Декор в современной архитектуре Таджикистана: Традиции и новаторство
Проблема изучения архитектурного декора в истории развития архитектуры с древнейших времен до современности приобретает особую актуальность в свете научного обоснования применения элементов архитектурного декора на фасадах, в интерьерах зданий и сооружений, и путей формирования его структуры, тенденций создания определенных художественных образов, оказывающих воздействие на психику людей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ДЕКОР В АРХИТЕКТУРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ V—XX вв.
- 1. 1. Формирование декора в архитектуре V—XX вв.
- 1. 2. Декор в архитектуре XI—XV вв.
- 1. 3. Декор в архитектуре XVI—XX вв.
- Выводы
- ГЛАВА II. ДЕКОР В АРХИТЕКТУРЕ ТАДЖИКИСТАНА /1930−1990 гг./
- 2. 1. Социально-экономические и историко-культурные условия развития архитектуры Таджикистана
- 2. 2. Декор в архитектуре жилых и общественных зданий
- Выводы
- ГЛАВА III. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПОИСК НОВОГО В АРХИТЕКТУРНОМ ДЕКОРЕ ТАДЖИКИСТАНА
- 3. 1. Взаимовлияние и поиски нового в применении декора в архитектуре
- 3. 2. Стилистическое своеобразие декора в архитектурно-пространственной среде
- Выводы
Декор в современной архитектуре Таджикистана: Традиции и новаторство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В теории и практике архитектуры в Таджикистане в период с 19 301 990 гг. по настоящее время ставились и решались различного рода социальные, функциональные и идейно-образные задачи, выявлялись и закреплялись конструктивно-тектонические закономерности, определялась многогранность взаимодействия архитектуры и монументально-декоративного искусства. Влияние архитектурного декора с использованием национально-традиционных элементов, является одной из важнейших составляющих архитектуры.
Проблема изучения архитектурного декора в истории развития архитектуры с древнейших времен до современности приобретает особую актуальность в свете научного обоснования применения элементов архитектурного декора на фасадах, в интерьерах зданий и сооружений, и путей формирования его структуры, тенденций создания определенных художественных образов, оказывающих воздействие на психику людей на их сознание. Архитектурный декор вырабатывался в зависимости от тех или иных материалов и конструкций, освоенных строительной техникой. Декор имеет важное значение в архитектуре и прикладном искусстве, применяется на видимых участках постройки. В декор входят такие строительные материалы как: мозаика, майолика, шамот, фаянс, фарфор, стекло, керамика, дерево, железо, медь, пластика — все это позволяет художникам и мастерам придать экстерьеру или интерьеру здания художественную эмоциональность, выразительность, в композициях могут быть использованы, как орнаментальные, так и сюжетные композиции.
В произведениях местных мастеров характерной чертой является не только знание традиций, дошедших до нас из древности, но и художественная фантазия, которая из глубин веков культуры поднимает в нашу современность живые образы и пластику. Преемственность традицийсвязь нового со старым в процессе развития. Она сохраняет в себе подлинные ценности и формирует художественную культуру народа, поддерживает профессионализм народного мастерства. Вопросы художественного наследия, традиций и новаторства, дальнейшей разработки национальной формы в архитектурном декоре весьма актуальны и представляют интерес для научных исследований.
Архитекторы и художники в настоящее время к национальному декору обращаются, к сожалению, поверхностно, не принимая во внимание традиционный стиль, цвет, симметричное и композиционное построение орнамента и рисунка.
Необходимость комплексного исследования декора в архитектуре Таджикистана вызвана тем, что каждый из этапов архитектурно-художественной деятельности по организации пространственной среды обновлен активным творческим поискам. Результатами этих поисков явились значительные достижения произведения с использованием пластических элементов и конструкций в зданиях и сооружениях. Исследование посвящено выявлению взаимодействия традиций и новаторства в архитектурном декоре Таджикистана на основе изучения общей теории наследия в архитектурной науке, как базы для развития современной архитектуры.
Актуальность исследования определена недостаточной изученностью и влиянием декора в архитектуре Таджикистана. Имеющиеся публикации не в полной мере отражают развитие и взаимовлияние декора в современной архитектуре Таджикистана.
Совершенствование архитектурно-планировочных и объемных решений невозможно без учета влияния национальной специфики, колорита, места и роли декора, а также выявления путей и средств ее формирования в архитектуре. Требуют теоретической разработки приемы комплексной организации среды, а также вопросы использования декора в архитектурно-пространственной среде. Обзор литературы, относящейся к архитектуре.
Таджикистана, показывает современность этих исследований. Крайне ограничены сведения и исследования, которые были бы посвящены проблемам и развитию декора в архитектуре, показывающие красоту и пластику их композиционных решений зданий.
Автором проведен анализ становления и взаимосвязи декора в условиях социальных преобразований в Республике Таджикистан, особенностями строительства зданий, с поиском использования национальных форм и традиций. Архитектурные памятники Таджикистана свидетельствуют о многообразии приемов строительства, архитектурного орнамента, росписей, мелкой пластики и других видов художественного творчества.
Принимая во внимание сложность исследуемой проблемы, на основе анализа источников, архивных материалов и визуальных наблюдений диссертантом исследовано преемственность традиций и осуществлен поиск нового в развитии декора, влияния монументального искусства на современную архитектуру Республики Таджикистан.
Следовательно, данная проблема, требующая практического анализа, обусловила выбор данной темы. В диссертации автором предпринята попытка, выявить истоки и корни возникновения применения декора в архитектуре, проанализировать накопленный опыт.
В целом, разработка вопросов и анализ развития декора в архитектуре Таджикистана рассматриваемого периода (1930;х-2000;х гг.), явилась актуальной задачей и представляет в определенной степени новым аспектом исследования важной проблемы архитектурной науки.
Изученность данной проблемы. Анализ литературы, посвященной развитию и формированию декора в современной архитектуре Таджикистана показывает, что эта тема все еще недостаточно исследована. В данной диссертации предпринята попытка, выявить истоки развития декора в архитектуре.
Изучению декора в архитектуре посвящены труды ученых-исследователей A.M. Беленицкого (14), B. J1. Ворониной (27), Д. Вилбера и JI. Голомбека), Б. П. Деннике (45), В. Н. Манаковой (94), Л. Ю. Маньковской (95), Анри Де Морана, В. А. Нильсена (116), Г. А. Пугаченковой (123), Л. И. Ремпеля (127) и др.
Исследование декора и монументального искусства в памятниках архитектуры, а также искусстве народов Центральной Азии имеет большое научно-практическое значение, так как позволяет определить тенденции развития архитектуры и влияния на нее монументального, прикладного и изобразительного искусств.
Натурные обследования и научные изыскания, проведенные учеными, выявляют топографию и структуру раннесредневековых городов, планировку и композицию жилых городских домов, дворцов, храмов и других построек, в которых в той или иной мере использовалась материальная и духовная культура народа.
Определенный вклад в области обобщения опыта по формированию материальной и духовной культуры, истории и археологии, архитектуры и градостроительства таджикского народа внесли ученые Таджикистана. Этой проблеме посвящены работы Б. Г. Гафурова (37), А. И. Исакова (64), Б. А. Литвинского (83), А. К. Мирбабаева (98), Р. С. Мукимова (105), А. Мухтарова, Н. Н. Негматова (110), С. Г. Хмельницкого (154), и др. Наиболее полно вопросы декора отражены в статьях: Беленицкого A.M., Маршака Б. И. (16), Бородиной И. Ф. (20), Бабаджановой Г. И. (11), Чеботаревой З. Н. и др. Разработка вопросов синтеза искусств отражена в работах, посвященных теоретическому исследованию актуальных проблем архитектурного наследия и традиций народов Центральной Азии (М.С. Булатова (23), Б. В. Веймарна (25), С. М. Мамаджановой (88), Д. А. Назилова, Н. И. Смолиной (138) и др.). Они не только раскрыли вопросы преемственности традиций в зодчестве, проблемы охраны и реконструкции памятников среднеазиатского региона, но и научно обосновали влияние национальной культуры на процесс становления современной архитектуры.
Архитектурные памятники свидетельствуют о многообразии приемов строительного мастерства, убранства декора, архитектурного орнамента, росписей, мелкой пластики и других видов художественного творчества, что является предметом изучения историков, археологов, архитекторов и искусствоведов.
Разработке вопросов синтеза искусств, теоретическому исследованию архитектурного наследия, его традиций с выявлением законов в симметрии, композиционных построений в современной архитектуре Таджикистана, анализу художественных приемов посвятили свои научные труды ряд ученых изложенных ниже.
Развитие национальных традиций в области орнамента сегодня является актуальным вопросом в Таджикистане. По архитектурному орнаменту северного Таджикистана Х. А. Юлдашев (159) специально посвятил альбом, в котором отражается красочная роспись потолка жилых домов и мечетей нач. XX в. Также по орнаменту вплотную занимался ученый М. А. Рузиев, который на основе экспедиционного материала, собранного в городах и селах республик Таджикистана и Узбекистана, посвятил свою работу этому виду искусства. Например, за последние двадцать лет М. А. Рузиев написал монографические работы о символике и построении таджикского орнамента: «Эволюция таджикского орнамента (XXX вв.)», «Построение таджикского орнамента», «Символика таджикского орнамента». В этих работах автор углубляется в область симметрии, композиции, традиционных методах построения орнамента его генезиса и семантики, которые, к сожалению, еще не изданы.
В институте истории, археологии и этнографии Академии Наук Республики Таджикистан с 1958 года существовал единственный сектор истории искусств (ныне называется отдел истории культуры и искусства), который ежегодно выезжал в экспедицию в республики Таджикистана и Узбекистана с целью сбора материалов по архитектуре и декоративно-прикладному искусству, музыке, фольклору. Материалы исследования искусствоведов — Л. Айни (3), Н. А. Белинской (17), Н. З. Юнусовой (17) и других имеют прямое или косвенное отношение к архитектурному декору Таджикистана — от Бухары до Памира и северных районов до южных границ республики.
Большое значение имеют и работы ведущих ученых России (М.Г. Бархина (12), А. В. Иконникова (60), А. В. Рябушина (132), Ю. С. Яралова (160) и др.), посвященных архитектуре 1930;2000гг.
Практика 1930;1990 гг.-это время развития современной архитектуры в Таджикистане, наполненное творческим поиском, имеющим свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому автором наиболее глубоко проработаны вопросы развития и формирования декора в архитектуре, сделан анализ исторических и современных построек, собраны и систематизированы многочисленные публикации.
Теоретической и практической базой исследований послужили архитектурные объекты архитекторов — Г. Ю. Айзиковича, С. Л. Анисимова, В. Г. Веселовского, Э. В. Ерзовского, Б. А. Зухуритдинова, Ю. Пархова, Э. Салихова, А. Юнгера и других, монументальные произведения усто Г. Мансурова, М. Олимова, М. Солиева, А. Якубова и др. В их произведениях дана попытка привнесения в облик построек художественных традиций и композиций, новаторских тенденций и т. п.
Целью исследования является изучение этапов формирования и развития архитектурного декора, выявление типологических особенностей, архитектурно-художественных приемов и творческое использование традиции в современной архитектуре и строительной практике Таджикистана.
На основе поставленной цели конкретизируются следующие задачи исследования: анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики, а также поиск декора в архитектуре и строительствеопределелить пути развития архитектурного декора в Центральной Азии с раннего средневековья до современности, а также выявить особенности формирования элементов декора и его роль в методах освоения наследия в современной архитектуре Таджикистанавыявить связь и взаимодействие декора и монументального искусства в архитектуреопределить особенности формирования и специфические черты стилистического своеобразия декора в архитектурно-пространственной средепроанализировать влияние декора и монументального искусства на гражданское строительство в городах Таджикистана, обосновать новизну и традиционность используемых здесь приемовобобщить и систематизировать научные изыскания, натурные исследования, провести анализ архитектурно-строительной практики, творчества архитекторов, художников, народных мастеров в области новых и разнообразных приемов архитектурного декора в жилых, гражданских, общественных и промышленных зданиях республикиисследовать принципы сложения и развития архитектурного декора в зодчестве Центральной Азиираскрыть место и значение декора в архитектуре 1930;1990;х годов в процессе становления и развития современной архитектуры Таджикистанадать характеристику развития декора в современных объектах строительства республики.
Предметом исследования являются:
— этапы развития архитектурного декора с особенностями влияния преемственности традиций на формирование жилых и общественных зданий;
— комплексное изучение архитектурного декора, элементов художественной организации пространственной среды жилых и общественных зданий Таджикистана;
— развитие декора в современной архитектурно-строительной практике Таджикистана в условиях массового гражданского строительства.
Объектом исследования являются:
— декор в архитектуре исторического и современного Таджикистана;
— практика современного строительства гражданских зданий различного назначения, организация пространственной среды.
Границы исследования. История культуры современного Таджикистана выходит за пределы республики. Территориальные границы исследования характеризуются пределами современной территории Таджикистана, и отчасти сопредельных стран Центральной Азии. Они носят общий и этнический характер и предполагают рассмотрение традиционных и современных построек с периода раннего средневековья до наших дней на уровне их конструктивных приемов декора, архитектурно-художественных особенностей.
На защиту выносятся: — принципы и закономерности развития декора в архитектуре Таджикистана 1930;1990 гг.- новаторство, традиция, методология проектирования и строительства жилых и общественных зданий и сооруженийопределение места и роль декора в истории и развитии архитектуры в целом:
— генезис, эволюцию, типологию декора в современной архитектуре Таджикистана;
— методика применения пространственных элементов и критический анализ ряда архитектурно-строительных объектов Республики Таджикистан.
Метод исследования основан на комплексном системном изучении архитектурно-строительной практики, применения архитектурного декора с раннего средневековья до современности, изучение и анализ научной литературы, архивных материалов, а также натурных обследований (мечетей, жилых домов), фотофиксаций, обмеров, зарисовок архитектуры Таджикистана 1930;1990гг. (на примере городов Душанбе, Гиссара, Худжанда, Пенджикента, Ирана и др.).
Методика теоретического обобщения основывается на общности историко-культурных процессов, происходящих и рассматриваемых периодах (V-XX вв.), что позволяет выявить декор в архитектурной практике различных эпох.
Автор использовал материалы археологических экспедиций сохранившихся памятников архитектуры, изучил различные альбомы, выставочные экспонаты и коллекции в историко-краеведческом музее Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, а также произвела натурное обследование выполненных самим соискателем, так и другими учеными, в результате которых дается историко-архитектурный и сравнительный анализ современных объектов строительства Республики.
Основные положения диссертации основываются на результатах исследования автора процесса формирования декора в современной архитектуре. В период натурного исследования в городах Пенджикента, Шаатруза, Душанбе и т. д. (жилые дома, мечети, чайханы, рестораны, рынки) автором проведен опрос среди мастеров и жителей поселков и городов Таджикистана. Все материалы дали возможность диссертанту исследовать развитие и формирование декора в архитектуре Таджикистана от исторической до современной эпохи и определить преемственность национально-художественных традиций в современной архитектуре.
Научная новизна результатов диссертационной работы заключается:
— в систематизации архитектурно-строительных приемов формирования декора;
— в выявлении этапов развития декора исторической и современней архитектуры Таджикистана;
— в выявлении особенностей взаимодействия традиций и новаторства в развитии архитектуры;
— в использовании дрогрессивных традиций декора в современной архитектурной практике.
Практическая значимость работы заключается:
— в анализе и обобщении теории и практики декора в архитектуре и освоении традиций, поиске нового в своеобразии современной архитектуры;
— в разработке предложений по внедрению элементов архитектурного декора в современной архитектурно-строительной практике Таджикистана.
Полученные в диссертации выводы и рекомендации могут найти практическое применение в учебном процессе при проектировании гражданских зданий, на лекциях и теоретических занятиях по дисциплинам: «Скульптура и городской дизайн», «Архитектурная колористика», «Живопись» и др.
Практическое исследование имеет принципиальное значение в истории развития декора в современной архитектуре Таджикистана. Также в исследовании раскрывается новизна применения декора в архитектуре, место, сохранение и пропаганда архитектурного наследия.
Материалы исследования могут служить научным и практическим пособием для архитекторов, реставраторов, археологов, историков, художников работающих в области изучения и восстановления памятников и современной архитектуры Центральной Азии, в т. ч. Таджикистана, а также преподавателей вузов, техникумов, училищ, архитектурностроительного, художественного, искусствоведческого, исторического профилей.
Апробация работы. Основные результаты проведенных исследований отражены в публикациях автора и внедрены в материалах, работах (в виде графических чертежей, карт, рисунков, восстановительных иллюстраций) отдела истории культуры и искусств ИИАиЭ им. А. Дониша АНРТ.
Отдельные аспекты исследовательской работы по теме диссертации изложены и сообщены на Международных (Ташкент, 1997 г., Душанбе, 1999 г.), межвузовских научно-теоретических конференциях преподавателей и молодых ученых (Душанбе, ТГНУ, 1998 г.).
Начиная с 1988 по 1989 гг. автор принимала участие в качестве архитектора в археологических экспедициях СТАКЭ, организуемых ИИАиЭ АН РТ под руководством профессора Н. Н. Негматова и М. Мамаджановой (обмер жилого комплекса в средневековом поселении Хоняйлов ущелья Актанги близ пос. Шахристан Ура-Тюбинского р-на). Дальнейшее исследование диссертанта осуществлялись во время руководства обмерной-учебной практикой студентов-архитекторов ТТУ в городе Душанбе (обмер архитектурных деталей — II—III вв. до н.э., здания Национального музея древностей Таджикистана ИИАиЭ АН РТ, 1995 г.- обмер мечети пос. Калинина, 1996 г.), Пенджикента (обмер жилых и общественных помещений III-II тыс. до н.э. в Саразме, 1997 г.) организованная ТТУ им. М. Осими и ИИАиЭ им. А.Дониша АН РТ, а также отдельных самостоятельных поездок в районы и города Таджикистана и Узбекистана в 1997;2000гг.
Изучая реконструкции ряда ученых дворца Калаи Кахкаха I, И, III и дополнительные источники и труды Н. Н. Негматова, С. М. Мамаджановой и других, автором было дано проектное предложение туристского маршрута и музея по открытым небом по теме: «Историко-архитектурный заповедник в Шахристане и в ущелье Актанги» в 1989 году г. Душанбе (руководители Р. С. Мукимов, С. М. Мамаджанова, С. Шетухина).
Автором проведена систематизация, исследования материалов, иллюстративных чертежей обмеров, фотографий, рисунков, использованных при составлении диссертации по теме: «Декор в современной архитектуре Таджикистана (традиции и новаторство)».
Материалы научных изысканий докладывались на заседании отдела Истории культуры и искусства ИИАиЭ им. А. Дониша АН РТ в феврале 2000 г., и на заседании кафедры «Архитектура» факультета СиА ТТУ им. М. Осими РТ в феврале, марте, апреле 2001 г.
Структура, состав и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения (145 страниц текста), библиографии из 172 источников. В приложении даны словарь терминов по архитектурному декору (115 терминов), иллюстративно-графические таблицы (40 листов).
ВЫВОДЫ.
1. Исследования жилых и общественных зданий в период 1960;1990 гг., дают возможность выявить в архитектуре богатство художественно-композиционные возможности, где больше внимания уделяются применению декора в архитектуре;
2. Поиски новых архитектурных образов, сочетаются с традициями зодчества прошлого, с учетом взаимовлияния приемов архитектуры и декора Республик Центральной Азии и Востока;
3. Формирование декора в архитектурно-пространственной среде современных застроек Таджикистана требует использования декоративной пластики, благоустройства, малых форм, новых отделочных строительных материалов;
4. В 90-е годы в архитектуре появляются новые приемы декора, мобильные и стационарные устройства, цвет и рисунок, мозаика, роспись, резьба и т. д., отвечающими направлениям современного зодчества;
5. В период 1990;2000 гг. в республике все больше возводятся индивидуальные жилые постройки с разнообразными архитектурно-планировочными приемами, элементами благоустройства и улучшением отделки, художественным оформлением деталей.
6. Расширяются возможности создания композиционных приемов национальных традиций в развитии архитектуры сельской местности Таджикистана. Композиционные приемы и поиски стилистического своеобразия декора развиваются и в архитектурно-пространственной среде районной местности Таджикистана. Проявляются глубинные тенденции комплексной организации современной жилой среды и нарастающая тяга к повышенной образности решений.
7. Поиски нового в декоре сооружений приведенных примеров архитектуры сопредельных и зарубежных стран развивается многообразными и различными путями.
8. Пути развития архитектурного декора отличным от пути других видов искусства включает такую объективную закономерность, как влияние материальных (технических и функциональных) факторов в своеобразии подхода синтеза искусств. Народные мастера в современном произведении возрождают забытые традиции, при этом применяя современные приемыдают силу поискам художественных открытий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Архитектура Таджикистана, ее развитие и становление имеют многовековую историю. Этот период хотя и был ознаменован взлетами, падениями и застоем, но в целом народное зодчество и художественно-культурное наследие имели прогрессивную тенденцию.
То же самое можем сказать и о декоре, составляющем неотъемлемую часть архитектурного облика жилых, административных и общественных зданий, построенных в разные эпохи истории таджикского народа. Выявить своеобразие декора в таджикской архитектуре, проследить его развитие в довольно большой период времени (с V до XX вв.), определить истиную специфику, региональность и современность происходящих в Центральной Азии в средневековье, в периоды формирования таджикской нации и государства, его письменности и культуры.
1. Рассматриваемый этап (V-XX вв.) развития декора и монументального искусства можно охарактеризовать, как этап освоения в нем национальной культуры, традиций и новых стилистических образов.
2. Наибольший расцвет в области декора происходит в раннем средневековье (V-XX вв.), где весьма характерны планировочная структура и организация пространственной среды жилых и культовых помещений, замков и дворцов Шахристана, Пенджикента, Варахши, Афрасиаба.
Определенным художественным выражением внешнего и внутреннего убранства этих построек являлись декоративно-монументальное искусство (резьба по дереву и ганчу, декоративная кладка кирпича, глазурованные изразцы и монументальная живопись).
3. На протяжении XI—XVIII вв. архитектура, а вместе с ней и изобразительное искусство испытывают то взлеты, то падания, в итоге все это отразилось в строительстве и декоре построений самого разного назначения, имеющих непреходящее значение для изучения этого вида искусства будущими поколениями. Благодаря прогрессу и совершенствованию современной науки и техники с учетом преемственности традиций до нас дошло множество известных архитектурных памятников мирового искусства, таких, как мавзолей Саманидов в Бухаре, ансамбли Регистан, Шахи-Зинда в Самарканде, мавзолеи Мухаммада Бошаро, Ходжа Машада, Ходжа Нахшрона в Республике Таджикистан и многие другие, в которых широко использован элементы архитектурного декора и монументального искусства.
Значительное место в строительной практике заняли объекты национального архитектурного декора и монументального искусства.
4. В каждом регионе Республики Таджикистан декор имеет свои стилевые особенности, отличающие произведения по композиции рисунка, орнаментальному принципу, цветовому колориту, которые выработаны вековой традицией и перешли в современную архитектуру.
5. Развитие архитектуры во многом связан с глубоким историко-теоретическим освоением культурного наследия, в том числе и народного зодчества и искусства, в котором за многие годы сложились свои традиции и приемы;
Современные народные мастера в своих творческих произведениях используют лучшие традиции древнего искусства, заимствуют некоторые элементы старинных национальных форм и декора, учитывая при этом современные требования к художественным приемам в архитектуре;
6. Повышение качества архитектуры и строительства, благоустройство городов и сельских населенных мест Таджикистана, дальнейшее совершенствование пластических и композиционных проемов жилых и общественных зданий являются главнейшими задачами архитектурного творчества. Стремление раскрыть все особенности окружающей среды в единстве с местными традициями и стилистической особенностью способствует углублению идейно-художественного содержания архитектуры.
7. На современном этапе поиск стилистического своеобразия декора в архитектуре ориентирован на применениие новых строительных материалов и прогрессивных технологий.
В результате проведенного исследования выявлены: что за последнее десятилетие (1990;2000 гг.) активно ведутся поиски в архитектуре, монументальном искусстве, где декор занимает достойное место в строительной практике.
Творческий потенциал и усилия специалистов, народных мастеров направлены на поиски выразительного национального, архитектурного облика городов и сельских населенных мест Таджикистана, на формирование ансамблей, общественных центров, создание стилистического своеобразия в архитектурно-пространственной среде, с использованием декора и монументального искусства в архитектуре зданий и городской застройке. Можно отметить, что архитектурно-художественное содержание жилых и гражданских зданий, индивидуальных сооружений обусловлено народной традицией. Эти традиционные приемы, наметившиеся в современной архитектуре, успешно развиваются местными таджикскими зодчими.
Цель применения архитектурного декора и монументального искусства в экстерьере и интерьере жилых и общественно-гражданских зданий (произведения из дерева, керамики, стекла, металла) заключается в решении задач комплексной организации пространства стилистики, во взаимовлиянии и поиске нового, выявлении функциональных особенностей декора и монументального искусства.
Важным и наиболее актуальным сегодня является попытка сочетать преемственность традиций и современность и органически собрать архитектуру и декор способствовать возникновению и ускоренному становлению новых, преобразованию облика сложившихся городов Республики Таджикистан.
Список литературы
- Аведова Н.А. Ташкентская резьба по дереву в работах Максуда Касымова. — Ташкент: Гослитиздат, 1961. — 90 с.
- Азимов Ш. Государство и право Саманидов. Душанбе: Ирфон, 1999.-18 с.
- Айни Л.С. Искусство Таджикской ССР. Л.: Аврора, 1972.
- Артемов А. Символ согласия и Возрождения. Веч. Душанбе. -1999. — 15 апр. (№ 15). -с.З.
- Архитектура комплесов отдыха. / Н. И. Александрова, Е. Л. Беляева, P.M. Бородина и др. М.: Стройиздат, 1988. — 240 с.
- Архитектура советского Таджикистана./ В. Г. Веселовский, Р. С. Мукимов, М. Х. Мамадназаров, С. М. Мамаджанова. -М.: Стройиздат, 1987.-320 с.
- Архитектура СССР. 1917−1987: Книга-альбом. -М.: Стройиздат, 1987.-552 с.
- Архитектурные памятники Средней Азии. Бухара, Самарканд: Фотоальбом/ Автор текста и сост. В. Л. Воронина. -Л.: Аврора, 1969. 39 е., 44 л.ил. — Текст парал. рус., англ.
- Аскаров Ш. Д, Регион-пространство-город. -М.: Стройиздат, 1988,198 с.
- Ахраров И., Ремпель Л. Резной штук Афрасиаба. Ташкент, 1971, с.
- Бабаджанова Г. И. Города и монументы: (на примере архитектурно-художественной практики мастеров Средней Азии). // Градостроительство и архитектура. Ташкент: Фан, 1989. — С. 192−201.
- Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. -М.: Наука, 1991. 192 с.
- Беленицкий A.M., Распопова В. И. Древний Пенджикент. -Душанбе: Ирфон, 1971. 32 с.
- Беленицкий A.M. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись. Скульптура. М.: Искусство, 1973, — 67 с.
- Беленицкий A.M., Бентович И. Б., Большаков О. Г. Средневековый город Средней Азии /АН СССР. Ин-т археологии. JL: Наука, 1973. — 389 с.
- Беленицкий A.M., Маршак Б. И. Черты мировоззрения согдийцев VII—VIII вв.. в искусстве Пенджикента // История и культура народов Средней Азии: (древность и средние века). М.: Наука, 1976, — с.75−89.
- Белинская Н.А., Рузиев М. А., Юнусова Н. З. По законам красоты: (Очерки декор, искусства Таджикистана) / АН Тадж. ССР. Ин-т истории им. А. Дониша- Отв. ред. Н. Х. Нурджанов. Душанбе: Дониш, 1981. — 136 е., 36 е., ил.
- Блэк В.Б. Искусство Древнего Востока. (Древний Египет и Передняя Азия): Учеб. пособие. JL, 1986. — 83 с.
- Борисов А.Я. К истолкновению изображений на биянайманских оссурариях. // Тр.Отд.Востока гос.Эрмитажа. — 1940.- Т.2. с.25−49.
- Бородина И.Ф. Декоративная система внутреннего пространства мавзолея Гури-Эмир в Самарканде. // История и культура народов Средней Азии: (древность и средние века). М.: Наука, 1976. — С. 116−123.
- Брунов Н. Пропорции античной и средневековой архитектуры. -Вып.1.: Архитектурные пропорции. М.: Всесоюзная академия архитектуры, 1935, — 136 с.
- Брыкина Г. А. Карабулак / АН СССР. Ин-т археологии. М.: Наука, 1974.- 128 с.
- Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв.: (Историко-теоретические исследования). М.: Наука, 1978. -380 с.
- Веймарн Б.В. Проблема изобразительности в искусстве феодального Востока. // Искусство. 1968. — № 5. — С.61−67.
- Веймарн Б.В. Искусство Средней Азии. М.- Л.:Искусство 1940.192с.
- Викторов A.M., Викторова Л. А. Природный камень в архитектуре. -М.: Стройиздат, 1983. 191 е., ил. — (Материал в архитектуре).
- Воронина В.Л. Конструкция и художественный образ в архитектуре Востока. -М.: Стройиздат, 1977. 160 с.
- Воронина В.Л. Народная архитектура Северного Таджикистана. -М.: Стройиздат, 1959, 100 с.
- Воронина В.Л. Раннесредневековый город Средней Азии. // Сов. археология. 1959. — № 1. — С.84−104.
- Воронина В.Л., Негматов Н. Н. Открытие Уструшаны // Сквозь века: К истокам культуры народов СССР. М., 1986. — Вып.2 — С.61−98.
- Воронина В.Л. Своеобразие в архитектуре жилища Горного Бадахшана. // Архитектурное наследство. М., 1975. — № 23. — С. 160−168.
- Воронина В.Л. Кариатиды в архитектуре Средней Азии. «Tp.XXV международного конгресса востоковедов», т.З. — М., 1963.
- Воронина В.Л. Архитектурный орнамент древнего Пенджикента. // Скульптура и живопись древнего Пенджикента. М., 1959. с. 111−113.
- Воронина В.Л. К вопросу об изучении доарабского зодчества Средней Азии. // Сообщение Института истории и теории архитектуры. М., 1947. Вып. 8.
- Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии VI—XIX вв. М., 1969. — т.8. — 491 с.
- Всеобщая история архитектуры: В 12-ти т. Архитектура СССР. -М.: Стройиздат, 1975.-756 с.
- Гафуров Б.Г. Таджики. М.: Наука, 1972. — 664 с. Древнейшая, древняя и средневековая история / АН СССР. Ин-т востоковедения.
- Герчук Ю. Структура и смысл орнамента // Декор, искусство СССР. 1979. — № 1. — С.30−33.
- Глаудинов Б.А., Сейдалин М. Г., Карпыков А. С. Архитектура Советского Казахстана. М.: Стройизват, 1987. — 319 е.: ил.
- Гоголева Н.А. Декоративные приемы в архитектуре кристаллических куполов и оболочек: Автореф. дис.. канд. архитектуры. -М., 1983. 19 с.
- Гришкин А.Ф. Техника монументально-декоративного панно и витражей на основе полимерных материалов в современной архитектуре: (На опыте МАРХИ): Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1966. — 18 с.
- Гулямова Э. Раскопки на городище Сайед в 1975 г. APT, вып. 15 (1975 г.). — Душанбе: Дониш, 1980, с. 182−189.
- Гутнов А.Э. Мир архитектуры: Язык архитектуры. М.: Мол. гвардия, 1985. — 351 е., ил.
- Давлетова Д. Динамика пространства. // Архитектура и стр-во Узбекистана. 1989. — № 2. — С.8−9.
- Денике Б.П. Изображение фантастических зверей в термезской резной декорации // Искусство Средней Азии. М., 1930.
- Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.- Л., 1939. — 228 с.
- Дизайн и архитектура. М.: Знание, 1984. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Стр-во и архитектура- 66).
- Дмитриев А.Г. Взаимодействие монументально-декоративных элементов города с архитектурной средой: Автореф. дис.. канд. архитектуры. М., 1986. — 24 с.
- Древности Таджикистана: (Каталог выставки) / Гл.ред. Е. В. Зеймаль. Душанбе: Дониш, 1985. — 334 с.
- Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. — 272 с.
- Жилина А.Н. Традиционные поселения и жилище узбеков Южного Казахстана // Жилище народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1982. С.137−164.
- Жоголь JI.E. Декоративное искусство в современном интерьере. -Киев: Будивельник, 1986. 200 с.
- Засыпкин Б. Памятники монументального искусства Советского Востока // Художественная культура Советского Востока. М., 1931. С. 2728.
- Захидов П. Звезда зодчества (памятнику 1000 лет). // Строительство и архитектура Узбекистана.1978. № 4. — С. 48−50.
- Зеймаль Т.И. Раскопки на Аджинатепа в 1975 г. APT, вып. 15 (1975 г.). — Душанбе.: Дониш, 1980. — С.147 — 157.
- Иваницкий И.Д. Христианская символика в Согде. // Из истории древних культов Средней Азии. Ташкент, 1994. С.
- Из истории живописи Средней Азии: Традиции и новаторство / Инт искусствознания им. Хамзы- Науч. ред. Г. А. Пугаченкова. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1984. — 285 с.
- Изобразительное и прикладное искусство / Музей истории народов Узбекистана- Под ред. Г. А. Пугаченковой. -Ташкент: Фан, 1990. 257 с.
- Иконников А.В. Художественный язык архитектуры.
- М.: Искусство, 1985. 175 е., ил. — (Проблемы искусства и архитектуры).
- Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986. — 286 с.
- Иодко P.P. Построение рельефа на плоскости. М., 1962.- Ч.1.- 34 с.
- Исаева Н. Архитектурно-декоративное искусство Таджикистана: Альбом / Институт истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша Академии Наук Тадж. ССР. Сектор истории и искусства. Душанбе, 1963, -Вып. 1. -40 таб.
- Исаков А.И. Древний Пенджикент. Душанбе: Ирфон, 1982. — 96 с. — Текст парал. тадж., рус., англ.
- Исаков А. Саразм заря цивилизации // Мероси ниёгон Наследие предков. — Душанбе, 1992. — № 1. — С.21−24.
- Искусство зодчих Узбекистана / АН УзССР. Ин-т искусствознанения. — Ташкент, 1962, — Т. 1−279 с.
- Искусство Средней Азии эпохи Авиценны / Автор текста и сост JL Айни- разд. «Хутталь» Э. Гулямовой- Перс., рус. Текст парал. рус., англ. JI.A. Шварц. Душанбе: Ирфон, 1980. — 208 с.
- Искусство таджикского народа / АН Тадж. ССР Ин-т истории им. А.Дониша. Душанбе: Дониш, 1935. — Вып.З. — 348 с.
- Искусство таджикского народа: Сб.ст. / Отв. ред. Н.Нурджанов. -Душанбе, 1960. Вып.2. — 376 с. — (ТР.Ин-та истории АН Тадж. ССР- Т.29).
- История Таджикской ССР: Учеб. для 7−10 кл. Душанбе: Ирфон, 1973.-256 с.
- Кадырова Т.Ф. Архитектура Советского Узбекистана. М.: Строийиздат, 1987. — 318 с.
- Кадырова Т.Ф. Самобытность современной архитектуры Узбекистана. // Строительство и архитектура Узбекистана. 1978. — № 4. -С.23−29.
- Казакова J1.B. стеклопластика в искусстве ансамбля: К вопросу о формировании художественных принципов жанра. // Искусство ансамбля. Художественный предмет интерьер — архитектура — Среда / Сост. и науч. ред. М. А. Некрасова. — М., 1988. — С.414−448.
- Карпыков А.С. Архитектура Советского Казахстана 1930−1950-х годов: Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1987. — 22 с.
- Кацнельсон Ю.И., Азизов А. К., Высоцкий Е. М. Архитектура Советской Туркмении. М.: Стройиздат, 1987. — 303 с.
- Колейчук В.Ф. Мобильная архитектура. Обзор. М., 1973. — 48 с.
- Конструкция и форма в советской архитектуре / Ю. П. Волчок, Е. К. Иванова, Р. А. Кайнельсон, Ю. С. Лебедов. М.: Стройиздат, 1980, — 263 с.
- Кочнев П.Л. Пластика в монументально-декоративной живописи: Автореф. дис. канд. архитектуры. М., 1963. — 21 с.
- Крюкова Е.Р. Основы архитектурной композиции в процессе обучения художников-монументалистов /Архитектура и стр-во Узбекистана. 1990. -№ 9.-С. 16.
- Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье / Ан СССР. Ин-т востоковедения. М.: Наука, 1979. — 191 с.
- Ленин В.И. О культуре и искусстве. Сборник. Вступит, статья Б. С. Мейлаха, с.5−38. М.: Искусство, 1956. — 572 с.
- Ленинабад 2500 лет: (Альбом) / Авт. текста Г. Х. Хайдаров, С.Ш. Марофиев- Сост. А.Ф. Расулов- Фотогр. Г. С. Верховского, Е.Д.Ротенштейна- Худож. С. С. Верховский. Душанбе: Ирфон, 1986. — 224 с. с илл.
- Литвинский Б.А. Калаи Кафирниган (раскопки 1974 г.). APT, вып.14 (1974 г.). Душанбе: Дониш, 1979. С. 156−186.
- Литвинский Б.А. Калаи Кафирниган (раскопки 1975 г.). APT, вып.15 (1975 г.). Душанбе: Дониш, 1980. С. 120−146
- Литвинский Б.А., Зеймаль Т. И. Буддийский сюжет и живописи Средней Азии: (к интерпретации сцены дароносцев из Аджинатепа)// Сов. этнография.- 1968.- № 3- С.106−112.
- Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. М.: Искусство, 1977.231 с.
- Мамаджанова С.М., Мукимов Р. С. Архитектурное наследие Душанбе. Душанбе: Мерос, 1993. — 172 е.: ил.
- Мамаджанова С.М. Традиции и современность в архитектуре Таджикистана: (на примере Душанбе) / Отв.ред. Р. С. Мукимов. Душанбе: Ирфон — Мерос, 1993. — 368 с.
- Мамаджанова С.М., Мукимов Р. С. Энциклопедия памятников средневекового зодчества Таджикистана: (Типологические особенности средневекового зодчества Таджикистана). Душанбе: Мерос, 1993. — 244 с.
- Мамаджанова С.М. Национальные традиции в архитектуре общественных зданий Душанбе // Архитектура и строительство Узбекистана. 1990, № 11. С.6−7.
- Мамаджанова С.М. Архитектура и градостроительство Среднего Востока: традиции и современность. Избранные труды по истории и теории архитектуры. Душанбе: Мерос, 1998. — 260 е., 49 ил.
- Мамадназаров М.Х. Традиционное жилище Западного Памира // Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1978. — Вып.26: Традиции и новаторство в зодчестве народов СССР. — С. 146−152.
- Мамадназаров М.Х. Таджикское народное жилище. // Архитектура и строительство Узбекистана. 1990. — № 11. — С. 15−17.
- Манакова В.Н. Искусство зодчих Бухары. // Архитектура и стр-во Узбекистана. 1991. -№ 5. — С.23.
- Маньковская Л.Ю. Проблемы архитектуры Средней Азии: Наследие и современность. // Градостроительство и архитектура. Ташкент: Фан, 1989. -С. 180−195.
- Марков Л.А. Практика применения керамики в архитектуре. Киев, 1954.- 121 с.сил.
- Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972.- 688 с.
- Мирбабаева А. История Мадраса Таджикистана. Душанбе: Мерос, 1994. -4.1. — 125 с.
- Мирзоева Ф.З. Мечеть Шаха Аббаса жемчужина архитектуры Исфагана. // Мероси ниегон — Наследие предков. — Душанбе, 1998. -№ 3. -С.80−83.
- Мирзоева Ф.З. Создать музей памятников Шахристана// Мероси ниегон Наследие предков. — Душанбе, 1998. -№ 3. — С.42−45
- Миронова JI.H. Цветоведение. Минск: Высшей шк., 1984. — 284 с.
- Моран А. История декоративно-прикладного искусства: (от древнейших времен до наших дней). М.: Искусство, 1982. — 577 с.
- Мукимов Р.С., Мамаджанова С. М. Зодчество Таджикистана. -Душанбе: Маориф, 1990. 176 с.
- Мукимов Р.С., Мамаджанова С. М. Кирополь Истаравшан — Ура-Тюбе. — Душанбе: Мерос, 1993. — 144 с.
- Мукимов Р.С. Мазары Северного Таджикистана. // Мероси ниегон Наследие предков. — Душанбе, 1992, — № 1. — С.36−40.
- Мукимов Р.С. Некоторые вопросы освоения традиций таджикского зодчества в архитектуре современного села. // Современные проблемы планировки городов и поселков: Тез. докл. науч.-практ. конф. -Душанбе: Ирфон, 1987. С.21−24.
- Народная архитектура Западного Памира / Текст подготовил М. Мамадназаров- О-во «Знание». Душанбе, 1980. — 21 с.
- Негматов Н.Н., Мамаджанова С. М. Бунджикат средневековая столица Уструшаны. // Градостроительство и архитектруа/ АН УзССР. Ин-т археологии. — Ташкент: Фан, 1989. — С.91−99.
- Негматов Н.Н., Хмельницкий С. Г. Средневековый Шахристан / Отв. ред. A.M. Мандельштам- АН Тадж. ССР, Ин-т истории им. А.Дониша. -Душанбе, 1966. 198 с. — (Материальная культура Уструшаны, Вып.1).
- Негматов Н.Н. Уструшана в древности и раннем средневековье / Отв. ред. Б. Литвинский. Сталинабад, 1957. — 160 с. (Тр./ АН Тадж.ССР. Инт истории архелогии и этнографии- Т.55).
- Негматов H.H. Ходжент. Основные этапы истории. // Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе: Дониш, 1986. -С.3−15.
- Негматов Н.Н. Давлати Сомониен: Точикон дар асрхои IX-X. -Душанбе: Ирфон, 1989. -304 с.
- Некрасова М.А. Современное народное искусство. Л.: Художник РСФСР, 1980.-208 с.
- Нильсен В.А., Гаузен А. В. Архитектурные памятники Ура-Тюбе // Архитектура и стр-во Узбекистана. 1989. -№ 2. — С. 16−23.
- НильсенВ.А., Манакова В. Н. Архитектурный декор памятников Узбекистана. Л.: Стройиздат, 1974. — 272 с.
- Нильсен В.А. Становление феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). Ташкент: Наука, 1966. — 335 с.
- Пейзаж горного края / Автор-составитель Р. Мурадов. Душанбе.: Ирфон, 1986. — 75 с.
- Писарчик А.К. Традиционные способы отопления жилищ оседлого населения Средней Азии в XIX—XX вв.. // Жилище народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1982. — С.69−111.
- Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. Минск.: Вышэйш.шк., 1984. — 167 с.
- Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. М.: Сов. энциклопедия, 1986. — Кн.1. — 447 е.- Кн.2. — 432 с.
- Прибыткова A.M. О методе проектирования средневековых зодчих. // История и культура народов Средней Азии: (древность и средние века). М.: Наука, 1976. -С. 107−109.
- Прибыткова A.M. Архитектурный орнамент IX—X вв.. в Средней Азии // Архитектурное наследство. -М., 1973. -№ 21. С. 121.
- Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана. Ташкент.: Гослитиздат УзССР, 1958. -292 с.
- Рахматуллаева С. Средневековое зодчество в миниатюрах Мавераннахра XV—XVII вв.еков. Душанбе: Дониш, 1957. — 158 с.
- Рахмонов Э. Душанбе шахри дусти ва бародари (Суханрони дар мулокот бо ахли чамоатчигии шахри Душанбе, 14 феврали соли 1998)./ Душанбе — город дружбы и братства. — Душанбе: Ирфон, 1998. — 32 с.
- Рахмонов Э. Доклад на семнадцатой сесии Верховного Совета Республики Таджикистан. Душанбе: Ирфон, 1993. — 72 с. — Текст парал. на тадж., рус., узбеке.
- Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока: Избр. труды по истории и теории искусств. М.: Сов. художник, 1978. — 286 с.
- Рузиев М. Наш мир символов узор. // Мероси ниегон — Наследие предков. — Душанбе, 1998. — Вып.З. — С.45−48.
- Рузиев М. Резное дерево Чорку. Душанбе: Дониш, 1975.- 109 с.
- Рузиев М. Резные двери жилищ Бухары. Душанбе: Ирфон, 1967. — 24 е., 86 л. табл.
- Рузиев М. Ура-Тюбе город мастеров. // Мероси ниегон -Наследие предков. — Душанбе. 1992. -№ 1. — С.59−62.
- Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры. М.: Стройиздат, 1986.-376 с.
- Рябушин А.В. Новые горизонты архитектурного творчества, 19 701 980-е годы. М.: Стройиздат. 1990. — 327 е.: ил.
- Рябушин А.В., Шишкина И. В. Советская архитектура. М.: Стройиздат, 1984. — 216 е., ил.
- Сборник статей, посвященных искусству таджикского народа. -Сталинабад, 1956. 256 с. — (ТР. АН Тадж.ССР. Ин-т истории, археологии и этнографии- Т.42).
- Светлов И. Лас-Тумас город скульптуры: Заметки о современной кубинской пластике.// Искусство. 1985. — № 1. — С.45−51.
- Сквозь века: К истокам культуры народов СССР. М.: Знание, 1968. — Вып.2.-С.61−97.
- Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990. — 344 с.
- Советский Союз. Геогр. описание в 22 томах. Таджикистан / Отв. ред. Д. А. Чумиев. М.: Мысль, 1968. — 239 с.
- Советский Таджикистан: Фотоальбом (Авт. сост.: И. Ганиев, Х. Файзиев, Р. Каримов- Фото Г. Верховского и др.). — Душанбе: Ирфон, 1984.
- Советский Таджикистан / Текст парал. рус., англ. Душанбе. Внешторгиздат: Ирфон, 1982.
- Современная советская архитектура 1955−1980 гг. Учебник для вузов / Н. П. Былинкин, А. В. Рябушина. М.: Стройиздат, 1985. — 224 е., ил.
- Сомов Г. Ю. Пластика архитектурной формы в массовом строительстве / ЦНИИ теории и истории архитектуры. М.: Стройиздат, 1986ю — 207 е.: ил.
- Средняя Азия. Архитектурные памятники IX—XIX вв./ Фотоальбом. Науч. консультант Г. Пугаченкова. Вступ. статя Ч. Айматова. Сост. автор текста И.Бородина. -М.: Планета, 1985. 215 с.
- Таджикская Советская Социалистическая Республика / АН Тадж. ССР. Гос. ком. Тадж. ССР по делам издательств, полиграфии и кн. торговли. -2-е изд., доп. Душанбе: Г. ред. Тадж. сов. энциклопедия, 1984. — 503 с.
- Тищенко Г. В. Произведение витражного искусства начала XX в. в г. Харькове. // Вопросы архитектуры: Тез. докл. VIII науч. конф. архитектуры. М.: Стройиздат, 1975, — С.33−34.
- Тоатов А. Следами тысячилетий. // Архитектура и строительство Узбекистана. 1990. № 11. — С.2−4.
- Тоатов А. Шароитхои таърихи ва мархалахои асосии инкишофи меъмории Точикистон. // Мероси ниегон Наследие предков. — Душанбе, 1992. -№ 1. — С.79−95.
- Туякбаева Б.Т. Эпиграфический декор Ханаки Ахмеда Ясеви: Автораф. дис. канд. архитектруы. М., 1987. — 25 с.
- Хакимов А.А. Современная декоративная пластика республик Средней Азии. Ташкент: Фан, 1992, — 192 с.
- Хакимов Х.Х. Поиски и становления новой архитектуры Таджикистана в 30-е-50-е годы. // Архитектура и строительство Узбекистана. 1990. № 11. — С.4−6.
- Хакимов Х.Х. Преемственность и традиции в современной застройке городов Таджикистана. // Современные проблемы планировки городов и поселков: Тез. докл. науч. -практ. конф. Душанбе: Ирфон, 1987. -С.15−17.
- Хакимов Х.Х. История архитектуры. Архитектура Древнего мира. / Вып.1. Учебное пособие. Таджикский технический университет. Душанбе: Мерос, 1996.- 163 с. 92 ил.
- Хмельницкий С.Г. Между арабами и тюрками. Архитектура Средней Азии IX—X вв. (Ранне-исламская архитектура Средней Азии). -Берлин- Рига, 1992.
- Художественное стекло и его применение в архитектуре. // Е. А. Левинсон, Б. А. Смирнов, Б. А. Шеловников, Ф. С. Энтелис. Л.-М., 1953. -163 с.
- Швидковский О.А. Синтез искусств в современной советской архитектуре. М.: Знание, 1972. — 40 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство" — 7).
- Шишкин В.А. Варахша. /АН Уз ССР. Ин-т истории и археологии. -М., 1963.-250 с.
- Энциклопедический словарь юного художника: Для среднего и старшего школьного возраста. М.: Педагогика, 1983. — 415 с.
- Юлдашев Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана. Полихромный живописный орнамент: Альбом. М.: Госстройиздат, 1957. -26 с.
- Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре / Сост. и авт. коммент. М.И. Астафьева-Длугач- Авт. предисл. А.Т. Полянский- Рис. Г. В. Астафьева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1985. — 224 е., ил.
- Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. — 366 с.
- Architecture for a chahging world. Great Britain, 1992. 212 p.
- Aslanapa O. Turkish Art and Architecture. London: Faber and Faber Lim., 1971.-422 p.
- Chmelnizcij S. Zwischen Kuschanen and Arabern. Die Architectur Mittelasiens im 5−8. jh. Berlin, 1989. — 199 s.
- Golombek L., Wilber D. The Timurid Architecture of Iran and Turan. -Princeton- New Jersey: Princeton University Press, 1988. Vol.1: Text. — 510 p- Vol.: Plates. — (Princeton Monographs in Art and Archaeology- 46).
- Great Buildings. Philip Bagenal, Jonathan Meades. London, 1980.
- Hoag John D. Islamic Architecture. New York.
- Islamic Painting and the Arts of the Book / Ed. bu B.W.Robinson. -London: Faber Lim., 1976. 322 p.
- Mimar. Architecture in development. — 1983. — № 9. — 71 p.
- Places of Public Gathering in Islam. Held in Amman, Jordan, 1980. -151 p.
- Pope A.V. Persian Architecture. London: Thames and Hudson, 1965. — 288 p.