Теория и практика правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств и их учет в деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Сотрудники ФСБ России, участвуя в подготовке и проведении переговорного процесса по делимитации прибрежных морских пространств, должны становиться незаменимыми профессионалами в данной области. Концептуальная основа участия представителей ФСБ России в процессе делимитации, представляющая собой «Концепцию международно-договорной деятельности Пограничной службы до 2010 года», на сегодняшний день… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ
- 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
- 1. 2. ПРЕЦЕДЕНТЫ ПО ПРАВОВОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ ПО ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ
- ГЛАВА II. НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И ИХ УЧЕТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- 2. 1. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ДОГОВОРНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ РОССИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
- 2. 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ С СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ
2.3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЛИМИТАЦИИ ПРИБРЕЖНЫХ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВА ИХ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
Теория и практика правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств и их учет в деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность диссертационного исследования обусловлена следующими факторами:
— во-первых, необходимостью дальнейшего совершенствования теоретических положений международного и военного права в сфере делимитации морских пространств, а также норм международного и российского законодательства, концептуальных основ, определяющих участие Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее — ФСБ России) в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств России. Эта необходимость обусловлена тем, что ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в процессе международно-правового оформления Государственной границы и границ прибрежных морских пространств Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права1, международных договоров, Конституции Российской Федерации и национального законодательства;
— во-вторых, незавершенностью делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами, определения линии прохождения государственной границы, что обусловливает наличие угрозы пограничной безопасности государства.
Незавершенность международно-правового оформления морской Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница), а также границ исключительной экономической зоны и континентального шельфа не только является одной из основных угроз национальным интересам и пограничной безопасности Российской Федерации, но и ведет к большим экономическим потерям страны, а также порождает конфликтность и напряженность в международных отношениях с сопредельными государствами, ко.
1 См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховною Суда Российской Федерации. — 2003. — № 12. торые в современных условиях могут быть разрешены только мирными средствами в соответствии с нормами международного права.
В частности, сухопутная Государственная граница полностью оформлена.
I ^ 3 4 только с Финляндией, Польшей", Монголией, КНДР. Не завершена работа по международно-правовому оформлению Государственной границы с Литвой, Украиной и Китаем. Не оформлена граница России с Латвией, Белоруссией, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном.
Остро стоит вопрос разграничения прибрежных морских пространств Российской Федерации. Разграничение территориального моря в международно-правовом отношении оформлено только с Финляндией, Польшей и КНДР. Не оформлены границы прибрежных морских пространств с Норвегией, Украиной, Грузией и Японией. Не решены вопросы правового статуса и режима использования Каспийского моря. Не ратифицировано Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик (далее — СССР) и Соединен.
1 См.: Мирный Договор между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Финляндской Республикой от 14 октября 1920 года. Мирный Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой от 12 марта 1940 года: Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Финляндской Республикой о передаче в состав территории Советского Союза части государственной территории Финляндии в районе гидроэлектростанции Янискоски и регулирующей плотины Нискакоски от 3 февраля 1947 годаМирный Договор между Союзными и Соединенными Державами, с одной стороны, и Финляндией, с другой, от 10 февраля 1947 года.
2 См.: Протокол о разграничении территориальных вод в Гданьском заливе от 18 марта 1958 года: Договор о прохождении границы континентального шельфа в Гданьском заливе и юго-восточной части Балтийского моря от 28 августа 1969 годаДоговор о разграничении территориального моря (территориальных вод), экономической зоны, зоны морского рыболовства и континентального шельфа в Балтийском море от 17 июля 1985 года: Соглашение о точке стыка границ морских пространств в Балтийском море (СССР. Швеция. Польша) от 30 нюня 1989 года. л См.: Договор между СССР и МНР о советско-монгольской границе от 26 марта 1958 года: Договор между СССР и МНР о советско-монгольской государственной границе от 19 октября 1976 года: Договор о режиме советско-монгольской государственной границы, сотрудничестве и взаимной помощи по пограничным вопросам от 1980 года.
4 См.: Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой о прохождении линии советско-корейской государственной границы от 17 апреля 1985 годаДоговор между Союзом Советских Социалистических Республик и Корейской Народно-Демократической Республикой о разграничении экономической зоны и континентального шельфа от 22 января 1986 года. ными Штатами Америки (далее — США) о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года;
— в-третьих, наличием споров по вопросу разграничения территориальных пределов юрисдикции прибрежных государств, относящихся к наиболее острым, затрагивающим жизненно важные интересы. Как свидетельствует практика межгосударственных отношений, они могут быстро перерасти в вооруженный конфликт'. Необходимо отметить, что Российская Федерация не имеет территориальных претензий к другим государствам и ведет дело к последовательному и бесконфликтному завершению процесса международно-правового оформления своей Государственной границы и прибрежных морских пространств2. Но в то же время необходимо упомянуть и о наличии возможности перерастания ситуации вокруг неделимитированных участков прибрежных морских пространств в международные споры (в том числе, возможные вооруженные конфликты с участием Российской Федерации);
— в-четвертых, особым характером континентального шельфа и исключительной экономической зоны, которые ввиду своей протяженности зачастую «накладываются» на аналогичные морские пространства сопредельных государств, вследствие чего возникают проблемы, связанные с необходимостью их делимитации.
Совершенствование международно-правового оформления Государственной границы, а также границ исключительной экономической зоны и континентального шельфа является одной из основных задач и направлений пограничной политики Российской Федерации3.
Изложенное, по мнению автора, позволяет говорить о необходимости научного исследования вопросов теории и практики правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств и их учета в деятельности ФСБ России.
1 См.: Мовчан А. П., Янков А., Колодкин A. J1. Правовой режим морских прибрежных пространств // Мировой океан и международное право. — М.: Наука, 1987. — С. 128.
2 Подробнее см.: П. 3.1 Основ пограничной политики Российской Федерации: Утв. Ука юм Президента Российской Федерации от 5 октября 1996 года. См.: Там же.
Научная разработанность темы диссертационного исследования.
Вопросы разграничения государственной территории, а также прибрежных морских пространств уже давно исследуются учеными прошлого и современности. В этой сфере работают такие ученые, как Ю. Г. Барсегов, И.П. Бли-щенко, А. Н. Вылегжанин, С. А. Гуреев, A.A. Ковалев, A. JL Колодкин, М. И. Лазарев, В. Ф. Мешера, А. П. Мовчан, C.B. Молодцов, Ю. В. Осинцев, А. Янков1. Нельзя не отметить вклад в научное освещение проблемы разграничения территории (в том числе делимитации прибрежных морских пространств) П.Д. Бара-боля, Ю. Депорова, Б. М. Клименко, В. А. Константинова, A.A. Кукара, И.С. Ку-лова, A.A. Порка, Э. П. Свиридова, Г. С. Симухина, Р. Ф. Сорокина, И. Е. Тарханова, Г. И. Тункина, В. Ф. Царева, Л. Л. Циммермана, В. Б. Чамарова и других2. Большое внимание проблеме делимитации морских пространств уделено в работах таких зарубежных авторов, как Anderson D.H., Bekker, Pieter H.F., Blecher.
1 См.: Барсегов Ю. Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. — М.: Междунар. отношения. 1983: Блищенко И. П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. — 2-е изд. доп. — М.: Изд-во МНИМП, 1999; Вылегжанин А. Н. Решения международного суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. — М.: Юрид. лит. 2004: Гуреев С. А. Международное морское право: Учеб. пособие. — М.: Юрид. лит., 2003: Ковалев A.A. Современное международное морское право и практика его применения: Монография. — М.: Науч. кн. 2003: Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного международного морского права. -М.: Наука. 1983: Мешера В. Ф. Плановое и текущее морское законодательство // Советский ежегодник морского права. 1985. — М., 1985. — С. 50−54- Мовчан А. П. Янков А. Колодкин A. J1. Указ. соч.: Молодцов C.B. Правовой режим морских вод. — М.: Междунар. отношения. 1982; Осинцев Ю. В. Морские границы государств (Международно-правовые проблемы их установления и делимитации) //Дипломатический вестник. 1986. — М., 1987.
2 См.: Бараболя П. Д., Тарханов И. Е., Циммерман Л. Л. Международно-правовой режим морских театров. — Л., 1971; Депоров Ю. Разграничение морских пространств между государствами — актуальная проблема международного права // Советское государство и право. — 1986. — № 7- Клименко Б. М., Порк A.A. Территория и граница СССР. — М.: Междунар. отношения. 1985; Константинов В. А. Международно-правовой режим морских пространств д&пьневосточного бассейна: Дис. канд. юрид. наук. — М., 1998; Кукар A.A. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации в прибрежных морских пространствах: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2004; Кулов И. С. Международно-правовые аспекты проблемы делимитации морских пространств: Дис.. канд. юрид. наук. — М. 1985; Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: требования принципов международного права: Учеб. пособие / Г. С. Симухин. A.B. Третецкий, В.В. Си-дорин и др. — М.: Акад. ФПС РФ, 2000; Свиридов Э. П. Границы континентального шельфа. -М.: МО. 1981 — Сорокин Р. Ф., Царев В. Ф. Проблема делимитации морских пространств в свете результатов работы Третьей конвенции ООН по морскому прав)' // Деятельность государств в Мировом океане. — М.: ИГПАН СССР, 1983; Тункин Г. И. Международное право. -М.: Юрид. лит. 1982; Чамаров В. Б. Международно-правовые проблемы разграничения государственных территорий и морских пространств: Дис.. канд. юрид. наук. — М. 2001.
M.D., Caron David D., Charney, Jonathan I., Churchill R., Colson David A., Langeraar Wijnand, Lay H., Manner E.I., Nelson L.D.M., Nordquist M. и других1.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами и его учета в деятельности ФСБ России.
Предмет диссертационного исследования — общепризнанные принципы и нормы международного права (военный аспект), международные договоры Российской Федерации, нормы национального законодательства и военного права, регулирующие правовое обеспечение делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами, место и роль ФСБ России в этой деятельности.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном научном исследовании теории и практики правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств в современном международном и военном праве, выработке научно-практических рекомендаций, направленных на совершенствование правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с участием ФСБ России.
Реализация этой цели требует научного анализа содержания международных договоров, в том числе, с участием Российской Федерации, норм военного права, концептуальных основ национальной и, в том числе, пограничной безопасности России.
1 Cm.: Anderson D.H. Maritime delimitation: A view of British practice // Marine Policy. -1988. — Vol. 12. — № 3 — P. 231−240- Bekker, Pieter H.F.- Caron, David D. Land and Maritime Boundary Between Cameroon and Nigeria (Cameroon v. Nigeria Equatorial Guinea Intervening) // American Journal of international Law. — 2003. — Vol. 97. -№ 2. — P. 387−398: Blecher M.D. Equitable delimitation of continental shelf // Amer. J. Intern. Law. — 1979. — Vol. 73. — № 4- Charney, Jonathan 1. Progress in international maritime boundary delimitation law. — 1994. — Vol. 88. — № 2. -P. 227−256: Churchill R., Nordquist M., Lay H., New Directions in the Law of the Sea. — Vol. VIIIColson David A. The delimitation of the outer continental shelf between neighboring states // American Journal of International Law. — 2003. — Vol. 97. — № 1. — P. 91−107- Langeraar Wijnand. Maritime delimitation: The equiratio method — a new approach // Marine Policy. — 1986. — Vol. 10. — № 1. — P. 3−18: Manner E. I. Some basic viewpoints on delimitation of marine areas between neighboring states // The frontier of the seas: The problems of delimitation: Proc. 5th Intern. Ocean Symp. Nov. 26−27 1980. — Tokyo. — 1981: Nelson. L.D.M. The roles of equity in the delimitation of maritime boundaries // American Journal of International Law. — 1990. — Vol. 84. -№ 4. — P. 837−858.
Задачи диссертационного исследования:
— исследовать теоретические вопросы юридической науки по правовому обеспечению делимитации прибрежных морских пространств, выработать уточненное определение понятий прибрежных морских пространств и их правового обеспечения;
— на основе научного анализа международной практики и принципов разрешения государствами споров по делимитации прибрежных морских пространств сформулировать рекомендации для органов государственной власти Российской Федерации в целях применения их на переговорах по данному вопросу;
— проанализировать состояние и перспективы международно-правового урегулирования делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами в современных условиях;
— на основе историко-юридического анализа делимитации прибрежных морских пространств Берингова моря между Россией и США выработать предложения по вопросу дальнейшего временного применения и ратификации Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года;
— провести критический анализ концептуальных основ и норм международного и военного права, определяющих участие ФСБ России в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации.
Методологической основой диссертационного исследования послужили основные положения материалистической диалектики, комплекс общенаучных и специальных методов познания правовых явлений. В ходе исследования автором выявлялись закономерности, принципы и особенности государственно-правовых явлений в сфере правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации.
Теоретической основой диссертационного исследования явились труды таких ученых, как Ю. Г. Барсегов, И. П. Блищенко, А. Н. Вылегжанин,.
С.А. Гуреев, A.A. Ковалев, АЛ. Колодкин, М. И. Лазарев, В. Ф. Мешера, А. П. Мовчан, C.B. Молодцов, Ю. В. Осинцев, А. Янков, работающих в сфере международного морского права.
Правовой основой диссертационного исследования являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, нормы российского законодательства и военного права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами и его учета в деятельности ФСБ России.
Автором также использовались документы и материалы заседаний федеральных органов власти, связанные с обеспечением национальной безопасности, в том числе в прибрежных морских пространствах, а также документы Управления международного сотрудничества и Договорно-правового управления ФСБ России'.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что комплексно на основе анализа норм международного и военного права исследован процесс правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств. С учетом мирового опыта проведен теоретический и исторический анализ вопросов правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации. Обобщена судебная и прецедентная практика мирного урегулирования споров по вопросам делимитации морских пространств. Проанализировано состояние и перспективы международно.
1 См. напр.: Материалы парламентских слушаний на тему: «О соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года и его правовых и иных последствиях для России» (Совет Федерации, 16 декабря 2003 года): Материалы парламентских слушаний на тему: «Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» (Государственная Дума, 29 октября 2002 года) — Материалы парламентских слушаний на тему: «Национальная безопасность Российской Федерации: состояние и проблемы законодательного обеспечения» (Совет Федерации, 24 апреля 2003 года): Распоряжение Председателя Совета Федерации «О рабочей группе Совета Федерации по изучению проблем правового регулирования национальной безопасности Российской Федерации" — Материалы выездного заседания Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему: «Правовое обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в прибрежных морских пространствах: на опыте Дальневосточного федерального округа» (Петропавловск-Камчатский. 21 июля 2003 г.) и др. правового урегулирования делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации с зарубежными государствами в современных условиях. Проведено критическое научное исследование концептуальных основ, норм международного и военного права, определяющих участие ФСБ России в процессе правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств Российской Федерации.
По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие научные положения и выводы:
1. Уточненное определение прибрежных морских пространств как частей Мирового океана, на которые распространяется полный суверенитет и юрисдикция государства (внутренние морские воды и территориальное море), а также частей Мирового океана, на которых в соответствии с нормами международного права и национального законодательства прибрежное государство осуществляет исключительную юрисдикцию и суверенные права (прилежащая зона, исключительная экономическая зона и континентальный шельф).
2. Авторское видение правового обеспечения делимитации прибрежных морских пространств, под которым предлагается понимать совокупность принципов, методов и средств международно-правового оформления делимитации прибрежных морских пространств на основе общепризнанных принципов и норм международного и военного права, национального законодательства, направленных на обеспечение суверенитета, территориальной целостности и национальной безопасности государства в пограничном пространстве.
3. Авторский вывод о том, что нормы и принципы международного морского права не являются достаточной правовой основой для быстрого и справедливого мирного разрешения споров путем непосредственных переговоров, в связи с чем большое значение имеют решения международных судов, полномочных рассматривать споры по делимитации прибрежных морских пространств. По мнению автора, необходимо изучить судебную и прецедентную практику разрешения споров, связанных с делимитацией прибрежных морских пространств, и в интересах обеспечения деятельности ФСБ России и иных федеральных органов государственной власти издать сборник решений международных судебных органов и прецедентной практики по делимитации прибрежных морских пространств, а также методические рекомендации по их применению.
4. Авторский вывод о том, что незавершенность международно-правового оформления границ прибрежных морских пространств создает предпосылки непосредственной угрозы пограничной безопасности России и требует особого внимания от компетентных органов власти государства по обеспечению пограничной безопасности.
5. Авторский вывод о целесообразности поддержать предложение о рассмотрении на заседании Государственной Думы Российской Федерации вопроса об отказе в ратификации Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года в связи с его несоответствием национальным интересам России, а Министерству иностранных дел Российской Федерации (далее — МИД России) провести процедуру уведомления США о прекращении его временного применения.
6. Авторские предложения по совершенствованию норм международного и военного права в сфере делимитации прибрежных морских пространств.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования его теоретических положений и научных рекомендаций в практической деятельности сотрудников ФСБ России и МИД России в ходе осуществления международно-договорной деятельности по разграничению прибрежных морских пространств, а также в преподавании дисциплины «Международное публичное право» в военно-учебных заведениях высшего профессионального образования федеральной службы безопасности и других военно-учебных заведениях и правовой подготовке военнослужащих, несущих службу на морских границах Российской Федерации.
Апробация результатов диссертационного исследования. Результаты исследования нашли свое отражение в двух научных статьях, докладывались и обсуждались на кафедре специальных юридических дисциплин Московского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Положения и выводы диссертационного исследования используются в учебном процессе при чтении курса международного публичного права в Московском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Голицынском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации и других учебных заведениях, а также в научно-исследовательской работе.
Апробация результатов исследования проходила в ходе научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности», проводимой в Московском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих пять параграфов), заключения, библиографии и приложений.
Выводы по Главе II.
Несмотря на усилия и огромную работу, проведенную в последние годы по делимитации границ России, в том числе и границ прибрежных морских пространств, необходимо констатировать тот факт, что общее состояние обстановки на внешних рубежах нашей страны характеризуется незавершенностью этого процесса. По-прежнему не существует участка территории, на котором у нас не оставалось бы незавершенных проблем с разграничением государственной границы либо границ прибрежных морских пространств (или хотя бы одного из их вида).
Не является утешением и Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года, которое ущемляет экономические интересы нашей страны и привело к нарушению норм международного морского права. При той сложной обстановке на наших внешних границах мы никак не можем позволить, чтобы и заключенные соглашения не способствовали скорейшему справедливому разграничению территории (прибрежных морских пространств) и, тем самым, устранению одной из важнейших угроз национальной (пограничной) безопасности Российской Федерации — незавершенности международно-правового оформления разграничения государственной территории и прибрежных морских пространств.
Сотрудники ФСБ России, участвуя в подготовке и проведении переговорного процесса по делимитации прибрежных морских пространств, должны становиться незаменимыми профессионалами в данной области. Концептуальная основа участия представителей ФСБ России в процессе делимитации, представляющая собой «Концепцию международно-договорной деятельности Пограничной службы до 2010 года», на сегодняшний день нуждается в качественном совершенствовании и уточнении в соответствии с реальной обстановкой в пограничном пространстве Российской Федерации. Необходимо также отметить, что назрела необходимость в осуществлении некоторых мероприятий по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности ФСБ России, которые должны, на наш взгляд, оптимизировать и качественно улучшить работу по завершению международно-правового оформления Государственной границы и границ прибрежных морских пространств Российской Федерации.
Практические рекомендации.
В плане дальнейшего совершенствования норм международного и военного права в сфере делимитации прибрежных морских пространств автором предлагается:
1. Исключить п. 2 ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, положения которого затрудняют установление правового режима внутренних морских вод нормами национального законодательства прибрежного государства, по следующим основаниям:
— во-первых, установление прямой исходной линии, т. е. линии, от которой ведется отсчет ширины территориального моря, всегда приводит к выделению морских вод в сторону берега от этой линии в качестве внутренних морских вод;
— во-вторых, мирный проход всегда предусматривает наличие у прибрежного государства территориального моря и внутренних морских вод;
— в-третьих, институт «мирного прохода» направлен на обеспечение суверенитета и безопасности прибрежного государства не только в территориальных водах, но и во внутренних морских водах;
— в-четвертых, прибрежное государство само определяет режим внутренних морских вод и публикует сведения о нем в «Извещениях мореплавателям».
2. Приказом Директора ФСБ России утвердить «Концепцию международно-договорной деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации», представляющей собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и перспективы международно-договорной деятельности по правовому обеспечению пограничной политики и пограничной безопасности Российской Федерации. Проект автором подготовлен.
3. Приказом Директора ФСБ России «О мерах по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности 7 отдела Управления международного сотрудничества ФСБ России» уточнить штатную структуру и задачи указанного подразделения. Проект автором подготовлен.
Список литературы
- Конвенция о непоколебимом сохранении дружественной связи между Императором Всероссийским и Правительством Соединенных Американских Штатов, заключенная в С-Петербурге 5/17 апреля 1824 года (официально не опубликована).
- Конвенция о режиме проливов от 20 июля 1936 года // Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства СССР. 1937.
- Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1964. — № 43.
- Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 года // Ведомости Верховного совета СССР. 1964. — № 28. — Ст. 329.
- Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 года // Действующее международное право: В 3 т. Т.. / Составители Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова М.: Изд-во Моск. независ, ин-та междунар. права, 1997. — 830 с.
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997.-№ 48.-Ст. 5493.
- Заключительный акт третьей Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1991.-Вып. ХЬУ.-С. 242.
- Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Королевским Норвежским Правительством о морской границе между СССР и Норвегией в Варангер-фьорде от 15 февраля 1957 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1957. — № 14.
- Декларация о континентальном шельфе Балтийского моря от 23 октября 1968 года (официально не опубликована).
- Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года (официально не опубликовано).
- Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 года // Бюллетень международных договоров. 1993. — № 4. — С. 40.
- Соглашение о постоянном рабочем органе Совета командующих Пограничными войсками // Бюллетень международных договоров. 1993. -№ 10.-С. 36.
- Соглашение об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 51. — Ст. 5720.
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве в охране внешних границ от 21 октября 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. — № 5.
- Договор о сотрудничестве в охране границ государств-участников Содружества Независимых Государств с государствами, не входящими в Содружество от 26 мая 1995 года // Бюллетень международных договоров. -1997. -№ 12.
- Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой о сотрудничестве по пограничным вопросам от 17 мая 1996 года (официально не опубликовано).
- Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа в Балтийском море от 24 октября 1997 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 5. — Ст. 314.
- Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о российско-литовской государственной границе от 24 октября 1997 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 17 — Ст. 1592.
- Совместное заявление Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море от 9 января 2001 года // Дипломатический вестник. 2001. — № 2.
- Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря от 23 сентября 2002 года // Собрание законодательства Российской Федерации. -2004.-№ 21.-Ст. 1978.
- Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе от 28 января 2003 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. -№ 21.- Ст. 1980.
- Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря2003 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. -№ 21.-Ст. 1979.
- Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам от 9 января2004 года (официально не опубликован).
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Прави-. тельством Республики Казахстан о деятельности пограничных представителей от 9 января 2004 года (официально не опубликовано).
- Конституция Российской Федерации: Утв. всенародным голосованием от 12 декабря 1991 года// Российская газета. 1993. — 25 дек.
- Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395−1 «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 16. — Ст. 834.
- Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2446−1 «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 15. — Ст. 769.
- Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. -№ 17.-Ст. 594.
- Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. № 47. -Ст. 4471.
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2001.-№ 11.-Ст. 1001.
- Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1995.15.-Ст. 1269.
- Федеральный закон от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995. -№ 29.-Ст. 2757.
- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. -№ 49. — Ст. 4694.
- Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 31. -Ст. 3833.
- Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998.-№ 51.-Ст. 6273.
- Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. -№ 2.-Ст. 133.
- Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1994 г. № 1327 «О военнослужащих Пограничных войск Российской Федерации, участвующих в работе по международно-правовому оформлению Государственной границы
- Российской Федерации в составе российских делегаций, комиссий, групп экспертов» // Библиотечка «Российской газеты». 1997. — № 12. — С. 141.
- Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. -№ 12.-Ст. 1033.
- Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 52. -Ст. 5909.
- Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2003.-№ 12.-Ст. 110.
- Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 28. — Ст. 2880.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года № 230 «О формировании банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.-№ 13.-Ст. 1369.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2001 г. № 662 «О Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. -№ 37. -Ст. 3689.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1499-р «О пограничных представителях Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 45. — Ст. 4372.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1945 г. «О ратификации Устава Организации Объединенных Наций» // Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938.- 1975.-Т. 2.-С. 237.
- Основы пограничной политики Российской Федерации: Утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. // Российская газета. 1996. — Нояб.
- Концепция внешней политики Российской Федерации // Российская газета. 2000. — 11 июл.
- Концепция международно-договорной деятельности Пограничной службы Российской Федерации до 2010 года: Утв. Приказом Федеральной пограничной службы Российской Федерации от 8 марта 2001 г. № 133 (официально не опубликован).
- Положение о Департаменте международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации: Утв. Главнокомандующим Пограничными войсками Российской Федерации от 5 июля 1994 года (официально не опубликовано).
- Хартия океанов (разработана Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)) // Российская газета. -1999. Февр.
- Авраменко И.М. Международное морское право: Учеб. пособие. — Ростов-н/Д: Феникс, 2001. 448 с.
- Ананда, Тилака Ранпатидова. Международно-правовые проблемы континентального шельфа и исключительной экономической зоны на современном этапе: Дис. канд. юрид. наук. -М., 1986. -220 с.
- Анашкина И.А. Международно-правовой режим территориального моря: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2002.-215 с.
- Анашкина И.А. Правовой режим территориального моря на примере законодательства ряда государств Балтийского и Черноморского регионов // Московский журнал международного права. 2001. — № 4. — С. 188−199.
- Андрианов С.Н. Международно-правовой режим открытого моря: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1951. — 406 с.
- Бабурин С.Н. Территория государства: (теоретико-правовые проблемы)-' Дис.. канд. юрид. наук. М., 1998. — 297 с.
- Бараболя П.Д., Тарханов И. Е., Циммерман Л. Л. Международно-правовой режим морских театров. Л., 1971. — 170 с.
- Барсегов Ю.Г. Каспий в международном праве и мировой политике. -М., 1998.-С. 22−54.
- Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1954. — 495 с.
- Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 1998.-416 с.
- Бирюков П.Н. Международное право: Учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 416 с.
- Блищенко И.П., Дориа Ж. Прецеденты в международном публичном и частном праве. 2-е изд., доп. — М.: Изд-во МНИМП, 1999. — 471 с.
- Блищенко И.П. Международное морское право. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1988. — 277 с.
- Васильев С. Российский сектор Арктики. Чей он? // Ориентир. 2002. — № 6. — С. 12−15.
- Бозриков О.В. Правовые вопросы делимитации территориального моря: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1973.- 185 с.
- Владимиров В. Серая зона // Ориентир. 2002. -№ 12. — С. 9−12.
- Вотрин Д.С. Задачи и функции пограничных комиссий // Геодезия и картография. 1992. — № 8. — С. 52−54.
- Вылегжанин А.Н. Решения международного суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. М.: Юрид. лит., 2004. — 224 с.
- Гаврилин Д.А. Имплементация Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в правовой системе Российской Федерации: на примере исключительной экономической зоны и континентального шельфа: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. — 205 с.
- Гаврилин Д.А. Теоретические проблемы имплементации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года в правовой системе Российской Федерации // Московский журнал международного права. 2001. -№ 4. — С. 179−187.
- Газзатов В.Х. Каспийская нефть и международная безопасность // Каспийская нефть и международная безопасность. Вып. 2. — М., 1996. — С. 56.
- Гамбаров, Гидаят Балакиши оглы. Проблема определения пределов территориальных вод и специальных морских зон в современном международном праве: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1977. -209 с.
- Головин Ю.А. Жизненно важные интересы России в пограничных пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 веков и роль Федеральной пограничной службы Российской Федерации в их защите: Дис.. д-ра политол. наук. Ярославль, 1999. — 373 с.
- Гуреев С.А. Международное морское право: Учеб. пособие. М.: Юрид. лит., 2003.-448 с.
- Договор о Шпицбергене // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып. IX. -М.: Госполитиздат, 1938. С. 53.
- Деканозов Р.В. О правовой классификации морских пространств (постановка вопроса) // Советский ежегодник международного права. 1985. М., 1986.-С. 124−134.
- Депоров Ю. Разграничение морских пространств между государствами актуальная проблема международного права // Советское государство и право.- 1986.- № 7. -С. 105−112.
- Зеленина J1. Проливы живые деньги // Родина. — 1998. — № 5−6. -С. 41 -46.
- Иванащенко JI.A. Международно-правовой режим прибрежных морских вод (внутренних морских вод и специальных морских зон): Дис.. канд. юрид. наук. JL, 1952. — 450 с.
- История Норвегии. М.: Наука, 1980. — С. 564.
- Карим, Мохамад Али. Проблема территориальных вод и прилежащих зон в международном праве: Дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1979. — 150 с.
- Клименко Б.М. Международные реки. М., 1969.-С. 14−16.
- Клименко Б.М. Морская граница между СССР и США // Конференция по человеческому измерению ОБСЕ.-М., 1991.-С. 149−153.
- Клименко Б.М., Порк А. А. Территория и граница СССР // Международные отношения. М., 1985.
- Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения: Монография. -М.: Науч. кн., 2003. -416 с.
- Колодкин A.JI. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (Некоторые актуальные аспекты) // Советский ежегодник морского права. М., 1985. -С. 3−13.
- Колодкин A. J1. Международно-правовой режим морских пространств и современных тенденции его развития: Дис.. д-ра юрид. наук. -Л., 1971.-804 с.
- Коломбос Д. Международное морское право / Пер. с англ. М., 1975.-236 с.
- Колосов Ю.М., Кривчикова Э. С. Международное право: Учебник. -М.: Между нар. отношения, 2001. 720 с.
- Колосов Ю.М., Кузнецов В. И. Международное право: Учебник. М.: Междунар. отношения, 1999. — 624 с.
- Константинов В.А. Международно-правовой режим морских пространств дальневосточного бассейна: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998. — 200 с.
- Кулов И.С. Международно-правовые аспекты проблемы делимитации морских пространств: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1985. — 211 с.
- Литвинова С.Ф. Границы континентального шельфа стран Тихоокеанского региона: Дис. канд. юрид. наук. М., 1993. — 236 с.
- Лукшин И.В. Международно-правовой режим мирового океана и неурегулированные вопросы суверенитета государств // Право и политика. -2002. № 2. — С. 62−68.
- Мамедов Р. Международно-правовая делимитация Каспийского моря // Право и политика. 2001. — № 5. — С. 94.
- Международная конвенция по морскому праву 1982 года // Пособие для офицеров военно-морского флота. -М.: Воениздат, 1985. 407 с.
- Международное морское право: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Гу-реева. М.: Юрид. лит., 2003. — 197 с.
- Международное право: Учебник / Отв. ред. В. И. Кузнецов. — М.: Междунар. отношения, 1994. 608 с.
- Международное право / Под ред. Н. Т. Блатовой, Л. А. Моджорян. -М., 1979.-394 с.
- Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информ.-справ. сб. Вып. 1. — М.: Граница, 1997. — 143 с.
- Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: требования принципов международного права: Учеб. пособие / Г. С. Симухин, A.B. Третецкий, В. В. Сидорин и др. М.: Акад. ФПС РФ, 2000.- 158 с.
- Международные отношения и внешняя политика СССР: Сб. док. и матер. М., 1986.
- Мировое рыболовство. Обзорная информация ЦНИИТЭИРХ Мин-рыбхоза. М., 1979.-Вып. 1.-С. 71.
- Михина И.Н. Международно-правовой режим морских пространств Арктики: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. -252 с.
- Молодцов C.B. Конвенция ООН по морскому праву и правовой статус исключительной экономической зоны // Советское государство и право. -1986.-№ 2.-С. 85−92.
- Молодцов C.B. Международное морское право. М.: Междунар. отношения, 1987. — 272 с. 1 16. Молодцов C.B. Международно-правовой режим открытого моря и континентального шельфа: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1960. — 347 с.
- Молодцов C.B. Правовой режим морских вод. М.: Междунар. отношения, 1982.-248 с.
- Молодцов С. В. Разграничение морских пространств между государствами // Актуальные проблемы современного международного права: Международно-правовые проблемы территории. М.: Междунар. отношения, 1980.-132 с.
- Морское законодательство Российской Федерации // Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации. СПб., 1994.
- Окунь С.Б. Российско-американская компания. J1.-M.: Госуд. соц.-эконом., 1939.-260 с.
- ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XXV сессии: Сб. -Нью-Йорк, 1970. С. 151−155.
- Оппенгейм Л. Международное право: В 2 т. М., 1949. — Т. 2. — П/т 1.-С.46.
- Осинцев Ю.В. Мирное урегулирование споров по делимитации морских границ//СЕМорП.- 1985.-М., 1987.-С. 46−52.
- Осинцев Ю.В. Урегулирование спора о морской границе между США и Канадой и развитие права делимитации морских пространств // Советский ежегодник международного права. 1986.-М., 1987.-С. 198−214.
- Пограничная политика Российской Федерации: Монография / Под общ. ред. А. И. Николаева. М., 1998. — С. 208−259.
- Принципы международного права и пограничной политики Российской Федерации: Учеб. пособие / В. И. Земцов, A.B. Третецкий, В. В. Сидорин и др. М.: Акад. ФПС России, 1999. — 84 с.
- Мовчан А.П., Янков А., Колодкин А. Л. Правовой режим морских прибрежных пространств // Мировой океан и международное право. М.: Наука, 1987.-228 с.
- Порк A.A. Институт пограничных комиссаров в международном праве: Дис.. канд. юрид. наук. Л., 1980. — 206 с.
- Постнов В.В. Морские границы России // Московский журнал международного права. 2002. — № 4. — С. 53−64.
- Проблемы пограничной политики государства и пути их решения: Монография. М.: БДЦ-пресс, 2001. — 276 с.
- Протокол встречи делегаций Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Министерства национальной безопасности Азербайджанской Республики 20 декабря 1995 года г. Москва (официально не опубликован).
- Прилегающие морские зоны // Морское право и практика: Информ. сб. ЦНИИМФ. Вып. 29. — Л., 1958.
- Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. — М., 1970.
- Сборник законодательных актов зарубежных государств по вопросам режима прибрежных вод // Центральный научно-исслед. ин-т информации и технико-эконом. исследований рыбного хозяйства. М., 1980. — Ч. 1.
- Сборник региональных соглашений и законодательных актов зарубежных государств по вопросам мореплавания. Министерство обороны союза ССР Главное управление навигации и океанографии. Т. IV. — 1984.
- Свиридов Э.П. Границы континентального шельфа. М.: МО, 1981.-316с.
- Свиридов Э.П. Международно-правовое регулирование разграничения континентального шельфа и современные тенденции его развития: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. — 313 с.
- Скулаков P.M. Международно-правовая регламентация формирования государственной территории и установления Государственной границы России: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. — 218 с.
- Советско-иранские отношения в договорах, конвенциях и соглашениях. М., 1946.
- Старков А.Н., Фелинский В. П. К вопросу о ратификации Россией Соглашения с США «О разграничении морских пространств в Беринговом море» // Проблемы внешней и оборонной политики: Сб. ст. № 2. М., 1995. -С. 60−65.
- Стенограмма парламентских слушаний, проводимых Комитетом по международным делам по теме: «О разграничении морских пространств между РФ и США в Беринговом море» 13 мая 1996 г. Ф. ГД, оп. Збп-П, д. 19.
- Степанов Е. Еще раз относительно советско-американского соглашения 1990 г. о линии разграничения морских пространств // Проблемы Дальнего Востока. 1996. — № 2. — С. 14−21.
- Столтенберг Т. Взгляд из Осло // Международная жизнь. 1988. -№ 7.-С. 20−21.
- Субботкин Д.С. Конституционно-правовое регулирование безопасности границ Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2002.- 186 с.
- Тихменев П. Историческое обозрение образования Российско-американской компании и действия ея до настоящего времени. Т.П. СПб., 1863. — Приложения.
- Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному, или два рассуждения о том, служит ли то к благополучию государства, чтобы дворянство вступало в купечество. СПб., 1766.
- Тункин Г. И. Международное право. М.: Юрид. лит., 1982. -С.565.
- Унса, Квами Густав. Проблемы разграничения морских пространств в современном международном морском праве: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1989.- 194 с.
- Фархутдинов И.З. Каспий не море, Тузла не остров // Право и политика. 2004.4. — С. 131−140.
- Федоров П.А. Конвенция ООН по морскому праву и разграничение экономических зон и континентального шельфа // Правовые и экономические проблемы международного судоходства. М., 1989. — С. 9−17.
- Федоров П.А. Разграничение экономической зоны и континентального шельфа в современном международном морском праве: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1985. — 252 с.
- Царев В.Ф. Международно-правовые проблемы континентального шельфа: Дис.. канд. юрид. наук.-М., 1971.-272 с.
- Чамаров В.Б. Международно-правовые проблемы разграничения государственных территорий и морских пространств: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001.- 194 с.
- Шинкарецкая Г. Г. Международно-правовые аспекты делимитации морских пространств // Советский ежегодник международного права. 1984. -М., 1986.-С. 172−190.
- Штернберг Л.Я. Этнография // Тихий океан. 1926. — 147 с.
- Щербаков А.С. Пограничная безопасность России в современных условиях: Дис.. д-ра политол. наук. М., 1997. — 444 с.
- Anderson D.H. Maritime delimitation: A view of British practice // Marine Policy. 1988. — Vol. 12. — № 3. — P. 231 -240.
- Bekker, Pieter H.F.- Caron, David D. Land and Maritime Boundary Between Cameroon and Nigeria (Cameroon v. Nigeria Equatorial Guinea Intervening) // American Journal of international Law. 2003. — Vol. 97. — № 2. — P. 387−398.
- Blecher M. D. Equitable delimitation of continental shelf // Amer. J. Intern. Law. 1979. — Vol. 73. -№ 4.
- Charney, Jonathan I. Progress in international maritime boundary delimitation law. 1994. — Vol. 88. — № 2. — P. 227−256. .
- Churchill R., Nordquist, M., Lay H., New Directions in the Law of the Sea, Vol. VIII.
- Colson David A. The delimitation of the outer continental shelf between neighboring states // American Journal of International Law. — 2003. Vol. 97. -№ 1. — P. 91−107.
- Continental Shelf (Libyan Arab Jamahiriya / Malta), Judgment.
- Continental Shelf (Tunisia / Libyan Arab Jamahiriya), Judgment.
- Delimitation of the Maritime Boundary in the Gulf of Maine Area (Canada / United States of America), Judgment.
- France-United Kingdom: Arbitration on the Delimitation of the Continental Shelf// International Legal Materials. Vol. XVIII. -№ 2. 1979.168. 1CJ Reports.-1969.-P. 47.
- ICJ Reports. 1969. — P. 54.170. ICJ Reports.-1982.-P. 45.
- ICJ Reports. -1982. -P. 60.
- International Court ofJustice Fisheries Case.-P. 131, 134, 158, 175, 178.
- International Court of Justice. Fisheries Case (United Kingdom v. Norway). Judgment of December 18, 1951.
- International Court of Justice, The North Sea Continental Shelf Case. Judgment of 20 Februaiy 1969. P. 54.
- Langeraar Wijnand. Maritime delimitation: The equiratio method — a new approach//Marine Policy. 1986.-Vol. 10.-№ l.-P. 3−18.
- Larson, David D. Conventional, Customary, and Consentual Law in the United Nations Convention on the Law of the Sea // Ocean Development and International Law.-1994.-Vol. 25.
- Limits in the Seas, № 45 (1972), U.S. Dep. Of State, International Boundary Study, Series A.
- Manner E. 1. Some basic viewpoints on delimitation of marine areas between neighboring states // The frontier of the seas: The problems of delimitation: Proc. 5th Intern. Ocean Symp. Nov. 26−27 1980. Tokyo, 1981.
- Memorandum of the FRG // The North Sea Continental Shelf Case // International Court of Justice. The Hague. — 1969. — Vol. l.-P. 109.
- Merzliakov. In. Legal Status of the Caspian Sea & Millennium Journal of International Studies. 1999.-№ 45 (l).-P. 33.
- Military and Paramilitary Activities in and against Nicaragua (Nicaragua v. United States of America). ICJ (Judgment. June 27, 1986) // ILM. — 1986. -Vol. 25.-№ 4.
- Nelson, L.D.M. The roles of equity in the delimitation of maritime boundaries // American Journal of International Law. 1990. — Vol. 84. — JSf" 4. — P. 837−858.
- The American Journal of International Law. 1961. — Vol. 55. — P. 360.
- The Soviet-Norwegian Maritime Disputes in the Arctic: Law and Politics // Ocean Development and International Law. Vol. 21. — P. 411 -429.
- U.N. Legislative Series, ST (LEG.) Ser. B/l 5.
- U.S. Interests and the United Nations Convention on the Law of the Sea // Ocean Development and International Law. Vol. 21. P. 373−410.
- Yearbook of the International Court of Justice. 1968. The Hague, 1969.
- Приказ ФСБ России от ««2005 года
- Об утверждении Концепции международно-договорной деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации"1. Проект)
- В целях совершенствования и нормативного закрепления концептуальных основ международно-договорной деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации приказываю:
- Утвердить прилагаемую Концепцию международно-договорной деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
- Концепцию международно-договорной деятельности Пограничной службы Российской Федерации до 2010 не применять со дня подписания настоящего приказа.1. Директор Н. Патрушев
- Зарегистрировано в Минюсте РФ ««2005 г. 1. Регистрационный №