Совершенствование финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в Российской Федерации
Не менее важным представляется и повышение эффективности расходов на фундаментальные научные исследования. Для реализации этой задачи необходимо: создать систему качественных и количественных показателей результатов научных исследованийввести динамические составляющие эффективности, к которым целесообразно отнести динамику результатов (Е3), динамику рентабельности (Ес) и динамику степени… Читать ещё >
Содержание
- 1. Методологические основы финансового обеспечения фундаментальных научных исследований
- 1. 1. Экономические предпосылки финансового обеспечения фундаментальных научных исследований
- 1. 2. Теоретические подходы к финансированию фундаментальных научных исследований
- 1. 3. Зарубежный опыт финансирования фундаментальных научных исследований
- 2. Механизм финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в Российской Федерации
- 2. 1. Анализ расходов федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований
- 2. 2. Инструменты финансового обеспечения фундаментальных научных исследований
- 2. 3. Анализ методик оценки эффективности расходов на фундаментальные научные исследования
- 3. Разработка модели финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в Российской Федерации
- 3. 1. Характеристика модели финансового обеспечения фундаментальных научных исследований
- 3. 2. Развитие методики оценки эффективности расходов на фундаментальные научные исследования
Совершенствование финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Развитие российской экономики на ближайшую и долгосрочную перспективу связано с построением инновационной модели хозяйства. Важнейшим фактором перехода к инновационной экономике является сильная фундаментальная наука. Фундаментальные научные исследования позволяют расширять научно-технологическую базу, создавать предпосылки для проведения прикладных научных исследований и появления на их основе новых знаний и технологий в производстве и управлении.
Анализ существующего в Российской Федерации механизма финансового обеспечения фундаментальных научных исследований свидетельствует о несовершенстве методологической основы его функционирования. Недоучет содержательных характеристик финансового обеспечения фундаментальных научных исследований приводит к снижению качества текущего и перспективного планирования объемов бюджетных ассигнований и внебюджетного финансирования по данному направлению расходов.
Современный уровень проработанности экономических предпосылок финансового обеспечения фундаментальных научных исследований не позволяет устранить неоднозначности, а в отдельных случаях и противоречивости подходов к организации финансового обеспечения фундаментальных исследований как особого вида научной деятельности. Требуется дополнение общеэкономического обоснования необходимости поддержки научно-технического прогресса теоретическими подходами к финансовому обеспечению научной сферы.
В описании инструментов финансового обеспечения фундаментальных научных исследований отсутствует системная взаимосвязь, не раскрываются методики планирования и осуществления расходов на фундаментальные исследования, не приводится порядок оценки эффективности расходов. На практике имеет место разрозненность в отдельных действиях по внедрению инструментов финансового обеспечения фундаментальных исследований. При планировании и финансировании расходов федерального бюджета не учитываются особенности данного вида научной деятельности.
Реалистичность оценки эффективности финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в значительной степени определяется системой показателей эффективности расходов по данному направлению. Следствием ограниченности применяемых в российской практике показателей эффективности расходов на фундаментальные исследования является низкое качество текущего и перспективного финансового планирования в научной сфере. Бюджетное планирование этой группы расходов слабо увязано с целями и задачами социально-экономического развития.
Степень разработанности проблемы. Эффективная организация и финансирование научных исследований в течение длительного периода времени являются предметом исследований ученых и экономистов. Вклад научно-технического прогресса в экономическое развитие являлся предметом изучения отечественных ученых: Л. И. Абалкина, А. Е. Варшавского, Ю. М. Воронина, С. Ю. Глазьева, В. И. Громеки, Л. В. Канторовича, Н. Д. Кондратьева, Е. А. Лебедевой, Д. С. Львова С.Г. Струмилина и др. Проблемы финансирования научной деятельности широко исследовались за рубежом, в работах Ф. Агиона, Э. Денисона, С. Кляйна, А. Маршалла, Н. Розенберга, П. Ромера, Р. Солоу, Дж. Хикса, П. Ховитта и других ученых. Некоторые аспекты финансового обеспечения научных исследований освещены в публикациях отечественных (И.Г. Дежиной, A.M. Ерошкина, Е. Р. Рудцкой, Е. В. Семенова, Е. Ю. Хрусталева, С. А. Цыганова и др.) и зарубежных (Р. Аткинсона, Б. Годэна, Дж. Калверт, Б. Мартина, К. Пэвитта, А. Сэлтера и др.) экономистов.
В имеющихся публикациях проводится изучение только отдельных инструментов и механизмов финансирования фундаментальных научных исследований. Необходимость совершенствования методологии и инструментов финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, методики планирования и осуществления расходов на фундаментальные исследования, оценки эффективности расходов, а также ряда других нерешенных и дискуссионных вопросов, существенных для создания в Российской Федерации мощного научного потенциала, обусловили постановку цели исследования и определение его задач.
Целью диссертации является разработка комплекса теоретических и методических положений по совершенствованию финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в Российской Федерации и повышению эффективности использования финансовых ресурсов в научной сфере.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— определить содержательные характеристики финансового обеспечения фундаментальных научных исследований;
— сформировать теоретические подходы к финансовому обеспечению фундаментальных научных исследований;
— разработать модель финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в Российской Федерации;
— усовершенствовать систему показателей эффективности расходов на фундаментальные научные исследования.
Объектом исследования являются финансовые отношения в сфере фундаментальных научных исследований.
Предметом исследования являются теоретические и организационно-правовые аспекты финансового обеспечения фундаментальных научных исследований.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования послужили научные монографии и публикации отечественных и зарубежных ученых в области финансов научных исследований, организации и финансирования фундаментальных исследований, управления научной сферой. В работе использовались федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств, агентств, служб, регламентирующие организацию и финансирование научных исследований в Российской Федерации. Использовались также материалы научных конференций и семинаров, публикации в периодических изданиях и материалы, размещенные в сети Интернет.
Методологические основы исследования составляют общие принципы диалектического подхода, а также применяемые методы научного познания: эмпирическое исследование, сравнительный анализ, синтез теоретического и практического материала, финансовое моделирование. При обработке и систематизации статистической информации использовались методы классификации, группировки, вертикальный и горизонтальный анализ. Фактический материал проиллюстрирован диаграммами, таблицами, схемами.
Информационно-статистическую базу диссертации составили данные Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской статистической службы, Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии наук, отраслевых академий наук.
Диссертация выполнена в соответствии с п. 1.9 и 2.18 Паспорта специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит (экономические науки).
Научная новизна диссертации состоит в теоретическом и методическом обосновании модели финансового обеспечения фундаментальных научных исследований с целью его совершенствования и повышения эффективности использования финансовых ресурсов в научной сфере.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
1. Уточнены содержательные характеристики финансового обеспечения фундаментальных научных исследований как вида научной деятельности, к которым относятся: наличие широкого перечня исполнителей фундаментальных научных исследований — получателей финансовых ресурсовмногообразие инструментов финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, видов и форм предоставления финансовых ресурсовмножественность источников финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, включающих бюджетные и внебюджетные средствадолгосрочность финансового планирования и проведения оценки эффективности расходов на фундаментальные научные исследования, вытекающая из длительности фундаментальных научных проектов.
2. Сформированы теоретические подходы к финансовому обеспечению фундаментальных научных исследований с учетом его содержательных характеристик (ньютоновский, джефферсонский, бэконовский), позволяющие научно обосновать выбор основных направлений расходования средств, уточнить приоритеты и структуру расходов бюджета на фундаментальные научные исследования, применяемые инструменты финансового обеспечения и формы предоставления финансовых ресурсов.
3. Разработана модель финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в Российской Федерации, концептуальной основой которой является джефферсонский подход, а основными инструментами финансового обеспечения — программное финансирование деятельности научных организаций, контрактное финансирование и гранты.
4. Разработаны предложения по развитию системы показателей эффективности расходов на фундаментальные научные исследования, включающие порядок определения непосредственных и конечных результатов исследований, их комплексную оценку с использованием динамических составляющих эффективности, а также алгоритмы применения системы показателей для каждого из инструментов финансового обеспечения фундаментальных исследований.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертации состоит в развитии финансов научной сферы, методологических основ финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, формировании современного подхода к определению его содержания и процедур в соответствии с задачами современной государственной социально-экономической политики и выработанными критериями эффективного управления расходами на фундаментальные научные исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в диссертации теоретические положения и предложенные инструменты, методики, а также комплекс мероприятий по совершенствованию механизма управления расходами на фундаментальную науку, внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты ориентированы на использование органами государственной власти в процессе реализации научно-технической политики в Российской Федерации.
Практическое значение имеют:
— методические рекомендации федеральным органам государственной власти по развитию инструментов финансового обеспечения фундаментальных научных исследований на основе разработанной модели;
— предложения по совершенствованию структуры расходов федерального бюджета на фундаментальные научные исследования с учетом разработанных инструментов финансового обеспечения;
— алгоритмы оценки эффективности финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, в том числе рекомендации по использованию показателей эффективности в процессе планирования, исполнения и контроля за расходованием средств на фундаментальные научные исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседании круглого стола в ходе научной дискуссии по теме «Модернизация государственных и муниципальных финансов: необходимость, пути, последствия» (Москва, Финансовый университет, 14 апреля 2011 г.) — XII Всероссийской НПК молодых ученых, аспирантов и студентов с международным участием «Молодежь. Образование. Экономика» (г. Ярославль, Ярославский филиал МЭСИ, 28 апреля 2011 г.) — III МНПК «Проблемы современной экономики» (г. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 17 мая 2011 г.) — XXII и XXV МНПК «Актуальные вопросы экономических наук» (г. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 16 ноября 2011 г. и 21 мая 2012 г.) — I МНПК «Научные итоги 2011 года: достижения, проекты, гипотезы» (г. Новосибирск, Центр развития научного сотрудничества, 26 декабря 2011 г.) — VII МНПК «Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации» (г. Саратов, Саратовский государственный социально-экономический университет, 26 ноября 2012 г.).
Диссертация выполнена в рамках научно-исследовательских работ Финансового университета в соответствии с Государственным заданием на 2012 г. и плановый период 2013;2014 гг. по теме «Институты совершенствования финансирования инновационных и инвестиционных процессов модернизации российской экономики».
Результаты исследования используются в практической деятельности аудиторского направления по контролю расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру, спорт и средства массовой информации Счетной палаты Российской Федерации. В частности, методика оценки эффективности расходов федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований применяется при оценке результативности финансирования деятельности научных учреждений государственных академий наук, Российского фонда фундаментальных исследований в рамках программы фундаментальных научных исследований. В процессе осуществления контроля за внедрением программного метода планирования расходов федерального бюджета на научные исследования направлением по контролю расходов федерального бюджета на науку, образование, культуру, спорт и средства массовой информации Счетной палаты Российской Федерации применяются предложения по управлению расходами федерального бюджета на фундаментальные научные исследования, что обеспечивает повышение эффективности государственного финансового контроля в научной сфере.
Материалы диссертации используются кафедрой «Государственные и муниципальные финансы» Финансового университета в преподавании учебных дисциплин «Государственные и муниципальные финансы» и «Государственные и муниципальные расходы».
Публикации. По теме диссертации опубликованы восемь работ общим объемом 4,41 п.л. (весь объем авторский), в том числе три работы авторским объемом 2,28 п.л. опубликованы в журналах, определенных ВАК Минобрнауки России.
Структура и объем диссертации
Структура диссертационной работы соответствует цели и задачам исследования. Диссертация включает введение, три главы, заключение, библиографический список из 142 наименований. Основной текст диссертации изложен на 153 страницах, содержит 28 таблиц и 22 рисунка.
Заключение
.
Совершенствование финансового обеспечения фундаментальных научных исследований нацелено на реализацию государственной социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу, связанной с переходом от ресурсной экономической модели к инновационной, что на стратегическом уровне предполагает широкое использование достижений науки и техники для целей общественного воспроизводства.
Важнейшим этапом построения инновационной модели является наличие сильного научного потенциала, прежде всего в сфере фундаментальных научных исследований. Анализ работ ведущих отечественных и зарубежных ученых показал, что имеется прямая зависимость между уровнем развития науки и экономическим благосостоянием государства. Эта зависимость представлена двумя моделями: линейной моделью научно-технического прогресса и моделью национальных инновационных систем. В настоящее время более распространенной является модель национальных инновационных систем, основной принцип построения и функционирования которой заключается в системном взаимодействии секторов промышленности, науки, образования и государства.
В ходе исследования было установлено, что фундаментальный исследовательский сектор играет очень важную роль в процессе перехода к инновационной модели экономического развития, поскольку генерирует знания, обусловливающие качественно новые подходы в науке и технике и дающие возможность совершить скачок в научном развитии, открывает новые горизонты для прикладных исследований и последующих опытно-конструкторских разработок. Исходя из этого, можно утверждать, что без стабильной финансовой поддержки фундаментальной науки на сегодняшний день невозможно инновационное развитие ни одной страны.
В то же время для успешной организации и финансирования фундаментальных научных исследований важно учитывать следующие их неотъемлемые особенности, определенные в диссертации:
— наличие широкого круга исполнителей — получателей финансовых ресурсов на проведение исследований;
— многообразие инструментов финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, видов финансовых отношений исполнителей с заказчиками и форм предоставления финансовых ресурсов;
— множественность источников финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, включающих бюджетные и внебюджетные средства;
— долгосрочность финансового планирования расходов на фундаментальные исследования и стабильность применяемых инструментов финансирования;
— динамичность, растянутость во времени оценки эффективности расходов бюджета и внебюджетных средств на фундаментальные исследования.
Сформулированные особенности финансового обеспечения фундаментальных научных исследований обусловливают наличие ряда методологических проблем, связанных с:
1) поиском оптимального соотношения между бюджетными и внебюджетными источниками финансового обеспечения, различными инструментами финансового обеспечения фундаментальных исследований;
2) необходимостью совершенствования форм предоставления финансовых ресурсов, развития финансовых отношений заказчиков и исполнителей работ, а также создания стимулов для расширения внебюджетной поддержки фундаментальных исследований;
3) сложностью планирования финансовых ресурсов в научной сфере и проведения текущей оценки эффективности расходов на фундаментальные исследования;
4) необходимостью поиска объективных показателей результатов фундаментальных исследований и разработки методики оценки эффективности данной группы расходов федерального бюджета и внебюджетных средств.
Проблемы финансового обеспечения фундаментальных научных исследований требуют разрешения на методологическом и практическом уровнях. Решение указанных проблем на теоретическом уровне предполагает выработку концептуальной основы финансового обеспечения фундаментальных научных исследований, с целью чего в диссертации разработаны и предложены теоретические подходы к финансированию фундаментальных исследований — ньютоновский, бэ-коновский и джефферсонский.
На практическом и организационно-правовом уровне применение методологических подходов к финансированию фундаментальных исследований призвано:
— обеспечить соответствие направлений и структуры расходов на фундаментальные научные исследования стратегическим и тактическим целям инновационного развития;
— обеспечить обоснованное и эффективное использование средств, направляемых на фундаментальные научные исследования, а также своевременное исполнение соответствующих расходных обязательств;
— качественно оценить возможные риски в процессе планирования и текущего управления финансовыми ресурсами, направляемыми на фундаментальные научные исследования, связанные с экономической нестабильностью, долгосрочным характером исследований, возможным неудачным исходом самих научных работ и др.;
— обеспечить прозрачность и открытость финансового обеспечения фундаментальных научных исследований.
На основе теоретических подходов к финансированию фундаментальных исследований и с учетом практических требований в диссертации была разработана и предложена современная модель финансирования фундаментальных исследований. Сформулированные в работе принципы построения данной модели отражают наиболее характерные черты организации сложных систем, к которым можно отнести и национальную инновационную систему России. Эти ключевые принципы включают в себя целенаправленность (или целеполагание), открытость, динамичность, феноменологичность и масштабность системы оценки результативности и эффективности.
В качестве основных инструментов финансирования фундаментальных научных исследований в современной модели предлагается использовать программное финансирование научных организаций, финансирование отдельных научных проектов посредством предоставления грантов и контрактное финансирование. Предлагаемая модель финансирования, таким образом, является многоканальной. Ее внедрение будет способствовать решению важнейших задач как в сфере модернизации системы финансового обеспечения отечественной фундаментальной науки в среднесрочной и долгосрочной перспективе, так и решению текущих задач по практической реализации проводимой в настоящее время бюджетной реформы в части перехода к программному формату бюджета в сфере научных исследований. Будет повышена прозрачность расходов на научные исследования и достигнута высокая степень открытости информации для внешних пользователей и населения.
В то же время анализ, проведенный в диссертации, свидетельствует, что существующая практика финансирования научных исследований в России, а также действующая законодательная и нормативно-правовая база не создает необходимой основы для полноценного внедрения и функционирования современной модели финансового обеспечения фундаментальных научных исследований:
— отсутствует четко сформулированная на государственном уровне концепция научного развития России на долгосрочную перспективу, увязанная по срокам, объемам финансирования и исполнителям с научными программами и с планами научных работ каждой научной организации и научного коллектива и находящая отражение в проводимой бюджетной политике Российской Федерации в краткосрочном и среднесрочном периоде;
— сохраняется высокая доля расходов федерального бюджета с использованием малоэффективных инструментов финансирования фундаментальных научных исследований, в то же время имеет место крайне низкая доля современных прогрессивных инструментов финансового обеспечения научной деятельностипрограммного финансирования деятельности научных организаций и финансирования посредством выделения грантов;
— отсутствует методологическое и правовое описание научных программ: их определения, структуры, порядка составления, сроков разработки и принятия, характера финансового контроля за их исполнением, предоставляемой отчетности и др;
— не определены понятия эффективности расходов на фундаментальные научные исследования, не сформирована база для оценки такой эффективности и применения ее результатовпрактически не регулируются вопросы мотивации субъектов научной деятельности к повышению результативности расходовсодержится крайне ограниченный набор норм, касающихся мониторинга и оценки качества управления расходами на фундаментальные исследования.
Исходя из обозначенных проблем в качестве одного из основных направлений совершенствования финансового обеспечения фундаментальных научных исследований необходимо повышение качества планирования расходов на фундаментальные исследования за счет улучшения обоснованности, конкретности и четкости в постановке целей и задач, определяющих объемы расходов и использования соответствующих финансовых инструментов — прежде всего, программного финансирования и грантов.
Для этого необходимо: осуществить взаимоувязку стратегического и бюджетного планирования путем отражения в стратегических документах научно-технического развития объемов затрат на реализацию мероприятий в сфере науки и технологийчетко определить понятие целевой ориентации финансового обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельностиразработать научные программы, отвечающие требованиям времени и задачам, поставленным в рамках инновационного и научного развития Россииусовершенствовать механизм грантовой поддержки научных исследованийобозначить новые инструменты финансирования научных исследований — программное финансирование, контрактное финансирование и гранты — в качестве инструментов финансового обеспечения субъектов научной деятельности.
Не менее важным представляется и повышение эффективности расходов на фундаментальные научные исследования. Для реализации этой задачи необходимо: создать систему качественных и количественных показателей результатов научных исследованийввести динамические составляющие эффективности, к которым целесообразно отнести динамику результатов (Е3), динамику рентабельности (Ес) и динамику степени выполнения научных программ (Еа) — закрепить систему показателей результатов и динамических составляющих эффективности в научных программахрасширить методику экспертной оценки научных проектов, а также активно использовать показатели эффективности при формировании и исполнении бюджета по расходам на научные исследования в очередном финансовом году и плановом периоде.
Комплексная реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность расходования средств на фундаментальные научные исследования, что станет важной предпосылкой для перехода к инновационной экономике, создания условий для интенсивного экономического развития, снижения зависимости от внешней экономической конъюнктуры, повышения качества и уровня жизни граждан, роста конкурентоспособности отечественной продукции и укрепления статуса Российской Федерации как ведущей научной державы.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.1. Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. 4.2. Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
- О науке и государственной научно-технической политике. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ.
- О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
- О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ.
- О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-Ф3.
- О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Федеральный закон от 30.11.2011 № 371 -ФЗ.
- О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ.
- Об исполнении федерального бюджета за 2007 год. Федеральный закон от0312.2008 № 228-ФЗ.
- Об исполнении федерального бюджета за 2008 год. Федеральный закон от2812.2009 № 382-Ф3.
- Об исполнении федерального бюджета за 2009 год. Федеральный закон от0310.2010 № 255-ФЗ.
- Об исполнении федерального бюджета за 2010 год. Федеральный закон от0710.2011 № 272-ФЗ.
- Об исполнении федерального бюджета за 2011 год. Федеральный закон от0210.2012 № 151-ФЗ.
- О бюджете города Москвы на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Закон города Москвы от 07.12.2011 № 62.
- О долгосрочной государственной экономической политике. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596.
- О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599.
- О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых кандидатов и докторов наук. Указ Президента Российской Федерации от 09.02.2009 № 146.
- О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013—2015 годах. М., 28.06.2012.
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012—2014 годах. М., 29.06.2011.
- Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Письмо Президента Российской Федерации от 30.03.2002 № ПР-576.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 12.11.2009.
- О мерах по повышению результативности бюджетных расходов. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249.
- О Российской академии наук. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2007 № 785.
- Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2009 № 312.
- Об утверждении устава Российского гуманитарного научного фонда. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2001 № 347.
- Об утверждении устава Российского фонда фундаментальных исследований. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 № 161.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
- Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р.
- Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 2012 годы: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 233-р.
- Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 2020 годы: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2012 № 2237-р.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
- Об утверждении аналитических ведомственных целевых программ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.11.2007 № 283.
- Бюджетная стратегия на период до 2023 года (разработана Министерством финансов Российской Федерации от 25.08.2008).
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2011−2013 годы, декабрь 2010.
- Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу: проект Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2008.
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).
- Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления / Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1987. — 189 с.
- Варшавский А.Е. Научно-технический прогресс в моделях экономического развития: методы анализа и оценки / А. Е. Варшавский. М.: Финансы и статистика, 1984. — 208 с.
- Воронин Ю.М. Бюджетная система Российской Федерации: вопросы теории и практики / Ю. М. Воронин. С.Пб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2011. — 864 с.
- Воронин Ю.М. Россия: экономический рост / Ю. М. Воронин, А. З. Селезнев, Л. Г. Чередниченко. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2004. — 312 с.
- Глазьев С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования / С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, Г. Г. Фетисов. -М.: Наука, 1992.-208 с.
- Громека В.И. США: наука и образование / В. И. Громека, В. И. Масленников, В. А. Федорович, Л. Д. Филиппова. М.: Издательство «Наука», 1974. — 482 с.
- Калабеков И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах / И. Г. Калабеков / издание второе, переработанное и дополненное. М.: РУСАКИ, 2010. — С. 188−201, 510−515.
- Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды / Н. Д. Кондратьев, Ю. В. Яковец, Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 2002. — 767 с.
- Лебедева Е.А. США: государственное воздействие на научно-технический прогресс / Е. А. Лебедева. М.: Издательство «Наука», 1972. — 216 с.
- Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. 6-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 680 с.
- Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том 1. Книга 1. Процесс производства капитала / К. Маркс. М.: Политиздат, 1983. — 905 с.
- Политика США в области науки / под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Издательство «Прогресс», 1971. -410 с.
- Паспорт Программы инновационного развития ОАО «АК «Транснефть» до 2017 года. М.: Открытое акционерное общество «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть», 2011. — 21 с.
- Программа инновационного развития ОАО «Газпром» до 2020 года. М.: Открытое акционерное общество «Газпром», 2011. — 386 с.
- Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева / 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. -512 с.
- Россия в цифрах. 2010: Краткий статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2010. — 558 с.
- Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2011. — 581 с.
- Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. Третье издание // Совместная публикация ОЭСР и Евростата. 2006. — 192 с.
- Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда / под ред. д.э.н. М. Я. Сонина. -М.: Издательство «Наука», 1982. 472 с.
- США: промышленные корпорации и научные исследования / под ред. И. Д. Иванова. М.: Издательство «Наука», 1975. — 466 с.
- Финансы: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с.
- Акаев А. О стратегии интегрированной модернизации экономики России до 2025 года / А. Акаев // Вопросы экономики. 2012. — № 4. — С. 97−116.
- Ашихмина O.A. Венчурное финансирование в России: проблемы и перспективы / O.A. Ашихмина, H.A. Яцкина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. — № 8. — С. 42−46.
- Варшавский А.Е. Проблемы науки и ее результативность / А. Е. Варшавский // Вопросы экономики. 2011. -№ 1. — С. 151−157.
- Воронин Ю.М. Развитие научного потенциала инновационного типа и роль государственных научных центров / Ю. М. Воронин // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 3. — С. 83−92.
- Воронин Ю.М. Состояние и условия эффективного воспроизводства научного потенциала страны / Ю. М. Воронин // Проблемы прогнозирования. 2003. -№ 4.-С. 84−101.
- Голиченко О.Г. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения / О. Г. Голиченко // Вопросы экономики. — 2010. -№ 8.-С. 41−53.
- Дежина И.Г. Инструменты бюджетного финансирования науки в России / И. Г. Дежина // Инновации. 2006. — № 7. — С. 71−79.
- Дежина И.Г. Оценка состояния и проблемы обновления материальной базы науки в России / И. Г. Дежина // Инновации. 2008. — № 1. — С. 63−68.
- Дежина И. Оценка состояния уникальной исследовательской инфраструктуры России / И. Дежина, Н. Шелюбская // Мировая экономика и международные отношения.-2011. -№ 10.-С. 30−39.
- Детков A.A. Анализ инновационного развития как процесса перехода от низкого к более высокому технологическому укладу / A.A. Детков // Экономический анализ: теория и практика. 2010. — № 39. — С. 84−89.
- Диденко Д. Инновационное и догоняющее развитие: две стратегии модернизации российской интеллектуалоемкой экономики / Д. Диденко // Экономическая политика. -2011. -№ 1,-С. 158−169.
- Ерошкин A.M. Механизмы государственной поддержки инноваций: зарубежный опыт / A.M. Ерошкин // Мировая экономика и международные отношения. 2011. — № 10. — С. 21−29.
- Ерошкин A.M. Современные тенденции финансирования инноваций в ведущих зарубежных странах / A.M. Ерошкин // Экономический анализ: теория и практика. 2011. — № 21. — С. 54−66.
- Зайцев В.К. Инновационная система Японии: реформы и современные возможности / В. К. Зайцев // Мировая экономика и международные отношения. -2010. -№ 12.-С. 3−14.
- Ильменская Е.М. Методы и программно-математический инструментарий оценки и стимулирования научного труда / Е. М. Ильменская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. — № 1. — С. 32−39.
- Караваева A.B. Оценка уровня инновационной активности в сфере интеллектуальной деятельности и пути его повышения / A.B. Караваева // Экономический анализ: теория и практика. 2010. — № 39. — С. 77−83.
- Китова Г. А. Интеграция науки и образования в экономике знаний / Г. А. Ки-това, Т. Е. Кузнецова // Информационное общество. 2005. — № 5. — С. 32−36.
- Клавдиенко В.П. Финансирование рамочных программ научных исследований и технологического развития: опыт стран членов Европейского союза / В. П. Клавдиенко // Финансы и кредит. — 2010. — № 31. — С. 17−22.
- Князев С.А. Инновационный потенциал малых инновационных предприятий, создаваемых при высших учебных заведениях / С. А. Князев, О. П. Апарина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. — № 31. — С. 67−71.
- Лапо В.Ф. Динамика и эффективность НИОКР в России в постреформенный период / В. Ф. Лапо // Вопросы статистики. 2011. — № 7. — С. 43−50.
- Ларин С.Н. Пути совершенствования механизмов независимой экспертизы и финансовой поддержки инициативных научных исследований / С. Н. Ларин, Е. В. Жилякова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. — № 35. -С. 11−20.
- Логинова Е.В. Анализ кадрового потенциала российской науки в аспекте возможностей реализации модернизационной парадигмы / Е. В. Логинова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. — № 26. — С. 40−51.
- May В. А. Экономическая политика 2010 года: в поисках инноваций / В.А. May // Вопросы экономики. 2011. — № 2. — С. 4−22.
- Мингазова Ч.Ф. Наука и образование фундамент «экономики знаний» / Ч. Ф. Мингазова // Вестник Казанского ГАУ. — 2010. — № 1. — С. 37−40.
- Михайлова Н.А. Проблемы и перспективы управления развитием инфраструктуры инновационной деятельности / Н. А. Михайлова, B.C. Кортунова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. — № 31. — С. 49−53.
- Нехорошев Ю.С. Характер экономической структуры в постиндустриальном обществе / Ю. С. Нехорошев, О. Ю. Корнева // Экономический анализ: теория и практика. 2011. — № 11. — С. 2−6.
- Никонов Д.В. Финансирование инноваций в России. Эффективность налогового стимулирования исследований и разработок / Д. В. Никонов // Финансовый журнал. 2009. — № 2. — С. 89−98.
- Павлов К.В. Государственное регулирование инновационной деятельности как важнейшего фактора интенсификации производства / К. В. Павлов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. — № 35. — С. 34−44.
- Петровский В.П. Бренд научного учреждения как измеритель стоимости научно-технической продукции / В. П. Петровский // Экономический анализ: теория и практика.-2011. -№ 36.-С. 41−51.
- Плотников Н.В. Специфика науки в вузе / Н. В. Плотников // Современные исследования социальных проблем. 2010. — № 2. — С. 73−74.
- Попов Г. Ю. О методологических подходах к определению показателей технологического развития экономики / Г. Ю. Попов // Вопросы статистики. 2011. -№ 7.-С. 50−58.
- Попов Е.В. Влияние трансакционных издержек на результативность научной деятельности / Е. В. Попов, М. В. Власов, Н. В. Орлова // Экономический анализ: теория и практика. 2010. — № 19. — С. 21−24.
- Путин В.В. О наших экономических задачах / В. В. Путин // Ведомости. -30.01.2012. -№ 15.
- Рудцкая Е.Р. Конкурсное финансирование начальных этапов инновационной деятельности / Е. Р. Рудцкая, Е. Ю. Хрусталев, С. А. Цыганов // Аудит и финансовый анализ. 2009. — № 2. — С. 1−12.
- Семенов Е.В. Необходимость, сценарии и варианты реформирования российского научного комплекса / Е. В. Семенов // Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. — № 2−3. — С. 215−246.
- Семенов Е.В. Сценарии и варианты реформирования российской науки / Е. В. Семенов // Власть. 2007. — № 3. — С. 13−24.
- Тупчиенко В.А. Международные сопоставления развития науки и инноваций / В. А. Тупчиенко // Экономический анализ: теория и практика. 2011. — № 5. — С. 8−15.
- Хрусталев Е.Ю. Финансово-экономический анализ инновационно ориентированных конкурсов Российского фонда фундаментальных исследований / Е. Ю. Хрусталев, С. А. Цыганов, Е. Р. Рудцкая // Экономический анализ: теория и практика. 2012. — № 3. — С. 2−10.
- Чалдаева Л.А. Инновационное развитие российской экономики: стимулы и факторы роста / Л. А. Чалдаева // Финансы и кредит. 2010. — № 45. — С. 2−5.
- Чубайс А.Б. Инновационная экономика в России: что делать? / А. Б. Чубайс // Вопросы экономики. 2011. — № 1. — С. 120−126.
- Шилов А. Инновационная экономика: наука, государство, бизнес / А. Шилов // Вопросы экономики. 2011. — № 1. — С. 127−137.
- Шульгина И.В. Экономико-статистический анализ ресурсного обеспечения деятельности Российской академии наук / И. В. Шульгина // Вопросы статистики. -2011. -№ 7. -С. 85−93.
- Якушев А.Ж. Анализ состояния научно-исследовательского сектора экономики России как базы перехода к инновационной экономике / А. Ж. Якушев, М. А. Князева, Н. В. Смирнова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2010.-№Ю.-С. 43−49.
- Яньшина М.Н. Применение системного подхода для оценки инновационного потенциала российской экономики / М. Н. Яньшина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. — № 34. — С. 11−17.
- Atkinson R. Why federal funding for basic research is important / San Diego Union-Tribune. 2000. — pp. 1−2.
- Branscomb L., Holton G., Sonnert G. Science for society. Cutting-edge basic research in the service of public objectives: a blueprint for an intellectually bold and socially beneficial science policy. 2000. — 94 pp.
- Federal research and development funding: FY2010 CRS report for Congress / Congressional Research Service, 2010. — 60 pp.
- Funding science and technology. Who pays? Who benefits? / The Royal Society of Chemistry (London), 2006. 8 pp.
- Hichs J. A 'Value and Capital' Growth Model / Review of Economic Studies. -1959.-N26.-pp. 159−173.
- Kanninen S., Lemola T. Methods for evaluating the impact of basic research funding / The Academy of Finland, 2006. 99 pp.
- Martin B., Salter A. The economic benefits of publicly funded basic research: a critical review / Research Policy. N30. — 2001. — pp. 509−532.
- Martin B., Salter A. «The relationship between publicly funded basic research and economic performance» / University of Sussex, 1996. 75 pp.
- Martin B. The use of multiple indicators in the assessment of basic research / Scientometrics. -N3. 1996. — pp. 343−362.
- Methods in the evaluation of publicly funded basic research: a review for OECD / Brighton (UK): Technopolis Ltd., 1998. 35 pp.
- National Science Foundation report on efficiency of grant size and duration. Principal investigator FY2001 grant award survey and institutional survey // Mathematica Policy Research, Inc. 2001. — 76 pp.
- OECD (1994) The Measurement of Scientific and Technical Activities: Proposed Standard Practice for Surveys of Research and Experimental Development. Paris: OECD, 1994.
- Pavitt K. What makes basic research economically useful? / Research Policy. -N20, — 1991.-pp. 109−119.
- Rosenberg N., Nelson R. American universities and technical advance in industry / Research Policy. N23. — 1994. — pp. 48−323.
- Science, technology and innovation in Europe, 2009 edition / Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2009. pp. 19−30.
- Science, technology and innovation in Europe, 2010 edition / Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2010. pp. 41−54.
- Science, technology and innovation in Europe, 2012 edition / Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2012. pp. 25−36.
- Senker J. European Comparison of Public Research Systems / Report prepared for the European Commission. SPRU, Sussex. 1999.
- The Pivotal Role of Government Investment in Basic Research / Prepared by the Majority Staff of the Joint Economic Committee. 2010. — pp. 1−4.
- Wolfe D. A., Innovations and research funding: the role of government support / University of Toronto (Canada), 2005. 32 pp.
- Бабицкий А. Найден бозон Хиггса «частица Бога» ценой $ 10 млрд. / А. Бабицкий // Forbes. — 2012. — Электронный ресурс., — Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehno-column/tehnologii/83 918-idealnyi-eksperiment.
- Данные Европейской статистической службы. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/science technologyinnovation/data/database.
- Индекс цитирования инструмент, а не цель / В. В. Козлов, Н.В. Мотроши-лова, беседу ведет С. Шаракшанэ, 2011. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews. aspx? id=e0587895−686c-42af-9e4e334071 d0be06#content.
- Квантовый светоч: история одного из самых важных изобретений XX века -лазера / А. Левин // Популярная механика. 2006. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.webcitation.org/61AmFZljR.
- Мазуренко С.Н. Модернизация невозможна без ученых / С. Н. Мазуренко // Бюджет. 2012. — № 1. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http ://buj et.ru/article/169 493 .php.
- Наука России в цифрах. 2011 М.: ЦИСН, 2011 — Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.csrs.ru/statis/sc/sc2011htm.
- Нужна ли России наука? / А. Г. Забродский, беседу ведет С. Шаракшанэ, 2012. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=c3b69046−968e-4d 1 а-9 832 631 771 al 3e52#content.
- Паспорт программы инновационного развития ОАО «Холдинг «МРСК» на 2011−2016 гг. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.holding-mrsk.ru/investment/science/tech/doc/Pasportpir.pdf.
- Программа инновационного развития ОАО «РусГидро» / М. Козлов, презентация на Рабочей группе 13.04.2011. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rushydro.ru/upload/iblock/704/prezaPIR.pdf.
- Российской науке нужны не деньги, а задачи / В. П. Ващенко, беседу ведет Е. И. Колнооченко // Бюджет. 2010. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://bujet.ru/article/110 197.php.
- Секрет инновационного прорыва в создании особой атмосферы / К.В. Бес-четнов, беседу ведет Е. И. Колнооченко // Бюджет. — 2010. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://bujet.ni/article/l 10 203.php.
- Шестой технологический уклад / E.H. Каблов, акад., беседу ведёт Б. Руденко // Наука и жизнь. 2010. — № 4. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.nkj .ru/archive/articles/17 800/.