Проблема культурообразующей функции языка в русской общественной мысли конца XIX — начала XX вв
Большинство из выбранных нами мыслителей изучалось в общем плане их философских (или, как в случае с Н. С. Трубецким, — специально-научных) рефлексий. Вопросы взаимодействия языка и культуры в их творчестве оставались в тени, уходили на второй план. Характерное же для указанных авторов понимание языка как изначальной характеристики бытия человека в мире, задающей горизонты процессов… Читать ещё >
Содержание
- I глава. Язык и вопросы культурной коммуникации
- 1. Язык как дом бытия духа: теория мистического диалога в культурософии Павла Флоренского
- 2. Речь как самовыражение и внутренняя коммуникация в произведениях Василия Розанова
- II глава. Язык в пространстве культурной истории
- 1. Язык и проблемы развития национальной культуры в трудах Николая Трубецкого
- 2. Идеократическая функция языка в культурно-исторической психологии Владимира Бехтерева ивтектологии Александра Богданова
Проблема культурообразующей функции языка в русской общественной мысли конца XIX — начала XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется несколькими моментами.
Во-первых, в контексте модернизационных процессов, переживаемых современной Россией, особое значение имеет объективный анализ предшествующей культурно-исторической традиции. Это даёт возможность лучше понять архетипические основания русской культуры, до сих пор оказывающие существенное влияние на мотивационные и поведенческие стратегии россиян, а также более полно реконструировать особенности национального менталитета, укоренённые в языке, нашедшие своё яркое проявление в творчестве русской интеллигенции конца XIX — начала XX вв. и обусловившие характерные признаки русской культурософии данного периода.
Во-вторых, в рамках современного кризиса культурной идентичности большой интерес представляет вопрос о механизмах сохранения культурной традиции, в которых язык выступает одним из важнейших каналов консервации, фиксации и трансляции этнонационального культурно-исторического опыта. В этом плане исследования культурообразующей и культуросохраняющей функции языка, которыми занимались некоторые представители русской общественно-политической мысли конца XIXначала XX вв. обладают особой значимостью и могут быть востребованы в * рамках таких новых научных направлений, как культурология языка, когнитивная лингвистика, социолингвистика, этнопсихолингвистика, лингвокультурология.
В-третьих, при нарастании современных глобализационных процессов ^ особое значение приобретает изучение национально-культурной специфики дискурса, отражающей особенности русского культурного пространства. Сегодня человек и его язык, а также связи человека и языка с другими системами бытия стали приоритетными объектами научного знания.
В данном контексте многие идеи выделенных нами мыслителей, убеждённых, что язык является не только и не столько отражением действительности, сколько способом организации как самой действительности, так и человеческого общества и культуры, а также эффективным средством управления поведением индивида и различных социокультурных групп, представляют собой огромный интерес и выраженную познавательную и научную ценность. Диссертационный анализ закономерностей функционирования языка в обществе, которые обосновывались в трудах у С^П.А. Флоренского, В. В. Розанова, Н. С. Трубецкого, В. М. Бехтерева и А. А. Богданова, позволит глубже понять, что необходимо для того, чтобы язык смог эффективно осуществлять свою организационную культурную функцию.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследованияпроанализировать особенности понимания культурообразующей функции языка в русской общественно-политической мысли, русской культурософии конца XIX — начала XX вв.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: выявить образы языка, существующие в русской культуре конца XIXначала XX вв. и проследить специфику их экспликации в культурософской традиции славянофильского толкарассмотреть образ языка как «дома бытия духа» в теории мистического диалога Павла Флоренскогопроанализировать образ языка как сферы внешней и внутренней коммуникации в культурософии Василия Розановаисследовать идеократическое понимание языка и его манипулятивную функцию в интерпретации Н. С. Трубецкого, В. М. Бехтерева и А. А. Богданова.
Объектом исследования является культуролософское направление русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв., укоренённое в славянофильской традиции.
Предметом исследования выступает культурообразующая функция языка в наиболее интересной трактовке таких мыслителей, как П. А. Флоренский, В. В. Розанов, Н. С. Трубецкой, В. М. Бехтерев, А. А. Богданов.
Методология исследования Работа строится как междисциплинарное исследование с использованием системно-структурного, герменевтического, историко-типологического, семиотического, компаративистского методов. На формирование авторской концепции повлияли общетеоретические работы отечественных и зарубежных культурологов, философов, искусствоведов и филологов: Е. Арндта, М. Н. Афасижева, М. М. Бахтина, Г. С. Батищева, B.C. Библера, М. Н. Громова, М. JI. Гаспарова, Г. С. Кнабе, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, В. М. Межуева, Н. А. Хренова. Интеграционный характер работы обусловил необходимость использования исследований в рамках смежных областей знания: литературоведения, лингвистики, семиотики, общего языкознания (Н.И. Безлепкин, А. И. Вербицкий, Г. Д. Гачев, В. М. Гуминский, В. В. Красных, В. И. Мельник, Г. Г. Почепцов, А. Н. Портнов, В. М. Петров, Ю. С. Степанов, В. Н. Топоров, Б. Л. Успенский).
Степень изученности проблемы.
Вопрос о степени изученности такой сложной и комплексной проблемы как проблема культурообразующей функции языка в русской общественно-политической мысли, русской культурософии конца XIXначала XX вв. можно рассматривать с учётом нескольких аспектов.
Соответственно лингвистическая сторона этого вопроса исследовалась в трудах Ф. Ф. Фортунатова, И. А. Бодуэна де Куртенэ, В. В. Виноградова, В. Г. Гака, С. О. Карцевского, A.M. Пешковского, Е. Д. Поливанова, P.O. Якобсона, В. Н. Ярцева и других.
Социально-психологические и когнитивные основания культурообразующей функции языка осмысливались в трудах Н. И. Безлепкина, JI.C. Выготского, В. В. Виноградова, Г. И. Горунова, Б. М. Гаспарова, В. В. Красных, А. Н. Леонтьева, М. Н. Морозовой, В. Ф. Петренко, В. И. Постоваловой, C.JI. Рубинштейна, Ю. С. Степанова, Г. П. Щедровицкого, Д. Б. Эльконина.
Исследование причин своеобразия различных языков и их влияния на культурную специфику наиболее интересно представлено в трудах В. М. Абеля, В. В. Виноградова, М. П. Красько, В. В. Красных, А. Ф. Лосева, Г. П. Мельникова, Ю. М. Лотмана, В. М. Розина, Н. С. Розова, В. М. Петрова, В. М. Усольцева.
Антропоцентрический принцип, предполагающий соединение языка и бытия человека в одном поле познания, анализируется в трудах С. С. Аверинцева, Н. И. Безлепкина, П. С. Волковой, М. Л. Гаспарова, Л. А. Микешиной, А. Н. Портнова, Ю. С. Степанова, И. В. Харитоновой, Л. В. Щербы.
Культурологический аспект исследования языка представлен в работах С. С. Аверинцева, М. Ш. Бонфельда, А. Вежбицкой, М. Л. Гаспарова, Н. И. Жинкина, С. М. Даниэля, Вяч. Вс. Иванова, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана,.
A.Н. Михальской, Г. М. Николаева, И. В. Пешкова, Ю. В. Рождественского,.
B.Н. Телия, В. Н. Топорова, Б. А. Успенского, Т. В. Цивьян.
Однако, далеко не все идеи, высказанные выделенными нами мыслителями (П.А. Флоренским, В. В. Розановым, Н. С. Трубецким, В. М. Бехтеревым, А.А. Богдановым) в области понимания культурообразующей функции языка, были восприняты современниками и последующими поколениями исследователей из-за того, что некоторые открытия были необъективно и превратно истолкованы, а отдельные положения не нашли подтверждения из-за отсутствия адекватной методологии. Поэтому одной из главных задач данной диссертации была реконструкция взглядов на вопрос о взаимовлиянии языка и культуры как непротиворечивой концептуальной целостности.
Большинство из выбранных нами мыслителей изучалось в общем плане их философских (или, как в случае с Н. С. Трубецким, — специально-научных) рефлексий. Вопросы взаимодействия языка и культуры в их творчестве оставались в тени, уходили на второй план. Характерное же для указанных авторов понимание языка как изначальной характеристики бытия человека в мире, задающей горизонты процессов смыслополагания и существования культуры, в отечественной литературе почти не исследовалось. «Проблеме языка, его связи с природой человека, его сознанием, познанием, поведением крупно не повезло в нашей философии советского периода», 1* - совершенно справедливо подчёркивает А. Н. Портнов. Ситуация мало изменилась и сегодня. В основном анализируются культурософские идеи и метафизика в целом выделенных нами русских мыслителей, но почти нет работ, где их идеи рассматривались бы в культурологическом ключе.
Данная диссертация пытается восполнить указанный пробел.
Научная новизна исследования определяется проблематикой и системным культурологическим подходом к исследованию культурообразующей функции языка в культурософском направлении русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв.
1) Портнов А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX — XX вв. Иваново, 1994. С. 6.
Осуществлён анализ проекций культурологического подхода к языку в область решения вопроса о его коммуникативном, манипулятивном, медиативном, идеократическом использовании через систему внедрения «заразительных идей» (В.М. Бехтерев), «идей-правительниц» (Н.С. Трубецкой), «идеократических моделей», «лингвистической аскезы» (А.А. Богданов), а также диалоговых моделей (П.А. Флоренский, В.В. Розанов).
Прослежено влияние полипарадигмальных установок (среди которых основное внимание уделено рефлексии славянофильских и неославянофильских подходов к изучению соотношения языка и культуры) на формирование базовых исследовательских стратегий культуропорождающей функции языка в русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. Выявлены и описаны особенности трактовки дискурсивных практик в русской «словесности» и их позиционирование в качестве специфических «голосов» и «новых языков» (В.В. Розанов). Показано значение идей П. А. Флоренского, В. В. Розанова,.
H.С. Трубецкого, В. М. Бехтерева, А. А. Богданова для становления таких современных направлений развития науки о языке, как лингвокультурология и культурология языка.
Положения, выносимые на защиту.
I. Внимание к проблемам культурообразующей функции языка в культурософском направлении русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. было обусловлено следующими моментами.
Во-первых, кризисными явлениями в российском социуме этого периода и поиском новой социокультурной идентичности, что требовало осознания роли и места языка в данном процессе. Во-вторых, в этот период на историческую арену выходили огромные массы людей, семиотический, речевой опыт которых не был изучен и абсолютно не учитывался в контексте социокультурного развития России. «Давление» народа, вызвавшее, по словам В. В. Розанова, «кризис общения» в сильно дифференцированном в результате модернизационных воздействий русском обществе, требовало анализа возможных неконфликтных форм коммуникаций и способов управления массами с помощью языковых («идеологических») воздействий. Для этого было необходимо решить вопрос об обусловленности особенностей народного менталитета и национально-этнической культуры языком. В-третьих, в конце XIX — начале XX вв. «те пласты и уровни бытия, которые некогда вовсе исключались из сферы опыта или же вытеснялись на его периферию, выявились теперь во всей своей качественной самобытности и тем самым потребовали переосмысления границ и критериев понимания самого разума», 1 * самих принципов классической рациональности. Всё это обусловило необходимость в рефлексии не только соотношения языка и сознания, но и языка и бессознательного, культуроархетипического. На первый план вышла проблема социально-психологических, когнитивных, социокультурных контекстов бытия языка, в которых язык проявлялся как «среда культуры», комплементарная по отношению к объективной реальности.
2. Осмысление указанных проблем в русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. носило полипарадигмальный и выраженный межпредметный характер. Кроме того, особенностью рассматриваемых нами подходов к исследованию культурообразующей функции языка в данный период была установка не столько на его строго научное изучение, сколько на его широкую экспликацию прежде всего в антропологическом и культурно-историческом аспектах. С учётом сказанного в диссертации обосновано наличие в исследуемом нами культурософском направлении русской общественно-политической мысли.
Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1987. С. 214 конца XIX — начала XX вв. нескольких исследовательских стратегий: онтогносеологической (теория мистического диалога П.А. Флоренского) — феноменолого-экзистенциальной с Я-центрированным подходом (теория В.В. Розанова) — антропо-коммуникативной (концепция Н.С. Трубецкого) — деятельностно-интерактивной (теории В. М. Бехтерева и А.А. Богданова). 3. Исследование языка в рамках русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. шло по двум направлениям: формально-семиотическому и культурологическому.^ С нашей точки зрения, культурологическое рассмотрение языка в анализируемых в диссертации концепциях П. А. Флоренского, В. В. Розанова, Н. С. Трубецкого, В. М. Бехтерева, А. А. Богданова характеризовалось не только его объяснением в первую очередь как явления культуры, но и его трактовкой прежде всего в идио-этническом плане, то есть как некоей реально существующей знаковой системы, используемой в определённом социокультурном пространстве. Поэтому язык и не позиционировался как отвлечённое явление, а всегда связывался с конкретной культурно-исторической средой своего носителя. Смыслы языка определялись именно этой средой и не могли быть установлены вне временного, культурно-исторического контекста. Именно это давало языку возможность быть выразителем смыслов бытия народа, народного духа и выступать в своей культурообразующей ипостаси. 4. С другой стороны, культурологический подход к языку, развиваемый в трудах П. А. Флоренского, В. В. Розанова, Н. С. Трубецкого, В. М. Бехтерева, А. А. Богданова обусловил трактовку языка как средства вторичного создания мира, объективированного в «иной» форме. Во «втором мире языка» бытие человека уравнивалось со всеми иными формами бытия и определяло, обусловливало их. Время и пространство культурной картины мира позволяло языку выполнять различные «роли», в зависимости от того,.
1) Почепцов Г. Г. История русской семиотики. М., 1998. С. 194 что он выражал: качества, действия или отношения. При таком подходе культурообразующая функция языка в трактовке исследуемых в данной работе авторов выступала как сложное, амбивалентное явление, сопряжённое прежде всего с коммуникативными, манипулятивными, идеократическими экспликациями. В данном контексте язык понимался чрезвычайно ширококак любая семиотическая система.
5. Утверждавшийся во многом благодаря исследованиям П.А.
Флоренского, В. В. Розанова, Н. С. Трубецкого, В. М. Бехтерева, А. А. Богданова в русской общественно-политической мысли, русской культурософии конца XIX — начала XX вв. образ языка как «пространства мысли и дома духа"1', где формируются, кодируются, сохраняются и транслируются социокультурный опыт того или иного этноса и основания его социокультурной идентичности, позволил указанным русским мыслителям не только впервые выйти на проблему дискурсивных практик (язык в языке), но и разносторонне исследовать обратное влияние языка на культурозначимые поведенческие и мотивационные стратегии различных групп индивидов в российском социуме. Изучение культурообразующей функции языка в трудах П. А. Флоренского, В. В. Розанова, Н. С. Трубецкого, В. М. Бехтерева, А.А. Богданова) способствовало обоснованию такого понимания языка, где он выступал в первую очередь средством выражения и создания любого возможного (альтернативного) мира. Именно такой ракурс исследования языка закрепился сегодня в новых направлениях его исследования — культурологии языка и лингвокультурологии. Главной целью этой области знания считается «выявление «повседневной» культурно-языковой компетенции субъектов лингвокультурного общества на основе культурных коннотаций, соотносимых с концептуальным содержанием языковых знаков различных типов и воспроизводимых вместе с ними в.
1) Степанов Ю. С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 30 процессе употребления языка, и тем самым несущих сведения о совокупной идентичности культурно-языкового самосознания как части общекультурного менталитета социума.
Научно-практическая значимость исследования.
Результаты исследования позволяют расширить область изучения теории и истории культурологической мысли в России за счёт такого значимого направления как культурология языка.
Научные выводы работы могут служить основанием для дальнейших исследований культурософского направления русской общественно-политической мысли России конца XIX — начала XX вв. Диссертационное исследование вносит вклад в развитие представлений о тех образах языка, которые были сформированы русской культурой в данный период.
Материалы диссертации могут быть использованы в образовательном процессе в курсах культурологии, истории культурологических учений, истории русской культуры, а также в спецкурсах, при подготовке учебных пособий, при составлении хрестоматий и антологий русской культурологической мысли.
Апробация работы.
Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии Московского педагогического Государственного университетаеё основные положения и выводы.
1) Телия В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры.// Фразеология в контексте культуры. М., 1999. С. 24 обсуждались на научном семинаре, на проблемной группе кафедры и на совещании научных руководителей кафедры. Некоторые аспекты темы легли в основу докладов на заседаниях кафедры права и культурологии Московского института коммунального хозяйства и строительства, обсуждались в работе секций ежегодного Международного научно-педагогического форума «Глинские Чтения».
Её основные положения были опубликованы в научных статьях общим объёмом 4,6 п.л. и представлены в докладах на конференциях:
Н.С. Трубецкой и мировая культура". — Москва. ЛГУ, март 2003 г.- «Россия перед лицом Запада: вопросы межкультурного диалога». -Иваново. ИГТУ, декабрь 2003 г.;
Русская и зарубежная литература: история и современные проблемы развития". — Тверь, ТГУ. октябрь 2004 г;
На рубеже эпох: стиль жизни и парадигмы культуры". — Москва, МГОПУ, март 2004 г;
Глинские Чтения". — Сергиев Посад, МДА, июнь 2004 г.- «Глинские Чтения». — Сергиев Посад, МДА, июнь 2005 г.- «Гуманизм в российской культуре XXI века».- Сергиев Посад, май 2006 г. Основные результаты исследования излагались автором в курсах «Культурология» и «История литературы».
Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Заключение
.
Язык — одна из самых сложных семиотических систем, представляющая собой не только «рациональное освоение мира, но и специфическую форму антропологически-экзистенциального осмысления целостности и полноты жизни».1*.
Именно в таком ракурсе язык интересовал большинство представителей русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. (за исключением профессиональных философов и лингвистов, остающихся на традиционных для лингвистической науки позициях).
Н.И. Безлепкин совершенно справедливо отмечает, что «развитие философии языка в России, как показывает ее история, происходило под влиянием западноевропейской лингвофилософской мысли, что нашло свое отражение в использовании русскими учеными логико-философских методов при изучении языка. Вместе с тем русские языковеды и философы выработали самостоятельный культурно-философский подход, позволивший значительно расширить контекст исследования языковых проблем и в его изучении выйти за традиционные логико-гносеологические рамки».2* В первую очередь их интересовало соотношение языка и культуры, влияния языка на национальный менталитет и связанные с этим присущие русскому народу формы культурно-значимого поведения и мотивов деятельности.
Русская общественно-политическая мысль конца XIX — начала XX вв. в силу известных причин пыталась уйти от рационализма и панлогизма европейской философской традиции и акцентировала аксиологические.
Безлепкин М. Философия языка в России. СПб., 2001. С. 6.
2) Там же. С. 6−7 трактовки изучаемых объектов. Это в полной мере проявлялось и в отношении языка: у большинства мыслителей этого времени редко можно встретить строгие дефиниции или обоснованные законы существования языковых феноменов.
Скорее, их интересовали «образы языка» (термин Ю.С. Степанова), 1* возникающие в контексте культурософских проблем и во многом связанные со сменой (или формированием новых) научных парадигм, стилей философствования и стилей научного мышления.
Начав с осознания традиционных для христианской культуры «богоданности», универсализма и предзаданности языка человеку, когда язык оценивался как «надкультурное», внеисторическое явление, интересующие нас русские мыслители данного времени (П.А. Флоренский, В. В. Розанов, Н. С. Трубецкой, В. М. Бехтерев, А.А. Богданов), опираясь на западно-европейскую философскую традицию и работы западных и отечественных специалистов в области языка (прежде всего В. фон Гумбольдта), вышли затем на понимание языка как этнообразующего явления, лежащего в основе народной ментальности и специфического национального психотипа.
Идеи В. фон Гумбольдта были чрезвычайно популярны в данное время в России и вместе с концепциями И.-Г. Гердера и Дж. Вико составляли тот методологический посыл, который сыграл существенную роль для понимания культурообразующей функции языка в русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. В своей работе «О различии человеческого языкового строения» В. фон Гумбольдт подчёркивал «творческий аспект языка» и обосновал положение, согласно которому «язык следует рассматривать не как застывший результат порождения, а как.
1) Степанов Ю. С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995.С.7 сам процесс порождения"1* Порождающая способность языка (его «творческая», культуропорождающая способность), по В. фон Гумбольдту, связана с особой «формой» языка: «Язык состоит, помимо уже оформленных элементов,. главным образом из методов для дальнейшего продолжения работы духа, для которой язык указывает дорогу и форму».2* Эта «форма» необходима для наиболее полного выражения мысли, что предполагает задействование всех структур языка в «их взаимосвязях и системности».3*.
Совершенно очевидно, что данные идеи В. фон Гумбольдта коренились в традиции, шедшей от Аристотеля и настаивающей на том, что «язык есть орудие мысли». «Орудийные» концепции языка были достаточно ограничены4* и преодолевались в русской общественно-политической мысли конца XIX — начале XX вв. с помощью привлечения метафизического, теологического и социально-психологического дискурсов. Как отмечает.
К. Гарднер, русские мыслители «пытались выявить связи между секулярным и религиозным пониманием «слова».5* Это не был «возврат к византийскому, схоластическому, идеалистическому или какому-то иному способу христианского мышления».6*.
Цель была иная — как в можно более полном культурном контексте, учитывая предшествующую отечественную философскую и культурософскую традицию, выявить культурообразующую функцию языка.
Для всех выделенных нами мыслителей было характерно расширительное понимание языка как любой семиотической системы и акцентировка его влияния на поведение и сознание людей, на динамику Цит. по: Хомский Н. Логические основы лингвистической теории. // Новое в лингвистике.
Вып. IV. М. 1965. С. 473.
2) Там же. С. 473.
3* Там же.
4) См. об этом более подробно: Волков А. Г. Основные концепции языка // Общее языкознание. М., 1972.
5* Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. М., 1993. С. 36.
6)Там же. С 36 социальных и культурных процессов. Поэтому смысловым центром их «интуиции о языке"1 * становится проблема понимания, взаимодействия, диалога (пусть и мистического, как у П.А. Флоренского), хотя и без ввода в употребление в рамках научного дискурса самого понятия диалога, что произойдет только в работах М. М. Бахтина.
Понимание бытия человека в контексте диалоговых, речевых отношений позволяло осуществить «отход от философии чистого (трансцендентального или эмпирического) анализа сознания и поворот к ответственному обращению с языком как институтом всех общественных институтов, с которым высвобожденная субъективность человека соотносит себя ныне как никогда ранее».2).
Данная установка давала возможность преодолеть позитивистские трактовки языка и выйти на его рассмотрение в антропологическом и культурно-историческом ракурсах, исследовать вопрос о его культурном статусе, культурно-исторической детерминации и обратном влиянии на культурно-исторические, социально-политические процессы.
С другой стороны, онтолизация слова, его рассмотрение как истинной, духовной среды культурного бытия человека, позволяла трактовать язык как систему, которая вписывает сознание человека в социальный контекст, а истину делает не отвлеченной, но погружённой, связанной с непосредственным бытием. Осознание данного факта способствовало пониманию того, что сам язык представляет варианты возможных изменений. Язык и культура. М., 2003. С. 4.
2) Apel К.-О. Transformation der Philosophic: Bd.l. Sprachanalytik. Semiotik. Hermeneutik. Frankfurt / Main, 1976. S. 220.
В контексте социокультурной ситуации в России конца XIX — начала.
XX вв. данные идеи были чрезвычайно важны и трансформировались в вопрос о наиболее оптимальных, с точки зрения будущего пути развития русского социума, направлениях трансформаций. В русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. в лице изучаемых нами мыслителей язык стал трактоваться как одно из важнейших средств социальных и культурных преобразований. Этому способствовало и развитие системно-структуралистских подходов к языку, согласно которым развивалось несколько мировоззренчески-методологических установок:
— вера в возможность алгебраизации языка;
— убежденность в пластичности, нежёсткой детерминированности языка;
— признание связи языка с конкретными социальными и культурными коллективами людей;
— связь языка с «коллективной рефлексологией» (социальной психологией, когнитивными процессами) и «церебрацией» (нейро-физиологическими процессами);
— язык — это сложная система, единое целое, состоящее из элементов и связывающих их отношений (т.е. «структур»). Эти элементы и отношения таковы, что выступают для познающего духа в виде правил, указывающих ему «путь и метод» обращения как с самим языком, социумом, индивидом и культурой, так и с процессом их познания и преобразования.
Решение вопросов, связанных с культурообразующей функцией языка, с соотношением языка и культуры, позволило исследованным нами представителям культурософского направления русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв. не только онтологизировать язык (преодолевая ограниченность его «орудийного» богословского, праксиологического, прагматического, позитивистского понимания), но и рассмотреть его в широчайшем контексте как особую энергию, особую действительность, непосредственно связанную с человеком и его социокультурным самоопределением.
В этом плане можно вспомнить дефиницию языка, которую обосновывает известный ученый Ю. С. Степанов: «Язык — это пространство мысли и дом духа».1*.
Именно такой ракурс рассмотрения языка, с нашей точки зрения, наиболее точно определяет специфику его понимания теми представителями русской общественно-политической мысли конца XIX — начала XX вв., работы которых стали основным предметом анализа в данном диссертационном исследовании.
1) Степанов Ю. С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века // Язык и наука конца 20 века. М., 1995. С. 30.
Список литературы
- Абрамов Б.А. Текст как закрытая система языковых средств //Лингвистика текста. Мат-лы науч. конф. М., 1974.4.1. С.3−4
- Аксаков К.С. О грамматике вообще // Аксаков К. С. Полн. собр. соч. Т.2. 4.1. М., 1985. С. 4−29
- Аксаков К.С. О русских глаголах // Полн. собр. соч. Т.2. 4.1. М., 1985. С. 290−417
- Абызова В.Н. К проблеме соотношения объективного и субъективного в тексте // Текст, контекст, подтекст. М., 1986. С. 23−28
- Агибалов А.К. Актуальный лексикон как модель адекватного образа мира // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С.6−7.
- Алейников А.Г. Модель речевой деятельности (в терминах теории графа) // Речевое общение: цели, мотивы, средства. М., 1985. С.11−21
- Алейников А.Г. Об эвристичности акта коммуникации и моделирования //Языковое сознание: стереотипы и творчество. М., 1998. С. 11−21
- Алмаев Н.А. Парадигмы в исследовании языка и доступ к языковому сознанию // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 12
- Апресян Ю.Д. О языке толкований и семантических примитивах // Избр. Труды.Т.2.Интегральное описание языка и системная лексикография.М., 1995.
- Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995, № 1. С. 37−67
- Апухтин В.Б. Психолингвистическое понимание объективации субъективного в речи//Семантика текста и проблемы переводам., 1984.С.7−15.
- Арутюнова Н.Д. Аспекты семантических исследований. М., 1980.
- Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблеме языковой «картины мира») // Вопросы языкознания. 1987, № 3. С. З -19
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.
- Астремская Е.В. Проблема семантического структурирования текста при чтении // Функционирование текста в лингвокультурной общности. М., 1989. С. 163 -169
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.
- БазжинаТ.В. Диалоговые модели как способ описания процесса порождения текста (на материале онтогенеза) // Семантика целого текста. М., 1987. С.9−10
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Баранов А.Н., Крейдлин Г. Е. Структура диалогического текста: лексические показатели минимальных диалогов // Вопросы языкознания. 1992, № 3. С.84−93
- Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. М., 1978. С. 442−449
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- Безлепкин Н.И. Философия языка в России. Спб, 2001.
- Бейтс Е. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. М., 1984.
- Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста М., 1988.
- Бенвенист Э. Уровни лингвистического анализа // Новое в лингвистике. Вып.1У. М., 1965.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
- Березин Ф.М. История русского языкознания. М., 1979.
- Бехтерев В.М. «Добавление» к «Общим основам рефлексологии». Пг.: Изд. Риккера, 1918.
- Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1903.
- Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. М., 1995.
- Библер B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.
- Библер B.C. О логической ответственности за понятие «диалог культур» // АРХЭ: Ежегодник культурологического семинара. Вып.2.М., 1996. С. 125−146.
- Библер B.C. На гранях логики и культуры. Книга избранных очерков.М., 1997.
- Биева Е.Г. К вопросу о факторах, определяющих понимание текста // Уровни текста и методы его лингвистического анализа. М., 1982. С. 67−78
- Благоева Т.И. Родоначальники славянофильства А.С. Хомяков и И. В. Киреевский. М., 1995.
- Бледный С.Н. Истоки российского «макиавеллизма». М., 2003.
- Блумфилд J1. Язык. М., 1968.
- Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология)Т.1−2.М., 2004.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963.
- Бонецкая Н.К. О филологической школе П.А. Флоренского // Studia Slavica Academiae Scientiarum hungaricae. T.37. Budapest, 1991−1992
- Борботько В.Г. Семантическая организация и интерпретация дискурса при конгитивной и эстетической коммуникации // Текст как психолингвистическая реальность. М., 1982. С. 7−13
- Борботько В.Г. О коммуникативной адекватности и о совершенстве дискурса // Текст как инструмент общения. М., 1983. С. 26−39
- Борботько В.Г. Игровое начало в деятельности языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С.40−54
- Брутян Г. И. Язык и картина мира // Философские науки. 1973, № 1
- Бурлаков Ю.А. Механизмы речи и мышления. М., 1995.
- Бурнацева З.Т., Гусалова Л. Д., Красиков Ю. В., Тотрова З. А. Уровни языкового сознания и образ мира. // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С.32−33.
- Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989
- Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. М., 1937.
- Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии и их конгитивный статус // Язык и структура знания. М., 1990. С.63−85
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
- Величковский Б.М. Современная конгитивная психология. М., 1982.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1993.
- Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. М., 1988.
- Виноградова Т.Ю., Салмина Л. М. Специфика моделирования картины мира в разных национальных культурах // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С.35−36
- Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М.- Д., 1994.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М., 1956.
- Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. М., 1982.
- Гак В. Г. Фразеорефлексы в этнокультурном аспекте // Филилогические науки. 1995, № 4. С. 47−55
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
- Гарднер К. Между Востоком и Западом. Возрождение даров русской души. М., 1993.
- Гарднер К. Предисловие к первому, американскому изданию. Норвич (Вермонт). Август 1969 // Розеншток Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994. С. 5−10
- Гарных А.А. Формализм. От структуры к тексту и за его пределы. Минск, 2003.
- Гаспаров Б.М. О месте лингвистики текста в общеязыковой модели // Лингвистика текста. Мат-лы науч. конф. М., 1974. Ч. 1. С. 73−77
- Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
- Гаспаров Б.М. Лингвистика национального самосознания // Логос. 1999.№ 4. С. 60−91.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
- Герд А.С. Введение в этнолингвистику. СПб., 1995.
- Герман И.А., Бочаров Д. А. К вопросу о формировании инокультурных понятий в концептуальной системе индивида, изучающего второй язык (экспериментальное исследование) // Текст: структура и функционирование. Вып. 2. Барнаул, 1997. С. 64 66.
- Германова Н.Н. Повседневное общение и структуры национального менталитета: диалог в русской культуре // Лингвистические маргиналии. Сб. науч. трудов МГЛУ. Вып. 432. М., 1996. С. 105−118
- ГийомГ. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М., 1981.
- Горелов И.Н. Импритинг и речь как базовый комплекс социализации // Политический дискурс в России. М., 1997. С. 13 -18.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Гридина Т.А., Коновалова Н. И. Национально-культурные стереотипы языкового сознания (на материале малых фольклорных жанров) // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 50 51
- Гоготишвили Л.А. Религиозно-философский статус языка. Послесловие // Лосев А. Ф. Бытие- Имя- Космос. М., 1993. С. 899 915
- Гудков Д.Б. Структура и функционирование двусторонних имён (к вопросу о взаимодействии языка и культуры) // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1994, № 6. С. 14−21.
- Гудков Д.Б., Красных В. В. Русское культурное пространство и межкультурная коммуникация (Доклад на Ломоносовских чтениях, филологический факультет МГУ, 1996 г.) // Научные доклады филологического факультета МГУ. М., 1998. Вып.2. С. 124−133
- Данилова Е.В. Психолингвистический анализ восприятия художественного текста в разных культурах // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 52−53
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
- Дмитрюк Н.В. Ассоциативное поведение и национально-культурная специфика // Текст как инструмент общения. М., 1983. С.81−92
- Драчева С.И. Экспериментальное исследование вербального содержания этнической концептуальной системы // Текст: структура и функционирование. Вып. 2. Барнаул, 1997.
- Живов В.М. Язык и культура России XVIII века. М., 1996,
- Залевская А.А. Вопросы теории и практики межкультурных исследований // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С.23−29
- Залевская А.А. Проблематика признака как основания для взаимопонимания и для расхождений при этнических контактах // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 163−175
- Звегинцев В.А. О языковых моделях мира. // Вопросы философии. Сб. статей. Ереван, 1988. С. 268−276
- Земская Е.А. Ещё раз о языке русского зарубежья // Язык система. Язык — текст. Язык — способность. М., 1995. С. 233−241
- Земская Е.А. Клише новояза и цитация в языке постсоветского общества // Вопросы языкознания. 1996, № 3. С. 23−31
- Зубкова Л.Г. Из истории языкознания: общие теории языка в аспектирующих концепциях. М., 1992.
- Зубкова Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания. М., 1992.
- Иванов Вяч. Вс. Структурно-типологические изложения. М., 1962.
- Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР, М., 1976.
- Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.
- Иванов Вяч. Вс. Взаимоотношение динамического исследования эволюции языка, текста и культуры (К постановке проблемы) // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 41. 1982, № 5.
- Иванов Вяч. Вс. П. А. Флоренский и проблема языка // Механизмы культуры. М., 1990.
- Калентьева Т.JI. Об универсальных и национальных особенностях языкового сознания // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 74 -75
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
- Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения // Язык и личность. М., 1989. С. 3 8
- Караулов Ю.Н. Что же такое «языковая личность»? // Этническое и языковое самосознание. М., 1995. С. 63−65
- Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 67 96
- Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Киреевский И. В. Полн. собр. соч. T.I. М., 1911. С. 198−277
- Киреевский И.В. Публичные лекции проф. Шевырева об истории русской словесности, преимущественно древней // // Киреевский И. В. Полн. собр. соч. Т.Н. М., 1911. С. 90 -159
- Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000.
- Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.
- Комлев Н.Г. Слово в речи. Денотативные аспекты. М., 1992.
- Коровкин М.М. Роль конгитивных моделей в познании и речемыслительной деятельности // Лингвистические маргиналии. Сб. науч. трудов МГЛУ. Вып. 432. М&bdquo- 1996. С. 118−140
- Королёва Н.Н. Смысловые конструкты в картине мира личности // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 85
- Костомаров В.Г., Прохоров Ю. Е., Чернявская Т. Н. Язык и культура. Новое в теории и практике лингвострановедения. Доклад на VIII Конгрессе МАПРЯЛ. ФРГ, Регенсбург, 1994. М., 1994.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. М., 1997.
- Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М., 1997.
- Красных В.В. Конгитивная база и культурное пространство в аспекте изучения языковой личности (к вопросу о русской концептосфере) // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 1. М., 1997. С. 128 -144
- Красных В.В. Национально-культурная составляющая русского языкового сознания //Язык, сознание, коммуникация. Вып. 15. М., 2001. С. 5−13
- Красных В.В. Коды и эталоны культуры (приглашение к разговору) // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 19. М., 2001. С. 5 -21
- Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность: М., 2003.
- Курбангалиева М.Р. Татарские и русские соматологические портреты // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 4. М., 1998. С. 45 69
- Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.
- Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М., 1995.
- Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
- Леви-СтросК. Структурная антропология. М., 1985.
- Леви-СтросК. Первобытное мышление. М., 1994.
- Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2000.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
- Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. С. 16−21
- Ли Тоан Тханг. Антропологический принцип языковой модели мира // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996. С. 48−56
- Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. АН. Сер. лит. и яз. Т. 52. 1993, № 1. С. 2−9
- Лихачев Д.С. Культура как целостная динамическая система // Вестник Рос. Акад. наук, Т.64.1994, № 8. С.721−725.
- Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
- Лосев А.Ф. Бытие Имя — Космос. М., 1993.
- Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А. Ф. Бытие Имя — Космос. М., 1993.
- Лосев А.Ф. Миф Число — Сущность. М., 1994.
- Лосев А.Ф. Форма Стиль — Выражение. М., 1995.
- Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искуственного разума. М., 1977.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст — Семиосфера -История. М., 1996.
- Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.
- Ляпон М.В. Языковая личность: поиск доминанты // Язык система. Язык — текст. Язык — способность. М., 1995. С. 260 — 276.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.
- Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
- Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., 1993.
- Маслова В.А. Сравнение-стереотип как фрагмент образа мира и его национальная специфика // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 101 -102
- Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М., 1997.
- Мельчук И.А. Русский язык в модели «смысл <→текст». М.- вена, 1995.
- Менг К. Проблема анализа диалогического общения // Текст как психолингвистическая реальность. М., 1982. С. 14 -18
- Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1998.
- Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
- Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 2003.
- Морковина М.Ю. Новая культура и способы адаптации к ней: современные подходы к проблеме «культурного шока» // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996. С. 57−66
- Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1997.
- Национальный язык и национальная культура. М., 1998.
- Образ России. Русская культура в мировом контексте. / Серия «Образ России в мировой культуре и образы других стран в русской культуре XIX -XX веков. / Под общ. ред. академика Е. П. Челышева. М., 1998.
- Панков А. В. Разгадка М. Бахтина. М., 1995.
- ПанченкоА.М. О русской истории и культуре. М., 2000.
- Писанова Т.В. Национально-культурные аспекты оценочной семантики: Эстетические и этические аспекты. М., 1997.
- Пищальникова В.А. Национальная специфика картины мира и её репрезентация в языке // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 125−126
- Понимание историзма и развития в языкознании первой половины XIX века. Л., 1984.
- Петренко В.Ф. Психосемантика. М., 1998.
- Петренко В.Ф., Алиева Л. А. Стереотипы поведения как элемент национальной культуры // Язык и сознание: стереотипы и творчество. М., 1988. С. 16−39
- Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.
- Плунгян В.А., Рахилина Е. О. О некоторых направлениях современной французской лингвистики // Вопросы языкознания. 1994, №. С. 107 125
- Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М., 1982.
- Постовалова В.И. Существует ли языковая картина мира? // Язык как коммуникативная деятельность человека. Сб. науч. Трудов МГПИИЯ. Вып. 284. М, 1987. С.65−72
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. Т. I—II. М., 1958.
- Потебня А.А. Мысль и язык // Слово и миф. М., 1989.
- Почепцов Г. Г. Дискурсивный и композитный уровни лингвистического анализа текста // Лингвистика текста. Мат-лы науч. конф. М., 1974. Ч. II С. 815
- Почепцов Г. Г. Язык и коммуникация: некоторые понятия // Текст как психолингвистическая реальность. М., 1982. С. 3−7
- ПочепцовГ.Г. История русской семиотики. М., 1998.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в межкультурной коммуникации // Функциональные исследования. Сб. статей по лингвистике. Вып. 4. М., С. 5−21
- Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986.181. Речь и язык. М, 2003.
- РикёрП. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
- Рождественский Ю.В. Риторика и стиль. М., 1984.
- Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996.
- Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999.
- Рождественский Ю.В., Волков А. А., Марчук Ю. Н. Введение в прикладную филологию. М., 1987.
- Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.
- Розанов В.В. Опавшие листья. М., 1998.
- Розанов В.В. Сочинения в 2-х т. М., 1990.
- Розанов В.В. Уединённое. М., 1996.
- Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1994.
- Сахарный JI.B. Текст Мозг — Образ мира // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 140−141
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.
- Симпозиум: XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997.
- Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. JL, 1989.
- Сокулер З.А. JI. Витгенштейн о значении и знании // Язык и структура знания. М., 1990. с. 26−37.
- СоломоникА. Семиотика и лингвистика. М., 1995.
- Сорокин Ю.А. Попытка осмысления феномена культуры в рамках нового концептуального аппарата // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996. С. 67 74
- Сорокин Ю.А. Этнические формы культуры: сознание и модусы его вербальной репрезентации (компарационные цепочки) // Лингвоконгитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997. С.21−36
- Сорокин Ю.А. Ментальная реконструкция образа автора // Язык, сознание, коммуникация. Вып. 1.М., 1997. С.5−24
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В. Язык, сознание, культура // Методы и организация обучения иностранному языку в языковом вузе. Сб. науч. трудов. Вып. 370. М., 1991. С. 20 29
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1933.
- Степанов Ю.С. В трёхмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.
- Степанов Ю.С. Между «системой» и «текстом»: выражения «фактов» // Язык система. Язык — текст. Язык — способность. М., 1995. С. 111 -119.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
- Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М., 1998.
- Стереотипы: Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии. Тезисы конференции. М., 1995.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 97 -112
- Стукаленко Н.И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев, 1992.
- Текст и культура: общие и частные проблемы. М., 1985.
- Текст, контекст, подтекст. М., 1986.
- Текст как отображение картины мира. Уч. Зап. МГПИИЯ. Вып. 341. М., 1989.
- Телия В.Н. Роль образных средств языка в культурно-национальной окраске миропонимания // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996. С. 82 89
- Телия В.Н. Архетипические представления как источник метафорических процессов, лежащих в основе образа мира // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 150−151
- Топоров В.Н. Пространство культуры и встречи в нём // Восток Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. IV. М., 1989. С. 6−17
- Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
- Трубецкой Н.С. Избранное. СПб., 2000
- Н.С. Трубецкой и современная филология. М., 1993.
- Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1995.
- Тюпа В.И. Бахтин как парадигма мышления // Дискурс. 1996, № 1. С. 9 -16
- Уорф Б. Отношение норм мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып. 1.М., 1960.
- Урысон Е.В. Синтаксическая деривация и «наивная» картина мира // Вопросы языкознания. 1996, № 4. С. 25 38
- Урысон Е.В. Языковая картина мира и обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания, 1998, № 2. С. 3−21
- Утробина Т.Г. Языковые средства репрезентации концептуальной картины мира // Текст: структура и функционирование. Вып. 2. Барнаул, 1997. С. 72−81
- Уфимцева Н.В. Этнические и культурные стереотипы: кросскультурное исследование // Изв. АН. Сер. лит. и яз. Т. 54. 1995, № 3. С. 55 62
- Уфимцева Н.В. Русские: опыт ещё одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 139 162
- Уфимцева Н.В. Сопоставительный анализ языкового сознания: этнические и культурные стереотипы // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996. С. 90 96
- Уфимцева Н.В. Доминанты образа мира современных русских // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997. С. 157−158
- Филология языка П. А. Флоренского. Минск, 1999.
- Флоренский П.А. Имена. Б/м., 1993.
- Флоренский П.А. Мысль и язык // Флоренский П. А. Соч. Т. И. М., 1990.
- Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма // Символ. 1984. № 11. С. 140−171
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. (I). М., 1990. T.I.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. Соч. Т. II. М, 1990.
- Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания. Власти и сексуальности. М., 1996.
- Фуко М. Археология знания. Киев. 1996.
- Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
- Черданцева Т.З. Идиоматика и культура (Постановка вопроса) // Вопросы языкознания. 1996, № 1. С. 58 70
- Шахнарович A.M. Онтогенез языкового сознания: развитие познания и коммуникации //Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. С. 76 85
- Шахнарович A.M. Языковая личность и языковая способность // Язык -система. Язык текст. Язык — способность. М., 1995. С. 213 — 223
- Шкловский В.Б. Розанов. Пг., 1921. // Шкловский В. Б. Избранное. М., 1983.
- Щерба J1.B. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // История языкознания XIX XX вв. в очерках и извлечениях. М, 1965. Ч. 2.
- Щерба JI.B. Языковая система и речевая деятельность. JL, 1974.
- Этнопсихолингвистика. М., 1988.
- Этнокультурная специфика языкового сознания. Сб. статей. М., 1996.
- Этническое и языковое самосознание. М., 1995.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.250. Язык и человек. М., 1990.
- Язык и наука конца 20 века. М., 1995.
- Язык как коммуникативная деятельность человека. Сб. науч. трудов МГПИИЯ. Вып. 284, М., 1987.
- Язык и личность. М., 1989.
- Язык, дискурс и личность. Межвуз. Сб. науч. трудов. Тверь, 1990.
- Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. М., 1991.
- Язык. Культура. Этнос. М., 1994.
- Язык система. Язык — текст. Язык — способность: Сб. статей. М., 1995.
- Язык и сознание: парадоксальная рациональность: Коллективная монография. М., 1993.
- Языки: этнокультурный и прагматический аспекты. Днепропетровск, 1988.
- Языковое сознание: стереотипы и творчество. М., 1988.
- Язык и моделирование социокультурного взаимодействия. М., 2001.
- Языки культуры и проблемы переводимости. М., 1987.
- Якобсон P.O. К языковой проблеме сознательного и бессознательного // Бессознательное. Природа, функции и методы исследования. Тбилиси, 1978. Т.З.С. 156- 167.
- Якобсон P.O. Язык и бессознательное: Работы разных лет. М., 1996.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.
- Якубинский Л.П. Избранное. Язык и его функционирование. М., 1986.