Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Писатель и институты художественной жизни современной Франции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертации предпринимается попытка ухода от односторонней интерпретации процессов творчества: то есть только со стороны выявления эстетической ценности произведения (литературоведческий подход), либо со стороны изучения функционирования^ этого произведения, в истеблишменте (социологический подход). Таким* образом, процессы возникновения в художественной культуре новых имен и произведений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социология литературного процесса: опыт зарубежных исследований и новые аспекты анализа. j g
  • Глава II. Фигура писателя, его статус и восприятие современниками
  • Глава III. Писатель современной Франции. Стратегии литературного успеха
  • Глава IV. Механизмы легитимации литературного произведения. Институты художественной жизни. Ю

Писатель и институты художественной жизни современной Франции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема диссертации обращена к актуальной проблеме, лежащей на стыке эстетики, культурологии, социологии и литературоведения. Изучение фигуры писателя мыслится как актуальное, ввиду того, что литературная практика современности крайне противоречива, требует теоретического осмысления, ибо нарастающая коммерциализация искусства ставит под сомнение инвариантность самого понятия литературы и искусства. Следовательно, необходимо выявление сложных социокультурных факторов, введение нового категориального аппарата в объяснение литературно-художественных процессов. Изучение возникновения и легитимации того, что выступает на каждом новом этапе развития общества в качестве «художественной ценности» — глобальная эстетическая проблема, имеющая глубокие исторические корни. На протяжении всего двадцатого века эстетики, социологи, критики и сами писатели не, раз" пытались объяснить стимулы художественного творчества не только с точки зрения внутренних импульсов автора, но и со стороны вкусов и запросов читателя. Именно поэтому родились теории рецепции, массового художественного сознания, экономических и статистических исследований акта чтения/потребления. Фигура писателя при: этом выступала в качестве одного из институтов литературного поля, мыслилась в сложных отношениях с установками социальной психологии, политикой издательств, ротацией читательских вкусов. Одной из главных проблем, волнующих сегодня-не только специалистов, но и широкую читательскую аудиторию, остается вопрос: успех произведения и популярность имениавтора оплачены талантом и муками творчества писателя, или же оплачены (в прямом смысле) средствами и стратегиями продюсера?

Эстетический ракурс диссертации проявляется в том, что автор опирается на принципмакроанализа художественного процесса. В поле зрения оказываются не столько конкретные явления литературного творчества, сколько скрывающиеся за ними общие художественные тенденции, проливающие свет на векторы эстетического восприятия, определяющие интересы поколений на разных этапах культуры. Тем самым диссертант ориентирован на разработку и интерпретацию применительно к новейшему литературному процессу таких базовых эстетических категорий как художественный вкус, художественные потребности, мотивация художественного творчества, модификация художественного сознания творца и публики, подвижность взаимодействия факторов, наделяющих то или иное явление качеством художественной ценности.

Особенность методологического подхода состоит в том, что исследовательская оптика автора не ограничена только изучением эстетических свойств произведения, но направлена на выявление сложной системы отношений между обществом и литературным продуктом. Ведь общество оказывает свое воздействие на всех этапах: до рождения художественного продукта — так как автор оказывается в условиях, которые это общество ему навязывает, и тогда произведение отражает, выражает эту ситуацию или ищет способы ее изменить. Общество присутствует и в самом произведении, составляя его коллизии и противоречия, оно существует и после создания произведения, поскольку мы можем наблюдать, как сложно протекают процессы социологии чтения, социологии восприятия. Все три обозначенные ветви эстетико-социологического анализа были последовательно разработаны в общей теории искусства философами и литературоведами, включая критиков и самих писателей.

Наше время по праву можно назвать «неклассическим бытием культуры», отличным от традиционного представления о принципах и стимулах художественного творчества. Именно поэтому необходима разработка новых подходов к изучению социального функционирования искусства, экстраполяция на эти процессы категорий как эстетики, так и теоретической социологии, институциональной экономики, политической психологии. Подобные исследования со стороны экономической теории на материале музыкальной культуры были осуществленыв частности А. Б. Долгиным в книге «Экономика символического обмена», который представил и разработал концепцию ухудшающего отбора, основанную на экономической теории Дж. Акерлофа о том, что в отсутствии специальных институтов конкуренция может приводить к негативным последствиям. Действительно, именно эти процессы и превалируют в сегодняшнем мире искусства. Трудность изучения культурного бытия искусства в условиях рыночной экономики связана прежде всего с тем, что искусствосамо по себе является очень сложным феноменомотносительно которого практически невозможно точно и навсегда договориться о критериях качества продукта. Институт художественной критики с присущей' ему «объективной оценкой» компетентных сообществ со временем пробуксовывает, демонстрирует слишком размытые и неустойчивые критерии суждения.

Возникновение подобного рода исследований, дополняющих базовые эстетические представления о механизмах художественной эволюции, факторах обновления языка искусства социологическими категориями, анализирующих институты художественной жизни, связано с общим развитием теории литературного и художественного «поля», а также рецептивной эстетики. Эти тенденции социологии искусства, чтобы быть продуктивными, требуют убедительных теоретических обоснованийобогащения категориального аппарата, даже если это, на первый взгляд, ведет к редукции восприятия литературы, оставляя за рамками исследований сугубо художественный, анализ творческого акта. Подобного рода исследования не могут обойтись без некой десакрализации понятия «литература», которым привыкли оперировать критики и литературоведы. Но этот подход во многом позволяет посмотреть на творческий акт изнутри и обнаружить механизмы, побуждающие автора, издателя, выносить тот или иной текст на поверхность читательского восприятия, снимая, таким образом (пусть только частично), тайну художественного творчества.

Объектом исследования выступает современный литературный процесс Франции — с начала XX века до наших дней, в который включены все основные литературные течения и школы. При этом особое внимание диссертанта ориентировано на выявление содержательногонаполнения понятия «художественные институты». Объект исследования, также предполагает обращениек произведениям как массовой, так и элитарной словесности.

Предметом* исследования* является^ собственнофигура писателя и особенности его творческого сознания, подвижность * эстетических мотиваций в восприятии фигуры писателя в современномобществе, разветвленная^ система деятельности институтов художественной жизни современной' Франции. Изучаютсямеханизмы выстраивания оценок, внедренияприоритетов' читательского вкусапереадресации интересов публики. Анализируются факторы, влияющие на статус писателя и инстанции, легитимирующие его произведения. Также на протяжении исследования" приводятся репрезентативные примеры из истории литературы других стран, включая Россию.

Еще в 1798 году Августом Шлегелем была поставлена проблема взаимодействия литературы и общества. Для него роман явился своего рода лучшим отражением общественной жизни.1 В 1800 году увидела свет книга Жермены де Сталь «О литературе, рассмотренной-в связи с общественными установлениями"2. Именно тогда, на рубеже ХУШ-Х1Х веков была впервые поставлена проблема связи литературы и общественных институтов. Философские представления о литературе как выражении и отражении духа времени были даны еще Луи де Бональдом3, Гегелем4 и другими.

1 Schlegel August Wilhelm u. Beytragen zur Kritik der neuesten Litteratur Darmstadt. 1960. S. 149.

2 Сталь Жермена де. О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями. М. 1989.

3 Bonald Louis de. Demonstration philosophique du principe constitutif de la societe. P. 1985 философами. На протяжении всего XIX века под влиянием романтиков, а позже писателей-реалистов, вопрос взаимодействия художественной и реальной действительности продолжал волновать умы. Одновременно со становлением литературы как самостоятельного и самодостаточного вида творчества, критика, окончательно оформившаяся в институт общественной жизни, начала поднимать проблемы непосредственного влияния социального положенияхудожника на его творчество. Литературные анализы Шарля" Сент-Бёва, Ипполита Тэна и Гюстава Лансона доказывают существование неразрывной связи между творческой и бытийной-биографиями. Появление социологии в лице Э. Дюркгейма и М. Вебера побудило исследователей обратиться не только к обыденной жизни, но*и к жизни художественной. Так постепенно конституировалась наука социология литературы. Ранние исследования в этом направлении оказались не совсем точными, ибо в них прослеживались наивные попытки найти в романе непосредственное отражение общественных процессов.

Иод социологией литературы, долгое время понималось изучение литературы как словесного искусства письменной объективации образцов сог{иалъного взаимодействия. То есть художественная словесность служила отражением и фиксацией норм, ценностей, социальной стратификации, социального порядка и так далее.

Литература

таким образом, оказывалась средством предъявления социальных моделей общества, на примере которых и осуществлялся идеологический контроль. В’середине двадцатого века появились контент-аналитические школы, которые напрямую сопоставляли литературную и социальную действительности. Но отождествление литературной и социальной реальности не привело к продуктивному изучению самого литературного процесса и зачастую интерпретировалось по аналогии с функционированием средств массовой коммуникации (исследования американских социологов П. Лазарсфельда,.

4 Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М. 1966. Т. 2.

Б. Берельсона5). Собственно теория социологии литературы стала появляться в середине двадцатого века, вместе с возникновением структурализма, структурного функционизма, символического интеракционизма, социологии знания и идеологии. (П. Бурдье, JI. Гольдман, Д. Зильберман, Г. Лукач6 и др.). Постепенно стала выстраиваться структура литературы как самостоятельной творческой системы отдельного общества со своей социальной организацией. Выделились исследования, посвященные социологии чтения, социологии читательского восприятия, проблемам социального контроля литературы, критериев оригинальной и вторичной литературы, разделения массовой и элитарной словесности, борьбы творческих элит, признания и отверженияавторов. Также сказывалось влияние феноменологических исследований Альберта Шюца, рецептивной эстетики, опорой которой служил «внутритекстовый g читатель», социологии читательского вкуса JI. Шюккинга. В области социологии литературы работал Робер Эскарпи9. Влияние социологии литературы на критику привело к возникновению школьг социокритики во главе с Клодом Дюше10.

Исследователи литературных процессов в XX веке от Ж. — П. Сартра и П. Бурдье до Р. Барта, соглашаются с положением о том, что именно в XIX веке происходят процессы автономизации литературы. Именно в это время литература освобождается от идеологического диктата власти и начинает сама продуцировать критерии своей ценности. Начинает происходить размежевание внутри самой литературы, которая отныне разделяется на.

5 Лазерфельд П., Мертон Р. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации // Средства массовых коммуникаций и современные проблемы. Казань. 2000; Berelson В. Gaude H. Lazarsfeld P. The people’s choice How the voter makes up his mind in a presedential compaign. NY. 1944.

6Бурдье П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. 2000. № 45- Goldman Lucien. Pour une sociologie du roman. P.1964; Зильберман Д Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. № 4- Лукач Г. Теория романа // Новое литературное обозрение. 1994. № 9.

7 Шюц А. Мир, светящийся смыслом. М. 2004.

8 ИЬоккинг Л. Социология литературного вкуса. Л. 1928.

9 Escarpit Robert. Le Litteraire et le Social, elements pour une sociologie de la litterature. P. 1970.

10 Duchet Claude. Sociocritique. P. 1979 высокое ' искусство, ориентированное на достижение новаторского эстетического результата, и литературу для масс, направленную на реализацию вполне определенных экономических целей. Подобные исследования производились и в параллельных литературе художественных практиках. Так X. С. Беккер (Н. S. Becker)11 предпринял попытку исследовать похожие процессы в области фотографии, кино, джаза, музыки. Согласно его радикальной позиции, объект искусства рождается’не столько исходя из творческой работы его автора, сколько в> результате функционирования так называемого «мира искусства», внутренние связи которого он и предлагает исследовать.

Отечественные исследователи также обращались к вопросам социологии* литературы. Это и М. М: Берг («Литературократия»), и Б. В. Дубин и. JI. Д. Гудков («Литература как социальный институт»), и Ю. М. Лотман («Культура и взрыв»), и Б. М. Эйхенбаум («В ожидании литературы») и многие другие, Однако анализы литературных процессов в основном ограничивались изучением читательского восприятия науровне статистических данных и сугубо социологических исследований, обходя сторонойвопросы, непосредственного становления писательского статуса. Именно" поэтому многие теории кажутся далекими от проблем художественного творчества, не выходя за рамки социологических штудий.

В' недавнее время проблемы становления' субъекта литературы" приобрели особую актуальность по аналогии1 с исследованиями политических стратегий (Т.В.Евгеньева, Е.Б.Шестопал) ипроблем творчества в рамках других дисциплин, в частности в экономике (А. Б. Долгин). Именно совмещение литературоведческого, эстетического, социального, экономического иполитического анализа представляется сегодня наиболее продуктивным способом осознания, творческого акта и его места в общекультурном контексте.

11 Becker H. S. Art as Collective Action // American Sociological Review, 39 (6). 1974. P. 767−776.

Теоретико-методологическим основанием диссертации служат различного рода исследования российских и зарубежных (и в первую очередь французских) авторов. Эстетический ракурс изучения статуса писателя и его места в литературном процессе и институтах художественной жизни сопрягается с подробной разработкой институциональной теории. При анализе процессов, происходящих в области художественного творчества, автор диссертации обращается к зарубежной методологии, представленной в работах западных исследователей Пьера Бурдье12, Алена Виала13, Жака Дюбуа!4, Жерара Женетта15, Антуана Компаньона16, Пьера Лепапа17, Фабриса Тюмерля18. Продуктивные методологические подходы были разработаны и в отечественных исследованиях М. М. Берга19, М. Гронаса20, Л. Д. Гудкова, Б. В. Дубина21, Е. В. Дукова, Ю. В. Осокина22, В. М. Живова23, ул ОС ЧГ пл.

К. Б. Соколова, С. Н. Зенкина, Н. Б. Маньковской, В. М. Петрова ,.

12 Бурдье П. Поле литературы // Новое литературное обозрение. 2000. № 45.

13 Виала Ален. Рождение писателя: социология литературы классического века // Новое литературное обозрение. № 25.

14 Dubois Jacques. L’institution de la litterature Essai. P. 2005.

15 Gennette Gerard. Figures. P. 1998.

16 Compagnon Antoine. La troisieme republique des lettres. Paris. Seuil 1983.

17 Lepape Pierre. Le pays de la litterature. P. 2003.

18 Thumerl Fabrice. Le champ litteraire francais au XX siecle. P. 2002.

19 Берг M.M. Литературократия. Опыт присвоения и распределения власти в литературе. М.2000.

20 Гронас М. Чистый взгляд и взгляд практика: Пьер Бурдье о культуре // Новое литературное обозрение. 2000. № 45.

21 Гудков Л. Д., Дубин Б. В.

Литература

как социальный институт. М. 1994; Дубин Б. В. Интеллектуальные группы и символические формы. М. 2004.

22 Дуков Е. В. Жидков B.C. Осокин Ю. В. Соколов К.Б. Хренов Н. А.

Введение

в социологию искусства. СПб 2001.

23 Живов В. М. Первые русские биографии как социальное явление: Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков // Новое литературное обозрение. 1997. № 25.

24 Жидков B.C., Соколов К. Б. Искусство и общество. СПб. 2005; Жидков B.C., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб 2003; Жидков B.C., Соколов К. Б. Культурная политика России. M 2001.

25 Зенкин С. Н. Теория писательства и письмо теории, или Филология после Бурдье И Новое литературное обозрение, 2003, № 60- Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург. 1999.

26 Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб. 2000.

27 Петров В. М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования. М. 1997.

А. И. Рейтблата28, М. В. и Д. М. Урновых29, Н. А. Хренова30, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Э. П. Юровской .

В попытке определить статус современного писателя в художественном и общественном мире автор опирается на работы Антуана Альбалата33, Ролана Барта34, Пьера Бенишу35, Доминика Ногеза36, Мишеля.

Фуко. При этом особое место занимают монографии, посвященные то «3 Ол интеллектуалам — Реймона Арона, МишеляВиннока, Режи Дебрея, Кристофа Шарля41. Разрабатывая проблему восприятия книги ее читателями, диссертант обращается к монографиям* ПатрисаКагарта42, Роже Шартье43, привлекая* отдельные воззрения представителей константской школы рецептивной эстетики — Вольфганга Изера и.

X. — Р. Яусса44.

При анализе литературных стратегийв диссертации находят свое отражение работы Фернана Дивуара45, О. А. Кривцуна46 и Т. С. Лазаревой47. История жанров и их место в общественнойжизнирассматриваются исходя.

28 Рейтблат А. И. Роман литературного краха // Новое литературное обозрение. 1997. № 25.

29 Урнов Д. М. Урнов M .В.

Литература

и движение времени. М. 1978.

30 Хренов Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М. 1981.

31 Фохт-Бабушкин Ю. У." Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. СПб. 2001.

32 Юровская Э. П. Жан — Поль Сартр. Жизнь-философия — творчество. СПб. 2006.

33 Albalat Antoine. Comment on devient ecrivain? P. 2005.

34 Barthes Roland. Essais critiques. P.: Ed. Du Seuil, coll. «Points Essais «. 1981.

35 Benichou P. Le sacre de l’ecrivain. P. 1973.

36 Noguez Dominique. Le grantecrivain. P. 2000.

37 Фуко Мишель. Что такое автор? // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М. 1996.

38 Aron Raymond. L’opium des intellectuels. P. 1991.

39 Winock Michel. Le siecle des intellectuels. P. 1997.

40 Debray Regis. I.F. (suite et fin). P. 2000'.

41 Шарль’Кристоф. Интеллектуалы во Франции. M. 2005.

42 Cahart Patrice. Le livre francais a-t-il un avenir? P. 1987.

43 Шартье Роже. Письменная культура и общество. М. 2006.

44 Яусс X. — Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С.34−84.

45 Divoire Femand. L’introduction a l’etude de la strategie litteraire. P. 2005.

46 Кривцун О. A. Эстетика. M. 2001 — Кривцун О. A. Поиски смысла творчества и новые стратегии художника в XX веке // Человек. 2002. № 2, № 3.

47 Лазарева Т. С. Литературные стратегии современных писателей (В. Строгальщиков. М. Немиров). Дисс.канд.филол.наук. Тюмень. 2004. из теоретических посылок Беатрисы Блош, Мишеля Бютора, Доминика Комта и Лорана Флидера.

Важной опорой при анализе институтов художественной жизни служат монографии Анри Картона, Анны Морель, Жана — Тома: Нордмана, Файоля Роже, Жана — Ива. Тадье и Альбера Тибоде, касающиеся института критики.

Эстетические взгляды" Теодора Адорно, ВальтераБеньямина,. Поля Валери и Поля Рйкера также оказали значительное влияние на исследуемую проблему становления статуса писателя:. Особую роль сыграли воззрения выдающихся французских интеллектуалов, в лице Ролана Барта, Андре Жида, Эмиля Золя, Алена Робб — Грийе и Жана — Поля Сартра.

В ¿-диссертации применены-также: методы, анализа* заимствованные из социологии искусства (статистические данные, рейтинги, опросы), из сферы историй литературы (биографии писателей). Сама: темадиссертации побуждает обратиться* к, междисциплинарнымисследованиям на стыке-социологииэстетики и литературоведения:.

Выбранный метод можно, назвать индуктивным. Рассматривая на частных примерах движения, современного литературного процесса, автор предпринимает попытку выявить общие тенденции развития искусства, находящегося в сложной системе взаимодействия" с развитием общества, экономики и товарно-денежных отношений;

Источники, делятся на три большие группы. Это в первую очередь эмпирический? материал: многочисленныемонографии, посвященные эстетическим аспектам истории литературы и литературных процессов- (в частности Легарда и Мишара, Жака Линдекера), актуальные: литературные журналы (Lire, Litterature), дневники и автобиографии самих писателей, изданные и содержащиеся на интернет страницах указанных авторов.(сайты Фредерика Бегбедера,. Бернара Вебера, Мишеля Уэльбека), опросы, проведенные в разное время журналами или критиками (Жаном — Люком Дельба, Жюлем Уре, Жаном — Франсуа Фогелем и Даниэлем Рондо) — а также.

12 исследования критиков современной литературы и литературы других периодов XX. века (Жака Бренера, Жака Рафаэля Видалинга). Вторую группу составляют монографии, посвященные общим вопросам литературы как вида искусства, то есть определяющие и характеризующие ее эстетические обоснования. И, наконец, к третьей группе относятся теоретические работы по смежным с литературой дисциплинамслужащим опорным материалом для освещения теоретической базы исследования.

Целью исследования является анализ сложной системы факторов и механизмов появления и распространения литературных произведений в художественной^ культуре Франции. Рассмотрение той роли, какую в этом процессе играет, с одной стороны, сам писатель и, с другоймногочисленные социальные институты. То есть, согласно идее Роже Шартье, не уничтожая эстетического1 фермента литературности произведений, попытаться реконструировать условия, сделавшие их востребованными и влиятельными.48.

Таким образом, диссертант ставил перед собой*следующие задачи:

1. Переосмыслить само содержание понятия, современной художественнойлитературы как вида искусства и ее функции в изменившемся социокультурном контексте. Проанализировать новые составляющие этого феномена, опираясь на методологический аппарат эстетико-социологического* анализа.

2. Осветить систему факторов, влияющих на эволюцию статуса писателя во Франции XX века и восприятие его фигуры современниками.

3. Выявить роль институтов художественной жизни в процессе обретения легитимной ценности произведением искусства.

4. Рассмотреть возможность применения понятия «творческой стратегии» по отношению к писателю и творческому акту в целом.

48 Шартье Роже. Письменная культура и общество. М.2006. С. 15.

Исходя из перечисленных задач, автору представлялось важным выявить наиболее типичные пути следования произведений по направлению к читателю. При этом автор специально не останавливается на рассмотрении эстетических оценок произведения, которые, как обнаружилось, не выступают гарантией его легитимности. Предположение о том, чтолюбое эстетически значимое произведение доходит до своего читателя, не отвечает на вопрос «Как это произошло?». А сам факт высокой эстетической, оценки, данной временем, не гарантирует произведению успех у читателя. Исходя из этого, эстетическая, ценность произведения искусства, являясь пусть и основополагающим фактором в становлении произведения, не выступает единственной причиной-его востребованности общественным сознанием.

Автор сосредоточил свое внимание на доказательстве следующих тезисов:

1. Функционирование произведений искусства в художественной' культуре XX века отмечено сложным совмещением эстетических факторов и механизмов. рыночной экономики, симбиозом художественных достоинств произведениями специфическими-приемами продюсерской деятельности.

2. Востребованность произведения искусства и массовый успех писателя рождаются, в результате пересечения разноуровневых форм влияния: художественной волиавторачувства конъюнктуры^ продюсера, подвижных установок социальной психологии — как осознанных, так и безотчетных. В* этот же процесс вовлечены трудно просчитываемые механизмы эстетического износа художественной формы, а также элемент случайности, всегда' присутствующий в момент появления произведения «здесь и сейчас».

3: Объяснение популярности художественных произведений только через результат деятельности социальных институтов, обслуживающих функционирование субъектов литературногополя, не является полным и достаточным. Особуюроль, здесь играют механизмы.

14 целеполагания культуры, ее интенциональности, зачастую обнаруживающие способности к «самодвижению».

4. В процессе социальной адаптации произведений искусства обнаруживается сложное сплетение художественных вкусов публики и выверенных стратегий социолитературной инфраструктуры. Взятые вместе, эти факторы образуют траекторию социального развития литературы: возвышение одних кумиров и исчезновение других;

5. На восприятие и интерпретацию понятий «литература» и «писатель» оказывает влияние целая совокупность внехудожественных процессов, происходящих в обществе в данную историческую' секунду (мода, факторы престижа, система, прессы, колебания социальной психологии, политическая конъюнктура).

В диссертации предпринимается попытка ухода от односторонней интерпретации процессов творчества: то есть только со стороны выявления эстетической ценности произведения (литературоведческий подход), либо со стороны изучения функционирования^ этого произведения, в истеблишменте (социологический подход). Таким* образом, процессы возникновения в художественной культуре новых имен и произведений* осмысляются как результат совмещения двух влиятельных факторов: собственно внутритекстовой стороны произведения' искусства и характера его бытования в обществе. Автором диссертации проводится анализ процессов, происходящих на всех этапах возвышения художественных произведений, а вместе с этим и имен их авторов. Переосмысляется содержательное наполнение понятия творческой стратегии. Наравне с чисто социологическими, стратегийными составляющими' автором вводится и осмысляется понятие «стратегия без стратегии». Последнее интерпретируется как способность к интуитивному угадыванию-внутренних пружин развития искусства, линий его востребованности и, как следствиевозможность «бесстратегийного» следования законам, объективно действующим в рамках литературного поля и навязываемых художественными институтами.

Вводится понятие целеполагания культуры, которое рассматривается как присущая культуре интенциональность, внутренне саморегулируемое движение, зависимое от огромного множества факторов и далеко не всегда прогнозируемое. Целеполагание культуры, обусловленное формированием комплекса ожиданий эпохи, являет себя как живая и подвижная система читательских установок и ориентиров. Схожие определения этих процессов были даны А. Компаньоном («горизонт ожидания»), Д. М. и М.' В. Урновыми («дух момента»).

Автором изучается и вводитсяв научный оборот большой корпус иностранных источников по эстетике и социологии искусства, неизвестных ранее отечественному исследователю.

Несмотря на наличие в современной • науке работ, посвященных исследованию творческих стратегий и социологии литературы, большинство из них ограничивается экономическим или социологическим' подходом к изучению феномена литературного успеха. В диссертации выявлено-одновременное взаимодействие нескольких факторов, влияющих на возвышение имени того или иного писателя: совмещение творческих интуиций автора (1), деятельности литературных институтов (2) и актуальных требований самой социокультурной ситуации (3).

Разработанная Пьером Бурдье теория литературного поля привлекается в качестве системы координат, позволяющей выстроить несколько отличную от традиционной трактовку художественного процесса. Исследование схем и закономерностей ведется' с опорой на богатый эмпирический материал. И писатель в отношениях с реципиентом, и институты последовательно рассматриваются, с одной стороны, как самостоятельные единицы культуры, а с другой — как звенья > цепи, охватывающей весь литературный мир. Также автор предпринимает попытку описать механизмы становления фигуры писателя, обретения им.

16 своего статуса, смены творческих установок. Для этого требуется введение и совокупное изучение таких понятий как творческая стратегия, читательское восприятие, литературная переоценка, институты легитимации. В ходе работы автором переосмыслены и уточнены представления о литературной ценности, успехе, признании, статусе.

Отсутствие или недостаточная разработка в отечественных исследованиях подобного рода подходов к изучению литературного процесса не отменяет наличия в российской действительности аналогичных закономерностей творчества, что делает возможным выявление типологического сходства. Также представляется возможным использование результатов исследования при чтении лекций и проведении семинаров по эстетике, социологии искусства и истории литературы.

Заключение

.

Исходя из предложенного анализа литературного процесса Франции, можно обозначить следующие выводы и итоги диссертации. Писатель, являя собой главного агента литературного поля, участвует в создании своего статуса. Несмотря на эволюцию восприятия его фигуры и появление автора коммерческого типа, в обществе продолжает существовать миф о писателе как творце от бога, гении. Все это входит в противоречие при описании бытования^ этого института. Другими словами, в современном обществе информации, потребления нельзя’уже подходить к писателю как к исключительно сакральному феномену, и представляется возможным применение к нему аналитических приемов социологии, экономики и политики.

Параллельно^ разрушениюмифа о великом гении, за писателем-признаётся право выработки стратегий, направленных на достижение своего статуса, признаниякак среди читателей, так и среди себе подобных. Через, усиление действиявыверенногостратегийного поведенияменяется^ самопредставление о литературе как о чем-то сакральном, не зависящем от воли своего создателя, существующем вне пространства. и времени, актуальном однажды и навсегда: Сами писатели, опасаясь репутации «сделанного», искусственно взращенного оракуластарательно пытаются поддерживать подобное классическое и вневременное представление о творчестве, в стремлении обрести имидж «гения» и «философа». Но. зачастую эти приемы все чаще напоминают фарс, буффонаду, ибо в сегодняшнем максимально индивидуализированном и «атомизированном» обществе торжествуют установки и идеиэгоцентризма, потребления, общекультурного нарциссизма, непомерного культа комфорта. Вряд ли в таких социокультурных условиях оказываются возможными художественная искренностьи самопожертвование, которые предполагает высокое литературное творчество как бескорыстное усилие в любые времена говорить нечто важное о человеке, помогающее ему обрести неконъюнктурную опору и гуманистическое сознание.

Исходя из этого, можно констатировать тот факт, что ценность современного произведения зависит не только от его эстетической наполненности и таланта автора. Вместе с тем невозможно сводить обретение статуса, успеха и призвания к чистому расчету агентов поля. Именно по этой причине необходим анализ дополнительных понятий: «стратегия без стратегии» и «траектория развития поля» при всестороннем анализе процессов литературы.

Таким образом, можно говорить о том, что в связи с изменением характера самой литературной среды, литературных установок и общества в целом писатель во Франции, продолжая занимать особое место в общественной жизни, несколько меняет свой статус. Он уже далеко не всегда (как и в других европейских странах) исполняет роль пророка, а скорее являет собой отражение и реакцию на современность, позволяет 1 состояться диалогу о проблемах, волнующих общественное сознание. Происходящие в сегодняшнем миресобытия изменяют самосознание и-намерения писателя, заставляют его подчиняться многим непредвиденным, мотивациям и законам, однако не могут убить в нем интеллектуала, знающего себе цену, стремящегося разобраться в себе и в мире, пытающегося реализовать собственную художественную интерпретацию важнейших процессов культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. Эстетическая теория. М. 2001
  2. А. В. Вненаходимость и диалог. Философско-эстетическое наследие М. М. Бахтина в свете проблем рецептивной эстетики // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1999. № 1. С. 5 46
  3. Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М. 1989
  4. Р. Нулевая степень письма // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М. 2000
  5. Беньямин Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М. 1996
  6. И. Европейское единство и превратности его судьбы //. Неприкосновенный запас. 2002. № 1 (21)
  7. Бланшо Морис. От Кафки к Кафке. М. 1998
  8. . Символический обмен и смерть. М. 2000
  9. П. За ангажированное знание // Неприкосновенный запас. 2002. № 5 (25)
  10. П. Исторический генезис чистой эстетики // Неприкосновенный запас. 2003. № 2 (28)15. Бурдье П. Начала. М. 1994
  11. П. Об искусстве. М. 1976
  12. Е. В., Жидков В. С., Осокин Ю. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Введение в социологию искусства. СПб. 2001
  13. Виан Борис. Пена дней. М. 1983
  14. Д. П. Понятие социального института // Регион. Экономика. Политика. Идеология. 1999. № 1 2
  15. X. Г. Истина и Метод. М. 1988
  16. Г. В. Ф. Эстетика. М. 1966. Т. 2
  17. Д. Определяя искусство // Американская философия искусства. Екатеринбург. Бишкек. 1997
  18. А. Б. Экономика символического обмена. М. 2006
  19. . В. Интеллектуальные группы и символические формы. М. 2004
  20. Т. В. Технологии социальных манипуляций и методы их противодействия. М. 2007
  21. В. С., Соколов К. Б. Искусство и общество. СПб. 2005
  22. В. С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб.2003
  23. В. С., Соколов К. Б. Культурная политика России. М.2001
  24. Д. Б. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей, письменность // Вопросы философии. 1996. № 4
  25. Золя Эмиль. Творчество. М. 1957
  26. В. И. Поведение потребителей. http ://www.marketing. spb.ru/read/m7/8 .htm
  27. О. Дух позитивной философии. Ростов. 2003
  28. А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М. 2004
  29. О. А. Эстетика. М. 2001
  30. О. А. Поиски смысла творчества и новые стратегии художника в XX веке // Человек. 2002. № 2, № 3
  31. П., Мертон Р. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации // Средства массовых коммуникаций и современные проблемы. Казань. 2000
  32. Ю. М. Культура и взрыв. М. 1977
  33. О. Э. О собеседнике // Слово и культура. М. 1987
  34. Н. Б. Эстетика постмодернизма. СПб. 200 056. Массовый успех. М. 1986
  35. Методологические проблемы художественной критики. М. 1987
  36. Ортега — и Гассет X. Восстание масс. Эстетика. Философия культуры. М. 1991?
  37. Ю. В. Введение в теорию системных исследований искусства. М. 2003
  38. Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л. 1980
  39. В. М. Прямое и непрямое воздействие искусства: проблемы методологии и методики исследования. М. 1997
  40. Политика и общество. Методы управления, влияния, познания // Сборник аспирантских статей. Отв. редакторы М. Ю. Урнов, Л. В. Полянов, Г. В. Иванченко. М. 2006
  41. Республика словесности. Франция в мировой интеллектуальной культуре. М. 2005
  42. . П. Бодлер. М. 2004
  43. . П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857. СПб.1998
  44. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология. СПб. 200 177.' Фрай Джеймс. Как написать гениальный роман. СПб. 2005
  45. Фуко Мишель. Что такое автор? // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М. 1996
  46. Н. А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. М. 1981'
  47. Шарль Кристоф. Интеллектуалы во Франции. М. 2005
  48. Шартье Роже. Письменная культура и общество. М. 2006
  49. Е. Б. Политико-психологические проблемы исследования массового сознания. М. 2002
  50. Я. Элементарные понятия социологии. М. 1969
  51. Шюц А. Мир, светящийся смыслом. М. 2004
  52. Эскарпи Робер. Революция в мире книг. М. 1972
  53. Юровская Э: П. Жан Поль Сартр. Жизнь — философия -творчество. СПб. 2006
  54. Albalat Antoine. Comment on devient ecrivain? P. 200 591'. Albalat Antoine. L’art d’ecrire: enseigne en vingt lecons. P. 1992
  55. Althusser Louis. Ideologie et appareils ideologiques d’Etat, // La' Pensee, n°151 juin 1970
  56. Aron Jean-Paul. Les modernes. P. 1984
  57. Aron Raymond. L’opium des intellectuels. P: 1991
  58. Barthes Roland. Essais critiques. P. 1981
  59. Barthes Roland. Le degre zero de l’ecriture. P. 1953
  60. Becker H.S., Art as Collective Action // American Sociological Review. 39 (6). 1974. C.767−776
  61. Benichou P. Le sacre de l’ecrivain. P. 1973
  62. Benoit Denis. Litterature et engagement: de Pascal a Sartre. P. 2000
  63. Berelson B. Gaude H. Lazarsfeld P. The people’s choice. How the voter makes up his mind in a presedential compaign. NY. 1944
  64. Bernard Pivot. Critiques litteraires. P. 1968
  65. Bessiere Jean. Quel statut pour la litterature? P. 2001
  66. Bloch Beatrice. Le roman contemporain. Liberte et plaisir du lecteur. P.1998
  67. Bonald Louis de. Demonstration philosophique du principe constitutif de la societe. P. 1985
  68. Bouyer Sylvain. L’ultra-reference. Les formes dites «au second degre «aujourd'hui //Le debat. Septembre-Octobre 1995. № 86
  69. Brenner Jacques. Tableau de la vie litteraire en France d’avant guerre a nos jours. P. 1982
  70. Brunei Pierre. Ou va la litterature francaise aujourd’hui? P. 2002
  71. Butor M. Essais sur le roman. P. 1992
  72. Cahart Patrice. Le livre francais a-t-il un avenir? P. 1987
  73. Carton Henri. Critique litteraire en France. P. 1886
  74. Chartier Roger. Le livre en revolutions. P. 1997
  75. Chaudenay Roland de. Les plagiaires. Le nouveau dictionnaire. P.2001
  76. Combe Dominique. Les genres litteraires. Coll. «Contours littraires «. P. 1992
  77. Comment se faire editer. P. 2005
  78. Compagnon Antoine. La troisieme republique des lettres. Paris. Seuil.1983
  79. Compagnon Antoine. Les cinq paradoxes de la modernite. P. 1990
  80. Connaitre les publiques. Savoir pour agir. IFB. 1998
  81. Cosse Laurence. Vous n’ecrivez plus? P. 2006
  82. Debray Regis. Dematerialisation et desacralisation: le livre comme objet symbolique // Le debat. Septembre-Octobre 1995. № 86
  83. Debray Regis. I.F. (suite et fin). P. 2000
  84. Debray Regis. Par amour de l’art: une education intellectuelle. P.1998
  85. Dectin des avant-gardes. Entretien avec Philippe Sollers // Le debat. Septembre-Octobre 1995. № 86
  86. Delaveau Philippe. Litterature a la question // Le debat. Septembre-Octobre 1995. № 86
  87. Delblat Jean-Luc. Le metier d’ecrire. Entretiens avec 18 ecrivains. Le cherche midi editeur. P. 1994
  88. Dictionnaire des intellectuels francais: des personnes, les lieux, les moments. P. 1 996 126- Divoire Fernand. L’introduction a l’etude de la strategie litteraire. P.2005
  89. Dubois et Durand.. Champs litteraire: et classes de textes //Litterature70
  90. Dubois Jacques. Le roman policier ou la modernite. P. 1992
  91. DuboisiJacques. L’institution de la litterature. Essai: P. 2005
  92. Duchesne Alain. Leguay Thierry. Qu’est-ce qu’un ecrivain? Pi 2002
  93. Duchet Claude. Sociocritique. P. 1979
  94. Ecrire, lire et en parler.: Dix annees de litt. mondiale en 55 interviews publ. dans LIRE / Presentee par Bernard Pivot. P. 1985
  95. Ecritures contemporaines: actes du colloque de Calaceite. P. 1999
  96. Escarpit Robert. Le Litteraire et le1 Social^ elements pour une: sociologie de la litterature. P. 1970
  97. Escarpit Robert. Sociologie de la litterature. P. 1986
  98. FaguetEmile. L’art de lire. P. 1992
  99. Fayolle Roger. La Critique. P. 197 8138i Febvre Lucien. Litterature et la vie sociale. De Lanson a Mornet: un renoncement // Combats pour l’histoire. 1953. pp. 253−268
  100. Flieder Laurent. Le roman francais contemporent. Seuil. Paris. 1998
  101. Frank Bernard. Solde. P. 1980
  102. Friedman M. Et P. Rouchaleau- Guide pratique a l’usage des auteurs qui veulent publier leurs livres. P. 1984
  103. Genette Gerard. Palimpsestes. La litterature au second degre. P. 1982
  104. Genette Gerard. Figures. P. 1998
  105. Gide Andre. Articles. P. 1999
  106. Gide Andre. Conseils au jeune ecrivain. Pi. 1992
  107. Godard Henri. L’autre face de la litterature. Essai sur Andre Malraux et la litterature. P. 1990
  108. Goldman Lucien. Pour une sociologie du roman. P. 1964
  109. Heinich Natalie. L’epreuve de la grandeur: Prix litteraires et reconnaissances. P. 1999
  110. Hubin Christian. En lisant en ecrivant. P. 2002
  111. Huret Jean-Etienne. Guide nicaise des associations d’amis d’auteurs 2001. P. 2000
  112. Huret Jules. L’enquete sur l’evolution litteraire. P. 1891
  113. Jarrety Michel. La critique litteraire francaise au XX siecle. P. 1998
  114. Jeudy Henri-Pierre. Les usages sociaux de l’art. P. 1999
  115. L’edition des livres en France. P. 2001
  116. L’histoire des plus grands succes litteraires du XX siecle. Sous la direction de Raphaele Vidaling. P. 2002
  117. Labes Bertrand: Guide Cartier des prix et cobcours litteraires. P. 2000
  118. Lacan Jean-Francois. Les industries de la culture // Le «Monde. Novembre 1988
  119. Lacouture Jean. La N.R.F. dans le-debat des annees trentes // Le debat. Septembre-Octobre 1995. № 86
  120. Laurence Ellene. Sociologie et litterature: la reference a l’oeuvre. P.1998
  121. Le Gallo Alain. Khane 1990. Comment lisent les Khaneux // Le debat. Septembre-Octobre 1995. № 86
  122. Lepape Pierre. Le pays de la litterature. P. 2003
  123. Les trentes glorieuses ou la Revolution invisible de 1946−1975. P.2004
  124. Lindecker Jacques. Les grandes ecrivains francais. P. 2002
  125. Lire. Magazine litteraire. 2003−2005
  126. Mallarme S. Divagations. P. 1976
  127. Maurel Anne. La critique. P.11 994
  128. McKenzie D.F. Bibliography and the Sociology of Texts: The Panizzi Lectures. 1985. London. 1986
  129. Mollier. Ou va le livre? P. 2000
  130. Mouillaud-Fraisse Genevieve. Les faux cartographes. P. 1995
  131. Noguez Dominique. Le grandecrivain. D’Andre Gide a Marguerite Duras II Le debat. Septembre-Octobre. 1995. № 86
  132. Noguez Dominique. Le grantecrivain. P. 2000
  133. Nordmann Jean-Thomas. La critique litteraire francaise au XIXsiecle. P. 2001
  134. Oster Daniel. L’individu litteraire. P. 1997
  135. Oster Daniel. Passages de Zenon, Collections Pierres Vives. P. 1983
  136. Parnet Claire. Dialogues. P. 1977
  137. Paulhan Jean. Les fleurs de Tarbes ou La terreur dans les lettres. P.1985i
  138. Pichois Claude. Les cabinets de lecture a Paris durant la premiere moitie du XlXe siecle // Annales, jul-sept. 1959
  139. Pourquoi ecrivez-vous?//Litterature. Nov. 1919- Fev. 1920
  140. Pourquoi ecrivez-vous? Sous la direction de-Jean-Francois Fogel et Daniel Rondeau. P. 1988
  141. Relazione del Professor Umberto Eco. Bologna. 1974
  142. Rene Peter. L’Academie francaise et le XXe siecle. P. 1949
  143. Richter N. La lecture et ses institutions: la lecture publique. 17 001 989. P. 1987−1989
  144. Ricoeur Paul. Temps et recit. P. 1983
  145. Robbe-Grillet Alain. Preface a une vie d’ecrivain. P. 2005
  146. Rouaud Jean. L’invention de l’auteur. P. 2004*
  147. Sallenave Daniele. A quoi sert la litterature? Entretient avec Philippe Petit. P. 1997k
  148. Sartre Jean-Paul. Dieu n’est pas un artiste, M. Mauriac non plus // Nouvelle revue francaise. Fev. 193 9161t r1i t
  149. Sartre Jean-Paul. Qu’est-ce que la litterature? P. 1985
  150. Sartre-Aron. Destins croises des enfants du siecle // Lire. № 334
  151. Schlegel August Wilhelm u. Friedrich. Beytragen zur Kritik der neuesten Litteratur. Darmstadt. 1960
  152. Schuwer Philippe. Traite pratique d’edition. P. 2002
  153. Steiner George. Une lecture bien faite // Le debat. Septembre-Octobre 1995. № 86 193. Sur le Seuil. P. 1979
  154. Surya Michel. La litterature est innocente // La matricule des anges. P. 2001. № 36
  155. Tadie Jean-Yves. La critique litteraire au XXe siecle. P. 1987
  156. Thibaudet Albert. Reflexions sur la critique. P. 1939
  157. Thumerl Fabrice. Le champ litteraire francais au XX siecle. P. 2002
  158. Viala Alen. Naissance de l’ecrivain. Sociologie de la litterature a l’age classique. P. 1985
  159. Viart Dominique. Le roman francais au XXe siecle. P. 1999
  160. Werner M. Qu’est-ce qu’une litterature nationale? P. 1994
  161. Winock Michel. Le siecle des intellectuels .P. 1997
  162. XXe siecle en litterature. P. 1989
  163. XXe siecle. Les grands auteurs francais. Lagarde et Michard. P. 1991
  164. Zima Pierre. Manuel de sociocritique. P. 1985
Заполнить форму текущей работой