Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектура колоколонесущих сооружений Европейской части России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые комплексно рассмотрен процесс эволюции и формирования архитектуры колоколонесущих сооружений в контексте их функционального предназначенияв научный оборот введен ряд малоизвестных материалов по данной теме, некоторые архивные и фотографические документы, дано уточнение основных архитектурных терминов трактующих типологию сооружений для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Истоки и эволюция основных типов колоколонесущих сооружений
    • 1. 1. Обзор ранней и средневековой истории колоколов
    • 1. 2. Эволюция западноевропейских колоколонесущих сооружений
    • 1. 3. Появление и роль колоколов в России
    • 1. 4. Основные типы колоколонесущих сооружений в России
    • 1. 5. Светский характер архитектуры колоколонесущих сооружений
  • Глава 2. Принципы формообразования колоколонесущих сооружений в России
    • 2. 1. Архитектурно-композиционные особенности звонниц православных храмов
    • 2. 2. Особенности композиции церквей «под колокол»
    • 2. 3. Архитектура колоколен православных храмов
  • Глава 3. Роль колоколонесущих сооружений в структуре исторического и современного города
    • 3. 1. Факторы, влияющие на формирование архитектуры колоколонесущих сооружений
    • 3. 2. Принципы размещения, композиционные приемы ансамблевой организации и особенности восприятия колоколонесущих сооружений
    • 3. 3. Проблемы современного строительства, реконструкции и размещения колоколонесущих сооружений

Архитектура колоколонесущих сооружений Европейской части России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие русских подколоколенных сооружений прошло долгий путь от простых деревянных козел до уникальных по своей форме колоколен, которые так органично влились в ландшафт нашей страны и, наряду с церквями и монастырями, сыграли огромную роль в формировании гармоничного пространства городов и сел России. Колокольни как высотные доминанты служили своеобразными символами каждой конкретной местности, являясь важными градостроительными ориентирами и маяками в структуре поселений. Вместе с тем они несли мощную смысловую нагрузку и одновременно с храмом являлись олицетворением образа «Града Небесного».

Актуальность исследования. Невозможно представить себе портрет дореволюционной России без выразительных силуэтов колоколен и звонниц. К сожалению, за последние три четверти прошлого века была утрачена большая часть этого богатства: в период советской власти уничтожено более миллиона колоколовразрушены, стерты с лица земли тысячи храмов и монастырей, утеряны многие сложившиеся веками богатейшие традиции культового зодчества, принципы и приемы их формирования.

На современном этапе, вместе с растущим интересом к русской культуре и духовным возрождением страны, происходит возобновление многих забытых культурных традиций — наблюдается в частности, активное развитие колокольной традиции и подъем целой отрасли церковного строительства, некогда особой и основной части архитектурной деятельности. К сожалению, отсутствие системы специализированной теоретической подготовки архитекторов и разрушение цепочки естественной преемственности развития церковной архитектуры привело на практике к негативным результатам: чрезмерному увлечению проектировщиков внешними объемно-пластическими решениями, почерпнутыми из разновременных источников храмового зодчества, и потерей органичной связи между формой и функцией объекта. На архитектуре подколоколенных сооружений это сказалось следующим образом:

— встречается возведение сооружений, не соответствующих современному способу звона, таких, как звонницы-стены, изначально предназначенные для оборудования очепной системы звона7. В современных условиях такие конструкции являются в большинстве случаев неуместными, поскольку особенности их объемно-пространственного решения не позволяют размещение колоколов значительного веса и некомфортны для работы звонарей;

— наблюдается неприспособленность большинства реконструируемых и строящихся колоколен к оборудованию полноценной системой звона и отсутствием необходимых условий для профессиональной деятельности исполнителей;

— ощущается композиционное несоответствие возводимых храмовых комплексов2 той градостроительной среде, в которой они размещаются;

— кроме того, нехватка сооружений для колоколов при сохранившихся до наших дней храмах приводит на практике к самострою, зачастую искажающему облик архитектурного памятника. Еще хуже, на мой взгляд, сооружение звонниц в неприспособленных для этих целей помещениях (притворах, трапезных), что негативным образом сказывается на психологически комфортном пребывании людей в храме и близ него.

На повестке дня встает проблема разработки теоретической базы культового строительства и подготовки кадров, специализирующихся в этой области.

Изученность вопроса. В ходе анализа довольно большого количества исследований, посвященных памятникам храмового зодчества, было установлено, что, несмотря на популярность «культовой темы» в среде историков архитектуры, практически отсутствуют работы, целенаправленно посвященные архитектуре колоколонесущих сооружений. Вместе с тем почва для появления подоб.

1 Очепным называется способ звона, при котором звонарь с земли с помощью коромысла (очепа) раскачивает сам колокол.

Современный способ звона — язычный звон, при котором раскачивается язык колокола, звонарь находится непосредственно на ярусе звона колокольни или звонницы.

2 Здесь и далее в тексте под храмовыми комплексами подразумеваются здание церкви с колокольней или звонницей ных работ была подготовлена трудами многих известных исследователей, работавших в следующих направлениях:

• изучение формообразующих факторов и особенностей культовой архитектуры: Султанов И. В., Романов К. К., Покрышкин П. П., Грабарь И. Э, Суслов В. В., Барановский П. Д, Гуляницкий Н. Ф., Спегальский Ю. П., Ильин М. А., Плужников В. И., Выголов В. П., Вагнер Г. К., Тиц A.A., Якобсон A. JI, Подъяполь-ский С.С., Раппопорт П. А, Каргер М. К., Воронин Н. и др.;

• исследование генезиса композиционного развития: звонниц-стен и колоколен — Красовский М. В., Суслов В. В., Романов К. К., Даль JI. B, Кавельмахер В. В., деревянных колоколен — Ополовников A.B., Орфинский В. П., отдельных памятников, относящихся к типу церквей «под колокол» — Ильин М. А.;

• изучение принципов композиционной организации, особенностей восприятия и градостроительной роли храмовых комплексов: в исторической средеУшаков Ю.С., Бусева-Давыдова И.Л., Рябушина И.А.- в структуре современной городской застройки — Кунцевич В. В., Благовидова Н.

Работ, посвященных комплексному изучению эволюционного процесса и типологических особенностей колоколонесущих сооружений, учитывающих накопленный опыт кампанологии3, насчитывается крайне немного, основу здесь составляют две статьи: Кавельмахер В.В.- «Способы колокольного звона и древнерусские колокольни» и Гуляницкий Н.Ф.- «Колокол в древнерусской архитектуре».

Исследованию подвергались лишь отдельные типы сооружений для колоколов — такие, например, как звонницы-стены и деревянные колокольни: рассматривались истоки их зарождения, приемы объемно-композиционного построения. Однако в существующих на сегодняшний день работах отсутствует четкое определение основных типов колоколонесущих сооружений и их архитектурно-композиционных особенностей, нет общепринятой терминологической базы. Кроме того, формирование типологической группы сооружений для.

3 Кампанология — наука, изучающая историю и теорию колокольного искусства, технологию изготовления колоколов. В Западной Европе существует более 200 лет, в России — менее 20. колоколов никогда не рассматривалось как целостный эволюционный процесс в контексте развития колокольной традиции, не исследовались структура и принципы их построения.

Цель исследования — выявление особенностей и специфики формирования архитектуры колоколонесущих сооружений в рамках их эволюционного процесса и функционального предназначения. Задачи исследования:

— анализ исторических предпосылок и путей развития колоколонесущих сооружений;

— выявление основных типов сооружений для колоколов и их функциональных особенностей;

— исследование системы факторов, влияющих на формообразование колоколонесущих сооружений;

— анализ основных принципов и приемов формообразования колоколонесущих сооружений, выявление наиболее значимых архитектурно-композиционных особенностей;

— выявление роли и места колоколонесущих сооружений в структуре исторического и современного города;

Объект исследования: колоколонесущие сооружения храмовых и монастырских комплексов России X в.- начала XXI вв.

Предмет исследования: принципы и приемы формирования архитектуры колоколонесущих сооружений, их роль в формировании ландшафта местности.

Методика исследования включает исторические изыскания и ретроспективный анализ формирования архитектуры колоколонесущих сооружений и их типологических особенностей, основанный на изучении и систематизации печатных, рукописных архивных, исследовательских и проектных источников. Автором были проведены натурные исследования с фотофиксацией ряда памятников — с целью изучения современной роли традиционной культовой архитектуры в структуре города и выявления композиционного несоответствия ряда факторов новой застройке. Для выявления функциональных особенностей и современных требований, помимо натурного обследования, был использован метод конкретного социологического исследования — опрос специалистов по оборудованию системы звона, звонарей и литейщиков.

В работе использованы материалы: СПбГП НИИ «Спецпроектреставра-ция», архива Института истории материальной культуры РАН, фондов центральных и ведомственных библиотек Санкт-Петербурга и Ярославля, личных архивов ряда исследователей.

Границы исследования: Хронологические границы определяются для России: XI в. — н. XXI вв. (от времени появления первых приспособлений для колоколов до современного этапа их развития).

Географические границы включают Европейскую часть России и обусловлены наиболее яркими архитектурными школами, сложившимися в русском зодчестве.

Типологические границы охватывают все основные сформировавшиеся на территории России типы колоколонесущих сооружений культового характера.

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые комплексно рассмотрен процесс эволюции и формирования архитектуры колоколонесущих сооружений в контексте их функционального предназначенияв научный оборот введен ряд малоизвестных материалов по данной теме, некоторые архивные и фотографические документы, дано уточнение основных архитектурных терминов трактующих типологию сооружений для колоколовсоставлена классификация типологических особенностей колоколонесущих сооруженийопределены принципы и приемы размещения колоколонесущих сооружений в структуре храмовых и монастырских комплексов, их роль в формировании ландшафта местности (на примере городской и сельской застройки) — выявлены основные ошибки современного проектирования и реконструкции сооружений для колоколов.

На защиту выносятся: схема эволюционного развития колоколонесущих сооружений в России с XI по XXI вв.- типология объемных решений колоколонесущих сооруженийтипология основных композиционных схем размещения сооружений для колоколов в структуре храмовых и монастырских комплексов. классификация объемно — пластических решений колоколонесущих сооружений;

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при создании проектов по реконструкции и реставрации колоколонесущих сооружений, а также при проектировании новых сооружений для колоколов, что помогло бы избежать ряда ошибок еще на начальном этапе. Результаты исследования могут быть использованы при составлении специальных нормативных документов с целью закрепления норм по реконструкции, возведению и размещению данных объектов.

Помимо этого данное исследование, может найти применение в учебном процессе ряда учебных заведений и архитектурных вузах, специализирующихся на реконструкции, реставрации объектов и памятников историко — культурного наследия.

Выводы по диссертации:

Архитектуру колоколонесущих сооружений нельзя рассматривать в отрыве от звона, так же как и колокол, как «визуально-звуковая форма», не существует вне архитектуры: какой бы примитивной она не была. «Именно в связи с зодчеством в корне изменяются архитектонические качества колокола. .Все теснее связываясь со структурой здания и активно влияя на его формообразование, колокол с течением времени сам приобретает свойства архитектурного элемента.». 94 Исследованию этих функциональных связей и особенностей архитектуры сооружений для колоколов и была посвящена данная диссертационная работа.

Рассмотренные вопросы включают в себя обзор ранней и средневековой истории колоколов, их появление и значимость на территории России. С целью изучения генезиса отдельных типов и особенностей колоколонесущих сооружений европейской части России был проведен ретроспективный анализ исторических предпосылок и путей развития колоколонесущих сооружений на территории Западной Европы. Были выявлены основные типы сооружений для колоколов и их функциональные особенности.

В рамках исследования проведен анализ основных принципов и приемов формообразования колоколонесущих сооружений России, выявлены наиболее значимые архитектурно-композиционные и объемно-пластические особенности, позволившие составить терминологические обоснования основных типов сооружений для колоколов.

С целью определения требований к проектированию и строительству, исследована система факторов, влияющих на формообразование колоколонесущих сооружений, проведен ряд натурных обследований и социологический опрос специалистов по оборудованию системы звона и звонарей, обозна.

94 Гуляницкий Н. Ф. Колокол в древнерусской архитектуре//Архитектурное наследство. — М., 1988.-N9 36. -С. 64−93. чивший также основные проблемы современной реконструкции, реставрации и проектирования подобных сооружений при функциональном использовании.

Предпринята попытка выявления роли и места колоколонесущих сооружений в структуре исторического и современного города, выявлены композиционные приемы ансамблевой организации и особенности восприятия колоколонесущих сооружений.

Результатом научного исследования стали следующие положения:

1. Колокола существуют в мировой культуре несколько тысяч лет, следовательно, первые примитивные опорные сооружения для подвески колоколов существовали еще задолго до возникновения христианства. Начальная ступень в эволюции западноевропейских колоколонесущих сооружений — деревянные столбчатые звонницы. Появление самого распространенного типа — каменной колокольни на территории Европы относится к VI в. и связано с оборонительным строительством и изначальной дозорной функцией этих сооружений.

2. Русская церковная архитектура начинается вместе с утверждением в России христианства, именно к этому времени и относится появление первых сооружений для подвески колоколов (приблизительно к. Х — пер. пол. XI вв.). Строительство первых каменных колоколонесущих сооружений начинается только в к. ХШ — XIV вв.

3. Процесс эволюционного развития колоколонесущих сооружений Западной Европы и России выявил использование в практике культовой архитектуры трех основных типов колоколонесущих сооружений: звонница — колокольняцерковь «под колокол», а также сходство в развитии отдельных ти-пов (типологических групп). Однако сам процесс формирования архитектуры колоколонесущих сооружений на территории Западной Европы и России проходил разными путями. На русской почве основная типология сооружений для колоколов была полностью переосмыслена и расширена не только с точки зрения художественно — эмоциональных, но и конструктивных и архитектурнокомпозиционных аспектов, что дает право говорить об уникальности архитектуры колоколонесущих сооружений России.

4. Типология колоколонесущих сооружений Европейской части России предполагает следующие типы:

Звонницы:

• деревянные — столбчатые, срубные (звонницы-галереи);

• каменные — звонницы-стены (слитые с храмом, на особых фундаментах, «на палатках»), звонницы-галереи;

Колокольни:

• столпообразные.

• ярусные.

Церкви под колокол:

• церкви с соподчиненным ярусом звона: «центрические церкви под колокол» («классические» — простые и ярусные), «пятиглавые» церкви «под колокол»;

• церкви со слитым ярусом звона (столпообразные церкви «под колокол»).

Самым распространенным типом колоколонесущего сооружения в русской архитектуре, является колокольня.

5. Процесс эволюционного формирования архитектуры колоколонесущих сооружений тесно связан с развитием литейного и колокольного искусства, в рамках которых, появление в к. XVI — XVII вв. сверхтяжелых колоколов привело к появлению типа «звонниц-галерей», а смена способа звона заставила отказаться от неудобной с функциональной точки зрения звонницы-стены, заставив вести новые типологические поиски.

6. Наиболее удобным и целесообразным типом колоколонесущего сооружения с точки зрения современного развития колокольной традиции и акустических характеристик является тип восьмигранной одноярусной колокольни (при колокольных наборах со сверхтяжелыми благовестниками рациональнеедвухъярусная колокольня).

7. Каждый тип колоколонесущего сооружения занимал свою особую нишу в градостроительной структуре. Однако колокольня играла важную роль не только в ландшафте окружающей местности и силуэте русских городов, но и стала своеобразным национальным символом России.

8. На современном этапе развития светское направление в архитектуре ко-локолонесущих сооружений показало свою состоятельность как отдельного направления. Классификация сооружений для колоколов светского характера предполагает следующее деление по функциональным группам: сигнальные, метрологические, концертные, мемориальные сооружения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Архив рукописных документов Института Археологии РААН:
  2. Архитектурные памятники Пскова, Новгорода, Москвы и др. Святогорский монастырь. Крестьянское искусство Ф.29, арх. N 232.
  3. Влияние присоединения Пскова к Москве в 1510 г. на псковское строительство. 31 мая 1926 г. Ф.29, арх. N 142.
  4. Датировка древнерусских колоколен и звонниц Ф.29, арх. N 606.
  5. Заметки по истории новгородско-псковской архитектуры- Ф.29, арх. N 347.
  6. Звонницы Новгородской губернии Ф.29, арх. N 358.
  7. История псковской архитектуры (лекции) Ф.29, арх. N 50
  8. К вопросу о влиянии Пскова и псковских мастеров на зодчество Средней Руси- Ф.29, арх. N 424.
  9. Колокола и колокольный звон Ф.29, арх. N 608.
  10. Колокола эпиграфический материал — Ф.29, арх. N 609.
  11. Колокола, била и колокольни Ф. 29, арх. N 607
  12. Колокольня Ферапонтова Белозерского монастыря 1907 г. Ф.29 архитектора Романова К. К., арх.МЮ.
  13. М.В.Красовский. Черновые чертежи к работе «Памятники псковского типа в районе Чудского озера» Ф.21 архитектора Покрышкина, д. 299.
  14. Материалы о звонницах и колокольнях Ф.29, арх. N 610.
  15. Архив СПбГПНИИ «Спецпроектреставрацш»:
  16. Колокольня Троицкого Александро-Свирского монастыря. Историческая справка д. 378.
  17. Историческая справка по Александро-Свирскому монасты. ч.1, Л.-78г.-д. 1182.,
  18. Звонница Александро-Свирского монастыря. Научно-реставрационный отчет д. 1415.-Л., 1979 г.
  19. Звонница Тихвинского Богородице-Успенского монастыря Новгородской губернии -т.309
  20. Проект реставрации звонницы Большого Успенского монастыря. Материалы исследований т.1, т.59 219. г. Тихвин. Введенский монастырь. Историческая справка т.5811.
  21. Мурино ц.Св.Екатерины. Историческая справка, т.1, Ленинград 1980 г. т. 1739. xxx
  22. , В.В., Кобак A.B. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в 3 т.- СПб.: изд. Чернышева, 1996.-392с.
  23. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия / Гл.ред. Иконников, A.B. -М.: Стройиздат, 2001.- 688с., ил.
  24. Архитектура иллюстрированный каталог N6 (зарубежный опыт): Современные культовые здания / авт. текста Баталов А. Л. М.: Всесоюзный научно-исследовательский ин-т теории архитектуры и градостроительства, 1990.-44с., ил.
  25. Архитектурное наследие Ленинградской земли/ фотоальбом/ Сост.Н. А. Дока, К. А. Дока. Л.: Лениздат, 1983. — 288с., ил.
  26. Архитектурное наследство //под ред. Г. Г. Гримма, Б. П. Михайлова, В. И. Пилявского и др. Академия арх-ры СССР Ленинградский филиал. -М.: Гос. изд-во по стр-ву и арх-ре Ленинград, 1955. -т.7
  27. Архитектурные памятники Подмосковья/ Альбом. Авт. Текста и сост. Ильин М.А.- Л.: Аврора, 1967.-е. 124.: ил
  28. O.K. Народное зодчество Пскова. Архитектурное наследие Спе-гальского Ю.П.- М.: Стройиздат, 1987.-198с.: ил.
  29. Е. Русское деревянное зодчество.- М.: Гос. изд-во архитектуры и градостроительства, 1950 г.
  30. Н.В. Композиция центра города.- М.: Стройиздат, 1964 г. -194с., ил.
  31. Баркхардт Титус. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы.- М.: изд. Аптейа, 1999 г.
  32. И.А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. -М.: Изобраз. Искусство, 1983. -384с., ил.
  33. Н. Сохранение и восстановление архитектурного образа верхневолжских городов// Архитектура строительство дизайн. 2005(50).- 4. -с.52−57
  34. И. А. Красная площадь Москвы: Архитектурный ансамбль.- М.: Стройиздат, 1991.-291с.: ил.
  35. Н. Русский храм// Новая Европа: Международное обозрение культуры и религии, — Литва: Христианская Россия, 199 643. Бочаров Г. Н., Выголоз В. П. Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск:
  36. Художественные памятники XII XIX вв.): изд. 2-е, испр. — М.: изд. Искусство, 1969.- 296с.
  37. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь.- СПб., 1895
  38. В.Е. Архитектура Италии и Франции XVII столетия. М.: Моск. Архит. Институт, 1958. — 44с.
  39. Введение во храм / сост. Н. В. Мальцев, протоиерей А. Прокофьев, В. А. Булкин.- СПб.: АО «Славия», 1997. 192с.
  40. Г., Ренессанс и барокко/ пер. с нем. Лундберг.Е. СПб.: «Грядущий день», 1888. — 164с., 16таб., 19 рис.
  41. Виоле ле Дюк. Беседы об архитектуре.-т1. под ред. Габричевского.- М.: изд-во всесоюзной академии архитектуры, 1937.- 472с.: табл., ил.
  42. Виоле ле Дюк. Беседы об архитектуре.-т2. под ред. Габричевского.- М.: изд-во всесоюзной академии архитектуры, 1937, — 338с.: табл.
  43. Т.Ф. Древнерусские колокола и звоны.// Русское Возрождение. 1998(11).- № 72.- с.63−94
  44. Вопросы инструментоведения: Статьи и материалы. СПб.: РИИИ, 2004. Вып.5, ч.1.-240с.
  45. Всеобщая история архитектуры в 12 т./ под ред. Н. В. Баранова, А.В.Бунина
  46. В.П. Архитектура Московской Руси середины ХУвека.- М.: Наука, 1988.-232с.: илл.
  47. К.О. История архитектуры. т1.- Л.: ОГИЗ. ИЗОГИЗ., 1936,-267с.
  48. К.О. История архитектуры. тН Л.: ОГИЗ. ИЗОГИЗ., 1938.-336с.
  49. Ю.М., Иванова Т. М. Архитектурная старина: памятники зодчества Ленинградской области. Изд. 2-е доп. и перераб.- Л.: Лениздат, 1979.-152с.: ил.
  50. В.А., Колокол-благовест.- М.: Русская книга, 2004. 144с., илл.2-е изд., доп. (Владислав Андреевич)
  51. И. О русской архитектуре. Исследования, охрана памятников. -М.: Наука, 1969.- 424с.: ил.
  52. И. Петербургская архитектура в XVIII XIXbb.- СПб.: Лениздат, 1994
  53. Н.Ф. Колокол в древнерусской архитектуре.// Архитектурное наследство. Вып.36
  54. JI. Колокольни.//Зодчий.- СПб.: типография Эдуарда Гоппе, 1879.-№ 1.-с.ЗЗ
  55. Древние храмы: их современная роль в жилой застройке./ Жилищное строительство 9/1994 с.2−1
  56. H.A. Русская архитектура в эпоху Екатерины П.(Барокко классицизм — неоготика).- М.: Наука, 1994.-223с.: ил.
  57. С.П. В древнем центре Сибири. М.: «Искусство», 1987.66. Зитте, К. Художественные основы градостроительства/ Пер. с нем. Я. Крастиныпа. М.: Стройиздат, 1993. — 255 е.: ил.
  58. Зодчие Москвы./сост.Ю. С. Яралов М.: Московский рабочий, 1981.-302с., 3л.илл.
  59. Иванов-Терентьев A.A. Фотографии с памятников русского искусства. т2.
  60. A.B. Архитектура XX века. Утопии и реальность// под ред. А. Д. Кудрявцевой. М: Прогресс-Традиция, 2002. — 672 с. 1225 ил.
  61. Иконография архитектуры. Сборник научных трудов (ВНИИ теории архитектуры и градостроительства) Под ред. Баталова A.JI. М. 1990.
  62. В.Н. Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона // Русское Возрождение. 1998(11).- № 72.- с. 18−24
  63. М.А. О Русской архитектуре,— М.: Молодая гвардия, 1963.- 144с.: ил.
  64. М.А. Подмосковье.- М.: Искусство, 1966.-336с.6 ил.
  65. М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVIb. М.: Искусство, 1980.-144с.: ил.
  66. Историко-статистическое описание заштатного Староладожского Николаевского монастыря./ сост. игуменом Иоанном. С.-П.: Типография Дома Призрения Малолетних Бедных, 1865 г.
  67. История архитектуры. Западная Европа, Восток и Россия.- СПб.: изд. студентов Института Гражданских Инженеров Булацеля Ф. и Васильева П. по лекциям проф. Султанова И. В., 1896 г.
  68. М.К. Новгород Великий.- 2-е изд., доп. JI.-M.: Искусство, 1966.-312с.
  69. В.В., Раздайся благовестный звон (колокола в истории культуры).-Мн.: Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2003. 158с.
  70. A.A. Памятники архитектуры Подмосковья. Восточное направление: Фотопутеводитель. -М.: Компания спутник +, 1999.- 57с.: ил.
  71. A.A. Памятники архитектуры Подмосковья. Юго-восточное направление (Рязанское): Фотопутеводитель. М.: Компания спутник +, 2003.- 64с.: ил.
  72. A.A. Памятники архитектуры Подмосковья. Южное направление (Курское): Фотопутеводитель. М.: Компания спутник +, 2003.-40с.: ил.
  73. A.A. Памятники архитектуры Подмосковья. Южное направление (Павелецкое): Фотопутеводитель. М.: Компания спутник +, 2003,-56с.: ил.
  74. Колокола. История и современность./ сост. Пухначев Ю. В. М.: Наука, 1985.- 304с.
  75. Колокольный звон. /сост.Десятерик В. И. М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 2001.-208с
  76. И.В. Колокола и звонари// Русское Возрождение. 1998(11).-№ 72.- с.118−128
  77. Консервация и реставрация памятников культуры Экспресс-информация — Вып.4- Колокола и колокольни.- М, 1994.-72с./ Сост. Жолондзь А.Г.
  78. К. На берегах Невы. Книга о русской архитектуре и искусстве первой четверти XVIIIb.- M.-JL: -1964
  79. Н. Благовест.// Ярославские Епархиальные ведомости.-1886г.-№ 2, 3, 4.-е. 17−25, с.33−47, с.49−59
  80. И.С. Колокольни Спасо-Андроникова монастыря// Русское Возрождение. 1998(11).- № 72.- с.95−103
  81. М. Курс истории русской архитектуры. Часть I: Деревянное зодчество.- Петроград: товарищество Г. Голике и А. Вильборгъ, 1916
  82. М. Материалы по истории русской архитектуры.// Зодчий (архитектурный и худ-но-технический журнал). СПб.: типография Эдуарда Гоппе, 1906
  83. М. Очерк истории московского периода древне русского зодчества.- М.: типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1911- 432с.: ил.
  84. В.В. Архитектура современных храмов и городская среда// жилищное строительство (ежемесячный научно-технич. и производственный журнал).- М.: изд-во Ладья, 2001 г.-№ 11.-с.14
  85. , А. Основы архитектурного формообразования. М: Стройиздат, 1984.-224с.
  86. И.И. Архитектура Новгорода Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1991, — 240с.: ил.
  87. Л.М. Дерево в архитектуре. М: Стройиздат, 1984. — 176с., ил.
  88. , Д.С., Вагнер Г. К., Вздорнов Г. И., Скрынников Р. Г. Русь. История и художественная культура. Милан: Искусство — XXI век, 2003. — 484с.: ил.
  89. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М.: Искусство, 1995
  90. С.А. Русские колокола и звонницы// Русское Возрождение. -1998(11).-№ 72, — с.104−117
  91. ЮО.Мардер А. П. Эстетика архитектуры: теоретические проблемы архитектурного творчества.- М.: Стройиздат, 1988.-216с.
  92. Ю1.Маров В. Ф. Ярославль: Архитектура и градостроительство. -Яр-ль.: Верхняя Волга, 2000.- 216с.: ил., 2.л.
  93. Ю2.Масленицын С. И. Муром-М: Искусство, 1971.- 164с.
  94. Набат памяти (Советские мемориальные ансамбли, посвященные жертвам фашизма) /сост. Плюхин Е.В.- JL: Искусство, 1975.
  95. А.Ю. Самые знаменитые монастыри и храмы России.- М.: Вече, 2000.- 464с.
  96. А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково Печерского монастыря.
  97. Т.В. Древний Звенигород: архитектура и искусство, — М.:, 1978.-с.208.: ил.
  98. Н.И. Николай Львов. Л.: Лениздат, 1971
  99. С.Е. Углич. Памятники архитектуры и искусства.- М.: Советская Россия, 1988.
  100. Ю9.0ловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. //Под ред. Бондаренко А. Ф. М.: НП ИД «Русская панорама», 2003. — 520с. 11таб., 49ил-
  101. A.B. Сокровища Русского севера. М.: Стройиздат, 1989,-367с.: ил.
  102. В. О проектировании храмов в современных условиях// Архитектура, строительство, дизайн.- № 6(40), 2003.-с.95
  103. В.П. Деревянное зодчество Карелии Л.: Стройиздат ленингр. отд-ие, 1972.-120с.
  104. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. / под ред. Макаревич Г. В.-М.: Искусство, 1989.
  105. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город./ авт. кол-в: Аренкова Ю. И., Домшлак М. И., Мехова Г. И. и др. М.: Искусство, 1989.
  106. Памятники Истории и культуры /Всерос. о-во охраны памятников истории и культуры- Владимир, обл. отделение.- Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, Вып.З./ Сост. и научн. ред. Скворцов А. И., 1988.-192с.
  107. Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, 2/1990
  108. Патина А. С Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь М.: Стройиздат, 1994. — 208с.: ил.
  109. В.И., Тиц A.A., Ушаков Ю. С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1984. — 512с.: ил.
  110. По Муромской дороге / губерния в старой открытке / сост. Машковцев В. П., Мельников A.A. Владимир: Посад, 1997. — 224 е., ил.
  111. С.С., Бессонов Г. Б., Беляев Л. А., Постникова Т. М. Реставрация памятников архитектуры: Учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд. доп.-М.: Стройиздат, 2000−288с.
  112. H.A. «Колокола благовествующие."// Русское Возрождение. 1998(11).-№ 72-с.25−42
  113. Православный колокольный звон. Теория и практика.- М.: триада плюс, 2002.-192с. Сост.: Коновалов И. В., Завьялов Н.И.
  114. Профессор Банистер Флетчер и Банистер Ф. Флетчер. История архитектуры. Составленная по сравнительному методу./ Вып.П. Средневековая архитектура, — СПб.: изд. переводчика, 1913.-208с.: 56 рис., 65 таб./ пер. Бек-кер Р.
  115. Русское градостроительное искусство: Градостроительство Московского государства XVI XVIIbb / НИИ теории арх-ры и градостр-ва- Под общ.ред. Н. Ф. Гуляницкого. -М.: Стройиздат, 1994.-317с.: ил.
  116. Русское градостроительное искусство: Древнерусское градостроительство X-XVbb./ НИИ теории арх-ры и градостр-ва- Под общ.ред. Н. Ф. Гуляницкого.-М.: Стройиздат, 1993.-317с.: ил.
  117. Ю. Москва. Историко-Архитектурный очерк.- М.: изд-во академии арх-ры СССР, 1947
  118. Спасо-Преображенский собор. Фотоальбом с картой Рыбинска/ авт. текста Михайлов A.B., ред.-сост. А.Серебряков. Рыбинск: ООО «Формат-принт», 2004.-33 с.
  119. Ю.П. Псков (Художественные памятники).- Jl.-М.: изд. Искусство, 1963.- 304с.: ил.
  120. Староладожский Николаевский монастырь. С.-Петербург.: Типография Товарищества «Общественная польза», 1862 г.
  121. Н. Описание новой придворной церкви Свв.Первоверховных Апостолов Петра и Павла, что в Новом Петергофе. Спб.: Печатный двор, ЛНПП «Облик», 1992.-48с.
  122. В.В. Материалы к истории Древней Новгородско-Псковской архитектуры.- СПб.: типография императорской академии наук, 1888.-38с.: 4табл.
  123. Тиц. A.A. По окраинным землям владимирским: Вязники, Мстера, Гороховец. М.: Искусство, 1969.
  124. С., Колокола и звоны в России. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.- 412с.
  125. И.В. Памятники архитектуры Троице-Сергиевой лавры: исследования и реставрация.- М.: гос. изд-во лит-ры по строительству, архитектуре и строительным материалам., 1961.-С.245.: ил.
  126. Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приемы, восприятия). Л.: Строй-издат. Ленинг. отд-ие, 1982.- 168с.: ил.
  127. М. Великие булгары. Казань. Свияжск.- М.: 1978.138. Филатов Н. Ф. Деревянное зодчество нижегородского Поволжья XVII века.// Записки краеведов. Сост. Куприянова Н.И.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985.-е.
  128. Церкви и колокольни.// 300 лучших А.С.С.(башни небоскребы — высотное строительство). № 6, 1999.-С.55−64. Киев
  129. В.Т. Архитектурно дизайнерское проектирование — М.: Архитектурам, 2004.- 296с.
  130. В.П. Великий Устюг (развитие архитектуры города до середины Х1Хв.) изд. 2-е.- М.: Стройиздат, 1987.-255с.: ил.
  131. , О. История архитектуры,— М.: изд-во всесоюзной академии архитектуры, 1937,
  132. НЗ.Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга (История и современность).- СПб.: «Глагол», 1994.-320с.
  133. С.М. Архитектурный ансамбль монастыря Флорищева пустынь.// Записки краеведов. Сост. Куприянова Н.И.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1985.-е.
  134. A.JI. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX -XV вв. Византия. Греция. Южнославянские страны. Русь. Закавказье. JL: изд. Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. -236с.
  135. Нб.Ярешко A.C. Русь звонная: традиции и возрождение. // Русское Возрождение. 1998(11).- № 72.-с.52−62
  136. Edward V. Williams «The Beils of Russia. History and Technology», Princeton, New Jersey, USA, 1985
  137. Gloken in geschichte und gegenwart: Beitr zur glockenkunde/ Beratungsausschub fur d. Dt.Glockenwessn. Bearb. von: Kurt Kramer.- Karlsruhe: Badenia -Verlag, 1986. 272
  138. Handbuch der architekur. Die Baustile. Historische und Technische entwickelung. 4. band: Die romanifche und die gotifche baukunft. 3. heilt: Der kirchenbau. — Stuttgart: Arnold bergstrasser Verlagsbuchhandlung, 1902. — 286c.
  139. Xavier Barrai i Altet. The Romanesque. Towns, Cathedrals and Monasteries. -Koln -Lisboa London — New York — Paris — Tokyo: Tashen, xxx
  140. H.C. Феномен колокола в русской культуре / дисс. кандидата культурологии. Ярославль., 2001. — 257 с.
  141. СП 31−103−99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. ххх
  142. Декоративные колокольчики электронный ресурс. http://www.decorbells.ru.
  143. Маяки Сахалина электронный ресурс. http://www.sakhalin.ru
  144. Irish round tower электронный ресурс. http:// www.Roundtowers.org1. О ^ & Ч 9
  145. Федеральное агентство по образованию Т С^/
  146. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурностроительный университет»
  147. Хомутова Наталья Вячеславовна
  148. АРХИТЕКТУРА КОЛОКОЛОНЕСУЩИХ СООРУЖЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ
Заполнить форму текущей работой