Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Инструменты и методы адаптивного планирования производственной программы предприятия: На примере предприятий хлебопекарной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Процессы становления рыночных отношений в экономике России характеризуются усложнением технологических процессов, развитием специализации и кооперирования производства, расширением номенклатуры и ассортимента продукции, нестабильностью и неопределенностью спроса, необходимостью экономии ресурсов. В этих условиях огромное значение на развитие промышленности оказывает эффективное… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы объемного внутрифирменного Ю-планирования
    • 1. 1. Сущность и задачи объемного внутрифирменного планирования
    • 1. 2. Особенности объемного внутрифирменного планирования на 29 предприятиях хлебопекарной промышленности
    • 1. 3. Адаптивное планирование производственной программы 43 предприятия: закономерности, понятие, принципы,
  • 2. Анализ инструментов и методов объемного внутрифирменного планирования
    • 2. 1. Анализ методов и критериев формирования производственной 50 программы предприятия
    • 2. 2. Анализ методов изучения и прогнозирования спроса
    • 2. 3. Анализ методических подходов учета неопределенности при 84 принятии плановых решений
  • 3. Разработка методики адаптивного планирования 91 производственной программы предприятия
    • 3. 1. Методика адаптивного планирования производственной программы 91 предприятия хлебопекарной промышленности
    • 3. 2. Методика изучения с проса на продукцию предприятий хлебопекарной промышленности
    • 3. 3. Экономико-математическая модель формирования 103 производственной программы предприятия
    • 3. 4. Разработка методического подхода адаптации производственной 111 программы к изменениям внутренней и внешней среды
    • 3. 5. Разработка производственной программы хлебопекарного предприятия (на примере ОАО «Красноярский хлеб»)

Инструменты и методы адаптивного планирования производственной программы предприятия: На примере предприятий хлебопекарной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Процессы становления рыночных отношений в экономике России характеризуются усложнением технологических процессов, развитием специализации и кооперирования производства, расширением номенклатуры и ассортимента продукции, нестабильностью и неопределенностью спроса, необходимостью экономии ресурсов. В этих условиях огромное значение на развитие промышленности оказывает эффективное внутрифирменное планирование, обеспечивающее гибкое реагирование на изменение рыночных факторов. Данное обстоятельство требует пересмотра принципов и методов внутрифирменного планирования, изменения его содержания и структуры с целью обеспечения конкурентоспособности и устойчивости предприятия.

Важным элементом в системе внутрифирменного планирования определена задача планирования производственной программы предприятия, которая является интегральной, поскольку учитывает результаты плановых решений в области материально-технического, кадрового, финансового обеспечения, маркетинга, рекламы и др. Комплексный характер задачи планирования производственной программы, значительный уровень неопределенности факторов внутренней и внешней среды функционирования предприятия предъявляют особые требования к выбору инструментов и методов планирования этого процесса. Особое значение решение данной задачи имеет для хлебопекарной промышленности, которая характеризуется высокой степенью сменяемости и расширения ассортимента, высоким уровнем конкуренции и коммерческого риска, вызванного неопределенностью спроса. Недостаточный, учет данных факторов, отсутствие адекватных методов планирования производственной программы предприятия приводит к нарушению баланса между спросом и предложением и, как следствиенерациональному использованию ресурсов и производственного потенциала предприятия. Значимость решения проблемы повышения эффективности бизнеса путем достижения сбалансированности производства и потребления товаров в условиях неопределенности факторов внутренней и внешней среды, а также необходимость совершенствования инструментов и методов планирования производственной программы определяют актуальность настоящего научного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Актуальности и практической значимости проблем формирования производственной программы предприятия уделено большое внимание исследователями как в нашей стране, так и за рубежом. Вопросы внутрифирменного планирования широко освещены в работах современных зарубежных авторов Р. Акоффа, ИАнсоффа, Г. Бенвенисте, Дж. Бигеля, Г. Вейе, Ч. Ганнта, П. Дракера, У. Деринга, М. Портера, Ф. Тейлора, А. Файоля, Р. Фалмера, Г. Форда и других, а также отечественных экономистов М. М. Алексеевой, В. И. Борисевича, М. И. Бухалкова, О. И. Волкова, В. А. Горемыкина, В. В. Глухова, А. И. Ильина, М. В. Макаренко, О. М. Махалина, В. М. Попова, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова, В. В. Царева и др.

В трудах экономистов Б. Бермана, Д. Бигеля, Г. Вейе, Ф. Котлера, Д. Эванса, Д. Хана и др. представлены основные концептуальные подходы и методы внутрифирменного планирования, в том числе планирования производственной программы. Однако недостаточный уровень, развития рыночной инфрастуктуры икак следствие, высокий уровень неопределенности рыночного окружения российской экономики не позволяют перенести зарубежный опыт без соответствующих корректировок как методов, так и принципов внутрифирменного планирования.

В работах российских авторов делаются попытки учета неопределенности путем использования различных методических подходов. Предлагаемые методические подходы, безусловно, представляют как научный, так и практический интерес. Вместе с тем мы пришли к выводу, что не существует достаточно универсальных способов планирования производственной программы предприятия, в которых были бы комплексно учтены все факторы, обеспечивающие эффективность данного процесса. В частности, мало внимания уделяется вопросам разработки инструментария адаптации производственной программы к изменению параметров внешней и внутренней среды. Существенное значение данный фактор имеет для предприятий хлебопекарной промышленности, учитывая отмеченные выше особенности отрасли.

Теоретическая и практическая значимость решения проблемы планирования производственной программы предприятия в условиях неопределенности, а также недостаточная изученность отдельных методологических и методических аспектов определили выбор темы научного исследования.

Объектом исследования в работе является процесс внутрифирменного планирования на предприятиях хлебопекарной промышленности.

Предметом исследования являются методология, методы и инструменты планирования производственной программы предприятия.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование и разработка инструментов и методов планирования производственной программы в условиях нестабильности и неопределенности, обеспечивающих адаптацию плановых показателей к изменению параметров внешней и внутренней среды.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Исследовать теоретические и методические подходы к планированию производственной программы предприятия (111Ш) в условиях неопределенности.

2. Выявить и систематизировать факторы, оказывающие влияние на производственную программу предприятия и отражающие отраслевую специфику.

3. Определить период планирования производственной программы, основываясь на выявленных отраслевых закономерностях спроса на продукцию предприятия.

4. Выполнить анализ критериев и методов планирования производственной программы предприятия.

5. Разработать модель оптимизации планирования производственной программы предприятия, адекватно учитывающую основные закономерности производства и реализации г продукции хлебопекарной промышленности.

6. Разработать инструменты адаптивного планирования производственной программы предприятия.

7. Разработать методику адаптивного планирования производственной программы, учитывающую характер производства и реализации продукции в отрасли.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. Теоретической базой диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, по вопросам внутрифирменного планирования промышленного предприятия, маркетинга и менеджмента.

Методологическую основу диссертационного исследования составили положения системного анализа, методы планирования производственной программы предприятия, методы математической статистики, экономико-математические методы и модели, экспертные методы, методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

Для подтверждения положений и выводов исследования использовались данные Госкомстата РФ, Государственного комитета статистики Красноярского края, а также отчетные данные предприятий.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— уточнены и дополнены принципы объемного внутрифирменного планирования в условиях неопределенности, а также введено понятие адаптивного планирования производственной программы предприятия;

— проведена идентификация и классификация системообразующих факторов, оказывающих влияние на планирование производственной программы предприятия и отражающих отраслевую специфику;

— на основе изучения характера спроса на проекцию хлебопекарной промышленности (хлеб и хлебобулочные изделия) установлены периоды планирования производственной программы предприятия внутри недельного цикла, а также предложена методика определения объема и структуры спроса в установленные периоды-:

— обоснован критерий и разработана модель оптимизации производственной программы предприятия;

— предложен методический подход к формированию инструментов адаптивного планирования производственной программы предприятия, включающий методы: определения совокупности показателей, подлежащих мониторингуопределения границ их допустимых отклоненийанализа отклонений контролируемых показателей;

— разработана методика адаптивного планирования производственной программы предприятия, учитывающая характер спроса и отраслевые особенности предприятий хлебопекарной промышленности.

Практическая значимость исследования. Методические разработки и практические рекомендации диссертационного исследования по планированию производственной программы предприятий хлебопекарной промышленности позволяют повысить эффективность использования имеющихся ресурсов путем адаптации производственных планов к изменениям параметров внешней и внутренней среды.

Практическое значение также имеет методика изучения покупательского спроса на отраслевом рынке хлеба и хлебобулочных изделий, являющаяся одним из инструментов эффективной ассортиментной и сбытовой политики предприятия.

Основные результаты диссертации и методические предложения по планированию производственной программы могут быть рекомендованы для использования на предприятиях хлебопекарной промышленности, Управлением продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации Красноярского края при проведении анализа отраслевого и потребительского рынков в регионе.

Апробация и использование результатов исследований. Основные положения и результаты диссертации обсуждены и получили положительную оценку на научно-практических, методических конференциях:

— межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Теория и практика коммерческой деятельности» (Красноярск, 2000 г.);

— 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Достижения науки и техники — развитию сибирских регионов» (Красноярск, 2000 г.);

— 6-й межрегиональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы переходной экономики» (Красноярск, 2000 г.);

— научной конференции аспирантов «Актуальные проблемы современной науки и пути их решения» (Красноярск, 2000 г.);

— 3-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и практических работников «Теория и практика коммерческой деятельности» (Красноярск, 2002 г.).

Проведенные автором исследования и разработанная им методика изучения спроса вошли в отчет по результатам разработки научно-исследовательской темы «Маркетинговые исследования рынка продуктов города Красноярска», выполненной по заказу Департамента продовольственных ресурсов и маркетинга администрации г. Красноярска (1994;1995 гг.).

Методологические положения планирования производственной программы предприятия, разработанные в диссертации, были использованы в госбюджетной научно-исследовательской теме «Социально-экономические проблемы формирования потребительского рынка Сибирского региона» (19 992 002 гг.), осуществляемой кафедрой экономики торговли Красноярского государственного торгово-экономического института. Теоретические положения и практические рекомендации диссертации могут использоваться в работе экономических и маркетинговых служб как коммерческих предприятий, так и экономических отделов администрации региона, а также в учебном процессе по курсам «Планирование», «Экономика предприятия», «Производственный менеджмент» для студентов экономических специальностей.

По теме диссертации опубликовано 5 статей, 4 тезисов докладов общим объемом Д Of печатных листа.

Структура и объем диссертации

: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений: содержит 140 страницы, включая 16 таблиц, 7 рисунков и библиографического списка из 145 источников, 7 приложений.

Заключение

.

Исследования, проведенные в диссертации в рамках поставленных цели и задач, определили следующие выводы и рекомендации.

1. На основе проведенного теоретического анализа определена роль, содержание и место планирования производственной программы в системе внутрифирменного планирования предприятия, потому что планирование производственной программы предприятия является интегральной задачей в системе внутрифирменного планирования, поскольку учитывает результаты плановых решений в области материально-технического, кадрового, финансового обеспечения, маркетинга, рекламы и др., а также особенности проведения этого процесса в различных отраслях народного хозяйства.

2. Проведенный анализ основных закономерностей и особенностей функционирования предприятий отрасли, а также принципов планирования производственной программы позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования существующих методических подходов планирования производственной программы предприятия в условиях неопределенности.

3. Показано, что в процессе формирования ППП необходимо учитывать всю совокупность факторов, отражающих как содержание и структуру процесса планирования ППП, так и специфику отрасли. В связи с этим в работе выявлены и структурированы наиболее значимые факторы, влияющие на процесс формирования ППП.

4. Обоснована необходимость учета неопределенности при решении центральной задачи внутрифирменного планирования — планирование производственной программы путем адаптации плана к изменениям внешней и внутренней среды предприятия.

5. Уточнены и дополнены принципы объемного внутрифирменного планирования, позволяющие осуществлять адаптивное планирование ППП.

6. Введено понятие «адаптивное планирование», суть которого проявляется в непрерывном процессе планирования объема и структуры ассортимента, обусловленного необходимостью адаптации ППП к изменяющимся факторам внешней и внутренней среды, характеризующихся высоким уровнем неопределенности.

7. Исследование характера производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий позволило установить устойчивые циклы реализации продукции (однодневный, двухдневный и трехдневный), послужившие основой для определения периодов планирования ППП.

8. Разработанный методический подход определения спроса по сегментам рынка позволяет учитывать предпочтения потребителей и конкурентное окружение.

9. Показано, что предложенная методика адаптивного планирования ППП учитывает комплекс наиболее значимых факторов, влияющих на объем и ассортимент продукции, позволяет принимать оперативные решения в условиях неопределенности (изменчивости) факторов внешней среды и эффективно использовать ограниченные ресурсы предприятия.

10. Апробация предложенных в работе инструментов и методов адаптивного планирования подтвердила их адекватность и практическую значимость для разработки производственных программ предприятий хлебопекарной промышленности.

Изложенные выше результаты диссертационного исследования показывают, что цель была достигнута, эффективность предложенных инструментов и методов подтверждается их внедрением в практику управления исследуемой отраслью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: Федеральный закон от 6.05.1998 г. № 70— ФЗ // Экономика и жизнь. 1998.-№ 23. — С. 19.
  2. Российская Федерация. ГКАП. Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков: Утв. Приказом ГКАП России от 26 октября 1993 года № 112 // Экономика и жизнь. 1993. — № 48. -С. 10−15.
  3. Красноярский край. Концепция социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года. Красноярск, 2001. — 69 с.
  4. Красноярский край. Концепция муниципальной инвестиционной политики: цели, задачи и стратегия развития. Красноярск, 2002. — 92 с.
  5. Российская Федерация. Госкомстат. Регионы России: Стат. сб. В 2 т.Т.2 / Гос. ком. Российской Федерации по статистике. -М.: Моск. изд. дом, 2002. — 879 с.
  6. Экономика Красноярского края в 2002 г.: Статистический сборник / Гос. комитет РФ по статистике. Красноярский краевой комитет гос. статистики. — Красноярск, 2003.-444 с.
  7. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в 2001 году: Статистический ежегодник / Гос. комитет РФ по статистике. Красноярский краевой комитет гос. статистики. — Красноярск, 2002 492 с.
  8. Ю.А. Прогнозирование спроса в розничной торговле / Ю. А. Аванесов. — Mi: Экономика, 1975. 103 с.
  9. Э.М. Производство потребление: перестройка механизма взаимодействия /Э. М. Агабабьян, И. Н. Пузин. — М.: Экономика, 1991. -240 с.
  10. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр. /А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- Научн. ред. А. Г. Худокормов. М-: — Экономика, 19 931 — 572 с.
  11. Р.Л. Планирование в больших экономических системах /Р. Л. Акофф- Под ред. И.А. Ушакова- Пер. с англ. Г. Б. Рубальского. М.: Советское радио, 1972. -345 с.
  12. Р.Л. Планирование будущего корпорации /Р. Л. Акофф- Под ред. В.И. Данилова-Данильяна- Пер. с англ. В. А. Бирюкова, М. М- Крейсберга. -М.: Прогресс, 1985.-325 с.
  13. ИЛ. Основы маркетинга: Учеб. пособие /И. Л. Акулич, Е. В. Демченко. Минск: Высшая школа, 1998. — 236 с.
  14. ЮЛ. Исследования рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования: Монография / Краснояр. гос. ун-т- Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. Красноярск, 2001.- 320 с.
  15. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие /М.М. Алексеева. — М.: Финансы и статистика, 2003. 248 с.
  16. О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие /О. Д. Андреева. М.: Издательская группа «ИНФРА*М — НОРМА», 1997. — 224 с.
  17. И. Стратегическое управление /И. Ансофф: Пер. с англ.- ред. Л.И. • Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  18. Т.К. Хлеб и булочные изделия: Сырье, технология, оборудование, рецептур: Справочное пособие /Т. К. Апет, 3. Н. Пащук. Минск: Попурри, 1997.-320 с.
  19. Л.В. Популярно о маркетинге /Л. В. Архипова, Б. В. Сребник. -М.: Профиздат, 1991.-80 с.
  20. Г. Л. Маркетинг: Учебник для вузов /ГЛ. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. -703 с.
  21. Л.Я. Моделирование и прогнозирование спроса населения /Л. Я. Баранова, А. И. Левин. М.: Статистика, 1978. — 208 с.
  22. И.К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие /И. К. Белявский. М.: Финансы и статистика, 2001. -320 с.
  23. Бем-Баверк Е. Основы /Е. Бем-Баверк. Инсбрук, 1909. — 214 с.
  24. Г. Овладение политикой планирования /Г. Бенвенисте- Под ред. М.Р. Калантаровой- Пер. с англ. К. П. Михневич. М.: Издат. группа «Прогресс», «Универс», 1990. — 304 с.
  25. . Маркетинг: Пер. с англ. /Б. Берман, Дж. Эванс- Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев. М. Экономика, 1990. — 335 с.
  26. Дж. Управление производством. Количественный подход /Дж. Бигель- Под общ. ред. В. Я. Алтаева, Б.Т. Вавилова- Пер. с англ. Л. Г. Дубицкого. М.: Мир, 1973. — 304 с.
  27. Бизнес-планирование: Учебник для вузов /Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова- под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2000. — 672 с.
  28. И. Д. Экономико-математическое моделирование в пищевой промышленности /И. Д. Блаж. М.: Агропромиздат, 1986. — 288 с.
  29. А.С. Моделирование в менеджменте. Учеб. пособие /А.С. Большаков. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант. 2000.- 464 с.
  30. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999—708 с.
  31. М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник для вузов /М.И. Бухалков. М.: ИНФРА, 2000. — 392 с.
  32. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха: Пер. с нем. /А. Вайсман. М.: АО «Интерэксперт" — Экономика, 1995.-344 с.
  33. Г. Введение в общую экономику и организацию производства: В 3 т. Т.1 /Г.Вейе, У. Деринг. Красноярск: КГУ, 1995. — 495 с.
  34. Н.Д. Опыт изучения спроса и формирования заказов промышленности на продовольственные товары: Обзор /Н. Д. Виноградский, JI. П. Юхно. Киев, 1974. — 43 с.
  35. В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. /В.В. Глухов. — СПб.: Издательство «Лань», 2002. 528 с.
  36. И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело: Учебник /И. Н. Герчикова. М.: Внеиггоргиздат, 1980. — 320 с.
  37. И.Н. Внутрифирменное планирование /И.Н. Герчикова //Менеджмент. М.: Высш. шк., 1997. Гл. 11. С. 177−190. Менеджмент.
  38. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика /Е.П. Голубков. М.: Издательство «Финпресс», 1998. — 416 с.
  39. В.А. Планирование на предприятии. Учебник. /В.А. Горемыкин, Э. Р. Бугулов, А. Ю. Богомолов. М.: Информационно — издательский дом «Филинъ», 1999.-328 с.
  40. Дж. К. Американский менеджмент на пороге XXI века /Дж. К. Грейсон, К. О’Делл- Пер. с англ. Экономика, 1991. — 319 с.
  41. М.М. Коммерческая работа и изучение спроса в торговле /М.М. Дарбинян. М.: «Экономка», 1971. — 270 с.
  42. Демидов В. Е Формула успеха — маркетинг. Сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке /В.Е.Демидов, П.С.
  43. Завьялов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1988. -304 с.
  44. Е. Практический маркетинг: Учеб. пособие /Е. Дихтль, X. Хершген- Пер. с нем. A.M. Макарова- Под ред. И. С. Минко. М.: Высш. шк.: ИНФРА-М, 1996.-255 с.
  45. Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель /Э.Дж. Долан, Д. Линдсей- Пер. с агнл. В Лукашевича и др.- Под общ. Ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб., 1992. — 496 с.
  46. К. Введение в эконометрику /К. Доугерти. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.-224 с.
  47. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности /А.П. Дурович — Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997. 464 с.
  48. Единый народнохозяйственный план и планирование торговли: Учеб. пособие /Мин-во торговли РСФСР: ЗИСТ. М.: ЗИСТ, 1976. — 87 с.
  49. С.А. Экономические методы и модели в управлении /СЛ. Жданов. М.: Дело и сервис, 1998. — 176 с.
  50. Ильенкова Н. Д: Спрос: анализ и управление: Учеб. пособие /Н. Д. Ильенкова- Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. -160 с.
  51. А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие в 2-х ч. 41. Стратегическое планирование. — Мн.: ООО «Новое знание», 2000. — 312 с.
  52. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие для вузов / Н. Ш- Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М.Н. Фридман- Под ред. Н. Ш. Кремера. — М.: ЮНИТИ, 2002. 407 с.
  53. П.Н. Организация внутризаводского планирования: Учеб. пособие /П. Н- Казакевич. Л., 1986. — 103 с.
  54. А.К. Основы производственного менеджмента: Учебное пособие /А.К Казанцев, Л. С. Серова. М.: ИНФРА — М, 2002. — 348с.
  55. Н.Е. Теория и практика маркетинга в США / Н. Е. Капустина. -М.: Экономика, 1981. 160 с.
  56. Г. Б. Производственные функции: Теория, методы, применение /Г.Б. Клейнер. М.: Финансы и статистика, 1986. — 239 с.
  57. F. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях /Г. Клейнер //Вопросы экономики. 1998. -№ 9.-С.46−65.
  58. Е.П. Техпромфинплан предприятий пищевой промышленности /Е.П. Климова, Е. П. Нерпина М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1981. -224 с.
  59. А.И. Маркетинговый анализ /А.И. Ковалев, В. В. Войленко. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 176 с.
  60. П.В. Математические методы исследования операций в экономике /П.В. Конюховский. СПб: Питер, 2000. — 192 е.: ил.
  61. И.И. Основные закономерности развития спроса в СССР /И.И. Корженевский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Экономика». 1971. -238 с.
  62. А.П. Проблемы увеличения производства конкурентоспособной продукции /А.П.Косован, Н. Т. Чубенко // Хлебопечение России. 1999. -№ 3.-С.5
  63. Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. — СПб: Питер Ком, 1999. — 896 с.
  64. Ф.А. Изучение рынка товаров народного потребления (проблемы, • решения) /Ф.А. Крутиков. М. «Экономика», 1972., — 206 с.
  65. .И. Методы и модели управления фирмой /Б.И. Кузин, В. Н. Юрьев, F.M. Шахдинаров. СПб: Питер, 2001. — 432 с.
  66. В.Н. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении: Учебник/В.Н. Кухарев, В. И. Салли, A.M. Эрперт. К.: Выща шк., 1991.-302 с.
  67. С.Н. Основы маркетинга промышленных объектов /С.Н.Лавров, С. Ю. Злобин. М.: Внешторгиздат, 1990. — 216 с.
  68. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг: Европейская перспектива: Пер. с фр. /Ж.-Ж.Ламбен. СПб.: Наука, 1996. — 589с.
  69. А.И., Экономико-математические методы в планировании: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений /А.И. Ларионов, Т. И. Юрченко, А. Л. Новоселов.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш.шк., 1991. — 240 с.
  70. Н.П. Основы методологии планирования и автоматизации плановых расчетов. Учебник /Акад. нар. хоз-ва при Совете Министров СССР. -М.: Экономика, 1989. 271 с.
  71. Р.А. Спрос, производство, торговля / Р. А. Локшин. М.: Экономика, 1975.-271 с.
  72. Лопатников Л. И- Экономико-математический словарь /Л.И. Лопатников. -М.: ВО «Наука», 1993. -448 с.
  73. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей /К.Д. Льюис- Пер. с англ. Е. З. Демиденко. М.:Финансы и статистика, 1986.-130с.
  74. С. Международный маркетинг: Сокр. перевод с англ. /С. Маджаро. М.: Международные отношения, 1979. — 263 с.
  75. Макаренко M. Bl Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов /М.В. Макаренко, О. М. Махалина. М.: «Изд-во ПРИОР», 1998. — 384 с.
  76. К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т.1: Пер. с англ. /К.Р. Макконелл, С. Л. Брю. Таллин, 1993. -400 с.
  77. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников. и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  78. Л. А. Компьютерное моделирование в финансовом и производственном менеджменте /Л.А. Матвеев. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1995.-425 с.
  79. B.C. Потребности, спрос, качество /B.C. Марцин. Львов: Вища шк., 1982.-207 с.
  80. И.С. Комплекс моделей перспективного планирования /И.С. Матлин, А. А. Барина. М.: «Наука», 1986. — 262 с.
  81. Менеджмент организации. Учеб. пособие /З.П. Румянцев, Н. А. Саломатин, Р. З Акберин и др. М.: ИНФРА-М, 1997. -432 с.
  82. М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: Дело, 1993. — 702 с.
  83. А.В. Математические методы анализа экономики /А.В. Монахов. -СПб: Питер, 2002. 176 с.
  84. Математические методы в экономике: Учебник /О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. М.: МГУ им. В. М. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. — 368 с.
  85. B.C. Экономико-математические методы и модели /B.C. Немчинов. М.: Мысль, 1965. — 140 с.
  86. Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке /Р.Б. Ноздрева, Л. И. Цыгичко. М.: Финансы и статистика, 1991. — 304 с.
  87. Операция «Маркетинг»: стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий /Г.Г. Абрамишвили, В. А. Война, Ю. Ф. Трусов и др. М.: Междунар. отношения, 1976. — 248 с.
  88. А.В. Управление спросом и предложением товаров /А.В. Орлов. — М.: Экономика, 1983. 208 с.
  89. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. П. Н. Завлина и др. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.-475 с.
  90. В.Н. Маркетинговые исследования /В.Н. Парсяк, Г. К Рогов. Киев: • Наукова Думка, 1995. — 144 с.
  91. Перспективное отраслевое планирование: экономико-математические методы и модели /В.В., Кулешов, Б. Б. Розин, В. В. Радченко и др. -Новосибирск: Наука, 1986. -358 с.
  92. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы /Е.П. Пешкова. М.: Ось-89, 1999. — 80 с.
  93. Г. С. Программно-целевое планирование и управление: Введение / Г. С. Поспелов, В. А. Ириков. М.: Сов. радио, 1976. — 440 с.
  94. М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие: Пер. с англ. /М. Э. Портер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000. — 495 е.: ил.
  95. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др.- Под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. Мн.: Интерпрессервис- Экоперспектива- 2001−380 с.
  96. П.А. Экономика: Учебное пособие для студентов, обуч. по экон. спец. /П.А. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус- Пер. с англ. под ред. JI.C. Тарасевича, А. И. Леусского. — 15-е изд. М.: Бином -КноРус- ЛБЗ, 1999. -800 с.
  97. И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие /И.В. Сергеев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 304с.
  98. Н.Е. Методы анализа рынка: Учеб. пособие /Н.Е. Симионова. М.: Экспертное бюро, 2000. — 128 с.
  99. Н.Н. Бизнес-планирование в торговле: Методические подходы и практические рекомендации: Учеб. пособие для вузов /Н.Н. Скриба, И. М. Микулич, Р. П. Валевич. Минск: БГЭУ, 2000. — 216 с.
  100. .А. Потребности, рынок, спрос: Проблемы формирования /Б.А. Соловьев. М.: Экономика, 1982. — 208 с.
  101. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник /И.К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, А. В. Коротков и др.- Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с.
  102. В.Дж. Управление производством /Пер.с англ. М.: ООО «Издательство «Лаборатория Базовых Знаний», ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998.-928 с.
  103. Л.Ф. Изучение и прогнозирование покупательского спроса: Учебник для кооп. ин-тов /Л.Ф. Столмов. М.: Экономика, 1972. — 210 с.
  104. Стратегическое планирование: Учеб. /Под ред. Э. А. Уткина. М.: ЭКСМОС, 1998.-440 с.
  105. Ф.У. Принципы научного менеджмента /Ф.У. Тейлор- пер. с англ. -М.: Конроллинг, 1991. 104 с.
  106. О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли, потребления ЮЛ. Третьяк. СПб: Изд-во С.- Петербургского университета, 1992.-160 с.
  107. Р.И. Модели принятия решений в условиях неопределенности /Р.И. Трухаев. М.: Наука, 1981. — 254 с.
  108. Управление организацией: Учебник /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998.-669 с.
  109. Э.А. Управление компанией /Э.А. Уткин. — Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». М.: ЭКСМОС, 1997. — 304 с.
  110. А. Общее и промышленное управление /А. Файоль. М.: Контроллинг, 1992. — 596 с.
  111. P.M. Энциклопедия современного управления в 5 т. Т.1. Основы управления. Планирование как функция управления /P.M. Фалмер. М.: ВИПКэнерго, 1992. -168 с.
  112. Р .А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов /Р.А. Фатхутдинов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 447 с.
  113. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, • управление: Учеб. пособие /Р.А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М. — 2000. -312 с.
  114. С. Экономика: Пер. с англ. /С. Фишер, Р. Дорбунш, Р. Шмалензи. М.: Дело ЛТД, 1993. — 864 с.
  115. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. /Д.Хан. Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. М. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  116. Д.Н. Современная мнкро экономика: анализ и применение: В 2 т. Т. 2: Пер. с англ. /Д.Н. Хайман. М.: Финансы и статистика, 1992. — 372 с.
  117. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. /П. Хейне. — М.: Дело, 1993.-704 с.
  118. В.П. Введение в маркетинг/В!П. Хлусов. -М.:Приор, 1997. 160с.
  119. В. Как делать бизнес в Европе /В. Хойфер. М.: Прогресс, 1990: -253 с.
  120. В.Е. Современный маркетинг /В.Е. Хруцкий, И. В. Корнева, Е. А. Автухова. М.: Финансы и статистика, 1991. — 256 с.
  121. В.В. Внутрифирменное планирование. Учебник для вузов /В.В. Царев. СПб.: Питер, 2002. — 496 с.
  122. Черняк В.3. Оценка бизнеса. Бизнес-план. /В.З. Черняк. М: Финансы и статистика, 1996. — 176 с.
  123. Г. А. Маркетинговые исследования: Пер. с англ. /Г.А. Черчилль. СПб.: Питер, 2000. — 752 с.
  124. Е.М. Статистические методы прогнозирования /Е.М. Четыркин. 2-е изд. — М.: Статистика, 1997. — 200 с.
  125. А.П. Моделирование и оптимизация производственной программы предприятий пищевой промышленности /А.П. Шереметинский. — Киев: Выща шк., 1991. 105 с.
  126. А.П. Оптимизация плана производства в пищевой промышленности /А.П. Шереметинский, Е. Т. Светлинский. Киев: Урожай, 1990.-142 с.
  127. Ф. Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. /Ф. Шерер, Дж. Росс. М.: ИНФРА-М, 1997. -VI, 698 с.
  128. Экономика и бизнес /Под ред. В. Д. Камаева. М.: Изд-во МГТУД993. — 464 с.
  129. Экономико-математические методы и модели: Учеб. пособие /Н.И. Холод, А. В. Кузнецов, Я. Н. Жихар и др.- Под общ. Ьед. А. В. Кузнецова. 2-е изд.-Мн.: БГЭУ, 2000.-412 с.
  130. Экономико-математические модели в организации и планировании промышленного предприятия: Учеб. пособие /Б. И. Кузин, А. А. Горбоконь, В. К. Тютюкин, Г. В: Чернова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. -336 с.
  131. Экономико-математическое моделирование в пищевой промышленности /Под ред. A.M. Супарева. -М.: Пищевая промышленность, 1970. -347 с.
  132. Экономика предприятий пищевой промышленности в АПК: Пособие для- экон. всеобуча в АПК /Под ред. Г. П. Атрахимовича, В. И. Комарова. — М.: Агропромиздат, 1990. 253 с.
  133. Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под. ред. О. И. Волкова, О. В. Девяткина. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 601 с.
  134. Экономика торговли: Учебник /Б.А. Соловьев, Л. А. Алькевич, В. Н. Андросян и др.-М.: Экономика, 1990.-414 с.
  135. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2000. — 295 с.
  136. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. К. А. Раицкого. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. 693 с.
  137. Экономика хлебопекарного производства: Повышение эффективности /В. И. Комаров, А. С. Степанова, 3. Б. Шифман и др.- Под ред. В. И. Комарова, O.K. Филатова. М.: Агропромиздат, 1990. — 156 с.
  138. Denison J. The Order of Aeguisition of consumer Durables. Econometrica, 1965, vol.30, №l, y. 123.
  139. Galbraith J.K. The Affluent Society, 2nd Edition, Boston, Mass., Houghton • Mifflin Company. 1971, P. 147
  140. Murray H.A. Explorations in Personnality, New York, Oxford University Press Inc. 1938.
  141. Rosa J.J. Vrais et faux besonies, dans: Rosa J.J. et Aftalion F. (eds.), Paris, Economica, 1977, h. 155−192.
Заполнить форму текущей работой