Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исследование инновационных процессов формирования информационного пространства высшего учебного заведения: С использованием зарубежного опыта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи не вызывает сомнений актуальность разработки инструментов, предназначенных для решения ряда управленческих вопросов формирования информационного пространства высшего учебного заведения в процессе информатизации образования и интеграции высшего учебного заведения в глобальное информационное сообщество. В данном исследовании информационное пространство рассматривается с позиции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Характеристика и анализ информационного пространства высшего учебного заведения
    • 1. 1. Особенности процесса перехода к новой образовательной парадигме в сфере высшего образования
    • 1. 2. Сущность и структура информационного пространства вуза
    • 1. 3. Инновационные процессы преобразования компонент информационного пространства
  • Глава 2. Теоретические основы формирования информационного пространства высшего учебного заведения
    • 2. 1. Учебное заведение в информационных координатах
    • 2. 2. Зарубежный опыт формирования информационного пространства высших учебных заведений
    • 2. 3. Теоретические аспекты формирования информационного пространства вуза
  • Глава 3. Организационно-методические положения осуществления инновационных процессов формирования информационного пространства вуза
    • 3. 1. Организационные и методические положения по формированию информационного пространства
    • 3. 2. Экономические аспекты формирования информационного пространства вуза
    • 3. 3. Использование предлагаемых инструментов формирования информационного пространства в ГУУ

Исследование инновационных процессов формирования информационного пространства высшего учебного заведения: С использованием зарубежного опыта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития общества характеризуется как «общество с постиндустриальной экономикой», в котором одним из ключевых источников развития выступают теоретические знания. Для описания данного этапа экономистами и философами предложен ряд моделей, наиболее известной из которых является модель информационного общества [40, 109]. В подобном обществе основными факторами социальной стратификации становятся образование и профессионализм. Действительно, можно отметить, что современная система образования в России находится под давлением возрастающего объема требований со стороны общества и государства относительно интенсивности и качества подготовки специалистов различных профессий и уровней квалификации.

Новая государственная образовательная парадигма, в рамках которой система образования России должна присоединиться к так называемому Болонскому процессу, предполагает создание единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации и его интеграцию в общеевропейскую систему образования, а также пересмотр ключевых ориентиров, развитие фундаментальных междисциплинарных знаний в сфере образования, в том числе профессионального.

Информатизация системы образования, которая заключается в широком применении во всех подсистемах и компонентах системы новейших информационных технологий, является одним из важнейших направлений реорганизации образования для целей реализации потребностей общества. Научно доказано, что овладение обществом современными информационными технологиями определяет возможности и темпы развития его интеллектуального потенциала, и, в конечном счете — роль и место в мировом сообществе [3].

Общемировым направлением информатизации образования в последние десятилетия является создание и использование новых информационных технологий обучения, включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных учебниках и многое другое. Эффективный процесс обучения сегодня уже не может быть реализован без использования технических средств, позволяющих полнее и глубже осваивать как базовые, так и профессиональные знания за счет имитации реальных условий. Применение с этой целью компьютерных обучающих систем призвано, в частности, разрешить противоречия между возрастающим объемом учебной информации и ограниченными сроками обучения, между его массовостью и индивидуализацией, а также создать условия для качественной фундаментальной подготовки в сочетании с освоением современных информационных технологий. В российском образовании, особенно в высших учебных заведениях, в последние десятилетия также наблюдается достаточно активный интерес к использованию новых технологий в учебном процессе. Наряду с этим, недостаточность финансирования реформ системы образования привела к серьезному отставанию российской высшей школы от западных высших учебных заведений в сфере информатизации образования. В последнее время все большее число исследователей обращают внимание на необходимость устранения данного разрыва и настаивают на вложении значительных финансовых и человеческих ресурсов в процессы информатизации.

С одной стороны, для России с ее территориальными просторами, неравномерной плотностью населения, языковым многообразием и другими специфическими чертами, внедрение новых форм обучения, образование так называемого открытого учебного пространства, которому будет способствовать обеспечение населения страны услугами инфраструктуры связи в ближайшее время, представляет собой один из наиболее перспективных путей развития. С другой стороны, в настоящее время все больше европейских исследователей отмечают, что концепция открытого и доступного образования нацелена на обеспечение его коммерческой привлекательности для учебных заведений, а не на качество образования. При этом элитарное образование и по сей день использует преимущественно консервативные традиционные методы и формы обучения, которые доказывают свою состоятельность в подготовке специалистов со времен становления первых европейских университетов.

В подобных обстоятельствах для российской системы образования как никогда важным является принцип разумной осторожности при проведении реформ в этой сфере. Его соблюдение не должно позволить высшей школе переориентироваться на методы и формы обучения, приносящие значительную прибыль за счет привлечения с использованием новых технологий большего числа студентов, однако при этом не дающих возможность обеспечить качество учебного процесса. Очевидно, что определенная часть знаний и опыта может быть получена исключительно на основе вербальных контактов студентов и преподавателей. Кроме того, в текущей ситуации многие российские учебные заведения тратят финансовые ресурсы на информатизацию образования, не учитывая при этом реальную экономическую выгоду от таких вложений. В большинстве случаев данный факт связан с отсутствием адекватных инструментов управления информатизацией, рассмотрением отдельных учебных материалов и потребностей в применении информационных технологий без учета комплексности учебной программы, потенциального единства информационного пространства высшего учебного заведения. Между тем, управление формированием и преобразованиями информационного пространства является важнейшим аспектом проведения процесса информатизации деятельности современного высшего учебного заведения.

В подавляющем большинстве публикаций по проблемам формирования и развития информационного пространства вуза доминирует представление об информационных технологиях и системах как основном компоненте этого пространства, поэтому вопросы применения информационных технологий в деятельности образовательного учреждения являются предметом многочисленных исследований со стороны ученых и специалистов как по информационным технологиям, так и педагогике (А.А. Андреев, Б. С. Гершунский, Е. С. Полат, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Л. Г. Титарев, В. И. Солдаткин, В. П. Тихомиров, Д. В. Чернилевский, А. В. Хуторской, К. К. Колин, А. В. Соловов и др.).

Вместе с тем, вопросы, связанные с формированием информационного пространства, инновационными механизмами его преобразования и развития в условиях высшей школы с точки зрения эффективности управления образовательным учреждением, разработаны недостаточно.

В этой связи не вызывает сомнений актуальность разработки инструментов, предназначенных для решения ряда управленческих вопросов формирования информационного пространства высшего учебного заведения в процессе информатизации образования и интеграции высшего учебного заведения в глобальное информационное сообщество. В данном исследовании информационное пространство рассматривается с позиции совокупности данных, информации, знаний, технологий и процедур их обработки и использования, обеспечивающих информационные и коммуникативные потребности образовательного сообщества в рамках высшего учебного заведения и его заинтересованных пользователей, преследующих определенные цели.

Отметим, что наиболее существенный вклад в развитие методологии формирования информационного пространства внесли зарубежные исследователи и практики из высших учебных заведений, поэтому значительная часть материалов настоящей диссертационной работы базируется на использовании зарубежного опыта в исследуемой области.

Таким образом, объектом исследования является информационное пространство высшего учебного заведения, предметом исследования управленческие отношения, возникающие в процессе формирования информационного пространства высшего учебного заведения.

Цель исследования — разработка теоретических, организационных и методических положений, позволяющих создать инструменты по формированию и трансформации информационного пространства высшего учебного заведения, нацеленные на повышение эффективности его функционирования и отдачи от осуществляемых инвестиций. Для достижения цели исследования в диссертационной работе определены и решены следующие задачи:

— проведен анализ особенностей перехода вузов к новой парадигме в сфере образования;

— определено понятие «информационное пространство» высшего учебного заведения;

— проведен анализ структуры и характеристик компонент информационного пространства высшего учебного заведения;

— проведен анализ подходов и классификация инноваций в процессах преобразования информационного пространства высшего учебного заведения;

— определен круг вопросов, возникающих в процессе управления информационным пространством высшего учебного заведения;

— выявлены мировые и национальные тенденции развития информационного пространства высшего учебного заведения;

— разработаны теоретические, организационные и методические положения по формированию информационного пространства высшего учебного заведения;

— разработанные положения применены для формирования информационного пространства в Государственном университете управления.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой и смежным проблемам, в частности, по общему менеджменту, инновационному менеджменту, стратегическому управлению, использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (Н.Н.Моисеев, И. Пригожин, А. И. Уемов, Р. Фостер, В. П. Ващенко, И. К. Шалаев, В. П. Беспалько, Е. И. Машбиц, Л. Г. Титарев, М. Кастельс). Кроме того, в работе использованы материалы «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», другие законодательные акты Российской Федерации.

Исследованию поставленных в диссертации задач способствовал анализ российских и зарубежных монографий, результатов научных исследований по теоретическим и практическим вопросам формирования и наполнения информационного пространства высшего учебного заведения, материалов научных конференций, статей в научных сборниках и периодической печати, а также материалы электронных издательств в сети Интернет.

Исследование проводилось на основе применения методов системного анализа, сравнения и обобщения собранной информации. Основные теоретические положения и практические выводы базируются на результатах обобщения мирового и отечественного опыта по теме проводимого исследования.

В процессе решения поставленных задач в диссертации получены следующие, характеризующиеся научной новизной, результаты:

— сформулировано понятие «информационного пространства» высшего учебного заведения;

— определена структура и принципы функционирования информационного пространства высшего учебного заведения;

— оценена ситуация в области проблем управления высшим учебным заведением и доказана объективная необходимость управления процессом формирования его информационного пространства;

— определены основные инструменты, которые могут быть использованы в процессе управления формированием информационного пространства высшего учебного заведения;

— проанализирован зарубежный опыт построения информационного пространства высших учебных заведений;

— предложен подход к управлению процессом выстраивания информационного пространства высшего учебного заведения;

— разработаны организационные и методические положения по применению указанного выше подхода;

— определены основные направления развития методики управления формированием информационного пространства высших учебных заведений.

Диссертация состоит из трех глав.

Первая глава «Характеристика и анализ информационного пространства высшего учебного заведения» содержит анализ процесса перехода российской системы образования к новой образовательной парадигме, исследование структуры информационного пространства высшего учебного заведения, его базовых компонент и проблем их формирования, уточнение характеристик объекта диссертационного исследования, ключевых понятий, используемых в работе. На основе проведенного анализа структуры, характеристик и принципов функционирования информационного пространства высшего учебного заведения сделан вывод об актуальности задачи разработки инструментов управления процессом его формирования.

Вторая глава «Теоретические основы формирования информационного пространства высшего учебного заведения» посвящена конкретизации проблем менеджмента высшего учебного заведения и проработке теоретических вопросов управления процессом формирования информационного пространства вуза. В результате в рамках второй главы теоретически обоснован подход к решению организационно-управленческих вопросов формирования информационного пространства высшего учебного заведения.

В рамках третьей главы «Организационно-методические положения осуществления инновационных процессов формирования информационного пространства вуза» сформулированы методические положения по формированию информационного пространства вуза, основные положения по организации процесса его формирования, рассмотрены вопросы экономической целесообразности внедрения новшеств в информационное пространство и подходы к выбору системы финансирования процесса преобразования информационного пространства. Приведены данные о применении предложенных методов в процессе деятельности по формированию информационного пространства Государственного университета управления.

Наконец, в заключении делаются выводы о полученных результатах и указываются перспективные направления дальнейших исследований.

Выводы no третьей главе диссертации.

1. Теоретическое обоснование использования концептуальной схемы информационного менеджмента и координатной сетки позиционирования технологий для формирования нового наполнения информационного пространства позволяют предложить методический подход к менеджменту преобразований информационного пространства, включающий в себя пять этапов.

Этап 1: Генерирование субъектами информационных коммуникаций идеи инновационного преобразования технологического, педагогического, организационного или экономического типов — определение первой координаты позиционирования преобразования информационного пространства вуза.

Этап 2: Декомпозиция инновации информационного пространства в рамках адаптированной концептуальной схемы информационного менеджмента, формирование плана необходимых мероприятий по изменению информационного пространства вуза.

Этап 3: Позиционирование планируемых преобразований технологий (педагогических, информационных, управленческих и т. д.) в стратегической сетке МакФарлана и экономический анализ их целесообразности. Определение предпочтительных подходов к организации внедрения новшеств и, как следствие — корректировка плана мероприятий по изменению информационного пространства, в том числе отклонение нецелесообразных преобразований. Данные операции Moiyr носить итерационный характер. Этап 4: Детализация скорректированного плана мероприятий по внедрению новшества для отдельных блоков информационного пространства. Перечень детализированных планов определяется на основании состава субъектов и структурных единиц вуза, задействованных в процессе внедрения новшеств. Этап 5: Определение новых координат высшего учебного заведения относительно других субъектов рынка образовательных услуг в пространстве позиционирования вуза на основании плана преобразования ИП.

2. Подобная последовательность этапов может быть использована в рамках сценарного подхода к планированию изменений и в ходе планирования деятельности по управлению информационным пространством. В силу динамического характера развития информационного пространства данная последовательность этапов должна выполняться периодически.

3. Для целей практической реализации предлагаемых процедур рассмотрены экономические аспекты формирования информационного пространства вуза, важность которых обусловлена потребностью в постоянном соотнесении привнесенных в ходе преобразований ИП инновационных свойств и собственно ресурсов и усилий вуза, потраченных на инновацию.

4. На примере формирования информационного пространства конкретного учреждения — Государственного университета управления, обоснована необходимость привнесения технологических инноваций, а именно формирование единой информационной сети университета. Процесс выстраивания нового информационного пространства с единой информационной сетью влияет на все ранее выделенные компоненты ИП университета и влечет за собой их соответствующее преобразованиия.

Заключение

.

Современная система высшего образования в России находится в процессе реформирования, в ходе которого как никогда важным является обеспечение комплексности и конгруэнтности преобразований. Обеспечение подобных свойств процесса преобразования для каждого высшего учебного заведения становится возможным при рассмотрении деятельности вуза в качественно новом контексте — на уровне его информационного образовательного пространства.

Информационное образовательное пространство высшего учебного заведения — это пространство информационных взаимодействий субъектов деятельности вуза, которое выступает средой коммуникации субъектов, представляет им информационную инфраструктуру, позволяющую осуществлять учебный процесс, объединяет в себе все необходимые ресурсы информации и знаний. Процесс целенаправленного выстраивания подобного пространства позволяет осуществлять необходимые инновационные процессы преобразований деятельности высшего учебного заведения для обеспечения эффективности подготовки специалистов необходимой квалификации.

В соответствии с целью и задачами исследования в процессе выполнения диссертационного исследования были получены следующие результаты:

— оценена ситуация в области проблем управления высшим учебным заведением и доказана объективная необходимость управления процессом формирования его информационного пространства;

— рассмотрены различные подходы к определению понятия «информационное образовательное пространство высшего учебного заведения» и употребляемых в сходном контексте терминов, в результате анализа данный термин дополнен и уточнен;

— проведен анализ составляющих информационного пространства, определена структура ИП вуза и базовые принципы его функционирования;

— выделены основные направления преобразований объективно существующего информационного пространства высшего учебного заведения, на основе их анализа сделан вывод об инновационном характере подобных преобразований и проведена их классификация;

— определены основные инструменты, которые могут быть использованы в процессе целенаправленного выстраивания информационного пространства высшего учебного заведения;

— проанализирован зарубежный опыт построения информационного пространства высших учебных заведений;

— осуществлена классификация информационных технологий, используемых в деятельности высшего учебного заведения;

— сформированы методические положения по формированию информационного пространства высшего учебного заведения;

— разработан ряд организационных положений, проанализированы возможные решения вопросов экономической целесообразности внедрения новшеств в информационном пространстве вузапредложенный подход применен в процессе деятельности по формированию информационного пространства Государственного университета управления.

Выполненное научное исследование, результатом которого явился представленный в работе подход к формированию информационного пространства, содержит комплекс следующих позитивных тенденций:

— предложен пошаговый алгоритм формирования информационного образовательного пространства с использованием методов информационного менеджмента, позволяющий высшим учебным заведениям осуществлять его выстраивание путем внедрения интегративных преобразований;

— представленный подход позволяет проводить декомпозицию предполагаемых преобразований на мероприятия операционного, структурного и стратегического уровня,.

— разработанный подход обладает высокими адаптивными характеристиками, что позволяет использовать предложенный инструментарий при различных образовательных моделях и формах организации образовательной деятельности в высших учебных заведениях;

— разработанный подход может быть эффективно использован в качестве составляющей системы общего менеджмента вуза, что повышает его практическую значимость;

— следует заметить, что предложенный подход к формированию информационного пространства допускает дальнейшее исследование различных моделей взаимодействия субъектов информационных коммуникаций и доработку подхода для каждого уровня декомпозиции информационного пространства вуза.

На основании проведенного исследования можно заключить, что дальнейшее развитие информационных образовательных пространств высших учебных заведений будет идти по пути создания единых унифицированных стандартов по наполнению подобных пространств, их интеграции в единое мировое информационное образовательное пространство. Эффективное формирование информационного пространства каждого высшего учебного заведения в России способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества и эффективности обучения, увеличению доступности образования, обеспечению потребностей гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И. Возникновение идеологии информационного общества / http://www.iis.ru
  2. Аналитическое программирование информационно-обменных процессов активных биологических форм. Концепция информологии / http://www.aires.ru
  3. А.А., Солдаткин В. И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2002. -168 с.
  4. А.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196 с.
  5. А.А. Введение в дистанционное обучение. М., 1997. — 120 с.
  6. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. М.:РАО, 1999. — 120 с.
  7. Аношкина B. JL, Резванов С. В. Образование. Инновация. Будущее. Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001.-176 с.
  8. Ю.Н., Строганов А. С., Шеховцев С. Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. М.: РГГУ, 1999. — 56 с.
  9. Д. А. Применение информационных систем управления как необходимый элемент стратегического управления экономическими процессами в вузе/ Д. А. Беляев // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 5−6(33). С. 179−183.
  10. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995. — 243 с.
  11. Н.В. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения и опыт их комплексного применения // Система обеспечения качества в дистанционном образовании / Науч.ред.С. А. Щенников. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — 130с.
  12. А. Компьютеры в обучении: чему учит история // Информатика и образование.- 1990. № 5. — С. 110−118.
  13. О.В. Роль ИТ-образования в развитии информационного общества. Преподавание Информационных Технологий в России, конференция, май 2005 / http://www.it-education.ru
  14. В.В. Междисциплинарность как когнитивная практика (на примере становления коммуникативной теории) // Коммуникация и образование. Сборник статей. Под ред. С. И. Дудника. — СПб.:Санкт-Петербургское философское общество. 2004. — С.69−88
  15. В.П. О концептуальных основах инновационной практики // Концепции. 2002. — № 1(9). — С. 31−55.
  16. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  17. А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000. — 41 с.
  18. Выготский JL С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 е.
  19. . Бизнес со скоростью мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 480 с.
  20. Р.С. Перспективные виды научно-информационной деятельности. //НТИ. Сер 2. 1985.-№ 1.-С.1−8.
  21. В.И. Проблема структурирования образовательного пространства // Педагогика, 1997.- № 3. С. 10−15
  22. В.В. Информационные технологии в бизнес образовании. Глава 7. /Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / Под общ. Ред. С. Р. Филоновича. — М. Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 690 с.
  23. В.В., Корнеев И. К. Управление информационными ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 17.-М.: «ИНФРА-М», 1999. 432 с.
  24. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207−99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. М.: Госстандарт России, 1999. 12 с.
  25. А.С., Король И. А. Информационный менеджмент М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2003.-415с.
  26. Д. Б.Система высшего образования в США: структура, руководство, финансирование / Д. Б. Джонстоун // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6(28). — С. 92−102.
  27. И. Информационное пространство России: политическая метафора или научное понятие / http://www.ksdi.ru
  28. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.СЛолат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
  29. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. М.: Весь Мир, 2004. — 160 с.
  30. Еременко Т. В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США. Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 2001. — 120 с.
  31. .Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П. и др. Открытое образование стратегия XXI века для России / Под общей ред. В. М. Филиппова и В. П. Тихомирова. — М.: Изд-во МЭСИ, 2000. — 356 с.
  32. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения / http://www.tmnlib.ru
  33. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 г. / http://edc.pu.ru
  34. М. Снова о Web-службах, ERP и интеграции / http://www.osp.ru
  35. Инновационные подходы в высшем образовании: преподавание, обучение и использование информационных и коммуникационных технологий // Дистанционное и виртуальное обучение. 2004. -N 8. — С. 24−28.
  36. Инновационный менеджмент в России (вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности) / Руководители авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2004. — 880 с.
  37. Информатика: Учебник / Под ред. Н. В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 1997. 768 е.: ил.
  38. Информационные технологии в бизнесе / Под ред. М. Желены. Спб: Питер, 2002. — 1120 с.
  39. Информационные технологии и образование. / Под ред. Ракитова А. И. М.: ИНИОН, 1996. — 135 с.
  40. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. / Пер. с анг. под науч. ред О. И. Шкаратана М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  41. А. Н.Университеты: противоречия развития / А. Н. Кимберг // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 1(24). С. 30−34.
  42. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  43. В.А. Построение модели гуманитарно-образовательной среды // Педагог, 1999. № 7. — С. 24−38.
  44. К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема //Дистанционное образование, 1998. № 4- С.45−57.
  45. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации // Проблемы информатизации высшей школы. М.: Минобразования РФ, 1998
  46. КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года / http://www.edu.ru
  47. Корнеев И. К. Организация технологий офисной деятельности: Монография. -М: ГУУ, 2001.-204 с.
  48. А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 336 с.
  49. Н.А. О различиях между линейным и разветвленным программированием / В сб. «Программированное обучение за рубежом».- М.: Высш. шк., 1968.- С. 58−67.
  50. Р. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика III. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003.
  51. А.О., Голомидов Г. С., Таран А. И. Перспективные Internet-технологии информационного обеспечения образовательных услуг // Информационные технологии, 1998 № 7. — С. 38−44, № 8. — С. 40−43.
  52. В. В. Развитие информационной инфраструктуры вуза для решения задач управления / В. В. Крюков, К. И. Шахгельдян // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 4(32). — С. 67−77.
  53. B.C. Системное развитие школы. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 304 с.
  54. Дж., Лодон К. Управление информационными системами. 7-е изд. / пер. с англ. под ред. Д. Р. Трутнева. Спб.: Питер, 2005. — 912 с.
  55. Г. Болонский процесс императив современного развития европейского высшего образования II Высшее образование сегодня — 2002. — № 2. — С.42−48.
  56. В.Л., Варшавский А. Е. и др. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия. Социально-экономические аспекты развития М.: Наука, 2001.-346 с.
  57. О.Ю. Коммуникативное пространство вуза: субъекты, роли, отношения // Коммуникация и образование. Сборник статей. Под ред. С. И. Дудника. -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С.345−364.
  58. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
  59. Э. Экономика научно-технического прогресса. М., Прогресс, 1970.
  60. Э. В. Диверсификация источников финансирования в системе высшего образования: сравнительный обзор / Э. В. Морган // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 2(30). — С. 81−90.
  61. С.А., Кривошеин Н. В. В ожидании новой науки (по страницам книги «Прикладная Интернетика») / http://management.edu.ru
  62. Г., Пригожин И. Познание сложного. М.: Мир, 1990.
  63. И., Такеучи X. Компания создатель знания: зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. — М.: Олимп-Бизнес, 2003- 384 с.
  64. И.П. Информационные технологии в образовании / И. П. Норенков, А. М. Зимин. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. — 351с.
  65. Ожегов С. И. Словарь русского языка/ Под ред.Н. Ю. Шведовой.— М.:Русский язык, 1986
  66. Основные понятия и определения прикладной интернетики / http://www.nbuv.gov.ua.
  67. Переосмысление развития сферы управления в новой Европе. Люксембург: Служба официальных публикаций Европейских сообществ, 1997. — 168 с.
  68. Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал «Эйдос». 1998. — 11 ноября. / http://www.eidos.ru.
  69. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А.Е.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования- М.: Изд. Центр «Академия», 2001.- 272 с.
  70. М. Рынок систем дистанционного образования / http://www.cnews.ru.
  71. М.Е. Международная конкуренция. М.: МО, 1993.
  72. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.:Политиздат, 1989. -272 с.
  73. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.
  74. Развитие компьютерных технологий в дистанционном обучении (НИТ в образовании: Обзорная информация / НИИВО- Вып. З) / Семенов В. В. и др.. -М., 1999. 68 с.
  75. Розин В. Образование как синергетическая система //Лицейское и гимназическое образование. -1998. № 2.
  76. У.Е., Нашар А. С. Руководство по наилучшим методам трансфера технологий // Управление инновациями. М.: Дело-лтд., 1995.
  77. Скибицкий Э. Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование, 2000. № 1. — С. 21−25.
  78. . Наука об учении и искусство обучения / В сб. «Программированное обучение за рубежом».- М.: Высш. шк., 1968. С. 32−46.
  79. К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. — М.: ДМК Пресс, 2002. 256 е.: ил.
  80. Солдатов А. В. Информационная система как основа эффективного управления вузом // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 2(30). С. 116−119.
  81. А. В. Введение в проблематику ДО / http://cnit.ssau.ni
  82. А. В. Мифы и реалии дистанционного обучения // Высшее образование в России, 2000. -№ 3. С. 121−126.
  83. Состояние и развитие ДО в мире. Аналитический доклад Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1999.-45 с.
  84. Столяров Ю. Н. Сущность информации. М., 2000. — 120 с.
  85. Л.Г. Новые подходы к образовательным технологиям / http://www.finec.ru.
  86. В.П., Титарев Л. Г., Андреев А. А. и др. Отчет о НИР «Организация виртуальной образовательной среды системы открытого образования». М.: МЭСИ, 2001.
  87. Тихомиров В. П. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России// Alma mater: Вестник высшей школы. 2002. — № 1. -С. 9−12.
  88. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-ое изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 1998. — 669с.
  89. А. Д. Информация и мышление М., Знание, 1970. — 48 с.
  90. ФЗ «Об образовании», принят ГД 12 июля 1995 г. / http: wAvw.edu.ru
  91. ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принят ГД 19 июля 1996 г. / http: www.edu.ru
  92. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987. — 564 с.
  93. Хартия глобального информационного общества / http://www.riocenter.ru
  94. С. 3. О принципах реализации инновационных технологий в системе современного высшего профессионального образования // Инновации в образовании. 2003. — № 4. — С. 38−42.
  95. А.В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании // Интернет-журнал «ЭЙдос». 2005. — 26 марта. / http://www.eidos.ru
  96. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.
  97. А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / http://www.cjes.ru/lib
  98. JI. Архитектура систем по Захману // Открытые системы. 2001. — № 12. — С. 28−29.
  99. Шадрин А. Е. Современные представления об информационном обществе / http://www.auditorium.ru
  100. И.К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства//Педагог, 1998. № 4.-С.9−14.
  101. И.К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: культурологический подход к проблеме // Педагог, 1998. № 5 — С.10−16.
  102. Ю.И., Романов А.А.Компьютерная семантика. М.: НОЦ «Школа Китайгородской», 1995. — 344 с.
  103. Ю.А. Информационные процессы и информационная среда // НТИ. Сер. 1. Информационные процессы и системы, 1976. № 1. — С.19−27.
  104. Шумпетер Й. А Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982
  105. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Высшее образование в России: взгляд в XXI век. // Специалист. -1993.-№ 10.
  106. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). PMI Standards Committee. — 2002. — 287 p.
  107. Applegate L.M., McFarlan F.W., McKenney J.L. Corporate information Systems Management: the issues facing senior executives. Boston: Irwin, 1996. — 422 p.
  108. Applegate L.M., McFarlan F.W., McKenney J.L. Corporate Information Systems Management, Text and Cases. New York: McGraw-Hill, 1999. — 564 p.
  109. Bell D. The Coming of Post-industrizl Society. A Venture in Social Forcasting.N.Y., Basic Books, Inc., 1973. 346 p.
  110. Chandler D. Media Education / http://www.aber.ac.uk
  111. Edgar H. Schein. Organizational Culture and Leadership Jossey-Bass- 3 edition, 2004.-464 p.
  112. Grant T. Chapter 5. Technology at the service of learning. / http://www.aber.ac.uk
  113. IT Infrastructure Library ITIL / http//www.isaca.ru.
  114. ITIL Process Maturity Self-Assessment & Action Plan / http//www.pinkelephant.com.
  115. Henderson J.C., Venkatraman N. Strategic Alignment: A Model for Organizational Transformation via Information Technology. London: Oxford University Press. -1991. P 68−95.
  116. Henderson J.C., Venkatraman N., Oldach S. Aligning Business and IT Strategies, in: Luftman, J.N. (ed.), Competing in the Information Age: Strategic Alignment in Practice, Oxford University Press, 1996, pp. 21−42.
  117. Keegan D. Foundations of distance educationLondon: Routledge, 1996.
  118. Maes R. Reconsidering Information Management through a generic framework // PrimaVera Working Paper, Universiteit van Amsterdam. 1999. Sept.
  119. Marriott I. Gartner Exp Research/http://www3.gartner.coni/pressreleases
  120. Porter M. Competitiveness Advantage of Nation, Harvard Business Review, March-April 1990.
  121. Selling ITIL How To Prepare & Build A Case To Build Internal Commitment To Promote ITIL Best Practices Within An Organization / http//www.pinkelephant.com.
  122. Twiss B.C. Managing technological innovation. Pitman, 1992. — 321 p.
  123. Zachman J. A. A Framework for Information System Architecture // IBM System Journal. 1987. — Vol. 26, No. 3. — P. 276−292.
Заполнить форму текущей работой