Анализ влияния конкурентоспособности на развитие страны
Также существует экспертный метод оценки конкурентоспособности страны. Он основан на организации работы со специалистами-экспертами и обработке мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решения. Оценки группы экспертов рассматривают как совокупность независимых одинаково распределённых случайных величин со значениями… Читать ещё >
Анализ влияния конкурентоспособности на развитие страны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа по дисциплине «Экономика развития»
на тему: «Анализ влияния конкурентоспособности на развитие страны»
Оглавление Введение Глава 1. Методика анализа международной конкурентоспособности страны как фактора её социально-экономического развития
1.1 Особенности оценки уровня и темпов социально-экономического развития страны
1.2 Понятие и методы оценки международной конкурентоспособности
1.3 Анализ теоретических взглядов и эмпирических подходов к оценке влияния конкурентоспособности на развитие страны Глава 2. Эконометрическая оценка влияния уровня международной конкурентоспособности стран мира на их развитие
2.1 Межстрановый анализ уровня конкурентоспособности стран мира
2.2 Особенности влияния текущего уровня международной конкурентоспособности РФ на темпы развития отечественной экономики
2.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности как фактора социально-экономического развития Заключение
Cпиcок иcпользованныx иcточников
«Россия должна стать конкурентоспособной» — этот призыв довольно часто мы слышим от российских политиков. Из чего можно сделать вывод о том, что вопросы экономического развития и конкурентоспособности страны стали на сегодняшний день очень важными для Российской Федерации, так как выполнить задачу по повышению ВВП возможно только в случае повышения конкурентоспособности страны.
Цель данной курсовой работы — проанализировать влияние уровня международной конкурентоспособности страны на темпы её социально-экономического развития.
Для достижения указанной цели автором были поставлены и решены следующие задачи:
— раскрыта сущность конкурентоспособности;
— рассмотрены показатели конкурентоспособности;
— изучены методы оценки конкурентоспособности;
— проанализированы теоретические взгляды и эмпирические подходы к влиянию конкурентоспособности на развитие страны;
— проведён межстрановый анализ конкурентоспособности;
— выявлена экономическая роль конкурентоспособности в РФ;
— рассчитаны показатели конкурентоспособности и сделаны выводы.
Объектом исследования является уровень социально-экономического развития страны Предметом исследования данной работы выступает влияние уровня конкурентоспособности экономики РФ на её социально-экономическое развитие.
В последнее время, под влиянием нарастающей глобализации мировой экономики и усиления конкуренции различные стороны проблемы конкурентоспособности стали объектами научных исследований. Большое внимание в научных исследованиях уделено вопросам конкурентоспособности государств, некоторые исследования носят глубокий и комплексный характер (например, ряд работ, связанных с оценкой конкурентоспособности российских предприятий на отдельных мировых товарных рынках).
В ходе исследования автор использовал труды российских и зарубежных учёных таких, как: П. С. Завьялов, А. К. Субботин, В. Д. Щетинин, И. Н. Герчикова, И. Д. Иванов, И. С. Королёв, Э. Тоффлер и др.
Глава 1. Методика анализа международной конкурентоспособности страны как фактора её социально-экономического развития
1.1 Особенности оценки уровня и темпов социально-экономического развития страны Существует множество различных определений понятия конкурентоспособности.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3(21).С. 38−67.
Конкурентоспособность также определяют, как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42).С. 65−79.
Обладающие конкурентоспособностью объекты можно разбить на четыре группы: Статья: Конкурентоспособность России в мировом рейтинге
а) товары;
б) предприятия (как производители товаров);
в) отрасли (как совокупности предприятий, предлагающих товары или услуги);
г) регионы (районы, области, страны или их группы).
В связи с этим принято говорить о таких её видах как:
— Международная конкурентоспособность;
—Конкурентоспособность товара;
—Конкурентоспособность предприятия.
Конкурентоспособность продукции, товара, предприятия относится к микроэкономической сфере, а конкурентоспособность национальной экономики — к сфере макроэкономики.
Мы ограничимся рассмотрением международной конкурентоспособности, или иначе — конкурентоспособности страны.
С точки зрения потребителя конкурентоспособность страны оценивается уровнем качества жизни, обеспечивающегося потребителю.
С точки зрения производителя, конкурентоспособность страны определяется обеспеченностью ресурсами, их качеством и доступностью.
С точки зрения инвестора, конкурентоспособность оценивается инвестиционным климатом страны.
С позиции государства, конкурентоспособность страны определяется эффективностью использования ресурсов и платёжным балансом.
Всемирный экономический форум трактует международную конкурентоспособность как способность страны и её институтов обеспечивать постоянные темпы экономического роста, которые бы были константны в среднесрочном периоде. Центр гуманитарных технологий. Экспертно-аналитический портал.
У каждой страны структура конкурентоспособности своеобразна, так как никакое государство не может быть абсолютно конкурентоспособным во всех или хотя бы во многих отраслях. В конечном итоге страны добиваются успеха в определённых отраслях, из-за того, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее перспективными и динамичными.
Представители Всемирного экономического форума поясняют, что конкурентоспособность международных экономик определяется многочисленными факторами. Так, например, отрицательное влияние на состояние экономики оказывают: высокая инфляция и неэффективное управление государственными финансами, а положительный эффект: развитая судебная система и защита прав интеллектуальной собственности. Помимо институциональных факторов, решающее значение имеют образование и повышение квалификации рабочей силы, непрерывный доступ к новым знаниям и современным технологиям. Факторы, определяющие конкурентоспособность экономики страны, по-разному влияют на экономические системы разных стран мира в зависимости от стартовых условий и текущего уровня развития. Самоочевидно, что со временем изменяются и сами факторы.
Выделяют 12 показателей, определяющих международную конкурентоспособность Центр гуманитарных технологий. Экспертно-аналитический портал.:
— качество институтов — индивиды, компании и правительства создают материальные ценности, получают прибыль и укрепляют экономику, действуя в бизнес-среде, сформированной государственными и социальными институтами. Институты создают в стране общую деловую атмосферу, влияя тем самым в целом на конкурентоспособность. У них очень важная роль в процессе формирования механизмов распределения в обществе материальных благ. К данному фактору относят: бизнес-отношения, степень коррумпированности общества, степень регулирования бизнеса правительством, уровень бюрократизма;
— инфраструктура — данный фактор определяет географическую концентрацию деловой активности страны. Развитая инфраструктура способствует интеграции страны в мировую экономику. Иными словами, рынки функционируют эффективно и экспортно-импортная деятельность развивается благодаря налаженным системам коммуникаций, транспортного сообщения и электроснабжения;
— макроэкономическая стабильность — этот фактор имеет прямое влияние не только на развитие бизнеса в стране, но и на конкурентоспособность всей страны. Невозможно реализовать долгосрочные стратегии развития экономики при макроэкономической нестабильности. Так, при большом дефиците бюджета финансовый сектор экономики не сможет нормально функционировать;
—начальное образование и здоровье — значение уровня начального образования постоянно растёт в современной экономике. Кроме того, чтобы повысить в стране производительность труда, необходимо физическое здоровье населения. Поэтому вложения в здоровье граждан — это критичный фактор для развития всей экономики;
— высшее образование и профессиональная подготовка — странам, находящимся на высоких стадиях развития экономики и странам, собирающимся переходить на инновационный путь развития, необходим высокий уровень среднего, высшего и специального/профессионального образования;
— эффективность рынка товаров и услуг — страны, где товарные рынки эффективны, производят больший ассортимент товаров и услуг, демонстрируя усиленное потребление произведённых товаров. Деловая активность страны повышается при прозрачности совершения экспортно-импортных операций и при наличии конкуренции в данной стране. Кроме того, на эффективность товарных рынков влияют условия спроса, которые определяются уровнем развития покупательской культуры, поведения и предпочтений;
— эффективность рынка труда — рынки труда должны рационально распределять рабочую силу, обеспечивать её перемещение по различным секторам экономики, в зависимости от экономической ситуации в стране;
— развитость финансового рынка—развитый финансовый рынок содействует реализации инноваций и инвестиций в экономику страны, он необходим для того, чтобы наиболее эффективно использовать накопления денежных средств и перераспределять их;
— уровень технологического развития — технологии постоянно усложняются, совершенствуются. Соответственно возникает необходимость в быстром их освоении. Таким образом, активное использование современных технологий в стране приводит к ликвидации технологического разрыва между этой страной и страной-импортёром технологий;
— размер внутреннего рынка — влияет на производительность труда, ведь географически обширный рынок выгоден компаниям, которые используют эффект масштаба. В условиях глобализации становится не важным территориальное нахождение рынка. Таким образом, международные рынки многим компаниям заменяют внутренние рынки;
— конкурентоспособность компаний — важное условие для эффективного производства товаров и услуг;
— инновационный потенциал — нужен для устойчивого роста экономики страны. Поэтому активную инновационную деятельность следует поддерживать не только на государственном уровне, например через финансирование научных исследований, но и на уровне субъектов.
Выбор именно этих переменных обусловлен теоретическими и эмпирическими исследованиями, причём ни один фактор не в состоянии в одиночку обеспечить конкурентоспособность экономики.
Существуют также иные взгляды на показатели международной конкурентоспособности. Так, например, доктор экономических наук, профессор Абрамов В. Л. выделяет иные 12 ключевых факторов конкурентоспособности страны:
— институциональная среда;
— достигнутый уровень развития инфраструктуры;
— макроэкономическая ситуация;
— здравоохранение и образование (начальное и среднее);
— высшее и профессиональное образование;
— эффективность товарного рынка;
— эффективность рынка труда;
— уровень развития финансового рынка;
— способность экономики адаптировать существующие технологии;
— размер внутреннего рынка;
— уровень зрелости бизнеса;
— инновационный потенциал;
1.2 Понятие и методы оценки международной конкурентоспособности
Конкурентоспособность экономикипонятие многостороннее. Так, М. Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса и по совместительству признанный исследователь проблемы конкурентоспособности, утверждает, что не существует единой трактовки понятия конкурентоспособности. Он убеждён в том, что основной целью любого государства является достижение высокого и непрерывно увеличивающегося уровня жизни своего населения, а возможности её достижения зависят от производительности, которая обеспечивается эффективным использованием капитала и трудовых ресурсов. Швандар К. В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2008. № 2. С. 65 «Единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне — это производительность, т. е. объём выпуска продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала» Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 895 с., с. 168, 227.
Конкурентоспособность на макроэкономическом уровне М. Портер непосредственно связывает с производительностью труда и с жизненным уровнем нации, исходя из того, что ВВП создаётся предприятиями реального сектора экономики.
Герасимчук В.И. считает, что: «конкурентоспособность страны — это конкурентоспособность экономики, политики, специалиста и предприятия, то есть каждой составляющей социально-экономической системы». Герасимчук В. И. Научно-технические аспекты повышения конкурентоспособности национальной экономики. Проблемы функционирования, восстановления и развития народнохозяйственного комплекса России: Межвузовский сборник научных статей / Научн. ред. Ф. Е. Удалов. Н. Новгород: ННГУ, 2005. Вып. 2. С. 77
Изучив точки зрения разных исследователей на понятие международной конкурентоспособности и её влияние на рост и развитие страны, автор делает вывод о том, что конкурентоспособность международной экономики — это система взаимосвязанных показателей, характеризующая способность страны в условиях глобализации обеспечивать стабильный экономический рост и повышение благосостояния своего населения. Конкурентоспособность страны можно определить множеством индикаторов: качество жизни населения, энергоёмкость продукции, индекс человеческого развития, производительность труда, обеспеченность информационными технологиями и т. п.
Конкурентоспособность экономики страны — не что иное, как совмещение успешной деятельности на мировых рынках с повышением эффективности национального производства. Её невозможно сформулировать каким-то одним показателем. Из вышесказанного следует, что если исходить из общей долгосрочной цели экономического роста и повышения уровня жизни, то для оценки любой страны следует анализировать нижеперечисленные составляющие конкурентоспособности:
? производительность труда, отражающую степень, в которой страна может быть низкозатратным производителем при условии высокой заработной платы;
? ценовая конкурентоспособность с учётом реального обменного курса как один из факторов, влияющих на способность страны вести конкурентную борьбу на мировом рынке и создавать рабочие места в стране;
? инновационная деятельность и технологическая специализация, которые формируют новые идеи и технологии и способствуют повышению уровня жизни;
? инвестиционная привлекательность, основой которой является благоприятный инвестиционный климат.
Методика оценки конкурентоспособности страны формируется из статических и динамических компонентов: невзирая на то, что производительность труда определяет способность страны сохранять высокий уровень конкурентоспособности, она одновременно является и одним из определяющих факторов уровня возврата инвестиций, который характеризует потенциал развития страны.
Для оценки конкурентоспособности страны Всемирный экономический форум использует индексный метод, который предполагает расчёт сводного индекса путём объединения нескольких показателей. Необходимость его применения связана с тем, что для комплексной оценки конкурентоспособности в условиях растущей глобализации необходимо рассматривать множество показателей. Так, для представления темпов экономического роста, необходимо учитывать нижеперечисленные факторы: гибкость рынка труда, структурные искажения экономики, свобода перемещения рабочей силы на внутреннем и региональном рынках. Помимо этого необходимо знать качественный уровень систем образования и здравоохранения, а также потенциал страны в освоении современных технологий. Выделяют два индекса, лежащих в основе составления рейтингов стран: Индекс конкурентоспособности бизнеса (BUSINЕSS Cоmpеtitivеnеss Indеx, BCI) и Индекс глобальной конкурентоспособности (Glоbаl Cоmpеtitivеnеss Indеx, GCI). На данный момент основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности, который был создан в 2004 году профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xаviеr Sаlа-i-Mаrtin, Cоlumbiа Univеrsity) специально для Всемирного экономического форума.
Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GСI) состоит из 114 показателей, объединённых в 12 базисных групп (факторы конкурентоспособности, перечисленные выше).34 показателя рассчитываются на основе статистических данных (дефицит бюджета, внешний долг, продолжительность жизни и другие показатели из исследований ВОЗ, ЮНЕСКО, МВФ), а оставшиеся — по оценкам специального опроса более 14 000 руководителей предприятий. Thе Glоbаl Cоmpеtitivеnеss RЕPОRT 2014;2015.Wоrld Еcоnоmic Fоrum.
Все участвующие в рейтинге страны делятся по стадиям развитости экономики. Основным критерием для распределения стран выступает показатель уровня ВВП на душу населения. Тем не менее, для определения уровня развитости стран с сильной зависимостью от минеральных ресурсов, в том числе и для России, используется другой критерий, который показывает степень зависимости развития страны от основных факторов. Этот критерий определяется по доле экспорта сырья в общей структуре экспорта (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к первой категории развития (стадия факторного развития).
Методика измерения конкурентоспособности страны, основывается на том, что сначала проводится сбор данных для вычисления значений индикаторов, по которым производится расчёт каждого фактора. Затем производится подсчёт взвешенного агрегированного индекса и субиндексов, отражающих совокупный вклад всех факторов в значение конкурентоспособности страны.
Стоит отметить, что концепция оценки конкурентоспособности через сводные индексы также имеет и недостатки:
—сводные индексы основываются на статистических методах, которые не всегда бывают достоверными. Очень часто авторы далеки от крепкой научной базы. Индексы основаны на принципе сводных многокритериальных индексов. В экономической теории нет единого мнения об источниках экономического роста, поэтому выбор этих критериев в большей части связан с конкурентным видением и мнениями авторов, а не со строгим научным подходом. Кроме того, Всемирный экономический форум и Всемирный ежегодник конкурентоспособности используют лишь отдалённые ссылки на теоретические модели роста, разработанные в экономической литературе. Они не используют комплексных статистических и эконометрических данных по теме, которые сегодня имеются в наличии;
— пытаясь спрогнозировать будущую эволюцию роста ВВП и доходов на душу населения, сводные индексы конкурентоспособности предполагают, что они изначально определяются теми факторами, которые они используют в качестве критериев. Причинная связь между заявленными критериями и ростом, в действительности, далеко не доказана. Все аргументы представлены самими авторами индексов, которые постоянно меняют критерии, используемые при построении индекса;
— сводные индексы часто меняют критерии, используемые при исследовании. Это можно понять, так как они стараются следовать последним тенденциям в сфере экономической теории и исследований менеджмента. Но это означает, что в сериях статистических данных, которые они используют, отсутствует последовательность, и поэтому было бы рискованно использовать их ежегодные рейтинги как надежные ориентиры. Российско-Европейский Центр Экономической политики (РЕЦЭП). Конкурентоспособность: Общий подход (Проект). Жиль Вальтер. М., 2005, с. 20−21.
Также существует интегрированный показатель конкурентоспособности страны, но его нахождение проблемно, потому что зачастую сравниваемые характеристики несопоставимы по физическим характеристикам и неоднородны. Отсюда появляется необходимость сведения разных показателей к однородной основе.
Если же показатель конкурентоспособности нужен для сравнения стран между собой, то необходимым является определение порядкового соотношения объектов сравнения. Поэтому в сопоставительных исследованиях широко распространён рейтинговый метод. Выбор показателей для измерения характеристик в рейтинге разнообразен и зависит от методологии, заложенной в рейтинге и транзакционных издержек на измерения. Существуют различные методы построения рейтинга: индексный и балльный.
Выбор факторов должен основываться на базе обоснованных критериев. Сопоставлять страны по всем характеристикам, отличающим их друг от друга (численность населения, территория и др.) имеет смысл для характеристики и сравнения стран. Однако для создания индекса конкурентоспособности наиболее важно выделить факторы, характеризующие конкурентный успех и накопленный потенциал конкурентных преимуществ с точки зрения основных источников этих преимуществ: институциональных, факторных, инновационных, инвестиционных, инфраструктурных, информационных. Другим важным условием расчёта является выбор адекватных конкретных показателей.
В.Е. Андреев, профессор Ярославского государственного университета, предложил комплексный показатель конкурентоспособности. Он складывается из двух групп:
RС = f (Y, I), (1.1)
Где RC — конкурентоспособность страны;
Y-показатели уровня жизни населения страны;
I-инвестиционная привлекательность страны.
Соответственно каждый из них включает в себя:
Y = РС + G + L, (1.2)
где РС — покупательная способность населения;
G — коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини);
L — уровень безработицы.
I = Ip + Ir + Iq + Q, (1.3)
Где Ip — инвестиционный потенциал страны;
Ir — инвестиционный риск;
Iq — реальные объёмы инвестиций;
Q — число убыточных предприятий в стране. Андреев В. Е. Конкурентоспособность и методика её оценки.
Также существует экспертный метод оценки конкурентоспособности страны. Он основан на организации работы со специалистами-экспертами и обработке мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решения. Оценки группы экспертов рассматривают как совокупность независимых одинаково распределённых случайных величин со значениями в соответствующем пространстве объектов числовой и нечисловой природы. Итоговое мнение экспертов следует найти как среднее мнение эксперта, как решение оптимизационной задачи — минимизировать расстояние от кандидата в среднее мнение экспертов — «медиана Кемени». Считается, что решение может быть принято только на основе согласованных мнений экспертов, поэтому из экспертной группы исключают тех, чьё мнение не соответствует мнению большинства — «догмы согласованности». Орлов А. И. Экспертныеоценки. Учебноепособие. М: Экономика, 2002 — 486 с. Проведение экспертных исследований основано на использовании современных методов прикладной математической статистики.
Сложность использования экспертного метода заключается не только в обработке результатов работы экспертной комиссии, но и в наличии экспертов, оперативной организации их работы, доле субъективности оценки и большими финансовыми издержками.
Ещё один метод оценивания конкурентоспособности страны — статистические балльные оценки. Этот метод довольно часто применяется с использованием приведения числовых значений статистических показателей к балльным оценкам по какой-либо шкале и также не может в полной мере отразить степень дифференциации статистических показателей по странам из-за ограниченного числа используемых интервалов «разбивки» данных или заранее заданного диапазона балльных оценок.
Всемирный банк оценивает конкурентоспособность страны по 8 критериям, сумма которых максимально может быть равна 100 баллам:
Конкурентоспособность страны рассчитывается по формуле:
(1.5)
Где — конкурентоспособность страны;
— политический риск (возврат денег);
— экономические перспективы;
— внешняя задолженность;
— долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга;
— кредитный рейтинг;
— доступ к банковским ресурсам;
— доступ к краткосрочным финансовым ресурсам;
— предоставление форфейтинговых услуг.
100 баллов = 25 + 25 + 10 +10 + 10 + 5 + 5 + 5 (см. Приложения, табл. А.1- Оценка конкурентоспособности страны).
Фатхутдинов Р.А. оценивает конкурентоспособность страны по формуле: Фатхутдинов P.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Эксмо, 2005. — 544 с.
(1.4)
Где — значимость фактора i конкурентоспособности (i = 1,0);
— конкурентоспособность фактора (= /);
— абсолютное значение;
— нормативное значение фактора.
Показатели для оценки конкурентоспособности страны (1,0):
— расходы из госбюджета на НИОКР (в % от ВВП);
— расходы из госбюджета на развитие человека (образование, здравоохранение, социальная сфера), в % от ВВП;
— стабильностьполитическойсистемыв стране, баллы;
— ВВП на душу населения, тыс. долл.;
— средняя продолжительность жизни;
— эффективность использования ресурсов; экспорт в % от ВВП;
— место страны в мире по запасам природных ресурсов на душу населения;
— уровень инфляции, %;
— место страны по удельному весу в составе 250 самых крупных конкурентоспособных фирм мира.
1.3 Анализ теоретических взглядов и эмпирических подходов к оценке влияния конкурентоспособности на развитие страны Выделяют функции, способствующие формированию правовой и социально-экономической среды. Эта среда гарантирует предпринимательским и коммерческим структурам надёжное «тыловое» обеспечение в смысле экономической, экологической и социальной безопасности. Таким образом, перечисленные ниже функции повышают конкурентоспособность страны:
а) согласование и защита интересов внутри страны и за границей;
б) усиление конкурентных позиций страны путём специализации территории с целью привлечения инвесторов и улучшения структуры экономики;
в) создание условий, способствующих развитию в стране малого и среднего бизнеса;
г) создание системы льгот и гарантий для деятельности предпринимательских, коммерческих структур и инвесторов;
д) наращение торгово-экономических связей страны и увеличение внешнеэкономического потенциала.
Конкурентоспособность кадров страны определяет конкурентоспособность технологий, технических и социально-экономических систем. Между ними существует прямая пропорциональная зависимость: чем больше конкурентоспособность товаров и услуг, тем лучше конкурентоспособность страны, эффективность использования ресурсов и уровень жизни населения.
Несмотря на актуальность проблемы, целенаправленно конкурентоспособностью в стране никто не занимается. Идеологию повышения конкурентоспособности страны на данном этапе должны формировать Министерство образования РФ, Отделение экономики РАН, Министерство экономики РФ, Министерство науки и технологий РФ, Госстандарт России и другие структуры. Однако в положениях о перечисленных структурах отсутствуют задачи по обеспечению конкурентоспособности соответствующих объектов. Конкретные задачи и механизм повышения конкурентоспособности не приводятся также в Федеральной программе развития образования на 2005;2010 гг. и в проекте «Стратегия развития России на 2000;2010 гг.».
В показателе конкурентоспособности страны фокусируются все результаты качества и ресурсоёмкости работы всех объектов управления на всех уровнях — от президента страны до простого рабочего. Показатель конкурентоспособности страны-это интегральный показатель уровня развития страны и в то же время индикатор развитости рыночных отношений.
Концепцию повышения конкурентоспособности России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия в повышении качества работы. Повышение конкурентоспособности должно стать национальной идеей, стилем жизни для каждого гражданина РФ.
Конкурентоспособность страны можно в принципе охарактеризовать как «ресурсную» или как «технологическую». Но если учитывать то, что во всём мире нет страны, которая обладает и тем, и другим преимуществом в чистом виде, то можно говорить лишь о преобладании какого-либо из них, то есть о преимущественно ресурсной или технологической конкурентоспособности.
Конкурентоспособность современных высокоразвитых стран основана в основном на технологических преимуществах, в то время как конкурентоспособность отсталых — в большей степени на ресурсных. Иными словами, природа конкурентоспособности богатых и бедных стран различна. Кроме того, источник конкурентоспособности страны достаточно точно характеризует и этап её экономического развития, так как исторически на первое место последовательно выдвигались следующие конкурентные преимущества, как источники международной конкурентоспособности:
— хорошее географическое положение;
— наличие богатых природных ресурсов;
— обладание благоприятными относительными ценами на основные факторы производства, прежде всего, на труд и природные ресурсы;
— высокая факторная производительность и качество жизни (на современном этапе);
— новейшая технология, экономическая среда, рождающая технологическое лидерство, и глобальная конкурентная стратегия (факторы XXI века).
Переход развитых стран от опоры на ресурсные конкурентные преимущества (преимущества низшего типа) к опоре на технологические (высшего типа) нашёл отражение и в современных определениях национальной конкурентоспособности, в которых подчёркивается приоритет хорошей производительности и высокого уровня жизни. Например, определение, принятое в организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), гласит: конкурентоспособность — это способность создавать относительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.
Ключевыми факторами современной, преимущественно технологической, конкурентоспособности являются:
— инвестиции в новые технологии и в человеческий капитал;
— экономическая среда, благоприятная для возникновения и диффузии нововведений и технологического развития компаний;
— открытая система международной торговли при условии защиты национальных интересов.
Уместным было бы рассмотреть эти положения на примере России и с этой точки зрения оценить её перспективы в конкурентной борьбе. Отвечая на вопрос, в чём же заключаются конкурентные преимущества нашей страны и на какие виды ресурсов она может опираться, следует, прежде всего, помнить, что главным конкурентным преимуществом России являются её природные ресурсы, о чём свидетельствуют данные экспортной статистики: сырьё и продукты его первичной переработки составляют до 80% стоимости экспорта.
Россия и после распада СССР владеет большой долей мировых запасов природных энергоносителей, таких как нефть и природный газ, и является страной, активно экспортирующей природное сырьё, в то время как все развитые страны импортируют в среднем от 40 до 90% сырья, в том числе энергоносители.
Остановимся на рассмотрении роли инноваций в формировании международной конкурентоспособности страны. Инновации обеспечивают наиболее высокий уровень отдачи, чем просто привлечение дополнительных ресурсов. В связи с этим сегодня именно инновационная деятельность страны становится самым важным фактором её конкурентоспособности в системе мирового хозяйства.
Кроме того, на формирование международной конкурентоспособности влияет уровень образования населения страны. Его роль постоянно растёт. Так, профессор нью-йоркского университета Филипп Бомард считает, что за последние десять лет основным фактором международной конкурентоспособности стала экономическая образованность, т. е. умение использовать знания в качестве экономического преимущества. Похожее мнение и у профессора экономики нью-йоркского университета Лестера Тюрлоу. Он сказал, что в XXI веке образование и квалификация рабочих будут преобладающим орудием конкуренции. А связывает он это с тем, что в условиях современного динамичного развития общества, усложнения технической инфраструктуры и знания становятся таким же стратегическим ресурсом, как традиционные материальные и энергетические ресурсы.
Таким образом, уровень профессиональной подготовки специалиста, его образованность, становятся важнейшими факторами обеспечения конкурентоспособности страны.
Экология является также одним из определяющих факторов в развитии международной конкурентоспособности страны. Экологически ориентированная экономика создаёт условия для повышения конкурентоспособности страны в целом путём улучшения среды обитания, повышения качества жизни и увеличения её продолжительности.
Экологическая политика всё чаще используется в экономической стратегии развитых стран. Она охватывает систему мер, направленных на рациональное использование природных ресурсов, их охрану и возобновление как внутри страны, так и за её пределами. В результате проведения концепции устойчивого роста происходят серьёзные изменения в самой структуре международной экономики. Так, ускоренно внедряются передовые ресурсосберегающие технологии и формируются новые отрасли производства. Всё это приводит к снижению издержек производства.
Уже на современном этапе развития экспорт государств, проводящих экологическую политику, растёт, в основном за счёт увеличения доли экологических товаров и услуг.
Глава 2. Эконометрическая оценка влияния уровня международной конкурентоспособности стран мира на их развитие
2.1 Межстрановый анализ уровня конкурентоспособности стран мира Всемирный экономический форум — это международная организация, которая составляет рейтинги глобальной конкурентоспособности стран мира и, начиная с 2008 года, публикует их на официальном сайте в сети Интернет. За 2014;2015 гг. уже составлен и опубликован такой рейтинг, он представлен в Приложении В (см. табл. В.1 — Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014;2015 гг.).
Швейцария стоит во главе рейтинга глобальной конкурентоспособности 2014;2015 гг. Швейцария уже шесть лет подряд занимает первую строку данного отчёта. Второе место, также как и в предыдущем году, занял Сингапур. Соединенные Штаты Америки поднялись с 5 на 3 место и всё так же остаются мировым лидером в предоставлении инновационных продуктов и услуг. Четвёртое место заняла Финляндия, а пятое — Германия. Также в десятку лидеров рейтинга за 2014;2015 гг. вошли: Япония, занимающая 6 место, Гонконг — седьмое, Нидерланды — восьмое, Великобритания — девятое и замыкающее десятое место — Швеция.
Проведённое исследование показывает, что разрыв в конкурентоспособности среди стран Европы остаётся на фоне усилий Европейского Союза по решению макроэкономических проблем еврозоны. В то время как у стран Северной и Западной Европы сильные конкурентные позиции, у стран Южной Европы, таких как: Испания (35 место), Италия (49), Португалия (36) и особенно Греция (81), серьёзно пострадавших от макроэкономической неустойчивости и экономического кризиса, наблюдается значительное отставание, хотя все они за прошедший год добились определённых успехов в повышении конкурентоспособности.
В регионах Северной Африки и Ближнего Востока, продолжающих испытывать неудобства от геополитической нестабильности, лидируют Объединённые Арабские Эмираты (12 место), Катар (16) и Саудовская Аравия (24 место). Израиль занял 27 место. Высокие позиции перечисленных стран ярко выделяются на фоне стран Северной Африки, где самую высокую, 72-ю позицию рейтинга занимает Марокко.
Среди африканских стран южнее Сахары лидирующее 39-ое место занял Маврикий, продолжающий движение вверх и опережающий Южную Африку, располагающуюся на 56-ом месте рейтинга. В первой половине данного рейтинга присутствуют только вышеуказанные две страны региона, потому что большей части африканских государств необходима и дальнейшая внешняя помощь для повышения их экономического развития и конкурентоспособности. Большая часть стран Африки располагается на нижних строках данного рейтинга из-за низкого уровня доходов.
Из стран Латинской Америки наиболее высокую позицию занимает Чили, расположенная на 33 месте. Во многих государствах этого региона, несмотря на их устойчивый экономический рост в предшествующие годы, наблюдаются низкие темпы производительности, что является причиной общей стагнации конкурентоспособности. Наиболее стабильными экономиками региона являются: Панама (48 место), Коста-Рика (51) и Мексика (61).
Крупные развивающиеся экономики стран BRICS занимают различные позиции рейтинга. Так, Китай лидирует в данной группе, занимая 28-е место. У Бразилии — 57 место, у ЮАР — 56-е. Индия в этом году переместились вниз по рейтингу на 71-ое место, в то время как Россия значительно упрочнила свою позицию. За последний год Россия поднялась в рейтинге с 64-го на 53-е место. Нашими «соседями» в данном списке стали Филиппины, занявшие строку выше (52 место) и Болгария — на 54-ом месте.
Из стран бывшего СССР Россию опередили: Эстония, которая находится на 29-ом месте, Литва, занимающая 41-ое место, Латвия, расположившаяся на 42-м месте, Азербайджан, занимающий 38-е место и Казахстан — 50-ое. Остальные же постсоветские государства находятся в списке ниже России: Грузия — на 69-ом месте, Украина — на 76-ом, Молдова — на 82-ом, Армения — на 85-ом, Таджикистан — на 91-ом и Кыргызстан — на 108-ом.
Стоит обратить внимание на тот факт, что основная часть исследования была подготовлена до начала активной стадии геополитического кризиса около Украины, на фоне которого ухудшились отношения между Россией и Западом, что привело к экономическим санкциям стран Запада против России и ответным санкциям со стороны Москвы. Всё это, по мнению автора, может негативно отразиться на будущем рейтинге России. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014;2015. // Центр гуманитарных технологий.
Также ВЭФ опубликовал динамику десятки ведущих стран с 2007 по 2014 гг. (см. рис. 2.1 — Динамика изменения ранговых позиций 2007;2014 гг.):
Рис. 2.1 — Динамика изменения ранговых позиций 2007;2014 гг.
Источник: Thе Glоbаl Cоmpеtitivеnеss Rеpоrt 2014;2015.
Проанализировав рисунок, автор делает вывод о том, что Швейцария последние семь лет была в тройке лидеров рейтинга глобальной конкурентоспособности. Сначала она занимала второе место, а с 2009 года не теряет свою позицию лидера. США наоборот, первые два года занимавшие первое место, опустились вниз рейтинга, а к настоящему времени закрепились на третьем месте. Сингапур, находившийся в нижней части рейтинга, сейчас стабильно занял второе место. У Финляндии, Германии и Нидерландов всё неоднозначно. В их динамике не наблюдается какого-либо постоянства. Эти страны постоянно меняют свои позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности, «прыгая» то вверх, то вниз. Япония и Великобритания также колеблются вверх и вниз, но находятся при этом только в нижней части рейтинга. У Гонконга наблюдается положительная динамика. Так, он с 12-го места в 2007 году поднялся на седьмое место, показав тем самым хороший результат. Швеция и Дания наоборот, показывали вначале хороший результат, а затем их конкурентоспособность резко опустилась вниз.
2.2 Особенности влияния текущего уровня международной конкурентоспособности РФ на темпы развития отечественной экономики Используя данные ВЭФ, автор составил диаграмму, в которой наглядно отражена динамика рейтинга конкурентоспособности России за последние десять лет (см. Рис. 2.2 — Динамика рейтинга конкурентоспособности России по данным ВЭФ за последние 10 лет).
Как показывает диаграмма, экономика России значительно пострадала от финансового и экономического кризиса в 2008 и 2009 гг. Падение цен на нефть в 2008 году привело к серьёзному кризису финансового сектора РФ, а также к ограничению международной ликвидности. Этот кризис показал основные дисбалансы и неустойчивость существующей на данный момент модели экономического роста в стране, в основе которой лежит эксплуатация природных ресурсов, вместо активизации инновационных факторов, предпринимательских способностей и модернизации отечественной промышленности.
Рисунок 2.2 — Динамика рейтинга конкурентоспособности России по данным ВЭФ за последние 10 лет Источник: составлено автором.
Уже в 2014 году конкурентоспособность России резко повысилась. После кризиса Россия улучшила свои позиции и всего за два года сумела повысить рейтинг на 14 позиций. Согласно Отчёту о глобальной конкурентоспособности, Россия сейчас находится на пути перехода от стадии эффективного развития к стадии инновационного развития.
По мнению автора, улучшение положения России за последний год на 11 позиций связано с макроэкономическими факторами, такими как: низкий уровень государственного долга и сохраняющийся профицит бюджета. Невзирая на то, что экономика России на данный момент находится на грани рецессии, пока её макроэкономические показатели выигрышно отличаются от показателей других стран. В России достаточно широко распространено высшее образование, развита инфраструктура и значителен объём внутреннего рынка. Всё вышеперечисленное является сильной стороной российской экономики. Но существуют и факторы, мешающие России воспользоваться её конкурентными превосходствами. К ним относят: низкую рентабельность работы государственных институтов, маломощный инновационный потенциал, неэффективную антимонопольную политику, слабую развитость финансового рынка, недостаточный уровень конкуренции на рынках товаров и услуг и нехватку уверенности инвесторов в финансовой системе. Согласно социологическому опросу представителей бизнеса, выявлены ключевые проблемы для экономического развития России. Как это ни странно, они остались неизменными, по сравнению с предыдущим годом. К таковым относятся: коррупция, малоэффективность государственного аппарата и большие ставки налогообложения, которые и дальше непрестанно растут. Все вышеперечисленные факторы препятствуют эффективному распределению ресурсов страны и противодействуют повышению конкурентоспособности.
Основной целью Правительства РФ является создание конкурентоспособной экономики, которая обеспечит лидирующую позицию страны на международном рынке. В основе конкурентоспособной экономики лежит конкурентоспособная промышленность. Отсюда следует, что любая деятельность Правительства России должна обеспечивать конкурентоспособность отечественных предприятий, а, следовательно, конкурентоспособность экономики и страны в целом. (на основе чего Вы делаете этот вывод? Из предыдущего анализа рейтинга это вообще никак не следует) Низкая конкурентоспособность современной экономики России вызвана:
— слабой инновационной активностью;
— слаборазвитой структурой экономики, которая предопределяет низкую производительность труда и низкий показатель уровня ВВП на душу населения;
— незаконченностью процессов концентрации и централизации производства и капитала;
— слаборазвитым финансовым рынком и банковским сектором;
— сильнодеформированной структурой внешнеэкономического обмена.
На сегодняшний день инновационная деятельность компаний в РФ не отвечает главным мировым тенденциям, которые проявляются в данной сфере.
Во-первых, объёмы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые финансируются правительственными структурами и компаниями, в России гораздо меньше, чем в других странах.
Во-вторых, отечественные компании используют не в полной мере ресурсы мировой системы инноваций для развития инновационной деятельности.
По данным ОЭРС, в 2013 г. в России на НИОКР было потрачено 22 млрд долл. США (по курсу на основе ППС).
Рисунок 2.3 — Затраты некоторых стран на НИОКР в 2013 году, % от ВВП Источник: составлен автором.
Для сравнения, расходы на эти же цели в 2013 г. в США составили $ 405,3млрд. или 2,7% от американского ВВП, в Китае — $ 135 млрд. или 1,83% от ВВП, в Японии — $ 144,1 млрд. что составляет 3,3% от ВВП, в Германии — $ 60,2 млрд. или 2,85% от ВВП, в Бразилии — $ 25,0 млрд. или 1,3% от ВВП, в Индии — $ 38,9 млрд. или 0,9% от ВВП (см. Рис. 2.3 — Затраты некоторых стран на НИОКР в 2013 году, % от ВВП).
Исходя из оценок ОЭСР, доля государства в совокупных расходах на НИОКР равна: в России 59,6%, в Бразилии — 60,2%, в Индии — 74,7%, в Китае — 33,4%. В отличие от стран БИК (Бразилии, Индии и Китая), затраты России на НИОКР на 26% меньше, чем у Китая, и на 60% меньше, чем у США.
В развитых рыночных экономиках этот показатель значительно ниже, так как основные расходы в данной сфере несут корпорации. Так, государственные расходы на НИОКР в США составили 31,2% от совокупных затрат, в Германии -31,1%, в Японии — 17,7%.
Превалирование в экономике России отраслей с устарелыми технологическими укладами, не даёт стране перейти к выпуску технически ведущих продуктов, способных конкурировать с изделиями зарубежных ТНК. В этих условиях российские компании могут сохранять конкурентоспособность только на внутреннем рынке за счёт своих прежних связей с потребителями.
В российскую экономику входят элементы разнообразных технологических укладов — тех, которые в 30-е и 50-е гг. XX века обеспечивали экономическое развитие (тяжёлое машиностроение, авиастроение, автомобилестроение, химическая промышленность), и тех, которые превалируют в постиндустриальную эпоху (аэрокосмический комплекс, электроника, производство средств связи).
По соотношению экспорта и импорта ВВП Россию относят к группе стран со значительной степенью интеграции в мировую экономику.
В 2013 году объём экспорта в процентах к ВВП составил 31,0%. Однако в структуре российского экспорта 65,2% занимала продукция топливно-энергетического комплекса, а 13,9% - металлы и изделия из них. На машины, оборудование и транспортные средства в 2013 году пришлось только 5,8% экспорта.
Главным отличием российской экономики является специфика процесса концентрации производства и капитала.
За границей этот процесс осуществлялся эволюционным путём и привёл вначале к появлению компаний, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории нескольких стран, а позже, в 90-х годах XX века — к возникновению международных стратегических альянсов.
На данный момент в мире сформированы горизонтально и вертикально интегрированные ТНК, которые объединяют под одним управлением основные стадии производства конечной продукции. ТНК имеют хорошо налаженную систему стратегического управления и открытые отношения между собственниками, что придаёт ТНК мобильность и способствует развитию вертикально интегрированных структур, которые в случае необходимости создают новые дочерние компании или приобретают действующие фирмы в результате слияний и поглощений.
Сейчас во всём мире насчитывается около 40 000 ТНК, имеющих филиалы и дочерние подразделения более чем в 150 странах и контролирующих до половины мирового промышленного производства, две трети мировой торговли, 80% патентов и лицензий.
Вследствие реформирования российской экономики на рыночных основах и расширения международного сотрудничества сформировались крупные отечественные компании. Они появились в тех сферах, где более отчётливо проявились конкурентные преимущества международной экономики, — нефтегазовом комплексе, металлургии, добыче алмазов.
Показатель уровня концентрации производства и капитала в России намного ниже, чем в странах Европы, США и в ряде развивающихся стран. Это затрудняет выход крупного советского бизнеса на мировую арену.
Всемирный банк оценил вклад крупнейших бизнес-групп в российский ВВП в промежутке между 10-ю и 19-ю процентами от ВВП, а независимые эксперты — в 20−22% от ВВП.
Следующая немаловажная особенность российской экономики — это слабое развитие отечественной банковской системы и фондового рынка.
Соотношение капитала и активов коммерческих банков России и группы развитых стран к ВВП в 2013 году показаны ниже (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 — Соотношение капитала и активов коммерческих банков некоторых стран в 2013 году Бурлачков В. К. и др., Внешнеэкономическая деятельность в глобальной экономике.Изд. дом «АТИСО», 2009. — 639 с.
Страна | Капитал банков к ВВП, % | Активы банков к ВВП, % | |
Франция | 28,5 | ||
Германия | 16,7 | ||
Великобритания | 28,5 | ||
Россия | 5,6 | ||
Рассмотрим конкурентоспособность России в мировой экономике (см. Рис. 2.4 — Конкурентоспособность России в 2013;2014 гг. в соответствии с рейтингом глобальной конкурентоспособности).
Рисунок 2.4 — Конкурентоспособность России в 2013;2014 гг. в соответствии с рейтингом глобальной конкурентоспособности. Thе Wоrld Еcоnоmic Fоrum/ Thе Wоrld Еcоnоmic Fоrum.
Довольно много организаций составляют рейтингимеждународной конкурентоспособности стран. Так, место России в этих рейтингах показано на рисунке 2.5 — Положение России по показателям качества государственного управления и международной конкурентоспособности в 2013;2014 гг.
Рисунок 2.5 — Положение России по показателям качества государственного управления и международной конкурентоспособности в 2013;2014 гг.
2.3 Разработка рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности как фактора социально-экономического развития Важнейшие пути улучшения макроэкономической конкурентоспособности РФ должны быть определены долгосрочной внешнеэкономической стратегией страны и должны включать:
— избрание приоритетов инновационного развития;
— создание ТНК;
— активное участие российских компаний в международных слияниях и поглощениях и в стратегических альянсах;
— поддержку экспорта малых и средних предприятий;
— учреждение инновационных центров за границей для исследований в тех сферах деятельности, в которых российские компании неконкурентоспособны.
Формирование ТНК — это одно из основных направлений преодоления негативных макроэкономических условий экономики России. Не что иное, как ТНК смогут выступить в качестве «локомотивов технологического развития» для России.
Проведение политики государства с целью стимулирования формирования крупных компаний вызвано открытостью современной экономики, огромным значением инновационной деятельности, которая тесно связана с основными научными исследованиями, финансируемыми правительством, а также с потребностью в существовании ёмких рынков сбыта высокотехнологичной продукции для быстрой окупаемости расходов на НИОКР.
Способом осуществления инновационной политики России должно выступить государственно-частное партнёрство в создании капитала крупных компаний путём объединения их активов, а также коллективное проведение государственными и частными структурами НИОКР, которые будут направлены на разработку новых видов высокотехнологичной продукции и выпуск этой продукции вертикально интегрированными компаниями.
Повышение международной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энергосырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.
Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10−15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нанои биотехнологии, является важнейшим условием успеха инновационного социально ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.
В настоящее время проекты в сфере высокотехнологичных отраслей и услуг не могут быстро обеспечить значимый вклад в рост валового внутреннего продукта в силу неразвитости этих сфер и недостаточно высокой конкурентоспособности их продукции. Все машиностроительные производства создают около трёх процентов ВВП, тогда как нефтегазовый комплекс и сырьевые отрасли — 28−30% ВВП.
Потенциал вклада в ускорение темпов роста ВВП наукоёмкой продукции и экономики знаний в2015;2017 гг. может сравняться с вкладом традиционных секторов и превысить вклад нефтегазового комплекса. К 2020 году доля нефтегазового комплекса в структуре ВВП сократится, а вклад сектора экономики знаний и высоких технологий наоборот, увеличится.
Перспективы структурной перестройки экономики и её диверсификации определяются возможностью решения следующих задач:
— обеспечение поступательного развития нефтегазового комплекса, переход к новым технологиям добычи и переработки топлива, увеличение спроса на отечественные машины и оборудование;
— модернизация сырьевого и перерабатывающего производства, увеличение глубины переработки сырья, снижение энергоёмкости производства и повышение его экологичности, расширение присутствия на мировых рынках сырьевых товаров;
— ускорение роста высокои средне технологичного производства, экономики интеллектуально ёмких услуг, выход предприятий на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией с высокой долей добавленной стоимости.
В среднесрочной перспективе особенно высок потенциал роста (в том числе путём импортозамещения) средне технологичного производства — пищевой промышленности, промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также экспортно ориентированных химической промышленности и цветной металлургии. Нахождение оптимального баланса между экспортом и внутренним потреблением углеводородов создаст условия для мощного развития нефтеи газохимии.
Наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами в высокои средне технологичных секторах Россия обладает в сфере оборонного производства (авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности). Однако отставание гражданских высокои средне технологичных отраслей (электроники, гражданского авиастроения, автомобилестроения) не только лишает российскую промышленность перспективы прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения, но и создает в долгосрочной перспективе угрозу утраты имеющихся заделов в оборонном производстве.
В этих условиях государство вынуждено предпринимать активные усилия не только по модернизации оборонного комплекса, но и стимулировать развитие двойных технологий, технологическое обновление таких массовых секторов экономики, как автомобилестроение, транспортное машиностроение и станкостроение, которые имеют решающее значение для повышения среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения.
Масштаб накопившихся структурных диспропорций и высокая конкуренция иностранной продукции в условиях укрепления курса рубля и растущей стоимости энергии и рабочей силы препятствуют эффективной структурной диверсификации промышленности и экономики в целом. Успех диверсификации во многом зависит от становления инновационно-промышленной политики — оптимального сочетания программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы, и государственной поддержки системных прорывных проектов, прежде всего, в рамках частно-государственного партнёрства.
Необходимые изменения в структуре производства могут произойти только при расширении масштабов конкуренции, внедрении инноваций при ведении бизнеса, формировании как мощного слоя малого и среднего предпринимательства, так и крупных российских компаний, играющих значимую роль на мировых рынках. РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 17−11−2008 1662-р (ред. от 08−08−2009) (2014).
Заключение
В настоящее время конкурентоспособность рассматривается как ключевая цель международной экономической системы. В научной литературе существуют различные определения данного понятия. И они довольно широко варьируются: от политического понимания данной категории (конкурентоспособность связывается с достижением определённых целей экономической политики государства — создание рабочих мест, обеспечение высокого уровня и качества жизни населения страны) до теоретических, связанных со способностью страны производить продукцию, востребованную на мировых рынках.
Обобщая различные трактовки понятия конкурентоспособности, автор приходит к выводу о том, что конкурентоспособность страны определяется конкурентоспособностью не только отечественных компаний и производимых ими товаров, но и конкурентоспособностью международных институтов, правой среды, инвестиционной и инновационной системами. В данной работе международная конкурентоспособность экономики представлена как набор внешних факторов и специфических условий, мер государственной политики и институтов, обеспечивающие эффективность производства, а также распределения и реализации товаров и услуг на внутренних и внешних рынках, с целью повышения качества жизни населения страны. На международную конкурентоспособность влияет уровень развития деловой среды в стране, необходимый для успешного развития бизнеса.
Достаточно дискуссионный вопрос при рассмотрении теоретических аспектов международной конкурентоспособности — подходы к оценке её уровня. В международной практике существует значительное число подходов к расчёту агрегированных показателей и рейтингов конкурентоспособности. Основная идея положенная в основе существующих методик — это выделение определённого числа факторов и показателей (которые и определяют по мнению составителей рейтингов уровень конкурентоспособности страны), их оценка (на базе экспертных оценок и конкретных данных), построение агрегированного индекса, ранжирование стран в соответствии со значением данного индекса. Наиболее распространённым и комплексным методом оценки международной конкурентоспособности стран является индекс ВЭФ. Помимо этого, в конкретных национальных рамках может быть разработана специальная методология построения системы показателей конкурентоспособности с использованием качественных оценок особенностей социально-экономического развития страны.
В данной работе также разработаны рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности России как фактора социально-экономического развития страны. По мнению автора, для повышения конкурентоспособности России необходима целенаправленная, конкретная и транспарантная международная политика, призванная стимулировать систематическую модернизацию международного производственного потенциала. Роль государства при этом заключается в согласовании интересов экономических субъектов, вовлекаемых в конкурентные отношения на разных уровнях функционирования экономической системы.
Несмотря на определённые экономические успехи последних лет, уровень международной конкурентоспособности России заметно отличается от показателей не только развитых, но и наиболее динамично развивающихся стран. Рейтинг России снизился на фоне роста конкурентоспособности других стран группы БРИКС. Совокупный сравнительный анализ показателей конкурентоспособности показывает, что 6 из 12 показателей ВЭФ Россия имеет значения выше среднего по миру. Наиболее высокое место (7-е из 144) Россия занимает по размеру рынка, а наиболее «провальными» являются показатели «эффективность рынка товаров и услуг» (134-е место), «институты» (133-е место) и «уровень развития финансового рынка» (130-е место). В числе наиболее серьёзных проблем России в отличие от конкурентоспособных стран миракоррупция, преступления в финансовой системе, а также прочие преступления и воровство. По большинству других факторов для страны характерны те же узкие места, что и для других государств: доступ к финансовым ресурсам, бюрократические барьеры, налоговые ставки и т. д.
международный конкурентоспособность экономика
1. Clustеrs fоr cоmpеtitivеnеss. А Prаcticаl Guidе &DPоlicy Implicаtiоns fоr Dеvеlоping Clustеr Initiаtivеs. PRЕM, Thе Wоrld Bаnk. 2009.
2. Всемирныйбанк.
3. UNCTАD, Wоrld Invеstmеnt Rеpоrt 2014.
Приложение, А Таблица А.1 — Оценка конкурентоспособности страны
Показатели | Составляющие элементы | Критерий оценки | Примечание | |
Политический риск, /п | Возможность неплатежей по поставкам продукции (оказанию услуг). Невыплаты по займам, финансовым обязательствам, дивидендам. Невозможность репатриации вложенных капиталов. | mаx=25 баллов | Чем меньше риск, тем выше рейтинговая оценка | |
Экономические перспективы, /э | Прогноз развития на данный год. Прогноз на последующий год. | mаx=25 баллов | ||
Внешняя задолженность, /з /з =А+(В*10)-(С*10) | Отношение суммарного долга страны к ВВП, А. Отношение долга к сумме экспорта, В. Сальдо платежного баланса по текущим операциям к ВВП, С. | mаx=10 баллов | Чем ниже численное значение по формуле, тем выше рейтинг | |
Долг в связи с дефолтом или в связи с реструктуризацией долга, /д | Выполнение (невыполнение) финансовых обязательств или перенос срока уплаты по всей задолженности | mаx=10 баллов | Максимальный балл получают страны, у которых не было платежей; 0 баллов — у кого невыполнение финансовых обязательств или перенесен срок | |
Кредитный рейтинг (рейтинг платежеспособности по кредитным долгам), /к | mаx=10 баллов | Максимум баллов наиболее платежеспособным фирмам Оценка по данным ведущих рейтинговых фирм мира: iMооdys, StаndаrtSPооf’s, Fitsh | ||
Доступ к банковским ресурсам, /б | Отношение частных, долгосрочных, негарантированных займов к ВВП | mа =10 баллов | Источникоценок"Glоbаl Dеvеlоpmеnt Finаncе" | |
Доступ к краткосрочным финансовым ресурсам, /ф | Возможность получения ресурсов на рынке капитала без проблем. | mаx=5 баллов | ||
Возможность получения ресурсов на рынке капитала без проблем в 95% случаев | = 4 балла | |||
Доступ не составляет особых проблем | = 3 балла | |||
Доступ возможен в зависимости от ситуации на рынке капитала | = 2 балла | |||
Доступ не исключается при определенных условиях | = 1 балл | |||
Доступ вообще не возможен | = 0 баллов | |||
Доступ к форфейтинговым услугам, /фф | Доступ не сопряжен с рисками | mаx=5 баллов | Источники: Mоrgаn Crеnfеll, TRАDЕ Finаncе, Stаndаrd Bаnk, отделение Mc Kinsy (г. Москва) | |
Приложение В Таблица В.1 — Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2010;2014 гг. Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2014;2015. // Центр гуманитарных технологий
Рейтинг | Экономика | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Швейцария | 5.7 | ||||||
Сингапур | 5.6 | ||||||
Соединенные Штаты Америки | 5.5 | ||||||
Финляндия | 5.5 | ||||||
Германия | 5.5 | ||||||
Япония | 5.5 | ||||||
Гонконг | 5.5 | ||||||
Нидерланды | 5.5 | ||||||
Великобритания | 5.4 | ||||||
Швеция | 5.4 | ||||||
Норвегия | 5.4 | ||||||
Объединенные Арабские Эмираты | 5.3 | ||||||
Дания | 5.3 | ||||||
Тайвань | 5.3 | ||||||
Канада | 5.2 | ||||||
Катар | 5.2 | ||||||
Новая Зеландия | 5.2 | ||||||
Бельгия | 5.2 | ||||||
Люксембург | 5.2 | ||||||
Малайзия | 5.2 | ||||||
Австрия | 5.2 | ||||||
Австралия | 5.1 | ||||||
Франция | 5.1 | ||||||
Саудовская Аравия | 5.1 | ||||||
Ирландия | |||||||
Южная Корея | |||||||
Израиль | 4.9 | ||||||
Китай | 4.9 | ||||||
Эстония | 4.7 | ||||||
Исландия | 4.7 | ||||||
Таиланд | 4.7 | ||||||
Пуэрто-Рико | 4.6 | ||||||
Чили | 4.6 | ||||||
Индонезия | 4.6 | ||||||
Испания | 4.5 | ||||||
Португалия | 4.5 | ||||||
Чехия | 4.5 | ||||||
Азербайджан | 4.5 | ||||||
Маврикий | 4.5 | ||||||
Кувейт | 4.5 | ||||||
Литва | 4.5 | ||||||
Латвия | 4.5 | ||||||
Польша | 4.5 | ||||||
Бахрейн | 4.5 | ||||||
Турция | 4.5 | ||||||
Оман | 4.5 | ||||||
Мальта | 4.4 | ||||||
Панама | 4.4 | ||||||
Италия | 4.4 | ||||||
Казахстан | 4.4 | ||||||
КостаРика | 4.4 | ||||||
Филиппины | 4.4 | ||||||
Россия | 4.4 | ||||||
Болгария | 4.4 | ||||||
Барбадос | 4.4 | ||||||
Южная Африка | 4.4 | ||||||
Бразилия | 4.3 | ||||||
Кипр | 4.3 | ||||||
Румыния | 4.3 | ||||||
Венгрия | 4.3 | ||||||
Мексика | 4.3 | ||||||
Руанда | 4.3 | ||||||
Македония | 4.3 | ||||||
Иордания | 4.3 | ||||||
Перу | 4.2 | ||||||
Колумбия | 4.2 | ||||||
Черногория | 4.2 | ||||||
Вьетнам | 4.2 | ||||||
Грузия | 4.2 | ||||||
Словения | 4.2 | ||||||
Индия | 4.2 | ||||||
Марокко | 4.2 | ||||||
Шри-Ланка | 4.2 | ||||||
Ботсвана | 4.2 | ||||||
Словакия | 4.1 | ||||||
Украина | 4.1 | ||||||
Хорватия | 4.1 | ||||||
Гватемала | 4.1 | ||||||
Алжир | 4.1 | ||||||
Уругвай | |||||||
Греция | |||||||
Молдова | |||||||
Иран | |||||||
Сальвадор | |||||||
Армения | |||||||
Ямайка | |||||||
Тунис | |||||||
Намибия | |||||||
Тринидад и Тобаго | |||||||
Кения | 3.9 | ||||||
Таджикистан | 3.9 | ||||||
Сейшельские Острова | 3.9 | ||||||
Лаос | 3.9 | ||||||
Сербия | 3.9 | ||||||
Камбоджа | 3.9 | ||||||
Замбия | 3.9 | ||||||
Албания | 3.8 | ||||||
Монголия | 3.8 | ||||||
Никарагуа | 3.8 | ||||||
Гондурас | 3.8 | ||||||
Доминикана | 3.8 | ||||||
Непал | 3.8 | ||||||
Бутан | 3.8 | ||||||
Аргентина | 3.8 | ||||||
Боливия | 3.8 | ||||||
Габон | 3.7 | ||||||
Лесото | 3.7 | ||||||
Кыргызстан | 3.7 | ||||||
Бангладеш | 3.7 | ||||||
Суринам | 3.7 | ||||||
Гана | 3.7 | ||||||
Сенегал | 3.7 | ||||||
Ливан | 3.7 | ||||||
Кабо-Верде | 3.7 | ||||||
Кот-д'Ивуар | 3.7 | ||||||
Камерун | 3.7 | ||||||
Гайана | 3.6 | ||||||
Эфиопия | 3.6 | ||||||
Египет | 3.6 | ||||||
Парагвай | 3.6 | ||||||
Танзания | 3.6 | ||||||
Уганда | 3.6 | ||||||
Свазиленд | 3.6 | ||||||
Зимбабве | 3.5 | ||||||
Гамбия | 3.5 | ||||||
Ливия | 3.5 | ||||||
Нигерия | 3.4 | ||||||
Мали | 3.4 | ||||||
Пакистан | 3.4 | ||||||
Мадагаскар | 3.4 | ||||||
Венесуэла | 3.3 | ||||||
Малави | 3.2 | ||||||
Мозамбик | 3.2 | ||||||
Мьянма | 3.2 | ||||||
Буркина Фасо | 3.2 | ||||||
Тимор-Лешти | 3.2 | ||||||
Гаити | 3.1 | ||||||
Сьерра-Леоне | 3.1 | ||||||
Бурунди | 3.1 | ||||||
Ангола | |||||||
Мавритания | |||||||
Йемен | |||||||
Чад | 2.8 | ||||||
Гвинея | 2.8 | ||||||