Совершенствование инвестиционной системы стимулирования инновационного малого бизнеса в регионе
Определено, что малый бизнес занимает одно из первых мест в мировом рейтинге экономических приоритетов, так как обеспечивает внедрение инноваций и эффективное использование человеческого капитала. Установлено, что поддержание необходимого уровня инвестиционных вложений в инновационную деятельность может обеспечить сформированная инвестиционная система, интегрирующая инвестиционные ресурсы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1.
- Теоретико-методические основы формирования инвестиционной системы стимулирования малого инновационного бизнеса
- 1. 1. Сущность понятий малый бизнес и инвестиционная система поддержки инноваций
- 1. 2. Зарубежный и отечественный опыт поддержки малого предпринимательства
- 1. 3. Использование потенциала малого предпринимательства для инновационного социально-экономического развития регионов
- Глава.
- Направления государственной поддержки развития инновационного бизнеса в регионе
- 2. 1. Опыт формирования инвестиционных систем стимулирования малого бизнеса в регионах
- 2. 2. Особенности развития системы инвестиционной поддержки малого бизнеса в Калужской области
- 2. 3. Проблемы активизации деятельности инвестиционной системы для стимулирования малого бизнеса
- Глава 3.
- Совершенствование инвестиционной системы для стимулирования развития малого инновационного бизнеса в регионе
- 3. 1. Развитие инвестиционной деятельности для обеспечения инновационных разработок малых предприятий в научно-технической сфере и коммерциализация полученных результатов
- 3. 2. Программно-целевое развитие государственно-кооперативного партнерства, интегрирующее инвестиционные ресурсы для поддержки малого инновационного бизнеса
- 3. 3. Создание условий для инвестиционной привлекательности прорывных инновационных ядер развития туризма и рекреации в регионе
Совершенствование инвестиционной системы стимулирования инновационного малого бизнеса в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Малый бизнес, как показывает мировая практика, занимает одно из первых мест в рейтинге экономических приоритетов. Его предпринимательский потенциал способен помочь в решении целого ряда социально-экономических проблем регионов: демонополизацииформировании рыночной структуры экономики и конкурентной средынасыщении рынка инновационными товарами и услугамисоздании новых рабочих местэкономическом росте и увеличении налоговых поступленийсодействии формированию среднего классагаранта социально-экономической стабильности.
Правительством РФ разработана и принята к реализации Концепция социально — экономического развития России до 2020 года. В Концепции сформулирована главная цель — вывод России в число высокоразвитых стран по уровню социально—экономического развития. Обеспечить достижение поставленной цели возможно только путем инновационного перехода к обществу с высоким уровнем человеческого капитала, генерирующему высокие технологии, научные идеи и развивающемуся за счет интеллекта, творчества, свободы. Внедрение инноваций и эффективное использование человеческого капитала характерно именно для малого бизнеса.
Сегодня состояние и темпы развития малого инновационного бизнеса в регионах России не удовлетворяют современным потребностям. Основными причинами, сдерживающими его становление, являются: неразвитость, в субъектах РФ, государственных институтов и механизмов стимулирования, проблемы современного состояния инвестиций, необходимых для развития инновационного бизнеса.
Реализуемые в настоящее время национальные проекты и государственные программы, активно использующие возможности интеграции инвестиционных ресурсов (государственных, частных и кооперативных), призваны обеспечить решение существующих проблем.
В ряде субъектов РФ накоплен значительный опыт успешного использования предоставленных возможностей, благодаря чему малый бизнес включается в инновационный процесс, предавая экономике регионов гибкость, маневренность, что в конечном итоге способствует модернизации, повышению эффективности и конкурентоспособности. Однако многие регионы еще значительно отстают в этом отношении.
Степень разработанности проблемы. Научное обоснование ключевых направлений использования инновационного потенциала малого бизнеса содержится в работах Л. Абалкина, А. Агеева, Е. Бухвальда, А. Виленского, П. Винарчика, М. Глазатова, С. Глазьева, Л. Григорьева, Л. Дашкова, П. Друкера, Л. Евстигнеевой, Р. Евстигнеева, Л. Колесникова, Г. Силласте, А. Чепуренко, О. Шестоперова, А. Шеховцева и др.
Исследованию сущности инвестиционных ресурсов были посвящены работы ряда отечественных и зарубежных ученых. Среди зарубежных авторов наиболее известны Р. Бутлер, JL Гитман, JI. Дэвис, М. Джонс, Р. Пике и др. В этом же направлении работали многие российские исследователи: В. Д. Андрианов, В. В. Бочаров, А. Г. Гранберг, Г. В. Гутман, А. Н. Илларионов, А. Б. Круток, Ф. С. Тумусов, Г. А. Унтура, Н. В. Игошин и др. Различным аспектам привлечения инвестиций в инновационное развитие бизнеса посвящены труды известных российских и зарубежных ученых: А. Н. Антипова, A.A. Анфиногентовой, В. М. Баутина, М. Беха, С. Н. Бобылева, A.B. Гордеева, Т. И. Заславской, C.B. Киселева, Д. С. Львова, Г. Мюрдаля, В. Ростоу, Е. В. Серовой, А. Н. Строева, М. Тодаро, И. Г. Ушачева и др.
Проблемам развития экономического партнерства государства и кооперации, обеспечивающего становление инновационного малого бизнеса на сельских территориях посвящены работы И. Н. Буздалова, В. К. Крутикова, Э. Н. Крылатых, A.A. Никонова, В. М. Пахомова, A.B. Петрикова, A.B. Ткача и ряда других ученых.
Однако, на наш взгляд, в этих работах недостаточно изучены аспекты, связанные с обеспечением ресурсами процесса стимулирования инновационного малого предпринимательства в регионе.
Необходимость теоретического и практического обоснования процесса формирования региональной системы, обеспечивающей стимулирование развития инновационного малого бизнеса, дискуссионный характер проблемы и её несомненная актуальность определили выбор темы диссертации, цели, задачи и структуру работы.
Цель диссертационного исследования состоит в теоретическом обосновании и методическом обеспечении процесса совершенствования системы для стимулирования развития. малого инновационного бизнеса в регионе.
В соответствии с этой целью, основными задачами диссертационного исследования являются:
— разработка теоретических основ процесса формирования системы для поддержки малого инновационного бизнеса с использованием государственных, частных, кооперативных ресурсов на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта;
— обоснование направлений государственной поддержки развития системы для стимулирования малого инновационного бизнеса в регионах;
— формирование предложений по созданию фонда, финансирующего инновационные разработки малых предприятий в научно-технической сфере;
— совершенствование государственно-кооперативного партнерства, обеспечивающего повышение конкурентоспособности малых предприятий в сельской местности регионе;
— раскрытие возможностей и перспектив формирования инновационных зон развития туризма и рекреации в регионе.
Область исследования соответствует п. 2.11. «Определение направлений, форм и способов перспективного развития инновационной инфраструктуры. Принципы проектирования и организации функционирования инновационных инфраструктур на микро-, мезои макроуровнях" — п. .12. «Исследование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности, современных подходов к формированию инновационных стратегий» специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством: Управление инновациями.
Объектом исследования является инвестиционная система региона, обеспечивающая стимулирование развития малого инновационного бизнеса.
Предметом исследования являются организационно — экономические отношения органов государственной власти, местного самоуправления и' бизнес-сообщества в процессе формирования инвестиционной системы для стимулирования развития малого инновационного бизнеса.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития инновационного бизнеса.
В работе использовались монографический, экономико-статистический и нормативный методы, методы экспертных оценок, системного и ситуационного анализа, методы социологических исследований.
Информационное обеспечение работы составили аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ и соответствующих министерств Калужской области, материалы федеральных и региональных научно-исследовательских и образовательных учреждений, а также данные органов местного самоуправления, бухгалтерская и налоговая отчетность малых предприятий.
Научная новизна состоит в разработке теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию инвестиционной системы региона, стимулирующей. переход предприятий малого бизнеса на траекторию устойчивого инновационного развития.
На защиту выносятся следующие основные результаты, отличающиеся новизной, обоснованные лично автором:
1. Уточнены научно — методические основы стимулирования инновационной деятельности предприятий малого бизнеса в регионе. Сформулированы научно-теоретические основы авторской концепции, в которой определено, что малый бизнес обеспечивает внедрение инноваций и эффективное использование человеческого капитала при условии поддержания необходимого уровня вложений в инновационную деятельность за счет формирования инвестиционной системы, интегрирующей ресурсы. Сама система рассмотрена не только как совокупность операций, направленных на получение прибыли и увеличение капитала, но и как механизм управления ее функционированием, обеспечивающий выход предприятий малого бизнеса на траекторию устойчивого инновационного развития.
2. Обоснована необходимость использования потенциала инновационного малого бизнеса для преодоления технологического отставания региона. Определены направления стимулирования этой деятельности: создание единой инфраструктуры поддержки инновацийподготовка кадров для работы в области коммерциализации научных разработокучастие малых инновационных предприятий в государственных программахкоординация деятельности государственных и муниципальных органов власти по развитию инфраструктуры, совершенствование законодательной базы, обеспечивающей деятельность инновационного бизнесапропаганда достижений инновационных предприятий.
3. Выявлено приоритетное направление инвестиционной деятельности — обеспечение инновационных разработок малых предприятий в, научно-технической сфере и дальнейшая коммерциализация полученных результатов. Показано, что создание достаточных условий и стимулов для развития малого инновационного бизнеса преобразуется в недоступное конкурентам ноу-хау, а в дальнейшем позволяет перейти к комплексным преобразованиям и инновационным методикам.
Разработаны методические подходы создания и функционирования специального фонда содействия развитию венчурных инвестицийв малые предприятия научно-технической сферы региона.
4. Внесены предложения по применению программно-целевых методов формирования областного и муниципальных бюджетов для обеспечения: финансирования инновационных проектовсоздания центров коллективного пользования оборудованиемпредоставления грантов начинающим малым инновационным предприятиямобучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов в инновационной сфере.
5. Определены основные инновационные направления развития предприятий малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в индустрии туризма региона с учетом интерпретации среды, соединения природы и культуры. Доказано, что средовой подход будет способствовать созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса региона.
Выявлены инновационные ядра региона, которые могут обеспечить конкурентоспособность и динамичное развитие малого бизнеса в туристической индустрии.
Сформулированы методический подход и практические рекомендации, позволяющие обеспечить создание инфраструктуры поддержки малых предприятий на сельских территориях региона с использованием потенциала государственно-кооперативного партнерства, реализуемые в инвестиционных проектах при организации объектов туризма.
Практическая значимость работы. Основные положения, выводы и рекомендации работы могут быть применены для уточнения инновационной стратегии при формировании региональной системы стимулирования развития малого инновационного бизнеса.
Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы изложены в докладах на международных, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях: «Туризм как фактор развития экономики региона» (г. Калуга, 2007 г.) — «Привлечение финансовых ресурсов на предприятия малого и среднего бизнеса. Проблемы и перспективы» (г. Калуга, 2007 г.) — «Актуальные проблемы управления и инновационного развития территорий» (г. Обнинск, 2007 г.). А также: «Экономические проблемы в государствах СНГ и правовые пути их решения» (Калуга, 2008 г.) — «Демидовские чтения» (г. Тула, 2008, 2009, 2010 гг.).
Разработки автора апробированы в процессе реализации' проектов «Инновационная деятельность по модернизации предприятий машиностроительного комплекса региона» (№ 09−02−59 228, а/Ц) и «Региональная политика стимулирования развития малого предпринимательства» (№ 09−02−59 217, а/Ц), «Модернизация предприятий электроэнергетики на основе внедрения инноваций» (№ 11−12−40 027, а/Ц), осуществленных при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области.
Материалы диссертационного исследования применяются Министерством финансов и Министерством развития информационного общества и инноваций, Торгово-промышленной палатой (Tull) Калужской области при подготовке целевых программ государственной поддержки инновационного развития малого бизнеса в регионе.
Материалы выполненного исследования используются в курсах лекций по дисциплинам «Основы бизнеса», «Региональная экономика», «Инвестиции» при обучении представителей бизнеса, а также в учебном процессе Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского и Института управления, бизнеса и технологий г. Калуга.
Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 17 работ, общим объемом 12 п.л., в т. ч. три в научных изданиях, входящих в перечень ВАК.
Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 130 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 175 наименования. Текст работы иллюстрирован таблицами, схемами и рисунками.
Выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, носят как теоретико-методический, так и прикладной характер. Они применены для уточнения законодательства в сфере формирования инвестиционной системы Калужской области, обеспечивающей развитие малого инновационного бизнеса. Реализация обоснованных в диссертации мероприятий по управлению общественными финансами обеспечивает учет и прогнозирование долгосрочных последствий принимаемых участниками бюджетного процесса решений по развитию инновационного предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе исследования современных российских проблем, мирового опыта, а также современных требований предъявляемых к инвестиционному обеспечению реализации национальных проектов и государственных программ, уточнены научно-методические основы формирования инвестиционной системы региона по стимулированию развития малого инновационного бизнеса.
Важной инновационной составляющей является возможность совершенствования национальных проектов, за счет расширения горизонта планирования.
Реализация проектов продемонстрировала, что переход страны на новый качественный уровень цивилизации невозможен без наличия национальной экономики интеллектуальных услуг. Этим обусловлено принятие к реализации Правительством РФ Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Данная концепция является логическим продолжением национальных проектов и ориентирована на инновационный прорыв. В документе сформулирована главная цель — вывод России в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития. Обеспечение достижения поставленной цели возможно только путем инновационного перехода к обществу, генерирующему высокие технологии, научные идеи и развивающемуся за счет интеллекта, творчества, свободы.
А внедрение инноваций и эффективное использование человеческого капитала характерно, как показало исследование, именно для малого бизнеса. Активно способствовать реализации национальных проектов, госпрограмм на территории регионов России призвана интеграция ресурсов власти, общества и бизнеса. Для расширения роли бизнеса в реализации проектов и программ, необходим переход от разового участия бизнеса в отдельных мероприятиях, к формированию социально-экономической политики с участием бизнеса. Требуется установление перспективного партнерства государства и бизнеса.
Особая потребность для инвестиционного стимулирования развития малого бизнеса концентрируется на муниципальном и региональном уровнях, что обусловлено необходимостью решения конкретных социально-экономических проблем инновационного развития.
Широкие перспективы развития, при условии инвестиционной поддержки, субъекты малого предпринимательства имеют на сельских территориях, в моногородах, где их становление способствует созданию устойчивой базы сохранения поселений, формированию среднего класса и улучшению финансового положения жителей.
Определено, что малый бизнес занимает одно из первых мест в мировом рейтинге экономических приоритетов, так как обеспечивает внедрение инноваций и эффективное использование человеческого капитала. Установлено, что поддержание необходимого уровня инвестиционных вложений в инновационную деятельность может обеспечить сформированная инвестиционная система, интегрирующая инвестиционные ресурсы. Инвестиционная система региона рассматривается как совокупность инвестиционных операций, совершаемых на основе инвестиционного анализа, направленных на получение прибыли и увеличение капитала, а также как механизм управления ее функционированием, обеспечивающий устойчивый экономический рост и выход региона на траекторию устойчивого инновационного развития.
Исследование позволило выявить основные проблемы, от решения которых зависит развитие инновационной инфраструктуры Калужской области.
К настоящему времени назрела острая необходимость в совершенствовании инновационной деятельности в Калужской области, адаптации известных, а при необходимости, и в разработке новых принципов и механизмов комплексного развития экономики, исходя из существующих внутренних и внешних условий. В соответствии с этим, главной целью должно являться реальное превращение научно-технического потенциала области в рсновной фактор, обеспечивающий переход производственно-социального комплекса на инновационный путь развития.
Научно обоснованы направления государственной поддержки развития инвестиционной системы для стимулирования малого бизнеса в регионе. Внесены предложения по совершенствованию работы на основе партнерства власти и бизнеса. Региональные аспекты инвестиционного процесса рассмотрены с позиций комплексного подхода, во взаимодействии территориальной и производственной подсистем региона.
Обоснована необходимость использования потенциала инновационного малого предпринимательства для преодоления технологического отставания региона. Показано, что создание достаточных условий и стимулов для развития малого инновационного бизнеса преобразуется в недоступное конкурентам ноу-хау, а в дальнейшем, позволяет перейти к комплексным преобразованиям и инновационным методикам.
Выявлено, что приоритетным направлением инвестиционной деятельности является обеспечение инновационных разработок малых предприятий в научно-технической сфере и коммерциализация полученных результатов. Сформулирована потребность в создании специального фонда финансовой поддержки в научно-технической сфере. Осуществлено создание и развитие региональной системы коммерциализации технологий, а также обеспечены возможности для распространения опыта районов с высоким инновационным потенциалом (г. Обнинск, г. Калуга) на остальную часть Калужской области.
В Калужской области, в соответствии с разработанными предложениями, осуществляется переход на программно-целевые методы формирования областного и муниципальных бюджетов. Это означает, что значительная часть расходов областного бюджета сформирована в виде комплекса областных целевых, долгосрочных целевых, ведомственных и других целевых программ. В программах предусматриваются целевые индикаторы и показатели, сроки и ожидаемый результат. Этот метод позволил более эффективно, целенаправленно и результативно расходовать бюджетные средства, а также повысить ответственность конкретных исполнителей мероприятий программ. Средства по программам направлены на формирование посевного финансирования инновационных проектов, создание центров коллективного пользования оборудованием, предоставления грантов начинающим малым инновационным предприятиям и другие цели. Это позволит создать в 2011;2013 годах на 81 новом инновационном предприятии 560 рабочих мест. Особое внимание уделяется обучению, переподготовке и повышению квалификации специалистов в инновационной сфере.
Приведен взаимовыгодный механизм программно-целевого развития в регионе сферы услуг, позволяющий интегрировать инвестиционные ресурсы и обеспечивающий соблюдение интересов органов власти и систем потребительской кооперации, стимулирующий инновационную активность и диверсификацию деятельности малых предприятий и населения. Сформулированы направления развития небанковской инфраструктуры кредитных кооперативов для обеспечения малого бизнеса и населения, что позволило целенаправленно проводить работу по созданию сети сельскохозяйственных кредитных кооперативов. В результате, на территории сельских поселений области зарегистрировано 86 потребительских кредитных кооперативов, которые предоставили сельским жителям 3625 займов на сумму 237 млн руб. Общая сумма кредитов и займов, привлеченных на развитие сельскохозяйственной деятельности малыми формами хозяйствования в Калужской области, за 2007;2010 годы, составила 940 млн руб.
Установлено, что формирование туристского рынка, на котором значительную долю занимают предприятия малого бизнеса, способствует созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекре-ационного комплекса региона. Выявлено, что развитие туристско-рекреацион-ного комплекса Калужской области может быть обеспечено за счет интеграции инвестиционных ресурсов. Определены инновационные ядра региона, которые могут обеспечить конкурентоспособность туристической индустрии, ее динамичное развитие.
Уже сегодня доля от индустрии туризма в сфере услуг населению постоянно растет. Основная часть хозяйствующих субъектов, занятых в сфере туризма, относится к малым предприятиям, что открывает значительные перспективы для раскрытия потенциала малого предпринимательства в сфере торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса, транспортных и других услуг. На сельских территориях — это малые формы хозяйствования: крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы и пр. Целью осуществления мероприятий по созданию условий для инвестиционной привлекательности и развития ту-ристско-рекреационного комплекса, является организация туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач по привлечению дополнительных инвестиционных средств в туристско-рекреационный комплекс Калужской области, включая инвестиционные банковские кредиты и собственные средства инвесторов.
Интеграция инвестиционных ресурсов, при реализации программы развития туризма, позволит обеспечить увеличение объема туристского потока в Калужской области, включая экскурсантов, с 636 тыс. человек в 2009 году, до 2400 тыс. человек (более чем в 3,7 раза) в 2016 году. Также предполагается увеличить количество работающих в коллективных средствах размещения почти в 4 раза, или до 9950 человек к 2016 году, по сравнению с 2009 годом. Количество объектов сельского туризма увеличится со 132 единиц в 2009 году, до 752 единиц (более чем в 5,7 раза) в 2016 году.
Список литературы
- О сельскохозяйственной кооперации. Федеральный закон, № 19Э-ФЗ от 8 декабря 1995 года.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон N 131-Ф3 от 6.10.2003 года (ред. от 31.12.2005).
- Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» от 19.04.2005 г., № 239.
- Концепция действий на рынке труда на 2008−2010 годы (Одобрена распоряжением* Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 г. № 1193-р).
- Концепция развития системы сельской кредитной кооперации/ МСХ РФ, 2006.
- Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации. М.: Минэкономики РФ, Ин-т микроэкономики, 1994.
- Областная целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2007−2009 гг.» (с изменениями от 27.12.2007 г., 27.03.2008 г.)
- Положение о Реестре субъектов малого предпринимательства Калужской области (с изменениями от 04.04.2002 г., 03.03.2005 г.)
- Ведомственная целевая программа «Развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов Калужской области на 2007−2009 годы» приказ министерства сельского хозяйства Калужской области от 31.01.2007 г. № 18.
- Закон Калужской области «Об областной целевой программе «Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008−2012 годы», принятый Законодательным Собранием Калужской области 20.12.2007 г. № 852.
- Информация о мероприятиях по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в Калужской области и основных проблемах в ходе их реализации по состоянию на 1.01.2008 года МСХ Калужской области, 2008.
- Малое предпринимательство в России. 2005: Статистический сборник / Росстат. -М., 2005. 156 с.
- Основные показатели деятельности малых предприятий Калужской области за 2005 год. — Калужский областной комитет государственной статистики. Калуга, 2006 г.
- Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий по результатам работы за 2002 г. Доклад Калужского областного комитета государственной статистики. Калуга, 2003.
- Государственный архив Калужской области Ф. 401, оп 1, д. № 43 за 1941 г.
- Государственный архив Калужской области. Дело № 5176. Материалы Калужского кооперативного съезда. Посреднические операции. 1914 г.
- Госкомстат России, Калужский областной комитет государственной статистики. Социально-экономическое положение Калужской области № 1,2,3,4. 2006. — г. Калуга.
- Цели развития* тысячелетия и национальные проекты — стратегический выбор России. Институт комплексных стратегических исследований. М. — 2006.
- Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 г. (проект Минсельхоза РФ от 23.12.2008).
- Программа «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области (2007 2009 годы). Калуга. — 2007.
- Программа «Развитие аграрного туризма на территории Калужской области на 2010−2012 годы». Калуга. 2009.
- Программа «Развитие потребительской кооперации в Калужской области на 2008−2012 годы». Калуга. 2007.
- Программа «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008 — 2012 годы». Калуга. 2007.
- Программа «Развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Калужской области на 2007−2009 годы». Калуга. — 2007.
- Программа «Развитие туризма в Калужской области на 2006−2010 годы». Калуга. -2006.
- Программа «Улучшение качества жизни населения Белгородской области». Белгород. 2002.
- Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»: утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003.
- Постановление Правительства Белгородской области от 25.01.2010 года № 27. «Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года». Белгород — 2010.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря, 2002 г. N 858, Об утверждении федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
- Закон Калужской области от 08.12.2006 г. № 266−03 «Об областной целевой программе «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Калужской области на 2007−2009 гг.» (с изменениями от 27.12.2007 г., 27.03.2008 г.).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 годы».
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18.10.2007 г., 22, 23 июля 2008 г.).
- Абалкин Л. Судьба России: связь времен /Л.И. Абалкин/ М.: Институт экономики РАН, 2004.40.