Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона на основе развития торговых сетей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г.), конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Дни науки» Института управления, экономики и социальных технологий КГТУ (г.Казань, 2005 г.), конференции «Регионы России: проблемы безопасности» (г.Казань, 2006 г.), межвузовской научно-практической конференции Современная торговля: Теория и практика (г.Казань, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Институционализация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности в отрасли торговли в регионе
    • 1. 1. Основные теоретические категории отрасли торговли в аспекте ^ инвестиционной деятельности
    • 1. 2. Особенности инвестиционных процессов в отрасли торговли.q Инвестиционная привлекательность региона
    • 1. 3. Законодательная и нормативная база потребительского рынка и инвестиционной деятельности в Российской Федерации и Республике 41 Татарстан
  • Глава 2. Оценка состояния и развития региональной отрасли торговли ^ как потенциального объекта инвестирования
    • 2. 1. Современные тенденции развития и возможность привлечения ^ инвестиций в отрасль торговли Российской Федерации
    • 2. 2. Системный анализ отрасли торговли Республики Татарстан и ее gg инвестиционной привлекательности
    • 2. 3. Инвестиционная составляющая развития отрасли торговлиg Республики Татарстан
  • Глава 3. Совершенствование форм и методов государственного стимулирования инвестиционной деятельности в отрасли торговли 125 региона
    • 3. 1. Основные аспекты государственного стимулирования инвестиционных процессов в отрасли торговли
    • 3. 2. Государственная поддержка и роль малого бизнеса в отрасли ^ ^ торговли в регионе
    • 3. 3. Предложения по совершенствованию региональной стратегии формирования инвестиционной привлекательности отрасли 160 торговли

Совершенствование стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона на основе развития торговых сетей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последнее десятилетие в России в ходе трансформации социально-экономических отношений, а также в условиях мировой глобализации, особую актуальность приобретают вопросы, связанные с регулированием, стимулированием к развитию, повышением инвестиционной привлекательности отраслей, оказывающих доминирующее воздействие на развитие экономики регионов и страны в целом. Особенное значение это приобретает в периоды финансового кризиса и общеэкономической нестабильности.

Учитывая неизменно высокую динамику развития торговли, ее связующую функцию в процессах производства и потребления, следует отметить неоспоримую значимость данной отрасли для существования цивилизованного и прогрессивного общества.

Переход к рыночной экономике, появление большого количества организационно-правовых форм торговых предприятий, качественные изменения в конъюнктуре спроса, предпочтениях покупателей, требованиях потенциального потребителя явились стимулирующими факторами в повышении инвестиционной активности торговых компаний, в развитии инфраструктуры потребительского рынка, и обусловили потребность в новых подходах к организации торговых процессов, в том числе и инвестиционного характера.

Изменения, происходящие в отрасли, улучшение количественных и качественных показателей, совершенствование всех форм и методов торговли влекут за собой повышение интереса к региону со стороны иностранных и федеральных инвесторов. Являя собой пример успешной работы на рынке региона, торговые компании служат существенным фактором для дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности республики для других инвесторов. Инвестиции, вложенные и освоенные в регионе, являются причиной улучшения инвестиционного климата региона.

Двойственность этого процесса заключается во взаимной зависимости инвестирования и повышения инвестиционной привлекательности, в результате которой осуществляется развитие экономики региона.

Функционирование и развитие крупных торговых компаний, иностранных и федеральных сетей, представляет собой вложение инвестиций в экономическую систему региона. Данные процессы оказывают мультипликативный эффект на дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности региона. Следовательно, проблемы, связанные с созданием и стимулированием оптимальных условий для активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования торговых компаний, требуют внимания государственных органов на федеральном и региональном уровнях.

В этой связи явное основание имеет интерес к исследованию вопросов, связанных с процессом вложения инвестиций крупного сетевого торгового бизнеса в регион, в том числе проблемы и негативные факторы, оказывающие влияние на торговых операторов на новом рынке, стратегии, посредством которых они развиваются, взаимодействие их с другими субъектами рынка, а также государственная координация данных процессов.

Степень изученности проблемы. Научные аспекты данного исследования формировались на основе изучения, переосмысления теоретических и методологических разработок как российских, так и зарубежных ученых в области инвестиционной деятельности субъектов отрасли торговли и внедрения торговых компаний в регион.

Среди зарубежных авторов, проводящих исследования по вопросам общемировых тенденций в области вложения инвестиций в экономику регионов, можно выделить следующих: Т. Альтер, Б. А. Вейтц, Ф. Ж. Гуияр, Г. Джонсон, Г. Джоунз, К. Кристенсен, С. Кузнец, М. Леви, Э. Мансфилд, Т. Мейер, П. Мерлен, С. Уолтон, Д. Фотрелл, Г. Хабелер, Р. Харрад, Дж. Хикс, Д. Шнайдер и др. Их исследования доказывают, что экономический рост немыслим в современных условиях без возможности допуска в экономику страны иностранного капитала и перемещения капитала между регионами.

В советское время проблемы развития и финансовых вложений в торговлю нашли отражение в работах отечественных ученых Ю. А. Аванесова, М. И. Баканова, И. Н. Бергера, Л. П. Демидко, В. И. Иваницкого, Б. В. Мусатова, В. К. Памбухчиянц, С. В. Серебрякова, О. В. Чкаловой и т. д.

В современной российской экономической литературе вопросам инвестиций в ведущих отраслях экономики, в том числе в торговле, развития отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности уделялось внимание в работах В. В. Авиловой, Л. А. Брагина, А. Л. Васильева, Л. П. Дашкова, В. Ф. Егорова, В. Т. Журавкова, С. И. Королевой, А. А. Литвинюка, Р. А. Нугаева, О. В. Памбухчиянц, Ф. Г. Панкратова, Ф. П. Половцевой, Е. В. Попова, Б. И. Пугинского, М. Р. Сафиуллина, М. В. Сорокиной, Л. В. Трухановича, Д. Л. Щура, Л. А. Хасиса и др. К фундаментальным трудам в области иностранного инвестирования можно отнести работы Ю. В. Аджубея, Т. Я. Белоуса, В. Н. Бутырского, И. П. Фаминского, Г. Г. Чибрикова, В. В. Щербакова, Ю. И. Юданова и др. современных ученых.

Вопросы развития региональной экономики рассмотрены в научных трудах таких современных ученых, как Н. Г. Багаутдинова, С. В. Киселев, М. П. Посталюк, М. Р. Сафиуллин, Г. А. Сульдина, Ф. Ф. Хамидуллин, В. В. Хоменко и др.

Отдавая должное работам названных авторов нужно, однако, отметить, что, несмотря на многообразие исследовательских интерпретаций проблем инвестирования в торговле, развития отрасли и повышения ее инвестиционной привлекательности и организации торговой розничной сети, в недостаточной мере разработаны вопросы в части внедрения торговых компаний на региональные рынки, инвестиционной деятельности, которая этому способствует, а также мерам государственной поддержки и стимулирования этих процессов.

Актуальность изучения данных вопросов, отсутствие целостного системного подхода и определенная фрагментарность их разработанности в отраслевом аспекте, определила выбор темы данного диссертации, его логическую структуру и углубленную направленность в проблему.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации состоит в научном обосновании теоретико-методических подходов к содержанию стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона на основе развития торговых сетей и в разработке практических рекомендаций и путей развития отрасли торговли в регионе.

Реализация цели исследования предопределяет постановку и решение следующих основных задач:

— проанализировать теоретические аспекты инвестиционных процессов в сфере торговли, определить содержательную характеристику категории «внедрение торговой сети в регион»;

— изучить структуру инвестиционных потоков в отрасли торговли, выявить их особенности в сфере торговли, основные виды и взаимосвязь с процессом внедрения торговых компаний в экономическую систему региона;

— разработать на основе существующих теоретических и методических положений методику оценки, с помощью которой провести сравнительный анализ уровня развития отрасли торговли в регионе, на примере субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ;

— провести комплексный анализ процесса внедрения иностранных и федеральных торговых сетей в экономическую систему региона и выявить его взаимосвязь с повышением инвестиционной привлекательности региона;

— определить необходимые условия и предпосылки для активизации инвестиционной деятельности иностранных и федеральных торговых операторов на региональном рынке, выработать основные направления и рекомендации для региональной стратегии повышения инвестиционной привлекательности отрасли торговли.

Объектом диссертации выступает стратегия формирования инвестиционной привлекательности региона за счет развития торговых сетей.

Предметом диссертации является совокупность экономических отношений, формирующих инвестиционную привлекательность региона на основе развития торговых сетей.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили научные работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов по исследованию инвестиционных процессов, происходящих в торговле, научные статьи в периодической литературе, в которых освещаются теоретические и практические вопросы развития данной отрасли в результате инвестиционной активности ее субъектов.

Информационно-аналитическую базу диссертации составили данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, аналитические обзоры, доклады представителей государственной власти, справочно-информационные материалы по итогам работы Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан.

Эмпирическую базу диссертации составляют положения официальных документов, нормативные акты Российской Федерации и региональных органов' исполнительной власти, в частности, Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан, прогнозные исследования, аналитические материалы и отраслевые исследования крупнейших консалтинговых фирм Cushman&Wakefield Stiles&Riabokobylko, Price WaterHouseCoopers, РБК-Консалтинг, рейтинги международных агентств Standard&Poor's, Moody’s Investors Service, Fitch, A.T.Kearney, журналов Fortune, «Эксперт-РА», материалы периодической печати, общероссийских семинаров и симпозиумов, конференций.

В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования: синтез, приемы обобщения и группировки, системный, факторный и структурный анализы, методы дедукции и индукции. Также использовался метод моделирования изучаемых процессов путем описания, сопоставления, сравнения, составления схематических моделей.

Научная новизна диссертации состоит в развитии теоретико-методических положений анализа инвестиционных процессов в торговле, позволяющих оценить влияние процесса внедрения отечественных и зарубежных торговых сетей в региональный рынок на повышение потребительского потенциала региона и выделить перспективные направления совершенствования государственной стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона, что конкретизируется в следующих положениях:

1. Определено содержание экономического процесса «внедрение торговой сети в регион», трактуемого в работе как механизм функционирования отрасли торговли, который посредством мультипликативного и синергетического эффекта активизирует формирование инвестиционной привлекательности региона, осуществляемое путем снижения инвестиционных рисков и повышения инвестиционного потенциала, в части потребительской составляющей.

2. Предложена модель взаимосвязи основных видов инвестиционных потоков в сфере торговли и стратегий внедрения торговых сетей в регион, которая характеризует региональную специфику инвестиционной деятельности в отрасли торговли и определяет выбор инвестором способа финансирования в зависимости от разработанной им стратегии внедрения в регион (стратегия развития путем передачи франшизы местной компании, стратегия эволюционного развития, стратегия развития путем М&А сделок).

3. Разработана методика оценки уровня развития отрасли торговли региона, основанная на расчете интегрального значения, обобщающего совокупность абсолютных и относительных показателей отрасли торговли, классифицированных автором в три блока — прямые (количественные и качественные) и косвенные. При этом апробировано и доказано, что предложенная методика дает возможность торговому инвестору оценить целесообразность внедрения торговой сети в данный регион.

4. Доказана прямая зависимость между процессами внедрения торговых сетей в экономическую систему региона и повышением его инвестиционной привлекательности с обоснованием синергетического характера данной связи, а также мультипликативного эффекта от вложения инвестиций в торговлю региона.

5. Выявлены факторы, необходимые для совершенствования стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона, и положенные в основу разработки региональной Программы развития и повышения инвестиционной привлекательности отрасли торговли.

Кроме основных пунктов научной новизны необходимо отметить личный вклад автора, который выражен в следующем:

1. Выявлены пробелы и предложены конкретные рекомендации по усовершенствованию российской и региональной законодательной базы отрасли торговли, обеспечивающие формирование стратегии повышения инвестиционной привлекательности отрасли торговли в регионах Российской Федерации;

2. На основе обобщения имеющихся отечественных классификаций, предложена оптимальная классификационная система инвестиционных рисков, разработанная для торговых операторов, осуществляющих инвестиционную деятельность в регионе, с учетом специфики их функционирования на региональном рынке;

3. Проведена классификация негативных факторов и основных барьеров, с которыми сталкиваются торговые компании в процессе инвестиционной деятельности на региональных рынках, и на базе них разработана система мероприятий, учтенных в региональной Программе развития и повышения инвестиционной привлекательности отрасли торговли.

Практическая значимость диссертации заключается, прежде всего, в прикладном характере положений и выводов диссертации, и состоит в том, что основные полученные результаты исследования, изложенные в форме рекомендаций и предложений по формированию эффективной системы повышения инвестиционной привлекательности отрасли торговли, могут быть применены органами государственной власти на региональном и федеральном уровнях при разработке концепций развития отрасли торговли.

Кроме того, общие положения и выводы работы могут быть отражены в учебном процессе профильных учебных заведений при чтении лекций по дисциплинам «Региональная экономика», «Инвестиционный анализ», «Предпринимательство и инвестиции», «Организация и финансирование инвестиций», «Экономическая оценка инвестиций», «Основы коммерческой торговли», «Коммерция и технология торговли».

Апробация результатов исследования. Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в работе Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан при формировании стратегии инвестиционной политики республики, что подтверждается актом внедрения.

Отдельные обзоры и заключения исследования изданы в материалах, докладывались автором и получили положительную оценку на международных и всероссийских научно-практических конференциях и симпозиумах в 2005;2009 гг., в том числе на: всероссийской очно-заочной научно-практической конференции «Региональные аспекты развития рынка потребительских товаров» в рамках Международного молодежного симпозиума «Устойчивость и безопасность в экономике, праве, политике стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (г.Хабаровск, 2005 г.), всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Наука XXI веку» в рамках XI недели науки Майкопского Государственного Технологического Университета (г.Майкоп,.

2005 г.), конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Дни науки» Института управления, экономики и социальных технологий КГТУ (г.Казань, 2005 г.), конференции «Регионы России: проблемы безопасности» (г.Казань, 2006 г.), межвузовской научно-практической конференции Современная торговля: Теория и практика (г.Казань, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Институционализация социально-экономического развития региона» (г. Набережные Челны, 2006 г.), конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Дни науки» института управления, экономики и социальных технологий КГТУ (г.Казань, 2008 г.), международной научно-практической конференции «Логистика и экономика ресурсосбережения и энергосбережения в промышленности» (г.Казань, 2008 г.), научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Нугаевские чтения» (Казань, 2008 г.).

Публикации. Имеются 9 публикаций по теме диссертации общим объемом 3,8 п.л. (авт. — 3,35 п.л.), в том числе статьи в журнале «Вестник Казанского технологического университета», который входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК РФ для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Автор выражает особую благодарность и признательность за помощь в сборе и анализе информации по теме исследования научному консультантук.х.н., доценту кафедры экономики Казанского государственного технологического университета, эксперту в области инвестиционной деятельности в регионе Шайхутдиновой Флюре Нургаяновне.

Структура диссертации определена логикой проведенного исследования и состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, библиографии, включающей 197 наименований, и приложений. Иллюстративно-справочный материал представлен схемами, таблицами, рисунками.

Выводы сделаны на основе методики расчета интегрального рейтинга потенциала региона, разработанной российским рейтинговым агентством «Эксперт-РА». В соответствии с данной методикой составляющие рейтинга имеют определенные удельные веса влияния на повышение в регионе инвестиционной привлекательности. Учитывая тематику нашего исследования, а также высокую степень влияния на результат, наиболее подробно была исследована вторая по значимости составляющая инвестиционной привлекательности — потребительский потенциал. В результате графического анализа двух процессов выявлено, что: — рост кривой потребительского потенциала влияет на увеличение количества новых торговых операторов в регионе;

— внедрение федеральных и иностранных торговых компаний влияет на потребительскую составляющую инвестиционного потенциала, и, как следствие, в целом на инвестиционную привлекательность региона.

8. Анализ мирового и российского опыта развития сетевой торговли позволил автору выделить возможные схемы и варианты внедрения иностранных торговых операторов в экономическое пространство России и федеральных сетей в регионы страны. Установлены три возможные стратегии развития, среди них:

— передача франшизы местной компании;

— слияние или поглощение местного розничного оператора;

— стратегия эволюционного развития.

В политике экспансии компании используют, как правило, комплексную стратегию, учитывающую все вышеперечисленные комбинации, в зависимости от географии региона, его инвестиционного климата, собственного финансового положения на данный момент и других факторов.

На основе этой классификации предложена модель взаимосвязи основных видов инвестиционных потоков в сфере торговли и стратегий внедрения торговых сетей в регион, которая характеризует региональную специфику инвестиционной деятельности в отрасли торговли и определяет выбор инвестором способа финансирования в зависимости от разработанной им стратегии внедрения в регион.

9. Торговые компании, осуществляющие внедрение на рынок нового региона, вне зависимости от выбранной стратегии, неизбежно сталкиваются с рядом проблем, исследование которых позволило сгруппировать их по степени значимости для торговых компаний.

Внимание инвесторов, главным образом сосредоточено на нехватке торговых площадей, пробелах в местном торговом законодательстве и административных барьерах, отсутствии квалифицированных кадров, в том числе управляющего персонала, слабом развитие торговой инфраструктуры, конкуренции с местными торговыми компаниями.

10. С учетом особенностей инвестиционных процессов в сфере торговли автором предложена оптимальная классификация инвестиционных рисков, характерных для крупных федеральных торговых операторов, проводящих экспансию своих торговых сетей в новые регионы, а также иностранных ритейлеров, развивающих свои сети в России. К ним отнесены: политические, законодательные, экономические, социальные, технологические, экологические, криминальные, отраслевые риски. В работе дана краткая характеристика каждого вида риска, выявлены наиболее значимые из них. Учитывая тот факт, что основные проблемы, связанные с внедрением сети в регион, возможно решить путем разработки и оптимизации региональной нормативно-правовой базы, определено, что наибольшее значение для инвестора имеют законодательные риски.

11. Мировая практика показывает, что специфика и особенность розничной торговли заключается в том, что традиционно в общей массе торговых предприятий значительную долю занимает малый бизнес. В работе обоснована роль малого торгового предпринимательства в развитии торговли в регионе, вследствие чего, установлено, что поддержка и стимулирование к развитию и повышение инвестиционной активности малых торговых предприятий играет важную роль.

В условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании критически важны для развития конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей. Кроме того, малый бизнес — основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и модернизации экономики.

12. В процессе исследования государственной политики федеральных и региональных органов власти, ориентированной на повышения инвестиционной привлекательности региона был выявлен ряд факторов, необходимых для совершенствования стратегии формирования инвестиционной привлекательности региона, которые были положены в основу разработки региональной Программы развития и повышения инвестиционной привлекательности отрасли торговли.

13. Изученный зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования и поддержки отрасли торговли и повышения ее инвестиционной привлекательности, позволил автору сформулировать возможные пути решения существующих проблем. В условиях несовершенства российской и республиканской законодательной базы в сфере торговли, и с целью повышения инвестиционной привлекательности региона, обоснована крайняя необходимость создания комплексной Региональной программы развития торговли, направленной на координацию и стимулирование крупного сетевого и малого торгового бизнеса, с учетом соблюдения оптимального баланса интересов всех субъектов торговли, представленных пятью блоками:

Республиканские товаропроизводителиИностранные и федеральные торговые инвесторыМестные крупные торговые компании;

Малые торговые предприятия и индивидуальные предпринимателиПотребители.

С целью оптимизации условий интеграции и развития крупного и малого торгового бизнеса в республике подготовлены рекомендации и предложения для разработки региональной Программы развития и повышения инвестиционной привлекательности отрасли торговли, включающие цель, задачи и ряд мероприятий. Предложенные мероприятия сгруппированы в шесть разделов и включают в себя мероприятия направленные на: дальнейшее развитие и совершенствование республиканской торговой инфраструктурысовершенствование механизма правового регулирования торговой деятельности в Республике Татарстанкоординацию вопросов взаимоотношений с поставщикамиподдержку социально-незащищенных слоев населениясоздание условий для эффективного государственного регулирования в сфере торговли в целях обеспечения качества и безопасности товаровподготовку и обеспечение объектов торговли высококвалифицированными кадрами.

Автором выделены ожидаемые результаты реализации региональной Программы развития торговли, основным из которых должно стать достижение оптимального баланса интересов всех субъектов рынка. В перспективе это приведет к интенсивному развитию отрасли торговли, включая все ее формы — крупных сетевых операторов и малых торговых компаний, и как следствие повышению инвестиционной привлекательности региона.

Заключение

.

На основании проведенного исследования получены следующие выводы, заключения и результаты:

1. На современном этапе развития российской экономики розничная торговля является одной из самых инвестиционно привлекательных и динамично развивающихся отраслей и по темпам роста в два раза обгоняет остальные сектора экономики, кроме того, удельный вес торговли в валовом национальном продукте также вдвое превышает веса других отраслей. В связи с этим вопросы существования, развития, функционирования отрасли и повышения инвестиционной активности ее субъектов актуальны и имеют важное значение.

В представленной работе автором детально исследованы теоретические основы инвестиционной деятельности в торговле и систематизирован категорийный аппарат, используемый для обозначения понятий данной отрасли. Рассмотрена классификация торговых предприятий по критериямчисленности сотрудников, глубине акционирования, формату предприятия.

Проведенный анализ позволяет выявить, что в последние годы отрасль торговли в России все более приобретает черты, присущие мировым аналогам и сформулировать модель, которая схематично отображает все элементы отрасли торговли, связанные товарными потоками. Согласно представленной модели, товарные потоки, из внешней среды от производителя поступают в торговую сеть, элементами которой являются отдельные торговые предприятия и торговая инфраструктура (логистические центры, склады, система производства продукции под своей маркой). Затем посредством розничной торговли товары реализуются напрямую конечному потребителю, либо в случае оптовой торговли — в другие торговые сети, а затем конечному потребителю.

В рамках исследования автор определяет содержание экономического процесса «внедрение торговой сети в регион», трактуемого в работе как механизм функционирования отрасли торговли, который посредством мультипликативного и синергетического эффекта активизирует формирование инвестиционной привлекательности региона, осуществляемое путем снижения инвестиционных рисков и повышения инвестиционного потенциала, в части потребительской составляющей.

В работе выявлены и систематизированы преимущества и недостатки сетевого формата развития торгового бизнеса. При исследовании торговых сетей в историческом аспекте выделены основные этапы возникновения и развития мировой розницы, включающие: зарождение, расширение, развитие форматов, укрупнение, экспансия. Проведен хронологический анализ развития иностранных и российских торговых сетей в Российской Федерации, а также в Республике Татарстан.

В соответствии с делением экономической системы на уровни, предложена авторская классификация торговых сетей, которая включает три уровня:

— макроуровень — иностранные компании, осуществляющие инвестиционную деятельность на российском рынке;

— мезоуровень — российские федеральные компании, осуществляющие инвестиционную деятельность на региональном рынкемикроуровень — российские региональные компании, стабильно развивающиеся на местном рынке вне зависимости от планов дальнейшего расширения за его пределы.

2. Поскольку торговля при условии эффективного использования имеющихся инвестиционных ресурсов может способствовать устойчивому развитию экономики, решение проблем организации стабильного инвестиционного процесса в отрасли, привлечение дополнительных источников финансирования, обеспечивающих торговую деятельность предприятий и их расширение, становится одной из ключевых целей, достижение которой позволит создать условия для дальнейшего развития благополучного социально-экономического положения страны и региона.

В связи с вышеизложенным, актуально изучение источников финансирования, наиболее характерных для осуществления инвестиционной деятельности в отрасли торговли, их преимуществ, недостатков и особенностей в отраслевом аспекте. Исходя из стратегии и общей концепции развития, торговые компании выбирают следующие источники финансирования внедрения сети в регион: собственные средства, банковские кредиты, рынок ценных бумаг, включая облигационные и вексельные займы, размещение акций.

3. Для наиболее адекватного представления механизмов функционирования отрасли торговли Российской Федерации и ее субъектов и оценки возможности потенциального привлечения инвестиций, проведен комплексный анализ законодательной и нормативной базы потребительского рынка на федеральном и региональном уровнях. Рассмотрение исторического развития коммерческого права в России и за рубежом позволило выявить определенные особенности современного состояния правового поля в отрасли торговли и инвестирования.

Проведенный анализ продемонстрировал фрагментарность и непроработанность российского и татарстанского законодательства, что дает возможность неоднозначного использования нормативных актов в интересах отдельных групп субъектов торговой отрасли, даже после принятия закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

4. Значительная работа проведена в части исследования состояния и уровня развития отрасли торговли в Российской Федерации (в сравнения с зарубежными странами) и Республике Татарстан (в сравнении с другими регионами Приволжского федерального округа): проанализирован ряд количественных и качественных показателей, характеризующих отрасль, выявлены объективные тенденции, свойственные в настоящее время развитию отрасли торговли на федеральном и региональном уровнях. Среди них:

— Средние ежегодные темпы роста оборота розничной торговли опережают темпы роста ВВП страны;

— Изменяется структура товарооборота — доля продовольственных товаров в общем обороте розничной торговли постепенно снижается.

— Продолжается развитие цивилизованных форм торговлиувеличивается доля крупных и средних организаций розничной торговли при сокращении доли вещевых, смешанных и продовольственных рынков, а также малых предприятий.

— Увеличивается объем продаж торговыми сетями в общем объеме оборота, в том числе, в результате слияний и поглощений мелких торговых предприятий. Однако уровень консолидации рынка все еще остается невысоким.

— Развитие розничной торговли в регионах происходит более высокими темпами, чем в Москве.

— Повышается удельный вес новых форматов (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров) в общем объеме розничной торговли по сравнению с традиционными форматами.

— Факт нехватки торговых площадей на московском рынке дает импульс торговым компаниям к освоению новых региональных рынков.

— Крупные сетевые операторы продолжают развитие стратегии «мультиформатности» с целью удержания рыночной доли и привлечения новых потребителей.

— Интерес зарубежных инвесторов к отрасли торговли подтверждается фактом выхода на российский рынок некоторых крупных торговых операторов международного масштаба.

5. С целью осуществления возможности проанализировать совокупность территориальных единиц и выявить из них наиболее привлекательные для торговых инвесторов, планирующих внедрение торговой сети в регион разработана методика оценки уровня развития отрасли торговли региона, основанная на расчете интегрального значения, обобщающего совокупность абсолютных и относительных показателей отрасли торговли, классифицированных автором в три блока — прямые (количественные и качественные) и косвенные. При этом апробировано и доказано, что предложенная методика дает возможность торговому инвестору оценить целесообразность внедрения торговой сети в данный регион.

Согласно данной оценке, Татарстан среди других субъектов Приволжского Федерального округа на протяжении последних лет традиционно занимает второе место и входит в пятерку регионов первого кластера с высоким уровнем развития торговли и, соответственно, наиболее привлекательных для инвесторов, наряду с Самарской и Нижегородской областями, Пермским краем и Республикой Башкортостан.

6. В соответствии с рейтингом привлекательности развивающихся рынков — Global Retail Development Index (с англ. — индекс глобального развития розницы), проводимом ежегодно консалтинговой компанией A.T.Kearney, Россия на протяжении последних лет находится в первой тройке стран, наиболее привлекательных для инвестиций торговых организаций. С 2002 г. отрасль торговли была лидером по привлечению иностранных инвестиций, что, по существу, опровергает мнение о том, что иностранцев интересует в России, прежде всего топливно-энергетический комплекс.

В 2008 г. впервые за семь лет, тенденция изменилась, и торговля заняла второе место по привлечению иностранных инвестиций среди других отраслей, уступив отрасли обрабатывающих производств. Тем не менее, на сегодняшний день торговля по-прежнему чрезвычайно привлекательна для иностранных инвесторов.

Объем иностранных инвестиций в торговлю РФ в 2008 г. составил 23% от общего объема иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны.

В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в Приволжский федеральный округ в 2008 г. на долю Республики Татарстан пришлось 33,6%, что составило 2 593,8 млн долл.США.

Однако, количество иностранных инвестиций в отрасль торговли в Татарстане в последние годы существенно сократились. Причиной данному обстоятельству является окончание первой волны внедрения иностранных торговых сетей в экономику республики, связанной с подготовкой и празднованием тысячелетия г. Казани в 2005 г.

Тем не менее, с учетом внедрения французской сети Carrefour на российский рынок в июне 2009 г. и планы на внедрение Wal-Mart и Tesco, которые сразу охватят внушительную часть московского рынка и выйдут на рынки крупных регионов, в ближайшее время прогнозируется значительное увеличение иностранных инвестиций в отрасль торговли в Республике Татарстан.

7. Исследование инвестиционной деятельности в отрасли торговли в рамках республики позволили автору доказать прямую зависимость между процессами внедрения торговых сетей в экономическую систему региона и повышением его инвестиционной привлекательности и обосновать синергетический характер данной связи, а также мультипликативный эффект от вложения инвестиций в торговлю региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные нормативные и методические материалы, государственные стандарты
  2. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003 г.).
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев. 2005 г.).
  4. Федеральный закон от 27.12.02 г. (поел. ред. 09.05.2005 г.) № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
  5. Федеральный закон от 02.01.2000 г. (поел. ред. от 30.12.06 г.) № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
  6. Федеральный закон от 08.08.01 г. (поел. ред. 30.12.06 г.) № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
  7. Федеральный закон РФ от 07.02.1992 г. (поел. ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) № 2300−1 «О защите прав потребителей»
  8. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.07 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.99 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с поел. изм. и доп. от 02.01.00 г.)
  10. Федеральный закон от 30.12.2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
  11. Федеральный закон от 02.07.99 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  12. Закон Республики Татарстан от 19.07.94 г. № 2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.94 г. № 936 «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения» (с изменениями от 23 сентября 1999 г.)
  14. Программа создания и развития в Республике Татарстан предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания «шаговой доступности», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.06.2007 г. № 224
  15. План мероприятий по развитию конкуренции на продовольственном рынке Республики Татарстан на 2008−2012 годы, утвержденный Распоряжением КМ РТ от 28.03.2008 г. № 466-р
  16. ГОСТ Р 51 303−99 Торговля. Термины и определения
  17. ГОСТ Р 51 304−99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
  18. ГОСТ Р 51 773−2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.1. Монографии и сборники
  19. В.Б., Акулова О. В. Экономическая теория: Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002. 116 с.
  20. А. Требования ВТО и российское законодательство. Серия «Рабочие материалы» Московского центра Карнеги. 2005 г. № 6 48 с.
  21. Л.П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1992. -448 с.
  22. JI.П. Памбухчиянц В. К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов Высших учебных заведений. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 520 с.
  23. Л.П., Памбухчиянц О. В. Справочник руководителя торгового предприятия. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 868 с.
  24. В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2004.-352 с.
  25. Л.Л. Инвестиции. Учебное пособие. — М.: Изд-во Экономистъ. -2005.-478 с.
  26. К. Экономическое учение Карла Маркса. М.: Едиториал УРСС, 2003.-232 с.
  27. Коммерческое право Учебно-методическое пособие / Под ред. Б. И. Путинского. М.: Городец, 1999. — 144 с.
  28. О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. — 450 с.
  29. О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник: М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2005. — 636 с.
  30. Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003.-504 с.
  31. Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.-248 с.
  32. Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
  33. .И. Коммерческое право. М.: Изд-во «Зерцало», 2005. — 128 с.
  34. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  35. М.В. Менеджмент в торговле: Учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004. — 480 с.
  36. Торговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. Брагина Л. А. и проф. Данько Т. П. М.: ИНФРА-М, 1997. — 256 с.
  37. С.А., Анышин В. М. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. М.: Анкил. — 2003. — 154 с.
  38. Щур Д. Л. Труханович Л.В. Основы торговли. Настольная книга руководителя, главбуха и юриста. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.-704 с.
  39. I. Публикации в периодических изданиях и аналитические отчеты
  40. Т., Галицких М., Грозовский Б. В 2013 г. структура расходов россиян и британцев станет похожа / Ведомости. 2006. — № 235 (1762)
  41. М.В. У ритейла особые перспективы // Российская торговля 2005.-№ 9
  42. М.И. Экономический анализ в торговле М.: Финансы и статистика, 2006. — 400 с.
  43. А. Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. 2001. — № 5. -с.11
  44. А.Л. Региональная розница: битва гигантов // Современная торговля 2005. — № 444
Заполнить форму текущей работой