодаря использованию достаточно жесткой логической схемы исследования удалось подтвердить первоначальную гипотезу об объективности военно-правовой природы приграничного взаимодействия, важности и значимость его осуществления как на общесоюзном, так и на региональном межгосударственном уровне.
Дальнейший анализ научных представлений о существе и содержании правового механизма взаимодействия пограничных структур позволил выявить определенные этапы и тенденции в его формировании. На основе изучения значительного числа теоретических источников было доказано, что очевидная необходимость взаимодействия возникла на исторически-исходных этапах формирования правовой системы каждого из государств-союзников в виде настоятельной потребности регулирования процессов охраны и защиты границ вновь образованных государств. Постепенное расширение спектра задач по борьбе с приграничной преступностью, появление в государственных системах самостоятельных (условно говоря, «отраслевых») субъектов правоохраны, рост числа угроз стабильности приграничных регионов диктовали предпосылки к созданию постоянно функционирующей системы взаимного согласования предпринимаемых военно-политических усилий.
5. Посредством анализа норм национального права Российской Федерации, Армении, Азербайджана и Грузии, регулирующих механизм взаимодействия пограничных органов и войск указанных стран в сфере пресечения незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, удалось доказать, что наиболее опасными тенденциями этого явления в пределах СНГ на сегодняшний день являются:
— усиление попыток воздействия трансграничной преступности на выработку и принятие решений в экономической и политической сферах, криминализация приграничной зоны;
— политизация и интернационализация преступности в непосредственной близости к границам Содружества;
— повышение уровня вооруженности, конспиративности в реализации преступниками своих целейрасширение масштабов их деятельности;
— активизация использования антиконституционных методов борьбы за достижение экономической и политической власти в приграничных регионах, очевидное стремление к подрыву военно-политической стабильности в них*.
Все перечисленное напрямую относится к региону Большого Кавказа и ярко иллюстрирует собой факторы, угрожающие политической стабильности приграничных регионов стран СНГ на южных рубежах России, подтверждает необходимость консолидации усилий пограничных органов и войск государств СНГ в противоборстве нарастающим угрозам безопасности Содружества. Очевидно, что одним из реальных инструментов решения названных проблем может стать совершенствование международно-правового механизма взаимодействия пограничных структур СНГ.
6. Посредством всестороннего анализа прикладных аспектов совместной служебной практики пограничников стран СНГ было установлено, что объектом взаимодействия являются определенные явления, процессы и состояния действительности, характеризующие собой целенаправленный и организованный порядок согласования усилий пограничных структур в преодолении преступных проявлений на внешних рубежах Содружества и на путях межгосударственных контактов.
Это позволило обосновать и инициировать комплекс мер по дальнейшему развитию праворегулятивной практики координации усилий пограничных органов и войск стран-участниц Содружества Независимых Государств по недопущению и пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
7. Исследование социально-правовых факторов, влияющих на результативность механизма правового регулирования взаимодействия подтвердило первоначальное предположение о том, что борьба за власть национальных и региональных элит, ведущаяся в регионах, непосредственно примыкающих к Дополнительный перечень инициатив по совершенствованию международно-правового механизма взаимодействия пограничных структур стран СНГ в сфере информационного, социально-экономического, гуманитарного и научно-методического обеспечения их деятельностисм. в приложении 24. государственным границам Содружества, значительная криминализация приграничной экономики привели к быстрому росту военно-политической напряженности на границах СНГ. Названные негативные социальные реалии повлекли за собой активное распространение оружия, в том числе интенсивное наращивание арсеналов, имеющихся у боевиков многочисленных военизированных формирований и преступных элементов. Очевидно, одной из самых серьезных проблем взаимодействия пограничных органов и войск стран СНГ по пресечению незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ трансграничной преступности остается совершенствование законодательной базы в указанном направлении.
8. Детальное ознакомление с достоинствами и недостатками сложившейся системы координации усилий пограничных ведомств стран Содружества позволило увидеть, что своеобразным «контуром правового механизма» осуществляемого взаимодействия является:
— постоянный обмен значимой информацией между включенными в нее структурами;
— совместное планирование приграничной деятельности;
— подготовка кадров, целесообразное использование имеющихся сил и средств при проведении пограничных мероприятий и операций.
Столь содержательный подход к рассмотрению процессуальных особенностей взаимодействия позволил определить в качестве его предмета специфическую правоведческую категорию, включающую в себя военно-правовые, криминологические, организационные и управленческие характеристики оперативно-служебной практики пограничных ведомств государств СНГ.
9. Осуществленными теоретическими изысканиями было установлено, что современная методология проблем правового механизма взаимодействия прошла сложный путь становления и развития в структурном, содержательном и предметно-объектном планахв настоящее время сложилась в достаточно целостную и функциональную конструкцию.
Результатами проведенных исследований было отмечено, что в сложившейся терминосистеме проблем взаимодействия наблюдаются тенденции: к отмиранию отдельных ранее использовавшихся терминов'- к содержа>> тельному изменению устоявшихся дефиниций — к появлению относительно новых терминов и терминосочетаний3.
В связи с полученными в ходе диссертационного исследования теоретическими выводами, автором предлагаются следующие практические рекомендации, качающиеся внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты.
1. Выйти с предложением о выдвижении законодательными органами СНГ предложения о дополнении действующих Уголовно-процессуальных кодексов стран-участниц СНГ отдельной нормой следующего содержания: «.Не должны издаваться для действия в сфере уголовного судопроизводства законы и другие акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, нарушающие независимость суда и состязательную форму процесса, придающие доказательствам заранее установленную силу, противоречащие общепризнанным принципам и нормам международного права, положениям международных договоров».
2. Предложить законодательным органам стран Содружества рассмотреть и принять поправки в действующие процессуальные законы, касающиеся порядка взаимодействия пограничных структур при признании доказательств по уголовным делам, изложив проект данной поправки в следующей редакции: «.Доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке и/или в соответствии с международным договором (по тексту — государства-участника СНГ) орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершив.
1 Соответственно: «оперативное внедрение», «совместное оперативное прикрытие», «совместный оперативный анализ» и пр.
2 «Совместный аналитический поиск», «легендированное совместное предприятие», «совместная комплексная пограничная операция» и др. шего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела".
3. Предложить Договорно-правовому Управлению ФСБ России инициировать установленным порядком:
— расширение подследственности пограничных органов стран-участниц СНГ по статьям, связанным с преступлениями, предусмотренными статьями 188, 189, 222 УК РФ;
— изменение санкций действующих норм УК РФ в соответствии с отнесением незаконных операций с оружием к категории особо тяжких преступлений (тем самым увеличив меру наказания за указанные деяния);
— дифференциацию уголовной ответственности с учетом вида оружия, фигурирующего в преступлении, количества единиц оружия, наличия специальных приспособлений (для бесшумной стрельбы, прицелов ночного видения, использование боеприпасов с пулями бронебойного, зажигательного или разрывного действия);
— выделение в качестве самостоятельной нормы, закрепленной в отдельной статье УК РФ, состава преступления, устанавливающего уголовную ответственность за незаконный оборот гражданского гладкоствольного оружия, его основных частей и боеприпасов к нему, а также их пересылку.
В ходе проводимых международных встреч и консультаций предложить реализацию аналогичных мер заинтересованным структурам стран СНГ.
4. Предложить законодательным органам стран СНГ сократить бланкетные диспозиции правовых норм, касающихся борьбы с преступлениями в сфере экономики и непосредственно связанных с гражданским оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых и отравляющих веществ (их компонентов и предметов «двойного назначения»).
5. В рамках конструирования правовых инструментов решения анализируемой проблемы обратить внимание на отсутствие в уголовных кодексах государств-союзников упоминаний о денежных средствах и материальном доходе преступников от незаконной торговли оружием, наносящей значительный экономический ущерб государствам Содружества. Рассмотреть вопрос об установлении норм предполагающих конфискацию имущества и денежных средств, полученных в ходе операций с незаконным оборотом оружием.
Проведенный анализ различных сторон правового механизма взаимодействия позволил установить его многоаспектность и разноплановость, преимущественно процессуальный характер реализации основных компоненов. Это, в свою очередь дало возможность доказать, что данный правовой феномен органично включает в себя элементы координации усилий пограничных структур как по линиям и отдельным направлениям их деятельности, так и по формам практического разрешения оперативно-служебных (служебно-боевых) задач.
Такой подход к рассматриваемым реалиям обеспечил возможность акцентировать внимание на общих для всех стран СНГ объектах взаимодействия, обоснованно включить в систему анализа максимальный спектр характеристик контактов и связей пограничных структур с органами власти и управления, с негосударственными субъектами правоохраны государствсоюзников.
Столь диалектичному взгляду на базовые характеристики взаимодействия способствовало выяснение его отношения к основным отраслям научных знаний, напрямую или опосредованно характеризующим данное явление, в частности, с науками обществоведческого, правоведческого, криминологического, государствоведческого, исторического и философского характера.
Избранная научно-аналитическая позиция предоставила автору реальную возможность предположить, что, не смотря на предельно четкую концентрацию внимания на сугубо правоведческих аспектах взаимодействия, его непосредственное изучение должно осуществляться на с учетом исследовательских предпочтений специалистов различных отраслей знаний, и истина в установлении принципиальных свойств взаимодействия лежит на стыках самых разных наук.
Многообразие и сложность установленных связей в свою очередь потребовали всестороннего рассмотрения проблемы незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств как объекта пристального внимания пограничных органов государств-участников СНГ.
С этой целью была осуществлена дополнительная правовая квалификация признаков незаконного оборота оружия (по текстуНОО), осуществлено выделение юридических признаков преступлений, связанных с ним. В данном фрагменте работы нашли свое отражения различные трактовки НОО, определяющие субъектно-объектный состав данного деяния с позиций современного внутригосударственного и международного права.
Указанный международно-правовой детерминизм был установлен в результате теоретических исследований, позволивших предположить, что процесс взаимодействия состоит из нескольких органически связанных между собой составляющих: организационной, информационной, управленческой, специально-технической, военно-мобилизационной и других. Эти составляющие включали в регулирование правовых основ совместного поиска, сбора, анализа и оценки служебно-значимых данных, грамотного применения имеющихся сил и средств, создания необходимых резервов и запасов, использования иных возможностей в интересах предотвращения и пресечения угроз границам СНГ.
Таким образом автору удалось доказать, что совершенствование правового механизма взаимодействия представляет собой последовательную и диалектичную смену научных представлений о порядках и процедурах совместных либо сущностно сходных служебно-профессиональных задач.
Список литературы
- Договор о коллективной безопасности (ТашкентД 5 мая 1992 г.).
- Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения по вопросам совместного планирования применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности (Сочи, 27 сентября 2000 г.).
- Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств участников Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.)э
- Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанному 8 декабря 1991 года в г. Минске Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР), Украиной (Алма-Ата, 21 декабря 1991 г.).
- Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года (Москва, 26 февраля 1999 г.).
- Соглашение об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ государств участников Содружества Независимых Государств (Москва, 12 апреля 1996 г.).
- Соглашение об информационном обеспечении выполнения много-сторонних соглашений (Москва, 24 сентября 1993 г.).
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. и доп. от 28 марта 1997 г.).
- Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (Москва, 20 июня 2000 г.).
- Соглашение между государствами участниками Содружества Независимых Государств по Стратегическим силам (Минск, 30 декабря 1991 г.).
- Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.).
- Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр (Минск, 31 мая 2001 г.).
- Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.).
- Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности (Бишкек, 11 октября 2000 г.).
- Договор о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.).
- Соглашение о порядке финансирования работ по созданию межгосударственной подсистемы информационного обмена между пограничными войсками государств участников Содружества Независимых Государств (АСИО-ПВ СНГ) (Бишкек, 9 октября 1997 г.).
- Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой о сотрудничестве по пограничным вопросам (Москва, 17 мая1996 г.).
- Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.).
- Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения о совместном использовании объектов военной инфраструктуры (Москва, 1 октября 2002 г.).
- Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (утв. расп. Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. № 196-р).
- Определение СК Верховного Суда РФ от 29 апреля 1999 г.
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения (Москва, 16 марта 1995 г.) (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.).
- Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Москва, 22 декабря 1992 г.).
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о деятельности пограничных представителей (Москва, 25 января 2002 г.) // Бюллетень международных договоров. -2003, № 12.
- Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173 от 9.12.1988 г.
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. — 25 дек.
- Указ Президента Российской Федерации от 23 сентября 2004 г. № 1212 «Об утверждении состава Государственной пограничной комиссии по должностям» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2004.-№ 39.-Ст.3844.
- Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 870 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2004.- № 28 Ст. 2883.
- Постановление от 30 декабря 1999 г. № 1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной».
- Постановление от 2 февраля 1998 г. № 133 «О мерах по обеспечению служебным оружием и специальными средствами должностных лиц, выполняющих задачи по охране объектов животного мира».
- Постановление от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (с изм. от 5 июня 2000 г., 11 марта 2002 г., 6 февраля 2004 г., 4 апреля 2005 г.)
- Постановление от 22 апреля 1997 г. № 460 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием» (в редакции от 29.02.2000 г. № 173).
- Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2005 г. № 179 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 14 авг. 1992 г. № 587 и от 21 июля 1998 г. № 814»
- Приказ ФСБ РФ от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (Зарегистрирован в Минюсте России 24.06.98 № 1814)
- Приказ МВД России от 12 апреля 1994 г. № 118 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом».
- Приказ ФСБ России от 7 октября 1997 г. № 650 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. № 460».
- Приказ Минздрава РФ от 11 сентября 2000 г. № 344 «О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия».
- О взаимодействии органов внутренних дел и федеральной службы безопасности России по пресечению незаконного оборота оружия и преступлений с его применением: Указание МВД России № 1/13 717 от 12 августа 1996 г.
- Комментарий к УК РФ. Особенная часть / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М., 1996.-283 с.
- Комментарий к Федеральному Закону «Об оружии"/ Под ред. В. А. Рушайло.- М., 1999. -500 с.
- Александров А.А. Стрелковое оружие // Актуальные проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия в условиях переходного периода: Матер. Межвед. науч.-практ. конф. Москва-Ижевск, 1998. -135 е.
- Андерсон М. Границы Европейского Союза. Доклад на конференции «40 лет римским договорам: европейская интеграция и Россия», Центр европейской документации, СПб. 2000. 228 с.
- Арин О. Стратегические контуры Восточной Азии в XXI веке. -М.: 2001.-404с.
- Баландин А.А. Роль совместных проектов в приграничном сотрудничестве. Приграничные регионы, приграничное сотрудничество. Вестник науч. информ. -Алма-Ата: 2000, № 11−12.
- Бекмурзин М.С. Предупреждение хищения оружия и комплектующих с заводов-изготовителей // Материалы конф. Москва-Тула, 2000. -307 е.
- Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: цифры и факты. 2 изд. уточн. и доп. -М., 2003. -262 с.
- Воронин О.В., Быков А. Ю. Локальные проблемы «нового погра-ничья» России. Барнаул, 2002.
- Белая книга российских спецслужб. М., Фортуна, 1996. — 249 с.
- Бусыгина И. Проблемы современного регионализма применительно к Черноморыо.- Безопасность России. Черноморский регион. Доклады Института Европы, № 37. -М., 1997.-228 с.
- Вардомский Л.Б. Приграничный пояс России: проблемы и тенденции развития. Приграничные районы, приграничное сотрудничество/Под ред. Л. Б. Вардомского.-М., 2000, 184 с.
- Вашанов В.А. Совершенствование производственно хозяйственных связей регионов России и СНГ. Приграничное сотрудничество: опыт и перспективы. -Оренбург, 2001. -228 с.
- Волкова Н.Г. Кабардино-Балкария: современные этнодемографи-ческие и этнокультурные процессы. Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX в. -М., 1996, -С.7−32.
- Волченков В.В. Борьба с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. М., 1997. — № 2.-С.89−94.
- Востриков Н.И. Об опыте приграничного сотрудничества в сфере науки и образования. Приграничное сотрудничество: опыт и перспективы. — Оренбург, Былина, 2001. -188 с.
- Волынская О.В. Тенденции совершенствования законодательства по борьбе с организованной преступностью в сфере незаконного оборота оружия // Матер, науч.-практ. конф. Москва-Тула, 2000. -196с.
- Гаджиев К. Введение в геополитику. -М.: Зерцало 1988. -402 с.
- Гельман В.Я. Трансформация и режимы. Неопределенность и ее последствия: Россия регионов. Трансформация политических режимов. -М: Экслибрис.-2000. -336 с.
- Голунов С.В. Новые приграничные регионы России в поисках стратегии обеспечения безопасности. Россия-2001: новые тенденции политического, экономического и социального развития: Матер.конф.-М, 2002, -156с.
- Голунов С.В. Постсоветские границы Центральной Азии в контексте безопасности сотрудничества. Центральная Азия и Кавказ, 2001, № 5, -278с.
- Горшенин С.Г., Калинин А. Е. Приграничное сотрудничество: региональный аспект. Оренбург: Былина, 1999.-244 с.
- Гришко А.Я., Лялин А. В. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота оружия // Матер, научн.-практ. конф. (7−8 октября 1999 г.).- Тула, 1999. -С. 103−107.
- Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и совре-менность.-М., 1990. -268 с.
- Емельянов А.С. Криминологическая характеристика бандитизма. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР. 1989. -178с.
- Иванов С.Н. Особенности оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия // Матер, конф. М.:ЦНИИ МВД России, 2000.-340с.
- Камкия Б. Проблема легитимности власти в полиэтничном государстве. Опыт политологической интерпретации общественно-государственных отношений в Грузии и Абхазии в конце 80-х начале90. х годов.-М, 1997, с. 16−53.
- Клименко Б.М. Государственная территория (вопросы теории и практики международного права).-М., Наука,-1974. -539 с.
- Киреев М.П. Борьба с терроризмом на воздушном транспорте (уголовно-правовые и криминологические аспекты). Дисс. докт. юрид. наук. М.: Академия МВД России, } 995.
- Корецкий Д.А. Оружие: правовой режим. 2 изд. испр. и дополн-Ростов-на-Доиу, Феникс 2003. -442 с.
- Колосов В.А., Криндач А. Д. Особенности постсоветского развития массового сознания и политической культуры Юга России. Полис, 1994, № 6,-220 с.
- Колосов В.А., Туровский Р. Ф. Типология новых российских границ. Известия РАН, сер. геогр., 1999, № 5, с. 40−48.
- Колосов В.А., Туровский Р. Ф. Феномен нового российского по-граничья. Известия РАН, сер. геогр., 1997, № 6, с. 51−61.
- Колонтаевский. Ф.Е. Правовые аспекты создания в МВД России автоматизированной информационно-поисковой системы оборота оружия // Матер, науч.-практ.конф Москва-Тула, 2000, -С. 238.
- Котов Р.И. К вопросу о концептуализации понятия «политическое сообщество». Проблемы политической трансформации и модернизации России. Научные доклады, № 136. М., 2001, с. 196−214.
- Кудияров В. Пограничные пространства России. Пограничник Содружества, 1996, № 2.
- Кудияров В. Пограничные пространства России. Вестник границы России, 1997, № 2.
- Кузьмин Э.Л. Российский центр, регионы и внешний мир. Международная жизнь, 1998, № 11−12.
- Куртов А.А. Наркомафия и исламский экстремизм новый тандем в Центральной Азии. — Границы безопасности и безопасность границ. -Челябинск, 2001.
- Лапина Н., Чирикова А. Стратегии региональных элит: экономика, модели власти, политический выбор. -М., 2000. -416 с.
- Магомедов А.К. Мистерия регионализма. Научные доклады № 114. М., 2000.
- Макуха А.Д. Уголовная ответственность за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ: Автореф. дисс.канд. юрид. наук М., 1993.- 178 е.
- Малышева Д. Конфликты у южных рубежей России. Pro et Contra. Т. 5, № 3, Лето 2000.
- Малков В.Д. Хищение огнестрельного оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1969. — 194 с.
- Манаков А.Г. Геополитические симпатии населения нового российского порубежья: социологическое и географическое измерение. Приграничные регионы, приграничное сотрудничество. Вестник научной информации. 2000, № 11−12.
- Маргинальность в современной России. МОНФ: Научные доклады № 121. М., 2000. -338 с.
- Марченко Г. Региональные проблемы новой российской госу-дар-ственности. М., 1996. -348 с.
- Мальков С.М. К вопросу о предмете хищения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Красноярск, 2000. -74 с.
- Михеев В. Потенциал вражды versus потенциал сотрудничества.- Pro et Contra, 1998, т. 3, № 2.
- Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция: Учебно-практическое пособие / Под ред. АЛО. Шумилова.-М, 1998.-С. 136.
- Могилевкин И. Россия недооценивает опасность, идущую с юга.- Россия и мусульманский мир, 1994, № 11, -С.5−12.
- Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. -М., 1997. -266 с.
- Море проблем: Опыт системного исследования Каспийского региона. М., 2004. -326 с.
- Муллаянов Р.Ш. Актуальные проблемы пограничной политики современной России. Границы безопасности и безопасность границ. -Челябинск, 2001.-382 с.
- Мурадян И. Геоэкономическая структура Закавказского региона и экономическая структура этих государств. Центральная Азия и Кавказ Еребуни-Лулео, 2000, № 1. -216 с.
- Назаркин М.В. Криминологическая характеристика и предупреждение терроризма: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., Академия управления МВД РФ. 1998. 212 е.
- Новосельцев С.П. Преступления с формальным составом в уголовном праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Омск, 1998. — 192с.
- Невский. С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение хищений огнестрельного оружия и боевых припасов: Дис.канд. юрид. наук.-Волгоград, 1997. 202 с.
- Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность). /Под ред. Олейникова Е. А. -М., 1997. -384 с.
- Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Уголовно-правовые аспекты борьбы с хищениями оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» Научный центр исследования проблем управления ОВД и ВВ М. 2003. 288 с.
- Панарин С. Безопасность и этническая миграция в Россию Pro et Co№tra. 1998, т. З, осень. -226 с.
- Попов А. Граница как фактор региональной политики в Краснодарском крае. Краснодар: 2003, -188 с.
- Рагузин В.Н. На острие российской геополитики. М., 1999. Контур,-! 68 с.
- Розыбакиев Р. Каспийская одиссея. Деловая неделя (г. Алма-Аты). 2000.
- Романов Н.А. Политический экстремизм как угроза безопасности страны. Автореферат, дисс. докт. политич. наук. М.: МПГУ, 1997.
- Романов С. Парадипломатия европейских границ и Россия. М., 2001, — 108 с.
- Савощенко Н. Пограничная политика России: региональный ракурс. Власть. 2001, № 5, -248с.
- Свентоховский Т. Становление национальной идентичности в Азербайджане. Азербайджан и Россия: общества и государства / Отв. ред. и сост. Фурман Д. Е. — Баку., 2001. -366 с.
- Северный Кавказ: история и современность. Информационно-справочное пособие. Махачкала., Дпгиздат, 2000. -438 с.
- Сенчагов В.Д. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. Вопросы экономики. 1996, № 1.
- Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918−2000 /Отв. ред. Богатуров А. Д. Т. 1. События. 1918−1945. М., 2000.
- Соколов Л.Ф. Оружие как признак состава преступления при посягательствах на общественную безопасность: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Свердловск, 1970. — С.272 с.
- Спангелис С.В. На рубежах Кавказа. Московский журнал, 2000, № 6. с. 19−21.
- Туманов В. Приграничные регионы: от кризиса к устойчивому развитию. Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. М., 1998, с. Ill — 118.
- Туровский Р.Ф. Современные государственные границы: новые функции в условиях интеграции и приграничное сотрудничество. Известия РАН, сер. геогр., 1998, № 1.
- Ткачевский Ю.М. Ответственность за хищение оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ. Дисс. канд.юр. наук Саратов. Университет МВД .2002. — 202 с.
- Фурман Д., Абасов А. Азербайджанская революция. Азербайджан и Россия: общества и государства / Отв. ред. и сост. Фурман Д. Е. -М., 2001.-388 с.
- Чурков Б.Г. Социально-философские аспекты современного терроризма. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М.: МПГУ, 1993.
- Шеслер А.В. Групповая преступность: криминологические и уголовно-правовые аспекты: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2000. 256 с.
- Хвощев В. Е., Муллаянов Р. Ш. Пограничная политика и безопасность. Челябинск, 2001.
- Договоры, заключенные в рамках ООН, ее специализированных учреждений и МАГА ТЭ: а) в сфере борьбы с международным терроризмом:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года-
- Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.-
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г.-
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.-
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.-
- Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г.-
- Протокол 1988 года о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации-
- Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленным против безопасности морского судоходства 1988 г.-
- Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе 1988 г.-
- Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.-
- Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом. б) в сфере борьбы с другими преступлениями, представляющими меяздународную опасность:
- Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г.-
- Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.-
- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1950 г.-
- Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970 г.
- Договоры, заключенные в рамках Совета Европы:
- Европейская конвенция о выдаче 1957 года с дополнительными протоколами 1975 и 1978 гг.-
- Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года с дополнительным протоколом 1978 г.-
- Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными и условно освобожденными правонарушителями 1964 г.-
- Европейская конвенция об охране археологического наследия 1969 г-
- Европейская конвенция о международной силе решений по уголовным делам 1970 г.-
- Европейская конвенция о передаче производства по уголовным делам 1972 г.-
- Европейская конвенция о контроле за приобретением н хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 года-1. Выделено автором)
- Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1977 г.-
- Европейская конвенция о компенсации жертвам насильственных преступлений 1983 г.-
- Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей 1985 г.-
- Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.-
- Европейская конвенция о защите окружающей среды средствами уголовного права 1998 г-
- Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.