Совершенствование стратегического планирования грузовой автотранспортной организации на основе исследования факторов экономической среды
Однако, несмотря на наличие значительного количества работ по вопросам стратегического планирования, формирование стратегических планов на автомобильном транспорте — это область менеджмента, еще достаточно слабо исследованная современной наукой применительно к функционированию грузовой автотранспортных организаций. Общее понимание этой проблемы сложилось, но исследование факторов экономической… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И
- 1. 1. Сущность, место и особенности стратегического планирования в функционировании современной организации
- 1. 2. Технология стратегического планирования
- 1. 3. Специфика стратегического планирования грузовой автотранспортной организации
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- 2. 1. Оценка современного состояния и перспективы развития грузового автомобильного транспорта в РФ и Ставропольском крае
- 2. 2. Обоснование и выбор стратегической зоны хозяйствования грузовой автотранспортной организации
- 2. 3. Анализ стратегий, используемых автотранспортными организациями в современных условиях
- ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
- 3. 1. Разработка методики анализа внешней и внутренней среды грузовой автотранспортной организации
- 3. 2. Выбор рациональной стратегии развития грузовой автотранспортной организации
- 3. 3. Оценка эффективности стратегии развития грузовой ATO на примере ОАО АТП-1 «Старопольстроймелиорация»)
Совершенствование стратегического планирования грузовой автотранспортной организации на основе исследования факторов экономической среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. На современном этапе развития рыночных отношений в России автомобильный транспорт является одной из наиболее быстро изменяющихся и растущих подотраслей национальной экономики. Структура современного рынка автотранспортных услуг характеризуется наличием значительного количества производителей — предприятий, организаций, фирм и индивидуальных предпринимателей — различающихся по объемам выполняемых перевозок, качеству обслуживания, уровню цен и тарифов, доле занимаемого рынка, концентрации производства, наконец, принадлежности (ведомственные или общего пользования). Между участниками рынка ведется жесткая конкурентная борьба за клиентуру, расширение рыночной доли.
Повышение конкурентоспособности предприятий и организаций автомобильного транспорта делает актуальным вопрос совершенствования стратегического планирования, позволяющего организации формировать рациональную стратегию развития и выживать в конкурентной борьбе.
В настоящее время процесс стратегического планирования в автотранспортных организациях складывается под воздействием двух факторов: во-первых, отсутствие опыта в такого рода деятельности в условиях рыночной конкуренции и, во-вторых, отсутствие умения реализации стратегий в соответствии с динамикой факторов экономической среды.
Вопросам выбора стратегических решений посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Среди зарубежных авторов следует отметить работы Д. Аакера, И. Ансоффа, К. Боумэна, П. Дойля, Д. Хасби, Ф. Эванса, А.Дж. Стрикленда, Б. Карлоффа, У. Кинга, Д. Клиланда, Ф. Котлера, Г. Минцберга, Р. Моклера, П. Мюллера, A.A. Томпсона и др. Значительный вклад в развитие данных вопросов внесли российские ученые И. А. Бланк, П. Болотов, A.B. Бачурин, О. С. Виханский, А. П. Градов, Е. В. Будрина, В. А. Горемыкин, И. Б. Гурков, B.C. Ефремов, Д. Т. Новиков, П. В. Забелин, А. Т. Зуб, B.C. Лукинский, А. Н. Люкшинов, В. А. Персианов, Г. Б. Клейнер, Э. М. Короткое, А. Н. Петров, Э. А. Уткин, А. Д. Канчавели, С. А. Кузнецов, В. Н. Клочков, В. Д. Маркова, В. И. Сергеев и др.
Однако, несмотря на наличие значительного количества работ по вопросам стратегического планирования, формирование стратегических планов на автомобильном транспорте — это область менеджмента, еще достаточно слабо исследованная современной наукой применительно к функционированию грузовой автотранспортных организаций. Общее понимание этой проблемы сложилось, но исследование факторов экономической среды грузовых автотранспортных организаций, а также методов формирования и выбора стратегии их развития в условиях функционирования рынка транспортных услуг нуждается в продолжении и развитии.
Указанные проблемы в области стратегического планирования развития грузовых автотранспортных организаций определяют актуальность выполненного диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Целью настоящего исследования является совершенствование методов формирования и выбора стратегии развития грузовой автотранспортной организации на основе исследования и анализа факторов экономической среды.
В соответствии с данной целью поставлены и решены следующие задачи:
• выявлены сущность и специфика стратегического планирования автотранспортной организации;
• определена роль анализа факторов экономической среды грузовой автотранспортной организации при стратегическом планировании;
• проведена оценка современного состояния и перспектив развития грузового автомобильного транспорта в РФ и Ставропольском крае;
• предложен и обоснован адаптивный подход к определению стратегической позиции грузовой автотранспортной организации;
• сформированы и обоснованы альтернативные варианты стратегий развития грузовой автотранспортной организации;
• разработана методика анализа факторов экономической среды грузовой автотранспортной организации;
• разработаны и реализованы методические основы формирования и выбора стратегии развития грузовой автотранспортной организации в исследуемой экономической среде.
Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы, сопряженные с обоснованием и реализацией стратегий развития на автомобильном транспорте.
Объектом исследования являются грузовые автотранспортные организации Ставропольского края и РФ различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Область исследования. Тема диссертационной работы соответствует п. 15.79 — развитие методологии и экономической теории транспорта и п. 15.89 — планирование и анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий транспорта Паспорта специальностей ВАК (экономические науки).
Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составляют современные работы по системному анализу, стратегическому управлению, методам прогнозирования, теории принятия статистических решений, исследованию операций. Результаты исследования базируются на трудах отечественных и зарубежных ученых по различным аспектам данной проблематики.
В качестве инструмента исследования использовались различные методы экономико-статистического анализа (факторный, графический), математической статистики, экспертные оценки, методы прогнозирования, сценарного моделирования, метод анализа иерархий, программные средства общего и специального назначения.
Информационной базой исследования являются материалы Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, статистическая и бухгалтерская отчетность, а также результаты выборочных статистических обследований деятельности организаций грузового автомобильного транспорта Ставропольского края, выполненных автором в процессе выполнения работы.
Научная новизна работы состоит в следующем:
• выявлены тенденции и особенности развития грузовых ATO на современном этапе, определяющие специфику стратегического планирования в деятельности автотранспортных организаций;
• уточнена последовательность этапов и предложена принципиальная схема стратегического планирования развития грузовой автотранспортной организации, позволяющая учитывать вариацию факторов экономической среды;
• разработана методика анализа факторов экономической среды грузовой автотранспортной организации посредством обоснованных групп показателей, определяющихся количественным методом;
• предложен и обоснован адаптивный подход к оценке стратегической позиции грузовой автотранспортной организации на рынке автотранспортных услуг, позволяющий получить более развернутую картину состояния ATO и конкретизировать главные направления его изменения;
• предложен и обоснован комплекс типовых стратегий развития грузовой автотранспортной организации, определяющихся на основе базисных стратегических альтернатив;
• разработан и обоснован методический подход к формированию и выбору рациональной стратегии развития грузовой автотранспортной организации с использованием метода анализа иерархий. Практическая значимость работы заключается в прикладном характере полученных результатов, выполненные автором обобщения и разработанные методы и модели формирования стратегии развития ATO в рыночной экономике позволяют детально и максимально точно формировать составляющие оптимальных стратегических планов их развития, учитывая состояние и динамику изменения соответствующей внутренней и внешней среды, разработанные методические основы позволяют выявить источники и резервы различных стратегических альтернатив развития ATO, разработанные методики формирования стратегии развития организаций, могут быть применены к деятельности грузовых автотранспортных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Содержащиеся в диссертационном исследовании рекомендации по формированию стратегий развития автотранспортной организации приняты к практическому использованию в ATO общего пользования ОАО «АТП-1 «Ставропольстроймелиора-ция» (акт внедрения от 12 мая 2006 г.) и ОАО «Ставропольское — 2» (акт внедрения от 18 декабря 2006 г.).
Результаты исследования используются в учебном процессе Ставропольского технологического института сервиса (филиал Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса) (акт внедрения от 23 января 2006 г.).
Основные положения диссертационной работы были доложены, обсуждены и получили одобрение на научно-практических конференциях «Корпоративное управление в Российской Федерации» (филиал СевКавГТУ, г. Кисловодск, 16−19 мая 2003 г.), «Совершенствование техники, технологии, экономики в сфере сервиса и методики обучения» (СТИС, филиал ЮРГУЭС,.
12 мая 2005 г.), «Совершенствование техники, технологий экономики в сервисе и методике обучения» (СТИС, филиал ЮРГУЭС, июнь 2006).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ, общим объемом 1,74 п.л. (авторских 1,51 п.л.).
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключениясодержит 31 таблицу, 23 рисунка, библиографический список включает 141 наименование, 3 приложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование на тему: «Совершенствование стратегического планирования грузовой автотранспортной организации на основе исследования факторов экономической среды» позволило сделать следующие выводы:
1. На современном этапе развития российской экономики автомобильному транспорту необходима адекватная система анализа факторов экономической среды организации, направленная на повышение эффективности стратегического планирования.
2. Современное состояние стратегического планирования на автомобильном транспорте не позволяет определять стратегические позиции ATO на рынке автотранспортных услуг для принятия в дальнейшем стратегически важных управленческих решений, что объясняет негативные тенденции развития автотранспортной подотрасли в целом.
3. Существующие механизмы анализа факторов экономической среды организации и формирования стратегий развития не обеспечивают эффективное протекание транспортного процесса, что подтверждает необходимость разработки новых методик анализа факторов экономической среды, а также формирования и выбора стратегии развития грузовой ATO, которые реализованы автором посредством адаптивного подхода и метода анализа иерархий.
С целью совершенствования анализа факторов экономической среды грузовой ATO и методов формирования и выбора стратегии ее развития, рекомендуется:
1. Проводить комплексный анализ факторов экономической среды грузовой ATO, а именно внешней и внутренней, посредством факторов, определяющихся количественным путем по предложенной методике.
2. Производить оценку стратегических позиций грузовой ATO на рынке автотранспортных услуг с целью определения стратегического потенциала, создаваемого внутренней средой (сильные и слабые стороны) и стратегического климата деятельности, создаваемого внешней средой (возможности и угрозы грузовой ATO).
3. Использовать рассмотренные стратегические альтернативы при стратегическом планировании деятельности грузовой ATO, базирующихся на известных общих стратегиях плавным переходом от одной альтернативы к другой для формирования целостной стратегии развития деятельности организации.
4. Внедрять комплекс стратегических альтернатив и определять наиболее рациональную стратегию развития грузовой автотранспортной организации в процессе стратегического планирования, посредством метода анализа иерархий.
Практическое применение разработанных положений и рекомендаций по совершенствованию анализа факторов экономической среды и методов формирования и выбора стратегии развития деятельности грузовой ATO позволит существенно повысить эффективность транспортного процесса и, соответственно, увеличит прибыль организации, как за счет основной деятельности, так и за счет диверсификации автотранспортного производства.
Список литературы
- Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы, учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 458 с.
- Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 248 с.
- Андрейчиков А. В., Андрейчикова О. Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. -М.: Финансы и статистика, 2000. 366 с.
- Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. М.: Финансы и статистика, 2001. — 160 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. / Под ред. А. И. Евсиенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
- Антикризисное управление. Под ред. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.-432 с.
- Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 с.
- Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. — 260 с.
- Бачурин А. А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Беляевский И. К. Маркетинговое исследование: Информация, анализ, прогноз. -М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
- Бережной В. И. и др. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели. / Бережной В. И., Бережная Е. В., Лукинский В. С., Цвиринько И. А. М.: Финансы и статистика, 2000. — 280 с.
- Бережной В. И., Бережная Е. В. Методы и модели управления материальными потоками микрологистической системы автопредприятия. -Ставрополь: Интеллект-сервис, 1996. 155 с.
- Бережная Е. В. Математические методы в управлении экономическими системами. Ставрополь: «Кавказский край», 1998. — 372 с.
- Бережная Е. В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2000. — 360 с.
- Бережной В. И. и др. Формирование стратегии развития автотранспортного предприятия в условиях нестабильной экономической среды / В. И. Бережной, Е. В. Бережная, В. А. Фурсов, А. В. Березовская. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. 200 с.
- Бережной В. И., Бережная Е. В. Экономико-математические методы и модели в примерах и задачах. Ставрополь: Интеллект-сервис, 1996. -188 с.
- Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2000. — 416 с.
- Бондарь Н. П. и др. Эффективное управление фирмой. Современная теория и практика. СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. -416 с.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента: пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 175 с.
- Бринк И. Ю., Савельева Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Серия «учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Бусыгин А. В. Эффективный менеджмент. -М.: Финпресс, 2000. 1056 с.
- Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование: учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.-392 с.
- Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. М.: ПРИОР, 1999. — 96 с.
- Вайбер Р. Эмпирические законы сетевой экономики / Р. Вайбер // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 3. — С. 86−91.
- Варфоломеев В. И. Алгоритмическое моделирование элементов экономических систем. Практикум. М.: Финансы и статистика, 2000. -208 с.
- Вачугов Д. Д., Веснин В. Р. Стратегия планирования. М.: «Дело», 1991. -320 с.
- Вельможин А. В. и др. Теория организации и управления автомобильными перевозками: Логистический аспект формирования перевозочных процессов: Монография / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин: Волгоград, гос. техн. ун-т. Волгоград, 2001. — 178 с.
- ЗЬВилкас Э. И., Майминас Е. В. Решения: теория, информация, моделирование.-М.: Радио и связь, 1981.-328 с.
- Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 148 с.
- Виссема X. Менеджмент в подразделениях фирмы: пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996.-288 с.
- Виханский О. С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
- Вишняков Я. Д., Лозинский С. В. Бизнес и окружающая среда: коэффициент враждебности окружающей среды развитию бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. — № 3. — С.43−53.
- Вишняков Я. Д., Лозинский С. В. Взаимосвязь коэффициента враждебности окружающей среды с местным территориальным окружением // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 1. — С.80−88.
- Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Изд. «Дашков и К0», 2000. — 308 с.
- Гамидуллаев Б. Н. Стратегия управления конверсионными процессами / Б. Н. Гамидуллаев: Пенз. гос. ун-т. Пенза, 1998. — 130 с.
- Геронимус Б. Д. Совершенствование планирования на автомобильном транспорте. М.: Транспорт. 1985. — 224 с.
- Геронимус Б. Д., Цапфин Л. В. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. М.: Транспорт, — 1988. -192 с.
- Глущенко В. В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. -Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. 400 с.
- Головань С. И. Бизнес-планирование: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-320 с.
- Горемыкин В. А., Богомолов А. Ю. Экономическая стратегия предприятия. -М.: Филинъ, 2001. 508 с.
- Горемыкин М. А. Планирование на предприятии. М.: Филинъ, 2000. -328 с.
- Горский Л. К. Автомобильный транспорт России в условиях реформ. М.-СПб.: Академия транспорта РФ, 1995. — 279 с.
- Горский Л. К., Лукинский В. С. и др. Проблемы перехода автомобильного транспорта к работе в условиях рынка (Экономические методы управления на автомобильном транспорте). СПб.: ИЭА, 1992. — С. 56−64.
- Гришпун, Е. А. и др. Организация технико-экономического планирования на предприятии. СПб., 2003. — 103 с.
- Грузинов В. П. Экономика предприятия: учебное пособие, 2-е издание. -М.: ЮНИТИ, 2001.-208 с.
- Гуджоян О. П. Организация коммерческой работы. Основы коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта: учеб. пособие / М.: изд. МАДИ, 1999.-99 с.
- Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. М.: И: Синтез, 2001.-208 с.
- Давыдова JI. А., Фальцман В. К. Экономика и управление предприятием. Основы немецкой теории Betriebswirtschaftslehre, адаптированной для применения в России: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. -224 с.
- Дашевская Г. М., Клейникова В. Г. Методы стратегического планирования (зарубежный опыт). -М.: МИГЖ, 1992.-43 с.
- Деловое планирование: методы, организация, современная практика. Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 1997. — 368 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер, 1999. — 560 с.
- Дубров А. М., Мхитарян В. С., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. М.: Финансы и статистика, 1998. — 351 с.
- Дуфала В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия / В. Дуфала // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1. — С.97.
- Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. -М.: Изд. «Финпресс», 1998. 192 с.
- Ефремов В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Инфра-М.: 2002.-345 с.
- Идрисов А. Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. -М.: Филинъ, 1997.-272 с.
- Ильенкова И. Д. Спрос: анализ и управление. М.: Финансы и статистика, 2000.-256 с.
- Ильин А. И. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учебник / А. И. Ильин. 4-е изд., стереотип. — Мн.: «Новое знание», 2003. — 635 с.
- Казначеевская Г. Б., Чуев И. Н. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 384 с.
- Карлберг, Конрад. Бизнес-анализ с помощью Excel. Киев: Диалектика, 1997.-448 с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. — 400 с.
- Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. JL, Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 1997.-288 с.
- Кожин А. П. Математические методы в планировании и управлении грузовыми автомобильными перевозками. М.: Транспорт, 1979. — 304 с.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. СПб.: Питер, 1999. — 896 с.
- Кривокора Ю. Н. Методические основы управления развитием автотранспортных предприятий: дис.. канд. экон. наук / Кривокора Юрий Николаевич. СПб., 2002. — 217 с.
- Кунц Р. Стратегия диверсификации и успех предприятия / Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С.96−100.
- Лабскер Л. Г. и др. Математическое моделирование финансово-экономических ситуаций с применением компьютера. М.: МЭСИ, 1998. -173 с.
- Ларионов А. И., Юрченко Т. И., Новоселов А. П. Экономико-математические методы в планировании. М.: Высшая школа, 1991. — 240 с.
- Логистика: Управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Миротина. М.: Юристъ, 2002. — 414 с.
- Лузгина О. А. Концепция управления диверсификацией деятельности промышленных предприятий на региональном рынке: Монография. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. — 168 с.
- Лукинский В. С., Бережной В. И., Бережная Е. В., Цвиринько И. А. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели. М.: «Финансы и статистика», 2000. — 320 с.
- Лунев В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой. М.: Финпресс, 1997.-254 с.
- Любанова Т. П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии. М.: ПРИОР, 2001. — 272 с.
- Ляско В. И. Стратегическое планирование развития автотранспортных предприятий. М.: ООО фирма «Благовест-В», 2003. — 200 с.
- Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Питер, 2000. — 282 с.
- Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы и проблемы и политика 2 т.: пер. с англ. Т.1 М.: Республика, 1995. — 400 с.
- Малышев И. В. Формирование стратегии информационной поддержки управленческих решений в предпринимательских структурах: дис.. канд. экон. наук / Малышев И. В. СПб. — 2003. — 174 с.
- Мандрица В. М. Совершенствонание управления, анализа и планирования автотранспортных предприятий. М.: Транспорт, 1977. — 232 с.
- Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. 288 с.
- Международные автомобильные перевозки. Ч. II. Экономические и управленческие аспекты: Учеб. пособие / Под ред. Ю. С. Сухина, В. С. Лукинского. СПб.: СПбГИЭУ, 2001. — 204 с.
- Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Н. Н. Громов, В. А. Персианов, Н. С. Усков и др. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 527 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело и Сервис, 1995.-702 с.
- Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) на промышленных предприятиях Министерства промышленности / Под ред. Л. Г. Сивчик. Мн., 1998. — 38 с.
- Методические указания по разработке программ развития транспортных комплексов субъектов Российской Федерации (одобрена Минтранспорта Российской Федерации расп. №-АН-19-р) от 13.10.00 М.: НИИАТ, 2001. -132 с.
- Минцберг Г., Альстрэд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.-336 с.
- Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. -СПб.: Питер, 2001.-688 с.
- Петров А. Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб., Изд. СПбУЭФ, 1992. 127 с.
- Петров А. Н. Стратегическое планирование развития предприятия. -СПб., Изд. СПбУЭФ, 1993. 106 с.
- Попов С. А. Стратегическое управление. Модульная программа для менеджеров. М.: ИНФРА-М, 2000. — 292 с.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка / Под ред. Д. Г. Морозова, А. В. Пикулькина. М.: ЮНИТИ, 1999. — 318 с.
- Практикум по курсу «Экономика предприятий (задачи, производственные ситуации, деловые игры)» / Под ред. В. Я. Хрипача. Мн., 2000. 464 с.
- Прыкин Б. В., Прыкина Л. В. и др. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-415 с.
- Райзберг Б. А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. Учебник. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1999. 783 с.
- Родионова В. Н., Федоркова Н. В., Чекменев А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. — 81 с.
- Россия в цифрах. 2005: Крат.стат.сб. / Росстат М., 2005. — 477 с.
- Саати Томас Л. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.-310 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: Новое знание, 1999. 688 с.
- Сергеев И. В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.-304 с.
- Силов В. Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. -М.: ИНПРО-РЕС, 1995. 120 с.
- Советов Б. Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. Учебник для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1998. — 319 с.
- Справочник директора предприятия. / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1998.-784 с.
- Стейнер Дж. От стратегического планирования к текущим действиям / Внутрифирменное планирование в США. М.: Прогресс, 1972. — С.82−84.
- Стерлин А. Р., Тулин Т. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.: Прогресс, 1990. — 222 с.
- Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд. ЭКМОС, 1998. — 440 с.
- Сухова Л. Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. — 160 с.
- Теория транспортных процессов и систем: Учеб. для ВУЗов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин М.: Транспорт, 1998. — 167 с.
- Транспорт в России. 2005: Стат.сб./ Росстат.- М., 2005. 198 с.
- Трахтенгерц Э. А. Компьютерная поддержка принятия решений. -М.:СИНТЕГ, 1998.-360 с.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Т. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 1999. — 669 с.
- Фаминский И. П. Внешнеэкономический толковый словарь. М.: ИНФРА-М, 2000.-512 с.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
- Хан Г. Д., Шапиро С. С. Статистические модели в инженерных задачах. -М.: Мир, 1969.-396 с.
- Черняк В. 3., Черняк А. В., Довдиенко И. В. Бизнес-планирование. -М.:РДЛ, 2000.-272 с.
- Шелобаев С. И. Математические методы и модели в экономике, бизнесе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 367 с.
- Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону: Март, 2000. — 538 с.
- Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.-590 с.
- Экономика автотранспортного предприятия / Учеб. Пособие под ред. Г. А. Кононовой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с. ^^ ^
- Экономико-математические методы и прикладные модели / Под ред. В. В. Федосеева. М.: ЮНИТИ, 1999. — 391 с.
- Яворович А. Н. Прогнозирование и планирование деятельности предприятий. Омск, 2003. — 139 с.
- Fred R., David. Strategic Management. Maxwell McMillan International Publishing Group. N-Y-Oxford-Singapore-Sydney. 1991, 971 pp.
- J.C. Duvigneau, R.N. Prasad. Guidelines for Calculating Finansial and Economic Rates of Return for DFC Project. World Bank Technical Paper 33. WB, 1990.
- Makridakis, S., and S. Wheelwright 1986., Forecasting: Methods and Applications. Wiley.
- Newman, Logan, Hegarty. Strategy. South-Western Publishing Co., Cincinnati, Ohio, 1989, 914 pp.
- Shapiro, J. E, 1993., «Mathematical Programming Models and Methods for Production Planning and Scheduling», in Handbooks in OR 6-MS, Volume 4, edited by S. C. Graves et al. Amsterdam: Elsevier.
- Shapiro, J. E, V. M. Singhal, and S. N. Wagner 1993., «Optimizing the Value Chain», Interfaces, 25, 102−117. Sipper, D., and R. L. Bulfin [1997], Production: Planning, Control, Integration. New York: McGraw-Hill.
- Stock, J. R., and D. M. Lambert 1987., Strategic Logistics Management, 2d ed. Homewood, 111: Richard D. Irwin and Company.
- Wernerfelt, В., 1984., «A Resource Based View of the Firm», Strategic Management Journal, 5,171−180.